Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Право государственной собственности субъекты объекты содержание». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Субъектами права государственной собственности являются: Российская Федерация – независимое суверенное федеративное государство, и субъекты Российской Федерации – республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа (ст. 124, 212, 214 ГК РФ).
Ограниченный их оборот в РФ допускается путем предоставления их в пользование субъектам предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, если они наделены таким правом. Добытые полезные ископаемые и иные ресурсы могут на условиях, оговоренных в лицензии, переходить как в государственную (муниципальную) собственность, так и в частную собственность граждан и юридических лиц.
Право государственной собственности
Имущество, составляющее государственную собственность, подлежит пообъектной регистрации в соответствующем реестре федеральной государственной собственности (собственности субъекта РФ). Порядок учета государственного имущества определен многочисленными нормативными актами, в том числе Постановлением Правительства РФ от 3 июля 1998 г.
Статья 214 ГК исключает из государственной казны имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями. Надо полагать, что из государственной казны исключается не только имущество предприятий, закрепленное за ними изначально, но и имущество, приобретенное субъектами в процессе их хозяйственной деятельности.
Положения Правительства РФ также регулируют порядок учета, оценку и распоряжение тем имуществом, которое является публичной собственностью государства. То же касается и порядка передачи всех ценных материалов МинФину России как части государственного имущества.
Законы Российской Федерации по ГК РФ ч. 1
Государственная собственность, в свою очередь, подразделяется на два вида: федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, входящих в ее состав).
Составными структурами государственной собственности в России выступает федеральное имущество вместе с собственностью субъектов РФ. Государственная собственность включает в себя все земельные участки и другие природные ресурсы, которые не являются частным владением гражданских или юридических лиц, а также отдельных муниципальных организаций.
Но несмотря на это, между правомочиями субъектов права собственности существуют определенные различия. В соответствии со ст.212 ГК РФ законом могут быть установлены особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, особенности владения, пользования и распоряжения имуществом в зависимости от того, находится ли оно в частной, государственной или муниципальной собственности.
Конституция РФ гарантирует гражданам право наследования, а также констатирует, что право частной собственности охраняется законом. Наследование имущества служит охране права частной собственности граждан.
Государство само определяет правовой режим принадлежащего ему имущества. Пределы осуществления прав собственника устанавливаются законом, государственной и местной программами приватизации.
Гражданский кодекс РФ, исходя из федеративного устройства Российской Федерации, признает множественность субъектов государственной собственности.
Таким образом, в законе закреплена презумпция права государственной собственности на природные ресурсы.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с действующим законодательством.
Право публичной собственности: понятие, объекты, субъекты
Разграничения объектов публичной собственности не всегда достаточно для того, чтобы иметь возможность регулировать оба элемента – государственный и муниципальный уровни должны иметь индивидуальный порядок управления. Объекты права имеют двухэлементную структуру, каждая из которых закреплена за определенными учреждениями:
- имущество закрепляется и управляется государством, муниципальными организациями. Владение, пользование и распоряжение этой собственностью происходит согласно правам хозяйственного ведения и управления хоздеятельностью;
- средства, входящие в соответствующий бюджет – федеральный бюджет РФ или же бюджет местных отделений. Сюда также входит то имущество, которое в тот момент не было закреплено за определенным муниципальным или государственным учреждением. Такой вид публичной собственности называется казной – это может быть федеральная казна, казна области или же казна, принадлежащая любому другому субъекту РФ.
Право государственной собственности, как правило, может возникать по тем же основаниям, что и право частной или муниципальной собственности, например на основании сделки об отчуждении.
В числе объектов государственной собственности должны быть особо выделены природные ресурсы, которые ныне стали оборотоспособными. Согласно Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Определение правового режима природных ресурсов отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Однако необходимо иметь в виду, что в большинстве случаев основания возникновения права государственной собственности определяются не положениями ГК РФ, а нормами специального акта — Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.
