Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Классификатор видов разрешенного использования земельных участков 2022 5.2.1». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков
(с изменениями на 16 сентября 2021 года)
Приложение. Классификатор видов разрешенного использования земельных участков
-
ОКПО по ИНН
Поиск кода ОКПО по ИНН -
ОКТМО по ИНН
Поиск кода ОКТМО по ИНН -
ОКАТО по ИНН
Поиск кода ОКАТО по ИНН -
ОКОПФ по ИНН
Поиск кода ОКОПФ по ИНН -
ОКОГУ по ИНН
Поиск кода ОКОГУ по ИНН -
ОКФС по ИНН
Поиск кода ОКФС по ИНН -
ОКВЭД2 по ИНН
Поиск основного кода ОКВЭД2 по ИНН -
ОГРН по ИНН
Поиск ОГРН по ИНН -
Узнать ИНН
Поиск ИНН организации по названию, ИНН ИП по ФИО
-
ОКОФ в ОКОФ2
Перевод кода классификатора ОКОФ в код ОКОФ2 -
ОКДП в ОКПД2
Перевод кода классификатора ОКДП в код ОКПД2 -
ОКП в ОКПД2
Перевод кода классификатора ОКП в код ОКПД2 -
ОКПД в ОКПД2
Перевод кода классификатора ОКПД (ОК 034-2007 (КПЕС 2002)) в код ОКПД2 (ОК 034-2014 (КПЕС 2008)) -
ОКУН в ОКПД2
Перевод кода классификатора ОКУН в код ОКПД2 -
ОКВЭД в ОКВЭД2
Перевод кода классификатора ОКВЭД2007 в код ОКВЭД2 -
ОКВЭД в ОКВЭД2
Перевод кода классификатора ОКВЭД2001 в код ОКВЭД2 -
ОКАТО в ОКТМО
Перевод кода классификатора ОКАТО в код ОКТМО -
ТН ВЭД в ОКПД2
Перевод кода ТН ВЭД в код классификатора ОКПД2 -
ОКПД2 в ТН ВЭД
Перевод кода классификатора ОКПД2 в код ТН ВЭД -
ОКЗ-93 в ОКЗ-2014
Перевод кода классификатора ОКЗ-93 в код ОКЗ-2014
-
ЕТКС
Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих -
ЕКСД
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих -
Профстандарты
Справочник профессиональных стандартов -
Должностные инструкции
Образцы должностных инструкций с учетом профстандартов -
ФГОС
Федеральные государственные образовательные стандарты -
Вакансии
Общероссийская база вакансий Работа в России -
Кадастр оружия
Государственный кадастр гражданского и служебного оружия и патронов к нему -
Правила по охране труда
Действующие правила по охране труда Минтруда РФ
Роль прежнего Классификатора в наведении порядка при разработке Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) несомненна. Она не утратила своей злободневности со вступлением в силу нового перечня наименований видов разрешённого использования ЗУ.
Виды использования ЗУ устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с ПЗЗ. Правоообладатели земельных наделов могут делать выбор ВРИ из состава:
- основных
- вспомогательных
без получения дополнительных разрешений и согласований.
Если же необходимый ВРИ включён в перечень условно разрешённого использования, то для изменения существующего вида нужно решать вопрос на общественных слушаниях, получать одобрение и согласовать итоги с администрацией.
Если же будущий правообладатель участка получает первичный надел, то он также может самостоятельно выбрать основной и вспомогательный виды использования. Помощь Классификатора ВРИ в этом вопросе незаменима.
С введением нового Классификатора ситуация в плане выбора вида использования для владельцев участков не изменилась. Она даже улучшилась по причине обилия этих видов. Но вот для муниципалов работы прибавилось. В срок до 1 января 2020 года им необходимо внести изменения в действующие ПЗЗ и привести наименований ВРИ ЗУ в соответствие с классификатором.
Соответствие Классификатору может быть установлено решением органа местного самоуправления и по заявлению самого правообладателя земельного участка. И это решение о присвоении нового кода ВРИ будет основанием для внесения изменений в сведения ЕГРН о разрешённом использовании земельного участка.
О взаимосвязи Классификатора ВРИ (2019) и ПЗЗ уже было отмечено выше. Классификатор применяется для широкого круга задач, решаемых государством и местными властями.
