Новые правила заполнения товарно транспортной накладной 2022 год

Автор: | 30.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые правила заполнения товарно транспортной накладной 2022 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Транспортная накладная — это первичный документ, которым оформляют автомобильные грузоперевозки по России. Она подтверждает реальность сделки и расходы на перевозку. В накладной грузоотправитель и перевозчик утверждают условия перевозки.

Если транспортной накладной нет, она утрачена или оформлена неправильно, организация может подтвердить расходы другими документами: договором, счетом-фактурой, платежными документами (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 26).

Накладная понадобится, когда продавец доставляет груз покупателю на своем автотранспорте. Исключение — если цена доставки входит в цену товара. Еще накладная нужна, когда продавец или покупатель нанимают для доставки груза стороннюю транспортную компанию.

Покупатели, которые забирают груз самовывозом на своей машине, транспортную накладную не оформляют, так как услугу транспортировки никто не оказывает. Расходы на транспорт и саму перевозку можно будет подтвердить путевым листом, зарплатными ведомостями и другими документами.

Новая транспортная накладная с 01.01.2022 года

Транспортные накладные обычно выписывает организация, которая заказывает перевозку груза (грузоотправитель). Заказчиком может быть продавец или сам покупатель. К примеру, если покупатель заказал перевозку в транспортной компании, то он будет грузоотправителем и составит транспортную накладную. С 2021 года в роли грузоотправителя может выступать и экспедитор.

В договоре перевозки стороны могут выбрать, кто будет выписывать накладную. Например, поручить это самому перевозчику.

Транспортные накладные составляют на бумаге в трех экземплярах — по одному для каждого участника перевозки: грузополучателя, грузоотправителя и транспортной компании. Все экземпляры должны быть заверены подписями грузоотправителя и перевозчика.

Транспортная накладная формируется на каждую машину. Если в один автомобиль погрузили несколько партий груза, будет достаточно одной накладной. Но если одну партию распределили на несколько машин — понадобится накладная на каждый автомобиль.

Накладную составляет грузоотправитель, а во время провоза ее дополняет перевозчик. Получатель вносит свои данные на приемке груза. В итоге в составлении документа принимают участие три стороны.

При погрузке водитель перевозчика ставит свою подпись в разделе 6 «Прием груза», а при разгрузке — в разделе 7 «Сдача груза». Перевозчик самостоятельно заполняет разделы 8-11, 13, 15 и 16. При необходимости можно заполнить разделы 12, 14 и 17.

Раздел 8 «Условия перевозки». Здесь перевозчик прописывает, когда груз можно считать утраченным, размер платы за хранение в терминале, размеры штрафов за невывоз груза, задержку транспорта и пр. Часто его оставляют пустым — это значит, что все условия определяются по общим правилам Устава автомобильного транспорта.

Раздел 9 «Информация о принятии к исполнению». В разделе проставляется дата приема заказа, ФИО и должность принявшего и его подпись. У перевозчика есть три дня на рассмотрение заявки грузоотправителя.

Грузополучатель должен заполнить раздел 7 «Сдача груза» в присутствии перевозчика. Он указывает:

  • дату и время приезда автомобиля на разгрузку, а также дату и время выбытия;
  • описание состояния груза, тары, упаковки, пломб, маркировки;
  • массу груза (определяется тем же способом, что и при сдаче груза отправителем);
  • количество грузовых мест.

Состояние груза, его массу и количество занятых мест можно не проверять, если все приехало на исправном закрытом транспортном средстве, в контейнере и с пломбами. При повреждении или отсутствии пломб проверка обязательна, как и при нарушении сроков доставки скоропортящихся грузов (п. 9 ст. 15 Закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ).

Приемку груза подтверждает представитель получателя, он ставит свою подпись, ФИО и должность.

Число разделов новой формы уменьшится с 17 до 12.

Разделы транспортной накладной

до 01.03.2022

после 01.03.2022

1. Грузоотправитель

1. Грузоотправитель

1а. Клиент (Заказчик организации перевозки) (при необходимости) 1а. Заказчик услуг, связанных с перевозкой груза (при наличии)
2. Грузополучатель 2. Грузополучатель
3. Груз 3. Груз
4. Сопроводительные документы на груз 4. Сопроводительные документы на груз (при наличии)
5. Указания грузоотправителя 5. Указания грузоотправителя по особым условиям перевозки
6. Прием груза 6. Перевозчик
7. Сдача груза 7. Транспортное средство
8. Условия перевозки 8. Прием груза
9. Информация о принятии заказа (заявки) к исполнению 9. Переадресовка (при наличии)
10. Перевозчик 10. Выдача груза
11. Транспортное средство 11. Отметки грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков (при необходимости)
12. Оговорки и замечания перевозчика 12. Стоимость перевозки груза (установленная плата) в рублях (при необходимости)
13. Прочие условия
14. Переадресовка
15. Подписи сторон
16. Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы (при необходимости)
17. Отметки грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков

Сведения из разделов, которые исключили из состава транспортной накладной, размещены в оставшихся разделах. К примеру, данные раздела 12 «Оговорки и замечания перевозчика» прежней ТН перекочевали в раздел 10 «Выдача груза», а сведения из раздела 13 «Прочие условия» — в раздел 7 «Транспортное средство».

Детали отличий прежней транспортной накладной от новой в следующем разделе.

Перечислим основные отличия новой ТН от прежней формы:

  • в разделах 1, 1а, 2 и 6 при указании данных физлица вместо ИНН можно указывать паспортные данные (в остальном порядок заполнения прежний;
  • в разделах 4, 9, 11 и 12 появилась оговорка о том, что их заполнение производится при необходимости (при наличии);
  • в разделе 5 нужно указывать дополнительные сведения (маршрут перевозки, дату и время доставки груза, контактные данные лиц, по указанию которых может происходить переадресовка), а сведения о характеристике транспортного средства в данном разделе указывать не нужно — эту информацию требуется отражать в заказе (заявке) на перевозку грузов;
  • в разделе 7 добавили тип владения «совместная собственность супругов», а также набор новых сведений: реквизиты документов, подтверждающих основания владения грузовым автомобилем, тягачом, а также прицепом или полуприцепом (для аренды и лизинга) и реквизиты спецразрешения и маршрут движения для движения тяжеловесного и крупногабаритного транспорта или перевозящего опасный груз;
  • в разделе 8 нужно будет указывать новые данные: реквизиты лица, действующего по поручению грузоотправителя, осуществившего погрузку груза, с указанием реквизитов документа, подтверждающего полномочия, а также наименование организаций – владельцев объектов инфраструктуры пунктов погрузки и основания беспрепятственного доступа к ним;
  • в разделе 10 появится новый реквизит: оговорки и замечания перевозчика о дате и времени прибытия/убытия, состоянии и массе груза и т. д.

Еще об одном важном изменении в форме новой ТН подробнее расскажем в следующем разделе.

Минтранс разработал новую форму транспортной накладной

Раздел Что изменилось
Раздел 1 «Грузоотправитель» При указании данных физлица вместо ИНН можно указывать паспортные данные. В остальном порядок заполнения аналогичен действующей форме
Раздел 1а «Заказчик услуг, связанных с перевозкой (при наличии)»
Раздел 2 «Грузополучатель»
Раздел 3 «Груз» Объявленную стоимость можно указывать при необходимости. В действующей форме такой оговорки нет
Раздел 4. «Сопроводительные документы на груз» (при наличии) Название раздела дополнили словами «при наличии», то есть раздел не является обязательным
Раздел 5 «Указание грузоотправителя по особым условиям перевозки» Изменили название раздела. В действующей форме раздел называется «Указание грузоотправителя».

