Закон о государственных закупках в РБ 2022

Автор: | 14.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о государственных закупках в РБ 2022». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Статья 39. Основания осуществления государственных закупок способом из одного источника

1. Государственные закупки способом из одного источника осуществляются в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

2. Государственные закупки способом из одного источника по несостоявшимся государственным закупкам осуществляются в случаях, если:

1) государственные закупки способом конкурса (аукциона) признаны несостоявшимися в случаях, предусмотренных настоящим Законом.

Настоящее положение не распространяется на случаи, когда государственные закупки способом конкурса (аукциона) были признаны недействительными в соответствии с законами Республики Казахстан;

2) государственные закупки способом запроса ценовых предложений признаны несостоявшимися в случаях, предусмотренных настоящим Законом, или принятые организатором государственных закупок меры, предусмотренные пунктами 8 и 10 статьи 38 настоящего Закона, не привели к заключению договора о государственных закупках.

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

Статья 43. Заключение договора о государственных закупках

1. Проекты договоров о государственных закупках составляются в соответствии с типовыми договорами о государственных закупках товаров, государственных закупках работ и государственных закупках услуг, утверждаемыми уполномоченным органом.

По отдельным видам товаров, работ, услуг уполномоченным органом могут быть утверждены типовые договоры о государственных закупках.

Договоры о государственных закупках, заключенные в соответствии с пунктом 3 статьи 39 настоящего Закона, могут быть составлены в иной форме с учетом требований законодательства Республики Казахстан.

Примечание ИЗПИ!
Пункт 1 предусмотрено дополнить частями четвертой и пятой, в соответствии с Законом РК от 15.11.2021 № 72-VII (вводится в действие с 01.01.2023).

2. Заказчик направляет победителю проект договора о государственных закупках, удостоверенный электронной цифровой подписью посредством веб-портала государственных закупок:

1) в течение пяти рабочих дней со дня истечения срока на обжалование протокола об итогах государственных закупок способом конкурса (аукциона);

2) в течение пяти рабочих дней со дня определения победителя государственных закупок способом запроса ценовых предложений.

В случаях, когда процедуры выбора поставщика, в том числе процедуры обжалования итогов государственных закупок, проведенных в рамках предварительного годового плана государственных закупок, завершены до утверждения соответствующего бюджета (плана развития) проект договора о государственных закупках направляется победителю в течение пяти рабочих дней со дня утверждения соответствующего бюджета (плана развития).

3. Проект договора о государственных закупках должен быть удостоверен победителем государственных закупок способами конкурса, аукциона, запроса ценовых предложений посредством электронной цифровой подписи в течение трех рабочих дней со дня поступления на веб-портал государственных закупок уведомления с приложением проекта договора о государственных закупках.

4. Требования по заключению договора о государственных закупках посредством веб-портала государственных закупок не распространяются на случаи, предусмотренные подпунктами 4), 9), 17), 18), 20), 21), 23), 26), 31), 32), 35), 40), 41) пункта 3 статьи 39 и статьей 50 настоящего Закона.

При этом срок заключения договоров о государственных закупках, предусмотренных частью первой настоящего пункта, не может быть более тридцати календарных дней со дня направления потенциальному поставщику проекта договора о государственных закупках.

5. В случае если договор о государственных закупках предусматривает передачу возникших или могущих возникнуть споров по указанному договору на рассмотрение в арбитраж, к нему должно прилагаться письменное согласие уполномоченного органа соответствующей отрасли (в отношении республиканского имущества) или местного исполнительного органа (в отношении коммунального имущества) на заключение арбитражного соглашения.

6. В случаях заключения договора о государственных закупках с нерезидентом Республики Казахстан допускается оформление договора о государственных закупках в предлагаемой им форме на бумажном носителе с учетом требований законодательства Республики Казахстан.

Примечание ИЗПИ!
Пункт 7 предусмотрен в редакции Закона РК от 15.11.2021 № 72-VII (вводится в действие с 01.01.2022).

7. Если потенциальный поставщик, определенный победителем, не подписал в установленные пунктом 3 настоящей статьи сроки проект договора о государственных закупках либо, заключив договор о государственных закупках, не внес обеспечение исполнения договора о государственных закупках и (или) сумму в соответствии со статьей 26 настоящего Закона (при наличии), заказчик в течение двух рабочих дней со дня уклонения победителя от заключения договора о государственных закупках направляет потенциальному поставщику, занявшему второе место, проект договора о государственных закупках, удостоверенный электронной цифровой подписью, посредством веб-портала государственных закупок.

Проект договора о государственных закупках должен быть удостоверен потенциальным поставщиком, занявшим второе место, посредством электронной цифровой подписи в течение трех рабочих дней со дня представления ему проекта договора о государственных закупках.

8. Если потенциальный поставщик, занявший второе место, не подписал в установленный пунктом 7 настоящей статьи срок подписанный заказчиком договор о государственных закупках, заказчик осуществляет повторные государственные закупки.

Статья 49. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о государственных закупках

Нарушение законодательства Республики Казахстан о государственных закупках влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

Статья 50. Особый порядок осуществления государственных закупок

1. Государственные закупки с применением особого порядка осуществляются в соответствии с настоящим Законом, за исключением норм, устанавливающих квалификационные требования, а также регламентирующих процедуры и сроки осуществления государственных закупок, предусмотренных настоящим Законом.

2. Государственные закупки с применением особого порядка осуществляются в случаях приобретения:

1) товаров, работ, услуг для обеспечения нужд правопорядка и национальной безопасности, сведения о которых составляют государственные секреты в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных секретах, и (или) содержат служебную информацию ограниченного распространения, определенную Правительством Республики Казахстан;

2) товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственные секреты в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных секретах и (или) содержат служебную информацию ограниченного распространения, определенную Правительством Республики Казахстан.

3. Порядок осуществления государственных закупок с применением особого порядка определяется Правительством Республики Казахстан.

Статья 51. Участие в государственных закупках отдельных категорий потенциальных поставщиков

1. Участие в государственных закупках отдельных категорий потенциальных поставщиков определяется в случаях, предусмотренных настоящим Законом.

2. Организаторы государственных закупок при проведении государственных закупок отдельных видов товаров, работ, услуг осуществляют закупки:

1) исключен Законом РК от 26.12.2019 № 287-VI (вводится в действие с 01.01.2021);

2) товаров, за исключением товаров, предназначенных для нужд инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, у производящих товары общественных объединений инвалидов Республики Казахстан и (или) организаций, созданных общественными объединениями инвалидов Республики Казахстан, в объеме не менее пятидесяти процентов от общего объема средств, выделенных для приобретения данных товаров в текущем году;

3) работ и услуг у выполняющих работы, оказывающих услуги общественных объединений инвалидов Республики Казахстан и (или) организаций, созданных общественными объединениями инвалидов Республики Казахстан, в объеме ста процентов от общего объема средств, выделенных для приобретения данных работ и услуг в текущем году.

3. Перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, закупаемых у общественных объединений инвалидов Республики Казахстан и (или) организаций, созданных общественными объединениями инвалидов Республики Казахстан, производящих и (или) поставляющих товары, выполняющих работы, оказывающих услуги, определяется Правительством Республики Казахстан.

Общественные объединения инвалидов Республики Казахстан и (или) организации, созданные общественными объединениями инвалидов Республики Казахстан, производящие товары и (или) поставляющие товары, выполняющие работы, оказывающие услуги, допускаются к участию в государственных закупках, указанных в пункте 2 настоящей статьи, после прохождения проверки в информационной системе государственного органа, предоставляющей единую точку доступа к электронным услугам государственных закупок, на соответствие:

1) всем условиям, предусмотренным в подпункте 11) части первой статьи 394 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

2) принадлежности к общественным объединениям инвалидов Республики Казахстан и (или) организациям, учредителем которых являются общественные объединения инвалидов Республики Казахстан.

В случае выявления несоответствия подпунктам 1) и 2) части второй настоящего пункта общественные объединения инвалидов Республики Казахстан и (или) организации, созданные общественными объединениями инвалидов Республики Казахстан, производящие товары и (или) поставляющие товары, выполняющие работы, оказывающие услуги, не допускаются к участию в государственных закупках, предусмотренных настоящей статьей.

4. Для реализации положений, установленных пунктом 2 настоящей статьи, организатор государственных закупок осуществляет государственные закупки способами, предусмотренными настоящим Законом, к которым допускаются производящие и (или) поставляющие товары, выполняющие работы, оказывающие услуги общественные объединения инвалидов Республики Казахстан и (или) организации, созданные общественными объединениями инвалидов Республики Казахстан.

С учетом требований действующих положений законодательства при проведении закупки на общих основаниях, когда участниками могут выступать все поставщики, независимо от категории организации, оплата по контракту, то есть после подписания закрывающих документов, происходит в течение 30 календарных дней. Если закупка проводилась с учетом особых требований (ст. 30 44-ФЗ), то есть участниками могли быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, оплата происходит в течение 15 рабочих дней. В 2022 году установлены следующие, сокращенные сроки оплаты по контрактам: 10 дней для закупки среди СМП, СОНКО и 15 дней, если закупка проводилась среди всех участников.

На этом сокращение сроков оплаты не завершается: с 2023 года предусмотрен еще более короткий срок оплаты. Закупка для СМП, СОНКО — 7 дней, закупка для всех участников —
10 дней.

Заказчики смогут уменьшать сумму оплаты на размер штрафа, пени и неустойки, если поставщик нарушал свои обязательства по контракту в ходе его исполнения. Условие об этом должно быть обязательно включено в контракт.

Заказчик будет обязан установить в извещении требование о необходимости предоставить обеспечение заявки на участие, если начальная максимальная цена контракта от 1 млн до 3 млн руб. Обеспечение исполнения контракта можно будет установить при НМЦК до 3 млн руб. Сейчас у заказчиков нет обязанности требовать обеспечение заявки в запросе котировок.

