Санпин питание в школе в 2022 году

Автор: | 08.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Санпин питание в школе в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Согласно гл. IV.1 «Организация питания детей», введенной не так давно в Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», в образовательных организациях основное питание детей должно включать горячее питание.

К сведению: под горячим питанием понимается здоровое питание, которым предусматривается наличие горячих первого и второго блюд или второго блюда в зависимости от приема пищи, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Положения об обязательности горячего питания детей содержатся и в СанПиН 2.3/2.4.3590-20 (п. 8.1.2). Сухой паек (набор пищевой продукции) допускается использовать только при организованных перевозках групп детей автомобильным, водным и другими видами транспорта и при проведении массовых мероприятий с участием детей менее 4 часов. При этом, если продолжительность таких перевозок (массовых мероприятий) свыше 4 часов (за исключением ночного времени с 23.00 до 7.00), также должно быть организовано горячее питание.

Исключение горячего питания из меню, а также замена его буфетной продукцией не допускаются.

Здесь также отметим требования к температуре готовых горячих блюд (п. 11.6 МР 2.3.6.0233-21):

  • горячие блюда (супы, соусы, напитки) при раздаче должны иметь температуру не ниже 75 °C, вторые блюда и гарниры – не ниже 65 °C;

  • готовые первые и вторые блюда могут находиться на мармите или горячей плите не более 2 часов с момента изготовления либо в изотермической таре (термосах) – в течение времени, обеспечивающего поддержание температуры не ниже температуры раздачи, но не более 2 часов. Подогрев остывших ниже температуры раздачи готовых горячих блюд не допускается.

В целях соблюдения сбалансированности, питательности и полезности детского рациона в приложениях к СанПиН 2.3/2.4.3590-20 Роспотребнадзор установил:

  • среднесуточные наборы пищевой продукции для детей в зависимости от возраста. Отдельно выделены наборы пищевой продукции для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для кадетов (приложение 7);

  • требования к массе порций по различным блюдам, а также суммарные объемы блюд по приемам пищи (приложение 9);

  • суточную потребность в пищевых веществах, энергии, витаминах и минеральных веществах, а также процент распределения потребления пищевых веществ и энергии по приемам пищи в зависимости от времени пребывания в образовательной организации (приложение 10);

  • количество обязательных приемов пищи в зависимости от режима функционирования организации и режима обучения (приложение 12).

Помимо соблюдения перечисленных требований, меню для детей должно предусматривать распределение блюд, кулинарных, мучных, кондитерских и хлебобулочных изделий по отдельным приемам пищи (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин) с учетом следующего:

а) при отсутствии второго завтрака калорийность основного завтрака должна быть увеличена на 5 % соответственно;

б) при 12-часовом пребывании возможна организация как отдельного полдника, так и «уплотненного» полдника с включением блюд ужина и с распределением калорийности суточного рациона 30 %;

в) допускается в течение дня отступление от норм калорийности по отдельным приемам пищи в пределах +/– 5 % при условии, что средний процент пищевой ценности за неделю будет соответствовать нормам, приведенным в таблице 3 приложения 10 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20, по каждому приему пищи;

г) на период летнего отдыха и оздоровления (до 90 дней), в выходные, праздничные и каникулярные дни, при повышенной физической нагрузке (спортивные соревнования, слеты, сборы и т. п.) нормы питания, включая калорийность суточного рациона, должны быть увеличены не менее чем на 10 % в день на каждого человека.

Для детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя:

  • больных хронической дизентерией, туберкулезом, ослабленных детей, а также для больных детей, находящихся в изоляторе, устанавливается 15-процентная надбавка к нормам обеспечения, приведенным в таблице 3 приложения 7 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20;

  • нуждающихся в лечебном и диетическом питании, – по согласованию с органами здравоохранения определяются виды пищевой продукции и блюда с учетом заболеваний указанных лиц.

Кроме того, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть организовано пяти-, шестиразовое питание в сутки по месту фактического пребывания ребенка (п. 8.1.2.8 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).

Среди новшеств в организации детского питания следует выделить особенности, установленные для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании. Согласно п. 8.2.1 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 для таких детей в организованных детских коллективах должны соблюдаться следующие требования:

1) должно быть организовано лечебное и диетическое питание в соответствии с представленными родителями (законными представителями ребенка) назначениями лечащего врача. При этом индивидуальное меню должно быть разработано специалистом-диетологом с учетом заболевания ребенка (по назначениям лечащего врача);

2) выдача детям рационов питания должна осуществляться в соответствии с утвержденными индивидуальными меню, под контролем ответственных лиц, назначенных в организации;

3) допускается употребление детьми готовых домашних блюд, предоставленных родителями детей, в обеденном зале или специально отведенных помещениях (местах), оборудованных столами и стульями, холодильником (в зависимости от количества питающихся в данной форме детей) для временного хранения готовых блюд и пищевой продукции, микроволновыми печами для разогрева блюд, если обеспечены условия для мытья рук. Данная возможность предусмотрена в любых организациях, осуществляющих питание детей. Введение такой нормы позволяет закрыть наболевший вопрос о возможности использования домашней еды, к примеру, детьми-аллергиками, в обычных образовательных учреждениях, которые не имеют возможности обеспечить питание таких детей по индивидуальному меню.

