Правомерность выставления платы за водоотведение на содержание общего имущества многоквартирного дома в 2022 году

Автор: | 10.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правомерность выставления платы за водоотведение на содержание общего имущества многоквартирного дома в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Бизнес предупредил о банкротстве и ликвидации ряда территориальных сетевых организаций (ТСО), а также о росте цен на электроэнергию для потребителей в случае преждевременного внедрения эталонных тарифов в электроэнергетике. Об этом заявили в ассоциации «Территориальные сетевые организации». ФАС ранее предложила внести в правительство законопроект о внедрении таких тарифов уже в 2022 году. Чем опасно введение эталонных тарифов?

Комментирует Наталья Чернышева: «На самом деле, разработка и внедрение так называемых эталонных тарифов была призвана уменьшить стоимость жилижно-коммунальных услуг. Представители ФАС сами признавались, что тарифы ЖКХ завышены в несколько раз. Проблема в том, что расчет эталонных тарифов — это очень трудоёмкий процесс. Однако это может послужить хотя бы началом полномасштабного аудита тарифов ЖКХ, без которого мы никогда не поймем, насколько оправданы те тарифы, которые нам установлены, и которые повышаются каждый год. Если расчеты провести должным образом, то эталонные тарифы никак не могут привести к росту цен. Многие эксперты, наоборот, говорят о том, что конечные тарифы для потребителей завышены в 3-4 раза. И снижению их мог бы также, помимо аудита, способствовать пересмотр и уменьшение цепочки посредников, которые только увеличивают цены».

Алексей Кричевский, эксперт рынка недвижимости Академии управления финансами и инвестициями: «На данный момент главной проблемой в эталонных тарифах видится отсутствие объективности расчетов. Как именно они будут исчисляться, и какие данные должны будут предоставить для их расчета ТСО, пока не совсем ясно. Все может быть максимально просто — данные по затратам могут быть некорректными, и стоимость электроэнергии где-то может чуть снизиться, а где-то возрасти чуть ли не вдвое. Поэтому нужно четко понимать алгоритм установления эталонов».

В зависимости от наличия или отсутствия счетчика в доме начисление ОДН на водоотведение производится по-разному. Согласно положениям законодательства, в первом случае в расчетах участвуют объемы потребленной воды и утвержденные региональными властями тарифы на единицу ресурса.

Если счетчика нет, водоотведение рассчитывается по действующим в субъекте РФ среднемесячным нормативам потребления воды.

Формула расчета при своевременном уведомлении об объемах использованной воды при наличии счетчика выглядит следующим образом:

Стоимость= (ГВС+ХВС) Х тариф

При этом ГВС и ХВС – объемы горячей и холодной воды, которую использовали жильцы определенной квартиры в предыдущем месяце в соответствии с показаниями индивидуальных счетчиков.

Жильцы должны передать показания индивидуальных приборов учета до 25 числа текущего месяца путем электронного сообщения, смс-уведомления или лично.

В случае несвоевременной передачи данных оплата рассчитывается автоматически с учетом среднего показателя потребления за последние 6 месяцев.

Если счетчики не установлены, расчет водоотведения производится по действующим среднемесячным нормативам потребления воды, установленным в конкретном субъекте РФ.

В расчет стоимости включено значение норматива, количество прописанных жильцов и тариф.

Норматив Х количество зарегистрированных лиц Х тариф = стоимость

Нормы устанавливаются на региональном уровне. На их размер существенно влияют следующие факторы:

  • климатическая зона;
  • площадь помещения;
  • состояние централизованной канализационной системы;
  • наличие и количество моек, раковин, ванн и так далее.

Если в доме есть техническая возможность установить счетчики, но учетные приборы все-таки отсутствуют, согласно Постановлению № 354, норматив применяется с повышающим коэффициентом. В 2021 году он равен 1,5.

Как сейчас оплачивается содержание общего имущества многоквартирного дома?

Новые тарифы на услуги ЖКХ неизбежно должны вступить в силу. Тем не менее это произойдет не в первый день года, а только с 1 июля 2022 года. Правительством страны уже утвержден предельный рост тарифов на предстоящий период. Известно, что для каждого региона он будет индивидуальным.

С учетом того, что в России ежегодно повышается уровень МРОТ, а сам показатель привязан к планируемому уровню инфляции, тарифы на ЖКХ, по данным экономистов, опережают эти показатели. Впрочем, в некоторых регионах удар по семейному бюджету после увеличения счетов в квитанциях будет менее сильным.

Самый минимальный рост тарифов с 1 июля 2022 года на услуги жилищно-коммунального хозяйства окажется в ЯМАО. Там коммуналка подорожает всего на 2,4%.

Чуть больше придется платить за «блага цивилизации» жителям Санкт-петербурга. Там предполагается повысить стоимость услуг на 3,8%

Максимальный рост прогнозируется для Чеченской Республики. Ее жителям с 1 июля 2022 года придется отдавать за услуги ЖКХ на 6,5% больше.

Также существенно возрастут счета и в Кабардино-Балкарской Республике. Согласно расчетным данным, там коммуналка поднимется в цене на 5,4%.

