Оценка рабочих мест в 2022 году последние изменения

Автор: | 10.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оценка рабочих мест в 2022 году последние изменения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В целом изменения в трудовом законодательства вносится очень много, где-то они носят только технический характер, где-то происходят глобальные корректировки.

Важно рассмотреть новый Трудовой кодекс РФ, потому как эти изменения влекут за собой разработку подзаконных актов.

Таблица изменений в трудовом законодательстве по охране труда
Изменения в Трудовом кодексе с 01 марта 2022 года Статья ТК РФ
Новый формат самопроверок — самостоятельное обследование по чек-листам: работодатель самостоятельно оценивает уровень соблюдения требований трудового законодательства с возможностью принять декларацию соответствия по результатам самопроверки 22 и 51
Необходимость предусматривать и вовремя принимать меры, обеспечивающие готовность к локализации, минимизации и ликвидации возможных последствий профрисков 209.1
Обязанность оценивать профессиональные риски перед вводом в эксплуатацию новых производственных объектов и рабочих мест 214.1
Необходимость регулярно улучшать условия труда на предприятии, всегда быть готовым к локализации и минимизации возможных последствий профрисков 214.1
Обязанность отдельно обучать персонал правилам применения СИЗ и не допускать к работе сотрудников, которые не прошли обучение 214.1
Право вести документооборот по охране труда в электронном виде 214.2
Право использовать видеокамеры и другие приборы для дистанционной видео- и аудиофиксации в целях контроля за безопасностью производства 214.2
Запрет на работу в опасных условиях с приостановкой деятельности до проведения СОУТ или оценки рисков, результаты которой подтвердят снижение класса опасности 216.1
Требование объявлять простой с сохранением средней зарплаты всем сотрудникам, которых работодатель не может обеспечить СИЗ в соответствии с актуальными нормами 216.1
Необходимость проводить системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах 218
Внедрение единых типовых норм выдачи СИЗ и смывающих средств, учитывающих наличие вредных производственных факторов на рабочих местах, вместо отраслевых норм 221
Обязанность вести учет микротравм, полученных персоналом на рабочих местах, и рассматривать обстоятельства их получения 226

Но на этом предлагаю не останавливаться, а разобрать каждую отдельную статью детально, чтобы понять, что было и что стало, и, самое главное, что нам теперь с этими новшествами делать.

Декларация СОУТ 2022: новая форма и порядок подачи

В статье 76 ТК РФ “Отстранение от работы”, которая также не относится к разделу 10 Трудового кодекса, добавлена обязанность руководителю организации отстранить персонал от выполнения должностных обязанностей, либо не допускать работника вовсе, если тот не применяет СИЗ, которые ему были выданы.

Например, средства индивидуальной защиты работнику выданы, а он отказывается их использовать, потому что не нравится или неудобно. В ТК РФ такой обязанности по отстранению от работы у работодателя раньше не было, но во многих инструкциях по охране труда, в том числе типовых, утративших силу в 2021 году, данный факт имел место быть.

И теперь при расследовании несчастных случаев у инспектора ГИТ, может появиться вопрос: «По какой причине работник, не применявший СИЗ, но получивший их по карточке, не был отстранен от работ?».

Следующая статья 185 ТК РФ “Гарантии работникам, направляемым на медицинский осмотр”. Тоже есть небольшое изменение, касается оно вот чего – теперь на время прохождения медосмотра и обязательного психосвидетельствования за персоналом сохраняется должность и средний заработок.

В действующей редакции ТК РФ указано только то, что за работником сохраняется средний заработок.

Добавили к медосмотрам прохождение психиатрического освидетельствования, которого ранее в этой статье не было и очень часто между работником и работодателем возникали споры о том, в какое время сотрудник должен проходить ОПО.

Изменения коснулись основных понятий, используемых в охране труда.

Самое существенное изменение – появляется понятие «Опасность», которое теперь изложено в следующем формате.

Опасность – это потенциальный источник нанесения вреда, представляющий угрозу жизни и (или) здоровью работника в процессе трудовой деятельности.

Статья 209 Трудового кодекса РФ с 01.03.22г.

Уточняются определенные понятия такие, как вредный производственный и опасный производственный фактор. Ранее они были более краткими, теперь же им дано более развернутое определение.

Разъяснены более подробные и раздельные толкования понятиям «Средство индивидуальной защиты» и «Средства коллективной защиты», в нынешней редакции Трудового кодекса это единое определение.

Расширено толкование понятия «Управление профессиональными рисками», добавлено то, что частью управления профрисками также является недопущение повышения уровня, мониторинг и пересмотр выявленных профрисков.

В формулировке профессиональный риск убрали следующую фразу.

“Порядок оценки уровня профриска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений”

Статья 209 Трудового кодекса РФ с 01.03.22г.

Именно она вызывала множество споров о необходимости проводить оценку профрисков, так как типового НПА и методики нет.

Стоит заметить, что весь Х раздел ТК РФ пронизан необходимостью организовывать и управлять рисками в организациях, поэтому вопросов: “А нам это нужно?”, уже возникать не будет.

В целом все поправки основных понятий – это то, что неоднократно обсуждалось, выполнялось и использовалось на практике, и только с 01 марта 2022 года это будет закреплено на законодательном уровне.

Новые форма и порядок подачи декларации по СОУТ

Статья 210 Трудового кодекса РФ раскрывает основные направления государственной политики в области охраны труда и добавляет в перечень некоторые из них:

  1. Предупреждение производственного травматизма и профзаболеваний.
  2. Формирование основ для оценки управления профессиональными рисками. Обратите внимание, что оценка рисков и управление оценкой рисков вводятся уже как основное направление государственной политики в области охраны труда, что является очень ключевым изменением.
  3. Разработка мероприятий по улучшению условий труда и создание условий для формирования здорового образа трудовых отношений.
  4. Обеспечение социальной защиты персонала путем обязательного страхования от НС и профзаболеваний.

Радует то, что государство взяло на себя обязанность по формированию основ для оценки и управления профессиональными рисками (статья 210).

