О лицензировании образовательной деятельности в 2022 году

Автор: | 09.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О лицензировании образовательной деятельности в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Положение о лицензировании образовательной деятельности

(с изменениями на 28 июля 2021 года)

1. Настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (далее — организация, осуществляющая образовательную деятельность).

Образовательная деятельность на территории инновационного центра «Сколково» осуществляется частными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, без получения ими лицензий в соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково».

Образовательная деятельность на территории инновационного научно-технологического центра осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, без получения ими лицензий на осуществление образовательной деятельности, если это предусмотрено правилами проекта в соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2. Лицензирование образовательной деятельности, осуществляемой на территории международного медицинского кластера иностранными юридическими лицами — участниками проекта международного медицинского кластера, осуществляется в соответствии с настоящим Положением с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3. Лицензирование образовательной деятельности осуществляют следующие лицензирующие органы:

а) Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в отношении:

организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;

федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации, образовательных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;

иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации;

б) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, — в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций, осуществляющих образовательную деятельность, указанных в подпункте «а» настоящего пункта), а также расположенных в других субъектах Российской Федерации филиалов указанных организаций.

4. Образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению.

5. Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности (далее — лицензия), являются:

С 1 марта 2022 года получать лицензии и работать с ними станет проще

1 марта 2022 года вступит в силу ряд законодательных поправок, которые упростят получение лицензий и работу с ними. В связи с этим Правительство РФ утвердило некоторые изменения своих актов о лицензировании. Они во многом дублируют положения закона, но есть и новшества.

Так, бизнес обяжут вносить в реестры лицензий сведения о новом номере телефона или адресе электронной почты в течение 15 рабочих дней со дня изменения прежних контактных данных. Это можно будет сделать, например, через Госуслуги.

Через тот же портал разрешат уведомлять лицензирующие органы субъектов РФ, где компания или ИП хочет работать по лицензии, которую выдал орган другого региона. Будут и другие способы подачи уведомления.

Кроме того, Правительство РФ утвердило положения о едином реестре учета лицензий. Общедоступные сведения из него станут размещать на сайте реестра. Ознакомиться с ними можно будет бесплатно. Адрес сайта определит Минэкономразвития РФ.

В реестр войдут:

— перечень лицензируемых видов деятельности с указанием ряда данных (ключевых слов, архивных записей и пр.);

— сведения о лицензирующих органах, их территориальных подразделениях (наименование, руководство и пр.);

— информация по вопросам ведения этих видов деятельности (срок действия лицензии, перечень грубых нарушений и пр.).

Сейчас подобного реестра нет.

Старший помощник Переславского межрайонного прокурора Е.Н. Павлова

Ситуация. ИП Вера открыла клуб детского развития. В клубе есть занятия с логопедом, курсы английского и подготовка к школе. Лицензии у нее нет.

Позиция ИП. Адвокат Веры настаивал, что детский клуб оказывает услуги по дневному уходу за детьми с организацией их досуга без реализации образовательных программ. Лицензия не нужна.

Позиция прокуратуры. В работе ИП нашли признаки образовательной деятельности:

  • на сайте клуба написано «читаем за 20 уроков», «математика для дошкольников», «постановка почерка, коррекция», «иностранные языки», «помощь школьнику». Формулировки подходят под определение образовательной программы;
  • дети занимались в кабинетах.

Что решил суд. ИП работает незаконно: работа клуба соответствует образовательной деятельности, а значит, должна лицензироваться. Суд назначил штраф 4000 ₽, но заменил на предупреждение. Чтобы продолжить работу, Вера должна получить лицензию.

Похоже, к процессу аккредитации решили подойти максимально объективно и брать в расчёт данные сразу из ряда источников. Так, по задумке, значение будут иметь:

  • результаты мониторинга в системе образования;
  • итоги независимых оценок качества образования и подготовки учащихся, а также условий осуществления образовательной деятельности;
  • результаты профессионально-общественной аккредитации;
  • данные из отчётов самих образовательных организаций.

Исключением из правил станут образовательные учреждения, которые находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти, отвечающих за безопасность, оборону, обеспечение законности и правопорядка.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.12.2015 N 1313, от 12.11.2016 N 1177, от 18.01.2018 N 20, от 29.11.2018 N 1439, от 12.12.2019 N 1648, от 21.02.2020 N 192)

1. Настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (далее — организация, осуществляющая образовательную деятельность).

Образовательная деятельность на территории инновационного центра «Сколково» осуществляется частными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, без получения ими лицензий в соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково».

