Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Причинно следственная связь ЧАЭС перечень заболеваний 2022 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Мы попросили Павла Воробьева подробнее высказаться о ситуации с постановлением.
Профессор напомнил, что есть несколько совершенно разных групп, объединенных термином «чернобыльцы»: «Это ликвидаторы, непосредственно работавшие на станции в очагах большого загрязнения радиоактивными элементами; люди, непосредственно не имевшие контакта с радиоактивным загрязнением; лица, проживавшие в зоне отчуждения, и лица, проживающие в местах, где выпало относительно много радиоактивных осадков (по крайней мере, Брянская, Орловская, Тульская, Смоленская, Московская области). Число последних граждан не только не уменьшается, но и имеет тенденцию к росту, так как достаточно там прописаться, чтобы получить соответствующий статус и льготы».
Проект постановления, по словам эксперта, нацелен именно на льготников, для которых важно установить связь «между переоблучением и развитием болезней», но не касается всего объема медицинской помощи пострадавшим.
«Если все, что касается непосредственных воздействий ионизирующей радиации, сомнений не вызывает, включая пусть и не явную, но возможную ее связь со злокачественными новообразованиями (повышение заболеваемости на 1–5% нельзя уловить методами обычной статистики), то связь некой “ишемической болезни” с радиацией представляется надуманной. Нет никакой “ишемической болезни”, критериев диагностики не установлено и установлено быть не может, так как это группа заболеваний, включающая инфаркт миокарда, стенокардию и др. Если есть данные по росту числа инфарктов миокарда у ликвидаторов или жителей, то было бы любопытно ознакомиться с результатами научных исследований. До сих пор ничего на этот счет в мировой литературе не опубликовано. Тут все очень просто: если действительно растет число больных со стенокардией, то будет расти и число больных с инфарктом миокарда. При больших дозах облучения сосудистые проблемы возникают, это правда, и касаются они разных сосудистых бассейнов. Но при относительно низких дозах никакого прироста сосудистых катастроф нет».
Оценить влияние еще не принятого постановления на число пациентов, получающих медпомощь в специализированных центрах, трудно: нет данных. «Чернобыльцы и приравненные к ним лица получают медицинскую помощь в обычных медорганизациях.
За подавляющим большинством из них (если не сказать – за всеми) не установлено никакого наблюдения, как за пострадавшими от бомбардировок в Хиросиме и Нагасаки в Японии. Более того, никто не знает данных дозиметрии ликвидаторов: эти сведения были уничтожены.
Можно косвенно определить полученные дозы по хромосомным аберрациям или спину электронов в эмали зубов. Но делают это в очень малом числе специализированных организаций, информация никак не обобщается и не анализируется».
Как выводы профессора, так и ответ руководства ВЦЭРМ свидетельствуют, что реальные объемы медпомощи чернобыльцам и численность пациентов скорее всего будут определяться «по факту» и – одновременно – исходя из бюджетных возможностей конкретного года. Т.е., как и прежде, в плановом порядке, но «в ручном режиме».
Двух недель на обсуждение проекта явно не хватило и, если постановление примут в нынешнем виде, мнение о том, что оно сырое и недоработанное, может оказаться преобладающим.
Список заболеваний, возникших из-за аварии в Чернобыле, могут изменить
Установлены несколько категорий чернобыльцев, получивших право на льготы из-за аварии на атомной электростанции:
- граждане, которым был поставлен диагноз лучевой болезни или работавшие над ликвидацией последствий аварии;
- лица, получившие статус инвалидов из-за воздействия радиоактивного облучения;
- граждане, которые были отселены из места постоянного пребывания после взрыва;
- граждане, проживавшие во всех регионах страны и ставшие донорами костного мозга для пострадавших;
- граждане, которые проживают в зоне с правом на отселение.
Какие льготы положены чернобыльцам? Ликвидаторам аварии на ЧАЭС льготы от государства полагаются по умолчанию. Согласно ФЗ, выделено несколько категорий ликвидаторов:
- лица, получившие статус инвалидов или с диагностированной лучевой болезнью, возникшей из-за работы в очаге поражения;
- граждане, приехавшие из других регионов и проживавшие в зоне отчуждения в определенные сроки;
- граждане, которые находились в зоне отчуждения в течение более короткого срока, чем лица из второй категории.
Список заболеваний по каторым дают связь с аварией на чернобыльской аэс
льготы чаэс предполагают единовременные компенсации за вред здоровью, размер которых составляет:
- инвалидам первой группы — 31400 рублей;
- инвалидам второй группы — 21 982 рубля;
- инвалидам третьей группы — 15700 рублей.
размер единовременной выплаты семьям, которые потеряли кормильца из-за последствий аварии на чаэс, составляет 31400 рублей. потерявшим ребенка семьям полагается 15701 рубль.
размеры ежемесячной выплаты устанавливаются в следующих размерах:
- гражданам, ставшими инвалидами — 1544 рубля;
- гражданам, которые были эвакуированы из зоны поражения или выехали добровольно — 1236 рублей;
- детям и подросткам, которые проживали в зонах отчуждения и отселения, в том числе и детям, которые на момент эвакуации пребывали во внутриутробном состоянии — 772 рубля;
- детям и несовершеннолетним, которые постоянно живут в области, имеющих особый социальный статус — 464 рубля.
- чернаябыль.рф
- сайт КРООИ «Талант»
- Гражданская Ассамблея Красноярского края
- сайт СПб РО Союз «Чернобыль»
- сайт «Финкова»
- сайт «Панова- Коваленко»
- сайт Союз «Чернобыль» России
Мы попросили Павла Воробьева подробнее высказаться о ситуации с постановлением.
Профессор напомнил, что есть несколько совершенно разных групп, объединенных термином «чернобыльцы»: «Это ликвидаторы, непосредственно работавшие на станции в очагах большого загрязнения радиоактивными элементами; люди, непосредственно не имевшие контакта с радиоактивным загрязнением; лица, проживавшие в зоне отчуждения, и лица, проживающие в местах, где выпало относительно много радиоактивных осадков (по крайней мере, Брянская, Орловская, Тульская, Смоленская, Московская области). Число последних граждан не только не уменьшается, но и имеет тенденцию к росту, так как достаточно там прописаться, чтобы получить соответствующий статус и льготы».
