Налоговая нагрузка по виду экономической деятельности в 2022 году

Автор: | 28.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговая нагрузка по виду экономической деятельности в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Одним из критериев самостоятельной оценки рисков в целях проведения выездных налоговых проверок для налогоплательщика является отклонение уровня его налоговой нагрузки от среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

ФНС представила данные о среднеотраслевых показателях налоговой нагрузки, рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельности активов организаций по видам экономической деятельности, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков за 2020 г.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2020 году: изменения

Для расчета НН нужно выполнить следующие действия:

  1. Определить общую сумму налогов и сборов, начисленных за календарный год по декларациям, сданным в ИФНС.
  2. Взять показатель выручки из Отчета о прибылях и убытках за аналогичный период.
  3. Разделить п. 1 на п. 2, полученное частное умножить на 100 %.

Полученное значение надо сравнить с отраслевым показателем НН, ежегодно публикуемым ФНС. Если нагрузка организации получилась ниже, чем по информации ФНС, это может быть поводом для проверки.

Объяснение (пример) рассмотрим, взяв за основу образовательную организацию, предоставляющую услуги по дополнительному образованию (ОКВЭД 85.11).

Сумма начисленных налогов за 2018 год составляет 2 169 066 рублей.

Выручка за 2018 год по отчету о прибылях и убытках — 20 557 770 рублей.

НН составит 10,6 % (2 169 066 / 20 557 770 × 100 %).

Полученное значение НН сравниваем с соответствующим показателем в документе ФНС «Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в процентах» за 2018 год. В документе ФНС показатели приведены укрупненно, надо найти свой раздел по классификатору ОКВЭД, а если его нет, то использовать значение НН по строке «Всего».

Раздел «Образование» ФНС не выделяла, сравниваем НН организации с общим показателем в строке «Всего», который за 2018 год составляет 10,8 %.

НН организации ниже среднего показателя на 0,2 % (10,8–10,6 %). При более высоких отклонениях НН организации от среднеотраслевых ИФНС обычно присылает письмо с рекомендацией пересмотреть налогооблагаемую базу и доплатить налоги.

В таком случае придется подготовить уточненную декларацию с объяснением, каким образом возникла низкая налоговая нагрузка; объяснение (образец см. ниже) прикладывается к уточненной декларации. Форма пояснительной записки приводится в Приложении № 5 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

В отдельных случаях возможны ситуации, когда организация объективно несет НН ниже среднеотраслевого значения и не имеет возможности пересчитать налоги в сторону увеличения.

Причинами снижения налогооблагаемой базы может быть увеличение расходов, снижение выручки, списание больших сумм сомнительных долгов, производственные простои или форс-мажорные обстоятельства.

В таком случае в ИФНС следует предоставить пояснения, по каким причинам величина отчислений ниже расчетной.

Документ составляется в свободной форме, озаглавить можно как Заявление, Информирование, Сообщение или Пояснительная записка.

Пояснения в налоговую о низкой налоговой нагрузке могут быть сформулированы таким образом.

Чем опасна низкая налоговая нагрузка и как снизить риск проверок

Рассмотренные формулы применяются для расчета налоговой нагрузки в 2019-2020 годах.

Налогоплательщикам, которые намерены использовать этот показатель для самостоятельного установления величины риска выездной налоговой проверки, рекомендуется следующее:

  • Определить свою совокупную налоговую нагрузку и сравнить ее с аналогичным показателем за 2017-2018 годы по своему основному виду деятельности из приложения № 3 к приказу № ММ-3-06/333@.

С чем сравнивать свой показатель, если данных по вашей отрасли у ФНС нет, узнайте здесь.

  • Рассчитать нагрузку по налогу на прибыль, имея в виду, что низким для предприятий производственной сферы будет показатель менее 3%, а для торговых организаций — менее 1%.
  • Проверить величину доли вычетов по НДС в сумме налога, рассчитанного от налоговой базы. Она не должна превышать 89%.
  • Проанализировать динамику изменения показателей налоговой нагрузки за предыдущие годы и сравнить данные по ней с соотношениями, приводимыми ФНС в письме № ЕД-4-15/14490@.

При наличии существенных отклонений от этих цифр в невыгодную для налогоплательщика сторону необходимо проверить данные, задействованные в расчете, на наличие ошибок и при их правильности подготовить для ИФНС аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки. Это могут быть, например:

  • неверно определенный код вида деятельности;
  • временные проблемы с реализацией;
  • увеличение затрат, связанное с повышением цен поставщиками;
  • осуществление инвестиций;
  • создание запаса товара;
  • наличие экспортных операций.

О том, каким может быть текст записки, представляемой в ответ на запрос ИФНС о пояснениях, читайте в материале «Пояснительная записка в налоговую по требованию – образец».

