Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности в 2022 году

Автор: | 25.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Чтобы внести товарный знак в ТРОИС, нужно собрать определенный пакет документов. Они направляются на рассмотрение в ФТС. Перечень необходимых документов указан в Административном регламенте, который регулирует работу таможенного реестра.

В пакет документов входят:

  • копия паспорта, подтверждающая личность заявителя, для физических лиц или устав и учредительные документы для юридических;
  • выписка из торгового реестра, сертификат об инкорпорации или иной документ с информацией об органе, который зарегистрировал иностранное юридическое лицо (это требуется только в том случае, если заявитель — иностранное юрлицо);
  • обязательство правообладателя о возмещении имущественных потерь, которые могут понести добросовестные участники рынка после приостановления выпуска их продукции со страховой суммой не менее 500 тыс. рублей;
  • свидетельство на товарный знак;
  • справка об объекте ИС на основании сведений Роспатента;
  • концессионные, лицензионные договоры, договоры об отчуждении или уступке исключительного права на товарный знак — при наличии;
  • документы о правовой охране товарного знака в РФ в рамках международных договоров РФ;
  • описание оригинальной продукции;
  • образцы контрафактной продукции (по желанию).

Федеральная таможенная служба

Заявление направляется вместе с пакетом документов в ФТС. Структура заявления обозначена в законодательстве. Оно должно содержать:

  • данные о правообладателе товарного знака, в том числе сертификат о регистрации в зарубежном торговом реестре для иностранного правообладателя;
  • сведения о товарном знаке, в том числе документы, подтверждающие его регистрацию;
  • описание оригинальных товаров, перечень критериев, по которым может быть определен контрафакт, или описание контрафактных товаров;
  • список уполномоченных импортеров на территории РФ;
  • срок, на который запрашивается защита товарного знака.

Срок регистрации товарного знака в ТРОИС определяет сам правообладатель при подаче заявления в ФТС

Срок действия регистрации в ТРОИС указывается при подаче заявления. Но есть нюансы. Срок предоставления товарному знаку дополнительной защиты не может быть дольше трех лет или дольше срока действия исключительного права заявителя.

Иными словами, срок действия регистрации в ТРОИС придется продлять либо через три года, либо раньше. Если исключительное права на товарный знак у заявителя истекает через полтора года после внесения знака в ТРОИС, то обратиться за продлением придется тогда же.

Продлять регистрацию знака в реестре можно неограниченное количество раз. Главное — обратиться с заявлением о продлении не позже, чем за два месяца до окончания срока действия защиты товарного знака.

  • Получить свидетельство о регистрации товарного знака в Роспатенте или документ, подтверждающий исключительное право на его использование.
  • Подготовить указанный в Административном регламенте пакет документов и заявление.
  • При наличии нарушения или факта ввоза контрафакта на территорию РФ зафиксировать это (например, провести контрольную закупку, получить счета-фактуры и т. д.).
  • Обратиться со всем пакетом документов в ФТС одним из удобных способов: по почте, через портал Госуслуг в электронной форме, с помощью экспертов.
  • Получить на руки решение ФТС о приостановлении ввоза контрафакта на территорию РФ.
  • В случае нарушения прав подтвердить его в ФТС, проследить за ходом административного расследования, получить решение суда по иску ФТС к нарушителю.
  • Выйти в суд с требованием компенсации и получить ее.

По данным на второй квартал 2021 года, в таможенном реестре зарегистрировано более 5,5 тысячи товарных знаков. Количество внесенных в реестр наименований растет с каждым месяцем. За первые полгода таможней было выявлено 3,9 миллиона единиц контрафактной продукции, предотвращен ущерб от ввода на рынок контрафакта в размере 2,13 миллиарда рублей.

Вносить свой товарный знак в ТРОИС или нет, решать, безусловно, правообладателю. Но включение обозначения в реестр — это гарантированная защита и финансов, и репутации. А бороться с уже попавшим на рынок контрафактом сложнее и дороже.

Заявление о внесении товарного знака в ТРОИС может быть подано в таможенный орган:

  • в электронном виде (в этом случае заявление и прилагаемые к нему документы заверяются электронной подписью заявителя или представителя)
  • в бумажном виде (такие документы должны содержать подписи уполномоченных лиц и быть ясно читаемыми, к комплекту документов должна прилагаться опись с указанием количества страниц в каждом документе)

В случае направления заявления о внесении товарного знака в ТРОИС на бумажном носителе заявление и прилагаемые к ним документы помещаются в конверт (папку), на котором указываются слова «о защите интеллектуальной собственности».

Уполномоченным органом по внесению товарного знака в ТРОИС является ФТС России.

В случае изменения сведений, указанных в заявлении о включении товарного знака в таможенный реестр либо в прилагаемых к нему документах, в период его рассмотрения заявитель информирует об этом ФТС России до истечения срока рассмотрения заявления о включении товарного знака в ТРОИС.

Аббревиатура «ТРОИС» расшифровывается как «таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности». В данный реестр могут быть внесены не только товарные знаки, но и авторские, смежные права, наименования места происхождения товара. Вместе с тем, наибольшей популярностью данный реестр пользуется среди правообладателей именно товарных знаков.

Какая цель таможенного реестра (ТРОИС)? Если объект интеллектуальной собственности внесен в реестр, то в случае обнаружения таможенным органом признаков нарушения прав правообладателя (наличии у сотрудника таможни сомнений в «оригинальности» товара), он приостанавливает выпуск товара и направляет правообладателю запрос. Такая мера позволяет правообладателю не только остановить ввоз контрафактной продукции, но и на основании сведений, предоставленных таможенной службой, установить объем контрафакта для дальнейшего взыскания компенсации.