Организации, подведомственные МОиН УР

В новых СанПиН 2.3/2.4.3590-20 отдельно выделены требования к организации питания в детских лагерях палаточного типа, при проведении детских туристических походов и иных массовых мероприятий в природных условиях (п. 8.7). В частности, установлено:

1) должны быть выделены зоны для хранения пищевой продукции, приготовления и приема пищи, сбора и хранения отходов, соблюдения правил личной гигиены;

2) независимо от формы питания на территории детского лагеря палаточного типа должна выделяться кухонная зона. Кухонная зона должна включать место для хранения, приготовления пищи, костровое место или полевую кухню, место для приема пищи, место для мытья рук. Места для приготовления и приема пищи должны быть оборудованы под навесом или в каркасной палатке для защиты от атмосферных осадков и пыли;

3) в детских лагерях палаточного типа суточные пробы от всех приготовленных блюд и кулинарных изделий должны оставляться на хранение на 48 часов в холодильнике/в специально отведенном в холодильнике месте при температуре от +2 °C до +6 °C;

4) пищу необходимо готовить на каждый прием и реализовать не позднее 2 часов с момента ее приготовления. Подогрев готовых блюд не допускается;

5) количество комплектов столовой и чайной посуды, столовых приборов должно обеспечивать одновременное питание всех участников массовых мероприятий (при раздельном приготовлении пищи по группам – одновременное питание всех членов группы);

6) дети могут быть допущены к дежурству по кухне, в том числе к отдельным видам работ по подготовке пищевой продукции (чистке и резке сырых овощей, нарезке хлеба), к сервировке и уборке столов, мытью посуды под присмотром взрослых. Во время дежурства на кухне дети и взрослые должны работать в фартуках и головных уборах (косынках, шапочках).

* * *

Новые санитарные правила к организации общественного питания (СанПиН 2.3/2.4.3590-20) приняты в рамках реализации поставленной Президентом РФ цели сохранения здоровья нации, определенной Указом от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и федеральным проектом «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» национального проекта «Демография», а также поручений Президента РФ и Правительства РФ, предусматривающих установление с 1 января 2021 года актуализированных обязательных требований.

При разработке таких правил учтен принцип укрупнения и кодификации требований, что привело к их сокращению в 5 раз, по сравнению с ранее действовавшими профильными СанПиН, при неизменном сохранении обязательных для предотвращения риска для жизни и здоровья санитарно-эпидемиологических требований.

Новые СанПиН разработаны с учетом риск-ориентированного подхода, новейших технологий и современных видов упаковки и сырья, используемых предприятиями общественного питания в процессе изготовления, хранения, транспортировки и реализации продукции общественного питания, исключено дублирование требований других нормативных документов.

Особое место в новом документе занимают требования к организации детского питания. Им посвящена самая объемная гл. VIII санитарных правил.

В целях реализации новых СанПиН Роспотребнадзор утвердил методические рекомендации к организации общественного питания населения (МР 2.3.6.0233-21).

Помимо указанных документов, при организации питания детей образовательным учреждениям также следует учитывать:

  • Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (СП 2.4.3648-20) (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28);

  • Методические рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций (МР 2.4.0179-20) (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 18.05.2020);

  • Методические рекомендации в части родительского контроля за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях (МР 2.4.0180-20) (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 18.05.2020).

Назад

Назад

Назад

  • Доска почёта
  • Партнёры
  • Назад

    14.09.2020

    Методические рекомендации МР 2.3.0171-20 Специализированный рацион питания для детей и взрослых, находящихся в режиме самоизоляции или карантина в домашних условиях в связи с COVID-19.

    Методические рекомендации МР 2.4.0179-20 Организация питания обучающихся общеобразовательных организаций

    Методические рекомендации МР 2.4.0180-20 Родительский контроль за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях

    Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 г. №32 Об утверждении СанПиН 2.3.2.4.3590-20 Требования к организации общественного питания населения

    Состав сухого пайка для детей с ОВЗ

    В городе Бор Нижегородской области перечень продуктов сухого пайка для детей с ОВЗ установила местная администрация в приложении 3 к постановлению от 04.12.2020 № 5651. Перечень состоит из 16 продуктов. По каждому установлена единица измерения. Например, гречку предоставляют пачкой, которая должна весить 0,8–1 кг. Набор продуктов рассчитан на одну неделю питания ребенка (п. 2.4 Порядка, утв. постановлением от 04.12.2020 № 5651).