Кодирование наименований ВРИ с присвоением цифрового обозначения каждому наименованию соответствует разделам и подразделам. классификатора. Земельные участки систематизированы. Этим обеспечивается:
- рациональное использование и управление ЗУ
- выполнение оценки земель
- ведение учёта и регистрации прав собственников
- определение допустимых действий по распоряжению землёй
Присвоение кода виду разрешённого использования ЗУ позволяет определить:
- максимально допустимый размер участка
- ограничения по распоряжению, застройке и заключению сделок любого характера (при необходимости)
- нормы налогообложения, применительно к ставкам, льготам
- имущественные права собственника в отношении участка и строений на нём
- субсидирование
- другие параметры
На участках с кодом:
- 13.1. – ведение огородничества (только некапитальное строительство);
- 13.2. – ведение садоводства;
- 13.3. – ведение дачного хозяйства.
На участках с кодом 1.0. – сельскохозяйственное использование (вспомогательные сооружения для ведения хозяйства), на участках с кодом 4.0 – предпринимательство (строительство нежилых зданий с целью получения прибыли).
С 2014 года в документах наряду со старыми, появляются и новые виды разрешенного использования. Также, потребуют решения отдельные вопросы.
Например, в некоторых городах производственные зоны на картах зонирования обозначаются по отдельности, в зависимости от опасности детальности (вредных выбросов, возможности взрыва), а в классификаторе все сведено в единую производственную деятельность.
Приказ Росреестра от 10.11.2020 № П/0412
Вид разрешенного использования является частью градостроительного регламента, который, в свою очередь, входит в Правила землепользования и застройки (наряду с картой градостроительного зонирования).
Все эти документы повлияли на создание классификации видов разрешенного использования земельных участков.
Таким образом, с принятием этого документа вид использования присваивается сразу всей зоне (которые выделены на карте зонирования) и включает в себя и основные, и вспомогательные, и условно разрешенные виды сразу.
Это является плюсом, так как у участка появляется большее количество возможностей использования, которые можно легко сменить.
Классификация ВРИ позволяет юридически на уровне государства организовывать контроль использования земельных участков, в том числе, минимизировать урон, причиняемый земле при не правильном использовании.
Градостроительный кодекс РФ, ст. 37 определяет следующие виды разрешенного использования земельного участка:
- основной;
- условный;
- вспомогательный.
Категория земель по целевому назначению | Код | Наименование ВРИ земельного участка | Описание ВРИ земельного участка |
1 | 2 | 3 | 4 |
Земли промышленности и иного целевого назначения | 8.0 | Обеспечение обороны и безопасности | Размещение объектов капитального строительства, необходимых для подготовки и поддержания в боевой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов управлений ими размещение военных организаций, внутренних войск, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение воинских учений и других мероприятий, направленных на обеспечение боевой готовности воинских частей, размещение зданий военных училищ, военных институтов, военных университетов, военных академий. |
8.1 | Обеспечение вооруженных сил | Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для разработки, испытания, производства ремонта или уничтожения вооружения, техники военного назначения и боеприпасов, обустройство земельных участков в качестве, испытательных полигонов, мест уничтожения вооружения и захоронения отходов, возникающих в связи с использованием, производством, ремонтом, уничтожением вооружений или боеприпасов, размещение объектов капитального строительства, необходимых для создания и хранения запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие объекты), размещение объектов, для обеспечения безопасности которых были созданы. | |
8.2 | Охрана Государственной границы Российской Федерации | Размещение инженерных сооружений и заграждений, пограничных знаков, коммуникаций, других объектов, необходимых для обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, устройство пограничных просек и контрольных полос, размещение зданий для размещения пограничных воинских частей и органов управления ими, для размещения пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации. | |
