Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Срок оплаты авансовых платежей по земельному налогу за 1 квартал в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Транспортный налог и авансовые платежи по нему в 2022 году уплачиваются в следующие сроки:
Период, за который уплачивается налог/аванс
Крайний срок уплаты
За 2021 год
01.03.2022
За I квартал 2022 г.
04.05.2022
За II квартал 2022 г.
01.08.2022
За III квартал 2022 г.
31.10.2022
За 2022 год
01.03.2023
В 2022 году земельный налог и авансовые платежи по нему уплачиваются в нижеприведенные сроки.
Период, за который уплачивается налог/аванс
Крайний срок уплаты
За 2021 год
01.03.2022
За I квартал 2022 г.
04.05.2022
За II квартал 2022 г.
01.08.2022
За III квартал 2022 г.
31.10.2022
За 2022 год
01.03.2023
В таблице приведены сроки уплаты страховых взносов на ОПС, ОМС, ВНиМ и травматизм, уплачиваемых работодателями, а также страховых взносов, уплачиваемых ИП за себя.
Вид страховых взносов
За какой период уплачивается
Крайний срок уплаты
Страховые взносы, уплачиваемые в ИФНС
Взносы с выплат работникам/иным физлицам (на ОПС, на ОМС и на ВНиМ)
За декабрь 2021 г.
17.01.2022
За январь 2022 г.
15.02.2022
За февраль 2022 г.
15.03.2022
За март 2022 г.
15.04.2022
За апрель 2022 г.
16.05.2022
За май 2022 г.
15.06.2022
За июнь 2022 г.
15.07.2022
За июль 2022 г.
15.08.2022
За август 2022 г.
15.09.2022
За сентябрь 2022 г.
17.10.2022
За октябрь 2022 г.
15.11.2022
За ноябрь 2022 г.
15.12.2022
За декабрь 2022 г.
16.01.2023
Взносы ИП за себя
За 2021 год
10.01.2022
За 2021 год (доплата взносов на ОПС при сумме дохода за 2020 год, превышающей 300000 руб.)
01.07.2022
За 2022 год
09.01.2023
За 2022 год (доплата взносов на ОПС при сумме дохода за 2020 год, превышающей 300000 руб.)
03.07.2023
Страховые взносы, уплачиваемые в ФСС
Взносы на травматизм
За декабрь 2021 г.
17.01.2022
За январь 2022 г.
15.02.2022
За февраль 2022 г.
15.03.2022
За март 2022 г.
15.04.2022
За апрель 2022 г.
16.05.2022
За май 2022 г.
15.06.2022
За июнь 2022 г.
15.07.2022
За июль 2022 г.
15.08.2022
За август 2022 г.
15.09.2022
За сентябрь 2022 г.
17.10.2022
За октябрь 2022 г.
15.11.2022
За ноябрь 2022 г.
15.12.2022
За декабрь 2022 г.
16.01.2023
Какие изменения по «имущественным» налогам ожидают бухгалтеров
Сроки уплаты авансовых платежей по налогу на землю для организаций с 2021 года единый: не позже последнего дня месяца, идущего за отчетным. Налог оплачивается вне зависимости от применяемой системы налогообложения.
ИП и физлица перечисляют налог до 1 декабря года, следующего за отчетным. Авансовые платежи для данных категорий налогоплательщиков не предусмотрены. Расчет налога осуществляет ФНС.
С 2021 года для организаций отменена обязанность по представлению налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Таким образом, налоговые декларации за период 2020 года и последующие налоговые периоды организации уже не сдают.
Налоговые органы продолжат прием налоговых деклараций в следующих случаях (письмо ФНС от 31.10.2019 № БС-4-21/22311@):
при подаче уточненных налоговых деклараций за налоговые периоды, предшествующие 2020 году;
при подаче уточненных налоговых деклараций, если первоначально налоговые декларации были представлены в течение 2020 года в случае реорганизации организации.
Кроме того, налоговые декларации по транспортному и земельному налогам необходимо подать в тех случаях, когда организация хочет заявить о налоговых льготах за налоговые периоды до 2020 года, а также за период в течение 2020 года в случае прекращения организации путем ликвидации или реорганизации (п. 3 ст. 55 НК РФ).
Если организация заявит о налоговых льготах за предшествующие 2020 году периоды путем подачи заявления, то ИФНС попросту его не примет, а налогоплательщику будет предложено представить соответствующую налоговую декларацию (письмо ФНС от 12.09.2019 №БС-4-21/18359@).
Во всех вышеперечисленных случаях организации должны сдавать налоговые декларации по транспортному налогу по форме, утв. приказом ФНС от 05.12.2016 № ММВ-7-21/668@, а по земельному налогу – по форме, утв. приказом ФНС от 10.05.2017 № ММВ-7-21/347@.
В связи с отменой налоговых деклараций для организаций – плательщиков транспортного и земельного налогов был введен заявительный порядок предоставления льгот по этим налогам (п. 3 ст. 361.1 НК РФ, п. 10 ст. 396 НК РФ). То есть, чтобы рассчитывать на применение полагающихся льгот, организация должна направить в ИФНС заявление по форме, утв. приказом ФНС от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@.