В Республике Дагестан действующий тариф будет проиндексирован на 5,2%.

«Золотой серединой» окажутся москвичи. Им платить за услуги ЖКХ с 1 июля 2022 года придется на 5% больше.

Если же говорить о среднем показателе роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги по всей стране в 2022 году, то он будет держаться на уровне от 3,6 до 4,9%.

По действующему жилищному законодательству, тарифы на 1 января 2022 года не могут превышать тарифы 31 декабря 2019 года. Это обусловлено Постановлением президента РФ о том, что тарифы на ЖКХ не должны увеличиваться быстрее прошлогодней инфляции.
Закон о повышении тарифов ЖКХ на 2022 год принимался в 2019 году поэтому, учитывается инфляция 2019 года. По данным Росстата в 2019 году она составила 4%.

Но, в рамках закона, местные региональные власти, могут увеличить или уменьшить ставку.

Еще одно новшество, которое нас ожидает – законопроект о «единой квитанции», предусматривает внесение изменений в ст. 155 Жилищного кодекса. В настоящее время находится на рассмотрении в Госдуме.

Законопроект о ЕПД (Единый платежный документ), в котором будет подробная информация на все услуги ЖКХ – что, кому, и сколько должен заплатить гражданин. Такие квитанции будут приходить электронно.

Также, 6 августа 2019 года Правительство РФ разработало переход на новый метод установления тарифов на теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение. Цель такого плана – повышение справедливости и прозрачности тарифообразования.

Планируется сделать тарифы лояльными для граждан и достаточными для ресурсо — снабжающих организаций, исходя из рыночных цен и используемых технологий.

В 2019 году Постановлением Правительства РФ индексация ЖКУ проводилась два раза – 1 января и 1 июля.

В 2022 году тарифы на отопление и горячее водоснабжение повысятся один раз – 1 июля. Остальные тарифы на усмотрение региональных муниципалитетов могут быть индексированы 1 января и 1 июля.

Что подорожает?

Повышение тарифов в 2022 году планируется в среднем на 2,95% за год. Примерно такая же тенденция сохранится до 2024 года.

Новая схема расчетов за отопление предусматривает этажность и тип дома. В остальном без изменений, за исключением того, что небольшое подорожание коснется всех услуг ЖКХ уже в первом квартале 2022 года.

Планируется, что все коммунальные услуги подорожают в среднем на 2,4%. Как говорилось выше, регионы могут устанавливать свои расценки.

Точную цифру, во сколько раз поднимутся расценки в 2022 году, пока говорить сложно. В каждом регионе они будут свои.

Льготы

Наше государство поддерживает и помогает социально незащищенным гражданам и тем, кто этого заслуживает.

Помощь в оплате жилищно-коммунальных услуг, одна из основных льгот, предоставляемых правительством.

Второй вид аналогичной помощи – субсидирование.

Установлен перечень граждан, которым федеральный и местный бюджет предоставляет льготы по оплате ЖКУ:

  • Герои Советского Союза и России
  • Инвалиды, ветераны ВОВ и их близкие родственники
  • Инвалиды всех групп
  • Дети-инвалиды
  • Пострадавшие от радиации на АЭС
  • Многодетные и малоимущие семьи

Скидка предоставляется за канализацию, электричество, отопление и газ.

Льготы распространяются на всех членов семьи, проживающих вместе со льготником на одно жилое помещение, и составляют 50%. Остальную половину оплачивает бюджет.

Правомерность начисления платы за ОДН (КР СОИ) сверхнорматива

Основной документ, устанавливающий тарифы в г. Москве на ЖКУ – Постановление Правительства № 848 – ПП от 13.12.2016г. (в редакции от 08.04.2019г.).

Согласно расчетам, в Москве, рост платежей по коммунальным услугам, увеличится, в среднем, на 53 рубля на каждого человека. Сюда входит газ, электричество, водоснабжение. Тарифы на ЖКУ в столице России гораздо ниже других крупных мегаполисов мира. Но намного выше региональных расценок. Однако, в Москве более 2,5 миллиона человек пользуются субсидиями и льготами по оплате ЖКХ.

В Московской области индексация тарифов будет увеличена предположительно на 3%.

Увеличение стоимости услуг за электроэнергию в Москве произойдет не раньше 1 июля 2022 года. По прогнозам аналитиков, повышение ожидается от 3 до 3,3%.

При едином тарифе начисление будет проходить из расчета 3,89 руб. за кВт/ч.

Двухтарифный размер такой:

  • Дневное время – 4,47 руб. кВт/ч
  • Ночное время – 1,68 руб. кВТ/ч

Для разных категорий жителей столицы предусмотрены разные тарифы. Также при начислении оплаты учитывается вид плит, установленных в доме (газовое или электрооборудование) и проживание в городской или сельской местности.

Кроме того, в целях более подробного информирования потребителей о произошедших изменениях предлагается на обороте платежных документов, начиная с января 2019 года и в течение первого полугодия 2019 года размещать более подробную информацию об указанных изменениях, а также номера телефонов, по которым потребитель будет иметь возможность получить более подробную информацию.

Правительством РФ принято Постановление от 28.03.2012 № 253, подпункт «б» пункта 2 которого устанавливает:
«2. Установить, что требования, утвержденные настоящим постановлением:

б) применяются к отношениям, вытекающим из договоров поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, заключенных управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями до вступления в силу требований, утвержденных настоящим постановлением, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих требований».

Как должен утверждаться размер платы за содержание жилья?

При отсутствии узлов учета расходы потребленной холодной и горячей воды, а, следовательно, и величина водоотведения, определяется по нормативам, утвержденным органами местной власти в каждом регионе РФ и в городах федерального значения – Москве и Санкт-Петербурге.

д_1) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, ведение которого предусмотрено частью 3_1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также составленный с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных список лиц, использующих общее имущество на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме);
(Подпункт дополнительно включен с 7 января 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года N 1434; в редакции, введенной в действие с 26 сентября 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2019 года N 1090.

д_2) договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
(Подпункт дополнительно включен с 7 января 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года N 1434)

Управляющая организация с такой точкой зрения не согласилась и подала иск в суд с требованием признать предписание органа ГЖН недействительным и неисполнимым. В обоснование своей позиции УО указала, что в состав общего имущества собственников в соответствии с пп. «а» п. 2 ПП РФ № 491 включаются помещения, которые не являются частями квартир и обслуживают более одного помещения.

Рассчитываются исходя из параметров жилого помещения (наличия ванны, душа и т. д.). Затем норматив в кубометрах умножается на количество проживающих в доме или квартире человек и на соответствующий тариф. Далее местный центр начисления коммунальных платежей проверяет и вносит полученные суммы в квитанцию на оплату.

В итоге водоотведение – это не менее важный пункт в квитанции на оплату, чем горячая и холодная вода. Ведь огромную массу загрязнённой израсходованной воды необходимо транспортировать, прогонять через очистные сооружения и обеззараживать, прежде чем спускать в природные водоемы либо использоватьснова в технических нуждах.

При отсутствии узлов учета расходы потребленной холодной и горячей воды, а, следовательно, и величина водоотведения, определяется по нормативам, утвержденным органами местной власти в каждом регионе РФ и в городах федерального значения – Москве и Санкт-Петербурге.

Это укрупненный показатель. Он не учитывает объем воды на полив комнатных растений или другие расходы, не сливаемые в канализацию. Что это значит для обычного потребителя? Например, израсходовав в месяц 12м 3 холодной воды и 5м 3 горячей, ему придется заплатить за отведение 17м 3 сточных вод.

В Жилищном кодексе РФ появилась новая статья 157.2 ЖК РФ «Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами», которая устанавливает для потребителей коммунальных услуг возможность прямого заключения договоров:

  • холодного и горячего водоснабжения;
  • водоотведения;
  • электроснабжения;
  • газоснабжения;
  • отопления;
  • на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами —

непосредственно с организациями, оказывающими соответствующие услуги.

Для этого должны быть выполнены два условия:

  • общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме должно быть принято решение, предусмотренное пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ;
  • разрыв общих договоров, заключенных в соответствии с требованиями, установленными правительством РФ, между управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и ресурсоснабжающими организациями.

Пунктом 2 новой статьи 157.2 ЖК РФ предусмотрено, что ресурсоснабжающая организация имеет право в одностороннем порядке прекратить договор ресурсоснабжения, заключенный с управляющей организацией, при наличии у управляющей организации признанной или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Договор в этом случае разрывается независимо от факта последующей оплаты данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом. О таком прекращении договора ресурсоснабжающая организация обязана уведомлять как саму управляющую организацию, так и всех собственников помещений в многоквартирном доме. Одновременно с этим заключается «прямой» договор с собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме. Такие «прямые» договоры не обязательно должны быть в письменной форме. В пункте 6 данной статьи об этом сказано так:

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется.

Договор заключается со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно. По нормам новой редакции статьи 161 ЖК РФ, в случае заключения таких «прямых» договоров постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг обеспечивают все равно управляющие организации, которые обязаны, в том числе, обеспечивать ресурсоснабжающим организациям доступ к общему имуществу в многоквартирном доме для осуществления приостановки или ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в предусмотренных законом случаях. Также на управляющие организации и ТСЖ возложена обязанность осуществлять контроль качества коммунальных ресурсов и непрерывность их подачи до границ общего имущества в многоквартирном доме.

Правительство утвердило повышение тарифов ЖКХ в 2022 году

Статья 44 ЖК РФ «Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме» дополнена новым пунктом 4.4. В нем сказано, что общее собрание имеет право принять решение о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно с ресурсоснабжающей организацией и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с новой редакцией статьи 46 ЖК РФ, копия протокола собрания, а также принятого на нем решения подлежат направлению в ресурсоснабжающую организацию, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, будут, в соответствии с принятым решением, заключены договоры.

Перечень услуг по СОИ допускается дополнять и корректировать. Вносимые изменения необходимо утверждать на собрании собственников МКД. На встрече жильцов обязательно должно находиться уполномоченное лицо от УК или председатель ТСЖ.