Проект постановления, по словам эксперта, нацелен именно на льготников, для которых важно установить связь «между переоблучением и развитием болезней», но не касается всего объема медицинской помощи пострадавшим. «Если все, что касается непосредственных воздействий ионизирующей радиации, сомнений не вызывает, включая пусть и не явную, но возможную ее связь со злокачественными новообразованиями (повышение заболеваемости на 1–5% нельзя уловить методами обычной статистики), то связь некой “ишемической болезни” с радиацией представляется надуманной. Нет никакой “ишемической болезни”, критериев диагностики не установлено и установлено быть не может, так как это группа заболеваний, включающая инфаркт миокарда, стенокардию и др. Если есть данные по росту числа инфарктов миокарда у ликвидаторов или жителей, то было бы любопытно ознакомиться с результатами научных исследований. До сих пор ничего на этот счет в мировой литературе не опубликовано. Тут все очень просто: если действительно растет число больных со стенокардией, то будет расти и число больных с инфарктом миокарда. При больших дозах облучения сосудистые проблемы возникают, это правда, и касаются они разных сосудистых бассейнов. Но при относительно низких дозах никакого прироста сосудистых катастроф нет».
Оценить влияние еще не принятого постановления на число пациентов, получающих медпомощь в специализированных центрах, трудно: нет данных. «Чернобыльцы и приравненные к ним лица получают медицинскую помощь в обычных медорганизациях. За подавляющим большинством из них (если не сказать – за всеми) не установлено никакого наблюдения, как за пострадавшими от бомбардировок в Хиросиме и Нагасаки в Японии. Более того, никто не знает данных дозиметрии ликвидаторов: эти сведения были уничтожены. Можно косвенно определить полученные дозы по хромосомным аберрациям или спину электронов в эмали зубов. Но делают это в очень малом числе специализированных организаций, информация никак не обобщается и не анализируется».
Как выводы профессора, так и ответ руководства ВЦЭРМ свидетельствуют, что реальные объемы медпомощи чернобыльцам и численность пациентов скорее всего будут определяться «по факту» и – одновременно – исходя из бюджетных возможностей конкретного года. Т.е., как и прежде, в плановом порядке, но «в ручном режиме».
Двух недель на обсуждение проекта явно не хватило и, если постановление примут в нынешнем виде, мнение о том, что оно сырое и недоработанное, может оказаться преобладающим.
Заключения межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий являются основанием для решения вопроса об установлении причины инвалидности, степени утраты трудоспособности без составления акта по . Лица, не удовлетворенные решениями указанных экспертных советов и военно-врачебных комиссий, имеют право обратиться с просьбой о повторном рассмотрении дела в центральный межведомственный экспертный совет по установлению причинной связи заболеваний и инвалидности с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.
Порядок оформления и представления медицинской документации в Совет определен приказами Минздря2ая0ва СССР от 28 сентября 1988 года N 731.При установлении Советом связи заболевания и инвалидности с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС причину заболевания и инвалидности следует считать профессиональной, а в заключении Совета дополнительно указывается «вызвано аварией на ЧАЭС». В этом случае составляется акт по форме Н-1 о несчастном случае.Заключение Совета о причинной связи заболевания и инвалидности с работами по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС является основанием для назначения лицам, принимавшим участие в указанных работах, в том числе военнообязанным, призванным на сборы, пенсии по Списку N 1 в соответствии с постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 29 декабря 1987 года.
Как пятьдесят тысяч ликвидаторов аварии в Чернобыле остались без льгот
Ответ Сергея Федоровича Вельмяйкина: «Отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними.
В соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями в соответствии с Перечнем заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлены воздействием радиации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2021 г. N 592. При этом Закон не содержит норм, предусматривающих установление данной связи какими-либо другими органами, кроме межведомственных экспертных советов или военно-врачебных комиссий.
26 апреля на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС произошла авария, ставшая крупнейшей катастрофой XX века. Чернобыльская трагедия коснулась судеб миллионов людей. В Украине 1444 вдовы умерших чернобыльцев, смерть которых связана с последствиями аварии на ЧАЭС.
Члены семей умерших чернобыльцев знают, как порой непросто доказать причинно-следственную связь, что смерть наступила по причине заболевания, которое в свою очередь явилось результатом участия в ликвидации аварии на ЧАЭС. Должны быть веские доказательства и медицинские подтверждения тому.
13 апреля 2021 года были приняты изменения в статью 54 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы». Согласно этим изменениям, женам (мужьям), потерявшим кормильца из числа участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, отнесенных к первой категории, с 1 января 2021 предоставляется право на назначение пенсии в связи с потерей кормильца, независимо от причинной связи смерти кормильцев с Чернобыльской катастрофой.
В департаменте социальной защиты населения Харьковской облгосадминистрации и в областном Пенсионном фонде законодательных изменений пока не комментируют. До получения министерских распоряжений.
Глава правового департамента Харьковской областной организации «Союз Чернобыль Украины» Александр Святец рассказал «Времени», что в соответствии с Законом Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» и ранее было предусмотрено обязательное предоставление льгот жене (мужу) умершего гражданина, смерть которого связана с Чернобыльской катастрофой. Сейчас же законодатели пошли по пути упрощения.
— Льгота родственникам выдавалась на основании медицинского экспертного заключения о причинной связи смерти с последствиями Чернобыльской катастрофы. Инициативная группа обратилась к Кабинету министров с тем, чтобы на законодательном уровне было закреплено положение, которое не требовало бы установления причинно-следственной связи. Многие люди после смерти человека со статусом чернобыльца даже не направляли документы на комиссию и не пытались востребовать своих прав. Но при этом причинно-следственная связь может существовать. Очень многие вдовы (вдовцы) не попытались воспользоваться своим правом. Очень хорошо, если законодательные изменения вступят в силу и будут реализованы. Понятно, это повлечет резкое увеличение дополнительных расходов из госбюджета, так как увеличится количество вдов льготного контингента. Хотя случаи бывают самые различные, — уточняет Александр Николаевич. — Например, в настоящий момент рассматриваем случай, когда чернобылец умер по причине микроинсульта. Причиной была болезнь сосудов? Или то, что вызвало эту болезнь? Доказать порой бывает непросто. Но случается и так, что человек, имеющий статус чернобыльца, злоупотреблял алкоголем, и тогда нельзя говорить о том, что причиной смерти человека было участие в ликвидации Чернобыльской катастрофы.
Путь законопроекта, направленного на упрощение получения пенсии вдовами (вдовцами) чернобыльцев первой категории был достаточно тернистым, и сопровождался общественным резонансом.
Напомним, год назад, 21 апреля 2021-го, ВРУ с подачи президента отклонила закон о соцзащите чернобыльцев, сославшись на дополнительные расходы, не запланированные бюджетом.
23 декабря 2021 года в Верховной Раде был зарегистрирован основной законопроект №5594 «О внесении изменений в ст. 54 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы».
Инициатором законопроекта выступил Кабинет министров Украины по обращению чернобыльцев, в том числе и активистов Харьковской областной организации «Союз Чернобыль Украины».