В разделе 5 обновленной формы по сравнению с действующей нужно будет указывать новые сведения:

· маршрут перевозки, дату и время доставки груза (при необходимости);

· контактную информацию о лицах, по указанию которых может осуществляться переадресовка.

Сведения о характеристиках транспортного средства, которое необходимо для перевозки, в разделе 5 теперь не предусмотрены. Данную информацию нужно будет указывать в заказе (заявке) на перевозку груза

Раздел 6 «Перевозчик» При указании данных физлица вместо ИНН можно указать паспортные данные. Также изменился номер раздела. В действующей форме это раздел 10
Раздел 7 «Транспортное средство» По сравнению с действующей формой в разделе четыре типа владения вместо трех. Появился новый тип владения – «совместная собственность супругов».

Также появились новые сведения:

· реквизиты документов, подтверждающих основания владения грузовым автомобилем, тягачом, а также прицепом или полуприцепом (для аренды и лизинга);

· номер, дата и срок действия специального разрешения, установленный маршрут для движения тяжеловесного и крупногабаритного транспорта или перевозящего опасный груз. В действующей форме данную информацию указывают в разделе 13.

Изменился номер раздела. В действующей форме это раздел 11

Раздел 8 «Прием груза» В разделе нужно будет указывать новые сведения:

· реквизиты лица, действующего по поручению грузоотправителя, осуществившего погрузку груза, с указанием реквизитов документа, подтверждающего полномочия;

· наименование организаций – владельцев объектов инфраструктуры пунктов погрузки и основания беспрепятственного доступа к ним.

В остальном информация аналогична той, которая указывается в разделе 6 действующей формы.

Изменился номер раздела. В действующей форме это раздел 6

Раздел 9 «Переадресовка» (при наличии) По сравнению с действующей формой заполнение данного раздела необязательно. Также есть небольшие изменения: требуется указать вид переадресовки (на бумаге или в электронном виде). В действующей форме – устно или письменно.

Изменился номер раздела. В действующей форме это раздел 14

Раздел 10 «Выдача груза» В разделе появился новый реквизит: оговорки и замечания перевозчика о дате и времени прибытия/убытия, состоянии и массе груза и т. д. В действующей форме такие сведения указывают в разделе 12 «Оговорки и замечания перевозчика».

В проекте приказа ФНС содержится электронный формат транспортной накладной и других перевозочных документов. Для транспортной накладной в электронном формате разработчики предусмотрели 4 файла обмена. Кроме транспортной накладной, в проекте приказа содержатся документы:

  • электронный заказ-наряд;
  • электронная сопроводительная ведомость.

В транспортной накладной в электронной форме предусмотрены 4 обязательных файла обмена.

Утвержденный файл обмена информацией грузоотправителя будет содержать сведения:

  • об участниках перевозки;
  • о существенных условиях договора перевозки;
  • о поданном под погрузку транспортном средстве и его водителе;
  • о грузе и сопроводительных документах на него;
  • о фактических обстоятельствах предъявления груза к перевозке и погрузки груза в транспортное средство;
  • УКЭП грузоотправителя.

В файле обмена информацией перевозчику необходимо будет указывать сведения:

  • о приеме груза к перевозке, состоящей из дополнительных к информации грузоотправителя сведений перевозчика в отношении принятия вверяемого груза и фактических обстоятельств погрузки груза в транспортное средство;
  • УКЭП перевозчика.

Предусмотрен файл обмена информацией грузополучателя со сведениями о приеме груза от перевозчика и характеристиках принятого груза и обстоятельствах приемки. И четвертый файл обмена перевозчика — о выдаче груза грузополучателю (лицу, правомочному на получение груза) с дополнительной информацией о выдаче вверенного ему грузоотправителем груза и фактических обстоятельствах такой выдачи сведений перевозчика в отношении груза, выданного грузополучателю.

С помощью транспортной накладной оформляют перевозки товаров на автотранспорте по РФ. Это первичный документ, который подтверждает расходы на доставку груза, в нем же оговариваются условия доставки.

Если водитель везет на своем авто груз, он обязан иметь при себе транспортную накладную и предъявлять ее по требованию сотрудникам Госавтоинспекции. Если накладной на груз у водителя нет, он рискует получить штраф 500 рублей (ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ).

Накладная нужна в двух случаях:

  • если продавец доставляет товар на собственном транспорте (кроме тех случаев, когда стоимость доставки включена в цену товара и это отражено в договоре);
  • если товар от продавца покупателю доставляет сторонняя компания.

Накладную не оформляют в таких ситуациях:

  • если товар доставляет поставщик, но доставка включена в стоимость товара;
  • если покупатель забирает груз на собственной машине, тогда расходы на перевозку он подтверждает зарплатной ведомостью, путевым листом или другим документом.

Транспортную накладную оформляет заказчик перевозки — грузоотправитель или экспедитор. Но вообще, стороны при составлении договора перевозки могут решить, кому поручить оформление накладной, это может быть и перевозчик. А если груз перевозят для личных или семейных нужд, то составить бумагу тоже может перевозчик.

Сколько экземпляров нужно

В заполнении бумаг участвуют три стороны: отправитель груза, перевозчик и получатель. Каждый из них вносит свои сведения на своем этапе работы. Поэтому бумажные ТН составляют в трех экземплярах, чтобы у каждой стороны был свой оригинал. Каждый из них должны подписать все стороны. Изначально, при отправке груза, накладная заполняется не полностью, сведения в некоторые разделы добавляются в процессе доставки и при передаче груза в конце доставки.

Еще один нюанс: если партия груза не вошла в одну машину, а распределилась по 2 и более машинам, на каждое авто нужно составить отдельный документ в трех экземплярах. Водитель каждой машины будет заполнять часть данных в своих бланках. Но если один автомобиль везет несколько заказов, на них можно составить единый документ.

Есть требования к накладной, которые делают ее действительной (основаны на Правилах перевозок груза автотранспортом, Письме Минтранса РФ от 26.03.2021 № Д3/6976-ИС).

Для подтверждения расходов указывают дату, сведения обо всех сторонах, стоимость перевозки. В разделах 6, 7, 15, 16 указывают должности ответственных лиц, имена и подписи.
В накладной не обязательно ставить печать, но если поставите — это ни на что не повлияет.
Если строка не заполняется из-за отсутствия сведений, в ней ставят прочерк. Можно не заполнять разделы с пометкой «при необходимости».

Накладную можно начать заполнять ручкой с синими или черными чернилами, а еще с помощью компьютера и распечатать экземпляр для грузоотправителя с уже заполненными полями. Далее можно продолжить заполнять документ ручкой.

Раздел 7. Получатель принимает груз, осматривает его и затем в присутствии перевозчика вносит следующие данные в бумаги:

  • день и время прибытия машины для выгрузки товара, день и время отъезда пустой машины;
  • состояние груза, упаковки, пломб и пр.; если груз прибыл в запечатанном контейнере с пломбами, состояние можно не проверять, а если пломбы сорваны, придется открыть контейнер и описать состояние и число товаров;
  • вес груза — способ взвешивания должен быть тот же, что и при отправке;
  • число грузовых мест.

Раздел 17. Если у любой из сторон возникают претензии к провозу или состоянию груза, сюда вписывают замечания. Если замечания обширные, то составляют акт с перечислением претензий, а в 17 раздел вносят только номер акта и поясняют, что замечания приведены в нем.

Если допустили ошибку при заполнении документа, не нужно все переписывать. Можно сделать исправление прямо в бумажном бланке:

  1. зачеркните одной чертой текст с ошибкой, но так чтобы его можно было прочитать;
  2. внесите правильную запись рядом;
  3. сделайте пометку «Исправлено» и проставьте дату исправления;
  4. подпишите правку, расшифруйте подпись.

