Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что положено ликвидаторам Чернобыльской аварии в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Денежных выплат много, все они выплачиваются в виде компенсаций – ежегодных, ежемесячных или единовременных. Но не все они значительные. Так ежемесячные выплаты (помимо пенсии) положены в 2019 году:
- инвалидам 1-3 групп, а также инвалидам вследствие катастрофы – ЕДВ от 2162 до 3782 руб.;
- ежемесячная компенсация на покупку продовольственных товаров – 942 руб. инвалидам и их детям, и по 628 руб. ликвидаторам и эвакуированным;
- ежемесячная компенсация возмещения вреда – 3939 руб. для инвалидов 3 группы, 9849 руб. для 2 группы и 19698 руб. для 1 группы, 984 руб. без установления инвалидности;
- компенсация за потерю кормильца – 238 руб.
Ежегодные компенсации включают такие виды:
- компенсация за вред здоровью – 1570 руб. инвалидам 1 и 2 групп, 1256 – инвалидам 3 группы;
- компенсация ликвидаторам и эвакуированным на оздоровление – от 314 до 942 руб.;
- компенсация детям, потерявшим кормильца – 314 руб.
Размер единовременной компенсации зависит от группы инвалидности и в 2019 году составляет 15701 до 31403 руб. Кроме того, семья может получить пособие на погребение чернобыльца в размере 11948 руб.
Размер указанных компенсаций и выплат ежегодно индексируется, а потому в 2020 году суммы будут выше.
Льготы ликвидаторам и гражданам, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС
Государство обязуется предоставить социальную поддержку и членам семей чернобыльцев. Прежде всего, это льготы вдовам чернобыльцев. Они получают:
- ежемесячную компенсацию на приобретение продовольствия;
- право на жилищные сертификаты, если нуждаются в жилье;
- компенсацию 50% оплаты коммунальных услуг;
- преимущественное обеспечение местами в пансионатах ветеранов или домах-интернатах для престарелых и инвалидов.
Если вдова была нетрудоспособна на момент смерти чернобыльца, она может получать компенсацию по потере кормильца. Кроме того, у вдов сохраняется право на получение одновременно двух пенсий – пенсии по потере кормильца и страховой пенсии по старости.
Льготы детям чернобыльцев еще уже. Если родитель-чернобылец скончался, они могут получать пенсию по утрате кормильца + компенсацию по утрате кормильца. До достижения 18 лет они также могут получать ежемесячную денежную выплату, положенную инвалидам и компенсацию на приобретение продовольствия. Кстати, право на ЕДВ сохраняется и за внуками. Кроме того, за детьми умерших чернобыльцев сохраняется право на:
- жилищный сертификат;
- компенсацию 50% расходов на коммуналку;
- преимущественное право на сохранение рабочего места при сокращении.
Как видим, перечень льгот огромен. Другой вопрос, насколько хорошо работают механизмы их предоставления. И судя по постоянным жалобам со стороны чернобыльцев, они-то как раз оставляют желать лучшего.
Ликвидаторам последствий аварии на чернобыльской АЭС предоставляют различную социальную поддержку. Например, чернобыльцам выплачивают деньги на ежемесячную оплату ЖКХ и оформляют льготы, при применении которых восстанавливают утраченное здоровье.
На заметку! В 2021 году правительство России планирует ввести новые законы, по которым ликвидаторы ЧАЭС получат повышение размера ежемесячных выплат. Пособия повысят и тем чернобыльцам, кто после аварии стали инвалидом и получил 1,2 или 3 группу.
Вышеприведенные льготы предоставляют и вдовам, при утере кормильца. В этой ситуации оформляют различные выплаты.
Важно! Овдовевшим женам или мужьям дают 50% скидку на оплату ЖКХ. Подобную господдержку распространяют на большинство коммунальных услуг. После смерти мужа-чернобыльца (основного кормильца) вдовам ежемесячно выплачивают 6199,81 руб.
Чернобыльцам оформляют и различные налоговые вычеты. Так, инвалидам ВОВ или иных боевых действий уменьшают размер ежемесячных доходов при подсчете НДФЛ.
