Изменения оплаты труда учителей в 2022 году

Автор: | 25.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения оплаты труда учителей в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В ст. 112 ТК указаны все праздники. Однако ежегодно Правительство РФ определяет переносы для того, чтобы выходные и праздничные дни использовались рационально.

Согласно Постановлению Правительства от 16.09.2021 г. № 1564 определены переносы в 2022 году. Новогодние праздники будут длиться с 31 декабря 2021 года по 9 января 2022 года.

Минпросвещения подготовило пилотный проект по оплате труда педагогов

На основании Постановления Правительства от 07.10.2021 г. № 1706 определена допустимая доля сотрудников-иностранцев на 2022 год.

В документе указываются такие виды деятельности как выращивание овощей, лесоводство и лесозаготовки, обработка древесины и производство деревянных изделий, строительство, оптовые продажи пиломатериалов, розничная торговля в нестационарных торговых точках и т.д.

На основании документа установлено, что хозяйствующие субъекты обязаны до конца 2021 года привести численность иностранных сотрудников в соответствие с положениями данного документа.

Рассматривается законопроект № 1258300-7, согласно которому планируется с 1 января 2022 года повысить МРОТ до 13 617 руб./мес.

В пояснительной записке к документу сказано, что увеличение МРОТ в 2022 году по отношению к 2021 году (12 792 руб./мес.) составит 825 руб., т.е. будет рост МРОТ на 6,4%.

Поправки по охране труда

На основании Федерального закона от 02.07.2021 г. № 311-ФЗ будут введены корректировки в ТК РФ, которые начнут действовать с 1 марта 2022 года.

В частности, изменения будут следующие:

  • установят порядок управления профрисками на рабочих местах;
  • запретят работать в опасных условиях;
  • разрешат проводить видео-, аудио- и иные виды фиксации рабочих процессов;
  • введут обязательное ведение работодателями учета микротравм;
  • появятся конкретные статьи по несчастным случаям и микротравмам.

Рассматривается законопроект № 1256989-7, согласно которому планируется, что с 1 сентября 2022 года управлять легковыми такси и общественным транспортом смогут только те лица, у которых нет судимости за некоторые виды преступлений.

Соответствующие корректировки будут внесены в гл. 51 ТК РФ.

Сотрудники обязаны до 1 марта 2023 года подать работодателю справку об отсутствии (наличии) судимости и (или) факта уголовного преследования. При невыполнении данного требования работодатель обязан отстранить работника от выполнения трудовых обязанностей.

О таких требованиях должны знать компании и ИП, осуществляющие коммерческие перевозки или перевозки для своих целей автобусами и грузовиками.

До 1 января 2027 года к таким работникам будет предъявляться больше требований, которые закреплены в Приказах Минтранса от 31.07.2020 г. и от 29.07.2020 г. № 264.

К примеру, водители легковых автомобилей должны понимать, как оказывать помощь при посадке и высадке пассажиров, в т.ч. при использовании специальных устройств для инвалидов.

На основании требований регламентируются новые правила профотбора и обучения работников, чья трудовая деятельность основана на эксплуатации автомобилей.

В соответствии с Постановлением Правительства от 14.09.2021 г. № 1552 с 25 сентября 2021 года действует обновленный порядок исчисления среднего заработка.

Установлено, что средний заработок рассчитывается делением доходов человека, на которые начислены страхвзносы на ОПС за расчетный период, на число месяцев в этом же периоде.

При этом учитываются такие виды выплат для исчисления:

  • зарплата, начисленная по ставкам и тарифам, по сдельным расценкам и т.п.;
  • зарплата в натуральной форме;
  • разница в должностных окладах сотрудников, которые перешли на нижеоплачиваемую работу с сохранением размера должностного оклада по предыдущему месту работы;
  • надбавки и доплаты;
  • премии и вознаграждения.

Если у работодателя среднесписочная численность сотрудников от 25 чел. и больше, а также если юрлицо имеет в уставном капитале долю участия РФ, субъектов РФ или муниципального образования, то с 1 января 2022 года для них регламентировано требование — размещать данные о вакансиях на портале «Работа в России».

Эта информация будет содержать сведения о потребностях в сотрудниках, об условиях их привлечения к работе и наличии свободных мест.

На данный момент Минтруд подготовил проект приказа, предусматривающего формы, по которым нужно будет направлять информацию о потребностях в кадрах.

  • Автоматическое выявление малоимущих для предоставления мер поддержки

    50 0

  • Учет расходов при аннулировании чека самозанятого

    116 0

  • Инициируется смягчение Закона об иноагентах

    29 0

  • Запрет упоминания в СМИ национальности преступников

    247 8

    • 87 оценили материалы

    • 37 в избранном

    • 88

      Горячая десятка вопросов об индексации заработной платы в 2022 году

      По приблизительным подсчетам, в России в бюджетной сфере трудятся около 33 млн человек. От всех граждан трудоспособного возраста (примерно 83 млн человек) доля бюджетников составляет более третьей части. Из них около половины составляют те, кого нельзя назвать госслужащими, в частности, сотрудники:

      • школ;
      • детских садов;
      • средних и высших учебных заведений;
      • медицинских учреждений;
      • библиотек, музеев и других культурных учреждений;
      • научных институтов.

