Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый закон о продаже алкоголя в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Минимальная цена на водку повысится на 7,4%, до 261 рубля за 0,5 литра, а коньяка на 7,6%, до 480 рублей за аналогичный объем. Прочий алкоголь тоже подорожает — бренди и другие продукты из дистиллятов на 7,4%, до 348 рублей за 0,5 литра, а алкоголь крепостью выше 28 градусов на 7,3%, до 205—372 рублей за 0,5 литра. Цены в рознице с учетом НДС и акциза.
Весной 2021 года был принят закон о новых ставках акцизов на алкогольную продукцию — с 1 января 2022 года акциз вырастет на 4%. Остальной рост в розничных ценах обусловлен инфляцией, удорожанием сырья. В частности, пшеница подорожала за год на 50%, стоимость деревянных паллет (в которых поставляется продукция) увеличилась на 200%.
По мнению ряда экспертов, без повышения цен производители были бы вынуждены работать в убыток и МРЦ это просто приведение в соответствие затрат производителей. При этом, по данным статистики, с начала 2021 года алкоголь в стране подорожал на 2,25%. Это гораздо ниже средних темпов роста цен потребительских товаров, который составил 8,13%.
Производители, с одной стороны, рады, потому как рост себестоимости надо чем-то компенсировать. С другой стороны они не в восторге, лучшим решением для них была бы заморозка акцизов на пару-тройку лет. Повышение приведет к росту поставок из стран Евразийского экономического союза, производители боятся недобросовестной конкуренции.
Основным риском многие специалисты считают рост производства контрафактного алкоголя. Нелегальный оборот вырастет из-за повышения акциза и увеличения розничной цены водки. Причем из-за того, что наш акциз намного выше, чем в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), увеличиваются поставки из этих стран. Как официальные, так и неофициальные. В частности, в Киргизии акциз в пять раз меньше, в Беларуси на 20%, в Казахстане на 50%. Российский рынок становится своего рода эльдорадо для дельцов всех мастей. Ряд экспертов считают повышение МРЦ инициативой Минздрава, который видит только легальные продажи. А то, что народ переключается на контрафактный алкоголь и не пьет меньше, не видит. Вроде бы и инициатива благая, но нюансы нашего менталитета накладывают ограничения — растет количество смертей людей, пьющих непроверенный алкоголь. Самое интересное, что в период с 2015 по 2018 годы, когда рост акцизов был заморожен, поступления в бюджет выросли, а доля нелегального спиртного на рынке упала. Совпадение? Вряд ли.
С другой стороны, есть мнение, что увеличение МРЦ не вызывает фактического роста цен в рознице, а является индикатором для бизнеса и проверяющих — если продукция продается дешевле установленного уровня, значит она нелегальна.
Профильный комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам предложил Минфину зафиксировать ставку акцизов в целях снижения темпов роста цен на алкогольную продукцию и заняться гармонизацией ставок в рамках ЕАЭС. По другим предложениям Минфина Совфед поддержит министерство. Речь идет об изменениях на алкогольном рынке — предлагается выдавать лицензии на розничную продажу индивидуальным предпринимателям и ввести госрегулирование производства и оборота самогонных аппаратов, вплоть до запрета на открытую продажу аппаратов.
В заключение хотелось бы отметить, что власти в первую очередь видят в увеличении акциза возможность деалкоголизации населения. Дополнительный доход в бюджет невелик — поступления от алкоголя, включая все акцизы и НДС, составляют только 1% от доходов бюджета страны. Более того, бюджет сейчас сбалансирован, Фонд национального благосостояния стал достаточно крепким. Нет срочной необходимости искать источники дополнительного дохода.
Более того, как уже говорилось выше, мы рискуем увидеть рост производства контрафакта и поставок нелегальной продукции из стран ЕАЭС, включая суррогаты. Что касается запрета на оборот самогонных аппаратов, то чисто физически регулировать такое оборудование очень сложно. Где провести грань между личным потреблением и полупромышленным производством. Есть мнение, что минимальный порог для контроля должен быть 30—50 литров. Но, если максимальная мощность оборудования позволяет делать тысячи литров, то необходима регистрация и лицензирование производства. Возможно, стоило бы снизить пошлину для легализации небольших производств. Не зря ведь говорят — не можешь победить — возглавь.
