Изменения по ОСАГО 2022 году

Автор: | 30.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения по ОСАГО 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Последний официальный закон, который вносил изменения в правила прохождения техосмотра, был утвержден в 2019 году, но его положения вступили в силу только 1 марта 2021 года. Причиной стал коронавирус и повсеместное закрытие диагностических станций из-за режима самоизоляции.

Однако можно констатировать, что чиновники так и не завершили намеченную «реформу», поскольку уже сейчас законодатели рассматривают новый закон, который вовсе отменит техосмотр в 2022 году для большой категории автовладельцев.

Вместе с этим, с 1 марта введена новая норма, согласно которой от техосмотра освобождаются транспортные средства возрастом до 4 лет (ранее – до 3 лет). Также согласно поправкам, техника возрастом 4-10 лет должна проходить осмотр один раз в два года (ранее это касалось 3-7-летних машин), а более 10 лет – ежегодно. Такой же ежегодный техосмотр остался обязательным для автобусов, грузовиков и автомобилей такси.

Также с марта 2021 года вместо бумажной диагностической карты стала применяться электронная запись в базе данных ЕАИСТО. Это сделано для того, чтобы контролировать наличие техосмотра при помощи дорожных камер видеофиксации. Штраф за отсутствие технического осмотра у автомобилей, принадлежащим физлицам, остался прежним – 2000 рублей. Юридическим же лицам могут предъявляться более серьезные санкции – 300 тысяч рублей за первое нарушение и до 500 тысяч – за повторное.

Итак, в новом законопроекте чиновники предлагают:

  • Сохранить норму, согласно которой техосмотр могут не проходить легковые автомобили и мотоциклы возрастом до 4 лет, находящиеся в собственности физических лиц.
  • Ввести норму, по которой легковые автомобили и мотоциклы возрастом более 4 лет должны будут проходить техосмотр только при прохождении регистрации в ГИБДД, которая связана либо со сменой собственника, либо с внесением изменений в конструкцию транспортного средства.
  • Сохранить обязательный техосмотр для всех транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам.
  • Сохранить обязательный техосмотр для грузовиков и автобусов, находящихся в собственности физических лиц, а также любых других транспортных средств, которые используются не в личных целях (такси).
  • Оставить возможность автовладельцам проходить техосмотр по желанию.

Ориентировочная дата принятия закона и его введения – 1 марта 2022 года. Таким образом, при успешном прохождении законопроекта через все слушания и проверки весной следующего года для подавляющего большинства передвигающихся по российским автодорогам транспортных средств обязательный техосмотр фактически будет отменен.

Проблем с автогражданкой в 2021 году не стало меньше. Как и прежде у водителей возникают трудности с оформлением е-ОСАГО, занижением выплаты страхового возмещения при ДТП. Страховые компании находят новые причины, чтобы максимально снизить возмещение или отказать пострадавшему.

Дополнительно увеличивается стоимость полиса для молодых водителей, произошли изменения в базовых тарифах, планируется увеличение штрафов как за отсутствие полиса ОСАГО, так и за нарушение правил дорожного движения.

В соответствии с новыми правилами ОСАГО 2021 г. обоснованные причины для отказа в выплате не изменились. Все они указаны в документах страхования.

Среди уловок страховых компаний, при попытках отказать в выплате, есть следующие:

  • Виновник находился в алкогольном опьянении;
  • Он скрылся с места происшествия;
  • Не вписан в полис;
  • У него не было водительских прав.

Все они незаконные и оспариваются в суде.

Идея выписывать штрафы за отсутствие полиса ОСАГО по камерам фотофиксации возникла несколько лет назад. Планировалось, что транспортные средства, попавшие объектив камеры, будут автоматически проверяться через базы СРА. Если выявлено отсутствие полиса ОСАГО, система сформирует штраф и отправит его виновнику. В принципе так сегодня и происходит при фиксации нарушения ПДД.

Пока такая схема пока была применена в качестве эксперимента в Москве в 2019 году. Транспортные средства без ОСАГО выявить получилось. Штрафы им не выписывали, только информировали владельцев.

Пока официальная информация о том, когда эта схема заработает по всей стране отсутствует.

