Назаконное вознаграждение, коммерческий подкуп, взятка или мошенничество( то, что не прозвучало на августовской конференции 2022 года)

Автор: | 25.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Назаконное вознаграждение, коммерческий подкуп, взятка или мошенничество( то, что не прозвучало на августовской конференции 2022 года)». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Международное сообщество, стремясь выработать эффективные меры по предупреждению и искоренению коррупции, приняло ряд документов, к которым относятся конвенции Организации Объединенных Наций (например, Конвенция против коррупции), Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок Организации экономического сотрудничества и развития и др.

В этих документах отмечается, что коррупция превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает все страны. Этим обусловлено исключительно важное значение международного сотрудничества в области предупреждения коррупции и борьбы с ней.

В Российской Федерации правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и другие нормативные правовые акты, направленные на противодействие коррупции.

В целях уголовно-правового обеспечения противодействия коррупции и в интересах выполнения международных обязательств Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность за совершение коррупционных преступлений. Среди них наиболее распространенным и опасным является взяточничество. Оно посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие.

Правосудие по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях должно осуществляться на основе соблюдения принципов независимости судебной власти, состязательности и равноправия сторон, соблюдения прав и свобод человека, в строгом соответствии с требованиями уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

В связи с вопросами, возникающими у судов при рассмотрении уголовных дел о взяточничестве (статьи 290, 291 и 291.1 УК РФ) и об иных связанных с ним преступлениях, в том числе коррупционных (в частности, предусмотренных статьями 159, 160, 204, 292, 304 УК РФ), и в целях обеспечения единства судебной практики Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 9, 14 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», постановляет дать судам следующие разъяснения:

1. При разрешении вопроса о том, совершено ли коррупционное преступление должностным лицом, лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации либо государственную должность субъекта Российской Федерации, иностранным должностным лицом, должностным лицом публичной международной организации (далее — должностное лицо), а равно лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, судам следует руководствоваться примечаниями 1, 2 и 3 к статье 285, примечанием 2 к статье 290, примечанием 1 к статье 201 УК РФ, учитывая при этом соответствующие разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 года № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».

Обратить внимание судов на то, что к иностранным должностным лицам и должностным лицам публичной международной организации в статьях 290, 291 и 291.1 УК РФ относятся лица, признаваемые таковыми международными договорами Российской Федерации в области противодействия коррупции.

Под иностранным должностным лицом понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия (например, министр, мэр, судья, прокурор).

К должностным лицам публичной международной организации относятся, в частности, члены парламентских собраний международных организаций, участником которых является Российская Федерация, лица, занимающие судебные должности любого международного суда, юрисдикция которого признана Российской Федерацией.

2. При рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных статьей 290 УК РФ, судам необходимо иметь в виду, что в этой статье установлена ответственность за получение взятки: а) за совершение должностным лицом входящих в его служебные полномочия действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, б) за способствование должностным лицом в силу своего должностного положения_ совершению указанных действий (бездействию), в) за общее покровительство или попустительство по службе, г) за совершение должностным лицом незаконных действий (бездействие).

Особенности квалификации: взятка или мошенничество


Подготовлены новые разъяснения по вопросам применения норм о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях.

Такая актуализация обусловлена многочисленными законодательными изменениями, произошедшими в этой сфере со времени разработки прежних разъяснений от 2000 г.

В частности, за этот период был установлен новый тип взяткополучателя — должностное лицо публичной международной организации.

В связи с этим поясняется, что к таким лицам относятся, в частности, члены парламентских собраний международных организаций, участником которых является Россия.

Кроме того, это лица, занимающие судебные должности любого международного суда, юрисдикция которого признана Россией.

Подробно разобран перечень действий, совершение которых дает основания говорить о получении взятки.

Подчеркивается, что получение вознаграждения за использование исключительно личных, не связанных с должностным положением отношений не может квалифицироваться как получение взятки.

Также не образует состава получения взятки принятие должностным лицом денег, услуг имущественного характера и т. п. за совершение определенных действий (бездействие).

Это действия (бездействие), хотя и связанные с исполнением его профобязанностей, но при этом не относящиеся к полномочиям представителя власти, организационно-распорядительным либо административно-хозяйственным функциям.

По закону предмет взяточничества и коммерческого подкупа — не только деньги, ценные бумаги, иное имущество, но и незаконные оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав.

Приведены примеры таких услуг и прав, которые могут признаваться взяткой или подкупом.

Указывается, что считать моментом окончания подобных преступлений. Рассмотрены случаи, которые следует квалифицировать как покушение, пособничество, провокацию взятки или подкупа.