Разработчики Основных направлений признают, что реализация бюджетной политики в 2019 и 2020 годах происходила в принципиально разных условиях.

В течение 2019 и начала 2020 годаключевой задачей единой экономической политики было содействие достижению национальных целей развитиястраны посредством обеспечения устойчивых темпов роста экономики и расширения потенциала сбалансированного развития.

В 2020 годуусловия реализации экономической политики принципиально изменились в связи с глобальной пандемией новой коронавирусной инфекции. Меры, направленные на сдерживание ее распространения, привели к беспрецедентному в послевоенной истории сокращению экономической активности в мире и вызвали глубокое падение на глобальных сырьевых и финансовых рынках. В связи с вышеуказанным экономическая политика в этот период ориентирована прежде всего на содействие борьбе с пандемией и ее последствиями посредством создания условий для быстрого восстановления экономики с минимальными потерями для потенциала развития.

В связи с глобальной пандемией в I полугодии 2020 года отечественная экономика оказалась под одновременным воздействием двух мощнейших шоков:

  • острое ухудшение внешнеторговых условий в связи с обвалом цен на нефть;

  • вынужденное резкое сокращение деловой активности вследствие ограничений, направленных на сдерживание распространения вируса.

Принятые антикризисные программы поддержки ориентированы в первую очередь на решение этих задач с акцентом на следующих направлениях:

1. Укрепление системы здравоохранения.

2. Поддержка доходов граждан.

3. Поддержка МСП как наиболее уязвимого сегмента отечественного бизнеса.

4. Поддержка отраслей и компаний, где деятельность временно приостанавливалась.

5. Поддержка бюджетов регионов и внебюджетных фондов.

По мнению Минфина, в целом антикризисные программы являются действенными и своевременными.

В 2019 году и начале 2020 года был принят ряд изменений в налоговом законодательстве, направленных на стимулирование инвестиционной активности:

1. Принят Федеральный закон от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации», в том числе предусматривающий предоставление соответствующим инвесторам «базовой» налоговой стабилизации(по налогу на прибыль и имущественным налогам).

2. В части совершенствования стимулирующих льготпо налогу на прибыль организаций:

  • инвестиционный налоговый вычет распространен на участников КГН, а также применяется в отношении расходов на создание объектов инфраструктуры в рамках комплексного освоения территорий в целях строительства стандартного жилья;

  • предоставлена возможность уменьшать налоговую базу на сумму расходов на создание объектов социальной инфраструктуры, безвозмездно передаваемых в государственную или муниципальную собственность;

  • упрощены условия применения пониженных ставок для участников региональных инвестиционных проектов;

  • усовершенствованы условия деятельности участников СПИК, в том числе в части порядка налогообложения.

3. В рамках третьего этапа «амнистии капитала» (с 1 июня 2019 года по 1 марта 2020 года) предоставлена возможность задекларировать имущество, зарубежные счета и контролируемые иностранные компании с сохранением гарантий, которые предоставлялись на первом и втором этапах декларирования.

4. Совершенствование налогообложения зарубежных геологоразведочных проектовв целях стимулирования деятельности российских нефтяных компаний по поиску и оценке месторождений углеводородного сырья вне России.

5. Повышение привлекательности развития бизнеса на отдельных территориях:

  • для участников СЭЗ в Республике Крым и г. Севастополе снято ограничение на применение пониженных тарифов страховых взносов в размере 7,6 % при превышении трехлетнего срока с момента создания СЭЗ и продлен период их применения до окончания срока существования СЭЗ;

  • для резидентов ТОСЭР в Дальневосточном федеральном округе и резидентов свободного порта Владивосток снято ограничение на применение пониженных тарифов страховых взносов в размере 7,6 % при превышении трехлетнего срока с момента создания ТОСЭР;

  • для резидентов ОЭЗ в Калининградской области на определенный период установлены пониженные тарифы страховых взносов в размере 7,6 % (при соблюдении ими определенных условий).

Также в рамках национальных проектов в сфере экономики (международная кооперация и экспорт, МСП, производительность труда) были запущены масштабные программы повышения доступности кредитных ресурсов на инвестиционные цели через механизм субсидирования части расходов по обслуживанию таких кредитов.