В статье 214 Трудового кодекса также появились корректировки, как прочем во всех статьях, ни одна не осталась без внимания. Так вот, новый документ расширил обязанности работодателя по охране труда. Теперь в законе закрепили обязанность руководства организации систематически выявлять опасности и профессиональные риски, а также их регулярно анализировать и проводить оценку.

Теперь перед вводом в эксплуатацию новых производственных объектов и вновь организованных рабочих мест руководство организации должно:

  1. Провести оценку предполагаемых профрисков.
  2. Разработать меры, которые будут направлены на обеспечение безопасных условий труда и охраны труда.

То есть подтверждение того, что хоть процедура проведения оценки профессиональных рисков и не носит определенной периодичности, но работать она должна постоянно, а не просто однократно произведена и лежать на полке.

Это процесс, который постоянно и систематически должен проводиться в организации, тем самым регулярно будут выявляться новые опасности, снижаться существующие. Причем в идеале, необходимо проводить управление профессиональными рисками с регулярным улучшением условий труда на предприятии, с постоянной готовностью к локализации и минимизации возможных последствий профрисков.

В идеале, потому что все как обычно, элементарно на все не хватает денег в бюджете. Но не будем о грустном 😊

Еще одно изменение, на основании которого работодатель обязан отдельно обучать работников правилам применения СИЗ и не допускать к работе персонал, который не прошел обучение. Чуть более развернуто на данном изменении остановлюсь чуть ниже.

Далее в этой же статье Трудового кодекса с 01 марта 2022 года появится обязанность работодателя – обеспечить наличие комплекта нормативных правовых актов (НПА), содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности и доступ работников к актуальным редакциям.

Ранее на эту тему возникали споры с инспекторами. Некоторые считают, что данный комплект должен быть на бумажном носителе, были даже случаи привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, так как согласно Проверочного листа Роструда № 35, в организации вообще должен быть не только сам комплект НПА, а еще и утвержденный перечень этих нормативно-правовых актов.

Данную обязанность с 01 марта 2022 года разрешается выполнять с использованием электронных вычислительных машин и баз данных, думаю разногласий в будущем возникать не будет.

За столь долгий период сообщество специалистов по охране труда разделилось на несколько частей: одни из них, понимая важность процедур, уже реализовали их, другие в сомнениях ждут более чётких указаний, а третьи — стали явными противниками данной оценки, активно выступая против дополнительных обязанностей и доказывая отсутствие необходимости оценивать профессиональные риски. Этот год стал знаменательным в вопросе необходимости оценки профессиональных рисков, а с 1 марта 2022 года — дата вступления в силу изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации — оценка профессиональных рисков становится обязательной и проводимой на систематической основе.

Если с необходимостью проведения оценки профессиональных рисков стало всё предельно понятно, то остаётся открытым следующий вопрос: «Как проводить оценку профессиональных рисков и с чего начать?». Ответ на первую часть вопроса находится в уже действующем документе — приказ Минтруда от 19.08.2016г. № 438н, который п.33 установил порядок проведения оценки профессиональных рисков:

  • выявление опасностей;
  • оценка уровней профессиональных рисков;
  • снижение уровней профессиональных рисков.

По каждому из этих этапов Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации будут представлены рекомендации по их реализации:

  • Рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей;
  • Рекомендации по выбору метода оценки уровня профессионального риска и по снижению уровня такого риска.

Регулятором предложен достаточно комфортный для внедрения процедур оценки профессиональных рисков подход в виде набора рекомендаций. Таким образом, у работодателя остаётся достаточно большая свобода при выборе методов выявления опасностей и последующей оценки уровня профессионального риска, а также планирования мероприятий по исключению опасностей или снижению уровня профессионального риска.

Такой подход безусловно оправдан по целому ряду причин.

Во-первых, даже компании из одной отрасли могут существенно отличаться по целому ряду технологических процессов, объёмов производства, занятых людей и ресурсов. Очень часто то, что оправдано для одной компании может быть явно избыточно для другой.

Законом № 311-ФЗ изменена структура разд. Х ТК РФ «Охрана труда». В частности, заново переписаны положения нескольких глав, которые регламентируют сферу ОТ. Суть внесенных поправок, обусловленных в том числе правоприменительной практикой, заключается в следующем:

1. Уточнены права и обязанности субъектов трудовых отношений (работодателя и работников), а также структурированы основные процедуры управления охраной труда у работодателя (в частности, определен порядок осуществления деятельности созданных у работодателя служб по ОТ).

2. Установлен запрет на работу в опасных условиях труда. Данный запрет может быть введен по результатам СОУТ (если условия труда на рабочих местах будут отнесены к опасному классу). Возобновить деятельность на таких рабочих местах работодатель сможет только по результатам внеплановой СОУТ, которая подтвердит снижение класса условий труда. Процедура установления и снятия запрета на работу в опасных условиях труда определена положениями новой ст. 214.1 ТК РФ.

3. Регламентирован механизм управления профессиональными рисками. Этому вопросу посвящена новая ст. 218 ТК РФ.

4. Модернизирован подход к реализации мер безопасности посредством перехода от предоставления СИЗ в зависимости от наименования профессии (должности) работника, занятого на конкретном рабочем месте (так называемого списочного подхода к обеспечению СИЗ), к обеспечению СИЗ в зависимости от имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов. Эти правила прописаны в новой редакции ст. 221 ТК РФ.

5. Усовершенствована процедура расследования и учета несчастных случаев на производстве, в том числе с целью предотвращения сокрытия микроповреждений (микротравм) (новая редакция ст. 227 ТК РФ).

При этом базовые принципы в области ОТ, которые заложены в действующей редакции Трудового кодекса, остались неизменными.

Изменено название гл. 34 ТК РФ на «Государственное управление охраной труда и требования охраны труда».

В ней раскрыто понятие «государственное управление охраной труда» (см. ст. 211 ТК РФ), а также разграничены полномочия в этой области между Правительством РФ, федеральными и региональными исполнительными органами власти в сфере охраны труда (см. новые ст. 211.1 – 211.3 ТК РФ).

