15 ФЗ о запрете курения в 2022 году

Автор: | 26.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «15 ФЗ о запрете курения в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

«Антитабачное» законодательство и ответственность за его нарушение

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим потребление табачной продукции в общественных местах на территории Российской федерации, является Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Курение запрещено во всех общественных местах, в том числе на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных, медицинских услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, во всех видах общественного транспорта, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов.

Подробный перечень общественных мест, в которых действует запрет на курение, указан в ст. 12 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ.

На основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.

Также курение разрешено в специально выделенных изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы в аэропортах в зонах, предназначенных для нахождения зарегистрированных на рейс пассажиров после проведения предполетного досмотра, и зонах, предназначенных для пассажиров, следующих транзитом, таким образом, чтобы была исключена возможность наблюдения за курением табака из других помещений.

Согласно ст. 23 Федерального закона № 15-ФЗ за нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность.

Дисциплинарная ответственность применяется к работникам в рамках нарушения ими трудовой дисциплины в случае несоблюдения норм о запрете курения табака на рабочих местах. Выбор мер дисциплинарной ответственности за нарушение норм указанного Федерального закона в данном случае является компетенцией конкретного работодателя.

Гражданско-правовая ответственность связана с возмещением вреда жизни или здоровью человека, и порядок ее применения нормативно регламентирован в статьях 1084 — 1094 Гражданского кодекса РФ.

Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1500 рублей (ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ). Более жесткое наказание – от 2000 до 3000 рублей предусмотрено для тех, кто курит на детских площадках (ч. 2 ст. 6.24 КоАП РФ).

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

1. При взаимодействии с индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить подотчетность и прозрачность такого взаимодействия. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

2. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с табачными организациями по вопросам, являющимся предметом регулирования настоящего Федерального закона, должно осуществляться публично, и обращения табачных организаций, направляемые в письменной форме или в форме электронных документов, и ответы на эти обращения подлежат размещению на официальных сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

1. Предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями включает в себя:

1) обеспечение учета производства табачных изделий, перемещения через таможенную границу Союза или через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Союза табачной продукции и табачных изделий, осуществления оптовой и розничной торговли табачной продукцией и табачными изделиями; (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 272-ФЗ)

2) отслеживание оборота производственного оборудования, движения и распределения табачной продукции, табачных изделий или никотинсодержащей продукции; (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

3) пресечение случаев незаконной торговли табачной продукцией, табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией и привлечение к ответственности, в том числе конфискацию контрафактных, незаконно перемещенных табачной продукции, табачных изделий или никотинсодержащей продукции через таможенную границу Союза или через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Союза, оборудования, на котором были произведены контрафактные табачные изделия или никотинсодержащая продукция, их уничтожение в соответствии с законодательством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

2. Часть утратила силу. (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 272-ФЗ)

2.1. Учет производства табачных изделий, перемещения через таможенную границу Союза или через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Союза табачной продукции и табачных изделий, осуществления оптовой и розничной торговли табачной продукцией и табачными изделиями, отслеживание оборота производственного оборудования, движения и распределения табачной продукции и табачных изделий осуществляются на основании данных таможенного и налогового учета, систем, созданных в целях информационного обеспечения маркировки товаров средствами идентификации, и собственных систем учета производителей. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий анализ информации, указанной в настоящей статье, и порядок обмена информацией между контролирующими органами определяются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 272-ФЗ)

3. В целях предупреждения незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями каждая пачка и каждая упаковка табачных изделий подлежат в обязательном порядке маркировке средствами идентификации, а также маркировке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании. (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 272-ФЗ)

3.1. Запрещается перемещение по территории Российской Федерации физическими лицами табачной продукции и табачных изделий, не маркированных специальными (акцизными) марками в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе продукции, являющейся товаром Союза, за исключением перемещения по территории Российской Федерации физическими лицами, достигшими возраста восемнадцати лет, указанных табачной продукции и табачных изделий в количестве не более 200 сигарет, или 50 сигар (сигарилл), или 250 граммов табака, или указанных табачных изделий в ассортименте общим весом не более 250 граммов на одного человека. (в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 506-ФЗ)

4. Часть утратила силу. (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 272-ФЗ)

5. Проверка средств идентификации проводится организациями, осуществляющими оптовую и розничную торговлю табачной продукцией и табачными изделиями, уполномоченными органами с использованием систем, созданных в целях информационного обеспечения маркировки товаров средствами идентификации. (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 272-ФЗ)

Прокурор разъясняет — Прокуратура Ярославской области

1. Розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами осуществляется в магазинах и павильонах. В целях настоящей статьи под магазином понимается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

2. В случае отсутствия в населенном пункте магазинов и павильонов допускается торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами в других торговых объектах или развозная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

3. Запрещается розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами в торговых объектах, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

4. Запрещается розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией с выкладкой и демонстрацией табачной продукции или никотинсодержащей продукции в торговом объекте, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

5. Информация о табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянах, которые предлагаются для розничной торговли, доводится продавцом в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов с учетом требований статьи 20 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

6. Не допускаются розничная торговля сигаретами, содержащимися в количестве менее чем или более чем двадцать штук в единице потребительской упаковки (пачке), розничная торговля сигаретами и папиросами поштучно, табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией без потребительской тары, табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией, упакованными в одну потребительскую тару с товарами, не являющимися табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

7. Запрещается розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции в следующих местах: (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

За нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

Признать утратившими силу:

1) Федеральный закон от 10 июля 2001 года N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 29, ст. 2942);

2) Федеральный закон от 31 декабря 2002 года N 189-ФЗ «О внесении дополнения в статью 10 Федерального закона «Об ограничении курения табака» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 1, ст. 4);

3) статью 50 Федерального закона от 10 января 2003 года N 15-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 167);

4) Федеральный закон от 1 декабря 2004 года N 148-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3 и 6 Федерального закона «Об ограничении курения табака» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 49, ст. 4847);

5) статью 2 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 134-ФЗ «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3433).