Не нужно закрашивать текст с ошибкой с помощью белил или заштриховывать его полностью — это может стать основанием для претензии от контролирующих органов.

Согласно новым правилам, ТН может быть сформирована как на бумажном носителе, так и в электронной форме (ранее электронная форма для ТН не была предусмотрена). Однако электронный способ станет доступен только с 01.01.2022. К этой дате ФНС (в сотрудничестве с Минтрансом) должны разработать формат ее представления.

Среди новшеств в бланке можно отметить:

  • новые поля, которые нужно заполнять, если грузоотправитель является экспедитором (например, нужно дополнительно указать реквизиты юрлица — заказчика перевозки);
  • в разделе «Прием груза» отражают сведения о лице, от которого забирается груз;
  • нужно указывать код типа владения транспортным средством (собственность, аренда или лизинг);
  • скорректирован раздел, в котором отражают стоимость услуг перевозчика.

В письме от 26.03.2021 № Д3/6976-ИС Минтранс указал, что все поля транспортной накладной обязательны к заполнению, за исключением случаев, когда информация имеет отметку «(при необходимости)».

  • В пункте «1. Грузоотправитель» появилось поле для проставления отметки «является экспедитором».
  • Появился новый пункт: «1а. Клиент (Заказчик организации перевозки)», который заполняется, если в цепочке присутствует Экспедитор.
  • Пункт «6. Прием груза» дополнен уточнением: «Лицо, от которого забирается груз» — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществивший погрузку груза в транспортное средство.
  • Пункт «11. Транспортное средство» дополнен полем для указания типа владения транспортом: собственность, аренда или лизинг.
  • Пункт «15. Подписи сторон» поменялся местами с пунктом 16, в нем осталось указание на грузоотправителя, но исключен «грузовладелец».
  • Пункт «16. Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы» ранее был пунктом 15. Теперь в расходы перевозчика включены прочие расходы.
  • Пункты 1, 2, 10 дополнены ИНН соответствующих лиц.

Существенным отличием новой накладной является появление нового участника — «Экспедитора», а также нового порядка ее заполнения, в случае наличия посредника. При этом, способ оформления транспортной накладной напрямую зависит от того, владеет ли транспортным средством Исполнитель по договору об организации перевозки груза.

1. Если транспортное средство (п.11) находится во владении, а водитель в штате Исполнителя, то Исполнитель выступает в роли Перевозчика и заполнение накладной производится в следующем порядке:

  • Грузоотправителем (п.1) указывается Клиент по договору, п.1а не заполняется;
  • Перевозчиком (п.10) указывается Исполнитель по договору;
  • Лицом, от которого забирается груз (п.6) указывается Клиент либо склад отгрузки (с реквизитами юридического лица).

2. В случае, если Исполнитель привлекает для перевозки сторонний транспорт, то данная услуга оформляется как экспедиторская:

  • Клиент по договору указывается в «п.1а» Клиент (Заказчик организации перевозки);
  • Грузоотправителем (п.1) указывается Исполнитель и проставляется отметка «является экспедитором»;
  • Перевозчиком (п.10) указывается владелец транспортного средства (п.11), с которым у Экспедитора заключен договор на перевозку;
  • Лицом, от которого забирается груз (п.6) указывается Клиент либо склад отгрузки (с реквизитами юридического лица).

Поскольку в обоих случаях Клиент (склад Клиента) оформляет Транспортную накладную самостоятельно, необходимо заблаговременно получить от Исполнителя данные о типе владения транспортным средством с приложением доказательств этого владения и наличия трудовых ресурсов, а также данные о непосредственном перевозчике.

Компания СибАвтоТранс рекомендует дополнить соответствующими пунктами заявку на перевозку груза, включая обязательные реквизиты, утвержденные согласно Приложению №5 к Правилам.

Обращаем Ваше внимание, независимо от того, является ли Исполнитель в каждой конкретной перевозке экспедитором или не является, услуга экспедирования включает в себя услугу по перевозке (является возмещаемыми расходами). В этой связи неправильное оформление первичного документа (транспортной накладной) несет риск непризнания понесенных расходов в размере всей стоимости услуги, неподтверждённой документально. Поэтому заказчику транспортной услуги важно выяснить всю цепочку исполнителей и исключить наличие дополнительных посредников, требуя заключения Экспедитором прямых договоров с Перевозчиками либо агентского договора на поиск перевозчиков (с приложением в этом случае всех подтверждающих документов). Указание, как и прежде, в п.10 новой транспортной накладной «посредника», по сути направлено на искажение хозяйственной операции, а потому несет неоправданные налоговые риски согласно ст. 54.1 НК РФ.

Отсутствие ТН может повлечь как налоговые, так и административные штрафы. За перевозку груза без ТН, в случае когда ее оформление обязательно, водителю грозит ответственность в виде предупреждения или штрафа в сумме 500 руб (ч.2. ст.12.3 КоАП).
Для целей бухгалтерского и налогового учета ТН – это обязательный первичный документ. Именно этот документ по закону подтверждает расходы на транспортировку грузов по договору перевозки (ч.1 ст.9 Закона от 06.12.2011 №402-ФЗ, п.1 ст.252 НК, письма ФНС от 02.07.2019 № СД-4-3/12855, Минфина от 15.10.2018 №03-03-06/1/73696 и 28.08.2018 № 03-03-06/1/61110). Без ТН покупатель груза не сможет обосновать расходы на доставку, так как именно этот документ подтверждает заключение договора перевозки. В результате инспекторы на проверке снимут расходы и начислят штраф по статье 122 НК в размере 20 процентов от суммы недоимки, а также пени за несвоевременную оплату налога.

Но расходы на перевозку ТН подтверждает, только если в ней указали стоимость услуг. При отсутствии этих данных документ подтвердит только факт перевозки. Такие разъяснения дала ФНС в письме от 10.08.2018 № АС-4-15/15570. Чтобы принять к учету расходы, в дополнение к ТН без стоимости услуг оформите другой двусторонний первичный документ, которым определите стоимость перевозки. По мнению ФНС, таким документом может быть УПД. В этом случае, кроме обязательных для первичного документа реквизитов, внесите данные, которые нужны, чтобы подтвердить вычет НДС. Как составлять и применять такие документы, ФНС разъяснила в письме от 21.10.2013 №ММВ-20-3/96. В договоре можно закрепить условие, какими документами его стороны оформляют операции.

Как поставщикам применять электронные перевозочные документы с 2022 года

В транспортную накладную можно вносить исправления. Если при заполнении транспортной накладной допущена ошибка, ее исправляют следующим образом (ч.7 ст.9 Закона № 402-ФЗ, п.п. 4.2, 4.3 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, п.16 Положения №34н, п.11 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом):

1)ошибочную запись зачеркивают одной чертой так, чтобы ее можно было прочитать;

2) Вносят корректную запись;

3) Делают оговорку «исправлено» и указывают дату исправления;

4) Заверяют исправления подписями составивших ее лиц с указанием их фамилий и инициалов (иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц).

В обновленной форме Минтранс предлагает учесть новые правила перевозки грузов и закрепить обновленный порядок оформления или формирования транспортной накладной. Раздел со стоимостью перевозки расширят. Грузоперевозчики должны будут его заполнять, если ТН используют как первичный документ. В раздел включат новые графы для указания:

  • стоимости услуг перевозки без налога;
  • налоговой ставки;
  • суммы налога, предъявляемого покупателю;
  • стоимости услуг перевозки с налогом.