Кроме того, Законом № 311-ФЗ скорректированы общие принципы установления национальных стандартов безопасности труда, а также государственных нормативных требований охраны труда, утверждаемых уполномоченными органами власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (новая ст. 212 ТК РФ). Также определен порядок проведения государственной экспертизы условий труда (новая ст. 213 ТК РФ).

Заметим: некоторые из перечисленных вопросов частично уже были урегулированы положениями действующих сейчас ст. 211, 216 и 216.1 ТК РФ. Внесенными поправками существующие правила уточнены и дополнены.

Изменения в законодательстве по охране труда в 2022 году

Два основных принципа обеспечения безопасности труда сформулированы в новой ст. 209.1 ТК РФ:

1) предупреждение и профилактика опасностей . Работодатель должен систематически осуществлять мероприятия по улучшению условий труда, включая ликвидацию или снижение уровней профессиональных рисков или недопущение повышения их уровней, с соблюдением приоритетности реализации таких мероприятий. Полный перечень данных мероприятий приведен в новой редакции ч. 3 ст. 225 ТК РФ;

2) минимизация повреждения здоровья работников . Работодатель должен принять меры, обеспечивающие постоянную готовность к локализации (минимизации) и ликвидации последствий профессиональных рисков.

На основании ст. 209 ТК РФ рабочим признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Законом № 311-ФЗ внесены уточнения, что общие требования к организации безопасного рабочего места устанавливаются Минтрудом с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Законом № 311-ФЗ введен новый термин «опасность» – это потенциальный источник нанесения вреда, представляющий угрозу жизни и (или) здоровью работника в процессе трудовой деятельности.

Кроме того, Законом № 311-ФЗ конкретизированы следующие понятия:

  • «профессиональный риск» – это вероятность причинения вреда не только здоровью работника, но и его жизни;

  • «управление профессиональными рисками» – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления ОТ и включающих в себя меры не только по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков (что было раньше), а в перспективе – по недопущению повышения их уровней (в связи с этим на работодателя налагается обязанность проводить мониторинг и пересматривать выявленные ранее риски);

  • «требования охраны труда» – это совокупность требований, установленных государством и локальными нормативными актами работодателя (в том числе правилами (стандартами) организации и инструкциями по охране труда) (прежде работодатель был ограничен в части установления правил по ОТ).

Права работодателей в области ОТ установлены положениями новой ст. 214.2 ТК РФ. В ней, в частности, сказано, что работодатели вправе:

  • контролировать безопасность работ с помощью оборудования для дистанционной видео-, аудиозаписи производственных процессов (и обеспечивать хранение полученной при помощи такого оборудования информации);

  • вести электронный документооборот в области ОТ;

  • предоставлять дистанционный доступ к наблюдению за безопасным производством работ (а также к базам электронных документов) надзорным органам, которые наделены полномочиями на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства (то есть инспекциям по труду).

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, как и прежде, возлагаются на работодателя. Теперь они будут прописаны в новой ст. 214 ТК РФ (в действующей редакции – ст. 212 ТК РФ). В этой статьей также указано, что работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.

Перечень обязанностей работодателя в области охраны труда довольно обширный. Как и раньше, он должен обеспечить :

  • создание и функционирование системы управления ОТ (примерное положение о системе управления ОТ будет утверждено дополнительно, что следует из новой редакции ст. 217 ТК РФ);

  • соответствие каждого рабочего места государственным нормативным требованиям ОТ;

  • систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку;

  • реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

  • разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков вновь организованных рабочих мест;

  • режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

  • приобретение за счет собственных средств и выдачу СИЗ и смывающих средств (отвечающих требованиям законодательства) работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

  • оснащение средствами коллективной защиты;

  • обучение охране труда, в том числе безопасным методам и приемам выполнения работ;

  • организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, за соблюдением работниками требований ОТ, а также за правильностью применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты;

  • проведение СОУТ.

Со следующего года этот перечень в ст. 214 ТК РФ пополнится новыми обязанностями, в их числе:

  • приостановление работы в случае возникновении угрозы жизни и здоровью работников и эксплуатации зданий и оборудования – до устранения этой угрозы;

  • создание подходящих условий труда при приеме на работу инвалида или при признании таковым штатного сотрудника;

  • согласование с другим работодателем мероприятия по предотвращению травматизма при проведении работ на территории, подконтрольной этому работодателю.

Кроме того, новая ст. 216.2 ТК РФ возлагает на работодателя обязанность незамедлительно проинформировать работника об отнесении условий труда на его рабочем месте по результатам СОУТ к опасному классу.

Перечень прав работника в области ОТ приведен в ст. 216 ТК РФ. В частности, работнику предоставляется право:

  • получать информацию об условиях и ОТ от работодателя и соответствующих государственных органов (новая ст. 216.2 ТК РФ);

  • отказываться от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований ОТ до устранения такой опасности либо от выполнения не предусмотренных трудовым договором работ с вредными и (или) опасными условиями труда. В новой ст. 216.1 ТК РФ сказано, что такой отказ не влечет за собой дисциплинарную ответственность для работника.

Также в ст. 216 ТК РФ закреплены гарантии обеспечения права работника на санитарно-бытовое обслуживание (как должны обеспечиваться эти гарантии, установлено новой ст. 216.3 ТК РФ), права на внеочередной медосмотр в соответствии с нормативными правовыми актами и (или) медицинскими рекомендациями с сохранением за работником места работы (должности) и средней заработной платы (среднего заработка) на время прохождения медосмотра.

Заметим: сами положения ст. 220 ТК РФ, посвященной медосмотрам (сейчас это ст. 213 ТК РФ), существенно изменились. Основная новация заключается в том, что вредные и (или) опасные производственные факторы и виды работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медосмотры работников, будут определяться совместно Минтрудом, Минздравом и Роспотребнадзором.

Обратите внимание: новой ст. 216.1 ТК РФ определено, что государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

Список терминологии расширен понятием «опасность», что определяется как потенциальный источник вреда для жизни и здоровья персонала. Сюда относится техника, вещества, материалы и сырье, а также отдельные операции на производстве.

Согласно нововведениям, рабочее место должно соответствовать государственным нормам и требованиям. Им не может быть любая локация, где выполняются определенные рабочие обязанности.