Принятие Закона от 13 апреля 2021 года потребует дополнительных расходов из государственного бюджета Украины. Потребность в средствах для пенсионных выплат женам (мужьям) умерших граждан составит более 174 млн. грн. в год. Окончательная цифра затрат в настоящее время уточняется.
6. Совет обязан в случае отсутствия необходимой информации направлять обследуемых лиц на экспертизу с целью расчетной оценки полученной дозы по утвержденной методике с заполнением «маршрутного листа» или «анкеты ликвидатора» с привлечением экспертов по физической и биологической дозиметрии и по радиационной эпидемиологии.
Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлены воздействием радиации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2021 г. N 592, определяется с учетом проведенных исследований, заключений многих научных центров Российской Федерации, изучающих медицинские аспекты аварии на Чернобыльской АЭС, занимающихся проблемами воздействия радиации на организм человека. Его изменение осуществляется в таком же порядке.»
Отрывок из отзыва:
«По предварительной оценке, численность граждан, которым может быть установлена инвалидность вследствие чернобыльской катастрофы (В СЛУЧАЕ ПРИНЯТИЯ ЗАКОНОПРОЕКТА), превысит 1 млн. человек (!), что значительно увеличит расходы федерального бюджета (. ), связанные с выплатами компенсаций и льгот, предусмотренных для этой категории граждан».
Да плюнь ты на него. Это еще один идеологически зашоренный. На каждый твой пост он будет тебе копировать дешевую пропаганду с сайтов определенной идеологической направленности. А если скопировать будет нечего, то будет просто писать оскорбления.
Сегодня Евгению Плеханову 73 года. А будучи 18-летним призывником, он попал на Северный флот и служил на архипелаге Новая Земля. Было это в 1958 году. Аккурат в то время, когда там активно испытывалось отечественное ядерное оружие.
«Мы служили на этих полигонах «за трояк и баланду по два-три года, а взамен получили 40 лет ожидания, — говорит Евгений Иванович. — Ожидания того, что о нас вспомнят, наш подвиг оценят и воздадут должное». Вместо этого, как только матрос вернулся на большую землю, он тут же потерял статус «бойца подразделения особого риска». Государство попросту «забыло» о таких, как он, пока не грянул взрыв на Чернобыльской АЭС. Лишь в 1991 году был принят федеральный закон № 2123-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации». Закон писался специально для чернобыльцев, но под это дело вспомнили наконец и о новоземельцах.
Причинно следственная связь ЧАЭС перечень заболеваний 2021 года
83-летняя Софья Шегельман не сомневается: эксгумировать тело Быстрицкой захотела ее бывший директор Ксения Рубцова. Именно на нее заведено уголовное дело о хищении в размере 38 млн рублей. Сестра Быстрицкой считает, что Рубцова обижала и била Быстрицкую.
Бывший директор Быстрицкой заявляет, что 9 лет верой и правдой служила народной артистке. Но сестра Быстрицкой не верит в искренность Рубцовой. Ранее Ксения Рубцова через суд требовала с пожилой женщины 10 тысяч долларов. С сестры Быстрицкой сняли обвинения в финансовых махинациях, но это попортило ей немало крови. Софья Шегельман не скрывает: она часто просила деньги у своей сестры. А сейчас бывший директор Быстрицкой инициирует новое дело против племянника актрисы — ликвидатора аварии на Чернобыльской АЭС. Якобы это Рубцова, а не Быстрицкая перечислила 6 млн рублей на лечение мужчины в Израиле.
1. Заболевания, вызванные острым радиационным поражением:
1) острая и хроническая лучевая болезнь;
2) лучевая катаракта;
3) лучевые дерматит и ожоги;
4) лучевой гипотиреоз;
5) лучевой аутоиммунный тиреоидит.
2. Заболевания, при возникновении и прогрессировании которых у лиц, подвергшихся прямому радиационному воздействию, и их детей устанавливается причинная связь с воздействием ионизирующих излучений в следующих эффективных дозах:
1) острый лейкоз – 5 бэр (сЗв);
хронический лейкоз (исключая хронический лимфолейкоз), миелодиспластический синдром – 10 бэр (сЗв);
злокачественнаялимфома – 15 бэр (сЗв);
солидные злокачественные новообразования – 20 бэр (сЗв);
2) 35 бэр (сЗв) и более:
заболевания сердечно-сосудистой системы: ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертония осложненные;
заболевания крови и кроветворных органов: агранулоцитоз, гипопластическая и апластическая анемия;
заболевания щитовидной железы (аутоиммунный тиреоидит, диффузный узловой зоб);
дегенеративно-дистрофические поражения костно-мышечной системы (кроме инфекционного и травматического генеза);
умственная отсталость, не обусловленная энцефалопатией травматического, сосудистого и инфекционного генеза;
микроцефалия;
пороки развития лицевого черепа;
пороки развития костно-мышечной системы.
3. Заболевания, при возникновении или прогрессировании которых у лиц, рожденных от облученных родителей, устанавливается причинная связь с воздействием ионизирующих излучений при воздействии эффективной дозы (индивидуальной либо с учетом эффективной дозы родителей):
1) 10 бэр (сЗв) и более:
острый миелоидный лейкоз;
острый лимфоидный лейкоз;
хронический миелоидный лейкоз;
2) 25 бэр (сЗв) и более:
злокачественное новообразование легкого;
злокачественное новообразование молочной железы;
артериальная гипертония осложненная;
ишемическая болезнь сердца осложненная;
микроцефалия;
пороки развития лицевого черепа;
умственная отсталость, не обусловленная энцефалопатией травматического, сосудистого и инфекционного генеза.
4. Заболевания у потомков, эффективная доза дедушек и бабушек которых составляет 25 бэр (сЗв) и более:
острый миелоидный лейкоз;
острый лимфоидный лейкоз;
хронический миелоидный лейкоз;
пороки развития лицевого черепа;
умственная отсталость, не обусловленная энцефалопатией травматического, сосудистого и инфекционного генеза.
Приложение 2 к приказу Министра здравоохранения Республики Казахстан от 30 ноября 2020 года № ҚР ДСМ-217/2020 |
1. Настоящие правила установления причинной связи (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 76) статьи 7 Кодекса Республики Казахстан от 7 июля 2020 года «О здоровье народа и системе здравоохранения» и определяют порядок установления причинной связи заболеваний с воздействием ионизирующего излучения.