    • ЕГЭ и ОГЭ
      • Основной государственный экзамен
      • Государственная итоговая аттестация
    • Всероссийская проверочная работа
    • Учреждения образования
    • Электронная очередь в детский сад
    • Нормативные документы
    • Конкурсы отдела образования
    • Всероссийская олимпиада школьников
    • Приказы отдела образования
    • Общая информация
    • Мониторинг трудоустройства выпускников
    • Независимая оценка качества
    • Объявления отдела образования
    • Психолого-медико-педагогическая комиссия
    • Информация об отделе образования
    • Профилактика употребления психоактивных веществ и пропаганда здорового образа жизни
    • Повышение качества образования
    • Цифровая образовательная среда
    • Механизмы управления качеством образовательных результатов
    • Механизмы управления качеством образовательной деятельности
    • Функциональная грамотность
    • Муниципальная методическая служба
      • Методическое объединение учителей
    • Целевая модель наставничества

    В основе новых требований для общепита лежат несколько ключевых принципов.

    СанПиН прописывает требования с учетом биологических, химических, физических и иных факторов.

    К биологическим факторам относятся микробиологические и паразитарные загрязнения, размножение патогенных микроорганизмов. Чтобы предотвратить эти риски, сотрудники должны соблюдать ряд требований и придерживаться строгих правил при организации рабочего процесса.

    В частности, они обязаны сообщать о случаях заболевания кишечными инфекциями своих родственников, с которыми проживают. Также сотрудники должны использовать одноразовые перчатки, когда готовят холодные закуски и салаты. Если целостность перчаток нарушается, то их следует менять на новые.

    Для устранения биологических факторов нужно придерживаться правил при раздаче и реализации блюд. Так, например, готовые блюда, требующие разогревания перед употреблением, не должны находиться на раздаче более трех часов с момента изготовления. Готовые блюда нельзя замораживать и продавать на следующий день.

    Соусы к блюдам подаются в индивидуальной потребительской упаковке.

    К химическим факторам следует относить загрязнения токсичными веществами. Чтобы не допустить их попадания в продукты, моющие и дезинфицирующие средства нужно применять по инструкции и хранить в специальных местах.

    Общепиту нельзя использовать ртутные термометры.

    К физическим факторам относится тепловое воздействие. В правилах указано, что температура горячих блюд, холодных супов, напитков, реализуемых через раздачу, должна соответствовать технологическим документам.

    Организация питания 2021-2022 у.г

    По сути ХАССП это система идентификации, оценки и управления опасными факторами, которые влияют на пищевую продукцию. Она в том числе предполагает разработку для этих целей специальной документации. Смысл ХАССП — предупредить риски до их реального появления.

    Существует семь принципов, на которых основана система ХАССП:

    1. Анализ рисков через оценку значимости опасных факторов на всех этапах работы с продуктами.

    Для чего нужно: когда выявлены риски, можно сформулировать меры для их предотвращения.

    2. Определение критических точек контроля.

    Для чего нужно: позволяет предотвратить потенциальную опасность.

    3. Определение критических пределов для контрольных точек.

    Для чего нужно: понимая лимиты, можно действовать так, чтобы в критических точках ситуация не вышла из-под контроля.

    4. Внедрение процедур мониторинга всех критических точек контроля.

    Для чего нужно: позволяет установить систему наблюдения и надзор в критических точках.

    5. Формулировка корректирующих действий.

    Для чего нужно: помогает в ситуациях, когда наблюдения сигнализируют о возможном выходе ситуации из-под контроля.

    6. Ведение и учет документации.

    Для чего нужно: система работы с документами позволяет отмечать важные данные.

    7. Внедрение процедур проверки документов.

    Для чего нужно: позволяет следить за актуальностью информации и проведением всех необходимых действий.

    Новый СанПиН смягчает некоторые требования для маленьких заведений, не рассчитанных на высокие потоки посетителей. Определяющим признаком в этом случае является количество посадочных мест. Если у вас их менее 25, то можете рассчитывать на послабления.

    • Допускается наличие одного туалета для посетителей и персонала. Но при этом вход у него должен быть изолирован от производственных и складских помещений.
    • Возможно хранение сырой и готовой продукции в одном холодильнике. Но есть условие: она должна находиться в закрытых контейнерах.

    Из новых правил исчезло требование о привлечении отдельного персонала для уборки туалета, что немаловажно для микробизнеса, для которого лишний сотрудник влечет дополнительные траты. Эту обязанность могут выполнять другие сотрудники, главное — соблюдать нормы безопасности.

