Перспективы развития финансовых рынков мира и России 2022 год

Автор: | 28.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Перспективы развития финансовых рынков мира и России 2022 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

За прошедшие полтора года многие традиционные рынки обновили исторические максимумы. Это и фондовый рынок, и рынок недвижимости. На пике объем рынка криптовалют достигал 2,5 трлн $. Инвесторы вкладывают деньги в крипотвалюту, в акции, в недвижимость. Просто космически выросло количество новичков-инвесторов. Так, число брокерских счетов на Московской бирже по итогам сентября 2021 года превысило 24 миллиона. При этом еще в мае 2020 года их было всего лишь 5 миллионов. В других странах ситуация похожая. Новички отчасти и разогрели рынки, придав ему хайповости.

Фондовый рынок, рынок недвижимости поглотил свободную ликвидность, которая оказалась на руках населения вследствие беспрецедентных мер властей различных стран. Так, только в США программа помощи экономики в борьбе с последствиями коронавируса предусматривает выделение 6 трлн $. Свою роль сыграло и изменение структура расходов хозяйств. Вместо покупки туров, предметов для отдыха, дорогой одежды и ювелирных изделий, люди нередко приобретали криптовалюту и ценные бумаги.

ЦБ РФ обозначил перспективы развития финансового рынка

Наблюдаемый хайп на рынке ценных бумаг выразился в том, что акции стали приобретаться без учета фундаментальных факторов, без учета значений мультипликаторов. Многие инвесторы даже не задумываются о базовых показателях. Примерами могут быть P/E и P/BV. Первый отражает отношение рыночной капитализации всей компании к чистой годовой прибыли. Второй — отношение рыночной цены акции к стоимости активов, приходящихся на одну акцию. Если оценивать стоимость ценных бумаг с учетом значений базовых мультипликторов, то станет очевидным, что многие популярные акции перекуплены на много лет вперед .

Другим трендом 2022 года может стать смена инфляции на дефляцию. Сейчас по обе стороны океана мы наблюдаем рекордные показатели инфляции за последние годы. В России по данным минэкономразвития на 4 октября инфляция в годовом исчислении достигла 7,48%. В Европе в сентябре зарегистрирован самый высокий уровень инфляции, начиная с 2008 года. Природа нынешней инфляции понятна – это инструмент монетарной политики регуляторов и властей различных стран, который сопутствует выводу на рынок дополнительной ликвидности под разными предлогами (борьба с последствиями ковида, раздача денег в политических целях перед выборами, сохранение автономии и т.п). Пока это средство стимулирования экономики работает. Власти впрыскивают деньги, увеличивают учетную ставку – реальный сектор экономики реагирует положительно, растет спрос. Все довольны.

Но в том случае, если события пойдут по негативному сценарию на фондовом рынке и мы увидим либо глубокую коррекцию либо обвал на 30-40%, то на белый свет может выползти дефляция – процесс обратный инфляции. Именно дефляция нанесла основной удар по экономике США во времена великой депрессии. При дефляции снижается стоимость владения денег, выдача кредита теряет экономический смысл. Такое вполне может случиться, учитывая тот факт, что правительства многих стран упорно продолжают наращивать собственную задолженность. Госдолг США достиг 28,4 трлн $, Госдолг Китая также стремится в небеса и уже составляет почти 70% от ВВП страны. Во многих странах объем госдолга составляет 100% и более % от размера ВВП. В их числе США, Япония, Испания, Италия, Франция и т.п. А есть еще корпоративные долги. По данным[3] Института международных финансов[4] общий мировой долг составляет около 300 трлн $, что в 2,5 раз превышает размер глобального ВВП. Рано или поздно придется либо платить долги, либо обнулять обязательства и объявлять дефолт. Что приведет к потрясениям в экономике и к затяжной дефляции, и к отсутствию платежеспособного спроса.

Финансовый прогноз на 2022 год для России

Аналитик УК «Регион инвестиций» Михаил Поддубский на тему скачков курса и его дальнейшей стоимости высказывается деликатно, но вполне определенно. По его словам резкое снижение цены рубля не предвидится — национальная валюта вряд ли упадет в паре с долларом до значений 100 р за 1$.

Эта версия была высказана агентством Блумберг, чье мнение было основано на предположении, что ситуация с коронавирусом спровоцирует падение американских фондовых рынков, сопоставимое с кризисом 2008 года. Они предполагают, что в течение 2021 года будет несколько скачков курса доллара. В результате этого к 2022 году стоимость рубля достигнет 97 р за доллар, что не может оставлять равнодушным кого-то связанного с экономикой.

Однако господин Поддубский отметил, что макроэкономическая ситуация относительно поведения рубля значительно стабильнее 2014-2016 года, что демонстрирует его умеренную прочность. Если учесть, что после того кризисного момента в России ввели особый бюджетный механизм. Это некое правило, ограничивающее влияние на курсы валют различных колебаний стоимости нефти. Одновременно с этим, проведена работа с золотовалютными запасами, что дает определенную финансовую опору.

Поэтому прогноз курса рубля сдержанный, но все же позитивный — сильного ослабления национальной валюты ждать не стоит. Небольшая возможность такого исхода событий есть, но она невысока. С большей долей вероятности рубль не потеряет текущих позиций, а в при благоприятном развитии событий может даже укрепить свое положение.

