Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Срок и способы оплаты коммунальных платежей в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Коммунальные предприятия поставляют потребителям свои услуги в виде водоснабжения, электроэнергии или газификации. Взамен же требуют внесения своевременной платы на свой расчетный счет. Случаются различные ситуации, когда потребитель не успел вовремя произвести расчет за коммунальные услуги, и по конкретному адресу образовалась задолженность. Наступление периода задолженности отмечается начислением пени до момента погашения долга. Если эту задолженность быстро ликвидировать, то коммунальные службы идут навстречу своим потребителям и не применяют радикальных мер.
Но, далеко не все потребители являются добропорядочными гражданами. У некоторых задолженность накапливается месяцами, и тогда поставщик коммунальных услуг может применить к ним штрафные меры, даже прекратив поставку услуг до полного погашения просрочки.
Когда никакие методы на потребителя не действуют, коммунальное предприятие может обратиться за помощью в суд. Если срок исковой давности не истек, то суд примет исковое заявление от предприятия и начнет рассматривать дело.
Начало исковой давности приходится на следующий день, после установленной даты для оплаты коммунальных услуг, или же согласно установленному договором сроку. Общая исковая давность длится на протяжении трех лет. Если же в течение этих трех лет была внесена хоть какая-то часть долга, то исковая давность начинается заново с того самого дня. Также срок исковой давности может быть продлен по соглашению обеих сторон, что указано в статьях ГКУ. Поставщик имеет право сам устанавливать сроки исковой давности.
Правительство утвердило повышение тарифов ЖКХ в 2022 году
Казалось бы, нет ничего проще процедуры оплаты жилищно-коммунальных платежей. Однако многие плательщики зачастую не могут разобраться, до какого же числа и за какой месяц, желательно оплачивать все коммунальные счета. Порой, просрочка в несколько дней может испортить репутацию добросовестного плательщика не в лучшую сторону.
При оплате коммунальных услуг обязательно стоит учитывать, сколько времени понадобится вашим деньгам, чтобы попасть на расчетный счет поставщика. Всё зависит от конкретного способа оплаты квитанций. Если даже оплатить квитанции в последний день установленного срока, то возможно появление задолженности.
Работники коммунальных служб советуют своим потребителям совершать все платежи вовремя. Поэтому каждое 20 число текущего месяца является последним сроком для оплаты коммунальных услуг за предыдущий месяц. Даже если работники коммунальной службы не принесли вам квитанцию, это не освобождает вас на текущий месяц от оплаты. Достаточно явиться в ЖЭК по своему адресу, и вам предоставят актуальную квитанцию для оплаты, с учетом имеющихся задолженностей.
Иногда случаются непредвиденные ситуации, когда деньги не поступают на расчетный счет поставщика. Потребитель добросовестно оплачивает квитанции на все получаемые услуги, но каким-то образом на его лицевом счету появляется задолженность. В таком случае, потребителю придется обратиться в жилищно-коммунальную контору для сверки проведенных платежей. Но для этого необходимо наличие квитанций об оплате за определенный период.
Тогда и возникает вопрос, на протяжении какого времени стоит хранить чеки об оплате коммунальных услуг. Если быть осведомленным в этом вопросе, то удастся избежать необоснованных претензий со стороны коммунальных служб, и доказать свою правоту.
В настоящее время многие потребители используют для оплаты коммунальных услуг более удобные сервисы, чем оплата через банк. Поэтому, если вы решили оплачивать квитанции с помощью интернета, то обязательно стоит распечатывать чек об оплате. Ведь, в случае компьютерного сбоя, или ликвидации сайта, чек будет являться единственным подтверждением платежа.
Работники поставщиков коммунальных услуг советуют своим клиентам сохранять все оплаченные квитанции на протяжении трех лет. При этом можно производить каждый год сверку с коммунальными службами с распечаткой выписки оплат за весь период. Этот документ также стоит вложить в папку с оплаченными квитанциями, и предоставлять работникам поставщика в случае обнаружения задолженности.
Правоотношения в области жилищно-коммунальных услуг регулируются общими нормами гражданского законодательства. По спорам, предметом которых является взыскание задолженности за ЖКУ, срок исковой давности по коммунальным услугам устанавливается равным трем годам. Такая позиция подтверждается п. 41 постановления пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22. Задолженность взыскивается и за пределами установленного периода времени. Если управляющая организация обратилась по истечении трех лет за взысканием задолженности, ответчик вправе подать ходатайство о применении срока исковой давности. В случае отсутствия такого заявления суд продолжит рассмотрение дела, что подтверждается п. 2 ст. 199 ГК РФ. На данный момент не менялись нормы права, по которым исчисляется срок исковой давности по долгам ЖКХ, 2021 год не принес нововведений. Ходатайство заявляют в устной или письменной форме, например, на стадии предварительного судебного заседания.
Когда лицо узнало или должно было узнать о своих нарушенных правах, начинается исчисление срока. Обращаем ваше внимание, что установление на законодательном уровне периода для защиты своих прав не препятствует обращению в суд за его пределами. На практике складывается ситуация, когда задолженность образуется из совокупности платежей, возникающих в разные временные периоды. Исчисление в этом случае по каждому факту неоплаты производится отдельно и меняет срок исковой давности по ЖКХ; судебная практика подтверждает это в п. 24 постановления пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43.