Образовательная деятельность на территории инновационного научно-технологического центра осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, без получения ими лицензий на осуществление образовательной деятельности, если это предусмотрено правилами проекта в соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.01.2018 N 20)

1.1. Лицензирование образовательной деятельности, осуществляемой на территории международного медицинского кластера иностранными юридическими лицами — участниками проекта международного медицинского кластера, осуществляется в соответствии с настоящим Положением с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.02.2020 N 192)

2. Лицензирование образовательной деятельности осуществляют следующие лицензирующие органы:

а) Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в отношении:

организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;

федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации; (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1177)

российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации, образовательных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;

иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.11.2014 N 1246, от 29.11.2018 N 1439)

1. Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования

2. Реализация основной общеобразовательной программы начального общего образования

3. Реализация основной общеобразовательной программы основного общего образования

4. Реализация основной общеобразовательной программы среднего общего образования

5. Реализация основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

6. Реализация основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования — программы подготовки специалистов среднего звена

7. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования — программы бакалавриата

8. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования — программы специалитета

9. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования — программы магистратуры

10. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования — программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)

11. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования — программы ординатуры

12. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования — программы ассистентуры-стажировки

13. Реализация основной программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих

14. Реализация основной программы профессионального обучения — программы переподготовки рабочих, служащих

15. Реализация основной программы профессионального обучения — программы повышения квалификации рабочих, служащих

16. Реализация дополнительных общеобразовательных программ — дополнительных общеразвивающих программ

17. Реализация дополнительных общеобразовательных программ — дополнительных предпрофессиональных программ

18. Реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации

19. Реализация дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки

20. Реализация образовательных программ, направленных на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.11.2014 N 1246)

Реализация образовательных программ осуществляется в соответствии с перечнями профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, утверждаемыми в зависимости от вида образовательной программы Министерством науки и высшего образования Российской Федерации или Министерством просвещения Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.11.2018 N 1439)

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 28 октября 2013 г. N 966

1. Подпункт «б» пункта 2 изложить в следующей редакции:

«б) Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за реализацией исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области лицензирования образовательной деятельности, переданных в соответствии со статьей 7 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», и ведет сводный реестр выданных уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации лицензий.».

2. Раздел «Рособрнадзор» перечня федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, утвержденного указанным постановлением, изложить в следующей редакции:

«Рособрнадзор

Образовательная деятельность, осуществляемая организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, федеральными государственными профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, российскими образовательными организациями, расположенными за пределами

территории Российской Федерации, образовательными организациями, созданными в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющими образовательную деятельность дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, представительствами Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иностранными образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»)».

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 837 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности образовательных учреждений, находящихся в ведении Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Федеральной службы охраны Российской Федерации и реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 43, ст. 5086).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. N 49 «О лицензировании образовательной деятельности образовательных учреждений органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации, реализующих военные профессиональные образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 7, ст. 757).

3. Пункт 50 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. N 749 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 40, ст. 5076).

4. Абзац второй постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2011 г. N 87 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет» и Положения о государственной аккредитации федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 8, ст. 1128).

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 г. N 174 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 12, ст. 1651).

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2011 г. N 626 «О лицензировании образовательной деятельности федеральных университетов, университетов, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет», других федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, реализующих образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 32, ст. 4827).

7. Пункты 1 и 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2012 г. N 731 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 31, ст. 4362).

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 г. N 957 «О внесении изменения в Положение о лицензировании образовательной деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 40, ст. 5440).

Однако не получится ли так, что теперь, как грибы после дождя, появятся онлайн-школы и вузы, которые начнут направо и налево выдавать дипломы и аттестаты? Все опрошенные «РГ» эксперты уверены: однозначно, нет ! Речь идет не о школьном или вузовском образовании. А о дополнительных программах для детей и даже в большей степени — для взрослых: профессиональных программах переобучения, повышения квалификации, языковых, гуманитарных и IT-курсах.

— Чтобы выдавать вузовские дипломы и школьные аттестаты, нужна не только лицензия, но и аккредитация. Но ее не получить без материально-технических условий, прописанных в федеральных государственных образовательных стандартах. Новое постановление вопросы аккредитации никак не затрагивает, — рассуждает директор Центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС Борис Илюхин. — Так что, скорее всего, мы увидим именно лицензированные профессиональные онлайн-курсы.

Есть и еще нюанс. Да, требования к зданиям и помещениям для онлайн-платформ сняли, зато добавили новое условие: теперь нужно будет доказать, что у обучающей организации для качественного онлайна есть необходимая электронная информационно-образовательная среда. Электронные ресурсы и технические средства. Кроме того, по-прежнему для получения лицензии нужно создать собственные образовательные программы, собрать квалифицированных педагогов и многое другое.

— У дистанционного обучения своя специфика, — говорит ректор РосНОУ Владимир Зернов. — Не нужны большие площади или те же спортивные сооружения, как в случае с очным. У нас может быть великолепный стадион, но отвратительная электронная среда — и кому от этого хорошо? Важны качество электронной среды, образовательного контента и, конечно, возможность контроля за ходом экзамена. Раньше все отслеживали методисты, а сейчас это можно делать удаленно и не менее эффективно. Если ввести четкие, ясные требования, качество обучения в дистанте фактически не будет уступать аудиторным занятиям. Нужно просто четко прописать, что требуется в обоих случаях.