В заявлении указываются объекты налогообложения (транспортные средства и земельные участки), а также полагающиеся организации льготы с указанием реквизитов соответствующих НПА и сведений о документах, подтверждающих право на льготы.
В одном и том же заявлении можно сразу указывать весь имеющийся у компании транспорт и участки. Причем заявление допускает одновременное указание в нем разных КПП, присвоенных по месту нахождения транспортных средств и земельных участков (письмо ФНС № БС-4-21/1599@ от 03.02.2020).
Заявление о предоставлении налоговых льгот с приложением подтверждающих документов разрешается представить в любой налоговый орган. Заявление и документы могут быть представлены в ИФНС и через МФЦ. При этом налоговое законодательство не ограничивает сроки представления такого заявления. Заявить о льготах налогоплательщики вправе в любое удобное для них время.
Непредставление заявления само по себе не лишает организацию права на ту или иную налоговую льготу. Если у налоговиков будет иметься в наличии информация о том, что компании полагаются льготы, то транспортный и земельный налоги за 2020 год они рассчитают именно с учетом этих льгот. Но если налогоплательщик сам не заявит о налоговых льготах, то не исключено, что расчет налогов к уплате будет произведен налоговиками неверно и сообщение о начисленных суммах налогов поступит налогоплательщику с завышенными показателями. Поэтому всем организациям в течение I квартала 2021 года рекомендуется направить в ИФНС заявление об имеющихся льготах по транспортному и земельному налогам за 2020 год (информационное сообщение ФНС от 14.01.2021).
\n\n
\n\t
\n\t\t
\n\t\t\t
\n\t\t\t
Суть поправки
\n\t\t\t
\n\t\t\t
\n\t\t\t
Соответствующая норма Кодекса
\n\t\t\t
\n\t\t\t
\n\t\t\t
Дата вступления в силу
\n\t\t\t
\n\t\t
\n\t\t
\n\t\t\t
\n\t\t\t
Установлено, что, если организация не подаст заявление о льготе по транспортному или земельному налогу, льготу все равно предоставят на основании данных, которыми располагает ИФНС (раньше это правило действовало только для налогоплательщиков-физлиц).
Суть поправки
Соответствующая норма Кодекса
Дата вступления в силу
Установлено, что, если организация не подаст заявление о льготе по транспортному или земельному налогу, льготу все равно предоставят на основании данных, которыми располагает ИФНС (раньше это правило действовало только для налогоплательщиков-физлиц).
Срок перечисления налога на прибыль в бюджет зависит от статуса компании: налогоплательщик или налоговый агент, а также от выбранного способа уплаты авансов:
ежемесячно исходя из прибыли, полученной в предыдущем квартале;
ежемесячно исходя из фактической прибыли;
ежеквартально.
За 2021 год
28.03.2022
За I квартал 2022
28.04.2022
За I полугодие 2022
28.07.2022
За 9 месяцев 2022
28.10.2022
За 2022 год
28.03.2023
Налог на прибыль (ежемесячные авансы исходя из прибыли, полученной в предыдущем квартале)
Налог за год в общем случае все перечисляют в один срок – не позднее 28 марта следующего года. Сроки, которые выпадают на выходные или нерабочие праздничные дни, переносятся на следующий первый рабочий день
За 2021 год
28.03.2022
За январь 2022
28.01.2022
За февраль 2022
28.02.2022
За март 2022
28.03.2022
Доплата за I квартал 2022
28.04.2022
За апрель 2022
28.04.2022
За май 2022
30.05.2022
За июнь 2022
28.06.2022
Доплата за I полугодие 2022
28.07.2022
За июль 2022
28.07.2022
За август 2022
29.08.2022
За сентябрь 2022
28.09.2022
Доплата за 9 месяцев 2022
28.10.2022
За октябрь 2022
28.10.2022
За ноябрь 2022
28.11.2022
За декабрь 2022
28.12.2022
За 2022 год
28.03.2023
Налог на прибыль (ежемесячные авансы исходя из фактической прибыли)
За 2021 год
28.03.2022
За январь 2022
28.02.2022
За январь – февраль 2022
28.03.2022
За январь – март 2022
28.04.2022
За январь – апрель 2022
30.05.2022
За январь – май 2022
28.06.2022
За январь – июнь 2022
28.07.2022
За январь – июль 2022
29.08.2022
За январь – август 2022
28.09.2022
За январь – сентябрь 2022
28.10.2022
За январь – октябрь 2022
28.11.2022
За январь – ноябрь 2022
28.12.2022
За 2022 год
28.03.2023
НДС
При ОСНО, сумму НДС по итогам квартала, нужно перечислять в бюджет равномерно в течение следующих трех месяцев. Сроки уплаты — не позднее 25-го числа каждого из этих месяцев. Например, сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет за I квартал, нужно перечислить равными долями в сроки не позднее 25 апреля, 25 мая и 25 июня.