Запускаются новые электронные приложения, которые позволяют упростить процедуру подачи заявления на компенсацию и получения выплат. Например, приложение помощник ОСАГО, предназначенное, чтобы оформить извещение о ДТП (европротокола) в упрощенном виде. Через него можно сфотографировать ДТП и полученные повреждения, система определит координаты происшествия и передаст информацию страховщику.

Планируется к запуску электронное приложение «Госуслуги. Авто» для пользователей портала.

Снизилась стоимость коэффициента города. В зависимости от величины населенного пункта применяются разные тарифы.

Увеличивается стоимость ОСАГО для водителей младше 22 лет, если у них нет водительского стажа от 3 лет. Также стал дороже неограниченный полис.

С 01.03.2022 года будет взиматься штраф за отсутствие диагностической карты в размере 2 тыс. руб.

Планируется увеличение размера штрафов за езду без ОСАГО и за нарушения ПДД. Уровень выплат по ОСАГО увеличился, т. к. выросли цены на работы и запчасти к ТС.

Начиная с 2021 года введены новые бланки полисов с дополнительными мерами защиты.

Каким будет ОСАГО в 2022 году?

Как обычно, мнения разнятся. Президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс считает, что внедрение новой методики поможет существенно снизить количество судебных заседаний по страховым выплатам, поскольку схема расчета будет прозрачной и понятной как для страховой компании, так и для владельца пострадавшего автомобиля.

Однако глава юридической службы Национального автомобильного союза Вадим Геворкян высказал опасение, что средняя цена в справочнике все равно будет некорректной, поскольку на одном и том же сайте есть дорогие оригинальные запчасти и совсем дешевые реплики из Китая. Также существенно отличается стоимость запчастей в наличии и под заказ.

Пока ЦБ не дал полноценного разъяснения, как именно будет высчитываться средняя стоимость запчастей, но самым логичным было бы брать за основу цену, установленную официальным производителем.

Самое главное новшество в работе ОСАГО — изменение принципа расчета коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Теперь страховые компании при определении стоимости договора «автогражданки» будут смотреть не только на возраст, стаж водителя и количество ДТП, в которых он стал виновником, но и на число грубых нарушений ПДД.

Это одно из тех нововведений, которые были приняты прошлым летом, но в полную силу заработают лишь в этом году. Благодаря им полис ОСАГО для лихачей должен подорожать. Какие же нарушения ПДД будут влиять на его стоимость? Только самые грубые. Платить по повышенному тарифу придется тем, кто был лишен водительских прав за езду в нетрезвом виде, а также кого наказали за проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу или превышение разрешенной скорости на 60 км/ч и более. Причем в «зачет» пойдут исключительно нарушения, зафиксированные неоднократно — то есть более одного раза.

Предполагается, что информацию о нарушителях страховщики будут получать из специальной базы ГИБДД. То есть страховая компания направит специальный запрос в Госавтоинспекцию, получит ответ о конкретном водителе и на основании этого примет решение о применении повышенного коэффициента. В общем, определенный шаг в сторону справедливости, пусть и шаг этот небольшой. Ведь, во-первых, как мы уже сказали, на стоимость ОСАГО будут влиять исключительно грубые нарушения. Тот, кто гоняет, но не подпадает под «лишенческую» статью или перестраивается через несколько полос, заплатит ту же сумму, что и раньше.

Во-вторых, чтобы зафиксированные нарушения сказались на стоимости «автогражданки», водителя обязательно должен остановить инспектор ДПС. «Письма счастья» с камер на цену полиса вообще никак не повлияют.

Наконец, в-третьих, хотя формально нововведения уже приняты, страховщикам еще нужно наладить регламент доступа к базе ГИБДД, а также дождаться соответствующего постановления правительства. Это должно произойти в 2021 году, но когда именно, пока неизвестно. «Взаимодействие с ГИБДД по обмену данными о грубых нарушениях ПДД сейчас находится в процессе отладки», — рассказали Дрому в пресс-службе Российского союза автостраховщиков (РСА). Там подчеркнули, что наличие неоднократных грубых нарушений станет лишь одним из тарифных факторов, которыми будут пользоваться страховые. «При этом базовая тарифная ставка по-прежнему определяется в рамках тарифного коридора, который для автомобилей физлиц находится в диапазоне от 2471 до 5436 рублей», — отметили в РСА.