      Заработную плату все они получают из государственного бюджета РФ: федерального или местного. Условия их работы регулируют Трудовой кодекс РФ, нормативно-правовые акты, разработанные ведомством, которое руководит деятельностью учреждения. Например, для врачей это Минздрав, а для работников культуры — Минкульт.

      Примечательно, что, хотя все эти НПА (в отличие от силовых ведомств) являются открытыми и общедоступными, уровень зарплат работников этих структур официально понять сложно. Система оплаты труда предполагает не только оклад, но и целый пласт различных премий, дотаций и бонусов. Поэтому, например, оклад ведущего бухгалтера в бюджетной организации установлен единый, а вот на руки разные сотрудники в разных отраслях получат совершенно разные суммы.

      Однако когда речь идет о средних зарплатах, то при их подсчете обычно учитываются все доплаты. Так, из документов Росстата следует, что средняя зарплата по стране составила 47 257 рублей (данные за февраль 2020). Поскольку выборку статистики делали по всем регионам и городам, для небольших городов этот показатель оказался завышен: на практике врачи и учителя в небольших муниципальных образованиях получают всего по 12 000–15 000 рублей в месяц. В целом картина средних зарплат по отраслям работников бюджетной сферы и регионам представлена в таблице, сформированной на основе данных Росстата по средним зарплатам бюджетников.

      Ежегодно в июле Росстат публикует данные по средним заработным платам отдельных категорий работников социальной сферы и науки в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам Российской Федерации за прошлый год: таблица окладов бюджетников составлена в разрезе видов деятельности и регионов.

      Индексация окладов была объявлена Владимиром Путиным в 2012 году, майские указы президента о повышении зарплаты медработникам и другим бюджетникам — это всего один основной документ — (указ президента № 597). Тогда, в мае, сразу после вступления в должность глава государства издал 11 указов, которые касались повышения зарплат госслужащих и других работников бюджетной сферы. Тогда президент обещал повысить оклады к 2020 году сначала учителям и врачам.

      Повышают оклады сначала тем бюджетникам, на которых распространяется действие указов президента:

      • от 07.05.2012 № 597;
      • от 01.06.2012 № 761;
      • от 28.12.2012 № 1688.

      Повышение является поэтапным. В конце концов:

      • у преподавателей вузов и врачей (медработников с высшим образованием) уровень зарплаты составит не менее 200% от средних зарплат в регионе;
      • у среднего и младшего медперсонала и социальных работников уровень зарплаты — не ниже средней зарплаты по региону.

      К сожалению, не все категории бюджетников попали под действие «майских указов». Очевидно, что тех, кому оклады не повысили, достаточно много. В связи с этим чиновники пообещали не обойти их стороной и провести индексацию и их зарплат. Так, в соответствии с законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», запланировано повышение окладов бюджетников (размеры индексации смотрите в таблице ниже).

      Категории работников, которым индексируют оклады в соответствии с «майскими указами» Категории сотрудников бюджетных организаций, которые не попали под действие «майских указов»

      Педагоги детских садов и общего образования

      Педагоги дополнительного образования

      Преподаватели и мастера среднего и начального профессионального образования

      Преподаватели вузов

      Врачи

      Средний и младший медицинский персонал

      Социальные работники

      Работники культуры

      Научные сотрудники

      Педагоги образовательных, медицинских организаций и организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей

      Специалисты по кадрам

      Специалисты по комплексной реабилитации

      Инженерно-технические и вспомогательные работники, обслуживающие здания и оборудование: техники, электромонтеры, слесари, сантехники, уборщики служебных помещений

      Социальные психологи

      Юристы

      Бухгалтеры и экономисты

      Инженеры

      Программисты

      Повышение: в 2020 году — на 5,4%, в 2021 году — на 6,1% Повышение: с 1 октября 2020 года — на 3,8%, с 1 октября 2021 года — на 3,7%

      Досье на проект

      Пояснительная записка

      Правительство Российской Федерации постановляет:

      1. Реализовать в 2021-2023 годах в Белгородской, Нижегородской, Сахалинской, Ярославской областях и Республике Мордовия пилотный проект по апробации требований к системе оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава), а именно дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного образования (далее соответственно — пилотный проект, педагогические работники, образовательные организации) в целях утверждения указанных требований Правительством Российской Федерации.

      2. Участниками пилотного проекта являются образовательные организации, осуществляющие на основании лицензии в качестве основного (уставного) вида деятельности образовательную деятельность и расположенные на территориях субъектов Российской Федерации, указанных в пункте 1 настоящего постановления.