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия и определения:
1) уполномоченный орган в области здравоохранения (далее – уполномоченный орган) — центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области охраны здоровья граждан Республики Казахстан, медицинской и фармацевтической науки, медицинского и фармацевтического образования, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обращения лекарственных средств и медицинских изделий, качества оказания медицинских услуг (помощи);
2) ионизирующие излучения – излучения, состоящие из заряженных, незаряженных частиц и фотонов, которые при взаимодействии со средой образуют ионы разных знаков;
3) центральный межведомственный экспертный совет (далее – ЦМЭС) постоянно действующий орган, осуществляющий экспертно-консультативную деятельность в случае несогласия заявителя с заключением РЭС;
4) региональный экспертный совет – постоянно действующий орган, осуществляющий экспертно-консультативную деятельность в целях установления причинно-следственной связи заболеваний, смерти с воздействием ионизирующих излучений у лиц, подвергавшихся радиационному облучению, формируемый из профильных специалистов организаций здравоохранения (далее РЭС);
5) эффективная доза облучения – мера риска возникновения отдаленных последствий облучения организма человека и отдельных его органов с учетом их радиочувствительности;
6) уполномоченный государственный орган в области социальной защиты населения – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в области социальной защиты населения.
3. Для установления причинной связи заболеваний с воздействием ионизирующих излучений физические лица (далее – заявитель) или законный представитель заявителя предоставляют в РЭС следующий пакет документов:
1) заявление согласно приложению 1 к настоящим Правилам (далее-Заявление);
2) документ, удостоверяющий личность;
3) выписку из медицинской карты амбулаторного пациента с указанием диагнозов, имеющихся заболеваний в хронологическом порядке;
4) выписку из медицинской карты стационарного больного;
5) заключение врачебно-консультационной комиссии;
6) документ установленной формы о смерти, выданный медицинской организацией;
7) полигонное удостоверение (удостоверение, подтверждающее право на льготы и компенсации пострадавшему (пострадавшей) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, утвержденное постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 февраля 2006 года № 110 «О некоторых вопросах выплаты единовременной государственной денежной компенсации гражданам, пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, и выдачи им удостоверений»);
8) документы, подтверждающие проживание и (или) пребывание (учебу, работу, службу в Вооруженных Силах и воинских формированиях) на территориях радиационного загрязнения: свидетельство о рождении, аттестат, диплом, трудовая книжка, архивная справка, военный билет, командировочное удостоверение, приказы о командировании, удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции);
9) свидетельство о браке (при экспертизе связи случаев смерти);
10) для расчета эффективной дозы облучения потомков – документы родителей, дедушек, бабушек, подтверждающие факт родства с заявителем, место и период их проживания и (или) пребывания на территориях радиационного загрязнения.
Вместе с подлинниками документов предоставляются их копии.
После сверки документов подлинники возвращаются заявителю, копии подшиваются к делу для изучения экспертами РЭС и дальнейшего хранения в архиве. В случае отправки документов почтой, в том числе посредством электронной почты, копии документов заверяются согласно статье 76 Закона Республики Казахстан «О нотариате».
4. Для установления причинной связи заболеваний с воздействием ионизирующих излучений у населения Республики Казахстан РЭС в течение 30 календарных дней со дня приема и регистрации документов, указанных в пункте 3 настоящих Правил, проводит экспертизу.
5. Основанием для проведения экспертизы причинной связи смерти с воздействием ионизирующих излучений является диагноз указанный в справке о смерти.
6. РЭС рассматривает связь заболеваний с воздействием ионизирующих излучений на основании клинических и лабораторных данных, величины эффективной дозы и характера облучения.
7. При проведении экспертизы причинной связи заболеваний с воздействием ионизирующих излучений, РЭС проводит расчет дозы облучения граждан на основании документов, подтверждающих факт проживания и (или) пребывания на территориях радиационного загрязнения.
Экспертиза причинной связи заболеваний, смерти потомков проводится с учетом эффективной дозы родителей, дедушек, бабушек.
8. По итогам проведенной экспертизы РЭС выдает экспертное заключение, согласно приложению 2 к настоящим Правилам, под подпись заявителя либо под подпись его доверенного представителя.
В случае если заявитель проживает за пределами города, заключение РЭС высылается почтой в течение пяти рабочих дней после даты вынесения решения.
9. В случае изменения диагноза или эффективной дозы заявитель подает документы указанные в пункте 3 настоящих Правил в РЭС на повторную экспертизу.
10. В случае несогласии с заключением РЭС заявитель обжалует его в ЦМЭС в течение 30 календарных дней путем подачи заявления (в произвольной форме).
11. На основании заявления ЦМЭС запрашивает из РЭС пакет документов заявителя РЭС для установления причинной связи заболеваний с воздействием ионизирующих излучений у населения Республики Казахстан проводит экспертизу.
12. По итогам проведенной экспертизы ЦМЭС выносит заключение согласно приложению 3 к настоящим Правилам и направляет заявителю посредствам почты в течение пяти рабочих дней со дня вынесения заключения.
При несогласии с заключением ЦМЭС заявитель обжалует его в судебном порядке.
13. Документы по заболеваниям, не входящим в перечень заболеваний, связанных с воздействием ионизирующих излучения, утвержденного согласно подпункту 76) статьи 7 Кодекса, в РЭС и ЦМЭС не рассматриваются.
Чернобыльцам пересчитают дозы?
Өңірліксараптамакеңесінің
ҚОРЫТЫНДЫСЫ
Хаттама (Протокол №):
Т.А.Ә. (Ф.И.О.) (при наличии):
Туғанжылы (Дата рождения):
Құжаттары (Документы):
Тұрғылықтыжері (Место жительства):
Диагнозы (Диагноз):
Қорытынды (Заключение):
Шешімберілгенкүн: ӨСК төрағасы:
(Дата выдачи решения):_________ (Председатель РЭС): ________________
М.О. (бар болғанжағдайда) М.П. (при наличии)
Приложение 3 к правилам установления причинной связи |
В настоящее время действует постановление правительства Российской Федерации от 4 ноября 2004 г. № 592, которым утвержден перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации. Это постановление содержит нозологии, по которым межведомственными экспертными советами устанавливается причинная связь заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов.
«Помимо классических стохастических эффектов действия радиации в виде увеличения частоты злокачественных новообразований, в последние десятилетия получены убедительные данные, основанные на результатах радиационно-эпидемиологических исследований по оценке радиационных рисков нераковых заболеваний, в том числе болезней системы кровообращения и цереброваскулярных болезней», – отмечается в документе.