Разобраны условия, при которых есть основания для освобождения от ответственности.

Отмечены ситуации, когда передачу денег, имущества (оказание услуг, предоставление прав) нельзя рассматривать как преступление. В частности, это случаи, когда имеет место крайняя необходимость или психическое принуждение.

Прежние разъяснения признаются утратившими силу.

• считает взятку постыдным, позорным и гнусным преступлением;
• не хочет стать пособником жуликов и проходимцев;
• готов поступиться своими сиюминутными интересами ради того, чтобы не плодилось черное племя взяточников;
• хочет видеть свою страну свободной от засилья воров и коррупционеров

Коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами и совершение таких деяний от имени или в интересах юридического лица (Федеральный Закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 №273-Ф3).

Наиболее опасными проявлениями коррупции продолжают оставаться взятка и коммерческий подкуп.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает два вида преступлений, связанных со взяткой:
— получение взятки (статья 290);
— дача взятки (статья 291).

Это две стороны одной преступной медали: если речь идет о взятке, это значит, что есть тот, кто получает взятку (взяткополучатель) и тот, кто ее дает (взяткодатель).

Получение взятки — одно из самых опасных должностных преступлений, особенно если оно совершается группой лиц или сопровождается вымогательством, которое заключается в получении должностным лицом преимуществ и выгод за законные или незаконные действия (бездействие).

Дача взятки — преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или незаконных действий (бездействия) либо предоставлению получению каких-либо преимуществ в пользу дающего, в том числе за общее покровительство или попустительство по службе.

• предметы — деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, продукты питания, видеотехника, бытовые приборы и другие товары, квартиры, дачи, загородные дома, гаражи, земельные участки и другая недвижимость;
• услуги и выгоды — лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поезд-ки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости;
• завуалированная форма взятки — банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга, оплата товаров, купленных по заниженной цене, покупка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных трудо-вых договоров с выплатой зарплаты взяточнику, его родственникам или друзьям, получение льготного кредита, завы-шение гонораров за лекции, статьи и книги, преднамеренный проигрыш в карты, «случайный» выигрыш в казино, прощение долга, уменьшение арендной платы, увеличение процентных ставок по кредиту и т.д.

Взяткополучателем может быть признано только должностное лицо — представитель власти или чиновник, выполняющий организационно-распорядительное или административно-хозяйственные функции. Представитель власти — это государственный или муниципальный чиновник любого ранга — сотрудник краевой (областной) или городской администрации, мэрии, министерства или ведомства, любого государственного учреждения, правоохранительного органа, воинской части или военкомата, судья, прокурор, следователь, депутат законодательного органа и т.д.

Лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции — это начальник финансового и хозяйственного подразделения государственного и муниципального органа, ЖЭКа, РЭУ, член государственной экспертной, призывной или экзаменационной комиссии, директор или завуч школы, ректор ВУЗа и декан факультета, главврач больницы или поликлиники и т.д.

Взятка лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих и некоммерческих предприятиях и организациях — директору, заместителю директора коммерческой фирмы или государственного унитарного предприятия, председателю и члену совета директоров акционерного общества, главе кооператива, руководителю общественного или религиозного объединения, фонда, некоммерческого партнерства, лидеру и руководящему функционеру политической партии и т. д. – в Уголовном кодексе Российской Федерации именуется коммерческим подкупом (статья 204).

Особым видом подкупа является подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (статья 184), который связан со случаями дачи и получения незаконного вознаграждения спортсменами, спортивными судьями, тренерами, руководителями команд, другими участниками или организаторами профессиональных спортивных соревнований, организаторами или членами жюри.

Получение взятки рассматривается Уголовным кодексом Российской Федерации как более общественно опасное деяние, нежели дача взятки.

Получение взятки (статья 290 Уголовного кодекса РФ):

ч.1. Если взятка получена за действия, которые входят в служебные полномочия должностного лица:
— лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет;
— штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей или штраф в размере дохода осужденного от 1 года до 3 лет;

ч.2. Если взятка получена за незаконные действия (бездействие) должностного лица:
— лишение свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет;

ч.3. Если преступление совершено лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, главой органа местного самоуправления:
— лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет;

ч.4. Если преступление совершено группой лиц по предварительному сговору, с вымогательством или в крупном размере (свыше 150 тыс. руб.):
— лишение свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до 1 млн. рублей или в размере дохода осужденного за период до 5 лет.