К факторам, которые призваны обеспечить безопасные условия труда, относится предупреждение рисков на производстве и сведение к минимуму возможности ущерба здоровью персонала.

Сотрудники обязаны выполнять нормы и требования, прописанные в положениях по охране труда, т.к. от этого зависит их безопасность.

В противном случае наниматель имеет право привлечь персонал к дисциплинарной ответственности. Например, если работник не использует выданные средства индивидуальной защиты на вредном и опасном производстве, то он может быть отстранен от выполнения заданий, при этом зарплата не сохраняется.

Нововведения закрепили за нанимателем ряд ответственностей:

  • выполнение специальной оценки условий труда;
  • организация систематического обнаружения рисков и опасностей при трудовой деятельности;
  • заблаговременное согласование с другим работодателем мер профилактики повреждений работников, выполняющих свои обязанности на его территории;
  • систематическое повышение качества условий труда, сведение к минимуму рисков и ликвидация возможных последствий;
  • организация рабочей среды для инвалидов, это касается производственных и санитарно-бытовых условий согласно персональной программе реабилитации.

Поправки в ТК закрепили новое понятие – микротравма, или микроповреждение – это ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения, полученные во время выполнения рабочих обязанностей, но не повлекшие за собой нетрудоспособность.

С 1 марта 2022 года следует вести учет и рассмотрение обстоятельств и причин получения микротравм.

В целях контроля за безопасностью производства работодатель получил право использовать оборудование для дистанционной видео- и аудиозаписи процессов производства, а также хранить информацию, полученную таким путем. Доступ к материалам может быть предоставлен инспекциям труда.

Кроме этого, инспекции труда должны получить удаленный доступ к электронному документообороту предприятия в области охраны труда. Это упростит процесс взаимодействия с контролирующими органами.

Цель изменений в разделе Х ТК РФ — персонализация системы управления охраной труда с учетом проведенной оценки профессиональных рисков и специфики производственной деятельности. Это постепенный отказ от формального, списочного подхода в пользу адресной политики.

Поправки в раздел Х Трудового кодекса влекут за собой существенные изменения в системе управлении охраной труда у каждого ИП или юридического лица. Законодатели ставят перед работодателями задачу максимально полно учитывать в положении о СУОТ и политике по охране труда индивидуальные особенности конкретных рабочих мест.

И сейчас у нас есть время изучить новые требования законодательства, разработать необходимые документы и процессы.

Разберем основные поправки:

  • выявление профессиональных рисков,
  • принципы обеспечения безопасности труда,
  • расследование микротравм,
  • единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам СИЗ,
  • обучение по охране труда,
  • запрет на работу в опасных условиях труда,
  • самообследование,
  • дистанционное видеонаблюдение,
  • электронный документооборот.

Сегодня этому направлению уделяется минимум времени. В основном работодатели реагируют на уже случившееся ЧП. Теперь концепция безопасного производства сдвигается в сторону превентивных мер.

Проанализировав основные и сопутствующие причины производственного травматизма и профзаболеваний, характерные для экономического вида деятельности вашего предприятия, вы сможете понять, какие меры помогут улучшить ситуацию.

Росстат провел анализ видов несчастных случаев (НС) с тяжелым исходом за I полугодие 2020 года в России. Оказалось, что наибольшее число погибших при НС наблюдается при выполнении работ на высоте, но еще больше людей гибнет из-за воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин. Это говорит о том, что оценка рисков не проводилась или была проведена формально, работодатели не сделали выводы о ликвидации опасных процессов, не провели мероприятия по снижению рисков.

Вид несчастного случая с тяжелыми последствиями групповых тяжелых со смертельным исходом
1 Падение с высоты 8 316 63
2 Падение на ровной поверхности одного уровня 0 172 8
3 Падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и пр. 9 146 57
4 Воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и пр. 6 316 77
5 Попадание инородного предмета в тело человека 0 29 3
6 Воздействие электрического тока 0 15 13
7 Воздействие дыма, огня и пламени 10 23 11
8 Воздействие вредных веществ 2 11 5
9 Повреждения в результате противоправных действий других лиц 2 55 6

Работодатель обязан постоянно улучшать условия труда, для чего нужно ликвидировать опасные технологические процессы или снижать уровень опасности на рабочих местах. При этом нужно правильно расставлять приоритеты при реализации этих мероприятий. Это и есть принцип предупреждения и профилактики.

Новая редакция ТК РФ запретит работу в опасных условиях труда 4-го класса. Если СОУТ выявит такое, работодатель обязан немедленно известить работника, приостановить работу, объявить простой по вине работодателя. За сотрудниками на это время сохраняется место (должность) и средний заработок.

Возобновить деятельность можно только после получения результатов повторно проведенной СОУТ, которая подтвердит снижение уровня опасности.

  • Напоминаем, класс условий труда может установить исключительно эксперт СОУТ.

Большой прогресс в сфере охраны труда — предложение выдавать средства индивидуальной защиты адресно, с учетом оцененных рисков. Единые типовые нормы бесплатной выдачи станут основой, но конкретный подбор необходимой спецодежды и обуви останется за работодателем.

Поправки в ТК РФ предлагают обеспечивать сотрудников СИЗ с учетом идентифицированных на рабочем месте вредных и опасных производственных факторов, выявленных опасностей, а не в зависимости от профессии.

Поправки в раздел Х ТК РФ вводят механизм самообследования работодателя на соблюдение требований охраны труда. По сути, он уже реализован на портале Онлайнинспекция. Однако функций у самообследования будет больше.

Работодатель сможет проверить себя по уже знакомым чек-листам Роструда и затем задекларировать результаты в ведомстве. Срок действия декларации — от 1 до 3 лет. Если же работодатель не был искренним вовремя самообследования и проверяющие Роструда выявили нарушения по охране труда, декларацию отменят.

Проект поправок предусматривает создание комитетов по охране труда, куда смогут войти как руководители, так и сотрудники. Комитеты будут организовывать мероприятия по предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний, проверять условия труда, информировать работников об их правах, обязанностях и значимых изменениях. Результатом работы комиссии станет эффективная система управления охраной труда. Поэтому работодатель должен решить для себя, как создать действительно работающий орган, а не формальную структуру.

