Состав конституционного суда РФ 2022 года

Автор: | 14.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Состав конституционного суда РФ 2022 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Конституционный суд получит новые полномочия

Одобрен Государственной Думой 27 октября 2020 года

Одобрен Советом Федерации 3 ноября 2020 года

Статья 1

Внести в Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 13, ст. 1447; 2001, N 7, ст. 607; N 51, ст. 4824; 2004, N 24, ст. 2334; 2005, N 15, ст. 1273; 2007, N 7, ст. 829; 2009, N 23, ст. 2754; 2010, N 45, ст. 5742; 2011, N 1, ст. 1; 2012, N 53, ст. 7572; 2013, N 14, ст. 1637; 2014, N 11, ст. 1088; N 23, ст. 2922; 2015, N 24, ст. 3362; N 51, ст. 7229; 2017, N 1, ст. 2; 2018, N 31, ст. 4811) следующие изменения:

1) статью 1 изложить в следующей редакции:

«Статья 1. Конституционный Суд Российской Федерации — высший судебный орган конституционного контроля

Конституционный суд вписался в Конституцию

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,

заслушав заключение судьи Г.А. Гаджиева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы гражданина В.И. Афанасьева,

установил:

1. Гражданин В.И. Афанасьев оспаривает конституционность абзаца первого пункта 1 статьи 234 ГК Российской Федерации, согласно которому лицо — гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены данной статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Как следует из представленных материалов, В.И. Афанасьев обратился в суд с иском к администрации Дмитровского городского округа Московской области о признании права собственности на земельный участок (с расположенным на нем индивидуальным жилым домом) по давности владения. В обоснование своих требований истец указал, что земельный участок в существующих границах фактически используется им и его правопредшественником более 15 лет, собственниками смежных участков являются физические лица, споров с соседями о границах этого участка не имеется.

Решением Дмитровского городского суда Московской области от 6 июня 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 13 ноября 2019 года и определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 3 июня 2020 года, в удовлетворении искового требования отказано.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что решением исполнительного комитета Дмитровского городского Совета народных депутатов от 8 июня 1990 года N 1124/12 гражданину Г. (отцу заявителя) предоставлен земельный участок площадью 600 кв.м под строительство индивидуального жилого дома. Решением Дмитровского городского суда Московской области от 27 апреля 2005 года признано право собственности В.И. Афанасьева на индивидуальный жилой дом, расположенный на данном земельном участке. Фактическая же площадь этого земельного участка составляет 1214 кв.м.

Суды указали, что часть названного земельного участка, превышающая площадь 600 кв.м, относится к землям, находящимся в муниципальной собственности; спорный участок не был поставлен на государственный кадастровый учет, его границы на местности не установлены. При этом суд первой инстанции сослался на пункт 2 статьи 214 ГК Российской Федерации, пункт 1 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации, а также на абзац второй пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», предусматривавший, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществлялось органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (утратил силу в соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ). Кроме того, было принято во внимание разъяснение, данное в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», согласно которому при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.

Суд первой инстанции, придя к выводу о том, что приобретательная давность может быть применена только в отношении тех земельных участков, которые находятся в частной собственности, а все иные земельные участки не следует считать бесхозяйным имуществом, так как такие земли в Российской Федерации являются либо государственной, либо муниципальной собственностью, отметил также, что факт добросовестного, открытого и непрерывного владения спорным земельным участком с 1990 года не может являться достаточным основанием для признания права собственности заявителя согласно статье 234 ГК Российской Федерации, поскольку сам по себе факт владения земельным участком не порождает право собственности на него.

По мнению заявителя, абзац первый пункта 1 статьи 234 ГК Российской Федерации противоречит статьям 19 (часть 1) и 36 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой он, по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, не допускает возможности приобретения гражданами в порядке приобретательной давности земельных участков, относящихся к собственности муниципального образования.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные заявителем материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.


Гражданин решил оспорить норму, которая не позволяет по давности владения приобрести муниципальный участок. Конституционный Суд РФ не принял его жалобу к рассмотрению.

Институт приобретательной давности призван служить конституционно значимой цели возвращения имущества в гражданский оборот, поэтому он применяется только в отношении участков, которые находятся в частной собственности. Все несформированные, не поставленные на кадастровый учет участки в России принадлежат публичным образованиям. Сама по себе неоформленность участка не означает, что власти фактически отказались от него и что он является бесхозяйным. Самовольное занятие такого участка считается противоправным и не может расцениваться как добросовестное для целей применения приобретательной давности.

  • Статья 1.5. Презумпция невиновности
  • Статья 2.1. Административное правонарушение
  • Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
  • Статья 12.2. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков
  • Статья 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика
  • Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона
  • Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
  • Статья 20.20. Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах
  • Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

На зарплаты судей КС и ВС в 2022 году выделят 942 млн руб.

  • В Госдуме предложили вновь изменить Конституцию России
  • Российские губернаторы обнулят сроки вслед за Путиным
  • Ради чиновников с двойным гражданством отрихтовали Конституцию
  • Путин рассказал о значении обновленной Конституции для России
  • Оживили застывшую

Валерий Зорькин (род. в 1943 году), юрист, выпускник МГУ им. Ломоносова, в 1990-1991 годы руководил группой экспертов Конституционной комиссии Съезда народных депутатов РСФСР и участвовал в подготовке проекта новой российской конституции. В октябре 1991 года вошел в первый состав судей Конституционного суда РСФСР. 1 ноября 1991 года на первом заседании КС тайным голосованием был избран председателем суда на неограниченный срок. В декабре 1992 года во время конфликта между парламентом и президентом РФ Борисом Ельциным был инициатором соглашения «О стабилизации конституционного строя Российской Федерации».

Документ предполагал замораживание поправок к Конституции, изменяющих баланс исполнительной и законодательной властей, а также принятие решения о проведении референдума об основах нового основного закона. В марте 1993 года Зорькин осудил заявление Ельцина о введении «особого порядка управления до преодоления кризиса власти». 21 сентября 1993 года КС во главе с Зорькиным признал неконституционным указ президента №1400 о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного совета РФ и постановил считать нарушение основного закона основанием для прекращения полномочий Ельцина.