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2013 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

2. Статья 13 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2014 года.

3. Пункты 3, 5, 6 и 12 части 1 статьи 12, часть 3 статьи 16, части 1 — 5, пункт 3 части 7 статьи 19 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июня 2014 года.

4. Пункты 1 и 2 части 1 статьи 18 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2017 года. (в ред. Федеральных законов от 31.12.2014 N 530-ФЗ, от 28.12.2016 N 471-ФЗ)

5. Части 2 и 4 статьи 18 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2018 года. (в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 471-ФЗ)

Президент
Российской Федерации
В. ПУТИН

Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ

Принят Государственной Думой 12 февраля 2013 года

Одобрен Советом Федерации 20 февраля 2013 года

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) курение табака — использование табачных изделий в целях вдыхания дыма, возникающего от их тления;

2) окружающий табачный дым — табачный дым, содержащийся в атмосферном воздухе места, в котором осуществляется или осуществлялось ранее курение табака, в том числе табачный дым, выдыхаемый лицом, осуществляющим курение табака;

3) последствия потребления табака — причинение вреда жизни или здоровью человека, вреда среде его обитания вследствие потребления табака и воздействия окружающего табачного дыма, а также связанные с этим медицинские, демографические, социально-экономические последствия;

4) потребление табака — курение табака, сосание, жевание, нюханье табачных изделий;

5) спонсорство табака — любой вид вклада в любые событие, мероприятие или отдельное лицо, целью, результатом или вероятным результатом которого является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака прямо или косвенно;

6) табачные организации — юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие производство, перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции, либо организации, признаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации аффилированными лицами этих юридических лиц, дочерние и зависимые организации, объединения таких лиц, а также организации, созданные такими лицами. В целях настоящего Федерального закона к табачным организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции.

2. Иные понятия используются в настоящем Федеральном законе в значениях, определенных Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, Федеральным законом от 22 декабря 2008 года № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию», Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Статья 3. Законодательство в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

1. Законодательство в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те правила, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.


Закон направлен на защиту здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Постепенно запретят курение на рабочих местах в помещениях и большинстве общественных мест. С 1 июня 2013 г. такой запрет вводится на территориях и в помещениях спортивных, образовательных, культурных, медицинских и оздоровительных организаций; на детских площадках, пляжах; в пассажирских самолетах; в городском и пригородном транспорте; на вокзалах, в портах, на станциях метро и рядом со входом в них. Также нельзя будет курить в помещениях органов власти и местного самоуправления, на автозаправках, в лифтах, на лестничных клетках и в иных местах общего пользования в многоквартирных домах. С 1 июня 2014 г. запретят курить в поездах дальнего следования, на судах дальнего плавания, в общежитиях, гостиницах, магазинах, кафе, ресторанах, на крытых рынках, пассажирских платформах у электричек. Исключение составят специально выделенные открытые места или изолированные помещения, оборудованные системами вентиляции. Причем организовать их разрешено далеко не везде.

Предусмотрены ценовые и налоговые меры по снижению спроса на табачные изделия (увеличение акцизов на данную продукцию; установление минимальных розничных цен на нее).

Запрещаются реклама и стимулирование продажи табачных изделий (например, проведение лотерей, конкурсов и иных мероприятий, где призом являются сигареты). Также табачным компаниям нельзя будет выступать спонсорами любых акций и мероприятий в сфере образования, физкультуры, спорта, здравоохранения и культуры.

Вводится запрет на потребление табака несовершеннолетними. При этом граждане обязаны заботиться о формировании у детей отрицательного отношения к курению, а также о недопустимости их вовлечения в этот процесс.

Ограничивается демонстрация курения с телеэкрана. Запрещается показывать табачные изделия и процесс их потребления во всех новых аудиовизуальных произведениях: как детских, так и взрослых (в отношении последних предусмотрено лишь 1 исключение, когда такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла).

Закон содержит меры по ограничению торговли табачными изделиями. В частности, с 1 июня 2014 г. продавать их в розницу можно будет только в магазинах и павильонах, имеющих торговый зал. При отсутствии таковых в населенном пункте будет разрешена продажа в других объектах или развозная торговля. При этом выкладывать табачные изделия на витрину запретят. В торговом зале можно будет разместить лишь перечень продаваемой табачной продукции. Если у продавца возникнут сомнения в совершеннолетии покупателя, он сможет потребовать у него удостоверение личности.

Расширяется перечень мест, где торговать табаком запрещено. В него, в частности, включаются вокзалы (кроме магазинов «дьюти фри»), станции метро.

Для пресечения незаконной торговли табачной продукцией будут учитывать ее производство, импорт, экспорт, оптовую и розничную продажу, а также отслеживать производственное оборудование, движение и распределение табачных изделий.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2013 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие.

