Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Численность студентов в России в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- Статья
- Обсуждение
Как вузам России избежать недобора студентов
- Читать
- Просмотр
- История
51651
73453
28825
20380
Фото 16762
Фото 14898
Россотрудничество уточнило число обучающихся в России иностранных студентов
- Прогнозирование численности потенциальных абитуриентов российских университетов в сложившихся в стране демографических условиях с целью актуализации проблем репутационного менеджмента 2019 / Юдина Татьяна Александровна
- Обеспеченность бюджетными местами региональных систем высшего образования с учетом демографических трендов 2019 / Габдрахманов Н.К., Лешуков О.В., Платонова Д.П.
- Опыт использования открытого программного обеспечения в виртуальной компьютерной лаборатории на основе технологии облачных вычислений 2010 / Антипов О. Е., Белов М. А.
- Инновационные информационные технологии в сфере образования 2016 / Путимцева Кристина Михайловна
- Прогнозирование приемов, выпусков и численности студентов учреждений профессионального образования 2012 / Питухин Е. А., Семёнов А. А.
В целях назначения стипендий Правительства Минпросвещения запрашивает сведения о численности студентов, очно обучающихся в колледжах и вузах по аккредитованным образовательным программам, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики.
Данные нужны по всем образовательным организациям региона независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.
Одновременно Минпросвещения ждет предложения по квотам регионов по образовательным программам на 2022/23 учебный год.
Британская компания QS изучает вопрос миграции молодёжи, желающей обучаться не дома, а в других государствах. Выделено 50 государств, между которыми ежегодно распределяются места по количеству прибывающих в них студентов. Регулярно лидирующие позиции занимают:
- США;
- Великобритания;
- Германия;
- Австралия;
- Канада;
- Франция;
- Нидерланды.
Россия уже многие годы оказывается в середине списка. Между тем её позиции в области международного образования укрепляются, о чём говорят цифры статистики. Всего 3% молодых людей мира, решивших «грызть гранит науки» в других странах, выбрало для обучения Россию. Прогнозируют, что эта цифра будет увеличиваться.
Предпосылки для этого есть. Это видно по прошлым годам. Так, если сравнивать 2015 и 2016 годы, в последнем российская студенческая братия заполучила почти на 12% больше иностранцев. Часть из них приезжает обучаться по ежегодно выделяемым квотам, бесплатно. Часть готова заплатить, ибо верит в то, что будут предоставлены важные знания на должном уровне.
Обучение иностранных студентов — это вопрос престижа страны, потому им занимаются эксперты. Правительство стремится к тому, чтобы создать хорошие условия для обучения молодых людей из зарубежья. Примечательно, что в РФ, как и в США, образовательная система не разделяет учащихся на «ваших» и «наших». Все учатся на одинаковых условиях. В большинстве вузов приезжим не приходится платить за обучение больше, чем местным.
Что касается бесплатного обучения для гостей, ежегодно выделяются квоты для иностранцев. Более 15 000 приезжих молодых людей могут приехать в РФ и обучаться в её высших учебных заведениях бесплатно, живя в общежитиях на тех же условиях, что и россияне, а иногда и более комфортно. Конкурс среди поступающих на выделенные по квотам местам составляет 4,5–5%.
Для повышения авторитета страны планируется продолжить предоставление льготных мест в вузах для иностранцев и увеличение их количества. Отметим, что в РФ можно обучаться как на русском, так и на других языках.
Получение образования на других языках на платной основе будет обходиться дороже.
Численность студентов и количество мест в вузах в России. Инфографика
В свете последних событий в мире, Россия относится к странам, которые вызывают у обычных граждан опасения, сомнения и даже страх. Средства массовой информации на Западе стремятся обострить проблему и превратить в РФ в некую страшилку для народов. Распахивая двери перед студентами, Россия получает возможность реабилитировать себя в глазах иных государств. Молодёжь достаточно легко адаптируется и осваивается в Москве и других городах.
Выявлено, что на адаптацию влияют следующие факторы:
- Климат.
- Личностно-психологические отношения.
- Педагогическая система.
- Быт.
- Межличностное общение.
- Проживание в интернациональных общежитиях.
Если на первые два фактора сложно повлиять, то на остальные стараются влиять в сторону улучшения. Вопрос создания нормальных условий обучения иностранным студентам не единожды поднимался на уровне власти.
Важным является не только создание достаточного количества льгот для гостей из других государств, но и помощь им в адаптации на территории сложной и самобытной России.
Россия стремится к тому, чтобы её университеты в рейтингах встали в один ряд с лучшими образовательными учреждениями Великобритании, США, Франции, Германии и т. д. И это ей удаётся. Растёт число приезжающих не только из Африки и Арабских стран, но и из Европейского Союза. Большая доля приходится на учащихся из СНГ и стран бывшего социалистического лагеря.
В 2016–2017 годах отмечен большой прирост студентов из таких стран, как:
- Китай,
- Индия,
- Вьетнам,
- Африканские государства.
Россия привлекает иностранцев возможностью получить бесплатно качественное образование и стипендиями, которые выделяются не только для своих, но и для приезжих.
Появились тревожные данные о сокращении вузов в России за десять лет
Топ-5 лидеров выглядит так:
- Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина — 1,7 тысячи мест;
- Воронежский государственный лесотехнический университет — 385;
- Севастопольский государственный университет — 359;
- Казанский федеральный университет — 346;
- Оренбургский государственный университет — 318.
Отмечается, что для УрФУ это около 19% от всех бюджетных мест, для ВГЛТУ — 39%, а для СевГУ — 14%. Это существенный прирост.
Во вторую пятёрку (от 272 до 304 мест) вошли:
- Волгоградский государственный университет;
- Псковский государственный университет;
- Сибирский федеральный университет;
- Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления;
- Тихоокеанский государственный университет.
Состояние и уровень начального образования можно увидеть в таблице численности дошкольников:
Год | Общая численность, тысяч | … из них – в городах, тысяч | … из них – в сельской местности, тысяч | Количество мест на 1000 детей |
2010 | 5 388,0 | 4 280,6 | 1 107,3 | 553 |
2011 | 5 661,1 | 4 502,4 | 1 158,8 | 570 |
2012 | 5 982,9 | 4 750,6 | 1 232,2 | 592 |
2013 | 6 347,3 | 5 037,1 | 1 310,2 | 600 |
2014 | 6 813,6 | 5 415,6 | 1 398,0 | 612 |
2015 | 7 151,6 | 5 693,8 | 1 457,7 | 626 |
2016 | 7 342,9 | 5 856,3 | 1 486,6 | 635 |
2017 | 7 477,9 | 5 976,5 | 1 501,5 | 633 |
2018 | 7 582,4 | 6 083,6 | 1 498,9 | 639 |
2019 | 7 606,7 | 6 128,5 | 1 478,2 | 665 |
Как ни странно, количество школ в ежегодник не попало. Находим его в другом источнике (правда, самые свежие данные – за 2018 год), и видим следующее:
Год | 2005/2006 | 2010/2011 | 2015/2016 | 2016/2017 | 2017/2018 |
Количество школ, в тысячах | 63,2 | 50,8 | 43,4 | 41,8 | 42,0 |
Количество учителей, в тысячах | 1591,4 | 1079,0 | 1077,3 | 1074,1 | 1079,9 |
Теперь сравниваем с количеством учеников:
Год | 2000/2001 | 2010/2011 | 2017/2018 | 2018/2019 | 2019/2020 |
Обучающихся по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования, тысяч |
20550,2 | 13642,4 | 15705,9 | 16137,3 | 16565,6 |
… из них – в городах, тысяч | 14446,4 | 9834,8 | 11845,5 | 12232,7 | 12624,6 |
… из них – в сельской местности, тысяч | 6103,7 | 3807,6 | 3860,4 | 3904,6 | 3941,0 |
Теперь рассмотрим уровень среднего образования. Рассматривать количество ПТУ, количество институтов среднего образования и количество преподавателей в этих организациях мы будем на основании данных 2005-2018 годов, потому что более свежих данных нет:
Год | 2005/2006 | 2010/ 2011 |
2015/2016 | 2016/2017 | 2017/ 2018 |
Число образовательных организаций | 6297 | 5206 | 3638 | 3934 | 3956 |
Численность преподавателей в образовательных организациях, тыс. человек |
151 | 149 | 133 | 135 | 138 |
Интересно, что за этот период количество организаций сократилось примерно на 60%, а вот количество преподавателей – меньше чем на 10%.
