Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тарифные разряды и коэффициенты по етс в РБ 2022». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
По нормам 27 Указа базовая ставка в Беларуси это основа для начисления зарплат работникам бюджетной сферы. Новая система расчета не отличается принципиально от прежней тарифной системы, но упрощает и структурирует методику начисления всех выплат.
Структура зарплаты будет такой:
Заработная плата = Оклад + Компенсирующие выплаты + Стимулирующие выплаты.
Оклад рассчитывается так: Базовая ставка х коэффициент разряда.
Компенсирующие выплаты складываются из доплат за особые условия труда, сверхурочные работы, ученые степени и пр..
Должностные оклады по ЕТС – 2020, 2021, 2022
Согласно ч. 5 ст. 6 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.1995 г. № 108/95-ВР (далее — Закон об оплате труда) схема должностных окладов (тарифных ставок) работников бюджетной сферы формируется на основе:
— минимального размера должностного оклада (тарифной ставки), установленного Кабмином;
— междолжностных (межквалификационных) соотношений размеров должностных окладов (тарифных ставок) и тарифных коэффициентов.
При этом минимальный должностной оклад (тарифная ставка) должен быть не меньше прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц на 1 января календарного года (в 2021 году — 2270 грн).
Для работников бюджетных учреждений минимальный должностной оклад установлен для самой низкой категории должностей — должностной оклад работника 1-го тарифного разряда.
Его размер определяется, как правило, в примечании 1 приложения 1 к постановлению КМУ от 30.08.2002 г. № 1298 (далее — Постановление № 1298), которым утверждена ЕТС.
Начиная с 1 января 2017 года должностные оклады (тарифные ставки, ставки зарплаты) рассчитывают исходя из размера должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го тарифного разряда, установленного в размере прожиточного минимума для трудоспособных лиц на 1 января календарного года.
Однако Правительство не лишено права устанавливать должностной оклад работника 1-го тарифного разряда на более высоком уровне.
Постановлением КМУ «Некоторые вопросы оплаты труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 20.01.2021 г. № 29 определено, что в 2021 году должностные оклады (тарифные ставки) рассчитываются из размера должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го тарифного разряда с 1 января — 2670 грн, с 1 декабря — 2893 грн.
Конкретные размеры должностных окладов (тарифных ставок) по остальным разрядам ЕТС исчисляются путем умножения оклада (ставки) работника 1-го тарифного разряда на соответствующий тарифный коэффициент (с приложения 1 к Постановлению № 1298). Если после исчисления должностной оклад (тарифная ставка) определены в гривнях с копейками, тогда цифры до 0,5 отбрасываются, от 0,5 и выше — округляются до 1 грн.
Продемонстрируем в таблице рассчитанные размеры должностных окладов работников бюджетной сферы с оплатой по ЕТС по 1–25 тарифным разрядам на 2020, 2021, 2022 годы.
Таблица должностных окладов (тарифных ставок) работников бюджетной сферы на 2020–2022 годы
В общем случае штатные расписания бюджетных учреждений утверждаются в месячный срок с начала года — до 1 февраля. Это следует из п. 45 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228.
Однако если происходит повышение должностных окладов (тарифных ставок) по ЕТС, тогда новые должностные оклады необходимо показать в обновленном штатном расписании бюджетного учреждения. Для этого либо вносят изменения в штатное расписание, либо переутверждают его. Делают это, как правило, путем издания приказа по состоянию на 1 число отчетного периода (года, квартала).
Порядок применения Единой тарифной сетки
Разряд |
Тарифный коэффициент |
Должностной оклад (тарифная ставка), грн (с округлением) |
|
с 1 января по 31 сентября |
с 1 октября по 31 декабря
|
||
1 |
1,00 |
2893 |
2982 |
2 |
1,09 |
3153 |
3250 |
3 |
1,18 |
3414 |
3519 |
4 |
1,27 |
3674 |
3787 |
5 |
1,36 |
3934 |
4056 |
6 |
1,45 |
4195 |
4324 |
7 |
1,54 |
4456 |
4592 |
8 |
1,64 |
4745 |
4890 |
9 |
1,73 |
5005 |
5159 |
10 |
1,82 |
5265 |
5427 |
11 |
1,97 |
5699 |
5875 |
12 |
2,12 |
6133 |
6322 |
13 |
2,27 |
6567 |
6769 |
14 |
2,42 |
7001 |
7216 |
15 |
2,58 |
7464 |
7694 |
16 |
2,79 |
8071 |
8320 |
17 |
3,00 |
8679 |
8946 |
18 |
3,21 |
9287 |
9572 |
19 |
3,42 |
9894 |
10198 |
20 |
3,64 |
10531 |
10854 |
21 |
3,85 |
11138 |
11481 |
22 |
4,06 |
11746 |
12107 |
23 |
4,27 |
12353 |
12733 |
24 |
4,36 |
12613 |
13002 |
25 |
4,51 |
13047 |
13449 |
Должностной оклад (ставка) работника 1 тарифного разряда |
2893 |
2982 |
|
Минимальная зарплата |
6500 |
6700 |
Как видим, в очередной раз складывается неприятная ситуация, когда для работников с 1-12 тарифными разрядами по ЕТС должностной оклад составляет ниже уровня минимальной зарплаты.
Формы и системы оплаты труда
Нормирование труда
Тарификация труда
Организационное проектирование
Аттестация рабочих мест
Промышленность
Сельское хозяйство
Строительство
Торговля
Транспорт
2019-08-08 14:31:15
Применяется ли тарифный коэффициент по разрядам Единой тарифной сетки оплаты труда или зарплата должна начисляться не ниже первого разряда тарифной сетки без применения коэффициентов? Основной вид деятельности предприятия – общепит. Использование тарифных коэффициентов по ЕТС для вашего предприятия несет рекомендательный характер, т.е. является необязательным. При этом минимальная оплата труда не может быть ниже установленного законодательством размера, по первому разряду ЕТС по оплате труда. может быть ниже установленного законодательством размера по первому разряду ЕТС по оплате труда (ст. 155 ТК).Таким образом:использование тарифных коэффициентов по ЕТС для вашего предприятия является необязательным;минимальная оплата труда не может быть ниже установленного законодательством размера по первому разряду ЕТС. С 1 августа минимальный размер оплаты труда – 634 881 сум.
2016-01-19 16:58:58
Имеет ли ООО право устанавливать оклады, отличающие от штатного расписания (выше чем в штатном расписании)? ООО имеет утвержденное штатное расписание. Организации и учреждения, не находящиеся на бюджетном финансировании, вправе использовать Единую тарифную сетку по оплате труда как основу для расчета размеров заработной платы. С января 2012 г. все организации независимо от форм собственности обязаны устанавливать заработную плату работнику не ниже первого разряда по ЕТС по оплате труда, установление тарифно-квалификационного разряда работников на основе ЕТС. Пунктом 4 Постановления Президента «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2012 год» (от 30.12.2011 г. N ПП-1675) с 1 января 2012 года начальным разрядом ЕТС по оплате труда установлен первый разряд, а нулевой разряд отменен. Более того абзацем третьим пункта 4 вышеуказанного Постановления, установлено, что с 1 января 2012 г. размер оплаты труда
ЕТС-2022: должностные оклады в бюджетной сфере
2019-05-16 16:48:07
Какой разряд должен быть по тарифной сетке у Начальника АХО и у Офис-менеджера? Требований к разряду по единой тарифной сетке (ЕТС) для начальника АХО и офис-менеджера не предусмотрено. Требований к разряду по единой тарифной сетке (ЕТС) для начальника административно-хозяйственного отдела (АХО) и офис-менеджера не предусмотрено.Применение ЕТС носит рекомендательный характер для всех форм собственности, кроме бюджетных организаций, а также государственных и государственно-акционерных предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность на основании хозрасчета (п.3 ПКМ №103 от 18.03.1996г.). Соответственно, предприятие самостоятельно определяет тарифно-квалификационные разряды на каждую должность, исходя из сложности работы, квалификации работников и финансовых возможностей.При этом, исходя из Рекомендаций по применению ЕТС по оплате труда рабочих и служащих в отраслях народного хозяйства, по перечню профессий можно разделить ЕТС на следующие блоки:- к первому разряду по оплате
2018-12-21 11:45:35
предприятия самостоятельно решают — принять им тарифную систему оплаты труда или нет, применять установленные тарифные коэффициенты или повышенные (п.2 ПКМ РУз от 11.01.2012 г. N 6). С 1 января 2019 года согласно Указу Президента РУз от 13.10.2018 г. N УП-5553 (пункт 4) тарифные коэффициенты по нижним разрядам Единой тарифной сетки будут повышены в среднем на 10 % (по 1, 2 и 3 разрядам — на 15, 10, и 5 % соответственно).Если сумма заработной платы превышает 22 разряд по ЕТС, то согласно п.2 ПКМ № 6 Если сумма заработной платы выше 22 разряда, утверждённого ПКМ №206 от 21.07.2009г., то какой разряд нужно указывать в штатном расписании? Применение тарифной системы является обязательным для организаций и предприятий, финансируемых из бюджета, а также государственных и государственно-акционерных предприятий. Применение тарифной системы является обязательным для организаций и предприятий, финансируемых из бюджета, а также государственных и государственно-акционерных предприятий. Другие
2019-04-09 16:06:41
Правильно ли, что заработная плата работников, работающих на 1/2 ставки должна быть не меньше 1/2 первого разряда по ЕТС? На нашем предприятии есть сотрудники, работающие на 1/2 ставки. Заработная плата работающих на полставки может быть не меньше ½ первого разряда по ЕТС, если оклад за данную должность предусмотрен по первому разряду по ЕТС.Месячная оплата труда работника, выполнившего полностью определенные на этот период нормы труда и трудовые обязанности, не может быть ниже установленного времени или в зависимости от выработки (ст.119 ТК).Соответственно, должностной оклад не может быть ниже первого разряда по ЕТС, а фактическая заработная плата работника определяется пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки, установленных нормами труда и трудовыми обязанностями для данной должности.
2017-03-24 19:59:57
Начальник сектора № по классификатору 2013 Тарифный разряд 10. Предприятие имеет право самостоятельно устанавливать тарифные разряды, если оно не финансируется из бюджета и является хозрасчетным. В настоящее время действует Единая тарифная сетка с 22 разрядами и тарифными коэффициентами (ПКМ № 206 от 21.07.2009 г.).Рекомендациями по применению ЕТС по оплате труда (утв. МТ 28,031996г.) предусмотрено:- обязательное применение ЕТС для всех организаций и учреждений, находящихся на бюджетном финансировании, в соответствии с утвержденными разрядами по оплате труда и тарифными коэффициентами;- обязательное установление тарифно-квалификационных разрядов работников на основе ЕТС для всех государственных и государственно-акционерных предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность на основе хозяйственного расчета.Для предприятий, осуществляющих свою деятельность на основе хозяйственного расчета, независимо от формы собственности допускается, в пределах фонда оплаты труда,
ЕТС использовалась с 1993 по 2008 годы для государственных бюджетных учреждений и до 2011 — для региональных. После ее заменила НСОТ — новая система оплаты труда, где доход трудящегося стал складываться из оклада, стимулирующих выплат и компенсаций. Ее ввело Постановление Правительства РФ № 583 от 05.08.2008.
Однако некоторые организации (иногда даже коммерческие) по-прежнему пользуются тарифными коэффициентами. Разве что сетка не утверждается на законодательном уровне, а составляется индивидуально внутри компании.
Для установления зарплат для рабочих профессий нередко опираются на Единый тарифно-квалификационный справочник. Использовать его настоятельно рекомендует Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.
В основе системы лежит выделение характеристик всех работ. Если обратиться к справочнику, можно выяснить:
- общую суть работ в конкретной сфере;
- их сложность;
- требования, предъявляемые к претенденту на их выполнение (что должен знать и уметь);
- примеры работ;
- ссылки на профессиональные стандарты (если есть);
- разряд и соответствующий ему коэффициент.
Установив все характеристики работы, можно выяснить, в каком размере она должна оплачиваться. Для этого необходимо размер МРОТ умножить на значение тарифного коэффициента.
Кабанова рассказала, что новая схема начисления зарплат включает базовую ставку и тарифную сетку из 18 разрядов.
Зарплаты бюджетников будут складываться из следующих составляющих: основной оклад, премия (назначается индивидуально, не менее 5% от оклада), доплаты «за вредность», за работу в выходные и праздничные дни, за сверхурочные, надбавка за наличие ученой степени и звания, за длительный стаж (от 10% до 30%), другие дополнительные платежи.
Долю гарантированных выплат по окладам правительство должно указать в подзаконных актах. В Минтруде считают, что они должны составлять 50-70% зарплаты. Во фракции «Единая Россия» заявляли, что оклад должен быть не менее 70%.
Ранее «Российская газета» писала, что кабмин будет также регулировать разницу в окладах между начальниками и подчиненными.
Едиными станут размеры выплат компенсационного характера и их перечень. К ним относятся компенсации за работу в местностях с неблагоприятным климатом, вредными или опасными условиями труда, в ночное время, выходные и праздничные дни, за совмещение профессий или должностей, расширение зон обслуживания, увеличение объема работы, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы. Кроме того, кабмин установит размер надбавок за работу со сведениями, которые составляют государственную тайну.
По данным издания, поправки дают право президенту продлить период пребывания в должности руководителей государственных (муниципальных) научных и высших учебных заведений. Сейчас Трудовой кодекс предусматривает для них ограничение по возрасту — до 70 лет, а также по срокам — не более трех сроков подряд (каждый из них не более пяти лет).
При формировании тарифной сетки учитывается:
- Интенсивность трудовой нагрузки;
- Вредность и опасность производства;
- Длительность рабочего времени и стажа сотрудника на одной должности;
- Отрасль производства, так как для каждого вида производства используются свои коэффициенты;
- Квалификация сотрудника;
- Особенности климатических условий.
Важно: за основу в тарифной сетке всегда используется стоимость часа работы сотрудника.
Может учитываться выполненный им объем работ за смену, при этом он впоследствии все равно разбивается на количество часов в смене или рабочем дне. Это приводит к исчислению часовой нормы работника на любом производстве.
Оплата труда на производстве формируется согласно законодательству ст. 143 – 145 ТК РФ и при использовании тарифно-квалификационных справочников.
ТК РФ Статья 143. Тарифные системы оплаты труда
Тарифные системы оплаты труда – системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий. Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты. Тарифная сетка – совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов. Тарифный разряд – величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника. Квалификационный разряд – величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника. Тарификация работ – отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда. Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации. Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.
Данные справочники представляют собой перечень деятельности и различных профессий, которые имеются на предприятиях и в учреждениях. Они полностью содержат характеристики и квалификационные данные, а также сложность всех видов профессий. Кроме этого они указывают на требования, предъявляемые к навыкам и опыту работников, определяют их степень ответственности.
Важно: справочник предназначен для определения и присвоения разряда каждому сотруднику.
Конечно, на предприятии руководство имеет право разработать свой тарифно-квалификационный справочник с учетом особенностей деятельности организации.
Важно: при этом не должно происходить ущемление гарантий и прав работника, в частности труд не должен оплачиваться ниже минимальной зарплаты.
Что представляют собой районный коэффициент и северная надбавка и как они рассчитываются вы узнаете по ссылке.
Согласно новым разработкам относительно траты фонда заработной платы на различные стимулирующие выплаты используются профессиональные государственные стандарты, согласно которым оценивается труд каждого чиновника или работника с учетом эффективности его деятельности.
Но проблема неадекватного оценивания труда осталась, так как работает старое разграничение между руководителем и работником, не учитывается профессионализм последнего.
Кроме этого чиновники склонны к злоупотреблению расходования средствами не по назначению.
Как и в каком размере выплачивается аванс по заработной плате – читайте в этой статье.
Классификация в тарифной сетке происходит на основании нескольких составляющих:
- Отраслевые;
- Государственные и коммерческие организации;
- Деление внутри предприятия.
Кроме этого тарифы основываются на:
- Централизованном акте, установленном властями;
- Договорной основе – коллективный договор.
При этом применяется новая система оплаты труда, но с учетом старых основ.
Используемые коэффициенты могут быть различными в зависимости от отрасли применения, но при этом для бюджетных организаций используются практически в любой сфере фиксированные показатели.
К примеру, для бюджетных организаций в медицине применяются следующие цифры:
1 | 1 | 1 100 |
2 | 1,04 | 1 144 |
3 | 1,09 | 1 199 |
4 | 1,142 | 1 256,2 |
5 | 1,268 | 1 394,8 |
6 | 1,407 | 1 547,7 |
7 | 1,546 | 1 700,6 |
8 | 1,699 | 1 868,9 |
9 | 1,866 | 2 052,6 |
10 | 2,047 | 2 251,7 |
11 | 2,242 | 2 466,2 |
12 | 2,423 | 2 665,3 |
13 | 2,618 | 2 879,8 |
14 | 2,813 | 3 094,3 |
15 | 3,036 | 3 339,6 |
16 | 3,259 | 3 584,9 |
17 | 3,510 | 3 861 |
18 | 4,500 | 4 950 |
Важно: при этом, если работник трудиться в сельской местности, то к его зарплате прибавляется 25% от базового оклада.
Если это заместитель, то его оклад на 10 – 20% ниже руководителя с учетом квалификации, степени, почетного звания.
Во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Казахстан от 20 октября 1992 г. N 888 «О новых условиях оплаты труда на основе Единой тарифной сетки для всех категорий работников народного хозяйства» (У.с. от 09.01.
96 N 31) Министерство труда Республики Казахстан по согласованию с Министерством финансов Республики Казахстан постановляет: В соответствии с Единой тарифной сеткой утвердить и ввести с 1 апреля 1993 года разряды оплаты труда для руководителей и специалистов отдела инструментальных замеров и анализа условий труда управлений Государственной экспертизы условий труда областей, г. Алматы согласно приложению.
С 01.12.2008 Единая тарифная сетка была заменена на несколько иной способ тарификации зарплаты бюджетников. Это произошло после вступления в силу постановления Правительства РФ «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений» от 05.08.2008 № 583.
Важно! По-прежнему в ходу квалификационные справочники, но вместо тарифного разряда сейчас используются категории «профессиональные квалификационные группы» и «квалификационные уровни». Кроме того, разработаны и внедрены системы компенсационных и стимулирующих выплат.
Теперь размер оклада и ставки устанавливается руководителем самого учреждения, для чего он должен учитывать сложность выполняемой работы и уровень квалификации работника. А от размера среднего заработка работников учреждения напрямую зависит и зарплата самого руководителя. Эта взаимосвязь должна помочь правильно распределять фонд заработной платы между всеми работниками, без перекоса в сторону руководящего звена.
Чтобы сохранить единство тарификации работ и определения квалификационного уровня рабочих профессий, Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений рекомендует руководителям применять ЕТКС, который действовал и во время использования Единой тарифной сетки.
В этом справочнике содержится следующая информация:
- характеристика основных видов работ;
- сложность этих работ;
- соответствие каждого вида работы тарифному разряду;
- требования, которые должны предъявляться к уровню знаний работника и его навыкам в рамках квалификационного уровня;
- примеры конкретных работ или профессиональные стандарты, которые действуют для определенного вида работ.
Сам справочник представляет собой не единый документ, а поделен на разделы. Каждый раздел посвящен определенной сфере деятельности, например швейному производству или рекламно-оформительским работам. Каждый раздел закреплен приказом министерства, регулирующего трудовые отношения в данной сфере в момент выпуска приказа. Поскольку многие приказы были изданы еще в СССР, в справочнике есть и приказы Госкомтруда СССР. Потом приказы издавались Минтрудом РФ, Министерством труда и соцзащиты РФ.
ЕКС был утвержден постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37. Этот справочник призван упростить разграничение функций и полномочий сотрудников, для чего используются квалификационные признаки отдельных должностей. А это, в свою очередь, поможет унифицировано применять тарифные сетки в организациях.
В справочнике упомянуты только массовые должности, которые получили распространение в разнообразных сферах деятельности. Наименования должностей обусловлены должностными обязанностями. Сами же служащие делятся на 3 категории:
- руководители;
- специалисты;
- другие служащие, например технические исполнители.
В справочнике есть 2 раздела:
- в 1-м собраны должности, получившие распространение в производственной сфере;
- во 2-м — в научно-исследовательской, конструкторской, проектной сферах.
Квалификационная характеристика каждой должности состоит из 3 частей:
- Должностные обязанности. Здесь перечисляются основные трудовые функции работника.
- Должен знать. В этой части раскрываются требования к уровню специальных знаний, а также знаний нормативов и стандартов, регламентирующих деятельность на рабочем месте.
- Требования к квалификации. Эта часть включает в себя требования к уровню профессиональной подготовки и стажу работы.
Данные квалификационные характеристики и разделение должностей могут быть использованы при установлении оплаты труда и формировании тарифной сетки. Для этого система оплаты труда должна быть закреплена на локальном уровне с использованием элементов справочника.
Тарифная оплата труда может применяться и в частных компаниях, для которых нет обязательных тарифных сеток, введенных на законодательном уровне. Они могут прибегнуть к ним по своему желанию либо разработать собственную тарифную сетку, так же как и правила тарификации. Да и в госучреждениях упор сделан именно на локальное урегулирование вопросов оплаты труда сотрудников.
Токарь, окончивший колледж, обычно имеет 2-й разряд (это самый низкий, токарей 1-го разряда не бывает, согласно ЕТКС — Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих). Опытный мастер может иметь 6-й (максимальный для этой профессии) разряд. Чем выше разряд, тем выше коэффициент.
В этих локальных нормативных актах должны быть прописаны все правила и принципы использования тарифной системы. Руководство предприятия также должно подготовить тарифную сетку, по которой и будет происходить начисление зарплаты сотрудникам.
Для установления зарплат для рабочих профессий нередко опираются на Единый тарифно-квалификационный справочник. Использовать его настоятельно рекомендует Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.
ЕТС использовалась с 1993 по 2008 годы для государственных бюджетных учреждений и до 2011 — для региональных. После ее заменила НСОТ — новая система оплаты труда, где доход трудящегося стал складываться из оклада, стимулирующих выплат и компенсаций. Ее ввело Постановление Правительства РФ № 583 от 05.08.2008.
Любое предприятие, вне зависимости от формы хозяйствования, оплачивает труд своих работников неодинаково, о чем указано в штатном расписании, а вот соотношение объемов окладов сотрудников на предприятии закреплено в тарифной сетке.
Данные справочники представляют собой перечень деятельности и различных профессий, которые имеются на предприятиях и в учреждениях. Они полностью содержат характеристики и квалификационные данные, а также сложность всех видов профессий. Кроме этого они указывают на требования, предъявляемые к навыкам и опыту работников, определяют их степень ответственности.
ЕКС был утвержден постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37. Этот справочник призван упростить разграничение функций и полномочий сотрудников, для чего используются квалификационные признаки отдельных должностей. А это, в свою очередь, поможет унифицировано применять тарифные сетки в организациях.
В каждой организации на локальном уровне закреплено, какая система оплаты труда в ней применяется. Если это тарифная система, правила использования которой в 2021-2021 годы регламентируются действующими нормами ТК РФ, то в локальном нормативном акте, например положении об оплате труда или коллективном договоре, прописываются все составляющие этой системы и принципы их применения. Так, работодатель должен расписать тарифную сетку, которая будет использоваться при начислении зарплаты сотрудникам.
- количество квалификационных уровней каждой профессии и специальности;
- максимальный коэффициент для наивысшего разряда по каждой специальности;
- промежуточные показатели (будут они расти равномерно или прогрессивно).
Определим ключевые основы определения тарифной сетки для работников бюджетной сферы. Итак, для государственных и муниципальных учреждений система оплаты труда определяется межотраслевым положением. Простыми словами, представители вышестоящих министерств и ведомств спускают уже готовые нормативы и правила для своих подведомственных учреждений.
Фактически продолжает действовать старая система в измененном состоянии, также поменялось и название системы оплаты труда. Формально ЕТС продолжает распространяться на некоторые категории федеральной государственной службы.
В основу тарифной сетки закладывается часовая оплата труда. Некоторым рабочим или служащим начисление производится исходя из выработанного объема, например, на различных производствах. Плановый объем потом разбивают на количество часов в смене или рабочем дне. Таким образом происходит вычисление часовой нормы работника независимо от рода его деятельности.
Основа тарифной оценки происходит из понимания того факта, что чем выше квалификация сотрудника, чем сложнее и ответственнее работа, которую он выполняет, тем выше у него должна быть заработная плата.
При создании собственной тарифной системы специалисты кадровой службы совместно с руководителями подразделений определяют:
- количество квалификационных уровней каждой профессии и специальности;
- максимальный коэффициент для наивысшего разряда по каждой специальности;
- промежуточные показатели (будут они расти равномерно или прогрессивно).
В результате формируется тарифная таблица, которая позволяет оценить (тарифицировать) работу каждого рабочего и служащего и назначить справедливую заработную плату, отражающую ценность его знаний и умений для компании.
Пример расчета для водителя трамвая в Санкт-Петербурге.
Уровень квалификации — 5-ый. Вилка коэффициента — 1,63–2,06.
МРОТ в СПб (оклад для 1-го разряда) = 18 000.
Умножим тарифную ставку 1-го разряда (МРОТ) на коэффициент: получим размер оклада водителя: 29 340–37 080 (без учета надбавок и компенсаций).
Определим ключевые основы определения тарифной сетки для работников бюджетной сферы. Итак, для государственных и муниципальных учреждений система оплаты труда определяется межотраслевым положением. Простыми словами, представители вышестоящих министерств и ведомств спускают уже готовые нормативы и правила для своих подведомственных учреждений.
Структура оплаты труда бюджетников отвечает единым требованиям. Так, в первую очередь для тарифной системы определяется базовый оклад. Это минимальная единица оплаты труда, к которой будут применяться повышающие тарифные коэффициенты. Например, стажевой коэффициент, надбавка за квалификацию, доплата за переработку и прочее.
Далее идет тарифный профессиональный коэффициент. Цель применения — использовать как своего рода надбавку за сложность работы в данной должности по справочнику (определяется отраслевыми положениями).
Пример тарифной системы для образовательного учреждения.
Должность |
Базовая единица, руб. |
Тарифный профессиональный коэффициент |
Базовый оклад, руб. |
---|---|---|---|
Директор |
10 000 |
3,0 |
30 000 |
Заместитель директора |
10 000 |
2,7 |
27 000 |
Главный бухгалтер |
10 000 |
2,5 |
25 000 |
Учитель |
10 000 |
2,2 |
22 000 |
Педагог-библиотекарь |
10 000 |
1,8 |
18 000 |
Завхоз |
10 000 |
1,5 |
15 000 |
Рабочие |
10 000 |
1,128 |
11 280 |
Далее к базовому окладу применяется следующая зависимость — наличие квалификации. Отраслевым положением может быть установлен надбавочный коэффициент к базовому окладу в простой форме. Например, за наличие квалификации оклад увеличивается на определенный процент. Соответственно, если работник не подтвердил свой уровень квалификации, то и надбавки данной категории ему не положено.
Но может применяться и сложная форма. Например, когда работники одной должности могут получить несколько уровней квалификации, ученых степеней, заслуг, наград и прочих отличительных знаков.
Уровень квалификации |
Базовый оклад, руб. |
Размер коэффициента |
Должностной оклад, руб. И процесс наверняка продолжится в ближайшие годы. Оставшимся сотрудникам приходится брать повышенную нагрузку на себя. Возможно Вас заинтересуют:
Леонардо→ср, 10/01/2019 — 00:33 #1 Откуда эти цифры. Как водится, у госслужащих оно несколько лучше. Из всех бюджетников примерно половину составляют те, кого нельзя назвать госслужащими, а именно сотрудники:
Заработную плату все они получают из государственного бюджета РФ: федерального или местного. От всех граждан трудоспособного возраста (примерно 83 млн человек) это составляет более третьей части. Из всех бюджетников примерно половину составляют те, кого нельзя назвать госслужащими, а именно сотрудники:
Заработную плату все они получают из государственного бюджета РФ: федерального или местного. Условиях их работы регулирует Трудовой кодекс РФ , а также нормативно-правовые акты, разработанные ведомством, которое руководит деятельностью учреждения. Например, для врачей это Минздрав, а для работников культуры Минкульт. Примечательно, что хотя все эти НПА (в отличие от силовых ведомств) От всех граждан трудоспособного возраста (примерно 83 млн человек) это составляет более третьей части. Из всех бюджетников примерно половину составляют те, кого нельзя назвать госслужащими, а именно сотрудники:
Заработную плату все они получают из государственного бюджета РФ: федерального или местного. Условиях их работы регулирует Трудовой кодекс РФ , а также нормативно-правовые акты, разработанные ведомством, которое руководит деятельностью учреждения. Например, для врачей это Минздрав, а для работников культуры Минкульт. Примечательно, что хотя все эти НПА (в отличие от силовых ведомств) Тарифная сетка формируется согласно разрядам, обычно в ее формировании используются 6 разрядов, такая система применяется в основном для бюджетных учреждений.Если предприятие занимается производством и достаточно сложное используется большее количество разрядов до 23, но при этом применяются те же коэффициенты, что в бюджетной сфере.От используемых коэффициентов зависит размер зарплаты каждого сотрудника.Оплата труда на производстве формируется согласно законодательству ст. 143 – 145 ТК РФ и при использовании тарифно-квалификационных справочников.ТК РФ Статья 143. Основа тарифной оценки происходит из понимания того факта, что чем выше квалификация сотрудника, чем сложнее и ответственнее работа, которую он выполняет, тем выше у него должна быть заработная плата. При создании собственной тарифной системы специалисты кадровой службы совместно с руководителями подразделений определяют:
В результате формируется тарифная таблица, которая позволяет оценить (тарифицировать) работу каждого рабочего и служащего и назначить справедливую заработную плату, отражающую ценность его знаний и умений для компании. Пример расчета для водителя трамвая в Санкт-Петербурге. Уровень квалификации — 5-ый. Вилка коэффициента — 1,63–2,06. МРОТ в СПб (оклад для 1-го разряда) = 18 000. Умножим тарифную ставку 1-го разряда (МРОТ) на коэффициент: получим размер оклада водителя: 29 340–37 080 (без учета надбавок и компенсаций). Определим ключевые основы определения тарифной сетки для работников бюджетной сферы. Итак, для государственных и муниципальных учреждений система оплаты труда определяется межотраслевым положением. Простыми словами, представители вышестоящих министерств и ведомств спускают уже готовые нормативы и правила для своих подведомственных учреждений. Структура оплаты труда бюджетников отвечает единым требованиям. Так, в первую очередь для тарифной системы определяется базовый оклад. Это минимальная единица оплаты труда, к которой будут применяться повышающие тарифные коэффициенты. Например, стажевой коэффициент, надбавка за квалификацию, доплата за переработку и прочее. Далее идет тарифный профессиональный коэффициент. Цель применения — использовать как своего рода надбавку за сложность работы в данной должности по справочнику (определяется отраслевыми положениями). Пример тарифной системы для образовательного учреждения.
Далее к базовому окладу применяется следующая зависимость — наличие квалификации. Отраслевым положением может быть установлен надбавочный коэффициент к базовому окладу в простой форме. Например, за наличие квалификации оклад увеличивается на определенный процент. Соответственно, если работник не подтвердил свой уровень квалификации, то и надбавки данной категории ему не положено. Но может применяться и сложная форма. Например, когда работники одной должности могут получить несколько уровней квалификации, ученых степеней, заслуг, наград и прочих отличительных знаков.
Дополнительно к базовому окладу могут применяться и иные виды надбавок. Например, стажевой коэффициент за общий стаж, надбавка за стаж работы на данном предприятии, территориальные надбавки и прочие факторы, определяющие род деятельности работника. Тарифный разряд – показатель степени сложности работы и уровня квалификации работника. Он зависит от сложности, точности и ответственности выполняемых работ. Рабочие 1-го или низшего уровня квалификации тарифицируются первым разрядом, наивысшего – последним для данной профессии. В тарифной сетке каждому разряду соответствует определенный тарифный коэффициент, который показывает отношение тарифной ставки 2-го и последующих разрядов к тарифной ставке 1-го разряда. Тарифные коэффициенты используются для определения тарифной ставки соответствующего разряда. Тарифная ставка — размер оплаты труда работника определенного разряда в единицу времени. Различают часовые, дневные и месячные тарифные ставки. Часовая тарифная ставка (ЧТС) – это размер оплаты труда соответствующего разряда за 1 час. В настоящее время тарифная ставка 1-го разряда устанавливается Постановлением Совета Министров. Ставки последующих разрядов устанавливаются в соответствии с тарифными коэффициентами. Кроме того, предусмотрена доплата на первые 8 разрядов. Месячная тарифная ставка первого разряда не должна устанавливаться ниже минимальной месячной ставки 1-го разряда. Часовая тарифная ставка i-го разряда определяется по формуле Как и минимальная зарплата, это эффективный механизм социальной защиты. Он гарантирует, что работник получит зарплату не ниже установленного ставкой размера. Тарифную ставку регулирует Министерство труда и соцзащиты Беларуси, корректируя ее величину в соответствие с экономическими реалиями в стране. Обычно тарифную ставку первого разряда в Беларуси пересматривают 1-3 раза в год. В первую очередь она важна для бюджетных организаций, а также для предприятий, получающих государственные дотации. На основании ставки:
С историей изменения ставки первого разряда в РБ можно ознакомиться в размещенной ниже таблице. Please wait while your request is being verified…Министерство труда и соцзащиты установило тарифные разряды по должностям для работников бюджетной сферы. Об этом говорится в соответствующем постановлении от 3 апреля. Действовать же нововведения начнут только с 1 января 2020 года. Напомним, с 2020 года изменится схема оплаты труда бюджетников. С 1 января следующего года тарифную ставку первого разряда заменят на базовую ставку, которая составит 180 рублей, а вместо 27-разрядной единой тарифной сетки введут 18-разрядную. Так, в постановлении прописаны тарифные разряды по должностям научных работников из числа специалистов. Главный научный сотрудник получил 13-й тарифный разряд, ведущий — 12-й, старший научный сотрудник — 11-й тарифный разряд, научный сотрудник — 10-й, младший научный сотрудник — 9-й. В документе также содержится инструкция по установлению тарифных разрядов по должностям бюджетников, в соответствии с которой доплата за каждый час работы в ночное время, то есть с 22 до 6 часов, или в ночную смену при сменном режиме работы, если рабочая смена длится не больше 12 часов, устанавливается в таких размерах часового оклада работника:
Доплаты за совмещение профессий или должностей, расширение зоны обслуживания или увеличение объема выполняемых работ, а также выполнение обязанностей временно отсутствующего работника могут быть до 100% оклада в зависимости от объема выполняемых работ. Конкретный размер доплаты устанавливается нанимателем. Кроме того, постановлением утверждена инструкция, по которой оклады работников бюджетных организаций определяются путем умножения базовой ставки на коэффициенты тарифных разрядов тарифной сетки (кратные размеры базовой ставки). Часовые оклады будут высчитываться путем деления оклада на расчетную норму рабочего времени конкретного месяца. Если организация вводит почасовую оплату, то часовой оклад определяется путем деления оклада на среднемесячное количество рабочих часов с учетом годового баланса рабочего времени и др. Зная тарифный разряд для конкретной специальности, можно посчитать, как по-новому будут высчитываться оклады. Прикинем, какие примерно оклады будут у научных работников из числа специалистов. Считать нужно по формуле: базовая ставка (180 рублей с 2020 года) умноженная на коэффициент тарифного разряда. К примеру, главный научный сотрудник получил 13 тарифный разряд. Значит коэффициент тарифного разряда для него 2,17. 180 умножаем на 2,17, получается 390,6 рублей — это размер его оклада. У младшего научного сотрудника тарифный разряд 9, коэффициент тарифного разряда — 1,68. Оклад получается 302,4 рубля. К окладу бюджетники еще будут получать стимулирующие выплаты — премии и надбавки, к примеру, за стаж, и компенсирующие выплаты. Постановление вступает в силу с 1 января 2020 года. Ранее сообщалось, что в этом году повышение зарплат работников бюджетной сферы планируется в мае и сентябре этого года. Об этом говорил министр финансов Максим Ермолович. 2019 год для бюджетников начался с падения средних зарплат, в январе они получились на 112,4 рубля меньше по сравнению с декабрем. Читать полностью: https://finance.tut.by/news635328.html?vk До 2011 года тарифная система оплаты труда действовала во всех бюджетных учреждениях. В стране существовала Единая тарифная сетка РФ. В ней были указаны разряды для всех специальностей работников бюджетной сферы. Исключение составляли только высшие руководители страны (министры и их заместители). Единая сетка содержала 18 разрядов.
Дополнительно к окладам, указанным в сетке, применялись различные надбавки. Например, за ненормированный рабочий день, за выслугу лет, за работу с вредными условиями и т.д. Такая система действовала в стране с 1992 года. Но в 2008 году произошли изменения. Схема оплаты труда бюджетников поменялась. Тем не менее, полностью отойти от Единой сетки сразу не получилось. Она просуществовала до 1.06.2011. Коммерческие предприятия закон никогда не заставлял применять тарифную оплату труда. Решение оставалось за руководством. На больших заводах и в крупных организациях часто использовалась такая система. Это удобно при количестве сотрудников в несколько сот человек. Позволяет достаточно справедливо распределить фонд оплаты труда среди людей. Расчёт зарплаты сотрудникам по тарифной сетке достаточно прозрачный и простой. Этот способ использовался в нашей стране на протяжении нескольких десятилетий. Стоит отметить, что его простота была обусловлена и техническими возможностями того времени. Зарплаты считались вручную. Сегодня бухгалтеру нет необходимости проводить расчёт зарплаты самостоятельно. Это за него делает специальная программа. Поэтому отпала острая необходимость в простой системе оплаты труда – машина посчитает что угодно. Согласно части второй ст. 32 ТК изменением существенных условий труда признается в т.ч. изменение системы оплаты труда. То есть при изменении системы оплаты труда необходимо соблюсти требования ст. 32 ТК с учетом подп. 3.2 п. 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (последнее актуально только до 28.01.2020). При этом ТК не приводит определения системы оплаты труда. Такое определение есть, в частности, в Рекомендациях по применению коллективных систем оплаты труда работников коммерческих организаций, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.05.2012 № 56. Согласно данным Рекомендациям система оплаты труда – порядок установления заработной платы, обеспечивающий стимулы к высокопроизводительному труду работников определенной группы или категории посредством установления функциональной зависимости между мерой труда и мерой его оплаты на основе организационно-технического нормирования труда, тарифного нормирования заработной платы, применения определенной формы оплаты труда и премиальных выплат. При этом на практике нет единого мнения, является ли применение или отказ от применения ЕТС системой оплаты труда и, соответственно, ее изменением (некоторые утверждают, что да, некоторые указывают, что это иные условия оплаты труда). В практическом плане это не имеет значения, т.к. отказ от применения ЕТС, в т.ч. в пользу иной тарифной системы (в частности, разработанной в данной организации), приводит к изменению системы оплаты труда (см., например, раздел III Рекомендаций по применению гибких систем оплаты труда). Однако нормы ст. 32 ТК в такой ситуации не будут применяться, если будут соблюдены условия Указа № 181. Дело в том, что нормы Указа № 181 рассматриваются как нормы, имеющие большую юридическую силу, чем ТК (напомним, что в случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом (см. ч. 3 ст. 137 Конституции Республики Беларусь, п. 2 ст. 23 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах»), кроме того, некоторые специалисты также рассматривают нормы Указа № 181 как нормы, изменяющие законодательство о труде (т.е. можно применить исключение, предусмотренное ч. 4 ст. 19 ТК, без учета срока давности). Так, подп. 2.1 п. 2 Указа № 181 предусмотрено, что коммерческие организации и индивидуальные предприниматели при введении новых условий оплаты труда работников, в т.ч. без применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, обязаны обеспечить:
То есть при соблюдении условий, предусмотренных подп. 2.1 п. 2 Указа № 181, не надо применять нормы ст. 32 ТК, достаточно лишь уведомить работников об изменении условий оплаты труда согласно ст. 65 ТК. Это же следует из Рекомендаций по применению гибких систем оплаты труда. Если в результате отказа от ЕТС в организации не могут быть соблюдены условия Указа № 181, в т.ч. уменьшится размер заработной платы, то необходимо соблюсти требования ст. 32 ТК. Заметим, что бюджетные организации в силу Указа № 27 обязаны отказаться от применения ЕТС. То есть выбор новой системы оплаты труда, основанной на Указе № 27, не будет выбором (решением) конкретного нанимателя, и, соответственно, нет оснований для применения норм ст. 32 ТК. Кроме того, в отношении работников таких организаций будет применяться исключение, закрепленное в части четвертой ст. 19 ТК, согласно которому в случае изменения законодательства о труде условия трудового договора (в данном случае условия об оплате труда) должны быть приведены в соответствие с законодательством о труде.
Тарифные разряды по должностям для бюджетников установлены в БеларусиТарифный коэффициент – составной элемент тарифной системы оплаты труда, который характеризует соотношение тарифных ставок разных разрядов и показывает, во сколько тарифная ставка данного разряда превышает тарифную ставку первого разряда. К примеру, часовая тарифная ставка рабочего 1-го разряда составляет 150 рублей. А тарифная ставка рабочего 3-го разряда установлена с тарифным коэффициентом 2,5. Следовательно, часовая тарифная ставка рабочего 3-го разряда составляет 375 рублей (150 рублей * 2,5). Систему используют с советских времен. Применяют сетку как в бюджетных учреждениях, так и в коммерческих. Тарифная сетка – фиксированная закономерность в виде таблицы между разрядом работника и тарифной ставкой. С помощью этих показателей вычисляют размер заработной платы работника. Одним из составляющим системы является разряд. Он означает профессиональную классификацию сотрудника, которая определяется с помощью разных категорий (уровень образования, трудовые обязанности, трудовой стаж и прочее). Разряд показывает реальные возможности использования персонала на производстве, а также позволяет оптимизировать производительность труда на предприятии. Тарифная сетка демонстрирует зависимость заработной платы работника от его разряда. Эта система обладает гибкой структурой, позволяя руководству корректировать оклады. Тарифные коэффициенты используются для мотивации персонала в повышении своего разряда, наглядно демонстрируя разницу в окладе между первой квалификацией и последующими. Система принесет немало негатива в рабочие отношение, если тарифная сетка составлена безграмотно. Заработную плату персоналу начисляют согласно нормативным актам федерального и регионального уровней, в частности, ст. 143-145 Трудового кодекса РФ. Определяют разряд сотрудника с помощью единого тарифно-квалификационного справочника. В нем собран перечень различных профессий и их оценочные характеристики. Указаны также требования к профессиональным навыкам работника и уровень его ответственности. Законодательство не запрещает разрабатывать собственные справочники, в которых учтена специфика деятельности предприятия. Процесс аттестации работников начинается с приказа руководителя. При этом все нюансы обговариваются в коллективном договоре предприятия. Эти локальные акты не должны ущемлять права сотрудников, а уровень заработной платы не должен быть ниже МРОТ. Бюджетные организации пользуются только государственными справочниками, применять другие они не имеют права. Ранее заработная плата бюджетникам начислялась по единой тарифной сетке. Она предусматривала наличие 18 рабочих разрядов и коэффициенты от 1 до 10,7. Базовая ставка при этом назначалась Правительством РФ. В 2007 году эта система начислений была модернизирована. Каждая отрасль имеет свои базовые коэффициенты и месячные ставки, которые зависят от сложности выполняемых работ и квалификационного уровня сотрудника.При этом размер оплаты труда руководителя напрямую зависит от величины заработной платы его подчиненных. Проводить тарификацию работ и устанавливать профессиональный уровень рабочих профессий рекомендуется по государственному единому тарификационному справочнику. Он содержит наиболее полный перечень характеристик работ, их сложности, корректные требования к уровню знаний и навыков работников и т. д. Этот классификатор разделен на несколько разделов, каждый из которых посвящён отдельной отрасли. Причем все части справочника были утверждены приказами соответствующих министерств. Здесь некоторые статьи одобрены Госкомтрудом СССР или Минтрудом РФ. Несмотря на то, что справочник периодически обновляется, он еще имеет немало стандартов видов работ, которые были разработаны очень давно. Квалификация работников руководящего звена также унифицирована. Этим трудовым категориям посвящён единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Содержит он в себе основные виды должностей. Последних различаются на следующие категории:
Этот справочник поделен на 2 части. Первая охватывает производственные сферы хозяйствования, вторая касается проектной, научно-исследовательской и конструкторской сфер деятельности. Характеристики должностей включаются себя следующие разделы:
Согласно трудовому законодательству предусматриваются 18 рабочих разрядов для бюджетников, за месячную (базовую) тарифную ставку обычно применяют текущий размер МРОТ. На 1 января 2020 года его размер составил 12 130 рублей. Примерная сетка может выглядеть следующим образом:
Каждая отрасль имеет свои коэффициенты и ставки, но схема начисления оплаты труда одинакова для всех бюджетников. Используемые коэффициенты могут быть различными в зависимости от отрасли применения, но при этом для бюджетных организаций используются практически в любой сфере фиксированные показатели. К примеру, для бюджетных организаций в медицине применяются следующие цифры:
Важно: при этом, если работник трудиться в сельской местности, то к его зарплате прибавляется 25% от базового оклада. Если это заместитель, то его оклад на 10 – 20% ниже руководителя с учетом квалификации, степени, почетного звания. В каждой организации на локальном уровне закреплено, какая система оплаты труда в ней применяется. Если это тарифная система, правила использования которой в 2020-2021 годы регламентируются действующими нормами ТК РФ, то в локальном нормативном акте, например положении об оплате труда или коллективном договоре, прописываются все составляющие этой системы и принципы их применения. Так, работодатель должен расписать тарифную сетку, которая будет использоваться при начислении зарплаты сотрудникам. Обратите внимание! Естественно, что за более сложную работу, требующую определенных знаний и навыков, устанавливается более высокая оплата труда. Чтобы не устанавливать отдельно суммы для каждой группы должностей, используют тарифные коэффициенты. С их помощью оклад, назначенный для должностей 1-го разряда, автоматически увеличивается на установленный коэффициент для 2-го, 3-го и т. д. разрядов. Тарифный коэффициент представляет собой множитель, который применяется к заработной плате работника первого разряда. Это показатель, который увеличивает заработную плату работника с учетом таких показателей, как тарифный разряд, тарифный коэффициент. На предприятиях обычно применяется разрядная тарифная ставка, состоящая из шести разрядов. Таким образом, работник первого разряда имеет наименьший показатель заработной платы, а шестой, соответственно, самый высокий. Тарифный коэффициент 1 разряда соответствует минимальной зарплате, равен 1,0. С конца 1992 года по 01.12.2008 в России действовала Единая тарифная сетка, по которой рассчитывалась зарплата бюджетникам. Основные вопросы были урегулированы в постановлении Правительства РФ «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» от 14.10.1992 № 785. В этом акте утверждалась сама ЕТС, а также она признавалась обязательной для применения во всех бюджетных учреждениях. Изначально Единая тарифная сетка состояла из 18 разрядов, в ней присутствовали коэффициенты от 1 до 10,7. Чтобы рассчитать тарифную ставку, например, для 5-го разряда, нужно было умножить ставку 1-го разряда на коэффициент 5-го разряда. Вопрос заключался только в том, какую ставку применять для 1-го разряда. А решался он следующим образом: она принималась Правительством РФ. Тарифные разряды устанавливались в зависимости от сложности работ. Для того чтобы унифицировать распределение работников по тарифным разрядам, использовались 2 квалификационных справочника:
Оба справочника утверждены Правительством РФ. Они постоянно обновляются, поскольку уровень развития технологий повышается, вводятся новые стандарты работы. Оплата труда работников в 2020 году: рекомендацииДо 2011 года тарифная система оплаты труда действовала во всех бюджетных учреждениях. В стране существовала Единая тарифная сетка РФ. В ней были указаны разряды для всех специальностей работников бюджетной сферы. Исключение составляли только высшие руководители страны (министры и их заместители). Единая сетка содержала 18 разрядов.
Дополнительно к окладам, указанным в сетке, применялись различные надбавки. Например, за ненормированный рабочий день, за выслугу лет, за работу с вредными условиями и т.д. Такая система действовала в стране с 1992 года. Но в 2008 году произошли изменения. Схема оплаты труда бюджетников поменялась. Тем не менее, полностью отойти от Единой сетки сразу не получилось. Она просуществовала до 1.06.2011. Коммерческие предприятия закон никогда не заставлял применять тарифную оплату труда. Решение оставалось за руководством. На больших заводах и в крупных организациях часто использовалась такая система. Это удобно при количестве сотрудников в несколько сот человек. Позволяет достаточно справедливо распределить фонд оплаты труда среди людей. С 01.12.2008 Единая тарифная сетка была заменена на несколько иной способ тарификации зарплаты бюджетников. Это произошло после вступления в силу постановления Правительства РФ «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений» от 05.08.2008 № 583. Важно! По-прежнему в ходу квалификационные справочники, но вместо тарифного разряда сейчас используются категории «профессиональные квалификационные группы» и «квалификационные уровни». Кроме того, разработаны и внедрены системы компенсационных и стимулирующих выплат. Теперь размер оклада и ставки устанавливается руководителем самого учреждения, для чего он должен учитывать сложность выполняемой работы и уровень квалификации работника. А от размера среднего заработка работников учреждения напрямую зависит и зарплата самого руководителя. Эта взаимосвязь должна помочь правильно распределять фонд заработной платы между всеми работниками, без перекоса в сторону руководящего звена. Что такое тарифный разряд? Тарифный коэффициент является составляющей частью разряда по квалификационным характеристикам. Он характеризует уровень сложности работ. Тарифный разряд (тарифный коэффициент) является одним из важнейших составляющих тарифной сетки. Как он определяется? Его можно посмотреть в специальном справочнике характеристик рабочих по уровню квалификации. В тарифной сетке отсчет всегда начинается с работников первого разряда. Они, как правило, имеют самый низкий оклад и уровень квалификации. Обычно уровень оклада работников первого разряда соответствует минимальному уровню заработной платы, определенному на государственном уровне. Чтобы сохранить единство тарификации работ и определения квалификационного уровня рабочих профессий, Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений рекомендует руководителям применять ЕТКС, который действовал и во время использования Единой тарифной сетки. В этом справочнике содержится следующая информация:
Сам справочник представляет собой не единый документ, а поделен на разделы. Каждый раздел посвящен определенной сфере деятельности, например швейному производству или рекламно-оформительским работам. Каждый раздел закреплен приказом министерства, регулирующего трудовые отношения в данной сфере в момент выпуска приказа. Поскольку многие приказы были изданы еще в СССР, в справочнике есть и приказы Госкомтруда СССР. Потом приказы издавались Минтрудом РФ, Министерством труда и соцзащиты РФ. Похожие записи: |
---|