6 октября 1993 года, после штурма войсками здания парламента, Зорькин ушел в отставку, при этом он остался членом КС. 7 октября 1993 года указом президента РФ деятельность КС была временно приостановлена «до принятия новой Конституции Российской Федерации».

После отставки с поста председателя КС Зорькин продолжал оставаться одним из его судей. 21 февраля 2003 года он был вновь избран председателем суда на трехлетний срок. 21 февраля 2006 года и 20 февраля 2009 года Зорькин переизбирался главой КС на новые трехлетние сроки. 2 июня 2009 года были приняты изменения в федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми председатель КС и его заместители стали назначаться на должность Советом Федерации по представлению главы государства. Кроме того, срок полномочий председателя КС был увеличен с трех до шести лет. 22 февраля 2012 года Зорькин стал председателем КС в пятый раз, назначение впервые прошло по новой процедуре.

Николай Витрук (род. в 1937 году), окончил юридический факультет Томского государственного университета им. В. В. Куйбышева. Возглавлял кафедру государственно-правовых дисциплин Высшей юридической заочной школы МВД СССР, был одним из разработчиков конституции СССР 1977 года. 29 октября 1991 гоа был избран судьей Конституционного суда РФ, 1 ноября 1991 года — заместителем председателя суда. С 1992 года — ассоциированный член (от России) Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии Совета Европы).

21 сентября 1993 года голосовал против постановления КС, которым указ президента РФ №1400 был признан основанием для отрешения Ельцина от должности. 28 сентября 1993 года призвал Зорькина уйти в отставку. С 6 октября 1993 года по 13 февраля 1995 года исполнял обязанности председателя КС. В 1993-1994 ггодахучаствовал в подготовке проекта нового федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» и представлял его в Госдуме.

С 13 февраля 1995 года по 12 февраля 2003 года — судья КС. После отставки с должности члена КС работал завкафедрой конституционного права Российской академии правосудия Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ. Скончался 9 августа 2012 года в Москве.

Владимир Туманов (род. в 1926 году), выпускник юридического факультета Института внешней торговли Министерства внешней торговли СССР. С 1959 по 1994 год работал в Институте государства и права Академии наук. В 1992 году выступал экспертом на процессе по делу КПСС в Конституционном суде. В мае-июне 1993 года указами Ельцина был включен в оперативную группу по подготовке проекта конституции, а затем стал одним из 25 представителей президента в Конституционном совещании. 12 декабря 1993 года был избран депутатом Госдумы I созыва по списку Партии российского единства и согласия Сергея Шахрая.

25 октября 1994 года был избран судьей Конституционного суда, в связи с чем сложил депутатские полномочия. 13 февраля 1995 года Туманов возглавил КС, за его кандидатуру проголосовали 11 из 19 судей. 9 августа 1996 года во время церемонии инаугурации Ельцина привел его к президентской присяге. 31 октября 1996 года срок полномочий Туманова в качестве судьи КС истек в связи с достижением им 70-летнего возраста.

24 декабря 1996 года он подал заявление об отставке с председательского поста, которое было удовлетворено 20 февраля 1997 года. Туманов продолжал исполнять судейские обязанности до 11 июня 1997 года, когда был назначен и приведен к присяге новый судья. В 1997-1998 годах — судья Европейского суда по правам человека в Страсбурге. Также в 1997-2011 годах являлся председателем Совета при президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия. Скончался 9 июня 2011 года в Москве.

Марат Баглай (род. в 1931 году), юрист, выпускник Ростовского государственного университета. С 1977 по 1995 год работал проректором, заведующим кафедрой публичного права Высшей школы профсоюзного движения ВЦСПС им. Н. М. Шверника (с 1990 года — Академия труда и социальных отношений). Избран судьей Конституционного суда 7 февраля 1995 года. После отставки Туманова 20 февраля 1997 года был избран председателем КС первом туре 12 голосами из 19. 21 февраля 2000 года переизбран на этот пост («за» — 18, против — один).

В июле 1999 года суд под председательством Баглая принял постановление о конституционности федерального закона «О культурных ценностях, перемещенных в СССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации». Согласно этому решению, ценности, вывезенные с территории «бывших неприятельских государств», признавались российскими. В декабре 1999 года суд подтвердил правоту Ельцина, отстранившего от должности генпрокурора Юрия Скуратова.

По мнению суда, отстранение генпрокурора на время расследования возбужденного против него уголовного дела не относится к компетенции Совета Федерации. 21 февраля 2003 г. во втором туре голосования по выборам председателя КС Марат Баглай проиграл Валерию Зорькину с результатом 9 голосов против 10. Тогда же были прекращены его судейские полномочия. В настоящее время является профессором кафедры конституционного права МГИМО МИД России. 0скт/стк/снб.

Как изменится Конституционный Суд

Впервые функции КС были возложены на Комитет конституционного надзора СССР еще в 1989 году. С 1991 года начинает функционировать республиканский КС РСФР, деятельность которого регламентировалась законом РСФСР «О КС». На Съезде народных депутатов было избрано 13 судей. До 1993 года представители данного судебного органа занимались урегулированием конституционного кризиса. Для этого судьи вели переговоры с президентом страны и чиновникам Верховного Совета.

В сентябре 1993 года представители КС приняли решение отрешить Ельцина от должности, но президент приостановил деятельность судебного органа. В 1994 году принят новый нормативный акт, регулирующий деятельность суда.

Работа КС осуществляется только с учетом некоторых важнейших принципов, которые нельзя нарушать по каким-либо причинам. К этим принципам относится:

  • Независимость. Во время принятия решения судьи КС должны учитывать исключительно собственные полномочиями, которыми они наделены соответствующими нормативными актами. Они не имеют право представлять интересы государственных органов, общественных объединений, партий, движений, а также государственных, общественных или частных предприятий. Судьи не могут представлять интересы граждан или компаний, социальных групп или наций. Каждое решение выражает правовую позицию судей на основании требований Конституции, поэтому они не имеют право учитывать собственное мнение, политические пристрастии или вероисповедание. Не допускается какое-либо воздействие на свободу волеизъявления. Судьи не могут пользоваться чужими указаниями, а также вмешательство в их деятельность приводит к привлечению к уголовной ответственности.
  • Коллегиальность. Решение по любому делу, которое рассматривается судьями КС, принимается исключительно коллегиально. Для этого привлекается несколько судей, участвующих в изучении и рассмотрении материалов дела во время проведения судебных заседаний. Для принятия решения требуется не меньше 2/3 судей от общего количества, если осуществляется пленарное заседание. Если же проводится заседание палаты, то требуется присутствие как минимум ¾ от общего состава. Во время расчета кворума не учитываются судьи, которые были отстранены от рассмотрения материалов дела или судьи, у которых по разным причинам приостановлены полномочия.
  • Гласность. Все дела, рассматриваемые КС, рассматриваются исключительно открыто. Поэтому любой человек имеет право присутствовать на заседании. Исключением выступают ситуации, предусмотренные законодательством. Все решения оглашаются публично, причем даже при условии, если они приняты на закрытом заседании.
  • Устность. Все разбирательства, которые проводятся судьями КС, осуществляются в устном виде. Судьи запрашивают от сторон объяснения, прослушивают показания экспертов или свидетелей, а также вслух читают информацию из полученных документов. Оглашению подлежат исключительно документы, которые были представлены суду заранее и касаются рассматриваемого дела.
  • Использование русского языка. Конституционное судопроизводство осуществляется только на русском языке. Если среди участников имеется иностранец, не понимающий по русскому, то он может давать объяснения на родном языке, а также привлекать к разбирательству переводчика.
  • Непрерывность заседаний. По каждому делу проводится непрерывное судебное заседание, поэтому оно может занимать много времени. В качестве исключения выступает время, которое предназначено для отдыха участников заседания или для подготовки к дальнейшей дискуссии. Иногда требуется перерыв для устранения обстоятельств, которые выступают в качестве препятствия для нормального проведения разбирательства.
  • Состязательность и равноправие участников. У каждого участника заседания имеются равные права и привилегии для отстаивания собственных прав и свобод.

Видео 25664

235404

17550

Как будет работать Конституционный Суд по новому закону

Фото 32825

Фото 17326

Фото 16060

12512

  • От редакции
  • Политика
  • Экономика
  • Регионы России
  • СНГ
  • В мире
  • Культура
  • Идеи и люди
  • Наука
  • Образование
  • Здоровье
  • Войны и Армии
  • Неделя в обзоре
  • Кино
  • Стиль жизни
  • Филантропия
  • Колонка обозревателя
  • ЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
  • Общество
  • Я так вижу
  • ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ И ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ЗАПРЕЩЕННЫЕ В РОССИИ
  • Антракт
  • Telegram-обзоры недели
  • МониториНГ

Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней

На современном этапе в Российской Федерации очень важная роль отведена Конституционному Суду Российской Федерации, выполняющему важные задачи и играющему особую роль в механизме функционирования государства и системе права нашей страны.

При рассмотрении роли Конституционного Суда РФ в деятельности государства, стоит обратить внимание на несколько этапов его развития как органа судебного конституционного контроля. Так, доктор юридических наук, профессор Авакьян С.А. раскрывает сущность конституционного контроля как оценку соответствия различных нормативных правовых актов государства Конституции РФ, как основному закону, при этом Конституционный Суд РФ как орган конституционного контроля в случае несоответствия принимает решение о признании такого акта недействительным и объявляет об утрате актом юридической силы и прекращении действия.

Конституционный Суд России официально учреждён 15 декабря 1990 года при внесении поправок в Конституцию, однако днем его создания считается день, когда судьи Конституционного Суда провели своё первое собрание – 30 октября 1991 года. Стоит уточнить, что в 1991 году был основан Конституционный Суд РСФСР, а Конституционным Судом РФ он был назван только после реформы Конституции в 1992 году. После проведения реформы пределы его компетенции были расширены в связи с объявлением государства федерацией, в составе которой находились не только республики, но и другие территориальные единицы, такие как края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

В настоящее время полномочия Конституционного Суда РФ определяются существенным объемом нормативно-правовых актов, представленных Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации», а также Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.

Существенная роль в жизни государства, влияние и постоянное развитие Конституционного Суда РФ позволяют назвать курсовую работу действительно актуальной, особенно учитывая существенные изменения Конституционного Суда РФ в настоящем году.

Известны многочисленные научные труды, касающиеся полномочий, функций и развития Конституционного Суда в России таких знаменитых ученых-правоведов, как Авакьян С.А., Витрук Н.В., Кутафин О.Е., Зорькин В.Д., Комарова В.В., Митюков М.А., Нарутто С.В., Кряжков В.А. Гаджиев Г.А. и других. Однако при этом полномочия Конституционного Суда РФ требуют дальнейшего анализа и изучения в связи с его существенной ролью в жизни государства и права, возможными попытками влияния, а также принципов, возложенных на него Конституцией РФ, на которые он опирается в своей деятельности, защищая права и свободы человека и гражданина.

На основании вышеизложенного, считаю целесообразным исследовать полномочия Конституционного Суда РФ, а именно определение, в чем заключаются полномочия Конституционного Суда РФ, в чем их сущность, каковы они были при его формировании и как изменялись на разных этапах модернизации Конституционного Суда с его создания и до настоящего времени.

Для достижения данной цели предстоит исследовать научную литературу ученых-правоведов, рассматривавших данный вопрос ранее, раскрыть теоретические основы и возможности Конституционного Суда в России на различных этапах в конце XX и начале XXI веков.

Как уже было сказано ранее, основным направлением деятельности Конституционного Суда РФ является конституционный контроль, который, как определяет Безруков А.В., представляет собой урегулированную конституционно-правовыми нормами деятельность компетентных органов и должностных лиц, направленную на обеспечение соответствия федеральной Конституции всех нормативных правовых актов, действующих в пределах России, и соблюдение прав и свобод личности.

При этом Лазарев Л.В. рассуждает, что Конституционный Суд является лишь одной деталью механизма правовой защиты Конституции, указывая на участие в конституционном контроле множества органов публичной власти. Однако конституционный контроль является у таких органов, в отличие от Конституционного Суда РФ, только второстепенной функцией, а не основной, в связи с чем судебный конституционный контроль Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов является центральной, ведущей деталью в механизме защиты Конституции в России.

Таким образом, полномочиями Конституционного Суда РФ следует считать спектр доступных Конституционному Суду РФ действий, направленных на реализацию функций, возложенных на него законодательством Российской Федерации. Перечень полномочий Конституционного Суда РФ определен статьей 125 Конституции РФ, при этом, согласно ч. 3 настоящей статьи, пределы полномочий Конституционного Суда РФ могут быть расширены путем указания в Федеральном конституционном законе соответствующей нормы.

В 3 статье ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» указано, что Конституционный Суд Российской Федерации обладает широкими полномочиями для защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей ее территории.

При этом стоит уточнить, что судебный конституционный контроль осуществляется посредством конституционного судопроизводство как особого вида, суть которого заключается в толковании Конституции РФ, проверке соответствия Конституции РФ нормативных правовых актов высших органов государственной власти, внутригосударственных и международных договоров РФ, а также разрешении споров о компетенции между органами государственной власти и иных дел конституционного характера.

Конституционный Суд вправе осуществлять свои полномочия только по запросам или жалобам лиц, перечисленных в Конституции РФ и ФКЗ «О Конституционном Суде РФ». Суд, следовательно, не вправе в большинстве случаев реализовывать свои полномочия по собственной инициативе. Однако, существуют исключения. Так, например, у Конституционного Суда РФ есть возможность самостоятельно решать вопрос об использовании права законодательной инициативы по вопросам его ведения, что предусмотрено ч. 1 ст. 104 Конституции РФ, а в заседании Конституционного Суда РФ может быть принято решение о направлении органам государственной власти послания Конституционного Суда РФ. Кроме того, Конституционный Суд РФ принимает внутренний Регламент, который регулирует вопросы, касающиеся организации его деятельности.

При этом очень важно отметить, что Конституционный Суд РФ занимается исключительно вопросами права, и не может быть таким образом ни участником политических процессов, ни арбитром в политических спорах. Однако многие вопросы, которые решает Конституционный Суд в случае обращения к нему, затрагивают те или иные политические вопросы, и в таком случае Конституционный Суд выделяет в каждом деле только правовую составляющую, дает оценку лишь нормам права. Этот вопрос также затрагивал профессор Авакьян С.А.


Перед тем, как перейти непосредственно к полномочиям Конституционного Суда РСФСР, стоит уточнить, как и когда он был сформирован, а также кем выполнялись задачи, возложенные теперь на Конституционный Суд, до его появления.

Предшественником Конституционного Суда РФ можно считать Комитет конститу¬ционного надзора СССР, который просуществовал с 1989 по 1991 г. В доперестроечный период в Советском Союзе и в России подобного рода институтов не существовало, поскольку считалось, что Верховные Советы принимать неконституционные законы не могут, а контроль за соблюдением Конституции был возложен на Президиум Верховного Совета СССР. Совет¬ская юридическая наука дружно критиковала западную конституционную юстицию за охрану интересов буржуазии и вторжение в прерогативы законодательных органов. Как справедливо отметил С.А. Авакьян, «сложность подходов к роли данного института конституционного права напрямую отразилась на его наименовании («надзор») и полномочиях».

Когда в 1989 году Конституция РСФСР подверглась реформированию, законодатель в качестве полномочия Съезда народных депутатов РСФСР ввел «избрание Комитета конституционного надзора РСФСР», однако комитет так и не был создан, а при реформе Конституции РСФСР в следующем году формулировка пункта была изменена на «избрание Конституционного Суда РСФСР». Так, после реформы Конституции в 1991 году, статьей 165 Конституции было определено, что Конституционный Суд РСФСР является высшим судебным органом конституционного контроля в РСФСР, осуществляющим судебную власть в форме конституционного судопроизводства. В составе Конституционного Суда был указано 15 судей.

Правовой базой организации и деятельности Конституционного Суда РФ послужило небольшое конституционное положение (принятое в виде поправки к Конституции от 15 декабря 1990 г.) и достаточно подробный

(89 статей) Закон «О Конституционном Суде РСФСР».

Начало деятельности Конституционного суда не было стремительным. В августе 1991 г. были избраны 13 из 15 судей. Съезд не мог прийти к единому мнению относительно двух оставшихся кандидатов; они должны были быть избраны на следующем Съезде. По прошествии двух лет две вакансии так и остались свободными. Однако закон позволял суду начать работу при наличии 2/3 от состава, и в конце августа 1991 г., через год после принятия поправки к Конституции, которой было установлено формирование Конституционного суда РСФСР, 13 судей принесли присягу и избрали Зорькина В.Д. своим председателем, который остается им до сих пор, спустя почти двадцать лет.

Закон РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР» гласил, что Конституционный Суд РСФСР осуществляет судебную власть путем рассмотрения в заседаниях дел о конституционности международных договоров и нормативных актов, рассмотрения в заседаниях дел о конституционности правоприменительной практики, а также путем дачи заключений. При это нормативными актами, оценку которым давал новый суд, являлись законы РСФСР и другие нормативные акты Съезда народных депутатов, Верховного Совета РСФСР и Президиума Верховного Совета РСФСР, а также иные нормативные акты высших государственных органов.

Также Конституционный Суд рассматривал дела о конституционности правоприменительной практики по жалобам граждан, иностранцев, лиц без гражданства, юридических лиц, утверждающих, что их основные права и законные интересы нарушены или не защищены. При этом надо было доказать неприменение или недолжное применение нормативного акта, что было результатом сложившегося обыкновения.

По запросу Съезда народных депутатов, Верховного Совета РСФСР или Президиума Верховного Совета, а также высших органов государственной власти республик в составе РСФСР Конституционный Суд мог давать заключения о соответствии Конституции действий и решений высших должностных лиц РСФСР (включая Президента) и республик в ее составе, если согласно Конституции РСФСР неконституционность их действий и решений служит основанием для их отрешения от должности или привлечения к ответственности; о соответствии Конституции ратифицированных или вступивших в силу без ратификации международных договоров РСФСР; о соответствии договоров между РСФСР, СССР, союзными республиками, республиками в составе РСФСР, о соотношении Конституции РСФСР и законов СССР, а также других нормативных актов высших органов власти Союза.