  • Все
  • Краевые порталы

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 16.10.2020 N 31 (ред. от 15.11.2021)
  • Регламент по организации и проведению официальных физкультурных и спортивных мероприятий на территории Российской Федерации в условиях сохранения рисков распространения COVID-19
  • Приказ АНО НАРК от 01.02.2019 N 05/19-ПР (ред. от 12.11.2021)
  • Приказ ФАУ Главгосэкспертиза России от 22.03.2018 N 57 (ред. от 10.11.2021)
  • Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по легкой атлетике на 2021 год. Номер-код вида спорта: 0020001611Я
  • Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по спортивному ориентированию на 2021 год. Номер-код вида спорта: 0830005511Я
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 N 15 (ред. от 09.11.2021)
  • Информация Минфина России
  • Приказ Росстата от 27.08.2020 N 491 (ред. от 03.11.2021)
  • Приказ Росстата от 24.07.2020 N 411 (ред. от 03.11.2021)
  • Прокуратура разъясняет: О курении в общественных местах

    Основными принципами охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака являются:

    1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

    2) предупреждение заболеваемости, инвалидности, преждевременной смертности населения, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака;

    3) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

    4) системный подход при реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, непрерывность и последовательность их реализации;

    5) приоритет охраны здоровья граждан перед интересами табачных организаций;

    6) обеспечение международного сотрудничества Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

    7) взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, не связанных с табачными организациями;

    8) открытость и независимость оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

    9) информирование населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма;

    10) возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, имуществу гражданина, в том числе имуществу индивидуального предпринимателя, или юридического лица вследствие нарушения законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

    К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака относятся:

    1) защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях субъектов Российской Федерации;

    2) разработка и реализация мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях субъектов Российской Федерации;

    3) координация деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, субъектов государственной системы здравоохранения, муниципальной системы здравоохранения и частной системы здравоохранения на территориях субъектов Российской Федерации по оказанию гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака;

    4) участие в осуществлении мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, на территориях субъектов Российской Федерации, а также информирование органов местного самоуправления и населения о масштабах потребления табака на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, о реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению потребления табака;

    5) обеспечение организации оказания гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, в медицинских организациях субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья;

    6) принятие дополнительных мер, направленных на охрану здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

    К полномочиям органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака относятся:

    1) участие в реализации мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях муниципальных образований;

    2) обеспечение организации оказания гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения в случае передачи соответствующих полномочий в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья;

    3) информирование населения о масштабах потребления табака на территории соответствующего муниципального образования, о реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению его потребления, в том числе на основании мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака.

    1. При взаимодействии с индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить подотчетность и прозрачность такого взаимодействия.

    2. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с табачными организациями по вопросам, являющимся предметом регулирования настоящего Федерального закона, должно осуществляться публично, и обращения табачных организаций, направляемые в письменной форме или в форме электронных документов, и ответы на эти обращения подлежат размещению на официальных сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

    1. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака граждане имеют право на:

    1) благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

    2) медицинскую помощь, направленную на прекращение потребления табака и лечение табачной зависимости;

    3) получение в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, у индивидуальных предпринимателей, юридических лиц информации о мероприятиях, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

    4) осуществление общественного контроля за реализацией мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

    5) внесение в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложений об обеспечении охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

    6) возмещение вреда, причиненного их жизни или здоровью, имуществу вследствие нарушения другими гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и (или) юридическими лицами законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

    2. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака граждане обязаны:

    1) соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

    2) заботиться о формировании у детей отрицательного отношения к потреблению табака, а также о недопустимости их вовлечения в процесс потребления табака;

    3) не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

    В России введут новые меры по борьбе с курением

    Практически все ограничительные меры борьбы с курением, применяемые в мире, уже реализуются в России. Действующее законодательство предусматривает следующие антитабачные запреты:

    1. На продажу табака несовершеннолетним и вовлечение детей в число курильщиков.
    2. На курение в общественных местах и помещениях, включая подъезды, детские площадки, вокзалы, лифты и подъезды, офисные здания, поезда и самолеты, больницы и пр.
    3. На рекламу и демонстрацию табака в фильмах, передачах и спектаклях. При демонстрации сигарет в произведениях для детей и взрослых дополнительно нужно сообщить о вреде курения.
    4. На стимулирование потребления табака. В России запрещены лотереи, акции, бесплатная раздача сигарет и систем нагревания табака.

    Одним из самых действенных мероприятий выступает планомерное повышение акцизов на табачные изделия и увеличение стоимости сигарет. Так, с января 2021 года цены на сигареты резко возросли — на 20% (примерно на 20 рублей за пачку). Также с июля в России действуют минимальные розничные цены – пачка сигарет не может продаваться дешевле 108 рублей, а средняя цена составила 120-140 руб. Как ожидается, именно финансовые методы борьбы с курильщиками станут приоритетными.

    С 2021 года электронные сигареты, вейпы и айкосы в России хотя и не запретили (как в 32 странах мира), но приравняли к обычным сигаретам. Теперь на никотинсодержащую продукцию распространяются все ограничения и запреты, действующие в отношении сигарет. К никотинсодержащей приравняли продукцию:

    • с нагреваемым табаком;
    • растворы;
    • жидкости;
    • гели;
    • жидкостьи;
    • порошки;
    • смеси для сосания, нюханья, жевания, не предназначенные для употребления в пищу.

    В январе введен запрет на интернет-продажи кальянов, стиков и жидкостей для электронных сигарет. Теперь их можно купить только в розничных магазинах. Сигареты перестали продавать онлайн еще раньше. Это позволяет предотвратить продажу табачных изделий детям.

    При продаже сигарет и вейпов запрещена их выкладка на витрине, а торговые точки нельзя размещать рядом с образовательными и медицинскими учреждениями.

    Нацпроект «Демография» поставил цель по снижению числа курильщиков в России до 10% к 2024 году. Этот показатель пока не достигнут. Но статистика говорит о том, что число курильщиков в нашей стране планомерно сокращается.

    По данным Роспотребнадзора в 2020 году курили 21,6% россиян. Для сравнения, еще в 2013 году эта цифра равнялась 41%.

    Среди причин, которые побудили людей бросить курить, называли рост стоимости сигарет, введение запретов на курение в общественных местах, увеличение популярности здорового образа жизни. Из-за существенного увеличения стоимости сигарет курить стали реже, а курильщики ограничиваются меньшим количеством сигарет.

    Также опросы показывают, что общественное мнение заняло антитабачную сторону – более 80% россиян поддерживают действующие запреты курения.

