Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Повышение пенсии в Узбекистане с 1 июля в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- Зарплаты, пенсии и стипендии повысятся
- Изменен порядок выплаты пособий малообеспеченным семьям
- Создан институт Уполномоченного Олий Мажлиса по правам ребенка
- Предпринимателям присвоят рейтинг соблюдения прав потребителей
- Установлен минимальный размер пенсии участникам Второй мировой войны
- На пенсию – досрочно
В Узбекистане, как и во многих правовых государствах, существует специальные выплаты для определенной категории населения. Особое внимание уделяется пенсионерам, которые были официально трудоустроены и достигли определенного возраста выхода на пенсию.
Пенсия в Узбекистане является необходимой поддержкой слабозащищенной категории людей. Различают несколько видов пенсионного обеспечения:
- Выход на пенсию по возрасту;
- Выплаты по потере кормильца;
- Пенсия по состоянию здоровья;
- Пенсионное обеспечение для военнослужащих.
Если человек попадает под несколько категорий, то Пенсионный фонд дает право выбрать только 1 вид пенсии.
При достижении пенсионного возраста мужчины и женщины получают социальную поддержку от государства. Количество пенсионеров в Узбекистане соответствует количеству трудоспособного населения.
Начисление пенсии в Узбекистане производится в несколько сложных манипуляций:
- Сначала устанавливают общий стаж трудовой деятельности. При подсчете общих лет не важно, какой деятельностью занимался человек, и какие социальные гарантии были оказаны работнику;
- Устанавливают общий заработок и все отчисления за весь трудовой стаж;
- Рассчитывают индивидуальный коэффициент. Эти расчеты производятся по формуле. Для хорошего показателя, пенсионер вправе предоставить в пенсионный фонд любой стаж за 6 месяцев. Это может повысить размер пенсионных выплат.
В республике Узбекистан разрабатывают проект Концепции по реформированию системы пенсионного обеспечения граждан. Реформирование проводится для стимулирования населения к участию в трудовой деятельности и возможности получения достойной пенсии. Предполагается внести ряд изменений:
- Повысить пенсионный возраст. Для мужчин с 60 до 63, женщины с 55 до 58. Повышение планируется начать с 2022 года и постепенно увеличивать выход на пенсию каждые полгода. Эта реформа связана со средней продолжительностью жизни населения, ведь по статистике Узбекистан стоит на первом месте среди долгожителей в Центральной Азии;
- Для обеспечения финансовой устойчивости будут повышать минимальный трудовой стаж. На данный момент это 7 лет. Продолжительность среднего трудового стажа у мужчин 24 года, у женщин 18 лет. Согласно Конвенции Международной организации труда, минимальный требуемый стаж для назначения пенсии по возрасту должен быть 15 лет.
Представители внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов сообщили, что к 1 апреля 2020 года планируется разработать новую концепцию пенсионной реформы. Намечается:
- Поэтапное увеличение общего стажа, необходимого для выхода на пенсию. Сейчас 7 лет, планируется 15;
- Рассматривается переход на уровни. Первый уровень предполагает минимальные выплаты. Второй уровень предназначен для накопительной пенсии (все выплаты в результате трудовой деятельности). Третий уровень – это добровольные взносы;
- Планируется внести новый закон о пенсионном обеспечении;
- Модернизация и усовершенствование всех систем пенсионного регулирования, расширение и внедрение онлайн – услуг.
В конце 2020 года президентом Республики был подписан новый указ, предусматривающий повышение размеров зарплаты в Узбекистане. Этот же указ относится к повышению:
- пенсий;
- соцвыплат;
- стипендий.
В среднем заработные платы были повышены на 7 процентов, или в 1,07 раза.
Согласно новому президентскому указу, размеры минимальных выплат представляют собой следующее:
- зарплата – 747 330 сумов/ 30 календарных дней;
- соцвыплаты инвалидам с детства – 513 350 сумов/30 календарных дней;
- пенсии (согласно достижению определенного возраста) – 292 940 сумов/ 30 календарных дней;
- соцвыплаты по безработице – 315 030 сумов/30 календарных дней.