Дача взятки (статья 291 Уголовного кодекса РФ):

ч.1. Если взятка давалась лично или через посредника:
— лишение свободы на срок до 3 лет;
— арест на срок от 3 до 6 месяцев;
— испытательные работы на срок от 1 года до 2 лет;
— штраф в размере от 200 тыс. рублей или штраф в размере дохода осужденного за период до 18 месяцев;

ч.2. Если взятка давалась за совершение заведомо незаконных действий (бездействие):
— лишение свободы на срок до 8 лет;
— штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей или штраф в размере дохода осужденного от 1 года до 3 лет.

Коммерческий подкуп (статья 204 Уголовного кодекса РФ):

Незаконная передача денег, ценных бумаг, иного имущества и оказание услуг имущественного характера (части 1 и 2):

ч.1. Если преступление совершено одним лицом:
— лишение свободы на срок до 3 лет;
— ограничение свободы до 2 лет;
— штраф в размере от 200 тыс. рублей или штраф в размере дохода осужденного за период до 18 месяцев;
— лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 2 лет;

ч.2. Если преступление совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой:
— лишение свободы на срок до 4 лет;
-арест на срок 3 до 6 месяцев;
-ограничение свободы на срок до 3 лет;
-штраф в размере от 100 тыс. до 300 тыс. рублей или штраф в размере дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет.

Незаконное получение денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера (части 3 и 4):

ч.3. Если преступление совершено одним лицом:
— лишение свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
— штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей или штраф в размере дохода осужденного за период от одного года до 3 лет;

ч.4. Если преступление совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо сопряжено с вымогательством предмета подкупа:
— лишение свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до 1 миллиона рублей или в размере дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Взятка нередко дается и берется через посредников-подчиненных сотрудников, индивидуальных предпринимателей, работников посреднических фирм, которые рассматриваются Уголовным кодексом Российской Федерации как пособники преступления.

Коммерческий подкуп может осуществляться через посредников-подчиненных сотрудников, партнеров по бизнесу, специально нанятых лиц, которые также рассматриваются Уголовным кодексом Российской Федерации как пособники преступления.

Приговор с переквалификацией взятки на мошенничество

За дачу взятки чиновнику уголовная ответственность предусмотрена статьей 291 Уголовного кодекса. При этом наказать могут за дачу взятки как лично, так и через посредника.

По общему правилу за это преступление могут быть назначены следующие виды наказаний:

  • штраф в размере до 500 000 рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года;
  • штраф в размере от пяти- до тридцатикратной суммы взятки;
  • исправительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без него;
  • принудительные работы на срок до трех лет;
  • лишение свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от пяти- до десятикратной суммы взятки или без него.

За дачу взятки в значительном размере (более 25 000 рублей) наказание строже:

  • штраф в размере до 1 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет;
  • штраф в размере от десяти- до сорокакратной суммы взятки;
  • исправительные работы на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без него;
  • лишение свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от пяти- до пятнадцатикратной суммы язятки или без него.

За дачу взятки за совершение заведомо незаконных действий или незаконное бездействие положено следующее наказание:

  • штраф в размере от тридцати- до шестидесятикратной суммы взятки;
  • лишение свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

Если преступление совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а также если речь идет о даче взятки в крупном размере (более 150 000 рублей), суд может назначить:

  • штраф в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
  • лишение свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

Самое строгое наказание – за взятку, превышающую 1 000 000 рублей (особо крупный размер). За нее могут быть назначены:

  • штраф в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки;
  • лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

На заметку

Взятка остается наказуемой, даже если она дана не деньгами, а ценными бумагами, другим имуществом, услугами имущественного характера, или даже имущественными правами

Уголовной ответственности за дачу взятки можно избежать, если активно способствовать раскрытию и расследованию преступления либо сообщить правоохранительным органам о своем преступлении добровольно. Также за дачу взятки не накажут, если со стороны должностного лица будет иметь место вымогательство.

Имейте в виду: к уголовной ответственности могут привлечь и за провокацию взятки, и за посредничество при взяточничестве.

Попытка передать деньги без согласия того, кому они предназначены, карается:

  • штрафом в размере до 200 000 рублей;
  • штрафом в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период до 18 месяцев;
  • принудительными работами / лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Так сказано в статье 304 Уголовного кодекса.

Посредничество во взяточничестве – это непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки. Наказание за это преступление установлено статьей 291.1 Уголовного кодекса.

Если речь идет о взятке в значительном размере (т. е. более 25 000 рублей), суд может назначить:

  • штраф в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
  • лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.

Посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) либо с использованием своего служебного положения наказывается строже:

  • штраф в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
  • лишение свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

Если преступление совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой или в крупном размере (более 150 000 рублей), оно наказывается:

  • штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
  • лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

Еще строже наказывается посредничество во взяточничестве, совершенное в особо крупном размере (более 1 000 000 рублей). За него могут быть назначены:

  • штраф в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
  • лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

Обещание или предложение посредничества во взяточничестве тоже является преступлением. За него суд может назначить:

  • штраф в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
  • штраф в размере от 25 000 до 500 000 000 рублей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
  • лишение свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от десятикратной до шестидесятикратной суммы взятки.

Уголовной ответственности за посредничество во взяточничестве можно избежать. Это возможно, если виновное лицо после совершения преступления активно способствовало раскрытию или пресечению преступления и добровольно сообщило правоохранительным органам о своем преступлении.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Понятие коммерческого подкупа как состава преступления

124176

64435

65999

60728

24820

Фото 10110

Фото 9881

  • ОБЭП
  • Прокуратура
  • Роспотребнадзор
  • Суды Санкт-Петербурга

Ответственность за взятку и коммерческий подкуп

Только опытному профессиональному адвокату доступно разобраться в непростых делах, связанных с мошенничеством. Юрист должен владеть знаниями интернет-технологий, которые используются для обмана граждан. Выбирать юриста необходимо по следующим критериям:

  • Стаж работы при рассмотрении подобных дел.
  • Количество дел с положительным исходом.
  • Характер основной адвокатской специализации.

Необходимо обращаться за помощью только к профессиональному адвокату. Ни один уважающий себя профессиональный юрист не даст гарантии на 100%. Тот, кто обещает безоговорочную победу, скорее всего банальный обманщик.

Подобные адвокаты стоят недешево, что определяется многими факторами. Но экономить на этом нецелесообразно. В ходе судебного заседания могут вскрыться новые обстоятельства.

Для того чтобы решить проблемы клиента, адвокат определяет цели:

  1. Постоянные беседы с клиентом, независимо от того, где он находится.
  2. Юридическая консультация, касающаяся расследования. Поговорив с клиентом и, задав ему несколько вопросов, юрист может понять, существует ли возможность выиграть дело. На этом этапе вникать в подробности дела адвокату необязательно.
  3. Юрист готовит материалы, которые потребуются в судебном заседании.
  4. Адвокат присутствует на каждом судебном заседании, выстраивая линию защиты клиента.
  5. При необходимости готовит материалы для обжалования решения суда.

Дела по мошенничеству достаточно непростые, поэтому участие в них адвоката обязательно. Тот, кто заранее считает, что дело будет проиграно, поступает неправильно. За победу надо бороться. Исход дела до последнего момента предугадать невозможно.

Иногда уже в ходе судебного разбирательства, обвиняемому инкриминируют другую статью. Адвокат поможет избежать этого. Еще до суда адвокат обговорит с клиентом все возможные позиции. Обвиняемый, например, может полностью отрицать свою вину. В другом варианте адвокат может добиться смягчения наказания. При этом он представляет суду доказательства, которые позволят смягчить приговор.

Разумеется, юрист должен быть грамотным, с наличием богатого опыта в рассмотрении подобных дел. Адвокат может сопровождать клиента и после вынесения приговора. Если обвиняемый получит реальный срок, юрист может добиться его освобождения из мест лишения свободы по УДО.

Нельзя отождествлять такие понятия, как «взятка» и «подкуп». Ответственность за подкуп предусмотрена статьей 204 Уголовного Кодекса. В государственной сфере оперируют понятием «взятка». Подкуп характерен для коммерческой сферы. Фигурантом взятки является государственный служащий, а подкупа бизнесмен либо индивидуальный предприниматель.

Взятка относится к сфере должностных преступлений. Для подкупа характерна коммерческая сфера деятельности. Взятку можно дать, как до, так и после совершения определенных действий. Подкуп всегда присутствует только перед выполнением каких-то действий.

Статья 290 УК РФ предусматривает различное наказание, что зависит от многих обстоятельств. Например, имеет значение размер взятки. Наказание по статье 290 Уголовного Кодекса суммируется. Например, можно получить штраф и одновременно реальное лишение свободы. Максимально могут дать штраф 5 миллионов рублей. Максимальный срок лишения свободы составляет 15 лет.

Важно! Государственному служащему запрещено принимать подарки, стоимость которых превышает 3 тысячи рублей.