1-й платеж за IV квартал 2021
25.01.2022
2-й платеж за IV квартал 2021
25.02.2022
3-й платеж за IV квартал 2021
25.03.2022
1-й платеж за I квартал 2022
25.04.2022
2-й платеж за I квартал 2022
25.05.2022
3-й платеж за I квартал 2022
27.06.2022
1-й платеж за II квартал 2022 г.
25.07.2022
2-й платеж за II квартал 2022
25.08.2022
3-й платеж за II квартал 2022
26.09.2022
1-й платеж за III квартал 2022
25.10.2022
2-й платеж за III квартал 2022
25.11.2022
3-й платеж за III квартал 2022 г.
26.12.2022
1-й платеж за IV квартал 2022
25.01.2023
2-й платеж за IV квартал 2022
27.02.2023
3-й платеж за IV квартал 2022
27.03.2023
УСН
Авансовые платежи перечисляют не позже 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Налог уплачивают:
организации — не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
ИП — не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Наши преимушества
Сотрудничество с нашей компанией – гарантия порядка в документах, электронных базах, отчетности.
Мы предлагаем доступные цены на все виды бухгалтерских услуг.
Налоговая база определяется отдельно для каждого земельного участка и равна его кадастровой стоимости на 1 января года, за который считается налог. Если земельный участок появился в течение налогового периода, то для определения налоговой базы берется кадастровая стоимость на дату постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Из этого правила есть исключения:
если кадастровая стоимость земельного участка изменилась после исправления ошибки,, допущенной государственным органом при регистрации участка или ведении кадастра недвижимости, или после ее оспаривания: в этом случае исправление учитывается в расчете налоговой базы, начиная с периода, в котором ошибочные данные использовались для расчета. То есть пересчитывается база текущего года и прошлых лет, если в них уже применялась ошибочная база;
если кадастровая стоимость земельного участка изменилась в связи с изменением характеристик участка (площадь увеличена, присвоена новая категория земель и пр.): применяйте новую кадастровую стоимость со дня внесения в ЕГРН новых характеристик участка. При расчете налога за текущий год будут использованы две стоимости: до внесения в ЕГРН изменений и после. За прошлый год налог не пересчитывается.
Если земельный участок одновременно находится на территориях нескольких муниципальных образований, для каждого из них налоговая база определяется отдельно и равняется кадастровой стоимости доли участка, приходящейся на муниципальное образование.
Для земельных участков, которые находятся в общей долевой собственности, налоговая база определяется отдельно для каждого налогоплательщика-собственника участка пропорционально его доле в общей собственности.
Часто при покупке недвижимости покупатель получает право собственности на часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования. Налоговая база по этому участку для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на земельный участок.
Если недвижимость покупают несколько лиц в совместную собственность, налоговая база для каждого будет равной долей кадастровой стоимости.
От налогообложения освобождаются:
организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста в отношении земельных участков, которые используются для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций;
организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
религиозные организации — в отношении участков, на которых расположены здания религиозного и благотворительного назначения;
общероссийские общественные организации инвалидов;
«сколковцы».
Сумма налога считается после окончания налогового периода и равна произведению налоговой ставки и налоговой базы.
Если компания приобрела земельный участок с целью жилищного строительства, расчет налога и авансовых платежей по нему производится по пониженной ставке — 0,3 %, если местные власти не установили ставку ниже. Дополнительно применяется повышающий коэффициент:
коэффициент 2 применяется в течение 3 лет с даты государственной регистрации права собственности на земельный участок и до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;
коэффициент 1, если строительство и государственная регистрация прав произошли раньше истечения трех лет, то переплаченная сумма налога зачитывается или возвращается налогоплательщику в общем порядке;
коэффициент 4, если жилищное строительство превысило 3-летний срок, в течение следующих лет и до государственной регистрации прав на построенный объект применяется коэффициент.
Налогоплательщики-организации, для которых установлены авансовые платежи, самостоятельно исчисляют земельный налог и авансовые платежи по нему после окончания первого, второго и третьего квартала.
Квартальный авансовый платеж = ¼ × налоговая ставка × кадастровая стоимость земельного участка на 1 января налогового периода.
Муниципальные образования могут разрешить некоторым категориям налогоплательщиков не исчислять и не перечислять авансовые платежи.
По итогам налогового периода организации перечисляют в бюджет разницу между исчисленной суммой налога и уплаченными в течение налогового периода авансовыми платежами.
Организации платят авансовые платежи и земельный налог в бюджет по месту нахождения земельных участков в сроки, которые с 2021 года стали едиными по всей стране:
налог за год — не позднее 1 марта года, следующего за истекшим годом;
авансовые платежи — не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Хотите легко платить налоги и сдавать декларации? Работайте в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия: ведите учет, начисляйте зарплату и отпрвляйте отчетность онлайн. Сервис напомнит об уплате налога, поможет рассчитать его и автоматически сформирует отчетность. Первый месяц работы бесплатен для всех новых пользователей.
Сейчас сроки уплаты налогов на имущество организаций и авансовых платежей по ним регионы России устанавливают сами. Но с начала 2022 года этот срок станет общим для всех — не позднее 1 марта следующего за налоговым периодом года. Это значит, что налог на имущество за 2021 год нужно заплатить до 1 марта 2022 года.