Кроме лихачей изменения в ФЗ «Об ОСАГО» затрагивают еще несколько категорий автовладельцев. Во-первых, поправки подразумевают изменения ставок для юридических лиц на автомобили, которые планируется эксплуатировать с прицепами. То есть за то, чтобы на машинах с прицепами ездили наемные сотрудники, фирмам придется заплатить больше. Во-вторых, в пункте «г» поправок в Статью 9 Федерального закона сказано, что при определении базовой ставки страховая компания сможет учитывать «иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда».

Строго говоря, указание Банка России, позволяющее страховщикам применять такие факторы, характеризующие вероятность наступления страхового случая, заработало еще 5 сентября 2020 года. Что именно к ним относится, решает каждая страховая компания в отдельности. Можно было бы предположить, что в первую очередь в категорию риска и более дорогих тарифов попадают владельцы спорткаров. Но сами страховщики по своей практике отмечают, что в данную формулировку объединяются различные характеристики автомобилей. «Это не только мощность. Это может быть и цвет, и марка/модель, и тип ТС, когда, к примеру, речь идет о грузовом автомобиле, на который требуется в/у категории «В». Поэтому выделять исключительно мощность — некорректно. У нас обратная статистика: с учетом обязательного коэффициента ЦБ владельцы мощных (более 150 л.с.) легковых автомобилей оплачивают полис с повышающим значением 1,6, что уже делает цену вполне достаточной [для страховщика], — рассказал Дрому руководитель сервиса онлайн-страховок Prosto.Insure Артем Климов. — Вероятнее всего, подорожание ОСАГО может произойти адресно, для наиболее убыточных сегментов — регионов, водителей с высокой аварийностью и типов ТС, которые подтвердили высокую убыточность. Для менее убыточных категорий водителей и ТС, скорее, наоборот, будет заметное снижение стоимости полиса с целью привлечения подобных клиентов», — пояснил эксперт.

В РСА Дрому подтвердили данную практику. Так, средняя цена полиса «автогражданки» после вступления в силу новых правил практически не изменилась и составила 5437 рублей против 5409 рублей годом ранее. И это несмотря на то, что стоимость так называемой «корзины запчастей» (обновленные справочники средней стоимости автозапчастей, материалов и нормо-часа работ) за год выросла сразу на 23% из-за роста курсов валют. Таким образом, подобный индивидуальный подход к каждому автомобилисту можно считать скорее благом. По крайней мере, если водитель не часто попадает в ДТП.

Также в 2021 году у водителей может появиться возможность оформлять онлайн-заявку на выплаты по ОСАГО. Такая норма содержится в законопроекте, который в декабре 2020 года был принят Госдумой в первом чтении. Предполагается, что водителю будет необязательно отправлять документы по почте или являться в страховую лично, как сейчас — достаточно будет заполнить специальную форму в интернете. Причем такая форма должна появиться и на портале Госуслуг. Кроме того, автомобилистам не нужно будет предоставлять свое поврежденное имущество на осмотр — хватит и фотографий и видеосъемки повреждений, отправленных с помощью приложения «Помощник ОСАГО».

Изменения уже поддержали в Российском союзе страховщиков (РСА), предложив их, однако, доработать.

В частности, в РСА хотят, чтобы на первом этапе норма распространялась только на случаи компенсации материального ущерба и не затрагивала причинение вреда жизни и здоровью. «Кроме того, повреждения автомобилей в результате ДТП могут носить скрытый характер, а некоторые из них может установить только эксперт. Отдельного исследования требует и вопрос, все ли имеющиеся повреждения были получены в результате конкретной аварии. Поэтому представляется целесообразным дать страховщику право провести осмотр поврежденного автомобиля, если информация, полученная онлайн, не позволяет определить наличие страхового случая и размер выплаты», — пояснили корреспонденту Дрома в пресс-службе РСА.

Скорее всего, данные предложения найдут свое отражение в тексте законопроекта. Ожидается, что поправки будут представлены в середине января 2021 года, после чего Госдума рассмотрит законопроект во втором и третьем чтении, а затем — направит в Совет Федерации и на подпись президенту. Учитывая общий тренд на цифровизацию различных услуг, можно предположить, что новый сервис заработает уже в 2021 году.