    Но, несмотря на позитивные изменения, пока Россия остается одной из самых курящих стран в мире.

    Законодательный акт, направленный на запрет курения в общественных местах, вступил в законную силу в июне 2013 года, однако, в нем присутствуют положения, действие которых начинается в другое время:

    • с 01.01.2014 года в силу вступали налоговые и ценовые меры, направленные на сокращения спроса на табачные изделия (статья 13 Закона);
    • с 01.06.2014 года в силу вступили положения пп. 3-6, 12 ч. 1 ст. 12; ч. 3 ст. 16; ч. 1-5, п. 3 ч. 7 ст. 19 Закона;
    • с 01.01.2017 года в силу вступают положения пп. 1-2 ч. 1 ст. 18 Закона.

    Текст нормативно-правового акта перечисляет меры, которые способствуют охране здоровья граждан от потребления табака и воздействия табачного дыма, а также устанавливает:

    • права и обязанности граждан в обсуждаемой области;
    • общие понятия и принципы охраны здоровья в указанной сфере;
    • полномочия органов государственной власти.

    Федеральный закон определяет большое число ограничений, связанных с охраной здоровья граждан от потребления табака и воздействия его дыма, из них можно выделить два основных.

    Ограничение мест для курения. Изначально закон устанавливает ограничение на курение на территориях, в том числе в помещениях, которые предназначены для оказания образовательных, медицинских, реабилитационных и санаторно-оздоровительных услуг, услуг учреждений культуры и спорта, органов по делам молодежи, на транспортных средствах, пригородного и городского сообщения, на территориях, прилагающих к помещениям, и в самих помещениях аэропортов, вокзалов, морских портов, метрополитена. Данная норма начала действовать с 01 июня 2013 года. Поэтапно запрет курения распространился на поезда дальнего следования, воздушные и морские суда, на помещения, которые предназначены для оказания жилищных услуг, на гостиницы и общежития, на места общественного питания и помещения/места, где оказываются услуги торговли. Таким образом, с 01.06.2014 года, согласно Закону, курение запрещено в ресторанах и барах, поездах дальнего следования, электричках и на платформах, а также в гостиницах и общежитиях.

    Ограничения торговли изделиями для курения:

    — запрет реализации табачных изделий в местах, располагающихся на расстоянии 100 метров от границы территорий образовательных учреждений, начал действовать уже с июня 2013 года. Тогда же появился полный запрет на продажу табака и табачных изделий несовершеннолетним;

    — запрет на реализацию табачных изделий в нестационарных объектах торговли (киоски, ларьки) начал действовать с июня 2014 года.

    Помимо указанных ограничений, закон о запрете курения вводит полный запрет на рекламу табачных изделий, в том числе, на демонстрацию таких изделий, процесса курения и стимулирования их продажи. Кроме того, закон устанавливает такие меры, направленные на охрану здоровья граждан, как:

    • информирование населения о вреде потребления табака, которое осуществляется путем использования средств массовой информации, в виде образовательных программ и информационных компаний;
    • оказание медицинской помощи населению, которая направлена на лечение табачной зависимости;
    • строгий учет производства, импорта/экспорта, а также реализации табачных изделий;
    • ценовые и организационные меры, направленные на сокращение спроса на табачные изделия;
    • меры государственного контроля в обсуждаемой области и ответственность за нарушение требований Закона.

    Статья 23 ФЗ о запрете курения закрепляет следующую ответственность за нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от последствий употребления табака и от воздействия табачного дыма: дисциплинарную, гражданско-правовую и административную. Остановимся подробней на последней. Например, за вовлечение несовершеннолетнего в процесс употребления табака предусмотрен штраф на граждан в размере от 1000 до 2000 рублей. В случае нарушения запрета на курение в определенных местах назначается штраф в размере от 500 до 1500 рублей.

    Федеральный закон о запрете курения

    В процессе исполнения законодательного документа становится понятно, что мест для курения гражданам фактически не остается – курить можно либо в специально отведенных для этого местах, дома или в автомобиле и избегать мест, где курение строго запрещено, например детские площадки, территории школ и т.д. Поэтому, чтобы избежать административных санкций мы рекомендуем:

    • тщательно изучить перечень мест, где курить запрещено, и исключить для себя возможность нарушения запрета;
    • если Вас все-таки уличили в содеянном, помните, что бремя доказывания вины полностью лежит на стороне обвинения. Бесспорным доказательством вины может быть только то обстоятельство, когда нарушителя «поймали за руку», для этого момент нарушения должен видеть непосредственно представитель органов исполнительной власти, который и имеет право привлечь к административной ответственности;
    • согласно действующему законодательству, если Вы не согласны с протоколом об административном правонарушении, Вы можете оспорить его в судебном порядке (ч. 2 ст. 1 КАС РФ);
    • даже если вас засняли на видео, Вы можете ссылаться на ст. 23 Конституции РФ, как на нарушение неприкосновенности частной жизни граждан и потребовать признать доказательства недействительными, согласно ч. 3 ст. 59 КАС РФ, как полученные с нарушением закона.

    Как уже указывалось выше, общественное мнение относительно закона о запрете курения разделилось, одни пытаются понять, что им теперь делать – бросать курить или искать компромиссные решения в данном вопросе, другие, напротив, измученные пагубными привычками соседей и сослуживцев, ищут способы правового воздействия на них. Итак, куда обращаться, если курильщик намеренно игнорирует Закон, тем самым нарушая права других граждан:

    • нужно уведомить нарушителя лично о том, что в данном месте курить нельзя, например, показать ему выдержку текста Закона, также можно разместить объявления о запрете курения;
    • при отказе курильщика идти на компромиссы, сторона, чьи права нарушены, имеет право обратиться с заявлением к сотруднику полиции, если последний отказывается принять должные меры реагирования, можно обратиться с жалобой в прокуратуру.

