Проверки росздравнадзора СПБ на 2022 год

Автор: | 11.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проверки росздравнадзора СПБ на 2022 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Исключенные проверки из плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Росздравнадзора на 2021 год

  • Исключенные проверки из плана проведения плановых проверок органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов РФ Росздравнадзора на 2020 год

  • Исключенные проверки из плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Росздравнадзора на 2020 год (обновлено 08.04.2020)

Смотреть все

Утвержден план проверок на 2022 год

Традиционно прокуратуры регионов в конце календарного года утверждают сводные планы проверок региональных контролирующих органов на следующий год.

Информация о провеках регионального госнадзора и муниципального контроля появится здесь в конце декабря года. О проверках федерального государственного надзора информация (по отдельным регионам) размещена только на сайте генеральной прокуратуры РФ.

Также надо иметь в виду, что прокуратуры регионов, призванные в силу статьи 1 «О прокуратуре РФ» надзирать за точным и единообразным соблюдением законодательства, сами зачастую нарушают требования этого же законодательства размещая на своих сайтах вместо сводных планов проверок (т.е. — единого документа, как это требует статья 9 Закона № 294-ФЗ), лишь планы проверок каждого органа контроля и надзора, запланировавшего проведение проверок в следующем календарном году в регионе. Иначе никак не объяснить тот факт, что большинство региональных прокуратур размещают на своих сайтах именно сводные планы проверок (в виде единого документа).

Примечание № 1 (статья 9 Закона № 294-ФЗ):

«Органы прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.
Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» в срок до 31 декабря текущего календарного года».

Примечание № 2 (статья 133. Закона № 294-ФЗ (введена Федеральным законом от 31.12.2014 № 511-ФЗ) — вступает в силу 01.07.2015):

Прокуратуры регионов утвердят сводные планы проверок региональных контролирующих органов на 2021 год в конце декабря 2020 года, поэтому информация о провеках регионального госнадзора и муниципального контроля появится здесь в конце декабря 2020 года.

О проверках федерального государственного надзора информация размещается только на сайте генеральной прокуратуры РФ.

Прокуратуры регионов утвердят сводные планы проверок региональных контролирующих органов на 2019 год в конце 2018 года, поэтому информация о провеках регионального госнадзора и муниципального контроля появится здесь в конце декабря 2018 года.

О проверках федерального государственного надзора информация размещается только на сайте генеральной прокуратуры РФ.

Мораторий на проверки 2022 года: тонкости применения

Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года установлены «надзорные каникулы» для субъектов малого и среднего предпринимательства, по которым не введен риск-ориентированный подход.

Новый период «надзорных каникул» вводится путем дополнения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» новой ‎статьей 26.2, согласно которой с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года не будут проводиться плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Для защиты охраняемых законом ценностей данные ограничения не будут применяются:

  • при проведении плановых проверок в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности;

  • при проведении плановых проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих лицензируемые виды деятельности;

  • в отношении плановых проверок в рамках проведения:

    • федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;

    • федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;

    • внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

    • федерального государственного надзора в области использования атомной энергии;

    • федерального государственного пробирного надзора.

Федеральным законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ предусматривается, что с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года вводится ограничение на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, за исключением:

  • лиц, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством РФ (рисковые виды деятельности);

  • хозяйствующих субъектов, привлекавшихся к административной ответственности за грубые правонарушения или лишенных лицензии на осуществление деятельности и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой было вынесено такое постановление (решение), прошло менее 3-х лет.

Хозяйствующим субъектам предоставляется право подать заявление об исключении их из ежегодного плана проведения плановых проверок.

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 19.04.2016 № 724-р с 1 июля 2016 года при проведении проверок запрещено требовать у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

  • разрешения на строительство;
  • сведения из реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен;
  • выписки из реестра федерального имущества;
  • выписки из реестра зарегистрированных СМИ;
  • сведения из ЕГРП;
  • сведения из реестра аккредитованных лиц;
  • сведения из бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • сведения из Единого государственного реестра налогоплательщиков;
  • сведения из ЕГРИП и ЕГРЮЛ;
  • сведения о выдаче иностранному лицу или лицу без гражданства вида на жительство;
  • сведения о регистрации по месту жительства или месту пребывания гражданина РФ.

В то же время согласно изменениям, внесенным в статью 360 Трудового кодекса РФ (Федеральный закон от 03.07.2016 № 272-ФЗ) внесено дополнительное основание для проведения внеплановых проверок – поступление любой информации в Государственная инспекция труда (ГИТ) из любых источников (в том числе — из СМИ) о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе:

  • требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;

  • приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам;

  • установлению заработной платы в размере менее МРОТ.