Авансовые платежи с начала 2022 года нужно вносить в течение месяца, который следует за истекшим периодом. Но не позже его последнего дня.
Владислав Мильченко, юрист:С 01 января 2022 года субъекты РФ больше не будут назначать свои сроки для уплаты налогов, отныне будут действовать единые сроки на всей территории страны. Авансовые платежи должны вноситься не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим периодом. А налог будет подлежать выплате не позднее 1 марта года, следующего за истекшим.
Так как с начала 2023 года сдавать декларации на недвижимость, налог для которой определяется по ее кадастровой стоимости, не нужно, то сумму налога будет рассчитывать ФНС. С 2023 года налоговая служба начнет направлять компаниям сообщения с указанием суммы такого налога.
Если сумма налога, которую рассчитает ФНС, будет неверной, то придется запрашивать в налоговой выписку из ЕГРН. Эта услуга бесплатная. Если выписка подтвердит расхождение в суммах, то нужно обратиться в налоговую, чтобы налог пересчитали.
Владислав Мильченко, юрист:С 1 января 2022 года, если «кадастровым» имуществом владеет несколько участников, то налог станет исчисляться пропорционально их долям в праве общей собственности.
Налог на имущество во всех регионах России платится по единому сроку — до 1 марта. А авансовые платежи — до конца следующего после налогового периода месяца.
Изменится порядок подачи заявления на налоговую льготу для недвижимости, налог на которую рассчитывается по её кадастровой стоимости — теперь это делают компании.
Если недвижимость компании уничтожена, то не нужно платить налог за месяц, в котором это произошло.
Декларации на имущество, налог для которого считается по его кадастровой стоимости, отменят. Если другого имущества у организации нет, то декларацию подавать не нужно.
Налоговая сама рассчитает сумму налога для «кадастровой» недвижимости и пришлет сообщение. Если сумма окажется неверной, то придется сверить данные с ФНС.
Мария Воронова
Облагаются земельным налогом участки земли, расположенные на территории муниципального образования, на территории которого введен налог.
Не являются объектом налогообложения:
участки, изъятые из оборота либо ограниченные в обороте;
участки из состава земель лесного фонда;
участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома и др.
Земельный налог для организаций в 2021 году
Годовая сумма налога рассчитывается по формуле:
Сумма земельного налога за год = Кадастровая стоимость земельного участка X Ставка налога
Если в течение года менялось право собственности на земельный участок: возникло или прекратилось, то сумма налога корректируется на специальный коэффициент.
Сумма земельного налога за неполный год = Сумма земельного налога за год Х Количество полных месяцев владения участком в году 12
Для определения полных месяцев используется правило «15-го числа»: месяц считается полным, если изменение по земельному участку зарегистрировано после 15-го числа.
Владельцы земли: организации и граждане – это налогоплательщики земельного налога. Налогоплательщики обязаны оплатить налог. Налоговый период – год.
Однако расчет налога и сроки уплаты у юридических и физических лиц отличаются.
Организации
Физические лица и ИП
Организации исчисляют земельный налог самостоятельно. Кроме этого компания должна уплачивать авансовые платежи и сдавать в налоговый орган декларацию.
С 2021 года компании, владеющие земельными участками, которые попадают под налогообложение, должны уведомить о них налоговиков, если:
по итогам года не получат сообщение из налоговой об исчисленных суммах земельного налога,
не заявляли льготы по этим участкам.
Сделать это нужно один раз до 31 декабря года, следующего за отчетным.
Например, а 2021 году организация купила землю, которая облагается налогом. В 2022 году сообщение от инспекции не пришло. Тогда до 31.12.2022 года нужно сообщить налоговикам о покупке.
Советуем попытаться!
Для начала необходимо проверить право владельца на федеральную либо местную льготу. Для получения льготы в налоговую инспекцию нужно представить заявление и подтверждающие документы.
Необходимо проверить соответствие кадастровой стоимости земли и рыночной. Если разница существенная, то можно через суд снизить кадастровую стоимость земли.
Если земельный налог оплачивается по уведомлению, то нужно проверить расчет суммы. Например, правильно ли определена налоговая ставка.
Начиная с 2021 года, ИФНС будут направлять налогоплательщикам-«упрощенцам» сообщения об исчисленных контролерами суммах транспортного и земельного налогов (далее – сообщение) за прошлый налоговый период. Это следует из п. 4, 5 ст. 363 и п. 5 ст. 397 НК РФ.
Сообщения будут составлены по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 05.07.2019 №ММВ-7-21/337@. В них будут указываться:
объекты налогообложения;
налоговая база;
налоговый период;
налоговая ставка;
сумма исчисленного налога.
Такие сообщения налоговики составят на основании имеющейся у них информации, в том числе сведений из Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН)[2], сведений, полученных ими от органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, транспортных средств (п. 5 ст. 83, п. 4, 13 ст. 85 НК РФ)[3].
