Повышение зарплаты налоговикам в 2022 году в Казахстане

Автор: | 24.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Повышение зарплаты налоговикам в 2022 году в Казахстане». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • 2009
  • 2010
  • 2011
  • 2012
  • 2013
  • 2014
  • 2015
  • 2016
  • 2017
  • 2018
  • 2019
  • 2020
  • 2021
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Как изменится расчет заработной платы в 2022 году?

06 Октябрь 2021

pochemu-dorozhaet-neft-165309

50-mln-tenge-potreboval-nevinno-osuzhdennyj-za-2-5-goda-kolonii

posol-es-v-kazahstane-zavershaet-svoyu-diplomaticheskuyu-missiyu

v-kazahstane-bolee-4-241-mln-chelovek-poluchili-pervuyu-vakcinu

v-upravlenii-obrazovaniya-aktyubinskoj-oblasti-prokommentirovali-situaciyu-s-iznasilovaniem-pervoklassnika

  • Автоматическое выявление малоимущих для предоставления мер поддержки

    43 0

  • Учет расходов при аннулировании чека самозанятого

    112 0

  • Инициируется смягчение Закона об иноагентах

    24 0

  • Запрет упоминания в СМИ национальности преступников

    175 6

    Правительство одобрило уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на «совершенствование системы материальной мотивации федеральных госслужащих в связи с переносом сроков проведения мероприятий», отмечается в пояснительной записке к проекту федерального бюджета. В 2021 году они должны сократиться на 96,4 млрд руб., а в 2022-м — на 99,32 млрд руб. Но в 2023 году, наоборот, вырасти на 99,1 млрд руб. по сравнению с 2022 годом.

    Проводить такую реформу без дополнительного финансирования будет просто неэффективно, поэтому было принято решение перенести сроки ее проведения, полагает старший научный сотрудник лаборатории исследований бюджетной политики РАНХиГС Александр Дерюгин. Принцип оптимизации процессов, сокращения штата с одновременным увеличением зарплат для оставшихся сотрудников с успехом применяется в коммерческой сфере, международная практика показывает, что он эффективен и для госуправления, добавил он.

    В Казахстане увеличат оклады госслужащих

    В обиходе так называют всех тех, кто получает зарплату из бюджета: чиновники, силовики, работники госучреждений, врачи, учителя, ученые. Но объединять всех бюджетников в одну большую категорию не совсем верно. В соответствии с законодательством, они подразделяются на разные категории:

    • госслужащие (лица, работающие в государственных органах, в госучреждениях);
    • работники бюджетной сферы (учителя, ученые, врачи, воспитатели детских садов, сотрудники учреждений культуры и преподаватели вузов).

    Разница кроется не только в названии, но и в подходе к материальному обеспечению, подчинению и социальному обслуживанию. Как водится, у госслужащих оно несколько лучше. Да и их оклады и надбавки регулирует отдельное законодательство. Поскольку зарплаты чиновников и военных подчиняются специфическим правилам, мы остановимся подробнее на том, какое увеличение окладов было предусмотрено для так называемых «других категорий» и каким бюджетникам повысят зарплату в 2021 году в России.

    По приблизительным подсчетам, в России в бюджетной сфере трудятся около 33 млн человек. От всех граждан трудоспособного возраста (примерно 83 млн человек) доля бюджетников составляет более третьей части. Из них около половины составляют те, кого нельзя назвать госслужащими, в частности, сотрудники:

    • школ;
    • детских садов;
    • средних и высших учебных заведений;
    • медицинских учреждений;
    • библиотек, музеев и других культурных учреждений;
    • научных институтов.

    Заработную плату все они получают из государственного бюджета РФ: федерального или местного. Условия их работы регулируют Трудовой кодекс РФ, нормативно-правовые акты, разработанные ведомством, которое руководит деятельностью учреждения. Например, для врачей это Минздрав, а для работников культуры — Минкульт.

    Примечательно, что, хотя все эти НПА (в отличие от силовых ведомств) являются открытыми и общедоступными, уровень зарплат работников этих структур официально понять сложно. Система оплаты труда предполагает не только оклад, но и целый пласт различных премий, дотаций и бонусов. Поэтому, например, оклад ведущего бухгалтера в бюджетной организации установлен единый, а вот на руки разные сотрудники в разных отраслях получат совершенно разные суммы.

    Однако когда речь идет о средних зарплатах, то при их подсчете обычно учитываются все доплаты. Так, из документов Росстата следует, что средняя зарплата по стране составила 47 257 рублей (данные за февраль 2020). Поскольку выборку статистики делали по всем регионам и городам, для небольших городов этот показатель оказался завышен: на практике врачи и учителя в небольших муниципальных образованиях получают всего по 12 000–15 000 рублей в месяц. В целом картина средних зарплат по отраслям работников бюджетной сферы и регионам представлена в таблице, сформированной на основе данных Росстата по средним зарплатам бюджетников.

    Ежегодно в июле Росстат публикует данные по средним заработным платам отдельных категорий работников социальной сферы и науки в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам Российской Федерации за прошлый год: таблица окладов бюджетников составлена в разрезе видов деятельности и регионов.

    Индексация окладов была объявлена Владимиром Путиным в 2012 году, майские указы президента о повышении зарплаты медработникам и другим бюджетникам — это всего один основной документ — (указ президента № 597). Тогда, в мае, сразу после вступления в должность глава государства издал 11 указов, которые касались повышения зарплат госслужащих и других работников бюджетной сферы. Тогда президент обещал повысить оклады к 2020 году сначала учителям и врачам.

    Повышают оклады сначала тем бюджетникам, на которых распространяется действие указов президента:

    • от 07.05.2012 № 597;
    • от 01.06.2012 № 761;
    • от 28.12.2012 № 1688.

    Повышение является поэтапным. В конце концов:

    • у преподавателей вузов и врачей (медработников с высшим образованием) уровень зарплаты составит не менее 200% от средних зарплат в регионе;
    • у среднего и младшего медперсонала и социальных работников уровень зарплаты — не ниже средней зарплаты по региону.

    К сожалению, не все категории бюджетников попали под действие «майских указов». Очевидно, что тех, кому оклады не повысили, достаточно много. В связи с этим чиновники пообещали не обойти их стороной и провести индексацию и их зарплат. Так, в соответствии с законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», запланировано повышение окладов бюджетников (размеры индексации смотрите в таблице ниже).

    Категории работников, которым индексируют оклады в соответствии с «майскими указами» Категории сотрудников бюджетных организаций, которые не попали под действие «майских указов»

    Педагоги детских садов и общего образования

    Педагоги дополнительного образования

    Преподаватели и мастера среднего и начального профессионального образования

    Преподаватели вузов

    Врачи

    Средний и младший медицинский персонал

    Социальные работники

    Работники культуры

    Научные сотрудники

    Педагоги образовательных, медицинских организаций и организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей

    Специалисты по кадрам

    Специалисты по комплексной реабилитации

    Инженерно-технические и вспомогательные работники, обслуживающие здания и оборудование: техники, электромонтеры, слесари, сантехники, уборщики служебных помещений

    Социальные психологи

    Юристы

    Бухгалтеры и экономисты

    Инженеры

    Программисты

    Повышение: в 2020 году — на 5,4%, в 2021 году — на 6,1% Повышение: с 1 октября 2020 года — на 3,8%, с 1 октября 2021 года — на 3,7%

    МРП в 2022 году планируется увеличить на стандартные 5%. То есть, если на данный момент он составляет 2 917 тенге, то с 2022 года он будет равен 3 063 тенге.

    Такое же увеличение произойдет с пособиями, штрафами, госпошлинами и другими выплатами, которые зависят от МРП.

    Например, государственная выплата по случаю рождения первых трех детей, которая составляет 38 МРП, на данный момент равна 110 846 тенге, а с 2022 года ее размер может увеличиться до 116 394 тенге.

    Штраф за превышение скорости на 10-20 км составляет 5 МРП, что в 2021 году равно 14 585 тенге, а с 2022 года он может увеличиться до 15 315 тенге.

    А государственная пошлина за получение паспорта равна 8 МРП. В 2021 году это 23 336 тенге, с 2022 года она может вырасти до 24 504 тенге.

    Размер ПМ планируется также увеличить на 5%. Если в 2021 году он составляет 34 302 тенге, то в 2022, в случае принятия размеров показателей, увеличится до 36 018 тенге.

    В связи с этим, на столько же могут вырасти и выплаты, которые зависят от прожиточного минимума.

    Например, размер государственного пособия по потере кормильца для двух иждивенцев составляет 1,49 ПМ или 51 109,98 тенге в текущем году, а в 2022 году данная выплата может увеличиться до 53 666,82 тенге.

    Повышение зарплаты налоговикам прокомментировали в комитете госдоходов

    А в 2022 году планируется, что минимальная базовая пенсионная выплата также вырастет на 5% с 18 524 тенге до 19 450 тенге.

    При этом планируется, что на 7%, с 43 272 тенге до 46 302 тенге, вырастет минимальный размер солидарной пенсии, которую которую вместе с базовой составляющей получают казахстанцы, имеющие рабочий стаж до 1998 года 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.

    Рост прожиточного минимума также повлияет на минимальную пенсионную выплату из Единого накопительного пенсионного фонда. Ее размер составляет 70% от прожиточного минимума. На данный момент это 24 012 тенге, с 2022 года планируется что это будет 25 213 тенге.

    (0)

    Если вести речь о размерах заработной платы налоговиков, то следует акцентировать внимание на разнице окладов в федеральной налоговой службе и ее в региональных представительствах. Росстат, в частности, предоставляет такие сведения о начисляемых суммах:

    • работникам федеральной службы столичного региона – 70 тысяч рублей;
    • сотрудникам региональных подразделений – 30 тысяч рублей.

    Разница в цифрах является достаточно ощутимой. Так, заработная плата налоговых работников федеральной службы практически в два раза больше, чем у тех, кто трудится в административных подразделениях России. Стоит заметить, что доход отдельных служащих может существенно отличаться от усредненного показателя.

    Разница в зарплате сотрудников, проживающих в разных районах, может быть не только в два раза, но и в 4, и в 6 раз.

    Если в качестве сравнительного примера взять структуру МЧС и полицейскую службу, на первый взгляд, их оклады только чуть больше, чем у налоговиков. Однако полицейские и пожарные, благодаря наличию многочисленных льгот, имеют уровень жизни гораздо более высокий. Работники налоговой службы России лишены даже этих привилегий.

    Можно сделать вывод, что кадровый кризис для налоговиков в России связан с отсутствием льгот и минимизацией заработных плат. Такое положение вещей вынуждает сотрудников налоговых служб искать более высокооплачиваемую работу. Что же касается молодежи, то они приходят в налоговую службу в основном для того, чтобы набраться опыта, после чего увольняются в силу вышеописанных причин. Помимо опыта, стимула для молодых специалистов в данной структуре нет.

    Дело в том, что им предлагают заработную плату, имеющую фиксированный размер. Максимум – это 15-19 тысяч рублей. Казалось бы, достаточно неплохо для молодых специалистов, осваивающих профессию. Однако вся беда в том, что перспектива увеличения оплаты для них отсутствует.

    Опытные налоговики, в свою очередь, отказываются выполнять дополнительные обязанности без оплаты и предпочитают искать вакансии в других ведомствах. Таким образом, снижается и уровень подготовки молодых специалистов на рабочих местах.

    Текучесть кадров в налоговых органах достаточно высока: данный показатель составляет примерно 35 тысяч человек в год. В 2010 году был принят законопроект, согласно которого месячная оплата госслужащих должна расти с каждым годом в течение 5 лет.

    Действие закона приостановили в 2014 году: основанием для этого послужил кризис в стране, обусловленный падением цены на нефть. На сегодняшний день налоговики не имеют больших доходов. Есть ли надежда в этом плане на 2021 год, целесообразно рассмотреть более подробно.

    Будет ли подниматься заработная плата работников налоговых служб в 2021 году? Вопросы по поводу изменения окладов в большую сторону были подняты Министерством финансов и переданы на рассмотрение в Государственную думу.

    Мнение экспертов таково, что их решение приостановит текучесть кадров и отобьет у служащих желание менять рабочие места и искать их в других структурах.

    На сегодняшний день предполагается поэтапное увеличение окладов для работников данного ведомства. Рост заработных плат проектом предусматривается в течение трех лет, начиная с 2017 года. Согласно плану, уже к 2021 году зарплата вырастет примерно на 30% по сравнению с действующими тарифами. Несмотря на то, что процент невелик, это уже будут эффективные меры. Министерством финансов было предложено увеличивать только поощрительную долю оклада, а служащими министерства труда – именно ежемесячную ставку.

    Согласно убеждениям чиновников, как раз такой подход позволит вернуть налоговой службе прежнюю репутацию, в результате чего, у её сотрудников отпадет желание менять место работы.

    Какой процент повышения зарплат будет введен в действие точно еще не известно. И тот и другой законопроект сейчас рассматривается в Госдуме, после чего ожидается их принятие. Надежда на то, что доходы налоговиков станут больше должна оправдаться.

    Предыдущие проекты об увеличении зарплаты и индексации госслужащим были приостановлены, несмотря на то, что цены на многие товары неоднократно повышались. Само собой разумеется, что это не привело к росту доходов налоговиков.

    Приказ о возврате индексации для госслужащих уже издан и скоро вступит в силу. Доходы должны быть проиндексированы при учете инфляционного уровня, который предполагается в пределах 4–5%.

    Стоит заметить, что сами налоговики с такими мерами не согласны. По их мнению, обесценивание валюты ожидается большее. Кроме того, заработная плата налоговиков не индексировалась примерно два года, несмотря на вышеописанные экономические изменения. Однако повышения процентной ставки не предвидится.

    По мнению чиновников, инфляционный порог не будет больше 6%. Перерасчета зарплат за два предыдущих года не производилось по той причине, что для этого не хватило бюджетных средств. Что ожидает налоговых работников в 2021 году – покажет время.

    Сотрудникам налоговых служб зарплаты не повышались более семи лет, несмотря на инфляцию, изменение цен и другие экономические факторы, произошедшие в стране. Правительство России обещает увеличить зарплату всем работникам бюджетной сферы на 10%, где налоговики не являются исключением. Предполагается и другая схема повышения окладов трудящимся кадрам налоговых органов в 2021 году, которая была применена при проведении реформы МВД.

    Когда значительная часть сотрудников попала под сокращение, а оставшимся служащим за счет этого добавлялось жалование и вменялись дополнительные обязанности. Несмотря на неординарность таких мер, заявления чиновников носят оптимистический характер.

    Таким образом, можно отметить неоднозначность и противоречивость последних новостей, касающихся изменения доходов налоговиков. На данный момент Дума рассматривает несколько проектов, в том числе решает вопрос о проведении индексации зарплат с 2006 года на 3%. Кроме того, все налоговые службы в 2021 году могут быть переведены на почасовую оплату. При этом начисление премиальных и разного рода доплат, например, за интенсивный труд и переработку, совсем не будут исключены.

    Дело в том, что в налоговом ведомстве сокращение кадров ожидается частичное и гораздо в меньшем масштабе, чем было в МВД. Положение вещей обусловлено иной спецификой работы в налоговых службах. По прогнозам аналитиков, тотальная реорганизация приведет к снижению качества выполняемой работы и потере контроля, за наполнением бюджетов.

    Этого допустить никак нельзя. Однако некоторое сокращение кадров в налоговых органах до конца 2021 года будет проведено. Скорее всего, произойдет уменьшение руководящего состава, весь остальной штат планируется затронуть по минимуму.

    Каждому уволенному сотруднику будет выплачена компенсация в размере четырех окладов, что и предусмотрено российским законодательством. Таким образом, вопрос о повышении зарплаты налоговикам до 2021 года можно считать наполовину решенным, и это несмотря на то, что процент увеличения только рассматривается.

    Конечные же суммы и оклады будут изменяться в индивидуальном порядке, после окончательного принятия законопроектов и введения их в действие.

    Комитет госдоходов озвучил зарплаты налоговиков

    Последнее повышение окладов государственных чиновников было в 2020 году — с 1 октября оклад по должности вырос на 3%. На пленарном заседании Госдумы 25 ноября 2020 года был принят законопроект, согласно которому индексация окладов госслужащих приостановлена до 1 января 2022 года. Зарплат чиновников регионального уровня он не касается — индексацию устанавливают региональные власти.

    Принятие такого решения связано с критическим падением бюджетных доходов в 2020 году и большими затратами на антикризисные меры, связанные с пандемией. Предполагается, что дефицит бюджета сохранится до 2023 года. На переносе зарплатных реформ чиновников правительство сэкономит около 200 млрд рублей. В 2023 году планируется вернуться к индексации окладов при условии сокращения числа госслужащих.

    Будет ли подниматься заработная плата работников налоговых служб в 2021 году? Вопросы по поводу изменения окладов в большую сторону были подняты Министерством финансов и переданы на рассмотрение в Государственную думу.

    Мнение экспертов таково, что их решение приостановит текучесть кадров и отобьет у служащих желание менять рабочие места и искать их в других структурах.

    На сегодняшний день предполагается поэтапное увеличение окладов для работников данного ведомства. Рост заработных плат проектом предусматривается в течение трех лет, начиная с 2017 года. Согласно плану, уже к 2021 году зарплата вырастет примерно на 30% по сравнению с действующими тарифами. Несмотря на то, что процент невелик, это уже будут эффективные меры. Министерством финансов было предложено увеличивать только поощрительную долю оклада, а служащими министерства труда – именно ежемесячную ставку.

    Согласно убеждениям чиновников, как раз такой подход позволит вернуть налоговой службе прежнюю репутацию, в результате чего, у её сотрудников отпадет желание менять место работы.

    Какой процент повышения зарплат будет введен в действие точно еще не известно. И тот и другой законопроект сейчас рассматривается в Госдуме, после чего ожидается их принятие. Надежда на то, что доходы налоговиков станут больше должна оправдаться.

    Предыдущие проекты об увеличении зарплаты и индексации госслужащим были приостановлены, несмотря на то, что цены на многие товары неоднократно повышались. Само собой разумеется, что это не привело к росту доходов налоговиков.

    Приказ о возврате индексации для госслужащих уже издан и скоро вступит в силу. Доходы должны быть проиндексированы при учете инфляционного уровня, который предполагается в пределах 4–5%.

    Стоит заметить, что сами налоговики с такими мерами не согласны. По их мнению, обесценивание валюты ожидается большее. Кроме того, заработная плата налоговиков не индексировалась примерно два года, несмотря на вышеописанные экономические изменения. Однако повышения процентной ставки не предвидится.

    По мнению чиновников, инфляционный порог не будет больше 6%. Перерасчета зарплат за два предыдущих года не производилось по той причине, что для этого не хватило бюджетных средств. Что ожидает налоговых работников в 2021 году – покажет время.

    Если вести речь о размерах заработной платы налоговиков, то следует акцентировать внимание на разнице окладов в федеральной налоговой службе и ее в региональных представительствах. Росстат, в частности, предоставляет такие сведения о начисляемых суммах:

    работникам федеральной службы столичного региона – 70 тысяч рублей;

    сотрудникам региональных подразделений – 30 тысяч рублей.

    Разница в цифрах является достаточно ощутимой. Так, заработная плата налоговых работников федеральной службы практически в два раза больше, чем у тех, кто трудится в административных подразделениях России. Стоит заметить, что доход отдельных служащих может существенно отличаться от усредненного показателя.

    Разница в зарплате сотрудников, проживающих в разных районах, может быть не только в два раза, но и в 4, и в 6 раз.

    Если в качестве сравнительного примера взять структуру МЧС и полицейскую службу, на первый взгляд, их оклады только чуть больше, чем у налоговиков. Однако полицейские и пожарные, благодаря наличию многочисленных льгот, имеют уровень жизни гораздо более высокий. Работники налоговой службы России лишены даже этих привилегий.

    Можно сделать вывод, что кадровый кризис для налоговиков в России связан с отсутствием льгот и минимизацией заработных плат. Такое положение вещей вынуждает сотрудников налоговых служб искать более высокооплачиваемую работу. Что же касается молодежи, то они приходят в налоговую службу в основном для того, чтобы набраться опыта, после чего увольняются в силу вышеописанных причин. Помимо опыта, стимула для молодых специалистов в данной структуре нет.

    Дело в том, что им предлагают заработную плату, имеющую фиксированный размер. Максимум – это 15-19 тысяч рублей. Казалось бы, достаточно неплохо для молодых специалистов, осваивающих профессию. Однако вся беда в том, что перспектива увеличения оплаты для них отсутствует.

    Опытные налоговики, в свою очередь, отказываются выполнять дополнительные обязанности без оплаты и предпочитают искать вакансии в других ведомствах. Таким образом, снижается и уровень подготовки молодых специалистов на рабочих местах.

    Текучесть кадров в налоговых органах достаточно высока: данный показатель составляет примерно 35 тысяч человек в год. В 2010 году был принят законопроект, согласно которого месячная оплата госслужащих должна расти с каждым годом в течение 5 лет.

    Действие закона приостановили в 2014 году: основанием для этого послужил кризис в стране, обусловленный падением цены на нефть. На сегодняшний день налоговики не имеют больших доходов. Есть ли надежда в этом плане на 2021 год, целесообразно рассмотреть более подробно.

    «Установить с 1 января 2022 года: 1) МЗП – Т42 500; 2) минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты – Т19 450; 3) минимальный размер пенсии – Т46 302; 4) МРП для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан – Т3 063 тенге; 5) величину прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат – Т36 018», — говорится в проекте бюджета.

    Также планируют установить, что средства, направленные на пенсионные выплаты по возрасту и пенсионные выплаты за выслугу лет, предусмотрены с учетом повышения их размеров с 1 января 2022 года на 7%.

    Напомним, ранее уже назывались основные параметры по доходам и затратам проекта бюджета на 2022 год. Также агентство информировало, что почти Т3 трлн планируют изъять в 2022 году из Нацфонда Казахстана в виде трансфертов.

    По словам Виктории Шегай, при переходе к минимально гарантированной пенсии увеличится минимальный порог этой выплаты для всех пенсионеров.

    «Если сегодня размер базовой пенсии на минимальном уровне составляет 54 процента от прожиточного минимума, около 18 500 тенге сегодня, то при переходе к минимально гарантированной пенсии минимальный порог увеличивается до 70 процентов от величины прожиточного минимума, около 24 тысяч тенге», — объяснила представитель Минтруда.

    Министр труда доложил, каким работникам повысят зарплату

    По действующей системе минимальный стаж участия в пенсионной системе — 10 лет, по новой системе стаж участия снизится до 5 лет.

    «На уровне 70 процентов от величины прожиточного минимума будут получать те пенсионеры, у которых нет стажа либо этот стаж составляет менее 5 лет. За каждый год сверх установленного стажа размер пенсии увеличивается на 2 процента», — рассказала директор департамента Минтруда.

    Если базовая пенсия сегодня ограничивается 100 процентами от величины прожиточного минимума, то при переходе к минимально гарантированной пенсии предлагается не устанавливать верхний предел.

    «То есть за каждый год, который проработал человек сверх пяти лет, размер этой пенсии предлагается увеличивать на 2 процента и без ограничений. Если человек проработал, скажем, 20 лет, то сегодня он получает порядка 74 процентов от прожиточного минимума — около 25,5 тысячи тенге. При переходе на систему минимальной гарантированной пенсии с таким же стажем человек будет получать 100 процентов от прожиточного минимума. На сегодняшний день это 34 302 тенге», — поделилась директор департамента Минтруда.

    В концепции модернизации пенсионной системы до 2030 года также предполагается предоставить казахстанцам право «отложенного выхода на пенсию». Сегодня трудовой стаж рассчитывается до момента достижения человеком пенсионного возраста (для мужчин — 63 года, для женщин — 60 лет). При переходе на новую систему предлагается, чтобы этот стаж не ограничивался возрастом выхода на пенсию.

    «Если человек не обратился за пенсией и продолжает работать после достижения пенсионного возраста, скажем, проработал еще два года, то размер его минимальной гарантированной пенсии должен увеличиться на четыре процента — по два процента за каждый год сверх того, что он проработал, достигнув пенсионного возраста», — рассказала Виктория Шегай.

    Еще одно направление модернизации — введение пятипроцентных обязательных пенсионных взносов в ЕНПФ работникам за счет средств работодателей с 2023 года.

    Виктория Шегай отметила, что это изменение предусматривалось еще с 2018 года, однако отложилось до 2020 года из-за роста нагрузки на фонд оплаты труда для работодателя в связи с введением обязательного социального медицинского страхования. В 2020 году введение пятипроцентных взносов отложили на 2023 год из-за экономических последствий COVID-19.

    «Фактически введение пятипроцентных взносов работодателя завершает формирование в Казахстане многоуровневой сбалансированной пенсионной системы, которая основывается не только на ответственности государства и работника за обеспечение пенсионного будущего казахстанцев, но и на ответственности самого работодателя. Это, в принципе, и есть повсеместная международная практика», — подчеркнула она.

    В качестве сравнения директор департамента Минтруда привела пример России, где взнос работодателя в пенсионную систему соцстрахования сегодня составляет 22 процента.

    Индексация зарплат, рост оклада служащих, МРОТ на 2022 в обзоре трудовых прав

    Касым-Жомарт – президент страны считает, что в 2021-м году необходимо продолжить работу, направленную на рост заработных плат сотрудникам деятельности. В частности планируется увеличение зарплаты более чем 1 миллиону работников, которые заняты в бюджетной сфере деятельности. Особое внимание уделяется педагогам, медицинским работникам и сотрудникам, которые заняты в учреждениях социальной защиты населения, видь они выполняют максимально важную работу.

    Минимальная зарплата в Казахстане, что предусмотрена бюджетом на 2021-й – 2023 год, составляет 42 500 тенге. Данный показатель остается неизменным, но это не значит, что уровень оплаты работы для работников в бюджетной сфере не будет меняться.

    Не так давно выросла заработная плата государственных служащих, в частности изменились правила выплаты для них пенсий и бонусов. И пандемия обнажила проблемы в системе здравоохранения, поэтому медикам планируют добавить к окладам до 50 %. При таком росте показателей годовой доход одного медработника в среднем планируется поднять до двух млн. При таком уровне среднемесячная зарплата должно быть больше 150 000 тенге.

    Помимо этого планируется рост заработных Плат для всего вспомогательного персонала медицинских учреждений, а также тех сотрудников, которые обеспечивают надомный уход за больными. Предусматриваются доплаты до 40 % от должностного оклада, ранее этот показатель находился на уровне 30 % и расчет заработной платы должен проводиться с учетом этого изменения.

    Не менее важными являются заработные платы в сфере педагогики, потому что сегодня система образования из-за тоже пандемии меняется, часть детей находится на удалённом образовании, и это необходимо учитывать. Планируется увеличить заработные платы учителей на 25 %. И рост запланирован в рамках программы, которые рассчитаны на четыре года. Считается, что на её реализацию будет выделено 1,2 триллиона тенге.

    С 1 января 2021 года заработная плата выросла не только для школьных учителей, а и для воспитателей в детских садах, для преподавателей в высших учебных заведениях. Размер доплат составил 25 %. Нововведение было принято для того, чтобы увеличить уровень образования, а также преобразовать социальную сферу в Казахстане в целом. Только увеличение заработных Плат позволит сохранить кадровый потенциал. Это также улучшает качество предоставления услуг, повышает качество образования и улучшает престиж профессий.

    Имеется в виду сферы социальной защиты населения, где также нужно увеличить заработные платы, и здесь предусмотрен постепенный рост окладов, на три ближайших года. В 2001-м году оклады должны вырасти на 50 %, относительно уровня прошлогоднего периода. В 2022-м году ожидается 25 % прироста, а в 2023-м году – ещё раз на 25 % увеличится оклады.

    Из государственного бюджета будет выделено 95 миллионов тенге. И зарплата госслужащих в 2021 году в Казахстане также вырастет.

    Отдельное внимание стоит уделить тому, как рассчитать зарплату, чтобы понять, какая сумма будет выдана на руки. Оклад – это фиксированная сумма. Его уровень прописывается в трудовом договоре, но человек получает по итогу немного меньше, чем указано, потому что из заработной платы вычитаются необходимые налоги.

    Говоря о вычетах стоит сказать, что вычитаются обязательные пенсионные взносы, а также ИПН – подоходный налог.

    Обязательные отчисление составляют 10 % от оклада. И подоходный налог также составляет 10 %. Налоговый кодекс предусматривает ту сумму, которая не облагается налогом – это одна минимальная заработная плата, уровень которой указан выше – 42 500 тенге.

    Лучше всего использовать калькулятор заработной платы в Казахстане в 2021 году для расчёта заработной платы, который позволяет рассчитать ориентировочную зарплату, вводя исходные данные в специальную программу.

    С 1 января 2021 года в Казахстане стартовала программа всеобщего декларирования доходов. Имеется ввиду, что на первичном этапе обязаны задекларировать все доходы те лица, которые занимают гражданские должности, а также их супруги. Тоже самое касается депутатов государственных фракций и их супруг. И закон определяет, что задекларировать доходы должны лица, которые ведут деятельность в банковской сфере, ведут борьбу с коррупцией, либо занимаются страхованием. Все они обязаны отразить свои активы. В дальнейшем это коснётся всех граждан страны.

    Ещё одним нововведением 2021 года является закон дактилоскопической регистрации. Имеется ввиду сбор всех данных, которые фиксируются строением узоров пальцев рук человека. Каждый гражданин столкнётся с процедурой дактилоскопии при оформлении биометрических документов, ведь в них уже установлен чип. Детей можно будет подвергать процедуре дактилоскопии только с разрешения родителей или опекунов, однако с 16 лет и для них такая процедура является обязательной. Отказ вот её прохождение влечёт за собой штраф в размере двух МРП.

    Завершение можно сказать, что в государственном бюджете сегодня есть некоторые трудности . Средства не хватает, пандемия привела к тому, что многие организации не в состоянии платить налоги в том объеме, в котором они должны. Многие просят льготы, и власти приходится идти на встречу, потому что все понимают, что кризис дает о себе знать. Однако на сегодняшний день новости подтверждают тот факт, что повышение зарплаты в Казахстане всё-таки будет. И эта новость уже является очень хорошей, потому что в условиях кризиса власть продолжает выполнять свои обязательства.

    В 2022 году казахстанским участковым планируют поднять заработную плату на 33%, заявил заместитель председателя комитета административной полиции министерства внутренних дел Алексей МИЛЮК на брифинге в МВД, передает Sputnik Казахстан.

    «Особое внимание уделяется вопросам оплаты труда участковых инспекторов полиции. В 2019 году участковым повышена зарплата на 25%, со следующего года планируется повысить еще на треть», — рассказал он

    Кроме этого, с июля 2019 года участковым выплачивают компенсацию за аренду жилья, а с 1 января это право предоставлено их помощникам.

    «Глава государства обозначил участковых инспекторов полиции ключевой фигурой в национальной сервисной модели полиции. Было поручено законодательно повысить его статус, предоставить ему все полномочия для эффективной работы. В связи с чем, с июля текущего года участковый наделен правом вносить от имени полиции физическим и юридическим лицам представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений и требовать их исполнение», — рассказал Алексей Милюк.

    Участковые теперь могут накладывать административные взыскания за то, что несовершеннолетние находятся в развлекательных заведениях в ночное время, а также за нарушение запрета потребления табачных изделий; нарушение административного надзора и создание препятствий для движения транспортных средств.

    «Это позволяет участковым больше находиться на своем участке, не отвлекаться на поездки к руководству для подписания материалов», — сказал замглавы комитета.

    Также законодательно закреплен статус помощника участкового инспектора в качестве неотъемлемого звена этой службы. Сейчас помощники имеют почти все полномочия участкового, за исключением принятия процессуальных решений по уголовным делам.

    Фото: ianews.kz.

    Зарплата работника складывается из оклада, установленного трудовым договором, и других выплат (премий, надбавок и т.д.).

    Всё это называют доходом физического лица. В него также входят другие доходы, получаемые лицом в натуральной форме или в форме материальной выгоды (бесплатное питание, абонемент в спортзал и т.д.).

    Доход работника = денежные выплаты + доход в натуральной форме + доход в виде материальной выгоды

    Зарплаты бюджетников и свежие новости индексации в 2021 году

    При расчете заработной платы важным этапом является вычет с неё налогов, взносов и отчислений.

    На сегодняшний день с дохода работника рассчитываются 6 видов выплат и доходов, установленных законом:

    1. Подоходный налог (ИПН);
    2. Пенсионные взносы (ОПВ);
    3. Взносы на медицинское страхование (ВОСМС);
    4. Отчисления на медстрахование (ООСМС);
    5. Социальный налог (СН);
    6. Социальные отчисления (СО).

    Ведите исчисления налогов и взносов, обязательных для уплаты работодателем по закону в 1С:Зарплата и управление персоналом для Казахстана.

    Каждый вид налога и взноса имеет индивидуальные особенности при расчете (разные ставки, состав и пределы доходов, техника расчета, сроки перечисления и т.д.).

    Одну долю налогов и взносов платит сотрудник, другую — работодатель.

    В данной таблице представлены главные положения по каждому виду налога и взноса:

    Вид налога, взноса, отчисления

    Краткое обозначение

    Ставка

    Предел дохода

    Формула расчета

    «За чей счет?»

    Подоходный налог

    ИПН

    10%

    нет

    (Доход работника – Корректировка дохода — Налоговые вычеты) *10%

    Сотрудника

    Пенсионные взносы

    ОПВ

    10%

    До 50 МЗП

    Доход работника * 10%

    Сотрудника

    Медицинские взносы

    ВОСМС

    2%

    До 10 МЗП

    Доход работника * 2%

    Сотрудника

    Медицинские отчисления

    ООСМС

    2%

    До 10 МЗП

    Доход работника * 2%

    Работодателя

    Социальные отчисления

    СО

    3,5%

    Не менее 1 МЗП, не более 7 МЗП

    (Доход работника – ОПВ) * 3,5%

    Работодателя

    Социальный налог

    СН

    9,5%

    Не менее 1 МЗП

    (Доход работника – ОПВ — ВОСМС) * 9,5% – СО

    Работодателя

    Профессиональные пенсионные взносы*

    ОППВ

    5%

    нет

    (Доход работника – ОПВ — ВОСМС) * 9,5% – СО

    Работодателя

    *ОППВ уплачиваются только за сотрудников, занятых на вредных условиях труда, профессии которых предусмотрены перечнем.

    В некоторых случаях с сотрудника рассчитываются не все налоги и взносы. К таким случаям можно отнести пенсионеров, инвалидов, иностранцев и др.

    После расчета подоходного налога работникам выдаются налоговые вычеты. Не все вычеты предоставляются каждому сотруднику, для некоторых нужны определенные причины.

    Например, если сотрудник уплачивает пенсионный взнос (ОПВ) и взнос на медицинское страхование (ВОСМС), то ему предоставляется вычет. Также всем сотрудникам ежемесячно предоставляется вычет в размере 1 МЗП.

    К сотрудникам, имеющим право на другие налоговые вычеты, относятся:

    1. «Чернобылец», «Афганец»;
    2. Родитель или попечитель ребенка-инвалида;
    3. Родитель приемного ребенка;
    4. Уплачивающие добровольные пенсионные взносы (в ЕНПФ);
    5. Уплачивающие ипотеку в Жилстройсбербанк (Отбасы банк);
    6. В отчетном месяце получавшие платную медицинскую помощь.

    Таблица налоговых вычетов при расчете подоходного налога:

    Категория

    Вычет

    Размер вычета

    Все сотрудники

    ОПВ

    ВОСМС

    1 МЗП

    Исходя из размера ОПВ за месяц

    Исходя из размера ВОСМС за месяц

    Фиксированная сумма 1 МЗП за месяц (в 2021 году 42 500 тенге)

    «Чернобылец», «Афганец»;

    Фиксированная сумма 882 МРП за год (в 2021 году 2 572 794 тенге)

    Родитель или попечитель ребенка — инвалида

    Фиксированная сумма 882 МРП за год (в 2021 году 2 572 794 тенге)

    Родитель приемного ребенка

    Доход работника Никифоровой И. И. в январе 2021 года составил 100 000 тенге (заработная плата + ежемесячная премия).

    Работник имеет право на вычет по ОПВ, вычет по ВОСМС и вычет в размере 1 МЗП – 42 500 тенге. ОППВ не уплачиваются.

    Расчет ОПВ

    Min предела по доходам работника нет. Max предел — 50 МЗП (2 125 000 тенге). 100 000 * 10% = 10 000 тенге

    Расчет ОПВ

    Min предела по доходам работника нет. Max предел — 50 МЗП (2 125 000 тенге). 100 000 * 10% = 10 000 тенге

    Расчет ИПН

    Min предела по доходам работника нет. Max предела по доходам работника нет. 100 000 — 10 000 (ОПВ) – 2 000 (ВОСМС) – 42 500 = 45 500 тенге; 45 500 * 10% = 4 550 тенге.

    Расчет СО

    Min предел — 1 МЗП (42 500 тенге). Max предел — 7 МЗП (297 500 тенге). 100 000 – 10 000 (ОПВ) = 90 000; 90 000 * 3,5% = 3 150 тенге.

    Расчет СН

    Min предел — 1 МЗП (42 500 тенге). Max предела по доходам работника нет. 100 000 – 10 000 (ОПВ) – 2 000 (ВОСМС) = 88 000 тенге; 88 000 * 9,5% = 8 360 тенге; 8 360 – 3 150 (СО) = 5 210 тенге

    Расчет ООСМС

    Min предела по доходам работника нет. Max предел — 10 МЗП (425 000 тенге). 100 000 * 2% = 2 000 тенге.

    Показатель

    Расчет

    ОПВ

    10 000 тенге

    ИПН

    4550 тенге

    СО

    3150 тенге

    СН

    5210 тенге

    ООСМС

    2000 тенге

    ВОСМС

    2000 тенге

    За счет работодателя

    10360 тенге

    За счет работника

    16550 тенге

    Сумма «на руки»

    83450 тенге

    Вычислим зарплату для низкооплачиваемых работников (доход за месяц не превышает 25 МРП), на которых распространяется 90% уменьшение облагаемого дохода по ИПН.

    Доход работника Ежевикиной А.А. в январе 2021 года составил 50 000 тенге. Это совокупный доход работника за месяц и он менее 25 МРП (72 925 тенге в 2021 году).

    Работник имеет право на вычет в размере 1 МЗП – 42 500 тенге, вычет по ОПВ, вычет по ВОСМС.

    Расчет ОПВ

    Min предела по доходам работника нет. Max предел — 50 МЗП (2 125 000 тенге). 50 000 * 10% = 5 000 тенге

    Расчет ВОСМС

    Min предела по доходам работника нет. Max предел — 10 МЗП (425 000 тенге). 50 000 * 2% = 1 000 тенге.

    Расчет ИПН

    Min предела по доходам работника нет. Max предела по доходам работника нет. Облагаемый доход работника: 50 000 — 5 000 (ОПВ) – 1 000 (ВОСМС) – 42 500 = 1 500 тенге; Уменьшаем облагаемый дохода работника на 90%: 1 500 – (1 500 * 90%) = 150 тенге 150 * 10% = 15 тенге

    Расчет СО

    Min предел — 1 МЗП (42 500 тенге). Max предел — 7 МЗП (297 500 тенге). 50 000 – 5 000 (ОПВ) = 45 000; 45 000 * 3,5% = 1 575 тенге.

    Расчет СН

    Min предел — 1 МЗП (42 500 тенге). Max предела по доходам работника нет. 50 000 – 5 000 (ОПВ) – 1 000 (ВОСМС) = 44 000 тенге. 44 000 * 9,5% = 4 180 тенге; 4 180 – 1 575 (СО) = 2 605 тенге.

    Расчет ООСМС Min предела по доходам работника нет. Max предел — 10 МЗП (425 000 тенге). 50 000 * 2% = 1 000 тенге.

    Показатель

    2021 год

    ОПВ

    50 000 * 10%

    5000 тенге

    ИПН

    (50 000 – 5 000 – 1 000 – 42 500) = 1 500 – (1 500 * 90%) = 150 * 10%

    15 тенге

    СО

    (50 000 – 5 000) * 3,5%

    1575 тенге

    СН

    (50 000 – 5 000 – 1000) * 9,5% = 4 180 – 1 575

    2605 тенге

    ООСМС

    50 000 * 2%

    1000 тенге

    ВОСМС

    50 000 * 2%

    1000 тенге

    За счет работодателя

    5180 тенге

    За счет работника

    6015 тенге

    Сумма «на руки»

    43985 тенге

    Таким образом, в данной статье объяснены стандартные случаи расчета зарплаты, благодаря которым бухгалтер может сделать свой расчет.

    После всех вычислений сотрудник получает заработную плату двумя путями: либо наличными деньгами через кассу, либо переводом на банковскую карту (со счета работодателя).

    Зарплата выплачивается не позже 10 числа каждого месяца. Так же сотрудник может получить от работодателя аванс (часть от зарплаты, выплачиваемая заранее).

    Полученные суммы налогов и взносов из заработной платы перечисляются в налоговые органы и другие фонды в срок.

    Могут возникнуть случаи, при которых расчет заработной платы будет происходить по- особенному:

    1. Пребывание работника на больничном
    2. Пребывание работника в оплачиваемом и неоплачиваемом отпуске
    3. Работник уплачивает алименты по исполнительному листу, установленному судом
    4. Работник выходит в выходные и праздничные дни, выполняет сверхурочную работу и т.д.

    Они могут быть периодического характера (больничный, отпуск, работа в выходные и праздничные дни) и продолжительные (алименты на ребенка до его 18 — летия).

    Формируйте структуру компании в реальном времени, ведите статистику по позициям и должностям, с количеством ставок, окладов и др. детализацией в 1С.

    Формируйте приказы, табели, графики, справки сразу в программе 1С:Зарплата и управление персоналом согласно утвержденным формам в Республике Казахстан.

    Остались вопросы? Звоните менеджерам Первого Бита.

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

    Андрей Новиков

    В октябре 2021 года министр труда и социальной защиты населения РК Серик Шапкенов заявил, что рост МЗП положительно скажется на доходах 1,67 миллиона казахстанцев.

    В ведомстве добавили, что повышение МЗП также скажется на тех казахстанцах, которые сейчас зарабатывают немногим больше нынешнего уровня МЗП. То есть их доходы также вырастут, так как они должны получать все также несколько больше, чем установленный порог МЗП.

    В ближайшие годы планируется расширить список, приведенный в ст. 263 НК РФ. К примеру, Минфин предлагает вычитать для целей налогообложения на прибыль расходы на страхование некоторых видов ответственности и от перерыва в производстве.

    Сейчас список видов добровольного страхования является закрытым: его хотят открыть, применив к расходам на страховку критерии вычитаемости расходов, прописанные в ст. 252 НК РФ.

    В этом направлении у Минфина сразу несколько инициатив:

    1. Признание расходов на приобретение имущественных прав. Сейчас расходы по сделкам уступки права требования не учитываются для целей НДФЛ, кроме договоров долевого строительства. В будущем ситуацию планируют исправить.

    2. Учет долей в уставном капитале ООО, полученных в дар или при наследовании. При отчуждении долей или ликвидации ООО будет применяться та же практика, что и в отношении ценных бумаг: п. 18 и п. 18.1 ст. 217 НК РФ, п.13 ст. 214.1 НК РФ.

    3. Налог для фрилансеров, работающих за рубежом. Минфин предложил рассматривать денежные средства от дистанционной работы за рубежом как доход от источников в РФ. Теперь блогеры с YouTube или арендодатели с Airbnb будут платить НДФЛ, точнее, за них это будут делать соответствующие платформы или посредники.

    Минимальную зарплату планируют увеличить более чем на 40% в Казахстане

    В ОННП предлагают пересмотреть правила определения места реализации для целей НДС. В соответствии с предложением Минфина услуги иностранных поставщиков или работы зарубежных подрядчиков должны облагаться НДС, причем оплачивать налог будет покупатель по месту ведения своей деятельности. При этом сами зарубежные компании не обязаны регистрироваться на территории РФ, однако могут это сделать в добровольном порядке.

    Пока не ясно, относится ли эта инициатива к электронным услугам – в документе по этому поводу Минфин не высказался. Услуги, реализуемые иностранным покупателям, под НДС не попадают.

    Еще одно предложение касается льготы по НДС при передаче товаров, услуг или работ в целях рекламы. Сейчас предприниматели не платят НДС, если расходы на создание или приобретение такого товара не превышают 100 р. В будущем планируется увеличить лимит до 300 р.

    Перейти на УСН онлайн смогут микропредприятия, если:

    • общая численность штата не превышает 5 человек;

    • годовой доход организации составляет не более 60 млн руб.

    Микробизнесу на новой УСН не нужно будет заполнять декларации: ФНС самостоятельно рассчитает все налоги на основании данных ККТ и банковских счетов.

    Минфин отметил, что с начала налоговой проверки до вынесения решения проходит много времени, а значит, недобросовестные налогоплательщики могут скрыть имущество и, соответственно, уклониться от налоговых обязательств.

    Чтобы этого не произошло, планируется обеспечивать залогом разницу между суммой налогов, рассчитанных на основании среднеотраслевых показателей, и суммой уже выплаченных налогов за период, в рамках которого проводится проверка.

    Пока что этот вопрос законодателями не прорабатывался: эксперты уверены, что обсуждение подобных изменений должно проходить в тесном контакте с бизнесом.

    В документе раскрываются планы и на последующие годы. В частности, планируется:

    • расширить имеющиеся и добавить новые преференции для IT-компаний;

    • сохранить освобождение от налога на движимое имущество;

    • рассмотреть возможность введения акциза на калорийные безалкогольные напитки с газом – пока что есть сомнения в целесообразности этой идеи.

    Эксперты предупреждают — в ближайшее время бизнес ждет ужесточение налогового режима. В ОННП не указаны многие направления, по которым уже ведется работа. Поэтому предсказуемости в отношении налогового законодательства ждать не стоит.

    Пока что из всех изменений для малого бизнеса наиболее полезным видится введение нового налогового режима: он избавит предпринимателей от налогового учета, упростит документооборот и исключит возможность ошибочного расчета налоговых отчислений.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.