Кстати, примерно о том же «РГ» рассказали в Рособрнадзоре — главном ведомстве, которое отвечает в России за образовательные лицензии. По сути, чтобы новое положение заработало на полную, необходимы еще несколько нормативных актов.

Для начала выясним, когда лицензия на образовательную деятельность не требуется. В постановлении Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966, утвердившего положение о лицензировании образовательной деятельности, указана только одна такая возможность. Лицензия не нужна, если услуги оказывает лично индивидуальный предприниматель. Это услуги репетиторов, частных учителей, студий, кружков и т.д., где занятия ведет сам предприниматель, имеющий соответствующее образование и стаж работы.

Обращаем внимание индивидуальных предпринимателей – если вы нанимаете других педагогических работников, то лицензия на образовательную деятельность ИП необходима. При этом работников другого профиля, которые не предоставляют непосредственно образовательные услуги, нанимать можно без лицензии.

В предыдущей редакции положение о лицензировании образовательной деятельности допускало еще одну возможность работать без лицензии – если по итогам обучения не проводилась итоговая аттестация и не выдавался документ об образовании. Проводить без лицензии тренинги, семинары, лекции, о прохождении которых не выдаются подтверждающие документы, можно и теперь, но такая деятельность не называется образовательной, а культурной или досуговой.

Перечень услуг, для которых нужна лицензия, включает в себя такие виды образования: дошкольное, общее, среднее профессиональное, высшее, дополнительное общеобразовательное, дополнительное профессиональное и образование религиозного персонала религиозных организаций.

Получение лицензии на образовательную деятельность – сложный и длительный процесс. Только рассмотрение документов и принятие решения о выдачи лицензии или об отказе в выдаче занимает 60 дней. А до этого надо подготовить ещё ряд разрешений других государственных органов и разработать собственные образовательные программы. И всё же, бизнес в сфере образования можно назвать доходным, поэтому если вы хотите заниматься этим направлением, то надо один раз пройти процедуру лицензирования.

Лицензия выдаётся бессрочно, и если вы не будете её переоформлять, то обращаться к чиновникам по этому вопросу уже не придётся.

Соискатель лицензии должен документально подтвердить, что им созданы все необходимые условия для оказания услуг в сфере образования. Для этого соберите такой пакет документов:

  • заявление о предоставлении лицензии;
  • документ, подтверждающий право пользования помещением (копия свидетельства о праве собственности, договора аренды или субаренды);
  • копия устава ООО или копия свидетельства о регистрации ИП;
  • копия листа записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • копия свидетельства о налоговом учете ООО или ИП;
  • копии заключений СЭС и Госпожнадзора о соответствии помещения необходимым требованиям;
  • справка об условиях для функционирования электронной информационно-образовательной среды;
  • справка о печатных и электронных ресурсах;
  • справка о педагогических работниках;
  • справка об утверждении образовательных программ;
  • справка об условиях для получения образования обучающимися с ОВЗ;
  • справка о материально-техническом обеспечении;
  • подтверждение оплаты госпошлины на сумму 7500 рублей;
  • опись документов.

Формы справок доступны на сайте Минобразования.

Модели аккредитации и лицензирования образовательной деятельности изменят

За предоставление услуг образования без лицензии предусмотрена административная, налоговая и уголовная ответственность. Суммы штрафов могут достигать 500 тысяч рублей, а срок лишения свободы – до пяти лет. Конечно, такое суровое наказание применяется крайне редко, когда работа без лицензии причинила крупный ущерб или был получен доход в крупном размере.

Кроме этого, оказание услуг без лицензии снижает конкурентность образовательной организации:

  • нет льгот при участии в аукционе на право аренды муниципальной недвижимости;
  • не признаётся документ о получении образования или повышения квалификации;
  • обучающиеся в нелицензированной организации не могут получить налоговый вычет по затратам на обучение;
  • серьёзные рекламные источники не принимают объявлений таких организаций.

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Правовые основы лицензирования образовательных услуг заложены в законах «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ и «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. В соответствии с ними под лицензией на образовательную деятельность понимается специальное разрешение на право организации или предпринимателя заниматься деятельностью по реализации образовательных программ, подтвержденное выданным лицензирующим органом бумажным или электронным документом.