Либерализация ОСАГО дает страховщикам возможность делать тарифы гибкими в рамках базовой ставки Центробанка России. На итоговую цену ОСАГО влияет множество фактов, среди которых пол, возраст водителя, стаж его вождения и многое другое. Теперь страховые компании при расчете стоимости полиса ОСАГО будут применять повышающий коэффициент для нарушителей ПДД.

В список нарушений вошли:

  • проезд на красный свет;
  • превышение скорости более чем на 60 км/ч;
  • движение по «встречке»;
  • управление автомобилем в пьяном виде.

Все нарушения хранятся в базе ГИБДД, доступ к которой получат страховые компании.

Для оформления ОСАГО водителям необходимо предоставить бланк техосмотра, правила прохождения которого меняются в марте 2021 года*. Цель нововведений – пресечь получение водителями диагностических карт, оформленных через интернет.

Техосмотр теперь возможен только в сервисах, авторизированных ГИБДД и Российским союзом автостраховщиков (РСА). Согласно новым правилам, сотрудники ГИБДД будут вносить в базу РСА всю информацию о машине, добавлять фотографии.

За отсутствие диагностической карты предусмотрен штраф до 2 тыс. руб. Это правило вступит в силу с марта 2022 года.

До 1 ноября 2020 года в связи с пандемией и карантинными мерами автолюбители могли не оформлять диагностическую карту, приобретая полис ОСАГО в страховой компании. Отсрочка перестала действовать, и водители должны были пройти техосмотр на свои автомобили и предоставить сведения страховщикам.

Те, кто не сделал этого рискуют остаться без страховых выплат. В случае ДТП страховая компания имеет право предъявить виновнику аварии без диагностической карты требование регресса.

В конце ноября прошлого года по всей России заработало бесплатное мобильное приложение «Помощник ОСАГО». С помощью сервиса можно отправить в страховую компанию электронное извещение о ДТП. Данные об участниках аварии приложение получает от портала Госуслуг и базы данных полисов ОСАГО.

С помощью сервиса можно быстро без вызова ГИБДД зарегистрировать ДТП, оформив европротокол онлайн. Важные условия: на мобильных телефонах водителей должен быть установлен «Помощник ОСАГО», а сами они не имеют разногласий по чьей вине произошла авария.

В мобильном приложении доступны оформления ДТП с фотофиксацией или без. Если приложить фото, то можно рассчитывать на выплаты до 400 тыс. руб., без фото — до 100 тыс. руб.

?

Например, вы живете и зарегистрированы в Москве. КТ в столице равен 1,9. Никаких индивидуальных скидок страховая компания не применяла, а тариф выбрала по максимуму из возможных — 5436 рублей.

В полис вы вписываете только одного водителя, то есть КО равен 1.

Последнюю страховку вам рассчитывали с КБМ 0,95, и за год вы не стали виновником ни одной аварии. Значит, новый КБМ снизится до 0,9.

Предположим, вам 35 лет и водите вы 12 лет, тогда ваш КВС — 0,95.

У вас легковой автомобиль мощностью 130 л.с., и КМ в этом случае — 1,4.

Водить автомобиль вы собираетесь круглый год, так что КС — 1.

Расчеты

БТ х КТ х КО х КБМ х КВС х КМ х КС = цена полиса

5436 х 1,9 х 1 х 0,9 х 0,95 х 1,4 х 1 = 12 364 рубля

При этом по старым правилам цена полиса не могла больше чем в три раза превышать базовый тариф, умноженный на коэффициент территории, и в пять раз — для нарушителей закона об ОСАГО. Например, при ранее действовавшем максимальном базовом тарифе аккуратным на дороге москвичам компании не должны были продавать полис дороже 29 652 рублей (4942 х 2 х 3).

Новые правила эту формулу меняют. Теперь полис ОСАГО не должен будет стоить больше, чем максимальный базовый тариф ЦБ с учетом КТ, КБМ, КМ, КО, КВС и КС. То есть максимальная цена тоже будет зависеть от индивидуальных показателей водителя.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Для повышения в целом цены ОСАГО в 2022 году Банк России пока оснований не находит, но возможно ее увеличение для некоторых категорий автовладельцев. Прежде всего, речь идет о такси. Со стороны страховщиков поступило предложение увеличить базовую ставку для таксистов на 60%, но даже такое повышение несколько ниже, чем диктует количество происшествий с участием водителей такси, которое достигает трети от всех аварий. Пока этот вопрос не решен и обсуждается с участием всех заинтересованных сторон: Минфина, страхового сообщества, Центробанка.