Важно! Героям РФ, СССР и инвалидам 1, 2 группы снижают налогооблагаемую базу по всем доходам. В итоге, размер НДФЛ становится меньше.
Пособие чернобыльцам на 2022 2024
При получении статуса «чернобылец» и соответствующего удостоверения идут в местное Управление соцзащиты населения. При этом заранее подготавливают необходимую документацию.
Важно! При получении господдержки также обращаются в местный орган соцзащиты — лично или через МФЦ. При оформлении некоторых видов выплат составляют заявление и берут необходимые справки с места работы или учебы.
К категории «чернобылец» согласно Разделу II Закона 1 относится широкий спектр лиц – не только непосредственные ликвидаторы аварии, но также те, кто проживал близко к ЧАЭС, и другие работники станции.
Территория, которая претерпела воздействие радиации, на законодательном уровне условно разделена на 4 зоны:
- Отчуждения. Непригодные для жизни земли, которые получили наибольшую степень радиации.
- Отселения. Площади, с которых выселялись люди из-за превышения радиационного фона, но на которые можно вернуться в случае его нормализации.
- Проживания с правами на отселение. Территории, также получившие радиацию, однако жители которых имели право самостоятельно принять решение – уезжать или остаться.
- Проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Независимо от того, в какой зоне проживал или работал человек, он наделен правом возмещения вреда, который причинила катастрофа 1986 г., а также получения социальной и материальной помощи.
Всего есть 4 категории чернобыльцев:
- Первая. К ней относятся ликвидаторы, которые стали инвалидами из-за пребывания в очаге катастрофы или получили лучевое заболевание.
-
Вторая. В нее входят ликвидаторы, которые находились определенное время в зоне отчуждения:
- с момента происшествия и до 01.07.1986 года — вне зависимости от длительности пребывания;
- с 01.07.1986 г. по 31.12.1986 года — от 5-ти суток;
- в течение 1987 года — от 14 суток;
- те, кто эвакуировался из зоны отчуждения (в том числе – в утробе матери) и обязательного выселения;
-
Третья. Не ликвидаторы, но те, кто:
- находился в области отчуждения с 1 июля по 31 декабря 1986 года — до 5 суток;
- пребывал в ней на протяжении 1987 года — до 14 суток;
- был там с 1988 по 1990 годы – от 1 месяца;
- работал в пунктах санобработки граждан в течение 1986 года — от 14 суток;
- жил в зонах обязательного и добровольного переселения, но не вошел в предыдущую категорию.
- Четвертая. Это постоянно проживающие в зоне радиологического контроля усиленного режима, если до 1993 года они прожили там от 4 и более лет.
То есть независимо от того, был ли человек фактическим ликвидатором или просто проживал на то время в Чернобыле и окрестностях, за ним закрепляется соответствующий статус с возможностью воспользоваться целым рядом льгот.
Как такового понятия «чернобыльской пенсии» не существует. Чернобыльцы получают свою пенсию в повышенном по сравнению с обычной пенсией размером либо как инвалиды, либо по старости лет. Пенсионный возраст чернобыльцев наступает раньше, чем у других категорий работников. На сколько именно – зависит от льготной категории и стажа.
При этом возраст, в который чернобылец может выйти на пенсию, не должен быть менее 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (то есть максимально уменьшить пенсионный возраст можно на 10 лет).
Также чернобыльская, как ее обычно называют, пенсия выплачивается вдовам ликвидаторов.
Размер льготной пенсии чернобыльцев-инвалидов указан в таблице ниже.
Инвалидность | Ежемесячный размер* |
1 группа | 23 845,45 |
2 группа | 11 922,73 |
3 группа | 5 961,36 |
* — может изменяться из-за индексации
Налоговые льготы ликвидаторам аварии на чернобыльской АЭС и тем, кто пострадал от радиационного влияния, можно разделить на виды по типу налога:
- Земельный налог. Им предоставляется возможность снижения налоговой базы на сумму, которая налогом не облагается, то есть на 10 тыс. руб. Такой возможностью чернобыльцы наделяются только в отношении земли, которая им принадлежит или находится в бессрочном использовании или пожизненном владении наследуемого типа. На местах могут вводиться дополнительные «бонусы» — информацию о них нужно уточнять в местном фискальном органе.