Ныне это положение в полной мере может быть распространено лишь на одного субъекта государственной собственности – Российскую Федерацию. Что же касается других субъектов права государственной собственности – субъектов Федерации, то оно может быть распространено на них лишь с известными ограничениями.
Режим совместной государственной собственности распространяется только на те недра, которые не выделены в качестве участков федерального значения. Эти участки недр являются федеральной собственностью.
Объектом права государственной собственности и суверенных прав на недра является государственный фонд недр (ст. 2 Закона о недрах). Государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.
Объектами муниципальной собственности – как видно из приведённого выше анализа – являются, прежде всего, муниципальные земли, ресурсы, финансово- кредитные организации, предприятия и их имущество, различное движимое и недвижимое имущество. То есть в собственности муниципальных образований находятся самые разнообразные объекты, расположенные на соответствующей территории.
Глава: 39.Право государственной и муниципальной собственности: понятие, субъекты, объекты, осуществление..
Таким особым способом является, в частности, приватизация государственного и муниципального имущества.
Круг объектов федеральной государственной собственности неограничен, в ней может находиться любое имущество. Круг объектов государственной собственности субъектов Федерации несколько уже, в ее состав не могут входить объекты исключительной федеральной государственной собственности.
Следовательно, субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация в целом и каждый субъект Российской Федерации, полный перечень которых содержится в Конституции РФ. Указанные субъекты права собственности осуществляют свои права в отношении принадлежащего им имущества и не отвечают по обязательствам друг друга.
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
Виды собственности по конституции РФ: частная, государственная, муниципальная
В комментируемой статье в соответствии с уровнями государственной власти, определенными в ст. 11 Конституции РФ, прежде всего названы субъекты права государственной собственности.
Центральное место в системе вещных прав занимает право собственности. Далеко не все признаки, присущие праву собственности, могут быть распространены на другие вещные права.
Часть федеральных объектов собственности сейчас активно передается субъектам РФ для ведения хозяйственной деятельности. В свою очередь, государственная собственность активно передается в управление муниципальными организациями.
Первоначальные: производство (изготовление) и переработка вещи (ст. 219-220), изъятие в собственность государства самовольно возведенного строения (ст. 222 ГК.); приобретение права собственности на бесхозяйное имущество (ст. 225), безнадзорные животные (ст. 230-232).
Частная собственность подразделяется на собственность граждан и юридических лиц, государственная – на федеральную и собственность субъектов Федерации, муниципальная – на собственность городов, иных населенных пунктов.
Носитель вещного права всегда действует в сложной сети социальных связей и отношений, в результате чего характер юридически значимого приобретает как его собственное поведение, так и поведение окружающих его третьих лиц.
Итак, главным субъектом владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью является местное сообщество (население муниципального образования). Органы местного самоуправления лишь «управляют муниципальной собственностью»[16]. И на этом основании являются второстепенными субъектами права муниципальной собственности.
Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и Томской области.
Таким образом, приватизация собственности принята как существенный момент перехода к рыночной экономике (ст. 217 ГК РФ).
В ст. 212 ГК РФ указано, что в РФ признается частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Допускается объединение имуществ всех форм собственности с любым субъективным составом.
Государственное имущество подразделяется на имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, и государственную казну Российской Федерации и ее субъектов (п. 4 ст. 214 ГК РФ).
Управление муниципальной собственностью осуществляется органами: 1) представительными (выборными органами); 2) органами местного самоуправления; 3) муниципальными предприятиями и учреждениями, за которыми закреплена муниципальная собственность на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Разграничение федеральной собственности и собственности субъектов Федерации на недра урегулировано следующим образом.
В этом случае объем прав нового собственника зависит от объема прав, принадлежавшего бывшему собственнику. Соответственно, на нового собственника переходят все существовавшие обременения права собственности (сервитут, другие вещные и иные права третьих лиц на перешедшее к новому собственнику имущество).