    В актуализированных правилах учтены новые форматы бизнеса. В частности, кейтеринг, доставка, продажа навынос. Сказано, что такого рода услуги теперь не требуют оформления декларации о соответствии пищевой продукции, как это было ранее.

    С 1 января 2021 года технологическая карта становится важной частью работы предприятий общепита. Правилами установлено, что блюда нужно готовить в соответствии с этим документом, поскольку в нем описан весь производственный процесс.

    Ко всем сотрудникам, которые занимаются приготовлением блюд и имеют непосредственный контакт с продуктами и сырьем, требования ужесточились. Теперь они каждый день должны проходить осмотр на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела. Прежде чем допустить персонал к работе, нужно убедиться в отсутствии признаков инфекционных заболеваний.

    До 2021 года такие требования распространялись лишь на некоторых сотрудников, а именно на тех, кто работал в холодном, горячем и кондитерском цехах.

    Школьное питание в 2021/2022 учебном году

    1. Календарные периоды учебного года

    1.1. Дата начала учебного года – 1 сентября 2021 года.

    1.2. Дата окончания учебного года:

    для 1 классов – 20 мая 2022 г.

    для 2-4 классов – 31 мая 2022 г.

    1.3. Продолжительность учебного года

    1 класс – 33 учебные недели

    2-4 классы – 34 учебные недели

    2. Периоды образовательной деятельности

    2.1. Продолжительность учебного периода

    1-4 классы обучаются по модульному режиму обучения.

    Учебный период

    Продолжительность

    Дата

    1 триместр

    55 учебных дней

    01.09.2021 г. – 30.11.2021 г.

    2 триместр

    55 учебных дней

    01.12.2021 г. – 28.02.2022 г.

    3 триместр

    57 учебных дней

    01.03.2022 г. – 31.05.2022 г.

    В целях обеспечения полной реализации учебного плана планируется проведение дней электронного обучения (развивающие субботы) в 1-4 классах: 02.10.21 (по расписанию понедельника), 13.11.21 (по расписанию вторника), 25.12.21 (по расписанию среды), 12.02.22 (по расписанию четверга), 02.04.22 (по расписанию пятницы), 23.04.2022 (по расписанию понедельника), 28.05.2022 (по расписанию вторника).

    В период 23.05.2022 – 31.05.2022 обучение в 1-4 классах с применением дистанционных технологий.

    2.2. Продолжительность каникул

    Каникулярный период

    Сроки

    Продолжительность каникул

    1. Календарные периоды учебного года

    1.1. Дата начала учебного года – 1 сентября 2021 года.

    1.2. Дата окончания учебного года:

    для 5-8, 10 классов – 31 мая 2022 г.

    для 9 классах – 20 мая 2022 г.

    1.3. Продолжительность учебного года

    9-е классы – 33 учебные недели

    2-8 классы – 34 учебные недели

    2. Периоды образовательной деятельности

    2.1. Продолжительность учебного периода

    5-9 классы обучаются по модульному режиму обучения.

    Учебный период

    Продолжительность

    Дата

    1 триместр

    55 учебных дней

    01.09.2021 г. – 30.11.2021 г.

    2 триместр

    55 учебных дней

    01.12.2021 г. – 28.02.2022 г.

    3 триместр

    57 учебных дней

    01.03.2022 г. – 31.05.2022 г.

    В целях обеспечения полной реализации учебного плана планируется проведение дней электронного обучения (развивающие субботы) в 5-9 классах: 02.10.21 (по расписанию понедельника), 13.11.21 (по расписанию вторника), 25.12.21 (по расписанию среды), 12.02.22 (по расписанию четверга), 02.04.22 (по расписанию пятницы), 23.04.2022 (по расписанию понедельника), 28.05.2022 (по расписанию вторника).

    В период 23.05.2022 – 31.05.2022 обучение в 5-9 классах с применением дистанционных технологий.

    2.2. Продолжительность каникул

    Каникулярный период

    Сроки

    1. Календарные периоды учебного года

    1.1. Дата начала учебного года – 1 сентября 2021 года.

    1.2. Дата окончания учебного года:

    для 10 классов – 31 мая 2022 г.

    для 11 классов – 20 мая 2022 г.

    1.3. Продолжительность учебного года

    11-е классы – 33 учебные недели

    10-е классы – 34 учебные недели

    2. Периоды образовательной деятельности

    2.1. Продолжительность учебного периода

    10-11 классы обучаются по модульному режиму обучения.

    Учебный период

    Продолжительность

    Дата

    1 полугодие

    78 учебный день

    01.09.2021 г. – 30.12.2021 г.

    2 полугодие

    89 учебный день

    10.01.2022 г. – 31.05.2022 г.