Обратите внимание
Положения Налогового кодекса и Приказа ФНС России № ММВ-7-21/337@ в настоящее время не предусматривают утверждение единого общеобязательного формата сообщений для направления их в электронной форме по каналам ТКС или через «Личный кабинет налогоплательщика» (см. Письмо ФНС России от 16.01.2020 №БС-4-21/453).
По общему правилу ИФНС будет направлять сообщения налогоплательщикам по окончании налогового периода после истечения установленного срока уплаты налога. Напомним: крайний срок для уплаты обоих налогов за 2020 год – 1 марта 2021 года (ст. 356, п. 1 ст. 363, п. 1 ст. 397, п. 3 ст. 398 НК РФ).
Иными словами, сообщения инспекцией будут направлены уже после того, как налогоплательщик исполнит обязанность по уплате транспортного и земельного налогов и соответствующих сумм авансовых платежей по налогам (пп. 1 п. 4 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ, Письмо Минфина России от 19.06.2019 №03-05-05-02/44672).
В случае несогласия с суммами исчисленных налоговиками налогов налогоплательщики могут оспорить их в порядке, установленном п. 6 и 7 ст. 363 НК РФ. Так, согласно п. 6 ст. 363 налогоплательщик вправе в течение 10 дней со дня получения сообщения представить в ИФНС пояснения и (или) документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога.
К сведению
В Письме ФНС России от 14.08.2019 №АС-4-21/16118@ подчеркнуто: указанный в п. 6 ст. 363 НК РФ 10-дневный срок для представления пояснений и (или) документов касательно уплаты транспортного и земельного налогов не является пресекательным. То есть и по истечении данного срока ИФНС обязана будет рассмотреть полученные пояснения и (или) документы и при наличии правовых оснований произвести перерасчет исчисленной в сообщении суммы налога в рамках общего порядка взаимодействия с налогоплательщиками.
Расхождения между суммами налогов, исчисленных налоговиками, и платежами, произведенными налогоплательщиком, могут быть обусловлены рядом причин. Одна из них – неприменение налоговиками при расчете налогов, подлежащих уплате в бюджет, налоговых льгот, имеющихся у налогоплательщика. Причем о праве на применение такой льготы должны заявить сами налогоплательщики.
Статья 397. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу
Согласно п. 3 ст. 361.1 и п. 10 ст. 396 НК РФ налогоплательщикам, имеющим право на налоговые льготы, установленные налоговым законодательством, начиная с 2020 года необходимо подать в налоговый орган по своему выбору заявление на предоставление этих льгот. Также они вправе подать документы, подтверждающие их право на налоговую льготу.
Заявление о льготах нужно подать по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.07.2019 №ММВ-7-21/377@. Этим же приказом утверждены порядок заполнения формы (далее – Порядок) и электронный формат для его направления по каналам ТКС.
К сведению
Льготы по транспортному или земельному налогу за предшествующие налоговые периоды, а также за период в течение 2020 года в случае прекращения организации путем ликвидации или реорганизации в этот период (п. 3 ст. 55 НК РФ) заявляются посредством подачи деклараций. На этот нюанс обращено внимание в Письме ФНС России от 12.09.2019 №БС-4-21/18359@.
Заявление о предоставлении налоговых льгот включает:
титульный лист;
разд. 5 – лист с информацией о заявленной льготе по транспортному налогу;
разд. 6 – лист с информацией о заявленной льготе по земельному налогу.
Разделы 5 и 6 заполняются отдельно по каждому транспортному средству (земельному участку), по которым заявляются налоговые льготы (п. 17 Порядка)[4].
Допустима подача одного заявления в отношении нескольких объектов, даже если организации присвоены разные КПП по месту их нахождения. В таком случае на титульном листе нужно отразить КПП, присвоенный по месту нахождения одного из этих объектов (см. Письмо ФНС России от 03.02.2020 №БС-4-21/1599@).
Обратите внимание
Если документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в ИФНС отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, ИФНС по информации, приведенной в заявлении, запросит сведения, подтверждающие право на эту льготу, у органов и иных лиц, у которых они имеются.
Орган или иное лицо, получившие запрос инспекции о представлении сведений, подтверждающих право на налоговую льготу, должны исполнить его в течение 7 дней со дня получения или в тот же срок сообщить в ИФНС о причинах неисполнения запроса.
Инспекция в течение 3 дней со дня получения такого сообщения обязана проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих право на льготу, и о необходимости представления подтверждающих документов (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ, Письмо ФНС России от 12.09.2019 №БС-4-21/18359@).
Заявление о предоставлении налоговой льготы налогоплательщик может подать в ИФНС по своему выбору (п. 10 Порядка):
по месту своего нахождения. Если налогоплательщик и объект, по которому заявлена льгота, находятся в разных местах, инспекция передаст заявление в налоговый орган по месту нахождения земельного участка или транспортного средства (п. 1.6 приложения к Письму ФНС России от 25.09.2019 №БС-4-21/19518@);
по месту нахождения объекта налогообложения – земельного участка или транспортного средства.