Кроме того, на создание справедливых конкурентных условий и улучшение условий ведения бизнеса была направлена работа по улучшению администрирования доходов. Из ключевых результатов по данному направлению можно отметить:

  • расширение применения специального налогового режима для самозанятых – в виде уплаты налога на профессиональный доход(НПД) – с 1 июля 2020 года на все субъекты РФ (предоставлена возможность введения в действие налога законами субъектов РФ);

  • формирование единого информационного пространства администрирования доходов – в 2019 году подписано Соглашение о механизме прослеживаемости товаров на таможенной территории ЕАЭС, предусматривающее создание внешнего и внутреннего сегментов прослеживаемости; в рамках задачи создания национального сегмента в 2019 – 2020 годах проводится эксперимент по прослеживаемости отдельных видов товаров; разработана нормативно-правовая база национального сегмента, предусматривающая полноценный запуск системы с 2021 года;

  • повышение качества работа с дебиторской задолженностью.В 2019 году была разработана и реализована дорожная карта по улучшению администрирования доходов бюджетной системы и повышению эффективности работы с дебиторской задолженностью по доходам, включая мероприятия по расширению возможности для проведения налоговыми органами зачета (вне зависимости от вида налога либо сбора), усовершенствования порядка уплаты (возврата) госпошлины, реализации каждым ведомством собственных дорожных карт по сокращению дебиторской задолженности;

  • создание комфортных условий для добровольной и своевременной уплаты налогов и других платежей – введен институт «авансовой» уплаты налогов для физических лиц («единый налоговый платеж физического лица»), сокращено количество предоставляемой отчетности по имущественным налогам организаций.

Расчет налоговой нагрузки в 2020 — 2021 годах (формула)

Среди ключевых изменений в налоговой политике предусмотрена реализация маневра по сбалансированному снижению прямых налогов на труд предприятий МСП за счет:

  • повышения эффективности налоговых льгот при добыче нефти;

  • повышения справедливости распределения природной ренты при добыче отдельных твердых полезных ископаемых;

  • снижения степени регрессивности в налогообложении доходов (в том числе в части налогообложения «офшорного» капитала).

По мнению разработчиков Основных направлений, задача диверсификации российской экономики и повышения экономической активности населения тесно связана с целью увеличения числа занятых в сфере МСП.

В части налоговых мер поддержки субъектов МСП предусматриваются:

  • снижение страховых взносов для МСП в рамках структурных изменений налоговой системы;

  • расширение области применения патентной системы налогообложения (ПСНО) на виды предпринимательской деятельности, где сейчас применяется режим в виде уплаты ЕНВД, что должно обеспечить, по мнению Минфина, комфортный переход индивидуальных предпринимателей с уплаты ЕНВД на ПСНО;

  • продление до 2024 года права регионов вводить налоговые каникулы в виде нулевой ставки (УСНО, ПСНО) для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (для деятельности в производственной, социальной, научной сферах, в сфере бытовых услуг населению);

  • исключение обязанности представления налоговой декларациидля налогоплательщиков, применяющих УСНО с объектом налогообложения в виде доходов и использующих ККТ.

Планируются следующие стимулирующие налоговые и финансовые меры, в том числе:

  • введение налогового вычета по акцизам на сырье (нефтяное сырье, этан и СУГ) для новых производств нефтегазохимической промышленности(введенных с 2022 года), в целях содействия развитию новых проектов глубокой переработки этана;

  • переход к новому порядку предоставления налоговых льгот инвестиционного характера, предусматривающему заключение инвестиционных соглашений между получателем льгот и Правительством РФ;

  • уточнение параметров режима в виде уплаты НДД в целях повышения бюджетной эффективности режима и действенности стимулов к эффективным инвестициям в добычу;

  • повышение эффективности деятельности институтов развития;

  • реализация механизма СПИК 2.0 и запуск механизма СЗПК.

Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:

  • Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
  • Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.

Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:

  • сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
  • федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
  • Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.

Коэффициент налоговой нагрузки по видам экономической деятельности

Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам.

В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки, то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях).

ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС.

Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения.

Совокупная налоговая нагрузка вычисляется очень усреднено. Формула ее крайне проста: это частное налоговых отчислений и выручки. В уточненном варианте она может выглядеть так:

НН = СнОг х 100% / СВг – НДС,

где:

НН – налоговая нагрузка;
СнОг – сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году;
СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, соответствующих налоговому годичному периоду; в нее не включаются НДС и акцизы.
Данная методика разработана и рекомендована к применению Минфином РФ.

Нагрузка будет признана низкой и вызовет пристальное внимание налоговых органов, если вычисленный показатель будет меньше среднеотраслевых значений, ежегодно обновляемых на сайте ФНС.

К СВЕДЕНИЮ! Существуют и другие методики расчета налоговой нагрузки в совокупности, предложенные в различных экономических изданиях.

ПРИМЕР. Рассчитаем нагрузку условного ООО «Долгождан», занимающегося гостиничным бизнесом.

ФНС определил средний уровень нагрузки для такого вида бизнеса как 9%.

Выручка предприятия по данным финансового отчета за 2015 год составила 40 млн. руб. Налоговые декларации, поданные фирмой в этом году, показали следующие суммы налоговых отчислений:

  • НДС – 1, 1 млн. руб.;
  • налог на прибыль – 1,2 млн. руб.;
  • налог на имущество организаций – 520 тыс. руб.;
  • транспортный налог – 250 тыс. руб.

