Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на добычу нефти в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Налоговый кодекс определяет большое количество дифференцированных ставок по НДПИ, которые соотносятся с конкретными типами полезных ископаемых. Во многих случаях эти ставки дополняются различными коэффициентами. В числе универсальных коэффициентов, которые могут быть применены при подсчете НДПИ для любого ископаемого, — коэффициент территории добычи. В числе тех, что установлены для отдельных видов сырья, — коэффициенты, используемые при расчете НДПИ на нефть, различные коэффициенты-дефляторы.
Налоговые ставки НДПИ в 2021 — 2022 годах
Изменилась по сравнению с изначальной концепцией Минфина и логика введения налога. Если раньше министерство хотело с помощью налога на ПНГ компенсировать выпадающие доходы бюджета от введения льгот для Приобского месторождения «Роснефти» и «Газпром нефти», то теперь вырученные деньги будут направляться на поддержку нефтегазохимии, следует из протокола совещания.
Правительство давно обсуждает введение налоговых вычетов на этан и СУГ (сжиженные углеводородные газы), которые используют химические компании в качестве сырья. Раньше в качестве источника для финансовой поддержки газохимии правительство обсуждало вариант повышения экспортных пошлин на СУГ. Теперь налог на ПНГ планируется ввести, «имея в виду отказ от изменения таможенной пошлины на СУГ», указано в документе.
С 2022 года, одновременно с введением НДПИ на ПНГ, переработчики этана и СУГ смогут получить налоговые вычеты: на этан — 9 тыс. руб. на тонну сырья, на СУГ — от 4,5 тыс. руб. за тонну с постепенным ростом до 7,5 тыс. руб. на тонну в 2026 году. При этом компании смогут претендовать на льготы только на сырье для новых предприятий, введенных с 1 января 2022 года, или в том случае, если инвесторы обязуются вложить не менее 65 млрд руб. в модернизацию заводов.
Налоговой базой является:
количество добытых полезных ископаемых – при добыче нефти, природного газа, газового конденсата (за исключением добытых на новых морских месторождениях углеводородного сырья), угля, а также многокомпонентных комплексных руд, добываемых на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Красноярского края;
стоимость добытых полезных ископаемых – при добыче других полезных ископаемых, а также при добыче нефти, природного газа, газового конденсата на новых морских месторождениях углеводородного сырья.
Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого.
Стоимость добытых полезных ископаемых определяется следующими способами:
- исходя из сложившихся цен реализации добытых полезных ископаемых;
- исходя из сложившихся цен реализации без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью;
- исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых. Способ оценки, исходя из расчетной стоимости полезных ископаемых, применяется в случае отсутствия их реализации в соответствующем налоговом периоде.
Расчеты:
1 Стоимость добытого полезного ископаемого = Количество добытого полезного ископаемого * Стоимость единицы добытого полезного ископаемого 2 Стоимость единицы добытого полезного ископаемого = Выручка от реализации добытого полезного ископаемого Количество реализованного добытого полезного ископаемого
или
Стоимость единицы добытого полезного ископаемого = Расчетная стоимость полезного ископаемого Количество добытого полезного ископаемого 3 Выручка от реализации полезных ископаемых = Цена без учета НДС и акциза — Сумма расходов налогоплательщика по доставке полезного ископаемого
Расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета, при этом применяется тот порядок признания доходов и расходов, который предусмотрен для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
При определении расчетной стоимости учитываются следующие виды расходов, связанные с добычей полезных ископаемых:
Прямые расходы.
Это могут быть материальные расходы, расходы на оплату труда, на амортизацию основных средств, используемых при добыче полезных ископаемых, суммы страховых взносов. Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с добычей полезных ископаемых. Указанные расходы, произведенные в течение налогового периода, распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства на конец налогового периода.
Косвенные расходы.
Это материальные расходы (за исключением относящихся к прямым), расходы на ремонт основных средств, расходы на освоение природных ресурсов, на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов, прочие расходы.
Косвенные расходы распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов. Сумма косвенных расходов, относящаяся к добытым полезным ископаемым, полностью включается в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых за соответствующий налоговый период.
Налог получил химическое обоснование
С 1 января 2020 года с целью компенсации дополнительных бюджетных расходов в связи с изменениями в 2019 году формулы демпфера (используемого в рамках возвратного акциза на нефтяное сырье), предполагающими увеличение размера акцизного вычета по сравнению с ранее действовавшей формулой, коэффициент КАБДТ, увеличивающий ставку НДПИ на нефть, был дополнен новой надбавкой (НБУГ), коррелирующей с параметрами демпфера.
С 1 апреля 2020 года новые морские месторождения углеводородного сырья, расположенные в Белом, Печорском, Охотском морях и южной части Баренцева моря, дата начала промышленной добычи углеводородного сырья на которых приходится на период после 1 января 2020 года, переведены в четвертую категорию сложности (наиболее льготную) для целей НДПИ.
В 2020 году принят ряд федеральных законов, предусматривающих существенное изменение фискального режима в нефтяной отрасли начиная с 2021 года. К новациям, имеющим наибольшее значение для Компании, относятся следующие.
При добыче нефти на участках недр, отвечающих установленным законом критериям (к которым относится Приобский участок недр), устанавливается налоговый вычет в размере 3 830 млн руб. в месяц до достижения накопленного объема вычета в сумме 460 млрд руб.
Вычет действует при условии заключения соглашения о добыче нефти с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (заключено ПАО «НК «Роснефть» и указанными федеральными органами исполнительной власти в январе 2021 года) и применяется в конкретном месяце в случае превышения стоимости цены нефти Urals над базовой ценой на нефть, установленной ст. 96.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, сумма вычета не может превышать размер условных дополнительных доходов федерального бюджета от применения вычета, определяемых как сумма НДПИ и экспортных пошлин от дополнительной добычи в результате применения вычета (разница между фактическим объемом добычи и базовым (в отсутствие вычета), зафиксированным в соглашении о добыче).
Как указывалось выше, начиная с 1 января 2021 года продлен срок применения нулевого НДПИ при добыче нефти на участках недр, отнесенных к пятой группе НДД: нулевая ставка действует до истечения 16 лет с начала промышленной добычи нефти на участке недр. Кроме того, увеличен предельный размер инфраструктурного вычета по НДПИ за счет снижения базовой цены для его расчета (Цбаз) до 25 долл. США / барр. на весь период, а также законодательно закреплено освобождение от экспортных пошлин на нефть на период действия льготных ставок НДПИ.