Для каждой перевозки оформляется отдельный бланк 1-Т, использовать одну и ту же накладную для нескольких транспортировок категорически нельзя. Точно также, если один и то же груз необходимо развести по разным фирмам, то на каждую партию необходимо составлять свой документ.

Структура документа

Накладную условно можно поделить на две части.

  1. Первая – товарная, — включает сведения
    • об отправителе и получателе товара,
    • объеме,
    • наименовании и т.п. параметры.

    Эта часть документа является основанием для списания груза со склада отправителя и одновременно для приходования его получателем.

  2. Вторая часть – транспортная. В ней содержатся сведения
    • непосредственно о перевозке,
    • информация о компании-перевозчике и конкретном водителе,
    • марке автомобиля,
    • времени в пути и километраже,
    • товаре и т.д.

    Здесь же указывается стоимость транспортировки.

Данный документ относится к первичной документации, поэтому при его заполнении следует придерживаться определенных стандартов. В частности, нельзя оставлять ячейки пустыми (где нужно ставятся прочерки), допускать неточности и ошибки, а также вносить в бланк неверные сведения.

К форме 1-Т могут прилагаться дополнительные документы:

  • сертификаты,
  • паспорты,
  • свидетельства,
  • договоры и пр.

Все они должны обязательно быть указаны в строке «Приложение» товарно-транспортной накладной.

Документ распечатывается в четырех копиях, одна из которых остается у отправителя товара, остальные три передаются на руки водителю, который будет развозить груз.

Все документы необходимо удостоверить нужными подписями. Затем второй экземпляр водитель должен вручить грузополучателю, а третий и четвертый передать руководству транспортной компании (при этом они должны иметь подписи как отправителя, так и получателя товара). После этого, третий экземпляр с выписанным счетом на оплату за услуги транспортировки отправляется заказчику (т.е. той фирме, которая заключила договор на доставку товара), а четвертый остается у перевозчика и становится частью его бухгалтерского учета.

Первый раздел накладной практически полностью должен заполнить грузоотправитель. Сначала вписываются подробные данные о товаре в таблицу.

В первый столбец вносится номенклатурный номер товара (но только, если такая система учета используется на предприятия),
во второй и третий — номер прейскуранта и артикул (также только при их наличии).
Четвертый столбец «Количество» заполнить нужно обязательно – сюда ставится цифра, соответствующая числу перевозимых товаров по каждому наименованию отдельно.
Столбики, которые идут дальше, пропускать тоже нельзя: в них вносятся —

  • цена за одну единицу товара,
  • его название,
  • единица измерения (килограммы, метры, кубы и т.п.),
  • вид упаковки (коробки, ящики, бочки, мешки и т.д.).

Затем туда же вносится количество мест, масса (в тоннах) и общая стоимость по каждому виду товара в отдельности. Если есть наценка за объем или складские, транспортные расходы, это также надо указать в таблице. Следующим шагом вписываем общую стоимость товара по всем наименованиям и в последний столбик вносится номер товара по складской картотеке грузоотправителя.

Если товарно-транспортная накладная имеет продолжение, то нужно отметить количество дополнительных листов в соответствующей ячейке (прописью) и также общее количество видов товара и мест (значения дублируются из первой таблицы).

Далее прописью и цифрами вписывается масса груза, а после этого необходимо указать все имеющиеся приложения (количество листов) и ниже – прописью общую стоимость отпущенного со склада товара.

Внизу товарного раздела слева должны стоять подписи с расшифровками представителей грузоотправителя: лица, уполномоченного на отпуск товара (с указанием его должности), главного бухгалтера, а также кладовщика, непосредственно осуществившего отгрузку.

С правой стороны вносятся данные водителя, в том числе вписываются сведения о доверенности, которую компания-перевозчик на него оформила.

Позже здесь же ниже ставится подпись представителя грузополучателя (обычно это тоже кладовщик), который своим автографом в этой части документа удостоверяет факт приема товара после транспортировки в целости и сохранности.

Путевые листы и транспортные накладные переводят в электронный вид

Второй раздел товарно-транспортной накладной включает сведения о транспортировке. Сначала здесь указывается

  • срок доставки груза,
  • приводится информация о фирме-перевозчике, в том числе ее полное наименование, контактные данные (адрес и телефон),
  • вписываются сведения о машине (марка и гос.номер),
  • в крайнем правом столбике пишутся номера накладной и путевого листа.

В строку «Плательщик» включается информация о предприятии – заказчике перевозки (ее название, адрес-телефон и банковские реквизиты), фамилия, имя, отчество водителя и номер его удостоверения.

Строки «Лицензионная карточка», а также ее «Регистрационный номер» и серию можно пропустить, поскольку лицензирование ныне не производится, а вот окошко о виде перевозки надо заполнить (коммерческий).

Далее вносятся сведения о погрузке-отгрузке (фактические адреса доставки товара) и прочая дополнительная информация (переадресовка, маршрут, прицепы – по необходимости).

Ниже снова стоит таблица. Все данные в нее вносятся аналогично товарному разделу. В столбце «Способ определения массы» указываются весы – автоматические, ручные или товарные (если взвешивание производится на весах), если же взвешивание не делается, то надо указать либо «нормативный», либо «согласно маркировке».

Справа под таблицей надо вписать документы, сопровождающие груз (сертификат качества, паспорта, акты и т. д.), а слева внести подписи непосредственных участников процесса погрузки-доставки-отгрузки.

Ее оформление происходит при перевозке ТМЦ от одного владельца к другому. Сама доставка производится самостоятельно силами компании-отправителя или при содействии компании-перевозчика (третье лицо). Тот, кто отправляет груз, выписывает и накладную (его изначальный собственник для отчуждения права или одно из подразделений предприятия-собственника в адрес другого). При использовании услуг коммерческой перевозки договор на них может составляться отправителем или получателем. Тогда обсуждаемый документ может выписываться той или другой стороной.

Первый позволяет перемещать имущество от одного пункта в другой. По этой бумаге происходит списание с баланса грузоотправителя в счет нового владельца. Ключевой момент — наличие автотранспортного средства в этой схеме. Это действие может происходить не в виде сделки между двумя фигурантами, а в качестве пересылки ТМЦ между отделениями одной организации.

ТН (второй из представленных) необходим конкретно при осуществлении продажи и переходе права на собственность. При этом неважно задействован здесь транспорт или нет.

Для опытных специалистов ее составление не составляет труда, поскольку бланк со значениями готов к оформлению. Нужно лишь знать, что и куда вписывать.

Пошаговый инструктаж:

  1. Сначала документу присваиваем № и указываем его (используя внутреннюю нумерацию, принятую на предприятии), проставляем дату.
  2. В строчку «грузоотправитель» пишем информацию о компании, отправляющей ТМЦ (с полным названием, геолокацией и работающим телефоном).
  3. По аналогии прописываем сведения об адресанте в пункте «грузополучатель».
  4. Там, где стоит слово «плательщик», надо вписать фирму, оплачивающую услуги по перевозке.
  5. Рядом со всеми сторонами сделки надо написать верные коды ОКПО.

Она бывает унифицированной, то есть единой для применения. Можно брать стандартный для всех формат, чтобы наверняка избежать претензий от налоговой за самоуправство при ведении документации. Все сведения умещаются на одном листе А4 при компактном размещении информации и горизонтальном расположении. Используемые здесь коды можно смотреть в общероссийском классификаторе.

При использовании специализированной программы формирование док-та происходит автоматически, если правильно внести все данные. Но сегодня разрешено самим разрабатывать удобную форму, сокращая ее, что значительно облегчает работу.