С заработных плат сотрудников был удержан НДФЛ на 750 тыс. руб. Страховые взносы, а также перечисления в Пенсионный фонд, для данного расчета значений не имеют.

Налоговая нагрузка ООО «Долгождан»: 1 100 000 + 1 200 000 + 520 000 + 250 000 + 750 000 = 2 625 000 руб. Делим на показатель прибыли: 2 625 000 / 40 000 000 = 0,065. Умножаем на 100%, получаем 6,5 %.

Вычисленный результат меньше среднего (9%), определенного ФНС для этой отрасли бизнеса. Поэтому ООО «Долгождан» будет включено в план выездных налоговых проверок, либо его сотрудники будут вызваны в налоговую для дачи пояснений.

Чаще всего налоговую нагрузку вычисляют по НДС и налогу на прибыль.

Органы ФНС насторожит, если он окажется ниже таких показателей:

  • для торговых предприятий – менее 1%;
  • для других организаций, в том числе занимающихся производством и подрядами – менее 3 %.

Ее вычисляют по такой формуле:

ННп = Нп / (Др + Двн),

где:
ННп ­ ­– налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нп ­– налог на прибыль по итогам годовой декларации;
Др – доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;
Двн – иные (внереализационные) доходы организации по данным той же декларации.
Полученный результат умножается на 100%.

ФНС признает низким уровень налоговой нагрузки по НДС, если за все четыре квартала отчетного года суммы налоговых вычетов по НДС составят 89% и более от полной суммы данного налога.

Рассчитать нагрузку по НДС можно несколькими способами.

  1. Разделить сумму уплаченного НДС (ННДС) на показатели налоговой базы в соответствии с 3 разделом соответствующей декларации, ориентирующейся на состояние рынка РФ (НБрф):

    НН по НДС = ННДС / Нбрф

  2. Найти отношение суммы НДС по декларации (ННДС )к общей налоговой базе, включающей в себя как показатели рынка РФ, так и экспортного рынка (НБобщ):

    НН по НДС = ННДС / Нбобщ.

Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней

Критерии налоговых рисков

Снижение налоговой нагрузки

Налоговая нагрузка организации

Новая налоговая нагрузка от ФНС: таблица

Низкая налоговая нагрузка

Показатель налоговой нагрузки предприятия является одним из оценочных критериев, используемых инспекцией ФНС при решении вопроса о целесообразности проведения выездной налоговой проверки в фирме.

Рассчитать это значение под силу самому предприятию, мы же напомним, что такое среднеотраслевая налоговая нагрузка, кто ее устанавливает, какими правовыми актами регламентирует и как она используется на практике.

Налоговая нагрузка (НН) может быть рассчитана:

  • в абсолютной величине – подсчетом точной суммы налоговых начислений. Это значение недостаточно информативно, оно необходимо, в основном, аналитикам компании;
  • в относительной величине – определением процента средств, направленных на погашение налоговых обязательств (КНН), по отношению к выручке компании за год, по формуле:

КНН = СН (сумма налогов) / В (общая выручка за год, включая внереализационный доход) х 100%.

Относительная нагрузка указывает, какую часть дохода фирма отчисляется в бюджет.

Порядок расчета ФНС конкретизировала в приказе № ММ-3-06/333@. Рассчитывая НН следует:

  • учесть только «очищенную» от НДС и акцизов выручку;
  • учесть уплаченный НДФЛ;
  • не включать в расчет страховые взносы.

В расчете НН для предприятий, работающих на ОСНО, в сумме начисленного налога следует учитывать:

  • начисленные к уплате налоги – на прибыль, НДС, другие, указанные в соответствующих декларациях;
  • выручку, отраженную в отчете о финансовых результатах (без НДС).
  • Что такое налоговая нагрузка
  • Что вызывает подозрения у ФНС
  • На что еще обращают внимание фискалы

Компания N зарегистрировалась по одному юридическому адресу, а фактически находилась по другому. Налоговая инспекция узнала об этом и выделила месяц, чтобы привести в соответствие фактический и юридический адрес.

Добросовестный директор компании N собрал учредительные документы и отнес для перегистрации в новую налоговую инспекцию. Как же он удивился, когда услышал от начальника инспекции: «Я не поставлю вас на учет, мне неинтересен налогоплательщик с низкой налоговой нагрузкой. Будете настаивать, завалим проверками». Эту историю рассказал директор компании, которая пришла в MCOB на обслуживание.

Возможно, главный налоговик только пугал директора — камеральные проверки строго регламентированы, а на выездную компания не тянула. Обороты были маленькие. Тем не менее, у компаний часто возникают проблемы из-за низкой налоговой нагрузки. Давайте разбираться — что такое низкая налоговая нагрузка, чем она опасна и как снизить риск выездных проверок.

