Пособия и компенсации гражданам имеющим детей в ЧАЭС в 2022 году

Автор: | 27.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пособия и компенсации гражданам имеющим детей в ЧАЭС в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В конце 2015 года принят Федеральный закон от 29.12.2015 № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» (далее – Закон № 388-ФЗ), отдельные положения которого действуют с 01.07.2016. Новшества касаются мер социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. К подобным мерам относятся различного рода компенсации и пособия. Часть из них предоставляют органы соцзащиты, а часть – работодатели (в отношении работающих граждан). Проведем обзор наиболее важных поправок, касающихся работодателей.

Повышение детских выплат: сколько родители будут получать в 2022 году

До 01.07.2016 в обязанности работодателя входило (п. 6, 7 ч. 1 ст. 18 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», далее – Закон № 1244-1):

  • предоставлять удлиненный дородовой отпуск по беременности и родам продолжительностью 90 календарных дней;
  • платить в двойном размере ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Такие гарантии получали граждане, которые постоянно проживают (работают):

  • в зоне отселения до их переселения в другие районы;
  • на территории зоны проживания с правом на отселение (кроме дородового отпуска большей продолжительности);
  • на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Перечень указанных зон утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1074 (далее – Перечень).

Продолжительность проживания в таких местностях для предоставления социальных гарантий ранее не имела значения.

Поправками предусмотрено, что на перечисленные меры социальной поддержки имеют право граждане, которые постоянно проживают (работают) на загрязненных территориях в течение определенного времени непосредственно перед назначением отпуска по беременности и родам или пособия по уходу за ребенком (п. 1 ст. 2 Закона № 388-ФЗ).

Период проживания (работы) граждан должен составлять в зоне:

  • отселения – не менее 1 года;
  • проживания с правом на отселение – не менее 3 лет;
  • проживания с льготным социально-экономическим статусом – не менее 4 лет.

Перечень населенных пунктов, входящих в состав таких зон, согласно части 3 статьи 7 Закона № 1244-1 не реже чем один раз в пять лет пересматривается Правительством РФ. В связи с этим поправками предусмотрен специальный алгоритм подсчета времени проживания (работы) в данных местностях в случае пересмотра их границ. Такой подсчет подразумевает, что каждый год проживания (работы) в зоне проживания с:

  • льготным социально-экономическим статусом считается за 3 месяца проживания (работы) в зоне отселения;
  • правом на отселение считается за 4 месяца проживания (работы) в зоне отселения;
  • льготным социально-экономическим статусом считается за 9 месяцев проживания (работы) в зоне проживания с правом на отселение.

Подобные условия введены, чтобы пресечь практику регистрации граждан непосредственно перед началом декретного отпуска или отпуска по уходу за ребенком с целью получения указанных привилегий.

Еще одно важное нововведение – это отмена пособия по уходу за ребенком до трех лет в двойном размере. Такое пособие работодатели исчисляли исходя из среднего заработка застрахованного лица за расчетный период. Правила его предоставления утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.07.2005 № 439 (далее – Правила № 439).

Закон № 388-ФЗ вместо указанного пособия устанавливает ежемесячную выплату в фиксированной сумме (п. 2 ст. 2 Закона № 388-ФЗ):

  • до достижения ребенком возраста полутора лет – в размере 3 000 руб.;
  • в возрасте ребенка от полутора до трех лет – в размере 6 000 руб.;

Как отмечено выше, ежемесячное пособие в двойном размере работающим гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, обязан был назначать работодатель (п. 5 Правил № 439).

С 01.07.2016 за ежемесячной выплатой физлица должны обращаться в органы соцзащиты по месту жительства или по месту работы.

Соответственно, работодатели больше не должны формировать списки с информацией о застрахованном лице (которому назначено пособие в двойном размере), его ребенке, а также размере пособия по уходу за ним. Напомним, что в соответствии с пунктом 7-7.1 Правил № 439 такие списки организации подавали в органы соцзащиты каждый месяц.

В действующие Правила № 439 на данный момент какие-либо изменения об отмене данной обязанности не внесены. Однако полагаем, что это будет реализовано в ближайшее время.

С 2016 года оформить пособие с чернобыльской доплатой смогут далеко не все обратившиеся. Выплату в повышенном размере получат только те заявители, которые проживают или работают на загрязненных территориях в течение определенного промежутка времени, предшествующего рождению ребенка. При этом в случае проживания они должны иметь постоянную прописку, а не временную регистрацию.

В 2021 году родителям с детьми до 3 лет, живущим или работающим в районах, загрязненных после аварии на ЧАЭС, по-прежнему положены социальные преференции.

По мнению законодателей, мамы с детьми, живущие или работающие на загрязненной территории, получают одинаковый вред для здоровья. Поэтому получателей уравняли в правах и сделали чернобыльскую надбавку одинаковой для всех независимо от уровня доходов еще в 2016 году.

Расчет пособий на детей «чернобыльцам»: что изменилось

Предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Финансирование расходов по оплате услуг на доставку компенсаций и других выплат, предусмотренных настоящим Законом, производится за счет средств федерального бюджета в пределах 1,5 процента выплаченных сумм компенсаций и других выплат без учета налога на добавленную стоимость. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 19.12.2016 N 444-ФЗ)

Настоящий Закон в части, определяющей условия проживания населения на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, основывается на следующих положениях:

1. Основным показателем для принятия решения о необходимости проведения защитных мероприятий, а также возмещения вреда является уровень дозы облучения населения, вызванного радиоактивностью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

2. Является допустимым и не требующим каких-либо вмешательств дополнительное превышение (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующее в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, не превышающую 1 мЗв (0.1 бэр).

3. Защитные мероприятия (контрмеры) проводятся при дополнительном превышении (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующем в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, превышающую 1 мЗв (0.1 бэр) в год.

Комплекс защитных мероприятий должен быть направлен на постоянное снижение дозовой нагрузки (в том числе за счет уменьшения загрязнения продуктов питания) при одновременном ослаблении ограничений привычного образа жизни. Оптимизация достижения этих целей осуществляется с учетом условий непревышения средней эффективной эквивалентной дозы облучения населения 5 мЗв (0,5 бэр) в 1991 году и максимально возможного, оправданного экономическими и социальными факторами снижения этой дозы до 1 мЗв (0,1 бэр) в год. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

4. Необходимо завершение обязательного отселения граждан из населенных пунктов, указанных в Единой государственной программе по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на 1993 — 1995 годы и на период до 2000 года.

5. Гражданин, проживающий на загрязненной радионуклидами территории за пределами зоны отчуждения и зоны отселения, из которых население подлежит обязательному отселению в соответствии со статьей 9 настоящего Закона, имеет право на основании предоставляемой ему объективной информации о радиационной обстановке, дозах облучения и возможных их последствиях для здоровья самостоятельно принимать решение о дальнейшем проживании на данной территории или переселении на другое место жительства. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

Действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:

из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр);

на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км.

Указанные территории подразделяются на следующие зоны:

зона отчуждения;

зона отселения;

зона проживания с правом на отселение;

зона проживания с льготным социально — экономическим статусом.

Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

Плотность радиоактивного загрязнения почв территорий населенных пунктов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС определяется в соответствии с актами, принятыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в области мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды. (в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 509-ФЗ)

Зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 — 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года — зоной отселения) — территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

В зоне отчуждения на территории Российской Федерации запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование. Перечень видов хозяйственной деятельности, порядок ее организации и природопользования в зоне отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

Чернобыльские выплаты по уходу за ребенком до 3-х лет

Зона проживания с правом на отселение — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км. Граждане, проживающие в населенных пунктах этой зоны, в которых среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр), и принявшие решение о выезде на другое место жительства, имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.

Дополнительные критерии по определению границ зоны проживания с правом на отселение в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В зоне проживания с правом на отселение обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровня облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.

Режим проживания населения в указанной зоне, порядок добровольного отселения из нее жителей, осуществления на этой территории хозяйственной и иной деятельности, проведения мероприятий по охране здоровья и снижению риска заболеваемости населения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Фонд социального страхования Российской Федерации (далее — Фонд) в связи с вступлением в силу с 01.07.2016 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2015 № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» (далее — Федеральный закон № 388-ФЗ) информирует.

Данной статьей внесены изменения в Закон Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», согласно которым, в частности, вместо выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в двойном размере предусмотрен переход на фиксированный размер в виде ежемесячной выплаты. При этом указанная ежемесячная выплата будет осуществляться независимо от выплат и пособий, предусмотренных Федеральным законом № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Частью 2 статьи 8 Федерального закона № 388-ФЗ установлено, что за гражданами, которые постоянно проживают (работают) на территориях зон, указанных в Перечне населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1074 (далее — Перечень), и которым ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет назначено до 30.06.2016, сохраняется право на получение указанного пособия в размере и на условиях, установленных Законом № 1244-1 (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 388-ФЗ), до наступления оснований прекращения выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, отдельным категориям лиц, из числа подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе постоянно проживающих (работающих) на территориях зон, указанных в Перечне, предусмотрено право на пособие по уходу за ребенком в двойном размере, назначенное до 30.06.2016. Данное пособие осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2005 № 439 «О Правилах предоставления ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.06.2016 № 588 «Об утверждении Правил предоставления ежемесячной выплаты на каждого ребенка до достижения им возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее — Постановление № 588) финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с предоставлением ежемесячной выплаты на каждого ребенка до достижения им возраста 3 лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее — ежемесячная выплата), осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год Федеральной службе по труду и занятости.

Согласно пункту 4 Постановления № 588 ежемесячная выплата не осуществляется гражданам, которым до 30.06.2016 назначено ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста 3 лет.

B соответствии с пунктом 7 Правил предоставления ежемесячной выплаты на каждого ребенка до достижения им возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных Постановлением № 588, предоставление ежемесячной выплаты осуществляется органами в сфере социальной защиты населения, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

Считаем необходимым провести разъяснительную работу путем размещения на сайтах и стендах региональных отделений Фонда необходимой информации.

Заместитель
председателя Фонда
А.Г. Кошелев

ФСС России информирует о том, в Закон о социальной защите граждан, подвергшихся радиации на Чернобыльской АЭС, внесены поправки, согласно которым, в частности, вместо выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им 3 лет в двойном размере предусмотрен переход на фиксированный размер в виде ежемесячной выплаты. Она будет осуществляться независимо от иных выплат и пособий.

За гражданами, которые постоянно проживают (работают) на территориях, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения, и которым указанное пособие назначено до 30 июня 2016 г., сохраняется право на его получение в размере и на условиях, установленных до дня вступления в силу вышеназванных поправок. Ежемесячная выплата таким гражданам не полагается.

  • «Горячие линии»
  • Приемная Губернатора Курской области
  • Противодействие коррупции
  • Электронные услуги
  • Общественные советы
  • Реализация национальных проектов в Курской области
  • Инвестиционный потенциал
  • Обеспечение доступа для субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам крупнейших заказчиков
  • Персональные данные.Дети
  • Информация для застройщиков
  • Карта газификации Курской области

Определены параметры индексации социальных выплат и пособий в 2022-2024 годах

  • Сведения о районе
  • Карта закрепления территорий
  • График приёма
  • Встречи с населением
  • Выездной приём граждан
  • Руководство района
  • Новости
  • События/объявления
  • График проведения публичных слушаний

220006, г. Минск, ул. Маяковского, 83

+375 17 379-52-13

Пн – Чт: с 8.45 до 18.00 часов
(обед с 13.00 до 14.00 часов)
Пт: с 8.45 до 16.45 часов
(обед с 13.00 до 14.00 часов)
Выходные дни: Сб, Вс

К чернобыльцам относятся следующие лица:

  • получившие инвалидность от воздействия на организм радиации,
  • с трудом переносящие негативные последствия радиационного облучения,
  • жители географических зон, официально признанных зонами отселения в связи с неблагоприятным радиационным фоном,
  • страдающие от заболеваний, приобретенных из-за радиационного облучения.

Право на льготы приобретают также ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС, подвергшиеся радиационному облучению. Пособия выплачиваются всем, кто проживал в зоне радиационного заражения и был оттуда эвакуирован.

Зоны пребывания чернобыльцев принято делить на 3 категории:

  1. Зона нахождения с установленным льготным экономическим статусом. Здесь различными методами повышается уровень жизни граждан — путем создания особой хозяйственной и экологическом структуры.
  2. Зона пребывания, жители которой имеют право на отселение. Для данных территорий характерен высокий радиационный фон (не критичный, однако и не нормальный). Если жители зоны решают выехать из нее, им выплачивается денежная компенсация.
  3. Зона отселения. В поселениях, расположенных здесь, высокий радиационный уровень (немногим ниже самой зоны ЧАЭС). К таким зонам относится Брянская область на границе с зоной ЧАЭС. На таких территориях запрещено строительство школ и дорог из средств бюджета. Лица, покидающие здешние места, получают денежные компенсации и материальное возмещение труда.

Женщины в декрете, занимающиеся воспитанием ребенка, также вправе претендовать на компенсации. В отношении них существует правило времени регистрации.

Льготы могут быть назначены только тогда, когда заявители проживали на постоянной основе и работали перед появлением на свет ребенка. Законом определены минимальные сроки, в течение которых семья должна была находиться в чернобыльских зонах на основании постоянной прописки (не временной регистрации):

  • для зоны с особыми экономическими условиями — 4 года,
  • для зон отселения — 1 год,
  • в зонах, где существует право на отселение — 3 года.

Для того, чтобы граждане, испытывающие на себе пагубное влияние радиации, могли хоть отчасти возместить причиненный здоровью ущерб, властями приняты законы о выплате им компенсаций. Ниже представлен список граждан, которым полагается пособие по уходу за ребенком:

  • Уволенные в момент оформления декретного отпуска или в период беременности сотрудницы, вне зависимости от причин увольнения.
  • Лица, которые не должны проходить процедуру обязательного медицинского страхования.
  • Студентки очной формы обучения, родившие детей.
  • Супруги (в официально зарегистрированном браке) военнослужащих.
  • Военнообязанные женщины.
  • Все женщины, пребывающие в декрете.

До 1 июля 2016 года матери, зарегистрированные на чернобыльских территориях, были вправе претендовать на двойной размер пособия по уходу за малышом до 3 лет, то есть рассчитанный, исходя из 80% от среднего дохода за предшествующие декрету 2 года. С указанной даты величина пособия изменилась. То есть тот родитель, который успел оформить выплаты до 30 июня 2016 года, будет получать его по старым правилам. А те, кто подаст заявление после начала июля 2016 года, будут получать суммы, указанные в таблице ниже.

Чернобыльское пособие по уходу за ребенком:

Ежемесячная выплата по уходу за ребенком До 1.07.2016 С 1.07.2016
До 1,5 лет 80% среднего дохода за 2 предшествующих года 40% среднего заработка + фиксированная сумма в 3 тысячи рублей
От 1,5 до 3 лет 6000 рублей

Новый подход к вычислению пособий оказался невыгодным ни для кого, особенно проиграли в сумме матери детей от 1,5 до 3 лет.

Для того, чтобы подать заявление на выплату пособий или получение компенсации и не получить отказа, следует предоставить установленный законом комплект документов, в который входят:

  1. Паспорт заявителя.
  2. Справка, доказывающая совместное проживание родителей с детьми на территории чернобыльских зон (получается в ЖЭУ, в Администрации поселения или составляется участковым после проверки жилого помещения).
  3. Справка о составе семьи (оформляется в ЖЭУ, Администрации поселения).
  4. Свидетельства о рождении всех детей в семье (выдается в органах ЗаГСа после рождения малыша).
  5. Справки о прохождении детьми обучения из школ и университетов (спрашивается по месту учебы).
  6. Справка о принадлежности заявителя к ликвидаторам последствий аварии на ЧАЭС (выдается всем участникам ликвидации последствий катастрофы).
  7. Справка о наличии у детей заболеваний (берется в медицинском учреждении).
  8. Удостоверение чернобыльца (выдается всем, кто имеет статус чернобыльца).
  9. Справка, доказывающая, что причиной возникновения заболевания у детей является радиационное воздействие на организм.
  10. Копия банковского счета для начисления пособий и компенсационных выплат.
  11. Копия трудовой книжки (трудового контракта) и справка с места работы с указанием адреса ее расположения (для трудоустроенных заявителей, трудящихся в чернобыльской зоне и не проживающих там постоянно).

Точный список предоставляемых бумаг зависит от причины обращения к органам опеки и попечительства и от конкретной ситуации.

В случае, если будущая мать встает на учет в женской консультации или в другом медицинском учреждении на ранних сроках беременности (до 12 акушерских недель), она приобретает право на получение дополнительного небольшого пособия, являющегося дополнением к декретным выплатам. А женщинам, проживающим на территориях чернобыльских зон, полагается еще и дополнительная выплата — 130 рублей 23 копейки.

Если в семье чернобыльцев есть дети младше 3 лет, на них назначается денежная компенсация для покрытия расходов на питание в молочной кухне. В течение первого года его размер составляет 230 рублей, в последующие 2 года сумма уменьшается до 200 рублей в месяц. Компенсация положена всем, чье постоянное место жительства располагается в радиоактивно загрязненной зоне.

Размеры пособий и компенсаций в 2021 году

С 1 июля 2021 года пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель) стало не единовременным, а ежемесячным (до окончания беременности). Но получать его будут не все будущие мамы (закон от 26.05.2021 № 151-ФЗ).

Условием получения новой выплаты будет низкий среднедушевой доход семьи: не выше прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте РФ на дату обращения за пособием.

Само пособие теперь равно половине прожиточного минимума для трудоспособного населения в регионе проживания беременной на день обращения. Если период выплаты будет переходить на следующий календарный год, пособие пересчитают с 1 января исходя из ежегодного изменения минималки.

Назначает новое пособие не ФСС, а ПФР.

При этом новый порядок назначения применяет к пособиям, право на которые возникло с 01.07.2021 (то есть постановка беременной на учет осуществлена 1 июля и позднее).

Новое ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, назначается и выплачивается через Пенсионный фонд независимо от того, работает женщина или нет, при соблюдении условий, определенных в законе от 26.05.2021 № 151-ФЗ.

ПФР начал принимать заявления на новые выплаты с 1 июля. Подать заявку можно (см. информацию ПФР от 22.06.2021):

  • в клиентской службе Пенсионного фонда по месту жительства;
  • на портале госуслуг

Если же на учет в ранние сроки беременности женщина встала до 1 июля 2021 г., назначение и выплата пособия осуществляются в порядке и размере, установленных до 01.07.2021 (см. постановление Правительства от 18.08.2021 № 1368, письмо ГУ — МРО ФСС РФ от 18.08.2021 № 15-15/7710-17391 л). То есть его разово выплачивает ФСС, а документы на выплату подаются через работодателя. Напомним, размер такого пособия с 01.02.2021 — 708,23 руб.

Предусмотрено сразу два значительных изменения для декретных пособий с 1 января 2022 года. Во первых, действует новый порядок назначения выплат. Во-вторых, меняются предельные размеры декретного пособия в 2022 году на детей работающим женщинам.

Так, с 1 января 2022 года для назначения пособия по беременности и родам больше не нужно подавать заявление в ФСС. Женщине достаточно передать работодателю номер электронного больничного листка и платежные реквизиты для зачисления денег. Напомним, что с 01.01.2022 года действуют только электронные листки нетрудоспособности, бумажные бланк выдавать не будут.

Всю необходимую информацию для ФСС страхователь обязан передать самостоятельно. Причем сделать это необходимо в течение 3 рабочих дней с момента обращения будущей мамы.

Обратите внимание, если в регионе установлен повышающий районный коэффициент к заработной плате, то минимальный размер пособия по БиР назначается с его учетом. Повышающий коэффициент не применяют к максимальному размеры декретного отпуска, так как сумма уже рассчитана с его учетом.

Еще одним видом социальных детских выплат является пособие при рождении (усыновлении) малыша. Его может получить один из родителей. За одного ребенка выдают одно пособие, за двух – два и т.д.

  • В январе 2022, как и большую часть 2021 года людям выплачивается 18886,32 руб.
  • Однако размеры детских пособий с 1 февраля 2021 года подрастут.
  • Теперь величина этой выплаты составляет 19 981,73 руб. (18886,32 × 1,058).

Трудовой кодекс РФ гарантирует длительный декретный отпуск по уходу за малышом. Максимальная продолжительность декрета ограничена ст. 256 ТК РФ — до момента, когда ребенку исполнится полных 3 года. Но пособие по уходу работодатель выплачивает только до 1,5 лет. То есть, когда ребенку исполнится 1 год и 6 месяцев выплаты прекращаются.

Оформить оплачиваемый декретный отпуск может не только мама новорожденного малыша:

  • Право на детские пособия предусмотрено для отца, или другого родственника (члена семьи), который непосредственно занимается уходом и воспитанием новоиспеченного гражданина РФ.
  • Декрет можно оформить даже на бабушку.
  • Главное условие — выплата полагается только одному получателю.

Если родственник, ухаживающий за ребенком, трудоустроен, то на работе ему нужно взять отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет. При этом пособие будут рассчитывать исходя из среднего заработка в 2-х предыдущих годах лица, осуществляющего уход.

Для данного пособия существует минимальная и максимальная возможные величины.

Минимальное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет

В случае, когда стаж работника очень мал, или заработок крайне низкий, то пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет платят по минимуму.

До 2020 года минималка зависела от размера МРОТ. В 2020 году это правило изменили и установили фиксированную минималку по уходу за первым ребенком. Теперь очередность ребенка не важна, минимальная выплата на первого, второго и последующих детей составит 7082,85 руб. в месяц. Сумму 7082,85 руб. родители будут получать с 1 по 31 января 2022 года. Поскольку пособие установлено в твердой сумме и не зависит от МРОТ, с 1 января оно не вырастет. Увеличение пройдет 1 февраля 2022 года за счет индексации.

  • С 01.02.2022 к нему, как и к другим видам детских выплат, применяется коэффициент 1,058.
  • Получается, что с 1 февраля пособие составляет 7 493,66 руб. (7082,85 × 1,049).

Неработающим полагается законодательно утвержденная сумма выплат, которая индексируется ежегодно. В 2022 году будут платить по 7 493,66 руб.

Максимальное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет

К максимальному размеру пособия коэффициент индексации отношения не имеет:

  • Оно рассчитывается по особому алгоритму.
  • Определяется средний дневной заработок работника, который и ограничивается законом.
  • Он не может быть больше суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов и поделенной на 730.
  • Для 2022 года максимальное ежемесячное пособие по уходу за ребенком равно 31 282 руб.

Право на получение детских пособий до 3 лет зависит от нескольких параметров:

  • уровня малообеспеченности семьи;
  • возраста и очередности появления ребенка (детей);
  • региона проживания семьи.

Выплаты на первого и второго ребенка

На первого и второго детей, родившихся с 01.01.2018, полагается ежемесячная выплата до достижения ребенком возраста 3 лет.

Что нужно знать:

  1. Выплата назначается, если доход на одного человека в семье (включая детей) меньше двух прожиточных минимумов для трудоспособного населения (ПМТН), установленных в регионе проживания. Минимум для сравнения берется за второй квартал года, предшествующего году назначения пособия.
  2. Выплату получает женщина, которая родила (усыновила) ребенка. И только если с ней что-то случилось (умерла, лишили родительских прав), выплату может оформить на себя отец или опекун.
  3. Размер назначенной выплаты равен прожиточному минимуму, установленному для детей, в регионе проживания семьи. Значение минимума также берется за 2 квартал предыдущего года.
  4. Выплата назначается на год. Если в дальнейшем есть право ее получать, то нужно подавать отдельное заявление на продление. То есть, подавать документы на выплаты придется трижды (до года, с года до двух лет, с двух до трех лет).

В 2022 году размер материнского капитала увеличен:

  • для тех, у кого право на него возникло до 01.01.2020, а также для тех, у кого первый ребенок рожден (усыновлен) с 01.01.2021, маткапитал составит 503 237 руб. (Федеральный закон от 08.12.2020 № 385-ФЗ);
  • для тех, у кого право на эту меру поддержки появилось в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, при появлении второго с 2022 года получат прибавку на 161 772 руб.;
  • для лиц, у которых право на маткапитал возникло в связи с появлением в семье второго или третьего и последующих детей, начиная с 01.01.2020, если ранее такая выплата не оформлялась, размер материнского капитала в 2022 году составит сразу 665 009 руб.

К категории «чернобылец» согласно Разделу II Закона 1 относится широкий спектр лиц – не только непосредственные ликвидаторы аварии, но также те, кто проживал близко к ЧАЭС, и другие работники станции.

Территория, которая претерпела воздействие радиации, на законодательном уровне условно разделена на 4 зоны:

  • Отчуждения. Непригодные для жизни земли, которые получили наибольшую степень радиации.
  • Отселения. Площади, с которых выселялись люди из-за превышения радиационного фона, но на которые можно вернуться в случае его нормализации.
  • Проживания с правами на отселение. Территории, также получившие радиацию, однако жители которых имели право самостоятельно принять решение – уезжать или остаться.
  • Проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Независимо от того, в какой зоне проживал или работал человек, он наделен правом возмещения вреда, который причинила катастрофа 1986 г., а также получения социальной и материальной помощи.

Всего есть 4 категории чернобыльцев:

  1. Первая. К ней относятся ликвидаторы, которые стали инвалидами из-за пребывания в очаге катастрофы или получили лучевое заболевание.
  2. Вторая. В нее входят ликвидаторы, которые находились определенное время в зоне отчуждения:
    • с момента происшествия и до 01.07.1986 года — вне зависимости от длительности пребывания;
    • с 01.07.1986 г. по 31.12.1986 года — от 5-ти суток;
    • в течение 1987 года — от 14 суток;
    • те, кто эвакуировался из зоны отчуждения (в том числе – в утробе матери) и обязательного выселения;
  3. Третья. Не ликвидаторы, но те, кто:
    • находился в области отчуждения с 1 июля по 31 декабря 1986 года — до 5 суток;
    • пребывал в ней на протяжении 1987 года — до 14 суток;
    • был там с 1988 по 1990 годы – от 1 месяца;
    • работал в пунктах санобработки граждан в течение 1986 года — от 14 суток;
    • жил в зонах обязательного и добровольного переселения, но не вошел в предыдущую категорию.
  4. Четвертая. Это постоянно проживающие в зоне радиологического контроля усиленного режима, если до 1993 года они прожили там от 4 и более лет.

То есть независимо от того, был ли человек фактическим ликвидатором или просто проживал на то время в Чернобыле и окрестностях, за ним закрепляется соответствующий статус с возможностью воспользоваться целым рядом льгот.

Как такового понятия «чернобыльской пенсии» не существует. Чернобыльцы получают свою пенсию в повышенном по сравнению с обычной пенсией размером либо как инвалиды, либо по старости лет. Пенсионный возраст чернобыльцев наступает раньше, чем у других категорий работников. На сколько именно – зависит от льготной категории и стажа.

При этом возраст, в который чернобылец может выйти на пенсию, не должен быть менее 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (то есть максимально уменьшить пенсионный возраст можно на 10 лет).

Также чернобыльская, как ее обычно называют, пенсия выплачивается вдовам ликвидаторов.

Размер льготной пенсии чернобыльцев-инвалидов указан в таблице ниже.

Инвалидность Ежемесячный размер*
1 группа 23 845,45
2 группа 11 922,73
3 группа 5 961,36

* — может изменяться из-за индексации

Налоговые льготы ликвидаторам аварии на чернобыльской АЭС и тем, кто пострадал от радиационного влияния, можно разделить на виды по типу налога:

  • Земельный налог. Им предоставляется возможность снижения налоговой базы на сумму, которая налогом не облагается, то есть на 10 тыс. руб. Такой возможностью чернобыльцы наделяются только в отношении земли, которая им принадлежит или находится в бессрочном использовании или пожизненном владении наследуемого типа. На местах могут вводиться дополнительные «бонусы» — информацию о них нужно уточнять в местном фискальном органе.
  • Транспортный налог. Определяется местными властями, на федеральном уровне – не предусмотрен. Например, в Москве чернобыльцы не платят налог на 1 ТС, которое зарегистрировано на них, если его мощность не более 200 лошадиных сил. Но к таким ТС не относятся моторизированные сани, снегоходы, воздушный и водный транспорт.
  • Имущественный сбор. В 2019 году были введены новые льготы в отношении уплаты имущественного сбора. До этого момента чернобыльцы вообще не вносили в казну налог на имущество, но теперь они освобождаются от его уплаты только за один объект по выбору налогоплательщика.
  • НДФЛ. Ст. 218 НК РФ предусмотрено предоставление налоговых вычетов в размере 500 или 3000 рублей в зависимости от чернобыльской категории.

Обратите внимание! Налоговые вычеты стандартной группы не суммируются – предоставляется только один – больший по размеру.

Если у чернобыльца нет жилья, либо же он проживает в объекте, жилая площадь которого меньше установленной нормы, то он вправе рассчитывать на помощь в улучшении жилищных условий от государства вне очереди. Воспользоваться таким правом можно только один раз.

Также данная категория льготников наделена правом внеочередного вступления в жилищные кооперативы, огороднические и садовые товарищества, получение мест в гаражных комплексах.

Об индексации компенсационных выплат с 1 февраля 2021 года

Трудовые права чернобыльцев защищаются ТК РФ в усиленном режиме, а именно – они пользуются следующими трудовыми льготами:

  1. Не подпадают под сокращение кадров в случае его проведения на предприятии.
  2. Наделены правом обязательного обеспечения рабочим местом в случае переезда.
  3. У них на протяжении 4-х месяцев сохраняется средняя заработная плата и не прерывается стаж при увольнении с предыдущего места работы.
  4. Чернобыльцы получают доплату до размера прежнего заработка, если их перевели по медицинским показаниям на место с меньшей зарплатой.*
  5. В плане отпуска они вольны сами выбирать его дату, а не идти на ежегодный отдых тогда, когда скажет работодатель.
  6. Кроме основного отпускного периода, который оплачивается всем работникам по ТК РФ, чернобыльцы имеют право раз в 12 месяцев воспользоваться дополнительными 14 днями оплачиваемого отпуска.

* — доплата производится за счет работодателя до полного восстановления трудоспособности или получения группы инвалидности.

Обратите внимание! Трудовые льготы персонифицированы, то есть ими могут пользоваться только сами чернобыльцы. Они не распространяются на близких родственников ни при жизни, ни после смерти, как другие виды льгот.

К этой группе можно отнести те, которые наделяют чернобыльцев определенными преимуществами в социуме из-за того, что им пришлось устранять последствия либо находиться в тот момент рядом с ЧАЭС, переняв весь мощный удар радиации на себя.

К списку социальных льгот относятся:

  • приобретение лекарств в аптеках и получение медицинских услуг в поликлиниках вне очереди;
  • покупка медикаментов по льготным рецептам;
  • предоставление мест в домах престарелых во внеочередном порядке;
  • обслуживание пенсионеров-чернобыльцев в тех поликлиниках, к которым они были прикреплены до выхода на пенсию;
  • зачисление детей в детсады, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа без очереди с выплатой компенсации в размере 90 рублей на питание;
  • обеспечение местами в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме в первую очередь.

Статус чернобыльца подтверждает удостоверение. Оформить его можно в органах соцзащиты по месту проживания, обратившись туда с заявлением и предоставив следующую папку с бумагами:

  • паспорт;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • справку, что на момент аварии чернобылец имел регистрацию в соответствующем населенном пункте;
  • справку об инвалидности;
  • подтверждение участия в ликвидации;
  • бумаги, подтверждающие родство с чернобыльцем, пр.

В каждом конкретном случае – список документов может варьироваться, поэтому если есть возможность – лучше уточнить этот момент в соцзащите.

Подать документы на удостоверение чернобыльца можно несколькими способами:

  • совершив визит в соцзащиту;
  • лично в МФЦ;
  • онлайн через сайт госуслуги.

На оформление документа уходит до 10 дней.

Назначение и выплата по больничному листу сотруднику предприятия производится однократно по окончанию болезни. На финансовую поддержку могут претендовать только те работающие граждане, которые оформлены официально, а работодатель без просрочек оплачивает взносы в Фонд социального страхования. Лица со статусом безработного получают эту помощь в центре занятости.

Начиная с 1 января 2022 года начисления пособия будут проходить автоматически ФСС на основании больничного листа в электронном виде. Планируется, что система «прямой» выплаты будет внедрена по всей стране. Аналогичная ситуация будет и с оформлением материнских пособий 2022 года.

Подобная схема финансирования поможет избежать злоупотреблений и нарушений со стороны предприятий, а также гарантировать зачисление помощи на банковскую карту получателя.

На сегодняшний день расчет оплаты больничных проводится с учетом:

  1. количества дней болезни;
  2. коэффициента согласно стажу (до 5 лет – 0,6; 5-8 лет – 0,8; свыше 8 лет – 1,0);
  3. среднего заработка застрахованного лица за предыдущие 2 года.

Важным фактором, который влияет на расчет больничных, считается МРОТ – минимальный размер оплаты труда. В 2021 году наименьшая сумма оплаты больничного за 1 день — 412,65 руб., при пересчете на месяц — 12792 руб. В июне 2021 года Министерство труда сообщило о повышении размера МРОТ с 1 января 2022 года на 6,4 %. В денежном эквиваленте эта сумма составит 13617 руб.

В регионах, где действуют районные коэффициенты к заработной плате трудящихся, размеры социальной помощи насчитываются согласно им.

Федеральный закон №1244-1 от 15 мая 1991 г.

Также дети, рожденные после того, как хотя бы один из родителей подвергся облучению, имеют право на ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ). Так, матпомощь будет предоставлена, если:

  • дети и внуки появились у родителей, которые были эвакуированы из зоны отчуждения (даже если на тот момент еще не появились на свет и были в утробе матери);
  • дети и внуки появились у граждан, которые получили лучевую болезнь, ликвидировали последствия аварии в 1986–1987 годах, принимали участие в возведении и обслуживании объекта «Укрытие» в 1988–1990 годах, а также стали инвалидами из-за катастрофы.

Право на ЕДВ у детей сохраняется до наступления совершеннолетия.

Согласно закону № 1244-1, несовершеннолетним, которые живут в зоне отселения или проживания с правом на отселение, а также вышеуказанным «детям первого и последующих поколений» ежемесячно полагается сумма в 772 рубля. Юным жителям зоны с льготным социально-экономическим статусом – 464 рубля.

При этом при расчете окончательной суммы выплаты будет учитываться ряд факторов и жизненных обстоятельств – например, есть ли у ребенка инвалидность и т. д.

Напомним, что обучение в дошкольных и средних образовательных муниципальных учреждениях оплате не подлежит – плата с родителей взимается только за присмотр и уход за малышами. Так, ближайшим родственникам чернобыльцев в настоящее время выдается 433,6 рубля ежемесячно – это средства на оплату завтраков и обедов в детском садике. Какие-либо дополнительные компенсационные выплаты могут быть установлены местными законодательными актами по решению муниципалитета.

В России около 1,45 миллионов ветеранов боевых действий. Это один процент от общей численности населения страны и немногим меньше численности действующей армии (1,9 миллионов человек). Многие из ветеранов при этом являются инвалидами или страдают хроническими заболеваниями. Это — последствие несения ими воинской службы. Пенсии ветеранов при этом не такие большие, как невелики и дополнительные выплаты (ЕДВ), которые можно оформить, отказавшись от некоторых видов льгот.

  • Ежемесячная денежная выплата — это материальная помощь, предоставляемая государством отдельным категориям граждан для обеспечения социальной поддержки.
  • Часть суммы ЕДВ может быть направлена на предоставление получателю набора социальных услуг с законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социально помощи».

Законодательно определен перечень федеральных льготников, кому положена ЕДВ:

  • участники и инвалиды ВОВ;
  • ветераны боевых действий;
  • инвалиды всех групп, включая детей-инвалидов;
  • бывшие несовершеннолетние узники фашизма;
  • лица, перенесшие воздействие радиации во время аварий и ядерных испытаний;
  • получившие звания Героя Советского Союза, Героя РФ либо кавалера ордена Славы трех степеней (в том числе и члены их семей);
  • получившие звания Героя Социалистического Труда, Героя Труда РФ, либо награжденных орденом Трудовой Славы трех степеней и др.

Размер ЕДВ зависит от льготной категории, к которой относится гражданин. Помимо этого, на сумму влияет решение получателя ЕДВ относительно порядка предоставления набора социальных услуг. Напомним, что его финансирование осуществляется за счет средств ЕДВ.

  • Если гражданин отказывается от НСУ, ему выплачивают полную сумму ЕДВ, установленную для соответствующей льготной категории.
  • Если льготник частично или полностью получает услуги, включенные в набор, их денежный эквивалент удерживают из базовой суммы выплаты.

Размеры ЕДВ, установленные для граждан, отказавшихся от натуральной формы получения соцпакета, представлены в таблице:

Категория федеральных льготников Размер ЕДВ в рублях
до 31.01.2022 с 01.02.2022 (после индексации на 5,8%)
Ветераны боевых действий 3212,04 3398,34
Инвалиды I группы 4087,36 4324,43
II группы, дети-инвалиды 2919,02 3088,32
III группы 2336,70 2472,23
Граждане, ставшие инвалидами в результате чернобыльской катастрофы (чернобыльцы) 2919,02 3088,32
Инвалиды войны 5838,02 6176,63
Участники ВОВ 4378,49 4632,44
Члены семей погибших (умерших) ветеранов БД, участников ВОВ, инвалидов войны 1752,52 1854,17
Герои ПКОТС, Соцтруда, Труда РФ 50755,55 53699,37
Полные кавалеры ордена Славы, Герои СССР, РФ 68834,86 72827,28

Размер ЕДВ может отличаться даже у получателей из одной льготной категории, так как сумма выплаты зависит от условий предоставления гражданину НСУ, входящего в состав ежемесячной выплаты. Если услуги из этого набора льготник получает в натуральной форме, то ежемесячная денежная выплата будет уменьшена на стоимость получаемой услуги. Если гражданин отказался от получения социальной помощи, то ЕДВ будет выплачена в полном размере.

Ежемесячная выплата назначается не всем ветеранам боевых действий — перечень получателей ограничен положениями закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. Чтобы получить ЕДВ, необходимо в установленном порядке подать заявление в ПФР с приложением необходимого комплекта документов.

Пособие для второго поколения чернобыльцев

Как и для всех категорий федеральных льготников, ветеранам боевых действий проиндексируют ЕДВ с 1 февраля 2022 г.

После индексации на 5,8% сумма выплаты составит:

  • 3398,34 руб., если ветеран БД отказался от натуральной формы соцпакета и выбрал вместо него денежную компенсацию;
  • 2116,41 руб., если ветерану предоставляют все услуги, входящие в соцпакет.

При этом ветеран боевых действий может не полностью, а частично отказаться от соцпакета — выбрать, какие услуги в натуральной форме ему нужны, а вместо каких лучше получать денежную компенсацию. В этом случае из полной суммы ЕДВ (для ветеранов БД это 3398,34 руб.) будут вычитать денежный эквивалент тех услуг, которые оказываются в натуральном виде.

Размер ЕДВ для ВБД в 2022 году в зависимости от выбранной формы получения НСУ можно определить по таблице:

В каком виде предоставляется НСУ ЕДВ ветеранам боевых действий в руб.
до 1 февраля 2022 г. с 1 февраля 2022 г.
Замена НСУ денежной компенсацией (при полном отказе от НСУ) 3212,04 3398,34
Право на бесплатный проезд (отказ от санаторно-курортного лечения и лекарств) 3078,11 3256,53
Право на бесплатный проезд и лекарства (отказ от санаторно-курортного лечения) 2144,75 2269,16
Право на санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд (отказ от лекарств) 2933,63 3103,79
Право на лекарства (отказ от бесплатного проезда и санаторно-курортного лечения) 2272,78 2410,96
Право на санаторно-курортное лечение и лекарства (отказ от бесплатного проезда) 2134,41 2258,22
Право на санаторно-курортное лечение (отказ от бесплатного проезда и лекарства) 3067,67 3245,59
НСУ предоставляется в натуральной форме (предоставляются все услуги из перечня) 2000,38 2116,41

Таким образом, с 01.02.2022 г.:

  • Максимальный размер ЕДВ ветеранам боевых действий составляет 3398,34 руб. — такая сумма выплачивается, если НСУ заменяется денежной компенсацией.
  • Минимальный размер ЕДВ для ВБД с 1 февраля 2021 года — 2116,41 руб. (если все соц. услуги предоставляются в натуральной форме).

С 1 февраля 2022 года увеличится размер ЕДВ для чернобыльцев и других категорий граждан, пострадавших в результате воздействия радиации. Индексацию произведут с коэффициентом, равным 1,058, то есть на 5,8%.

Будут установлены следующие суммы ежемесячных выплат:

Категория получателей Сумма ЕДВ в рублях
до 31.01.2022 с 01.02.2022
Граждане, ставшие инвалидами в связи с аварией на ПО «Маяк» и сбросом радиоактивных отходов в р. Теча 2919,02 3088,32
Граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и иные заболевания в результате аварии на Чернобыльской АЭС 2336,70 2472,23
Лица, постоянно проживающие и/или работающие в зоне отселения до их переселения, зонах с льготным соц/эконом. статусом либо с правом на отселение 584,17 618,05
Инвалиды-чернобыльцы 2919,02 3088,32
Дети до 18 лет, проживающие в районах в льготным соц/эконом. статусом 2919,02 3088,32

Напомним, что чернобыльцы могут получать одновременно две ежемесячные денежные выплаты по разным основаниям. То есть помимо ЕДВ, предусмотренной законом РФ № 1244-1 от 15.05.1991 г., они могут получать выплаты и по другому основанию. К примеру, как ветераны боевых действий.

Для получения ЕДВ необходимо проделать такой алгоритм:

  1. Обратиться на выбор в ПФ РФ, МФЦ или на портал Госуслуг.
  2. Составить и подать заявление на начисление выплат.
  3. Приложить к заявлению паспорт и ветеранское удостоверение.
  4. Заблаговременно указать способ доставки выплаты в случае ее назначения.

Пенсионный фонд ограничен во времени рассмотрения подобных заявлений. Претенденту на получение ЕДВ обязаны ответить в течение 10 дней с момента обращения.

В случае назначения выплаты, она будет переводиться на банковскую карту, доставляться на дом или выдаваться на почте, согласно возможностям и желанию заявителя.

Если гражданин имеет право на получение выплаты по нескольким основаниям, ЕДВ назначается только по одному из них — на выбор получателя.

Например, человек является не только ветераном БД, но и инвалидом 1 группы. В таком случае, выгоднее получать выплату по инвалидности, т.к. ее размер выше, чем для ВБД (в 2022 г. составляет 4324,43 руб.).

Закон №5-ФЗ, изданный в январе 1995 года, устанавливает перечень лиц, которые наделены правом стать обладателем звания «Ветеран военных операций»:

  1. Граждане, находившиеся на государственной должности в момент прохождения службы в Афганистане в 1980-х годах. При этом они должны полностью отработать установленный период или досрочно откомандироваться на основании какой-либо важной причины.
  2. Граждане, осуществлявшие обслуживание армейских частей РФ или Союза, которые расположены в пределах иностранной державы. Эта категория людей должна быть ранена, изувечена либо контужена при выполнении воинских обязанностей. Также к данной группе могут относиться люди, которые представлены к награде (медали, ордена РФ, СССР за участие в военных операциях).
  3. Лица, состоящие в лётном составе вооружённых сил, совершавших полёты по маршруту из СССР в Афганистан и в обратном направлении во время проведения боевых операций.
  4. Служащие армейских автотранспортных батальонов, осуществлявших перевозку грузов по афганской территории во время проведения боевых мероприятий.
  5. Военнослужащие начальственного и рядового корпуса МВД, лица в отставке и в запасе, принимающие участие в исполнении заданий Правительства по нахождению и ликвидации мин (траление и их уничтожение через подрывание) территорий Союза и соседних стран в 1945-1951 годах.
  6. Лица, состоящие на военной службе либо находящиеся в запасе, служащие МВД, которые приняли участие в военных действиях в составе боевых подразделений СССР или России.

Статус ветерана военных операций подтверждается специальным удостоверением.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.