Для наделения решению правовой силы, нужно сформировать протокол, завизированный всеми присутствующими гражданами.

Состав общего имущества многоквартирного дома подлежит регулярному осмотру для проведения проверки состояния, в т. ч. инженерных сетей. Допускается внеплановый надзор. Для мероприятия созывают комиссию из числа владельцев МКД и сотрудников управляющей конторы. В некоторых случаях могут привлекаться сторонние организации для получения экспертизы.

По завершении проверки формируется акт технического осмотра многоквартирного дома.

В документе отражают информацию о фактическом положении:

  • несущих конструкций;
  • механических агрегатов;
  • нарушений.

Своевременный осмотр МКД позволяет выявить дефекты в системах ресурсоснабжения квартир, элементов конструкций. Дополнительно определяет причину, по которой они стали возникать. Для устранения недочетов формируется смета работ.

Помимо того, акт позволяет УК спланировать график предстоящих мероприятий.

На основании документа обслуживающая организация подготавливает предложение, включающее:

  • сроки проведения текущего ремонта;
  • объем;
  • размер финансирования;
  • цены на материалы;
  • тендер на осуществление услуг.

Капитальный ремонт осуществляется в рамках действующих программ конкретного субъекта. Муниципалитет ежегодно формирует список жилого фонда – сведения вносят в общий план мероприятий. Для каждого МКД определяется отдельная смета, состоящая из объема, сроков и средств.

Однако решение о необходимости проведения капремонта может приниматься на ОСС. Такое происходит, если по результатам осмотра выявлены серьезные нарушения в эксплуатации здания.

Собственники самостоятельно устанавливают, каким образом будет происходить формирование фонда для предстоящих работ и размер ежемесячной платы:

  • счет регионального оператора;
  • отдельный л/с в банке.

Любые решения официальной встречи владельцев фиксируется в протоколе, и направляются в соответствующую местную структуру.

В документе отражают:

  • размер выделяемых каждый месяц средств;
  • перечень требуемых работ;
  • период проведения;
  • способ сбора денег.

На заметку: объем отчислений для капитального ремонта владельцами общего имущества принимается самостоятельно. Однако его размер не может быть меньше действующего в соответствующем регионе РФ.

Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491

2) из-за существенного ухудшения качества воды, в том числе в источниках питьевого водоснабжения. Критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

3.

Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, вправе прекратить или ограничить горячее водоснабжение, предварительно уведомив не менее чем за одни сутки до планируемого прекращения или ограничения абонента и органы местного самоуправления, а организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, предварительно уведомив в указанный срок абонента, органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в следующих случаях:

Сейчас многие следят за своими расходами по коммунальным платежам, ориентируются в расчетах и понятиях. Уточним, что в квитанциях означают строки, связанные с таким важным для нас ресурсом, как вода. Потребление его каждым из нас разделяется на два понятия:

  1. Водоснабжение. Это та вода, которая подается поставщиком коммунального ресурса в системы многоквартирного дома, она бежит из наших кранов. Согласно нормативному документу, должна быть обеспечена круглосуточная бесперебойная подача, как холодной, так и горячей воды надлежащего качества. Это значит, что из кранов в жилом помещении должна бежать очищенная вода, соответствующая нормативам. Температура горячего водоснабжения также установлена нормами и должна подаваться не ниже их значений (нагрев воды выделяется в квитанции отдельной строкой).
  2. Водоотведение. Поступившая вода используется, а затем транспортируется по системе канализации. В законе дано понятие этому процессу, который включает в себя прием сточных вод, передача по централизованным системам водоотведения на очистные сооружения и последующая их очистка (п. 2 ст. 2 Закона № 416-ФЗ).

Не все знают, что водоотведение и канализация это разные понятия! Те собственники жилья которые не платят за водоотведения поступают не законно, полагая что это одно и тоже. Разберемся так ли это.

Отведение воды, использованной для нужд многоквартирных и частных домов, является важным мероприятием, состоящим из:

  • отвода бытовых стоков из жилых и нежилых помещений по централизованным канализационным сетям, который должен осуществляться в круглосуточном режиме;
  • транспортировки стоков к очистным сооружениям;
  • прохождения через систему очистки и обеззараживания с последующим использованием в технических целях или спуском в природные водоемы.

Вывод: Водоотведением из дома выводятся все нечистоты, затем они очищаются, а только потом собираются в канализации и транспортируются. Чтобы все системы работали качественно и бесперебойно, необходимо постоянное поддержание их в нормальном рабочем состоянии. А это требует определенных финансовых затрат, которые покрываются за счет потребителей ресурса.

Многие многоквартирные дома обслуживаются управляющими компаниями, которые заключают соглашение с поставщиками услуги по водоснабжению и водоотведению.

Поэтому рассчитывают плату за них по каждой конкретной квартире и выставляют сумму в квитанции.

Владельцы частных домов самостоятельно заключают договора с ресурсоснабжающей организацией, если дом подключен к централизованным сетям водоснабжения и канализации.

Плату за услуги начисляют управляющей компанией ежемесячно. Она зависит от количества потребленной воды по счетчику или, в случае отсутствия счетчика, по нормативу. Для расчета берется объем холодной и горячей воды. В канализацию должно уйти то же количество кубометров.

Полезно знать: Как оформить и рассчитать субсидию на оплату ЖКХ?

Во многих квартирах и частных домах уже установлены приборы учета потребляемых ресурсов. Поэтому отправной точкой для расчета потребленной воды, которая должна быть отведена, являются показания водосчетчиков.

ВОДООТВЕДЕНИЕ = (ГВС + ХВС) × ТАРИФ

Поскольку плата за горячее водоснабжение складывается из потребленного объема холодной воды и ее нагрева, в квитанциях можно увидеть такие строки, как:

  • холодное водоснабжение – количество кубометров ХВС;
  • нагрев воды – только того объема, который снят с показания счетчика ГВС;
  • водоотведение – этот показатель равен холодному водоснабжению.

Следует обращать внимание на совпадение потребленного и отведенного объема. Если замечена разница, необходимо обратиться в управляющую компанию за уточнением, почему это произошло.

Начисление платы за жилищно-коммунальные услуги

Самым простым и экономичным способом учета потребленной воды является использование индивидуальных приборов. Но еще не во всех жилых помещениях или частных домовладениях они установлены.

Для таких жильцов применяются утвержденные нормативы потребления, по которым производится расчет и водоотведения. Они закреплены нормативными актами местных органов власти.

Эти нормативы намного превышают те цифры, которые отражают реальные объемы использованного ресурса.

Чтобы знать, сколько выставить в квитанции по данному ресурсу, берутся следующие критерии:

  • количество лиц, проживающих на данной жилплощади;
  • средний норматив потребления воды в кубометрах на каждого человека;
  • установленный местными властями тариф за 1 кубометр водоотведения.

Перемножив все три показателя получается та сумма, которая и будет отражена в квитанции за коммунальные услуги по данной позиции.

Нормативы постоянно пересматриваются в сторону увеличения, что стимулирует население устанавливать индивидуальные счетчики.

Так же читайте: Нужно ли устанавливать счетчик воды в 2019 году?

Законодательно определено, что тарифы на водоотведение и водоснабжение устанавливаются органами местного самоуправления на календарный год.

Их величина зависит от ряда критериев:

  • насколько изношена канализационная система с планированием ее частичной модернизации или текущих ремонтов;
  • состояния сооружений для очистки сточных вод;
  • иных факторов, связанных с наличием обслуживающего персонала и аварийных бригад.

Нормативные величины тарифов находятся в свободном доступе, и уточнить их можно в местной администрации или управляющей компании. Утверждаются для жильцов квартир, где счетчики отсутствуют.

Например тарифы за 2019 год с июля по декабрь без НДС:

ГородТариф
Москва 29,57
Санкт-Петербург 32,75
Севастополь 29,27
Новосибирск 14,24
Омск 19,94
Самара 14,49

Юридическая тематика очень сложная но, в этой статье, мы постараемся ответить на вопрос «Расчет одн по водоотведению 2020». Конечно, если у Вас остались вопросы Вы сможете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

На это влияет оборудование помещений энергосберегающими лампочками, датчиками движения (такое новшество используется в новых домах), замена электропроводки в подъезде и своевременный ремонт водопроводных и отопительных труб – все эти задачи должна выполнять УК.

  • Программу, направленную на улучшение жилого фонда, приняли не так давно, да и к тому же конкретных сроков проведения ремонта не выставлено, а, значит, деньги уйдут в никуда. Именно поэтому собственники воспринимают ее, как очередной способ заставить народ платить непонятно за что.
  • Оплату за капремонт дома должны вносить жильцы, однако за их деньги возможно когда-то будут отремонтированы чердаки, подъезды и подвальные помещения дома, которые никогда не станут их собственностью. Кроме того, народ настораживает то, что на выполнение ремонтных работ нанимаются бригады из частных фирм, которые осуществляют коммерческую деятельность.
  • Многие собственники не пользуются имуществом, которое управляющая компания предлагает привести в подобающий вид. Таким примером может послужить отсутствие необходимости в ремонте лифта для жителей первого этажа, поскольку они им попросту не пользуются.

Еще в 2014 году в счета на оплату коммунальных услуг управляющие компании многоквартирных домов включили новую услугу. Появившаяся строчка «за капитальный ремонт» в квитанциях насторожила и расстроила многих собственников жилья. Однако в этом же году появились и первые рекомендации, в которых подробно были описаны способы, помогающие владельцам квартир не платить за эту услугу на вполне законных основаниях.

Вопросы, касающиеся начисления платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Помимо обязанностей управляющая компания наделяется правами, на основании которых осуществляется качественное исполнение обязательств по управлению МКД:

  • заключать с ресурсоснабжающими организациями договора на поставку необходимых ресурсов от имени собственников помещений (в соответствии с правами, предоставленными в рамках договора на управление домом);
  • требовать от собственников помещений своевременной и полной оплаты потребленных ресурсов, а также оказанных услуг;
  • проверять корректность передаваемых сведений по индивидуальным приборам учета с периодичностью раз в полгода;
  • получать доступ в жилое помещение для проведения плановых по осмотру и проверке коммуникаций, ремонтных работ с обязательным предварительным оповещением жильцов;
  • для проведения срочных ремонтов воспользоваться средствами, находящимися в резерве для этих целей;
  • ограничивать потребителей в жилищно-коммунальных услугах в соответствии с законодательством;
  • взыскивать убытки, возникшие по вине исполнителей работ или самих жильцов.

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Закон устанавливает требование, что размер платы устанавливается на 1 год, и пересматривается не чаще 1 раза в год. Все указанные моменты, включая перечень имущества общего назначения, периодичность оказываемых услуг и их цена должны упоминаться в договоре управляющей компании с собственниками. Если ставка не устраивает потребителя, он вправе требовать перерасчет.

Управляющая компания выполняет работы на регулярной основе. Каждый пользователь имеет право обратиться к сотрудникам УК и запросить информацию о конкретных выполненных работах, о том, на какие цели расходовались средства, оплаченные им. Это полезно знать на случай, если вы не нашли ответ на свой вопрос в интернете.

и ремонт дома в квитанции ЖКХ состоит из категорий, которые мы рассмотрим далее.

К категории вывоз мусора относят все действия управляющей компании, целью которых является поддержание идеального санитарного состояния МКД. Помимо регулярной очистки придомовой территории от мусора сюда также относят следующие операции:

  • уборка снега и ликвидация обледенения;
  • сбор и утилизация листы;
  • пролив и стрижка газонов;
  • уход за цветочными клумбами.

Правомерны ли начисления ЖКХ за содержание общего имущества?

Все объекты МКД нуждаются в регулярном внимании и выполнении своевременных ремонтных мероприятий. К ним относят:

  • предотвращение разрушения фундамента;
  • кровельные и фасадные работы;
  • обслуживание водопровода (течь, устранение поломок)
  • замена и ремонт внутренней отделки помещений;
  • очистка и дезинфекция мусоропроводов;
  • необходимый контроль за работоспособностью систем отопления, канализации, вентиляции и водоснабжения;
  • мероприятия по благоустройству прилегающих территорий, ремонт дорог и пешеходных тротуаров.

Это меры, предпринимаемые управляющей компанией по созданию нормальных микроклиматических условий в доме, а также предотвращение проблем со стартом и окончанием отопительного сезона.

Нужно указать, что комплекс работ, исполняемых в рамках данного направления, должен включать:

  • проверка систем отопления, своевременные ремонтные операции;
  • контроль за качеством вентиляционных узлов;
  • проверка целостности оконных стекол.

Понятиеизлишнейплощадиуказывает на то, что у пользователя переизбыток квадратных метров по закону. Следовательно, жилище имеет большую площадь, чем положено по установленным государственным стандартам и нормативам.

Обозначенное понятие используется для того, чтобы установить справедливую ставку для пользователей.

Для определения ставки ориентируются на утвержденные нормы. Калькуляторучитывает такие параметры:

  • для одного человека -33 квад. метра;
  • для двоих жильцов – 42 квадрата;
  • для троих и более – по 18 квадратов на человека.

Для начисления используется именно эта норма, однако нужно помнить, что минимальный показатель увеличивается в зависимости от решения местных властей.

Так, для жителей Москвы и Подмосковья дополнительно добавляется по 7 квадратных метров. Кроме того, в отношении ряда пользователей действуют дополнительные послабления.



  • Должна ли начисляться плата за ГВС на ОДН с собственника, если он поставил заглушку на горячей воде, и пользуется только электрообогревателем используя только холодную воду?
  • Какова правовая оценка начислений ГВС на ОДН в квартирах с индивидуальным отоплением (котлами) в домах с центральным отоплением и центральным горячим водоснабжением.
  • Как будет начисляться плата за ОДН, если услуга оказывается, но забор воды производится из квартиры собственника, имеющего прибор учета?
  • МКД с мансардами, отопление 1-5 этажи централизованное, а в мансардах (6 этаж) установлены индивидуальные отопительные системы, то есть жильцы верхних этажей покупают холодную воду и газ.
  • Как оплачиваются общедомовые расходы по всем видам коммунальных услуг в многоквартирных домах с непосредственным управлением?
  • На общедомовые нужды берется только ХВС, а куда отнести ГВС?
  • В сентябре месяце начислено всему жилфонду, но часть домов приняли решение мыть лестничные клетки 1 раз в месяц в летний период, т.е. вода на мытье, в т.ч. промывку расходуется только в летний период, как поступать управляющей организации в зимний период?
  • Как будет начисляться плата за ОДН, если услуга не оказывается (мытье лестниц)?
  • Как рассчитать водоотведение на общедомовые нужды? Не вся вода на общедомовые нужды попадает в систему водоотведения, например, используется на полив газона, технологические потери.
  • Если проектом дома предусмотрена система отопления в подъездах, но вышла из строя. Взимается ли плата за отопление на ОДН в указанном случае?
  • Если в подъездах отсутствует система отопления, взимается ли плата за ОДН с потребителей? Основание?
  • Как производится начисление квартиросъемщику за отопление на квартиру и общедомовые нужды, если нет теплосчетчика на доме и тепловая энергия идет транзитом, но имеется теплоузел на несколько домов?
  • Начисляется ли на лестничные клетки в многоквартирном доме плата за отопление, если в доме нет общедомовых приборов учета? Как определить объем в Гкал приходящийся на отопление лестничных клеток?
  • Как определяется плата за ОДН по горячему водоснабжению при отсутствии централизованного горячего водоснабжения?
  • Как определяется количество Гкал для приготовления 1 куб.метра горячей воды при открытой схеме теплоснабжения при отсутствии общедомового прибора учета?
  • Как производить расчет платы на ОДН по тепловой энергии в квартирах с индивидуальным отоплением в МКД, оборудованных (не оборудованных) ОПУ тепловой энергии?
  • Необходимо ли производить корректировку ОДН и как часто это нужно делать?
  • На доме установлен общедомовой прибор учета горячего водоснабжения. Общедомовой прибор учета холодного водоснабжения на доме отсутствует. Правомерно ли считать ГВС по общедомовому счетчику, а ХВС по нормативу? Как считать водоотведение?
  • Как рассчитывается плата за водоотведение ОДН в МКД, оборудованных коллективными приборами учета на холодную и горячую воду (при отсутствии коллективного прибора учета на водоотведение)?
  • Как рассчитать размер платы на ОДН по водоотведению? В доме два ОПУ: один – на горячую воду, второй – на холодную воду?
Должна ли начисляться плата за ГВС на ОДН с собственника, если он поставил заглушку на горячей воде, и пользуется только электрообогревателем используя только холодную воду?

В данном случае можно воспользоваться аналогией п. 96 Правил № 354, согласно которому в случае если на период временного отсутствия потребителя исполнителем по обращению потребителя было произведено отключение и опломбирование запорной арматуры, отделяющей внутриквартирное оборудование в жилом помещении потребителя от внутридомовых инженерных систем, и после возвращения потребителя исполнителем в ходе проведенной им проверки был установлен факт сохранности установленных пломб по окончании периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится без представления потребителем исполнителю документов, подтверждающих временное отсутствие.

То есть, если потребитель не намерен пользоваться услугами ГВС в его жилом помещении и поставил заглушку на сетях ГВС, то неначисление платы за услуги ГВС, потребленные в жилом помещении, для такого потребителя возможно при условии, что заглушка горячей воды опломбирована исполнителем и исполнитель регулярно осуществляет проверку сохранности такой пломбы. Плата за услуги ГВС, потребленные на ОДН, указанному потребителю начисляется в обязательном порядке, поскольку любые коммунальные услуги, предоставленные на ОДН, подлежат оплате всеми потребителями независимо от факта и объема потребления соответствующих услуг в жилых и нежилых помещениях МКД.

Наверх

Как уже было сказано, основные принципы предоставления коммунальных услуг закреплены в Правилах предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства №354. Эти правила содержат 27 разделов и 3 приложения, в которых рассматривается, в том числе, и оплата общедомовых нужд. Таких, как отопление, водоснабжение, водоотведение и электроснабжение в местах общего пользования (подъезды, чердаки, подвалы, технические помещения и т.д.)

В общем случае учет коммунальных услуг может производиться двумя способами — с помощью индивидуальных приборов учета (ИПУ) или по установленному нормативу.

Наиболее прогрессивным является учет с помощью приборов учета. Однако в некоторых случая (особенно с отоплением) это может сыграть злую шутку с жильцами. Как например, в случае с жителями многоквартирного дома из г. Михайловск Ставропольского края. Которые с 2018 года были вынуждены платить за общедомовую коммунальную услугу по отоплению, которую им фактически не предоставляли.

27 апреля 2021 года Конституционный Суд вынес постановление №16-П, которое поставило точку в деле необоснованного начисления сумм за коммунальную услугу по отоплению мест общего пользования (МОП) многоквартирного дома.

В суд обратилась жительница г. Михайловск Ставропольского края, проживающая в многоквартирном доме. Когда-то их дом был присоединен к централизованной системе теплоснабжения.

Однако по согласованию с местной администрацией большинство квартир и нежилых помещений МКД были переведены на индивидуальное газовое отопление, установленное непосредственно в квартирах. Все эти квартиры теперь отключены от центрального отопления, в них демонтированы радиаторы (батареи), а стояки системы теплоизолированы.

Но начиная с 2018 года, всем собственникам этих квартир стали начислять плату за отопление мест общего пользования. Грубо говоря — за подъезды. Основанием служили показания общедомового счетчика тепла.

Жильцы с подобными платежами не согласились и провели судебную строительно-техническую экспертизу. Которая показала, что в указанных местах общего пользования отсутствуют батареи и трубопроводы отопления. А значит, эти общедомовые помещения не отапливаются от централизованной системы. Кроме того, сети теплоснабжения в подвале МКД технически не могут быть использованы для отопления помещений дома.

По совокупности это говорит о том, что коммунальная услуга по отоплению мест общего пользования жильцам не оказывается.

Граждане обратились в суд с иском о том, чтобы теплоснабжающая организация аннулировала лицевые счета и начисленные суммы за фиктивную коммунальную услугу ОДН.

Однако сначала районный, а затем и краевой суд жильцам в иске отказал. Суды посчитали, что закон не освобождает жильцов с автономными системами отопления, от оплаты общедомовых нужд.

После краевого суда жильцы обратились в Пятый кассационный суд. Но и там получили отказ. А Верховный Суд отказал в рассмотрении данного дела.

Пришлось обращаться в Конституционный Суд (КС). Поскольку дом отапливается только за счет квартирных систем отопления, а в подъездах отсутствуют батареи, то получается что физически коммунальная услуга по отоплению мест общего пользования не оказывается.

Но с другой стороны получается, что жильцы обязаны платить за эту несуществующую услугу по действующему российскому законодательству. А это — прямое нарушение конституционных прав граждан.

Исследовав все материалы дела Конституционный Суд пришел к следующему выводу: действительно, если отопление осуществляется от централизованной системы теплоснабжения, то собственник квартиры в МКД оплачивает данную коммунальную услугу за квартиру и за часть мест общего пользования.

Формула оплаты отопления за места общего пользования разработана таким образом, что даже если квартира не подключена к центральной системе (в помещениях индивидуальное отопление), то начисления за МОП должны быть.

Суд, в частности, определил, что единственным вариантом полного отказа от начисления сумм за отопление МОП является полное отключение дома от централизованных систем теплоснабжения. И перевод всех помещений на индивидуальное отопление.

Суд также определил, что места общего пользования могут отапливаться не только за счет установленных радиаторов, но и за счет теплопередачи нагретых конструкций — стен, плит перекрытий и т. п. А потому расчет отопления на МОП, и начисление за это по существующим формулам правомерен даже при отсутствии батарей в подъездах.

Однако также суд определил, что если большинство помещений переведено на индивидуальные системы, то тепло из квартир через стены и другие конструкции отапливает места общего пользования. Но существующая расчетная формула это не учитывает.

Другими словами, если все квартиры отапливаются централизованно, то начисления за отопления МОП правомерны. Если же часть квартир отапливается индивидуально, то они через стены и плиты отапливают и МОП. И в этом случае плата за МОП должна быть снижена. Но такой механизм в законодательстве не предусмотрен.

По данному конкретному делу Конституционный Суд принял решение о том, чтобы райсуд определил компенсацию излишне уплаченных сумм за отопление. Также КС принял решение о разработке Правительством нового механизма расчета платы, учитывающего нюансы отопления МКД от индивидуальных отопительных систем.

Подводя итог можно сказать, что с момента начислений, и до момента решения Конституционного Суда прошло около трех лет, и пять судебных инстанций, включая высшие, такие как Верховный и Конституционный Суды. Можно только предполагать, сколько средств было израсходовано на эти тяжбы.

А вывод из всего этого один — несовершенство системы расчета платы за коммунальные услуги на ОДН вынуждает собственников отстаивать свои права в суде. И это — не нормально.

Указанная информация касается жителей всех регионов России: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.

Если проживающий в многоквартирном доме перестал платить за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги, в таком случае на второй месяц просрочки начнется начислением пени.

Права управляющей компании на их начисление установлены в п.14 ст. 155 ЖК РФ.

Начисление пени производится за каждый день, а изменение ее процента происходит в зависимости от числа месяцев, в течение которых отсутствовал платеж:

  • 1/300 от ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации – начиная со второго месяца по третий;
  • 1/130 – начиная с четвертого.

Если эта мера не привела к желаемому результату, в таком случае могут временно ограничить либо отключить определенные жилищно-коммунальные услуги, к примеру, горячее водоснабжение, газ, до тех пор, пока долг не будет погашен.

Обычно такие меры предпринимаются против должников, которые не оплачивают квартплату на протяжении более трех месяцев.

Разрешено ли курение на общем балконе многоквартирного дома? Информация здесь.

Какие требуются документы для создания ТСЖ в многоквартирном доме? Полный перечень в этой статье.

Коммунальщики имеют право подать исковое заявление в суд о взыскании задолженности по жилищно-коммунальным услугам.

Это происходит в следующем порядке:

  • должник получает уведомление о наличии долга лично либо в письменной форме;
  • предлагается добровольная оплата задолженности в течение 30 дней либо заключение соглашения насчет выплаты долга;
  • если же жилец откажется платить, тогда подготавливают соответствующие документы и направляют их в суд.

Начиная с 01.06.16 процедуры взыскания задолженности по жилищно-коммунальным услугам упрощена, так что теперь при подаче документации в судебный орган, заочно выносят положительный вердикт в пятидневный срок по приказу суда.

Может произойти значительное возрастание стоимости иска, так как в нее входит сумма задолженности и пени за весь неоплаченный период, а также судебные затраты.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.