Налоговая нагрузка — соответствие перечисленных налогов и дохода компании. Государство считает: если организация растет и развивается, сумма налогов в бюджет должна увеличиться. Если компания платит минимальные налоги, значит с организацией что-то не так и ФНС начинает действовать. Высылает «письма счастья» или вызывает директора «на ковер» для дачи пояснений. Если организация не реагирует на запросы налоговиков, они готовят сведения для выездной налоговой проверки.

Налоговую нагрузку каждый может рассчитать самостоятельно, используя налоговый калькулятор на сервисе ФНС. Рассмотрим основные показатели, которые помогут избежать выездной налоговой проверки.

ФНС дала новые показатели для оценки риска выездной проверки

Спецрежим — льготный способ налогообложения, при котором налогоплательщик не платит три крупных налога: налог на прибыль, НДС и налог на имущество. Чтобы его использовать, государство ввело часть ограничений: по численности, по выручке и основным средствам. Часто организации приближаются к предельным значениям и не отслеживают это.

Пример. Оптово-розничная компании на УСН решила запустить сайт и оформила договор ГПХ с веб-дизайнером, программистом и копирайтером. Среднесписочная численность компании стала 97 человек. Максимальное количество сотрудников на УСН — 100 человек. Если организация не уменьшит численность персонала, она попадает в зону риска.

Налоговая инспекция тщательно следит за соотношением между выручкой и затратами, анализируя данные за предыдущие 3 года. Если разница больше 100%, выручка растет. Если меньше 100% — увеличились затраты. Если выручки и затраты равны, значит рост компании остановился. Это касается компании на общей системе налогообложения, которые платят налог на прибыль.

Одна рекламная компания в отчете по налогу на прибыль указывала цифры:

Показатель 2016 год 2017 год 2018 год
Доходы, руб. 60 000 500 000 980 000
Расходы, руб. 80 000 670 000 1 320 000

Такие показатели вызывают подозрение у налоговиков.

Одна строительная компания начала работать с одним подрядчиком. У него была дешевая рабочая сила, низкие цена на услуги и стройматериалы по оптовым ценам. Сотрудничество строилось на доверии: работа выполнялась в срок, подписанные счета-фактуры и акты выполненных работ привозились вовремя, все всех устраивало.

Как же удивился директор строительной компании, когда по итогу камеральной проверки декларации НДС выяснилось, что подрядчик оказался компанией-однодневкой на упрощенке и не имел право выставлять счета-фактуры с НДС, у него отсутствовали складские помещения для хранения стройматериалов, а рабочие были нелегальными мигрантами. Строительной компании пришлось выплатить доначисленные налоги по НДС и заплатить налог на прибыль. Штрафы, пени и доначисленные налоги вылилось в сотни тысяч рублей.

В чем ошибка. Строительная компания не проверила контрагента-подрядчика. У него уже была «черная метка» в ЕГРЮЛ и он не мог официально оказывать такие услуги из-за нехватки персонала и необходимых ресурсов.

Согласно концепции налоговых проверок есть еще несколько критериев отбора кандидатов на выездную проверку:

  • Частая смена компанией юридического адреса. Это значит, что организация снимается с учета в одной ФНС и регистрируется в другой. Например, компания N за прошедший календарный год трижды поменяла адрес, три раза встала на учет в разных налоговых и уследить за оборотами такой компании практически невозможно.
  • Пренебрежение требованиями налоговых инспекторов. Если налогоплательщик не реагирует на письма из ФНС, не отвечает на запросы инспекторов, не предоставляет пояснения по камеральной или встречной проверкам, она рискует попасть “на карандаш” по выездной проверке.
  • Доходы и расходы у ИП одинаковые. Возникает закономерный вопрос — если нет дохода, для чего работать как ИП? Если учесть оплату ежегодных страховых взносов, получается, что предприниматель работает в убыток. Это хороший повод для проверки.

Ответственности за рискованные схемы оптимизации налогов в 2019 году

Нарушения Штрафы
Грубое нарушение правил учета доходов и расходов
  • Первый раз — 10 000 рублей,
  • Второй раз в течение года — 30 000 рублей;
  • В последующие разы — 40 000 рублей или 20% от суммы неуплаченного налога;
Непредоставление документов по встречной проверки 5000 рублей, при повторном нарушении — 20 000 рублей;
Неуплата или неполная уплата налога Впервые — 20% от неуплаты. При повторе штраф растет до 40%.

Выездных налоговых проверок становится меньше. Зато инспекторы тщательно подходят к отбору кандидатов — выезжают в компании, где гарантированно есть нарушения и у них достаточно ресурсов для выплаты штрафов, пеней и неустоек. Налоговики заведомо знают размер доначислений, которые увеличиваются с каждым годом и исчисляются порой несколькими миллионами рублей.

Чтобы не попасть в «черный список» кандидатов, бизнесу надо умело оптимизировать налоги, соблюдать налоговую нагрузку и стать для ФНС «незаметным налогоплательщиком».