Работодатель вправе в целях контроля за безопасностью работ вести дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию производственного процесса. Такое положение есть во всех правилах по охране труда. Главное — не забудьте известить сотрудников о том, что ведете наблюдение (ст. 216.2 ТК РФ).

По новым правилам представители органов власти, которые ведут федеральный надзор в области охраны труда, вправе получить дистанционный доступ к наблюдению и базам сопутствующих электронных документов. Уже сейчас такой онлайн-мониторинг организован на опасных производственных объектах. Скоро каждая стройплощадка или смотровой колодец будут переведены в онлайн-режим, что должно, с точки зрения законодателей, сократить травматизм.

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Проект порядка обучения и проверки знаний по охране труда 882.2 КБ

  • проекта Федерального Закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» (вступает в силу с 1 марта 2022 г.)​
  • проекта постановления Правительства Российской Федерации «О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда» (вступает в силу с 1 марта 2022 г.)​
  • проекта приказа Минтруда об утверждении перечня видов работ, при выполнении которых работникам предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание, а также норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания (вступает в силу с 1 марта 2022 г.)​
  • проекта приказа Минтруда о бесплатном обеспечении молоком ​ (вступает в силу с 1 марта 2022 г.)​
  • проекта приказа Минтруда об утверждении предельно допустимых норм нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную ​(вступает в силу с 1 марта 2022 г.)​

Пункт 15 части 1 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ​

Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для: оценки, выявления и управления профессиональными рисками. В настоящей редакции только оценки уровней профессиональных рисков.​

Часть 2 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ​

Отчет о проведении специальной оценки условий труда, составленный на бумажном носителе или в электронном виде, подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей специальную оценку условий труда, путем проставления подписи, подписания в электронном виде с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке​

Это самое масштабное изменение: станет возможным утверждать отчет по СОУТ с помощью электронной подписи (ЭЦП).

Подпункт «и» пункта 1 части 2 статьи 18 Федерального закона ​ от 28.12.2013 № 426-ФЗ (вступает в силу с 1 марта 2023 года)​

В информационную систему учета (ФГИС) помимо результатов СОУТ необходимо подгружать и результаты оценки профессиональных рисков​.Пока нет четкого понимания, как будет производиться передача данных работодателями, которые сами провели оценку рисков. Ожидается, что этот подпункт будет дополнен до 2023 года.

Подпункт «д» пункта 3 части 2 статьи 18 Федерального закона ​от 28.12.2013 № 426-ФЗ

Для организаций, проводившей специальную оценку условий труда, в информационной системе учета объектами учета являются следующие сведения: ​

  • об аккредитации испытательной лаборатории (центра) в национальной системе аккредитации, в том числе уникальный номер записи об аккредитации испытательной лаборатории (центра) в реестре аккредитованных лиц​.

Введен уточняющий момент о наличии во ФГИС уникального номере записи об аккредитации, который является подтверждением соответствия лаборатории критериям аккредитации (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ).

Подпункт «з» пункта 3 части 2 статьи 18 Федерального закона ​ от 28.12.2013 № 426-ФЗ​

Кроме того, для организаций, проводившей специальную оценку условий труда, в информационной системе учета объектами учета являются следующие сведения: ​

  • сведения, предусмотренные пунктами 1, 2 части 1.1 статьи 19 настоящего Федерального закона:​
  • Сведения о сокращении в установленном порядке области аккредитации испытательной лаборатории; ​
  • Сведения об изменении состава экспертов организации, имеющих выданный в установленном порядке сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда.​

В действующей редакции данных сведений нет.

Более того, данная информация будет подаваться организацией, проводящей специальную оценку условий труда, с использованием информационной системы учета (ФГИС СОУТ), в течение 10 рабочих дней со дня наступления случаев, указанных части 1.1. статьи 19 в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с приложением копий подтверждающих документов. (Абзац первый части 1.1 статьи 19 Федерального закона ​от 28.12.2013 № 426-ФЗ)

​Статья 20 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ​

  • Сертификат эксперта будет электронным. ​
  • Сертификат можно будет сформировать в автоматическом режиме средствами ФГИС СОУТ.​

На данный момент сертификат выдается на бумажном носителе.

Статья 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ​

Появляется возможность формирования в автоматическом режиме выписок из реестра организаций, проводящих СОУТ, а также из реестра экспертов​.

В порядке регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда​, кардинальных изменений нет, уточняются лишь некоторые моменты:

​1. Подается заявления ​о регистрации реестре с приложением документов (возможна подача заявления в виде электронного документа, подписанного ЭЦП)​;

2. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации рассматривает заявление в течение 7 рабочих дней со дня его регистрации​;

3. Принимается решение о регистрации организации в реестре или об отказе в регистрации организации в реестре​;

4. Министерство труда и социальной защиты РФ информирует организацию о принятом по результатам рассмотрения заявления решении в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения​;

5. Производится регистрация организации в реестре ​осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о регистрации организации в реестре.​

Изменения в разделе X Трудового кодекса: охрана труда после 1 марта 2022 года

  • привлечения организации к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности;
  • приостановления действия аккредитации испытательной лаборатории (центра) организации, являющейся структурным подразделением организации; ​
  • выявления фактов использования при проведении измерений не аттестованных методик, а также средств измерений с истекшим сроком поверки;​
  • выявления фактов несоблюдения требований к организациям, проводящим СОУТ.​

Когда причины, послужившие основанием для приостановления деятельности организации, проводящей СОУТ, устранены, Минтруд РФ принимает решение о внесении в реестр записи о возобновлении деятельности организации по проведению специальной оценки условий труда и вносит в реестр такую запись в течение 7 рабочих дней со дня регистрации заявления в Министерстве.​

  • прекращение осуществления деятельности, включая ликвидацию или реорганизацию (за исключением реорганизации в форме преобразования);
  • прекращение осуществления деятельности в области специальной оценки условий труда; ​
  • прекращение действия аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением организации; ​
  • прекращение срока действия либо аннулирование сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, которое приведет к нарушению требований, установленных п. 2 ч. 1 ст. 19 Федерального закона “О специальной оценке условий труда”;​
  • неустранение причин, послуживших основанием для приостановления деятельности организации (наличие не менее 5 экспертов, наличие аккредитованной лаборатории и др.) в течение 6 месяцев со дня принятия решения о приостановлении деятельности;​
  • по решению суда.​

Определен перечень вредных производственных факторов на рабочих местах с вредными условиями труда, установленными по результатам специальной оценки условий труда, при наличии которых работникам выдаются бесплатно молоко или другие равноценные пищевые продукты по установленным нормам.