Рассмотрим на следующем примере порядок исчисления периода времени. Гражданин Иванов И.И. не вносил плату за январь месяц 2021 г. в части предоставления коммунальных услуг. Договором управления МКД иной период оплаты не определен. Неоплата Иванова И.И. перейдет в статус задолженности с 11.01.2021. С этого момента начинает исчисляться срок исковой давности по квартплате, равный трем годам. По правилам коммунальных услуг, утвержденных постановлением правительства РФ от 06.05.2011 № 354, плата должна вноситься до 10-го числа следующего месяца.
Взыскание задолженности представляет основное требование. Неустойка и пени по отношению к этому выступают производными. Если срок исковой давности по основному требованию вышел за пределы трех лет, то по производным тоже истекает.
После обращения к должнику с требованием об оплате задолженности возможна разная реакция: игнорирование, исполнение полное или частичное. Действия лица, которому вменяется неоплата, могут повлиять на срок исковой давности по взысканию коммунальных платежей и приостановить его. В случае совершения действий, из которых становится ясно, что долг признается, течение срока исковой давности приостанавливается. Статьей 203 ГК РФ не раскрывается, что понимается под такими действиями. Пункт 20 постановления пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43 к действиям, вызывающим прерывание срока исковой давности по коммунальным платежам, относит: требование должника об отсрочке. признание претензии. Ответ на претензию, не содержащий признание задолженности, не подтверждает долг.
Если вам пришло требование с оплатой задолженности, а платежи вносятся своевременно и регулярно, необходимо быстро на него отреагировать. Ознакомьтесь с требованием и проверьте периоды, за которые вам вменяется задолженность. Если после сверки выяснится, что оплата произведена, составьте письменный ответ. В случае частичного долга срок исковой давности за неуплату коммунальных услуг составляет три года по каждому периоду. В обоих случаях позиция излагается в письменном виде. Документ содержит:
- наименование адресата и отправителя;
- мотивированную позицию (обоснование несогласия с требованиями претензии);
- дату, подпись и расшифровку;
- приложение (квитанции об оплате).
Для предотвращения негативных последствий необходимо подтвердить факт оплаты. Современные способы внесения платежей позволяют осуществлять денежные операции быстро и через мобильные устройства. Найдите в списке истории оплаты операции, по которым вам вменяется неоплата. Распечатайте их и приложите к ответу на претензию. Если так получить документ не удалось, обратитесь в отделение банка, посредством которого осуществлялась оплата, и запросите выписку операций за указанный период.
Согласно статье 196 ГК РФ для взыскания задолженности утвержден общий срок исковой давности — 3 года. Срок исковой давности для каждого платежа наступает сразу, как только заканчивается срок добровольной оплаты квитанции. Соответственно, если период начисления долга превышает 36 месяцев (3 года), то долг за 37-й и последующие месяцы взыскать через суд будет нельзя.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и т.п., регулируют «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила).
Что вообще подразумевает под собой понятие «коммунальные услуги»? Отвечая на этот вопрос, можно разделить все виды коммунальных услуг на следующие:
а) холодное водоснабжение;
б) горячее водоснабжение;
в) водоотведение;
г) электроснабжение;
д) газоснабжение;
е) отопление.
Необходимо отметить, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в соответствии с Жилищным кодексом РФ, возникает у:
1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;
2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;
3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;
4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;
5) собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение;
6) лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи;
7) застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.
Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее — конклюдентные действия).
Потребителю не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются:
а) в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с управляющей организацией;
б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом с товариществом или кооперативом с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество или кооператив.
в) в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Исполнитель, то есть организация, выбранная жильцами многоквартирного дома для обеспечения последнего коммунальными ресурсами, обязан:
а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям;
в) самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю;
г) принимать в порядке и сроки, которые установлены Правилами, сообщения потребителей о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, организовывать и проводить проверку такого факта с составлением соответствующего акта проверки, а при наличии вреда, причиненного нарушением качества коммунальных услуг, — также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя;
д) вести учет жалоб (заявлений, обращений, требова��ий и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа;
Возникает вопрос о порядке проведения данных услуг как у арендодателя, так и у арендатора в налоговом и бухгалтерском учете.
В этой связи интересно мнение Минфина России, обнародованное в недавно вышедшем письме ФНС России от 23.04.2007 г. № ШТ-6-03/340@ о порядке применения налога на добавленную стоимость в отношении денежных средств, перечисленных арендатором арендодателю в целях компенсации расходов арендодателя по оплате коммунальных услуг, услуг связи, а также услуг по охране и уборке арендуемых помещений в рамках договоров, согласно которым в стоимость услуг по аренде помещения указанные расходы не включаются.
Так, в письме Минфина России от 03.03.2006 г. № 03-04-15/52 изложена позиция по применению НДС в отношении сумм, перечисленных арендатором арендодателю в порядке компенсации расходов арендодателя по оплате электроэнергии. В нем в частности сказано, что у арендодателя нет оснований относить операции по поставке (отпуску) электроэнергии в рамках данных договоров к операциям по реализации товаров для целей налогообложения НДС. Поэтому данные операции объектом налогообложения НДС не являются, счета-фактуры по электроэнергии, потребленной арендатором, арендодателем не выставляются.
Данное утверждение Минфин России основывает на подпункте 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса, из которого вытекает, что объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг), а также передача имущественных прав на территории Российской Федерации.
Кроме того, отмечается, что согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплатить принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в ее ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Абонентом в данном случае является лицо, на балансе которого числится объект, потребляющий энергию.
Арендодатель не является для арендатора энергоснабжающей организацией, так как сам в качестве абонента получает электроэнергию (постановление Президиума ВАС Российской Федерации от 06.04.2000 г. № 7349/99).
На основании вышеизложенного отмечается, что арендатор компенсирует расходы арендодателя на оплату электроэнергии и не получает счета-фактуры по потребляемой им электроэнергии, поэтому право на вычет сумм НДС, перечисленных им арендодателю в составе сумм компенсаций, у него отсутствует.
Но и у арендодателя возникают сложности в учете НДС по коммунальным услугам. Минфин, ссылаясь на нормы статьи 170 Налогового кодекса, отмечает, что суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг) в случае их использования для осуществления операций, не облагаемых НДС, к вычету не принимаются. Следовательно, у арендодателя не подлежат вычету суммы НДС по электроэнергии, предъявляемые ему энергоснабжающей организацией, в части электроэнергии, потребленной арендатором.
В письме от 24.03.2007 г. № 03-07-15/39 Минфин России в своих рассуждениях пошел еще дальше, распространив вышеизложенную точку зрения о применении НДС и в отношении денежных средств, перечисленных арендатором арендодателю в целях компенсации расходов арендодателя по оплате не только на электроэнергию, но и на все коммунальные услуги, услуги связи, а также услуги по охране и уборке арендуемых помещений в рамках договоров, согласно которым в стоимость услуг по аренде помещения указанные расходы не включаются.
Однако совершенно иную точку зрения по данному вопросу высказывает УФНС России по Московской области в своем письме от 03.02.2005 г. № 21-27/28632 (далее – письмо УФНС по МО). Она основывается на том, что при определении налоговой базы по НДС выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг) (п. 2 ст. 153 НК РФ). Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса налоговая база увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Из этого делается вывод, что денежные средства, полученные арендодателем от арендатора в виде компенсации стоимости коммунальных платежей (энергоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение и т.д.), в части, потребляемой арендаторами, подлежат обложению НДС. Следовательно, суммы НДС, уплаченные арендодателями поставщикам коммунальных услуг, в том числе в части, потребляемой арендаторами, принимаются к вычету у арендодателя на основании статей 169, 171, 172 Налогового кодекса. Арендатор также может принять НДС к вычету по указанным (компенсируемым арендодателю) расходам только на основании счетов-фактур.
Однако в более позднем письме ФНС России от 29.12.2005 г. № 03-4-03/2299/28@ «О порядке применения ставки 0 процентов по НДС» говорится, что у арендодателя в данной ситуации отсутствуют основания для выставления соответствующих счетов-фактур, а у арендатора – право на возмещение сумм НДС.
На сегодняшний день налоговые органы отказываются высказывать и комментировать свою точку зрения по данному вопросу.
Штрафы и пени не начислялись для должников с 2 апреля по 31 декабря 2020 года. С нового года по долгам придется расплачиваться как прежде. Так, с 1 января 2021 года неустойку могут потребовать по долгам, возникшим до 6 апреля уходящего года. А если задолженность образовалась в период «заморозки», граждане могут вернуть долг, но пени при этом будут начислены только с 31-го дня просрочки.
Однако некоторые эксперты предполагают, есть шанс, что мораторий продлят. Дело в том, что долги накопились у 30% граждан за период пандемии.
Взыскивать долги за коммунальные услуги с 1 января также будут по новым правилам. Суть в том, что если управляющая компания, ресурсоснабжающая организация или региональный оператор захотят подать в суд на должника, то организация обязана указать в иске паспортные данные, ИНН, СНИЛС, номер водительского удостоверения гражданина. Предполагается, что эти данные они смогут запрашивать через суд у органов власти.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Для эффективного ведения закупочной деятельности государственные и муниципальные заказчики в процессе проведения закупок используют положения БК РФ (ч. 1 ст. 2 44-ФЗ). Каждая организация-заказчик ежегодно разрабатывает, утверждает и публикует планы-графики — это основа закупочной деятельности. В ст. 16 44-ФЗ строго закреплено, вправе ли заказчик по 44-ФЗ провести закупку, если она не включена в план-график, — нет, заказчики проводят торги только в соответствии с планом-графиком. За проведение незапланированного заказа должностное лицо оштрафуют на 30 000 рублей (ч. 1.6 ст. 7.30 КоАП РФ).
Плановый документ актуален в течение периода действия закона о бюджете (федеральном, муниципальном и внебюджетных фондов) на следующий отчетный и плановый периоды (ч. 5 ст. 16 44-ФЗ). Это позволяет заказчикам заключить как соглашение на один год, так и двухгодичный контракт по 44-ФЗ или более долгосрочный госконтракт. План-график составляется и публикуется в течение 10 рабочих дней после доведения до заказчика лимитов бюджетных обязательств в соответствии с бюджетным законодательством, принятым на следующий период (ч. 6 ст. 16 44-ФЗ).
Бюджетным кодексом (ч. 1 ст. 72) предусмотрено, что приобретение товаров, работ, услуг на обеспечение государственных и муниципальных нужд производится только при соблюдении норм и правил действующего законодательства — Федерального закона № 44 и положений БК РФ.
Учреждения вправе заключать госконтракты на основании актуального плана-графика и оплачивать их в пределах лимитов бюджетных обязательств, установленных на отчетный период (ч. 2 ст. 72 БК РФ).
ВАЖНО! В Федеральной контрактной системе разъясняется, можно ли заключать контракты в текущем году на следующий финансовый год, — да, никаких запретов в 44-ФЗ не установлено. Но заказчик не вправе проводить те закупки, которые не были внесены в согласованный план.
Заказчики имеют возможность заключить договор концом предыдущего периода, если финансирование перечислят в следующем. По действующему бюджетному и контрактному законодательству, заказчик вправе совершить закупочную процедуру для определения поставщика товаров, работ или услуг в 2021 с целью дальнейшего заключения и исполнения госконтракта в 2022.
Получатель бюджетных средств (ПБС) принимает доведенные обязательства в рамках установленных ЛБО (п. 3 ст. 219 БК РФ). Лимиты определяются не только на текущий период, но и на два последующих. Цифры подтверждаются в плане финансово-хозяйственной деятельности и плане-графике, которые составляются на три года. Если заказчику утвердили текущие и будущие плановые показатели, то он вправе заключить переходящий договор на следующий год (в 2021 — на 2022).
Каждый госконтракт в обязательном порядке включает пункты о сроках поставки и приемки, порядке и способах оплаты приобретенных товаров, работ, услуг (ч. 13 ст. 34 44-ФЗ). Укажите в договоре условие, что услуги прошлого контракта будут оплачены в рамках следующего года, иначе у заказчика возникнут проблемы, если лимиты на оплату доведут не в полном объеме: придется расторгнуть текущий контракт или обновить его условия в дополнительном соглашении.
Если заказчик собирается провести закупку за счет бюджетных средств, запланированных на 2022, но не учтенных в выделенных бюджетных обязательствах на 2021-2023 гг., то процесс определения поставщика товаров, работ, услуг возможен только после доведения до учреждения средств бюджета на 2021-2023 гг. (письмо Минфина РФ № 24-03-07/67425 от 16.10.2017). Такой заказ вносят в план, действующий в 2021, только после непосредственного доведения до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие (исполнение) таковых обязательств. В 44-ФЗ определено, после размещения плана-графика когда можно заключать договор в 2021 году (или публиковать извещения), — не раньше чем через 1 день после изменения плана-графика (ч. 9 ст. 16 44-ФЗ).
Таким образом, заказчик имеет возможность включить сведения о закупках с периодом исполнения в 2022 г. в плановую документацию текущего, 2021. Учреждение обязано соблюдать нормы, установленные ст. 72 БК РФ, то есть заключать переходящие договоры по 44-ФЗ при наличии выделенных на них бюджетных средств. Все закупки, запланированные в текущем 2021 на 2022, проводятся только под фактически доведенные обязательства.
Запомните важное правило: переходящие контракты указывайте в плане года их исполнения. Вот как перенести закупку на следующий период исполнения:
- Откройте актуальный план-график.
- В графе «Планируемый срок окончания исполнения контракта» отразите период исполнения контракта.
- Разделите платежи по годам.
- Заключите переходящий контракт. В реестре госконтрактов ЕИС укажите такой же срок исполнения, что и в регистре планирования.
- Запомните ИКЗ (код присваивается в соответствии с годом начала исполнения) и указывайте его во всех платежах и сопроводительных документах.
Федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУП) — исключение из положений ч. 3 ст. 2 223-ФЗ в связи с тем, что они имеют значительный вклад в обеспечение прав, безопасности и интересов граждан РФ. Для УП допускается заключение переходящих контрактов на следующий год в текущем. У предприятия утверждены плановые показатели бюджета, поэтому переходящие закупки являются полностью обоснованными.
Унитарные предприятия работают по нормам федеральной контрактной системы при получении субсидии из бюджета в рамках ст. 15 44-ФЗ. Основная закупочная деятельность строится на нормах 223-ФЗ. Информация о плане закупок по 223-ФЗ федерального государственного (муниципального) унитарного предприятия формируется в ЕИС на текущий финансовый год и плановый период.
Заключение переходящих контрактов допускается и в рамках Федеральной контрактной системы, и по нормативам БК РФ. Незарегистрированные соглашения оплате не подлежат. Это касается не только переходящих, но и текущих госконтрактов. Пока договор не зарегистрируют, его не профинансируют и не оплатят (ст. 72 БК РФ).
ВАЖНО! Минфин уточнил, может ли муниципальное казенное учреждение изменить источник финансирования в контракте дополнительным соглашением, — да, если сведения об источнике финансирования не влияют на взаимные обязательства сторон, по которым достигается соглашение, такие условия не являются существенными (письмо Минфина № 24-03-08/48635 от 05.06.2020). Несущественные условия меняют по соглашению сторон — в дополнительном соглашении.
Заключают переходящие контракты точно так же, как и обычные госконтракты. Сначала заказчик планирует заказ, затем проводит закупку и определяет победителя. С победителем госзаказа заключается договор на условиях, предусмотренных извещением и закупочной документацией. Напоминаем, что с 01.01.2022 закупочная документация становится необязательной, а вся информация о заказе приводится в извещении (360-ФЗ от 02.07.2021).
Информацию о заключенном контракте указываем не только в ЕИС, но и в плане-графике, сформированном в ГИИС «Электронный бюджет». Вот как отразить суммы, переходящие по контрактам с прошлого года, в «Электронном бюджете»:
- Заполняем плановые документы за год фактического исполнения соглашения.
- Указываем корректный идентификационный код закупки, совпадающий с периодом выполнения обязательств.
- Предложение на закупку формируем текущим, 2021, годом. Ставим фактический период оплаты — 2022. Отражаем заказ в фактическом ПФХД (2022 — время исполнения).
Если заказчик — казенное учреждение, то заполняем плановые документы на долгосрочные контракты по 44-ФЗ по инструкции.
Шаг 1. Выбираем актуальный ПГ — раздел «Закупки».
В соответствии с положениями статей 153 и 155 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, плата вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится, в том числе, на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Согласно пункту 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов. В соответствии с пунктом 69 названных выше правил платежный документ должен содержать в том числе:
— указание на оплачиваемый месяц;
— наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги;
— размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса;
— объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с этими правилами;
— сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды.
В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснено, что денежные средства, внесенные на основании платежного документа, содержащего указание на расчетный период, засчитываются в счет оплаты жилого помещения и коммунальных услуг за период, указанный в этом платежном документе.
Только если платежный документ не содержит данных о расчетном периоде, денежные средства, внесенные на основании данного платежного документа, засчитываются в счет оплаты жилого помещения и коммунальных услуг за период, указанный гражданином (статья 319.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, если в платежных квитанциях содержится период, за который ежемесячно вносится плату за коммунальные услуги, при наличии задолженности за предыдущие периоды, действия управляющей компании по зачислению поступающих платежей в счет погашения ранее образовавшейся задолженности в соответствии с очередностью ее образования, противоречат нормам материального права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
В случае несогласия с указанными действиями заинтересованное лицо вправе обратиться в прокуратуру или в установленном порядке в суд.
Прокурор Балтайского района В.В. Салин
Компенсация коммунальных расходов: позиция Минфина
Написать комментарий
Сроки оплаты коммунальных платежей по Жилищному кодексу нужно учитывать при внесении денег на счет.
Статья 155 ЖК РФ указывает, что до 10 числа месяца, следующего за периодом оплаты, суммы должны поступить в ЖКХ.
Использоваться могут такие варианты внесения средств на счет:
- при помощи банковских карт;
- посредством наличных;
- с электронных кошельков.
В настоящее время распространенным способом оплаты является обращение в кассу банковской организации. Подобные услуги предоставляются многими банками. Предусматривается необходимость оплаты дополнительного процента за использование такого варианта.
В каждом банке устанавливаются собственные расценки. Для производства данной операции нужно иметь на руках квитанцию. Основной минус этого метода – обращение может происходить только в течение рабочего дня. Кроме того, отрицательным моментом является наличие очередей.
Важно! Средства поступают на счет в течение 3 рабочих дня. По этой причине нужно позаботиться о внесении денег.
Говоря о том, какой срок оплаты коммунальных платежей, нужно учесть, что после внесения средств чеки следует хранить. В законодательстве не установлено, в течение какого периода нужно сохранять квитанции.
Однако закрепляется период исковой давности. Он составляет 3 года. Отсчет ведется с момента оплаты.
В течение такого срока организация, оказывающая услуги в сфере ЖКХ, может заявить требования об оплате долга в принудительном порядке. Если у лица не будет квитанций, подтверждающих внесение денег, придется вносить средства еще раз. По указанным причинам требуется хранить чеки на протяжении установленного периода. Иначе доказать свою правоту не удастся.
Также положения ст. 199 ГК РФ отражают, что за пределами срока исковой давности заявление все равно может быть подано исковое заявление. Тогда гражданин, ссылаясь на чеки, может оспорить возможность направления такого документа.
Все собственники жилых должны четко понимать, когда оплачивать коммуналку и какие последствия предусматриваются на случай просрочки. Они выражены в приостановлении подачи ЖКУ. Эта мера используется при допущении просрочки в течение 3 месяцев подряд.
Когда имеет место самостоятельное подключение к системам ЖКХ, к лицу применяются штрафные санкции. Величина его составляет 10 000 – 15 000 рублей. Если оплата не вносится на протяжении более длительного периода, дело передается в судебный орган.
Положения закона г. Москва №2 от 2010 года «Основы жилищной политики города Москва» указывают на то, что сроки оплаты ЖКУ установлены не позднее 10 числа периода, который следует за отчетным.
Делается оговорка, что другие временные рамки могут быть прописаны в соглашении между гражданином, владеющим правомочиями собственности на жилое помещение, и организацией, предоставляющей услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
По факту срок оплаты коммунальных платежей в Москве устанавливается поставщиками услуг в пределах 25-30 числа каждого месяца. Этот период нужен для того, чтобы организации ЖКХ могли сформировать квитанции на оплату, а граждане — внести средства.
Сроки оплаты по другим регионам отражены в таблице:
Субъект | Период |
Алтайский край | Не позднее 30 числа |
Республика Бурятия | Не позже 3-5 числа |
Волгоградская область | Не позднее 10 числа |
Ивановская область | Не позже 25 числа |
Ленинградская область | Не позднее 10 числа |
Новосибирская область | Не позже 27-30 числа |
Омская область | Не позднее 10 числа |
Тверская область | Не позже 30 числа |
Ульяновская область | Не позднее 5 числа |
Якутия (Саха) | Не позднее 10 числа |
В каждом конкретном случае нужно узнавать сроки в организации, оказывающей услуги в сфере ЖКХ.
Основанием для оплаты может выступать уведомление как в бумажном, так и электронном формате. Поэтому внесение средств часто происходит ранее сроков, предусмотренных ресурсоснабжающей компанией.
Для этого сведения о суммах должны быть размещены на официальном сайте поставщика. Плата вносится за прошедший период, в течение которого услуги были использованы ЖКУ.
Таким образом, оплачивать услуги жилищно-коммунального сектора следует в строго отведенные сроки. В противном случае к гражданину, являющемуся собственником жилого помещения, применяются санкции. Они представлены в форме штрафов и отключения услуг.
Правительство утверждает предельные индексы повышения платы за коммунальные услуги, а региональные власти могут скорректировать это значение в меньшую сторону в конкретном муниципальном образовании. Для этого главы регионов определяют индексы для каждого населенного пункта на своей территории на следующий год.
Как правило, тарифы повышаются ровно на тот процент, который предусмотрен федеральным постановлением. Индексы ограничивают повышение платы на следующие коммунальные услуги:
- холодное и горячее водоснабжение
- водоотведение
- электроснабжение
- газоснабжение
- отопление
- обращение с ТКО
Точное повышение тарифа на отдельные виды коммунальных услуг могут быть ниже или выше индекса. Но при их сложении общий процент увеличение с 1 июля не должен превышать индекса. Расходы на капитальный ремонт и прочие услуги этими индексами не ограничиваются.
В первом полугодии 2022 года повышения тарифов не будет, индексация пройдет во втором полугодии 2022 года.
С 1 июля меньше всего вырастут платежи в Свердловской области (2,9 процента), Республике Марий Эл (3,2 процента) и Чукотском автономном округе (3,3 процента). Наибольшее увеличение платы пройдет в Чечне (6,5 процента), Санкт-Петербурге (6,3 процента), Севастополе, Крыму и Татарстане (по 6,2 процента).
Как узнать актуальные тарифы?
Действующие тарифы всегда публикуются на сайте комитета по тарифам вашего региона. Сайты данных учреждений мы собрали на этой странице. Достаточно выбрать свой регион, перейти на официальный сайт и найти там раздел «Тарифы» или, например, «Последние новости».
На первый взгляд это сложно. Но, к сожалению, тарифов ЖКУ достаточно много, и они могут отличаться даже для разных населенных пунктов в пределах одного района. Поэтому если вы действительно хотите получить достоверную информацию о стоимости ЖКУ в вашем регионе, то это единственный вариант.
44525
Как вырастут тарифы ЖКХ в 2022 году
26292
25001
21268
Фото 8255
Новые правила оплаты ЖКУ: кто заплатит больше?
Тарифные «коридоры» на электроэнергию для населения на 2022 год рассчитала Федеральная антимонопольная служба.
Предполагается, что тарифы на электроэнергию повысятся с июля.
Проектом приказа ведомства предусмотрено установление минимальных и максимальных уровней, которые должны будут учитываться региональными властями при определении конкретных тарифов на следующий год.
Тариф за свет для каждого региона может вырасти максимум либо на 5% (рост тарифов на электроэнергию, предусмотренный прогнозом социально-экономического развития РФ), либо до уровня предельного индекса подорожания коммунальных услуг (он устанавливается правительством для каждого региона в конце предыдущего года), если он выше 5%.
Тарифы в электроэнергетике регулируются на федеральном и региональном уровнях. Выше или ниже предельных значений они быть не должны. Конечные цены формируют регионы.
Предусмотрено, что во втором полугодии 2022 года должны приблизиться друг к другу тарифы на электроэнергию в Москве и Подмосковье, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (они станут почти одинаковыми).
Дороже всего электроэнергия во второй половине 2022 года может оказаться на Чукотке — максимальный уровень тарифа, разрешенный ФАС, составляет здесь 9,27 рубля за киловатт. Высокие тарифы могут быть также в Московской области — 6,23 рубля за киловатт,, Москве — 6,28 рублей, Якутии (7,23 рубля), Камчатском крае (7,29 рублей за киловатт).
Самые низкие тарифы могут быть установлены в Иркутской области (минимум 1,27 рубля за киловатт), Хакасии (2,44 рубля), Дагестане (2,97 рубля), Чечне (3,09 рубля) и Мурманской области (3,10 рубля).
В ряде регионов применяются разные тарифы при оплате электроэнергии в пределах социальной нормы потребления и сверх нее. К примеру, в Красноярском крае социальные тарифы могут колебаться от 1,13 до 2,98 рубля, потребление электричества сверх того — от 4,57 до 4,80 рубля за киловатт. Дифференцированные тарифы применяются также в Забайкальском крае, Владимирской, Нижегородской, Орловской, Ростовской областях.
Минэкономразвития России ожидает роста тарифов на услуги тепла и водоснабжения не более чем на 4% в год в период 2022–2024 года. Об этом говорится в сценарных условиях прогноза министерства.
Уточняется, что данные показатели соответствуют целевой инфляции в стране. Вместе с этим рост регулируемых тарифов сетевых организаций для потребителей, кроме населения, в среднем по стране в период 2022–2024 годов составит не более 3% ежегодно.
По информации ведомства, в отдельных муниципалитетах индексация этих тарифов может оказаться выше установленной величины. Это возможно в таких ситуациях, как при «реализации мероприятий комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры», а также введения нормативов потребления услуг ЖКХ либо перехода к использованию альтернативной котельной.
Цены на услуги тепла и водоснабжения повысятся так же с 1 июля.
Значение индексации будет варьироваться от 3,2 до 6,5% в зависимости от региона и инфляции.
Правительство приняло решение повышать тарифы на газ для промышленных потребителей в 2022-24 годах быстрее обычных темпов в три процента в год. Так власти собираются финансировать программу расширенной газификации.
Согласно новой версии социально-экономического прогноза Минэкономразвития, в 2022 году оптовый тариф на газ должен вырасти на пять процентов, в 2023-м и 2024 годах — на четыре процента.
Издание отмечает необычность меры, на которую пошло правительство, поскольку рост тарифов на газ традиционно сдерживался властями в любых экономических условиях.
Причина ускоренной индексации в прогнозе не раскрывается, однако она может заключаться в стремлении государства переложить на промышленных потребителей часть затрат по программе газификации домовладений. С такой инициативой весной выступал Госсовет.
Ускоренное повышение не затронет население — для него цена газа в ближайшие три года будет расти прежними темпами, то есть по 3%.
Завершение газификации ожидается к 2030 году. К этому сроку газ должен быть проведен к 83 процентам домовладений. При этом условия программы предусматривают, что ее финансирование не будет осуществляться за счет населения.
Безусловно, любая банковская услуга стоит денег, ведь такова концепция всех кредитно-финансовых учреждений. Оплата услуг ЖКХ в этом плане не является исключением из правил. И даже популярный среди пенсионеров Сбербанк берет комиссию, которая, к слову, составляет по 20 руб. за каждую платежную квитанцию.
И это еще не самый худший вариант, ведь в некоторых учреждениях помимо фиксированной ставки за проведение платежа взимается процент, что становится особенно ощутимо в отопительный сезон, когда доводится переводить крупные суммы.
Мало того, никаких предпосылок к упразднению комиссионного сбора не наблюдается, несмотря на обещания чиновников, поэтому всем клиентам приходится искать другие пути решения этого вопроса, ну, или продолжать платить за услугу, будучи вынужденными мириться с постоянным ее подорожанием.
Не секрет, что в качестве злостных неплательщиков могут выступать не только квартиросъемщики, но и управляющие компании. А чтобы и дальше получать весь объем услуг за свои деньги, имеет смысл оплачивать их напрямую у поставщиков, о чем уже вовсю хлопочет правительственный аппарат, в планы которого входит предоставление такой возможности.
Мало того, исключение из этой схемы прокладки в виде управляющей компании с последующим переходом на прямые договоры позволит оплачивать газ в Мособлгазе, электроэнергию в Мосэнергосбыте и пр. без комиссии, что является еще одним неоспоримым бонусом.
Единственное «но» заключается в том, что придется тратить чуть больше времени на саму процедуру оплаты, ведь одно дело, когда все коммунальные услуги оплачиваются в одном месте, и совсем другое, когда приходится делать это отдельно для каждого вида.
Как в 2022 году изменятся правила пользования жилыми помещениями
Из-за коронавируса ограничение в сроках было снято до 31 декабря, выплата продлевалась автоматически. Теперь эта мера пролонгируется до 1 апреля. То есть граждане, у которых срок предоставления субсидии истекает в период с 1 января по 1 апреля 2021 года, смогут получить господдержку в прежнем размере на последующие шесть месяцев без подачи заявлений и документов.
С 1 января 2021 года возобновляется начисление пени за несвоевременную плату за коммунальные услуги. Значит ли это, что должники должны успеть заплатить квартплату до конца года, иначе их ждут санкции? Или пени будут взиматься только за определённый период 2020 года?
Сроки оплаты ЖКХ четко определены на законодательном уровне и прописаны в статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно этому документу, перевод денег в счет погашения задолженности по ЖКХ должен быть осуществлен не позднее 10 числа каждого месяца, предшествующего месяцу оплаты. Таким образом, если от вас требуется погасить задолженность по коммунальным услугам за сентябрь, крайней датой является 10 октября.
Граждане, зарегистрированные на портале Госуслуги, могут оплатить услуги, предоставляемые им управляющей компанией счета через Личный кабинет. Для этого потребуется только банковская карта. Наличие квитанции не обязательно, так как сумму, необходимую к оплате, можно рассчитать по номеру лицевого счета, указав необходимый промежуток времени.
Инвалидам 3 группы и обладателям звания ветеран труда плата сокращается на 50 %. Для использования указанных льгот требуется соблюсти заявительный порядок. В отношении лиц, которые находятся в возрасте от 70 до 80 лет, субсидии предоставляются при совершении определенных действий.
Гражданин, которому предоставляется льгота, должен быть прописан в квартире, где полагаются послабления. Государственные органы предоставляют субсидии на полгода. Дольше послабления действовать не могут. Это отражено в законодательстве. Срок начинает отсчитываться с момента, когда вынесено решение уполномоченным органом. Когда указанный период истекает, то человеку потребуется второй раз подать документы на субсидию.
С 1 января оформить субсидию станет проще. Россиянам больше не нужно будет предоставлять в органы социальной защиты документы об отсутствии задолженности по квартплате. Специалисты учреждения начнут запрашивать эту информацию самостоятельно через информационную систему ГИС ЖКХ или каналы межведомственного взаимодействия.
- неустойку нельзя доначислить «задним числом» за период с 6 апреля по 31 декабря 2020 года;
- с 1 января могут начислять пени только на задолженность, возникшую до 6 апреля 2020 года;
- на задолженность, которая образовалась в период действия моратория, пени должны начислять только с 31 дня просрочки.
Если вы не успели заранее предупредить компанию о своем отъезде, перерасчет возможно будет реализовать и после возвращения. Согласно закону, заявление в этом случае должно быть подано в течение одного месяца, с момента возврата. Чтобы добиться положительного результата, необходимо будет предоставить доказательства отсутствия, например, командировочную документацию, справку о санаторном лечении и т.д.
Пеня может начисляться только на сумму образовавшейся задолженности. Согласно пункту 118 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 354, под задолженностью признается неполная оплата оказанных жилищно-коммунальных услуг в размере, превышающем сумму двух месячных размеров платы по установленным нормативам
Кабмин утвердил индексы изменения платы за коммунальные услуги на 2022 год
Жилищно-коммунальные услуги делятся на два типа: жилищные и коммунальные. К жилищным относится обслуживание дома управляющей компанией: уборка подъездов, вывоз мусора, работа диспетчера, снабжение дома электроэнергией и газом и другие общедомовые расходы. Сюда можно включить взносы на капитальный ремонт.
Коммунальные услуги — это индивидуальные платежи за воду, электроэнергию и газ. Они считаются по счетчикам или нормативам, если счетчиков нет. Нормативы утверждают власти региона.
Еще есть платежи за домофон, телефон, интернет — они не относятся к ЖКУ.
Существует два типа квитанций на оплату услуг ЖКХ: единый платежный документ и отдельные квитанции от поставщиков коммунальных услуг. Каждый месяц может приходить или ЕПД, или то и другое сразу.
Многие люди неохотно начинают пользоваться новыми технологиями, многие по старинке платят за коммунальный сервис на почте и в отделениях банка.
Платежи онлайн для весомой части населения оказываются недоступны, хотя степень проникновения сети интернет в жизнь увеличивается с каждым годом.
Современные сервисы привлекают новых пользователей благодаря достоинствам:
Можно подать заявление на начисление вам субсидий при оплате коммунальных услуг, если расходы на коммунальные услуги превышают 22% от среднего дохода вашей семьи (в разных регионах процентное значение может меняться в меньшую сторону).
Для получения субсидии необходимо обратиться в орган местного самоуправления. Список документов, которые нужно подготовить, можно узнать либо у юриста администрации, либо на официальном сайте органа самоуправления.
В течение 10 дней с момента подачи заявления вы получите ответ по вашему заявлению. В случае отказа в субсидии к ответу будут также приложены основания для отказа. После устранения этих оснований можно вновь обратиться в орган самоуправления с заявлением на оформление субсидии.
Кто может получить субсидии:
Хранить информацию об оплате коммунальных слуг в бумажном виде необходимо, чтобы подтвердить оплату.
Чеки понадобятся также при спорных ситуациях с ЖКХ, которые могут возникнуть в результате неразберихи со сменой тарифов, сбоя программы по оплате или из-за мошенничества.
Оплаченные квитанции с помощью банкоматов, терминалов, мобильных банков нужно иметь также в бумажном виде. Срок исковой давности – 3 года.
Из-за сложной эпидемиологической ситуации москвичам, особенно пожилым, рекомендуется оставаться дома, не посещать людные места без особой надобности и по возможности пользоваться онлайн-услугами. Для пенсионеров, привыкших платить за коммунальные платежи в отделениях банков или на почте, переход на оплату через интернет может показаться непростым, но пугаться нового опыта не стоит. Самоизоляция – отличная возможность повысить компьютерную грамотность и освоить онлайн-платежи. Сайт «РИА Недвижимость» решил напомнить, какими способами москвичи могут оплачивать коммунальные услуги, не выходя из дома.