Дарение земельного участка сельскохозяйственного назначения в 2022 году

Автор: | 27.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дарение земельного участка сельскохозяйственного назначения в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Регистрация права на земельный участок представляет собой процедуру внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) записи о праве лица на данный объект недвижимости. В результате регистрации официально признается и подтверждается возникновение, изменение, переход, прекращение права лица на недвижимое имущество. Так, например, после заключения договора купли-продажи, мены, дарения земельного участка производится госрегистрация перехода права собственности на данный объект недвижимости.

Регистрируются в ЕГРН и ограничения прав, обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. При этом договоры аренды, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования им, заключенные на срок менее чем один год (например, на 11 месяцев), не подлежат государственной регистрации.

Процедура регистрации регулируется Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). Условно можно выделить следующие ее этапы:

1. Обращение в уполномоченный орган с заявлением о государственной регистрации прав.

2. Осуществление правовой экспертизы документов уполномоченным органом и внесение в ЕГРН записи о праве заявителя на объект недвижимости.

3. Выдача документов после осуществления государственной регистрации прав.

В настоящее время регистрация права на земельный участок в ЕГРН – единственное доказательство существования этого права. Отсутствие регистрации существенно затрудняет владение, пользование и распоряжение участком.

Земельный участок, права на который не зарегистрированы, не может быть сдан в аренду, выступать в качестве залога при ипотечном кредитовании.

Трудности возникают и при продаже участка. Во-первых, при совершении сделки покупатель устанавливает законного владельца, руководствуясь сведениями ЕГРН. При их отсутствии он рискует стать жертвой мошенников или совершить сделку, которая в дальнейшем будет признана недействительной. Поэтому разумный покупатель от покупки такого участка воздержится. Во-вторых, для государственной регистрации перехода права к новому собственнику требуется сперва зарегистрировать право продавца на данный объект недвижимости. Отсутствие зарегистрированного права прежнего собственника как минимум затянет процедуру купли-продажи. Подобные трудности могут иметь место при совершении и иных сделок с землей.

Информация о правообладателе в ЕГРН, помимо частных лиц, используется органами государственной власти, нотариусами. Соответственно, проблемы, связанные с отсутствием регистрации прав, возникают и при изъятии, резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также при оформлении наследства, дарении объекта недвижимости.

Наличие сведений о праве лица в ЕГРН минимизирует риски мошеннических действий с земельным участком, поскольку удостовериться в наличии официально зарегистрированного права может любой желающий. Таким образом, госрегистрация защищает от выбытия участка из рук законного владельца. Никто не может посягать на зарегистрированные права на земельный участок.

Вместе с тем государственная регистрация ранее возникшего права в ЕГРН проводится по желанию правообладателя. Это означает, что права на объекты недвижимости, возникшие до 1998 г., признаются юридически действительными при отсутствии их регистрации в ЕГРН. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на эту недвижимость, имеют такую же юридическую силу, как и записи в ЕГРН. Однако для совершения сделок с данными объектами государственная регистрация прав все же потребуется. Иначе переход права не зарегистрируют.

Регистрация права на объект недвижимости и государственный кадастровый учет связаны между собой.

Государственный кадастровый учет представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования. Другими словами, при постановке на кадастровый учет подтверждается существование участка, который является уникальным, имеет свои индивидуальные характеристики. Ему присваивается кадастровый номер, который не может повторяться.

Государственный кадастровый учет и регистрация права на земельный участок могут проходить одновременно или по очереди в зависимости от обстоятельств (основания кадастрового учета и госрегистрации предусмотрены ст. 14 Закона № 218-ФЗ).

Изменения 2022. Что нас ждет с 1 января в сфере недвижимости?

  • Что такое дарственная на землю
  • В чем особенности земли как объекта дарения
  • Каковы особенности процедуры оформления дарственной на земельный участок
  • Как оформить дарственную на земельный участок
  • Какие документы нужны, чтобы зарегистрировать право собственности
  • Где регистрировать дарение земли
  • Налог и госпошлина при дарении земельного участка
  • Можно ли отменить дарственную на земельный участок

Чаще всего паи дарятся другим людям, не состоящим среди пайщиков.

После выделения доли в натуре и регистрации изменений в Росреестре нужно выполнить несколько действий:

  1. Составить дарственную. Договор оформляется самостоятельно, но можно обратиться к специалисту – нотариусу или юристу.
  2. Подписать ДД. Стороны ставят подписи в присутствии нотариуса, когда требуется нотариальное удостоверение: при участии в сделке представителя, или дарении доли пая. В остальных случаях посещение нотариуса необязательно.
  3. Подать документы для оформления права собственности на одаряемого. Можно обратиться в Росреестр напрямую, или сделать это через МФЦ по месту расположения подаренного участка.

Подача документов осуществляется при совместной явке дарителя и одаряемого. В ответ сотрудник госоргана выдаст расписку с предполагаемой датой готовности выписки из ЕГРН. Регистрация производится в течение 10 календарных дней.

Дарителю нужно заранее подготовить документы для сделки, а одаряемому понадобится паспорт.

Что необходимо для дарения:

  • выписка из ЕГРН или свидетельство о праве собственности;
  • кадастровый паспорт;
  • межевой план.

Если пай приобретен в браке, может потребоваться согласие супруга дарителя.

Перед обращением к регистратору уплачивается госпошлина. За переоформление права собственности на отдельный участок земли платится 350 руб., за долю – 100 руб.

Кто платит налоги при дарении земельного пая?

Налоги платят одаряемые, дарители от налогообложения освобождены. Размер НДФЛ стандартный – 13% от кадастровой стоимости подарка.

Близким родственникам дарителей НДФЛ перечислять не нужно, декларацию предоставлять необязательно. Остальные должны подать декларацию 3-НДФЛ до 30 апреля года, следующего за датой сделки, а налоги заплатить до 15 июля.

Главной особенностью таких сделок является наличие у субъекта РФ (или у муниципалитета, если это установлено законом субъекта РФ) права преимущественной покупки такой земли по цене продажи. То есть продавец вправе продать иному лицу такой земельный участок только после получения отказа уполномоченного органа от покупки или неполучения согласия на покупку в течение 30 дней с даты получения сообщения. При этом продать земельный участок продавец вправе в течение 1 года и по цене не ниже указанной в извещении цены.

При продаже земельного участка по цене ниже ранее заявленной цены или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение по правилам.

Регистрация участков с «временным» статусом: что изменится с 1 марта 2022 г.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в связи с письмом депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Марьяш И.Е. от 21.03.2017 N МИЕ-4/126 относительно изменения вида разрешенного использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения полагает необходимым обратить внимание на следующее.

Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК) установлено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом ЗК регулирует отношения в области отнесения земель к категориям, перевод их из одной категории в другую.

Согласно статье 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК):

применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2);

изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (пункт 3);

решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 5).

В соответствии с частью 6 статьи 36 ГрК градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

В силу пункта 1 статьи 79 ЗК сельскохозяйственные угодья — это пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими); в составе земель сельскохозяйственного назначения они имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

В соответствии с частью 4 пункта 1 статьи 8 ЗК перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Учитывая изложенное, принимая в том числе во внимание положения подпункта 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков), изменение вида разрешенного использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, которое влечет за собой невозможность использования земельного участка для сельскохозяйственных целей, невозможно без изменения категории земель такого участка.

При этом относительно возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с «Сенокос» на «Садоводство» также полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Приказом Минэкономразвития России от 30.09.2015 N 709 «О внесении изменений в классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540» в классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (далее — Классификатор), внесены изменения, в связи с чем с 03.11.2015 Классификатор предусматривает в том числе такие виды разрешенного использования, как:

код 1.5 — «Садоводство» (осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур); указанный вид разрешенного использования связан с промышленным садоводством;

код 13.2 — «Ведение садоводства» (осуществление деятельности, связанной с выращиванием плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля; размещение садового дома, предназначенного для отдыха и не подлежащего разделу на квартиры; размещение хозяйственных строений и сооружений); указанный вид разрешенного использования связан с деятельностью в рамках Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Данный процесс подразумевает выполнение следующих процедур:

  • составление и последующее заключение договора, касающегося отчуждения земли;
  • регистрацию документа в Управлении госрегистрации кадастра и картографии.

Если собственник нарушил пункты договора, ненадлежащим образом эксплуатирует участок, это может привести к отчуждению

Для судебного разбирательства достаточно написать заявление в суд, изложить суть дела, приложить документальные доказательства того, что территории наносится явный вред. Тогда отчуждение будет принудительным, и виновнику не только не выплатят компенсацию за отобранный надел, но еще и могут присудить штраф за нарушение закона. Поэтому нужно соблюдать порядок эксплуатации земельных участков, следовать нормам права.

В России будет запущена госпрограмма эффективного вовлечения в оборот земель сельхозназначения и развития мелиоративного комплекса на период с 2022 по 2031 год. Её своим постановлением утвердил Председатель Правительства Михаил Мишустин.

  • Из вступительного слова Михаила Мишустина на оперативном совещании с вице-премьерами, 17 мая 2021 года

Цели программы – вовлечение в оборот 13,2 млн га неиспользуемых земель и сохранение в сельхозобороте мелиорированных почв на площади не менее 3,6 млн га. В документе также сформулированы задачи по химической мелиорации на площади 2,8 млн га, обеспечению благоприятного водного режима на площади 1,35 млн га и сбору информации об актуальном состоянии земель сельхозназначения.

На достижение этих целей из федерального бюджета до 2031 года предполагается выделить более 500 млрд рублей. Средства пойдут на различные мероприятия, в том числе на агрохимические и эколого-токсикологические исследования, подготовку проектов межевания и кадастровые работы, реконструкцию мелиоративных и гидротехнических сооружений.

Ответственным исполнителем госпрограммы назначен Минсельхоз.

В дополнение к утверждённому документу региональным властям рекомендовано принять акты, направленные на выполнение целей госпрограммы.

Реализация госпрограммы обеспечит устойчивое развитие агропромышленного комплекса на основе расширения фонда земель сельхозназначения, а также восстановления мелиоративного комплекса. В конечном итоге это послужит укреплению продовольственной безопасности страны.

Работа Правительства:

  • Вопросы землепользования в сельском хозяйстве
  • Развитие сельских территорий
  • Государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий»
  • Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

Министерства и ведомства, органы при правительстве:

  • Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России)

Как оформить дарственную на земельный участок

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения — сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

Действие настоящего Федерального закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе строительства гаражей для собственных нужд), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 354-ФЗ, от 29.12.2017 N 447-ФЗ, от 05.04.2021 N 79-ФЗ)

2. Правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

3. Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на следующих принципах:

1) сохранение целевого использования земельных участков;

2) установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица; (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)

3) преимущественное право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов; (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 113-ФЗ)

4) преимущественное право других участников долевой собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, либо использующих этот земельный участок сельскохозяйственной организации или гражданина — члена крестьянского (фермерского) хозяйства на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности; (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)

5) установление особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов;

6) подпункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)

1. Участниками отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

2. Права иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения определяются в соответствии с настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)

1. В случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником. Отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должно быть осуществлено в течение года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или права собственности на доли в праве общей собственности на земельный участок. В случае отчуждения этих земельных участков или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения субъекту Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальному образованию преимущественное право на заключение договора аренды этих земельных участков или выделенных в счет земельных долей земельных участков имеют лица, осуществляющие отчуждение этих земельных участков или земельных долей. (в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 N 113-ФЗ, от 18.07.2005 N 87-ФЗ)

Абзац — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)

В случае, если при нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона собственник не произведет в течение срока, установленного настоящим пунктом, отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее — орган регистрации прав), обязан в течение десяти дней в письменной форме известить об этом орган государственной власти субъекта Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 N 113-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

2. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня, когда ему стало известно о нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, обязан обратиться в суд с заявлением о понуждении такого собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (конкурсах, аукционах). (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 113-ФЗ)

3. В случае отсутствия лица, изъявившего желание приобрести земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, этот земельный участок или эту долю должен приобрести субъект Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, должно приобрести муниципальное образование по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности. (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)

Залог земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 06.06.2019 N 138-ФЗ)

1. В аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности.

2. Договор аренды находящегося в долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и соглашение об установлении частного сервитута в отношении такого земельного участка могут быть подписаны лицом, уполномоченным решением общего собрания участников долевой собственности совершать без доверенности сделки с таким земельным участком, если условия указанных договора и соглашения соответствуют условиям, определенным решением общего собрания участников долевой собственности. (в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 435-ФЗ)

3. Договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от трех до сорока девяти лет, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 02.12.2013 N 327-ФЗ)

Для сенокошения и выпаса скота договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до трех лет. (в ред. Федерального закона от 02.12.2013 N 327-ФЗ)

4. В договоре аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть предусмотрено, что арендуемый земельный участок передается в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены с учетом особенностей, установленных статьями 8 и 10 настоящего Федерального закона.

5. В случае, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора аренды имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.

6. Площадь земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, одновременно находящихся в аренде у одного арендатора, не ограничивается.

7. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)

8. В пределах срока действия договора аренды при передаче арендатором арендных прав земельного участка в залог согласие участников долевой собственности на это не требуется, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)

Особенности и порядок дарения земельного пая сельхозназначения

1. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

2.-3. Пункты утратили силу. (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

4. Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 03.07.2016 N 336-ФЗ)

Абзац второй — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 336-ФЗ)

Абзацы 3. — 4. — Исключены. (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 113-ФЗ)

Абзац 6. — Исключен. (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

5. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным организациям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 27.06.2018 N 164-ФЗ, от 30.04.2021 N 117-ФЗ)

При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.

В случае, если принятие наследства привело к нарушению требований, установленных статьями 3 и (или) 4 настоящего Федерального закона, к наследникам применяются требования, установленные статьей 5 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 113-ФЗ)


При заключении договора дарения земельного пая, необходимо учитывать ряд особенностей данного процесса. В первую очередь это касается законодательно установленных ограничений.

В частности, как гласит действующее законодательство, подарить земельный пай можно исключительно другому участнику общей собственности.

Например, если конкретный земельный участок сельскохозяйственного назначения принадлежит по праву собственности трем гражданам, то один из них может подарить свой пай двум остальным. Лицу, которому не принадлежит участок, подарить свою долю закон запрещает.

При этом собственник в этом случае не обязан уведомлять другого собственника о заключении договора дарения, так как пай передается между владельцами земельного участка.


Земельный участок является недвижимым имуществом, и при заключении договора дарения пая должны соблюдаться определенные законодательные требования. В первую очередь это касается государственной регистрации перехода права собственности.

После заключения договора дарения, необходимо предоставить его и соответствующие документы уполномоченному государственному органу для осуществления регистрации. В частности, необходимо предоставить следующие документы:

  1. договор дарения;
  2. заявление о государственной регистрации по указанной форме;
  3. паспорта сторон, заключивших договор дарения;
  4. документ, удостоверяющий оплату государственной пошлины;
  5. доверенность, если от имени заявителя действует его доверенное лицо.

В некоторых случаях могут потребовать дополнительные документы. Например, кадастровый план, если пай в земельном участке был разделен.

5. Дополнительные права региональных властей

Региональным властям предоставлено право самостоятельно (своими законами) определять те муниципалитеты, на территории которых строительство/реконструкция/эксплуатация фермерских домов не допускаются. В запретный перечень попадут, к примеру, земельные участки с расположенными на них особо ценными с/х угодьями.

Наделяя власти регионов дополнительными полномочиями, законодатель принял во внимание большие опасения фермеров в образовании потенциальных проблем:

  1. прогнозируемые скачки стоимости фермерской земли, в тех муниципалитетах, которые находятся вблизи больших городов
  2. резкое ограничение возможности получения земли под фермерство в аренду – как следствие роста цены на землю

По информации парламентария Николаева Н.П., Председателя комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, являющегося одним из инициаторов разработки закона ФЗ №299-ФЗ от 02.07.2021, в России на данный момент:

  • зарегистрировано порядка 170 тысяч крестьянско-фермерских хозяйств, обрабатывающих более 43 млн. га с/х земель
    • это более 20% тех земель, которые в стране есть и которые обрабатываются
  • необходима поддержка инициатив граждан в создании и развитии деятельности КФХ с приемлемыми для них условиями предоставления сельхозземли

С учётом того, фермерские хозяйства зачастую находятся достаточно далеко от населённых пунктов, норма о разрешении на строительство жилого дома на сельхозземлях для многих из них актуальна. Логично предположить, что такие земли:

  • не будут входить в ограничительный перечень муниципальных земель, который подготовят власти субъектов РФ
  • будут застроиваться фермерскими домами

Сделки купли-продажи земельного участка из земель сельхозназначения в 2021 году

По этой ссылке я опубликовала подробную инструкцию. Неважно кому (родственнику или не родственнику) и какой участок дарят (ИЖС, ЛПХ, садовый, дачный, огородный и т.п.) — статья подойдет для всех дарителей.

Если кратко, нужно сделать 2 шага. Первый шаг — собрать документы и составить договор дарения.

Паи и выделенные из них участки, крайне часто выступают предметами договора дарения, даже несмотря на все сложности их гражданского оборота. Такое положение дел надиктовано множеством факторов, начиная от простоты и удобств оформления самих дарственных и заканчивая падением интереса граждан к использованию земель сельхозназначения.

В любом случае отчуждение паев и участков по договорам дарения, требует куда более основательного и скрупулезного подхода, чем оформления дарственных на другие формы недвижимого имущества. При соблюдении всех требований законодательства, дарение станет отличным и эффективным правовым инструментом, для реализации граждан права на владение землей.

Стоит помнить, что если дарение дачного участка идет между близким родственниками, то налог платить не нужно. А вот если просто между людьми, то придется выложить 13%, а если дарение осуществляется нерезиденту (как иностранному гражданину, так и гражданину РФ, постоянно проживающему за рубежом), сумма налога составит 30%.

Согласно Земельному кодексу Российской Федерации (ЗК РФ) земля может находиться в собственности, аренде, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) или безвозмездном срочном пользовании. Соответственно, участники земельных отношений делятся на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов.

Правильно составленный договор дарения земельного участка никому не принесёт проблем. Чтобы их избежать — обращайтесь к юристам. Для залоговой земли дарение возможно, но только при согласии залогодержателя и с сохранением обременения.

В порядке регистрации, работники Росреестра проверят документы на их законность, внесут сведения в реестр прав на недвижимость (ЕГРП), нанесут удостоверительные надписи на правоустанавливающие документы, после чего выдадут их обратно заявителю.

Главное условие заключается в том, чтобы владение было надлежащим образом зарегистрировано как собственность лица.

Начиная с периода переустройства и реформирования колхозов в 1991 году, граждане получили возможность отделиться от совместного предприятия и вести собственную сельскохозяйственную деятельность. Главной особенностью является то, что участок выдается бесплатно, в бессрочное пользование.
При продаже можно ориентироваться на рыночную и кадастровую стоимость. Разница между ними может составлять до 30%. Чтоб установить кадастровую стоимость проводится кадастровая оценка. Она указывается в выписке из «Росреестра», содержащей сведения об объекте. Согласно земельному кодексу РФ рыночная стоимость устанавливается в соответствии с законом об оценочной деятельности.

На сегодняшний день примерно 95% владельцев имеют свидетельства о праве пользования наделами. В чем преимущества такой собственности Достоинством земельного пая является возможность получения прибыли с него после периода сбора урожая и реализации его по рыночным ценам.

Рекомендуем прочесть: Жилье На Материнский Капитал Без Ипотеки До 3 Лет

На сегодняшний день примерно 95% владельцев имеют свидетельства о праве пользования наделами. В чем преимущества такой собственности Достоинством земельного пая является возможность получения прибыли с него после периода сбора урожая и реализации его по рыночным ценам.

В случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в настоящем пункте, не определена по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на указанный объект, положения настоящего пункта не применяются.

Сторонам нужно только принести документы подтверждающие право собственности дарителя. Составляет договор сам нотариус, дарителю и одаряемому остается его подписать в его присутствии.

Мы, гр. Панарина Ирина Михайловна, 25 мая 1980 года рождения, место рождения: город Тюмень, гражданство: РФ, пол: женский, паспорт 46 98 261822, выданный Центральным ОВД гор. Тюмень 30 сентября 1998 года, проживающая по адресу: город Тюмень, ул.

В местный территориальный орган Росреестра можно подойти лично, а можно отправить все по почте или через официальный сайт Росреестра. Это разрешается законом. Но надежней и проще все-таки будет обратиться лично.

Важно в договоре указать, что сделка совершается по доброй воле. Все документы на землю должны быть переданы новому собственнику, срок передачи можно установить в тексте договора. Если у собственника на нет свидетельство, а право его подтверждается сведения из советских похозяйственных книг, юстиция скорее всего откажет в регистрации.

Потеряв время, и так и не успев выделить свою долю, гражданин Куц скоропостижно скончался, и право на него по завещанию получила его вторая жена.

Грамотно составленный договор дарения на земельный участок позволит оперативно и без лишних проволочек подарить землю. Россияне имеют законные основания для передачи своего имущества другим лицам. Землю, находящуюся в собственности, можно продать, подарить или оставить в наследство.

Гражданин Куц, работая до 1991 года в Совхозе имени Ильича, при реорганизации указанного предприятия, получил земельный пай, который, впоследствии, сдавал в аренду.

Процедура оформления и регистрации право собственности является достаточно простой. Однако подходить к ней нужно внимательно. Необходимо подготовить документы на землю и правильно составить договор.

Вместе с тем, для начала нужно понять, согласен ли одаряемый принять недвижимое имущество, а даритель отдать. Любое принуждение делает правоотношение недействительным и может аннулироваться в судебном порядке.

Если ни у кого нет претензий, то следует приступить к написанию договора (подробное описание ключевых моментов и пунктов будет написано далее).

Когда договор составлен, необходимо проверить все приложения к нему и подать в орган государственной регистрации, для дальнейшего оформления сделки.

Организацией в которую нужно обратится, является Росреестр. Одаряемый и даритель обращается сюда, также оформление сделки можно осуществить через МФЦ.

Ответственному сотруднику нужно подать документы:

  1. Дарственную – договор дарения земли.
  2. Межевой и технический план.
  3. Заявление на регистрацию.
  4. Квитанции об оплате пошлины.
Можно подарить земельный участок Нельзя дарить
Любому дееспособному совершеннолетнему лицу, которое дало согласие на получение дара. Недвижимость относится к имуществу, совместно нажитому в браке, причем второй супруг не дал на это согласие.
Своим родственникам. Детям младше 14 лет, если их родители (либо лица, их заменяющие) не дали на это согласия.
Несовершеннолетним детям при условии наличия согласия их официальных представителей. Недееспособным гражданам, чьи официальные законные представители выступают против такой сделки.
Можно подарить землю, находящуюся в собственности нескольких лиц, при условии согласия каждого из них. Нельзя дарить земельный участок, указывая в дарственной услугу, в качестве оплаты которой используется даримое имущество – сделка дарения является безвозмездной.
Земля была изъята из оборота, либо на нее были наложены ограничения (она была заложена и т.д.)
Нельзя дарить земельный участок без дома, который на нем расположен (единственное исключение – дом принадлежит не вам).

СПРАВКА. При дарении земельного участка людям, которые не находятся с вами в родственных связях, одариваемое лицо будет обязано уплатить налог, равный 13% от стоимости земельного участка (имеется ввиду кадастровая стоимость).

Земельный налог: ставки 2021/2022

Порядок действий

  1. Нужно подать объявление о просьбе выделения пая в районную газету;
  2. Собрать всех дольщиков – не ранее чем через месяц;
  3. Провести межевание участка, чтобы наделить частью участка каждого из пайщиков;
  4. Нанести границы участка, это займет от 1 – 6 месяцев;
  5. Получить кадастровый номер и план земельного участка;
  6. Подать заявление в регистрационную палату;

Примечание! Самым долгим и дорогостоящим этапом является межевание. Он занимает от 6 месяцев и может продолжаться до 2 лет.

Необходимые документы

  • Документ, удостоверяющий личность;
  • Справка, подтверждающая право собственности;
  • Если собственник участка один, то требуется только согласие члена семьи (супруга или супруги), а если собственников много, то согласие каждого из них;
  • Справка, которая подтвердит своевременную уплату налога и отсутствия долга;
  • Квитанция об оплате государственной пошлины;
  • Акт оценки участка экспертом.
  • Справка, которая подтвердит отсутствие долгов и ареста на землю.
  • Иностранные граждане, лица без гражданства не могут владеть землей в России на правах собственности, если она расположена в приграничных районах, а также, если она имеет сельскохозяйственное назначение.
  • Земельные наделы, ранее выделенные под личное подсобное хозяйство (ЛПХ), индивидуальное строительство (ИЖС), садоводство и огородничество могут унаследовать только физические лица. Если по завещанию имущество переходит к организации, оно будет признано в этой части недействительным.
  • Не допускается наследование земельного надела, если он занимает долю 10 % и более процентов от всех сельскохозяйственных угодий муниципального (административного) района.

В перечисленных случаях, лица, получившие свидетельство на землю по праву наследства, обязаны в течение года продать ее. Наследники имеют возможность оформить аренду таких земель в преимущественном порядке.

Дарение земельного пая между субъектами права осуществляется посредством заключения договора дарения (ст. 572 ГК). Поскольку пай, это доля в праве собственности, в соответствии с п. 2 ст. 246 ГК, его владелец волен распоряжаться им по своему собственному усмотрению как самостоятельным объектом права. Однако оборот земель в РФ находится под особым контролем государства, ввиду чего возможность свободного дарения таких паев ограничена.

Согласно ст. 12 ФЗ № 101 от 24.07.02г., без выделения земельного участка в счет принадлежащей владельцу доли, он может подарить ее по договору дарения только в пользу другого, такого же как он, пайщика, сельскохозяйственной организации или члену крестьянского (фермерского) хозяйства, также имеющим права на участок, находящийся в долевой собственности.

Для распоряжения земельным наделом по своему собственному усмотрению (для дарения его в пользу каких-либо других лиц, кроме совладельцев), его собственнику необходимо произвести процедуру выделения земельного участка в счет имеющейся у него доли. Выделение предполагает образование нового участка, которым его полноправный владелец может распоряжаться уже как самостоятельным объектом права частной собственности.

Поскольку подаренный земельный участок представляет собой доход, принятый физическим лицом, с него необходимо уплатить налог. Согласно ст. 201 НК РФ налог на дарение есть не что иное, как НФДЛ, ставка которого равняется 13% от установленной налоговой базы для резидентов РФ и 30% — для нерезидентов.

ВАЖНО: в случае с передачей в дар недвижимости, включая земельные участки, от налогообложения, в силу ст. 217 НК РФ, освобождаются сделки, совершенные между близкими родственниками, перечень которых приведен в ст. 14 Семейного кодекса РФ.

Родственники могут быть кровными, законодательными (супруги), а также приемными (в случае официального усыновления или удочерения). Сделка с подобным экономическим обоснованием должна быть оформлена в надлежащем виде, то есть необходимо составить, оформить и подписать договор дарения (дарственную) (см.: Как составить договор дарения земельного участка (бланк, образец)?).

Согласно ст. 572 ГК РФ одна сторона договора (даритель) вручает другой стороне (одаряемому) какую-либо вещь, а в наших обстоятельствах — земельный участок, на дарственной или безвозмездной основе. Такой договор лучше всего заверить у нотариуса, который подтверждает дееспособность обеих сторон. С 2013 года договоры дарения недвижимости не подлежат государственной регистрации — регистрируется лишь перевод права собственности к другому человеку путем внесения записи в Единый реестр прав на недвижимость и получения соответствующей выписки из него.

Составление декларации 3-НДФЛ возможно осуществить в печатном либо рукописном виде на специальном бланке. На первой странице заполняется информация о налогоплательщике, в том числе Ф. И. О., его ИНН и паспортные данные, а также адрес места проживания. В разделе 1 указывается подлежащая уплате сумма налога, а во втором производится непосредственный расчет, для чего в качестве дохода (или налоговой базы) указывается цена земельного участка. Дальше эта стоимость умножается на 13 или 30% — результат будет той суммой налога, которую необходимо возвратить в бюджет. Этот показатель вносится в соответствующие графы в разделах 1 и 2 (поэтому на практике сначала заполняется раздел 2, а за ним раздел 1).

Например, если стоимость определенного земельного участка равняется 153 000 руб., то:

НДФЛ из расчета 13% составит:

153 000 руб. × 13% = 19 890 руб.

НДФЛ из расчета 30% составит:

153 000 руб. × 30% = 45 900 руб.

Следует сказать о том, что по п. 1 ст. 229 НК РФ налогоплательщик обязан передать декларацию не позднее 30 апреля того года, который следует за годом получения дара. Выплатить сумму налога следует не позднее 15 июля, в противном случае налоговые органы могут наложить на налогоплательщика определенное взыскание.

  • Земли водного фонда
  • Земли запаса
  • Земли лесного фонда
  • Земли населенных пунктов
    • ИЖС
  • Земли особо охраняемых территорий и объектов
  • Земли промышленности и иного специального назначения
  • Земли сельскохозяйственного назначения
  • Границы участка
  • Данные из ЕГРН
  • Кадастровые работы

Земельный участок относится к категории недвижимого имущества. Следовательно, на него распространяются общие требования к оформлению и реализации договора дарения. Такая сделка означает безвозмездное отчуждение принадлежащего гражданину участка земли другому лицу.

Безвозмездность сделки означает, что даритель передает принадлежащий ему объект, не требуя за него оплаты и не выдвигая встречных условий об оказании определенных услуг.

Если это требование нарушается, и даритель все-таки выдвигает взамен подарка выполнение оговоренных им условий по оплате или оказанию услуг, то само понятие договора дарения будет нарушено, и он должен быть признан юридически ничтожным.

При передаче в дар земельного участка в договоре обязательно нужно указать, есть ли у него обременения. Об этом должен знать одаряемый гражданин.

К ним относятся:

  • арест объекта;
  • сдача участка в аренду;
  • участок находится в залоге;
  • обременение в виде сервитута.

Если первые три причины во многом являются результатом деятельности самого владельца участка, то сервитут зависит от третьего лица. Это наиболее распространенный тип обременения, который позволяет эксплуатировать объект или его определенную часть другим лицом или несколькими лицами.

Размер пошлины при регистрации прав на владение земельным участком новым владельцем зависит от назначения земельного надела. В случае регистрации физическими лицами участка вместе с домом под индивидуальное жилищное строительство пошлина будет составлять 2 тысячи рублей. При оформлении земли под дачное строительство или сад – огород она будет равна 350 рублям.

Само Свидетельство в виде документа органами Росреестра сейчас не выдается. Взамен него предусмотрена выписка из реестра. За такой документ на бумажном носителе придется тоже заплатить пошлину в 400 рублей. Электронный документ обойдется в 250 рублей.

В настоящее время существуют такие формы использования земли:

  • аренда;
  • собственность;
  • пожизненное наследуемое владение;
  • бесплатное срочное пользование;
  • бессрочное использование.

Но дарить участки могут только их собственники. При этом организации и компании не могут между собой совершать такую сделку. А вот обычный гражданин имеет право получить землю в дар от юридического лица.

Подарить можно как близкому, так и незнакомому человеку. Разница будет заключаться лишь в налогах. В первом случае их платить не нужно, а во втором – надо. Сумма налога при этом составляет 13% от стоимости участка. Поэтому в дарственной важно указать кадастровую цену на него.

С момента регистрации земли, согласно Гражданского Кодекса, сторона, которая подарила, теряет право собственности на землю, а одариваемый, наоборот его получает.

Теперь новый владелец имеет возможность распоряжаться участком по своему усмотрению, в том числе и передарить недвижимость.

Для этого ему нужно грамотно составить ещё одну дарственную, а новому владельцу зарегистрировать участок на себя.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.