Юрист, представляющий интересы клиента в делах о взятках, выполняет следующие функции:

  • Юристом избирается определенная тактика действий.
  • Адвокат занимается поиском ошибок следствия, которые помогут развалить дело.
  • Юристом собираются факты, подтверждающие невиновность клиента.
  • Адвокат способен доказать, что у клиента отсутствовал умысел на совершение правонарушения.
  • Юрист собирает документы, характеризующие клиента с положительной стороны.
  • Адвокат осуществляет сбор данных, на основе которых статья может быть переквалифицирована.
  • Одновременно осуществляется поиск смягчающих обстоятельств.
  • Адвокат собирает доказательства, позволяющие прекратить дело. Либо он защищает клиента в ходе судебного разбирательства.

Дело можно прекратить в связи с истечением срока давности, имеет место деятельное раскаяние либо следствию не удалось в полном объеме собрать все доказательства вины.

Кроме того, адвокат выступает с ходатайством о назначении различных экспертиз, следственных мероприятий, которые способны изменить положение его клиента. Юрист подсказывает клиенту, какую тактику ему необходимо избрать. Кроме того, собирая доказательства, юрист проводит самостоятельное расследование. Он ищет доказательства, позволяющие переквалифицировать статью.

После вынесения судом обвинительного приговора, адвокат подает апелляционную жалобу. Если суд выносит приговор с реальным сроком лишения свободы, адвокат предпринимает действия к возможности освобождения клиента по УДО.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Саха (Якутия)

В соответствии с ч. 1 ст. 204 Уголовного кодекса РФ незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением образуют состав преступления — коммерческий подкуп.

В качестве санкции за совершение коммерческого подкупа предусматривается штраф в размере от 10-кратной до 50-кратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до трех лет, либо лишение свободы на тот же срок.

Незаконное получение денежных средств или иных имущественных прав при таких же признаках также является коммерческим подкупом согласно ч. 3 ст. 204 УК РФ, однако с учетом описанной ситуации полагаем целесообразным анализ только состава преступления, связанного со стороной коммерческого подкупа, совершающей передачу материальных ценностей.

В ходе анализа судебной практики судебных актов по аналогичным или сходным ситуациям выявлено не было.

По нашему мнению, риски привлечения сотрудников компании к уголовной ответственности за коммерческий подкуп в рассматриваемой ситуации не должны оцениваться как высокие. Такие мероприятия выгодны для обеих сторон, а действия, например, по установлению договорных отношений не наносят вреда интересам организаций, которые представляют клиенты.

Полагаем, зачастую именно этим можно объяснить отсутствие практики по аналогичным ситуациям: организации клиентов не обращаются с заявлениями о совершении преступления.

В доктрине уголовного права анализировалась практика коммерческих и иных организаций по проведению различного рода рекламно-представительских мероприятий, связанных со значительными затратами на обслуживание их участников: презентаций, выставок-продаж, ярмарок, поездок с деловыми целями, семинаров и т.д.

При этом исследователями3 высказывается мнение, что участие в такого рода мероприятиях управленцев организаций, связанных с их организаторами деловыми связями, нельзя рассматривать как средство коммерческого подкупа.

Таким образом, несение расходов клиентов с формальной точки зрения при определенных условиях может быть квалифицировано как коммерческий подкуп. Вместе с тем, по нашему мнению, данный риск минимизирован отсутствием прямой зависимости между несением расходов клиентов и заключением выгодных контрактов, отсутствием причинения вреда интересам граждан, компании или государства (при условии, что клиенты не являются компаниями с государственным участием), а также отсутствием релевантной отрицательной судебной практики.

Согласно ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ административными правонарушениями признаются незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействия), связанного с занимаемым ими служебным положением.

Санкция за правонарушение по ст. 19.28 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до 3-кратной суммы денежных средств (стоимости иного имущества, услуг имущественного характера и т.д.), но не менее 1 млн руб. с конфискацией передаваемых денежных средств (иного имущества).

Квалифицирующими признаками правонарушения являются следующие.

1. Субъект правонарушения — юридическое лицо, от имени или в интересах которого осуществлялось незаконное вознаграждение.

Отметим, что на практике привлечение юридического лица к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ сопутствует привлечению физического лица к уголовной ответственности по ст. 204 УК РФ (или за иное коррупционное преступление, например по ст. 291 УК РФ).

Согласно разъяснениям ВС РФ, представленным в Обзоре судебной практики за четвертый квартал 2012 года, применение к юридическому лицу мер ответственности за коррупционное правонарушение не освобождает от ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за это правонарушение юридическое лицо.

2. Получатель вознаграждения — лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, для целей ст. 19.28 КоАП РФ должны определяться так же, как и для целей ст. 204 УК РФ о коммерческом подкупе (примечание 2 к ст. 19.28 КоАП РФ, примечание 2 к ст. 204 УК РФ).