Всего в проекте установлено 968 пунктов химических веществ, 1 пункт “Пестициды и агрохимикаты”, 3 пункта “Биологические факторы”, 1 пункт “Физические факторы”. ​

Для сравнения: ​в приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 февраля 2009 года № 45н указано 969 пунктов химических веществ, 1 пункт “Пестициды и агрохимикаты”, 3 пункта “Биологические факторы”, 1 пункт “Физические факторы”. ​

Добавлена формулировка, что бесплатная выдача молока или равноценных пищевых продуктов производится с даты внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в ФГИС СОУТ за всё время работы в таких условиях, в том числе за работу сверх установленной нормы рабочего времени (сверхурочная работа, работа в выходной или нерабочий праздничный день, дежурство сверх месячной нормы рабочего времени по графику, работа по совместительству).​

  • Бесплатная выдача молока или равноценных пищевых продуктов производится работникам в дни фактической занятости на работах с вредными условиями труда, обусловленными наличием на рабочем месте вредных производственных факторов, предусмотренных Перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов уровни которых превышают установленные гигиенические нормативы. ​
  • Выдача и употребление молока или равноценных пищевых продуктов должны осуществляться в буфетах, столовых или в помещениях, специально оборудованных в соответствии с утвержденными в установленном порядке санитарно-гигиеническими требованиями. ​
  • Норма бесплатной выдачи молока составляет 0,5 литра за смену независимо от продолжительности смены. Если время работы составляет менее половины продолжительности рабочей смены, молоко не выдается. ​
  • Работникам, периодически контактирующим с неорганическими соединениями цветных металлов (кроме соединений алюминия, кальция и магния), в дни фактической занятости дополнительно к молоку выдается 2 г пектина в составе обогащенных им пищевых продуктов. Допускается замена этих продуктов натуральными фруктовыми и (или) овощными соками с мякотью в количестве 300 мл. ​
  • При постоянном контакте с вредным воздействием неорганических соединений цветных металлов (кроме соединений алюминия, кальция и магния), обусловленным производственным (технологическим) процессом, в дни фактической занятости вместо молока выдаются кисломолочные продукты или продукты для диетического (лечебного и профилактического) питания при вредных условиях труда. ​
  • Работникам, занятым производством или переработкой антибиотиков, вместо свежего молока выдаются кисломолочные продукты, обогащенные пробиотиками (бифидобактерии, молочнокислые бактерии), или приготовленный на основе цельного молока колибактерин.
  • Не допускается замена молока сметаной, сливочным маслом, другими продуктами (кроме предусмотренных таблицей 1), а также выдача молока или равноценных пищевых продуктов за одну или несколько смен вперед, равно как и за прошедшие смены.​
  • Допускается замена равноценных пищевых продуктов на молоко и молока равноценными пищевыми продуктами по письменным заявлениям работников. ​
  • Замена молока на продукты для диетического (лечебного и профилактического) питания при вредных условиях труда допускается только при положительном заключении на их применение Роспотребнадзора.
  • Выдача работникам по установленным нормам молока или равноценных пищевых продуктов может быть заменена по письменным заявлениям работников компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или равноценных пищевых продуктов. Размер компенсационной выплаты принимается эквивалентным стоимости молока жирностью не менее 2,5% или равноценных пищевых продуктов в розничной торговле по месту расположения работодателя на территории административной единицы субъекта Российской Федерации.
  • Компенсационная выплата должна производиться не реже 1 раза в месяц.​
  • Конкретный размер компенсационной выплаты и порядок ее индексации устанавливаются работодателем с учетом мнения первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и включаются в коллективный договор. При отсутствии у работодателя представительного органа работников указанные положения включаются в заключаемые с работниками трудовые договоры.​
  • Индексация компенсационной выплаты производится пропорционально росту цен на молоко и другие равноценные пищевые продукты в розничной торговле по месту расположения работодателя на территории административной единицы субъекта Российской Федерации на основе данных компетентного структурного подразделения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.​

Остается без уточнения периодичность индексации, она устанавливается по решению работодателя с учетом мнения профсоюзных органов.

В ст. 112 ТК указаны все праздники. Однако ежегодно Правительство РФ определяет переносы для того, чтобы выходные и праздничные дни использовались рационально.

Согласно Постановлению Правительства от 16.09.2021 г. № 1564 определены переносы в 2022 году. Новогодние праздники будут длиться с 31 декабря 2021 года по 9 января 2022 года.

На основании Постановления Правительства от 07.10.2021 г. № 1706 определена допустимая доля сотрудников-иностранцев на 2022 год.

В документе указываются такие виды деятельности как выращивание овощей, лесоводство и лесозаготовки, обработка древесины и производство деревянных изделий, строительство, оптовые продажи пиломатериалов, розничная торговля в нестационарных торговых точках и т.д.

На основании документа установлено, что хозяйствующие субъекты обязаны до конца 2021 года привести численность иностранных сотрудников в соответствие с положениями данного документа.

Рассматривается законопроект № 1258300-7, согласно которому планируется с 1 января 2022 года повысить МРОТ до 13 617 руб./мес.

В пояснительной записке к документу сказано, что увеличение МРОТ в 2022 году по отношению к 2021 году (12 792 руб./мес.) составит 825 руб., т.е. будет рост МРОТ на 6,4%.

Поправки по охране труда

На основании Федерального закона от 02.07.2021 г. № 311-ФЗ будут введены корректировки в ТК РФ, которые начнут действовать с 1 марта 2022 года.