Следовательно, ГИТ вправе проводить внеплановые проверки чаще и для этого не надо ждать жалоб от физических лиц.

План всех проверок всего бизнеса (как организаций, так и индивидуальных предпринимателей) должна согласовывать и публиковать на своем сайте прокуратура — так установил Закон № 294-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

На этом основании органы гос контроля и надздора каждого региона до 1 сентября направляют в прокуратуру региона проекты ежегодных планов проверок организаций и ИП для рассмотрения и согласования (проверки на предмет законности) региональной прокуратурой. После рассмотрения планов прокуратура возвращает планы для их утверждения органами гос. контроля и надздора каждого региона. К 1 ноябяря органы гос контроля и надздора каждого региона направляют в прокуратуру уже утвержденные планы проверок.

По общему правилу для проведения плановой проверки необходимо, чтобы прошло 3 года со дня:

  1. Государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя.

  2. Окончания проведения последней плановой проверки.

  3. Начала осуществления организацией (ИП) предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный гос. орган уведомлением о начале предпринимательской деятельности.

При этом (пункт 2) учитываются только плановые проверки, у которых была та же цель (предмет).

Это означает, что не учитываются:

  • внеплановые проверки (к таковым, к примеру, относятся проверки по жалобам потребителей);

  • плановые проверки, проведенные тем же гос. органом, но по другим основаниями (с другими целями).

Как водится, из любого правила есть исключения. Так для проведения плановых проверок организаций и ИП, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, предусмотрено, что плановые проверки могут проводиться два и более раз в три года.

Надо иметь в виду, что в связи со вступлением в силу Закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ изменен порядок проведения проверок в некоторых отраслях государственного надзора (контроля) и муниципального контроля.

Теперь сокращенная периодичность проверок может быть установлена и иными нормативными правовыми актами.

К примеру, для осуществления лицензионного контроля основанием для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью» для девяти видов деятельности в сфере здравоохранения, образования и социальной сфере установлена сокращенная периодичность проведения плановых проверок.

Впервые мораторий на плановые проверки в форме так называемых «надзорных каникул», был введён с 1 января 2016 года. В этот период было отменено более полумиллиона проверок! Мера оказалась эффективной, и её продлили до 1 апреля 2020 года. Послабления распространялись только на малое предпринимательство.

Затем он был заменён «коронавирусным» мораторием. Правом устанавливать эту и другие меры защиты бизнеса, а также особый разрешительный режим наделил Правительство Президент.

Кабмин воспользовался этим правом дважды, установив мораторий в 2020 и в 2021 годах. В ситуации распространения пандемии это помогло существенно снизить административную нагрузку на бизнес и помочь ему восстановиться в кризисных условиях. В 2021 году мораторий для субъектов малого бизнеса позволил исключить из ежегодного плана проведения проверок более 127 тыс. мероприятий.

Очевидно, что COVID-19 будет с нами и в 2022 году, поэтому «коронавирусный» мораторий на проверки установили и на весь следующий год, но не для всего малого бизнеса.

«Мораторий коснется порядка 100 тыс. субъектов малого бизнеса», — сообщил Мишустин.

Адрес 190068 г СанктПетербург наб канала Грибоедова д8890
Дата составления акта о проведении проверки 26 марта 2021 года
Руководители или уполномоченные представители юридического лица или ИП, присутствовавшие при проведении проверки Авениров Иннокентий Сергеевич
Информация о результатах проверки Сведения об ознакомлении или отказе ознакомления с актом КНМ руководителя иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица индивидуального предпринимателя его уполномоченного представителя присутствовавших при проведении КНМ о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи С актом проверки ознакомлен экземпляр акта со всеми приложениями получилАвениров Иннокентий Сергеевич главный специалистэксперт отдела административного и правового обеспечения Территориального органа росздравнадзора по г СанктПетербургу и Ленинградской области
Информация о выявленных нарушениях Описание На путях эвакуации в коридоре 3 этажа применены светопрозрачные конструкции перегородки Документы с показателями пожарной опасности подтверждающие возможность их применения на путях эвакуации не предоставлены
Судебные сведения о выявленных нарушениях

1. Сведения о привлечении к административной ответственности виновных лиц
Постановление об административном правонарушении от 26032021 г 26156 в отношении должностного лица по ч1 ст204 КоАП РФ в виде предупреждения

Сведения о выданных предписаниях

1. 2616211 В срок до 1 февраля 2022 года
На путях эвакуации в коридоре 3 этажа применены светопрозрачные конструкции перегородки Документы с показателями пожарной опасности подтверждающие возможность их применения на путях эвакуации не предоставлены

