Закон 256-ФЗ с последними изменениями 2022 о материнском капитале

Автор: | 28.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон 256-ФЗ с последними изменениями 2022 о материнском капитале». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Материнский капитал должен ежегодно индексироваться с учетом уровня инфляции. Так записано в Федеральном законе от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ, который регулирует действие программы материнского капитала.

На первого ребенка в 2022 г. выплата составит 503 237 рублей, на второго — 665 009 руб.

Если ранее семья получала деньги на первого ребенка, то доплата за второго равна 161 772 рублей.

Владелец сертификата может уточнить остаток капитала в Пенсионном фонде. Для этого надо написать заявление. Фонд ответит максимум через 5 рабочих дней.

Материнский капитал — государственная поддержка семей с детьми в форме единовременной выплаты. Основная цель такой господдержки — поднять рождаемость в стране. Срок программы — до 2026 года. Выплачивает и администрирует маткапитал Пенсионный фонд РФ.

От НДФЛ выплата освобождена (ст. 217 НК РФ).

Выплату могут получить:

  • женщина, которая родила или усыновила первого ребенка с 1 января 2020 г.;
  • женщина, которая родила или усыновила второго ребенка начиная с 1 января 2007 г.;
  • женщина, которая родила или усыновила третьего ребенка либо последующих детей начиная c 1 января 2007 г., при условии, что она раньше не пользовалась материнским капиталом;
  • мужчина — единственный усыновитель второго, третьего или последующих детей, при условии, что решение суда об усыновлении вступило в силу начиная с 1 января 2007 г.;
  • мужчина — единственный усыновитель первого ребенка, ранее не получавший сертификат, если решение суда об усыновлении вступило в силу начиная с 1 января 2020 г.

Общее условие — наличие российского гражданства как у ребенка, так и у родителя (усыновителя).

Право на материнский капитал возникает с момента рождения (усыновления) первого, второго или последующего ребенка.

По общему правилу получить выплату можно не ранее чем через три года с момента рождения (усыновления) ребенка. Вот случаи-исключения, когда материнский капитал выдают сразу после рождения (усыновления).

  • на уплату первоначального взноса, погашение основного долга, уплату процентов по кредитам или займам на приобретение или строительство жилья, в том числе ипотечным;
  • товары и услуги для социальной адаптации ребенка-инвалида;
  • оплату платных образовательных услуг по реализации образовательных программ дошкольного образования, на оплату иных расходов, связанных с получением дошкольного образования;
  • получение ежемесячной выплаты малоимущим.

Материнский (семейный) капитал – это государственная программа, направленная на решение демографической проблемы в России. С 2007 года государство стало выделять определенную сумму семьям, в которых родился второй ребенок.

В результате программа оказалась такой востребованной и эффективной, что ее продлевали уже три раза – сначала до 2018 года вместо 2016-го, потом – до 2021-го, а недавно – до 2026 года (и, поговаривают, в итоге сделают бессрочной).

И, действительно, материнский капитал так или иначе коснулся практически каждой семьи в России:

С 2007 по 2019 годы понять, кто имеет право на материнский капитал, было очень просто:

  • в семье должно быть двое или более детей;
  • хотя бы один из них должен родиться в 2007 году или позже;
  • и мать ребенка, и дети – граждане РФ.

В 2020-м в программу внесли самые серьезные изменения за всю ее историю – отменив правило о втором ребенке, а также разделив суммы капитала в зависимости от того, какой по счету ребенок и в какой год родился в семье.

Теперь по условиям программы материнский капитал дают таким семьям:

  • в семье с 2007 по 2019 годы родился второй или последующий ребенок;
  • в семье в 2020 году или позже родился первый ребенок;
  • в семье в 2020 году или позже родился второй ребенок (если первый родился до 2019-го включительно);

Соответственно, теперь к условиям, которые действовали до конца 2019 года, добавляется еще одно: материнский капитал получают женщины, родившие первого ребенка в 2020 году или позже.

Кстати, маткапитал может получить и отец ребенка, но всего в нескольких случаях:

  • отец – единственный усыновитель этого ребенка;
  • мать ребенка умерла или лишена родительских прав на этого ребенка.

А если материнский капитал не может получить ни мать, ни отец детей, получить его могут сами дети.

С самого момента запуска программы материнского капитала в нем оставалось ключевым одно условие – на руки деньги по сертификату не выдаются. Потратить их можно только на те цели, которые так или иначе должны обеспечить будущее семье и детям, причем только когда ребенку, на которого выдан материнский капитал, исполнится 3 года (кроме нескольких направлений).

Выдачей сертификатов и организацией всего процесса занимается Пенсионный фонд России, но с 2020 года это уже не так важно. Если раньше матери нужно было лично обращаться в отделение ПФР и получать там бумажный сертификат, сейчас все предельно упрощено:

  1. после рождения ребенка этот факт регистрируют в органах ЗАГС;
  2. органы ЗАГС по своей системе отправляет данные об этом в Пенсионный фонд;
  3. ПФР, получив данные (включая СНИЛС), оформляет сертификат в течение 15 календарных дней;
  4. родитель получит сертификат в личном кабинете пользователя на портале Госуслуги.

Только если по каким-то причинам сертификат не был оформлен в беззаявительном порядке, матери стоит обратиться в ПФР с заявлением. Сделать это можно прямо на Госуслугах, заполнив простую форму (нужно внести только данные о ребенке), или обратившись лично в ПФР или МФЦ.

Кроме того, сертификаты материнского капитала уже переведены в формат электронного документа. То есть, то, что придет в личный кабинет на Госуслугах – это и есть сертификат.

Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ

Размер сертификата ежегодно повышается:

  • 2007 – 250 тысяч рублей,
  • 2010 — 343 тысячи рублей,
  • 2014 — 429 тысяч рублей,
  • в 2019 — 453 тысячи рублей.

Важно: в 2021 году индексация составила 3,7%. Сертификат достигал 483 881 рубля. Его остаток также индексируют.

Индексация за этот год на второго малыша зафиксирована на уровне 155 550 рублей. Поэтому семьи, которые с 1 января 2020 г. пополнятся вторым малышом, претендуют на государственные выплаты на сумму 639 431,83 рубля.

Новые правила маткапитала, которые призваны повысить рождаемость в России, теперь распространяются на второго ребенка. Они работают и в случае получения сертификата за первого ребенка.

Главное помнить, что на одного малыша выдается единственный сертификат на материнский капитал.

Многие путаются в начислении господдержки за первого и второго малыша. Обратите внимание: если второй малыш рожден в 2021 году, а ранее пара уже реализовала маткапитал за первенца, тогда помощь от государства составит 155 550 рублей.

Виктор и Полина Смородиновы стали родителями второго сына Бориса в 2021 году. Сын Матвей появился в семье в 2018. Пара не израсходовала государственный сертификат, поэтому в этом году их выплата за двоих сыновей составит 616 617 рублей.

Их друзья, у которых третий ребенок появился в 2020, а предыдущие малыши в 2003 и 2005 годах, также стали владельцами сертификата на такую же сумму – 616 617 рублей. При рождении первых дочерей маткапитал им не выдавали, поэтому после появления третьей дали маткапитал в полном объеме.

Маткапитал за второго и последующих детей оформляют по такой же схеме, как и за первого малыша.

Сертификат позволяет оплатить учебу в вузе взрослого сына или дочери, либо пребывание младшего в частном детсаде. Маткапитал будет действовать только в лицензированном учебном заведении.

Посещение садика можно оплатить сразу, а другое обучение – после достижения трехлетнего возраста.

Накопить на пенсию

Этим может воспользоваться родная, либо приемная мать. Закон разрешает отложить часть капитала на пенсию родительницы.

Сертификат можно потратить на покупку товаров для малышей с инвалидностью или оплатить оздоровительные процедуры. Перечень определен правительством. К сожалению, он учитывает не все траты на ребенка-инвалида. И если малышу необходимо лечение, не входящее в список, то семья не сможет использовать маткапитал.

Получить ежемесячную господдержку

Она оформляется на второго малыша, над которым установлено опекунство, либо он появился на свет с 2018 года. Теперь это доступно парам со средним доходом менее двух МРОТ работающих граждан.

Важно: для каждой области установлен свой МРОТ. Узнайте, соответствует ли ему ваша пара в центре занятости.

Господдержка из маткапитала равна ежемесячному прожиточному минимуму, выделяемому на малыша. Мама будет получать деньги на свою карту. Отчитываться о тратах по выплатам семье не нужно.

Друзья Виктора и Полины Смородиновых с тремя дочерьми планировали направить маткапитал на ежемесячное пособие. Оказалось, что появление на свет третьего ребенка не позволяет получать такие суммы. Они могли бы получить выплаты за второго малыша до его трехлетия, но вторая дочь в паре появилась на свет в 2005 году. В то время господдержки в виде маткапитала еще не было.

Материнский капитал в 2021-2022 году

Представим, семья покупает квартиру родителей или своей бабушки. Агентство оформляет кредит, пара получает ипотеку. ПФР перечисляет деньги и закрывает кредит. Агентство недвижимости за работу по такой схеме может забрать около 30% от маткапитала. Разницу семейная пара тоже получает наличными.

Такая схема также считается незаконной. За участие в ней заводят уголовное дело, а сертификат возвращают государству.

Конечно, не запрещено приобретать жилье у родственников, брать для этого ипотеку и закрывать долг маткапиталом. Однако квартира должна перейти в собственность семьи, и в ней обязательно должны быть выделены доли для детей.

Если семейная пара официально перестала быть родителями после решения суда.

В 2020 году Евгения родила первенца, сертификат она не получила. Суд лишил ее родительских прав по объективным причинам. Теперь женщина не имеет права на получение господдержки. Она ее приобретет в случае второй удачной беременности.

Суд отменил попечительство над ребенком.

Павел подготовил бумаги на усыновление малыша. Он стал единственным официальным усыновителем первого сына. До этого сертификат он не получал. По прошествии двух лет суд отменил решение об усыновлении, поэтому Павел не может претендовать на выплаты из ПФР.

1. Законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, — меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (далее — дополнительные меры государственной поддержки);

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 348-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

2) материнский (семейный) капитал — средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом;

3) государственный сертификат на материнский (семейный) капитал — именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.

Закон о материнском капитале в 2021 году

1. В целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки (далее — регистр).

2. Регистр содержит следующую информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;

2) фамилию, имя, отчество, а также фамилию, которая была у лица при рождении;

3) дату рождения;

4) пол;

5) пункт утратил силу с 12 марта 2020 года — Федеральный закон от 1 марта 2020 года N 35-ФЗ — см. предыдущую редакцию;

6) серию и номер паспорта или данные иного документа, удостоверяющего личность, дату выдачи указанных документов, на основании которых в регистр включены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа;

7) дату включения в регистр;

8) сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство);

9) сведения о материнском (семейном) капитале (размере материнского (семейного) капитала, выбранном направлении (направлениях) распоряжения им и о его использовании);

10) сведения о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки.

3. Информация о лице, содержащаяся в регистре, относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к персональным данным граждан (физических лиц).

Изначально подобное поощрение рождаемости было доступно для всех людей Российской Федерации, где, начиная с 1 января 2007 года и по 31 декабря 2016 года, появился второй ребенок. Сейчас семейный капитал доступен до 31 декабря 2026 года, благодаря последнему закону о материнском капитале от 1 марта 2020 г. № 35-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам, связанным с распоряжением средствами материнского (семейного) капитала». Теперь получить семейный капитал можно и за первенца, если он родился (усыновлен) с 1 января 2020 года.

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.12.2008 N 288-ФЗ, от 28.07.2010 N 241-ФЗ, от 29.12.2010 N 440-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 16.11.2011 N 318-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 07.06.2013 N 128-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 08.03.2015 N 54-ФЗ, от 23.05.2015 N 131-ФЗ, от 28.11.2015 N 348-ФЗ, от 30.12.2015 N 433-ФЗ, от 03.07.2016 N 302-ФЗ, от 28.12.2016 N 470-ФЗ, от 20.12.2017 N 411-ФЗ, от 28.12.2017 N 432-ФЗ, от 07.03.2018 N 56-ФЗ, от 30.10.2018 N 390-ФЗ, от 18.03.2019 N 37-ФЗ, от 27.06.2019 N 151-ФЗ, от 02.08.2019 N 283-ФЗ, от 01.03.2020 N 35-ФЗ, от 13.07.2020 N 202-ФЗ, от 08.12.2020 N 409-ФЗ, от 22.12.2020 N 451-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
22 декабря 2006 года

Одобрен
Советом Федерации
27 декабря 2006 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

1. Законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, — меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (далее — дополнительные меры государственной поддержки); (в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 348-ФЗ)

2) материнский (семейный) капитал — средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом;

3) государственный сертификат на материнский (семейный) капитал — именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.

1. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;

2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года;

4) женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года; (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)

5) мужчин, являющихся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2020 года. (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)

Действие положений части 1 статьи 3 (в редакции Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2020 (пункт 5 статьи 5 Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ).

Положения части 1 статьи 3 признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 7 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 38 (часть 1) и 67.1 (часть 4), в той мере, в какой они не предоставляют права на получение материнского (семейного) капитала мужчине, который в установленном порядке признан в качестве единственного родителя отцом детей, рожденных для него суррогатной матерью, а впоследствии вступил в брак и воспитывает своих детей в семье совместно с усыновившей (удочерившей) их супругой (Постановление Конституционного Суда РФ от 29.06.2021 N 30-П).

2. При возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.

3. Право женщин, указанных в части 1 настоящей статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности и повлекшего за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей), а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Право на дополнительные меры государственной поддержки у указанного лица не возникает, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей. (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)

1. В целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки (далее — регистр).

2. Регистр содержит следующую информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;

2) фамилию, имя, отчество, а также фамилию, которая была у лица при рождении;

3) дату рождения;

4) пол;

5) подпункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)

6) серию и номер паспорта или данные иного документа, удостоверяющего личность, дату выдачи указанных документов, на основании которых в регистр включены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа;

7) дату включения в регистр;

8) сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство);

9) сведения о материнском (семейном) капитале (размере материнского (семейного) капитала, выбранном направлении (направлениях) распоряжения им и о его использовании);

10) сведения о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки.

3. Информация о лице, содержащаяся в регистре, относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к персональным данным граждан (физических лиц).

4. Ведение регистра осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития.

5. Информация о лицах, содержащаяся в регистре, является государственным информационным ресурсом, функции оператора которого осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации.

6. Информация о лицах, содержащаяся в регистре, предоставляется Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами по межведомственным запросам органов, предоставляющих государственные услуги, или органов, предоставляющих муниципальные услуги, с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных». (в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)

7. Информация об установлении дополнительных мер государственной поддержки лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». (в ред. Федерального закона от 07.03.2018 N 56-ФЗ)

1. Лица, указанные в частях 1, 3 — 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, вправе обратиться непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр) в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на бумажном носителе или в форме электронного документа (далее — сертификат) путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами либо получить сертификат в беззаявительном порядке в соответствии с частью 1.2 настоящей статьи в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки. (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)

1.1. Документы (копии документов, сведения), необходимые для вынесения решения о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата, запрашиваются Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения) находятся в распоряжении таких органов либо организаций. Соответствующие органы и организации обязаны рассмотреть межведомственные запросы Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов и направить ответ в срок, не превышающий одного рабочего дня со дня их поступления в такие органы и организации. (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)

1.2. Решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и сведений, запрашиваемых в соответствии с частью 4 настоящей статьи, в сроки, установленные частью 3 настоящей статьи. При поступлении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о государственной регистрации рождения (усыновления) ребенка (детей), содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и на основании сведений о страховом номере индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования женщины, родившей (усыновившей) ребенка (детей), территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации запрашивает сведения о государственной регистрации рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), а также сведения, указанные в части 4 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)

2. Форма сертификата, правила подачи заявления о выдаче сертификата и правила выдачи сертификата (его дубликата) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

3. Решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в срок, не превышающий пяти рабочих дней с даты приема заявления о выдаче сертификата или поступления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния. Срок принятия решения о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата приостанавливается в случае непоступления в срок, установленный частью 4 настоящей статьи, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации сведений. При этом решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в срок, не превышающий пятнадцати рабочих дней с даты приема заявления о выдаче сертификата. (в ред. Федеральных законов от 30.10.2018 N 390-ФЗ, от 01.03.2020 N 35-ФЗ)

1. Материнский (семейный) капитал устанавливается в следующих размерах: (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)

1) 466 617 рублей при условии, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникло до 31 декабря 2019 года включительно; (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)

2) 466 617 рублей в случае рождения (усыновления) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года. В случае рождения (усыновления) второго ребенка начиная с 1 января 2020 года при условии, что первый ребенок был рожден (усыновлен) также начиная с 1 января 2020 года, размер материнского (семейного) капитала увеличивается на 150 000 рублей и составляет в общей сумме 616 617 рублей; (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)

3) 616 617 рублей в случае рождения (усыновления) второго ребенка начиная с 1 января 2020 года при условии, что первый ребенок был рожден (усыновлен) до 1 января 2020 года; (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)

4) 616 617 рублей в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2020 года при условии, что ранее право на дополнительные меры государственной поддержки не возникло. (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)

Действие положений части 1 статьи 6 (в редакции Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2020 (пункт 5 статьи 5 Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ).

2. Размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. В таком же порядке осуществляется пересмотр размера оставшейся части суммы средств материнского (семейного) капитала. (в ред. Федерального закона от 28.07.2010 N 241-ФЗ)

Часть 2 статьи 6 не действовала с 01.01.2018 до 01.01.2020 (статья 12 Федерального закона от 19.12.2016 N 444-ФЗ).

3. Размер материнского (семейного) капитала уменьшается на сумму средств, использованных в результате распоряжения этим капиталом в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

4. Пенсионный фонд Российской Федерации по запросу лица, получившего сертификат, предоставляет информацию о размере материнского (семейного) капитала либо в случае распоряжения частью материнского (семейного) капитала о размере его оставшейся части на бумажном носителе или в электронной форме в соответствии с требованиями, установленными статьей 10 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Порядок предоставления лицу, получившему сертификат, по его запросу информации о размере материнского (семейного) капитала либо в случае распоряжения частью материнского (семейного) капитала о размере его оставшейся части устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения. (в ред. Федерального закона от 20.12.2017 N 411-ФЗ)

  • Для граждан
  • Для бизнеса

В основном, изменения в программу материнского (семейного) капитала 2020 года направлены на то, что теперь его оформляют семьям в проактивном режиме.

Поправки 2020 в закон о маткапитале:

  • увеличивают сумму господдержки семей;
  • закрепляют новые возможности использования материнского капитала;
  • делают распоряжение средствами более простым и удобным;
  • продлевают срок действия программы.

Право на маткапитал теперь возникает также у:

  • у женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года;
  • мужчин, являющихся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшихся правом на допмеры господдержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2020 года.

Одно из главных нововведений – распространение программы материнского капитала на первого ребенка. Все семьи, в которых первенец рожден или усыновлен начиная с 1 января 2020 года, получили право на капитал в размере 466 617 рублей.

Увеличение суммы за второго ребенка

Для семей, в которых с 2020 года появился второй ребенок, маткапитал дополнительно увеличен на 150 000 рублей и таким образом составляет 616 617 рублей.

Такая же сумма положена за третьего, четвертого и любого следующего ребенка, рожденного или усыновленного с 2020 года, если раньше у семьи не было права на маткапитал (например, если первые два ребенка появились до его введения).

С 2021 года оформить материнский капитал и распорядиться его средствами станет возможно в более короткие сроки. Согласно новому порядку:

  • на выдачу сертификата – не более 5 рабочих дней;
  • на рассмотрение заявки о распоряжении средствами – не более 10 рабочих дней.

В отдельных случаях эти сроки могут продлеваться соответственно до 15 и 20 рабочих дней, если возникнет необходимость запросить информацию в других ведомствах.

Утвержденные изменения делают более удобным распоряжение маткапиталом на самое востребованное у семей направление программы – улучшение жилищных условий с привлечением кредитных средств (ипотека).

Чтобы оперативнее направлять материнский капитал на погашение кредитов, соответствующее заявление можно теперь подавать непосредственно в банке, в котором открывается кредит. То есть вместо двух обращений – в банк и ПФР – семье достаточно обратиться только в банк, где одновременно:

  • оформляют кредит;
  • подают заявление на погашение кредита или уплату первого взноса.

ПФР заверяет, что предоставление данной услуги будет развиваться по мере заключения соглашений между банками и Пенсионным фондом России.

Принятые поправки 2020 законодательно закрепили право семей использовать материнский капитал для строительства жилого дома на садовом участке. Необходимые условия, как и раньше, – наличие:

  1. права собственности на землю;
  2. разрешения на строительство жилья.

Отметим, что ранее строительство жилого дома было возможно только на земельном участке, предоставленном для ИЖС.

Программа «Материнский капитал» начала действовать в России с 1 января 2007 г. Регулируется она нормами Федерального закона от 26 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О мерах дополнительной поддержки семей, имеющих детей» (далее – Закон № 256-ФЗ).

Согласно ст. 3 Закона № 256-ФЗ право на материнский капитал имеют:

  • женщины, родившие (усыновившие) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г.;
  • женщины, родившие (усыновившие) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 г., если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
  • мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшиеся правом на дополнительные меры господдержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 г.;
  • женщины, родившие (усыновившие) первого ребенка начиная с 1 января 2020 г.;
  • мужчины, являющиеся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшиеся правом на дополнительные меры господдержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2020 г.

Таким образом, после рождения первого ребенка в 2007 г. у читательницы, задавшей вопрос редакции «АГ», не возникло права на получение материнского капитала. Получить его она сможет только после рождения второго ребенка.

С 1 января прошлого года действуют поправки в Закон № 256-ФЗ. Если в семье первый ребенок появился начиная с 1 января 2020 г., родители будут вправе получить материнский капитал в размере 483 881 руб. 83 коп. В случае рождения (усыновления) второго ребенка у таких семей появится право на дополнительные средства маткапитала – 155 550 руб.

Если право на материнский капитал возникло в связи с рождением (усыновлением) второго или третьего ребенка и последующих детей начиная с 1 января 2020 г. и если ранее такое право у родителей не возникло, то размер маткапитала составит 639 431 руб. 83 коп.

Вернемся к вопросу читательницы: в случае рождения второго ребенка размер материнского капитала, на который она сможет претендовать, составит 639 431 руб. 83 коп. по состоянию на 2021 г. (Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. № 385-ФЗ).

В семьях, где первый ребенок рожден после 1 апреля 2020 г., сертификат на маткапитал оформляется автоматически. О его готовности вас известят через Портал госуслуг или личный кабинет на сайте Пенсионного фонда РФ. Срок на выдачу сертификата сокращен до пяти дней (это новшество появилось благодаря Федеральному закону от 1 марта 2020 г. № 35-ФЗ).

Иными словами, после рождения ребенка вам не надо будет ничего делать. Государство все сделает за вас.

Поручения в сфере поддержки материнства, озвученные Президентом РФ в послании Федеральному собранию, закреплены в Федеральном законе от 29.12.2006 № 256-ФЗ (далее – Закон № 256-ФЗ). Поправки предусмотрены Федеральным законом от 01.03.2020 № 35-ФЗ (далее – Закон № 35-ФЗ).

Основные гарантии состоят в следующем.

Для оформления сертификата потребуется посетить территориальное отделение ПФР вместе с заявлением и необходимыми документами:

  • паспорт заявителя;
  • свидетельство о рождении на каждого ребенка (или свидетельство об усыновлении);
  • документ, подтверждающий наличие у ребенка российского гражданства;
  • документы, подтверждающие личность и полномочия законного представителя, если заявитель не в состоянии присутствовать при подаче документов.

Федеральный закон №256-ФЗ от 29 декабря 2006 г.

alt: заявление о выдаче государственного сертификата на материнский капитал

Статистика показывает, что из всех обратившихся только 2% людей сталкиваются с отказом в получении маткапитала. Обычно заявителям отказывают в маткапитале, если, к примеру, у них в семье только один ребенок или предоставленные ими документы содержат некорректные сведения.

Если человек предполагает, что в обращении ему было отказано необоснованно, то ему потребуется обратиться в вышестоящее отделение ПФР или в суд за обжалованием вынесенного решения.

При оформлении сертификата необходимо принимать в учет следующие факторы:

  • сертификат – именной документ;
  • у ребенка должно быть российское гражданство;
  • второй супруг может быть иностранцем;
  • семья вправе проживать и за рубежом – право на получение маткапитала у них все равно есть.

Это дополнительные меры помощи для семей с детьми, которые предоставляются на региональном уровне (из средств местного бюджета). Обычно на такую поддержку могут рассчитывать родители, у которых появился третий ребёнок. Размер и правила использования этой выплаты значительно отличаются в разных регионах: так, в некоторых субъектах РФ на средства сертификата можно приобрести отечественный автомобиль.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ
«О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»

С изменениями и дополнениями от:

23 июля, 25 декабря 2008 г., 28 июля, 29 декабря 2010 г., 1 июля, 16 ноября 2011 г., 28 июля 2012 г., 7 июня, 2 июля 2013 г., 23 июня, 21 июля 2014 г., 8 марта, 6 апреля, 23 мая, 28 ноября, 14, 30 декабря 2015 г., 3 июля, 19, 28 декабря 2016 г., 20, 28 декабря 2017 г., 7 марта, 30 октября 2018 г., 18 марта, 27 июня, 2 августа 2019 г.

Принят Государственной Думой 22 декабря 2006 года

Одобрен Советом Федерации 27 декабря 2006 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

О мерах государственной поддержки семей, в которых в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2022 г. родились третий ребенок или последующие дети, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) см. Федеральный закон от 3 июля 2019 г. N 157-ФЗ

См. Обзор судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ от 22 июня 2016 г.

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

Закон о материнском капитале 256-ФЗ с последними изменениями

Когда в семье появляется ребенок, это прекрасное, но очень трудное время. Трудное, в том числе и в материальном плане. Для того, чтобы семьи чувствовали себя в безопасности и не беспокоились о будущем, государство старается поддержать их. Именно для этого и был создан закон о материнском капитале.

Закон разработан для того, чтобы поощрять семьи, в которых появляется второй ребенок. В том числе это распространяется и на усыновление детей. Получив материнский, другое название – семейный, родители вправе распоряжаться деньгами на благо всей семьи, обязательно включая и благополучие детей. Обеспечивает семейный капитал принятый закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (256-ФЗ), одобренный еще в 2006-м году.

Подобное поощрение рождаемости доступно для всех людей Российской Федерации, где, начиная с 1 января 2007 года и по 31 декабря 2016 года, появился второй ребенок. Сейчас семейный капитал доступен до 31 декабря 2018 года, благодаря последнему закону о материнском капитале от 30.12.2015 № 433-ФЗ «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»».

256 закон о материнском капитале предоставляет Пенсионному фонду России заниматься распределением и выдачей средств для семей, попадающих под этот закон. Важно учитывать, что получение материнского капитала возможно только один раз, только для одного ребенка. При этом, когда семья по какой-то причине не оформляет материнский капитал при появлении второго ребенка, то его можно получить при рождении или усыновлении третьего и последующего детей.

Государство предусматривает ежегодную индексацию материнского капитала, изменения в количестве средств, предоставляемых семье, предусмотрены с учетом инфляции и роста цен. К первому января 2017 года материнский капитал составит 492 348 рублей. Первоначальной, выдаваемой в 2007-м году, была выплата в 250 000 рублей.

Семья может получать деньги частями, если это необходимо. При этом, с ходом времени предусмотрено увеличение той части капитала, что еще осталась не выданной.

Для оформления капитала семье необходимо получить сертификат на его предоставление. Это происходит в несколько этапов:

  • Оформленное в ЗАГСе свидетельство либо о рождении, либо об усыновлении второго ребенка;
  • Заполнение специального бланка, выдаваемого в отделении Пенсионного Фонда, а так же предоставления всех нужных документов;
  • Ожидание рассмотрения заявления и положительного или отрицательного ответа. Как правило, это занимает месяц. В уведомлении о решении будет так же указана дата, в которую нужно получить сертификат;
  • Получение сертификата в отделении Пенсионного Фонда по месту жительства.

Подобный регламент предоставления сертификатов был утвержден приказом Минтруда России от 29.10.2012 № 345н. Приказ учитывает последовательность, сроки, заявления, порядок выдачи и многое другое, полностью определяя структуру получения сертификатов на материнский капитал.

Комов Александр Александрович 27 мая 2019 6674 Поделиться в соц. сетях Израсходовать материнский капитал теперь можно будет только на покупку жилья с привлечением ипотеки, взятой в определенных организациях, а также погашение таких кредитов.Список кредиторов жестко ограничен.Эти и другие изменения были введены в России с 29 марта, после того как вступили в силу поправки в Закон о маткапитале.

Буква закона Нововведения в Закон

«О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»

были введены от 18 марта 2019 года (документ прикреплён для скачивания). Цель нововведений – минимизировать возможности для расходования материнского капитала не по назначению. Кроме того, необходимость в поправках назрела в связи с тем, что в 2019-ом в России отменили разрешения на строительство жилья.

Что касается условий получения материнского капитала, то они остались прежними.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ

«О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»

— с поправками, которые содержит Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (одобрен 13 марта 2019 г.).

  1. . Направление средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий
  2. . Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала
  3. . Порядок рассмотрения заявления о распоряжении


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.