Плюсы и минусы республиканской формы правления

Автор: | 21.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Плюсы и минусы республиканской формы правления». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

С античных времён до наших дней люди пытаются ответить на вопросы: ) какие формы правления существуют; ) какая из известных форм правления наилучшим образом подходит для данного времени в данной стране. Вопросы формы правления, а именно парламентской республики и вопрос актуальности этой формы государственного устройства и будут рассмотрены в моей работе.

В президентской республике населением избирается не только высший законодательный орган государственной власти, но и глава государства – президент, который одновременно является и главой исполнительной власти. Президент в таких республиках обладает большей самостоятельностью в своих действиях и независимостью от парламента, нежели в парламентарных республиках.
Главный признак данной формы правления – отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику. Парламент не может смещать ее должностных лиц, если они не нарушили закона. Для своей деятельности они не нуждаются в политическом доверии парламента.

Вопрос: Какие достоинства и недостатки республиканской формы правления?

Понимаем — вы пришли сюда не за рекламой. Но она помогает нам предоставлять бесплатный доступ к Знаниям.
В-третьих, возникновение смешанных форм есть отражение восприятия общечеловеческих ценностей, гуманистических идей и институтов (принятие конституций в эмиратах Персидского залива), борьбы прогрессивных сил за изменение формы правления (например, в Иордании, Непале).

Суть прямой демократии состоит вот в чем: в одном месте в определенное время собираются буквально все граждане, имеющие право голосовать, и публично обсуждают самые важные решения, в том числе о войне и мире, форме правления, величине и способе взимания налогов. Окончательное решение принимается большинством голосов.

Все республики могут рассматриваться с двух аспектов: аристократический (участие в формировании высших органов управления принимает меньшинство — например, Венеция) и демократический (весь. народ принимает участие).
Форма правления является ведущим элементом в форме государства, трактуемый в широком смысле. Термин «форма правления» (реже – «форма государственного правления») содержится во многих конституциях стран мира (Бразилия 1988г., Иордании 1952г., Казахстана 1995г., Мексики 1917г., Эфиопии 1994г.

Классификация форм правления: достоинства и недостатки

Дуалистическая монархия (лат. Dualis – двойственный) – вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений.

Именно поэтому множество ученых, начиная с античности и кончая сегодняшним днем в своих юридических работах, огромное место уделяли проблемам формы правления государства и в особенности проблеме республики, так как почти во все исторические этапы республика должна была постоянно бороться за свое существование.

Демократичное правление – наилучшее при высоком уровне политической активности, благосостояния, образованности и уровня жизни населения. Недостатки: 1. Республика может затруднять принятие нужных, но непопулярных решений. Так Фемистоклу было очень трудно добиться решения о постройке флота. 2.

Белгородская область (Белгород) расположена в Центральной России на 500—700 км к югу от Москвы, на границе с Украиной.

По второму признаку делил формы государства на правильные (в них достигается общее благо) и неправильные (в них преследуются частные интересы). По мнению мыслителя, к правильным формам государства относились монархия (государством управляет один), аристократия (управляют немногие) и полития (управляет большинство). К неправильным он относил тиранию, олигархию и демократию.

Никто не гарантирует, что выбор населения будет верным. Напомним, что Гитлер пришёл к власти демократическим путём – получив большинство в рейхстаге. 6. Ограничена возможность быстрых решений. Это является столь существенным недостатком, что даже в конституции США предусмотрена возможность решения конгресса о наделении президента диктаторскими полномочиями 7.

Ее признаки и виды Республика — форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранному на определенный срок органу власти. Данный термин был введен Макиавелли.

К минусам можно отнести следующее:

  • Вероятность диктатуры.
  • Вместе с тем нельзя не учитывать, что в рамках президентской респуб­лики возрастает опасность противостояния законодательной и испол­нительной ветвей власти, особенно когда, как это нередко бывает на практике, избранный народом президент представляет одну партию, а большинство депутатов парламента принадлежат к другой партии или блоку партий.

Плюсы и минусы республиканской формы правления государства

Это не просто теоретическая абстракция категории науки, как, например, суверенитет или народовластие, а тот ключ, с помощью которого можно разобраться в смысле той или иной системы органов государственной власти, установленной конституцией соответствующего государства.

Феодальная монархия (средневековая монархия) – последовательно проходит три периода своего развития: раннефеодальная монархия, сословно-представительная монархия, абсолютная монархия.

Наличие жесткого разделения властей (президент не имеет законодат. полномочий, но имеет право отлагательного вето – один раз может наложить вето, вернуть в парламент на доработку.

Древневосточная монархия – первая в истории человечества форма государственного правления, имела уникальные присущие только ей черты.

Следует понимать, что не существует идеальной формы правления государством, такой, при которой не было бы слабых мест, не было бы минусов. Нет, в каждой из них есть и положительные характеристики и отрицательные. Поэтому довольно сложно рассуждать на тему, какая форма правления лучше, монархическая или республиканская, парламентская монархия или президентская республика.

При этом имеется в виду, что все структурные элементы формы государства составляют органическое единство.