8.3 | Обеспечение внутреннего правопорядка | Размещение объектов капитального строительства, необходимых для подготовки и поддержания в готовности органов внутренних дел и спасательных служб, в которых существует военизированная служба размещение объектов гражданской обороны, за исключением объектов гражданской обороны, являющихся частями производственных зданий. | |
8.4 | Обеспечение деятельности по исполнению наказаний | Размещение объектов капитального строительства для создания мест лишения свободы следственные изоляторы, тюрьмы, поселения. |
Категория земель по целевому назначению | Код | Наименование ВРИ земельного участка | Описание ВРИ земельного участка |
1 | 2 | 3 | 4 |
Земли особо охраняемых территорий и объектов | 9.0 | Деятельность по особой охране и изучению природы | Сохранение и изучение растительного и животного мира путем создания особо охраняемых природных территорий, в границах которых хозяйственная деятельность, кроме деятельности, связанной с охраной и изучением природы, не допускается государственные природные заповедники, национальные и природные парки, памятники природы, дендрологические парки, ботанические сады. |
9.1 | Охрана природных территорий | Сохранение отдельных естественных качеств окружающей природной среды путем ограничения хозяйственной деятельности в данной зоне, в частности создание и уход за запретными полосами, создание и уход за защитными лесами, в том числе городскими лесами, лесами в лесопарках, иная хозяйственная деятельность, разрешённая в защитных лесах, соблюдение режима использования природных ресурсов в заказниках, сохранение свойств земель, являющихся особо ценными. | |
9.2 | Курортная деятельность | Использование, в том числе с их извлечением, для лечения и оздоровления человека природных лечебных ресурсов месторождения минеральных вод, лечебные грязи, рапой лиманов и озер, особый климат, иные природные факторы и условия, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека, охрана лечебных ресурсов от истощения и уничтожения в границах первой зоны округа горно-санитарной или санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курорта. | |
9.3 | Историческая | Сохранение и изучение объектов культурного наследия народов Российской Федерации памятников истории и культуры, в том числе объектов археологического наследия, достопримечательных мест, мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел, недействующих военных и гражданских захоронений, объектов культурного наследия, хозяйственная деятельность, являющаяся историческим промыслом или ремеслом, хозяйственная деятельность, обеспечивающая познавательный туризм. |
Категория земель по целевому назначению | Код | Наименование ВРИ земельного участка | Описание ВРИ земельного участка |
1 | 2 | 3 | 4 |
Земли населённых пунктов | 12.0 | Общее пользование территории | Размещение автомобильных дорог и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, парков, скверов, площадей, бульваров, набережных, других мест, постоянно открытых для посещения без взимания платы. |
Земли населённых пунктов | 12.1 | Ритуальная деятельность | Размещение кладбищ, крематориев, мест захоронения, размещение соответствующих культовых сооружений. |
Земли специального назначения | 12.2 | Специальная | Размещение скотомогильников, захоронение отходов потребления и промышленного производства, в том числе радиоактивных. |
Земли запаса | 12.3 | Запас | Отсутствие хозяйственной деятельности. |
- ВРИ: что это
- Для чего нужен классификатор
- Отличия нового и старого классификатора
- Общая структура классификатора (ВРИ)
- Условно разрешенные
- Возможные проблемы
- Способы определения по выписке ЕГРН
- Вывод
Классификатор ВРИ определяет участки с точки зрения разрешенной на нем деятельности. Характеристиками объекта являются их описание, кодовое обозначение и наименование. Такое ранжирование помогает получить полную информацию об участке и возможность подписания законных имущественных договоров с выпиской из портала ЕГРН.
В своей базовой структуре ВРИ определяет:
- Правовой статус земельного участка;
- Стоимость надела;
- Границы земли;
- Требования к постройке зданий на участке.
Приказом Министерства экономического развития № 44 от 04.02.2019 года в Классификатор ВРИ ЗУ были внесены изменения, которые коснулись частных изменений по всем пунктам и редактирования нюансов. Например, была дополнена информация о назначении земельных участков, а из некоторых пунктов о видах ЗУ были удалены чрезмерные уточнения.