Вместе с тем, внесение товарного знака или иного объекта интеллектуальной собственности является не простой процедурой. Для того чтобы внести товарный знак в ТРОИС правообладателю необходимо не только доказать наличие прав на товарный знак, но и представить доказательства ввоза контрафактной продукции.

Таможенные органы вправе принимать меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности без заявления правообладателя (на невключенные в ТРОИС объекты интеллектуальной собственности). Однако это является правом, а не обязанностью таможенного органа.

Очень важно правильно заполнить заявление и прилагаемые к нему документы в строгом соответствии с требованиями и правилами заполнения.

Заявление о внесении товарного знака в ТРОИС должно содержать:

  • Сведения о правообладателе:
  • наименование, место нахождения и адрес, номер телефона, номер факсимильной связи (при наличии), адрес электронной почты для обмена информацией по государственной услуге, сведения о государственной регистрации юридического лица, сведения о постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика и ИНН (для российских юридических лиц)
  • фамилию, имя, отчество (при наличии), адрес места жительства, контактный номер телефона, адрес электронной почты, почтовый адрес для обмена информацией по государственной услуге, номер, серию паспорта, наименование органа, его выдавшего, дату его выдачи, дату и место рождения, адрес регистрации по месту жительства, ИНН (при наличии) или соответствующие реквизиты иного документа, удостоверяющего личность (для физических лиц-граждан РФ)
  • полное и сокращенное наименование на русском и иностранном языках (в латинской транскрипции), адрес в стране регистрации на русском и иностранном языках (в латинской транскрипции), сведения о регистрации на основании данных торгового реестра или сертификата об инкорпорации, или другого документа аналогичного характера соответствующей страны происхождения, содержащего информацию об органе, зарегистрировавшем иностранное юридическое лицо, регистрационном номере, дате и месте регистрации (для иностранных организаций)

  • фамилия, полное имя и адрес места жительства, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего его личность (для физических лиц — иностранных граждан)

  • сведения о представителе правообладателя (если с заявлением обращается представитель)

  • сведения о лицах, уполномоченных соответствующим правоустанавливающим документом, осуществлять взаимодействие с таможенными органами по вопросам принятия мер по защите прав на ОИС, в том числе связанных с приостановлением срока выпуска товаров, обладающих признаками нарушения прав правообладателя на ОИС, включая право на подачу заявления об отмене таможенными органами решения о приостановлении срока выпуска товаров (полное и краткое (сокращенное) наименования юридического лица и (или) фамилии, имена, отчества (при наличии) физических лиц, почтовые адреса, адреса электронной почты, номера телефонов). Может быть указано несколько доверенных лиц.

  • Сведения о товарном знаке:
  • наименование и описание товарного знака (знака обслуживания)

  • сведения о документах, подтверждающих регистрацию товарного знака (знака обслуживания) в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации

  • сведения о договорах об отчуждении исключительного права (в случае, если исключительные права приобретены по такому договору)

  • сведения о переходе исключительного права на товарный знак (знак обслуживания) без договора (если права приобретены в таком порядке)

  • сведения о лицензионных (сублицензионных) договорах и лицензиатах (сублицензиатах)

  • сведения о договорах коммерческой концессии (субконцессии)

  • сведения о предоставлении права использования товарного знака (знака обслуживания) по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации

  • О товарах, ввоз которых в Российскую Федерацию или их вывоз из Российской Федерации, или совершение с которыми иных действий во время их нахождения под таможенным контролем влечет нарушение его прав на ОИС

В соответствии с положениями части 4 статьи 334 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5082, N 49, ст. 7524), Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179; 2018, N 31, ст. 4858), постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169, N 35, ст. 5092; 2012, N 28, ст. 3908, N 36, ст. 4903, N 50, ст. 7080, N 52, ст. 7507; 2014, N 5, ст. 506; 2017, N 44, ст. 6523; 2018, N 6, ст. 880, N 25, ст. 3696, N 36, ст. 5623, N 46, ст. 7050) и пунктом 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. N 809 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 38, ст. 4823, N 45, ст. 5822; 2014, N 37, ст. 4971; 2015, N 2, ст. 491, N 47, ст. 6586; 2016, N 17, ст. 2399, N 28, ст. 4741; 2017, N 25, ст. 3689), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Административный регламент Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности.

2. Признать утратившим силу приказ ФТС России от 13 августа 2009 г. N 1488 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности» (зарегистрирован Минюстом России 14.12.2009, регистрационный N 15592).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя руководителя ФТС России Р.В. Давыдова.

4. Настоящий приказ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

Руководитель В.И. Булавин

Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 июня 2019 г.

Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) ФТС

3. Заявителем является правообладатель, имеющий достаточные основания полагать, что может иметь место нарушение его прав на ОИС в связи с ввозом товаров в Российскую Федерацию или вывозом товаров из Российской Федерации либо при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем (далее — Заявитель).

Правообладателями являются российские и иностранные физические и юридические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обладающие исключительными правами на объекты авторского права и смежных прав, на товарные знаки (знаки обслуживания) или наименования мест происхождения товаров.

Заявление о предоставлении государственной услуги от лица правообладателя, являющегося иностранным лицом и не имеющего возможности представительства на территории Российской Федерации перед таможенными органами, подается через российских юридических лиц, либо физических лиц, имеющих российское гражданство и проживающих в Российской Федерации, в том числе зарегистрированных на территории Российской Федерации в качестве индивидуальных предпринимателей, уполномоченных в соответствии с правоустанавливающими документами осуществлять взаимодействие с ФТС России по вопросам, связанным с ведением таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (далее — представитель).