Поскольку это учетный документ, то следует соблюдать нормы его оформления. Он в обязательном порядке будет задействован в бухучете, если удостоверяет реальный факт хозяйственной жизни предприятия. Нельзя недописать информацию в нужных ячейках, делать простые помарки поверх готового варианта, неточно представлять здесь информацию и пр. Исправления должны заверяться с простановкой даты их внесения. Ответственные лица расписываются и оставляют здесь свои Ф.И.О. Первичную документацию разрешено составлять на бумажном носителе или хранить в виде электронного экземпляра. Но поскольку здесь идет речь о сопроводительном документе, то он делается исключительно в бумажной версии. Его предстоит доставить по условленным адресам и собрать подписи.

Несмотря на разрешение не использовать унифицированный формат, структурированность в ТТ-накладной обязательно имеется. Все нужно излагать четко и информативно. В начале ведения хоздеятельности можно взять в открытом доступе распространенные примеры. Но в дальнейшем рекомендуется отладить работу и применять типовые формы. Помочь в составлении помогут специализированные программы.

Если используется стандартизированный бланк, то для опытных сотрудников его оформление не станет чем-то затруднительным. Однако, государство в свое время разрешило не пользоваться разработанными ранее форматами первичных документов. Предприятия как хозяйствующие субъекты могут разрабатывать их сами. Транспортирующие организации и заказчики постоянно имеют дело с этими накладными. Это несколько усложняет процесс работы для последующих фигурантов.

В стандарте предполагается оформление нескольких разделов. Если налоговая инспекция будет придираться к неправильно оформленной документации и выпишет штраф, то его сумма будет варьироваться в зависимости от категории проступка. К тому же ответственность уполномоченного лица расценивается ниже и при недочетах штрафы приходят на его имя в меньшем размере, чем для целой компании. Нужно возложить контрольные функции на главбуха. И обеспечить его хорошим программным обеспечением на компьютере. То же самое касается складских работников. Автоматизация работы упростит процесс ее исполнения и минимизирует ошибки. Зачастую проблемы возникают именно при заполнении 2 транспортного раздела ТТН.

Выше упоминалось понятие ТОРГ-12. Это форма Т-накладной (а именно «товарная»). Она стандартизирована на государственном уровне. Здесь также присутствуют столбцы и строчки со значением, которые следует заполнить. Предоставляется частная информация об участниках и используется общероссийская кодировка.

ТТ-накладная оформляется, если для доставки привлекается транспорт (с его полным описанием), а с вышеупомянутой можно обойтись и без него. Первую разрешено использовать при совершении продаж и при простом перемещении груза. А вторая требуется исключительно при наличии товарно-денежных отношений. Она более обширна и включает много сведений (в т.ч. условия совершения сделки, количество ТМЦ, стоимость, НДС).

Кроме того, существует другое понятие ТН («транспортная»). Предназначена для автогрузовой перевозки.

С 1 января 2022 года электронные перевозочные документы приравняются к бумажным. Сейчас компании могут использовать электронные накладные, но взаимодействие с государством происходит по-прежнему в бумажном виде. Компании сами выбирают, переходить на ЭТрН или нет.

Транспортную накладную теперь можно составить:

— в бумажном виде в 3 экземплярах для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика;

— в электронном виде, подписанном УКЭП (усиленной квалифицированной электронной подписью).

Несмотря на то, что правительство ввело понятия «электронная транспортная накладная», «электронный заказ-наряд», «электронная сопроводительная ведомость», но передавать данные в Минтранс и ФНС можно будет только с 2022 года. Сейчас по-прежнему передавать документы государственным службам нужно в бумажном виде.

С 2022 года поставщикам придется использовать электронные перевозочные документы

Просим Вас дать разъяснение по изменениям касающихся оформления ТТН согласно приказу №307 от 16 июня 2021г.

У нас деятельность связана с дистрибуция товаров и согласно наших договорных отношений с доставкой до конечного потребителя: (мелких магазинов, супермаркетов, торговых сетей, АЗС). Для этого у нас есть разные марки авто грузоподъемностью от 4 до 16 тонн. В каждой машине сборный груз: минимум 20 супермаркетов и АЗС в день.

Необходимо ли нам оформлять ТТН? Если да то как именно: на каждый супермаркет отдельно?

Полезно

  • Выписка ТТН и путевого листа в электронном виде в системе ЕСУТД: обязательство или возможность?
  • Утверждены сведения для заполнения ТТН и путевого листа (изменения в Правилах перевозок грузов автотранспортом);
  • Единая система учета транспортных документов (электронные ТТН и путевые листы);
  • Инструкция пользователя по работе в система учета транспортных документов.

В него входят товарно-транспортная накладная для авто категории N3 и путевой лист для автомобилей категория N3, М2, М3.

Категория N3 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов. Технически допустимая максимальная масса — более 12 тонн.

Категория М2 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения. Технически допустимая максимальная масса не превышает 5 тонн.

Категория М3 — nранспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения. Технически допустимая максимальная масса превышает 5 тонн.

Рассмотрим пункты 7 и 23 правил перевозок грузов:

Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, грузоотправителем по форме согласно приложению N 4 на бумажном носителе или в виде электронной транспортной накладной.

23. Составление (формирование) транспортной накладной или заказа-наряда в случае перевозки грузов для личных, семейных, домашних или иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, может осуществлять перевозчик (фрахтовщик) по согласованию с грузоотправителем (фрахтователем), если это предусмотрено соглашением сторон.

По умолчанию транспортную накладную составляет грузоотправитель, то есть человек или организация, которые передают груз перевозчику (транспортной компании).

В случае перевозки груза для личных, семейных или домашних нужд транспортную накладную может оформить перевозчик (транспортная компания).

Важно понимать, что изначально транспортная накладная заполняется не полностью. Некоторые поля должны быть оставлены пустыми, т.к. они заполняются в процессе перевозки, либо при погрузке или выгрузке груза.

28. Перевозчик (водитель) по завершении погрузки подписывает транспортную накладную и в случае необходимости указывает свои замечания и оговорки при приеме груза в пункте 12 транспортной накладной на бумажном носителе или в электронной транспортной накладной.

70. В случае оформления транспортной накладной на бумажном носителе при подаче транспортного средства под выгрузку грузополучатель вносит в транспортную накладную в присутствии перевозчика (водителя) фактические дату и время подачи транспортного средства под выгрузку, а также состояние груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования, массу груза и количество грузовых мест.

Например, после завершения погрузки водитель подписывает накладную и указывает в ней свои замечания. А при разгрузке транспортного средства в накладную вносит данные грузополучатель.

То есть, транспортная накладная, которая предъявляется сотрудникам ГИБДД, должна быть заполнена не полностью.

10. Транспортная накладная составляется (формируется) на одну или несколько партий груза, перевозимых на одном транспортном средстве.

Транспортная накладная составляется на бумажном носителе в 3 экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика или формируется в виде электронной транспортной накладной.

Минимальное количество накладных — 3 экземпляра (для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика). Если автомобиль выполняет несколько аналогичных перевозок, то для них допускается составить одну накладную.

12. В случае погрузки подлежащего перевозке груза на различные транспортные средства составляется (формируется) такое количество транспортных накладных, которое соответствует количеству используемых транспортных средств.

Если груз перевозится на нескольких транспортных средствах, то количество накладных должно соответствовать количеству транспортных средств. Причем каждая из накладных должна быть в 3-х экземплярах.

Сразу отмечу, что новые ППГАТ не изменяют баланс интересов перевозчиков, экспедиторов и грузовладельцев напрямую, так как никаких изменений, устанавливающих или изменяющих права и обязанности этих лиц, по сравнению с Постановлением Правительства от 15.04.2011 г. № 272, не было внесено. Поэтому — каждый сам кузнец своего счастья, а за место под солнцем (хорошие условия договоров и ставки за перевозку) по-прежнему нужно биться самостоятельно.

Основная цель новых Правил четко прослеживается — сделать отрасль автомобильных грузоперевозок более прозрачной, уменьшить “серый” рынок грузоперевозок с оплатой наличными в кабину водителю. Это приведет к улучшению администрирования и повышению собираемости налогов и сборов, что окажет положительное влияние на ситуацию в сфере грузоперевозок — перевозчикам-нелегалам станет сложнее оказывать свои услуги и они будут вынуждены легализоваться либо покинуть рынок, что приведет к небольшому усилению конкуренции. Цифровизация транспортного документооборота также сократит количество “серых” поставок товаров, характерного для продажи нелегального алкоголя, медикаментов, природных ресурсов и т.д.

Постоянный интерес российских властей сделать автомобильные грузоперевозки более прозрачными был облечен в форму Постановления Правительства от 21.12.2020 г. № 2200 и с начала 2021 года все перевозчики, экспедиторы и грузовладельцы волей-неволей будут обязаны играть по новым правилам.

Федеральный закон, во исполнение которого принимаются Правила перевозки грузов — Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта — остался без изменений.

При этом в новых Правилах есть несколько побочных положительных эффектов (помимо вышеупомянутого увеличения конкуренции), играющих на руку практически всем участникам рынка автоперевозок грузоперевозок. О них ниже по тексту.

Как заполнить транспортную накладную

На самом деле их немного, перечислю главные из них по порядку, изложенному в новых ППГАТ:

  • транспортную накладную, заказ-наряд и сопроводительную ведомость (перевозочные документы) можно формировать не только на бумаге, но и в электронном виде;
  • введено понятие “водитель”, которым является лицо, состоящее с перевозчиком в трудовых или гражданско-правовых отношениях;
  • обмен и подписание электронных провозных документов должны происходить в системах электронного документооборота с применением усиленных квалифицированных электронных подписей;
  • установлены обязательные требования к заявке на перевозку груза;
  • описан измененный порядок переадресовки груза при использовании систем электронного документооборота;
  • добавлен раздел VIII, описывающий организацию электронного документооборота в грузоперевозках с использованием систем электронных перевозочных документов;
  • обновлена форма транспортной накладной.

Пунктом 6 новых Правил перевозки грузов установлено, что под водителем понимается физическое лицо, осуществляющее управление транспортным средством, состоящее в трудовых или гражданско-правовых отношениях с перевозчиком. На основании этого пункта контролирующие и фискальные органы вправе потребовать от лица, указанного в 10-ой графе транспортной накладной в качестве перевозчика, подтверждение наличия правоотношений с водителем (трудовой договор, договор на оказание услуг по управлению автомобилем и т.п.).

Указанное нововведение, в совокупности с необходимостью указания типа владения транспортным средством, по замыслу законодателя, влечет одно из двух последствий:

  • при заполнении транспортной накладной указывать в 10-ой графе фактического перевозчика (предпринимателя или юридическое лицо, выполняющее перевозку принадлежащим ему транспортным средством)
  • создавать дополнительный документооборот между экспедитором и фактическим перевозчиком — заключать договор аренды транспортного средства с владельцем автомобиля и прицепа, а также договор на оказание услуг по управлению этой техникой с водителем.

Очевидные цели таких нововведений — довести количество экспедиторов в перевозке до одного или вовсе избавиться от них и повысить прозрачность движения денежных потоков в грузовых автоперевозках. Это, в свою очередь, указывает на то, что фискальные органы будут квалифицировать отношения между грузовладельцами и экспедиторами (в том виде, в котором они существуют сейчас) как агентские с соответствующими требованиями к их оформлению. Другими словами, когда-то необязательная для принятия Хартия АТС легким движением пера законодателя превратилась в закон.

В Приложении № 5 к обновленным ППГАТ указаны обязательные сведения, которые должны присутствовать в заявке на перевозку грузов. С 1 января 2021 года в заявке обязательно должны быть указаны:

  • наименование документа и дата его оформления (число, месяц и год);
  • наименование, адрес, номер телефона и ИНН грузоотправителя;
  • наименование, адрес, номер телефона и ИНН перевозчика;
  • адрес пункта подачи транспортного средства, дата и время подачи транспортного средства в этот пункт;
  • адреса пунктов погрузки и выгрузки;
  • наименования конечного и промежуточных пунктов маршрута;
  • отгрузочное наименование груза (для опасных грузов — в соответствии с Соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ), его состояние и другая необходимая информация о грузе;
  • количество грузовых мест (масса нетто (брутто) грузовых мест в килограммах, размеры (высота, ширина и длина) в метрах, объем грузовых мест в кубических метрах);
  • информация по каждому опасному веществу, материалу или изделию в соответствии с пунктом 5.4.1 приложения А к Соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) в случае перевозки опасного груза;
  • параметры транспортного средства, необходимые для осуществления перевозки груза (тип, марка, грузоподъемность, вместимость и др.);
  • указания, необходимые для выполнения фитосанитарных, санитарных, карантинных и прочих требований, установленных законодательством Российской Федерации;
  • рекомендации о предельных сроках и температурном режиме перевозки;
  • должность, фамилия, инициалы и подпись грузоотправителя или уполномоченного им лица.

Законодательное закрепление минимальных обязательных сведений в заявке на грузоперевозку — несомненно положительный момент. Отсутствие части сведений в заявке даст возможность перевозчику ссылаться на незаключенность договора перевозки по причине несогласованности его существенных условий. Это будет работать в случае, если перевозчик не подаст транспорт под погрузку. Если же перевозчик начнет выполнение перевозки и, к примеру, груз прибудет к получателю с повреждениями, ссылаться на незаключенность договора уже не получится — обе стороны конклюдентно (своими действиями) заключили договор.

Отсутствие необходимости указания в заявке на перевозку наименования и ИНН грузополучателя объясняется тем, что эти сведения указываются в транспортной накладной.

Новыми Правилами перевозки грузов отдельно предусмотрен порядок действий перевозчика при отказе получателя от приема груза в случае использования электронной транспортной накладной (п. 69 Постановления Правительства от 21.12.2020 г. № 2200). Главное отличие от переадресовки при использовании бумажной транспортной накладной заключается в том, что констатация отказа от приема груза исходит от грузополучателя. Именно грузополучатель обязан направить грузоотправителю и перевозчику письменное уведомление об отказе принять груз с указанием причины отказа.

Такой порядок может повлечь для перевозчика увеличение простоев транспорта в пункте назначения в ожидании выгрузки. Бороться с этой проблемой перевозчику можно только строгим соблюдением правил и своевременным внесением в транспортную накладную отметок о дате и времени фактического прибытия на выгрузку с дальнейшим требованием штрафа за простой транспортного средства. Использование средств спутникового мониторинга транспорта позволит подтверждать внесение таких отметок в накладную.

В новых ППГАТ появился новый VIII раздел, регулирующий порядок обмена электронными перевозочными документами как между сторонами договора перевозки и фрахтования, так и с компетентными государственными органами.

Используемая в грузовых автоперевозках терминология пополняется новыми обозначениями:

  • информационная система сведений из электронных перевозочных документов — государственная система в которой происходит обработка, накопление и систематизация сведений из электронных перевозочных документов;
  • иная информационная система электронных перевозочных документов — онлайн-площадка для обмена заявками, транспортными накладными, заказ-нарядами и сопроводительными ведомостями.

Другими словами, существует глобальная государственная информационная система, в которую стекаются сведения из интернет-сервисов, которыми пользуются перевозчики, экспедиторы и грузовладельцы. Доступ к сведениям государственной информационной системы получают любые заинтересованные органы государственной власти — суды, правоохранительные и фискальные органы и т.д.

Федеральная налоговая служба в Письме от 15 апреля 2021 года № СД-4-3/5182@ учла, что обновленная форма транспортной накладной была утверждена в самом конце 2020 года, и многие грузовладельцы и иные стороны договора перевозки не имели достаточно времени для адаптации к изменениям, в связи с чем разрешила подтверждать понесение расходов на перевозку грузов с помощью старой формы транспортных накладных, действовавшей до 31 декабря 2020 года. При этом является обязательным наличие договора перевозки.

Фискальное ведомство не уточнило срок переходного периода. По моему мнению, с учетом принципа разумности, он не может длиться более одного календарного года.

  1. На бумажном носителе в 3 экземплярах (оригиналах) для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика соответственно.
  2. В виде электронной транспортной накладной, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью.

Согласно новым правилам, при отсутствии показателей в бланке накладной можно поставить прочерк. При внесении изменений в накладную нужно указать фамилии и инициалы тех, кто внёс исправления, их подписи и дату корректировки.

Форма электронной транспортной накладной будет подготовлена и утверждена позднее ФНС, Минтрансом и Министерством цифрового развития. Чтобы обмениваться электронными версиями транспортной накладной и заказ-наряда, грузоотправителю нужно заключить соглашение об оказании таких услуг с оператором ЭДО.

  • в разделе 1 «Грузоотправитель» ставится отметка, если грузоотправитель – экспедитор;
  • добавлен раздел 1а, в котором можно указать сведения о клиенте (заказчике организации перевозки) в случае необходимости;
  • разделе 3 «Груз» нужно указать объявленную стоимость груза и реквизиты документа, подтверждающего отгрузку товаров;
  • в раздел 6 «Приём груза» требуется дополнительно внести сведения о лице, от которого забирается груз, а также поставить подпись этого лица и при необходимости подпись перевозчика;
  • в раздел 11 «Транспортное средство» добавлены сведения о типе владения транспортным средством: «1» — собственность; «2» — аренда; «3» — лизинг.

6. Сведения о транспортном средстве включают:

1) тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства, а в случае если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом, автомобильным полуприцепом, кроме того — модель автомобильного прицепа, автомобильного полуприцепа;

4. Сведения о транспортном средстве включают:

1) тип транспортного средства, марку и модель транспортного средства, а в случае если транспортное средство используется с прицепом (полуприцепом), кроме того — марку и модель прицепа (полуприцепа);

Ранее обязательные реквизиты требовали указать только модель транспортного средства, с 1 января 2020 года в дополнение нужно указать и его марку. В данном случае изменение минимальное. Связано это с тем, что модель автомобиля без марки мало о чем говорит. Поэтому при заполнении путевых листов сотрудники большинства организаций указывали и марку, и модель.

Так что по данному изменению в путевом листе нужно будет лишь переименовать один из пунктов.

6. Сведения о транспортном средстве включают:

2) государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса, троллейбуса;

2) государственный регистрационный номер транспортного средства, а в случае если транспортное средство используется с прицепом (полуприцепом), его регистрационный номер, и/или инвентарный номер (для троллейбусов и трамваев);

Ранее подпункт 2 требовал, чтобы в путевом листе указывался регистрационный номер транспортного средства. Однако троллейбусы и трамваи регистрационных номеров не имеют. В новой редакции в путевой лист допускается вносить инвентарный номер троллейбуса или трамвая. То есть номер, который указан на борту этого транспортного средства.

6. Сведения о транспортном средстве включают:

4) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с парковки и его заезда на парковку;

5) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства (если обязательность его проведения предусмотрена законодательством Российской Федерации).

4) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства (если обязательность его проведения предусмотрена законодательством Российской Федерации);

5) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выпуска транспортного средства на линию и его возвращения.

Подпункты 4 и 5 содержат два важных изменения:

  • пункты поменялись местами, то есть имеет смысл изменить их порядок и в путевом листе;
  • вместо выезда и возврата на парковку, теперь используются термины выпуск на линию и возвращение с линии.

Выше рассмотрены изменения, которые нужно внести в бланк путевого листа. А далее речь пойдет о том, как изменился порядок оформления путевых листов.

18. Оформленные путевые листы должны храниться не менее пяти лет.

Действующий приказ Минтранса требует, чтобы путевые листы хранились в организации не менее 5 лет. В документе, который начнет действовать в 2021 году, подобное требование отсутствует.

17. Собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов (далее — журнал).

Журнал ведется на бумажном носителе, страницы которого должны быть прошнурованы, пронумерованы, и (или) на электронном носителе. При ведении журнала в электронной форме предусматривается обязательная возможность печати страниц журнала на бумажном носителе.

18. В случае ведения журнала в электронной форме внесенные в него сведения заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью.

С 1 января 2021 года появится новый вариант ведения журнала путевых листов — в электронном виде. При этом сведения, внесенные в журнал, ��олжны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.

Ещё в 1971 году Минавтотрансом были утверждены Правила, по которым оформляются товарно-транспортные накладные. Есть небольшой нюанс: имея в виду транспортную накладную, стоит отметить, что она оформляется согласно Постановлению Правительства №272, принятому в 2021 году.

Вид товарно-транспортной накладной утверждён в 1997 году по Постановлению Госкомстата России №78. Но если проследить историю законодательных актов, получается, что он не обязателен, так как у него отсутствует регистрационный номер. Этот факт используют в свою пользу организации, когда возникают налоговые споры.

ТТН относится к первичным документам бухгалтерской отчётности. Она закрепляет передачу товара между грузоотправителем и получателем. В документе закреплены такие пункты:

  • описание товара;
  • стоимость;
  • общее количество единиц;
  • общая сумма перевозимого товара;
  • НДС.

На ТТН ставится печать компании, кроме того, должны быть подписи. Обязательно наличие реквизитов.

Оформлением товарно-транспортной накладной занимается тот, кто груз отправляет. Правило работает для общих случаев. Как происходит оформление бумаг, если ТН занимается отправитель груза:

  1. Компания перевозчик пишет данные по грузу у себя в офисе.
  2. Оригинал документа отдаётся шофёру.
  3. Он едет с этим документом к тому, кто отгружает товар.
  4. Грузоотправитель заполняет документ до конца.

Специалисты советуют указывать такой порядок при заключении договора. В противном случае, водителю придётся ехать сначала в транспортную компанию, и только после неё к получателю.

Есть 2 формы накладных:

  • транспортная накладная;
  • товарно-транспортная.

Существенная разница состоит в том, что в последнем случае детально указывается перевозимый товар. То есть, по этому документу бухгалтерия легко проведёт оприходование. С другой стороны, транспортная накладная более детально описывает перемещение товара. Основные ситуации, когда выдаются накладные:

  1. Подтверждение того, что на грузоперевозку потрачены средства, в пользу третьей стороны.
  2. Накладная подтверждает факт того, что перемещение груза правомерно.
  3. ТТН требуется для бухгалтерии, которая занимается списанием и оприходованием товара.
  4. Если доставка идёт за счёт грузоотправителя.
  5. Любое перемещение алкогольной продукции должно иметь сопроводительный документ. К нему относится и ТН, и ТТН.

ТТН с объемом — тема видео ниже:

Одним из главных документов при перевозке товара в торговле является транспортная накладная. Данный вид участвует в хозяйственной деятельности организаций. Он заполняется по факту договора, имеет общую унифицированную форму, находится в открытом доступе. Образец обновляется по мере внесения изменений. Компании могут разработать документ самостоятельно, главное оставить необходимые разделы.

Актуальный бланк Транспортной накладной 2021 — качайте в конце статьи.

Сразу отмечу, что новые ППГАТ не изменяют баланс интересов перевозчиков, экспедиторов и грузовладельцев напрямую, так как никаких изменений, устанавливающих или изменяющих права и обязанности этих лиц, по сравнению с Постановлением Правительства от 15.04.2011 г. № 272, не было внесено. Поэтому — каждый сам кузнец своего счастья, а за место под солнцем (хорошие условия договоров и ставки за перевозку) по-прежнему нужно биться самостоятельно.

Основная цель новых Правил четко прослеживается — сделать отрасль автомобильных грузоперевозок более прозрачной, уменьшить “серый” рынок грузоперевозок с оплатой наличными в кабину водителю. Это приведет к улучшению администрирования и повышению собираемости налогов и сборов, что окажет положительное влияние на ситуацию в сфере грузоперевозок — перевозчикам-нелегалам станет сложнее оказывать свои услуги и они будут вынуждены легализоваться либо покинуть рынок, что приведет к небольшому усилению конкуренции. Цифровизация транспортного документооборота также сократит количество “серых” поставок товаров, характерного для продажи нелегального алкоголя, медикаментов, природных ресурсов и т.д.

Постоянный интерес российских властей сделать автомобильные грузоперевозки более прозрачными был облечен в форму Постановления Правительства от 21.12.2020 г. № 2200 и с начала 2021 года все перевозчики, экспедиторы и грузовладельцы волей-неволей будут обязаны играть по новым правилам.

Федеральный закон, во исполнение которого принимаются Правила перевозки грузов — Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта — остался без изменений.

При этом в новых Правилах есть несколько побочных положительных эффектов (помимо вышеупомянутого увеличения конкуренции), играющих на руку практически всем участникам рынка автоперевозок грузоперевозок. О них ниже по тексту.

На самом деле их немного, перечислю главные из них по порядку, изложенному в новых ППГАТ:

  • транспортную накладную, заказ-наряд и сопроводительную ведомость (перевозочные документы) можно формировать не только на бумаге, но и в электронном виде;
  • введено понятие “водитель”, которым является лицо, состоящее с перевозчиком в трудовых или гражданско-правовых отношениях;
  • обмен и подписание электронных провозных документов должны происходить в системах электронного документооборота с применением усиленных квалифицированных электронных подписей;
  • установлены обязательные требования к заявке на перевозку груза;
  • описан измененный порядок переадресовки груза при использовании систем электронного документооборота;
  • добавлен раздел VIII, описывающий организацию электронного документооборота в грузоперевозках с использованием систем электронных перевозочных документов;
  • обновлена форма транспортной накладной.

В Приложении № 5 к обновленным ППГАТ указаны обязательные сведения, которые должны присутствовать в заявке на перевозку грузов. С 1 января 2021 года в заявке обязательно должны быть указаны:

  • наименование документа и дата его оформления (число, месяц и год);
  • наименование, адрес, номер телефона и ИНН грузоотправителя;
  • наименование, адрес, номер телефона и ИНН перевозчика;
  • адрес пункта подачи транспортного средства, дата и время подачи транспортного средства в этот пункт;
  • адреса пунктов погрузки и выгрузки;
  • наименования конечного и промежуточных пунктов маршрута;
  • отгрузочное наименование груза (для опасных грузов — в соответствии с Соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ), его состояние и другая необходимая информация о грузе;
  • количество грузовых мест (масса нетто (брутто) грузовых мест в килограммах, размеры (высота, ширина и длина) в метрах, объем грузовых мест в кубических метрах);
  • информация по каждому опасному веществу, материалу или изделию в соответствии с пунктом 5.4.1 приложения А к Соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) в случае перевозки опасного груза;
  • параметры транспортного средства, необходимые для осуществления перевозки груза (тип, марка, грузоподъемность, вместимость и др.);
  • указания, необходимые для выполнения фитосанитарных, санитарных, карантинных и прочих требований, установленных законодательством Российской Федерации;
  • рекомендации о предельных сроках и температурном режиме перевозки;
  • должность, фамилия, инициалы и подпись грузоотправителя или уполномоченного им лица.

Законодательное закрепление минимальных обязательных сведений в заявке на грузоперевозку — несомненно положительный момент. Отсутствие части сведений в заявке даст возможность перевозчику ссылаться на незаключенность договора перевозки по причине несогласованности его существенных условий. Это будет работать в случае, если перевозчик не подаст транспорт под погрузку. Если же перевозчик начнет выполнение перевозки и, к примеру, груз прибудет к получателю с повреждениями, ссылаться на незаключенность договора уже не получится — обе стороны конклюдентно (своими действиями) заключили договор.

Отсутствие необходимости указания в заявке на перевозку наименования и ИНН грузополучателя объясняется тем, что эти сведения указываются в транспортной накладной.

Новыми Правилами перевозки грузов отдельно предусмотрен порядок действий перевозчика при отказе получателя от приема груза в случае использования электронной транспортной накладной (п. 69 Постановления Правительства от 21.12.2020 г. № 2200). Главное отличие от переадресовки при использовании бумажной транспортной накладной заключается в том, что констатация отказа от приема груза исходит от грузополучателя. Именно грузополучатель обязан направить грузоотправителю и перевозчику письменное уведомление об отказе принять груз с указанием причины отказа.

Такой порядок может повлечь для перевозчика увеличение простоев транспорта в пункте назначения в ожидании выгрузки. Бороться с этой проблемой перевозчику можно только строгим соблюдением правил и своевременным внесением в транспортную накладную отметок о дате и времени фактического прибытия на выгрузку с дальнейшим требованием штрафа за простой транспортного средства. Использование средств спутникового мониторинга транспорта позволит подтверждать внесение таких отметок в накладную.

В новых ППГАТ появился новый VIII раздел, регулирующий порядок обмена электронными перевозочными документами как между сторонами договора перевозки и фрахтования, так и с компетентными государственными органами.

Используемая в грузовых автоперевозках терминология пополняется новыми обозначениями:

  • информационная система сведений из электронных перевозочных документов — государственная система в которой происходит обработка, накопление и систематизация сведений из электронных перевозочных документов;
  • иная информационная система электронных перевозочных документов — онлайн-площадка для обмена заявками, транспортными накладными, заказ-нарядами и сопроводительными ведомостями.

Другими словами, существует глобальная государственная информационная система, в которую стекаются сведения из интернет-сервисов, которыми пользуются перевозчики, экспедиторы и грузовладельцы. Доступ к сведениям государственной информационной системы получают любые заинтересованные органы государственной власти — суды, правоохранительные и фискальные органы и т.д.

ППГАТ установили обновленную форму транспортной накладной (приложение № 4 к Правилам).

Изменены графы 1 и 2 транспортной накладной — теперь грузоотправители и грузополучатели не делятся на юридические и физические лица. При этом в графе “Грузоотправитель” добавлен чекбокс “Является экспедитором”. Ставить отметку в этом чекбоксе следует, если экспедитор заключает договор перевозки от своего имени и сам оформляет транспортную накладную (редко применяется, но иногда встречается). В этом случае экспедитор заполняет новую графу 1а “Клиент (Заказчик организации перевозки)”, в которой указывает сведения о грузовладельце.

30.12.2020 Пресс-служба

Правительством РФ утверждены новые Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (постановление Правительства РФ от 21.12.20 №2200), вступающие в силу 01.01.2021 года. Изменения по тексту Правил внесены незначите��ьные, в основном связанные с введением электронной формы транспортной накладной, которой полностью посвящен раздел VIII Правил, и практическое применение которой наступит с изменениями п.2.1.1 Правил дорожного движения с 01.01.2022 года.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.