Наименование обобщенного вида разрешенного использования земельных участков | Наименование уточненного вида разрешенного использования земельных участков | |||||||||||||||||||||||||
1.0 – Сельскохозяйственное использование |
|
|||||||||||||||||||||||||
2.0 – Жилая застройка |
|
|||||||||||||||||||||||||
3.0 – Общественное использование объектов капитального строительства |
|
|||||||||||||||||||||||||
4.0 – Предпринимательство |
|
|||||||||||||||||||||||||
5.0 – Отдых (рекреация) |
|
|||||||||||||||||||||||||
6.0 – Производственная деятельность |
|
|||||||||||||||||||||||||
7.0 – Транспорт |
|
|||||||||||||||||||||||||
8.0 – Обеспечение обороны и безопасности |
|
|||||||||||||||||||||||||
9.0 – Деятельность по особой охране и изучению природы |
|
|||||||||||||||||||||||||
10.0 – Лесная |
При оформлении земельного участка требуются максимально точные данные о нем. Вид разрешенного использования – это только одна из важнейших законодательных сторон, которая регулирует отношения между владельцем и государством. Кроме того, ВРИ всегда полезно при оценке стоимости земли и роста налогообложения. Изменение статуса участка происходит только через официальные государственные органы, а неправильное оформление грозит административной ответственностью и штрафами. Именно поэтому важно вовремя получить своевременную выписку ЕГРН и удостовериться в правильности всех данных, а возникающие вопросы решать только в правовом поле. Источник: https://egrnka.online/info/vidy-razreshennogo-ispolzovaniya-zemli/ Классификатор видов разрешенного использования земельных участков
Земли сельскохозяйственного назначения и для садоводства: законодательство и практика. Семинар в Москве + Онлайн-трансляция Интерес к сельскохозяйственным землям вновь усилился с последними изменениями о них: постановления Правительства РФ от 21.09.20 № 1509 о разведении и использовании лесов на сельскохозяйственных землях, в том числе не для сельского хозяйства; от 18.09.20 № 1482 с новым признаками неиспользования сельскохозяйственных земель. В результате изменений законодательства с 2020 года наметился более-менее ясный порядок действий для оформления рыбоводства в прудах на сельскохозяйственных землях. В тот же период вступили в силу новые нормативные положения о садовых участках и домах. Невозможно назвать однозначно решёнными и некоторые другие вопросы о сельскохозяйственных землях, по которым нормативные акты в последние годы не изменились. Актуальные и проблемные вопросы о сельскохозяйственных землях обсуждаются на данном семинаре. Право, Строительство К списку статей В документе представлены только виды использования участков, без принадлежности к категориям земель. Информация о ВРИ структурирована следующим образом:
Разделы классификатора ВРИ:
Если ВРИ участка не совпадает с классификатором или отсутствует в действующих ПЗиЗ, не нужно без необходимости приводить его в строгое соответствие с обновленными нормативными документами. Назначение участка, существующее до вступления в силу классификатора ВРИ, и не противоречащее Земельному кодексу РФ, не является недействительным и подлежит изменению только по желанию собственника участка. Разрешенное использование земельного участка – это характеристика, отвечающая на вопрос, как именно можно использовать участок, в частности, что на нем можно построить. Использовать участок, даже если он находится в собственности, можно только в соответствии с его принадлежностью к определенной категории земель и виду разрешенного использования. Земля на территории муниципальных образований поделена на территориальные зоны. Существует Классификатор видов разрешенного использования, утвержденный приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года П/0412. На основании этого классификатора муниципалитеты устанавливают для каждой территориальной зоны основные виды разрешенного использования, вспомогательные и условно разрешенные. Классификатор содержит 13 ВРИ: Основные виды разрешенного использования характеризуют основной вид деятельности, для которой приобретается и используется участок (например, жилая застройка или сельскохозяйственное использование). Условно разрешенные виды использования применяются при необходимости расширить способы использования земли – к примеру, если на участке, который предназначен для строительства магазина, планируется построить автомобильную заправку. Порядок получения разрешения на условно разрешённый ВРИ установлен Градостроительным кодексом РФ. Вспомогательные виды разрешенного использования применяются, чтобы уточнить целевое назначение участка. К примеру, такой дополнительный вид разрешенного использования может понадобиться, если собственник захочет построить на участке забор, гараж, хозяйственную постройку. В данном случае подойдут следующие виды разрешенного использования: Важно! Если у участка основной ВРИ 13.1 «Ведение огородничества», то строительство жилого и садового дома на нем запрещено. Если вид разрешенного использования участка не соответствует обозначенным выше, то для того, чтобы построить на нем жилой или садовый дом, потребуется изменить ВРИ. Эти параметры определяются в качестве предельно фиксированных, жёстких рамок, ограничивающих собственника или иного титульного владельца. Основной режим использования земельного участка назначается во всех случаях, предусматривающих владение наделом и извлечение из такового полезных свойств. Если владельцу представлен только основной вид использования, то он обязан следовать регламенту, предусмотренному для целевого назначения надела, которым он владеет. Например:
В этом случае допускается строительство дома в 1-2 этажа, без надворных построек и гаража. Для того, чтобы обустроить усадьбу на участке, требуется получить условно разрешенное использование земельного участка. Условно разрешенный вид использования земельного участка – это расширение регламента, установленного основным видом целевого использования, с условием разрешения действий, предоставленных органом местной власти. Возникает на основании:
Чтобы получить условно разрешенные виды использования земельных участков требуется статус собственника ЗУ. Условия, которые таковой предусматривает приобрести, должны соответствовать:
Поэтому к заявлению об изменении вида, прилагается документация из отдела градостроительства и архитектуры, подтверждающая допустимость тех или иных работ, заявленных собственником. Заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка. К ним относятся нюансы деятельности правообладателя ЗУ, которые не вносят существенных изменений в окружающий контекст застройки и не требуют регистрации в Росреестре. Вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков допускают внесения корректив по усмотрению владельца ЗУ, для этого не нужно обращаться за специальным разрешением. Вспомогательное использование земельных участков должно опираться на уже имеющийся основной или условно разрешённый вид, и исходить из его специфики. Например, при допустимости надворных построек, правообладатель вправе построить гараж или иное строение. А если в его ведении только основное разрешение – обустроить место для парковки автомобиля. Одной из важнейших характеристик земельного участка является вид разрешённого использования, определяющий назначение объектов капитального строительства, которые могут быть возведены на земельном участке. Как правило, виды разрешённого использования утверждаются в составе градостроительных регламентов, содержащихся в ПЗЗ и применяющихся в пределах границ соответствующей территориальной зоны в отношении определённой категории земель. Необходимо отметить, что градостроительный регламент может быть утверждён только в отношении земель определённых категорий. Как следует из п. 9 ст. 1 ГрК РФ, предельные (минимальные и/или максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее – предельные параметры) являются частью градостроительного регламента. Регулированию предельных параметров посвящена ст. 38 ГрК РФ. Они могут включать в себя: 1) размеры земельных участков, в том числе их площадь; Необходимо отметить, что законодатель прямо указывает на открытый характер приведённого выше перечня (п. 1.2 ст. 38 ГрК РФ). Таким образом, при разработке ПЗЗ местные власти могут учесть особенности той или иной территории путём установления дополнительных параметров. Также следует обратить внимание на п. 3 ст. 38 ГрК РФ, согласно которому в одной территориальной зоне могут быть установлены различные подзоны. При этом в границах территориальной зоны во всех подзонах должны быть одинаковые виды разрешённого использования, но могут отличаться предельные параметры. В качестве примера можно указать две подзоны (ТД1-1_1 и ТД1-1_2), установленные в Санкт-Петербурге в рамках одной территориальной зоны – ТД1-1. При этом виды разрешённого использования для обеих подзон одинаковы (установлены п. 2.9 Приложения 7 к ПЗЗ СПб[28]), а предельные параметры различны. Так, например, в данных подзонах отличается минимальная площадь озеленения земельных участков. Теперь рассмотрим каждый вид предельных параметров более подробно. Предельные размеры земельных участков С учётом того, что территориальные зоны подразумевают только определённые виды разрешённого использования, для осуществления этих видов использования участок объективно должен быть не меньше / не больше определённого размера, иначе использование участка может привести к негативным последствиям (неэффективное использование земли, нарушение права соседей на благоприятную окружающую среду или благоприятные условия жизнедеятельности). То есть предельные размеры участков являются необходимым минимумом (максимумом) для соблюдения публичных интересов и прав третьих лиц при использовании участка в определённой территориальной зоне. Так, привычные всем дачные «6 соток» попали во многие градостроительные регламенты в виде минимально допустимого размера земельных участков в территориальной зоне, предназначенной для размещения садоводств[29]. Установление данного параметра в меньшем размере могло повлечь появление в соответствующей территориальной зоне участков, фактически не пригодных для садоводства, чрезмерную нагрузку на инфраструктуру садоводств и прочие негативные последствия. Наравне с минимальными размерами могут устанавливаться и максимальные размеры земельных участков. Так, ПЗЗ Хабаровска в отдельных зонах для целей осуществления гражданами индивидуального жилищного строительства устанавливают максимальный размер земельного участка 2000 квадратных метров[30]. Представляется, что подобные ограничения могут быть вполне эффективными при борьбе с недобросовестными застройщиками, которые возводят на землях для ИЖС многоквартирные дома. Предельные размеры земельных участков, в первую очередь, необходимо учитывать при формировании земельных участков. Как следует из п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Таким образом, закон запрещает формировать земельные участки меньше либо больше по площади, чем установлено градостроительным регламентом в качестве пределов площади. При этом необходимо учитывать, что, исходя из п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ, целевым назначением и разрешённым использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешённое использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Т. е. если правообладатель земельного участка производит раздел земельного участка с видом разрешённого использования «для размещения многоквартирного дома» в территориальной зоне, где минимальный размер участка для данного вида использования установлен 1000 кв. м, получившиеся земельные участки будут иметь такой же вид разрешённого использования и, соответственно, не должны быть меньше 1000 кв. м. Участок, который будет сформирован с нарушением предельных размеров, не может быть поставлен на кадастровый учёт. Этот вывод следует как из пп. 28 п. 1 ст. 26 закона 218-ФЗ, так и из правоприменительной практики государственных органов[31]. Также необходимо помнить, что предельные размеры земельных участков устанавливаются для всех участков, отнесённых к соответствующей территориальной зоне. Форма собственности или иные права на земельный участок не имеют значения. Даже если все участки после раздела останутся в собственности одного лица, орган кадастрового учёта должен отказать в постановке на учёт земельного участка с площадью меньше (больше) предельного параметра, установленного градостроительным регла��ентом[32]. Градостроительным кодексом РФ предусмотрен ещё один вид градостроительных ограничений – красные линии. Согласно п. 11 ст. 1 ГрК РФ (в ред. Федерального закона от 02.08.2019 № 283-ФЗ), это линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории. Исходя из п. 12 указанной статьи, территории общего пользования – территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Смысл красных линий заключается в том, что формирование земельных участков не должно приводить к уменьшению существующей (или планируемой) территории общего пользования. Устанавливая красную линию, орган власти публично заявляет, например, что в этих границах будет проложена дорога. Главной особенностью территорий общего пользования является невозможность приватизации земельных участков в границах такой территории. Помимо этого, красные линии используются в градостроительном законодательстве в ряде случаев в качестве точки отсчёта для различного рода ограничений (например, отступов и т. п.). В соответствии с п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – закон о приватизации) отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты). Также запрет на приватизацию земельных участков в границах территории общего пользования предусмотрен п. 12 ст. 85 ЗК РФ. Данная норма сформулирована следующим образом: «Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации». Необходимо обратить внимание, что ни закон о приватизации, ни ЗК РФ не упоминают в указанных запретах о красных линиях, оперируя лишь понятием территории общего пользования и перечислением конкретных видов таких территорий. Более того, норма ЗК РФ прямо указывает, что запрет установлен только в отношении участков, непосредственно занятых соответствующими объектами. Как ранее было указано в ГрК РФ и в целом может следовать из смысла новой редакции нормы, красные линии могут обозначать не только существующую, но и планируемую (изменяемую, вновь образуемую) территорию общего пользования. Другими словами, красные линии не всегда подтверждают существование территории общего пользования. В некоторых случаях они обозначают только намерение в будущем организовать на территории в границах красных линий территорию общего пользования (проектные красные линии). Такое толкование соответствует позиции Верховного Суда РФ[43]. Государственные (муниципальные) органы зачастую толкуют наличие красных линий как безусловное основание для отказа в приватизации земельного участка. При этом прочие обстоятельства ими не учитываются. К примеру, в одном судебном деле орган власти полагал, что красная линия обозначает существующую (а не планируемую) территорию общего пользования, и отказывал в приватизации участка, несмотря на то что красная линия проходила через здание, находящееся в частной собственности [44]. Между тем наличие здания, находящегося в частной собственности, исключает беспрепятственное использование участка под зданием неограниченным кругом лиц и позволяет однозначно установить, что спорные красные линии обозначают лишь планируемые, а не существующие границы территории общего пользования. Подобное понимание нормы со стороны государственных органов основано на неверном толковании закона и смешении понятий «резервирование земель» и «установление красных линий», которые существенно отличаются. Исходя из сравнения двух редакций ст. 28 закона о приватизации, отметим, что ранее в законе содержалась норма, согласно которой не подлежали приватизации участки, предусмотренные генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в государственных или общественных интересах, в том числе земель общего пользования. В актуальной редакции данного закона указанная норма отсутствует. Вместо этой нормы законодатель ввёл запрет на приватизацию находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд. В случае необходимости реализации публичных интересов земельное законодательство содержит такие институты, как резервирование (ст. 70.1 ЗК РФ) и изъятие земельных участков (ст. 49 ЗК РФ). В соответствии со ст. 70.1 ЗК РФ резервирование земель допускается, по общему правилу, в случаях, когда в соответствии с ЗК РФ допустимо изъятие в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Исходя из п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.07.2008 № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд», решение о резервировании земель принимается, по общему правилу, на основании документации по планировке территори��. Таким образом, при необходимости установления запрета на приватизацию земельного участка в границах проектных красных линий государственным органам следует принимать решение о резервировании земель. То есть документация по планировке территории, которой устанавливаются проектные красные линии, является основанием для принятия решения о резервировании, а не заменяет его. ГрК РФ предусматривает возможность получения разрешения на отклонение от предельных параметров, описанных в разделе 1.3.3 настоящего справочника. Порядок предоставления такого разрешения содержится в ст. 40 ГрК РФ. В качестве общего правила в ст. 40 ГрК РФ закреплено, что правом получить разрешение на отклонение от предельных параметров обладают только правообладатели земельных участков:
При этом указанные выше обстоятельства являются лишь основанием для обращения заинтересованного лица за получением разрешения на отклонение, но не влекут обязанность муниципального образования выдать соответствующее согласование в случае подтверждения данных обстоятельств[47]. В то же время отсутствие указанных выше оснований, по общему правилу, должно вести к принятию отрицательного решения. В 2019 г. подход к основаниям для отклонения от предельных параметров был несколько изменён, и ст. 40 ГрК РФ была дополнена пунктом 1.1, который предусматривает возможность для правообладателей земельных участков немотивированно (вне зависимости от размеров и конфигурации участков) обращаться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства при одновременном соблюдении следующих условий: – отклонение необходимо в целях однократного изменения одного или нескольких предельных параметров разрешённого строительства, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны; Особенностью такого упрощённого порядка является отсутствие необходимости проходить процедуру публичных слушаний. В то же время само принятие решения по-прежнему осуществляется уполномоченным органом, так что данные изменения не сильно облегчили процедуры получения разрешения на отклонение. Процедура получения разрешения на отклонение от предельных параметров очень похожа на получение разрешения на условно-разрешённый вид разрешённого использования земельного участка и осуществляется по следующей схеме. В 2017 году в ГрК РФ введена ст. 5.1[53], предусматривающая детальное регулирование ранее существующего института публичных слушаний, а также введение нового института общественных обсуждений. Интересующие положения ГрК РФ в ред. закона № 455-ФЗ подлежат применению со дня вступления в силу нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, нормативных правовых актов субъектов РФ – городов федерального значения[54], необходимых для проведения публичных слушаний / общественных обсуждений в соответствии с новым регулированием, которые, в свою очередь, должны быть приняты не позднее 01.07.2018[55]. Вступивший в законную силу в 2014 году классификатор, содержащий перечисление видов, учитывает такие критерии земли, как: наименование, описание, код. Оформлен документ в качестве приложения к постановлению от 01.09.2014г. Министерства экономического развития РФ. Наименования в перечне заключены в скобки, по несколько объединённых между собой видов. Это говорит об их единстве и возможности применять в соответствии с разрешением, распространяющимся на весь пункт. Эта разновидность требует строгого соблюдения регламента в соответствии с требованиями градостроительного законодательства и его правовых актов. В перечне классификатора основная группа определяется полным цифровым кодом. На примере пункта 1, разрешающего проведение сельскохозяйственных работ, они будут ограничены подпунктами 1-18, следующими за основным кодом пункта. Для остальных пунктов всего их 13) действует то же правило. Владелец надела с основным типом разрешённого пользования обязан ответственно соблюдать резолюции организационно-распорядительной документации хозяйствующего субъекта, определённых для исполнения на близлежащих землях. Личные намерения владельца участка при этом не учитываются, а проведение не регламентированных работ на участке, находящемся в собственности, будет запрещено. Регламент использования надела этой группы разрешения является более расширенным. Он ограничен рамками одного пункта перечня, но его подпункты могут трактоваться в зависимости от личных интересов собственника территории. На примере пункта 1, который разрешает ведение сельского хозяйства, можно понять, что обязательной к соблюдению является только первая часть числового кода, а остальные 18 подпунктов могут заменяться и мигрировать между собой. Так, разрешённые на участке постройки могут ограничиваться определёнными региональными особенностями, но допускается привнесение в них творческих элементов. Виды деятельности, входящие в эту группу, не наделены юридической силой и выступают дополнением к видам основной или условно разрешённой группы. Этими видами можно расширить спектр функций участка, дополнить его определёнными нюансами, без потери основных его характеристик, не нарушая требований нормативных актов. В качестве примера можно рассмотреть территорию с разрешением на сельскохозяйственные работы, на которой располагается пастбище. Территория отдалена от мест проживания населения и строительство на ней ИЖС для нужд собственника запрещено. Чтобы узнать какой тип использования надела доступен собственнику, необходимо обратиться в отделение кадастрового учёта и картографии муниципального образования и запросить данные из кадастровых документов. Заявитель должен иметь при себе оригиналы и копии кадастрового и гражданского паспортов. Подать соответствующее заявление можно при личном посещении ведомства, либо воспользоваться почтовыми услугами, отправив заявление и копии документов, заверенные нотариусом. Под целевым назначением земельной территории подразумевается её использование в общем контексте земельного массива. В перечне же насчитывается 13 пунктов с указанием вида разрешённых работ, которые в свою очередь разделены на подпункты, насчитывающие до 18 наименований видов. Пользование территорией по её целевому назначению – это общее, глобальное определение проводимой на ней деятельности. А в классификации видов акцент делается на детальное уточнение всех сторон её использования, реконструкции, извлечения выгоды и преимущества. Это даёт больше достоверности при учёте и контроле земляных ресурсов. Важно! Числовым кодом обозначается только вид разрешённых действий на территории. Такая необходимость обусловлена многочисленностью видов и возможностью создания эффективной структуры землепользования в соответствии с градостроительными регламентами и местными нормативными актами. Кодовые обозначения позволяют безошибочно составлять и применять документацию на землепользование. Никакие другие критерии категории земли не предусматривают использование числовых обозначений. Это обусловлено:
Земля распределена на отдельные участки, имеющие кроме установленных законом категорий, еще и конкретный ВРИ (вид разрешенного использования). Подобное понятие широко применяется в ряде законодательных актов, действующих в РФ. Основная часть упоминаний содержится в Земельном (ст. 7) и Градостроительном кодексах РФ. В зависимости от ВРИ можно узнать, какая деятельность является разрешенной на таких участках. К примеру, невозможно произвольно выбрать в пределах города или за его чертой территорию и начать там возводить строения (будущего торгового центра или магазина, или же сажать сельхоз. культуры). Следует выяснить, есть ли возможность ведения выбранной деятельности на участке, и какой вид строительства разрешен согласно городскому (территориальному) планированию. Виды разрешенного использования земельных участков: классификатор 2021ВРИ – это отдельная часть, из которой состоит градостроительный регламент, при этом она включена в Правила землепользования и застройки (вместе с картой зонирования). Каждый из указанных документов по-своему повлиял на формирование утвержденной классификации ВРИ земель. С момента утверждения этого документа ВРИ устанавливается по конкретной целой земельной зоне (с выделением на карте), при этом один вид может содержать одновременно несколько категорий (основную, вспомогательную и условно-разрешенную). Подобный момент расширяет границы использования земель, так как вид можно сменить (дополнить). Учтите! Чтобы перевести ЗУ из текущей категории в выбранную, необходимо собрать пакет документов, состоящий из:
|