    Важно! Несмотря на то, что закон действует уже несколько лет, до сих пор вопрос о том, как будет выполняться контроль за его соблюдением органами исполнительной власти, остается не решенным.

    • 26 Марта 2012, 13:03 78 Тверь собирает подписи в поддержку архимандрита Ефрема. Настоятель Ватопедского монастыря обвиняется в махинациях с недвижимостью
    • 12 Марта 2012, 16:03 11 Где можно ознакомиться со списками «домов-счастливчиков», попавших в программу по капремонту в 2012 году
    • 16 Февраля 2012, 16:02 17 В Тверской области многодетные семьи будут получать региональный материнский капитал

    Режимы, ограничивающие или запрещающие курение в определенных местах, существовали и до закона «Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма» от 23.02.2013 № 15-ФЗ. Так, курение должно быть обязательно запрещено, когда этого требуют:

    • Правила санитарно-эпидемиологической безопасности. Устанавливаются постановлениями Главного санитарного врача РФ.
    • Правила пожарной и технической безопасности. Устанавливаются постановлениями и распоряжениями ГУ МЧС и служб пожарной и технической безопасности.
    • Нормативы охраны труда. Нормы устанавливаются Минтрудом РФ и утверждаются Минздравом РФ, и могут уточнять и дополнять положения предыдущих пунктов.

    С 2021 года в России ужесточается закон о запрете курения

    10 декабря 2015

    В России уже полтора года действует федеральный закон № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», направленный на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и снижение потребления табака. Данный Закон принят в целях совершенствования законодательства в сфере охраны здоровья населения от воздействия указанных факторов.

    Сотрудниками УМВД России по Невскому району г. СПб за семь месяцев 2014 года было составлено 1708 протоколов об административных правонарушений за несоблюдение Федерального закона от 23.02.2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

    Закон N 15-ФЗ вводит строгие правила, ограничивающие курение табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах. Частью 1 ст. 12 рассматриваемого Закона вводится запрет на курение табака на территориях (в помещениях, на объектах), в том числе:

    1) с 1 июня 2013 года:

    — на воздушных судах без ограничения продолжительности полета;

    — на всех видах общественного транспорта;

    — в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем 15 метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитена, а также на станциях метрополитена, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

    — в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;

    — на детских площадках;

    — в границах территорий, занятых пляжами;

    — в помещениях социальных служб;

    — на автозаправочных станциях;

    2) с 1 июня 2014 года:

    — в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

    — на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;

    — в гостиницах;

    — в магазинах и торговых центрах, в нестационарных торговых объектах;

    — в местах общественного питания (например, в барах, кафе, ресторанах).

    УМВД России по Невскому району г. СПб напоминает, что согласно п. 14 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 «О противопожарном режиме», курение также запрещено на территории и в помещениях складов и баз, хлебоприемных пунктов, в злаковых массивах и на сенокосных угодьях, на объектах торговли, добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и горючих газов, на объектах производства всех видов взрывчатых веществ, на пожаровзрывоопасных и пожароопасных участках.

    Закон предусматривает исключения из общего правила, так в многоквартирных домах могут быть предусмотрены специально отведенные места для курения. Такие места выделяются на основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного собственником имущества. Указанные места должны находиться на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции. Примечательно, что это правило также касается помещений общего пользования в многоквартирных домах. Таким образом, с 1 июня 2013 года в многоквартирных домах курение может осуществляться только в изолированных помещениях общего пользования, которые оборудованы системами вентиляции.

    Написать комментарий

        • Поиск по библиотеке
        • Воспитательная работа
        • Для комплексов «Детский сад-начальная школа»
        • Здоровый образ жизни
        • Изобразительное искусство
        • Иностранный язык
        • Информатика
        • История
        • Логопедия
        • Математика
        • Материалы для родителей
        • Материалы МО
        • Междисциплинарное обобщение
        • Музыка
        • Общепедагогические технологии
        • Окружающий мир
        • Основы безопасности жизнедеятельности
        • Психология
        • Региональный компонент
        • Русский язык
        • Сценарии праздников
        • Технология
        • Физкультура
        • Чтение
        • Разное
        • Аудиозаписи
        • Видеозаписи

        К административной ответственности привлекаются граждане, которые решат нарушить требования, которые установил Федеральный закон 15-ФЗ о запрете курения в общественных местах. В 2021 году штраф для нарушителей, согласно статье 6.24 КоАП РФ, составляет от пятисот рублей до полутора тысяч. Таким будет штраф за курение в подъезде жилого дома или в лифте. Как правило, чаще всего именно в указанных местах и пресекаются правонарушения, так как соседи легко вычисляют курильщика и сообщают о нём.

        Курильщика на детской площадке оштрафовать уже сложнее. Хотя и размер штрафа за такое правонарушение выше: от 2 000 рублей до 3 000 рублей. Однако, если человек единожды пришёл покурить на детскую площадку и ушёл ещё до прихода сотрудников полиции, то, конечно, такое правонарушение останется безнаказанным.

        Балкон многоквартирного дома не относится к местам, запрещённым для курения, согласно 15-ФЗ. Таким образом, если соседи будут жаловаться на дым, то курильщика можно попробовать привлечь по статье 20.4 КоАП РФ, т.е. за нарушение правил противопожарной безопасности. В этом случае, можно отделаться просто предупреждением. В противном случае, придётся заплатить штраф, как и за курение на детской площадке, от 2 000 рублей до 3 000 рублей. Курильщики могут попробовать оспорить штраф, так как законодательство о запрете курения точно не отвечает на вопрос, можно ли курить на балконе своей квартиры по новому закону.

        С 1 января в России вступят в силу новые правила для курильщиков

        Вводится административная ответственность за нарушение правил продажи табачных изделий, курение в неустановленных местах, рекламу и спонсорство табака.

        С 1 июня 2013 г. вступила в силу основная часть положений Закона об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. В частности, введен запрет на курение на рабочих местах в помещениях и большинстве общественных мест. Запрещены реклама и стимулирование продажи табачных изделий, спонсорство табака. Вводится запрет на потребление табака несовершеннолетними. Ограничиваются демонстрация курения с телеэкрана и торговля табачными изделиями.

        В связи с этим определены виды и размеры административных наказаний за нарушение указанных запретов и ограничений. Так, за курение в неположенных местах будут штрафовать на сумму от 500 руб. до 1,5 тыс. руб. Более строго накажут за курение на детских площадках. Штраф составит 2-3 тыс. руб.

        За вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака предусмотрен штраф 1-2 тыс. руб. Если в этом уличат родителей, штраф для них увеличен до 2-3 тыс. руб.

        Также предусмотрены штрафы за несоблюдение требований к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения.

        Определены размеры штрафов за спонсорство, рекламу табака, стимулирование его продажи, демонстрацию курения с телеэкрана, нарушение правил продажи табачных изделий. В частности, за продажу табака несовершеннолетнему граждан оштрафуют на 3-5 тыс. руб., должностных лиц — на 30-50 тыс. руб., организации — на 100-150 тыс. руб.

        Предусмотрены штрафы за оптовую и розничную продажу насвая.

        Определена подведомственность дел об указанных правонарушениях. В частности, штрафовать граждан за курение в неположенных местах поручено сотрудникам полиции, инспекторам госпожнадзора, санитарным врачам, транспортным, жилищным инспекторам.

        Одновременно в Законе о рекламе прописан запрет на рекламу табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги и зажигалок.

        Федеральный закон от 21 октября 2013 г. N 274-ФЗ
        «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О рекламе» в связи с принятием Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

        Принят Государственной Думой 15 октября 2013 года

        Одобрен Советом Федерации 16 октября 2013 года

        Президент Российской Федерации

        21 октября 2013 г.

        Вводится административная ответственность за нарушение правил продажи табачных изделий, курение в неустановленных местах, рекламу и спонсорство табака.

        С 1 июня 2013 г. вступила в силу основная часть положений Закона об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. В частности, введен запрет на курение на рабочих местах в помещениях и большинстве общественных мест. Запрещены реклама и стимулирование продажи табачных изделий, спонсорство табака. Вводится запрет на потребление табака несовершеннолетними. Ограничиваются демонстрация курения с телеэкрана и торговля табачными изделиями.

        В связи с этим определены виды и размеры административных наказаний за нарушение указанных запретов и ограничений. Так, за курение в неположенных местах будут штрафовать на сумму от 500 руб. до 1,5 тыс. руб. Более строго накажут за курение на детских площадках. Штраф составит 2-3 тыс. руб.

        За вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака предусмотрен штраф 1-2 тыс. руб. Если в этом уличат родителей, штраф для них увеличен до 2-3 тыс. руб.

        Также предусмотрены штрафы за несоблюдение требований к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения.

        Определены размеры штрафов за спонсорство, рекламу табака, стимулирование его продажи, демонстрацию курения с телеэкрана, нарушение правил продажи табачных изделий. В частности, за продажу табака несовершеннолетнему граждан оштрафуют на 3-5 тыс. руб., должностных лиц — на 30-50 тыс. руб., организации — на 100-150 тыс. руб.

        Предусмотрены штрафы за оптовую и розничную продажу насвая.

        Определена подведомственность дел об указанных правонарушениях. В частности, штрафовать граждан за курение в неположенных местах поручено сотрудникам полиции, инспекторам госпожнадзора, санитарным врачам, транспортным, жилищным инспекторам.

        Одновременно в Законе о рекламе прописан запрет на рекламу табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги и зажигалок.

        Федеральный закон вступает в силу с 15 ноября 2013 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.

        Федеральный закон от 21 октября 2013 г. N 274-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О рекламе» в связи с принятием Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

        Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 15 ноября 2013 г., за исключением абзацев одиннадцатого и двенадцатого подпункта «б» пункта 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, вступающих в силу с 1 июня 2014 г.

        Ответственность за нарушение Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

        Новости

        Дистанционная система профессионального гигиенического обучения

        Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

        Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю

        Портал государственных услуг

        ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора

        Убедительно просим Вас соблюдать законодательство «О запрете курения» на территории нашей организации.

        С 15 ноября 2013 года вступил в силу Закон «О штрафах за курение» (за исключением отдельных положений). Организации и граждане теперь могут быть оштрафованы за нарушение «антитабачного закона».

        15 ноября 2013 года вступил в силу большинство положений Закона № 274-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и Федеральный закон «О рекламе» в связи с принятием Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», в котором установлены штрафы за нарушение требований Федерального закона от 23.02.2013 г № 15- ФЗ (далее — Закон № 15- ФЗ). Нововведения коснуться, в частности, продавцов табачной продукции, рекламодателей, рекламопроизводителей, владельцев помещений, в которых курение запрещено. Законом № 274 – ФЗ предусмотрены штрафы за нарушение правил продажи табачной продукции. Если организация и предприниматели на своей территории не будут обеспечивать соблюдение запретов, то они также могут быть оштрафованы.

        Для граждан курение в неположенном месте может повлечь штраф до 1,5 тыс. руб., а курение на детской площадке – до 3 тыс. руб.

        Многие ограничения и запреты, установленные Законом № 15- ФЗ начали действовать уже с 01 июня 2013 г, однако ответственности за их несоблюдение до сих пор введено не было. Законом № 274 ФЗ данный пробел устранён.

        Организации могут быть оштрафованы на сумму до 90 тыс. руб., если не обеспечат на своей территории соблюдение запретов на курение.