Все расходы на повышение пенсионных выплат возложены на государственный бюджет Узбекистана. Также оплачивать расходы государство обязало Пенсионный Фонд.
Некоторые изменения коснутся и матерей, воспитывающих инвалидов с детства. В необходимый для получения пенсии двадцатилетний стаж матери, воспитавшей ребенка до восьмилетнего возраста, не засчитывается учеба по очной форме. В «табуированный» список входят следующие образовательные учреждения:
- Аспирантура.
- Докторантура.
- Клиническая ординатура.
Также не засчитывается период нахождения в отпуске по уходу за ребенком-инвалидом по достижении им трехлетнего возраста.
Пострадали и супруги военнообязанных граждан Узбекистана, проходящих сверхсрочную военную службу. Впрочем, если жена офицера смогла трудоустроиться, то этот период войдет в двадцатилетний стаж.
“Пенсионная реформа” в Узбекистане. Смотрите следующее видео.
Согласно новому документу, человек, осуществляющий уход за недееспособным или пожилым родственником, перешагнувшим восьмидесятилетний рубеж, обязуется ежегодно оформлять соответствующие акты.
После того как необходимые документы будут оформлены и подшиты, они будут являться основанием для того, чтобы период ухода за недееспособным родственником или глубоким стариком был включен в двадцатилетний стаж.
Если гражданин Узбекистана по той или иной причине решает переехать на ПМЖ в другую страну, то выплата пенсионных накоплений может быть прекращена. Это актуально при предоставлении пенсионером в ПФ заявления, в котором четко будет обозначено, что он выписан с постоянного места проживания. Особые требования у государства к лицам, имеющим задолженность перед страной проживания.
Если человек предоставляет заведомо некорректные сведения или же не дает всю информацию относительно изменения состава семьи, это может быть чревато неблагоприятными последствиями.
В этом случае выплата пенсионных накоплений будет осуществлена только после внесения штрафа. Имеет документ и другие изменения. Целью нового устава следует считать улучшение процедуры начисления и выплаты гражданам Узбекистана пенсионных накоплений.
Для тех, кто получает минимальные пенсии и пособия вводятся доплаты
Известно, что на сегодняшний день уровень плановой инфляции составляет 8,1%. Но в поручении президента правительству сказано, что индексация пенсий должна быть выше. Следовательно, эксперты предположили, что с начала 2022 года ее проиндексируют на 9%.
В настоящее время достаточно сложно с максимальной точностью сказать, насколько увеличится пенсия для российских граждан, которые находятся на заслуженном отдыхе. Только к концу декабря 2021 года станут известны данные по итоговой инфляции, и уже тогда можно высчитать приблизительный уровень индексации пенсий.
Еще одной категории пенсионеров захотели заморозить индексацию выплат. Госдума намерена рассмотреть законопроект, который предполагает отказ от индексации базы для расчета пенсий военнослужащим. Ожидается, что решение будет принято на осенних заседаниях нижней палаты парламента.
«Законопроект предусматривает, что до 1 января 2023 года будет приостановлено действие нормы указанного закона, согласно которой «денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54%, начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера», — говорится в документе, который цитирует «Парламентская газета».
Военные пенсионеры получают не полный размер пенсии, рассчитанный от величины денежного довольствия, а лишь его часть. В законе такое ограничение закреплено так называемым «понижающим коэффициентом».
В 2022 году понижающий коэффициент составит 0,74, то есть фактически военный пенсионер будет получать 74% от полного размера пенсии. Законопроект о такой величине ПК в 2022 году уже подготовлен Правительством РФ и внесен на рассмотрение в Госдуму. Вступление в силу закону запланировано на 1 января 2022 года.
Стоит заметить, что применение ПК касается не только бывших военнослужащих, но и лиц, приравненных к ним по статусу — служивших в МВД, таможенных органах, УФСИН, МЧС, ФССП, Росгвардии и других ведомствах. При этом подобное ограничение не распространяется на судей, сотрудников прокуратуры и следственных органов, вышедших на пенсию, а также членов их семей.