В частности, изменения будут следующие:

  • установят порядок управления профрисками на рабочих местах;
  • запретят работать в опасных условиях;
  • разрешат проводить видео-, аудио- и иные виды фиксации рабочих процессов;
  • введут обязательное ведение работодателями учета микротравм;
  • появятся конкретные статьи по несчастным случаям и микротравмам.

Рассматривается законопроект № 1256989-7, согласно которому планируется, что с 1 сентября 2022 года управлять легковыми такси и общественным транспортом смогут только те лица, у которых нет судимости за некоторые виды преступлений.

Соответствующие корректировки будут внесены в гл. 51 ТК РФ.

Сотрудники обязаны до 1 марта 2023 года подать работодателю справку об отсутствии (наличии) судимости и (или) факта уголовного преследования. При невыполнении данного требования работодатель обязан отстранить работника от выполнения трудовых обязанностей.

О таких требованиях должны знать компании и ИП, осуществляющие коммерческие перевозки или перевозки для своих целей автобусами и грузовиками.

До 1 января 2027 года к таким работникам будет предъявляться больше требований, которые закреплены в Приказах Минтранса от 31.07.2020 г. и от 29.07.2020 г. № 264.

К примеру, водители легковых автомобилей должны понимать, как оказывать помощь при посадке и высадке пассажиров, в т.ч. при использовании специальных устройств для инвалидов.

На основании требований регламентируются новые правила профотбора и обучения работников, чья трудовая деятельность основана на эксплуатации автомобилей.

Изменения в трудовом законодательстве в 2022 году

Если у работодателя среднесписочная численность сотрудников от 25 чел. и больше, а также если юрлицо имеет в уставном капитале долю участия РФ, субъектов РФ или муниципального образования, то с 1 января 2022 года для них регламентировано требование — размещать данные о вакансиях на портале «Работа в России».

Эта информация будет содержать сведения о потребностях в сотрудниках, об условиях их привлечения к работе и наличии свободных мест.

На данный момент Минтруд подготовил проект приказа, предусматривающего формы, по которым нужно будет направлять информацию о потребностях в кадрах.

У организаций и ИП появятся дополнительные полномочия в области охраны труда. На основании новой статьи 214.2 ТК РФ все работодатели смогут:

  • проводить дистанционную аудио- и видеосъемку, а также иными способами фиксировать процесс производства. Записи можно хранить. Если сотрудник захочет знать, каким устройством его снимают, то согласно новой статье 216.2 ТК РФ работодатель обязан дать такую информацию;
  • вести электронный документооборот в области охраны труда;

Сведения о состоянии условий труда и компенсациях работающим с вредными условиями труда необходимо подать в территориальный орган Росстата до 21 января 2022 года.

Форма отчета приведена в приложении к приказу Росстата от 24.07.2020 № 412 (в ред. Приказов Росстата от 29.04.2021 N 243, от 13.07.2021 № 412).


Внимание: форму могут изменить, поэтому следите за информацией на сайте Росстата. Сведения в данной статье представлены на 5 октября 2021 года.


Прошлогодней формой не пользуйтесь, она изменилась в июле 2021 года. Учтите, что отчет не сдают субъекты малого предпринимательства, а только юридические лица, основной вид деятельности по ОКВЭД которых относится к:

  • сельскому, лесному хозяйству, охоте, рыболовству и рыбоводству;
  • добыче полезных ископаемых;
  • обрабатывающим производствам;
  • обеспечению электрической энергией, газом и паром;
  • кондиционированию воздуха;
  • водоснабжению;
  • водоотведению,
  • организации сбора и утилизации отходов,
  • деятельности по ликвидации загрязнений;
  • строительству;
  • транспортировке и хранению;
  • деятельности в области информации и связи.

Запросите в департаменте персонала сведения по списочной численности работников (без находящихся в отпуске по беременности и родам и по уходу за ребенком) на конец отчетного года, в том числе женщин и лиц до 18 лет для раздела 1, без учета класса условий труда. Также запросите эти же сведения для раздела 2 отчета в отношении работников с вредными условиями труда.

Показатели раздела 1 «Состояние условий труда» заполняют на персонал организации в целом, и отдельно — на женщин и лиц моложе 18 лет. Основой для заполнения показателей о состоянии условий труда является отчет о специальной оценке условий труда.

Показатели раздела 2 «Гарантии и компенсации, предоставляемые работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» должны соответствовать картам СОУТ, а также условиям трудовых договоров, коллективных договоров и отраслевых соглашений. Например, в трудовом кодексе доплата указана не менее 4%, а в отраслевом соглашении эта цифра может достигать 60%. Указывайте по факту для вашего предприятия.

Пустые строки не нужно заполнять нулями или прочерками, оставьте как есть.

Этот отчет предоставляют юридические лица (кроме микропредприятий), осуществляющие все виды экономической деятельности, кроме:

  • финансовой и страховой деятельности
  • деятельности по операциям с недвижимым имуществом
  • государственного управления и обеспечения военной безопасности
  • социального обеспечения
  • образования
  • деятельности домашних хозяйств как работодателей
  • недифференцированной деятельности частных домашних хозяйств по производству товаров и оказанию услуг для собственного потребления
  • деятельности экстерриториальных организаций и органов

Отчет о травматизме на производстве передают в территориальный орган Росстата до 25 января ежегодно, вне зависимости от наличия или отсутствия несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

В 2022 году сведения за 2021 год подавайте по форме, утвержденной Приказом Росстата от 22.06.2020 № 326 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за травматизмом на производстве и профессиональными заболеваниями» (в ред. Приказа Росстата от 18.12.2020 815).

Внимание! Форму могут изменить, поэтому следите за информацией на сайте Росстата. Сведения в данной статье представлены на 5 октября 2021 года.

Если в 2021 году произошел НС или профзаболевание, и акт уже утвержден также в 2021 году, сведения об этом должны найти отражение в отчете, подаваемом до 25 января 2022 года.

Если же расследование на 1 января 2022 года продолжается, подавать об этом сведения за 2021 год нельзя – произойдет задвоение показателей, что приведет к двум внеплановым проверкам инспекции Роструда.

Среднесписочная численность работников (работники списочного состава и внешние совместители) за отчетный год – показатель переменный, эту цифру вам должен дать отдел кадров или главный бухгалтер, потому что эта численность указывается в статотчетах № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации» и т.д.

Как изменится Трудовой кодекс с марта 2022 года: читайте обзор поправок

Нарушение порядка предоставления отчетов по охране труда, или передача недостоверных сведений влечет ответственность, установленную статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ в виде наложения административного штрафа:

  • на должностных лиц — в размере от 10000 до 20000 рублей;
  • на юридических лиц — от 20000 до 70000 рублей.

Повторное совершение административного правонарушения влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — в размере от 30000 до 50000 рублей;
  • на юридических лиц — от 100000 до 150000 рублей.

В настоящее время много говорится о применении риск-ориентированного подхода при осуществлении надзора в бизнес-сфере различными контрольными органами. Смысл его в снижении давления на бизнесменов, готовых исполнять закон в полном объеме, на фоне усиления контроля деятельности недобросовестных фирм. Утвержденные поправки ТК РФ как раз и направлены на внедрение риск-ориентированного подхода в сферу охраны труда организации.

С одной стороны, это по большей части индивидуальный подход, личная ответственность, с другой – применение современного ПО, автоматических систем управления в сфере ОТ. Они, в частности, позволяют добиться объективной оценки профессиональных показателей безопасности труда, рисков, снизить затраты труда специалистов ОТ.

Изменения коснулись прав и обязанностей руководства фирмы в равной мере. Права в сфере ОТ содержит новая ст. 214.2 ТК РФ.

С целью контроля производственной безопасности руководство фирмы может использовать приборы, оборудование, устройства, при необходимости – их системы, дистанционное слежение различных видов. Администрация вправе хранить эти данные. Можно вести электронную документацию по ОТ.

Руководство полномочно предоставлять электронный доступ к наблюдению за процессом производства работ, электронным базам документов по охране труда, федеральным контрольным органам. Таким образом контролеры могут убедиться, что работы производятся безопасно, требования охраны труда фирма соблюдает.

Статья 214 ТК РФ теперь содержит обязанности работодателя. Среди них есть новые и «старые», содержащиеся в действующей редакции ТК РФ. Так, работодатель по-прежнему обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда. Сделать это ему предлагается на основе комплексной оценки рабочего места, в частности технического и организационного уровня. Учитываются также вредные для здоровья работников факторы самого производства и трудового процесса.

В обязанности администрации входит:

  • проведение спецоценки условий труда (СОУТ);
  • формирование и поддержание работы системы управления ОТ;
  • обнаружение опасностей и профессиональных рисков, систематическая работа с информацией, контроль соответствия рабочих мест требованиям госструктур по ОТ;
  • контроль соответствия новых рабочих мест ОТ;
  • обеспечение персонала индивидуальными и коллективными средствами защиты, контроль за соблюдением правил ОТ на рабочем месте;
  • обучение персонала, постоянное улучшение условий ОТ;
  • установление режима работы и отдыха, не противоречащего ОТ, согласно нормам законодательства по труду.

Появятся и совершенно новые обязанности (это обновленная ст. 214 ТК РФ и введенная ФЗ новая ст. 216.2 ТК РФ):

  1. Информировать сотрудников, если по итогам СОУТ их рабочее место отнесено к опасным, причем сделать это незамедлительно.
  2. Создавать соответствующие условия труда инвалиду: как только что принятому по договору, так и сотруднику с приобретенной на работе инвалидностью.
  3. Если работы происходят на территории другого работодателя, иного лица, руководство фирмы обязано до начала работ (оказания услуг) согласовать меры безопасности для работников.

Кроме того, при возникновении угрозы персоналу в процессе работы с оборудованием, внутренних работ в зданиях, работу требуется незамедлительно приостановить. Продолжение возможно только после полного исключения опасности для жизни и здоровья.

Кстати говоря! Новая редакция ст. 22 ТК РФ дает работодателю полномочия требовать от сотрудников соблюдения правил ОТ. Раньше основной упор законодатель делал на обязанностях работодателя.

Традиционно правам работника в сфере охраны труда отведена центральная роль. Обновленная редакция ТК РФ лишь усиливает эту составляющую.

Прежде всего, гарантии безопасного труда работникам установлены на самом высоком уровне – государственном. Гарантируется право работника на санитарно-бытовое обслуживание, раскрывается, каким образом эти гарантии должны быть соблюдены (например, работников горячего цеха положено обеспечивать газированной соленой водой; пострадавших на производстве работников администрация обязана перевозить в больницу или до места жительства за счет фирмы и др.).

Работник имеет право на медосмотр внеочередного характера, если это соответствует нормативным документам или рекомендовано врачом. За ним сохраняется работа, должность, средний заработок.

Сами вредные (опасные) факторы производства, виды деятельности, при которых необходимо проходить предварительные и периодические медосмотры, устанавливаются Роспотребнадзором, Минздравом, Минтрудом совместно. Такой порядок позволит избежать разногласий в требованиях трех ведомств в отношении бизнеса.

Работник может отказаться от работы во вредных, опасных для жизни, здоровья условиях, если:

  • они возникли как следствие нарушения требований ОТ (до устранения опасности);
  • не прописаны в трудовом договоре.

Администрация не имеет права его наказывать.

За информацией, касающейся ОТ и условий труда, работник может обращаться как к руководству фирмы, так и в компетентные госорганы, общественные организации (по тексту ст. 216, ст. 216.1, ст. 216.2, ст. 216.3, ст. 220 новой редакции ТК РФ).

Обязанности работника в основном остались прежними: соблюдение правил ОТ, применение средств индивидуальной и коллективной защиты; обучение по ОТ; прохождение предварительных и периодических медосмотров, информирование администрации об опасных ситуациях на производстве (в новой редакции это ст. 215 ТК РФ).

Помимо этого вменяется в обязанность следить за исправностью оборудования, инструментов, которыми он пользуется на работе, соблюдать технологию производства, правильно использовать сырьевые и другие ресурсы, предоставленные работодателем.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.