Описание Пути эвакуации коридор 3го этажа не выделены перегородками предусмотренными от пола до перекрытия
Судебные сведения о выявленных нарушениях

1. Сведения о привлечении к административной ответственности виновных лиц
Постановление об административном правонарушении от 26032021 г 26156 в отношении должностного лица по ч1 ст204 КоАП РФ в виде предупреждения

Сведения о выданных предписаниях

1. 2616211 В срок до 1 февраля 2022 года
Пути эвакуации коридор 3го этажа не выделены перегородками предусмотренными от пола до перекрытия

Описание Металлическая лестница не имеет требуемого предела огнестойкости несущих конструкций R60 в соответствии со степенью огнестойкости здания акты проведения огнезащитных работ не предоставлены
Судебные сведения о выявленных нарушениях

1. Сведения о привлечении к административной ответственности виновных лиц
Постановление об административном правонарушении от 26032021 г 26156 в отношении должностного лица по ч1 ст204 КоАП РФ в виде предупреждения

Сведения о выданных предписаниях

1. 2616211 В срок до 1 февраля 2022 года
Металлическая лестница не имеет требуемого предела огнестойкости несущих конструкций R60 в соответствии со степенью огнестойкости здания акты проведения огнезащитных работ не предоставлены

Описание Ограждающие конструкции лестничной клетки в которой расположена металлическая лестница где 2й эвакуационный выход не имеет требуемого предела огнестойкости перегородки выполнены из гипсокартона имеющего отверстия
Судебные сведения о выявленных нарушениях

1. Сведения о привлечении к административной ответственности виновных лиц
Постановление об административном правонарушении от 26032021 г 26156 в отношении должностного лица по ч1 ст204 КоАП РФ в виде предупреждения

Формы проверочных листов утверждают нормативными правовыми актами:

  • федеральные органы исполнительной власти;
  • уполномоченные на осуществление федерального госконтроля (надзора) государственные корпорации и публично-правовые компании;
  • органы исполнительной власти регионов, уполномоченные на осуществление регионального гоконтроля (надзора);
  • органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля.

СИТУАЦИЯ

ПОСЛЕДСТВИЕ

Один вид контроля осуществляют 2 и более контрольных (надзорных) органа Формы проверочных листов утверждает каждый из них
Федеральным законом о виде федерального госконтроля (надзора) полномочия по его проведению переданы органам исполнительной власти субъектов РФ/органам местного самоуправления Формы проверочных листов утверждает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль исполнения переданных полномочий. Хотя иное может быть установлено таким ФЗ.
Федеральными законами, предусматривающими передачу полномочий РФ для осуществления органам госвласти регионов, полномочия по нормативно-правовому регулированию в сфере указанных полномочий закреплены за органами исполнительной власти субъектов РФ Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе утвердить примерную форму проверочного листа
Полномочия по осуществлению регионального госконтроля (надзора) законом субъекта РФ переданы органам местного самоуправления Формы проверочных листов утверждает орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий контроль исполнения переданных полномочий. Но иное может быть установлено законом региона.
Закон субъекта РФ предусматривает передачу полномочий региона органам местного самоуправления по нормативно-правовому регулированию в сфере указанных полномочий и они закреплены за органами местного самоуправления Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ вправе утвердить примерную форму проверочного листа

Контрольный (надзорный) орган вправе применять (т. е. не обязан) проверочные листы при проведении и других плановых контрольных (надзорных) мероприятий (кроме указанных выше), а также внеплановых.

Но есть 2 исключения, когда проверочные листы не фигурируют в проверках. Это:

  • внеплановое мероприятие, основание проведения которого – истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
  • проведение контрольных (надзорных) мероприятий на основании программы проверок.

Мораторий на плановые проверки на 2022 год введен для малого и среднего бизнеса. Но, не все фирмы смогут вздохнуть с облегчением.

Плановые проверки не отменяются на вредных и опасных производствах с высокими рисками для жизни и здоровья работников.

Проверки без ограничений будут проводится в компаниях, которые в течение трех последних лет нарушали законодательство и получали административное наказание за грубые нарушения, в том числе в виде дисквалификации руководителя либо приостановления деятельности, либо приостановления действия лицензии.

Под мораторий не подпадают:

  • вредные и опасные производства с высокими рисками для жизни и здоровья работников;
  • фирмы МСП, которым в течение последних 3-х лет было вынесено административное наказание за грубые нарушения;
  • компании, у которых в течение последних 3-х лет был дисквалифицирован руководитель;
  • компании, деятельность которых по решению надзорных органов приостанавливалась в течение последних 3-х лет;
  • компании, которые были временно либо полностью лишены лицензии и с момента наказания не прошло 3 года;
  • организации, работающие на основании лицензий;
  • организации, которые обязаны проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • предприятия, использующие атомную энергию.