Новая «форма» — обеспечение в виде независимой гарантии. На сегодняшний день участники предоставляют обеспечение в виде банковской гарантии или денежных средств, которые необходимо перечислить на счет заказчика до подписания контракта. В отдельных случаях для СМП и СОНКО при выполнении условия наличия опыта обеспечение исполнения контракта можно не предоставлять. В 2022 году участники закупок смогут приобретать независимые гарантии в государственной корпорации «ВЭБ РФ», также можно получить такую гарантию у региональных гарантийных организаций. Участники закупок, зарегистрированные в иных государствах — членах Евразийского экономического союза, смогут предоставить независимые гарантии, выданные Евразийским банком развития.

В закупках на заключение контрактов жизненного цикла появится раздельное предоставление обеспечения. При заключении контракта поставщикам необходимо будет предоставлять обеспечение на поставку товаров, а после того как поставка состоялась — обеспечение на последующее обслуживание. В контракте будет прописана стоимость каждого из этапов отдельно.

Кроме того, вводится понятие «этап исполнения контракта». Минфин России поясняет, что новация направлена на удешевление обеспечения участниками закупок исполнения контрактов жизненного цикла.

Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней

Если при применении конкурентных способов НМЦК цена контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет 20 млн руб. и более, заказчик, за исключением случая осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством РФ установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 44-ФЗ, устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пени), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее 20% НМЦК.

Оператор обязан будет вернуть заявку на участие в закупке, если заказчик установил запрет на поставку иностранных ТРУ, а участник при заполнении заявки указал иностранное государство с использованием классификатора стран мира.

Если закупка объявлена для СМП, СОНКО, а участник не относится к СМП, заявка будет отклонена. При этом по новым правилам участник будет декларировать только свою принадлежность в составе заявки к СОНКО, а статус СМП будет определяться автоматически.

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Сводная таблица действующих требований при проведении электронного аукциона и участия в нем и нововведений, вступающих в силу с января 2022 г. 679.6 КБ

  • Автоюрист
  • Без рубрики
  • Брак и семья
  • Гражданское право
  • Документы
  • ИП
  • Налоги
  • Недвижимость
  • Трудовое право
  • Экономика
  • Юридические лица

По данным МАРТ, объем госзакупок составляет около 6% от ВВП Беларуси. В 2018 году ВВП страны был равен 121,6 миллиарда рублей. Простая математика показывает, что объемы госзакупок в прошлом году составляют примерно 7 миллиардов рублей.

Когда начнет действовать закон?

С понедельника 1 июля новая редакция закона «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» вступит в силу. Некоторые изменения заработают с 1 января 2020 года.

Договоры по закупкам будут заключать в электронном виде

По словам заместителя министра антимонопольного регулирования и торговли Андрея Картуна, это поможет повышению прозрачности государственных закупок. Также, по словам представителей МАРТ, это позволит исключить схему, когда поставщик выигрывает конкурс по одной цене, а затем в договоре уже прописывается совсем другая цена. Кроме этого, МАРТ установил и четкий порядок заключения электронного договора. Кстати, что интересно, такие договоры можно заключать и с нерезидентами РБ. Нужно только приехать с документами и получить электронную цифровую подпись в Национальном центре электронных услуг.

— Беларусь единственная страна, которая выдает электронные цифровые подписи нерезидентам, — отметили представители МАРТ.

Кроме этого, в законе предусмотрена обязательная электронная процедура закупок и для небольших сумм от 30 до 500 базовых величин.

Ни для кого не секрет, что очень часто госпредприятия, боясь проверки КГК, отдавали предпочтение поставщикам с наименьшей ценой в ущерб качеству. МАРТ говорит, что в новой редакции закона, кроме количественных характеристик, появились и качественные. В законе появилась формула (МАРТ уверяет, что она не сложная), по которой будут рассчитываться критерии выбора, включающие также и параметры качества.

— Можно будет не гнаться только за ценой, — отметил заместитель министра.

При помощи ГИАС можно будет сразу же связываться с казначейством и резервировать средства на этапе объявления закупки. С 1 января заказчики должны будут добавлять в систему годовой план под госзакупки.

— Заказчик просто не начнет процедуру и не выполнит ее, если у него не будет резервирования средств и годового плана, — отметил замминистра. — Еще важный момент. Зарезервированные средства не будут сокращаться в случае сокращения госбюджета.

МАРТ объясняет, что это позволит избежать ситуаций, когда тендер состоялся, а потом выясняется, что из бюджета на это не выделены деньги. Новая редакция закона предполагает, что оплата будет 100% и в срок.

Заместитель министра объясняет: сейчас комиссии по госзакупкам организуются хаотично. С 1 июля основные требования такие. Во-первых, возглавлять комиссию может только руководитель организации или заместитель. Во-вторых, в комиссии должны быть подготовленные специалисты, которые прошли переподготовку.

— У многих субъектов не было компетентных специалистов, которые могли бы оценивать и выбирать поставщиков, — говорит Андрей Картун. — Из-за этого было очень много нарушений.

МАРТ обещает, что во всех вузах страны появятся специальные курсы переподготовки, которые смогут пройти участники комиссии по госзакупкам.

В новом законе у заказчика есть обязанность изучить рынок. По сути, сделать запрос по ценам и условиям поставок не менее пяти субъектам. Уже на основании этого именно заказчик будет выставлять начальную цену.

— В новой редакции закона начальная цена аукциона определяется заказчиком. Она будет тщательно выверена. Это позволит сэкономить средства, — отмечают в МАРТ. — Коррупционные закупки проводились по старому и перегибы с ценами проходили именно по старому законодательству.

Указ Президента Республики Беларусь от 7 июня 2019 г. № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее – Указ № 223) прекратил свое действие 1 июля 2021 г. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2014 г. № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов», принятое во исполнение Указа № 223, не может применяться при осуществлении государственных закупок для строительства после 1 июля 2021 г. В этой связи с 1 июля 2021 г. проведение процедур закупок товаров (работ, услуг) для строительства за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов должно осуществляться в соответствии с Законом № 419-З.

МАиС и МАРТ разъясняют, что если процедуры закупок начаты или договоры на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) при строительстве заключены до 1 июля 2021 г., то на такие закупки не распространяется действие законодательства о государственных закупках. Их проведение осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 июля 2021 г., то есть в соответствии с Указом № 223 и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2014 г. № 88.

С учетом ч. 2 п. 6 Указа № 223 для целей переходного периода днем принятия решения о проведении процедуры закупки при строительстве необходимо считать день утверждения документации для предварительного квалификационного отбора участников для участия в подрядных торгах (торгах на закупку товаров при строительстве) и конкурсной документации для проведения подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве), документации для переговоров.

Закон 360-ФЗ: чего ждать от 2022 года в госзакупках?

Согласно части второй пункта 2 статьи 19 Закона № 419-З годовой план государственных закупок, размещенный в государственной информационно-аналитической системе управления государственными закупками, является основанием для проведения процедуры государственной закупки, за исключением случая, установленного п. 5 приложения к Закону № 419-З.

Из разъяснения МАиС и МАРТ следует, что если процедуры закупок начаты или договоры на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) при строительстве заключены до 1 июля 2021 г., то на такие закупки не распространяется действие законодательства о государственных закупках. Поэтому указанные товары (работы, услуги) не нужно включать в годовой план государственных закупок.

В годовой план государственных закупок на 2021 г. необходимо включать только те товары (работы, услуги) для строительства, приобретение которых будет осуществляться посредством проведения процедуры государственной закупки согласно Закону № 419-З с 1 июля 2021 г.

При этом МАиС и МАРТ обращают внимание, что ч. 4 п. 1 ст. 19 Закона № 419-З установлено, что при формировании годового плана государственных закупок товары (работы, услуги), необходимые для строительства объектов, включаются в него исходя из потребности в них на каждый объект строительства отдельно. Это означает, что если одни и те же товары (работы, услуги) приобретаются заказчиком, например, для 3-х объектов строительства, то они будут отражены в годовом плане государственных закупок 3 раза для каждого объекта строительства с соответствующими количеством (объемом) и стоимостью.

Описание предмета государственной закупки, исходя из требований Закона № 419-З, должно позволять участнику сформировать предложение, в том числе его цену. Соответственно, в документы, предоставляемые для подготовки предложения и размещаемые на электронной торговой площадке, необходимо включать всю информацию, касающуюся объекта строительства (проектная, предпроектная (предынвестиционная) документация, дефектный акт и смета). Возможности передачи части документов отдельным участникам по их заявкам законодательство о государственных закупках не предусматривает.

Абзацем 1 п. 2 ст. 18 Закона № 419-З установлено, что вид процедуры государственной закупки определяется исходя из ориентировочной стоимости годовой потребности в однородных товарах (работах, услугах), указанной в годовом плане государственных закупок, с учетом требований ст. 18, ч. 2 п. 1 и п. 4 ст. 31, ч. 1 п. 1 ст. 37, п. 2 ст. 38, п. 2 ст. 45, п. 2 ст. 49 и п. 1 ст. 50 Закона № 419-З.

МАиС и МАРТ разъясняют, что выбор вида процедуры государственной закупки в случае отдельного приобретения товаров (работ, услуг), необходимых для строительства определенного объекта, будет определяться исходя из ориентировочной стоимости годовой потребности в товарах (работах, услугах) по соответствующему объекту строительства, а не по товарам (работам, услугам), необходимым для строительства всех объектов.

Вместе с тем в случае, если заказчик примет решение в одной процедуре государственной закупки приобрести товары (работы, услуги), необходимые для строительства нескольких объектов, то вид процедуры государственной закупки будет определяться исходя из ориентировочной стоимости годовой потребности всех закупаемых совместно товаров (работ, услуг), указанной в годовом плане государственных закупок. При этом в таком случае разбивка предмета государственной закупки на части (лоты) не влияет на выбор вида процедуры государственной закупки.

Одновременно МАиС и МАРТ отмечают, что необходимо учитывать именно ориентировочную стоимость годовой потребности в товарах (работах, услугах), указанную в годовом плане государственных закупок.

Так как в годовой план государственных закупок на 2021 г. необходимо включать только те товары (работы, услуги) для строительства объектов, приобретение которых будет осуществляться посредством проведения процедуры государственной закупки согласно Закону № 419-З с 1 июля 2021 г., то для выбора вида процедуры государственной закупки товаров (работ, услуг) для строительства объектов в 2021 г. не учитываются товары (работы, услуги), процедуры закупок которых начаты или договоры на поставку заключены до 1 июля 2021 г.

Ориентировочная стоимость предмета государственной закупки определяется по правилам, установленным постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12 апреля 2019 г. № 35 «О способах определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки» (далее – постановление № 35).

Согласно подпункту 1.2 пункта 1 постановления № 35 определение ориентировочной стоимости предмета государственной закупки может осуществляться посредством изучения конъюнктуры рынка, проектно-сметного или затратного способа.

Поэтому в случае приобретения товаров (работ, услуг), необходимых для строительства объектов при осуществлении строительной деятельности (строительства), определение ориентировочной стоимости предмета государственной закупки осуществляется проектно-сметным способом, обязанности дополнительного изучения конъюнктуры рынка нет.

Что касается затратного способа, то он применяется в случае невозможности применения иных способов (изучения конъюнктуры рынка или проектно-сметного способа) или в дополнение к ним (подпункт 1.5 пункта 1 постановления № 35).

Соответственно, для самостоятельного применения затратного способа заказчику (организатору) необходимо обосновать, по какой причине ориентировочная стоимость предмета конкретной государственной закупки не может быть определена посредством изучения конъюнктуры рынка или проектно-сметного способа. Обязанности оформления соответствующего обоснования в законодательстве нет, поэтому МАиС и МАРТ рекомендуют урегулировать данный вопрос в локальных правовых актах заказчика (организатора).

Актуальные вопросы в области госзакупок

Номер документа: 419-З
Дата принятия: 13/07/2012
Состояние документа: Действует
Начало действия документа: 01/01/2013
Органы эмитенты: Парламент

Текущая редакция принята: 18/12/2019 документом Закон Республики Беларусь Об изменении законов № 275-З от 18/12/2019
Вступила в силу с: 29/08/2020


Редакция от 17/07/2018, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь О государственных закупках товаров (работ, услуг) № 136-З от 17/07/2018
Вступила в силу с: 01/07/2019


Редакция от 13/07/2012

Закон Республики Беларусь «О поставках товаров для государственных нужд»

Закон Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»

Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров…»

Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О допуске товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары…»

Гражданский кодекс Республики Беларусь

Постановление Министерства торговли Республики Беларусь «О некоторых вопросах организации государственных закупок товаров»

Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О внесении дополнения и изменения в Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29…»

Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22…»

Постановление Министерства торговли Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции о порядке согласования Министерством торговли Республики…»

Постановление Министерства торговли Республики Беларусь «О формировании и ведении списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не…»

Постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 1-торг…»

Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)»

Постановление Министерства торговли Республики Беларусь «О внесении изменения в постановление Министерства торговли Республики Беларусь от 26 июня…»

Постановление Министерства торговли Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения Министерством торговли Республики…»

Указ Президента Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 31 декабря…»

Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Постановление Совета Министров Республики…»

Постановление Министерства торговли Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства торговли…»

Указ Президента Республики Беларусь «О централизации закупок средств защиты растений»

Указ Президента Республики Беларусь «Об осуществлении государственных закупок в сферах информатизации, информационно-коммуникационных…»

Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об определении перечня мероприятий по обеспечению трудовой занятости осужденных…»

Постановление Министерства экономики Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции о порядке согласования Министерством экономики Республики…»

Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О реформировании системы управления государственными финансами Республики Беларусь»

Постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции о порядке проведения конкурсного…»

Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 18 июля 2016 года №271»

Открытый конкурс проводится при ориентировочной стоимости годовой потребности 1000 базовых величин и более. Срок для подачи коммерческих предложений должен составлять не менее 30 календарных дней.

Закрытый конкурс проводится при ориентировочной стоимости годовой потребности 1000 базовых величин и более, а сведения о закупке составляют государственные секреты. Срок для подачи коммерческого предложения должен составлять не менее 30 календарных дней со дня направления приглашения.

Процедура закупки из одного источника проводится при наличии оснований предусмотренных приложением к Закону № 419-З, а также, если сведения о закупке составляют государственные секреты. Одним из оснований является признание процедуры закупки несостоявшейся. Срок для подачи коммерческих предложений определяется Заказчиком индивидуально.

Процедура запроса ценовых предложений проводится, при ориентировочной стоимости годовой потребности товаров от 300 до 1000 базовых величин, а работ (услуг) от 300 до 3000 базовых величин. Данная процедура может применяться в биржевых торгах, электронных аукционов, а также когда закупка содержит государственные секреты. Срок для подачи коммерческих предложений должен составлять не менее 10 рабочих дней со дня размещения приглашения на сайте www.icetrade.by, (10 рабочих дней со дня направления приглашения, если сведения составляют государственные секреты).

Электронный аукцион проводится при закупке товаров, работ (услуг) которые включены в перечень утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров, работ (услуг)» (далее – постановление № 778).

Биржевые торги проводятся при закупке товаров, перечень которых утвержден постановлением № 778 в Открытом акционерном обществе «Белорусская универсальная товарная биржа».

Повторные государственные закупки это такие закупки срок для подачи коммерческих предложений в отношении которых может быть сокращен Заказчиком, но не более чем в два раза по сравнению с минимальным сроком. Заказчик также вправе до истечения срока принятия коммерческих предложений по собственной инициативе или по просьбе участника продлить срок принятия коммерческих предложений. Данные изменения в процедуру закупки размещаются в сети Интернет на официальном сайте.

Участникам, которые предлагают товары, работы (услуги) белорусского происхождения важно знать, что они имеют право на применение преференциальной поправки в размере 15%. На данную поправку претендуют также участники стран, предлагающие товары, работы (услуги), которым предоставлен национальный режим на основании международных договоров.

На преференциальную поправку в размере 25% имеет право участник товаров, работ (услуг) собственного производства, где численность работников инвалидов составляет не менее 50% от списочной численности всех работников.

Пример:
участник А предложил товар за 100 руб.
участник В предложил товар за 110 руб., и имеет право на преференциальную поправку в размере 15%.
110*15% = 16,50
110-16,50 = 93,50
Соответственно при выборе участника по стоимости, участник В предложит меньшую стоимость 93,50 руб., однако при заключении договора на поставку товара стоимость его будет равна 110 руб. Из чего можно сделать вывод, что преференциальная поправка применяется только при определении поставщика (победителя процедуры государственной закупки).

Изменения в закупках за счет собственных средств

  1. Трудовой отпуск директора: правила переноса и согласование 126
  2. Односторонний отказ от договора: как определить дату, с которой договор считается расторгнутым 113
  3. Персональные данные: организация работы, документальное оформление и ответственность 113

Внешнеэкономическая деятельность

Урегулирование споров

Договорная деятельность

Взаимодействие с государством

Задолженность и компенсации

Каждый заказчик будет больше сотрудничать с малым бизнесом и социально ориентированными некоммерческими организациями. Цифры подрастут значительно — с 15 до 25% от общего годового объема закупок.

В таких конкурсах ИП и небольшие ООО конкурируют только между собой — средний и крупный бизнес к участию не допускаются. А значит, у малого бизнеса шансов получить контракт станет больше.

Сейчас способов закупки 11, и неопытные участники могут в них легко запутаться. С 2022 года в списке останется только 3 конкурентных способа:

  • Аукцион — закрытый, электронный, закрытый электронный.
  • Конкурс — закрытый, закрытый электронный, открытый электронный
  • Запрос котировок в электронной форме.

В бумажном варианте будут проводиться закрытые аукционы и конкурсы, все остальные — только в электронном виде.

Заказчикам придется быстрее оплачивать исполненные контракты. В отношении малого бизнеса сроки перечисления средств сократятся так:

  • в текущем году — 15 дней;
  • в следующем году — 10 дней;
  • с 2023 года — 7 дней.

Для остальных поставщиков:

  • сейчас — 30 дней;
  • в 2022 году — 15 дней;
  • с 2023 года — 10 дней.

Ускорятся и сами процедуры. Например, подать ценовое предложение на электронном аукционе нужно будет успеть за 4 минуты, а не за 10 минут, как раньше. А общее время торгов из неограниченного станет ограниченным — не более 5 часов.

При одностороннем расторжении контракта заказчиком у поставщика не будет десятидневного срока на исправление погрешностей. Такое решение будет приходить автоматически.

Как закупать с 1 июля 2021 года?

Сейчас в извещении о закупке содержится только общая информация, а все важные документы прикрепляются рядом. Получается, чтобы найти значимые для поставщиков сведения, нужно перебрать множество файлов. Это неудобно. Поэтому было решено сделать извещение более содержательным, а лишние документы вообще убрать. Теперь все нужные данные будут в извещении — инструкция по заполнению и требование к заявке.

Новые правила не распространяются на закрытые конкурсы и аукционы — там все по-прежнему.

Термин «банковские гарантии» изменится на «независимые гарантии». А значит, выбора станет больше.

Поставщики для обеспечения контракта смогут получать независимые гарантии:

  • у госкорпорации «ВЭБ.РФ»;
  • у региональных гарантийных организаций;
  • в Евразийском банке развития (для участников, зарегистрированных в государствах-участниках Евразийского экономического союза).

Что касается обеспечения, то для поставщиков появятся и неприятные нововведения. Теперь заказчик будет обязан требовать обеспечение заявки на участие в запросе котировок, если начальная (максимальная) цена контракта варьируется от 1 до 3 млн. руб.

Закон № 136-З выделяет 6 видов процедур государственных закупок:

  • открытый конкурс (в т.ч. в виде двухэтапного конкурса и конкурса с ограниченным участием);
  • закрытый конкурс;
  • электронный аукцион;
  • процедура запроса ценовых предложений;
  • процедура закупки из одного источника;
  • биржевые торги.

Вид процедуры государственной закупки определяется исходя из ориентировочной стоимости годовой потребности в однородных товарах (работах, услугах), указанной в годовом плане государственных закупок.

Приглашение является частью документов, предоставляемых для подготовки предложения, и должно содержать, помимо прочего требования о предоставлении конкурсного или аукционного обеспечения, указание его размера и минимального срока действия банковской гарантии, установленного п. 3 ст. 33, п. 5 ст. 37 и п. 3 ст. 40 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (в редакции Закона № 136-З; далее – Закон), и (или) обеспечения исполнения обязательств по договору, если заказчиком (организатором) установлены такие требования.

НПА, регулирующие закупку товаров, работ, услуг

1. Согласно Закону № 136-З договор может (в случаях, установленных законодательством, – должен) содержать условие о предоставлении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения исполнения обязательств по договору. Данное правило не касается бюджетных организаций.

Способами обеспечения исполнения обязательств по договору являются:

  • банковская гарантия;
  • перечисление заказчику денежных средств.

Участник-победитель либо участник процедуры закупки из одного источника вправе выбрать один или несколько видов предоставляемого обеспечения исполнения обязательств по договору.

2. Размер и порядок предоставления обеспечения исполнения обязательств по договору устанавливаются в проекте договора. Относительно размера обеспечения: размер обеспечения исполнения обязательств по договору не должен превышать 30% ориентировочной стоимости предмета государственной закупки, а в случае если договором предусмотрена выплата аванса, размер обеспечения исполнения обязательств по договору должен составлять не менее 50% размера аванса.

3. Законом № 136-З установлен срок предоставления обеспечения:

  • денежные средства должны быть перечислены заказчику до заключения договора. При неперечислении денежных средств в указанный срок заказчик вправе потребовать замены вида обеспечения исполнения обязательств или отказаться от исполнения обязательств по договору, а поставщик (подрядчик, исполнитель) признается уклонившимся от заключения договора и подлежит включению в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок;
  • банковская гарантия должна быть предоставлена не позднее 30 календарных дней со дня заключения договора. При непредоставлении банковской гарантии в указанный срок заказчик вправе потребовать замены вида обеспечения исполнения обязательств, установив срок для перечисления денежных средств. При неперечислении денежных средств в установленный срок заказчик вправе отказаться от исполнения обязательств по договору, а поставщик (подрядчик, исполнитель) подлежит включению в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок.

1. Конкурсные документы утверждаются заказчиком (организатором) и должны содержать помимо прочего: проект договора (в случае если предмет государственной закупки разделен на части (лоты) – проект договора в отношении каждой части (лота) при необходимости).

2. Заказчик (организатор) обязан разместить конкурсные документы на электронной торговой площадке не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их утверждения. Операторы электронной торговой площадки и государственной информационно-аналитической системы обеспечивают размещение конкурсных документов в государственной информационно-аналитической системе.

3. Законом № 136-З предоставлено заказчику (организатору) право изменить и (или) дополнить конкурсные документы до истечения срока для подготовки и подачи предложений, за исключением увеличения размера конкурсного обеспечения.

1. Согласно Закону № 136-З конкурсным обеспечением являются:

  • банковская гарантия;
  • перечисление оператору электронной торговой площадки денежных средств.

Участник государственной закупки предоставляет конкурсное обеспечение в качестве обеспечения исполнения своих обязательств о том, что, став участником-победителем, он:

  • не уклонится от заключения договора;
  • не нарушит срока заключения договора;
  • предоставит обеспечение исполнения обязательств по договору, если такое требование установлено конкурсными документами.

Бюджетным организациям предоставлять конкурсное обеспечение не требуется.
Вид конкурсного обеспечения определяется самим участником.

2. Законом № 136-З ограничен размер конкурсного обеспечения: не более 5% ориентировочной стоимости предмета государственной закупки, указанной в конкурсных документах.

3. Конкурсное обеспечение должно быть предоставлено оператору электронной торговой площадки до истечения срока для подготовки и подачи предложений. При этом срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве конкурсного обеспечения, должен составлять не менее трех месяцев со дня истечения срока для подготовки и подачи предложений.

4. После истечения срока для подготовки и подачи предложений оператор электронной торговой площадки проверяет наличие конкурсного обеспечения и его соответствие конкурсным документам. В случае его отсутствия или несоответствия конкурсным документам оператор электронной торговой площадки уведомляет заказчика (организатора) об этом.

5. Законом № 136-З установлены случаи и сроки возврата конкурсного обеспечения. Конкурсное обеспечение подлежит возврату:

  • участнику, отозвавшему свое предложение до истечения срока для подготовки и подачи предложений, – не позднее трех рабочих дней, следующих за днем поступления оператору электронной торговой площадки такого отзыва в порядке, установленном его регламентом;
  • участнику, предложение которого отклонено, – не позднее трех рабочих дней, следующих за днем размещения на электронной торговой площадке соответствующего протокола заседания комиссии;
  • участнику, предложению которого присвоен порядковый номер 2 (второе место), – не позднее трех рабочих дней, следующих за днем заключения договора с участником-победителем;
  • участнику-победителю, если им не нарушены обязательства, в обеспечение которых предоставлялось конкурсное обеспечение, – не позднее трех рабочих дней, следующих за днем заключения договора с участником-победителем либо днем уведомления заказчиком оператора электронной торговой площадки о предоставлении участником-победителем обеспечения исполнения обязательств по договору. Заказчик уведомляет оператора электронной торговой площадки о предоставлении участником-победителем обеспечения исполнения обязательств по договору в порядке, установленном регламентом оператора электронной торговой площадки, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения такого обеспечения;
  • иным участникам – не позднее трех рабочих дней, следующих за днем размещения на электронной торговой площадке протокола оценки и сравнения предложений, выбора участника-победителя или признания открытого конкурса несостоявшимся либо решения заказчика (организатора) об отмене открытого конкурса.

6. В случае неисполнения участником государственной закупки обязательств, во исполнение которых предоставлено конкурсное обеспечение, оператор электронной торговой площадки не позднее трех рабочих дней, следующих за днем получения соответствующего уведомления от заказчика (организатора):

  • перечисляет денежные средства в бюджет и (или) государственный внебюджетный фонд, за счет средств которых предусмотрено финансирование государственной закупки;
  • передает банковскую гарантию заказчику (организатору), в пользу которого гарантия была выдана. Заказчик (организатор) обеспечивает в установленном законодательством порядке перечисление соответствующих денежных средств в бюджет и (или) государственный внебюджетный фонд, за счет средств которых предусмотрено финансирование государственной закупки.

1. Закрытый конкурс – вид процедуры государственной закупки, представляющий собой конкурентный способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственной закупки, сведения о которой составляют государственные секреты, при которой победителем признается участник, предложивший лучшие условия исполнения договора и соответствующий требованиям конкурсных документов.

2. Законом № 136-З установлены определенные особенности проведения закрытого конкурса, касающиеся в т.ч. и конкурсного обеспечения.

2.1. Виды конкурсного обеспечения и обеспечиваемые обязательства такие же, как уже были рассмотрены выше. Однако конкурсное обеспечение предоставляется заказчику (организатору).

2.2. Конкурсное обеспечение подлежит возврату:

  • участнику, отозвавшему свое предложение до истечения срока для подготовки и подачи предложений, – не позднее трех рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику (организатору) такого отзыва;
  • участнику, предложение которого отклонено, – не позднее трех рабочих дней, следующих за днем принятия комиссией решения об отклонении его предложения;
  • участнику, предложению которого присвоен порядковый номер 2 (второе место), – не позднее трех рабочих дней, следующих за днем заключения договора с участником-победителем;
  • участнику-победителю, если им не нарушены обязательства, во исполнение которых предоставлено конкурсное обеспечение, – не позднее трех рабочих дней, следующих за днем заключения договора с участником-победителем;
  • иным участникам – не позднее трех рабочих дней, следующих за днем принятия комиссией решения о выборе участника-победителя или признании закрытого конкурса несостоявшимся либо решения заказчика (организатора) об отмене закрытого конкурса.

2.3. В случае неисполнения обязательств, во исполнение которых предоставлено конкурсное обеспечение, заказчик (организатор) обеспечивает перечисление соответствующих денежных средств в бюджет и (или) государственный внебюджетный фонд, за счет средств которых предусмотрено финансирование государственной закупки.

По его словам, всего за прошлый год в МАРТ поступило свыше тысячи жалоб на то, как проводились государственные закупки. В министерстве рассмотрели около 700 заявлений.

«В новом законе предусмотрена электронная процедура подачи жалоб. Если мы увидим, что установлено нарушение, то будем выписывать предписание об устранении и применять штрафные санкции — 50 и 100 базовых величин», — рассказал министр.

При этом он добавил, что штрафные санкции в таких случаях будут налагаться на всю тендерную комиссию на предприятии, включая и руководителя комиссии.

При проведении процедуры госсзакупки малых объемов от 50 до 300 базовых величин компетенции будут возлагаться на белорусское правительство.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.