Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Реестр проверок роспотребнадзора на 2022 год Москва». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- Об использовании информации сайта
- Об использовании персональных данных пользователей информации
- О разработке и администрировании сайта
- Технические сведения
- Написать разработчику
Утвержден план проверок на 2022 год
Традиционно прокуратуры регионов в конце календарного года утверждают сводные планы проверок региональных контролирующих органов на следующий год.
Информация о провеках регионального госнадзора и муниципального контроля появится здесь в конце декабря года. О проверках федерального государственного надзора информация (по отдельным регионам) размещена только на сайте генеральной прокуратуры РФ.
Также надо иметь в виду, что прокуратуры регионов, призванные в силу статьи 1 «О прокуратуре РФ» надзирать за точным и единообразным соблюдением законодательства, сами зачастую нарушают требования этого же законодательства размещая на своих сайтах вместо сводных планов проверок (т.е. — единого документа, как это требует статья 9 Закона № 294-ФЗ), лишь планы проверок каждого органа контроля и надзора, запланировавшего проведение проверок в следующем календарном году в регионе. Иначе никак не объяснить тот факт, что большинство региональных прокуратур размещают на своих сайтах именно сводные планы проверок (в виде единого документа).
Примечание № 1 (статья 9 Закона № 294-ФЗ):
«Органы прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.
Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» в срок до 31 декабря текущего календарного года».
Примечание № 2 (статья 133. Закона № 294-ФЗ (введена Федеральным законом от 31.12.2014 № 511-ФЗ) — вступает в силу 01.07.2015):
Прокуратуры регионов утвердят сводные планы проверок региональных контролирующих органов на 2021 год в конце декабря 2020 года, поэтому информация о провеках регионального госнадзора и муниципального контроля появится здесь в конце декабря 2020 года.
О проверках федерального государственного надзора информация размещается только на сайте генеральной прокуратуры РФ.
Прокуратуры регионов утвердят сводные планы проверок региональных контролирующих органов на 2019 год в конце 2018 года, поэтому информация о провеках регионального госнадзора и муниципального контроля появится здесь в конце декабря 2018 года.
О проверках федерального государственного надзора информация размещается только на сайте генеральной прокуратуры РФ.
Утвержден план проверок на 2022 год
Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года установлены «надзорные каникулы» для субъектов малого и среднего предпринимательства, по которым не введен риск-ориентированный подход.
Новый период «надзорных каникул» вводится путем дополнения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» новой статьей 26.2, согласно которой с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года не будут проводиться плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Для защиты охраняемых законом ценностей данные ограничения не будут применяются:
-
при проведении плановых проверок в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности;
-
при проведении плановых проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих лицензируемые виды деятельности;
-
в отношении плановых проверок в рамках проведения:
-
федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;
-
федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;
-
внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
-
федерального государственного надзора в области использования атомной энергии;
-
федерального государственного пробирного надзора.
-
Федеральным законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ предусматривается, что с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года вводится ограничение на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, за исключением:
-
лиц, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством РФ (рисковые виды деятельности);
-
хозяйствующих субъектов, привлекавшихся к административной ответственности за грубые правонарушения или лишенных лицензии на осуществление деятельности и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой было вынесено такое постановление (решение), прошло менее 3-х лет.
Хозяйствующим субъектам предоставляется право подать заявление об исключении их из ежегодного плана проведения плановых проверок.
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 19.04.2016 № 724-р с 1 июля 2016 года при проведении проверок запрещено требовать у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:
- разрешения на строительство;
- сведения из реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен;
- выписки из реестра федерального имущества;
- выписки из реестра зарегистрированных СМИ;
- сведения из ЕГРП;
- сведения из реестра аккредитованных лиц;
- сведения из бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- сведения из Единого государственного реестра налогоплательщиков;
- сведения из ЕГРИП и ЕГРЮЛ;
- сведения о выдаче иностранному лицу или лицу без гражданства вида на жительство;
- сведения о регистрации по месту жительства или месту пребывания гражданина РФ.
В то же время согласно изменениям, внесенным в статью 360 Трудового кодекса РФ (Федеральный закон от 03.07.2016 № 272-ФЗ) внесено дополнительное основание для проведения внеплановых проверок – поступление любой информации в Государственная инспекция труда (ГИТ) из любых источников (в том числе — из СМИ) о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе:
-
требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
-
приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам;
-
установлению заработной платы в размере менее МРОТ.
Следовательно, ГИТ вправе проводить внеплановые проверки чаще и для этого не надо ждать жалоб от физических лиц.
План всех проверок всего бизнеса (как организаций, так и индивидуальных предпринимателей) должна согласовывать и публиковать на своем сайте прокуратура — так установил Закон № 294-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
На этом основании органы гос контроля и надздора каждого региона до 1 сентября направляют в прокуратуру региона проекты ежегодных планов проверок организаций и ИП для рассмотрения и согласования (проверки на предмет законности) региональной прокуратурой. После рассмотрения планов прокуратура возвращает планы для их утверждения органами гос. контроля и надздора каждого региона. К 1 ноябяря органы гос контроля и надздора каждого региона направляют в прокуратуру уже утвержденные планы проверок.
По общему правилу для проведения плановой проверки необходимо, чтобы прошло 3 года со дня:
-
Государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя.
-
Окончания проведения последней плановой проверки.
-
Начала осуществления организацией (ИП) предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный гос. орган уведомлением о начале предпринимательской деятельности.
При этом (пункт 2) учитываются только плановые проверки, у которых была та же цель (предмет).
Это означает, что не учитываются:
-
внеплановые проверки (к таковым, к примеру, относятся проверки по жалобам потребителей);
-
плановые проверки, проведенные тем же гос. органом, но по другим основаниями (с другими целями).
Как водится, из любого правила есть исключения. Так для проведения плановых проверок организаций и ИП, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, предусмотрено, что плановые проверки могут проводиться два и более раз в три года.
Надо иметь в виду, что в связи со вступлением в силу Закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ изменен порядок проведения проверок в некоторых отраслях государственного надзора (контроля) и муниципального контроля.
Теперь сокращенная периодичность проверок может быть установлена и иными нормативными правовыми актами.
К примеру, для осуществления лицензионного контроля основанием для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью» для девяти видов деятельности в сфере здравоохранения, образования и социальной сфере установлена сокращенная периодичность проведения плановых проверок.
-
Исключенные проверки из плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Росздравнадзора на 2021 год
-
Исключенные проверки из плана проведения плановых проверок органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов РФ Росздравнадзора на 2020 год
-
Исключенные проверки из плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Росздравнадзора на 2020 год (обновлено 08.04.2020)
Смотреть все
В конце календарного года прокуратуры регионов утверждают сводные планы проверок региональных контролирующих органов на следующий год.
На нашем сайте представлены сводные планые всех проверок, как федеральных органов, так и региональных.
Следуето иметь в виду, что прокуратуры регионов, призванные в силу статьи 1 «О прокуратуре РФ» надзирать за точным и единообразным соблюдением законодательства, сами зачастую нарушают требования этого же законодательства размещая на своих сайтах вместо сводных планов проверок (т.е. —единого документа, как это требует статья 9 Закона № 294-ФЗ), лишь планы проверок каждого органа контроля и надзора, запланировавшего проведение проверок в следующем календарном году в регионе. Иначе никак не объяснить тот факт, что большинство региональных прокуратур размещают на своих сайтах именно сводные планы проверок (в виде единого документа).
План проведения плановых проверок на 2022 год
Впервые мораторий на плановые проверки в форме так называемых «надзорных каникул», был введён с 1 января 2016 года. В этот период было отменено более полумиллиона проверок! Мера оказалась эффективной, и её продлили до 1 апреля 2020 года. Послабления распространялись только на малое предпринимательство.
Затем он был заменён «коронавирусным» мораторием. Правом устанавливать эту и другие меры защиты бизнеса, а также особый разрешительный режим наделил Правительство Президент.
Кабмин воспользовался этим правом дважды, установив мораторий в 2020 и в 2021 годах. В ситуации распространения пандемии это помогло существенно снизить административную нагрузку на бизнес и помочь ему восстановиться в кризисных условиях. В 2021 году мораторий для субъектов малого бизнеса позволил исключить из ежегодного плана проведения проверок более 127 тыс. мероприятий.
Очевидно, что COVID-19 будет с нами и в 2022 году, поэтому «коронавирусный» мораторий на проверки установили и на весь следующий год, но не для всего малого бизнеса.
«Мораторий коснется порядка 100 тыс. субъектов малого бизнеса», — сообщил Мишустин.
2021
PDF , 656.91 Kb
20.09.2021 09:21
PDF , 561.69 Kb
09.09.2021 09:49
PDF , 1.45 Mb
09.09.2021 09:48
Непривычно, когда слово «визит» используется контролерами. Обычно визитом принято называть простое посещение какого-либо места или человека и совсем не с целью проверки. Тем не менее, в новом Федеральном законе «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 248-ФЗ словосочетание «инспекционный визит» применяется как официальное название одной из новых форм проверок.
Замена плановой выездной проверки инспекционным визитом возможна во втором полугодии 2021 года. Контролеры вправе провести такую замену, если:
- выездная проверка включена в ежегодный план проверок на 2021 год;
- решение о замене принято контролирующим органом не позднее чем за 20 рабочих дней до даты начала плановой проверки.
Если решение о замене будет принято контролирующим органом, проверяемую компанию или ИП должны уведомить о замене в течение 10 рабочих дней после принятия такого решения (п. 2-3 Постановления № 1969).
Получается, что те компании и ИП, чьи плановые выездные проверки запланированы на вторую половину 2021 года, могут получить от контролеров бонус: срок проверки сократится с 10 до 1 рабочего дня, и у инспекторов не будет возможности проверить бизнесмена по полной программе в рамках выездной проверки (инспекторы не смогут провести весь комплекс контрольных действий, предусмотренных ст. 65 Закона № 248-ФЗ).
Современные технологии позволяют проводить проверки без непосредственного присутствия инспекторов в проверяемой компании. В ходе инспекционного визита закон позволяет контролерам использовать дистанционные технологии: взаимодействовать с проверяемым лицом посредством аудио- или видеосвязи.
В своих положениях о виде контроля контрольно-надзорные органы вправе детально прописать, какие технические средства и способы передачи информации они могут применять во время инспекционного визита.
К примеру, при проведении инспекционного визита в коллекторских компаниях контролерами «могут применяться оборудование, информационные системы и программные средства, обязательные к использованию контролируемым лицом для аудиозаписи всех случаев непосредственного взаимодействия с должниками и иными лицами, направленных на возврат просроченной задолженности, а также для записи всех текстовых, голосовых и иных сообщений, передаваемых при осуществлении взаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности, по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи» (п. 56 Положения, утв. Постановлением Правительства от 25.06.2021 № 1004).
План проверок на 2021. Прокуратура, МЧС, Роспотребнадзор, ГИТ.
Налоговики с инспекционным визитом прийти не могут, так как такая форма контроля не может применяться в отношении 24 сфер госконтроля, в число которых входит и налоговый контроль (п. 5 ст. 2 Закона № 248-ФЗ).
Как быть, если в ходе инспекционного визита компании причинен ущерб
Новое законодательство о проверках уделило особое внимание вопросу обеспечения защиты прав проверяемых лиц (компаний, ИП и т. д.) во время контрольно-надзорных мероприятий.
Если при проведении контрольного мероприятия (в том числе инспекционного визита), проверяемому лицу причинен вред, это лицо вправе рассчитывать на возмещение вреда, если действия инспекторов будут признаны неправомерными (ст. 38 Закона № 248-ФЗ).
Законом расписан порядок досудебного обжалования решений и действий контролеров (ст. 39-43 Закона № 248-ФЗ).
Если в ходе инспекционного визита инспекторы грубо нарушили требования к его организации и проведению, решения по итогам такой проверки могут быть отменены. Сделать это позволено руководителю контрольно-надзорного органа, вышестоящей инстанции или суду, в том числе по представлению (заявлению) прокурора (п. 1 ст. 91 Закона № 248-ФЗ).
Что же должны совершить контролеры в ходе инспекционного визита, чтобы его результаты были признаны недействительными?
Перечень грубых нарушений контролеров перечислен в п. 2 ст. 91 Закона № 248-ФЗ. Среди них:
- отсутствие оснований для проведения проверки;
- несогласованность с органами прокуратуры (если оно обязательно);
- нарушение сроков проверки;
- и другие.
- Инспекционный визит — один из новых способов контроля, предусмотренный Федеральным Законом № 248-ФЗ.
- В ходе инспекционного визита осуществляется осмотр, опрос, получение объяснений, инструментальное обследование и истребование документов.
- Инспекционный визит может проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.
- Инспекционный визит продолжается один рабочий день, а его результаты оформляются актом типовой формы.
«Клерк. Премиум» — закрытое сообщество бухгалтеров. Неограниченные консультации от экспертов «Клерка». Онлайн-курсы и вебинары.
До конца рабочей недели держим скидку в 20%. Успевайте подписаться.
В Постановлении № 1520 речь идёт о плановых контрольных (надзорных) мероприятиях и проверках в рамках контроля и надзора, проводимых в рамках двух федеральных законов:
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия и плановые проверки в ежегодные планы не включают.
Кого включили в мораторий-2022
По сравнению с 2021 годом мораторий на проведение плановых проверок в 2022 году распространили на представителей малого бизнеса по Перечню из постановления Правительства РФ от 23.11.2009 № 944. Это касается деятельности в сфере:
- здравоохранения;
- образования;
- социальная сфера;
- производство, использование и обращение драгметаллов и драгоценных камней.
Мораторий на плановые проверки на 2022 год введен для малого и среднего бизнеса. Но, не все фирмы смогут вздохнуть с облегчением.
Плановые проверки не отменяются на вредных и опасных производствах с высокими рисками для жизни и здоровья работников.
Проверки без ограничений будут проводится в компаниях, которые в течение трех последних лет нарушали законодательство и получали административное наказание за грубые нарушения, в том числе в виде дисквалификации руководителя либо приостановления деятельности, либо приостановления действия лицензии.
Под мораторий не подпадают:
- вредные и опасные производства с высокими рисками для жизни и здоровья работников;
- фирмы МСП, которым в течение последних 3-х лет было вынесено административное наказание за грубые нарушения;
- компании, у которых в течение последних 3-х лет был дисквалифицирован руководитель;
- компании, деятельность которых по решению надзорных органов приостанавливалась в течение последних 3-х лет;
- компании, которые были временно либо полностью лишены лицензии и с момента наказания не прошло 3 года;
- организации, работающие на основании лицензий;
- организации, которые обязаны проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- предприятия, использующие атомную энергию.
Перечень компаний, которые вывели из-под моратория на проверки 2022 года во многом повторяет перечень тех, на кого не распространялся мораторий 2021 года.
Но, существенная разница все-таки есть. В 2021 году мораторий на проверки не распространялся на компании здравоохранения, образования, социальной сферы, по производству драгоценных металлов и камней. Теперь, перечисленные компании также под мораторием. Их не будут проверять в 2022 году.
Впервые мораторий на плановые проверки в форме так называемых “надзорных каникул”, был введён с 1 января 2016 года. В этот период было отменено более полумиллиона проверок! Мера оказалась эффективной, и её продлили до 1 апреля 2020 года. Послабления распространялись только на малое предпринимательство.
Затем он был заменён “коронавирусным” мораторием. Правом устанавливать эту и другие меры защиты бизнеса, а также особый разрешительный режим наделил Правительство Президент.
-
- Перечень компаний, которые вывели из-под моратория на проверки 2022 года во многом повторяет перечень тех, на кого не распространялся мораторий 2021 года. Но, существенная разница всё-таки есть.
- Правительство ограничило плановые КНМ, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), порядок организации и осуществления которых регулируется и старым, и новым “законами о проверках” (см. заметку – Проверки Роструда: Новый порядок после 1 июля 2021 года).
- Компании малого и среднего бизнеса должны быть исключены из планов контрольных (надзорных) мероприятий на 2022 год. Речь идёт только о плановых проверках.
- Как следует из текста Постановления № 1520, мораторий не коснётся проверок объектов, деятельность которых отнесена к чрезвычайно высокому и к высокому риску, так как они могут представлять потенциальную опасность для жизни людей.
- Мера не распространяется на бизнес, требующий наличия лицензий, на плановые мероприятия, которые проводятся в рамках внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, и на мероприятия федерального госнадзора в области использования атомной энергии.
- Компании – носители гостайны также составляют исключение.
- Проверки без ограничений будут проводится в компаниях, которые в течение трёх последних лет нарушали законодательство и получали административное наказание за грубые нарушения, в том числе в виде дисквалификации руководителя либо приостановления деятельности, либо приостановления действия лицензии.
Единый план проверок ГИТ на 2022 год формируется в особом порядке. При составлении используется риск-ориентированный алгоритм.
Анализ осуществляется специальной автоматизированной контрольно-надзорной системой.
Под контроль попадают следующие факторы:
- вид деятельности экономического субъекта;
- количество наемных сотрудников и их движение;
- наличие задолженности по заработной плате, структура и динамика за 2020 год;
- наличие административных взысканий в части нарушений трудового законодательства (только вступившие в законную силу);
- уровень травматизма (несчастные случаи, профзаболевания и травмы на производстве) в сравнении за три последних года.
Система проанализирует каждый фактор и рассчитает итоговую оценку. По результатам подсчета каждому субъекту будет присвоена особая категория (группа) риска, которая регламентирует периодичность проведения контрольно-ревизионных мероприятий.
Оценки группируют по стандартной схеме: чем выше балл, тем чаще ГИТ посетит компанию. Чем ниже оценка риска, тем реже будут встречи с контролерами.
План проверок на 2022 год: трудовая инспекция
Группа риска | Периодичность проверок по плату ГИТ | Кто определяет группу риска |
Высокий | 1 раз в 2 года | Главный инспектор Госинспекции по труду по РФ |
Значительный | 1 раз в 3 года | Главный инспектор ГИТ по субъекту РФ |
Средний | 1 раз в 5 года | |
Умеренный | 1 раз в 6 лет | |
Низкий | Не осуществляются |
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю
План проведения плановых проверок органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления на 2021 год скачать
Прокуроры начали формировать сводный план проверок бизнеса на 2022 год
Внеплановый инспекционный визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры. Об этом прямо указано в п. 7 ст. 70 Закона № 248-ФЗ. Но из этого правила есть исключение — это случаи, указанные в п. 3-6 п. 1, п. 3 ст. 57, п. 12 ст. 66 Закона № 248-ФЗ.
Замена плановой выездной проверки инспекционным визитом возможна во втором полугодии 2021 года. Контролеры вправе провести такую замену, если:
- выездная проверка включена в ежегодный план проверок на 2021 год;
- решение о замене принято контролирующим органом не позднее чем за 20 рабочих дней до даты начала плановой проверки.
Если решение о замене будет принято контролирующим органом, проверяемую компанию или ИП должны уведомить о замене в течение 10 рабочих дней после принятия такого решения (п. 2-3 Постановления № 1969).
Получается, что те компании и ИП, чьи плановые выездные проверки запланированы на вторую половину 2021 года, могут получить от контролеров бонус: срок проверки сократится с 10 до 1 рабочего дня, и у инспекторов не будет возможности проверить бизнесмена по полной программе в рамках выездной проверки (инспекторы не смогут провести весь комплекс контрольных действий, предусмотренных ст. 65 Закона № 248-ФЗ).
Современные технологии позволяют проводить проверки без непосредственного присутствия инспекторов в проверяемой компании. В ходе инспекционного визита закон позволяет контролерам использовать дистанционные технологии: взаимодействовать с проверяемым лицом посредством аудио- или видеосвязи.
В своих положениях о виде контроля контрольно-надзорные органы вправе детально прописать, какие технические средства и способы передачи информации они могут применять во время инспекционного визита.
К примеру, при проведении инспекционного визита в коллекторских компаниях контролерами «могут применяться оборудование, информационные системы и программные средства, обязательные к использованию контролируемым лицом для аудиозаписи всех случаев непосредственного взаимодействия с должниками и иными лицами, направленных на возврат просроченной задолженности, а также для записи всех текстовых, голосовых и иных сообщений, передаваемых при осуществлении взаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности, по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи» (п. 56 Положения, утв. Постановлением Правительства от 25.06.2021 № 1004).
Налоговики с инспекционным визитом прийти не могут, так как такая форма контроля не может применяться в отношении 24 сфер госконтроля, в число которых входит и налоговый контроль (п. 5 ст. 2 Закона № 248-ФЗ).
Как быть, если в ходе инспекционного визита компании причинен ущерб
Новое законодательство о проверках уделило особое внимание вопросу обеспечения защиты прав проверяемых лиц (компаний, ИП и т. д.) во время контрольно-надзорных мероприятий.
Если при проведении контрольного мероприятия (в том числе инспекционного визита), проверяемому лицу причинен вред, это лицо вправе рассчитывать на возмещение вреда, если действия инспекторов будут признаны неправомерными (ст. 38 Закона № 248-ФЗ).
Законом расписан порядок досудебного обжалования решений и действий контролеров (ст. 39-43 Закона № 248-ФЗ).
Если в ходе инспекционного визита инспекторы грубо нарушили требования к его организации и проведению, решения по итогам такой проверки могут быть отменены. Сделать это позволено руководителю контрольно-надзорного органа, вышестоящей инстанции или суду, в том числе по представлению (заявлению) прокурора (п. 1 ст. 91 Закона № 248-ФЗ).
Что же должны совершить контролеры в ходе инспекционного визита, чтобы его результаты были признаны недействительными?
Перечень грубых нарушений контролеров перечислен в п. 2 ст. 91 Закона № 248-ФЗ. Среди них:
- отсутствие оснований для проведения проверки;
- несогласованность с органами прокуратуры (если оно обязательно);
- нарушение сроков проверки;
- и другие.
Единый Реестр Проверок Генеральной Прокуратуры РФ
2 декабря 2021 г.
Видео: Рубрика Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия: «Россельхознадзор сообщает»
30 ноября 2021 г.
Видео: Говорим сегодня: о болезнях, общих для человека и животных
29 ноября 2021 г.
Правительство одобрило наделение Россельхознадзора правом контроля за ветпрепаратами
29 ноября 2021 г.
Малайзия открывает свой рынок для российской животноводческой продукции
29 ноября 2021 г.
Башкирия увеличивает экспорт кормовых добавок Все сообщения прессы / RSS
В рамках своей деятельности Роспотребнадзор строго следит за соблюдением требований действующего законодательства. При этом основными нормативными документами, которыми он руководствуется при выполнении текущих рабочих задач, становятся:
- федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ, посвященный вопросам защиты прав индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в ходе взаимодействия с государственными органами в рамках организации контрольно-надзорных операций;
- постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322, определяющее принципы работы Роспотребнадзора, его основные полномочия, права и обязанности;
- специализированный приказ Роспотребнадзора от 16 июля 2012 г. N 764, который выступает в роли административного регламента, определяющего порядок взаимодействия ведомства с подконтрольными организациями при выполнении надзорных и иных операций;
- приказ Роспотребнадзора от 18 сентября 2017 г. N 860, которым вводятся специализированные бланки проверочных листов для проведения контролирующих операций с учетом обязательных принципов риск-ориентированного подхода;
- другие нормативные документы.
Это основные правовые акты, которые регулируют порядок работы Роспотребнадзора в рамках одной из ключевых сфер своей работы – выполнения контрольно-надзорных операций. При этом другие направления его работы регулируются дополнительными нормативными документами.
Согласно разделу 6 этого нормативного документа в рамках выполнения своей текущей работы в 2021 году ведомство обладает следующими полномочиями:
- организация необходимых исследований, экспериментов, испытаний и других процедур, которые требуются для определения качества изделий или услуг;
- предоставление заинтересованным гражданам и компаниям разъяснений о порядке работы ведомства, а также по другим вопросам, входящим в полномочия службы;
- направление запросов на получение информации, необходимой для работы государственного органа;
- вовлечение компетентных организаций для осуществления своих полномочий, включая научные, исследовательские, общественные и другие объединения. Одним из разрешенных способов вовлечения таких организаций в деятельность Роспотребнадзора становится формирование совещательных органов для обсуждения текущих вопросов и принятия решений по ним;
- пресечение фактов нарушений действующего законодательства в области работы ведомства, а также использование предусмотренных законом мер ограничительного воздействия по отношению к нарушителям;
- выполнение контроля за работой территориальных подразделений ведомства;
- дополнительные полномочия, связанные с разработкой и внедрением форменной одежды, специализированных знаков отличий и проч.
Согласно разделу 5 приказа № 322 выполнение контрольно-надзорной работы расценивается как одно из наиболее значимых направлений работы ведомства.
Приказ № 764 устанавливает, что в целях выполнения своей основной работы по организации контролирующих операций Роспотребназдор в 2021 году вправе проводить два базовых типа проверок:
- плановые, которые проводятся по заранее утвержденному графику согласно нормативам, зафиксированным в действующем законодательстве;
- внеплановые, которые организуются в случае поступления в ведомство информации о появлении достаточно веских причин для проведения такой проверки. Например, в список таких оснований согласно пункту 26 приказа № 764 относятся невыполнение проверяемой организацией ранее выданного предписания о ликвидации нарушений, поступление данных о появлении угрозы жизни и здоровью покупателей либо нарушении их законных прав, распоряжение прокурора и другие причины.
Оба вида проверок могут проводиться в документарном и выездном формате. В первой ситуации проверка выполнения контролируемой организацией обязательных требований производится на основании сведений, содержащихся в пакете документации, предоставленной ею на проверку. Во второй ситуации контроль производится в ходе личного визита инспекторов службы на проверяемое предприятие.
План проверок Роспотребнадзор 2021: когда и к кому придёт?
Принимая во внимание приведенные требования к организации согласования графика плановых проверок, понятно, что такой план на 2021 год уже утвержден. Этот документ действительно уже опубликован и на портале Генеральной прокуратуры, и на сайте Роспотребнадзора. При этом компаниям, которые поднадзорны этому контролирующему ведомству, удобнее отслеживать свое попадание в список проверок на его сайте. Это обусловлено тем, что на портале Генпрокуратуры размещается сводная информация обо всех планируемых проверочных процедурах, так что проводить поиск придется по большему массиву данных.
Как понятно из сведений, опубликованных на сайте Федеральной службы, в общей сложности в 2021 году ведомство собирается провести более 85 тысяч плановых проверок почти во всех регионах страны. Если судить по информации, предоставленной в плане, можно заметить, что в текущем году государственный орган отдает преимущество выездной форме контроля, то есть собирается проверять соблюдение требований действующего законодательства при помощи личного визита инспекторов в проверяемую компанию. Запланированные сроки выполнения проверочных операций определены согласно действующему законодательству.
Чтобы облегчить компаниям, попавшим в план, подготовку к визиту проверяющих, к опубликованному реестру проверок присоединен удобный инструмент поиска необходимых сведений. Организация, которая предполагает, что она может стать объектом контроля со стороны Роспотребнадзора в 2021 году, может найти себя в графике, используя один или несколько критериев поиска, включая:
- название организации или фамилия индивидуального предпринимателя, поскольку согласно действующему законодательству Роспотребнадзор имеет право выполнять плановые проверки как в отношении юрлиц, так и в отношении ИП;
- основной номер, применяемый для государственной регистрации организации (ОГРН);
- индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН);
- регион, в котором зарегистрирована компания.
Аналогичные сведения указываются в специализированной карточке, которая оформлена на сайте для каждого запланированной проверочной процедуры. В дополнение к ним в этой карточке зафиксирован предмет осуществления проверки, то есть конкретный нормативный документ или документы, на соответствие которым проверяется деятельность компании.
Кроме этого, в карточке приводятся форма выполнения проверки, ее срок и месяц, в котором она будет организована. Если мероприятие собираются провести в сотрудничестве с другим государственным контролирующим органом, в карточку также вносится его название. Однако анализ опубликованного графика ясно демонстрирует, что большую часть проверок в 2021 году Роспотребнадзор будет выполнять своими силами. Ссылка на план-график проверок помещена прямо на главной странице сайта ведомства, чтобы посетители, заходящие на портал для получения этой информации, могли быстро найти нужные данные.
Схожий инструмент поиска опубликован также на сайте Генеральной прокуратуры. Однако в дополнение к перечисленным полям он также дает возможность провести поиск по месяцу выполнения проверки. Если по результатам поиска на том или другом сайте Вы не обнаружили данных о Вашей организации, это значит, что она не включена в график плановых проверок Роспотребнадзора в 2021 году.
Поскольку проверки, внесенные в график, входят в категорию плановых, в 2021 году действующее законодательство предусматривает право объектов контроля на предварительное получение информации о готовящемся визите инспекторов. Основной способ информирования, предусмотренный для этой ситуации положениями пункта 41 приказа № 764, — заказное почтовое отправление с уведомлением о его вручении адресату. Такое уведомление должно содержать копию официального приказа о выполнении проверки в отношении конкретной организации или ИП. При этом юрлицо или предпринимателя необходимо предупредить о запланированной проверке приведенным способом не позже, чем за три дня до ее начала.
Нужно учитывать, что на сайте Роспотребнадзора можно найти информацию о графике осуществления плановых проверок в предыдущие годы. Эти сведения могут быть полезными, если при изучении плана на 2021 год Вы выяснили, что Вашу организацию включили в него неправомерно. Например, это может произойти, если в компании уже проводилась плановая проверка менее трех лет назад, и при этом она не входит в список, приведенный в постановлении Правительства от 23 ноября 2009 г. N 944. В этой ситуации, опираясь на данные из графиков предыдущих лет, нужно составить жалобу, которую необходимо направить в прокуратуру или судебные органы. Жалобу также можно составить, если в отношении Вашей компании были нарушены установленные правила выполнения проверочных процедур.
В 2021 году в Российской Федерации продолжается активное внедрение принципов риск-ориентированного подхода в работу контролирующих и надзорных органов. Согласно положениям постановления Правительства РФ от 17.08.2016 N 806 рассматриваемый подход ориентирован на оптимизацию порядка выполнения контрольно-надзорных функций путем смещения фокуса наибольшей активности на предприятия, характеризующиеся максимальной степенью риска отрицательных последствий своей работы.
Согласно этому подходу, все предприятия делятся по этому критерию на несколько ключевых категорий – от наименьшей к наибольшей степени риска. Организации, которые принадлежат к категории максимального риска, требуют проведения проверок с наибольшей частотой. Компании же, которые отнесены к наименее рисковой категории, полностью освобождаются от участия в плановых проверках. Однако стоит иметь в виду, что при возникновении установленных законом оснований внеплановые проверки для них проводятся в обычном порядке.
Согласно постановлению № 806 Роспотребнадзор входит в список государственных органов, которые участвуют в процессе внедрения риск-ориентированного подхода к выполнению контрольно-надзорной работы. В этой связи проверки планового характера ведомством в 2021 году проводятся с использованием так называемых чек-листов. Каждый из них — это список контрольных вопросов, ответы на которые дают наглядное понимание того, соблюдает ли конкретная организация требования действующего законодательства в профильной сфере.
Сейчас ведомством утверждены несколько основных форм проверочных листов для тех областей работы, которые чаще всего подлежат плановому контролю. Они приведены в приложении к приказу Роспотребнадзора от 18 сентября 2017 г. N 860. В рассматриваемом приложении содержатся чек-листы для таких сфер как:
- общественное питание;
- торговля;
- сфера красоты, включая работу парикмахерских, салонов красоты и соляриев.
Меры противодействия коронавирусу устанавливаются региональными властями.
Например, в Москве при возобновлении работы фирма должна обеспечить тестирование на коронавирус 10% сотрудников каждые 15 дней. Закономерно, что в столице проведение этого мероприятия обязательно проверят.
Для всех компаний актуально исполнение таких требований:
- обеспечение присутствия минимального числа сотрудников на рабочих местах: перевод на удаленную работу, предоставление отпусков, для лиц старше 65 лет и имеющих хронические заболевания — карантин;
- максимальный отказ от командировок;
- отмена от массовых мероприятий: совещаний, тренингов, субботников;
- использование СИЗ: масок, перчаток, костюмов, экранов;
- применение индивидуальных средств дезинфекции.
План проверок 2021: найди себя
Роспотребнадзор наделён обширными полномочиями и осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на службу; организует приём граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством срок[1].
Как видим, одна из функций Роспотребнадзора — проверка деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей,
По общему правилу такие проверки не могут проводиться чаще одного раза в три года[2]. Но данное правило касается только плановых проверок. Также существуют ещё внеплановые проверки[3]. Указанные проверки бывают выездными и документарными[4]. Срок проведения документарной и выездной проверок не может превышать 20 рабочих дней[5].
Любая проверка должна проводиться с учётом режима работы проверяемого. Сотрудники Роспотребнадзора не вправе приходить в нерабочее время юридического лица или предпринимателя[6].
Разберём более подробно особенности проведения каждого вида проверок.
Особенности документарной проверки
Документарная проверка проводится по месту нахождения органа государственного или муниципального контроля, что отличает такую проверку от выездной, которая проводится по месту нахождения юридического лица и (или) по месту фактического осуществления его деятельности[7].
Предметом документарной проверки (в рамках плановой и внеплановой проверок) являются сведения, содержащиеся в документах лиц, подлежащих проверке, устанавливающие организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении ими их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований, исполнением предписаний и постановлений должностных лиц Роспотребнадзора. Требуемые документы проверяемое лицо должно направить в адрес органа, который осуществляет проверку в течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса[8].
Должностные лица Роспотребнадзора, уполномоченные проводить проверку, не вправе требовать у лиц, подлежащих проверке, сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки[9]. Контролёры не должны запрашивать у проверяемого лица документы, которые также имеются в распоряжении иных госорганов, органов местного самоуправления либо подведомственных данным органам учреждений. С полным списком документов, получаемых контролёрами по системе межведомственного электронного взаимодействия, можно ознакомиться в Перечне[10], утверждённом Правительством РФ.
Если в ходе данной проверки Роспотребнадзор выявит ошибки (противоречия) в представленных документах либо несоответствие сведений, то он вправе направить в адрес проверяемого информацию об этом и потребовать представить необходимые пояснения в письменной форме[11].
Документарная проверка, как правило, предваряет выездную. То есть при проведении мероприятий по плановым или внеплановым проверкам сначала запрашиваются документы для проведения документарной (невыездной) проверки. В случае если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений будут установлены признаки нарушения обязательных требований должностные лица Роспотребнадзора, уполномоченные проводить проверку, вправе провести выездную проверку[12].
Особенности выездной проверки
Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:
— удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в его распоряжении документах;
— оценить соответствие деятельности проверяемого лица обязательным требованиям, установленным законодательством[13].
Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах проверяемого лица сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанным лицом при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые проверяемым лицом товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые им меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами[14].
Повторимся, что выездная проверка должна проводиться с учётом режима работы проверяемого. Сотрудники Роспотребнадзора не вправе приходить в нерабочее время юридического лица или предпринимателя.
Процедура проведения проверки деятельности проверяемых лиц включает следующие административные действия:
- рассмотрение документов лиц, подлежащих проверке;
- обследование используемых лицами, подлежащими проверке, территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов, производимых и реализуемых ими товаров, результатов выполняемых ими работ, оказываемых услуг;
- отбор образцов (проб) продукции, объектов окружающей среды и производственной среды, проведение их исследований, испытаний;
- проведение экспертиз и (или) расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований с фактами причинения вреда[15].
Сотрудники Роспотребнадзора должны предъявлять проверяемому распоряжение (приказ) о начале проверки, подписанное руководителем Роспотребнадзора (его заместителем) либо руководителем территориального органа Роспотребнадзора (его заместителем).
Внеплановые проверки Роспотребнадзора проводятся в следующих случаях:
- истечение срока выполнения полученного предпринимателем предписания об устранении замечаний, найденных во время плановой проверки;
- обращение (заявление) граждан, организаций, ИП, органов исполнительной власти;
- возникновение угрозы причинения или нанесение в ходе производственной деятельности предприятия ущерба жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера;
- нарушение прав потребителей (по обращениям-жалобам граждан);
- нарушение требований к маркировке товаров;
- отклонение от утверждённых органом государственного контроля (надзора) индикаторов риска;
- приказ (распоряжения) руководителя контрольного органа, изданного в соответствии с поручениями президента РФ или Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Примите во внимание, что при проведении внеплановой проверки по указанному основанию предмет такой проверки должен быть ограничен вопросами, изложенными в поручениях Президента РФ или Правительства РФ[30].
О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за 24 часа до начала её проведения любым доступным способом[31]. Но в том случае если внеплановая проверка происходит на основании части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ, то предварительного уведомления проверяемого лица не требуется. В случае, если в результате деятельности лиц, подлежащих проверке, причинён или причиняется вред жизни, здоровью граждан, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление лиц, подлежащих проверке, о начале проведения в отношении них внеплановой выездной проверки также не требуется[32].
В 2018 году Роспотребнадзор получил право проводить контрольные закупки. Ранее у него таких полномочий не было. В случае если при проведении контрольной закупки будут выявлены нарушения обязательных требований закона, информация о контрольной закупке должна быть предоставлена представителю юридического лица, индивидуального предпринимателя незамедлительно после её завершения. Должностное лицо Роспотребнадзора должно предъявить служебное удостоверение и приказ (распоряжение) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении контрольной закупки. Если нарушения обязательных требований при проведении контрольной закупки не выявлены, проведение внеплановой проверки по тому же основанию не допускается.
В целях минимизаций последствий проверок необходимо знать, что проверяемые лица также наделены правами, которые можно и нужно отстаивать.
Должностные лица и (или) представители юридического лица и индивидуальные предприниматели и (или) их представители при проведении мероприятий по контролю имеют право:
- непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
- получать от Роспотребнадзора, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом № 294-ФЗ;
- знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своём ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц Роспотребнадзора;
- обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Роспотребнадзора, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обжаловать можно как предписание об устранении выявленных нарушений и акт проверки[37], так и постановление об административном правонарушении[38];
- привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке[39].
Проверяемое лицо имеет право пригласить юриста для юридического сопровождения проверки, ознакомиться с документами проверяющих лиц и распоряжением о проведении проверки, вносить данные о проведении проверки в журнал проверок и ознакомиться с результатами проверки и найденными нарушениями.
Поводы прийти с проверкой у Роспотребнадзора такие:
— Жалоба клиента — кроме анонимных.
— Поручение президента — например, после массового отравления решают проверить все ларьки с едой навынос.
— Требование прокурора — прокуратура проверяла своё и нашла нарушение прав потребителей.
— Контроль за предписанием — инспекторы уже были у предпринимателя и сказали, что исправить. Если предприниматель не отчитался сам, инспекторы придут проверять заново.
Еще есть не очень приятное новшество. У инспекторов появилось право проводить так называемые контрольные мероприятия без взаимодействия: наблюдение и выездное обследование. Это когда инспектор приходит в открытое для посещения помещение и проверяет его, но самого предпринимателя не взывает. О мероприятии не предупреждают, и никакая жалоба или несчастный случай не нужны. Роспотребнадзор просто посылает на объект своего инспектора. Если инспектор что-то найдёт, назначат настоящую проверку.
Предприниматели теперь могут бесплатно консультироваться у роспотребнадзорщиков. Можно задать вопросы про свой бизнес и про проверки. Консультирование бесплатное, но по записи. Это мера профилактики нарушений прав потребителей.
Консультироваться можно лично, по электронке, по телефону или видеосвязи. А если вопрос задать письменно, инспектор ответит тоже письменно.
График консультаций Роспотребнадзор обязан вывесить на своём сайте и на стенде в офлайне.
Предприниматель может пройти самообследование по инструкции от Роспотребнадзора и получить оценку (инструкци пока нет). Если оценка будет высокой, предприниматель примет декларацию соблюдения обязательных требований. Что в ней будет сказано, пока неясно, но скорее всего, что ИП — красавчик, и это подтвердил Роспотребнадзор. Дальше предприниматель может использовать оценку в рекламе.