    В целях обеспечения полной реализации учебного плана планируется проведение дней электронного обучения (развивающие субботы) в 10-11 классах: 02.10.21 (по расписанию понедельника), 13.11.21 (по расписанию вторника), 25.12.21 (по расписанию среды), 12.02.22 (по расписанию четверга), 02.04.22 (по расписанию пятницы), 23.04.2022 (по расписанию понедельника), 28.05.2022 (по расписанию вторника).

    В период 23.05.2022 – 31.05.2022 обучение в 10 классах с применением дистанционных технологий.

    2.2. Продолжительность каникул

    Каникулярный период

    Сроки

    Продолжительность каникул

    По завершению 1 модуля

    09.10.2021 – 17.10.2021

    Согласно распоряжению президента России Владимира Путина, все регионы обязаны в установленные сроки реорганизовать процесс питания учащихся в соответствии с изменившимися требованиями. Конечный срок реализации законопроекта – 2023 год. В отдельных регионах, в зависимости от специфики проводимой социальной политики, будет также индивидуально рассматриваться вопрос возможности выплаты денежной компенсации. К примеру, если ребенок не посещает учебное заведение и находится на индивидуальном обучении в домашних условиях.

    Если региональная политика предусматривает вариант выплаты компенсации, можно обратиться в органы социальной защиты с заявлением для получения выплат. В остальных случаях школьники будут обеспечиваться обедами согласно принятому закону, вне зависимости от региона.

    Согласно принятому бюджету, минимальная стоимость горячего обеда для младших школьников будет составлять 44 рубля, а комплексный обед в среднем будет стоить 60 рублей для государства. Комплексные обеды в столовых должны соответствовать стандартам, их будут готовить по обновленным правилам:

    • калорийность должна соответствовать возрастным потребностям ребенка;
    • блюда в школьных столовых должны быть приготовлены в соответствии с обновленными санитарными нормами и стандартами;
    • в составе меню обязательно наличие горячих блюд, прошедших кулинарную термическую обработку;
    • еда должна иметь высокие вкусовые качества и презентабельный вид;
    • в случае наличия каких-либо нестандартных потребностей, связанных со здоровьем, родители должны предоставить справку, и для ученика будет предусмотрено отдельное меню.

    Право на питание за счет городских или федеральных бюджетных средств для льготников нужно подтвердить документально. Чтобы воспользоваться возможностью питаться в школе бесплатно, необходимо подать заявку. Родитель может обратиться с документами к учителю или руководству учебного заведения. Также можно уточнить нюансы оформления у работников служб социальной защиты.

    Согласно действующим правилам, существует возможность оформить все непосредственно в школе, обратившись к администрации учебного заведения. Но если там будет получен отказ, следует получить соответствующее распоряжение в органах соцзащиты. Администрация не сможет отказать в случае предоставления решения соцслужб.

    2.1. Основной целью организации питания в школе является создание оптимальных условий для укрепления здоровья и обеспечения безопасного и сбалансированного питания обучающихся, осуществления контроля необходимых условий для организации питания, а также соблюдения условий поставки и хранения продуктов в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
    2.2. Основными задачами при организации питания школьников являются:

    • обеспечение обучающихся питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в рациональном и сбалансированном питании;
    • гарантированное качество и безопасность питания и пищевых продуктов, используемых в питании;
    • предупреждение (профилактика) среди обучающихся школы инфекционных и неинфек¬ционных заболеваний, связанных с фактором питания;
    • пропаганда принципов здорового и полноценного питания;
    • социальная поддержка детей из социально незащищенных, малообеспеченных и семей, попавших в трудные жизненные ситуации;
    • модернизация оборудования школьных пищеблоков в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, современных технологий;
    • использование бюджетных средств, выделяемых на организацию питания, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

    3.1. Лица, поступающие на работу в организации общественного питания, должны соответствовать требованиям, касающимся прохождения ими профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, предварительных и периодических медицинских осмотров, вакцинации, установленным законодательством Российской Федерации.
    3.2. Медицинский персонал (при наличии) или назначенное ответственное лицо в общеобразовательной организации (член комиссии по контролю за организацией и качеством питания, бракеражу готовой продукции), проводит ежедневный осмотр работников, занятых изготовлением продукции питания и работников, непосредственно контактирующих с пищевой продукцией, в том числе с продовольственным сырьем, на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела, признаков инфекционных заболеваний. Результаты осмотра заносятся в гигиенический журнал (рекомендуемый образец приведен в Приложении 1) на бумажном и/или электронном носителях. Список работников, отмеченных в журнале на день осмотра, должен соответствовать числу работников на этот день в смену.
    Лица с кишечными инфекциями, гнойничковыми заболеваниями кожи рук и открытых поверхностей тела, инфекционными заболеваниями должны временно отстраняться от работы с пищевыми продуктами.
    3.3. Для исключения риска микробиологического и паразитарного загрязнения пищевой продукции работники пищеблока школьной столовой обязаны:

    • оставлять в индивидуальных шкафах или специально отведенных местах одежду второго и третьего слоя, обувь, головной убор, а также иные личные вещи и хранить отдельно от рабочей одежды и обуви;
    • снимать в специально отведенном месте рабочую одежду, фартук, головной убор при посещении туалета либо надевать сверху халаты; тщательно мыть руки с мылом или иным моющим средством для рук после посещения туалета;
    • сообщать обо всех случаях заболеваний кишечными инфекциями у членов семьи, проживающих совместно, медицинскому работнику или ответственному лицу предприятия общественного питания;
    • использовать одноразовые перчатки при порционировании блюд, приготовлении холодных закусок, салатов, подлежащие замене на новые при нарушении их целостности и после санитарно-гигиенических перерывов в работе.

    3.4. Пищеблок для приготовления пищи должен быть оснащен техническими средствами для реализации технологического процесса, его части или технологической операции (технологическое оборудование), холодильным, моечным оборудованием, инвентарем, посудой (одноразового использования, при необходимости), тарой, изготовленными из материалов, соответствующих требованиям, предъявляемым к материалам, контактирующим с пищевой продукцией, устойчивыми к действию моющих и дезинфицирующих средств и обеспечивающими условия хранения, изготовления пищевой продукции.
    3.5. Пищеблок должен быть оборудован исправными системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, вентиляции и освещения, которые должны быть выполнены так, чтобы исключить риск загрязнения пищевой продукции.
    3.6. Для продовольственного (пищевого) сырья и готовой к употреблению пищевой продукции школьной столовой должны использоваться раздельное технологическое и холодильное оборудование, производственные столы, разделочный инвентарь (маркированный любым способом), многооборотные средства упаковки и кухонная посуда.
    Столовая и кухонная посуда и инвентарь одноразового использования должны применяться в соответствии с маркировкой по их применению.
    3.7. Разделочный инвентарь для готовой и сырой продукции должен обрабатываться и храниться раздельно в производственных цехах (зонах, участках). Повторное использование одноразовой посуды и инвентаря запрещается.
    3.8. Зоны (участки) и (или) размещенное в них оборудование, являющееся источниками выделения газов, пыли (мучной), влаги, тепла должны быть оборудованы локальными вытяжными системами, которые могут присоединяться к системе вытяжной вентиляции производственных помещений. Воздух рабочей зоны и параметры микроклимата должны соответствовать гигиеническим нормативам.
    3.9. Складские помещения для хранения продукции должны быть оборудованы приборами для измерения относительной влажности и температуры воздуха, холодильное оборудование — контрольными термометрами. Ответственное лицо обязано ежедневно снимать показания приборов учёта и вносить их в соответствующие журналы (Приложение 2). Журналы можно вести в бумажном или электронном виде.
    3.10. В помещениях пищеблока не должно быть насекомых и грызунов, а также не должны содержаться синантропные птицы и животные.
    3.11. В производственных помещениях не допускается хранение личных вещей и комнатных растений.

    4.1. Порядок поставки продуктов определяется договором (контрактом) между поставщиком и общеобразовательной организацией.
    4.2. Поставщик поставляет товар отдельными партиями по заявкам образовательной организации, с момента подписания контракта.
    4.3. Поставка товара осуществляется путем его доставки поставщиком на склад продуктов образовательной организации.
    4.4. Товар передается в соответствии с заявкой образовательной организации, содержащей дату поставки, наименование и количество товара, подлежащего доставке.
    4.5. Транспортировку пищевых продуктов проводят в условиях, обеспечивающих их сохранность и предохраняющих от загрязнения. Доставка пищевых продуктов осуществляется специализированным транспортом, имеющим санитарный паспорт.
    4.6. Товар должен быть упакован надлежащим образом, обеспечивающим его сохранность при перевозке и хранении.
    4.7. На упаковку (тару) товара должна быть нанесена маркировка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
    4.8. Продукция поставляется в одноразовой упаковке (таре) производителя.
    4.9. Прием пищевой продукции, в том числе продовольственного сырья, на пищеблок должен осуществляться при наличии маркировки и товаросопроводительной документации, сведений об оценке (подтверждении) соответствия, предусмотренных в том числе техническими регламентами. В случае нарушений условий и режима перевозки, а также отсутствии товаросопроводительной документации и маркировки пищевая продукция и продовольственное (пищевое) сырье на пищеблоке не принимаются.
    4.10. Перевозка (транспортирование) и хранение продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции должны осуществляться в соответствии с требованиями соответствующих технических регламентов.
    4.11. Входной контроль поступающих продуктов осуществляется ответственным лицом. Результаты контроля регистрируются в журнале бракеража скоропортящихся пищевых продуктов, поступающих на пищеблок общеобразовательной организации (Приложение 3).

    6.1. Для предотвращения размножения патогенных микроорганизмов не допускается:

    • нахождение на раздаче более 3 часов с момента изготовления готовых блюд, требующих разогревания перед употреблением;
    • размещение на раздаче для реализации холодных блюд, кондитерских изделий и напитков вне охлаждаемой витрины (холодильного оборудования) и реализация с нарушением установленных сроков годности и условий хранения, обеспечивающих качество и безопасность продукции;
    • реализация на следующий день готовых блюд;
    • замораживание нереализованных готовых блюд для последующей реализации в другие дни;
    • привлечение к приготовлению, порционированию и раздаче кулинарных изделий посторонних лиц, включая персонал, в должностные обязанности которого не входят указанные виды деятельности.

    6.2. В целях контроля за риском возникновения условий для размножения патогенных микроорганизмов необходимо вести ежедневную регистрацию показателей температурного режима хранения пищевой продукции в холодильном оборудовании и складских помещениях на бумажном и (или) электронном носителях и влажности — в складских помещениях (рекомендуемые образцы приведены в Приложении 2).
    6.3. С целью минимизации риска теплового воздействия для контроля температуры блюд на линии раздачи должны использоваться термометры.
    6.4. Температура горячих жидких блюд и иных горячих блюд, холодных супов, напитков, реализуемых через раздачу, должна соответствовать технологическим документам.

    8.1. Организация питания обучающихся в общеобразовательной организации является обязательным направлением деятельности школы.
    8.2. Обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях обеспечиваются учредителями таких организаций не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
    8.3. Обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов — органами местного самоуправления.
    8.4. Администрация общеобразовательной организации обеспечивает принятие организационно-управленческих решений, направленных на обеспечение горячим питанием обучающихся, пропаганде принципов и санитарно-гигиенических основ здорового питания, ведение консультационной и разъяснительной работы с родителями (законными представителями) обучающихся.
    8.5. При нахождении детей в общеобразовательной организации более 4 часов обеспечивается возможность организации горячего питания. При продолжительности экзамена от 4 часов и более обучающиеся обеспечиваются питанием. Независимо от продолжительности экзамена обеспечивается питьевой режим. При проведении экскурсий, походов, поездок питание организованных групп детей осуществляется с интервалами не более 4 часов.
    8.6. Для обучающихся школы предусматривается организация двухразового горячего питания (завтрак и обед), а также реализация (свободная продажа) готовых блюд и буфетной продукции. Обучающиеся, находящиеся в группах продленного дня, обеспечиваются трехразовым питанием (завтрак, обед и полдник) в соответствии с СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».
    8.7. Изготовление продукции должно производиться в соответствии с меню, утвержденным (согласованным) директором школы или уполномоченным им лицом, по технологическим документам, в том числе технологической карте, технико-технологической карте, технологической инструкции. В этом документе должна быть прописана температура горячих, жидких и иных горячих блюд, холодных супов и напитков. Наименование блюд и кулинарных изделий, указываемых в меню, должны соответствовать их наименованиям, указанным в технологических документах.
    8.8. При формировании рациона здорового питания и меню при организации питания детей в школе должны соблюдаться следующие требования:

    • питание детей должно осуществляться посредством реализации основного (организованного) меню, включающего горячее питание, дополнительного питания, а также индивидуальных меню для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании с учетом требований, содержащихся в приложениях №6-13 СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
    • меню должно предусматривать распределение блюд, кулинарных, мучных, кондитерских и хлебобулочных изделий по отдельным приемам пищи (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин) с учетом следующего:

    10.1. Обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов — органами местного самоуправления.

    Порядок организации и финансирования питания, предоставляемого на льготной основе, вносится образовательной организацией самостоятельно на основании региональных постановлений, распоряжений, приказов.


    Один вместо семнадцати

    Новые СанПиНы начнут применяться с 1 января 2021 года. В них включены требования 17 разных актов, регламентирующих сферу общепита. Девять из них с нового года перестанут действовать. Новые правила сокращены в пять раз по сравнению с действующими сейчас профильными СанПиНами. Этого удалось добиться благодаря исключению дублирующих норм и применению риск-ориентированного подхода, следует из пояснений Роспотребнадзора.

    Отличительная особенность новых СанПиНов — это учёт современных технологий и видов упаковки сырья. Новый документ иначе структурирован: все требования установлены исходя из биологических, химических и других факторов.

    Конкретизированы требования к работе общепита в больницах и хосписах. Например, определено, что столовые должны размещаться в отдельном здании, но его можно соединить транспортными тоннелями со всеми палатными отделениями, кроме инфекционных. При ряде условий допускается работа пищеблока в лечебном корпусе. В дневных стационарах, где не подают горячих обедов, должна быть комната с микроволновкой.

    Есть стандарты для воздушных перевозок. Так, пассажирам авиалиний запрещено подавать еду домашнего приготовления, а стюардессы обязаны раздавать блюда в фартуках и перчатках.

    Когда ребёнку можно конину

    Самая объёмная глава санитарных правил посвящена приготовлению еды в детских садах, учебных заведениях, летних лагерях и больницах. Отметим, она во многом согласуется с недавним законом о детском питании. Как и в законе, СанПиНы требуют подавать детям горячие блюда, заменять их буфетной продукцией запрещено. Выдавать «сухой паёк» разрешено только во время поездки длительностью до четырёх часов.

    Следуя императиву закона, что детский рацион должен быть сбалансированным, питательным и полезным, Роспотребнадзор расписал режимы питания, массы порций, наборы продуктов, суточную потребность в витаминах и микроэлементах для детей разных возрастов. Ещё он привёл таблицу замены одних продуктов другими. Например, вместо 100 граммов говядины можно взять 104 грамма конины или оленины.

    Разрешается корректировать детское меню с учётом национальных, конфессиональных и территориальных особенностей. Также отдельное меню нужно составлять для ребят, которым выписано лечебное или диетическое питание. Это единственный разряд блюд, которые родители могут сами готовить детям: школьникам позволят есть домашние обеды в столовой, если там есть холодильник и микроволновка.

    СанПиНы требуют точного соблюдения норм калорийности детских завтраков, обедов и ужинов, отклоняться от которых можно на плюс-минус 5 процентов в неделю. Летом, когда дети отдыхают, оздоровляются и активно участвуют в соревнованиях, турслётах и сборах, а также во время выходных, каникул и праздников калорийность суточного рациона нужно повышать на 10 процентов в день.

    Никаких макарон по-флотски

    В детских учреждениях разрешили ставить вендинговые аппараты, но продавать там можно только соки, нектары, негазированную воду, молочную продукцию, орехи, сухофрукты и выпечку.

    Для профилактики йододефицита у детей при приготовлении еды нужно использовать йодированную соль, отмечено в СанПиНах. В регионах, где люди испытывают нехватку тех или иных микроэлементов, детские блюда нужно дополнительно обогащать необходимыми веществами, а также давать ребятам витаминные напитки. Например, по данным учёных, жителям Архангельской области может недоставать магния — значит, добавки с этим элементом включат в меню маленьких архангелогородцев. Заменять добавки поливитаминными препаратами нельзя.

    В палаточных лагерях и во время турпоходов обязательно нужно выделять кухонную зону под навесом. В таких условиях запрещено готовить блины, оладьи, салаты, блюда из рубленого мяса и рыбы. Всю еду дети должны съедать в течение двух часов после приготовления, подогревать готовую пищу нельзя, говорится в документе.

    В отдельном приложении дан список запрещённых для детей продуктов. В нём перечислены как пресловутые чипсы и газировка, так и несколько неожиданные холодец, ливерная колбаса и макароны по-флотски.

    Организация питания в 2021 — 2022 уч. году

    ИА № ФС77-77222 от 10.12.2019 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

    Решите свою проблему прямо сейчас!

    Правила предоставления питания школьникам регулируются ФЗ-273 (статьей 37). Законом «Об образовании» государство обязывает администрации школ разрабатывать графики кормления детей.

    На санитарно-эпидемиологические службы возлагается задача устанавливать нормы организации питания и следить за соблюдением санитарных правил. При этом государство обязывает местные власти принимать дополнительные постановления, закрепляющие предоставление бесплатного питания детям из льготных категорий.

    Вопрос, как оформить бесплатное питание в школе, интересует почти все семьи, в которых есть больной ребенок или в которых присутствуют финансовые проблемы у родителей.

    Чтобы ребенку в школе предоставили безвозмездное питание, его родителям придется обратиться в местный орган соцзащиты с заявлением и рядом документов. После рассмотрения обстоятельств представители госструктуры дадут согласие или откажут в предоставлении льготы.

    Следует знать, что вопрос можно решить и через школу в частном порядке. Однако в учебном заведении охотнее возьмутся выполнять требование соответствующей структуры, чем просьбу родителей.

    Обращаясь в орган соцзащиты, родителю придется предоставить заявление с просьбой о помощи и предоставить документы, подтверждающие факт обучения ребенка в данном учреждении.
    Учитывая, что у заявителей будут разные основания на получение детской льготы, соответственно, и список требуемых бумаг в разных случаях будет отличаться. Поэтому в госструктуре потребуется заранее выяснить, какие документы нужны.

    В случае положительного ответа, госорган присылает в школу ходатайство о предоставлении ребенку льготы на питание. Обычно такая помощь дается ровно на 1 год.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.