5.Ишемическая болезнь сердца, прогрессирующая, с частыми приступами стенокардии напряжения и покоя, осложненная острыми расстройствами коронарного кровообращения, тяжелыми нарушениями сердечного ритма, острой или нарастающей хронической сердечной недостаточностью.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.04.99 N 623-р и в целях реализации части 10 статьи 24 Закона Российской Федерации от 15.05.91 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с изменениями и дополнениями от 24.11.95 N 179-ФЗ, от 11.12.96 N 149-ФЗ, от 16.11.97 N 144-ФЗ, от 17.04.99 N 79-ФЗ) приказываем:
Медицинской службой Вооруженных Сил с первых дней после аварии большое внимание уделялось сохранению здоровья у военнослужащих, принимавших участие в работах по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Уже в декабре 1986 г. начальником Центрального военно-медицинского управления Министерства обороны была подписана директива ДМ-21 «Об организации диспансерного динамического наблюдения за военнослужащими, подвергшимися воздействию ионизирующих излучений в зоне аварии Чернобыльской АЭС». Основной целью диспансерного наблюдения являлось определение характера выявленных изменений в состоянии здоровья с дифференцированной оценкой роли радиационных и нерадиационных факторов в их развитии, про-» ведение лечебно-профилактических мероприятий, решение вопросов военно-врачебной экспертизы. Директивой предписывалось все вопросы военно-врачебной экспертизы решать после тщательного и всестороннего обследования в условиях окружного или центрального военного госпиталя, клиник Военно-медицинской академии. Одним из основных вопросов военно-врачебной экспертизы был вопрос об определении наличия связи выявленного заболевания с воздействием ионизирующих излучений.
В связи с изменениями в законодательстве Российской Федерации, назревшей необходимостью повышения требований к состоянию здоровья военнослужащих, переходом здравоохранения на новую Международную статистическую классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем, Правительство Российской Федерации в июле 2003 г. постановлением № 123 утвердило новое Положение о военно-врачебной экспертизе, а Министр обороны Российской Федерации приказом № 200 — новую Инструкцию о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Как Доказать Следственную Связи Участник Чернобыля Иинвалиность
Согласно букве Закона, к 1-й категории относятся участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и потерпевшие от Чернобыльской катастрофы, которые утратили полностью либо частично трудоспособность в результате Чернобыльской катастрофы, больные лучевой болезнью, а также лица, заболевание которых связано с последствиями Чернобыльской катастрофы.
военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации выполнявшихся работ;
В соответствии с Законом Российской Федерации от 01.01.01 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями Чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями, а также другими органами, определяемыми Правительством Российской Федерации.
14.1. Личное заявление от родственников граждан, подвергшихся радиационному на имя председателя Российского межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти лиц, подвергшихся радиационному воздействию;
5. Материалы об уровне внутреннего и внешнего облучения в период работы по ликвидации последствий аварии (если таковые имеются) или результаты биологической дозиметрии (копия карты учета радиации, копия военного билета, копия справки из архива Министерства обороны РФ), а для жителей загрязненных территорий — справка о полученной дозе облучения за время нахождения.
Различные общественные организации сообщают об очень высоком уровне врождённых патологий и высокой детской смертности в загрязнённых районах. Согласно докладу Чернобыльского форума, опубликованные статистические исследования не содержат убедительных доказательств этого.
Щитовидная железа — один из органов, наиболее подверженных риску возникновения рака в результате радиоактивного загрязнения, потому что она накапливает иод-131; особенно высок риск для детей. В 1990—1998 годах было зарегистрировано более 4000 случаев заболевания раком щитовидной железы среди тех, кому в момент аварии было менее 18 лет. Учитывая низкую вероятность заболевания в таком возрасте, часть из этих случаев считают прямым следствием облучения. Эксперты Чернобыльского форума ООН полагают, что при своевременной диагностике и правильном лечении эта болезнь представляет не очень большую опасность для жизни, однако по меньшей мере 15 человек от неё уже умерло. Эксперты считают, что количество заболеваний раком щитовидной железы будет расти ещё в течение многих лет.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 18 июня 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями Чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями, а также другими органами, определяемыми Правительством Российской Федерации.
В случае признания инвалидами вышеназванных лиц в соответствии с Законом Российской Федерации причина инвалидности устанавливается: «увечье связано с аварией на ЧАЭС», для инвалидов из числа военнослужащих и лиц, приравненных к ним по пенсионному обеспечению: «Увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на ЧАЭС».
Жертвы излучения оставлены наедине со своими проблемами
Врачебно-трудовые экспертные комиссии устанавливают причинную связь инвалидности с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС без освидетельствования в межведомственных экспертных советах, военно-врачебных комиссиях или иных органах в отношении следующих лиц (из указанной выше категории):
военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий указанной катастрофы, включая летный состав гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполняемых работ;
Для ликвидаторов указывается время работы, адреса населенных пунктов или их названия, время работы в данных населенных пунктах, характер выполняемых работ (непосредственно выполняемые работы и время их выполнения). Указывается место проживания (населенный пункт и характер жилого помещения). Место питания. Способ доставки от места проживания к месту работы.
13.1. Ксерокопии направления (посыльный лист) на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, вместе с «Обратным талоном» в организацию, оказывающую лечебно-профилактическую помощь, выдавшую направление на медико-социальную экспертизу» (Форма № 088/у-06) — при первичном и всех повторных освидетельствованиях;
Причинная связь между ухудшением состояния здоровья, заболеванием, частичной либо полной потерей трудоспособности граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, признается установленной независимо от величины дозы облучения или отсутствия данных по облучению, медицинского анамнеза до событий чернобыльской катастрофы, продолжительность периода между окончанием работы или проживания в зонах радиоактивного загрязнения и наступлением вредных последствий, если наступившие вредные последствия могли быть вызваны неблагоприятными факторами, возникшими вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо, если межведомственными экспертными советами, военно-врачебными комиссиями, а также другими органами, определяемыми Правительством Российской Федерации, не подтверждено отсутствие такой связи.
Врачебно-трудовые экспертные комиссии устанавливают причинную связь инвалидности с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в безусловном порядке без освидетельствования в межведомственных экспертных органах, военно-врачебных комиссиях или иных органах в отношении следующих лиц (из указанной выше категории):
Вопрос: «По данным Союза “Чернобыль” России из числа граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидами стали почти 90 тысяч человек (у 57 тысяч инвалидность связана с ЧАЭС), ушло из жизни около 30 тысяч ликвидаторов, и только у 6 тысяч смерть связали с радиационным воздействием.
Сегодня свыше 30 тысяч ликвидаторов, ставших инвалидами, не могут подтвердить связь наступившей инвалидности с Чернобылем, так как порядок и условия ее установления законодателем изменились и тем самым они поставлены в неравные условия. Они вовсе лишены права на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью.
Семьи таких инвалидов еле сводят концы с концами. Среди них высокий процент разводов (из-за бесплодия, особенно мужчин), самоубийств.
Сейчас уже не вызывает сомнения увеличение заболеваемости у ликвидаторов за счет роста болезней системы кровообращения, ишемической болезни сердца, эндокринной системы, органов пищеварения, злокачественных новообразований, лейкемии и других патологий.
По данным многочисленных исследований радиационной медицины, повышена заболеваемость у участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, особенно эндокринной системы (130%), нервной (130%), отмечается тенденция роста злокачественных новообразований (110%), особенно рака молочной железы. Значительно повышена частота врожденных пороков развития.
Исследованиями установлено, что влияние эмоционального стресса на поведение и производственную деятельность человека, на развитие посттравматических стрессовых расстройств (сердечно-сосудистых, пищеварительных, иммунных и т.д.) тесно связано с реальным и предполагаемым действием ионизирующей радиации.
В Постановлении Правительства РФ от 4 ноября 2004 года N 592 “Об утверждении перечня заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча” приведен перечень заболеваний, в основном онкологического характера. В межведомственных экспертных советах устанавливают причинную связь заболеваний только в соответствии с перечнем заболеваний, приведенных в Постановлении Правительства РФ. Подавляющего большинства ликвидаторов, больных онкологическими заболеваниями, к сожалению, среди нас уже нет (умерли). В ранее действовавшем законодательстве список заболеваний был шире, а участникам ликвидации аварии на ЧАЭС в 1987 году в зоне отчуждения причинную связь устанавливали по любому заболеванию без освидетельствования в межведомственных экспертных советах. По причине несовершенства российского законодательства многие чернобыльцы лишены права на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью. Чернобыльцы, принадлежащие к одной категории, дифференцированы в правах, а нарушение конституционного принципа равенства привело к необоснованным различиям в объеме социальных прав граждан, относящихся к одной категории пострадавших от радиационного воздействия в связи с аварией на Чернобыльской АЭС. С июля месяца 2008 года перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (скорее всего уполномоченным органом является Минздравсоцразвития РФ). 1. Намечается ли внесение изменений и дополнений в перечень заболеваний? 2. Как поступить чернобыльцам, у кого связь заболеваний и инвалидности не установлена с воздействием радиационных факторов?”
Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлены воздействием радиации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2004 г.
1. Затяжные неврозоподобные и депрессивные состояния с выраженными вегетативными дисфункциями, снижением половой потенции, патологическим (ипохондрическим) развитием личности, признаками снижения памяти, внимания, интеллектуальной продуктивности (возникшие в период ликвидации аварии или не позже чем через 2 года после прекращения работ на ЧАЭС).
2. Нейро-циркуляторная дистония с выраженными колебаниями артериального давления, частыми вегетативно-сосудистыми кризами, стойкими астеническими (цереброастеническими) нарушениями (возникшая в период ликвидации аварии или не позже чем через 2 года после прекращения работ на ЧАЭС).
Причинно Следственная Связь Чаэс Перечень Заболеваний 2020 Года
приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 6 апреля 1999 г. N 105 «Об утверждении перечней заболеваний, возникновение которых может быть связано с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 37, 8/273);
На основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11 июня 2009 г.
N 773 «Об утверждении положений о межведомственных экспертных советах по установлению причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности или смерти, у лиц, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, и о Государственном регистре лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» Министерство здравоохранения Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
- Экспертиза медицинских отдалённых последствий в системе послеаварийных санитарно-гигиенических мероприятий при радиационных авариях 2017 / Бирюков Александр Петрович, Бушманов А.Ю., Коровкина Э.П., Кретов А.С., Орлов Ю.В., Герт Ю.А., Власова И.В.
- Предложения по гармонизации перечня заболеваний, связанных с радиационным воздействием в результате аварии на ЧАЭС 2016 / Бушманов А.Ю., Бирюков А.П., Коровкина Э.П., Кретов А.С., Капитонова Н.В.
- Мониторинг рака легкого у лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС 2002 / Зубовский Г. А., Хрисанфов С. А.
- Некоторые подходы к оценке вреда психическому здоровью пострадавших в результате воздействия ионизирующей радиации 2010 / Румянцева Галина Михайловна, Чинкина Ольга Валерьевна, Шишков Сергей Николаевич
- Конституционный суд Российской Федерации на защите прав граждан, подвергшихся радиационному воздействию 2018 / Максименко Александр Владимирович, Новопавловская Елена Евгеньевна
1 МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ
А.Ю. Бушманов1, А.В. Рожко2, А.П. Бирюков1, А.С. Кретов1, Э.А. Надыров2, Э.П. Коровкина1
Анализ нормативно-правовой базы, используемой экспертными
W ^ W
советами при установлении причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан Союзного государства, подвергшихся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской катастрофы
1 ФГБУ «Государственный научный центр Российской Федерации — Федеральный медицин-
ский биофизический центр им. А.И. Бурназяна» ФМБА России, г. Москва
2 Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека,
г. Гомель, Республика Беларусь
A.Yu. Bushmanov1, A.V. Rozhko2, A.P. Biryukov1, A.S. Kretov1, E.A. Nadyrov2, E.P. Korovkina1
Analysis of the applied regulatory and legal framework used by the Advisory Councils in establishment of the causal relationship in cases of morbidity, disability and mortality among the Allied States Citizens exposed to radiation in Chernobyl Accident
1 Federal State Budgetary Institution, State Research Center — Federal Medical Biophysical Centre named by A.I. Burnasyan, Federal Medical Biological Agency, Moscow
2 Republican Research Centre for Radiation Medicine and Human Ecology, Republic of Belarus, Gomel
Ключевые слова: межведомственные экспертные советы (МЭС), ЧАЭС, законодательная база, организационная структура.
В статье проведен анализ методических подходов к установлению экспертными советами причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан Союзного государства, подвергшихся воздействию радиационных факторов вследствие Чернобыльской катастрофы. Рассмотрены нормативные документы и законодательная база, регламентирующие работу межведомственных экспертных советов (МЭС) по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской катастрофы. Представлены результаты деятельности межведомственных экспертных советов РФ и Республики Беларусь за 2013 г.
Keywords: interdepartmental advisory councils (IAC), Chernobyl Atomic Power Station (ChAPS), legislative base, organizational structure.
The article presents analysis of the applied regulatory and legal framework used by the Advisory Councils in establishment of the causal relationship in cases of morbidity, disability and mortality among the Allied States Citizens exposed to radiation in Chernobyl Accident. It reviews Normative documents and legislation, for the Interdepartmental Advisory Councils operations, that acts in establishment of the causal relationship in cases of morbidity, disability and mortality, among the Allied States Citizens, exposed to radiation in Chernobyl Accident. It presents the results of The Interdepartmental Advisory Councils operation in Russian Federation and Byelorussia for 2013.