7. Государственная услуга «Ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности».

8. Государственная услуга предоставляется ФТС России.

От имени ФТС России предоставление государственной услуги непосредственно осуществляется структурным подразделением ФТС России, в компетенцию которого входят вопросы защиты прав интеллектуальной собственности (далее — Управление).

9. ФТС России не вправе требовать от Заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации, за исключением получения услуг, включенных в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 352 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 20, ст. 2829; 2018, N 40, ст. 6129; 2019, N 5, ст. 390).

10. Результатом предоставления государственной услуги является вынесение ФТС России следующих решений, оформленных на бумажном носителе и/или в виде электронного документа:

решение о включении ОИС (об отказе во включении) в Реестр;

предварительное решение о включении ОИС в Реестр;

решение о внесении изменений (об отказе во внесении изменений) в Реестр;

решение о продлении срока включения ОИС в Реестр;

решение об исключении ОИС из Реестра.

11. При оформлении решения ФТС России в виде электронного документа его регистрация осуществляется с применением информационно-программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (далее — ЕАИС таможенных органов).

12. Днем поступления заявления о включении ОИС в Реестр (форма приведена в приложении N 1 к Административному регламенту), о продлении срока включения ОИС в Реестр (форма приведена в приложении N 2 к Административному регламенту), об исключении ОИС из Реестра (форма приведена в приложении N 3 к Административному регламенту), а также обращения об изменении сведений, указанных в заявлении о включении ОИС в Реестр, либо в прилагаемых к нему документах (форма приведена в приложении N 4 к Административному регламенту), считается день его регистрации в Управлении делами ФТС России.

13. Рассмотрение заявлений, перечисленных в пункте 12 Административного регламента, осуществляется в срок, не превышающий одного месяца со дня их поступления в ФТС России.

14. Срок рассмотрения заявления о включении ОИС в Реестр может быть приостановлен и продлен в соответствии со статьей 328 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5082, N 49, ст. 7524) (далее — Федеральный закон).

14.1. В целях проверки достоверности представленных Заявителем сведений ФТС России вправе запрашивать у правообладателя (его представителя), третьих лиц, а также в правоохранительных и иных государственных органах документы, подтверждающие заявленные сведения.

При этом срок рассмотрения заявления о включении ОИС в Реестр приостанавливается до получения запрашиваемых ФТС России документов или истечения срока их получения, предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта, но не более чем на один месяц.

14.2. В случае если представленные Заявителем документы и сведения недостаточны для вынесения решения о включении ОИС в Реестр, срок рассмотрения заявления о включении ОИС в Реестр продлевается до представления Заявителем запрашиваемой ФТС России дополнительной информации, но не более чем на два месяца после дня направления запроса ФТС России.

15. С учетом положений пункта 14 Административного регламента общий срок рассмотрения заявления о включении ОИС в Реестр не может быть более трех месяцев.

16. Срок рассмотрения обращения об изменении сведений, указанных в заявлении о включении ОИС в Реестр, либо в прилагаемых к нему документах, приостанавливается в случае проведения проверки информации, содержащейся в указанном обращении.

Приостановление срока рассмотрения обращения об изменении сведений, указанных в заявлении о включении ОИС в Реестр, либо в прилагаемых к нему документах, не может превышать двух месяцев со дня вынесения решения о проведении такой проверки.

Внесение товарного знака в таможенный реестр (ТРОИС) в 2021 году

1. Настоящие Правила разработаны в соответствии со следующими международными договорами и актами, входящими в право Евразийского экономического союза (далее – Союз):

Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года;

Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года;

10. Участниками информационного взаимодействия при формировании, ведении и использовании сведений Единого реестра в рамках общего процесса (далее ‒ участники общего процесса) являются:

заявитель (правообладатель (лицо, обладающее исключительным правом на объект интеллектуальной собственности) или лицо, представляющее интересы правообладателя (нескольких правообладателей) и имеющее постоянное место нахождения (зарегистрированное) на территории одного из государств-членов, которые подают заявление и иные обращения);

Комиссия (структурное подразделение Комиссии, к компетенции которого относятся вопросы в сфере интеллектуальной собственности);

центральные таможенные органы;

заинтересованные лица.

11. В рамках реализации общего процесса заявитель осуществляет следующие функции:

1) представление в Комиссию следующих электронных документов, сведений из документов в электронном виде:

заявление и прилагаемые к нему регистрационные формы в отношении определенных Регламентом видов объектов интеллектуальной собственности (далее – заявление);

обеспечение;

обращение об отзыве ранее представленного заявления;

обращение о внесении изменений (дополнений) в Единый реестр, в том числе о продлении срока защиты;

обращение об исключении объектов интеллектуальной собственности из Единого реестра;

недостающие документы и сведения, запрашиваемые Комиссией;

2) получение от Комиссии следующих электронных документов, сведений из документов в электронном виде:

уведомление Комиссии о необходимости представления недостающих документов и сведений;

уведомление об отказе в рассмотрении заявления;

уведомление об отказе во включении объектов интеллектуальной собственности в Единый реестр;

уведомление о возможности включения объектов интеллектуальной собственности в Единый реестр;

уведомление о включении объектов интеллектуальной собственности в Единый реестр;

уведомление о внесении изменений (дополнений) в Единый реестр, в том числе о продлении срока защиты;

запрос о представлении документов, подтверждающих сведения, являющиеся основанием для исключения объектов интеллектуальной собственности из Единого реестра;

уведомление об исключении объектов интеллектуальной собственности из Единого реестра;

3) внесение изменений (дополнений) в отдельные сведения Единого реестра, определенные в пункте 45 Регламента.