Для начала стоит пояснить, что закон № 4468-1 от 12.02.1993 содержит норму о ежегодном увеличении понижающего коэффициента как минимум на 2%. Однако такое правило выполнялось далеко не всегда, а в последние годы его действие и вовсе была приостановлено.
Так, последний раз изменение ПК произошло 1 октября 2019 года, когда его значение увеличили с 0,7223 до 0,7368.
С аналогичной величиной ПК (0,7368) расчет военной пенсии производился на протяжении 2020 и 2021 года. Это происходило из-за того, что в течение этих двух лет применялся мораторий, предусмотренный в подписанных Президентом федеральных законах № 381-ФЗ от 02.12.2019 и № 397 от 08.12.2020.
Действие моратория завершится 1 января 2022 года, и по правилам понижающий коэффициент должен увеличиться на 2%, как это и предусмотрено законом. Однако Правительство в очередной раз предложило отказаться от такой схемы повышения, в связи с чем уже внесло на рассмотрение в Госдуму свой законопроект.
На рассмотрение в Госдуму поступил проект федерального закона №1258305-7, подготовленный Правительством РФ. В нем Кабмин предлагает установить в 2022 году новую величину понижающего коэффициента для расчета военной пенсии. Но увеличить его не на 2%, как это положено, а значительно меньше.
Текст предложенного законопроекта представлен ниже. Его рассмотрение будет происходить в течение осенней сессии Госдумы.
Согласно тексту законопроекта, значение ПК с 1 января 2022 года составит 0,74. Это означает, что военные пенсионеры будут получать 74% от полного размера пенсии.
В результате такого изменения с 1 января 2022 года увеличатся военные пенсии. Однако повышение будет незначительным — всего 0,43% (0,74 / 0,7368 = 1,0043, то есть плюс 0,43%). Например, пенсионеру, пенсионное обеспечение которого составляет 25000 рублей в месяц, будет назначена прибавка в 107,50 руб.
Эксперт в области мировой экономики и финансов Андрей Лобода уверен, в декабре 2021 года часть российских пенсионеров получит долгожданную выплату от российского лидера в размере от 5 до 15 тыс. рублей.
По словам специалиста, власти однозначно примут положительное решение о предоставлении разовых пособий по следующим причинам:
- уровень инфляции обогнал сумму индексации пенсионных пособий;
- Правительство РФ не планирует повышать пенсии в соответствии с реальной инфляцией;
- в 2021 г. бюджет РФ оказался профицитным на несколько триллионов рублей;
- в сентябре 2021 г. президент РФ поручил Правительству РФ разработать новые меры поддержки малозащищенных категорий граждан и посоветовал начать с пенсионеров, а также семей с детьми;
- пенсионеры так и не дождались октябрьской выплаты ко «Дню пожилого человека», о которой так много говорили в сети.
Между тем, пока официальных заявлений по поводу разовых пособия для престарелых граждан нет. Лобода советует россиянам дождаться большой пресс-конференции Путина, на которой российский лидер обсудит важные экономические и социальные вопросы. Вполне возможно, именно тогда он вновь порадует пожилых людей.
В сети не утихают споры по поводу единовременных выплат пенсионерам, которые могут перечислить в ноябре или декабре 2021 г. Часть пользователей уверены, что российский лидер не оставит стариков без поддержки и все-таки подарит небольшой, но такой значимый для них подарок в виде 10 тыс. рублей.
А некоторые малоосведомленные граждане уже начали «штурмовать» территориальные подразделения ПФР в надежде оформить пособие.
В связи с этим в ПФР сделали заявление по поводу выплат в размере 10 тыс. рублей, которые могут получить некоторые россияне, как в ноябре, так и в другие месяца любого года. Речь идет о пособиях по уходу за детьми-инвалидами.
Они назначаются мамам, папам или официальным представителям ребенка, имеющего группу инвалидности. Денежные средства выплачиваются дополнительно к пенсии несовершеннолетнего до достижения им 18 лет, либо до снятия группы.
«Установить с 1 января 2022 года: 1) МЗП – Т42 500; 2) минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты – Т19 450; 3) минимальный размер пенсии – Т46 302; 4) МРП для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан – Т3 063 тенге; 5) величину прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат – Т36 018», — говорится в проекте бюджета.
Также планируют установить, что средства, направленные на пенсионные выплаты по возрасту и пенсионные выплаты за выслугу лет, предусмотрены с учетом повышения их размеров с 1 января 2022 года на 7%.
Напомним, ранее уже назывались основные параметры по доходам и затратам проекта бюджета на 2022 год. Также агентство информировало, что почти Т3 трлн планируют изъять в 2022 году из Нацфонда Казахстана в виде трансфертов.
По словам Виктории Шегай, при переходе к минимально гарантированной пенсии увеличится минимальный порог этой выплаты для всех пенсионеров.
«Если сегодня размер базовой пенсии на минимальном уровне составляет 54 процента от прожиточного минимума, около 18 500 тенге сегодня, то при переходе к минимально гарантированной пенсии минимальный порог увеличивается до 70 процентов от величины прожиточного минимума, около 24 тысяч тенге», — объяснила представитель Минтруда.
В Узбекистане увеличат размеры пенсий
Если базовая пенсия сегодня ограничивается 100 процентами от величины прожиточного минимума, то при переходе к минимально гарантированной пенсии предлагается не устанавливать верхний предел.
«То есть за каждый год, который проработал человек сверх пяти лет, размер этой пенсии предлагается увеличивать на 2 процента и без ограничений. Если человек проработал, скажем, 20 лет, то сегодня он получает порядка 74 процентов от прожиточного минимума — около 25,5 тысячи тенге. При переходе на систему минимальной гарантированной пенсии с таким же стажем человек будет получать 100 процентов от прожиточного минимума. На сегодняшний день это 34 302 тенге», — поделилась директор департамента Минтруда.
В концепции модернизации пенсионной системы до 2030 года также предполагается предоставить казахстанцам право «отложенного выхода на пенсию». Сегодня трудовой стаж рассчитывается до момента достижения человеком пенсионного возраста (для мужчин — 63 года, для женщин — 60 лет). При переходе на новую систему предлагается, чтобы этот стаж не ограничивался возрастом выхода на пенсию.
«Если человек не обратился за пенсией и продолжает работать после достижения пенсионного возраста, скажем, проработал еще два года, то размер его минимальной гарантированной пенсии должен увеличиться на четыре процента — по два процента за каждый год сверх того, что он проработал, достигнув пенсионного возраста», — рассказала Виктория Шегай.
Еще одно направление модернизации — введение пятипроцентных обязательных пенсионных взносов в ЕНПФ работникам за счет средств работодателей с 2023 года.
Виктория Шегай отметила, что это изменение предусматривалось еще с 2018 года, однако отложилось до 2020 года из-за роста нагрузки на фонд оплаты труда для работодателя в связи с введением обязательного социального медицинского страхования. В 2020 году введение пятипроцентных взносов отложили на 2023 год из-за экономических последствий COVID-19.
«Фактически введение пятипроцентных взносов работодателя завершает формирование в Казахстане многоуровневой сбалансированной пенсионной системы, которая основывается не только на ответственности государства и работника за обеспечение пенсионного будущего казахстанцев, но и на ответственности самого работодателя. Это, в принципе, и есть повсеместная международная практика», — подчеркнула она.
В качестве сравнения директор департамента Минтруда привела пример России, где взнос работодателя в пенсионную систему соцстрахования сегодня составляет 22 процента.
Пенсионные аннуитеты заключаются между вкладчиком ЕНПФ и страховой организацией. Это значит, что, заключив договор пенсионного аннуитета и передав компании по страхованию жизни определенную сумму своих пенсионных накоплений, граждане получают право на ежемесячные аннуитетные пенсионные выплаты.
По словам Шегай, если ранее размер аннуитетной пенсионной выплаты устанавливался не ниже размера минимальной пенсии (около 43 тысяч тенге на сегодняшний день), то сегодня размер минимальной аннуитетной выплаты снижен до 70 процентов к величине прожиточного минимума (около 24 тысяч тенге на сегодняшний день).
«Что это нововведение привнесло в жизнь казахстанцев? Во-первых, пенсионный аннуитет стал более доступным, за счет того, что этот договор можно заключать с 45-летнего возраста. При этом выплата может начать осуществляться с 55 лет. Размер страховой премии, которую выплачивает человек из своих пенсионных накоплений в страховую компанию, стал более доступным. Если раньше размер страховой премии для мужчины 55 лет составлял порядка 13 миллионов тенге, то сегодня он составляет от 7 до 7,7 миллиона тенге», — заявила директор департамента Минтруда.
В Узбекистане с 1 июля повышаются минимальные размеры пенсий и пособий
30503
21572
52182
21054
Фото 8138
Пенсионный возраст в Узбекистане
Фото 7086
- Бюджет Пензенской области на 2022 год запланирован с дефицитом
- «Новикомбанк» нарастил кредитование высокотехнологичных предприятий
- «Дамате» запустила полностью автоматизированный выпуск фарша
- От 1 500 рублей: утверждены размеры пособия потерявшим работу
- Банк «Кузнецкий» подвел итоги деятельности за 10 месяцев
- Прибыль «Новикомбанка» за 9 месяцев составила 8,6 млрд рублей
- Обозначены доходы и расходы Пензенской области в 2022 году
- «Новикомбанк» повысил ставки по вкладам
- Пензенцы набрали кредитов почти на 160 млрд рублей
- Банк «Кузнецкий» начал выдавать кредиты для бизнеса под 3%
USD 1.7 EUR 1.9305 RUR 0.0233 GBR 2.2925 TRY 0.1528
Армяне пытаются заблокировать страницу Коротченко в FB за фильм Youtube-канала VMedia
Вице-премьер Мустафаев отправился с визитом в Иран
Путин и Пашинян обсудили вопросы стабилизации в регионе Южного Кавказа — Кремль
Azlahiye Inshaat подготовит проектную документацию центра DOST в Масаллы
ИВ Гобустана направит свыше 590 тыс. манатов на капремонт городских дорог
ИВ Гейчая направит 630 тыс. манатов на ремонт городских дорог
Полиция задерживает в Ереване участников оппозиционных акций
Чили предстоит второй тур президентских выборов
Австралия в декабре планирует смягчить ограничения на въезд в страну из-за рубежа
Узбекистан открыт к диалогу с Азербайджаном в сфере энергетики
«63% выданных Yelo Bank кредитов направлены на поддержку бизнеса»
Открытие коммуникаций в Карабахе превратит Азербайджан в транспортный хаб – ВБ
NEQSOL Holding поддержал Азербайджанский инвестиционный и культурный саммит
Студенты Бакинской высшей школы нефти стали победителями международной научной конференции
Банк Республика поддержал семьи шехидов и ветеранов в рамках программы самозанятости!
Процедура расчета суммы пенсионного обеспечения происходит в несколько этапов:
- В первую очередь рассматривается стаж работы гражданина. В сумму лет работы включаются все виды профессиональной деятельности, при которых человек получал официальное государственное страхование, то есть был трудоустроен официально. Сам характер работы в данном случае не имеет значения, хоть человек работал поваром, хоть машинистом. При процедуре оформления пенсии работники проверяют отчисления в Пенсионный фонд, которые должны были проводиться компанией каждый месяц. Если отчислений за какой-то период нет, то расчет приостанавливается и начинается служебное расследование, при котором проверяются причины такой ситуации.
- Помимо официального трудоустройства граждане могут включить в трудовой стаж и иные виды занятости:
- Военная служба. Сюда входит не только армия, но и работа в военизированной охране;
- Время, когда человек был занят уходом за человеком с инвалидностью, помогал человеку в преклонном возрасте или тому, кто нуждается в дополнительной опеке;
- Время обучения в высшем учебном заведении. Оно может быть, как в Узбекистане, так и за его пределами. Важно лишь, чтобы обучение проходило на дневной форме.