      3. Установить, что:

      а) системы оплаты труда педагогических работников образовательных организаций — участников пилотного проекта включают установленные органом государственной власти субъекта Российской Федерации:

      ставки заработной платы (должностные оклады) педагогических работников на основе квалификационного уровня профессиональной квалификационной группы должностей педагогических работников, порядок определения размеров которых утверждается Правительством Российской Федерации;

      выплаты компенсационного характера в соответствии с утверждаемым Правительством Российской Федерации перечнем выплат компенсационного характера, размерами и условиями их назначения;

      выплаты стимулирующего характера в соответствии с утверждаемым Правительством Российской Федерации перечнем выплат стимулирующего характера, размерами и условиями их назначения;

      б) законодательством субъекта Российской Федерации могут устанавливаться иные выплаты компенсационного и стимулирующего характера, их размеры и условия назначения;

      в) размеры оплаты труда педагогических работников в рамках реализации пилотного проекта по ставкам заработной платы (должностным окладам) на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, а также по выплатам компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаемым в порядке и на условиях, предусмотренных подпунктом «а» пункта 3 настоящего постановления, не могут быть ниже размеров оплаты по ставкам заработной платы (должностным окладам), при условии сохранения педагогическим работникам объема учебной (преподавательской, педагогической) работы, а также размеров доплат и надбавок, зафиксированных в рублях на дату их изменения в действующих системах оплаты труда, если они соответствуют перечням выплат компенсационного и стимулирующего характера и условиям их установления, предусматриваемым в рамках реализации пилотного проекта».

      4. В образовательных организациях могут устанавливаться дополнительные выплаты компенсационного и стимулирующего характера, осуществляемые за счет средств от приносящей доход деятельности.

      5. Установить следующие этапы реализации пилотного проекта:

      а) подготовительный этап, включающий анализ действующих систем оплаты труда педагогических работников, подготовку предложений по параметрам системы оплаты труда педагогических работников и моделирование расчетов для подготовки к апробации (расчетную апробацию) в соответствии с настоящим постановлением системы оплаты труда (срок реализации — ноябрь 2021 года — апрель 2022 года);

      б) этап внедрения систем оплаты труда педагогических работников в образовательных организациях, участвующих в пилотном проекте (срок реализации — май 2022 года — май 2023 года).


      В 2021-2023 гг. в Белгородской, Нижегородской, Сахалинской, Ярославской областях и Республике Мордовия планируется реализовать пилотный проект по введению новых систем оплаты труда педагогов детских садов, школ, профессиональных образовательных организаций и организаций дополнительного образования. Исключение — педагоги из числа профессорско-преподавательского состава. По итогам Правительство РФ утвердит единые требования.

      Регионы должны будут утвердить ставки (должностные оклады) на основе квалификационного уровня профессиональной квалификационной группы должностей, порядок определения размеров которых установит Правительство РФ, а также компенсационные и стимулирующие выплаты исходя из правительственных перечней, в т. ч. дополнительные.

      В образовательных организациях могут устанавливаться дополнительные выплаты за счет средств от приносящей доход деятельности.

      Зарплата педагогов, рассчитанная по новым правилам, не должна быть ниже той, что определяется по действующей системе, при условии сохранения объема педагогической нагрузки.

      Каждый год в феврале-марте правительство проводит индексацию зарплат бюджетников, чтобы она обгоняла темпы инфляции. В прошлом году из-за коронавируса индексацию перенесли на октябрь и увеличили зарплаты всего на 3 процента, что было ниже инфляции.

      В этом году зарплату проиндексируют на 6,8 процентов, в следующие два года также обещают индексировать выше темпа инфляции. Получается, что педагог получающий МРОТ, то есть 12 792 рублей, будет получать в этом году на 6,8 процентов выше, то есть на 869 рублей больше, 13 661 рубль.

      Федеральный закон №362-ФЗ от 9 ноября 2020 года внес в Трудовой кодекс поправки об изменении полномочий установления зарплаты работникам бюджетной сферы. До поправок решение о ее величине принимало руководство субъекта федерации или руководитель организации — например, главный врач больницы. Теперь это прерогатива Правительства. Именно оно призвано определять и регулировать оклады и ставки, устанавливать компенсационные и стимулирующие выплаты.

      Реформа продлится до 2025 года. Сроки поэтапного перехода на новую систему определяет Правительство. Цель реформы — упорядочить и унифицировать доходы бюджетников вне зависимости от региона проживания.

      В 2022 году будут реализованы пилотные проекты новой системы оплаты труда медиков и педагогов.

      Постановление Правительства РФ №1620 от 27 сентября 2021 года «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 1 июня 2021 г. №847» объявило о внедрении новой системы оплаты труда медиков в семи регионах:

      • Республика Якутия;
      • город Севастополь;
      • Белгородская, Курганская, Омская, Оренбургская и Тамбовская области.

      Зарплата будет формироваться на основе:

      • утвержденных правительством должностных окладов — предусмотрено 16 должностных групп: от санитара и медсестры до врача-специалиста и заведующего отделением;
      • выплат компенсационного характера, регламентируемых Правительством. В едином перечне 8 видов таких выплат, например: надбавка за работу с вредными или опасными условиями труда (оказание психиатрической помощи, лечение ВИЧ-инфицированных и подобное); надбавка за работу в местностях с особыми климатическими условиями; надбавка за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (совмещение должностей, работа в ночное время, выходные и праздничные дни, сверхурочная работа). Размер будет варьироваться от 4 до 60% от размера оклада работника;
      • выплат стимулирующего характера: в едином перечне 16 видов таких выплат (за работу в сельской местности, в выездных бригадах санавиации, наставничество). Размер составит от 10 до 60% от оклада;
      • иных выплат, предусмотренных законами субъектов РФ.