16. Для обеспечения возможности опубликования на информационном портале Союза и организации оперативного доступа к сведениям Единого реестра в Комиссии создается общий информационный ресурс, содержащий сведения о всех объектах интеллектуальной собственности, включенных в Единый реестр.

Состав сведений, включенных в Единый реестр, а также информация о возможности их публикации на информационном портале Союза, приведены в приложении № 1 к настоящим Правилам.

На информационном портале Союза обеспечивается публикация актуальных сведений из Единого реестра.

17. При реализации общего процесса предполагается использование сведений из Единого реестра товарных знаков Союза, формирование которого должно обеспечиваться в рамках реализации взаимосвязанного общего процесса.

18. Для целей реализации общего процесса в рамках интеграционного сегмента Комиссии интегрированной информационной системы Союза (далее – интегрированная система) обеспечивается реализация, доработка, настройка и (или) применение следующих видов электронных сервисов:

1) сервисы личного кабинета заявителя, размещенные на информационном портале Союза, в том числе обеспечивающие:

представление и получение заявителем электронных документов, сведений из документов в электронном виде, указанных в пункте 11 настоящих Правил;

формирование заявителем в соответствии с установленными Комиссией форматом, структурой и правилами заполнения электронных документов, сведений из документов в электронном виде, представляемых в Комиссию, указанных в пункте 11 настоящих Правил;

использование сведений из Единого реестра товарных знаков Союза и Единого реестра при формировании заявителем электронных документов, сведений из документов в электронном виде, представляемых в Комиссию, указанных в пункте 11 настоящих Правил;

внесение изменений (дополнений) в отдельные сведения Единого реестра, определенные в пункте 45 Регламента;

2) сервисы личного кабинета должностного лица (сотрудника) Комиссии, размещенные на внутренней части информационного портала Союза, в том числе обеспечивающие:

получение и направление должностным лицом (сотрудником Комиссии) электронных документов, сведений из документов в электронном виде, указанных в пункте 11 настоящих Правил;

контроль получаемых от заявителя электронных документов, сведений из документов в электронном виде, указанных в пункте 11 настоящих Правил, на соответствие установленным Комиссией форматам, структурам и правилам их заполнения;

формирование должностным лицом (сотрудником Комиссии) электронных документов, сведений из документов в электронном виде, направляемых заявителю, указанных в пункте 11 настоящих Правил;

использование сведений Единого реестра товарных знаков Союза и Единого реестра в целях контроля электронных документов, сведений из документов в электронном виде, указанных в пункте 11 настоящих Правил;

направление в центральные таможенные органы и получение от них электронных документов, сведений из документов в электронном виде, указанных в пункте 12 настоящих Правил;

включение объектов интеллектуальной собственности в Единый реестр;

исключение объектов интеллектуальной собственности из Единого реестра;

внесение изменений (дополнений) в Единый реестр;

мониторинг и контроль соблюдения сроков представления электронных документов, сведений из документов в электронном виде участниками общего процесса, а также сроков внесения изменений (дополнений) в Единый реестр, установленных в Регламенте;

3) сервисы, обеспечивающие формирование и ведение Единого реестра в интеграционном сегменте Комиссии интегрированной системы, а также публикацию сведений из Единого реестра на информационном портале Союза;

4) сервисы, обеспечивающие представление центральным таможенным органам полных актуальных сведений Единого реестра;

5) сервисы, обеспечивающие взаимодействие между центральными таможенными органами и Комиссией, в том числе при получении, обработке технологических запросов и представлении
в ответ на технологические запросы центральных таможенных органов сведений о дате и времени обновления Единого реестра, об изменениях (дополнениях) в Едином реестре;

6) сервисы информационного портала Союза, обеспечивающие представление по запросам заинтересованных лиц (информационных систем заинтересованных лиц) публикуемых сведений, содержащихся в Едином реестре, включая поиск объектов интеллектуальной собственности, включенных в Единый реестр, а также выгрузку сведений о них в установленных форматах.

20. Информационное взаимодействие между участниками общего процесса осуществляется с использованием средств интегрированной системы.

21. Информационное взаимодействие между центральными таможенными органами и Комиссией осуществляется в соответствии с требованиями технологических документов, регламентирующих такое взаимодействие, утверждаемых Коллегией Комиссии.

22. Информационное взаимодействие между заявителем и Комиссией осуществляется посредством использования сервисов личного кабинета заявителя, размещенных на информационном портале Союза.

23. Заинтересованные лица получают сведения из Единого реестра посредством использования сервисов информационного портала Комиссии.

24. Информационное взаимодействие между участниками общего процесса осуществляется в режиме реального времени.

25. Требования к формированию и обработке электронных документов определяются в соответствии с актами органов Союза, в том числе определяющих порядок обмена электронными документами при трансграничном взаимодействии органов государственной власти государств-членов между собой и с Комиссией в интегрированной системе.

26. Сведения, содержащиеся в Едином реестре, публикуемые в соответствии с пунктом 53 Регламента и приложением № 2 к настоящим Правилам, являются информацией общего пользования и могут быть опубликованы в открытых источниках.

27. При реализации общего процесса безопасность при передаче электронных документов, сведений из документов в электронном виде должна обеспечиваться:

в рамках интеграционной платформы интегрированной системы в соответствии с правом Союза средствами подсистемы информационной безопасности интегрированной системы;

внутри информационного пространства государства-члена в соответствии с законодательством и техническими требованиями по обеспечению информационной безопасности, действующими на территории государства-члена.