Согласно поправкам, ставка акциза на папиросы и сигареты в 2021 году будет составлять 2359 рублей за 1 тыс. штук, на вейпы и электронные сигареты — 60 рублей за штуку. Ставка акциза на сигареты и папиросы в 2023 году составит 2 552 рублей за 1 тыс. штук плюс 16% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 3 467 рублей за 1 тыс. штук. Акциз на вейпы и электронные сигареты составит в 2023 году 64 рубля, на сигары — 278 рублей за 1 штуку, на сигариллы, биди и кретек — 3965 рублей за 1 тыс. штук.
Минфин предложил повысить минимальные цены на водку и коньяк в 2022 г.
В 171-ФЗ указано, как расшифровывается ЕГАИС — единая государственная автоматизированная информационная система. Это ресурс, благодаря которому надзорные органы отслеживают путь каждой единицы алкоголя с момента производства или ввоза в Россию до продажи покупателю в торговой точке. Если к оптовику или в розницу попадет бутылка контрафактного алкоголя, то данные о ней попросту будут отсутствовать в системе, и ее продажа заблокируется на кассе. Для этого торговую точку оборудуют специальным электронно-кассовым аппаратом с соответствующим программным обеспечением, а производитель обязан промаркировать каждую бутылку особым чипом с QR-кодом.
Все розничные магазины на территории России должны передавать информацию в единую систему о закупках любого алкоголя, даже если речь идет о пиве, пивных напитках, сидре, пуаре или медовухе. Также вступило в силу требование об отчете о розничных продажах: через государственный ресурс должна проходить каждая единица товара.
Итак, работа с единой системой состоит из двух этапов: закупка и продажа. Приведем инструкцию, как работать с системой ЕГАИС алкоголь, на каждом этапе.
На сегодняшний день продажа алкоголя допускается только с помощью единой государственной автоматизированной системы, даже в поселениях с населением менее 3000 человек.
Итак, работа розничной точки при продаже алкоголя строится следующим образом:
- Кассир считывает с бутылки стандартный линейный штрихкод, после чего кассовая программа предлагает отсканировать «алкогольный» двумерный штрихкод (PDF-417).
- Кассир считывает «алкогольный» штрихкод с помощью специального 2D-сканера. Система определяет подлинность бутылки и включает эту позицию в чек.
- Кассир выдает покупателю обычный чек и чек с QR-кодом, по которому он узнает всю информацию о бутылке и проверяет ее подлинность.
- Далее данные о покупке поступают в специальную программу — УТМ ЕГАИС. УТМ расшифровывается как «универсальный транспортный модуль» и является программным обеспечением для работы с сервисом.
- Последний этап — отправление данных о продаже в Росалкогольрегулирование (РАР). Для этого продавец подключает к компьютеру специальное USB устройство — JaCarta, на котором записана электронная подпись, позволяющая совершить эту процедуру.
А вот правила, как проводятся в ЕГАИС слабоалкогольные напитки, 2021 года:
- товар от поставщика приходуется на регистре №1;
- алкогольная продукция перемещается на регистр №2 для реализации;
- объем продаж отражается в журнале учета;
- в конце рабочей смены составляется акт списания и проводится в ЕГАИС;
- ответственный работник сверяет остатки.
Согласно Федеральному закону №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием электронных средств платежа», все продавцы алкоголя должны перейти на онлайн-кассы. Основное требование к новым ККТ — это возможность передавать электронные копии чеков в налоговую через интернет.
В то же время непосредственно продажу алкоголя регулирует 171-ФЗ. Оба документа не зависят друг от друга и должны выполняться одновременно: если следовать требованиям 54-ФЗ, но не передавать данные в ЕГАИС, то вас оштрафует РАР. И наоборот, если вы выполняете требования РАР, но не соответствуете 54-ФЗ, — не избежать штрафа от налоговой. Если не отчитались в ЕГАИС по этанолу, обязаны опубликовывать санкции — за нарушения грозит административная ответственность и штрафы. Размеры взыскания таковы:
- для должностных лиц — от 10 000 до 15 000 рублей;
- для организации — от 150 000 до 200 000 рублей.
Таким образом, продавцов алкоголя теперь контролируют два независимых органа. Это значит, что работать с алкоголем следует по следующей схеме.
Вышло разъяснение РАР о признаке перехода права собственности в ЕГАИС в соответствии с новыми требованиями из Приказа от 17.12.2020 №397. С 01.04.2021 необходимо направлять в ЕГАИС сведения о перегрузе товара при поставке (в том числе возврате), внутреннем перемещении продукции и заполнении поля «13. Признак перехода права собственности».
Участники рынка должны представлять заявки о фиксации в ЕГАИС сведений о перегрузе товара при поставке (в том числе возврате), внутреннем перемещении этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Но так как у многих участников алкогольного рынка отсутствует техническая возможность выполнения новых требований, Росалкогольрегулирование объявило, что их неисполнение — непредставление заявки и незаполнение поля 13 — не является нарушением до 01.06.2021. До этой даты все участники алкогольного рынка вправе представлять заявки о фиксации информации в ЕГАИС в соответствии с размещенными в УТМ электронными формами в электронном формате, поддерживаемом их учетной системой и учетной системой контрагента. За переходный период следует обеспечить переход на версию УТМ 4.2.0 для выполнения новых требований.
В 2021 году существенно меняется порядок регистрации продукции — поэтапно вводят поштучный учет с обязательным указанием акцизной марки каждой бутылки. Основные этапы перехода:
- С 15.01.2021 запрещена постановка на баланс в торговый зал старых марок.
- С 01.02.2021 РАР отклоняет все накладные, по которым нет ответа более 60 дней. Остаток по этим накладным возвращается на баланс отправителю. Поставщики корректируют все декларации, которые подали до квартала отправки накладной.
- С 01.02.2021 установлен предельный срок по отмене актов списания. Теперь он составляет 7 дней. С 1 февраля нельзя отменить старые акты списания остатков с регистра №1.
- С 01.03.2021 нельзя перемещать в зал маркируемый алкоголь с положительным или нулевым остатком на регистре №2.
- С 01.04.2021 полностью запрещено перемещать маркированный алкоголь в торговый зал. Для списания необходимо обратиться в территориальное отделение РАР.
Штрафы, предусмотренные в КоАП РФ за нарушения в торговле алкогольной продукцией, более существенны, чем просто штрафы за нарушения правил торговли. Юридическое лицо заплатит до 200 000 рублей даже за одну бутылку поддельного спиртного. Кроме того, санкции предусматривают конфискацию контрафактного товара и оборудования, на котором оно было произведено.
Что же касается онлайн-касс, то штраф за неприменение ККТ исчисляется от суммы, не прошедшей через кассу: юрлицам придется заплатить 75–100% от суммы, но не меньше 30 000 рублей, а ИП — 25–50% от суммы, но не меньше 10 000 рублей. То есть чем больше сумма, которая не прошла по кассе, тем больше штраф.
Принят закон о дальнейшем регулировании виноградарства и виноделия.
Для получения лицензии на производство, хранение и поставки произведенных вин, российской винодельческой продукции защищенных наименований требуется сертификат качества, подтверждающий членство в Федеральной саморегулируемой организации виноградарей и виноделов России.
Допускается виноградарство и виноделие на землях сельхозназначения, не признанных виноградопригодными.
Будет реформирована система дегустационных комиссий.
Вводится классификация коньяков по периоду выдержки. Регламентированы технологические приемы производства коньяка.
Уточнены разрешенные технологические приемы переработки винограда, предназначенного для виноделия, и производства вина.
Изменены требования к маркировке винодельческой продукции. В частности, информация о месте происхождения и годе урожая винограда должна указываться на этикетке контрастным, легкочитаемым шрифтом. Винодельческие хозяйства, производящие коньяк полностью из выращенного в России винограда, могут писать на этикетке такой продукции «Коньяк России».
Уточнены требования к составлению рейтинга винодельческой продукции.
Также скорректированы требования к производству и маркировке российской винодельческой продукции защищенных наименований.
Расширены меры господдержки виноградарей и виноделов.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Маркировку алкоголя упростят
Принят Государственной Думой 9 декабря 2020 года
Одобрен Советом Федерации 16 декабря 2020 года
Статья 1
1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
2. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции. (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 490-ФЗ)
К производству и обороту винодельческой продукции законодательство о виноградарстве и виноделии применяется в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
3. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на:
деятельность физических лиц, производящих не в целях сбыта продукцию, содержащую этиловый спирт; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
обращение спиртосодержащих лекарственных средств, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включенных в государственный реестр лекарственных средств, за исключением производства, оборота и (или) использования для собственных нужд фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), а также за исключением производства, изготовления, закупки, поставок, хранения и (или) перевозок спиртосодержащих лекарственных препаратов; (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 278-ФЗ)
деятельность аптечных организаций, связанную с изготовлением и отпуском лекарственных препаратов (в том числе гомеопатических лекарственных препаратов), содержащих фармацевтическую субстанцию спирта этилового (этанол) и изготавливаемых по рецептам на лекарственные препараты и в соответствии с требованиями медицинских организаций; (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 218-ФЗ, от 27.12.2019 N 481-ФЗ)
Абзац 5 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 261-ФЗ)
Абзац 6 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
Абзац седьмой — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
деятельность по обороту спиртосодержащей непищевой продукции, расфасованной в металлическую аэрозольную упаковку емкостью не более 450 миллилитров; (в ред. Федеральных законов от 29.12.2006 N 248-ФЗ, от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
Госдума приняла закон о новых ставках акцизов на подакцизные товары до 2023 года
1. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
1. Вывоз из Российской Федерации или ввоз в Российскую Федерацию алкогольной продукции осуществляется организациями в порядке, установленном правом ЕАЭС и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом и законодательством о виноградарстве и виноделии. (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 218-ФЗ, от 29.06.2015 N 182-ФЗ (ред. от 28.12.2017), от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
2. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 102-ФЗ (ред. от 27.12.2009))
3. Качество ввозимой в Российскую Федерацию алкогольной продукции должно быть не ниже качества алкогольной продукции, предусмотренного государственными стандартами, техническими условиями в области производства и оборота алкогольной продукции. (в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 102-ФЗ (ред. от 27.12.2009), от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
4. Порядок регулирования импорта алкогольной продукции и контроль за качеством ввозимой в Российскую Федерацию алкогольной продукции устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок регулирования импорта винодельческой продукции и контроль за качеством ввозимой винодельческой продукции осуществляются с учетом требований законодательства о виноградарстве и виноделии. (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 218-ФЗ, от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
Решение лицензирующего органа может быть обжаловано заявителем в лицензирующий орган и (или) в суд. Для рассмотрения жалобы по обращению заявителя может быть создана независимая экспертная комиссия с участием заявителя, представителей лицензирующих органов и независимых специалистов для проведения экспертизы. Положения об экспертных комиссиях утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции.
1. Общественный контроль за соблюдением настоящего Федерального закона осуществляется гражданами и общественными объединениями.
2. Государственные органы и должностные лица обязаны содействовать гражданам и общественным объединениям в проведении соответствующих проверок фактов нарушения настоящего Федерального закона и в десятидневный срок уведомлять заявителей о принятых решениях.
3. В целях анализа возможных социально-экономических последствий законодательных инициатив по вопросам регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, практики применения законодательства и разработки соответствующих рекомендаций могут создаваться консультативно-экспертные советы при федеральных органах законодательной и исполнительной власти, органах законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Положение о консультативно-экспертном совете утверждается органом, принявшим решение о создании такого совета.
-
18 ноября 2021, 11:02
Оптовые цены на картофель и капусту выросли на 70%. Морковь подорожала на 44%
-
17 ноября 2021, 19:01
Недельная инфляция ускорилась до 0,18%. В лидеры подорожания выбилась гречка
- Причудливые штормы и яркий спутник. NASA показало фотографии Юпитера и Ио
- Меркель запретила непривитым посещать магазины
- Вираж «Зенита» на матче с «Ростовом» проведет акцию поддержки задержанных фанатов ЦСКА
- Стало известно, из-за чего на севере Петербурга упал интернет «Билайна»
- «Позвал знакомых лосей, чтобы показать, как люди стоят в пробках». В Янино заметили копытных наблюдателей
- «Что-то у них сильно упало». На севере Петербурга жалуются на проблемы с интернетом «Билайна»
- В Купчино задержали троих поджигателей «Пежо». Сгоревшая машина принадлежала матери одного из них
- «Никаких наездов не будет». Путин пообещал обойтись без огульных обвинений при разбирательстве причин аварии на «Листвяжной»
- В Ленобласти обновилось антиковидное постановление. Рассказываем, что меняется со 2 декабря
- Комздрав: Петербург вышел на плато по коронавирусу
В Союзе производителей алкоголя считают, что повышение акциза и увеличение стоимости одной бутылки водки спровоцирует рост нелегального оборота алкоголя в России. Из-за того, что текущий акциз в России намного выше, чем в других странах Евразийского экономического союза, спиртные напитки попадают в страну из-за границы, отметил Косарев.
«Повышение МРЦ — инициатива Минздрава, который отчитывается только легальными продажами. То, что это перетекает в нелегальную плоскость, они не видят, и поэтому считают, что добиваются своей цели — деалколизации населения. На самом деле добиваются обратного — смерти большого количества людей, которые пьют непроверенный алкоголь», — утверждает он.
Косарев напомнил, что в 2015—2018 годах, когда рост акцизов в России был заморожен, поступления в бюджет выросли, а доля нелегального крепкого алкоголя на рынке снизилась.
По данным Росстата, с начала 2021 года алкоголь в России подорожал на 2,25%. Это значительно ниже средних темпов роста потребительских цен в стране, которые за последний год составили 8,13%.
Первое за последние два года повышение минимальной розничной цена на крепкий алкоголь произошло 1 января 2020 года, а второе — в начале 2021 года. За это время цены были подняты с 215 до 230 рублей за 0,5 л водки и с 388 до 443 рублей за 0,5 л коньяка. Приказ Минфина от начала 2021 года предусматривал сохранение установленных цен до конца 2026 года.
- В Екатеринбурге от отравления метанолом умерли 18 человек 16 октября 2021
- «Мы имеем дело с несчастными случаями». Почему в России столько отравлений суррогатным алкоголем11 октября 2021
- Производители круп призвали готовиться к подорожанию гречки на 10–20%25 октября 2021
- От редакции
- Политика
- Экономика
- Регионы России
- СНГ
- В мире
- Культура
- Идеи и люди
- Наука
- Образование
- Здоровье
- Войны и Армии
- Неделя в обзоре
- Кино
- Стиль жизни
- Филантропия
- Колонка обозревателя
- ЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
- Общество
- Я так вижу
- ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ И ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ЗАПРЕЩЕННЫЕ В РОССИИ
- Антракт
- Telegram-обзоры недели
- МониториНГ
212991
Фото 31305
71910
Фото 17960
21113
Фото 17224
Что изменится для владельцев оружия в 2022 году
Фото 15818
В 2021 году срок действия запрета на торговлю алкогольными напитками в Москве наступает в одиннадцать часов вечера и продолжается до восьми часов утра.
Пользуясь правом на ужесточение мер ограничения, некоторые регионы России сдвинули временные рамки реализации алкоголя, увеличив промежуток времени, в течение которого продажа спиртосодержащих напитков считается незаконной.
Регионы | Время запрета |
---|---|
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра | 20:00 – 8:00 |
Дагестан | 20:00 – 10:00 |
Ненецкий автономный округ | 20:00 – 11:00 |
Чукотский автономный округ | 20:00 – 12:00 |
Республика Саха (Якутия) | 20:00 – 14:00 |
Тамбовская, Тюменская области | 21:00 – 8:00 |
Республика Бурятия, Алтайский край, Владимирская, Ивановская, Иркутская, Липецкая области | 21:00 – 9:00 |
Новгородская область | 21:00 – 10:00 |
Карачаево-Черкессия, Амурская и Псковская области | 21:00 – 11:00 |
Республика Коми, Архангельская область, Брянская, Рязанская, Сахалинская области, Севастополь | 22:00 – 8:00 |
Приморский край, Ленинградская, Нижегородская, Новосибирская области | 22:00 – 9:00 |
Кабардино – Балкария, республика Мордовия, Татарстан, Удмуртия, Чувашская республика, Ставропольский край, Хабаровский край, Астраханская область, Белгородская область, Калининградская область, Калужская область, Камчатский край, Магаданская, Омская, Оренбургская, Самарская, Саратовская, Тверская, Томская области, Ямало-Ненецкий автономный округ | 22:00 – 10:00 |
Республика Адыгея, Краснодарский край, Санкт-Петербург, Еврейская автономная область | 22:00 – 11:00 |
Республика Башкортостан, Ингушетия, Калмыкия, Карелия, Марий-Эл, Северная Осетия – Алания, Хакасия, Чечня, Красноярский край, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Кемеровская, Костромская, Курганская, Курская, Московская, Орловская, Пензенская области, Пермский край, Ростовская, Свердловская, Смоленская, Ульяновская, Челябинская области, Забайкалье, Ярославская область, Москва | 23:00 – 8:00 |
Алтайский край, Кировская область, республика Крым | 23:00 – 10:00 |
Тыва | 24:09 – 8:00 |
Мурманская область | 8:00 – 11:00
21:00 – 23:00 |
Тульская область | 22:00 – 14:00
22:00 – 12:00 (по выходным) |
Следует знать, что в республике Чечня временной режим продажи алкоголя учитывает только слабоалкогольные напитки, крепкие же можно приобрести только в период с восьми до десяти утра. Данная уступка сделана в интересах туристов и гостей республики. Можно отметить, что эти меры позволили Чеченской республики войти в тройку самых трезвых областей Российской Федерации.
В ночное время приобрести алкогольные напитки без нарушения законодательства можно только в местах общественного питания, к коим относятся:
- кафе;
- рестораны;
- буфеты;
- бары;
- пабы.
В 2016 году стала активно использоваться система ЕГАИС, в которой отображается вся информация о движении алкоголя. Так, обладатели лицензии для заведений общепита должны проводить в данной системе регистрацию факта открытия каждой бутылки с алкогольным напитком. Это позволило добиться того, что продажа алкоголя «на вынос» в вышеперечисленных заведениях не является законной.
В лицензурных выражениях
Общее правило, введенное на федеральном уровне ФЗ-171, гласит, что алкоголь в магазине можно купить с 8-00 до 23-00. Ночью с 23-00 до 8-00 его не приобрести ни в «Пятерочке», ни в обычном несетевом магазине у дома. Исключение только одно — общепит. К нему приравниваются и «наливайки», но только при наличии зала обслуживания покупателей площадью не менее значения, установленного местными властями.
На вопрос, со скольки и до скольки продают алкоголь в Московской области в 2021-2022 годах, отвечают законы №40/2012-ОЗ от 27.04.2012г., №40/2015-ОЗ от 30.03.2015г. и постановление №1394/40 от 07.11.2012г. В Москве это закон о продажи алкоголя №29 от 09.12.1998г. и постановлением Правительства Москвы №1069-ПП от 28.12.2005г.
Ни тот, ни другой регион федеральные правила не ужесточили:
- время продажи алкоголя в Москве в 2021-2022 годах, часы продажи — с 8-00 до 23-00, ночью с 23-00 до 8-00 действует запрет на розничную реализацию спиртных напитков;
- время продажи алкоголя в Московской области в 2021-2022 годах аналогичное — с 8-00 до 23-00.
Стоит учесть, что в столице действуют дополнительные запреты относительно мест продажи. Например, магазины, расположенные на расстоянии 100 м от школ, иных образовательных организаций, не могут его продавать. Точки общепита могут, если расположены дальше 25 м от таких объектов.
Можно ли купить спиртное в Москве и Московской области в ночное время? По закону нельзя. Такой шаг со стороны продавца будет правонарушением.
Алкомаркеты не осуществляют реализацию алкоголя ночью в запрещенное время. Это невозможно сделать технически, так как кассовый аппарат, подключенный к системе ЕГАИС, не пробьет покупку. Правило всеобщее: оно применяется в «Перекрестке» и других сетевых магазинах, для несетевых также обязательно.
Дистанционная продажа спиртного запрещена ФЗ-171.
- «Красное и белое» работает обычно с 9-00 до 22-05 (дополнительные пять минут даются всем опаздывающим);
- в «Магните» можно отовариться с 8-00 или 9-00 до 22-00 или 23-00, время работы конкретного магазина можно дополнительно посмотреть на сайте;
- большинство магазинов «Пятерочка» и «Перекресток» работают по такому же графику (время открытия и закрытия может отличаться на 1-2 часа);
- в «Дикси» тоже алкоголь в ночное врем не продадут, хотя некоторые магазины работают круглосуточно или с 6-00;
- аналогично поступят продавцы в «Ленте»: они не имеют права нарушать федеральное и местное законодательство.
Розничная торговля алкоголем: изменения ЕГАИС в 2021 году
Закон о продаже любой алкогольной продукции насчитывает несколько основных изменений. Одно из требований предусматривает реализацию только в стационарном месте, оборудованным складскими помещениями, и находилось в собственности продавца хмельных напитков.
Требование подразумевает аренду стационара, но только для долгосрочного пользования. Установленные нормы вправе уменьшить лишь для торговых точек, которые продают слабые напитки – до 12°.
Предлагается наложить запрет на полутора литровые пластиковые алкогольные емкости. Последнее должно уменьшить количество пивных, дешевых винных продуктов, коктейлей, продающихся в подобной таре.
Правила продажи алкогольной продукции в нынешнем году рассчитаны на уменьшение потребления спиртосодержащих товаров, которые представляются ограничением ее реализации. Они касаются тех лиц, которые занимаются сбытом и употреблением.
Чтобы четко разграничить действие законодательства, необходимо рассмотреть понятие, которое подразумевает собой алкогольный напиток. Исходя из положения, таковым считается питьевая жидкость, содержащая 0,5 процентов спирта либо продуктов брожения этанола. Однако ряд кисломолочного продовольствия, квас, в составе которого немногим более 1% этанола, но таковыми не считаются.
Многие покупатели недоумевают, почему пиво попало в список, если оно содержит совсем мало алкоголя. То же самое относится к энергетическим спиртным жидкостям. Конечно, для солодовых напитков делается некоторое исключение, но не убирает его из подобной группы.
Для его предполагаемой продажи следует изучить упоминаемый закон. Государственный налог по каждому виду лицензии предусматривает уплату 40 000 руб., для оптовых же продаж – 500 000.
Федеральные правовые акты оговаривают продажу спиртной жидкости после 11 часов вечера до 8:00 утра. Однако некоторые областные власти страны вправе этот закон ужесточить с помощью локальных постановлений.
К таковым регионам, где спиртное продается по ограничению во времени, относятся:
- Санкт-Петербург, область – 11:00-22:00;
- Коми – 8:00-22:00;
- Псков, Архангельск – 10:00-23:00;
- Киров – 10:00-23:00, выходные – 17:00-23:00.
В Ичкерии водку продают только с 10 до 12 часов утра, мусульманские же праздники полностью обходятся без спиртного.
Федеральный закон от 22.11.95 N 171-ФЗ
Торгующие структуры либо частные предприниматели вправе быть оштрафованы, если их уличат в продаже крепких напитков в розницу после 11 вечера, что запрещено законом. Об этом говорят разделы кодифицированного акта о правонарушениях.
Субъекты Федерации так же предусматривают наказание за подобное нарушение. Все они исходят из наложения штрафных санкций в размере 100 000 р., с полной конфискацией продукции.
Классический советский комедийный фильм «Самогонщики» высмеял незадачливых «предпринимателей», которые занимались незаконным производством алкоголя. Что и говорить, в СССР за самогоноварение можно было получить серьезный срок. Многие удивятся, однако в современном административном и уголовном законодательстве нашей страны также установлена ответственность, но не за производство, а за продажу самодельного алкоголя. Самогоноварение считается правонарушением или преступлением в зависимости от масштабов незаконной деятельности, только если его сопровождает реализация.
Закон предусматривает наказание по пункту 1 статьи 271 УК за незаконную продажу алкоголя. По сути дела, это не ответственность за самогоноварение. Для себя вы можете производить любое количество домашнего алкоголя любого качества, а также употреблять этот напиток в любых количествах. Здесь вас ограничивают не статьи Уголовного кодекса, а лишь собственные представления о нормах пития.
- если самогон производится на продажу. Совершенно неважно, происходит реализация из-под полы, например, односельчане знают, что у вас всегда «есть» и приходят, чтобы приобрести бутылочку, или через торговые точки по предварительному сговору с владельцем или продавцом;
- если горячительный напиток продается в особо крупных размерах. Масштабы такой деятельности, как самогоноварение, оцениваются в национальной валюте: доход должен составлять свыше 1,5 миллионов рублей.
Именно сумма в 1,5 миллиона является разделом между административной и уголовной ответственностью. Самогоноварение и незаконная реализация алкоголя будут подпадать под суровое наказание статьи 171 именно после преодоления этого порога. Пункт 1 статьи 171 предусматривает такое наказание за самогоноварение (и продажу домашнего или кустарно изготовленного алкоголя):
- штраф. Размер штрафа за самогоноварение может достигать 300 тысяч рублей или 2-годичного среднего дохода незадачливого изготовителя крепкого напитка;
- другое наказание, которое предусматривает статья за самогоноварение, — исправительные работы, которые могут длиться немалое количество времени, — до 480 часов;
- еще более суровое наказание — это лишение свободы на срок до полугода.
Обманчиво впечатление от того, что наказание за производство самогона и его продажу довольно мягкое. Силовики могут квалифицировать самогоноварение не только по пунктам статьи 271. Могут быть применены положения статьи 238. Она предусматривает наказание не только за самогоноварение, продажу и транспортировку самопального алкоголя, но и за то, что самогон низкого качества нанес или мог нанести серьезный вред здоровью покупателей.
Если действия были квалифицированы по одному из пунктов этой статьи, то наказание становится более суровым. Ответственность приобретает все те же формы, но более серьезные. Штраф остается прежним — до 300 тысяч рублей. Исправительные работы — до 360 часов. А вот ограничение свободы (условное наказание, например) — до 2-х лет. В серьезных случаях полное лишение свободы доходит до 2-х лет.
Закон не так суров, если масштабы реализации домашнего алкоголя незначительные. Ответственность за самогоноварение предусматривается Кодексом об административных правонарушениях. Это статьи 14.1 или 14.2. Варить самогон и продавать его можно до поры, пока не было зафиксировано правонарушение.
Если полиция квалифицирует действия самогонщика по пункту 1 статьи 14.1, то наказание последует за незаконную предпринимательскую деятельность. Чтобы продавать (не самогон, а вообще что-либо), нужно зарегистрировать бизнес — ИП или ООО. За несанкционированную торговлю предусмотрен штраф от 500 до 2 тысяч рублей. Это самое мягкое наказание за самогоноварение и продажу изготовленного кустарным способом алкоголя.