      Размер оклада будет рассчитан с учетом трех величин:

      • расчетная величина — базовый показатель методики равен МРОТ;
      • коэффициент сложности труда — от 1 до 3,13 — зависит от выполняемой медицинским работником работы;
      • региональный коэффициент, учитывающий экономическую дифференциацию субъекта РФ. Рассчитывается на основе средней зарплаты по региону: величина будет составлять от 1 до 3,08 в целом по стране, в экспериментальных регионах — от 1 до 1,38. Подлежит пересмотру не реже одного раза в 5 лет.
      • Зарплата в регионах проведения эксперимента не может быть ниже выплат по действующей системе.

      Владимир Путин поручил Минпросвещения и губернаторам до 1 декабря 2021 года внести предложения о совершенствовании оплаты труда педагогов.

      Подготовленный проект постановления «О реализации пилотного проекта в целях утверждения требований ‎к системе оплаты труда педагогических работников государственных ‎и муниципальных учреждений системы образования» уточняет:

      • ставки и должностные оклады утверждаются Правительством;
      • им же регулируются выплаты компенсационного и стимулирующего характера;
      • субъекты могут устанавливать дополнительные выплаты;
      • если у образовательного учреждения есть доход, оно может назначать надбавки.

      Внедрение системы пройдет с мая 2022 года по май 2023 года в пяти регионах:

      в Нижегородской, Белгородской, Сахалинской, Ярославской областях;

      в Мордовии.

      Должностные оклады и выплаты в рамках эксперимента не могут быть ниже существующих.

      Зарплаты бюджетников и свежие новости индексации в 2021 году

      Напоминаю, что с 1 октября 2021 года на 3,7% уже проиндексированы оклады:

      • военнослужащих;
      • полицейских;
      • таможенников;
      • пожарных;
      • сотрудников уголовно-исполнительной системы и органов принудительного исполнения;
      • сотрудников федеральной фельдъегерской связи.

      Предусмотрена дальнейшая индексация денежного довольствия военнослужащих и по положениям законопроекта №1258295-7 «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».

      Согласно указу президента РФ Владимира Путина, реформа, направленная на повышение зарплат людям, работающим в бюджетном секторе страны, продолжается и в 2021 году.

      Согласно плану повышение зарплат будет постепенным.

      В 2020 году зарплата учителей в России повысилась от 2,7% до 7,6%. Но стоит также заметить, что в 2020 году государство практически не осуществляло индексацию бюджетникам. Индексация – это выплата денежных средств людям, работающим в бюджетном секторе.

      Поэтому в 2021 году вполне вероятно, что повышения зарплат ожидать не придётся из-за того, что будет выплачиваться часть задолженностей по зарплатам. Но согласно утвержденному плану в 2021 году в России оклады учителей должны повыситься еще на 5,5%.

      В 2021 году заработная плата воспитателей детских дошкольных учреждений выросла на 6%. Оклады воспитателей в детском саду планируется поднять на 10%, а зарплата работников учреждений культуры в 2021 году должна стать больше на 30%.

      Согласно введенной Правительством программе, зарплата учителей в 2022 году будет постепенно расти. По информации из последних новостей, Государственная Дума вместе с Министерством просвещения ввели список изменений, касающихся педагогов, работающих в бюджетной сфере. Какие нововведения ждут эту группу бюджетников, насколько вырастет их заработная плата и как она будет начисляться – все эти важные вопросы очень актуальны и волнуют многих преподавателей на территории всей России.

      После проведенной индексации в 2021-м средняя зарплата учителя в Москве и регионах страны изменилась. Усредненные показатели после корректировки отображены в таблице ниже.

      Тип образовательного учреждения Средняя заработная плата в рублях
      Дошкольное 34681
      Общеобразовательное 44760
      Дополнительное образование 42079
      Профессиональное образование 43615
      Организация для обучения детей без родителей 40493
      Вузы 92957

      И вместе с тем нужно понимать, что размер оклада школьного специалиста зависит от целого ряда показателей, к которым относятся:

      • отработанные часы;
      • квалификация сотрудника;
      • количество проработанных лет;
      • имеет ли специалист особые заслуги;
      • наличие сверхурочных нагрузок (работа с ребятами из малообеспеченных семей, выполнение обязанностей классного руководителя).

      Самый небольшой оклад получают региональные специалисты, работающие в селах и деревнях. А наиболее крупных выплат удостаиваются педагоги Москвы, Санкт-Петербурга, Сахалинской области, а также Ханты-Мансийского, Чукотского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

      Несомненно, что учителям прибавят зарплату. Рассмотрим, из каких частей она состоит. Ее складывают из оклада, стимулирующих доплат и компенсаций. Все перечисленные позиции отражены в трудовом договоре. Конкретная сумма определяется по итогу учета квалификационного уровня, условий выполнения работы, качества должностных обязанностей, а также от их количества и сложности.

      В итоге конечную ставку рассчитывают, складывая нижеописанные позиции:

      • основная часть– деньги за отработанные часы, качество и объем работы;
      • премии– начисляют с прибыли организации по итогам проведенной работы;
      • дополнительная часть– оплата неотработанного времени, предусмотренного ТК (отпуск, льготные часы, перерывы, увольнительное пособие и прочее);
      • вознаграждения– выдаются фондом оплаты труда за конкретные заслуги в преподавательской деятельности.

      Повышение зарплаты учителям в 2022-м не зависит от формы оплаты, которая бывает повременной, сдельной и аккордной. Рассмотрим каждую из них более подробно:

      1. Повременная форма бывает простой и премиальной. Простая зависит от отработанных часов, а премиальная складывается из заработка по тарифу плюс премия.
      2. Сдельная разделяется напрямую, сдельно-премиальную и сдельно-прогрессивную. Прямая оплачивает труд за выполненные работы, в соответствии с квалификационными расценками. Сдельно-премиальная включает сумму сдельного заработка и премии за качество производительной деятельности. Третий вид – фиксированная ставка плюс прибавка за сверхурочные по повышенным расценкам.
      3. Аккордная – определяет совокупность заработанных средств за выполнение конкретных стадий работы или за создание определенного количества продукции.

      Премиальные являются дополнительной формой вознаграждения человека наряду с заработной платой, которую выдают, если учебное заведение выполняет установленный план. Индивидуальной премии удостаивают отдельных личностей, а коллективные вручают для мотивации социальной группы граждан.

      Минпросвещения обсуждает новую систему оплаты труда учителей

      Елена Строкова, являющаяся депутатом Госдумы, предлагает увеличение зарплаты учителям в 2022-м. Сделать это возможно с помощью введения единого федерального тарифа для трудящихся до достижения 35-летнего возраста. Согласно ее мнению, Российское государство должно дать молодым сотрудникам возможность зарабатывать больше.

      Уровень заработной платы (ЗП) в идеале должен приравниваться к двум минимальным ЗП. По убеждению чиновника, подобный шаг привлечет квалифицированных кадров в учебные заведения не только крупных городов, но и регионов. Также немаловажен тот факт, что подобная реформа повысит престиж профессии, который был утрачен за последние десятилетия.

      Новости о зарплате учителей в 2022-м приходят с нововведениями в системе ее начислений. У сотрудников изменится аттестационная схема. Согласно установленному правилу расчета, будут введены следующие изменения:

      • расчет и начисление ЗП будут проводить по единой схеме тарифов для всех образовательных организаций на территории государства;
      • будет работать система компенсаций и поощрений;
      • дифференцирование ставки проведут согласно учету сложности туда, квалификационного уровня кадров;
      • суммы включат премии, доплаты за руководство классом и за внеклассные занятия.

      Если объем выплаты, рассчитанной по новой системе, окажется меньше чем сумма по старой схеме, то правительство РФ оставит прежний уровень заработной платы. То есть зарплата учителя в апреле 2022-го не уменьшится по сравнению с прошлым. В итоге оплата труда у преподавателей будет начисляться с учетом различных категорий и уже с 1 января бухгалтерии массово перейдут на новые расчетные схемы. Соответственно с февраля снова пройдет индексация.

      Согласно плану, финансирование бюджетников увеличивается в следующей последовательности:

      • в 2021-м на 6,1%;
      • а когда повысят зарплату учителям в 2022 году, то показатель вырастет до 6,5%.

      Судя по информации из новостей, в этом сезоне индексация прошла в феврале. Это позволило увеличить выплаты на 6,8%. На следующий год предсказывают, что размер индексации будет ниже. Изменения отразятся на всех бюджетниках, включая граждан, преподающих в учебных заведениях. При подсчете по новым правилам заработки должны составлять не меньше двухсот процентов от среднего арифметического по конкретному региону. Нововведение позволит поднять размер заработной платы.

      Пилотный проект с совершенно новым подходом к зарплате педагогов в 2022 году запустят в пяти регионах России: в Белгородской, Нижегородской, Сахалинской, Ярославской областях, в Республике Мордовия.

      Проходить он будет в два этапа:

      • с ноября 2021 по апрель 2022 — подготовка: анализ, изучение и разработка новых методик расчета;
      • с мая 2022 по май 2023 — применение на практике в избранных для программы субъектах.

      По итогам полученных за год знаний, опыта и результатов в работе педсостава пяти регионов инициаторы реформы сформулируют единые требования к оценке труда учителей и формированию их зарплат.

      Новые методики расчета зарплат будут апробировать на государственных и муниципальных школах, гимназиях, лицеях, детских садах, секциях, кружках, техникумах, колледжах и училищах. При этом нововведения не затронут профессорско-преподавательский состав.

      Предположительно оклады будут вновь устанавливаться по тарифной сетке в зависимости от уровня образования и квалификации, а компенсационные и стимулирующие выплаты обретут четкий перечень возможных формулировок.

      На момент подготовки материала информации о конкретных базовых ставках, надбавках и критериях оценки и установления доплат нет. Однако известно, что ожидаемый доход учителя будет состоять на 70% из оклада, остальная часть — это надбавка, в том числе за педстаж и премии.

      Главное требование установления новой модели оплаты труда педагогов — недопущение снижения текущих зарплат.

      • Зарплаты учителей состоят из большого набора выплат и имеют сильный разброс в зависимости от региона.
      • В 2022 году в пяти регионах страны в тестовом режиме введут новую систему оплаты труда педагогов.
      • Под реформирование попадут педагоги дошкольных, средних, профессиональных образовательных учреждений, организаций допобразования за исключением профессорско-преподавательского состава.
      • Нововведения в зарплате учителей нацелены на уравнение в зарплатах педагогов с одинаковым уровнем квалификации, образования, стажа и введение конкретных поводов для стимулирования.

      Повышение зарплаты учителям в 2022 году: насколько повысят, последние новости

      В 2021 году после индексации была рассчитана зарплата учителя, работающего в России, с учетом региона, где расположено учебное заведение, а также его типа. Вот средние показатели по РФ, актуальные на 2021 год:

      • в дошкольных образовательных учреждениях – 34681 рублей;
      • общеобразовательные школы – 44760 рублей;
      • дополнительное образование – 42079 рублей;
      • преподаватели профессионального образования – 43615 рублей;
      • учебные заведения для детей-сирот – 40493 рублей;
      • вузы – 92957 рублей.

      Меньше всего получают специалисты, работающие в сельских школах. Наивысшие оклады у педагогов, работающих в столичных школах и вузах, а также в образовательных учреждениях Чукотского, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономного округа и Сахалинской области. В муниципальных заведениях заработная плата ниже, чем в региональных. Также есть разрыв между оплатой труда кадров, работающих в федеральных и муниципальных учебных заведениях всех типов.

      В 2022 году изменится система аттестации учителей, за счет чего зарплата педагогов будет начисляться с учетом ранжирования. Согласно новому порядку начислений, будут внедрены такие изменения:

      • начисления и расчет окладов будут производиться по единой тарифной схеме для всех образовательных учреждений на территории России;
      • будет действовать система поощрительных и компенсационных выплат;
      • ставка будет дифференцирована с учетом сложности работы, а также уровня квалификации профессиональных кадров;
      • выплаты будут также включать в себя премии, доплаты за классное руководство, за внеклассные уроки.

      Итого в России зарплата учителей в 2021–2022 учебном году будет начисляться по разным правилам. В 2021 году еще действуют текущие правила, но с 1 января бухгалтерии перейдут на новые схемы расчета. Дополнительно в феврале ожидается индексация.

      Согласно плану Правительства, повышение зарплаты учителям, запланированное к реализации в 2022, изменит структуру начислений. Известно, что сумма оклада будет зависеть от МРОТ, что позволит сократить огромный разрыв между объемами выплат педагогов в разных регионах. Также структурные изменения привели к тому, что сумма оклада будет составлять не менее 70% от общего объема ежемесячной выплаты. Сохранятся надбавки за выслугу лет, классное руководство, квалификационную категорию.

      Программа «Земский учитель» работает с января 2020 года. Многие слышали новости об условиях программы, о зарплате учителей и единовременном пособии. Согласно правилам программы, молодые учителя могут получить рабочее место в маленьких населенных пунктах, где численность населения не более 50000 человек. Дополнительно проект «Земский учитель» мотивирует выпускников педагогических вузов материальным вознаграждением, которое отличается в зависимости от региона:

      • молодые специалисты на Дальнем Востоке получат по 2 000 000 рублей;
      • во всех остальных регионах – по 1 000 000 рублей.

      Величина оклада российского учителя зависит от нескольких факторов:

      • Педагогический стаж. Чем дольше сотрудник трудится в образовательной сфере, тем выше его оклад.
      • Наличие класса, в котором учитель является руководителем. Классное руководство гарантирует увеличение окладной части зарплаты.
      • Регион. В центральных и отдалённых субъектах, а также в населённых пунктах со сложными климатическими условиями педагоги получают больше.
      • Уровень квалификации. Если он повышался, то и оклад учителя будет выше.

      Что касается остальных составляющих заработка (премиальных, стимулирующих и компенсационных), то они зависят от стараний и успехов самого работника школы, от решений руководства, а также от рекомендаций и нормативно-правовых актов местных муниципалитетов.

      Планируется внедрение в российских школах так называемой должностной системы. Всем сотрудникам будут присваиваться «звания», то есть разные категории:

      1. Учитель. Он является начинающим сотрудником, занятым в образовательной сфере. Такой работник не имеет дополнительного образования, не повышал свою квалификацию, поэтому может исключительно учить школьников.
      2. Старший учитель не только преподаёт, но и создаёт, а также внедряет новые программы и методики обучения. Такому сотруднику разрешено заниматься коррекционной работой.
      3. Ведущий учитель занимается организацией непрерывного и эффективного образовательного процесса, а также координацией работы подчинённых.

      Точные размеры заработков для каждой ступени не определены, но предварительно известно, что младшие сотрудники будут получать не менее 15-16 тысяч. При этом зарплата руководителя не может превышать доход рядовых педагогов более чем в четыре раза.

      На данный момент в сфере образования и в системе оплаты труда педагогов существует несколько актуальных проблем:

      1. Неверные расчёты средних заработков. В официальных заявлениях правительства неоднократно звучала сумма, составляющая средние 40 тысяч по стране. Но по факту этот показатель заработка неверный, ведь при расчётах учитывались доходы педагогов, работающих в центральных, северных и отдалённых регионах, а также в частных школах (а их заработки могут превышать 90-100 тыс. рублей).
      2. Так называемые «подушные» доходы, предполагающие выделение и распределение бюджетных средств в зависимости от количества учащихся. То есть в недостаточно укомплектованных школах учителя получают на порядок меньше, чем в общеобразовательных учреждениях с большим числом учеников.
      3. Неэффективное распределение фонда заработка педагога. Трёхсторонней комиссией, занимающейся урегулированием социально-трудовых отношений, в регионы неоднократно направлялись рекомендации о том, что 70% выделяемого на зарплаты бюджета должно идти на основную часть дохода – оклады. А по факту в более чем 50% российских субъектов гарантированная составляющая в структуре заработка (ставка) не превышает треть. То есть большую часть составляют периодические и необязательные премии и прочие надбавки.
      4. Большие нагрузки. Норма рабочего времени для одной ставки – 18 часов. Но для такого нормативного показателя в почти 80% регионов РФ устанавливаются оклады ниже среднего федерально МРОТ по стране. В итоге педагоги вынуждены возлагать на себя дополнительные нагрузки. Средняя ставка педагога по России зачастую превышает 1,6-1,7. И так как рабочие часы распределяются между имеющимися школьными сотрудниками, вакансии для новых кадров закрываются.

      Как изменится средний заработок российских учителей с 2022-го года? Окончательных и достоверных данных об этом из официальных источников пока не поступало. И хотя активно обсуждаются последние новости, далеко не все они соответствуют действительности.

      Рассмотрим несколько вероятных изменений:

      • Увеличение зарплат бюджетников в 2021-2022 годах до 170 тысяч в среднем. Старт изменений запланирован на сентябрь. Такие данные были предоставлены одним из интернет-пользователей и опубликованы в социальной сети «Инстаграм». Но это миф: информация опровергнута.
      • Индексация с учётом инфляции. Такое изменение действительно предусмотрено и в 2022 году, по разным данным, составит от 6 до 6,8%. Прибавка реальная, но незначительная, так как индексированию подвергается только лишь гарантированная часть заработка – оклад. Все прочие составляющие увеличиваются по решениям местных властей в конкретных регионах. Если величина ставки составляет 20 тысяч, то даже при максимальной 6,8%-ной индексации увеличение составит всего 1360 руб.
      • Реализация «майских» указов Путина 2012-го года, согласно которым заработок работников бюджетной сферы (в том числе учителей) должен возрасти на 200% до окончания 2022-го года. За прошлые годы никаких кардинальных изменений в оплате труда педагогов не произошло. До 2022-го осталось совсем немного времени, а если учесть, что федеральный бюджет стремительно уменьшается из-за пандемии коронавируса и явлений финансового кризиса, то можно сделать вывод, что вряд ли учителя будут действительно получать обещанные высокие зарплаты.
      • Строгая иерархия и распределение заработков по «званиям». Да, система определения зарплаты по должности действительно будет вводиться. Но точные суммы для отдельных «званий» пока не озвучивались.
      • Экзамены для учителей. Педагоги действительно смогут сдавать экзамены для подтверждения уровня квалификации. Госдумой был рассмотрен законопроект, регламентирующий систему независимого оценивания профессионализма сотрудников образовательной сферы. Такая аттестация будет необязательной и имеющей платную основу (средства предоставляются школой или же самим учителем). При условии успешной сдачи экзамена педагог будет вправе потребовать от руководства повышения оклада или изменения должности. Но пока соответствующий закон окончательно не принят, и подробности неизвестны.
      • Реализация национального проекта «Образование». Да, данная программа действительно продолжает реализовываться в России, и в 2022-ом году она может затронуть заработки педагогов. Т. Половкова, руководящая фондом «Национальные ресурсы образования», официально озвучивала, что на увеличение учительских зарплат в 2022-ом году уже выделена сумма, составляющая 1,226 млрд. рублей. Остаётся надеяться, что эти средства действительно будут потрачены на запланированные цели.
      • Изменение системы оплаты труда. Действительно, нынешний премьер-министр Мишустин поручил Общероссийскому профсоюзу образования, а также министерствам просвещения, финансов и труда предложить и впоследствии установить единые стандартные требования к оплате профессионального педагогического труда. Зарплаты должны формироваться с учётом предписаний «майских» президентских указов, а также в зависимости от базовых ставок, определяемых по нормам продолжительности рабочего времени (количествам часов для одной ставки). Такое поручение на сайте кабинета министров опубликовано официально, а результатов Мишустин ожидает уже до первого ноября текущего 2021-го года.

      Повышение зарплаты учителям в 2022 году

      Увеличится или нет доход, будет зависеть от порядка начисления ЗП.

      Минпросвещения предлагает пересмотреть систему расчета зарплат учителям к 2022 году в России и ввести несколько важных правил:

      • установить единую тарифную сетку для расчета должностных окладов для всех образовательных организаций;
      • дифференцировать ставку, ориентируясь на сложность выполняемой работы, в зависимости от квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп;
      • сформировать четкий перечень стимулирующих и компенсационных выплат.