В отличие от УК РФ норма ст. 19.28 КоАП РФ также охватывает вознаграждение должностных лиц, иностранных должностных лиц либо должностных лиц публичной международной организации.

3. Предмет незаконного вознаграждения по ст. 19.28 КоАП РФ.

Предметом незаконного вознаграждения, так же как и предметом коммерческого подкупа, являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, услуги имущественного характера, имущественные права.

4. Действия, признаваемые правонарушением.

Согласно ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ незаконным вознаграждением от имени юридического лица являются действия по передаче, предложению или обещанию предмета незаконного вознаграждения. Исходя из этого, диспозиция ст. 19.28 КоАП РФ шире, чем ст. 204 УК РФ, так как предусматривает ответственность не только за передачу, но и за предложение и обещание.

Как было разъяснено Методическими рекомендациями по ст. 19.28 КоАП РФ Генеральной прокуратуры РФ4, в Кодексе не предусмотрено такое понятие, как «покушение на правонарушение». В связи с этим наличие или отсутствие негативных последствий не имеет значения применительно к правонарушению, предусмотренному ст. 19.28 КоАП РФ, поскольку состав рассматриваемого правонарушения является оконченным с момента совершения неправомерных действий.

5. Незаконное вознаграждение от имени юридического лица осуществляется с целью совершения действий (бездействия) в интересах этого юридического лица.

Толкование этого признака должно осуществляться аналогично такому же признаку коммерческого подкупа, следовательно, также совершение действий должно быть обусловлено получением предмета незаконного вознаграждения.

Анализ судебной практики подтверждает данный вывод.

В ходе анализа судебной практики судебных актов по аналогичным ситуациям выявлено не было, что минимизирует риск привлечения компании к административной ответственности.

Таким образом, действия компании по организации мероприятий для клиентов при определенных обстоятельствах с формальной точки зрения могут быть квалифицированы как незаконное вознаграждение от имени юридического лица и повлечь за собой наложение административной ответственности на компанию. Однако судебной практики по аналогичным ситуациям выявлено не было, в связи с чем риск привлечения к административной ответственности не должен оцениваться как высокий.


1 Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 21 декабря 2005 г. № 104 «Обзор практики применения арбитражными судами норм Гражданского кодекса РФ о некоторых основаниях прекращения обязательств».

2 В соответствии с п. 4 ст. 66 УК РФ срок и размер за покушение на преступление не могут превышать ¾ максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного УК РФ за оконченное преступление.

3 Научно-практическое пособие по применению УК РФ / Под ред. В.М. Лебедева. М., 2005. С. 475 (автор — В.И. Радченко).

4 Письмо Генпрокуратуры России от 16 февраля 2015 г. № 86-242-2014/Нд4167-15 «Методические рекомендации об организации взаимодействия контрольно-надзорных органов, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и органов следствия с органами прокуратуры при выявлении признаков правонарушений, предусмотренных статьей 19.28 КоАП РФ, и при расследовании дел об административных правонарушениях указанной категории».

Верховный суд разъяснил, что считать моментом передачи взятки

Тактика защиты по делам о коммерческом подкупе касаемо самого деяния может быть во много схожа с тактикой защиты по взятке. В уголовных делах о коммерческом подкупе несколько другой субъект, чем в делах о должностных взятках, в первом случае это лицу, выполняющее управленческие функции, во втором должностное лицо. При разработке позиции защиты следует уделить внимание относится ли подзащитный к субъекту преступления, был ли наделен управленческими функциями, если этого признака нет, то возможна другая квалификация, и если она менее тяжкая, улучшающая положение подзащитного, то целесообразно следовать такой тактики защиты. В остальном, защита по делам о коммерческом подкупе формируется индивидуально, в зависимости от обстоятельств.

Уголовные дела по коммерческому подкупу специфичны за счет субъекта, именно данное обстоятельство будет влиять на квалификацию незаконной передачи материальных ценностей либо это коммерческий подкуп, либо взятка или же мошенничество. Чтобы обеспечить себе возможность занять наиболее выгодную позицию защиты в самом начале, обращение к адвокату должно быть на самом начальном этапе уголовного преследования, желательно еще на стадии проверки в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ. Это дает серьезное преимущество для стороны защиты. Если Вас настигло уголовное преследование по коммерческому подкупу, не паникуйте, сохраняйте самообладание, займитесь обеспечением себе защиты от уголовного преследования в лица адвоката по уголовным делам, позвоните адвокату по указанному на сайте телефону.

Взятка подразумевает процесс передачи от одного лица (взяткодателя) другому (взяткополучателя) денежных средств или оказание определенных услуг за выполнение действий, входящих в полномочия должностного лица, которые выгодны взяткодателю.

Взяткой могут выступать: денежные средства, услуги, предоставление скидок на товар и т.д. Лицо, получающее взятку, извлекает для себя материальную выгоду.

О важности этой статьи говорит тот факт, что в настоящее время Госдумой рассматривается вопрос о внесении в нее изменений. Эти изменения подготовлены Правительством и предназначены для того, чтобы расширить ответственность за взятку.

В настоящее время по ст. 19.28 юрлица могут быть привлечены к ответственности только тогда, когда действия по даче взятки ведутся исключительно от данного юрлица. Практика показала, что руководители компании для того, чтобы избежать наказания, закрывают данную компанию и продолжают работать в дочерней. Особенно это распространено в международных компаниях, имеющих сложную конфигурацию.

В новом изложении статьи ответственность за взятки будет распространяться на случаи, когда противоправные действия осуществляются в интересах, связанных с данным юрлицом компаний – дочерних обществ, аффилированных лиц.

Вознаграждение за профессиональный труд — не взятка, постановил ВС РФ

Ответ: …В рамках рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.28 КоАП РФ, выяснению подлежит вопрос о том, имели ли место неправомерные действия, состоящие в передаче, предложении или обещании должностному лицу соответствующего имущества либо оказании услуг имущественного характера, предоставлении имущественных прав за совершение им в интересах определенного юридического лица действия (бездействие), связанного с занимаемым этим должностным лицом служебным положением.

Но в этой статье мы расскажем об административной ответственности организаций за коррупцию. Многих может удивить, что такая ответственность есть в принципе, но еще в декабре 2008 года в КоАП появилась статья 19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица».

Покушение на взятку следует отличать от предложения взятки.

Пример 1. Гражданин встречается с должностным лицом у него в офисе и предлагает взятку на словах. Тот, в свою очередь, отказывается. Поступок гражданина не будет квалифицироваться как покушение на взятку, т.к. это простое устное предложение, не подкрепленное никакими фактами. Значит, уголовная ответственность не наступит.

Пример 2. Если лицо передает денежные средства в конверте, то это будет покушение на взятку, т.к. гражданин совершает активные действия, способствуя совершению преступления.

Пример 3. Если лицо предлагает взятку, а должностное лицо принимает её, их деяния будут квалифицироваться по статьям 291 и 290 (получение взятки) УК РФ соответственно.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 14.55, 14.56, 15.17 — 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 — 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5 .

а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Если вы не виновны, то следует обратиться в суд по факту ложного доноса. Однако, если вы действительно предлагали взятку и у стороны имеются неопровержимые доказательства против вас (съемка, аудио, фото), то единственный шанс – это начать сотрудничество с правоохранительными органами и активно содействовать в раскрытии преступления.

Также освобождение от уголовной ответственности возможно, если в отношении должностного лица было вымогательство, и если оно добровольно обратилось в полицию.

К лицу, получившему взятку, звонит ФСБ и приглашает к себе. Если гражданин окажет содействие в процессе ведения дела, ему удастся избежать уголовной ответственности.

Коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ)

Под объектом имеется в виду не само вознаграждение, а та область, на которую направлена цель подкупа, то есть управление организацией. Данная деятельность:

  • выполняется специально уполномоченными сотрудниками, чьи обязанности по ее выполнению соответствующим образом оговорены в их трудовых контрактах;
  • призвана служить правомерным интересам граждан РФ;
  • жестко нормируется законодательными положениями и внутренними актами организации.

Таким образом, как преступление коммерческий подкуп посягает на нормальную работу управленческого аппарата коммерческой организации.

С точки зрения закона, преступлением являются все проявления коммерческого подкупа:

  • передача ценностей либо совершение действия/воздержание от него в качестве неправомерной оплаты для представителя управленческой структуры организации;
  • получение денег, активов или выполнение действий/отстранение от действий таким лицом в интересах платящей стороны.

То, что явно не запрещается законом, считается разрешенным. Коммерческий подкуп, согласно законодательству Российской Федерации, считается уголовным правонарушением, а отдельные его проявления – административным.

Правовая суть коммерческого подкупа близка к взяточничеству, преследуемому по ст. 290 и 291 Уголовного Кодекса РФ, однако квалифицируется по другой статье – ст. 204 УК РФ, принятой относительно недавно – только в 1996 году. Статьи, касающиеся взяточничества, адресованы государственным и административным работникам, а по ст. 204 могут преследоваться представители коммерческих структур.