Происходит от двух греческих слов: «демос» — «народ» и «кратос» — «сила», «правление». Демократия обозначает такое устройство, при котором все граждане управляют своими собственным распорядком жизни, влияют на общественную жизнь. Говорят еще о том, что при демократии народ суверене, т. е. независим от властей в выборе способа жизни.
Автократия (тирания) — одна из форм правления, основанная на неограниченном и бесконтрольном полновластии одного лица в государстве.

А уже в XX в. в рамках марксистской теории политико-правовая мысль пыталась определить форму государства в ее связи с типом государства (формационный подход), классовой структурой, базисом общества и т.д.

Для парламентарной республики в значительно большей степени, чем для президентской, характерен разрыв между юридическим и фактическим положением всех высших органов государственной власти. Провозглашается верховенство парламента, но фактически он работает под жестким контролем правительства.

Только в демократической республике могут учитываться интересы меньшинства и соблюдаться права человека.

«Уже Дагестан себя не воспроизводит» — эксперт в Совете Федерации

Республика может затруднять принятие нужных, но непопулярных решений. Так Фемистоклу было очень трудно добиться решения о постройке флота.
Наиболее распространенная в современном мире форма правления республики. Источником власти в них является народ, высшие органы власти избираются гражданами. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на три разновидности: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская).

В качестве достоинств президентской республики отмечают ее стабильность, так как президент избирается на фиксированный срок и на тот же срок формируется правительство. Оно не может быть уволено в отставку парламентом, в том числе по причинам изменения соотношения политических сил.

Федерализм позволяет объединить ресурсы и силы для обеспечения национальной безопасности и достижения внешнеполитических целей. 6. Экономический выигрыш .

Полицентризм власти приводит к затягиванию решений, что обусловлено необходимостью их согласования между различными уровнями власти. Возникают проблемы строительства властной вертикали.

Поскольку в парламентарной республике и парламентарной монархии правительство зависит от парламентского большинства (а оно нередко достигается путем коалиций различных политических партий), то утрата такой поддержки ведет к вотумам недоверия.

Государство – особый и основной компонент политической системы, осуществляющий управление обществом посредством системы центральных и местных органов государственной власти, государственного управления, суда и прокуратуры. Представляет граждан страны в отношениях на международной арене. Включает в себя отрасли государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную.

Предметом исследования моей контрольной работы является такой институт государственности, как форма правления, а именно парламентская республика.

Президентская республика: плюсы и минусы формы правления

Часть исследователей между первым и вторым этапами выделяют этап вотчинной монархии. Раннефеодальная монархия – хронологически первая в странах северной части Европы форма государственного правления, существовавшая как в периоды создания раннефеодальных империй, так и в последующий период феодальной раздробленности.

В данном случае речь идет не о том, что в развитых капиталистических странах, а иногда и в некоторых развивающихся государствах на основе демократизации политических режимов практически утратились различия между монархией и республикой (по своему характеру монархии в Великобритании или Японии мало чем отличаются от республик Франции или Италии).

Президентская республика создает весьма благоприятные юридические предпосылки для сосредоточения в руках президента гигантских полномочий. В свою очередь отсутствие у президента права роспуска парламента лишает правительства возможности применять в отношении общенационального правительственного учреждения угрозу досрочных выборов, что является обычной практикой в парламентарных странах.

Вслед за США президентские республики утвердились в странах Латинской Америки. Наконец, повышение роли парламента в ряде стран Европы и Азии привело к возникновению парламентарной республики. После крушения тоталитарных режимов с начала 90-х годов такой процесс развивается во многих странах Африки.

Как уже отмечалось, глава государства в монархии – наследственный и пожизненный. Выборы нового монарха обычно проводятся в том случае, когда прекращается династия (например, выборы царем Михаила Романова в России в 1613 г.). Вместе с тем, в современных условиях есть такие монархи, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а переизбирается через определенный промежуток времени.
В Малайзии 9 из 13 субъектов федерации возглавляются наследственными султанами (управление в четырех других организовано иначе), и только эти 9 образуют Совет правителей, который раз в 5 лет избирает главу государства. В Малайзии Совет правителей не обладает властными полномочиями, власть монарха тоже существенно ограничена (особенно после конституционной реформы 1983-1984 гг.).

Только в республике возможно разделение властей, что является необходимым условием настоящей демократии.

Диктатура личности может смениться диктатурой большинства, что не лучше, если не хуже. Так, Токвиль описывая современную ему американскую демократию, пишет про его всевластие. «Тираническая власть большинства пока ещё слабо отражается на политической жизни общества, но её досадные последствия заметны в американском национальном характере».

Хотя президент лишен права роспуска конгресса, он наделен такими полномочиями, которые позволяют ему активно воздействовать на всю законодательную деятельность конгресса. Из числа этих полномочий важнейшее — это право обращения к конгрессу с посланиями.

Вопрос о форме государства имеет не только теоретическое, но и первостепенное практическое значение, особенно в условиях осуществления крупных социально-экономических и политических реформ, когда от организации государственной власти определяющим образом зависят эффективность государственного управления, состояние законности и правопорядка. Власть, которой обладает один из участников социального взаимодействия ограничивает либо совсем исключает возможность выбора правил игры у другого или других участников такого взаимодействия. В соответствии с концепцией Лумана, роль власти идентична роли таких средств социальной коммуникации, как например, естественные или искусственные языки, деньги.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.