С момента взрыва на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС прошло 30 лет. Уже в первые годы после аварии стало очевидно, что Чернобыльская катастрофа и ее последствия еще много лет будут оказывать влияние на здоровье людей, подвергшихся радиационному воздействию, экологию, экономическое развитие, демографические и социально-психологические процессы в загрязненных радионуклидами территориях.
Все годы, прошедшие с момента аварии, среди специалистов продолжаются дискуссии об объективности оценок наблюдаемых медицинских последствий Чернобыльской аварии и корректности прогнозов ее отдаленных радиационных эффектов.
В результате аварии на ЧАЭС радио -нуклидному загрязнению подверглись значительные территории прилегающих регионов Белоруссии, Украины и Российской Федерации.
Опыт гигантской работы по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС не имеет себе равных в мировой практике. При этом участники поставарийных работ, далее именуемые «ликвидаторы», оказались наиболее облученной и одной из самых многочисленных категорий населения, пострадавших в результате катастрофы, на которую в полной мере воздействовали все факторы радиационной аварии, в первую очередь ионизирующее излучение. В данных обстоятельствах особое значение приобретает эпидемиологическое исследование радиационной зависимости заболеваний, прежде всего злокачественных новообразований, так как бласто-могенное действие радиации является наиболее опасным отдаленным последствием облучения [7-9; 10; 12].
В указанный в названии перечень включаются следующие заболевания: острая и хроническая лучевая болезнь, лучевая катаракта, лучевой гипотиреоз, местное лучевое поражение (лучевые ожоги), апластическая анемия, новообразования. Перечень используется при установлении врачебно-трудовыми экспертными комиссиями инвалидности в безусловном порядке без дальнейшего освидетельствования в межведомственных экспертных советах, военно-врачебных комиссиях или иных органах.
11. Имея при себе Свидетельство о смерти, обратиться в районное Управление социальной защиты населения (УСЗН) по месту прописки умершего с письменным заявлением о выделении пособия на погребение: а) как рядового гражданина, б) как участника ЛПА на ЧАЭС. Получить пособие на погребение согласно Закону РФ № 1244-1 от 15. 05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в размере 9910,37 руб. в 2015 г. (пункт15 Статьи 14) в) в случае потери кормильца обратиться за назначением денежной компенсации иждивенцам и детям.
1. Направление органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации Центрального федерального округа по месту проживания (оригинал) на имя председателя Российского межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти лиц, подвергшихся радиационному воздействию с указанием цели подачи заявления (установление связи заболевания, инвалидности или смерти) (образец в Приложении 1): — бывшим военнослужащим из Центральной военно-врачебной комиссии или Медицинского управления (оригинал). — работавшим в системе учреждений Росатома (Минатома) — из Федерального медико- биологического агентства (оригинал).
Согласно Федеральному закону №166-ФЗ «О государственном обеспечении в РФ» граждане, пострадавшие в результате радиационной катастрофы на ЧАЭС, имеют право на получение пенсии по старости и по инвалидности. Условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей:
1. Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют:
1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы;
2) граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
3) граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения;
4) граждане, занятые на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения;
5) граждане, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные (переселяемые) из зоны отселения;
6) граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение;
7) граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом;
8) граждане, постоянно проживающие в зоне отселения до их переселения в другие районы;
9) граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне);
10) граждане, выехавшие в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение;
11) нетрудоспособные члены семей граждан, указанных в подпунктах 1, 2 и 3 настоящего пункта.
К нетрудоспособным членам семьи относятся члены семьи, указанные в пункте 3 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при условии отсутствия лиц, которые обязаны их содержать;
12) граждане, пострадавшие в результате других радиационных или техногенных катастроф, а также нетрудоспособные члены их семей.
Пенсия по старости назначается:
— гражданам в пунктах 1 и 4 по достижении возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее пяти лет;
— гражданам пункта 2 по достижении возраста 50 и 45 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее пяти лет.
Гражданам в пунктах 3, 5 — 10 пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
26 апреля — Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф. Граждане, пострадавшие в результате радиационной катастрофы на ЧАЭС, имеют право на получение ежемесячной денежной выплаты (ФЗ №12-ФЗ, вступивший в силу с 01.01.2005 года). Размер выплаты инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы составляет 1 917,33 руб., гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и др. заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие аварии на ЧАЭС или с работами по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС — 1534,85, руб., гражданам, принимавшим в 1986-1987 гг. участие в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, а также лицам начальствующего и рядового состава ОВД, проходившим в 1986-1987 гг. службу в зоне отчуждения; гражданам, в т.ч. военнослужащим и военнообязанным, призванным на военные сборы и принимавшим участие в 1988-1990 гг. в работах по объекту «Укрытие» — 1 917,33 руб., гражданам, принимавшим участие в 1988-1990 гг. в работах по ликвидации последствий ЧАЭС., гражданам, эвакуированным (в т.ч. выехавшим добровольно) в 1986 г. из зоны отчуждения, рабочим и служащим, а также военнослужащим, получившим профессиональные заболевания, связанные с лучевым воздействием на работах в зоне отчуждения — 1534,85 руб.
Порядок оказания медицинской и лекарственной помощи указанным гражданам и ее объем определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации; этими органами осуществляется также контроль за ее качеством.
Граждане, указанные в статье 13 настоящего Закона, а также их дети, родившиеся после 26 апреля 1986 года, подлежат обязательному медицинскому страхованию в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и обязательному специальному медицинскому наблюдению (диспансеризации) в течение всей жизни.
Но у руководства ВЦЭРМ есть свои претензии к проекту. «В последние десятилетия получены убедительные данные, основанные на результатах радиационно-эпидемиологических исследований по оценке радиационных рисков нераковых заболеваний, в том числе болезней системы кровообращения (ишемическая болезнь сердца, цереброваскулярная болезнь при дозах облучения от 0,2 до 0,5 Зв). …По нашему мнению (и это было в нашем замечании к проекту постановления), целесообразно снизить рекомендуемый в документе порог полученной дозы облучения с 0,5 до 0,3 Зв», – сообщил директор ВЦЭРМ Сергей Алексанин.
В ФГБУ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины» им. А.М. Никифорова», который специализируется на лечении этой категории пациентов, пояснили, что накопленные «научные, клинические и эпидемиологические данные о влиянии радиационного фактора на состояние здоровья человека требуют внесения изменений в перечень радиационно обусловленных заболеваний». В нем сохранятся группы заболеваний, связь развития которых «с перенесенным лучевым воздействием в больших дозах доказана».
Сам перечень заболеваний содержит 8 позиций, среди указанных заболеваний – злокачественные новообразования, радиационный лучевой дерматит, ишемическая болезнь сердца и цереброваскулярные болезни, развитие которых обусловлено воздействием ионизирующего излучения, и т.д.