Перечень компаний, которые вывели из-под моратория на проверки 2022 года во многом повторяет перечень тех, на кого не распространялся мораторий 2021 года.

Но, существенная разница все-таки есть. В 2021 году мораторий на проверки не распространялся на компании здравоохранения, образования, социальной сферы, по производству драгоценных металлов и камней. Теперь, перечисленные компании также под мораторием. Их не будут проверять в 2022 году.

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Представители проверяющих органов имеют следующие полномочия:

  • Запрос и получение информации, относящейся к предмету проверки.
  • Рассмотрение документации, которая характеризует учреждение.
  • Оценка соблюдения требований законодательства относительно проведения экспертиз.
  • Оценка исполнения правил занесения записей в медицинские книжки.
  • Доступ на территорию учреждения.
  • Снятие копий с бумаг.
  • Принятие мер по ограничению деятельности и по профилактике правонарушений.

Утвержден план проверок на 2022 год

Росздравнадзор проверяет деятельность следующих учреждений:

  • Учреждений здравоохранения.
  • Аптек.
  • Субъектов оптовой реализации медикаментов.
  • Прочих организаций и ИП, работающих в сфере здравоохранения.

То есть Росздравнадзор проверяет все учреждения, которые так или иначе заняты в сфере здравоохранения.

Направление проверочных мероприятий определяется исходя из специфики деятельности учреждения. Рассмотрим примеры:

  • Выдача лицензий на осуществление медицинской деятельности.
  • Соблюдение субъектами принятых медицинских стандартов.
  • Оценка исполнения правил осуществления осмотров пациентов, освидетельствований и экспертиз.
  • Оценка безопасности условий труда персонала.
  • Безопасность при эксплуатации медицинского оборудования.
  • Исполнение ограничений, принятых по отношению к медицинской деятельности.
  • Исполнение правил локального и ведомственного контроля.

Мероприятие может быть общим, комплексным. В процессе выполняется анализ всех направлений деятельности учреждения.

Рассмотрим аспекты, которые проверяются Росздравнадзором:

  • Доступность сведений о медицинских услугах. Как правило, контролирующие органы сначала проверяют учреждение на предмет исполнения ФЗ «О защите прав потребителей». Если в медицинском учреждении есть локальные документы, они должны быть размещены на видном месте. Если компания оказывает платные услуги, информация о врачах также должна быть публичной. В учреждении должны иметься письменные согласия пациентов на врачебные вмешательства.
  • Наличие лицензии на деятельность, а также санитарно-эпидемиологического заключения. Информация из двух этих документов должна совпадать.
  • Образование медицинских работников. Сначала Росздравнадзор проверяет образование главного врача. Согласно требованиям, стаж его работы должен составлять не меньше 5 лет. Также лицо должно пройти обучение по направлению «Организация здравоохранения». Персонал, имеющий среднее образование, должен иметь в наличии сертификат специалиста. Осуществляется проверка наличия следующих документов: должностной инструкции, правильно оформленного трудового соглашения, диплома о специальном образовании, сертификата медицинского специалиста.
  • Проверка исполнения принятых медицинских стандартов. Для проверки стандартов изучается ключевая документация, оснащенность медицинских документов, правильность ведения учета.

Также Росздравнадзор может проверить такие аспекты, как:

  • Наличие учредительной документации.
  • Наличие приказа о назначении главврача.
  • Соблюдение санитарно-эпидемиологических норм.
  • Наличие документации об аренде здания медучреждения или о праве собственности.
  • Наличие соглашений со сторонними компаниями о техобслуживании или ремонте.
  • Наличие всех нужных сертификатов.
  • Соблюдение условий хранения медикаментов.
  • Наличие правил учета медикаментов.

По усмотрению Росздравнадзора может осуществляться проверка прочих аспектов.

Плановые проверки осуществляются раз в три года. Рассмотрим основания для их проведения:

  • Истечение срока выполнения предписания о ликвидации нарушения, выявленного ранее.
  • Поступление жалоб на медицинское учреждение.
  • Приказ руководителя проверяющего органа, изданный на основании поручения Президента страны.

ВАЖНО! Основанием для осуществления мероприятия не является заявление от неустановленного лица.

Внеплановая проверка выполняется после согласования с органом прокуратуры. Компания предупреждается о проведении мероприятия за 24 часа. Рассмотрим основания проверки:

  • Угроза причинения вреда.
  • Обнаружены нарушения требований закона.
  • Прочие нарушения, которые требуют срочного вмешательства.

Медицинское учреждение уведомляется о проверке за сутки. О плановой проверке компания предупреждается заблаговременно. За это время можно подготовиться к проверке. В частности, нужно устранить все имеющиеся нарушения. Для этого проводится внутренняя проверка. Затем производится сбор всех необходимых документов. Нужно убедиться в том, что в компании есть все нужные бумаги.

Если в результате мероприятия обнаружены нарушения, принимаются определенные меры, в частности, представители проверяющих органов исполняют следующие действия:

  • Выдача медучреждению предписания об устранении обнаруженных нарушений.
  • Контроль над устранением обнаруженных нарушений.
  • Привлечение лиц, допустивших правонарушение, к ответственности.
  • Если имеются признаки административного правонарушения, оформляется соответствующий протокол.
  • Бумаги по результатам мероприятия предоставляются в прокуратуру, если это нужно.

Все предписания фиксируются на официальном ресурсе Росздравнадзора. Их можно посмотреть.

Вид контроля — государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности в части:

контроля за соблюдением органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, медицинскими организациями и фармацевтическими организациями, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность, прав граждан в сфере охраны здоровья;

контроля применения медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;

контроля соблюдения медицинскими организациями порядков проведения медицинских экспертиз, диспансеризации, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований;

контроля соблюдения медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций, фармацевтическими работниками и руководителями аптечных организаций ограничений, применяемых к указанным лицам при осуществлении профессиональной деятельности в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

контроля организации и осуществления:

федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия в сфере охраны здоровья граждан, а также осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями предусмотренного статьей 90 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;

федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотренного статьей 89 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных им органов и организаций.

Особенностью государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности в первом полугодии 2020 года являлся контроль исполнения обязательных требований в сфере охраны здоровья граждан, направленный в том числе, на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции и защиту права граждан на качественную и доступную медицинскую помощь, в том числе пациентам с новой коронавирусной инфекцией.

Система защиты прав в Российской Федерации пациентов включает:

1) законодательное определение прав граждан в сфере охраны здоровья;

2) механизм реализации прав граждан в сфере охраны здоровья;

3) контроль за соблюдением прав граждан в сфере охраны здоровья.

В настоящее время права граждан в сфере охраны здоровья регулируются 22 Федеральными законами, 45 постановлениями Правительства Российской Федерации и 186 ведомственными нормативными актам федеральных органов государственной власти Российской Федерации.

Реализация прав граждан в сфере охраны здоровья осуществляется:

органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья;

органами местного самоуправления;

государственными внебюджетными фондами;

медицинскими организациями;

фармацевтическими организациями;

индивидуальными предпринимателями.

Контроль за соблюдением прав граждан в сфере охраны здоровья осуществляют различные органы государственной власти и организации в соответствии с установленными законодательством полномочиями.

1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в соответствии с п. 1. ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», осуществляют защиту прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья в субъекте Российской Федерации.

2. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и ее территориальные органы, в соответствии с п. 5.1.3.1. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 323, пп. «а», п. 3 Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2012 N 1152, осуществляет контроль соблюдения органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, а также осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями прав граждан в сфере охраны здоровья граждан, в том числе доступности для инвалидов объектов инфраструктуры и предоставляемых услуг в указанной сфере.

3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации, страховые медицинские организации, страховые представители, в соответствии со ст. 40 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 28.02.2019 N 36, осуществляют защиту прав граждан при оказании им медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Федеральный закон от 01.04.2020 N 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

Федеральный закон от 08.06.2020 N 166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции».

постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 N 1896 «Об утверждении Правил определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации» (начало действия документа — 01.01.2020);

постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 N 1891 «О медицинском освидетельствовании федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы судебных приставов, изъявивших желание поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации» (начало действия документа — 01.01.2020);

постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 N 373 «Об утверждении Временных правил учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;

постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году»;

постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2020 N 1980 «Об утверждении Правил организации медицинской помощи военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских формирований и органов и гражданам, призванным на военные сборы, в медицинских (военно-медицинских) подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских формирований и органов в местах их постоянной дислокации и в военно-медицинских частях и организациях»;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 844-р «Об утверждении перечней медицинских организаций, которые перепрофилируются для оказания медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом или с подозрением на коронавирусную инфекцию COVID-19 в стационарных условиях».

приказ Минздрава России от 19.03.2020 N 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19;

приказ Минздрава России от 06.04.2020 N 288 «Об утверждении Правил оценки готовности медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, их структурных подразделений и частных медицинских организаций, к оказанию медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 или с подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 в стационарных условиях».