Как указывает профессор Авакьян С.А., названный ранее Закон устанавливал, что все перечисленные заключения Конституционный Суд мог давать «по собственной инициативе», что очень важно, поскольку позднее, уже в Российской Федерации, Конституционный Суд был лишен такого права.

Перечисленные полномочия Конституционного Суда РСФСР свидетельствовали о том, что он был в первую очередь органом конституционного контроля. При реформе Конституции РФ 21 апреля 1992 г. в нее была включена статья 1651, посвященная расширению компетенции Конституционного Суда РФ, связанной с включением в состав уже Российской Федерации, состоящей не только из республик, но и из краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. В частности, Конституционный Суд получил право оценивать: акты федеральных органов исполнительной власти, конституции и уставы субъектов РФ, иные акты органов субъектов, конституционность политических партий и иных общественных объединений; споры о компетенции между федеральными органами, между ними и органами субъектов РФ; получил право давать заключение о невозможности соответствующего должностного лица по состоянию здоровья осуществлять связанные с его должност��ю полномочия.

Конституционный Суд РСФСР, как уже говорилось ранее, устанавливал и решал только вопросы права. С.А. Белов и О.А. Кудряшова вполне объективно рассуждают о том, что не связанные с нормоконтролем полномочия Суда носили, по существу, политический характер.

Конфликт Зеленского с КСУ начался еще в октябре 2020 года. Тогда суд оказался в центре скандала из-за фактической отмены статьи об уголовной ответственности за недостоверное декларирование. Уже в декабре президент отстранил главу КС Александра Тупицкого с должности, а ГБР завело на него уголовное дело. В марте Зеленский отменил указ Януковича о назначении Тупицкого судьей КСУ (этот указ сейчас рассматривает Верховный суд). Он и другой уволенный судья Александр Касминин обратились в Окружной админсуд Киева, чтобы сохранить свои должности — известно, что полномочия Тупицкого и Касминина истекут только в мае и сентябре 2022 года соотвествено.

В конце лета Зеленский подписал указ о конкурсе для отбора судьи КСУ по президентской квоте. Такая идея совсем не понравилась ряду общественных организаций, которые призвали Зеленского не проводить конкурс на должности судей КС по квоте главы государства на вакансии, которые по сути юридически отсутствуют.

Кроме того, в Раде “кочует” законопроект №4533 о конституционной процедуре, который также предусматривает настоящий конкурсный отбор судей КСУ. Он тоже вызвал резонанс в кругах общественников, юристов и даже “западных партнеров” — они призвали нардепов не голосовать за документ, поскольку он “сохранит зависимость КСУ от действующей власти”. Они считают, что настоящая реформа Конституционного Суда возможна исключительно в случае введения конкурсной процедуры отбора с участием международных экспертов.

Политологи считают, что Зеленский настроен получить как можно больше власти по всем направлениям. КСУ долгое время считалось независимым от влияния президента, однако уже год на Банковой пытаются решить, как можно “подмять” под себя и эту структуру.

Президенту необходимо иметь влияние и на КСУ, который окончательно решает конституционность решений Рады, президента или Кабмина. К примеру, для него будет выгоднее иметь своих судей уже сейчас, потому что в ближайшее время КСУ будут решать, когда лучше проводить парламентские выборы — в 2023 или 2024 году (а от этого зависят как рейтинги Зеленского, так и “слуг народа”).

В современном Российском государстве Конституционный Суд основан летом 1991 года. Президентом представляются потенциальные члены Конституционного Суда на рассмотрение Совету Федерации. Там комиссия в данном составе утверждается. В наши дни комиссия КС насчитывает 19 судей вместе с председателем, и его заместителями. Председателем является Валерий Зорькин, заступивший на свой пост в 2003-м году.

Конституционным Судом выносятся постановления и определения по полученным обращениям. Их направляют обычные гражданские и юридические лица. В более редких случаях постановления определяются по запросам судебных инстанций. И совсем уж редкость-запросы членов Госдумы, и действующих в регионах Парламентов. Запрос может быть сделан и от имени президента Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации правомочен осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее восьми судей.

Заседания Конституционного Суда созываются Председателем Конституционного Суда в соответствии с графиком проведения заседаний Конституционного Суда, а также по инициативе Председателя Конституционного Суда, по требованию заместителя Председателя Конституционного Суда, или не менее трех судей Конституционного Суда (далее — судей), или комиссии, созданной Конституционным Судом.

В заседании Конституционного Суда заслушиваются внесшее представление должностное лицо или представитель соответствующего органа, судья, в отношении которого испрашивается согласие на принятие процессуального решения или совершение процессуальных действий, указанных в пункте 1 настоящего параграфа, и его представитель.

Законодательством допускается, что рассматриваемый судебный орган может осуществлять свои функции при наличии неполного состава. Но при этом обязательно должно быть не менее 13 судей. Продолжительность полномочий органа не ограничена.

После принятия решений в Конституционном Суде они уже не подлежат пересмотру, или обжалованию ни в одной судебной инстанции. Потому что постановления Суда высшей инстанции-это нормативные акты прямого действия, стоящие выше любых Федеральных Законов.

В заседании Конституционного Суда заслушивается судья, о прекращении полномочий которого поставлен вопрос, или зачитываются его письменные объяснения. Затем заслушиваются судья или судьи, которым была поручена предварительная проверка полученных сведений или сбор дополнительных материалов, необходимых для решения вопроса по существу. Конституционный Суд в заседании определяет даты проведения заседаний Конституционного Суда, указанных в подпунктах 1-5 пункта 1 § 1 настоящего Регламента.

Обычно такие разногласия возникают между федеральными органами власти, а также между высшими органами субъектов.

Оформленное в виде отдельного документа решение Конституционного Суда подписывается Председателем Конституционного Суда или лицом, исполняющим обязанности Председателя Конституционного Суда.

Президент также предложил дать КС возможность оценивать на соответствие Конституции РФ законы и нормативно-правовые акты органов государственной власти как федерального, так и регионального уровня без оговорки относительно разграничения предметов ведения федерации и регионов.

Рабочее совещание судей правомочно принимать решения при наличии большинства от числа действующих судей.