СПРАВКА! С 1997 по 2017 год число осужденных по этой статье выросло более чем в 5 раз, эта доля уголовных преступлений постепенно растет.

За коммерческий подкуп могут быть ответственными не только конкретные лица, но и организации в целом – это зона федерального законодательства и административного права:

  • ст. 14 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
  • ст. 19.28 КоАП РФ об ответственности юрлиц за неправомерное вознаграждение от имени организации.

Уголовная ответственность за коммерческий подкуп по ст. 204 УК РФ говорит о мерах в отношении физических лиц, уличенных в этом преступлении. Значение имеет вид подкупа, то есть обвинение в даче или получении:

  1. За предоставление неправомерного вознаграждения грозит наказание:
    • штраф внушительных размеров – сумма, которая составила коммерческий подкуп, увеличенная в 10-50 раз;
    • ограничение свободы до 2 лет;
    • трехлетние исправительные работы.
  2. Нормы могут быть пересмотрены в связи с отягчающими обстоятельствами. Такими в применении к данному преступлению считаются:

  • предварительный сговор, совершение не в одиночку, действие организованной группы;
  • в качестве объекта подкупа выступают действия, выходящие за рамки закона.

В этом случае закон предусматривает такую меру кары:

  • штраф в 40-70-кратном размере подкупа с лишением права на определенные должности или виды деятельности до трехлетнего срока;
  • принудительные работы до 4 лет;
  • арест от 3 месяцев до полугода;
  • тюремное заключение до 6 лет.
  • За получение незаконных средств в рамках коммерческого подкупа стороне грозит:
    • штраф в сумме подкупа, увеличенного в 15-70 раз;
    • дисквалификация (запрет на определенные деятельности или должности) до 3 лет;
    • арест до 3 лет.
  • Здесь отягчающие обстоятельства могут быть следующими:

    • получение объекта подкупа организованной группой;
    • полученный подкуп активно вымогался виновной стороной;
    • за полученный подкуп «берущая» сторона должна была совершить нечто незаконное.

    В этом случае мера ответственности такова:

    • штраф в 50-90-кратной сумме подкупа с отстранением от определенных должностей или видов деятельности до 3 лет;
    • лишение свободы до 12 лет плюс штраф до 50-кратной суммы подкупа.

    Избежать уголовной ответственности можно, если лицо относится к одной из следующих категорий:

    • у него вымогали средства за совершение законодательно предусмотренных действий;
    • человек активно участвовал в раскрытии или доказательстве преступления;
    • сторона сама сообщила правоохранительным органам о планирующемся подкупе.

    Административная ответственность организаций по этому преступлению также весьма серьезна: на предприятие может быть наложен штраф в стократной сумме от совершенного подкупа.

    Чтобы отнести данный вид экономического (коммерческого) преступления к определенной степени тяжести, юридически анализируется наличие или отсутствие квалифицирующих признаков. Их два: групповая организованность и вымогательство.

    1. Предварительный сговор группы. Дача (получение) коммерческого подкупа совершено группой лиц, которые предварительно организовались и сговорились для этой цели. В этом случае этот признак имеет несколько важных нюансов:
      • группа означает участие в подкупе не менее двух лиц, обличенных управленческими функциями;
      • эти лица до совершения подкупа договорились о своих действиях, используя свое положение на работе;
      • если в группе принимали участие лица, не исполняющие управленческих функций, они считаются пособниками, подстрекателями или даже организаторами преступления, и их ответственность будет не за подкуп как таковой (по ст. 204 УК РФ), а за пособничество (по ч. 4 ст. 34 УК РФ).
    2. Вымогательство – фактор, обличающий незаконность передачи объекта подкупа. Он представляет собой настойчивое требование предоставления активов или совершения действий (бездействия), подкрепляемое угрозами в нанесении ущерба интересам лица. Такое требование озвучено управленцем, представляющим организацию, как бы от ее имени. Важный нюанс определения вымогательства: угроза должна действительно быть опасной для правоохраняемых интересов гражданина. Так, если, например, инспектор пожарного надзора предлагает за деньги «не заметить» какое-либо нарушение, он не вымогает этих денег, поскольку действие, которое он предлагает сокрыть, не несет ущерба для директора фирмы. Наоборот, оно реализует не правоохраняемые, а незаконные интересы. А вот вынуждение к действиям под угрозой для здоровья детей управленца имеет явные признаки вымогательства.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Рецидив этого преступления как квалифицирующий признак был упразднен положениями Федерального закона от 08 декабря 2003 года № 162-ФЗ.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.