В 2022 году страховщики, вероятно, отдадут предпочтение дополнительным коэффициентам:

  • за управление ТС в состоянии токсического, наркотического или алкогольного опьянения;
  • за грубое нарушение правил ДД;
  • за превышение скорости больше чем на 60 км/час;
  • за проезд на красный;
  • за оставление места аварии;
  • за намеренную организацию ДТП;
  • за выезд на «встречку».

Не исключено, что может появиться наценка за оформление ОСАГО онлайн. Изменение электронного ОСАГО диктуется интернет-издержками, которые несут страховщики и маркетплейсы. Сейчас такое повышение стоимости считается недопустимым. Теоретически оформление ОСАГО онлайн и в офисе должно стоить одинаково, но сейчас в некоторых случаях разница в стоимости существует. Эти вопросы пока тоже находятся на уровне обсуждения.

В 2022 году всех ждет продолжение перехода на цифровой документооборот. Ожидается более полный переход с бумажных носителей на электронные. В Госдуме рассматривается проект о переносе урегулирования убытков в интернет. Тогда автовладельцу будет проще общаться со страховой, ОСАГО в которой было оформлено, и не нужно будет собирать все документы, так как они существуют в электронном виде в различных базах данных или у клиента. Но сколько времени уйдет на рассмотрение проекта в Госдуме, не известно.

Банк России планирует расширить тарифный коридор по ОСАГО

В своем постановлении Центробанк определил новые расценки на следующий год. Нововведения затронули:

  1. тарифы ОСАГО;
  2. базовые ставки;
  3. опыт вождения, а также возраст автомобилистов;
  4. число страхуемых.

В расчете стоимости ОСАГО будут использоваться новые базовые значения, которые обязательны для всех категорий транспорта. Государством были определены минимальные и максимальные величины, чтобы автовладелец смог выбрать для себя из представленного ценового диапазона подходящий тариф.

Страховка ОСАГО на машину рассчитывается следующим образом: берется имеющаяся базовая ставка и умножается на несколько различных коэффициентов. Новые поправки, введенные в 2020 году, повлияли на размер базовой ставки. Так, полис станет дороже тем автолюбителям, которые:

  • оставляют места дорожно-транспортного происшествия;
  • лишались прав из-за вождения в нетрезвом состоянии;
  • повторно управляли транспортным средством в пьяном виде;
  • лишались прав по причине отказа от медицинского освидетельствования;
  • регулярно нарушают ПДД, что влечет за собой вред здоровью или жизни других людей.

Повышенная ставка будет применяться в случае, если эти нарушения были неоднократными, а также зафиксированы на месте сотрудниками ГИБДД. Подробная информация предоставляется страховым компаниям госавтоинспекцией.

В нашей стране с августа 2020 года действуют измененные правила, по которым производится расчет стоимости ОСАГО. Основное нововведение заключалось в появлении понятия «коэффициент страховщика» – специальные наценки, заранее заложенные в сумму страховки. Выделены несколько десятков критериев, согласно которым можно будет рассчитать, сколько стоит ОСАГО в 2022 году:

  • стаж вождения;
  • нарушения ПДД или имеющийся в прошлом году страховой случай;
  • профессия автовладельца;
  • пол и возраст водителя;
  • марка автомобиля;
  • цвет кузова.

Согласно измененным правилам, при расчете стоимости полиса будет учитываться множество различных факторов-коэффициентов, которые определяются непосредственно страховой компанией.

Например, в одной страховой компании были проведены исследования, согласно которым мужчины-отцы старше 50 лет реже попадают в аварии. И если раньше такая информация не имела никакого значения, то после принятия новых норм страховщики могут установить для такой категории водителей минимальную стоимость полиса. Такое решение будет выгодно и автовладельцам – они сэкономят на страховке, и самим компаниям – вероятность делать выплаты минимальна.