Президент также предложил дать КС возможность оценивать на соответствие Конституции РФ законы и нормативно-правовые акты органов государственной власти как федерального, так и регионального уровня без оговорки относительно разграничения предметов ведения федерации и регионов.

Рабочие совещания судей созываются Председателем Конституционного Суда либо по его поручению — заместителем Председателя Конституционного Суда.

Судебная система включает в себя большое количество элементов — судов. Но скажу по секрету, что запоминать всю судебную систему для ЕГЭ вам не понадобится. Сейчас мы посмотрим лишь на те суды, которые вам могут встретиться на экзамене. Обязательно дочитайте статью до конца — там вас ждет удобная схема, которая поможет запомнить всю теорию.

Если Конституционный Суд не подтвердит конституционность закона или законопроекта, то документ не подлежит дальнейшему рассмотрению, принятию, подписанию и обнародованию, до исключения из него положений, признанных неконституционными.

Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права и руководствуется только Конституцией. При осуществлении конституционного судопроизводства Конституционный Суд Российской Федерации воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Конституционный суд РФ находится в городе Санкт-Петербурге по адресу Сенатская площадь, дом 1. В Москве есть представительство регулирующего органа, расположено ул. Ильинка, дом 21, подъезд № 3.

Работа КС осуществляется только с учетом некоторых важнейших принципов, которые нельзя нарушать по каким-либо причинам.

Подгруппа по судебной власти рабочей группы по подготовке конституционных поправок внесла в комитет Госдумы по госстроительству и законодательству свои предложения ко второму чтению президентского законопроекта. Часть их касается Конституционного суда.

На самом деле глубина изменений не слишком большая. Принципиальные новеллы затрагивают устройство Конституционного Суда, правовое положение судьи и отдельные вопросы конституционного судопроизводства.

Иные, помимо сотрудников аппарата Конституционного Суда, лица могут присутствовать на заседаниях Конституционного Суда только с разрешения Конституционного Суда. Данное правило не распространяется на заседания по слушанию дела.

Хотя декларации о несменяемости и независимости судей КС в ФКЗ о КС остаются, судьи утрачивают одну из гарантий их статуса, а именно – право на публичное особое мнение (ч. 4 ст. 76).

Сейчас такие представления может вносить сам КС. Состав судей КС президентский законопроект предлагает сократить с предусмотренных Конституцией 19 до 11.

Поправки в Федеральный конституционный закон (далее – ФКЗ о КС), подписанные Президентом РФ (Федеральный конституционный закон от 9 ноября 2020 г. № 5-ФКЗ, далее – Закон № 5-ФКЗ), представляют собой 17-й по счету случай изменения этого Закона и, на первый взгляд, выглядят самой крупной реформой за все время его существования.

Ведение споров, предметом которых является компетенция государственных органов, как федерального, так и регионального уровня.

Последнее, что вам необходимо знать про судебную систему для ЕГЭ — она делится на два уровня. Это федеральные суды и суды субъектов РФ.

Определение Конституционного Суда РФ от 23.07.2020 N 1659-О

Из Закона исключено положение о том, что председатель КС и его заместитель назначаются «из числа судей Конституционного Суда» (ч. 1 ст. 23 ФКЗ о КС). Это открывает возможность наделения нового лица руководящими полномочиями одним действием – одновременно с назначением его судьей.

Секретариат, в свою очередь, получит новую возможность по уведомлению гражданина о недопустимости его обращения в связи с явной неисчерпанностью всех других внутригосударственных средств судебной защиты (п. 5 ч. 2 ст. 40).

Предшественником Конституционного суда РФ являлся Комитет конституционного надзора СССР. 21-23 декабря 1989 года II Съезд народных депутатов СССР принял закон «О конституционном надзоре в СССР» и избрал председателем Комитета директора Института философии и права Уральского отделения АН СССР Сергея Алексеева. Комитет должен был проверять конституционность не только законов СССР, но и законопроектов, а также акты генерального прокурора и главного государственного арбитра СССР и др. В декабре 1991 года этот орган прекратил свое существование.

Конституционный суд полномочен проверять на соответствие конституции все законодательные и нормативные акты высших органов государственной власти РФ и субъектов Федерации, в том числе подписанные, но не вступившие в силу международные договоры. Такие проверки проводятся по запросам президента и правительства, одной пятой от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Госдумы, Верховного суда, органов власти субъектов РФ.

КС принадлежит право разрешать споры о компетенции между государственными органами власти как на федеральном, так и на региональном уровнях власти. Правом на обращение в суд с ходатайством о разрешении таких споров обладает любой из участвующих в нем органов госвласти.

По запросу президента, Федерального собрания, правительства и органов законодательной власти регионов КС дает толкование конституции. По жалобам граждан России на нарушение их конституционных прав и свобод и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в каждом конкретном случае. Суд по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Согласно ст. 104 основного закона, КС вправе выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения. Кроме того, по запросу президента или Верховного суда он проверяет конституционность проведения референдума в России.

Постановления КС являются окончательными и обжалованию не подлежат. Они обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Конституционный суд, согласно ст. 128 основного закона, состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению главы государства. Вопрос о назначении судьи рассматривается Советом Федерации в течение двух недель с момента получения представления президента. Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием большинством голосов сенаторов.

Главой суда является его председатель, который назначается на должность Советом Федерации по представлению президента из числа действующих судей КС сроком на шесть лет. Таким же образом назначаются два его заместителя.

Полномочия судей не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи — 70 лет. На председателя положение о предельном возрасте не распространяется.

Согласно закону, полномочия судьи Конституционного суда могут быть прекращены по личному заявлению об отставке, из-за утраты российского гражданства, после вступления в силу обвинительного приговора в отношении судьи. А также в случае совершения поступка, «порочащего честь и достоинство судьи», занятия предпринимательской деятельностью, неучастия в заседаниях КС или уклонения от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин, неспособности по состоянию здоровья или другим причинам в течение десяти месяцев подряд исполнять обязанности судьи и др.

  1. Беляева, О. М. Теория государства и права в схемах и определениях / О.М. Беляева. — М.: Феникс, 2012. — 320 c.
  2. Марченко, М. Н. Сравнительное правоведение / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2013. — 784 c.
  3. Глинка-Янчевский, С.К. Во имя идеи; СПб.; Типография Э. Арнгольда, Литейный проспект,№59, 2011. — 196 c.
  4. Горшенева, И.А. Теория государства и права. Гриф МВД РФ / И.А. Горшенева. — М.: Юнити-Дана, 2013. — 910 c.
  5. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия; СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2011. — 142 c.

Им может стать гражданин России, достигший сорокалетнего возрастного ценза, обладающий незапятнанной репутацией, имеющий высшее специальное образование и опыт профессиональной деятельности не меньше пятнадцати лет. Также кандидат должен быть признан квалифицированным обладателем знаний в области права.

Представляет собой действующий аппарат, который состоит из его секретариата и отделов, обеспечивающих его функционирование.

Секретариат представляет собой следующую структуру.

1. Отраслевые управления. Сюда входят:

  • управдение, осуществляющее информационно-отраслевое обеспечение;
  • организация судебных заседаний;
  • управление, связанное с издательской деятельностью;
  • международная практика конституционного контроля;
  • управление законодательного информирования.

2. Делопроизводство.

3. Приемная.

В состав аппарата суда входит судебный пристав с обеспечивающей службой. В его функции входит участие в заседаниях и оказание помощи председательствующему в поддержании порядка, требовании исполнения дисциплины, принятие соответствующих мер для устранению нарушений. Отказ от выполнения его требований может повлечь наложение санкций на нарушителя.

Другие подразделения обеспечивают восполнение кадрового состава, материально-техническое оснащение и социально-бытовое обеспечение. Сюда можно отнести пресс-службу суда, отдел работы с кадрами, управление финансами, а также управление делами.

Исполнение обязанностей судьи приостанавливаются в случае получения судебного решения на лишение его свободы, при заведении на него уголовного дела, а также ввиду его нездоровья и невозможности в связи с этим выполнять обязанности. Полномочия судьи могут быть прекращены при нарушении процедуры, которая производится при назначении на должность, при наступлении предельного возраста семидесяти лет, самостоятельного заявления об отставке, если теряется гражданство страны, при наличии обвинения в совершении уголовного деяния и вынесении в отношении него обвинительного приговора, совершении действий, которые влекут за собой ущерб достоинству и чести лица, при осуществлении занятий, которые недопустимы с занимаемой должностью, отсутствии на заседаниях. Судья лишается своих прав, если не участвует более двух раз подряд в голосовании без уважительных на то причин, становится недееспособным, объявляется умершим или безвестно отсутствующим. При наступлении одного из вышеперечисленных условий президенту страны направляется принятое Конституционным судом представление, служащее уведомлением о наличии освободившейся вакансии.

  • Компетенция Конституционного Суда РФ. Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»
  • Председатель Конституционного Суда Российской Федерации: порядок назначения, сроки, полномочия и обязанности
  • Судебные полномочия Верховного Суда РФ. Председатель Верховного Суда
  • Судебная система РФ: характеристика и особенности
  • Виды государственной власти. Государственная власть: понятие и виды
  • Субъекты конституционного права РФ
  • Федеральное Собрание — это представительный и законодательный орган Российской Федерации. Структура, члены

  • УСН при изъятии недвижимости

    22 0

  • 140 кг хлеба, 7 трусов с износом 2 года. Какой состав потребительской корзины предлагается в России

    53 0

  • Обзор налоговых новостей: автоматизированный УСН, налоги на Курилах и льготы инвалидам

    31 0

  • НДФЛ с выплат при увольнении из армии и МВД

    25 0

    • 87 оценили материалы

    • 42 в избранном

    • 91

      С 1 января 2015 года установлена административная ответственность за заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (ст. 5.27 КоАП РФ). Как разграничить трудовые отношения и гражданско-правовые? В законе четких правил нет. Ориентируйтесь на Определение ВС РФ от 22.10.2018 № 56-КГ18-29. Характерные признаки трудовых отношений:

      • стороны достигли соглашения о личном выполнении работником определенной, заранее обусловленной трудовой функции в интересах, под контролем и управлением работодателя;
      • работник подчиняется действующим у работодателя правилам внутреннего трудового распорядка, графику работы, сменности;
      • работодатель обеспечивает условия труда;
      • работник выполняет трудовую функцию за плату;
      • работник выполняет работу в соответствии с указаниями работодателя;
      • работодатель признает права работника на еженедельные выходные дни и ежегодный отпуск;
      • работодатель оплачивает расходы, связанные с поездками работника в целях выполнения работы;
      • работник периодически получает выплаты, которые являются для него единственным или основным источником доходов;
      • работодатель предоставляет инструменты, материалы и механизмы.

      Недопустимо включать в договор гражданско-правового характера наименование должностей, специальностей, профессий. Косвенный признак трудовых отношений — в договоре прописаны условия труда исполнителя, подрядчика или агента.

      В другом Определении ВС РФ от 10.09.2018 № 80-КГ18-9 рассмотрены ключевые отличия трудового договора от договора возмездного оказания услуг:

      • предмет договора — исполнитель или работник выполняет не конкретную разовую работу, а определенные трудовые функции, входящие в обязанности физического лица — работника. По трудовому договору важен процесс исполнения этой трудовой функции, а не оказанная услуга;
      • самостоятельность исполнителя — по трудовому договору работник принимает на себя обязанность выполнять работу по определенной трудовой функции (специальности, квалификации, должности), включается в состав персонала работодателя, подчиняется установленному режиму труда и работает под контролем и руководством работодателя;
      • риск — по договору возмездного оказания услуг исполнитель работает на свой риск, а лицо, работающее по трудовому договору, не несет риска, связанного со своим трудом.

      Конституционные советы вместо Конституционных судов?

      Трудовой кодекс предусматривает два способа внести изменения в трудовой договор:

      • по соглашению сторон, оформленному в письменной форме (ст. 72 ТК РФ);
      • по инициативе работодателя в одностороннем порядке (ст. 74 ТК РФ).

      Работодатель может изменить условия по своей инициативе только, если есть причины организационного или технологического характера, и при трудовом споре он может доказать, что невозможно сохранить прежние. Если это действительно так, можно переходить к процедуре, указанной в ст. 74 ТК РФ:

      • уведомить работника о предстоящих изменениях условий трудового договора и причинах, которые вызвали такую необходимость, не позднее чем за два месяца до этого (ч. 2 ст. 74 ТК РФ);
      • в письменной форме предложить работнику другую имеющуюся работу в соответствии с ч. 3 ст. 74 ТК РФ, если работник не согласен работать в новых условиях.

      В Определении от 15.10.2018 № 5-КГ18-187 ВС РФ разбирал вопрос, может ли работник передумать и отказаться от работы в новых условиях, если ранее выразил свое согласие? Да, может, в пределах двухмесячного срока (ст. 74 ТК РФ). Если лишить работника такого права, это может ограничить его трудовые права.

      Вывод: о предстоящем изменении условий трудового договора работодатель обязан предупредить работника за два месяца. Если работник отозвал свое согласие на работу в новых условиях в течение этого срока, работодатель обязан это учесть.

      В 2018 году ВС РФ в Определениях от 12.03.2018 № 18-КГ17-290 и от 02.07.2018 № 10-КГ18-6 разъяснил, что в приказе об увольнении работодателю обязательно нужно указывать, какой проступок стал поводом для взыскания и когда он был совершен. Если этой информации в приказе нет, судьи не могут определить, была ли в действиях работника неоднократность проступков, какие нарушения он совершил.

      Вывод: при оформлении приказа на увольнение работника за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей указывайте, какие нарушения дисциплины труда послужили основанием к увольнению.

      Чтобы уволить работника по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, нужно соблюдать порядок его привлечения к ответственности. Поэтому в приказе об увольнении необходимо указать суть конкретных нарушений работником трудовых обязанностей.

      По трудовым спорам, связанным с увольнением работников по дисциплинарным основаниям, судьи обращают внимание не только на процедурную часть (выполнение порядка применения дисциплинарного взыскания и сроков их применения), но и на содержательную.

      В соответствии с ч. 5 ст. 192 ТК РФ работодатель обязан учитывать тяжесть совершенного проступка, обстоятельства при которых он был совершен, а в п. 53 Постановления Пленума Верховного суда от 17.03.2004 № 2 отмечается необходимость учитывать еще и предыдущее поведение работника, его отношение к труду.

      В исправленной Владимиром Путиным Конституции есть сразу несколько изменений, которые касаются работы судов: и федеральных, и Верховного, и Конституционного. Среди самых заметных – не только назначение (это было и раньше), но и прекращение полномочий судьи Советом Федерации «по представлению президента».

      Так – фактически по инициативе главы государства – можно будет прекратить полномочия «судей Конституционного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации, судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях» (пункт “ж” статьи 83).

      Статья 125 Основного закона посвящена исключительно Конституционному суду, и она существенно изменится. Именно в ней будет записано сокращение штата судей – их станет 11 вместо 19. Кроме того, судьи КС должны будут проверять законопроекты на конституционность до их подписания президентом (об этом идет речь в пункте «а» части 5 прим 1 статьи 125).

      Палаты суда упразднены. Все полномочия осуществляются им в полном составе.

      Председатель КС:

      -назначается на должность СФ по представлению Президента сроком на 6 лет из числа судей.

      — по инициативе не менее 5 судей, считающих, что председатель недобросовестно исполнять свои обязанности либо злоупотребляет своими правами, может быть поставлен вопрос о его досрочном освобождении от должности.

      — решение о досрочном освобождении от должности принимается большинством не менее 2/3 голосов от общего числа судей тайным голосованием.

      Заместители Председателя – 2 шт.:

      — назначаются СФ по представлению Президента;

      — осуществляют по уполномочию Председателя его отдельные полномочия, а также выполняют иные функции, возложенные на них Председателем.

      Научно-консультативный совет – все судьи КС + представители судейского сообщества.

      Аппарат суда:

      — секретари

      — 4 управления по отраслям (частное право, публичное право, уголовное право, международное право) – анализ и подготовка будущих решений КС РФ

      4 группы полномочий:

      1. Конституционные полномочия (ст. 125 К, ст. 100 К, ст. 104 К):

      а) разрешает дела о соответствии Конституции:

      — федеральных законов (в т.ч. ФКЗ);

      — нормативных актов Президента РФ, СФ, ГД, Правительства РФ;

      — конституций, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по предметам ведения РФ и по предметам совместно ведения;

      — договоры между органами государственной власти.

      б) разрешает дела о соответствии Конституции РФ не вступивших в силу международных договоров РФ (пример – вступление в ВТО);

      в) дает толкование Конституции;

      г) дает заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершения иного тяжкого преступления;

      д) разрешает споры о компетенции:

      — между ФОГВ;

      — между ОГВ РФ и ОГВ субъектов РФ;

      — между высшими государственными органами субъектов РФ;

      е) проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов (конкретный нормоконтроль)

      ё) обращение с посланиями к СФ и ГД – посланиями о состоянии конституционной законности – их не было с 1993 года.

      ж) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения (ст. 104 КС РФ)

      1. Полномочия, закрепленные в ФКЗ о КС:

      а) все конституционные полномочия

      б) ФКЗ указывает, что КС осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему:

      -Конституцией

      -Федеративным договором

      -ФКЗ

      -договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ.

      1. Полномочия, закрепленные в других ФКЗ и ФЗ:

      а) ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в РФ (подп. 1 п.1 ст. 29)»:

      -проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле по жалобам Уполномоченного на нарушение конституционных прав и свобод граждан заком.

      б) ФЗ «О прокуратуре РФ» (п.6 ст. 35):

      — проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле по обращениям Генерального прокурора РФ.

      в) ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ» (ст. 7 п.4):

      — проверка конституционности международного договора о принятии в РФ нового субъекта РФ.

      г) ФКЗ «О референдуме РФ» (ч. 17 ст. 15):

      — проверка конституционности вопросов референдума РФ по запросу ВС РФ о признании вопросов референдума не соответствующими Конституции РФ.

      1. Полномочия, закрепленные в решениях КС:

      а) П. 4 мотивировочной части Постановления КС от 02.04.2002 №7-п.

      Проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле по обращениям (жалобам) органов местного самоуправления.

      б) п. 3.1.1 и п. 3.2. мотивировочной части Определения КС от 02.10.2007 г. №715-О-П.


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.