- Транспортный налог. Определяется местными властями, на федеральном уровне – не предусмотрен. Например, в Москве чернобыльцы не платят налог на 1 ТС, которое зарегистрировано на них, если его мощность не более 200 лошадиных сил. Но к таким ТС не относятся моторизированные сани, снегоходы, воздушный и водный транспорт.
- Имущественный сбор. В 2019 году были введены новые льготы в отношении уплаты имущественного сбора. До этого момента чернобыльцы вообще не вносили в казну налог на имущество, но теперь они освобождаются от его уплаты только за один объект по выбору налогоплательщика.
- НДФЛ. Ст. 218 НК РФ предусмотрено предоставление налоговых вычетов в размере 500 или 3000 рублей в зависимости от чернобыльской категории.
Обратите внимание! Налоговые вычеты стандартной группы не суммируются – предоставляется только один – больший по размеру.
Трудовые права чернобыльцев защищаются ТК РФ в усиленном режиме, а именно – они пользуются следующими трудовыми льготами:
- Не подпадают под сокращение кадров в случае его проведения на предприятии.
- Наделены правом обязательного обеспечения рабочим местом в случае переезда.
- У них на протяжении 4-х месяцев сохраняется средняя заработная плата и не прерывается стаж при увольнении с предыдущего места работы.
- Чернобыльцы получают доплату до размера прежнего заработка, если их перевели по медицинским показаниям на место с меньшей зарплатой.*
- В плане отпуска они вольны сами выбирать его дату, а не идти на ежегодный отдых тогда, когда скажет работодатель.
- Кроме основного отпускного периода, который оплачивается всем работникам по ТК РФ, чернобыльцы имеют право раз в 12 месяцев воспользоваться дополнительными 14 днями оплачиваемого отпуска.
* — доплата производится за счет работодателя до полного восстановления трудоспособности или получения группы инвалидности.
Обратите внимание! Трудовые льготы персонифицированы, то есть ими могут пользоваться только сами чернобыльцы. Они не распространяются на близких родственников ни при жизни, ни после смерти, как другие виды льгот.
К этой группе можно отнести те, которые наделяют чернобыльцев определенными преимуществами в социуме из-за того, что им пришлось устранять последствия либо находиться в тот момент рядом с ЧАЭС, переняв весь мощный удар радиации на себя.
К списку социальных льгот относятся:
- приобретение лекарств в аптеках и получение медицинских услуг в поликлиниках вне очереди;
- покупка медикаментов по льготным рецептам;
- предоставление мест в домах престарелых во внеочередном порядке;
- обслуживание пенсионеров-чернобыльцев в тех поликлиниках, к которым они были прикреплены до выхода на пенсию;
- зачисление детей в детсады, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа без очереди с выплатой компенсации в размере 90 рублей на питание;
- обеспечение местами в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме в первую очередь.
Статус чернобыльца подтверждает удостоверение. Оформить его можно в органах соцзащиты по месту проживания, обратившись туда с заявлением и предоставив следующую папку с бумагами:
- паспорт;
- свидетельство о рождении ребенка;
- справку, что на момент аварии чернобылец имел регистрацию в соответствующем населенном пункте;
- справку об инвалидности;
- подтверждение участия в ликвидации;
- бумаги, подтверждающие родство с чернобыльцем, пр.
В каждом конкретном случае – список документов может варьироваться, поэтому если есть возможность – лучше уточнить этот момент в соцзащите.
Подать документы на удостоверение чернобыльца можно несколькими способами:
- совершив визит в соцзащиту;
- лично в МФЦ;
- онлайн через сайт госуслуги.
На оформление документа уходит до 10 дней.
Ликвидаторы, принимавшие участие в работах в пределах 10-километровой зоны в 1986 г. или не менее 10 суток в 1987-м, имеют право уйти на пенсию на 10 лет раньше общеустановленного пенсионного возраста. Мужчины этой категории в 2021 г. — в 52 года 6 месяцев, женщины — в 47 лет 6 месяцев, в 2022-м — в 53 года или 48 лет соответственно.
На 5 лет снижен пенсионный порог для лиц, участвовавших в работах в пределах 30-километровой зоны в 1986–1987 гг., при наличии инвалидности независимо от ее причины. При этом нельзя забывать, что и на данный вид пенсии распространяется требование иметь установленную продолжительность общего и страхового стажа (общего не менее 25 лет для мужчины и 20 лет для женщины, страхового в 2021-м — 18 лет, в 2022-м — 18 лет 6 месяцев и т. д. до постепенного выхода согласно пенсионной реформе на цифру в 20 лет).
Ликвидаторам установлены надбавки к пенсии: при наличии удостоверения с правом на льготы по ст. 19 закона ЧАЭС — 50 % минимального размера пенсии по возрасту (сейчас это 32,86 рубля), по ст. 20 за работу в 1988–1989 гг. в 30-километровой зоне — 25 % (16,43 рубля).
Инвалиды ЧАЭС имеют право выйти на пенсию на 10 лет раньше, также при условии наработки определенного законодательством стажа.
Надбавки к пенсии при наличии удостоверения с правом на льготы по ст. 18 закона ЧАЭС начисляются в следующем размере: I группа инвалидности, дети-инвалиды до 18 лет — 100 % минимального размера пенсии по возрасту (65,72 рубля), II группа — 75 % (49,29 рубля); III группа — 50 % (32,86 рубля).
Немаловажный момент: порядок определения заработка и исчисления пенсий по инвалидности ЧАЭС имеет свои особенности и отличается от определения размера аналогичных пенсий, не связанных с чернобыльской трагедией.
Отселенцам при наличии удостоверения с правом на льготы по ст. 24 закона ЧАЭС положена надбавка в размере 25 % минимального размера пенсии по возрасту (16,43 рубля).
Для всех перечисленных категорий граждан определено льготное исчисление стажа работы (службы), протекавшей на территориях радиоактивного загрязнения. Так, за данную деятельность с 26.04.1986 по 31.12.1987 непосредственно на эксплуатации станции и в зоне эвакуации (отчуждения) указанный период будет включен в стаж в трехкратном размере; с 01.01.1988 — в полуторном размере. При работе в зонах первоочередного и последующего отселения с момента катастрофы год также идет за полтора.
Специалист напомнила, что по всем вопросам пенсионного обеспечения следует обращаться в органы по труду, занятости и социальной защите по месту жительства либо в комитет по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома.
В истории СССР были крупные техногенные катастрофы, некоторые из них привели к радиоактивному заражению местности и нанесли ущерб огромному количеству людей. Самая печальная катастрофа – авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 года. Но были также и другие аварии. Так, 29 сентября 1957 года произошла «Кыштымская авария» – катастрофическая ситуация на химическом комбинате «Маяк» (закрытый город Челябинск-40, в настоящее время – Озерск). Взорвалась емкость с радиоактивными отходами. Однако еще с 1948 года радиоактивные отходы сливались в реку Теча. Кроме того, с 1949 года советские власти проводили ядерные испытания на Семипалатинском испытательном полигоне (сейчас территория Казахстана). Из-за несовершенства технологий территория оказалась зараженной, негативные последствия для здоровья и сейчас ощущают военнослужащие, работники полигона, жители окружающих населенных пунктов.
Для обеспечения социальной защиты пострадавших был принят Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Нормы этого закона распространяются и на пострадавших при других техногенных катастрофах с радиационным заражением.
Пострадавшие в результате аварии на ЧАЭС и других техногенных катастроф имеют право на несколько видов выплат:
- ежемесячная денежная выплата (ЕДВ), а также получение набора социальных услуг;
- пенсия по инвалидности (если пострадавший имеет инвалидность);
- социальная или страховая пенсия.
Ежемесячная денежная выплата назначается Пенсионным фондом РФ, ее размер индексируется каждый год и неизменный для всех субъектов РФ. Данные о суммах ЕДВ и категориях получателей – в таблице.
Категории | Сумма, рублей |
---|---|
— инвалиды из-за аварии на ЧАЭС; — ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС; — дети-инвалиды, вследствие аварии на ЧАЭС; — инвалиды из-за профзаболеваний. связанных с лучевым воздействием; — ставшие инвалидами из-за аварии на ПО «Маяк»; — направленные на ликвидацию последствий аварии на ПО «Маяк» в 1957-1958 годах |
2 590,24 |
— получившие лучевую болезнь из-за аварии на ЧАЭС; — ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС в 1988-90 годах; — эвакуированные в 1986 году из зоны отчуждения; — дети, страдающие болезнями из-за аварии на ЧАЭС; — получившие профзаболевания из-за лучевого воздействия; — получившие суммарную эффективную дозу облучения свыше 25 сЗв (бэр) — получившие лучевую болезнь из-за аварии на ПО «Маяк»; — направленные на ликвидацию последствий аварии на ПО «Маяк» в 1959-1961 годах; — эвакуированные и выехавшие из зоны загрязнения (ПО «Маяк» и р. Теча) |
2 073,51 |
— дети до 18 лет, дети 1 и 2 поколений, проживающие в зоне заражения; — дети 1 и 2 поколений, страдающие заболеваниями из-за воздействия радиации на родителей |
1 295,13 |
— дети до 18 лет, проживающие в зоне с льготным социально-экономическим статусом | 778,41 |
— получившие суммарную эффективную дозу облучения от 5 до 25 сЗв (бэр); — дети до 18 лет, дети 1 и 2 поколений, эффективную дозу облучения свыше 5 сЗв |
649,23 |
— проживающие или работающие в зонах проживания с правом на отселение; с льготным социально-экономическим статусом; в зоне отселения; — проживающие в населенных пунктах, где доза облучения свыше 1 мЗв (0,1 бэр) |
518,37 |
Согласно законодательству, все получатели ЕДВ имеют право на получение набора социальных услуг (НСУ), в которых входят:
- обеспечение лекарствами согласно рецепту врача и в пределах стандартов медицинской помощи;
- оплата санаторно-курортного лечения согласно назначениям врача;
- бесплатный проезд к месту санаторно-курортного лечения.
НСУ можно получить как в натуральной форме, так и в денежной. Изначально условия получения социальных услуг для «чернобыльцев» отличаются от других категорий – утвержденные суммы ЕДВ уже учитывают получение набора в денежной форме.
Если же льготник желает получать бесплатные лекарства, санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд к нему, он подает соответствующее заявление, но в таком случае стоимость набора социальных услуг вычитается из суммы ЕДВ (в 2018 году сумма равна 1075,19 рублей).
Отдельные категории льготников вправе улучшить жилищные условия за счет жилищной субсидии от федерального бюджета. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 вставшие на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий граждане, которые были подвержены радиационному воздействию из-за аварий на ЧАЭС и ПО «Маяк», имеют право на обеспечение жильем.
Условия выделения жилищной субсидии не отличаются от других аналогичных категорий: субсидия выделяется, исходя из норматива площади на каждого льготника и средней цены квадратного метра жилой площади в каждом конкретном регионе.
Как пятьдесят тысяч ликвидаторов аварии в Чернобыле остались без льгот
Для того, чтобы воспользоваться полагающимися льготами и выплатами, нужно, прежде всего, получить соответствующее удостоверение:
- удостоверение единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- удостоверение гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
В апреле 2018 года в Госдуму партией «Справедливая Россия» были внесены законопроекты, касающиеся повышения социальных стандартов для участников ликвидации аварии на ЧАЭС. В частности, предложено назначать льготы и компенсации расходов на ЖКХ для проживающих в любом жилье, а не только в государственном, муниципальном или приватизированном жилом фонде. Это направлено, прежде всего, на тех, кто приобрел за последние годы жилье в собственность. Также предложено установить памятную дату (день участников ликвидации) на 30 ноября каждого года.
В мае 2018 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Согласно закону, меры социальной поддержки, предусмотренные для детей, предоставляются детям вне зависимости от места рождения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2018 г. № 74 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2018 году» были проиндексированы выплаты пострадавшим от радиационных аварий. На 2018 год установлен коэффициент индексации, равный 1,025.
Законодательство в сфере социальной защиты пострадавших в результате аварии на ЧАЭС и других техногенных катастроф достаточно четко регламентирует порядок присвоения статуса «чернобыльца» и предоставления льгот и выплат. Тем не менее, значительная часть льгот устанавливается на уровне регионов, поэтому у получателей иногда возникают проблемные ситуации.
Поскольку авария на ЧАЭС произошла до распада СССР, ликвидаторы последствий аварии получили впоследствии разные гражданства. Однако российские органы социальной защиты иногда необоснованно отказывают родственникам умерших ликвидаторов аварии из-за того, что на момент смерти они могли иметь иное гражданство, чем СССР и РФ. Такие отказы незаконны, поскольку меры социальной поддержки, согласно законодательству, распространяются на семьи умерших ликвидаторов аварии, без уточнения обязательного наличия определенного гражданства.
При этом некоторые отказы вполне обоснованы. Например, компенсации или льготы по оплате услуг ЖКХ полагаются непосредственно самому участнику ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Если за льготами обратится его вдова или другие родственники, им будет отказано на полном основании.
Среди нерешенных на данный момент проблем и отказ в предоставлении льгот на оплату ЖКХ для проживающих в приобретенной жилой недвижимости. Согласно действующему законодательству такие льготы получают только проживающие в государственном, муниципальном и приватизированном жилье. Есть перспективы того, что Госдума в скором времени проголосует за соответствующий законопроект и проблема исчезнет.
Настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
Настоящий Закон в части, определяющей условия проживания населения на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, основывается на следующих положениях:
1. Основным показателем для принятия решения о необходимости проведения защитных мероприятий, а также возмещения вреда является уровень дозы облучения населения, вызванного радиоактивностью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
2. Является допустимым и не требующим каких-либо вмешательств дополнительное превышение (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующее в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, не превышающую 1 мЗв (0.1 бэр).
3. Защитные мероприятия (контрмеры) проводятся при дополнительном превышении (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующем в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, превышающую 1 мЗв (0.1 бэр) в год.
Комплекс защитных мероприятий должен быть направлен на постоянное снижение дозовой нагрузки (в том числе за счет уменьшения загрязнения продуктов питания) при одновременном ослаблении ограничений привычного образа жизни. Оптимизация достижения этих целей осуществляется с учетом условий непревышения средней эффективной эквивалентной дозы облучения населения 5 мЗв (0,5 бэр) в 1991 году и максимально возможного, оправданного экономическими и социальными факторами снижения этой дозы до 1 мЗв (0,1 бэр) в год. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)
4. Необходимо завершение обязательного отселения граждан из населенных пунктов, указанных в Единой государственной программе по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на 1993 — 1995 годы и на период до 2000 года.
5. Гражданин, проживающий на загрязненной радионуклидами территории за пределами зоны отчуждения и зоны отселения, из которых население подлежит обязательному отселению в соответствии со статьей 9 настоящего Закона, имеет право на основании предоставляемой ему объективной информации о радиационной обстановке, дозах облучения и возможных их последствиях для здоровья самостоятельно принимать решение о дальнейшем проживании на данной территории или переселении на другое место жительства. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)
Действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:
из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)
на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр);
на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км.
Указанные территории подразделяются на следующие зоны:
зона отчуждения;
зона отселения;
зона проживания с правом на отселение;
зона проживания с льготным социально — экономическим статусом.
Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)
Плотность радиоактивного загрязнения почв территорий населенных пунктов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС определяется в соответствии с актами, принятыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в области мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды. (в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 509-ФЗ)
Зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 — 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года — зоной отселения) — территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)
В зоне отчуждения на территории Российской Федерации запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование. Перечень видов хозяйственной деятельности, порядок ее организации и природопользования в зоне отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)
Зона отселения — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/кв. км, или стронцием-90 — свыше 3 Ки/кв. км, или плутонием-239, 240 — свыше 0.1 Ки/кв. км.
На территориях зоны отселения, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/кв. км, а также на территориях этой зоны, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5.0 мЗв (0.5 бэр), население подлежит обязательному отселению, переселению людей на указанные территории зоны отселения вплоть до снижения риска радиационного ущерба до установленного приемлемого уровня запрещается. На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства, также имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.
В зоне отселения обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровней облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.
Режим проживания жителей в зоне отселения, порядок хозяйственного использования ее территории устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Льготы чернобыльцам в 2021 году
Для оформления ежемесячной выплаты чернобыльцам, проживающим в чернобыльской зоне и другим категориям получателей нужно подготовить комплект необходимых документов. С документами нужно обращаться в территориальное отделение ПФР или в МФЦ.
- Если гражданин проживает в стационарном учреждении соц. обслуживания, обращаться нужно в ПФР по месту нахождения учреждения.
- Если выплаты оформляются несовершеннолетнему или недееспособному лицу, документы подают по месту жительства получателя либо его родителя, попечителя, опекуна. При этом, если родители ребенка живут раздельно, документы нужно подавать по месту жительства родителя, с которым проживает ребенок.
- Ребенок старше 14 лет может обратиться за назначением самостоятельно.
Подать заявление о назначении ЕДВ также можно через портал Госуслуги или Личный кабинет на сайте ПФР, для доступа в который тоже нужна учетная запись от Госуслуг. При этом при формировании заявления на электронную услугу нужно выбрать категорию, к которой относится получатель выплат.
С 1 июля нынешнего года в Украине планировалось увеличить пенсии ликвидаторам и пострадавшим от Чернобыльской катастрофы. Однако депутаты, которые должны были принять соответствующий закон, нашли для себя более насущные занятия и отложили рассмотрение проекта, поданного правительством, на последний момент. Как результат, окончательное голосование состоялось лишь 29 июня.
Понятно, что хоть президент и подписал документ в тот же день, ввести его в действие вовремя уже не было никакой возможности. Поэтому новый порядок расчета чернобыльских пенсий будет введен только с 1 января следующего года.
Однако часть положений все же заработает с 1 июля.
Какие же изменения ждут чернобыльцев в свете нового закона? Их немного, но они снимают часть ограничений, существовавших ранее при начислении пенсий.
В частности, согласно статье 53 закона «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», общая сумма доходов чернобыльцев и семей, получающих ежемесячную компенсацию из-за утраты кормильца вследствие Чернобыльской катастрофы, была ограничена и не должна была превышать размер десяти прожиточных минимумов, установленных для лиц, утративших трудоспособность. На сегодняшний день это 18 540 гривен. Соответственно, если доходы пенсионера или семьи погибшего превышали эту сумму, пенсия урезалась.
Новый закон снимает это ограничение и устанавливает, что «дополнительная пенсия за вред, причиненный здоровью, и ежемесячная компенсация семьям за утрату кормильца вследствие Чернобыльской катастрофы, выплачиваются полностью, независимо от заработной платы, пенсии или иного дохода».
На четвёртом энергоблоке Чернобыльской АЭС произошла авария, ставшая крупнейшей катастрофой в истории атомной энергетики…
Уже прошло 33 года, со дня аварии на ЧАЭС, но до сих пор мы видим её последствия…
По состоянию на 01.01.2020 года — 20 212 пострадавших от последствий аварии на ЧАЭС
Участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС 10 248, в т.ч. инвалидов 5227 чел.
Потерпевших от Чернобыльской катастрофы 5285, в т.ч. 942 инвалида
164 участников других ядерных испытаний, в т.ч. 51 инвалидов
1946 вдов, умерших чернобыльцев, смерть которых связана с последствиями аварии на ЧАЭС
Льготы пострадавшим в результате Чернобыльской и других радиационных катастроф
32294
59729
53890
20795
Фото 7987
ЕДВ чернобыльцам и проживающим в чернобыльской зоне
Фото 6818
Люди, которые предотвратили губительное воздействие радиационных отходов на окружающую среду и распространение опасных веществ на большие территории, заслужили определенные льготы. В перечень привилегий участникам ликвидации аварий входят следующие выплаты и льготы:
Льгота, выплата | Комментарий |
ЕДВ (ежемесячная денежная выплата) | Представляет собой фиксированную сумму, в которую входит стоимость социального пакета услуг (льготные лекарства, путевки в санаторий, протезирование, проездной). Выплата будет индексироваться ежегодно, если получатель отказался (частично или полностью) от социальных услуг. |
Обслуживание без очередей в аптечных пунктах, медицинских центрах и поликлиниках | На внеочередное обслуживание можно претендовать и в любых кассах и магазинах. |
Преимущественное право на сохранение рабочего места при проведении на предприятии штатно-организационных мероприятий (при этом не учитывается длительность трудового стажа) | Если компания подлежит полной ликвидации, или ее реорганизуют, ликвидатор аварии имеет право на первоочередное трудоустройство. |
Зачисление ребенка ликвидатора аварии в детский сад по месту жительства без ожидания очередей | А также предоставление бесплатных путевок в детские оздоровительные и лечебные учреждения, компенсация оплаты питания в упомянутых учреждениях. |
Предоставление участков земли под ИЖС | А также право внеочередного вступления в кооперативы некоммерческого характера — жилищные, гаражные, дачные и т.п. |
Преимущественное право зачисления в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, в пансионаты для ветеранов | Соответственно, для пожилых льготников, инвалидов и ветеранов. |
Уменьшение на половину стоимости жилищно-коммунальных услуг, а также оплаты занимаемой жилой площади при проживании льготника в квартире государственного или муниципального фонда | Скидка предоставляется при оплате отопления, водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, канализации, вывоза мусора, твердого топлива с учетом доставки (при отсутствии в частном доме центрального отопления). |
Предоставление квартиры по договору социального найма | Если ликвидатор аварии состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. |
Компенсация на покупку продуктов питания | Выплачивается ежемесячно |
Ежемесячная компенсация, положенная в качестве возмещения вреда здоровью | Выплачивается в случае, если ликвидатор аварии на «Маяке» или ЧАЭС стал нетрудоспособным, но инвалидная группа не была ему присвоена. |
Предоставление дополнительного отпуска с сохранением средней заработной платы в любое время года | Продолжительность — не более 2 недель |
Претендовать на получение льгот, установленных Правительством в качестве компенсации за утраченное здоровье, могут следующие категории лиц:
Получатели льгот | Комментарий |
Граждане, которые участвовали в период с 1957 по 1958 год в мероприятиях по ликвидации последствий катастрофы на ПО «Маяк». | Также люди, кто в период с 1949 по 1956 год реабилитировал территории вдоль реки Теча, в которую были сброшены радиационных отходы, и проводил защитные мероприятия по предотвращению распространения загрязнений. |
Медицинский персонал (младший, средний), а также врачи и сотрудники медицинских учреждений, пострадавшие от облучения при оказании помощи жертвам радиации с 26.04 по 30.06 1986 года | Кроме медицинских работников, которые по характеру своей проф. деятельности постоянно работают с какими бы то ни было источниками радиационных излучений. |
Военнослужащие и военнообязанные граждане, трудившиеся на объекте «Укрытие» в период с 1988 по 1990 год | Включая призванных на военные сборы |
Рядовые органов внутренних дел и начальствующий состав ОВД, проходившие службу в зоне отчуждения | В период с 1986 по 1987 год |
Военнослужащие и военнообязанные, которые были призваны на сборы или по долгу службы привлеченные к участию в мероприятиях по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в зоне отчуждения | Сюда включаются также представители летно-подъемного и инженерно-технического состава авиации (вне зависимости от рода выполняемых работ и дислокации). |
Ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской АЭС (1986-1987 гг.) в зоне отчуждения, участники мероприятий по эвакуации людей, с/х животных, ценностей | В том числе командированные и временно направленные в зону отчуждения лица. |
Ошибка: На льготы участникам ликвидации аварии на ЧАЭС претендует сотрудник медицинского учреждения. Он участвовал в оказании помощи пострадавшим от радиации в зоне отчуждения. По роду своей профессиональной деятельности врач работает с в условиях радиационного излучения.
Комментарий: Медицинскому персоналу, который ежедневно по роду своей деятельности сталкивается с радиационным излучением, не положены подобные льготы. Упомянутые лица получают льготы, положенные им по причине работы в опасных для здоровья условиях.
Ошибка: Гражданин, участвовавший в эвакуации людей из зоны отчуждения ЧАЭС, не претендует на льготы участникам ликвидации аварии на ЧАЭС. Причиной тому является тот факт, что он был направлен на работы в командировку.
Комментарий: Командированные и временно направленные на работу в зону отчуждения люди также имеют право на получение указанных льгот.