Типичные нарушения прав граждан в сфере охраны здоровья, в том числе пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 или с подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19:

несоблюдение медицинской организацией установленных территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи сроков оказания гражданам медицинской помощи оказания гражданам медицинской помощи в неотложной, экстренной, плановой форме, в том числе сроков ожидания оказания медицинской помощи в стационарных условиях, проведения отдельных диагностических обследований и консультаций врачей-специалистов;

случаи необоснованной оплаты за счет личных средств граждан лабораторных исследований на COVID-19 и компьютерной томаграфии, при наличии медицинских показаний;

нарушения Минимальных требований Временного порядка организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19″;

отсутствие анализа результатов лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, а также причин летальных исходов;

несвоевременное предоставление информации о заболеваемости COVID-19 в информационный ресурс учета информации;

низкая обеспеченность медицинских и иных работников средствами индивидуальной защиты (очки, одноразовые перчатки, респиратор, противочумный костюм 1 типа или одноразовый халат, бахилы) исходя из расчета суточной потребности;

нарушение требований Временных методических рекомендаций Минздрава России «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» на этапах сбора эпидемиологического анамнеза, диагностики (выполнение исследований газового состава крови, С-реактивного белка, спиральной компьютерной томографии лёгких), лечения (осуществление подбора схем лечения, в том числе антибактериальной терапии, своевременный перевод пациентов в отделение реанимации и интенсивной терапии, подключение их к аппарату искусственной вентиляции лёгких).

Прокуроры начали формировать сводный план проверок бизнеса на 2022 год

Управлением контроля за реализацией государственных программ в сфере здравоохранения (далее — Управление) с целью формирования плана контрольных мероприятий на 2020 год, а также выявления субъектов Российской Федерации, имеющих отрицательную динамику при достижении целевых показателей, на регулярной основе в течение 2019 года проводился анализ деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции в сфере охраны здоровья по организации соблюдения прав граждан при получении медицинской помощи и лекарственном обеспечении с целью определения субъектов Российской Федерации, не достигших целевых показателей, характеризующих доступность и качество оказания медицинской помощи и свидетельствующих о невыполнении регионального плана мероприятий по снижению смертности от основных причин. Также, в рамках компетенции Управлением проводился мониторинг реализации региональных проектов, входящих в федеральные проекты национального проекта «Здравоохранение».

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья, а в соответствии с нормой статьи 98 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» органы государственной власти в сфере охраны здоровья несут ответственность за обеспечение реализации гарантий и соблюдение прав и свобод в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

На основании анализа Управлением составлен план проверок на 2020 год, в соответствии с которым запланировано проведение 10 проверок органов государственной власти в сфере охраны здоровья (Забайкальский край, Кабардино-Балкарская Республика, Тверская область, Астраханская область, Ярославская область, Иркутская область, Омская область, Удмуртская Республика, Ростовская область, Республика Алтай) и 6 проверок территориальных фондов обязательного медицинского страхования (Иркутская область, Удмуртская Республика, Краснодарский край, Кабардино-Балкарская Республика, Забайкальский край, Тверская область).

Всего было проведено 6 проверок (Забайкальский край, Кабардино-Балкарская Республика, Тверская область, Астраханская область, Ярославская область, Удмуртская Республика) органов государственной власти в сфере охраны здоровья, 4 проверки (Иркутская область, Омская область, Республика Алтай, Ростовская область) были отменены по причине сложной эпидемиологической обстановки на территории субъекта по согласованию с органами прокуратуры субъектов Российской Федерации.

Также было проведено две проверки территориальных фондов обязательного медицинского страхования (Удмуртская Республика, Тверская область), 4 проверки (Иркутская область, Краснодарский край, Кабардино-Балкарская Республика, Забайкальский край) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Всего центральным аппаратом и территориальными органами Росздравнадзора по оперативным данным проведено 1086 проверок в отношении органов государственной власти в сфере охраны здоровья, в том числе по переданным полномочиям.

В целях применения Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств была проведена градация производителей лекарственных препаратов на основании объективных данных: реестра лицензий на осуществление деятельности по производству лекарственных средств, где указывается категория выпускаемой продукции, государственного реестра лекарственных средств, а также данных о лекарственных препаратах, выпущенных в гражданский оборот, предоставляемых производителями на основании требований приказа Росздравнадзора от 07.08.2015 N 5539 «Об утверждении порядка осуществления выборочного контроля качества лекарственных средств для медицинского применения».

Относительно производителей лекарственных средств использованы 4 категории риска: значительный, средний, умеренный и низкий.

Всего план проверок Росздравнадзора на 2020 год включал проверки соответствия лекарственных средств, находящихся в гражданском обороте, установленным требованиям к их качеству, в отношении 39 организаций — производителей лекарственных средств, из них по категориям риска:

— 17 — значительного риска;

— 20 — среднего риска;

— 2 — умеренного риска.

Фактически в 2020 г. организовано 10 плановых проверок и завершено 3 плановые проверки в отношении организаций — производителей лекарственных средств, в том числе 1 плановая проверка, начатая в IV квартале 2019 года, срок проведения которой был продлён в связи с проведением экспертизы отобранных образцов лекарственных средств.

В связи с эпидемиологической обстановкой 8 плановых проверок были приостановлены в соответствии с пп. «а» п. 3 поручения председателя Правительства Российской Федерации от 18.03.2020 N ММ-П36-1945 и впоследствии завершены в связи с невозможностью их проведения в соответствии с п. 9 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438.

В соответствии с пунктами 3 и 8 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438) из плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения на 2020 год были исключены 29 проверок производителей лекарственных средств (приказ Росздравнадзора от 14.04.2020 N 2991).

По результатам проведённых проверок в отношении организаций — производителей лекарственных средств выявлены нарушения, которые могут приводить к выпуску в обращение недоброкачественной продукции и являться угрозой причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Данные о количестве выявленных нарушений в зависимости от категорий риска, присвоенных проверяемым организациям, представлены в таблице.

Таблица. Количество нарушений, выявленных в 2020 г. при проведении плановых проверок в отношении организаций — производителей лекарственных средств

Степень риска Количество проверок Количество выявленных нарушений Среднее количество нарушений на 1 проверку
Значительный 1 (проверка с 2019 г.) 2 2
Средний 2 5 2,5
Умеренный 0

Количество проведённых проверок и количество выявленных нарушений по результатам проверок, проведённых в 2020 году, не позволяет сделать достоверные выводы о наличии тенденций к изменению количества выявляемых нарушений по сравнению с уровнем 2019 г.

Нарушения, которые выявлены при проверках в 2020 г. в отношении организаций — производителей лекарственных средств, отражены в таблице.

Непривычно, когда слово «визит» используется контролерами. Обычно визитом принято называть простое посещение какого-либо места или человека и совсем не с целью проверки. Тем не менее, в новом Федеральном законе «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 248-ФЗ словосочетание «инспекционный визит» применяется как официальное название одной из новых форм проверок.

Внеплановый инспекционный визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры. Об этом прямо указано в п. 7 ст. 70 Закона № 248-ФЗ. Но из этого правила есть исключение — это случаи, указанные в п. 3-6 п. 1, п. 3 ст. 57, п. 12 ст. 66 Закона № 248-ФЗ.

Какие компании не будут проверять в 2022 году по мораторию на проверки

Современные технологии позволяют проводить проверки без непосредственного присутствия инспекторов в проверяемой компании. В ходе инспекционного визита закон позволяет контролерам использовать дистанционные технологии: взаимодействовать с проверяемым лицом посредством аудио- или видеосвязи.

В своих положениях о виде контроля контрольно-надзорные органы вправе детально прописать, какие технические средства и способы передачи информации они могут применять во время инспекционного визита.

К примеру, при проведении инспекционного визита в коллекторских компаниях контролерами «могут применяться оборудование, информационные системы и программные средства, обязательные к использованию контролируемым лицом для аудиозаписи всех случаев непосредственного взаимодействия с должниками и иными лицами, направленных на возврат просроченной задолженности, а также для записи всех текстовых, голосовых и иных сообщений, передаваемых при осуществлении взаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности, по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи» (п. 56 Положения, утв. Постановлением Правительства от 25.06.2021 № 1004).

Налоговики с инспекционным визитом прийти не могут, так как такая форма контроля не может применяться в отношении 24 сфер госконтроля, в число которых входит и налоговый контроль (п. 5 ст. 2 Закона № 248-ФЗ).

Как быть, если в ходе инспекционного визита компании причинен ущерб

Новое законодательство о проверках уделило особое внимание вопросу обеспечения защиты прав проверяемых лиц (компаний, ИП и т. д.) во время контрольно-надзорных мероприятий.

Если при проведении контрольного мероприятия (в том числе инспекционного визита), проверяемому лицу причинен вред, это лицо вправе рассчитывать на возмещение вреда, если действия инспекторов будут признаны неправомерными (ст. 38 Закона № 248-ФЗ).

Законом расписан порядок досудебного обжалования решений и действий контролеров (ст. 39-43 Закона № 248-ФЗ).

Если в ходе инспекционного визита инспекторы грубо нарушили требования к его организации и проведению, решения по итогам такой проверки могут быть отменены. Сделать это позволено руководителю контрольно-надзорного органа, вышестоящей инстанции или суду, в том числе по представлению (заявлению) прокурора (п. 1 ст. 91 Закона № 248-ФЗ).