Указанное заявление налогоплательщик может подать в выбранную ИФНС одним из следующих способов:
на бумаге – лично, через представителя (действующего на основании доверенности) или заказным письмом по почте;
в электронном виде – по каналам ТКС[5].
Крайний срок подачи в ИФНС заявления о предоставлении налоговых льгот по транспортному и земельному налогам Налоговым кодексом не установлен.
При этом сообщение об исчисленных налоговиками суммах будет направляться налогоплательщику после истечения установленного срока уплаты налога – в течение 10 рабочих дней после составления, но не позднее 6 месяцев со дня истечения срока уплаты налога за налоговый период (то есть не позднее 1 сентября) (пп. 1 п. 4 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ). То есть когда налогоплательщик уже самостоятельно рассчитает и уплатит в бюджет транспортный и земельный налоги по итогам налогового периода. И как упоминалось ранее, это сообщение составляется на основе информации, имеющейся у налогового органа, в том числе результатов рассмотрения заявления о льготе.
Соответственно, если налоговый орган на дату составления сообщения не будет обладать информацией об имеющейся у налогоплательщика льготе, в сообщение будут включены суммы исчисленных налогов без учета этой льготы (см. Письмо ФНС России от 03.12.2019 №БС-4-21/24690@).
Обратите внимание
Минфин в Письме от 19.06.2019 №03-05-05-02/44672 пояснил: направление налогоплательщику сообщения об исчисленной ИФНС сумме налога не заменяет обязанность налогоплательщика самостоятельно исчислить и уплатить транспортный и земельный налоги и соответствующие суммы авансовых платежей по налогам. Фактически целью направления такого сообщения является информирование налогоплательщика об исчисленной ИФНС сумме налога за определенный период для дальнейшего взыскания недоимки при ее наличии.
Из сказанного следует, что заявление о предоставлении налоговых льгот налогоплательщику целесообразно подать в выбранную ИФНС практически сразу после уплаты налога, то есть в первых числах марта. В противном случае есть риск того, что сумма налога к уплате, исчисленная налоговиками (исходя из имеющейся у них информации), превысит величину платежа, осуществленного налогоплательщиком. И эту разницу налоговики в дальнейшем будут взыскивать в принудительном порядке (если, конечно, налогоплательщик не оспорит сообщение).
ИФНС должна рассмотреть обозначенное заявление в течение 30 дней (этот срок может быть увеличен не более чем на 30 дней).
По результатам рассмотрения налоговики должны уведомить налогоплательщика о предоставлении льготы (либо сообщить об отказе от предоставления) (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ).
Формы уведомления и сообщения утверждены Приказом ФНС России от 12.11.2019 №ММВ-7-21/566@. Как отмечено в п. 3 ст. 361.1 НК РФ, отказ от предоставления налоговой льготы должен быть обоснован (этого же требует и утвержденная форма сообщения).
Имущественные налоги — что изменится для предпринимателей с началом 2022 года
Согласно п. 5 ст. 363 НК РФ сообщение об исчисленной сумме налога за прошедший налоговый период по общему правилу будет передаваться налогоплательщику в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота или через «Личный кабинет налогоплательщика».
При невозможности использования электронного формата сообщение будет направляться по почте заказным письмом. В этом случае сообщение считается полученным по истечении 6 рабочих дней с момента направления письма. Еще один вариант – передача руководителю организации (ее представителю) лично под расписку.
В случае несогласия с указанной в сообщении суммой налога (исчисленной налоговым органом) налогоплательщик согласно п. 6 ст. 363 и п. 5 ст. 397 НК РФ вправе в течение 10 дней со дня получения такого сообщения представить в ИФНС пояснения и (или) документы, подтверждающие обоснованность уплаченной ранее суммы налога. Как уже упоминалось ранее, предусмотренный п. 6 ст. 36310-дневный срок не является пресекательным (см. Письмо Минфина России от 19.06.2019 №03-05-05-02/44672).
На рассмотрение пояснений и документов налоговому органу дается месяц. Этот срок может быть увеличен еще на месяц, если у ИФНС возникнет необходимость получить дополнительные сведения и (или) документы, связанные с исчислением налога (п. 7 ст. 363 НК РФ).
В тот же месячный (или двухмесячный – в случае продления) срок налогоплательщика должны проинформировать о результатах рассмотрения полученных документов, информации. Если окажется, что расчет налога ИФНС неверен, налогоплательщику направят уточненное сообщение об исчисленной сумме налога в течение 10 рабочих дней после его составления.
Таким образом, сообщение о пересчитанной сумме налога должно быть направлено (передано) налогоплательщику не позднее 2 месяцев со дня получения налоговым органом документов и (или) иной информации, влекущих исчисление (перерасчет) суммы налога.
Обратите внимание
Если по итогам рассмотрения ИФНС пояснений и (или) документов будет выявлена недоимка по налогу не менее 500 руб. (например, в связи с тем, что налогоплательщик не представил заявление о льготе либо получил сообщение об отказе от ее предоставления, при этом фактически учел ее при расчете налога и это привело к его занижению), то инспекция направит налогоплательщику требование об уплате налога и примет установленные НК РФ меры по взысканию недоимки (абз. 3 п. 7 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ, Письмо ФНС России от 03.12.2019 №БС-4-21/24690@).
Для расчета земельного налога надо знать налоговую базу и ставку налога.
Налоговой базой является кадастровая стоимость земельного участка на начало налогового периода. То есть на 1 января года, за который компания начисляет налог (п. 1 ст. 391 НК РФ).
Узнать кадастровую стоимость можно несколькими способами. Во-первых, на сайте Росреестра. И там же лучше отслеживать изменения этой стоимости. Во-вторых, кадастровую стоимость земельного участка можно узнать в налоговой инспекции, где организация зарегистрирована в качестве плательщика земельного налога.
Возможна ситуация, когда земельный участок находится в общей долевой собственности. Тогда кадастровую стоимость части участка, принадлежащей организации, определите пропорционально ее доле в общей собственности. Формула такая:
КСч
=
КСполн
×
Д
где
– КСч – кадастровая стоимость части земельного участка, которая в собственности организации; – КСполн – кадастровая стоимость всего земельного участка, находящегося в общей долевой собственности; – Д – доля земельного участка, принадлежащая организации на праве собственности, в процентах.
Теперь предположим, что у фирмы в собственности один из этажей (его часть) нежилого здания. Чтобы определить кадастровую стоимость земельного участка, используйте формулу:
КСч
=
КСполн
×
Плорг
:
Плобщ
где
– КСч – кадастровая стоимость части земельного участка, которая в собственности организации; – КСполн – кадастровая стоимость всего земельного участка, находящегося в общей долевой собственности; – Плорг – площадь помещения, принадлежащая организации на праве собственности; – Плобщ – общая площадь здания.
Кадастровая стоимость участка может измениться в течение года. Это возможно в следующих случаях.
Во-первых, меняется категория (вида разрешенного использования) земельного участка или устанавливается кадастровая стоимость участка, равная рыночной. В таком случае изменение нужно учитывать только со следующего года. В текущем году налоговую базу определяйте исходя из кадастровой стоимости, установленной на начало года. Корректировать налоговую базу за предыдущие периоды не требуется. Такой порядок применяется независимо от того, увеличилась ли кадастровая стоимость земли или уменьшилась. Это следует из положений абзаца 4 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ.
Важно
Организации на «упрощенке» и «вмененке» признаются плательщиками земельного налога по общим правилам (п. 4 ст. 346.26, п. 2 ст. 346.11 НК РФ).
Во-вторых, по решению суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Тогда изменение учитывайте начиная с того периода, в котором в суд или комиссию было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости. Для расчета налога измененная (подтвержденная судом или комиссией) кадастровая стоимость может применяться не раньше той даты, когда в государственный кадастр была внесена первоначальная (оспариваемая) кадастровая стоимость земельного участка.
Такой порядок следует из положений абзаца 6 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ и статьи 24.20 Закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ, пунктов 18 и 28 постановления Пленума Верховного суда РФ от 30.06.2015 № 28. Аналогичные разъяснения к этим нормам даны в письме ФНС России от 27.03.2015 № БС-4-11/5013.
В-третьих, в результате исправления ошибки, допущенной органами кадастрового учета при оценке земли или при ведении Государственного кадастра недвижимости.
При таком раскладе изменение нужно учитывать начиная с того периода, в котором была допущена исправленная ошибка. Об этом сказано в абзаце 5 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ.
Рассмотренный порядок расчета земельного налога не применяется в тех случаях, когда в течение года происходит смена правообладателя земельного участка. Если правообладатель меняется, новый владелец должен рассчитывать земельный налог (авансовые платежи по налогу) в соответствии со сведениями о земельном участке, указанными в государственном кадастре недвижимости на дату госрегистрации прав. То есть с учетом новой кадастровой стоимости или другой налоговой ставки. Новый порядок расчета налога применяется начиная с даты регистрации прав нового владельца на земельный участок. Об этом сказано в письме Минфина России от 09.07.2008 № 03-05-04-02/40.
Налоговые ставки по земельному налогу устанавливают местные власти. Ставки не могут превышать 0,3 процента в отношении земель, предоставленных (приобретенных) для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства и занятых жилищным фондом и жилищно-коммунальными объектами, а также сельскохозяйственных земель. В отношении прочих земельных участков максимальная ставка налога составляет 1,5 процента.
Так предусмотрено пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ.
Возможно, участок находится не территории нескольких муниципальных образований. Чтобы рассчитать земельный налог по такому участку, определите сумму налога по каждой его части по формуле:
Зн
=
КС
×
Нст
где
– Зн – земельный налог (аванс) по части участка, находящейся на территории одного муниципального образования; – КС – кадастровая стоимость части земельного участка, находящейся на территории этого муниципального образования; – Нст – налоговая ставка земельного налога, установленная на территории этого муниципального образования.
Существует специальный механизм и в случае, когда право собственности на земельный участок возникает или прекращается в течение года. Тогда земельный налог и авансы по нему рассчитайте с учетом коэффициента Кв. Чтобы посчитать коэффициент для авансов по земельному налогу, используйте формулу:
Кв
=
Мп
:
3
где
– Кв – специальный коэффициент; – Мп – количество полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании) в данном отчетном периоде; – 3 – количество месяцев в отчетном периоде (квартале).