        Закон № 15 – ФЗ обязывает организации и индивидуальных предпринимателей контролировать соблюдение его норм на территориях и в помещениях, которые используются указанными лицами для осуществления деятельности. В соответствии с Законом № 274 – ФЗ за неисполнение этой обязанности организации могут быть оштрафованы на сумму от 30 до 40 тыс. руб. (ч. 3 ст. 6.25 КоАП РФ в редакции Закона № 274 – ФЗ).

        Все организации и предприниматели должны контролировать на своей территории соблюдение Закона № 15 – ФЗ, в частности:

        — запрета курения в определённых помещениях и на определённых территориях;

        — запреты рекламы табака;

        В 2017 году, согласно отдельным положениям ФЗ N 471 «О внесении изменений…», вступили в силу поправки, коснувшиеся статьи о предотвращении незаконной торговли табачной продукцией. А точнее — вступили в силу 1 и 2 пункты части первой статьи 18 закона. Теперь во избежание незаконной реализации сигарет и табака, полномочными структурами должны обеспечиваться учет производства изделий, перемещения их через таможенную границу Российской Федерации и Таможенного союза, а также осуществления оптовой и розничной продажи. Кроме того, должно проводиться отслеживание оборота оборудования, задействованного в производстве данной продукции.

        В июле 2018 года в силу вступит часть вторая и четвертая 18 статьи ФЗ 15. Часть первая гласит, что учет производства табачной продукции, ее перемещения через границу Таможенного союза и России, реализации оптовой и розничной продажи сигарет, отслеживание оборота производственного оборудования, а также движения и распределения продукции производится на основании данных налогового и таможенного учета, систем маркировки изделий марками и собственных систем учета производителей. Полномочный в данной сфере государственный орган, а также порядок обмена информацией между профильными контролирующими структурами определяются Правительством РФ.

        Часть четвертая статьи 18 регулирует вопрос о проверке подлинности специальных и акцизных марок. Проводиться контроль должен организациями, осуществляющими оптовую и розничную торговлю и уполномоченными органами. Проверка производится визуально либо с применением соответствующих приборов с использованием доступа к ресурсу информации, предоставляемой органом исполнительной власти.

        Если сразу после выхода в свет, закон регламентировал небольшой перечень мест, где за курение полагается штраф, то к 2017 году этот список был расширен по-максимуму. На сегодняшний день согласно 12 статье ФЗ-15 о запрете курения, потреблять табачные изделия запрещено:

        Курение разрешается на специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях (в том числе помещениях общего пользования многоквартирных домов), оборудованных системами вентиляции. Чтобы ознакомиться с перечнем требований к выделению таких мест и их оснащению, необходимо обратиться к Приказу Министерства строительства и ЖКХ и Министерству здравоохранения Российской Федерации от 28.11.2014.

        Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ

        Правительство, принимая ФЗ №15, преследовало сразу несколько целей:

        • защитить права тех, кто не курит, ограничив их от курящих;
        • проявить заботу в отношении здоровья тех, кто не курит.

        В ФЗ №15 прописаны следующие положения:

        • понятия, которые применяются в законе;
        • защита людей от дыма табака;
        • права госорганов в данной проблеме;
        • взаимоотношения государства и фабрик, производящих табачные изделия;
        • права и обязанности частных лиц и организаций в проблеме защиты здоровья от табачного дыма;
        • меры, которые приняты, чтобы предотвратить воздействие табака на людей;
        • меры по ограничению употребления табачных изделий;
        • определение мест, у которых курить запрещается;
        • политика цен и налогов, направленная на снижение спроса на табак;
        • обязательство раскрытия информации, что входит в сигареты;
        • предъявление требований к упаковке;
        • предоставление информации людям о том, как вреден табак для здоровья;
        • установление запретов на рекламу табачных изделий;
        • оказание медицинской помощи в целях лечения зависимости от табака;
        • наложение ограничительных условий на торговлю;
        • наложение запретов на реализацию табачных изделий несовершеннолетним лицам;
        • надзор со стороны государства за соблюдением правил закона;
        • установление штрафов за нарушение.

        Последние новости по решению вопроса с курением появились 20 сентября 2019 года. Постановлением Правительства № 1216 были внесены поправки в пункт 90 Правил противопожарного режима в РФ. С 1.10.2019 запрещается использовать открытый огонь на балконах и лоджиях квартир. Соответственно, под запрет попадает жарка шашлыков, которой любили увлекаться некоторые жильцы, особенно в летний период. Однако эксперты расценили указанные поправки, ещё и как запрет курения на балконе в многоквартирном доме. Это подтвердили в МЧС.

        Разберёмся, действительно ли теперь курение на балконе запрещено, если дым мешает соседям. Закон в 2019 году лишь косвенно вводит подобный запрет. Только из пункта 436 Правил противопожарного режима можно сделать вывод, что открытым огнём является горящая спичка, сигарета и т.д. Больше никаких определений, что же является открытым огнём законодательство не содержит. Поэтому вопрос: относится ли сигарета к открытому огню или нет, – остаётся открытым.

        Мнения экспертов по данному вопросу разделились. Например, член комитета Госдумы по охране здоровья Н.Герасименко посчитал сигарету источником открытого огня. Он аргументировал свою позицию тем, что на предупреждающих щитах при проведении пожароопасных работ всегда есть знак о запрете курения. Однако необходимо разобраться, что же из себя представляет сам процесс курения. По сути, это не горение, а тление табака. С такой точки зрения, открытый огонь здесь отсутствует. Но в момент поджигания сигареты признаки открытого горения всё же есть. Таким образом, чтобы окончательно поставить точку в вопросе: можно или нет курить на балконе – необходимо, чтобы на законодательном уроне было закреплено, что является открытым огнём.