Образовательные программы в соответствии с перечнем, утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966, делятся на следующие виды:

Вид образовательной программы

Подвид образовательных услуг

1

Основные общеобразовательные программы

По уровню образования

Дошкольное

Общее

Начальное

Основное

Среднее

2

Основные профессиональные образовательные программы

По уровню образования

Среднее

Подготовка служащих и рабочих

Подготовка специалистов среднего звена

Высшее

Бакалавриат

Специалитет

Магистратура

Аспирантура

Ординатура

Ассистентура-стажировка

3

Основные программы профессионального обучения

По направлению подготовки

Программы профессиональной подготовки рабочих и служащих

Программы переподготовки рабочих и служащих

Программы повышения квалификации рабочих и служащих

4

Дополнительные общеобразовательные программы

По подвиду образовательной программы

Общеразвивающие программы

Предпрофессиональные программы

5

Дополнительные профессиональные программы

По подвиду образовательной программы

Повышение квалификации

Профессиональная переподготовка

6

Образовательные программы, целью которых является подготовка служителей и персонала религиозных организаций

Не выделяются

Остановимся немного подробнее на дополнительном образовании.

В соответствии с п. 14 ст. 2 закона № 273-ФЗ под ним понимается образование, не связанное с повышением уровня и направленное на удовлетворение разнообразных образовательных потребностей лица. Такое образование может быть нацелено на совершенствование:

  • физических;
  • духовно-нравственных;
  • интеллектуальных;
  • профессиональных навыков обучающегося.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если дополнительное образование реализуется в рамках общеобразовательных программ, то на него не распространяются государственные стандарты образования. Если же обучающийся занимается по дополнительной профессиональной программе, то преподаватели должны ориентироваться на стандарты образования (письмо Минобрнауки от 29.03.2016 № ВК-641/09).

Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 N 966

Лицензирование образовательной деятельности вправе осуществлять уполномоченные органы, к которым, в соответствии с ч. 3 ст. 91 закона № 273-ФЗ, отнесены:

  1. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), которая занимается выдачей разрешений в случаях (ч. 7 ст. 6 закона № 273-ФЗ):
  • оказания соискателем услуг в сфере высшего образования;
  • если соискателем выступает:
    • профессиональная государственная организация федерального уровня, осуществляющая подготовку специалистов в областях, упомянутых в перечне специальностей, утв. постановлением Правительства РФ от 24.05.2013 № 437 (например, в сфере информационной безопасности, горного и нефтегазового дела, энергетики и т. д.);
    • российская организация, расположенная за рубежом;
    • иностранная организация, филиал которой размещается на территории РФ.
  1. Орган исполнительной власти региона, которому переданы соответствующие полномочия. Например, в Москве таким органом выступает департамент образования города. Такие органы занимаются выдачей разрешений в оставшихся случаях.

В лицензирующий орган с заявлением о выдаче разрешения могут обращаться:

  1. Образовательные организации, к которым относятся исключительно некоммерческие юридические лица, для которых оказание услуг в сфере образования является основным видом деятельности.
  2. Организации, осуществляющие обучение, которыми выступают те юридические лица, для которых образовательные услуги являются дополнительным видом деятельности, например организации соцобслуживания, здравоохранения, загранучреждения Министерства иностранных дел и т. д. (ст. 31 закона № 273-ФЗ).
  3. ИП, оказывающие услуги в сфере образования с привлечением педагогических работников.

Порядок и нюансы получения специального разрешения в подразделениях Рособрнадзора и региональных органах исполнительной власти аналогичны.

Критерии сравнения

Получение разрешения

В территориальном органе Рособнадзора

В органе исполнительной власти субъекта России

Акт, регламентирующий процедуру

Административный регламент, утв. приказом Минобрнауки от 17.03.2015 № 244

Административный регламент, утв. приказом Минобрнауки от 25.11.2014 № 1517

Срок, отведенный на рассмотрение заявления соискателя

45 рабочих дней

Порядок лицензирования

Прием должностным лицом уполномоченного органа заявления и пакета документов под опись (ее копия направляется соискателю разрешения)

Регистрация заявления (непосредственно в день передачи при непосредственной подаче документов или не позднее следующего рабочего дня при получении по почте или через интернет)

Проверка документов на правильность оформления в течение 3 рабочих дней, к моменту истечения которых должностное лицо направляет соискателю уведомление о приеме заявления или необходимости устранения замечаний

Запрос в порядке межведомственного обмена должностным лицом сведений в иных публичных структурах

Проведение выездной и документарной проверки соискателя

Подготовка в течение 4 рабочих дней с момента завершения проверок должностным лицом проекта приказа о предоставлении или отказе в предоставлении разрешения и передача его руководителю органа

Третьим лицам можно несколькими способами убедиться в том, что у ИП или юридического лица имеется действующая лицензия:

  • воспользовавшись формой поиска по сводному реестру, размещенному на официальном сайте Рособрнадзора;
  • изучив сайт организации или предпринимателя, на котором в соответствии с требованиями к структуре официального сайта, утв. приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785, должна быть размещена копия лицензии;
  • письменно запросив такую информацию в лицензирующем органе;
  • посетив место нахождения образовательной организации или ИП, которые должны оборудовать стенд или иным образом разместить для общего доступа информацию о номере и сроке действия лицензии, а также лицензирующем органе.