ОСАГО без ТО: новые правила получения страховых полисов вступили в силу

С 2022 года будут действовать новые правила технического осмотра автомобиля. Как известно, чтобы застраховаться в ОСАГО, необходимо вначале пройти техосмотр в сервисе. Все манипуляции с автомобилем фиксируются на фото с обязательной привязкой к координатам сервиса, проводящего осмотр.

Полученная информация о состоянии транспортного средства и результаты фиксируются в специальной базе, находящейся в ведении МВД. Параллельно оформляется диагностическая карта на автомобиль.

При обнаружении случая фальсификации, выданная карта автоматически аннулируется, а сама страховая компания привлекается к ответственности – ей придется выплатить штраф в размере 300 тысяч рублей.

При этом автовладельца информировать о недействительности диагностической карты никто не обязан. И если случится страховой случай, то выплаты по ОСАГО водитель не получит. Ему придется возмещать причиненный ущерб самостоятельно в полном объеме.

В свою очередь, юрист в области автострахования Илья Афанасьев также заявил, что расширение тарифа на 20% не обосновано, указав на низкую долю выплат по жизни и здоровью.

— Получается, что водители будут платить дороже, чтобы получить выплату в 2 млн с низкой вероятностью, как, например, 6% в случае «АльфаСтрахования». ОСАГО часто стоит крайне дорого и не внушает никакой уверенности в получении достойной выплаты, поэтому люди и покупают подделки или вовсе катаются без полиса, — считает Афанасьев.

ОСАГО практически с самого его введения вызвало немало споров. Такой продукт не самый выгодный, а иногда убыточный для страховщиков (страховых компаний), а также зачастую крайне несправедливый непосредственно для водителей.

Главным минусом многие считают усредненные и унифицированные расчеты стоимости. Пока при подсчете итоговой цены учитываются разные факторы, но деление на категории крайне поверхностно и нерационально. Так, в регионе с высоким территориальным коэффициентом даже аккуратный и не нарушающий ПДД водитель будет платить больше, нежели безответственный и агрессивно управляющий ТС автовладелец, который ездит в российском субъекте с минимальными региональными коэффициентными значениями.

Итоговая стоимость полиса ОСАГО зависит от множества факторов и определяется по такой формуле:

С=БТ*РК*МК*КВС*КМБ*КО*КН, где С – это стоимость оформления полиса, БТ – базовый применяемый страховщиком в качестве основы тариф, РК – региональный коэффициент (зависит от субъекта регистрации авто), МК – мощностной коэффициент (определяется по мощности двигателя ТС), КВС – коэффициент возраста и водительского стажа автовладельца, КМБ – так называемый бонус-малус (увеличивается при авариях, наступлении страховых случаев), КО – коэффициент ограничения по управлению (растет при неограниченном количестве водителей страхуемой машины), а КН – коэффициент несоответствия, применяемый при указании неверных понижающих цену ОСАГО данных или намеренной организации ДТП с целью получения выплат от страховой компании.

Базовая ставка в 2022-ом году устанавливается российским Центробанком (до 2015-го она назначалась правительством). Но это не фиксированная сумма, а диапазон, за который страховщики не могут выходить.

Пока базовые тарифы всех российских страховщиков не могут быть ниже 2746 рублей и выше 4942. И таковым диапазон стал в 2019-ом году после старта реформы и расширения «коридора» на 20%. На 2021-ый год было запланировано еще два увеличения диапазона: на 40% с первого января и еще на 30% с первого октября. Но пока ставки остаются прежними.

Как в России изменились правила расчета стоимости полисов ОСАГО

Факт ДТП в обязательном порядке фиксируется, и такое требование точно сохранится в 2022-ом году. Но в сентябре 2019-го закон об ОСАГО был несколько скорректирован. Согласно поправкам, участники ДТП имеют право оформлять европротокол дорожно-транспортного происшествия. Он составляется без участия работников ДПС, причем дистанционно в онлайн-режиме с помощью приложения через Госуслуги. Результаты рассмотрения также предоставляются в электронном виде дистанционно.

Но также есть законопроект, по условиям которого пострадавшие в ДТП автовладельцы будут должны оповещать страховщиков о дате, времени и месте проведения независимой экспертизы машины, попавшей в аварию и получившей повреждения. Такое нововведение, которое утверждено пока не было, призвано уменьшить случаи злоупотребления собственников ТС при осуществлении фальсифицированных проверок для получения выплат от страховых компаний.