2.1. бесплатное санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) или оздоровление (при отсутствии медицинских противопоказаний) сроком до одного месяца в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами Республики Беларусь;
С целью мониторинга за состоянием здоровья пострадавшего населения, ликвидаторов и получения достоверных данных о медико-биологических последствиях чернобыльской катастрофы, а также прогнозирования отдаленного воздействия облучения на население был создан Единый чернобыльский регистр России и Беларуси (далее – ЕЧР). ЕЧР функционирует на базе Медицинского радиологического научного центра Российской академии медицинских наук, Республиканского научно-практического центра радиационной медицины и экологии человека Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Белорусского центра медицинских технологий, информатики, управления и экономии здравоохранения. Нормативную базу ЕЧР составляет Положение о Едином чернобыльском регистре России и Беларуси.
Порядок производства продуктов питания и других товаров народного потребления на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, их реализации, а также лицензирования деятельности, связанной с проведением радиационного контроля произведенной продукции, устанавливается органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Примечание к разделу III. Гражданам, переезжающим на постоянное место жительства из зоны с более высокой плотностью радиоактивного загрязнения в зону с меньшей плотностью радиоактивного загрязнения, выплаты дополнительных денежных компенсаций, пенсий, пособий, стипендий и оплата дополнительного оплачиваемого отпуска производятся с учетом общего времени проживания на загрязненной территории.
Гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные соответственно статьями 20 и 18 настоящего Закона; этим гражданам (за исключением граждан, указанных в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона) в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию на льготных основаниях, связанных с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы. При этом добровольное повторное переселение в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы либо равнозначную не влечет за собой возникновения права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона.
К сожалению, не было опубликовано ни одного исследования, посвященного влиянию аварии в Чернобыле только на психическое здоровье. С другой стороны, важно подчеркнуть, что большинство людей, которых мы и другие ученые изучали в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, не имели психиатрических диагнозов или явной психиатрической симптоматики. В прошлых исследованиях не уделялось внимание понятию жизнестойкости. Важность выявления и лечения психологически уязвимых лиц после катастроф является бесспорной. Однако, не менее важно, не переоценить этот эффект, поскольку это может способствовать развитию культуры жертвенности.
СИЗО не по здоровью
«Российская Федерация – богатое государство, они готовы платить эти пособия. Украина, скажем, не готова. Насколько я знаю, там эти пособия и не платят. У нас пособия по инвалидности, причинно связанной с чернобыльской катастрофой, очень высокие», — отметил Эльдар Надыров.
Заведующий кафедрой сослался на официальные данные по размеру доз, поглощенных населением и ликвидаторами. «Они не позволяют не просто делать такие заявления, а усомниться в тех результатах научных и клинических исследований, которые были проведены нашими предшественниками – тем же институтом биофизики Ильина и нашим РНПЦ радиационной медицины».
военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации выполнявшихся работ;
граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших в 1годы участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
Чернобыльский форум — организация, действующая под эгидой ООН, в том числе таких её организаций, как МАГАТЭ и ВОЗ, — в 2021 году опубликовала обширный доклад,[4,16] в котором проанализированы многочисленные научные исследования влияния факторов, связанных с аварией, на здоровье ликвидаторов и населения. Выводы, содержащиеся в этом докладе, а также в менее подробном обзоре «Чернобыльское наследие», опубликованном этой же организацией, значительно отличаются от приведённых выше оценок. Количество возможных жертв к настоящему времени и в ближайшие десятилетия оценивается в несколько тысяч человек. При этом подчёркивается, что это лишь оценка по порядку величины, так как из-за очень малых доз облучения, полученных большинством населения, эффект от воздействия радиации очень трудно выделить на фоне случайных колебаний заболеваемости и смертности и других факторов, не связанных напрямую с облучением. К таким факторам относится, например, снижение уровня жизни после распада СССР, которое привело к общему увеличению смертности и сокращению продолжительности жизни в трёх наиболее пострадавших от аварии странах, а также изменение возрастного состава населения в некоторых сильно загрязнённых районах (часть молодого населения уехала).
2. Начальникам управлений здравоохранения облисполкомов, председателю комитета по здравоохранению Минского горисполкома, руководителям медицинских учреждений республиканского подчинения обеспечить оформление и представление необходимой документации межведомственным экспертным советам на пострадавших от катастрофы на ЧАЭС о связи их заболеваний, приведших к инвалидности или смерти, с последствиями катастрофы на ЧАЭС, другими радиационными авариями и в результате производства и испытаний ядерного оружия в соответствии с утвержденным Положением.
Для умерших — Причина смерти __________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Приложение:
В случае обращения граждан, подвергшихся радиационному воздействию
1. Личное заявление гражданина (ки)
2. Заверенная копия удостоверения Российской Федерации установленного единого образца, подтверждающего факт пребывания в зоне радиоактивного воздействия.
3. Документ, подтверждающий факт пребывания в зоне радиационного воздействия
4. Материалы об уровне внутреннего и внешнего облучения
5. Маршрутный лист
6. Заключение военно-врачебной комиссии (ВВК)
7. Копия трудовой книжки лица, подвергшегося радиационному воздействию.
8. Справка с места работы об условиях труда и характере работы
9. Справка с места жительства.
10. Выписка из медицинской документации гражданина, подвергшегося радиационному воздействию
11. Копии выписок из стационаров
12. Копии направления (посыльный лист) на медико-социальную экспертизу вместе с «Обратным талоном»
13. Копии Справок МСЭ
В случае смерти пострадавшего, дополнительно к вышеуказанным документам (копии):
14. Свидетельство о браке (для вдов/вдовцов);
15. Копия свидетельства о смерти, выданного загсом;
16. Копии полного протокола патологоанатомического вскрытия
17. Копия подробного врачебного свидетельства о смерти
В случае рассмотрения вопроса о детях:
18. Заявление родителей.
19. Копия свидетельства о рождении ребенка.
20. Выписка из медицинской документации ребенка,
21. Копии заключений экспертного совета о причинно-следственной связи заболеваний отца (матери) ребенка с воздействием радиационных факторов.
22. Справка о сроках пребывания отца (матери) в зоне воздействия радиационных факторов.
23. Справка о дозе облучения отца (матери).
24. Копия удостоверения Российской Федерации установленного образца, подтверждающего факт пребывания отца (матери) в зоне радиоактивного воздействия.
25. Справка о состоянии здоровья отца (матери) при направлении в зону радиационного воздействия.
26. Выписка из акта освидетельствования в МСЭ отца (матери),
27. Выписка из медицинской документации обоих родителей.
28. Выписка из женской консультации о протекании беременности матери.