- После точного определения периода стажа работы проводится расчет заработка для исчисления суммы пенсионного обеспечения. В учет берется уровень заработной платы, а также пенсии на день расчета;
- Определение коэффициента конкретного человека. Здесь гражданин выбирает любые полгода стажа за период последних 10 лет, а социальная служба занимается расчетом коэффициента в этот период. Можно выбрать самый выгодный период, посоветовавшись со специалистами;
- Сбор полного пакета документации. Сотрудники Пенсионного фонда занимаются подготовкой документов, которые необходимы для оформления пенсии. Если какого-то документа не хватает, то они могут попросить вас предоставить его. Вы должны быть заинтересованы в быстром предъявлении бумаги, так как процесс оформления затягивает ваши выплаты. Хотя и пенсия будет насчитана с момента обращения, но все же не стоит надолго затягивать процедуру оформления, так вы быстрее сможете получить первые деньги.
Многих людей, которые хотят встретить старость в Узбекистане волнует вопрос, сколько получают пенсионеры в Узбекистане? Средняя сумма равно 352 155 сумов. Следует отметить, что на уровень пенсионного обеспечения нередко оказывает влияние местность проживания человека. Это связано с тем, что в некоторых районах мало работы, а значит получать высокую заработную плату не получается, а ее сумма учитывается при расчете пенсии.
Право на накопительную пенсию имеет каждый гражданин Узбекистана. При этом государство является гарантом того, что все деньги, которые человек копил не один год будут сохранены и выплачены по первому требованию человека. Таким образом гражданин сам накапливает себе деньги на жизнь после окончания трудовой деятельности.
Категории граждан, которым доступна накопительная пенсия:
- Люди, которые участвуют в программе по собственной инициативе;
- Люди, которые обязаны это делать в принудительном порядке.
Для того, чтобы начать участие в проекте накопительной пенсии необходимо самостоятельно либо через работодателя обратиться с заявлением в филиал Народного банка. После проверки документов человеку открывают индивидуальный расчетный счет, который закрепляется за ним. Деньги могут поступать из нескольких источников:
- Обязательные взносы, которые проводятся каждый месяц;
- Добровольное пополнение баланса;
- Проценты, которые насчитываются на имеющиеся накопления;
- Другие источники доходов, которые не должны противоречить Закону.
Контроль работы и средств проводится под руководством Народного банка через органы Министерства финансов Узбекистана. В таком случае начисление пенсии будет индивидуальным в зависимости от личных накоплений.
С помощью единого портала пользователи имеют возможность отслеживать поступления средств на индивидуальный счет. Эта услуга предоставляется абсолютно бесплатно. Она доступна круглосуточно. Для подключения такой возможности необходимо указать персональные паспортные сведения и идентификационный код. Для пользования необходим ключ электронной подписи. Если у вас возникли вопросы по поводу работы системы, то для разрешения проблем следует обратиться в любое отделение Пенсионного фонда.
Пенсию по инвалидности могут назначить людям, которые получили категорию I и II группы. Причины могут быть различными, как и срок действия инвалидности. Это вопросы решаются индивидуально, после медицинского обследования. Если инвалидность получена по причине профессионального заболевания или трудовой травмы, то пенсия назначается вне зависимости от стада работы.
Если инвалидность получена по причине общего заболевания, то пенсия назначается при наличии стажа работы. То есть уровень обеспечения будет рассчитан исходя из длительности стажа.
В текущем году принят законопроект по реформированию пенсионного обеспечения. Это связано с тем, что предыдущий вариант не полностью отвечал современным нормам и требованиям, которые дают возможность благоприятного проживания граждан в престарелом возрасте.
Самым важным моментом является повышение пенсии в Узбекистане в 2019 году. В первую очередь стоит отметить, что пенсионеры будут получать полную помощь вне зависимости от их трудоустройства. Увеличится выплата тем, кто одинок и проживает в домах престарелых, пансионатах. Минимальный стаж для оформления пенсии по возрасту станет 7 лет. Однако пенсионный возраст планируют постепенно повышать. Чтобы посчитать уровень пенсии в рублях необходимо перевести местные деньги по курсу.
С 1 сентября повышаются пенсии и зарплаты, БРВ и МРОТ
Уровень жизни пенсионеров нельзя назвать высоким, однако правительство страны принимает законы, чтобы безопасность и социальные гарантии повышались и становились на один уровень с мировой практикой. Это повышает защиту населения, ведь пожилые граждане являются мало защищенными людьми.
Стоит отметить, что теперь при возникновении проблем с трудовым стажем, человек может обратиться в суд, чтобы получить максимально возможный коэффициент для расчета пенсионных выплат. То есть не просто выбрать менее привлекательный вариант, а доказать свою правоту. Это серьезная возможность показать, что страна работает четко по законам и не нарушает их порядок в предоставлении помощи гражданам.
Одним из основных приоритетных направлений Стратегии развития Республики Узбекистан является развитие социальной сферы.
Кроме того, внимание к престарелому поколению, полноценная социально-экономическая поддержка их всегда находятся в центре пристального внимания главы нашего государства.
Однако, необходимо отметить, что в данной области до сих пор имеются вопросы ожидающие своего решения.
В настоящее время в нашей стране насчитывается более 118 тыс. работающих пенсионеров, из которых только 40 тыс. или 34% получают пенсию в полном размере. В частности, в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от декабря 2017 года, с 1 января 2018 года врачам — пенсионерам, работающим в медицинских учреждениях, предоставлено право получения пенсии в полном размере.
Далее, в соответствии с принятыми в нынешнем году ряду Правительственных решений, право на пенсию в полном размере получили еще несколько категорий работающих пенсионеров. К данной категории относятся работающие пенсионеры системы Совета фермеров, дехканских и подсобных хозяйств, пенсионеры негосударственных-некоммерческих организаций и пенсионеры министерства внутренних дел и министерства обороны.
При этом более 78 тыс. (или 66%) работающих пенсионеров были лишены возможности получения пенсии в полном размере.
Действительно, в ряде постановлениях Президента была предусмотрена, выплата пенсии в полном размере педагогам-пенсионерам и воспитателям, работающим в среднеобразовательных школах и дошкольных учреждениях.
- низкий уровень соотношения плательщиков взносов к получателям пенсий влияет на обеспечение критерия стабильности пенсионной системы, вследствие чего, свыше 60% трудоспособного населения остаются не охваченными системой социального страхования;
- отсутствие прозрачных и стимулирующих механизмов пенсионного обеспечения повлияло на ослабление связи между размером пенсии и уплачиваемой суммой социальных отчислений, в результате чего, за последнее десятилетие численность пенсионеров с неполным трудовым стажем увеличилась в 10 раз;
- наблюдается тенденция роста лиц пенсионного возраста в общей численности населения страны, в последние годы количество вновь назначенных пенсий по возрасту превысило отметку более 200 тыс. человек в год, что превышает показатель 2011 года в 2,5 раза;
- возрастной ценз права выхода на пенсию, установленный с советских времен, остается самым низким по сравнению с другими странами, с учетом роста продолжительности жизни населения и социальной стабильности в обществе.
В связи с этим предлагается одобрить концепцию пенсионной реформы, которая предусматривает:
- увеличения порогового размера среднемесячного заработка, принимаемого для исчисления пенсии с 8 МРЗП до 10 МРЗП, предусмотрев его распространение и к ранее назначенным пенсиям (в первой версии было увеличение до 12 МРЗП);
- увеличения размеров пенсии путем предоставления надбавок к пенсиям в размере 10% от МРЗП за каждый полный год стажа работы сверх 35 лет для мужчин и 30 лет для женщин (в первой версии надбавки были 2%);
- установления надбавок к пенсиям для женщин в размере 10% от МРЗП, имеющих право выхода на пенсию в 54 года (в первой версии точный размер отсутствовал).
- предоставить право на получение всеми работающими пенсионерами пенсий в полном размере;
- введения механизма выплаты пособий лицам с инвалидностью III группы в размерах пособия, предоставляемого престарелым и нетрудоспособным гражданам, не имеющим необходимого стажа работы;
- предоставления права выплаты пенсий одиноким пенсионерам, проживающим в интернатах (пансионатах) для престарелых и инвалидов в размере 50% суммы назначенной пенсии (в первой версии точный размер не был указан).