От маркетплейсов до Роспатента: правила защиты интеллектуальной собственности

28. В целях реализации общего процесса Комиссия по согласованию с центральными таможенными органами государств-членов разрабатывает и утверждает:

технологические документы, регламентирующие информационное взаимодействие при реализации средствами интегрированной системы общего процесса;

требования к формату, структуре и правилам заполнения заявления.

Дополнительно в целях реализации общего процесса по мере определения в праве Союза норм, регулирующих порядок обмена электронными документами при трансграничном взаимодействии между хозяйствующими субъектами и органами государственной власти государств-членов, а также между хозяйствующими субъектами государств-членов и Комиссией в рамках интегрированной системы, Комиссия по согласованию с центральными таможенными органами разрабатывает и утверждает технические требования к подаче заявления в виде электронного документа.

29. В соответствии с технологическими документами, требованиями к формату, структуре и правилам заполнения заявления, техническими требованиями к подаче заявления в виде электронного документа, а также положениями Регламента Комиссия обеспечивает реализацию общего процесса в интеграционном сегменте Комиссии интегрированной системы, в том числе реализацию, доработку, настройку сервисов личного кабинета заявителя, размещенных на информационном портале Союза.

30. Центральные таможенные органы совместно с операторами национальных сегментов интегрированной системы обеспечивают разработку (модернизацию) национальных информационных систем в целях обеспечения информационного взаимодействия в соответствии с положениями технологических документов, а также подключение национальных информационных систем к национальным сегментам интегрированной системы, если такое подключение не было обеспечно ранее.

31. Центральные таможенные органы при координации Комиссии обеспечивают выполнение процедуры введения в действие общего процесса.

32. Координация мероприятий по реализации информационного взаимодействия в соответствии с настоящими Правилами, мониторинг и анализ результатов реализации (исполнения) общего процесса осуществляются Комиссией.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к Правилам реализации
общего процесса
«Формирование, ведение и
использование единого
таможенного реестра
объектов интеллектуальной
собственности
государств – членов
Евразийского экономического
союза»

1. Настоящий документ определяет состав сведений, содержащихся в едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств – членов Евразийского экономического союза (далее соответственно – Единый реестр, ОИС, государства-члены) и передаваемых в рамках информационного взаимодействия между участниками общего процесса «Формирование, ведение и использование единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств – членов Евразийского экономического союза».

2. Состав сведений, содержащихся в Едином реестре, приведен в таблицах 1 – 9.

Для указания множественности, обязательности заполнения и количества возможных повторений, передаваемых сведений в таблицах 1 – 9 используются следующие обозначения:

1 – сведения заполняются обязательно, повторения не допускаются;

1..* – сведения заполняются обязательно, могут повторяться без ограничений;

0..1 – сведения опциональны, повторения не допускаются;

0..* – сведения опциональны, могут повторяться без ограничений.

Таблица 1

Уважаемый пользователь!

Убедитесь, что NCALayer запущен/установлен и повторите попытку.

Инструкция по запуску программы

Для дальнейшей работы с egov.kz Вам необходимо установить сертификат Национального удостоверяющего центра Республики Казахстан.

Уважаемый пользователь!

Убедитесь, что NCALayer запущен/установлен и повторите попытку.

Инструкция по запуску программы

На данный момент есть два ключевых условия включения товарного знака в ТРОИС:

  • действующая регистрация товарного знака на территории Российской Федерации;
  • наличие доказательств ввоза контрафактного товара на таможенную территорию

Решение о внесении товарного знака в ТРОИС возможно только при одновременном соблюдении данных условий.

Надлежащая регистрация торговой марки на территории России должна быть выполнена в соответствии с действующим законодательством РФ или в соответствии с международными соглашениями, например, Мадридским соглашением о международной регистрации знаков.

Доказательства нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности при ввозе или вывозе с территории ЕАЭС должны быть достаточны и подтверждены документально.

Для поиска информации о правообладателях и доверенных лицах торгового знака необходимо войти в базу данных РОИС. Для этого нужно:

Открыть страницу сайта.
Ввести название торгового знака в поисковую строку, например: «BMW».

Нажать на кнопку «Поиск».

В появившихся результатах поиска, найти нужный и нажать на торговый знак.

Срок регистрации товарного знака в таможенном реестре не может превышать 2 года.

№ 52106 ООО «ГОРОС21.РУ» № 290588 ООО «Компания алкогольных напитков Алаверди» № 52106 Kieselmann Gmbh
№ 900091 КЛААС КГаА мбХ № 163206 Leatherman Tool Group, inc № 375815 ООО НПО «Универсал Кардан Деталь»
№ 437390 ООО «МИГ» № 466625 ООО «АВ 808» № 466624 ООО «АВ 808»

Специалисты Патентно-адвокатского бюро имеют многолетний успешный опыт защиты интеллектуальной собственности, включая пресечение ввоза и распространения контрафактной продукции, а также привлечение к ответственности нарушителей. В том числе Патентно-адвокатское бюро предоставляет услуги по экспертизе товаров на наличие признака контрафакта.

По итогам обследования выдается официальное заключение эксперта, которое может быть использовано в качестве доказательства не только для включения знака в реестр интеллектуальной собственности ФТС, но и для взыскания компенсации ущерба, нанесенного правонарушителем.

Для защиты ваших интересов наши юристы и патентные поверенные не только обеспечат включение вашего товарного знака в таможенном реестре, но и помогут защитить интересы в судебном и административном порядке в случае задержания контрафактных товаров на границе.