Планы на ближайшие три года: налоговая политика до 2023 года

Федеральная налоговая служба с каждым годом наращивает аналитическую составляющую контрольной работы налоговых органов. Это делается для того, чтобы налогоплательщики работали более открыто в своих налоговых обязательствах. И в последнее время налоговики уже используют комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, поэтому кроме заниженной налоговой нагрузки есть и другие показатели, на которые обращают внимание инспекторы.

Чтобы значительно снизить риски налоговой проверки, стоит вовремя проверять своих контрагентов, еще до того, как вы совершили сделку. Если есть хотя бы минимальный риск, то рекомендуем сразу запастись документами о контрагенте. Для этого рекомендуем использовать специальные сервисы, один из которых «1СПАРК Риски», из него можно распечатать все необходимые документы для предоставления в ИФНС.

Бывают случаи, когда заниженная налоговая нагрузка не связана с какими-либо нарушениями налогоплательщика или недобросовестными контрагентами. Таким образом, нагрузка может быть занижена, если:

  • компания работает со спецрежимом: УСН, ЕНВД, ЕСХН;
  • применяются льготы;
  • падение спроса на товары и услуги и др.

Если у компании коэффициент налоговой нагрузки ниже, чем в обновленной таблице, то ФНС обязательно запросит пояснения. Вы должны будете подготовить ответ для налоговой. Если понижение нагрузки произошло из-за объективных причин, то об этом также письменно необходимо оповестить налоговых инспекторов.

Если после вашего ответа у ФНС останутся к вам вопросы, то, возможно, вам назначат выездную проверку, за которой вполне могут последовать доначисления налогов и штрафы.

Фирма 1С сейчас готовит изменения для разных программ 1С.

Обновления ожидаются в следующих конфигурациях1С:

«1С:Бухгалтерия предприятия»

КОРП, редакция 2.0
КОРП, редакция 3.0
редакция 2.0
редакция 3.0

«1С: Комплексная автоматизация»

редакция 1.1
редакция 2

«1С: Управление торговлей»

редакция 10.3
редакция 11

«1С:ERP Управление предприятием 2»

«1С: Зарплата и управление персоналом»

КОРП, редакция 2.5
редакция 2.5
редакция 3

«1С: Розница»

редакция 1.0
редакция 2.2

«1С: Управление нашей фирмой»

«1С:Управление производственным предприятием»

редакция 1.3

«1С:Налогоплательщик»

После внесения изменений в конфигурации 1С вам необходимо будет обновить релизы 1С. Если у вас типовая конфигурация, вы можете обновить их самостоятельно при наличии договора 1С:ИТС. Чтобы обновить нетиповые конфигурации 1С нужно будет воспользоваться услугами программиста 1С, который поэтапно обновит конфигурацию и проверит правила обмена 1С. Вы можете заказать обновление1С в любом из офисов Первого Бита, и специалисты компании «Первый Бит» произведут все необходимые настройки. Если у вас заключен договор 1С:ИТС в Первом Бите, мы сами уведомим о необходимости произвести обновлении и согласуем удобное для вас время выезда нашего специалиста 1С. Если вы хотите узнать подробнее позвоните нам по телефону.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Формула расчёта налоговой нагрузки

\r\n\r\n

Налогоплательщик может быть включен в план выездных проверок, если его налоговая нагрузка ниже среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли. Налоговая нагрузка рассчитывается по следующей формуле:

\r\n\r\n

сумма налогов и сборов за календарный год по данным отчетности / оборот организаций (по данным Росстата) × 100%.

\r\n\r\n

Согласно опубликованной таблице, по сравнению с предыдущим периодом расчетные значения для большинства отраслей изменились незначительно. Например, в сфере строительства налоговая нагрузка в 2018 году составляла 10,4%, а в 2019 году — 11,9%. А в сфере производства пищевых продуктов, напитков, табачных изделий этот показатель уменьшился с 21,7% до 20,9%.

\r\n\r\n

\r\n\r\n

Низкий уровень рентабельности продаж и рентабельности активов (если рентабельность отклоняется от средней более, чем на 10%) тоже может стать основанием для назначения налоговой проверки.

\r\n\r\n

В целом можно отметить, что по сравнению с 2018 годом значения рентабельности уменьшились по многим видам деятельности. В частности, средняя рентабельность продаж в сфере производства продуктов в 2018 году составляла 9,2%, а в 2019 году — 8,2%. В сфере оптовой торговли (кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами) средняя рентабельность продаж снизилась с 10% до 8,3%. А вот в строительстве данный показатель увеличился: в 2018 году он составлял 6,1%, а в 2019 году — 7%.

Налогоплательщик может быть включен в план выездных проверок, если его налоговая нагрузка ниже среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли. Налоговая нагрузка рассчитывается по следующей формуле:

сумма налогов и сборов за календарный год по данным отчетности / оборот организаций (по данным Росстата) × 100%.

Согласно опубликованной таблице, по сравнению с предыдущим периодом расчетные значения для большинства отраслей изменились незначительно. Например, в сфере строительства налоговая нагрузка в 2018 году составляла 10,4%, а в 2019 году — 11,9%. А в сфере производства пищевых продуктов, напитков, табачных изделий этот показатель уменьшился с 21,7% до 20,9%.

Низкий уровень рентабельности продаж и рентабельности активов (если рентабельность отклоняется от средней более, чем на 10%) тоже может стать основанием для назначения налоговой проверки.

В целом можно отметить, что по сравнению с 2018 годом значения рентабельности уменьшились по многим видам деятельности. В частности, средняя рентабельность продаж в сфере производства продуктов в 2018 году составляла 9,2%, а в 2019 году — 8,2%. В сфере оптовой торговли (кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами) средняя рентабельность продаж снизилась с 10% до 8,3%. А вот в строительстве данный показатель увеличился: в 2018 году он составлял 6,1%, а в 2019 году — 7%.

Среднеотраслевая налоговая нагрузка в 2020 году

Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:

  • Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
  • Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.

Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:

  • сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
  • федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
  • Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.

Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам.

В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки, то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях).

ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС.

Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения.

Совокупная налоговая нагрузка вычисляется очень усреднено. Формула ее крайне проста: это частное налоговых отчислений и выручки. В уточненном варианте она может выглядеть так:

НН = СнОг х 100% / СВг – НДС,

НН – налоговая нагрузка;
СнОг – сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году;
СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, соответствующих налоговому годичному периоду; в нее не включаются НДС и акцизы.
Данная методика разработана и рекомендована к применению Минфином РФ.

Нагрузка будет признана низкой и вызовет пристальное внимание налоговых органов, если вычисленный показатель будет меньше среднеотраслевых значений, ежегодно обновляемых на сайте ФНС.

К СВЕДЕНИЮ! Существуют и другие методики расчета налоговой нагрузки в совокупности, предложенные в различных экономических изданиях.

ПРИМЕР. Рассчитаем нагрузку условного ООО «Долгождан», занимающегося гостиничным бизнесом.

ФНС определил средний уровень нагрузки для такого вида бизнеса как 9%.

Выручка предприятия по данным финансового отчета за 2015 год составила 40 млн. руб. Налоговые декларации, поданные фирмой в этом году, показали следующие суммы налоговых отчислений:

  • НДС – 1, 1 млн. руб.;
  • налог на прибыль – 1,2 млн. руб.;
  • налог на имущество организаций – 520 тыс. руб.;
  • транспортный налог – 250 тыс. руб.

С заработных плат сотрудников был удержан НДФЛ на 750 тыс. руб. Страховые взносы, а также перечисления в Пенсионный фонд, для данного расчета значений не имеют.

Вычисленный результат меньше среднего (9%), определенного ФНС для этой отрасли бизнеса. Поэтому ООО «Долгождан» будет включено в план выездных налоговых проверок, либо его сотрудники будут вызваны в налоговую для дачи пояснений.

Налоговая нагрузка: ФНС публикует среднеотраслевые показатели

ФНС признает низким уровень налоговой нагрузки по НДС, если за все четыре квартала отчетного года суммы налоговых вычетов по НДС составят 89% и более от полной суммы данного налога.

Рассчитать нагрузку по НДС можно несколькими способами.

    Разделить сумму уплаченного НДС (ННДС) на показатели налоговой базы в соответствии с 3 разделом соответствующей декларации, ориентирующейся на состояние рынка РФ (НБрф):

НН по НДС = ННДС / Нбрф

Найти отношение суммы НДС по декларации (ННДС )к общей налоговой базе, включающей в себя как показатели рынка РФ, так и экспортного рынка (НБобщ):

НН по НДС = ННДС / Нбобщ.

Выездная проверка ФНС – не самая приятная процедура, в первую очередь для плательщиков. Одним из главных критериев для её проведения является нагрузка по налогу, на которую ориентируются налоговики, чтобы сделать вывод о необходимости контроля. Как рассчитывается и какова налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2019 году можно узнать из этой статьи.

Налоговая нагрузка – это средний отраслевой коэффициент для оценки финансовой стабильности компании. Она бывает двух видов и может выражаться как:

  • Абсолютная величина, которая является обременением из-за уплаты налогов на прибыль.
  • Относительная величина, исчисляемая в процентах, и отражающая, сколько из выручки компания выделит на налоговые платежи долги по ним.

Для того чтобы оценить платёжеспособность какого-либо юридического лица, необходимо провести исследование и использовать около 80 разнообразных признаков. Но среднеотраслевая налоговая нагрузка является одним из основных видов, поэтому на неё стоит обратить особое внимание.

Важно, чтобы нагрузка была меньше допустимого значения, потому что чем она больше, тем ниже рентабельность проверяемой компании. Информация для помощи налоговикам, на которую стоит ориентироваться и владельцам организаций, выдаётся ФНС. Она находится в отчетах в виде таблиц со среднеотраслевыми коэффициентами, разделенными по видам деятельности, на сайте.

Нет видео.

(кликните для воспроизведения).

Экономический уровень окажет влияние на базу, которая будет использована в расчётах. А также при изучении параметров налоговой нагрузки смотрят на эффективную налоговую ставку.

Ранее было сказано, что расчет налоговой нагрузки зависит от видов экономических уровней. Среди них:

  • Макроэкономика, опирающаяся на изучение государственной экономики в глобальном значении.
  • Мезоэкономика — анализирует более мелкие подсистемы, будь то территориальные или отраслевые.
  • Микроэкономика, занимающаяся работой с отдельными единицами — от предприятий до физических лиц.

Тогда налоговая нагрузка будет представлять собой данные для:

  1. Исследования экономики страны и составления прогноза. Государственные структуры, в первую очередь Министерство Финансов, могут на основе полученной информации планировать работу на будущее.
  2. Оценки необходимости улучшений в налоговой системе и внесении предложений на эту тему в правительство.
  3. Планирования проверок.
  4. Оценки рисков в финансово-кредитных организациях.
  5. Анализа результатов работы и прогнозирования её развития – важно всем налогоплательщикам для снижения риска проверок.

Последним особенно необходимо обращать внимание на эти показатели, потому что вовремя обнаруженные и исправленные недочеты, а также анализ ситуации целиком, помогут плательщикам:

  • Оптимизировать свою работу в существующей системе налогообложения, чтобы суммы выплат снизились.
  • Выбрать другую при возможности.

Федеральная Налоговая служба гарантирует, что если параметры компания будет держать в норме, то это поможет ей:

  • Избежать включения в план контроля.
  • Получить послабления и содействие при решении мелких вопросов, связанных с их службой.

Чтобы разобраться с налоговой нагрузкой, помимо расчётов не будет лишним ознакомиться с нормативно-правовыми актами, связанными с этой тематикой:

  1. Приказ ФНС России о концепции, по которой происходит планирование проверок. Чтобы ежегодно оценивать свою налоговую нагрузку правильно, до 5 мая на сайте ФНС выкладываются показатели по отраслям.
  2. Письмо ФНС о том, как работает комиссия, которая оценивает верность расчетов, здесь же и формулы.
  3. В этом приказе есть перечень всех признаков, на основе оценки которых оценивается необходимость проверки. Помимо налоговой нагрузки основных ещё 11, на них обращают особое внимание. А здесь и здесь – прямые значения и сравнительные показатели, которые также пригодятся в оценке. Последние особенно важны для ИП.

Кроме того, его обычно сравнивают с коэффициентом кредиторской задолженности. В таблице 27 — 4 представлены наиболее важные среднеотраслевые коэффициенты. Это дает вам общее представление о различиях между отраслями.

Принимая это во внимание, на основе отчетных данных по действующим предприятиям

Скорее всего, уже в следующем году налоговики включат взносы в расчет, так как теперь они сами администрируют эти платежи и у них появятся данные за текущий год. Поэтому компании при подготовке отчетности за 1 квартал 2019 года будут определять налоговую нагрузку, включающую взносы.

Изначально необходимо обращать внимание на то, что под налоговой нагрузкой подразумевается показатель, имея представления о котором можно оценить реальное состояние компании и организации.

По этой причине руководство юридического лица и частные предприниматели крайне важно заранее ознакомиться со всеми вытекающими ключевыми понятиями и вопросами.

При этом к основополагающим факторам можно относить:

  • конкретные расчеты налогов;
  • текущие значения по всей территории России;
  • действующие нормативно-правовые акты.

Зная имеющиеся термины и особенности можно исключить вероятность возникновения различного недопонимания.

Необходимо обращать внимание на то, что установленная формула для исчислений налоговой нагрузки в компании, которая ведет официальную предпринимательскую деятельность на территории России, достаточно проста.

Однако она является неточной. Представители налогового органа, которые формируют статические данные, достаточно усреднено исчисляют рассматриваемый показатель.

При этом допускается возможность нескольких вариантов исчислений налоговой нагрузки. В 2020 году сотрудники налогового органа используются такую формулу:

Вн = (Сн х 100%)/Бв

Вн Искомый показатель налоговой нагрузки
Сн Суммарное число всех без исключения налогов, которые подлежали перечислению в счет государства во время рассматриваемого налогового отчетного периода
Бв Установленная сумма бухгалтерской выручки

Министерство финансов применяет во время исчислений подобную формулу, которая в конечном итоге выдает аналогичные значения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.