С 1 января 2021 года отменяются льготы по НДПИ для сверхвязкой нефти и для нефти, добываемой на выработанных участках недр (понижающий коэффициент Кв), при сохранении понижающего коэффициента к ставке НДПИ (Кдв) для выработанных залежей трудноизвлекаемой нефти.
Одновременно для выработанных участков недр введено право перехода на НДД – соответствующие участки отнесены к третьей группе НДД. При этом с 1 января 2024 года для таких участков установлен налоговый вычет в размере 20 % от суммы НДПИ, применяемый после достижения выработанности 80 % (при расчете степени выработанности для целей вычета учитываются приросты и списания запасов нефти после 2006 года, в отличие от аналогичного расчета, применявшегося при определении размера коэффициента Кв). Для выработанных участков в Охотском море указанный вычет действует с 1 января 2021 года.
Для разрабатываемого Компанией Русского месторождения, содержащего запасы сверхвязкой нефти, также введено право перехода на НДД.
С 1 января 2021 года отменяется действие особых формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин для отдельных участков недр, перечень которых был установлен Законом Российской Федерации «О таможенном тарифе», а также налоговый вычет по НДПИ при добыче нефти на таких участках. Соответствующие участки могут быть переведены на НДД, решение о переходе должно быть принято до конца 2021 года.
Как отразятся на добыче нефти изменения налоговых условий в отрасли
Теоретически нефтегазовые компании могли бы вкладывать часть прибыли в другие проекты, чтобы защищать себя от рисков и развивать экономику страны. Но есть ограничения — деньги и умения.
Нужны деньги, чтобы вкладываться в новые проекты. У нефтяных компаний не так много денег, как принято считать: цены на нефть снижаются, а налоги на добычу ископаемых и вывозные пошлины — нет. Сейчас задача этих компаний — хотя бы остаться при своих.
Нужны умения. Умение вкладывать деньги в новые проекты и выводить их на стабильную прибыль — удел немногих людей и фирм на рынке. Так происходит во всём мире, не только в России.
Примеров, когда крупная компания создает и развивает бизнес в другом секторе, практически нет, зато есть обратные. Например, когда появились персональные компьютеры, из всех производителей перестроиться смогла только Ай-би-эм, IBM, но и для нее это был тяжелый процесс. Еще пример неудачи — Кодак: компания потеряла гигантский рынок, когда появилась цифровая фотография.
Крупные компании не могут развивать новые секторы экономики — как правило, это способен делать только малый бизнес. Пример опять-таки можно увидеть в айти: практически весь этот сектор начинался в гаражах, а не в офисах крупных компаний.
Простого рецепта, как перестать зависеть от нефти и газа, нет, — это медленный и сложный процесс. Для России выход из зависимости от нефти связан с развитием малого и среднего бизнеса. Если во всём мире на малый и средний бизнес приходится около 60% экономики, у нас только 15% — есть куда расти.
Надеяться, что государство начнет развивать малый бизнес, не стоит. Государству интересны только те сегменты, которые уже сейчас приносят деньги, — это нефть и газ. Малый бизнес должен развиваться сам, постепенно вырастая до среднего и крупного.
Малый бизнес должен развиваться сам, постепенно вырастая до среднего и крупного
Еще один способ повлиять на ситуацию — участвовать в выборах. Предприниматели, самозанятые и наемные сотрудники могут голосовать на районных и муниципальных выборах за депутатов, которые поддерживают малый бизнес. И так постепенно продвигать их на более высокий уровень.
Россия — не первая страна, которая попадает в зависимость от сырья. С такой ситуацией в разные годы сталкивались Голландия, Саудовская Аравия, США. То, что у нас происходит с нефтью и газом, называется голландской болезнью.
Голландская болезнь
Голландской болезнью называют ситуацию, когда национальная валюта укрепляется на фоне бума в отдельном секторе экономики. Такое укрепление негативно влияет на экономику страны в целом, и обычно случается после открытия крупных месторождений нефти или газа, либо с ростом цен на них.
В 1959 году в Голландии открыли крупное газовое месторождение. Его быстро освоили и стали экспортировать газ в больших объемах. Через двадцать лет зависимость от газа привела к росту инфляции и безработицы, падению экспорта другой продукции и снижению доходов.
Процесс выглядит так: страна экспортирует нефть или газ и получает приток иностранной валюты. За счет этого притока укрепляется национальная валюта, и цены на другие товары страны растут. Товары становятся неконкурентоспособны на внешних рынках — они стоят дороже, чем такие же товары других стран. Компании не могут продавать прежний объем товаров из-за падения спроса и вынуждены увольнять людей и сокращать производство.
Рост доходов, которые страна получает от экспорта сырья, приводит к росту спроса и цен на неторгуемые товары — это те товары, что нельзя экспортировать, например квартиры и дома. Это тоже ведет к инфляции.
Из-за притока денег в экономику от экспорта сырья, у государства исчезает мотивация развивать другие секторы экономики. Особенно технологии и науку, которые как раз и определяют рост экономики в долгосрочной перспективе.
Чтобы решить проблему, нужно:
- замедлять роста национальной валюты. Для этого доходы от экспорта сырья не пускают на рынок, а переводят в стабилизирующий фонд;
- развивать другие сектора экономики.
При этом часть денег от экспорта сырья инвестируют в образование, аграрный и промышленный секторы экономики;
В Голландии проблему сырьевой зависимости решили с помощью диверсификации экономики: государство помогало малому бизнесу и постепенно избавилось от зависимости. Проблема в том, что Голландия — это демократическая страна, а Россия — не совсем.
Но Россия — не та страна, на которой нужно ставить крест. У нас есть возможности, умное население, немало специалистов с хорошим экономическим образованием и опытом в бизнесе. К тому же Центробанк работает над замедлением роста национальной валюты и формирует стабилизирующие фонды. При нормальных условиях несырьевая экономика будет развиваться успешно и быстро. Так что не всё так плохо.
Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо УФНС России по вопросу определения значения показателя Дм в случае применения коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть (Кц), в значении, равном нулю, и сообщает следующее.
Ставка налога на добычу полезных ископаемых (далее — НДПИ) при добыче нефти определяется в порядке, установленном подпунктом 9 пункта 2, пунктом 3 статьи 342, статьей 342.5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).