Как показывает практика, значительная часть контрафактной продукции не производится в России, а поступает из соседних стран (Китай, Турция и др.). Поэтому во многих случаях самым простым и эффективным способом борьбы с поддельным товаром является недопущение его на территорию Российской Федерации.

Не менее важным для защиты прав владельцев товарных знаков является воспрепятствование вывозу за рубеж партий контрафактного товара, произведенного в России для экспорта.

Эти задачи успешно решают таможенные органы, важная функция которых в соответствии с законом заключается в том, чтобы предотвратить прохождение через границу любых предметов, нарушающих интеллектуальные права.

Процедуры таможенного контроля, а также права таможенных органов в настоящее время регулируются Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (ЕАЭС), поскольку члены ЕАЭС (Россия, Армения, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан) имеют общую таможенную границу. Кодексом установлено, что выпуск товара, пересекающего таможенную границу Союза, должен быть осуществлен не позднее следующего рабочего дня после подачи таможенной декларации с приложением всех необходимых документов.

Своевременная подача документов для регистрации в таможенном реестре — это возможность использовать действенную государственную структуру. Однако внесение товарного знака в ТРОИС имеет массу нюансов.

Для выполнения процедуры потребуется досконально изучить законодательство и ознакомиться с порядком действий. Сделать это без опыта и теоретической базы проблематично.

Специалисты Патентного бюро «Галифанов, Мальков & Партнёры» предлагают комплексную услугу по регистрации товарного знака в базе таможенного реестра.

Предварительно рекомендуем ознакомиться с нюансами процедуры:

  • подать документы ФСТ РФ может владелец товарного знака (ТЗ) или его доверенное лицо;
  • обязательна регистрация ТЗ в базе данных Роспатента;
  • не нужно платить госпошлину — государственная услуга бесплатна;
  • указать максимально полную информацию для выявления схожести с аналогичной ввозимой продукцией;
  • после подачи документов ФТС может запросить дополнительные сведения для уточнения особенностей товарного знака;
  • заявк а и пакет документов подаются в Федеральную таможенную службу, этим не занимаются посты организации или её региональные отделения.

Регистрация товарного знака в ТРОИС описана в приказе ФТС №1488 от 13.08.2009. Однако из-за множества особенностей в этом нормативном документе нет рекомендаций по заполнению заявления.

Если необходимо оперативно внести данные в реестр, нужно учесть негласные требования, в частности предоставление дополнительной информации о товарном знаке. Сотрудничество с нашим Патентным бюро оптимизирует время внесения данных в таможенный реестр.

Реестр объектов интеллектуальной собственности ОИС

  • Условия размещения
  • Публичная оферта
  • Политика конфиденциальности
  • Оплата
  • Выпуски журнала

Законодательство разрешает заявителю на свое усмотрение определять период, на который сведения могут быть внесены в реестр. При этом максимальный срок включения данных в ТРОИС не должен превышать двух лет. Однако, предоставляя в ФТС обновленные пакеты документации, собственники товарных знаков или прочих интеллектуальных объектов имеют право продлевать сроки включения данных в реестр неограниченное количество раз.

Законодательством предусмотрены следующие причины исключения данных из единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности. Так, в качестве основания для удаления сведений могут рассматриваться:

  • заявление собственника об аннулировании регистрации;
  • отказ в предоставлении правообладателем документации, запрашиваемой ФТС, которая смогла бы подтвердить наличие у него исключительных прав на товарный знак или другой интеллектуальный объект;
  • выявление ошибочных сведений в заявлении о внесении данных в реестр.

Предусмотрены следующие случаи внесения корректировок в ТРОИС:

  • изменение данных, указанных правообладателем при первоначальном включении объекта в реестр. К таким изменениям, например, относятся корректировки, связанные с изменениями в реквизитах или правоустанавливающих документах собственника товарного знака;
  • поступления информации от правоохранителей и прочих государственных служб, а также граждан, компаний и организаций о том, что лица, числящиеся в реестре как правообладатели, были лишены прав на интеллектуальную собственность.

Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности

Механизм ТРОИС доказал свою эффективность при защите правообладателей. К его недостаткам можно отнести длительную процедуру включения товарного знака. Однако после его внесения таможня со 100-процентной вероятностью обнаруживает импортируемый контрафакт. Остается единственная проблема – внесение в реестр не защитит от контрафакта, изготавливаемого на территории нашей страны. Но это забота совсем других правоохранительных органов.

В таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности включаются объекты авторского права, объекты смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товара, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, принято решение о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров.

Для выявления товаров, обладающих признаками контрафактности, от правообладателя потребуется подробное описание товаров, обеспечивающее возможность их выявления таможенными органами (описание внешнего вида, их упаковки, этикетки и т.д. , товаров не менее, чем на уровне первых четырех знаков в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности РФ, а также предполагаемые места ввоза на таможенную территорию РФ).

Также необходимо предоставить сведения о компании (наименование, адрес и т.д.), сведения о регистрации на основании данных торгового реестра или сертификата об инкорпорации, а также копии документов на объекты интеллектуальной сбственности (свидетельство, справка из Гос. реестра и при наличии обременения — договоры).

Порядок ведения таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности установлен Административным регламентом Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, утвержденный Приказом ФТС России от 28.01.2019 № 131.

Инициатором внесения объекта интеллектуальной собственности (ОИС) в таможенный реестр могут стать российские или иностранные физические и юридические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обладающие исключительным правом на объекты авторского или смежных прав, на товарные знаки, знаки обслуживания или обладающие правом пользования наименованием места происхождения товара.

Правообладатель объекта интеллектуальной собственности предоставляет в Федеральную таможенную службу сведения о производителях и продавцах (импортерах/экспортерах) легальной продукции. Данные сведения позволяют представителям таможенной службы быстро определить контрафакт.

Отслеживание контрафактной продукции производится по тем параметрам, которые предоставляет правообладатель. Если у сотрудников службы появляются сомнения относительно легальности ввозимого на территорию страны товара, они связываются с владельцем объекта интеллектуальной собственности или с его представителем, чтобы определить является ли товар контрафактным.

Хотите уточнить, сколько стоит регистрация прав на товарный знак, и заказать требуемую услугу? Для этого достаточно позвонить по номеру +7 (495) 232-39-68 или оформить заявку на сайте.

Внесение товарного знака в Таможенный реестр (ТРОИС)

Внесение объекта ИС в Таможенный реестр – от 30000 руб.

Планируя произвести поставку того или иного товара из-за пределов Евразийского экономического союза, необходимо знать, что в случае ввоза товаров, включенных в реестр объектов интеллектуальной собственности, их таможенное оформление будет приостановлено на 10 рабочих дней. В течение этого срока необходимо получить разрешение обладателя права интеллектуальной собственности на оформление товаров. Если разрешение правообладателя не будет получено, то таможенный орган принимает решение об изъятии таких товаров, наложении на них ареста или конфискации. Срок приостановления таможенного оформления товаров по запросу правообладателя может быть продлен таможенным органом, но не более чем на 10 рабочих дней, если представители правообладателя обратились в уполномоченные органы за защитой своих прав в соответствии с законодательством.

Таможенный орган не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, должен уведомить декларанта и правообладателя о причинах и сроках приостановления, а также сообщить декларанту (либо его представителю) наименование, место нахождения правообладателя, а правообладателю или лицу, представляющему его интересы, – наименование и место нахождения декларанта.

По истечении срока приостановления выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, выпуск таких товаров возобновляется и производится в порядке, установленном Таможенным кодексом Таможенного союза, за исключением случаев, когда таможенному органу представлены документы, подтверждающие изъятие товаров, наложение на них ареста или их конфискацию.

Важно! Закон Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» № 129-З от 10.01.2014 г. к объектам интеллектуальной собственности относит:

  • товары, содержащие объекты авторского права и смежных прав;
  • товарные знаки;
  • знаки обслуживания;

  • наименования мест происхождения товара, включенные по заявлению правообладателя в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.

В Республике Беларусь реестр объектов интеллектуальной собственности ведет Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. Реестр постоянно обновляется, и ознакомиться с ним в актуальном варианте можно по ссылке.

В каждом государстве-члене Евразийского экономического союза ведутся свои реестры интеллектуальной собственности. Информация о реестрах Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Армении и Кыргызской Республики также размещена на сайте ГТК РБ по ссылке.

Решением Комиссии Таможенного Союза № 290 от 18.06.2010 года «О Регламенте взаимодействия таможенных органов государств-членов таможенного союза по вопросам ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности» было утверждено создание Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств-членов Таможенного союза. Органом, уполномоченным на ведение такого реестра, является Федеральная таможенная служба Российской Федерации. Возможно, скоро все зарегистрированные бренды будут включены в единый реестр государств-членов Таможенного Союза. Однако необходимо знать, что на сегодняшний день действуют только национальные реестры.

Важно знать! Согласно гл. 46 Таможенного кодекса Таможенного Союза, меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности не применяются таможенными органами в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу:

  • физическими лицами для личного пользования, в том числе и пересылаемых в их адрес в международных почтовых отправлениях;
  • в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;
  • дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций, для официального и личного пользования.

В отношении товаров, ввозимых из стран СНГ, Решением Совета глав правительств СНГ «О Правилах таможенного контроля за перемещением через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности» от 28 сентября 2001 года утверждены Правила таможенного контроля за перемещением через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (ратифицированы Азербайджанской Республикой, Республикой Молдова, Республикой Армения, Российской Федерацией, Республикой Беларусь, Республикой Таджикистан, Грузией, Республикой Узбекистан, Республикой Казахстан, Украиной, Кыргызской Республикой).

В Решении дано определение контрафактным товарам: «контрафактные товары – товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности (объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки, географические указания), созданные и/или перемещаемые через таможенную границу с нарушением прав правообладателя, предусмотренных национальным законодательством».

С полным текстом Соглашения «О Правилах таможенного контроля за перемещением через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности» можно ознакомиться здесь.

Во второй части нашей статьи рассмотрим вопрос о включении объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр.

Основополагающие документы:

  • Закон Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» № 129-З от 10.01.2014 г. Глава 44 Закона «Меры по защите интеллектуальной собственности, принимаемые таможенными органами» в полном объеме размещена в конце нашей статьи.
  • Таможенный кодекс Таможенного Союза. Глава 46 «Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности» также размещена в статье.

ГЛАВА 46. ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Статья 328. Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, принимаемые таможенными органами

1. Таможенные органы в пределах своей компетенции принимают меры по защите прав правообладателей на объекты интеллектуальной собственности в порядке, установленном настоящей главой.

2. Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности не применяются таможенными органами в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу:

1) физическими лицами для личного пользования, в том числе пересылаемых в их адрес в международных почтовых отправлениях;

2) в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;

3) дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций, для официального и личного пользования.

3. Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, принимаемые таможенными органами, не препятствуют правообладателю прибегать к любым средствам защиты своих прав в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.

4. Таможенные органы принимают меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, таможенный реестр которых ведется данными таможенными органами в государстве-члене таможенного союза, и объекты интеллектуальной собственности, включенные в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов таможенного союза, а в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза также в отношении объектов интеллектуальной собственности, не включенных в такие таможенные реестры.

Статья 329. Срок защиты прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами

Срок защиты прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности устанавливается при включении объектов интеллектуальной собственности в таможенные реестры, которые ведутся таможенными органами в государствах-членах таможенного союза, и единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов таможенного союза с учетом срока, указанного правообладателем в заявлении, но не более 2 (двух) лет со дня включения в такие реестры.

Указанный срок может быть продлен на основании заявления правообладателя неограниченное количество раз, но каждый раз не более чем на 2 (два) года, при условии соблюдения требований, предусмотренных настоящей главой.

Срок защиты прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности не может превышать срока действия прав правообладателя на соответствующий объект интеллектуальной собственности.

Статья 330. Таможенные реестры объектов интеллектуальной собственности

1. На основании заявлений правообладателей объекты интеллектуальной собственности включаются таможенными органами в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется в таможенном органе государства-члена таможенного союза в порядке и на условиях, установленных законодательством государств-членов таможенного союза.

2. Таможенный орган включает в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется в таможенном органе государства-члена таможенного союза, объекты интеллектуальной собственности, которые подлежат защите на территории государства-члена таможенного союза, в соответствии с законодательством этого государства.

3. Условия включения объектов интеллектуальной собственности в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов таможенного союза и порядок его ведения определяются международным договором государств-членов таможенного союза.

Статья 331. Приостановление выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности

1. Если при совершении таможенных операций, связанных с помещением под таможенные процедуры товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенных в таможенный реестр, который ведется таможенным органом государства-члена таможенного союза, или в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов таможенного союза, таможенным органом обнаружены признаки нарушения прав интеллектуальной собственности, выпуск таких товаров приостанавливается сроком на 10 (десять) рабочих дней.

По запросу правообладателя или лица, представляющего его интересы, этот срок может быть продлен таможенным органом, но не более чем на 10 (десять) рабочих дней, если указанные лица обратились в уполномоченные органы за защитой прав правообладателя в соответствии с законодательством государств- членов таможенного союза.

Решения о приостановлении выпуска товаров и о продлении срока приостановления выпуска товаров принимаются в письменной форме руководителем таможенного органа или уполномоченным им лицом.

  • Утилизационный сбор
  • Таможенное оформление
  • Статическое декларирование
  • Сертификация
  • Филиал в Гродно
  • Физическим лицам
  • Предварительное информирование

РОИС — Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности

Пополнение базы сведениями об объекте ИС происходит по инициативе его обладателя. Однако для этого ему придется в обязательном порядке:

  • подтвердить регистрацию на свое имя соответствующего объекта интеллектуальной собственности (могут быть представлены свидетельство из Роспатента или международного образца, лицензионное соглашение, договор о передаче исключительного права и т. п.);
  • подробно описать продукцию (для обнаружения контрафакта);
  • застраховать ответственность на случай нанесения ущерба соответствующими действиями заинтересованным лицам (сумма – от 500 тысяч рублей).

Главным этапом этой процедуры считается составление заявления.

Законодательством не предусмотрена госпошлина за данную услугу, то есть зарегистрировать товарный знак в Таможенном реестре можно бесплатно. Решения по заявлениям принимаются в течение 1 месяца, а в случае запроса дополнительной информации – до 3 месяцев.

Период нахождения товарного знака в Таможенном реестре устанавливается по усмотрению правообладателя. Однако он не может составлять более 3 лет, а также превышать срок действия исключительных прав на соответствующий актив.

В каждой из стран ТС установлен правовой механизм взаимодействия таможенных органов и правообладателей.

В соответствии с данным механизмом при обнаружении товаров, обладающих признаками контрафактности (например, ввоз неуполномоченным импортером), таможенные органы приостанавливают оформление товаров и связываются с правообладателем. В течение периода приостановления оформления товаров правообладатель имеет возможность ознакомиться с информацией об обстоятельствах ввоза товаров, импортере, с описанием и фотографиями товаров и даже получить образец. Если правообладатель подтверждает, что приостановленные товары являются контрафактными, таможня начинает административное расследование против импортера.

Данный механизм взаимодействия надежно защищает от ввоза контрафакта и позволяет выявлять нарушителей.

Для того чтобы этот механизм работал, требуется:

  • получить правовую охрану на ОИС;
  • внести данный ОИС в национальный Таможенный реестр.

Обратившись к нашим экспертам, вы сможете быстро и гарантированно внести ваш объект интеллектуальной собственности в Таможенный реестр. А кроме этого, мы поможем отстоять ваши интересы при задержании контрафакта на таможне.

Узнайте подробнее об услуге, позвонив нам по телефону, указанному на сайте, или связавшись с нами через форму обратной связи.

1) Приостановление выпуска товаров, содержащих признаки контрафактности, до выяснения вопроса о том, передавал ли правообладатель права на ввоз декларанту таких товаров

2) Обращение таможенного органа в суд с заявлением о привлечении декларанта к административной ответственности, что влечет наложение на него штрафа с конфискацией контрафактных товаров.

Стоит добавить, что на этих мерах способы защиты интересов правообладателя не исчерпываются, поскольку он может обратиться в суд с заявление о взыскании денежной компенсации за нарушение исключительных прав в рамках статьи 1252 Гражданского кодекса.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.