В страховом полисе должны указываться данные не только непосредственно основного владельца автомобиля, но и всех лиц, которые ТС управляют. И если во время остановки машины инспектором за рулем находится водитель, сведений о котором в ОСАГО нет, то это расценивается как нарушение первой части 12.37 статьи КоАП. Здесь написано, что при невыполнении предусмотренного полисом условия управления транспортным средством исключительно указанными в документе водителями налагается административный штраф, величина которого составляет 500 рублей.

Изучая последние новости, можно прийти к выводу, что реформирование системы ОСАГО уже началось. Появляются новые инициативы, составляются законопроекты, некоторые нормативно-правовые акты утверждаются. Но не все так гладко, как хотелось бы. Так, некоторые коэффициенты должны были отменяться уже с текущего 2021-го года, но их отмена пока откладывается на неопределенный срок: поправки не утверждены действующим правительством. И все же есть существенные изменения в оформлении и стандартах полисов, что, конечно, не может не радовать автовладельцев.

Но обстановка в России может стремительно меняться, поэтому вполне возможны изменения, причем как в будущем 2022-ом году, так и в нынешнем 2021-ом. Отслеживайте актуальную информацию, чтобы быть в курсе всех официальных нововведений, затрагивающих страхование автогражданской ответственности.

Страховщики присвоят водителям персональный тариф

Принят Государственной Думой 13 мая 2020 года

Одобрен Советом Федерации 20 мая 2020 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2006, N 48, ст. 4942; 2007, N 49, ст. 6067; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 52, ст. 6438; 2010, N 6, ст. 565; 2011, N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4291; N 49, ст. 7040; 2012, N 31, ст. 4319, 4320; 2013, N 30, ст. 4084; 2014, N 30, ст. 4224; 2015, N 48, ст. 6715; 2016, N 26, ст. 3883; 2017, N 14, ст. 2008; 2018, N 1, ст. 32; N 24, ст. 3400; N 32, ст. 5076; 2019, N 18, ст. 2212; N 23, ст. 2905; «Российская газета», 2020, 29 апреля) следующие изменения:

1) в пункте 2 статьи 8 слово «определяются» заменить словом «применяются»;

2) статью 9 изложить в следующей редакции:

«Статья 9. Базовые ставки и коэффициенты страховых тарифов

1. Страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.

Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях) устанавливаются Банком России в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей транспортного средства, собственника транспортного средства (физическое или юридическое лицо), а также от назначения и (или) цели использования транспортного средства (транспортное средство специального назначения, транспортное средство оперативных служб, транспортное средство, используемое для бытовых и семейных нужд либо для осуществления предпринимательской деятельности (такси).

Для покупки полиса водитель предъявляет следующий пакет документов:

  • паспорт;
  • водительское удостоверение;
  • документы на транспортное средство;
  • заявление на оформление полиса;
  • договор купли-продажи, в случае покупки автомобиля в течение последних 10 дней.

ОСАГО в 2021 году: какие изменения ждут автовладельцев?

В 2019 году уже проводился эксперимент в Москве и Казани по фиксированию автомобилей, чьи владельцы проигнорировали оформление полиса. По состоянию на ноябрь 2021 года, позиция МВД сводится к тому, что штрафы с камер за отсутствие ОСАГО не приходят. Ожидается готовность информационных систем.

Известно, что штрафы будут выписывать только камеры Автодории, но в качестве эксперимента.

Для легковых автомобилей физических лиц диапазон расширения базовых ставок как вниз, так и вверх составит 10%. Для общественного транспорта, включая автобусы, совершающие регулярные перевозки пассажиров, троллейбусы и трамваи — 4,9%. Для других категорий транспортных средств, в частности для такси, — 30%. Таким образом, чтобы посчитать свой тарифный коридор водителям-частникам нужно прибавить вычесть и прибавить 10% с обеих сторон. А для таксистов — вычесть и прибавить по 30%.

Для легковых автомобилей физических лиц диапазон расширения базовых ставок как вниз, так и вверх составит 10%. Для общественного транспорта, включая автобусы, совершающие регулярные перевозки пассажиров, троллейбусы и трамваи — 4,9%. Для других категорий транспортных средств, в частности для такси, — 30%. Таким образом, чтобы посчитать свой тарифный коридор водителям-частникам нужно прибавить вычесть и прибавить 10% с обеих сторон. А для таксистов — вычесть и прибавить по 30%.

С середины 2021 года официальные данные регламентируют рост обращений и соответственно среднего размера компенсаций из-за аварий. Если в том или ином сегменте рынка цена на компенсационные выплат не достигла максимального лимта, цена полиса будет расти примерно на 5%. Поэтому не стоит ожидать резкого перепада убыточности, но увеличенная стоимость ОСАГО однозначно скажется на тарифах.

Интересно! На 2021 год цена договоров по ОСАГО не росла и составила 5448 рублей, но на 2022 год аналитики прогнозируют повышение минимум на 10%. Наряду с этим подтвердили и возможность небольшой убыточности по полисам, незначительный процент (5-7) спровоцирован ростом цен на запчасти, снижением частоты заявок от клиентов.

Усовершенствованные правила можно назвать «смягченными», от обязательного ТО по обновленным правилам будут освобождены:

  • Мотоциклы, возрастом до 4х лет;
  • Легковые и грузовые авто с грузоподъемностью 3,5 тонн.

Автотранспортные средства старше 10 лет обязательно подлежат техосмотру не менее 1 раза в год, машины не старше 10 лет, можно отвозить на СТО для оформления ОСАГО всего 1 раз в 2 года.

Нет диагностической карты на автомобиль – плати штраф

Необходимо понимать, что ОСАГО может оформляться в любом частном, государственном центре, также как и техосмотр может осуществляться в ГИБДД или РСА, но они должны быть авторизированными официально. После предоставления всей информации, представители ГИБДД вносят ее в общедоступный реестр: фото и опознавательные элементы машины, а также координаты сервисного центра.

Все нововведения внедряются, чтобы исключить «серые» схемы оформления ОСАГО, убрать с рынка неактивные диагностические карты. Такие бумаги часто оформляются за «определенную» сумму денег, онлайн, даже без присутствия авто и самого владельца.

На 2022 год у правительства «большие планы» относительно «недобросовестных страховщиков», будут предлагаться большие штрафы за подделку документов на авто. Например, за «серые» диагностические карты планируют ввести штраф в размере 2 000 рублей, он станет актуальным уже с марта 2022 года. Представители РСА уверены, что это справедливое решение для «неблагополучных водителей».

Сегодня в РФ штрафами за отсутствие ТО облагаются только маршрутные такси, грузовой транспорт, легковые такси, общественный транспорт. На физических лиц, владельцев авто штрафы не распространяются. Поэтому многие водители злоупотребляют техосмотром и проводится он исключительно для оформления ОСАГО, в качестве формальной процедуры.

Особенно такие правила стоит соблюдать в постсоветских странах, согласно официальной статистике в РФ более 50% машин, возрастом старше 10 лет. Чтобы снизить риск аварий, ДТП, поломок на дороге таким авто необходимо хотя бы 1 раз в год проходить ТО. И штрафы, санкции будут стимулировать водителей ввести ТО, как систематическую, частую процедуру для своих машин.

В соответствии с законопроектом технический осмотр в отношении легковых автомобилей и мотоциклов старше четырех лет, находящихся в собственности физических лиц и используемых ими для личных нужд, в обязательном порядке нужно будет проводить только в случаях:

-проведения регистрационных действий по причине смены собственника транспортного средства;

-внесения изменений в конструкцию транспортного средства.

В иных случаях технический осмотр транспортного средства можно будет проводить по желанию.

Обозначенные выше изменения не коснутся транспортных средств, принадлежащих организациям и используемым для осуществления коммерческих и пассажирских перевозок.

Таким образом, юридическим лицам, имеющим в собственности любое транспортное средство, по-прежнему придется проводить техосмотр.

Рассматриваемый законопроект не распространяется также и на физических лиц, имеющих в собственности грузовые автомобили и автобусы.

Если у физического лица есть легковой автомобиль, но он используется не в личных целях, а для пассажирских перевозок (такси), то ему по-прежнему нужно проходить техосмотр в обязательном порядке.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.