        Если курение на балконе в многоквартирном доме закон в 2019 году,пусть и косвенно, но запрещает, то никаких ограничений на курение в самой квартире нет. Отсюда следует, что открытый огонь на балконе запрещено разводить, а внутри помещения квартиры, где ещё больше вероятность воспламенения отдельных предметов, можно. Судя по всему, меры противопожарной безопасности будут дорабатываться, также как и меры по борьбе с курильщиками. Стоит также дождаться судебной практики по этому вопросу.

        В ФЗ № 15 были внесены следующие поправки:

        1. В 2019 году вступили в силу поправки, которые связаны с реализацией табачной продукции. На основании этих поправок уполномоченными органами должен происходить учет производства табачных изделий, их перевоз через границу РФ, осуществление оптовой и розничной торговли. Также необходим контроль за оборотом оборудования, которое участвует в производстве табачной продукции.
        2. В июле 2019 года вступила в силу часть 4 статьи 18 ФЗ №15. Данная часть регулирует проблему контроля подлинности специальных акцизных марок. Данный контроль производят уполномоченные органы. Проверка должна проходить визуально или с помощью специального оборудования с использованием доступа к ресурсу сведений, которые предоставляются органами исполнительной власти.

        Совсем недавно все развлекательные и заведения общепита делились на две части – курящий зал и некурящий. В соответствии с новым законом данное положение вещей должно было в корне перемениться, но мы, по-прежнему, приходя в любимое кафе, частенько слышим фразу: «В какой вам зал?». Дело в том, что для ресторанов и баров крайне невыгодно терять клиентов, которые любят за рюмкой коньяка или даже за чашкой кофе выкурить сигарету. Куда более приемлемой мерой для них считается оплата штрафа. Кстати, для юридических лиц эта сумма будет колебаться в пределах от 30 до 90 тысяч рублей. Но стоит отметить, что крайне редко по данной статье наказывают начальство баров и ресторанов.

        Для физических лиц наказание законом также предусмотрено, но для этого человек, как говорится, должен быть пойман на горячем. Штраф за курение в общественном месте – от 500 до 1500 руб.

        Внимание! Если человек дымит в районе детской площадки, сада или школы, то сумма штрафа увеличивается до 2000–3000 рублей.

        Приказ о запрете курения на рабочем месте — образец (2021 — 2022)

        Не так давно в быт курильщиков вошли и электронные устройства для курения. Электронные сигареты не используют стандартный табак, в них применяется глицериновое ароматизированное вещество с добавлением никотина. Такие устройства не производят дыма, а вырабатывают пар.

        Электронные сигареты не запрещены в странах Европы и их разрешается курить не только в общественных местах, но и в салонах самолетов. В Российской Федерации запрет на курение табачной продукции их также не затрагивает, поскольку они просто не попадают в данную категорию. Потому на данный момент курение электронных сигарет легально везде.

        Однако некоторые политики ведут на этот счет споры, желая ограничить и электронные приспособления, мотивируя это наличием в картриджах устройств никотина.

        Запрет распространяется на все места общественного пользования

        Помимо этого табакокурение запрещено в следующих местах:

        • в учебных, медицинских и санаторно-курортных заведениях;
        • в подъездах домов;
        • в транспорте общественного назначения ближнего и дальнего следования. Также закон запрещает курить рядом с остановками и станциями метро, на территории аэропортов и автовокзалов (необходимо отходить на 15 метров от остановки или от входа;
        • в спортивных и культурных заведениях;
        • на предприятиях;
        • в детских зонах, на детских площадках, вблизи детских садов;
        • на территории объектов торговли, рынков.

        Курить разрешено только на специально выделенных местах на открытом воздухе. Также возможно курение в изолированных помещениях, в которых имеется система вентиляции.

        В Федеральном законе «О запрете курения в общественных местах» описаны следующие меры по:

        • определению сути понимания, что необходима охрана здоровья населения страны от влияния табачной продукции;
        • определению обязательств, граждан Российской Федерации как субъекта, оказывающего воздействие на окружающих людей продуктами горения табака;
        • определению прав и полномочий контролирующих органов правопорядка в целях обеспечения безопасности граждан.

        ФЗ 15 полностью не ограничивается возможность курения для жителей РФ. Для этого нужно множество действий по снижению популярности курения в стране и ограничение возможности остальных граждан, которые не курят, вдыхать табачный дым в местах массового скопления людей.

        Также в законе говорится об ограничениях, которые накладываются на способность распространения сигарет. Теперь любую табачную продукцию нельзя распространять среди несовершеннолетних, при этом места продажи, находящиеся рядом с учебными заведениями утрачивают возможность их распространения. Ко всему прочему, строго запрещается рекламирование табачной продукции и популяризация ее посредством средств массовой информации. Ведется строгий учет всех операций (экспорт, импорт), сопутствующих производству табачных изделий. Контролем занимаются специальные федеральные органы.

        Федеральным законом запрета курения табака ограничиваются территории, где употребление табака не запрещено.

        В следующих общественных местах курильщики должны соблюдать правила и не курить, а так же не склонять к табакокурению несовершеннолетних граждан:

        • Нельзя курить на территории образовательных заведений, культурных, молодежных и спортивных заведений, а так же на тех территориях, которые получили статус государственных учреждений;
        • медицинские учреждения, в которых люди проходят курсы лечения и реабилитации;
        • общественный транспорт, а так же территории в радиусе 15 метров от вокзалов, аэропортов, портов, железнодорожных вокзалов;
        • в контролируемых местными или государственными органами власти, учреждениях;
        • в рабочей местности предприятий;
        • в лифтах общего пользования;
        • на пляжах, имеющих общую доступность;
        • на территории детских площадок;
        • на автозаправках;
        • в воздушных судах;
        • в поездах;
        • в местах временного проживания туристов или граждан РФ;
        • на территории общепитов и рынков;
        • в местах ожидания пассажирами пригородных поездов.


        Похожие записи:

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован.