Ширина проезда для пожарной техники

Автор: | 18.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ширина проезда для пожарной техники». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Разрушенная колея и оставленные без присмотра транспортные средства также создают помехи своевременному приезду на место трагедии пожарных команд, что, несомненно, препятствует спасению людей, эффективной и оперативной ликвидации очага возгорания.

Существуют требования и к пожарному подъезду. Эта величина также зависит от высотности объектов. Если этажность здания не превышает цифры 10, то подъезд может быть не менее 5 метров и не более 8 метров. Если этажность здания больше, чем 10, то подъездное расстояние должно составлять от 8 метров до 10 метров.

Для чего предназначены пожарные проезды

Прежде, чем говорить о каких-то технических нормах, обратим внимание на общие рекомендации и ограничения, связанные с использованием пожарных подъездов и прилегающей к ним территории.

Вообще, что касается дворов, то пожарный подъезд к ним оформляется в виде арки. Соответственно, рядом с этим въездом не должно быть никаких транспортных средств. Кроме того, это место не должно быть расположено вокруг посаженных деревьев, создающих массу препятствий пожарной техники.

Планировочное решение малоэтажной жилой застройки (до 3 этажей включительно) должно обеспечивать подъезд пожарной техники к зданиям и сооружениям на расстояние не более 50 метров.

В исторической застройке поселений допускается сохранять существующие размеры сквозных проездов (арок).

Вот и сегодня в семь часов вечера двор этого девятиэтажного дома был заставлен припаркованными машинами. Только пожарная машина въехала во двор, она сразу столкнулась с препятствием – одна из легковушек была оставлена автолюбителем так, что сузила проезжую часть, поэтому пожарная автоцистерна мимо нее проехать уже не смогла.

Обращения, направленные в форме электронного документа через официальный сайт, поступают на рассмотрение в Департамент и рассматриваются сотрудниками Департамента – уполномоченными на то лицами.

Бывают случаи, когда ширина пожарного проезда не может быть такой, которая установлена в законодательстве. Это касается исторических застроек.

Предписанная территория подъезда не должна быть заграждена посадками деревьев и воздушными электролиниями.

По республике с начала 2016 года проведено 3 205 рейдов, в ходе которых проверено 6 682 внутридомовые территории, из них в 127 выявлены затруднения в проезде пожарных автомобилей. В ходе рейдов выявлен 81 автовладелец, нарушающий требования пожарной безопасности по проездам на внутридомовые территории, в отношении которых возбуждены административные дела по части 8 ст. 20.4 КоАП РФ.

Не стоит рядом с пожарными проездами высаживать газон, поскольку всевозможные декоративные элементы также могут создавать определенные препятствия. В идеале, данный проезд вообще не должен использоваться для проезда гражданского автотранспорта, однако строение большей части дворов не позволяет соблюдать подобную рекомендацию.

Согласно ему, ширина проезда для пожарного автомобиля зависит от высоты здания: 350 см для объектов высотой до 12 м, 420 см – для домов в 12- 45 м и 600 см для более высоких конструкций. Возникает вопрос: почему же для строений разной этажности должен быть установлена разная ширина проезда? Ликвидировать пожары высотных зданий намного сложнее, к тому же в таких ситуациях необходимо присутствие большого количества мощной специализированной техники, что, несомненно, обязывает к повышению ширины противопожарных путей.

Радиус разворота пожарной машины довольно значителен, учитывая типичные габариты такой техники, и в некоторых случаях она просто не будет эффективной, не имея возможности заехать с правильной стороны. В связи с этим в тупиковых проездах конец подъездной дороги должен оканчиваться специальной площадкой для разворота. Установленная норма предполагает размеры такой площадки 15 на 15 метров.

Как выяснилось в ходе рейда, заполненная автомобилями придомовая территория не устраивает и тех жильцов, у кого нет машин. Шум работающего двигателя, запах выхлопных газов — все это постоянно испытывают владельцы квартир первых этажей, поэтому они тоже были согласны с пожарными, чтобы привлечь нерадивых автолюбителей к ответственности.

Как правило, когда пожарные подразделения не могут выполнять свои обязанности по установке автомобилей на гидранты, развертывать необходимые действия по экстренной эвакуации людей из окон здания, заполненного ядовитыми продуктами процесса горения, в котором находится очаг огня, и продолжается его стремительное распространение, то виноваты в этом обычно другие люди:

  • Проектировщики, обожающие вести так называемую точечную застройку «старых» микрорайонов, реконструкцию зданий с расширением их габаритов из-за различных пристроек, устройства/установки ранее не предусмотренных малых архитектурных форм, детских/спортивных площадок. И все это без учета существующих пожарных разрывов, проездов, площадок для разворота, установки специальной техники.
  • Работники местных администраций, направо и налево выдающие разрешения/согласования о возможности установки/строительства так нужных населению в шаговой доступности киосков, палаток, павильонов по розничной торговле ежедневно необходимых товаров, включая фальсифицированный алкоголь типа «боярышник де люкс». А то, что эти сооружения временного или капитального характера очень часто значительно уменьшают ширину пожарного проезда, подъезда к расположенным неподалеку зданиям, или делают движение по нему вовсе не возможным делом, так кто об этом знает, помнит в каждодневных неусыпных заботах об электорате.
  • Не думающие ни о ком, кроме себя и своих сиюминутных интересов, жильцы дома, сотрудники, дежурный персонал, многочисленные посетители горящего здания, припарковавшие личные автомобили по неистребимой, наглой привычке так, что, как говорится, не пройти – не проехать уже никому.

Пожарный проезд надлежит оборудовать согласно СП 42.13330.2011 и закону № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. Что же касается нагрузки на противопожарные пути, то здесь необходимо руководствоваться СП 4.13130.2013: п. 8.9.

Раньше необходимость обеспечения проходов, проездов к зданиям/сооружениям, строениям в части обеспечения ПБ регламентировала ст. 67 ФЗ № 123 от 22.07. 2008.

Оба момента предназначены для обеспечения свободного доступа к строениям в случае образования возгорания. Так, создаются необходимые условия для немедленного вмешательства и устранения огня.

Данный вопрос регламентируется федеральным законом, наиболее свежая редакция которого вышла в 2017 году. Согласно ему, ширина проезда для пожарного автомобиля зависит от высоты здания: 350 см для объектов высотой до 12 м, 420 см – для домов в 12- 45 м и 600 см для более высоких конструкций.

Тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 x 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров.
Сквозные проходы через лестничные клетки в зданиях и сооружениях располагаются на расстоянии не более 100 метров один от другого. При примыкании зданий и сооружений под углом друг к другу в расчет принимается расстояние по периметру со стороны наружного водопровода с пожарными гидрантами.

Как уже было отмечено, чаще всего противопожарный подъезд оформляется в виде арки. Большая часть арок, при этом, расположена на въездах во дворы. Существует расстояние от пожарного проезда до здания, которое необходимо соблюдать при строительстве подобных арок. Так, расстояние расстояние от пожарного проезда до здания не может быть более 300 метров.

К зданиям с площадью застройки более 10 000 квадратных метров или шириной более 100 метров подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон.

Сквозные проходы через лестничные клетки в зданиях и сооружениях располагаются на расстоянии не более 100 метров один от другого. При примыкании зданий и сооружений под углом друг к другу в расчет принимается расстояние по периметру со стороны наружного водопровода с пожарными гидрантами.

К рекам и водоемам должна быть предусмотрена возможность подъезда для забора воды пожарной техникой в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

Основным показателем пожарного проезда принято считать его ширину, которая оказывает существенное влияние на возможность применить специализированную технику.

В старых кварталах расстояние между двумя арками может составлять 300 метров, но в новых – не более 180 метров.

В зависимости от конкретной ситуации, не менее важна, буквально жизненно необходима, как и правильно организованная, технически обеспеченная автоматическими системами оповещения безопасная эвакуация, наличие воздушно-пенных, углекислотных или порошковых огнетушителей, исправность, укомплектованность ПК, работоспособность АПС и АУПТ.

Соблюдение пожарных нормативов

Ведь еще со времен Петра Великого и до сего, вроде бы просвещенного, времени; существующие на текущий исторический период органы власти с переменным успехом, чаще крепким кнутом, чем мягким пряником, вразумляют владельцев недвижимого имущества о необходимости строиться, соблюдая противопожарные разрывы, обеспечивая пожарный проезд.

В соответствии со ст.32 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ здания гостиниц относятся к классу Ф1.2 по функциональной пожарной опасности.

Пожарная автолестница не смогла быстро развернуться на месте для спасения людей, просящих о помощи с балконов своих квартир. Поэтому пожарным вместе с жильцами дома пришлось вручную оттаскивать автомобили, мешающие проезду автолестницы и другой пожарной техники.

Создание удобных пожарных проездов — это неотъемлемая составляющая современного благоустройства любой территории. Такие автопроезды должны обеспечивать свободный маневр пожарной технике и быть безопасными. Зачастую пожарные бригады встречаются с полным отсутствием аварийных проездов, разъездных площадок, а также мест для парковки.

Пожарный проезд требования норм

В 2010 году, видимо, за заслуги в деле обеспечения ПБ, его еще назвали СП 42.13330.2010, оставив практически в неизменном виде.

Требования пожарной безопасности к проходам, проездам и подъездам к зданиям и сооружениям установлены также СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (ред. от 18.07.2013), в том числе разделом 8 СП 4.13130.2013 (Проходы, проезды и подъезды к зданиям и сооружениям).

Проезд для пожарной машины, а под этим обобщенным названием понимается вся спецтехника, предназначенная как для непосредственного тушения, его технического обеспечения – связи, освещения, управления, насосных станций для перекачки воды в случае необходимости; так и аварийно-спасательной техники для безопасной высотной эвакуации людей с этажей горящего, задымленного здания, будь то жилой многоквартирный дом или офисный центр – механических лестниц, коленчатых/телескопических подъемников на базе автомобилей, необходим:

  • Для возможности установки пожарных автомобилей на гидрант для длительной бесперебойной подачи воды для тушения пожара.
  • Установки подъемной спасательной техники в надежном устойчивом состоянии на ровной площадке с твердым покрытием, предназначенной для этих целей.
  • Проезда, свободного разворота, выезда, связанного с заменой/ротацией специальной техники в ходе тушения пожара в зависимости от сложившейся, часто изменяющейся ситуации.

В условиях города соблюдение абсолютно всех вышеуказанных требований не всегда возможно. Конечно, никто не станет сносить старинную застройку, лишь бы соответствовать современным требованиям пожарной безопасности.

Главный показатель пожарного проезда

В вашем случае участок дороги шириной 4,2 м., соединяющий пожарные подъезды (проезды) с двух продольных сторон здания, обеспечивает круговой проезд пожарной техники и исключает необходимость устройства площадок для разворота пожарной техники.
Ширина дороги 4,2 метра обеспечивает проезд пожарных автомобилей, в том числе автолестниц и автоподъемников пожарных (основание: п.8.11 СП 4.13130.2013, ч.6 ст.98 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ, ГОСТ Р 52284-2004 «Автолестницы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний», ГОСТ Р 53329-2009 «Техника пожарная. Автоподъемники пожарные. Общие технические требования.

Своевременное предотвращение пожара является на сегодняшний день одной из основных задач практически для любого населенного пункта.

Запрещается использовать для стоянки автомобилей (частных автомобилей и автомобилей организаций) разворотные и специальные площадки, предназначенные для установки пожарно-спасательной техники.

Анализ нормативных документов в области обеспечения пожарной безопасности

Правда, остался не отмененным давнишний, переживший даже перестройку, СНиП 2.07.01-89*, знакомый всем сотрудникам пожарной охраны, занимающимся нормативно-технической деятельностью, а также проектировщикам. В 2010 году, видимо, за заслуги в деле обеспечения ПБ, его еще назвали СП 42.13330.2010, оставив практически в неизменном виде.

О том, как высота здания влияет на ширину проезда к нему, выше уже было сказано. Если считать не в метрах, а в этажах, то здания до 5 этажей требуют ширины подъезда в 3,5 метра, 6-16 этажей – 4,2 метра, от 17 этажей – 6 метров. Такие требования обусловлены тем, что для подачи воды на значительную высоту нужна особенно большая и мощная техника.

Какие бы постройки не возводились как на территории крупных городов, так и в небольших поселениях, всегда необходимо помнить о мерах пожарной безопасности. Причем дачные участки наиболее уязвимые в этом смысле, так как при строительстве многоэтажного жилого дома сначала разрабатывается проект, в котором уже будут предусмотрены пожарные проезды к объекту.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.