Что касается учеников в организациях среднего специального образования, числа – следующие:
Год | Численность, тысяч человек | … из них – по программам подготовки квалифицированных работников, тысяч | … из них – по программам подготовки специалистов среднего звена, тысяч |
2016/2017 | 2851,9 | – | – |
2017/2018 | 2930,8 | 543,2 | 2387,6 |
2018/2019 | 3006,4 | 542,1 | 2464,3 |
2019/2020 | 3119,7 | 543,4 | 2576,2 |
Число студентов в России уменьшается
Если вам интересно, на каком месте Россия находится по уровню образования, то отвечаем: на 33-м, ее обгоняют Греция, Сингапур и Беларусь, следом за Россией идут Лихтенштейн, Словакия и Испания. Рейтинг стран составляется на основании совокупного индекса, 2/3 которого составляет индекс грамотности взрослого населения, 1/3 – индекс отношения совокупной доли учащихся (дошкольное, школьное, профессионально-техническое и высшее образование) к населению.
Россия в этом мировом рейтинге постепенно опускается вниз, уровень образования в России в мире сейчас не очень ценится (как и дипломы), поскольку в последнее десятилетие заметен устойчивый тренд как на уменьшение количества учащихся (особенно это касается среднего специального и высшего образования), так и на ухудшение качества образования. Причина ухудшения качества образования – уменьшение количества преподавателей. Ввиду закрытия школ, профессионально-технических училищ и высших учебных заведений преподавателям приходится или уходить в репетиторы, или вообще менять род деятельности.
Следовательно, «мозги» и опыт из преподавательской сферы перетекают в другие сферы деятельности, что негативно сказывается на уровне образования в целом.
На данный момент прогноз на ближайшие годы – не очень хороший, это связано как с уменьшением количества школ/лицеев/профессионально-технических училищ/высших учебных заведений, так и с демографическим кризисом. Предполагается, что количество учебных заведений будет падать вместе с количеством преподавательского состава, пока не достигнет равновесной точки, коррелирующей с текущей демографической ситуацией. Естественно, это негативно скажется как на качестве образования, так и на позиции России в мировом рейтинге образования.
- Когда будут доступны данные за 2020 год? Статистические данные по уровню образования, как и многие другие статистические данные, публикуются с задержкой, иногда – на год или два. Это не в последнюю очередь связано с размерами страны – в каждом регионе есть свое, локальное, отделение Федеральной Службы Статистики, и пока все эти локальные отделения не соберут данные и не пошлют их в центральный офис, общей статистики не будет. Есть и еще один нюанс: ежегодник, в котором эта информацию публикуется, выходит 1 раз в 2 года, и данные в нем «запаздывают» на год. Самый свежий ежегодник вышел в конце 2020 года, и данные в нем были за 2019 год. Следовательно, следующий ежегодник выйдет в конце 2022 года, и в нем будут данные за 2021 год.
- Что нужно сделать, чтобы уровень образования в России повысился? Сложный вопрос, но первое, что нужно решить – проблему демографического кризиса, иначе учиться будет банально некому. После этого нужно проводить реформы образования, в том числе – повышать «статус» среднего профессионального образования.
Экспериментальная программа «Профессионалитет» запускается Министерством просвещения России и содержит три ключевые инициативы. Первая – вовлечение отраслевых партнёров в подготовку кадров для системы среднего профессионального образования. Второе – введение нового уровня образования (профессионалитет), оптимизация сроков обучения: до двух лет для рабочих профессий и специальностей, до трёх лет для более технологичных. И третье – создание на базе колледжей коворкинг-пространств, центров молодёжных стартапов, волонтёрства, совместных общественных проектов.
Страны |
2016 |
2017 |
2018 |
|
Россия2) |
46 |
46 |
40 |
Russia2) |
Страны СНГ3) |
CIS countries3) Saxo Bank спрогнозировал конституционный кризис в США в 2022-2023 годах
На протяжении многих лет с началом учебного года ученики 9 классов задают один и тот же вопрос – возможна ли отмена ОГЭ, и 2021-2022 учебный год не стал исключением. Так почему же учащиеся выпускных классов так бояться предстоящих экзаменов и почему Рособрнадзор так борется за их проведение? Аргументы родителей и учеников, настроенных категорически против ОГЭ таковы:
Среди «железных» аргументов Рособрнадзора в поддержку ГИА-9, представлены такие утверждения:
Как бы ни хотелось всем участникам образовательного процесса услышать новость, что ОГЭ отменен в 2022 году (и не из-за коронавируса, а по решению руководства), надеяться на это точно не стоит. В ходе общения с родителями школьников, Анзор Музаев отметил, что Рособрнадзор будет делать все, чтобы не создавать дополнительных неудобств для выпускников и родителей. При этом все решения будут приниматься с учетом эпидемиологических условий, обусловливающих в том числе и формат обучения. При этом подходы для проведения экзаменов в 2022 году, например, в части формата экзаменов, их количества, периодов сдачи и т. п., должны быть утверждены уже в ближайшие месяцы – максимум до 1 декабря. Более того, в течение всего учебного года продолжится активное информационное сопровождение – будут работать горячие линии, электронные почтовые ящики для приема обращений педагогов, обучающихся и их родителей по любым вопросам. Сегодня многие институты и университеты в России работают по системе модулей – их всего 4, разделенные попарно каникулами. I и II модули в 2021 году длятся с 1 сентября по 31 декабря, причем они уже включают экзаменационный период. Экзамены завершаются до 25 декабря, а последняя неделя года выделяется для сдачи задолженностей по учебе. Каникулы у «модульников» начинаются уже в канун новогодних праздников и длятся до середины января. Общая их продолжительность составляет минимум 2 недели. При очной форме обучения по классической системе продолжительность студенческих зимних каникул тоже составляет минимум 2 недели – 14 дней без учета праздников и выходных. Начало каникулярного времени будет зависеть от сроков сессии и даты сдачи последнего экзамена/зачета. Если сессия начинается сразу после Нового года, то уже к концу января студенты могут с полным правом отправиться на отдых. В некоторых вузах экзаменационный период сдвигается на середину и даже конец января – в этом случае учащихся ожидают февральские каникулы. Важно! По распоряжению декана в соответствии с нормативами Минобразования длительность студенческого отдыха может быть продлена до трех недель. Иногда каникулы объединяют с официальными праздниками января, утвержденными на законодательном уровне, ведь на преподавательский состав ВУЗов официальные выходные дни тоже распространяются. В 2022 году россияне будут отдыхать с 1 по 10 января включительно, а значит, у студентов тоже появится возможность получить дополнительную «передышку». В этом случае старт сессии будет дан в понедельник 11 января, а учитывая среднюю ее продолжительность в 3 недели, зимние каникулы начнутся 1 февраля. Какого числа Татьянин день в России в 2022 годуНаиболее долгожданными для учащихся всегда были каникулы летом, когда можно полноценно отдохнуть и набраться сил перед новым курсом. Для летнего каникулярного времени действуют такие же принципы, как и для зимнего – на отдых студенты отправляются после успешной сдачи последнего экзамена сессии. Летняя экзаменовка начинается, как правило, в первых числах июня и занимает до трех недель – к 1 июля студенты освобождаются от учебных обязательств. Независимо от формы обучения, утвержденной в вузе, летние каникулы заканчиваются 1 сентября с началом нового учебного года. Сколько длятся каникулы у студентов летом, стоит уточнить в деканате, поскольку продолжительность для разных курсов будет отличаться:
Вузовская практика занимает 2-4 недели – ровно настолько окажется короче каникулярный период старшекурсников и выпускников. В ряде вузов студенческая практика проходит в сентябре параллельно с образовательным процессом, поэтому летние каникулы остаются двухмесячными. Многие вузы дают возможность обучающимся сдать сессию раньше, чем в установленные даты. Зачастую этим вариантом пользуются студенты, проживающие в других городах. Для того чтобы сдать сессию досрочно, нужно подать заявление в деканат об этом и указать причину. Повод, из-за которого вы решились сдавать экзамены досрочно, должен быть весомым. Так как преподавателям института нужно также дополнительно составлять график, чтобы приняться у вас зачеты в другие даты, нежели установленные деканатом. Руководство высшего учебного заведения вправе отказать в сдаче сессии досрочно или пойти на встречу и согласовать документ студента. Цель введения квот на использование мигрантов в качестве рабочей силы проста — государству необходимо соблюдать приоритет российских граждан. Именно они должны быть трудоустроены в первую очередь. Каждый год Правительство РФ проводит анализ рынка труда каждого региона в отдельности и решает, какой именно процент рабочих мест может быть отдан мигрантам, без ущемления интересов россиян. Как правило, нормы устанавливаются для тех сфер деятельности, где работодатели чаще всего «грешат» наймом мигрантов из-за их более низких зарплатных требований. Сейчас важно определиться, какие предметы сдавать на ЕГЭ. Кстати, ориентироваться только на один университет нельзя — нужно внимательно просмотреть программы всех вузов, которые рассматриваешь для поступления. Часто бывает, что институты предлагают одну специальность, но требования у приемной комиссии разные. В России ежегодно уменьшается количество студентовВступительные испытания могут проводиться с использованием дистанционных технологий при условии идентификации личности поступающих. 7. Информация об особенностях проведения вступительных испытаний для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровьяПри проведении вступительных испытаний для абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается соблюдение общих требований к организации вступительных испытаний с учетом следующих специальных положений:
Указанные выше условия предоставляются поступающим на основании заявления о приеме, содержащего сведения о необходимости создания соответствующих специальных условий. При подаче документов поступающий должен предоставить в приемную комиссию документ, подтверждающий ограниченные возможности здоровья. Длительность учебного процесса и отдыха контролируется на законодательном уровне Министерством образования. Определенными приказами был утвержден общий график учебной занятости и каникул. Главный принцип этих постановлений – чем дольше длится процесс осваивания знаний, тем продолжительнее планируют каникулы у студентов. Сегодня установлены следующие нормы:
Обратите внимание, что в перечне выше не определено, когда начинаются и оканчиваются каникулы, он лишь демонстрирует минимально и максимально допустимую длительность отдыха за год относительно продолжительности учебного процесса. Руководство ВУЗов имеет право самостоятельно решать, когда предоставить своим подопечным заслуженный отдых, а когда вернуть их обратно для получения новых знаний. В отличие от школьников, которые уходят на каникулы четырежды в год, студентам предоставляется «отпуск» лишь дважды – зимой и летом. За год учащиеся ВУЗов в общей сложности отдыхают 10 недель, причем большая часть этого времени выпадает на лето. Стандартная летняя сессия начинается в начале июня и продолжается в течение трех недель. К 1 июля, как правило, студенты освобождаются от учебных обязательств даже при наличии академических задолженностей, и отправляются на полноценный отдых вплоть до 1 сентября, когда начинается новый учебный год. При этом, длительность каникул в летний период разнится в зависимости от курса. Студенты первого и второго забывают про учебу на два месяца. Учащиеся третьего курса отдыхают меньше, поскольку должны пройти производственную практику, которая занимает от 2 до 4 недель. Исключение составляют лишь те ВУЗы, в которых практические занятия переносятся на сентябрь и проходят в учебное время. Чтобы правильно подавать документы в институт 2022, важно сделать это до определенной даты. Сроки подачи документов у каждого вуза свои. Но в целом прием заявлений и документов начинается до 20 июня. До 29 июля завершаются вступительные экзамены, а до 2 августа публикуются списки поступивших абитуриентов. 4 августа завершается прием согласий на поступление у абитуриентов, поступающих по особым условиям без экзаменов на бюджетное отделение. А 6 августа публикуются приказы об их зачислении. 11 августа заканчивается прием от студентов, которые согласились с зачислением на основные места. И наконец, 17 августа публикуются приказы об их зачислении. Если собираетесь подать документы в 2022 году после 11 класса, то в течение учебного года мы советуем стараться получать дополнительные баллы. Важно тщательно подготовиться к экзаменам, чтобы получить наиболее высокий балл. При желании можно пройти подготовительные курсы. Они не гарантируют успешного поступления, зато помогут лучше сдать экзамены. Получить место в бюджете с большей вероятностью можно на направлениях по техническим специальностям, поскольку бюджетных мест там больше, а желающих туда попасть – меньше. При желании попасть на бюджет стоит выбирать учебное заведение только с большим количеством бесплатных мест. Эту информацию можно узнать на официальных сайтах вузов. Новая централизованная статистическая система включает ПО для автоматизированного формирования и ведения федерального плана статистических работ, единый реестр с унифицированными данными об объектах статистического наблюдения и каталогами респондентов, единый реестр с данными о формах статистического наблюдения и нормативной справочной информацией. «С 8 ноября 2021 года вузы и научные организации вправе продолжать проводить обучение в виде самостоятельной работы или в удалённом формате с применением дистанционных технологий. При введении самостоятельной работы необходимо обеспечить учащихся методической поддержкой и за три дня предупредить об объёме работы», — сообщается в приказе. Также уточняется, что промежуточная аттестация также может быть переведена в дистанционный формат. Напомним, ранее сообщалось, что в Забайкальском крае могут продлить неучебные дни для школьников, вопрос будет решаться 6-7 ноября. Вузы Хабаровского края перейдут на дистанционное обучение до 6 декабря 2021 года. Об этом журналистам сообщил зампред краевого правительства по социальным вопросам Евгений Никонов. «Мы проанализировали действующую эпидемиологическую обстановку и проследили за тем, как люди ведут себя во время «ковикул», устремляясь в торговые центры, туда, где развлекуха, вместо самоизоляции дома. Исходя из данной ситуации, мы приняли следующее решение: продлить дистанционный формат образования в вузах до 6 декабря. Всем руководителям образовательных учреждений уже были даны жесткие указания по организации процесса вакцинации обучающихся», – прокомментировал ситуацию Никонов. Напомним, что с 4 по 12 ноября в связи с ухудшением санитарно-эпидемиологической обстановки и низкими темпами вакцинации против новой коронавирусной инфекции в регионе был объявлен локдаун. Местные власти приняли решение о закрытии крупных алкомаркетов; общепита; торговых и развлекательных центров, которые занимаются продажей непродовольственных товаров; предприятий, оказывающих косметические и бытовые услуги. Похожие записи: |