      Как стало известно из последних новостей, Минпросвещения предлагает пересмотреть систему начисления учительских зарплат и ввести несколько важных правил:

      • установить единую тарифную схему расчета должностных окладов для всех образовательных организаций;
      • дифференцировать ставку исходя из сложности выполняемой работы в зависимости от квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп;
      • создать четкий список поощрительных и компенсационных выплат

      Местные органы власти могут устанавливать дополнительные виды поощрений.

      Проект «Земский учитель», начатый в прошлом году, продолжает действовать и сейчас. Школы в небольших населенных пунктах (до 50 тысяч жителей) получают квалифицированных специалистов, а молодые учителя — рабочие места и материальное вознаграждение. Участники проекта могут рассчитывать на единовременное жалование в размере:

      • 2 млн рублей — для Дальнего Востока;
      • 1 млн рублей — для других территорий.

      Оплата производится в год трудоустройства (до 1 декабря), при условии заключения трехстороннего договора на 5 лет, с нагрузкой 18 часов в неделю.

      Глава государства Владимир Путин поручил Правительству гарантировать повышение зарплат учителей до целевых значений, предусмотренных майскими указами.

      С января 2022 года заработок сотрудников сферы образования будет рассчитываться по новым правилам, с использованием единой тарифной сетки.

      Долю окладной составляющей в общей сумме доходов предлагается увеличить до 70%.

      Для молодых педагогов действует проект «Земский учитель», по положениям которого специалист получает денежное вознаграждение и другие бонусы при поступлении на работу в сельскую школу.

      • Микрозайм
      • Потребительский кредит
      • Кредитные карты
      • Кредит для бизнеса
      • Ипотека
      • Вклады
      • Автокредит
      • Товарные кредиты
      • Кредит Webmoney

      Зарплата учителей в 2022 году в России

      Как уже сообщалось, по решению федеральных властей МРОТ в 2022 году возрастет как раз на 6,4% – до 13 617 рублей без учета районного коэффициента. Он будет применяться к зарплатам бюджетников.

      Размер минималки для внебюджетного сектора определяется специальным трехсторонним соглашением между правительством, профсоюзами и работодателями. Его, согласно проекту, предлагается повысить сразу на 28% – до 16 638 рублей без учета районного коэффициента. Об этом «Толку» сообщал глава крайсовпрофа Иван Панов. Подписание документа запланировано на 25 ноября – за день до сессии, где депутаты будут рассматривать проект бюджета.

      Также, согласно допсоглашению, планируется определить размер индексации зарплат для работников коммерческих предприятий. В проекте значатся такие параметры:

      • на тех предприятиях, где средняя зарплата ниже 22 тыс. рублей, ее рост должен составить не менее 120%,
      • где от 22 тыс. до 26 тыс. рублей – не менее 115%,
      • где от 26 до 35 тыс. – не менее 110%,
      • где свыше 35 тысяч – на уровень инфляции.

      Если вы в какой-то момент осознали, что хотели бы стать учителем, перед вами встают вопросы: какие требования предъявляются к будущим кадрам. Стандарт профессии зафиксирован в Приказе Минтруда и соцзащиты РФ от 18.10.2013 года № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, среднего общего, основного общего образования) (воспитатель, учитель)”».

      Стать учителем можно выполнив любой из этих вариантов подготовки:

      1. Высшее педагогическое образование.
      2. Среднее профессиональное образование «Образование и педагогические науки».
      3. Иметь диплом в вашей профессиональной области (математика, биология, физика и т д), и пройти профессиональную переподготовку в области педагогики (это быстрее, чем получать полноценное второе высшее образование).
      4. Магистратура в области педагогики (2-2,5 года обучения, можно заочно).

      В Москве и многих других городах можно пройти интенсивную программу переподготовки объемом 280–520 часов (1,5–3,5 месяца). После ее прохождения получите квалификацию «учитель».

      Для каждой отрасли должны быть разработаны свои требования. Ожидается, что в подзаконных актах укажут и долю гарантированных выплат по окладам. В Минтруда считают, что оклад должен составлять 50-70 процентов зарплаты. В то же время первый замглавы фракции «Единая Россия» в Госдуме Андрей Исаев заявлял ранее, что фракция считает, что не менее 70 процентов зарплаты бюджетников должен составлять оклад.

      Валентина Кабанова в интервью «Парламентской газете» подчеркнула, что предстоящее выравнивание зарплат не приведёт к тому, что «где-то бюджетники станут получать меньше, чем сейчас». Депутат добавила, что новые зарплаты должны учитывать размер прожиточного минимума в регионах и прочие местные особенности.

      Так, в частности, предлагается ввести доплаты тем учителям, которые работают с детьми с особенностями развития. Речь идет о педагогах именно общеобразовательных школ, в обучении у которых находятся дети, относимые к нуждающимся в инклюзивном образовании, а не о педагогах, работающих в специальных образовательных учреждениях.

      В том случае, если в трудовое законодательство будут внесены изменения, то уровень заработной платы учителя должен будет стать существенно выше минимального размера оплаты труда, на котором он сейчас находится в более, чем 80% регионов – по данным Всероссийского профсоюза работников образования.


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.