Для подсчета количества полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности, существует специальное правило. Учитывайте месяцы, в которых вещное право на участок возникло в период с 1-го по 15-е число включительно либо прекратилось в период с 16-го по последнее число включительно. Месяцы, в которых право собственности на участок возникло в период с 16-го по последнее число месяца (прекратилось в период с 1-го по 15-е число включительно), при определении количества полных месяцев не учитываются. Так предусмотрено пунктом 7 статьи 396 Налогового кодекса РФ.
Налоговый период по земельному налогу – календарный год. А отчетными периодами являются I, II и III кварталы. Причем местные власти вправе и не устанавливать отчетные периоды на своей территории (ст. 393 НК РФ).
Впрочем, обычно муниципалитеты устанавливают отчетные периоды. Соответственно, и авансы по налогу следует перечислять ежеквартально. Зачастую крайний срок уплаты аванса – последнее число месяца, следующего за кварталом. То есть в случае со II кварталом это 31 июля. Поскольку в 2016 году это число выпадает на воскресенье, действует стандартное правило о переносе на ближайший рабочий день. Значит, крайний срок уплаты аванса выпадает на 1 августа (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
К сведению
Предприниматели платят земельный налог как обычные физлица – на основе уведомлений из ИФНС раз в год.
Считают аванс просто. Сперва кадастровую стоимость (налоговая база) умножают на налоговую ставку (она зависит от вида земель и правил, установленных местными властями).
Затем полученное число делят на 4. Это и есть авансовый платеж по итогам отчетного периода (п. 6 ст. 396 НК РФ).
Конкретные сроки перечисления авансовых платежей устанавливают местные власти. При этом срок уплаты авансов не может быть чаще одного раза в квартал.
В бухучете расчеты по земельному налогу отражайте на счете 68, к которому откройте субсчет «Расчеты по земельному налогу».
Чтобы начислить земельный налог и аванс по нему, делают проводку:
ДЕБЕТ 20 (25, 26, 44…) КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по земельному налогу» – начислен земельный налог (авансовый платеж по нему).
Если земельный участок предоставляется в аренду (и это не является предметом деятельности организации), налог учитывают как прочий расход:
ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по земельному налогу» – начислен земельный налог (авансовый платеж по нему).
При перечислении земельного налога и авансов по нему делают запись:
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по земельному налогу» КРЕДИТ 51 – перечислен в бюджет земельный налог (авансовый платеж по налогу).
При расчете налога на прибыль сумму земельного налога (авансовых платежей по нему) включите в состав прочих расходов. При методе начисления сделать это нужно в том периоде, за который налог или авансы по нему рассчитаны. При кассовом методе платежи учитывают в периоде их фактического перечисления. Так предусмотрено подпунктом 7 пункта 1 статьи 272 и подпунктом 3 пункта 3 статьи 273 Налогового кодекса РФ.
Организации на упрощенке с объектом «доходы минус расходы» также могут учесть земельный налог и авансы по нему при расчете налоговой базы. Учесть затраты можно в том периоде, когда земельный налог или аванс по нему был фактически уплачен в бюджет (подп. 22 п. 1 ст. 346.16, подп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Подтвердить затраты в виде начисленных сумм налога или авансов по нему можно первичными документами, оформленными согласно действующему законодательству. Например, это может быть справка бухгалтера. Об этом сказано в письме ФНС России от 09.06.2011 № ЕД-4-3/9163. Хоть это письмо адресовано плательщикам налога на прибыль, оно актуально в том числе и для фирм на «упрощенке».
Что касается «упрощенцев» с объектом «доходы», то они при расчете упрощенного налога сумму уплаченного земельного налога и авансов по нему не принимают во внимание.
Аналогичное по сути правило действует для плательщиков ЕНВД. Таковы требования пункта 3 статьи 346.21, статьи 346.29 и пункта 2 статьи 346.32 Налогового кодекса РФ.
Налоговый консультант Тамара Петрухина
Срок уплаты налога на имущество организаций и сроки уплаты авансов по этому налогу устанавливаются законами субъектами РФ.
Срок уплаты транспортного налога в 2021 году
С 2021 года меняются сроки уплаты транспортного налога и авансовых платежей по нему. Если до 2021 года сроки уплаты устанавливались законами региональных властей, то с 2021 года в НК установлены конкретные сроки. Итак, транспортный налог/авансовый платеж в 2021 году уплачивается в следующие сроки:
Период, за который уплачивается налог/аванс
Крайний срок уплаты
За 2020 год
Не позднее 01.03.2021
За I квартал 2021 года
Не позднее 30.04.2021
За II квартал 2021 года
Не позднее 02.08.2021
За III квартал 2021 года
Не позднее 01.11.2021
За 2021 год
Не позднее 01.03.2022
С 2021 года также меняются сроки уплаты земельного налога. Налог/авансовые платежи нужно уплатить не позднее нижеприведенных дат: