План по охране труда на 2022 год

Автор: | 11.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «План по охране труда на 2022 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Законом № 311-ФЗ изменена структура разд. Х ТК РФ «Охрана труда». В частности, заново переписаны положения нескольких глав, которые регламентируют сферу ОТ. Суть внесенных поправок, обусловленных в том числе правоприменительной практикой, заключается в следующем:

1. Уточнены права и обязанности субъектов трудовых отношений (работодателя и работников), а также структурированы основные процедуры управления охраной труда у работодателя (в частности, определен порядок осуществления деятельности созданных у работодателя служб по ОТ).

2. Установлен запрет на работу в опасных условиях труда. Данный запрет может быть введен по результатам СОУТ (если условия труда на рабочих местах будут отнесены к опасному классу). Возобновить деятельность на таких рабочих местах работодатель сможет только по результатам внеплановой СОУТ, которая подтвердит снижение класса условий труда. Процедура установления и снятия запрета на работу в опасных условиях труда определена положениями новой ст. 214.1 ТК РФ.

3. Регламентирован механизм управления профессиональными рисками. Этому вопросу посвящена новая ст. 218 ТК РФ.

4. Модернизирован подход к реализации мер безопасности посредством перехода от предоставления СИЗ в зависимости от наименования профессии (должности) работника, занятого на конкретном рабочем месте (так называемого списочного подхода к обеспечению СИЗ), к обеспечению СИЗ в зависимости от имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов. Эти правила прописаны в новой редакции ст. 221 ТК РФ.

5. Усовершенствована процедура расследования и учета несчастных случаев на производстве, в том числе с целью предотвращения сокрытия микроповреждений (микротравм) (новая редакция ст. 227 ТК РФ).

При этом базовые принципы в области ОТ, которые заложены в действующей редакции Трудового кодекса, остались неизменными.

Требования по охране труда: что изменится с 2022 года?

Изменено название гл. 34 ТК РФ на «Государственное управление охраной труда и требования охраны труда».

В ней раскрыто понятие «государственное управление охраной труда» (см. ст. 211 ТК РФ), а также разграничены полномочия в этой области между Правительством РФ, федеральными и региональными исполнительными органами власти в сфере охраны труда (см. новые ст. 211.1 – 211.3 ТК РФ).

Кроме того, Законом № 311-ФЗ скорректированы общие принципы установления национальных стандартов безопасности труда, а также государственных нормативных требований охраны труда, утверждаемых уполномоченными органами власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (новая ст. 212 ТК РФ). Также определен порядок проведения государственной экспертизы условий труда (новая ст. 213 ТК РФ).

Заметим: некоторые из перечисленных вопросов частично уже были урегулированы положениями действующих сейчас ст. 211, 216 и 216.1 ТК РФ. Внесенными поправками существующие правила уточнены и дополнены.

Два основных принципа обеспечения безопасности труда сформулированы в новой ст. 209.1 ТК РФ:

1) предупреждение и профилактика опасностей . Работодатель должен систематически осуществлять мероприятия по улучшению условий труда, включая ликвидацию или снижение уровней профессиональных рисков или недопущение повышения их уровней, с соблюдением приоритетности реализации таких мероприятий. Полный перечень данных мероприятий приведен в новой редакции ч. 3 ст. 225 ТК РФ;

2) минимизация повреждения здоровья работников . Работодатель должен принять меры, обеспечивающие постоянную готовность к локализации (минимизации) и ликвидации последствий профессиональных рисков.

На основании ст. 209 ТК РФ рабочим признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Законом № 311-ФЗ внесены уточнения, что общие требования к организации безопасного рабочего места устанавливаются Минтрудом с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Законом № 311-ФЗ введен новый термин «опасность» – это потенциальный источник нанесения вреда, представляющий угрозу жизни и (или) здоровью работника в процессе трудовой деятельности.

Кроме того, Законом № 311-ФЗ конкретизированы следующие понятия:

  • «профессиональный риск» – это вероятность причинения вреда не только здоровью работника, но и его жизни;

  • «управление профессиональными рисками» – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления ОТ и включающих в себя меры не только по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков (что было раньше), а в перспективе – по недопущению повышения их уровней (в связи с этим на работодателя налагается обязанность проводить мониторинг и пересматривать выявленные ранее риски);

  • «требования охраны труда» – это совокупность требований, установленных государством и локальными нормативными актами работодателя (в том числе правилами (стандартами) организации и инструкциями по охране труда) (прежде работодатель был ограничен в части установления правил по ОТ).

Изменения в законодательстве по охране труда в 2022 году

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, как и прежде, возлагаются на работодателя. Теперь они будут прописаны в новой ст. 214 ТК РФ (в действующей редакции – ст. 212 ТК РФ). В этой статьей также указано, что работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.

Перечень обязанностей работодателя в области охраны труда довольно обширный. Как и раньше, он должен обеспечить :

  • создание и функционирование системы управления ОТ (примерное положение о системе управления ОТ будет утверждено дополнительно, что следует из новой редакции ст. 217 ТК РФ);

  • соответствие каждого рабочего места государственным нормативным требованиям ОТ;

  • систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку;

  • реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

  • разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков вновь организованных рабочих мест;

  • режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

  • приобретение за счет собственных средств и выдачу СИЗ и смывающих средств (отвечающих требованиям законодательства) работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

  • оснащение средствами коллективной защиты;

  • обучение охране труда, в том числе безопасным методам и приемам выполнения работ;

  • организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, за соблюдением работниками требований ОТ, а также за правильностью применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты;

  • проведение СОУТ.

Со следующего года этот перечень в ст. 214 ТК РФ пополнится новыми обязанностями, в их числе:

  • приостановление работы в случае возникновении угрозы жизни и здоровью работников и эксплуатации зданий и оборудования – до устранения этой угрозы;

  • создание подходящих условий труда при приеме на работу инвалида или при признании таковым штатного сотрудника;

  • согласование с другим работодателем мероприятия по предотвращению травматизма при проведении работ на территории, подконтрольной этому работодателю.

Кроме того, новая ст. 216.2 ТК РФ возлагает на работодателя обязанность незамедлительно проинформировать работника об отнесении условий труда на его рабочем месте по результатам СОУТ к опасному классу.

Перечень прав работника в области ОТ приведен в ст. 216 ТК РФ. В частности, работнику предоставляется право:

  • получать информацию об условиях и ОТ от работодателя и соответствующих государственных органов (новая ст. 216.2 ТК РФ);

  • отказываться от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований ОТ до устранения такой опасности либо от выполнения не предусмотренных трудовым договором работ с вредными и (или) опасными условиями труда. В новой ст. 216.1 ТК РФ сказано, что такой отказ не влечет за собой дисциплинарную ответственность для работника.

Также в ст. 216 ТК РФ закреплены гарантии обеспечения права работника на санитарно-бытовое обслуживание (как должны обеспечиваться эти гарантии, установлено новой ст. 216.3 ТК РФ), права на внеочередной медосмотр в соответствии с нормативными правовыми актами и (или) медицинскими рекомендациями с сохранением за работником места работы (должности) и средней заработной платы (среднего заработка) на время прохождения медосмотра.

Заметим: сами положения ст. 220 ТК РФ, посвященной медосмотрам (сейчас это ст. 213 ТК РФ), существенно изменились. Основная новация заключается в том, что вредные и (или) опасные производственные факторы и виды работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медосмотры работников, будут определяться совместно Минтрудом, Минздравом и Роспотребнадзором.

Обратите внимание: новой ст. 216.1 ТК РФ определено, что государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

Первое, что нас и меня, как специалиста по охране труда, волнует – это Порядок обучения по охране труда. Действующий Порядок 1/29 планируется отменить, а новый порядок сейчас находится на стадии оценки регулирующего воздействия. Список документов, которые изменятся, следующий: это приказы, программы инструктажей, программы обучения, положение об обучении – в общем, все документы, касающиеся обучения.

Проект НПА Действующий НПА Статус Документы к пересмотру
Положение о Системе управления охраной труда Приказ Минтруда России от 19.08.2016 N 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» Не принят, проект находится на стадии оценки регулирующего воздействия

01.03.2022

  • Положение о Системе управления охраной труда
  • Приказы по охране труда
О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» в части совершенствования оказания государственных услуг и цифровой трансформации Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» Не принят, проект находится на стадии оценки регулирующего воздействия,
Психиатрическое освидетельствование работников Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»; Не принят, проект находится на стадии оценки регулирующего воздействия
  • Список лиц работников организации, подлежащих прохождению психиатрического освидетельствования
  • Приказ о направлении на психиатрическое освидетельствование
Единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам СИЗ Типовые нормы бесплатной выдачи работникам СИЗ Не принят, проект находится на стадии оценки регулирующего воздействия
  • Приказы по обеспечения работников СИЗ)
  • Перечень профессий
  • и должностей работников, имеющих право на бесплатное получение СИЗ
  • Положение о порядке обеспечения работников СИЗ
Порядок обучения по охране труда Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности».

Не принят, проект находится на стадии оценки регулирующего воздействия
  • Приказы по охране труда
  • Программы инструктажей по охране труда
  • Программы обучения по охране труда
  • Положение об обучении по охране труда
  • Порядок стажировки по охране труда
  • Инструкции по охране труда
  • Положение о порядке прохождения обязательного психиатрического освидетельствования
Приказ Минтруда России «Об утверждении общих требований к организации безопасного рабочего места» Вводится впервые Не принят, проект находится на стадии оценки регулирующего воздействия
  • Правила по охране труда
  • Инструкции по охране труда

В новой редакции Х раздела Трудового кодекса профессиональные риски подразделяют на риски травмирования и риски получения профессиональных заболеваний. Специалисты по охране труда должны помнить, что труд не может быть абсолютно безопасным. Это предопределено применением орудий труда и влиянием человеческого фактора. На каждом рабочем месте, будь то офис или производство, существует угроза жизни или здоровью.

Мы не можем отказаться от технологий, достижений научно-технического прогресса, перейти с компьютеров на арифмометры, но можем предотвратить ущерб здоровью работников, применяя наиболее щадящие технологии, заменяя ручной труд на механический или роботизированный, повышая квалификацию исполнителей. Все это – мероприятия по предотвращению вреда. Но для того, чтобы выяснить, что это за мероприятия, и какое из них нужно провести в первую очередь, нужно качественно организовать оценку профессиональных рисков.

Справка

Опасность — это потенциальный источник вреда, представляющий угрозу для жизни и здоровья работника.

Профессиональный риск — количественная мера угрозы, это произведение возможности получения вреда на тяжесть последствий. Опасностью является электрический ток, агрессивные покупатели, конструкции и транспорт, химические вещества.

Оценка рисков — идентификация опасностей, расчет возможности их реализации и тяжести последствий от этого, а также разработка плана мероприятий по ликвидации или снижению уровней риска.

Воздействие опасного производственного фактора может привести к острому профессиональному заболеванию (отравлению), немедленной гибели или травме, а негативное воздействие в течение периода экспозиции (накопления дозы) — к хроническому профессиональному заболеванию.

Чтобы избежать профрисков, нужно их качественно просчитать и принять меры, чтобы вероятность получения травмы или гибели, профзаболевания стремилась к нулю, если это возможно. Если это невозможно, придется проводить мероприятия по исключению травмирующего фактора — закрытию опасного рабочего места. Таким образом мы переходим к следующему изменению в Х разделе ТК РФ.

План мероприятий по охране труда на 2021/2022 учебный год

➤ С 1 марта 2022 года у работодателей появятся новые права по охране труда. Они смогут контролировать безопасность производства работ дистанционно, то есть с помощью видео- и аудиофиксации. Все это потребует внести в трудовой договор условия, при которых такое видеонаблюдение будет разрешено.

➤ Работодателям разрешили проводить внутренний аудит соблюдения требований трудового законодательства по проверочным листам. Роструд разместит площадку, где работодатели смогут пройти самообследование по проверочным листам. Для этого чек-листы приведут в подходящий для самообследования формат.

Проводить самообследование – это право, а не обязанность работодателя. Если по итогам самопроверки работодатель получит высокую оценку соблюдения обязательных требований, то он сможет подготовить декларацию соблюдения обязательных требований в Роструд, со сроком действия 1-3 года.

В этот период плановые проверки проводиться не будут, а вот внеплановая проверка вполне возможна. И если при внеплановой проверке ГИТ обнаружит, что в организации нарушают требования охраны труда или выявят факты ввода недостоверных сведений при самообследовании, то декларацию отменят.

➤ Электронный документооборот – тоже право, а не обязанность работодателя. Если у организации имеется возможность выдать электронные цифровые подписи работникам и должностным лицам, то можно вести локальные нормативные акты в электронном виде, в том числе и фиксировать выдачу СИЗ.

Правила по охране труда (далее – Правила) работодатель может разработать в 2-х формах:

  • стандарт организации;
  • иной локальный акт.

Правила действуют в пределах данной организации. Они не должны противоречить федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ трудового права.

Правила должны иметь лист согласования, который подписывают следующие лица:

  • разработчик (представители участников разработки);
  • руководитель юридической службы работодателя (при наличии);
  • руководитель службы охраны труда (при его отсутствии – лицо, выполняющее функции специалиста по охране труда);
  • лицо, ответственное за разработку Правил.

Причём работодатель вправе расширить круг лиц, согласующих разработанные Правила.

Если работодатель использует электронный документооборот, лист согласования Правил подписывают с учетом настроек маршрута согласования.

Для вводимых в действие новых и реконструированных производств допустима разработка временных инструкций по охране труда для работников. Они обеспечивают безопасное ведение технологических процессов (работ) и безопасную эксплуатацию оборудования.

Временные инструкции вводят на срок до приемки указанных производств в эксплуатацию.

Инструкции по охране труда утверждает работодатель (руководитель организации) или уполномоченное им лицом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии).

Изменения порядка обучения по охране труда: обзор проекта, комментарии экспертов

Новый Порядок не распространяется на работодателей-физлиц, не являющихся ИП. Действующий Порядок № 1/29 пока обязателен для ИП и юрлиц всех организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе работодателей — физических лиц.

Работодатели-физлица, не являющиеся ИП, — это те, кто нанимают работников для личного обслуживания и помощи в домашнем хозяйстве (ч. 5 ст. 20 ТК РФ).

Проект Порядка обучения вводит в обиход работодателей:

  • стажировку на рабочем месте,
  • обучение оказанию первой помощи пострадавшим,
  • обучение использованию средств индивидуальной защиты.

Эти виды не являются абсолютно новыми, но прежний Порядок № 1/29 их отдельно не регламентировал.

Последнюю редакцию проекта вы найдете в нашей шпаргалке.

Согласно проекту инструктажи по охране труда на рабочем месте могут быть:

  • первичными,
  • повторными,
  • внеплановыми.

По проекту первичный необходим для всех штатных сотрудников до начала самостоятельной работы, а также для тех, кто проходит производственную практику. Отменяется обязанность инструктировать командированных работников сторонних организаций и других лиц, участвующих в производственной деятельности организации, как того требовал п. 2.1.4 Порядка № 1/29.

В проекте сказано, что инструктажи по охране труда на рабочем месте «проводятся в объеме мероприятий и требований охраны труда, содержащихся в инструкциях по охране труда для работников, и включают в том числе вопросы оказания первой помощи пострадавшим». Отсюда можно сделать вывод, что разрабатывать отдельную программу необязательно, так же как нет и перечня примерных вопросов, освещаемых на инструктаже.

Освобождать от первичного и повторного инструктажей на рабочем месте можно тех сотрудников, чьи рабочие места оснащены персональными компьютерами, другой оргтехникой и бытовой техникой, и все это не используется в технологическом процессе. При этом в программу вводного инструктажа нужно включить вопросы охраны труда при передвижении по зданию и территории, о наличии опасности поражения электротоком, получения ожогов от горячих поверхностей и жидкостей и т.д.

  • Важно: периодичность повторного инструктажа — не реже раза в 6 месяцев.

Внеплановый инструктаж проводится в следующих случаях:

  • на рабочем месте появились новое оборудование, сырье или материалы, у сотрудника — новые должностные обязанности;
  • изменились действующие или появились новые нормативно-правовые акты, относящиеся к трудовой деятельности работника;
  • инспектор трудовой инспекции представил ходатайство;
  • произошла авария или несчастный случай на производстве;
  • у сотрудника возник перерыв в работе более 60 календарных дней;
  • по решению работодателя.

Важной особенностью проекта порядка обучения стало смягчение процедуры и сроков проведения внеочередных мероприятий. Например, инструктаж можно проводить в сроки, определенные работодателем в Положении о СУОТ. Если проводится внеплановое обучение, внеплановый инструктаж можно не проводить.

Законодатели определили, что программа целевого инструктажа должна включать требования охраны труда, предъявляемые к запланированным работам (мероприятиям) и указанные в ЛНА работодателя, и должна содержать вопросы оказания первой помощи пострадавшим.

Перечень сотрудников, для которых следует проводить целевой инструктаж, указан в п. 17 проекта.

Утвердите перечень профессий и должностей работников, которым необходимо пройти стажировку на рабочем месте, и составьте ее программу. В Положении о СУОТ пропишите, каким образом будете отбирать наставников и фиксировать результаты стажировки. Неплохо заранее предусмотреть в бюджете организации статью на материальное стимулирование наставников.

Разработайте программу обучения оказанию первой помощи. Руководствуйтесь примерными темами, приведенными в приложении № 2 к проекту.

Если нет возможности проводить обучение своими силами: нет инструктора, тренажеров, места, — найдите и заключите договор со сторонней организацией. А для этого необходимо определить, сколько человек должны быть обучены.

Предусмотрено несколько видов практической реализации СанПиН по охране труда в 2022 году на производстве:

  • Изучение требований СанПиН ответственным лицом, разработка и утверждение инструкций по их соблюдению на конкретном предприятии.
  • Ознакомление работников с требованиями СанПиН и локальными нормативами, которые должны соблюдаться в процессе их трудовой деятельности.
  • Обеспечение беспрепятственного доступа к правовым нормативам всех сотрудников.
  • Проведение вводных, повторных и внеплановых инструктажей по вопросам соблюдения СанПиН в ходе осуществления трудовой деятельности.
  • Обучение сотрудников санитарным нормам и правилам, обязательным к соблюдению в ходе производственной деятельности.

В настоящее время много говорится о применении риск-ориентированного подхода при осуществлении надзора в бизнес-сфере различными контрольными органами. Смысл его в снижении давления на бизнесменов, готовых исполнять закон в полном объеме, на фоне усиления контроля деятельности недобросовестных фирм. Утвержденные поправки ТК РФ как раз и направлены на внедрение риск-ориентированного подхода в сферу охраны труда организации.

С одной стороны, это по большей части индивидуальный подход, личная ответственность, с другой – применение современного ПО, автоматических систем управления в сфере ОТ. Они, в частности, позволяют добиться объективной оценки профессиональных показателей безопасности труда, рисков, снизить затраты труда специалистов ОТ.

Традиционно правам работника в сфере охраны труда отведена центральная роль. Обновленная редакция ТК РФ лишь усиливает эту составляющую.

Прежде всего, гарантии безопасного труда работникам установлены на самом высоком уровне – государственном. Гарантируется право работника на санитарно-бытовое обслуживание, раскрывается, каким образом эти гарантии должны быть соблюдены (например, работников горячего цеха положено обеспечивать газированной соленой водой; пострадавших на производстве работников администрация обязана перевозить в больницу или до места жительства за счет фирмы и др.).

Работник имеет право на медосмотр внеочередного характера, если это соответствует нормативным документам или рекомендовано врачом. За ним сохраняется работа, должность, средний заработок.

Сами вредные (опасные) факторы производства, виды деятельности, при которых необходимо проходить предварительные и периодические медосмотры, устанавливаются Роспотребнадзором, Минздравом, Минтрудом совместно. Такой порядок позволит избежать разногласий в требованиях трех ведомств в отношении бизнеса.

Работник может отказаться от работы во вредных, опасных для жизни, здоровья условиях, если:

  • они возникли как следствие нарушения требований ОТ (до устранения опасности);
  • не прописаны в трудовом договоре.

Администрация не имеет права его наказывать.

За информацией, касающейся ОТ и условий труда, работник может обращаться как к руководству фирмы, так и в компетентные госорганы, общественные организации (по тексту ст. 216, ст. 216.1, ст. 216.2, ст. 216.3, ст. 220 новой редакции ТК РФ).

Обязанности работника в основном остались прежними: соблюдение правил ОТ, применение средств индивидуальной и коллективной защиты; обучение по ОТ; прохождение предварительных и периодических медосмотров, информирование администрации об опасных ситуациях на производстве (в новой редакции это ст. 215 ТК РФ).

Помимо этого вменяется в обязанность следить за исправностью оборудования, инструментов, которыми он пользуется на работе, соблюдать технологию производства, правильно использовать сырьевые и другие ресурсы, предоставленные работодателем.

Коротко перечислим другие новшества, содержащиеся в обновленном ТК РФ:

  1. Закреплен законодательно порядок управления профессиональными рисками (новая ст. 218 ТК РФ).
  2. СИЗ теперь будут выдаваться исходя из вредных факторов конкретного рабочего места в первую очередь, а не по наименованию вредной профессии (должности) в первую очередь, как было раньше (новая ст. 221 ТК РФ).
  3. Установлен однозначный прямой запрет на работу в опасных условиях (новая 214.1 ТК РФ).
  4. Установлен запрет на допуск к работе сотрудников, игнорирующих применение СИЗ (новая ст. 76 ТК РФ).
  5. Уделено особое внимание микроповреждениям (микротравмам): дано понятие, что это такое, как вести их учет, рассмотрены другие вопросы, связанные с микротравмами (новые статьи 226, 227 ТК РФ).
  6. Уделено внимание некоторым основополагающим терминам: введен термин «опасность», уточнен термин «рабочее место» (новая ст. 209 ТК РФ).
  7. Сформулированы фундаментальные принципы организации безопасных условий на рабочем месте: предупреждение (как основа системы), профилактика вреда и опасности, минимальный вред здоровью работающих граждан (новая ст. 209.1 ТК РФ).

Федеральный закон от 02.07.2021 № 311-ФЗ с изменениями в Трудовой кодекс РФ (далее — Закон № 311-ФЗ) с 1 марта 2022 года ввёл новую редакцию раздела X ТК РФ, посвящённого правилам охраны труда.

Согласно поправкам, акцент теперь должен быть на предупреждение опасностей на производстве и минимизацию повреждения здоровья работников, а не их предотвращение по факту. Это т. н. превентивно-профилактическая модель обеспечения безопасности работников на производстве и осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны труда. То есть, приоритетное внедрение и развитие системы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников.

Рассматриваемые поправки внедрили в охрану труда систему управления профессиональными рисками на рабочих местах. Рекомендации по выбору методов оценки уровней этих рисков и по их снижению утверждает Минтруд.

Профессиональный риск — это вероятность причинения вреда жизни и/или здоровью работника в результате воздействия на него вредного и/или опасного производственного фактора при исполнении им своей трудовой функции с учетом возможной тяжести повреждения здоровья (новая ред. ст. 209 ТК РФ).

Также Закон № 311-ФЗ структурировал основные процедуры управления работодателем охраной труда с уточнением прав и обязанностей участников отношений.

Одна из целей Закона № 311-ФЗ — снижение избыточных затрат работодателей в сфере охраны труда.

Закон № 311-ФЗ структурировал порядок создания и деятельности у работодателя службы и комитета (комиссии) по охране труда (новая ред. ст. 223 и 224 ТК РФ).

Создание комитетов (комиссий) по охране труда для работодателя не обязательно. Они создаются по инициативе работодателя и/или работников.

Структуру и численность работников службы охраны труда устанавливает работодатель с учетом рекомендаций Минтруда.

Если в организации нет службы охраны труда или соответствующего специалиста, их функции выполняет сам работодатель либо уполномоченный на это сотрудник.

Работодатель вправе пригласить стороннюю фирму, которая оказывает услуги в области охраны труда и имеет аккредитацию на это.

С 2022 года работодатели обязаны:

  • регистрировать микротравмы — ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей и другие повреждения при выполнении работ;
  • выяснять их обстоятельства и причины.

Поводом для этого — обращение пострадавшего работника к руководству.

Это новая редакция ст. 226 — 231 ТК РФ. По ним процедуры расследования, оформления (рассмотрения) и учета несчастных случаев на производстве усовершенствованы с целью предотвращения сокрытия микротравм.

Рекомендации по учету микротравм утверждает Минтруд.

По ТК РФ микроповреждения (микротравмы) — это ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения, полученные работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (ч. 2 ст. 227 ТК РФ):

  • при исполнении ими трудовых обязанностей;
  • выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя);
  • при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.

Микротравмы не влекут расстройства здоровья или наступление временной нетрудоспособности.

Новые требования по охране труда в 2022 году

С 01.03.2022 запрещено допускать к работе тех, кто по факту не применяет выданные обязательные средства индивидуальной защиты (СИЗ). Это новый абзац ст. 76 ТК РФ. Это касается работы:

  • во вредных и/или опасных условиях труда;
  • в особых температурных условиях.

Причём в случае отстранения по этому основанию сохранять за работником среднюю зарплату работодатель не обязан.

Отметим, что до 01.03.2022 законное отстранение от работы без СИЗ возможно только для тех, кто трудится под землей (ст. 330.4 ТК РФ).

Вообще, Закон № 311-ФЗ модернизировал подход к безопасности труда путём перехода от предоставления СИЗ в зависимости от наименования профессии (должности) занятого на конкретном рабочем месте работника (списочный подход) к обеспечению ими в зависимости от имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов.

Для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также смывающими средствами работодатели вправе использовать типовые нормы, изданные в установленном порядке до 1 марта 2022 года, но не позднее 31.12.2024.

Если по результатам спецоценки условия труда отнесли к опасным (4-й класс), необходимо приостановить выполняемые работы. Об этом говорит новая ст. 214.1 ТК РФ.

Затем основания отнесения к опасному классу нужно устранить по разработанному плану мероприятий. При его составлении нужно:

  • учесть мнение первичной профсоюзной ячейки (при наличии на предприятии);
  • копию плана направить в трудовую инспекцию.

А до снижения с опасного класса условий труда у работодателя есть два варианта действий:

  1. Предоставить сотрудникам другую работу.
  2. Сохранить на время простоя должности и среднюю зарплату.

Однако данный запрет не действует, например, в отношении работ по устранению последствий чрезвычайных ситуаций, а также на отдельные виды работ, перечень которых утверждает Правительство РФ.

Возобновить работы можно только после получения результатов повторной спецоценки, которая подтвердит снижение уровня опасности.

В перечень основных понятий Закон № 311-ФЗ добавил термин «опасность» — это потенциальный источник нанесения вреда, представляющий угрозу жизни и/или здоровью работника в процессе трудовой деятельности (новая ред. ст. 209 ТК РФ).

Доказано, что один из ключевых и эффективных способов предотвращения последствий от правонарушений — внедрение системы внутреннего контроля или режима самоинспектирования (применяется при контроле финансовой деятельности работодателя). Поэтому Закон № 311-ФЗ предусмотрел внедрение института самостоятельной оценки работодателем соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права — самообследование.

Его основной инструмент — проверочные листы на соответствие требованиям трудового законодательства.

Проведение работодателем самообследования носит добровольный характер, т. к. это его новое право по ст. 22 ТК РФ.

С 01.03.2022 организации получили право, в частности (новая ст. 214.2 НК РФ):

  • вести электронный документооборот в части охраны труда;
  • следить за безопасностью работ с помощью видео- и/или аудиофиксации;
  • давать трудовой инспекции удаленный доступ к наблюдению за выполнением работ и базам электронных документов по охране труда;

Отметим, что дистанционная фиксация рабочих процессов и электронный документооборот по охране труда с 2021 года предусмотрен для ряда видов деятельности. Среди них:

  • работы на автотранспорте;
  • новое строительство, расширение, реконструкция, техническое перевооружение, ремонт зданий и сооружений;
  • размещение, монтаж, техобслуживание и ремонт технологического оборудования;
  • работа с инструментом и приспособлениями;
  • эксплуатация промышленного транспорта;
  • погрузочно-разгрузочные работы, транспортировка, размещение и хранение грузов;
  • работы в легкой промышленности;
  • сельскохозяйственные работы;
  • дорожные работы;
  • труд в ЖКХ;
  • охрана объектов и имущества;
  • основные работы в медицинских организациях.

В статье 209 ТК РФ появится новый термин «опасность». Это потенциальный источник нанесения вреда, представляющий угрозу жизни и (или) здоровью работника в процессе трудовой деятельности.

Кроме того, законодатель разделил понятие «средства индивидуальной и коллективной защиты работников» на две отдельные подгруппы, расширил трактовку термина «рабочее место». Также дополнил Трудовой кодекс статьей 209.1., в которой отражены основные принципы обеспечения безопасности труда, а именно: предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников»

Что изменится в охране труда с 1 марта 2022 года

В статье 214.1 ТК РФ устанавливается прямой запрет на работу в опасных условиях.

Если по результатам СОУТ работу сотрудников отнесут к опасным, то работодатель обязан ее приостановить. Основания отнесения к такому классу необходимо устранить по разработанному плану мероприятий. При его составлении нужно учесть мнение первичного профсоюза (при наличии), а копию плана — направить в ГИТ.

На время приостановки работ сотрудникам, занятым на такого рода рабочих местах, предоставляется другая работа либо за ними сохраняется должность и зарплата на время простоя.

Возобновление деятельности работодателя на таких рабочих местах допускается только по результатам внеплановой специальной оценки условий труда, которая подтверждает снижение класса условий труда.

При этом данный запрет не распространяется на работы, которые связаны с предотвращением или устранением последствий чрезвычайных ситуаций.

Работодатель, в целях предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний, самостоятельно осуществляет учет и рассмотрение обстоятельств и причин, которые привели к возникновению микроповреждений (микротравм) работников.

Под микроповреждениями (микротравмами) понимаются ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения, полученные работниками и другими лицами, которые участвуют в производственной деятельности работодателя.

Такое нововведение появится в Трудовом кодексе в виде главы 36.1 «Расследование, оформление, (рассмотрение), учет микроповреждений (микротравм), несчастных случаев».

Поводом послужит обращение пострадавшего к своему непосредственному или вышестоящему руководителю, работодателю (его представителю).

  • проекта Федерального Закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» (вступает в силу с 1 марта 2022 г.)​
  • проекта постановления Правительства Российской Федерации «О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда» (вступает в силу с 1 марта 2022 г.)​
  • проекта приказа Минтруда об утверждении перечня видов работ, при выполнении которых работникам предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание, а также норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания (вступает в силу с 1 марта 2022 г.)​
  • проекта приказа Минтруда о бесплатном обеспечении молоком ​ (вступает в силу с 1 марта 2022 г.)​
  • проекта приказа Минтруда об утверждении предельно допустимых норм нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную ​(вступает в силу с 1 марта 2022 г.)​

Пункт 15 части 1 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ​

Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для: оценки, выявления и управления профессиональными рисками. В настоящей редакции только оценки уровней профессиональных рисков.​

Часть 2 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ​

Отчет о проведении специальной оценки условий труда, составленный на бумажном носителе или в электронном виде, подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей специальную оценку условий труда, путем проставления подписи, подписания в электронном виде с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке​

Это самое масштабное изменение: станет возможным утверждать отчет по СОУТ с помощью электронной подписи (ЭЦП).

Подпункт «и» пункта 1 части 2 статьи 18 Федерального закона ​ от 28.12.2013 № 426-ФЗ (вступает в силу с 1 марта 2023 года)​

В информационную систему учета (ФГИС) помимо результатов СОУТ необходимо подгружать и результаты оценки профессиональных рисков​.Пока нет четкого понимания, как будет производиться передача данных работодателями, которые сами провели оценку рисков. Ожидается, что этот подпункт будет дополнен до 2023 года.

Подпункт «д» пункта 3 части 2 статьи 18 Федерального закона ​от 28.12.2013 № 426-ФЗ

Для организаций, проводившей специальную оценку условий труда, в информационной системе учета объектами учета являются следующие сведения: ​

  • об аккредитации испытательной лаборатории (центра) в национальной системе аккредитации, в том числе уникальный номер записи об аккредитации испытательной лаборатории (центра) в реестре аккредитованных лиц​.

Введен уточняющий момент о наличии во ФГИС уникального номере записи об аккредитации, который является подтверждением соответствия лаборатории критериям аккредитации (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ).

Подпункт «з» пункта 3 части 2 статьи 18 Федерального закона ​ от 28.12.2013 № 426-ФЗ​

Кроме того, для организаций, проводившей специальную оценку условий труда, в информационной системе учета объектами учета являются следующие сведения: ​

  • сведения, предусмотренные пунктами 1, 2 части 1.1 статьи 19 настоящего Федерального закона:​
  • Сведения о сокращении в установленном порядке области аккредитации испытательной лаборатории; ​
  • Сведения об изменении состава экспертов организации, имеющих выданный в установленном порядке сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда.​

В действующей редакции данных сведений нет.

Более того, данная информация будет подаваться организацией, проводящей специальную оценку условий труда, с использованием информационной системы учета (ФГИС СОУТ), в течение 10 рабочих дней со дня наступления случаев, указанных части 1.1. статьи 19 в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с приложением копий подтверждающих документов. (Абзац первый части 1.1 статьи 19 Федерального закона ​от 28.12.2013 № 426-ФЗ)

​Статья 20 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ​

  • Сертификат эксперта будет электронным. ​
  • Сертификат можно будет сформировать в автоматическом режиме средствами ФГИС СОУТ.​

На данный момент сертификат выдается на бумажном носителе.

Статья 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ​

Появляется возможность формирования в автоматическом режиме выписок из реестра организаций, проводящих СОУТ, а также из реестра экспертов​.

В порядке регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда​, кардинальных изменений нет, уточняются лишь некоторые моменты:

​1. Подается заявления ​о регистрации реестре с приложением документов (возможна подача заявления в виде электронного документа, подписанного ЭЦП)​;

2. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации рассматривает заявление в течение 7 рабочих дней со дня его регистрации​;

3. Принимается решение о регистрации организации в реестре или об отказе в регистрации организации в реестре​;

4. Министерство труда и социальной защиты РФ информирует организацию о принятом по результатам рассмотрения заявления решении в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения​;

5. Производится регистрация организации в реестре ​осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о регистрации организации в реестре.​

Обучение по охране труда с 2022 года

  • привлечения организации к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности;
  • приостановления действия аккредитации испытательной лаборатории (центра) организации, являющейся структурным подразделением организации; ​
  • выявления фактов использования при проведении измерений не аттестованных методик, а также средств измерений с истекшим сроком поверки;​
  • выявления фактов несоблюдения требований к организациям, проводящим СОУТ.​

Когда причины, послужившие основанием для приостановления деятельности организации, проводящей СОУТ, устранены, Минтруд РФ принимает решение о внесении в реестр записи о возобновлении деятельности организации по проведению специальной оценки условий труда и вносит в реестр такую запись в течение 7 рабочих дней со дня регистрации заявления в Министерстве.​

  • прекращение осуществления деятельности, включая ликвидацию или реорганизацию (за исключением реорганизации в форме преобразования);
  • прекращение осуществления деятельности в области специальной оценки условий труда; ​
  • прекращение действия аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением организации; ​
  • прекращение срока действия либо аннулирование сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, которое приведет к нарушению требований, установленных п. 2 ч. 1 ст. 19 Федерального закона “О специальной оценке условий труда”;​
  • неустранение причин, послуживших основанием для приостановления деятельности организации (наличие не менее 5 экспертов, наличие аккредитованной лаборатории и др.) в течение 6 месяцев со дня принятия решения о приостановлении деятельности;​
  • по решению суда.​

Определен перечень вредных производственных факторов на рабочих местах с вредными условиями труда, установленными по результатам специальной оценки условий труда, при наличии которых работникам выдаются бесплатно молоко или другие равноценные пищевые продукты по установленным нормам.

Всего в проекте установлено 968 пунктов химических веществ, 1 пункт “Пестициды и агрохимикаты”, 3 пункта “Биологические факторы”, 1 пункт “Физические факторы”. ​

Для сравнения: ​в приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 февраля 2009 года № 45н указано 969 пунктов химических веществ, 1 пункт “Пестициды и агрохимикаты”, 3 пункта “Биологические факторы”, 1 пункт “Физические факторы”. ​

Добавлена формулировка, что бесплатная выдача молока или равноценных пищевых продуктов производится с даты внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в ФГИС СОУТ за всё время работы в таких условиях, в том числе за работу сверх установленной нормы рабочего времени (сверхурочная работа, работа в выходной или нерабочий праздничный день, дежурство сверх месячной нормы рабочего времени по графику, работа по совместительству).​

  • Бесплатная выдача молока или равноценных пищевых продуктов производится работникам в дни фактической занятости на работах с вредными условиями труда, обусловленными наличием на рабочем месте вредных производственных факторов, предусмотренных Перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов уровни которых превышают установленные гигиенические нормативы. ​
  • Выдача и употребление молока или равноценных пищевых продуктов должны осуществляться в буфетах, столовых или в помещениях, специально оборудованных в соответствии с утвержденными в установленном порядке санитарно-гигиеническими требованиями. ​
  • Норма бесплатной выдачи молока составляет 0,5 литра за смену независимо от продолжительности смены. Если время работы составляет менее половины продолжительности рабочей смены, молоко не выдается. ​
  • Работникам, периодически контактирующим с неорганическими соединениями цветных металлов (кроме соединений алюминия, кальция и магния), в дни фактической занятости дополнительно к молоку выдается 2 г пектина в составе обогащенных им пищевых продуктов. Допускается замена этих продуктов натуральными фруктовыми и (или) овощными соками с мякотью в количестве 300 мл. ​
  • При постоянном контакте с вредным воздействием неорганических соединений цветных металлов (кроме соединений алюминия, кальция и магния), обусловленным производственным (технологическим) процессом, в дни фактической занятости вместо молока выдаются кисломолочные продукты или продукты для диетического (лечебного и профилактического) питания при вредных условиях труда. ​
  • Работникам, занятым производством или переработкой антибиотиков, вместо свежего молока выдаются кисломолочные продукты, обогащенные пробиотиками (бифидобактерии, молочнокислые бактерии), или приготовленный на основе цельного молока колибактерин.
  • Не допускается замена молока сметаной, сливочным маслом, другими продуктами (кроме предусмотренных таблицей 1), а также выдача молока или равноценных пищевых продуктов за одну или несколько смен вперед, равно как и за прошедшие смены.​
  • Допускается замена равноценных пищевых продуктов на молоко и молока равноценными пищевыми продуктами по письменным заявлениям работников. ​
  • Замена молока на продукты для диетического (лечебного и профилактического) питания при вредных условиях труда допускается только при положительном заключении на их применение Роспотребнадзора.
  • Выдача работникам по установленным нормам молока или равноценных пищевых продуктов может быть заменена по письменным заявлениям работников компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или равноценных пищевых продуктов. Размер компенсационной выплаты принимается эквивалентным стоимости молока жирностью не менее 2,5% или равноценных пищевых продуктов в розничной торговле по месту расположения работодателя на территории административной единицы субъекта Российской Федерации.
  • Компенсационная выплата должна производиться не реже 1 раза в месяц.​
  • Конкретный размер компенсационной выплаты и порядок ее индексации устанавливаются работодателем с учетом мнения первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и включаются в коллективный договор. При отсутствии у работодателя представительного органа работников указанные положения включаются в заключаемые с работниками трудовые договоры.​
  • Индексация компенсационной выплаты производится пропорционально росту цен на молоко и другие равноценные пищевые продукты в розничной торговле по месту расположения работодателя на территории административной единицы субъекта Российской Федерации на основе данных компетентного структурного подразделения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.​

Остается без уточнения периодичность индексации, она устанавливается по решению работодателя с учетом мнения профсоюзных органов.

Как в 2022 году изменится охрана труда: узнайте на бесплатной онлайн‑конференции

Работодатели, отнесенные в соответствии с действующим законодательством к микропредприятиям, могут проводить обучение работников в рамках проведения инструктажей по охране труда на рабочем месте. Решение о проведении обучения работников в рамках проведения инструктажей по охране труда на рабочем месте принимает работодатель (уполномоченное лицо) с учетом требований по обязательному обучению требованиям охраны труда работников в организациях, оказывающих услуги обучения по охране труда.

Изменение 1. Дополнены основные этапы обучения по охране труда

Обучение по охране труда осуществляется в ходе проведения:

  • инструктажей по охране труда;
  • стажировки на рабочем месте;
  • обучения по оказанию первой помощи пострадавшим;
  • обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты;
  • обучения по охране труда у работодателя, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, или в организациях, оказывающих услуги по проведению обучения по охране труда (далее – обучение требованиям охраны труда).

Хотя стажировки в Российской Федерации проводятся не один десяток лет, в Порядке обучения об этом не было сказано ни слова. Стажировке подлежат работники, выполняющие работы повышенной опасности, указанными в правилах по охране труда, а также работающие с вредными условиями труда. Обязательной стажировка является для водителей, электротехнического и электротехнологического персонала и других категорий работников, если это определено нормативным правовым актом.

Изменение 2. Обучению по оказанию первой помощи в виде отдельной программы обязательно не для всех работников

Обучению по оказанию первой помощи нужно будет проводить со следующим категориям работников организации:

  1. Работникам, на которых приказом работодателя (уполномоченного лица) возложены обязанности по проведению инструктажей по охране труда, в программу которых включены вопросы оказания первой помощи пострадавшим, до допуска их к проведению указанных инструктажей по охране труда
  2. Работникам рабочих профессий
  3. Лицам, обязанным оказывать первую помощь в соответствии с требованиями нормативных правовых актов
  4. Лицам, управляющим автотранспортными средствами
  5. Работникам, к компетенциям которых нормативными правовыми актами по охране труда предъявляются требования уметь оказывать первую помощь
  6. Работодателям (руководителям организации), председателю (заместителю председателя) и членам комиссий по проверке знания требований охраны труда по вопросам оказания первой помощи пострадавшим, лица, проводящие инструктажи по охране труда и обучение по оказанию первой помощи пострадавшим, специалистам по охране труда, членам комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов организаций
  7. Иным работникам по решению работодателя (уполномоченного лица).

Для остальных работников вопросы оказания первой помощи можно вынести в Программу вводного инструктажа. Учтите, что обучение по оказанию первой помощи пострадавшим может проводиться как в рамках обучения требованиям охраны труда у работодателя или в организациях, оказывающих услуги обучения по охране труда, так и отдельно в виде самостоятельного процесса обучения с оформлением отдельной программы и отдельного протокола.

Изменение 3. Новый вид обучения по ОТ

Теперь появился такой вид обучения, как обучение применению средств индивидуальной защиты. Но не спешите печалиться. Обязательным такое обучение является для получателей СИЗ, отнесенных ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.


Важно! В ТР ТС к СИЗ этого класса относятся и дерматологические, требующие сертификации. Поэтому всем, кому вы выдаете СИЗ, подлежащие не декларированию, а обязательной сертификации, в том числе получающим очищающие и иные кремы, гели, пасты, обучение по применению СИЗ должно быть проведено с 1 марта 2022 года.


Однако до 1 марта 2022 года хорошенько обдумайте, такая ли уж необходимость выдавать работнику моющие средства. Помочь в этом вам могут результаты оценки профрисков и СОУТ. Если работник будет получать только СИЗ 1 класса, то обучение по применению СИЗ ему не потребуется.

Изменение 4. Освобождение от инструктажей

➤ Обновлен перечень оснований для освобождения от первичного инструктажа. Но для этого необходимо внести освещаемые вопросы в программу вводного инструктажа.

➤ Освобожденные от первичного инструктажа не проходят и первичный инструктаж.

➤ В журнале регистрации инструктажей на рабочем месте необходимо указать причину и основание для проведения внепланового инструктажа.

➤ При проведении целевого инструктажа по охране труда нужно также указать причину основание для его проведения.

➤ Внеплановый инструктаж будет проводиться при перерыве в работе более 60 календарных дней, а не 30, как это было ранее.

➤ Работодатель может установить сроки проведения внепланового инструктажа самостоятельно.

➤ В порядке обучения появился отдельный подробный раздел «Организация и проведение стажировки на рабочем месте». Требуется утвердить Перечень профессий и должностей работников, которым необходимо пройти стажировку на рабочем месте, программу стажировки на рабочем месте и по��ядок фиксации ее результатов (отчет о стажировке, стажировочный лист).

План работы специалиста по охране труда – это заранее намеченный порядок с заложенной в нем последовательностью действий по охране труда на предприятии. Он нужен для того, чтобы обеспечить своевременное соблюдение законодательных требований, сохранить жизни и здоровье работников и непрерывно совершенствовать систему управления охраной труда на предприятии.

Планирование работ по охране труда позволит:

  1. Сосредоточиться на желаемом результате. Даже очень большой проект можно разбить на части, что упростит его реализацию. Таким образом, работа по плану приближает к достижению поставленной цели.
  2. Рассчитать время достижения поставленной цели с учетом имеющихся ресурсов и сроков. Составив план, можно распределить время и эффективно им распоряжаться. Это очень важно при выполнении срочных поручений.
  3. Увидеть картину работ, которые нужно выполнить.
  4. Сосредоточиться на главном. Зная, что время на выполнение задания ограничено , не будет отвлечений на посторонние вещи.
  5. Ничего не упустить, и все сделать правильно. План – это дополнительная возможность учесть все нюансы и избежать ошибок.

Любое планирование состоит из следующих этапов:
Этап 1. Постановка целей и задач. Цель имеет общую формулировку, а задачи проясняют, какие действия нужно совершить для ее достижения.
Этап 2. Обозначение программы действий. Оптимальными являются подробные программы, делающие предстоящую работу максимально прозрачной.
Этап 3. Составление перечня необходимых ресурсов для реализации плана.
Этап 4. Определение исполнителей.
План работы специалиста по охране труда рекомендуется составлять на основе анализа условий труда, состояния производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в подразделениях и на предприятии в целом. Не менее 75 процентов рабочего времени должно быть отведено на обследование производственных объектов. При этом особое внимание уделяют участкам с высоким уровнем производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, с вредными, опасными и тяжелыми условиями труда, а также объектам повышенной опасности.

План работы должен содержать предупредительные и контрольные меры, реализуемые в следующем порядке:

Специалист по охране труда может составить:

  • перспективный план работы – на год;
  • текущий план – на квартал;
  • график обследования подразделений предприятия – на месяц.

Планы работы специалиста по охране труда утверждает руководитель предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом. Годовой план лучше утвердить за один месяц до планируемого периода, квартальный план – за 10 дней до начала квартала, а месячный график – за одну неделю до начала месяца.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.