Выберите шрифт Tahoma Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг) : Стандартный Средний Большой

  • Московские одиннадцатиклассники написали итоговое сочинение (изложение)01 дек. 2021
  • На что обратить внимание на итоговом сочинении?30 нояб. 2021
  • В Москве пройдет тренировочный экзамен по географии для девятиклассников26 нояб. 2021
  • Публичная оферта
  • Пользовательское соглашение
  • Политика обработки персональных данных
  • Платформа Uchi.pro
  • Модули к платформе Uchi.Pro
  • Курсы для онлайн-обучения
  • Сайт для учебного центра
  • Справкa
  • Обновление системы
  • Получить консультацию
  • Правила работы техподдержки
  • Как заказать
  • Онлайн-оплата
  • Возврат оплаты
  • Блог
  • О разработчике
  • Отзывы о системе
  • Наши партнёры
  • Реквизиты

Порядок лицензирования образовательной деятельности

Какие изменения в образовательной деятельности вступают в силу с 2021 года?

С 1 января 2021 года вступают в силу изменения в Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

С 1 января 2021 года утрачивает свою силу ныне действующее Постановление Правительства РФ № 966 «О лицензировании образовательной деятельности», и вступает в силу новое Постановление Правительства РФ № 1490 от 18.09.2020 «О лицензировании образовательной деятельности». Срок действия Постановления ограничен до 31.12.2021 года.

Основные изменения в постановлении, связанные с получением образовательной лицензии в 2021 году:

1. Отмена бланков лицензий строгой отчётности (лицензий на бумаге).

С нового 2021 года лицензирование осуществляется в реестровой форме, которое подтверждается записью в реестре лицензий, в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности. Днём предоставления лицензии является день внесения в реестр лицензий записи о предоставлении лицензии, в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности.

2. Расширение информации о лицензиатах в реестре лицензий (в соответствии с ч. 4 ст. 91 Закона «Об образовании Российской Федерации»)

Записи в реестре будут содержать сведения:

  • о видах образования;
  • об уровнях образования (в отношении профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации);
  • о подвидах дополнительного образования, а также об адресах мест осуществления образовательной деятельности за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения, мест осуществления образовательной деятельности при использовании сетевой формы реализации образовательных программ
  • о каждом филиале, осуществляемом образовательную деятельность, с указанием на его наименование и место нахождения.

3. Получение выписки из реестра лицензий вместо бланка лицензий.

В случае, если лицензиату необходимо подтвердить факт наличия лицензии, ему необходимо обратиться в лицензирующий орган для получения выписки из реестра лицензий, уплатив при этом государственную пошлину. Выписка в электроном виде предоставляется бесплатно.

4. Заявление о предоставлении или переоформлении лицензии станет возможно подавать через МФЦ.

Подача заявления непосредственно в лицензирующий орган будет возможно только в электронном виде.

5. Меняются лицензионные требования к соискателю лицензии, а именно:

5.1. Требование о подтверждении наличия помещений не применяется:

  • при использовании сетевой формы в отношении части образовательной программы, не предусмотренной для реализации соискателем;
  • при организации образовательной деятельности в форме практической подготовки;
  • в отношении образовательной программы, реализуемых с применением исключительно.

5.2. Требование о наличии материально-технического обеспечения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий не применяется:

  • при организации образовательной деятельности в форме практической подготовки в организациях, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы на основании договора;
  • при намерении реализовывать образовательную программу с использованием сетевой формы в отношении части образовательной программы.
  • в отношении образовательных программ, реализуемых с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

5.3. Требование о наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам недвижимого имущества так не применяется в отношении вышеуказанных условий.

6. Изменение перечня необходимых документов, представляемых соискателем лицензии для получения лицензии, а именно:

  • копия договора об использовании сетевой формы реализации образовательной программы (при реализации с использованием сетевой формы);
  • гарантийное письмо руководителя с обязательством о привлечении педагогических и/или научных работников, соответствующих лицензионным требованиям.

7. При получении лицензии не будет требоваться наличие заключения государственного пожарного надзора, действующее ранее в отношении образовательных организаций (АНО).

Уважаемые коллеги, друзья! Мы приветствуем Вас на сайте службы по контролю и надзору в сфере образования Министерство образования Республики Мордовия. Мы обеспечиваем информационную открытость контрольно-надзорной деятельности, прозрачность процедур при оказании государственных услуг. Наш сайт – это электронный ресурс, посещая который, вы всегда будете обладать актуальной и востребованной информацией. Уверена, что сайт будет интересен и полезен всем участникам образовательных отношений, станет ориентиром для обеспечения качественного образования.

Вы можете отправить свое электронное обращение или задать вопрос в разделе сайта, который называется «Виртуальная приёмная» и расположен в меню «Обращение граждан».

  • ГЛАВНОЕ
  • НОВОСТИ
  • НОВОСТИ РЕГИОНОВ
  • НОВОСТИ БИЗНЕСА
  • ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ
  • СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Обязательными условиями для законного проведения образовательной деятельности и основными лицензионными требованиями в сфере образования являются:

  • наличие соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности;
  • наличие у лицензиата арендованных на законном основании или находящихся в собственности необходимых для проведения образовательной деятельности зданий, сооружений и помещений (включая аудитории, оборудованные учебные кабинеты, помещения для проведения практических занятий, объекты культуры и спорта, а также условия обеспечения обучающихся питанием и медицинской помощью), в соответствии с нормативами и стандартами законодательства российской Федерации;
  • наличие полного спектра учебно-методической документации и других библиотечно-информационных ресурсов по всем реализуемым образовательным программам для осуществления образовательных процессов;
  • наличие в штате квалифицированного персонала, численность которого в полном объеме позволяет осуществлять образовательную деятельность;
  • соблюдение лицензиатом всех требований и норм, установленных законодательством в области осуществления образовательных процессов;
  • наличие в образовательных учреждениях электронного оборудования, дистанционных обучающих технологий, электронных информационных ресурсов и т.д., обеспечивающих освоение обучающимися гражданами всех образовательных программ, независимо от их места нахождения.

Понятие «организация, осуществляющая обучение» означает юридическое лицо, которое ведет эту деятельность в качестве дополнительной.
Предприятие может проводить без лицензии курсы, лекции, семинары, тренинги, о прохождении которых не выдаются подтверждающие документы, но такая деятельность не будет называться образовательной, а будет являться культурной или досуговой. Организация должна иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности, чтобы выдать документ, подтверждающий наличие профессиональной подготовки.

Объясним значение термина «профессиональная подготовка».
Она может проводиться как в образовательных учреждениях профессионального образования, так и непосредственно в организации
(в образовательных подразделениях организаций, имеющих лицензию, либо в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией (наставников)).

А кто проверит, что сотрудник работает без соответствующего документа?

Аттестация сотрудников должна проводиться в срок не позднее 1 месяца в случаях:

  • назначения на должность;
  • перевода на другую работу, особенно если при осуществлении новых должностных обязанностей требуется проведение аттестации;
  • в связи с переходом из одной организации в другую.

Обучение можно проходить без отрыва от производства, с частичным отрывом от производства и дистанционно. По итогам обучения выдается протокол аттестационной комиссии на всех специалистов, прошедших аттестацию, а также удостоверение на каждого сотрудника с названием пройденного курса.

Согласно Федеральному закону, обучение сотрудников с дальнейшей аттестацией по рабочим специальностям нужно проводить не реже 1 раза в 5 лет.

Есть и другие причины, по которым необходимо обучать и переобучать сотрудников.
Так, юридическое лицо не имеет права участвовать в тендерах, осуществлять производственную деятельность и находиться в составе саморегулируемых организаций (СРО) по областям, перечисленным в Федеральном законе, без персонала, аттестованного по рабочим профессиям.

А если произойдет несчастный случай
(риск особенно критичный при тяжелых, смертельных и групповых несчастных случаях, где председателем будет сотрудник Государственной инспекции труда или инспектор Роспотребнадзора),
то от предприятия потребуют сведения о профессии на пострадавшего (пострадавших).

Лицензионные требования

[2]

Лицензирование образовательной деятельности – сложный и длительный процесс: рассмотрение документов и принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче занимает 60 дней.
Но это срок с момента принятия документов в Министерстве образования.
Чтобы подготовить документы согласно требованиям, подчас требуется 6-9 месяцев. Лицензия выдается бессрочно, но при этом вас ждут проверки представителей Министерства один раз в три года.

Положением о лицензировании образовательной деятельности в 2019 году установлены следующие требования к соискателям:

  • материально-техническое обеспечение образовательной деятельности в соответствии с федеральными стандартами;
  • образовательные программы, разработанные и утвержденные организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
  • педагогические работники (штатные или привлеченные по гражданско-правовому договору), имеющие профессиональное образование и стаж работы;
  • печатные, электронные образовательные и информационные ресурсы по образовательным программам;
  • помещение (собственное или арендованное здание), соответствующее заявленным образовательным программам;
  • санитарно-эпидемиологическое заключение на указанное помещение;
  • заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности;
  • создание для обучающихся условий охраны здоровья.

Начиная с две тысячи тринадцатого года все коммерческие структуры получили возможность оказывать образовательные услуги. Расширение этой сферы стало причиной повсеместного возникновения частных учебных заведений. Важно отметить, что на сегодняшний день существуют не только коммерческие детские сады, но и высшие образовательные учреждения. Помимо этого, индивидуальные предприниматели могут проводить различные семинары и обучающие лекции на платной основе. В данной статье мы предлагаем рассмотреть вопрос о том, как получить разрешительные документы на осуществление образовательной деятельности.

Для того чтобы понять предназначение лицензии на образовательную деятельность, необходимо тщательно изучить постановление Правительства под номером девятьсот шестьдесят шесть. Положение о лицензировании содержит в себе перечень всех видов деятельности, которые требуют получения разрешительных документов. В данном нормативном акте также имеется информация о тех видах деятельности, что не подлежат лицензированию. К таким направлениям можно отнести сферу услуг, где все занятия ведутся самим предпринимателем. К этой группе относятся частные педагоги, репетиторы, а также кружки и студии, где все занятия проводятся собственником бизнеса.

Важно отметить, что для ведения данной деятельности предприниматель должен иметь соответствующий уровень образования.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что получение разрешения на образовательную деятельность необходимо тем фирмам, что планируют использовать собственный персонал для проведения лекций, уроков и семинаров. Каждый работник, выступающий в роли преподавателя в частных учебных учреждениях, должен иметь соответствующие навыки и уровень образования.

Важно отметить, что некоторые фирмы могут работать без разрешительных документов. К данной категории относятся те организации, что не выдают документов о получении новой специальности, а также не проводят экзаменационные испытания. Это означает, что для проведения тренингов и семинаров необходимость в получении лицензии — отсутствует. Важно отметить, что этот вид деятельности именуется культурной, а не образовательной.

Лицензия на образовательную деятельность выдается следующим организациям:

  • дошкольным образовательным учреждениям;
  • учебным заведениям общего профиля;
  • воскресным школам с религиозным уклоном;
  • высшим учебным заведениям.

Сертифицирующим органом ведется реестр лицензий на образовательную деятельность. В этом реестре содержится информация обо всех компаниях, которые занимаются данным направлением деятельности. Здесь указывается полное название компании, сведения об организационно-правовой форме бизнеса, а также контактные данные. Помимо основной информации о компании, фиксируется порядковый номер лицензии и срок её выдачи.

Как уже было сказано выше, лицензия на образовательную деятельность является бессрочной. Это означает, что однократного прохождения процедуры оформления разрешительной документации достаточно для того, чтобы получить документ, который будет использоваться до момента закрытия бизнеса.

Контролирующие органы имеют законное право проверить лицензию на образовательную деятельность. Выявление факта отсутствия данного документа может повлечь за собой штрафные санкции в виде назначения административного или уголовного наказания. Размер штрафа может достигать полмиллиона рублей. Помимо этого, в отношении предпринимателей, грубо нарушивших закон, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет.

Для ведения образовательной деятельности на территории РФ индивидуальному предпринимателю необходимо оформить соответствующую лицензию. При этом с 2017 года вступила в силу статья 91, в соответствии с которой всем ИП необходимо оформить ее для продолжения ведения образовательной деятельности. Что включает лицензия на образовательную деятельность для ИП и как ее переоформить с учетом нововведений в 2017 году, расскажем в статье.

Лицензия индивидуального предпринимателя является подтверждением законности осуществления образовательной деятельности. Как получить лицензию на образовательную деятельность ИП, расскажем далее.

Нормы и правила лицензирования деятельности индивидуального предпринимателя утверждаются в соответствии с установленным Постановлением № 966 порядком. Осуществляется это процесс в зависимости от вида обучения, уровня аккредитации и направления деятельности.

Лицензия на ведение образовательной деятельности нужна физическим лицам либо организациям, которые планируют использовать образовательные программы для обучения граждан на территории РФ, независимо от их возраста и пола. В соответствии с законодательством РФ предпринимателям нужна лицензия, если они планируют следующий вид деятельности:

  • Общеобразовательные программы для детей дошкольного возраста, для детей начального и основного школьного образования.
  • Профессиональные и профильные образовательные программы: среднее и специальное образование, магистратура.
  • Дополнительное образование для детей и взрослых.
  • Музыкальное образование.

Если организация предоставляет услуги тренингов, профессиональных семинаров или разовых лекций, которые не имеют документального подтверждения, также не требуется лицензия на их проведение.

Одним из самых важных вопросов сегодня является следующий — подлежит ли лицензированию образовательная деятельность?

Ответ на него положительный. Причем подобного рода процедура имеет очень большое количество самых разных особенностей. Со всеми ними стоит ознакомиться заранее.

Под термином «лицензирование» подразумевается ведение лицензирующей деятельности, которая подразумевает следующее:

  • предоставление лицензий;
  • их переоформление;
  • продление.

Причем все обозначенные выше действия всегда осуществляются в рамках законодательства. На данный момент процедура рассматриваемого типа реализуется непосредственно Рособрнадзором.

Под его юрисдикцию подпадают следующие учреждения:

Всевозможные организации Которые осуществляют образовательную деятельность по программе, подразумевающей получение высшего образования
Федеральных государственных профильных учебных учреждений Которые реализуют программу обучения в сферах:
  • профессионального образования в сфере обороны;
  • выпуска продукции по заказу министерства обороны;
  • транспорта, связи, ядерной энергетики;
  • безопасности и ОВД;
  • особых научных специальностей – полный перечень их представлен в специальном перечне, сформированным правительством Российской Федерации
Образовательные учреждения Находящиеся за пределами Российской Федерации – но созданные в соответствии с международными договоренностями
Осуществляющие свою деятельность На территории дипломатических представительств РФ в других странах
Иностранных образовательных учреждений Ведущих свою деятельность на территории РФ как филиалы

При проведении лицензирования учитывается достаточно большое количество самых разных существенных факторов. Это касается технического оснащения здания, их пожарной безопасности.

Также имеются требования к материальной базе. Следует знать, что требования к различного типа учреждениям могут существенно различаться. Все существенные моменты прописаны в действующем на территории РФ законодательстве.

Сам факт необходимости лицензирования образовательной деятельности преследует одновременно несколько целей.

Наиболее существенными являются следующие:

  • контроль деятельности образовательных учреждений;
  • поддержание уровня образования на должном уровне;
  • соблюдение безопасности проходящих обучение.

В первую очередь лицензирование подразумевает проверку качества получаемого образования. Оно должно быть на соответствующем уровне. Критерии оценки отражаются в специальном нормативно-правовом документе.

Также обязательно осуществляется контроль деятельности образовательных учреждений. Особенно если после прохождения обучения будет получен диплом государственного образца.

При лицензировании необходимо будет собрать достаточно обширный пакет документов. Причем он включает в себя правоустанавливающие на здании и территории. Проверяется пожарная и санитарная безопасность.

Следует помнить, что ведение образовательной деятельности при отсутствии на то специальной лицензии, является наказуемым. Причем величина полагающихся штрафов достаточно существенна.

Для осуществления лицензирования понадобится в обязательном порядке подготовить достаточно обширный перечень дополнительных документов.

В список таких бумаг входит следующее:

  • паспорт гражданина РФ заявителя – или же иной документ, удостоверяющий личность;
  • нотариально заверенная копия устава образовательного учреждения;
  • подтверждение наличия регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц;
  • подтвержденные нотариально сведений о создании филиала по определенному адресу;
  • специальное положение о создании структурного подразделения;
  • свидетельство, подтверждающее постановку на учет в налоговом органе;
  • документальное подтверждение наличия права собственности на здания и сооружения, в которых будет осуществляться обучение в дальнейшем;
  • справка о наличии всей необходимой материально-технической базы – подтверждается приказом Минобрануки №1032 от 11.12.12 г. «Об утверждении форм заявлений»;
  • заключение с положительным вердиктом о соответствии всем санитарным и эпидемиологическим нормам;
  • заключение государственной противопожарной службы о соответствии всех зданий, сооружений и помещений нормам пожарной безопасности;
  • подтверждение уплаты государственной пошлины за осуществление лицензирования;
  • полная опись документов, которые представлены для получения лицензии рассматриваемого типа;
  • заявление с просьбой о получении лицензии на ведение образовательной деятельности.

Непосредственно форма заявления на ведение деятельности рассматриваемого типа в законодательстве не унифицирована.

Но существует перечень обязательных данных, которые требуется отразить в данном документе. Он регламентируется ст.№13 Федеральным законом №99-ФЗ от 04.05.11 г.

Включает в себя следующее:

  • информацию непосредственно о лицензируемом предприятии:
  1. Полное наименование.
  2. Юридический адрес.
  3. Место ведения деятельности.
  4. Данные документа, подтверждающего внесение информации в ЕГРЮЛ.
  5. Адрес электронной почты юридического лица.
  • фамилия, имя и отчество заявителя, его паспортные данные;
  • ИНН юридического лица;
  • полные реквизиты документа, который подтверждает факт уплаты государственной пошлины – устанавливается п.5 Федерального закона №133-ФЗ от 28.07.12 г.;
  • все реквизиты документов, которые прилагаются к заявлению в рассматриваемом случае;
  • дата составления, а также подпись заявителя.

При отсутствии соответствующего опыта необходимо будет в обязательном порядке ознакомиться с образцом заявления рассматриваемого типа.

При наличии каких-либо ошибок велика вероятность возврата всего пакета предоставляемых документов на доработку.

Получение лицензии на ведение образовательной деятельности является юридически важным действием. Именно поэтому требует оплаты государственной пошлины.

Величина её на 2019 год установлена в размере 7.5 тыс. рублей. При этом в большинстве случаев получение лицензии такого рода в сумме обходится приблизительно в 40 тыс. рублей.

Процесс получения государственной пошлины имеет множество различных нюансов. В первую очередь необходимо помнить, что лицензия может быть двух типов:

  • временная;
  • постоянная.

Длительность действия временной лицензии составляет всего 1 год. После истечения данного времени необходимо будет получать разрешение на ведение образовательной деятельности заново.

Постоянная же лицензия выдается навсегда. Получать её заново необходимо будет только после аннулирования. Стоит заранее ознакомиться со следующими вопросами:

  • проводится ли проверка?
  • нужно ли лицензирование образовательной деятельности дошкольных учреждений?


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.