Так, в редакции указанных норм, действующих до 01.01.2021, ставка НДПИ при добыче нефти рассчитывалась по формуле:
Ставка налога = 919 рублей * КЦ — ДМ,
при этом значение показателя ДМ определялось по формуле:
ДМ = КНДПИ х КЦ х (1 — КВ х КЗ х КД х КДВ х ККАН) — КК — КАБДТ — КМАН х СВН.
На основании пункта 3 статьи 342 Кодекса коэффициент КЦ принимается равным нулю при добыче нефти из конкретной залежи углеводородного сырья, отнесенной к баженовским, абалакским, хадумским или доманиковым продуктивным отложениям в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых.
Таким образом, в случае добычи нефти из залежи углеводородного сырья, отнесенной к одному из указанных продуктивных отложений, для которого коэффициента КЦ равно нулю, и коэффициенты КВ, КЗ, КД, КДВ и ККАН равны 1, значение ставки НДПИ будет определяться исходя из значения показателей КК, КАБДТ, КМАН и СВН (позиция Минфина России по данному вопросу отражена в письме от 29.12.2017 N 03-06-05-01/89037, доведенном письмом ФНС России от 12.01.2018 N СД-4-3/269@).
Действующая в настоящее время форма налоговой декларации по НДПИ, а также порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 20.12.2018 N ММВ-7-3/827@.
Согласно пункту 4.7 Порядка заполнения налоговой декларации по НДПИ (далее — Порядок) подраздел 2.1.2 раздела 2 декларации «Данные о количестве нефти, добытой из залежи углеводородного сырья» заполняется, в том числе, в случае добычи нефти из залежи углеводородного сырья, отнесенной к баженовским, абалакским, хадумским или доманиковым продуктивным отложениям.
Порядок расчета суммы налога по нефти, добытой из залежи (строка 260 подраздела 2.1.2 раздела 2 декларации) установлен в п. 4.7.11 Порядка.
ФНС России отмечает, что отсутствие закрепленного в Порядке алгоритма расчета суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, по нефти, добытой из залежи углеводородного сырья, отнесенной к баженовским, абалакским, хадумским или доманиковым продуктивным отложениям, не может влиять на обязанность налогоплательщиков, добывающих нефть из таких залежей, по уплате НДПИ, установленную Кодексом.
В этой связи, при исчислении НДПИ за налоговые периоды 2019 — 2020 годов в отношении нефти, добытой из указанных продуктивных отложений, налогоплательщик обязан исчислить и уплатить в бюджет налог в порядке, установленном главой 26 Кодекса.
Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса |
Д.С. Сатин |
Согласно НК РФ полезное ископаемое — это продукт горнодобычи и карьерной разработки, содержащийся в минеральном сырье. Продукция должна соответствовать стандарту.
Добыча полезных ископаемых лицензируется государством. Организации и ИП, получившие такое разрешение на пользование недрами, ставятся в ФНС на особый учет не позднее 30 дней после получения. По общему правилу регистрация добытчика ископаемого сырья производится по месту нахождения участка недр. Если же он расположен вне территории страны, плательщик налога ставится на учет по месту его нахождения.
Берется в расчет твердая ставка. Она умножается на показатель Еут – значение единицы условного топлива и Кс – коэффициент, показывающий степень сложности добычи указанных ПИ.
Если говорить о конденсате газа, то применяется еще и показатель Ккм – корректирующего характера – ставку по конденсату необходимо умножить на него. Расчеты по природному газу предполагают, что произведение базовой ставки, Еут и Кс увеличивается (суммированием) на показатель транспортных затрат Тг.
Методики расчета и пояснения к ним можно найти в ст. 342.4 НК. Как уже отмечалось, по газу, конденсату и нефти могут применяться ставки 0% согласно ст. 342-1 НК.
Ставка по нему в рублях за тонну, учитываются и дефляторы — коэффициенты, устанавливающиеся приказами Минэкономразвития поквартально, по разновидностям углей.
НДПИ можно уменьшить на затраты, касающиеся охраны труда (ст.343.1 НК). Они берутся как налоговый вычет по НДПИ или входят базу по налогу на прибыль (гл. 25 НК). Указанная статья предполагает применение коэффициента Кт при исчислении предельного вычета по налогу. Он учитывает насыщенность пласта метаном и степень опасности самовозгорания угля. Расчет показателя делается по правилам, утверждаемым Правительством (№462 от 10/06/11 г.). Сумма налога умножается на этот коэффициент, по местам добычи ПИ. Предельная величина Кт — 0,3.
Они учитываются согласно:
- ФЗ-41 от 26/03/98 г.«О драгметаллах»;
- правительственному постановлению №731 от 28/09/2000 г.
В указанных документах содержатся правила учета, хранения этого вида ПИ, подготовки отчетности по ним. Добытые драгметаллы оцениваются исходя из реализационных цен на химически чистый металл (без НДС), уменьшенных на затраты по очистке от примесей, доставки до потребителя.
Если в текущем периоде информация о ценах отсутствует, берутся расчеты за предыдущие месяцы. Стоимость единицы добытого ПИ определяется с учетом доли химически чистого драгметалла в единице добытого ПИ и стоимости единицы очищенного металла.
Иными словами, стоимость единицы добытого ПИ = доля чистого металла в добытом ПИ (в нат. измерителях) * стоимость проданного чистого металла (исключая НДС) – затраты на очистку (аффинаж) – транспортные издержки /количество проданного металла.
Налоговая база – стоимость добытого драгметалла, рассчитывается умножением стоимости единицы добытого ПИ на объем его добычи. Особенности исчисления отражают ст. 339 (п. 4, 5), 340 (п. 5) НК РФ.
При расчетах может использоваться коэффициент территории добычи (Ктд). Его размеры определяют ст. 342.3, 342.3-1 НК РФ. Ктд связан со статусом территории опережающего экономразвития и резидентами-добытчиками на этих территориях (ФЗ-473 от 29/12/14 г.) либо со статусом участника инвестиционного проекта в регионе (ст. 25.8 НК РФ).
- НДПИ предполагает отдельный расчет по каждому ПИ.
- База налога рассчитывается чаще всего по стоимости добычи полезного ископаемого, с применением процентных ставок НДПИ.
- Расчет налога по количеству добытого, твердые ставки применяются в отношении ограниченного числа наименований ПИ.
- Расчетные методики и нюансы НДПИ подробно изложены в гл. 26 НК РФ.
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Осенью 2020 года нефтяная отрасль пережила стремительную налоговую реформу: правительство было вынуждено пойти на сокращение налоговых преференций для отрасли на фоне падения цены нефти и снижения поступлений в бюджет. По словам главы Минфина Антона Силуанова, некоторые стимулы в нефтянке показали свою неэффективность.
От отмены этих преференций бюджет РФ в 2021-2023 гг. дополнительно получит доходы в размере 308,1 млрд руб. В 2021 г. они составят 96,8 млрд руб., в 2022 г. — 104,7 млрд руб., в 2023 г. — 106,5 млрд руб.
Взамен этих льгот компании смогут перевести месторождения, на которых были отменены преференции, в режим налога на добавленный доход (НДД). При этом и сам проект НДД был пересмотрен не в пользу нефтяников: за счет этих изменений поступления в бюджет от нефтяников могут вырасти на 200 млрд рублей за три года.
После появления “омикрона” многие страны запретили полеты из Южной Африки и других африканских стран. Некоторые – например, Израиль и Япония – закрыли границы для иностранных посетителей, в то время как другие, такие как Великобритания, ужесточили требования для въезда. Она потребовали от всех въезжающих независимо от статуса вакцинации пройти ПЦР-тест и уйти на самоизоляцию до получения отрицательного результата.
“Спрос на транспортное топливо в Европе также может быть затронут”, – говорится во внутреннем отчете ОПЕК+, опубликованном Reuters. Новый штамм появился сразу после того, как некоторые европейские страны объявили о более жестких ограничениях для сдерживания роста числа случаев COVID-19.
С мысли о негативных последствиях реформы начал вступительное слово глава комитета Павел Завальный. Он явно симпатизировал нефтяникам, приводя все новые и новые аргументы в пользу смягчения налоговых условий, и даже тонко иронизировал над минфином РФ, представители которого изначально даже не планировали выступать, но позже ненадолго подключились по ВКС.
«Это большое заблуждение — говорить о стабильности налоговой системы относительно нефтедобычи, потому что вся система нефтедобычи не просто какое-то озеро, из которого мы выкачиваем продукт. Это месторождения с разными характеристиками, условиями и регионами залегания, с техническими характеристиками нефти, пластов. По сути, каждое месторождение уникально и с точки зрения рентабельности разработки требует универсального подхода к налогообложению», — заявил Завальный.
Он отметил, что новая система НДД, которую планируется полномасштабно запустить в стране с 2024 года, отчасти может решить эти задачи, поскольку повышает инвестиционную привлекательность разработки месторождений на разной стадии разработки (пока данная система работает в стадии эксперимента на избранных месторождениях). Однако нынешние параметры этого налогового режима нефтяников не устраивают. («Если взять НДД, он адаптирован больше всего к тем месторождениям, которые новые для разработок. А у нас они старые», — объяснял, в частности, Минниханов.)
По словам Завального, принятые в 2020 году решения по отмене льгот уже приводят к нерентабельности разработки отдельных месторождений. «Есть проблемы с разработкой месторождений, находящихся на поздней стадии разработки в Западной Сибири, некоторые месторождения переходят в категорию нерентабельных, и надо смотреть, как менять систему налогообложения, здесь вопрос диалога и доверия между нефтегазовыми компаниями и государством. В частности, ответственным за налогообложение является минфин», — добавил глава комитета.
Впрочем, он дал понять, что понимает и логику финансистов. «Как себя вести так, чтобы и государство не теряло налоги? — задавался вопросом Завальный. — Потому что будет обратная реакция, как в прошлом году, когда в рамках снижения добычи и сделки ОПЕК+ ряд компаний стал поддерживать добычу на тех месторождениях, где максимальные льготы, в то же время там, где льгот не было, на эти месторождения пришлось снижение добычи. Компании ведут себя по своим интересам, в итоге вся система вышла из равновесия».
Выступил директор департамента переработки нефти и газа минэнерго Антон Рубцов. Он отметил, что отмена льгот — всегда «болезненная история», но теперь это начало «создавать перекосы» в экономике. «Минфин сегодня не захотел выступить, оно и понятно, они больше любят комментировать четкие параметры», — заявил Рубцов и пояснил, что параметры перехода на НДД еще прорабатываются.
В то же время чиновник дал понять, что «у нас нет такой роскоши, чтобы настроить систему только на инвестиционные стимулы», а налоговая система — это «донор для решения инфраструктурных задач развития страны и в регионах».
В общем, нужно искать баланс интересов. Во-первых, надо сохранить дальнейшее развитие сферы добычи нефти в традиционных регионах, включая Республику Татарстан. Во-вторых, руками нефтяников поддержать социальную составляющую регионов, научный и образовательный потенциал.
По его словам, параметры применения НДД следует принять как можно раньше. «Звучал 2022 год, чтобы уже с 2024-го установить параметры НДД, чтобы компании могли продолжать работу с относительно понятных и стабильных условий», — заявил Рубцов. Он добавил, что различные сценарии применения налогов были просчитаны на примере одного из месторождений сверхвязкой нефти компании «Лукойл».
Завальный отметил, что с каждым годом качество запасов ухудшается. «С каждым годом увеличивается доля трудноизвлекаемых запасов. Возьмите Самотлор, там обводненность 95 процентов, то есть на тонну добытой нефти поднимается 20 тонн воды, и, если бы не имелось льгот по НДПИ, данное месторождение надо было бы остановить, а это потеря рабочих мест, добычи 20 миллионов тонн нефти», — аргументировал Завальный.
Он пытался донести свою позицию о том, что все месторождения разные, с разной экономикой и буквально для каждого из них нужна своя отдельная система налогообложения, иначе невозможно будет привлечь инвестиции в такие проекты. Все эти нюансы нефтедобычи, как надеются участники круглого стола, учтут при разработке параметров применения НДД.
Также глава комитета подчеркнул, что отмена льгот бьет по региональным бюджетам. «Налог на прибыль в ХМАО составляет треть доходной части бюджета, и, чтобы обеспечить социальную составляющую, нужно где-то брать деньги. А где? Принятое федеральное решение бьет по региональному бюджету, при этом не принимается решение о компенсации выпадающих доходов. А то, что это север и там дорог даже нет, надо их строить… В общем, нужен диалог», — отметил он.