Доцент РАНХиГС Сергей Хестанов, являющийся советником гендиректора компании «Открытие-брокер» говорит о том, что сейчас особенно сложно делать долгосрочные прогнозы курса национальной валюты. Как бы не пытались власти уйти от привязки курса рубля к стоимости нефти — это пока не удалось. Высокий уровень волатильности сырьевых цен автоматически делает ненадежными любые долговременные прогнозы. При этом господин Хестанов предполагает, что к концу 2022 года цены на углеводороды начнут стабилизироваться, что приведет к укреплению рубля.

Александр Осин, занимающийся аналитикой управления торговых фондовых операций от ИК «Фридом Финанс» предполагает, что к началу 2022 года за 1 доллар будет полагаться не более 70 рублей. Уже в первой трети года есть вероятность падения цены доллара до 64-65 р. При этом Осин также говорит о стабилизации цен на нефть, что «ободряюще» повлияет на национальную валюту России. Отдельно аналитик вспоминает и про меры макроэкономического стимулирования нефтяного рынка в разных странах, что повлияет на «черное золото», а потом и на рубль. Однако дальше середины 2022 года пока загадывать рано.

Представитель Газпромбанка Егор Сусин, являющийся начальником центра разработки стратегий, в первой половине 2021 года говорил, что до пандемии было очевидно чрезмерное укрепление рубля. Этому способствовал рост спроса на рискованные мировые активы, а также ожидания активного снижения ставок у Банка России. При этом к началу 2022 года из-за восстановления импорта стоит ждать небольшое ослабление рубля, что вполне обосновано, хотя курс не выйдет за пугающие значения. Пока стоит ждать «ценник» в 75-76 р за доллар.

Речь о резком законодательном изменении покупательской способности 1 рубля пока не идет. Никто не собирается спонтанно принимать такое решение, однако предложения разного рода уже есть. При этом на часть из них стоит обратить внимание, хотя и необходимо помнить, что пока такие предложения являются всего лишь идеей, требующей рассмотрения.

С точки зрения кандидата экономических наук Юрия Данилова, рубль в последние несколько лет чувствовал себя относительно стабильно. До весеннего скачка курса в 2021 году было заметно планомерное укрепление рубля. При этом такая позиция ведет к тому, что падает конкурентоспособность отраслей рынка, ориентированных на экспорт. Только один этот факт способен спровоцировать определенный спад российской экономики.

В такой ситуации стране более выгодно принудительное падение рубля до 75 р за доллар. Не помешает и стократная деноминация — в этой ситуации доллар будет стоить больше рубля, что окажет не только экономический, но и психологический эффект. Причем последнее важно не только для ведения дел, но и для внутреннего спокойствия легковозбудимых граждан. Однако пока это делать никто не планирует.

Что будет с рублем в 2022 году сейчас сказать сложно — слишком много влияющих факторов и непредсказуемых тенденций. После неприятного экономического удара 2021 года, многократно усиленного коронавирусом, глупо ожидать простого мирового спокойствия. Мнений относительно курса рубля много, но они слишком разные, чтобы очевидно выделить фаворитную тенденцию, выраженную в точных цифрах. Однако сразу несколько известных финансовых экспертов говорят о том, что каких-то особых курсовых взлетов и падений ждать не стоит.

В следующем году одна из вещей, которая пугает экспертов – не прекращающая расти инфляция. 22 октября этого года ЦБ повысил ключевую ставку в шестой раз, и на этот раз темп повышения был увеличен. Рост цен показывает ускорение в 7,8%, но по факту инфляция гораздо выше прогнозов. На конец 2021 года по оценкам аналитиков показатель может достигнуть цифры 8%. Это может произойти из-за ограничений роста производств по причине оттока мигрантов из страны.

Первое, что нужно отметить: это только проект документа, который будет принят не раньше сентября, говорит руководитель отдела аналитических исследований Высшей школы управления финансами Михаил Коган. А значит, крайне велика вероятность, что он претерпит довольно большие изменения. Тот факт, что в течение трехлетнего срока показатели и индикаторы выполнения целей будут меняться, выглядит неоспоримым, поскольку положение как руководства ЦБ, так и мировой экономики в целом видятся пока очень шаткими.

Из восьми основных целей, озвученных ЦБ, крайне странным выглядит очередной виток борьбы с финансовой безграмотностью населения, полагает аналитик. За 5 лет в этом направлении не было, по сути, сделано абсолютно ничего, и документ в очередной раз выглядит просто манифестом, составленным оторванными от земли людьми. Уроки в начальных школах и детских садах смотрятся смешно, а задачу противодействия киберпреступности должны ставить перед собой в первую очередь правоохранительные органы.

Содействие конкуренции также выглядит странным, продолжает Коган. С января 2019 года из 440 банков в России осталось 350. Разработка регулирования экосистем банков не поможет конкуренции, а убьет ее, поскольку не каждый банк — даже из оставшихся 350 — сможет позволить себе разработку полноценной экосистемы по шаблонам ЦБ.

То есть, фактически, ничего от этого проекта не поменяется, резюмирует эксперт. Частным инвесторам и банкам будут и дальше закручивать гайки, а декларируемое расширение конкуренции не соответствует планам государства получать максимально возможные дивидендов с госбанков. Поэтому пока этот труд можно считать абсолютно бесполезным.

Представленный проект документа позволит реально улучшить состояние финансового рынка в России, его характеристики для потребителей, организаций и государства в целом, возражает основатель TalkBank Михаил Попов. Он обращает внимание на то, что в проекте есть уже привычные направления, связанные с повышением финансовой грамотности населения, которое растет, но по-прежнему отстает от желаемых значений. Также есть и новые, связанные с устойчивым развитием и государственной поддержкой частных партнерств, а также с развитием конкуренции на банковском рынке.

Ключевым вектором, считает банкир, остается развитие цифровизации рынка, которое обеспечивает достижение результатов в других направлениях. Например, повышение финансовой грамотности через определенные сервисы, позволяющие людям разбираться как в финансовых основах, так и в продвинутых и сложных продуктах. Кроме того, это обеспечивает равный доступ участников к государственным информационным системам, тем самым обеспечивая развитие конкуренции.

Не секрет, что сейчас на рынке сформировалась олигопольная ситуация, выражающаяся в существовании несколько крупных успешных банков, говорит Попов. Они лидируют либо за счет высокой доли цифровизации бизнеса, либо за счет уникальных информационных систем. Это позволяет им лучше, быстрее, качественнее и дешевле оказывать услуги, а в результате активно влиять на рынок, привлекать большой объем денег и большее число клиентов, тем самым улучшая свое положение и выдавливая других игроков.

Развитие цифровизации и доступа к информационным системам позволит и небольшим игрокам достаточно быстро довести свой уровень услуг до конкурентоспособного состояния. Это даст возможность децентрализовать ситуацию на рынке, чтобы клиенты могли выбирать, а не сосредотачивать все деньги в нескольких финансовых учреждениях, отмечает Попов.

Когда один или несколько банков занимают 90% рынка, регулятору сложно на них воздействовать, говорит эксперт. Он сталкивается с сильным сопротивлением, а при излишнем закручивании гаек может пострадать и сам рынок. Более равномерное распределение денег и клиентов в системе позволяет, с одной стороны, гибко воздействовать на рынок, когда и самим организациям легче воспринимать рекомендации регуляторов и быстрее внедрять их в жизнь. С другой стороны, зависимость финансовой системы от отдельного игрока снижается, что обеспечивает большую стабильность.

Стабильность же, в свою очередь, влияет на достижение целей устойчивого развития, уверен Попов. Финансовые кризисы оказывают на рынок не меньшее воздействие, чем, скажем, экологические проблемы и оптимизация взаимодействия с окружающей средой. Нарушаются финансовые потоки, а значит и связанные с ними цепочки поставок. Нередко это приводит к ухудшению производственных процессов, когда компании начинают экономить на инфраструктурных проектах и инвестициях в технологии, не дающие быстрого роста выручки.

Кроме того, сами банки, являясь катализатором развития экономики, могут приводить к перегреву других отраслей за счет избыточного вливания денег, порождающего рыночные кризисы. В то время как концепция устойчивого развития предполагает более равномерный рост, исключающий перегревы, чреватые срывами и спадами.

В целом, полагает основатель TalkBank, проект ЦБ достаточно хорошая и правильная инициатива. Конечно, за 3 года достичь всех целей будет сложно. Но то, что в стране нужно развивать доступ финансовых участников и посредников к государственной инфраструктуре и к системе государственных сервисов — это обязательное и правильное условие для развития рынка.

В Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики Банк России ежегодно раскрывает цели и подходы к реализации денежно-кредитной политики, отражает свой взгляд на текущее состояние экономики и ее развитие в среднесрочной перспективе.

Основная цель денежно-кредитной политики Банка России — обеспечение ценовой стабильности. С 2015 года Банк России проводит денежно-кредитную политику в соответствии с режимом таргетирования инфляции, стремясь поддерживать годовую инфляцию вблизи 4% постоянно. В рамках данного режима Банк России воздействует на денежную сферу, финансовые рынки и экономику в основном с помощью ключевой ставки и сигнала о дальнейших решениях. Решения об уровне ключевой ставки и сигнале принимаются на основе анализа текущих экономических тенденций и макроэкономического прогноза. При этом Банк России стремится оперативно и полно раскрывать информацию о проводимой денежно-кредитной политике, придерживаясь принципа информационной открытости.

Ситуация в экономике в 2021 году и оценка Банком России перспектив ее развития изменились по сравнению с 2020 годом. Несмотря на эпизоды ухудшения эпидемической ситуации, восстановление мировой экономики в конце 2020 — 2021 году продолжалось. При этом быстрое расширение спроса происходило в условиях значимых ограничений со стороны предложения. Во многом они были связаны с нарушением глобальных производственных и логистических цепочек из-за вводимых противоэпидемических мер, что также приводило к росту цен на мировых товарных рынках. В результате в большинстве стран существенно усилилось инфляционное давление.

Российская экономика не стала исключением. В III квартале 2020 года началось ее восстановление, а уже в II квартале 2021 года российская экономика одной из первых в мире вернулась к докризисному уровню. Существенную поддержку оказали бюджетные меры и значимое смягчение денежно-кредитной политики в 2020 году. В то же время восстановление было неоднородным, и во многих секторах экономики уже в начале 2021 года рост спроса опережал возможности по наращиванию предложения. В этих условиях компаниям было проще переносить растущие издержки в цены товаров и услуг. Дополнительное давление на цены оказывало смещение предпочтений населения в пользу текущих покупок товаров длительного пользования. Инфляция и инфляционные ожидания населения и бизнеса росли. Повышенные инфляционные ожидания формировали риски более значительного и продолжительного отклонения инфляции от цели за счет вторичных эффектов. В этой ситуации с конца 2020 года Банк России ужесточал сигналы о своих будущих действиях, а в марте 2021 года приступил к повышению ключевой ставки. Банк России оценивал продолжительность действия факторов, влиявших на экономику и инфляцию, и устойчивость формировавшихся экономических тенденций. Принимая решения по денежно-кредитной политике, Банк России также учитывал, что при высоких и незаякоренных инфляционных ожиданиях денежно-кредитные условия могут оставаться мягкими более продолжительное время. В результате к ноябрю 2021 года ключевая ставка была повышена на 3,25 п.п., до 7,50% годовых.

Дальнейшие решения Банка России по денежно-кредитной политике будут зависеть от развития ситуации в мировой и российской экономике. В базовом сценарии Банк России предполагает, что течение пандемии коронавируса будет контролируемым, в том числе в результате успешного продолжения вакцинации, рост мирового спроса замедлится после периода восстановления, а наблюдаемое усиление инфляционного давления постепенно снизится. Цены на нефть в этих условиях постепенно снизятся, чему также будут способствовать расширение квот в рамках соглашения ОПЕК+ и повышение предложения нефти. После ускоренного восстановительного роста в 2021 году российская экономика будет расти темпами, близкими к потенциальным. В условиях расширения возможностей для зарубежных поездок, снижения темпов роста розничного кредитования и нормализации бюджетной политики потребительская активность замедлится. Инвестиционная активность вернется на долгосрочный устойчивый уровень по мере стабилизации темпов роста мировой и российской экономики и подстройки производственных и логистических мощностей. Снижение инфляции до целевого уровня ожидается к концу 2022 года. Для обеспечения такой динамики Банк России будет поддерживать ключевую ставку в диапазоне 7,3 — 8,3% годовых в среднем в 2022 году. По мере снижения инфляционных ожиданий и замедления роста потребительских цен ключевая ставка вернется в долгосрочный нейтральный диапазон 5 — 6% годовых.

В дополнение к базовому сценарию Банк России рассматривает три альтернативных сценария. Ключевыми развилками выбраны те факторы, в динамике которых в настоящее время отмечается наибольшая неопределенность. Это эпидемическая обстановка в России и в мире (появление новых опасных штаммов коронавируса и более масштабное введение ограничительных мер), темпы восстановления мирового спроса, в том числе на товары российского экспорта, разная степень реакции крупнейших центральных банков на ускорение мировой инфляции и ее последствия для мировых финансовых рынков. Развитие событий в рамках того или иного сценария может потребовать от Банка России соответствующей корректировки денежно-кредитной политики для обеспечения возвращения инфляции к цели в среднесрочной перспективе.

Защита и обеспечение устойчивости рубля являются одной из основных функций Банка России в соответствии с Конституцией Российской Федерации1 и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России обеспечивает устойчивость рубля посредством поддержания ценовой стабильности, в том числе для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста. Ценовая стабильность является основной целью денежно-кредитной политики и означает устойчиво низкую инфляцию. Это важный элемент благоприятной среды для жизни людей и ведения бизнеса.

При стабильно низкой инфляции обеспечивается устойчивость покупательной способности национальной валюты — рубля. В этих условиях заработные платы, пенсии и другие доходы, а также сбережения населения и предприятий в национальной валюте защищены от значимого непредсказуемого обесценения. Это в том числе позволяет поддерживать уровень жизни, а также более уверенно планировать расходы, включая долгосрочные.

Ценовая стабильность является важным условием поддержания социальной стабильности. Низкая и стабильная инфляция прежде всего защищает домашние хозяйства с невысоким уровнем дохода. Такие домашние хозяйства имеют возможность покупать недорогие товары первой необходимости и при существенном росте цен не могут переключиться на более дешевые аналоги. При высокой инфляции они вынуждены сокращать потребление, что ухудшает качество их жизни. При прочих равных условиях высокая инфляция способствует росту социального неравенства за счет более негативного влияния на динамику доходов менее защищенных слоев населения2.

Низкая и стабильная инфляция благоприятна для ведения бизнеса. Она способствует повышению доступности долгового и долевого финансирования для компаний. Высокая и волатильная инфляция является источником рисков для участников экономических отношений, в том числе для банков и их клиентов. Повышенная инфляционная премия закладывается банками в уровни процентных ставок. Низкая и стабильная инфляция, напротив, снижает риски банков, что при прочих равных условиях способствует формированию процентных ставок по кредитам на более низком уровне. Не только российские банки, но и внутренние инвесторы — физические лица и компании, а также иностранные инвесторы с большей готовностью предоставляют финансовые ресурсы в странах с предсказуемой экономической средой, неотъемлемый элемент которой — стабильно низкая инфляция.

При ценовой стабильности компаниям и населению проще осуществлять финансовое и инвестиционное планирование. Стабильно низкая инфляция вносит вклад в формирование условий для долгосрочного роста сбережений и инвестиций и, как следствие, для устойчивого и сбалансированного роста экономики. Таким образом, денежно-кредитная политика способствует решению общей задачи экономической политики: ускорение темпов экономического роста при сохранении макроэкономической стабильности. Это, в свою очередь, будет содействовать устойчивому росту общественного благосостояния.

Способствуя росту доверия к национальной валюте, ценовая стабильность создает условия для снижения валютизации активов и обязательств в экономике. Это повышает устойчивость экономики к изменению внешних условий.

Обеспечивая устойчивость рубля посредством поддержания ценовой стабильности, Банк России придерживается режима свободно плавающего валютного курса. Это означает, что курс иностранной валюты к рублю определяется рыночными силами, а Банк России в нормальных условиях не проводит интервенций на внутреннем валютном рынке в целях поддержания определенного уровня курса или скорости его изменения. При этом Банк России может проводить операции с иностранной валютой на внутреннем рынке в целях противодействия факторам финансовой нестабильности. Плавающий валютный курс действует как «встроенный стабилизатор», позволяя экономике подстраиваться под изменение внешних условий и сглаживая воздействие на нее внешних факторов3. Плавающий валютный курс также позволяет Банку России проводить самостоятельную денежно-кредитную политику, снижая ее зависимость от экономической политики других стран и внешнеэкономической ситуации в целом.

Денежно-кредитная политика создает необходимые условия для развития экономики, но сама по себе не может обеспечить устойчивое повышение экономического потенциала. В долгосрочной перспективе основными факторами, определяющими потенциал роста экономики, являются накопление капитала, изменение численности трудовых ресурсов, рост производительности труда и капитала, в том числе в результате применения более эффективных форм труда и внедрения новых технологий. Обеспечивая низкую и стабильную инфляцию, денежно-кредитная политика вносит вклад в формирование предсказуемой экономической среды, что является важным условием для увеличения инвестиций компаний и дальнейшего роста. В то же время денежно-кредитная политика напрямую не может воздействовать на производительность факторов производства и внедрение технологий. Стремясь поддерживать ценовую стабильность, центральный банк влияет на динамику внутреннего спроса и, как следствие, на интенсивность использования факторов производства. Таким образом, денежно-кредитная политика способствует поддержанию выпуска экономики вблизи потенциального, но не определяет экономический потенциал. Это задает контрциклический характер денежно-кредитной полит��ки (см. подраздел «Основные принципы денежно-кредитной политики»).

ЦБ РФ обозначил цели развития финансового рынка с 2022 по 2024 год

В рамках стратегии таргетирования инфляции Банк России придерживается следующих основных принципов денежно-кредитной политики:

— установление публичной количественной цели по инфляции;

— применение ключевой ставки и коммуникации как основных инструментов денежно-кредитной политики;

— принятие решений по денежно-кредитной политике на основе макроэкономического прогноза;

— информационная открытость.

Установление постоянно действующей публичной количественной цели по инфляции

Банк России задает количественную цель по инфляции и объявляет ее, чтобы население, бизнес, участники финансового рынка могли учитывать ее при планировании своей деятельности и принятии решений. Для достижения цели по инфляции Банк России реализует денежно-кредитную политику.

Целью денежно-кредитной политики является поддержание годовой инфляции вблизи 4% постоянно (см. врезку 1 «Почему Банк России стремится поддерживать инфляцию вблизи 4%»). Формулировка «вблизи 4%» отражает допустимость небольших колебаний инфляции вокруг 4%. Эти колебания носят естественный характер, поскольку экономика представляет собой сложную систему взаимосвязей, цены формируются под влиянием множества факторов и денежно-кредитная политика воздействует на динамику цен опосредованно через спрос с определенными лагами во времени.

Цель по инфляции установлена для годового темпа прироста потребительских цен, то есть изменения за последние 12 месяцев общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением. Темп прироста потребительских цен определяется на основе индекса потребительских цен (ИПЦ), рассчитываемого Росстатом по России. При этом на рынках отдельных товаров и услуг, а также в различных регионах может наблюдаться разброс в динамике темпов роста цен из-за действия специфических локальных факторов.

Банк России стремится поддерживать инфляцию вблизи 4% постоянно. В случае действия на прогнозном горизонте факторов, которые могут привести к отклонению инфляции от цели, Банк России оценивает их причины и продолжительность возможного влияния на инфляцию и, исходя из этого, принимает решения о мерах денежно-кредитной политики. В ситуации отклонения инфляции от цели скорость возвращения к ней выбирается Банком России с учетом масштаба этого отклонения и влияния мер денежно-кредитной политики на экономическую активность. Кроме того, принимая эти решения, Банк России учитывает риски для финансовой стабильности.

Применение ключевой ставки и коммуникации как инструментов денежно-кредитной политики

В рамках режима таргетирования инфляции основным инструментом денежно-кредитной политики Банка России является ключевая ставка. Ключевая ставка — это процентная ставка по основным операциям Банка России по управлению ликвидностью банковского сектора4. Ключевая ставка Банка России влияет на рыночные процентные ставки, от которых зависит склонность экономических субъектов к потреблению или сбережению. В зависимости от этого формируется внутренний спрос в экономике, который воздействует на динамику цен.

Для эффективного влияния ключевой ставки на уровень рыночных процентных ставок необходимо, чтобы на первом этапе однодневные ставки денежного рынка формировались вблизи ключевой ставки. Это является операционной целью денежно-кредитной политики Банка России. Для достижения операционной цели Банк России использует инструменты управления ликвидностью и коридор процентных ставок (см. раздел 4 «Операционная процедура денежно-кредитной политики в 2021 году и в 2022 -2024 годах»).

Совет директоров Банка России принимает решения по ключевой ставке регулярно — восемь раз в год в соответствии с заранее утвержденным и опубликованным графиком (см. Приложение 9 «Календарь решений по ключевой ставке в 2022 году»).

Учитывая растянутый во времени характер влияния мер денежно-кредитной политики на экономику, Банк России принимает решения по ключевой ставке на основе устойчивых тенденций в экономике и факторов длительного действия. Банк России изменяет ключевую ставку, если текущие тенденции указывают на продолжительное отклонение инфляции от цели на прогнозном горизонте или имеются факторы длительного действия, которые с высокой вероятностью приведут к такому продолжительному отклонению. Для оценки продолжительности действия факторов Банк России использует макроэкономический прогноз (см. пункт «Принятие решений по денежно-кредитной политике на основе макроэкономического прогноза»). Если текущее отклонение инфляции от цели связано с действием временных факторов и ожидается ее возвращение к целевому уровню на краткосрочном горизонте, использования мер денежно-кредитной политики не требуется. Изменение ключевой ставки в ответ на краткосрочные факторы может привести к ее отклонению в противоположную сторону, что не отвечает задаче сохранения годовой инфляции вблизи 4%.

Решения по денежно-кредитной политике влияют на динамику цен не сразу, а со временем, через длинную цепочку взаимосвязей — трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики. По оценкам Банка России, влияние ключевой ставки на динамику спроса и цен в полной мере происходит за три-шесть кварталов (см. Приложение 1 «Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики в России»). Поэтому для выработки решения по ключевой ставке с учетом складывающейся ситуации в экономике и ее ожидаемого развития в будущем используется макроэкономический прогноз.

Для разработки прогноза Банк России применяет современные макроэкономические модели. Ядро системы среднесрочного прогнозирования — это комплексные прогнозные модели, которые отражают основные взаимосвязи в экономике на макроуровне. Они служат основой для получения ключевых параметров среднесрочного макроэкономического прогноза. Эти параметры включают в себя динамику инфляции и экономического роста, показателей денежно-кредитной сферы и платежного баланса. Данный модельный инструментарий позволяет рассчитывать сценарную траекторию изменения ключевой ставки. Помимо статистических данных, в качестве вводных параметров в моделях среднесрочного прогнозирования используются результаты краткосрочного прогнозирования, основанного на эконометрических моделях и экспертных суждениях. Для проверки согласованности прогнозов различных моделей между собой, а также для анализа отдельных актуальных вопросов применяются дополнительные («сателлитные») модели. Модельный аппарат Банка России постоянно совершенствуется в соответствии с последними научными разработками российских и зарубежных экспертов в области макроэкономики и количественных методов, а также лучшими практиками зарубежных центральных банков6.

При подготовке макроэкономического прогноза Банк России проводит детальный анализ широкого круга информации. В том числе Банк России анализирует актуальные статистические данные о состоянии российской экономики, ситуацию на мировых товарных и финансовых рынках, информацию об экономической политике в крупных зарубежных странах, возможные изменения в бюджетном, налоговом, социальном и иных направлениях экономической политики в России. На основе данной информации Банк России формирует предпосылки прогнозных сценариев — набор внешних и внутренних экономических факторов, которые могут оказать значимое влияние на российскую экономику и динамику инфляции, а также оценивает инфляционные риски.

При подготовке макроэкономического прогноза Банк России учитывает тот факт, что решения по денежно-кредитной политике всегда принимаются в условиях неполной определенности. Факторами неопределенности выступают не только возможные перспективы развития экономической ситуации и предпосылки прогноза, но и новая информация о прошлом и текущем состоянии экономики. Неопределенность в процессе принятия решений по денежно-кредитной политике также может быть связана с особенностями модельного инструментария, используемого для построения макроэкономического прогноза. Поэтому Банк России большое внимание уделяет обеспечению взвешенности принимаемых в области денежно-кредитной политики решений в условиях меняющейся экономической ситуации. Это проявляется, в частности, в использовании широкого модельного инструментария, а также в расчете различных сценариев развития ситуации в мировой и российской экономике. Такой подход позволяет Банку России оценивать надежность (или робастность) макроэкономического прогноза и принимаемого на его основе решения по денежно-кредитной политике.

На текущем этапе Банк России продолжает придерживаться консервативного подхода при оценке баланса инфляционных рисков на прогнозном горизонте, придавая несколько большее значение проинфляционным факторам и рискам. Это связано с характером инфляционных ожиданий в России. Хотя инфляционные ожидания профессиональных участников рынка закреплены на цели, инфляционные ожидания населения и бизнеса остаются чувствительными к действию краткосрочных проинфляционных факторов. При этом реакция инфляционных ожиданий на динамику цен асимметрична: население и предприятия в большей степени реагируют на ускорение роста цен, чем на их замедление. В этих условиях недооценка проинфляционных факторов и рисков может привести к устойчивым и продолжительным отклонениям инфляции вверх от цели. Поэтому при формировании предпосылок прогноза Банк России уделяет дополнительное внимание тем факторам ценовой динамики, которые могут вызвать рост инфляции и инфляционных ожиданий. Это согласуется со стремлением Банка России принимать взвешенные (робастные) решения в области денежно-кредитной политики.

Меры, принимаемые по другим направлениям внутренней экономической политики, а также меры экономической политики в крупнейших зарубежных странах являются важными факторами, которые учитывает Банк России при подготовке макроэкономического прогноза. Они могут оказывать весьма значимое влияние на ситуацию в российской экономике и на динамику цен. Кроме того, представители Банка России участвуют в работе комитетов, рабочих групп по различным направлениям государственной политики для обеспечения взаимного учета и согласованности мер, а также предоставляют экспертизу по экономическим вопросам (см. подраздел «Взаимодействие денежно-кредитной политики с другими видами государственной политики»).

Понимание обществом проводимой денежно-кредитной политики и доверие к ней необходимы для ее эффективной реализации. Если граждане и бизнес уверены в способности и решимости центрального банка поддерживать ценовую стабильность постоянно, то в ответ на краткосрочные колебания цен или проявление проинфляционных либо дезинфляционных факторов они существенно не корректируют свои инфляционные ожидания. Понимание решений центрального банка и его информационных сигналов ведет к более быстрому и корректному их учету субъектами экономики в ожиданиях относительно уровня процентных ставок, принятии решений о заимствованиях, сбережениях, индексации заработной платы и цен. В результате повышается эффективность влияния денежно-кредитной политики на экономику и инфляцию, снижается масштаб и продолжительность отклонения инфляции от цели.

Для понимания и доверия необходимы как последовательная денежно-кредитная политика и стабильное достижение цели по инфляции, так и активное донесение до целевых аудиторий информации об инфляции, балансе рисков для ценовой стабильности и мерах денежно-кредитной политики.

Коммуникация центрального банка особенно важна для формирования ожиданий населения и нефинансового сектора, так как у них, как правило, ниже стимулы и возможности для доступа к специализированной экономической информации и для ее обработки (в отличие от профессиональных участников финансовых рынков). Таким образом, информационная политика центрального банка на современном этапе должна выстраиваться с учетом особенностей и потребностей различных целевых аудиторий.

Банк России стремится максимально оперативно и полно раскрывать информацию о целях, принципах, мерах и результатах денежно-кредитной политики, об оценке экономической ситуации и перспектив ее развития. Основные цели и принципы денежно-кредитной политики ежегодно раскрываются в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики. Банк России в день принятия Советом директоров решения по ключевой ставке публикует пресс-релиз с анализом факторов принятого решения и проводит пресс-конференцию Председателя Банка России, которая транслируется в прямом эфире.

Кроме того, четыре раза в год (в феврале, апреле, июле и октябре) вместе с пресс-релизом о ключевой ставке публикуется среднесрочный макроэкономический прогноз. С той же периодичностью выпускается Доклад о денежно-кредитной политике, где подробно раскрываются оценка Банком России текущей экономической ситуации и среднесрочный прогноз, на основании которых принимаются решения о ключевой ставке.

На регулярной основе Банк России выпускает комментарии о динамике инфляции и инфляционных ожиданий, об основных макроэкономических трендах, о ситуации на финансовых рынках, о состоянии платежного баланса7. Помимо оперативных материалов о текущей экономической ситуации, публикуются результаты различных экономических исследований на официальном сайте Банка России, а также аналитические статьи в специализированных экономических изданиях.

Банк России работает над расширением охвата коммуникации по денежно-кредитной политике и повышением ее адресности, в том числе на региональном уровне.

Банк России стремится широко освещать региональные экономические тенденции. Анализ динамики потребительских цен публикуется не только для страны в целом, но также для федеральных округов и отдельных регионов в форме информационно-аналитических комментариев. С декабря 2020 года Банк России перед каждым Советом директоров публикует доклад «Региональная экономика: комментарии ГУ»8. Данный материал готовят территориальные учреждения Банка России. Он содержит статистическую, опросную и аналитическую информацию об экономической ситуации в регионе.

Эта информация принимается во внимание при обсуждении решения по ключевой ставке. В 2021 году Банк России начал публиковать профили регионов9 на официальном сайте. В каждом профиле представлены общая характеристика региона и отраслевая структура его экономики, а также основные социально-экономические показатели региона, в том числе отдельные показатели по кредитованию экономики.

Банк России учитывает степень погруженности аудитории в вопросы денежно-кредитной политики и экономики в целом и для каждой аудитории выбирает наиболее подходящие каналы и инструменты донесения информации, степень сложности и подробности ее раскрытия, формат подачи. С учетом этого Банк России выпускает широкий спектр материалов (от публикаций исследовательского характера до познавательных видеороликов для самой широкой аудитории, в том числе школьников), использует как очные формы взаимодействия (участие в круглых столах, интервью в средствах массовой информации), так и дистанционные (участие в онлайн-конференциях, блоги в социальных сетях). В 2021 году Банк России выпустил материалы о модельном аппарате Банка России10, начал публиковать прогнозную траекторию ключевой ставки11 и результаты опроса ведущих российских и зарубежных аналитиков о ключевых макроэкономических показателях12. Ориентируясь на широкую аудиторию, Банк России продолжил развивать свое присутствие в социальных сетях, создав страницу в Instagram. На YouTube-канале Банка России в 2021 году начал выходить видеоблог директора Департамента денежно-кредитной политики. В нем регулярно публикуются видеоролики, где просто и доступно объясняется ситуация в экономике и логика принятия решений по денежно-кредитной политике.

В соответствии с законодательством Банк России отвечает за несколько направлений экономической политики. Помимо денежно-кредитной политики, в их состав входят развитие и обеспечение стабильности функционирования банковского сектора, финансового рынка, национальной платежной системы. Взаимный учет и согласованность мер, принимаемых Банком России по всем направлениям деятельности, достигаются за счет их обсуждения на заседаниях Совета директоров Банка России. Кроме того, в работе профильных комитетов и рабочих групп внутри Банка России участвуют представители разных направлений деятельности Банка России.

Банк России придерживается принципа разделения целей и инструментов денежно-кредитной политики и политики по поддержанию устойчивости финансового сектора. Банк России использует денежно-кредитную политику и ключевую ставку как ее основной инструмент для достижения цели по инфляции, а обеспечение устойчивости финансового сектора реализуется с помощью других инструментов. Прежде всего это регулирование кредитных и иных финансовых организаций (микропруденциальное регулирование), действия в сфере надзора, мероприятия по финансовому оздоровлению, которые обеспечивают восстановление деятельности банков и финансовых организаций, утративших финансовую устойчивость, и направлены на сохранение средств вкладчиков и кредиторов. Данные меры дополняются мерами макропруденциальной политики, которая поддерживает стабильность финансовой системы в целом и стремится предотвратить накопление избыточных рисков в отдельных ее сегментах, минимизировать вероятность кризисных явлений и их негативные экономические последствия.

Устойчивость финансового сектора является необходимым условием эффективной трансмиссии решений по денежно-кредитной политике. Только надежный финансовый сектор способен обеспечивать бесперебойное проведение платежей и трансформацию сбережений в инвестиции. Ограничение накопления системных рисков позволяет снизить вероятность возникновения финансовых кризисов, повысить определенность для участников финансового рынка. В случае неблагоприятного развития ситуации на финансовых рынках, в том числе под влиянием внешних факторов, меры по смягчению макропруденциальных требований позволяют финансовому сектору продолжать выполнять свои основные функции, а также снижают негативные эффекты для реального сектора. Все это способствует повышению доверия к национальному финансовому сектору, его привлекательности для всех групп участников и в результате оказывает влияние на уровень премий за риск, глубину и ликвидность финансовых рынков, расширение и развитие финансового сектора.

Изменения в области микропруденциального регулирования в большинстве случаев воздействуют на долгосрочные и структурные аспекты деятельности финансовых организаций, поэтому решения о них принимаются независимо от решений в области денежно-кредитной политики, ориентированных на среднесрочную перспективу. Более того, изменения микропруденциального регулирования (в отличие от макропруденциального) обычно вводятся на постоянной основе и не зависят от фазы финансово-экономического цикла. С учетом этого они, как правило, не отражаются на условиях проведения денежно-кредитной политики. Однако в некоторых случаях меры микропруденциального регулирования могут оказывать влияние. Так, введение требований Базеля III в части капитала и ликвидности банков существенно сказалось на параметрах отдельных операций финансовых организаций. Банк России учитывает данное влияние при принятии решений о необходимости корректировки операционной процедуры денежно-кредитной политики. Внедрение риск-ориентированного и пропорционального банковского регулирования может способствовать, с одной стороны, более точному учету рисков банками и повышению их финансовой устойчивости и, с другой стороны, расширению возможностей банковского сектора по кредитованию различных секторов экономики. Это будет учитываться при реализации денежно-кредитной политики.

Решения в области макропруденциальной политики в значительной степени связаны с циклическими колебаниями в экономике и на финансовых рынках, поэтому при принятии макропруденциальных мер учитывается влияние решений по денежно-кредитной политике на макроэкономические показатели. Меры макропруденциальной политики, в свою очередь, могут оказывать воздействие на условия проведения денежно-кредитной политики, в том числе на динамику кредитования и процентные ставки в отдельных сегментах. Поэтому при принятии решений как в области макропруденциальной политики для ограничения системных рисков, так и в области денежно-кредитной политики Банк России учитывает взаимное влияние этих политик. При этом Банк России не предполагает координации направленности между этими политиками, сохраняя независимость в их проведении.

На условия проведения денежно-кредитной политики могут влиять и другие меры, связанные с обеспечением стабильного функционирования финансового сектора. Так, при проведении мероприятий по финансовому оздоровлению предоставление средств кредитным организациям ведет к изменению структурного баланса ликвидности банковского сектора. Банк России учитывает данные изменения при определении лимитов по операциям абсорбирования или предоставления ликвидности, тем самым нивелируя их возможное влияние на операционную процедуру денежно-кредитной политики и денежно-кредитные условия.

В обычных условиях Банк России изменяет уровень ключевой ставки только в ответ на те макроэкономические изменения, которые влияют на инфляцию. В условиях, когда системные риски все же реализовались, как правило, требуется более тесная координация при проведении денежно-кредитной политики и политики по обеспечению финансовой стабильности. В таких случаях Банк России при принятии решений по денежно-кредитной политике может учитывать необходимость стабилизации финансовых рынков и поддержания устойчивости финансового сектора в целом. Наряду с этим, в ситуации, когда одновременно реализуются макроэкономические риски и риски для финансовой стабильности, меры макропруденциальной политики могут усиливать эффективность мер денежно-кредитной политики13.

Александр Роджерс: Экономический прогноз на 2022 год

Всего в проекте основных направлений развития финансового рынка ЦБ выделил восемь приоритетов. Своей важнейшей функцией регулятор считает создание условий для развития финансового рынка, что прежде всего достигается обеспечением ценовой и финансовой стабильности в любых экономических реалиях, а также качественной конкурентной средой. «Это будет способствовать повышению глубины рынка, эффективности, технологичности и клиентоориентированности рыночных игроков», — пояснили в ЦБ.

В числе значимых приоритетов регулятора — повышение доступности финансовых услуг, защита прав потребителей и развитие сегмента длинных денег. По каждому из направлений сформулированы ключевые задачи и меры, которые будут принимать ЦБ и правительство при участии законодательных органов власти.

Также, учитывая массовый приход граждан на рынок капитала, Банк России будет уделять внимание повышению уровня знаний населения в области инвестиций и финансовой грамотности начинающих инвесторов, а также раскрытию информации о финансовых продуктах. Снижению числа нарушений прав граждан будет содействовать развитие поведенческого регулирования и корпоративного управления в финансовых организациях.

ЦБ ставит перед собой задачу развивать «зеленые» инструменты и инфраструктуру рынка финансирования устойчивого развития. Для адаптации участников финансового рынка к новым реалиям планируется совершенствовать систему учета ESG-факторов в регулировании. В стратегическую повестку включены также создание стимулов для развития негосударственного пенсионного обеспечения и повышение клиентской ценности страховых продуктов.

По итогам общественных обсуждений, которые будут проходить до 1 сентября, проект основных направлений развития финансового рынка будет представлен президенту РФ и правительству, а затем после доработки внесен на рассмотрение Госдумы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.