Что же должны совершить контролеры в ходе инспекционного визита, чтобы его результаты были признаны недействительными?

Перечень грубых нарушений контролеров перечислен в п. 2 ст. 91 Закона № 248-ФЗ. Среди них:

  • отсутствие оснований для проведения проверки;
  • несогласованность с органами прокуратуры (если оно обязательно);
  • нарушение сроков проверки;
  • и другие.
  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

Что проверяет Росздравнадзор при плановой проверке?

  • Федеральный закон от 22.11.2021 N 377-ФЗ

    «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 19.11.2021)

    «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

  • Федеральный закон от 25.10.2021 N 363-ФЗ

    «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2020 год»

  • Указ Президента РФ от 25.11.2021 N 675

    «О директоре Федеральной службы исполнения наказаний»

  • Указ Президента РФ от 25.11.2021 N 674

    «О Калашникове А.П.»

  • Распоряжение Президента РФ от 24.11.2021 N 332-рп

    «О внесении изменений в состав Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, утвержденный распоряжением Президента Российской Федерации от 5 ноября 2019 г. N 380-рп»

  • Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2021 N 3308-р

    «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 22.02.2019 N 265-р»

  • Распоряжение Правительства РФ от 23.11.2021 N 3302-р

    «О внесении изменений в распределение субвенций на социальные выплаты безработным гражданам»

  • Распоряжение Правительства РФ от 23.11.2021 N 3301-р

    «О внесении изменений в распределение субвенций на выплату единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету города Байконур на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов»

Фото 766

Порядок проведения проверки Росздравнадзора

Видео 17086

223757

21215

Фото 17277

«Грядут волны проверок, а медицинские организации расслабились»

Было проведено 8362 проверки в 3323 медицинских организациях. Из них (44,7% от числа проверенных) выявлено 4252 нарушения прав граждан в сфере охраны здоровья. Это нарушения требований 323-ФЗ.

  • По итогам проверок было составлено 649 протоколов об административном правонарушении.

  • По 748 случаям были привлечены органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования.

  • 137 эпизодах привлекались правоохранительные органы.

Статистика нарушений прав граждан:

Низкая доступность и качество медицинской помощи

2029 случаев

Отсутствие информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства

1118 случаев

Нарушение права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи

555 случаев

Отказ в оказании медицинской помощи

446 случаев

Отказ в предоставлении информации о состоянии здоровья

40 случаев

Не предоставление информации о факторах, влияющих на здоровье

41 случай

Нарушение права выбора врача и медицинской организации

15 случаев

  • отсутствие (несоблюдение) системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
  • осуществление отдельных работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, без лицензии;
  • наличие принадлежащих лицензиату на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий, незарегистрированных в установленном порядке;
  • отсутствие технического обслуживания принадлежащих лицензиату на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий;
  • отсутствие у заключивших с юридическим лицом трудовые договоры работников, послевузовского и (или) дополнительного медицинского или иного необходимого для выполнения заявленных работ (услуг) профессионального образования и сертификата специалиста (для специалистов с медицинским образованием);
  • отсутствие выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам осуществляемой медицинской деятельности;
  • отсутствие у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье»;
  • несоблюдение срока повышения квалификации специалистов, выполняющих заявленные работы (услуги), не реже 1 раза в 5 лет.
  • Всего было проведено 7873 проверок.
  • 3074 медицинских организациях совершили 7744 нарушений правил оказания медпомощи.
  • Росздравнадзор проверил 5834 медицинские организации.
  • В результате 1232 проверок в 1679 медицинских организациях
  • Выявлено 2602 нарушения стандартов медицинской помощи.

Основные нарушения:

Необоснованного невыполнения медицинских услуг, имеющих усредненную частоту предоставления единица

1944 нарушений

Отсутствие диагностических методик, внесенных в стандарт медицинской помощи

234 нарушения

Необоснованное назначение медицинских услуг, имеющих усредненную частоту предоставления менее единицы

131 нарушение

Необоснованное и (или) неполное назначение лекарственных препаратов, имплантируемых в организм человека медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания

135 нарушений

Отсутствие лечебных методик, внесенных в стандарт медицинской помощи

80 нарушений

Отсутствие лекарственных препаратов, внесенных в стандарт медицинской помощи

78 нарушений

Какие нарушения выявлены в сфере порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований?

  • За год проведено 2275 проверок порядка проведения медицинских экспертиз.
  • Из них в 575 случаях выявлены нарушения.

Нарушения ведения медицинской документации

565 нарушений


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.