Замгубернатора Ханты-Мансийского автономного округа Алексей Забозлаев рассказал, что в регионе добывают 40% российской нефти и 5% — мировой. Добыча полезных ископаемых формирует 75% бюджета, в этой сфере работают 400 тыс. человек, а это половина работающего населения. «Вместе с тем значительная часть месторождений находится на поздних стадиях разработки и требует инвестиций для поддержания уровня добычи», — сообщил докладчик.
В год инвестиции в нефтедобычу составляют более 600 млрд рублей. В регионе 115 тыс. действующих скважин, но их дебет ежегодно снижается. «Около 45 тысяч скважин работает с дебетом менее 5 тонн в сутки», — сказал выступающий (этот уровень считается нерентабельным). Более 2 млрд т запасов в регионе готово к освоению, но они не вводятся в связи с экономической неэффективностью при нынешней системе налогообложения.
«Вступившие в 1 января изменения налогового законодательства существенно повлияют на социально-экономическое развитие основных сырьевых регионов страны, — отметил Забозлаев. — Имею в виду снижение инвестиционной привлекательности проектов, ориентированных на долгосрочную перспективу, сокращение геолого-разведочных работ, темпов воспроизводства минерально-сырьевой базы, остановку скважин и сокращение производственных программ. И самое негативное — это высвобождение персонала, чего нельзя ни в коем случае допускать».
Он напомнил о предложениях главы ХМАО и президента Татарстана, которые касаются «расширения периметра НДД и корректировки поправочных коэффициентов НДПИ в части стимулирования освоения малых месторождений и нерентабельных запасов». Причем сделать это представитель нефтяного региона просит уже в 2021 году, чтобы начать новый режим можно было уже с 2022-го.
Завальный поддержал инициативу, поясняя, что в отрасли и так «все оцифровано, прозрачно» и «муха не пролетит», мол, чего тянуть? Вместе с тем он выразил надежду, что компании будут вести себя корректно и не станут завышать затраты, используя механизм НДД для снижения налогообложения. «В режиме ЦРП мы постоянно бьемся за счастье народа, как говорится, когда они (нефтяники — прим. ред.) относят на данный режим все что угодно, включая Mercedes и офисы в Москве, пытаются отнести на затраты на шельфе на Сахалине, Счетная палата указывает на это», — подметил депутат Госдумы.
Также он добавил, что надо «говорить не о льготах, а о дифференциации». «Вообще слово „льгота“ забыть, это дифференциация системы налогообложения относительно конкретного месторождения. А то „льготы“ режут слух, типа того, что нефтяники и так хорошо живут, а тут еще льготы какие-то им дают!» — дал ценный совет Завальный.
Зампредседателя правительства Коми Ирина Бахтина рассказала, что в моногородах, завязанных на добычу нефти, может развернуться «депрессивный сценарий». Мол, нужно говорить не о цифрах, а о людях и о том, как поддержать рабочие места. Помимо снижения отчислений в бюджет, решение федерального правительства может аукнуться ростом безработицы и социальной напряженностью в республике. Также она отметила «потенциальную безвозвратную потерю части запасов» в случае сокращения добычи — из-за остывания пластов происходит нарушение гидрологических режимов. Возможны и тяжелые экологические последствия.
Заместитель генерального директора – директор представительства ПАО «Татнефть» в Москве Азат Ягафаров подготовил к совещанию большую презентацию, чтобы «обрисовать картину», но увидеть ее в Госдуме не смогли.
«То, что мы обсуждаем сегодня, изменения в налогообложении с 1 января, в первую очередь коснулось и компании „Татнефть“, поскольку значительная часть добычи в стране сверхвязкой нефти как раз приходится на нашу компанию», — начал Ягафаров и попросил включить второй слайд.
«Мы слайдов не видим! Вот у вас вообще камера не работает, мы только слышим», — прервал его Завальный.
«Вот сейчас видно?» — спустя пару секунд поинтересовался Ягафаров и попросил кого-то за кадром выключить камеру, но манипуляции не помогли.
«Азат Фердинандович, мы это все знаем, такую статистику. Тут не надо, мне кажется, об этом, — после небольшой заминки попросил Завальный. — Вы главную суть скажите, что бы вы хотели».
На одном слайде, который корреспондент «БИЗНЕС Online» успел разглядеть, приводились не самые радужные цифры. Россия сейчас занимает 6-е место в мире по добыче тяжелой нефти (18 тыс. т в сутки), уступая Канаде (460 тыс.), Мексике (130 тыс.), Ираку (120 тыс.), Китаю (115 тыс.) и Венесуэле (90 тыс.).
Ягафаров напомнил, что позиция «Татнефти» не меняется — для того чтобы вернуться к рентабельной разработке сверхвязких нефтей, нужно выделить такие месторождения в отдельную группу в рамках НДД и создать специальные налоговые параметры. При этом ждать до 2024 года, как предлагает минфин, нельзя.
«В „нефтянке“ процесс инвестиционного планирования такой продолжительный, и в связи с этим необходимо было бы заранее, даже в этом году (сегодня прозвучали данные предложения со стороны регионов), выработать параметры, для того чтобы мы уже в 2021-м, основываясь на эти параметры, могли бы планировать дальше свои инвестиции в разработку сверхвязких нефтей», — пояснил спикер и попросил федеральные органы как можно быстрее начать разработку параметров.
Завальный назвал посыл «Татнефти» правильным: «2024 год вроде не так далеко, но до него надо тоже дожить». Нужно понять, по какой схеме идти — отдельная группа НДД или инвестиционные соглашения, указал депутат, добавив, что первый вариант, конечно, лучше.
Льготы для поддержки развития производства СУГ, а также и на планируемый обратный акциз на этан, абсолютно необходимы и необходимы даже раньше, например в 2021 году, а не в 2022-м. По мнению Замрия, условия получения субсидий призваны стимулировать компании вкладывать в сектор: здесь можно было бы продолжить стимулирование со стороны государства в части, например, учётной политики: по зачету в налогооблагаемую базу инвестиций, осуществляемых из собственных средств, по факту их совершения. Что стимулировало бы инвестиции в целом, и стимулировало бы инвестиции собственных средств компаний, а не «чужих», указывает аналитик нефтегазовой отрасли.
Что касается возмещения расходов бюджета по поддержке нефтегазохимии за счёт введения налога на добычу попутного газа, отмечает Анатолий Замрий, хотелось бы, чтобы правительство нашло какое-то другое решение. Поскольку, компенсируя льготу на продукт налогом на сырьё для производства этого продукта, мы приводим процесс поддержки к зависимости от баланса мер и объёмов — в лучшем случае, всё равно уменьшая льготу по поддержке развития продукта, поясняет эксперт.
Может быть рассмотреть возможность компенсации бюджету за счёт других отраслей, в принципе, чтобы мера поддержки была более эффективной по отношению к отрасли, которую необходимо развивать. Либо поискать возможность компенсации среди больших объёмов экспортных поставок российских компаний — не привязываясь к отрасли, а рассматривая только высокую маржинальность сделок. Или рассмотреть возможность увеличение сборов с импортных поставок тех товаров, услуг, которые наиболее нуждаются в импортозамещении, стимулируя, таким образом, и это направление.
Прогнозы JPMorgan Chase и инвестиционной группы Jefferies о росте цен до 125 долларов за баррель Brent трудно соотнести с расчетами реального баланса нефтяного рынка на этот период, считает старший аналитик компании Forex Optimum Александр Розман.
«Даже в ОПЕК, которая, как никто другой, заинтересована в высоких ценах на нефть, говорят, что в 2022 году нефтяной рынок станет профицитным, со средним излишком предложения по году в 1,7 миллиона баррелей в сутки. При этом максимальный профицит в базовом сценарии в первом квартале 2022 года ожидается на уровне трех миллионов баррелей в сутки», — напоминает он.
Возникает закономерный вопрос: если в этом году цены на нефть не смогли подняться выше 87 долларов за бочку Brent при дефиците в 2-2,5 миллиона баррелей в сутки, как же они достигнут 125 долларов при профиците?
Объяснением может быть лишь форс-мажор, который резко сократит предложение нефти, рассуждает эксперт. Но на то он и форс-мажор, что его нельзя заранее спрогнозировать. Кроме того, чтобы цены взлетели до 125 долларов, дефицит предложения должен достичь 3,5-4 миллионов баррелей в сутки. При ожидаемом профиците в 1,7 миллиона баррелей в сутки это дает в сумме сокращение предложения в 5,2-5,7 миллиона баррелей в сутки.
JPMorgan Chase в своих прогнозах указывает, что такой рост цен возможен при условии резкого восстановления экономики, туристических потоков, авиационных перелетов. Год назад они выдавали примерно такой же прогноз, напоминает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.
«Тогда речь шла о том, что появившиеся вакцины от коронавируса и массовая вакцинация быстро приведут мировую экономику в порядок. Но этого не произошло, как мы видим. И вряд ли это будет в следующем году», — огорчает он.
Два года пандемии снизили доходы населения во всем мире и убили потребительский спрос, уточняет эксперт. По его мнению, рекордный рост инфляции, перебои в поставках компонентов, энергокризис и прочие негативные последствия пандемии еще долго будут оказывать влияние на спрос на энергоносители. И нет никаких поводов думать, что завтра или с нового года в Европе или в США снизятся цены на товары, вырастут зарплаты людей и следом за этим восстановится потребление, что даст толчок спросу на энергию и сырье в промышленности.
Резкое увеличение объёма предложения, если говорить про абсолютное количество добытых из недр баррелей, рынку нефти точно не угрожает, уверен шеф-аналитик TeleTrade Пётр Пушкарёв. Страны ОПЕК+ не собираются всерьёз увеличивать поставки, нет таких ресурсов и у нефтедобывающих компаний в Мексиканском заливе или у сланцевой американской отрасли, которой правительство Байдена решительно отказало в поддержке.
«Поэтому скатиться надолго в район 60 долларов за баррель или даже ниже нефть способна, только если при текущем предложении снова сюрпризом обвалится спрос», — замечает эксперт.
По его словам, при нынешней галопирующей инфляции такие сверхнизкие цены на топливо возможны лишь в случае запуска некоего свежего сценария бедствия: например, если штамм «омикрон» окажется ещё более смертоносным, чем «дельта», и при этом совершенно невосприимчивым ко всем существующим вакцинам. Тогда борьба с пандемией начнётся, по сути, заново, с тотальными локдаунами и падением производства. Но пока данные о поведении нового штамма не выглядят столь угрожающими.
НДПИ. Почему эти 4 буквы так важны для российских нефтяников
- От редакции
- Политика
- Экономика
- Регионы России
- СНГ
- В мире
- Культура
- Идеи и люди
- Наука
- Образование
- Здоровье
- Войны и Армии
- Неделя в обзоре
- Кино
- Стиль жизни
- Филантропия
- Колонка обозревателя
- ЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
- Общество
- Я так вижу
- ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ И ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ЗАПРЕЩЕННЫЕ В РОССИИ
- Антракт
- Telegram-обзоры недели
- МониториНГ
Правительство утвердило изменения в Правила определения индикативного тарифа на транспортировку нефти для плательщиков налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД). Как результат, они смогут уменьшать налоговую базу на величину расчетных расходов по транспортировке.
Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья был введен в 2019 году. Особенность НДД заключается в том, что его налоговой базой является расчетная выручка от реализации углеводородного сырья, добытого на участке недр, уменьшенная на величину фактических и величину расчетных расходов по добыче.
В свою очередь расчетные расходы складываются из суммы расчетной вывозной таможенной пошлины на нефть и газовый конденсат и расчетных расходов на транспортировку нефти, газового конденсата.
С 1 января 2021 года расширилась география применения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья. Применять НДД теперь могут, в том числе, на месторождениях в Северо-Кавказском федеральном округе, Адыгее, Дагестане, Ингушетии, Калмыкии, Чукотском автономном округе, Астраханской, Новосибирской, Сахалинской, Оренбургской, Самарской и Саратовской областях. В продолжение этой работы Правительство скорректировало Правила определения индикативного тарифа на транспортировку нефти для соответствующих районов, где расположены коммерческие узлы учета.
Подписанным документом внесены изменения в постановление Правительства от 26 марта 2019 года №317.
Работа Правительства:
- Добыча, транспортировка, экспорт нефти и нефтепродуктов
- Налоги и неналоговые платежи. Финансовая отчётность и аудит
- Таможенно-тарифное регулирование
Министерства и ведомства, органы при правительстве:
- Федеральная антимонопольная служба (ФАС России)
Декабрь
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
Отдельно в законе уточнены ставки для многокомпонентной руды из Красноярского края. В качестве основы для расчета ставки налогообложения в этом случае взяты средние в мире цены на составляющие многокомпонентной руды. За тысячу килограмм такого сырья теперь отчисления в бюджет не могут быть меньше 2555 рублей. Коэффициент потерь установлен в пределах 0,15.
58937
92511
75611
31169
20435
Минфин разработает параметры НДД для сверхвязкой нефти до конца 2021 года
Фото 14963
В последний месяц 2020 года цены на нефть продолжили рост, хотя уже не двузначными цифрами, но всё равно внушающими темпами на новостях о регистрации вакцин от коронавируса в США. По итогам декабря цена нефти смеси Brent выросла на 8,7% до $51,33 за баррель. А цена техасской WTI в декабре выросла почти так же, на 8,3%, до $48,17 за баррель. Несмотря на очень оптимистичные ноябрь и декабрь, для нефтяного рынка 2020 год выдался в целом тяжёлым. За год нефть Brent подешевела на 21%, а WTI — на 18,5%.
Другим фактором риска для рынка нефти остается укрепление доллара – индекс доллара растет и сейчас составляет 96, что является самым высоким показателем с июня 2020 года. При этом, ряд банков и аналитических центров делают ставки на дальнейший рост доллара в 2022 году.Таким образом, рост американской валюты может негативно сказаться на экономике стран, импортирующих нефть, и, соответственно, сократить мировой спрос на «черное золото». В результате цены на нефть могут резко упасть, а если добавить сюда и риск инфляции в мире на фоне роста индекса доллара, то самые худшие прогнозы по снижению цен на «черное золото» могут оправдаться.
Это – основной налог на нефть, вернее, на её добычу. Поскольку все природные ресурсы находятся в государственной собственности, за право их добычи платится налог, называемый НДПИ. Начиная с 2016-го года, чтобы перенести налоговое бремя с экспортеров на добывающие предприятия, ставки экспортных пошлин начали снижать, а ставку этого налога – постепенно повышать.
Налогообложение нефтедобычи регламентировано статьей 334 Налогового Кодекса Российской Федерации, а порядок деятельности предприятий этой сферы регулируется Федеральным законом, называемым «О недрах».
Все физические и юридические лица, которые занимаются добычей природных ресурсов, должны иметь соответствующую лицензию.
Как кризис 2020 года отразился на отечественных нефтяных компаниях
Объектом налогообложения в данном случае выступает натуральный показатель, который выражается в тоннах.
Ископаемым ресурсом считается обезвоженная, обессоленная или стабилизированная нефть. К попадающим под действие этого закона полезным ископаемым относятся следующие ресурсы:
- добытые на территории Российской Федерации;
- добытые российскими компаниями вне ее пределов;
- добытые путем переработки нефтяных отходов.
На добытую за рубежом нефть НДПИ рассчитывают в том же порядке, в каком производится расчет на ресурсы, полученные внутри страны.
Международными договорами прописана возможность предоставления в аренду площадей, находящихся на иностранной территории, с целью разработки шельфов.
Качество сырья, добываемого за рубежом, проверяется по установленным в России стандартам. К полезным ископаемым и природным ресурсам не относится продукция, полученная путем обогащения.
Также объектом налогообложения не считается получение материала из отходов, образовавшихся в процессе собственной переработки предприятия.
Также НДПИ не облагаются полезные ископаемые, не состоящие на государственном балансе (если они используются для личных нужд), а также ресурсы, которые Налоговый кодекс относит к палеонтологическим, коллекционным и прочим.
Все действия, связанные с разработкой полезных ископаемых, находятся под контролем Роснедр. Любое действие неправомерного характера, совершенное в отношении полезных ископаемых и разрабатываемых недр Российской Федерации, считается вредом, нанесенным государственной экономике.
Она рассчитывается на основании установленной базовой ставки с учетом плавающих коэффициентов, которые определяют конкретные условия, характерные для места добычи и учитывают динамику нефтяных цен на основании мировых показателей. Базовую ставку определяет Налоговый Кодекс согласно постановлениям правительства РФ.
При корректировке налоговой ставки НДПИ применяют следующие коэффициенты:
- Кц – этот коэффициент учитывает изменение мировых нефтяных цен;
- Кдв – показывает степень выработки данного месторождения (при его применении округление показателя не используется); выработанность конкретного участка определяют в соответствии с данными госбаланса, утвержденными для этого участка до начала применения лицензии;
- Кз – определяет уровень запасов разработки;
- Кд – характеризует сложность нефтедобычи; уровень этой сложности прописан в проектной документации и находится в пределах от нуля до единицы.
Показатель коэффициента Кц (уровень мировых цен) в 15-х числах каждого следующего за расчетным месяца, публикуется в «Российской газете».
Эти данные также дублируются с помощью рассылки по всем региональным ФНС. Если такие данные – отсутствуют, налогоплательщик вынужден рассчитывать Кц самостоятельно. Для этого расчета берется среднерыночная мировая цена на нефть марки «Urals» и среднемесячный показатель курса доллара к рублю.
Льготы по этому налогу выражаются в применении нулевой ставки и устанавливаются законодательством. Такая ставка может быть установлена в случае получения в процессе разработки месторождения нормативных потерь или при добыче попутного газа.
Нормативные потери принимаются к учету в том месяце, когда был произведен замер добычи. Нормы таких потерь определяются в зависимости от конкретного места добычи, а их показатели утверждает Министерство энергетики, предварительно согласовав их с Роснедрами.
Если нет актуальных данных за конкретный месяц, которые публикуются для каждого месторождения, то налогоплательщик имеет право использовать сведения о показателях технических норм, которые приняты для конкретного вида ресурсоразработки.
Порядок применения нормативов, касающихся разработки недр, установлен Постановлением Правительства номер 921, принятом 29 декабря 2001-го года.
Коэффициент Кдв, учитывающий степень выработки недр, устанавливается законодательством. Он может иметь понижающее значение в случае, когда выработка превышает 80 процентов. Это – льгота для старых, давно разрабатываем месторождений.
Наиболее эффективной практикой налогообложения является система налогов, применяемая в США.
Система налогов в нефтяной промышленности США является важнейшим инструментом формирования технической политики нефтяных компаний, направленной не на удовлетворение текущих потребностей в нефти, а на обеспечение долгосрочной надежной перспективы ее добычи, и на удовлетворение экономических интересов всех задействованных субъектов — компаний, местных, штатных властей и федерального правительства. Нефтяная компания прежде чем начать разведочные работы на нефть, а затем и разработку месторождения, вынуждена покупать участок земли у фермера или брать в концессию его у муниципальной власти (правительства) и с момента строительства, бурения или установки оборудования платить налоги.
В нефтяной промышленности США действуют три вида налогов — местный (муниципальный), «штатный» и федеральный (государственный).
Местный или муниципальный налог называется налогом на собственность и составляет в разных местах США от 0,1 до 1,5% в год от стоимости основных фондов. Величина этого налога, изменяющаяся в широком диапазоне, определяется собственником участка, в зависимости от ценности земли, ее недр и от стремления привлечь капитал для пополнения местного бюджета.
- Регулирующее воздействие этого вида налога заключается в том, что компании не выгодно заводить излишнюю собственность на участке с бедными недрами и затягивать работы во времени.
- «Штатный» налог состоит из двух частей:
- 1) налог на эксплуатацию недр или на добычу нефти и
2) подоходный корпоративный налог.
Налог на добычу нефти взимается с рыночной стоимости добываемой нефти (с оборота капитала), независимо от того, получила компания прибыль или нет, и изменяется он в широких пределах от 0,5% (штат Кентукки) до 12,5% (штат Аляска). Подоходный корпоративный налог также различный по штатам и взимается в размере 4-9% от доходов компаний (за вычетом местного налога) после реализации нефти.
Размер «штатных» налогов (и первого, и второго) устанавливается властями штатов (губернаторами) в зависимости от политики их в стимулировании добычи нефти, увеличения нефтеотдачи пластов, с учетом продуктивности нефтяных месторождений.
Регулирующее воздействие штатного налога состоит в том, что он заставляет любую компанию одновременно проявлять осторожность к реализации новых проектов разработки нефтяных месторождений, увеличивать извлекаемые запасы и сознательно идти на риск в применении новых технологий, пользуясь преимуществом снижения подоходного налога.
Федеральный или государственный налог по своей сути также является корпоративным подоходным налогом. Это единственный налог, который устанавливается конгрессом страны. Налогооблагаемая прибыль (доход) определяется по довольно сложной формуле. Из валовых поступлений от добычи нефти (рыночной стоимости добытой нефти) вычитаются все виды затрат, произведенных компанией:
- — арендные платежи (земельная рента, «роялти»);
- — местные налоги;
- — «штатные» налоги;
- — эксплуатационные затраты;
- — амортизация оборудования и других основных фондов и так называемые «неосязаемые» затраты или «скидка на истощение недр».
- Вычитание из валовых поступлений первых пяти видов затрат компаний определяет их прибыль, которая в других отраслях промышленности и облагается федеральным налогом.
Уменьшение налогооблагаемой прибыли на «неосязаемые» затраты в нефтяной промышленности представляет собой льготу для нефтяных компаний в связи с истощением запасов нефти, вследствие чего ухудшаются условия для использования установленного оборудования и как бы обесценивается вложенный капитал.
Размер «скидки на истощение недр» составляет 10-22% от вложенного капитала, или 30-70% от облагаемой налогом прибыли в зависимости от стадии и методов разработки месторождений. На ранней стадии разработки, т.е.
при малом истощении запасов нефти, скидка меньше, а на поздней стадии разработки, особенно с применением методов увеличения нефтеотдачи пластов — больше.
Этой привилегией скидки с облагаемого дохода на истощение недр пользуются в первую очередь мелкие («независимые») нефтяные компании, чем они отличаются от всех других компаний (машиностроительных, химических и даже угольных и газовых), которые не имеют такой льготы. Определенная таким образом сниженная прибыль у нефтяных компаний облагается федеральным налогом, одинаковым по всей стране, и составляет 34% от прибыли.
Регулирующее воздействие федерального налога заключается в стимулировании прироста извлекаемых запасов путем применения методов увеличения нефтеотдачи пластов.
Оставшаяся часть прибыли (68%) у нефтяных и любых других компаний является «чистой» прибылью, которая должна превышать сложившуюся на рынке так называемую «норму прибыли» от вложенного капитала.
В 80-х годах в США норма прибыли составляет 12-13% от вложенного капитала. Если «чистая» прибыль выше этой нормы, компания процветает, деятельность ее активизируется и расширяется.
При меньшей прибыли компания не может конкурировать с другими фирмами и сворачивает свое производство.
В 1989 г.
Налог на прибыль
Законом уточняется понятие «деятельность, связанная с добычей углеводородного сырья (далее – «УВС») на новом морском месторождении углеводородного сырья (далее – «НММУС»). Так, работы относятся к деятельности, связанной с добычей УВС на НММУС начиная с даты государственной лицензии на пользование недрами.
Кроме того, деятельность по поиску и оценке НММУС с 1 января 2018 года будет признаваться деятельностью, связанной с добычей УВС на НММУС, только при условии её осуществления на основании «сквозной» лицензии, дающей право одновременно на геологическое изучение и добычу полезных ископаемых. В результате этого, налогоплательщики, осуществляющие поиск и оценку НММУС на основании лицензии исключительно на геологическое изучение, должны будут учитывать расходы в соответствии с общим порядком налогообложения.
При этом, для расходов, понесенных в период с 1 января 2014 года по 1 января 2018 года в рамках лицензий на геологическое изучение недр с целью поиска и оценки НММУС и ранее не учтенных при расчете налоговой базы, предусматриваются особые положения.
В частности, налогоплательщикам предоставляется право учесть в составе прочих расходов по налогу на прибыль расходы на освоение природных ресурсов (далее – «ОПР») и иные расходы, связанные с поиском и оценкой НММУС, равномерно в течение 36 месяцев.
Кроме того, конкретизируется порядок признания доходов (расходов) налогоплательщиками, осуществляющими деятельность по добыче УВС на НММУС. Так, доходы (расходы) признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, но не ранее даты:
- выделения на участке недр НММУС, либо
- даты принятия решения о прекращении работ в связи с их экономической нецелесообразностью, геологической бесперспективностью или по иным причинам.