Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закупки по 223 фз в 2018 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
С марта 2018 года в силу вступают поправки, согласно которым будет осуществляться регулярный мониторинг действий следующих групп заказчиков:
- Автономные учреждения федерального уровня.
- Заказчики, чей итоговый объем заключенных контрактов за предшествующий год оказался выше 250 миллионов рублей.
- Дочерние хозяйственные общества, доля государства в уставном капитале которых более 50%.
- Дочерние хозяйственные общества, более 50% уставного капитала которых принадлежит дочерним хозяйственным обществам.
- Заказчики, чей объем годовой выручки превышает 10 миллиардов рублей.
- Заказчики, заключившие за прошедший год контрактов на общую сумму менее 50 миллионов рублей.
- Все выявленные в ходе мониторинга нарушения будут фиксироваться. По результатам проверки наложат соответствующее взыскание.
Определением Верховного Суда России от 19.07.2019 г. по делу № А19-15242/2018 принято решение отказать УФАС по Иркутской области в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Обзор изменений в закупках по 223-ФЗ в 2018 году
Принципы 223-фз в значительной степени улучшили положение небольших предприятий. Кроме этого, благодаря данному закону удалось добиться прозрачности всех операций и произвести диверсификацию поставщиков.
Дополнить список причин, по которым допускается применить закупку у единственного поставщика, можно из 93 статьи 44-ФЗ.
Государственные же закупки компании осуществляют иначе, не по правилам 223-ФЗ. Порядок госзакупок установили Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Однако заказчикам по-прежнему не нужно будет согласовывать с антимонопольной службой закрытые процедуры выбора поставщика, а также направлять уведомления о закупках у единственного поставщика, которые не состоялись.
Электронные закупки по 223-ФЗ: что изменится в 2018 году?
С 31 декабря 2017 года расширен перечень оснований для административного обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению закупок в ФАС России, а также круг лиц, которые могут подавать такие жалобы.
Кроме того, суд принял во внимание, что согласно документации о закупке квалификация участника закупки определяется по восьми критериям, максимальное количество баллов по которым составляет 100 баллов. Из них 40 баллов начисляется по двум критериям оценки «опыт».
С 01.01.2018 заказчики должны использовать общероссийские базовые перечни и федеральные классификаторы (Постановление от 13.09.2017 № 1101). Также уточнена формула расчета финансового обеспечения выполнения государственного задания.
Принципы закупки товаров и требования к этому регулирует Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ. Документ появился 8 лет назад и с тех пор претерпел множество изменений. Его редактировали уже 26 раз, но это не предел. Новые поправки заработают уже в ближайшее время.
Простым языком о законе о госзакупках 223-ФЗ
Бюджетные организации покупающие товары и услуги за счет финансовых грантов, своих средств или путем привлечения третьих лиц.
Заказчики, закупая лекарственные средства, в документации обязаны отразить лекарственную форму препарата, его дозировку, остаточный срок годности. Главные изменения в 44-ФЗ с 2018 года коснулись требований к форме плана закупок для нужд субъекта РФ и муниципальных нужд (Постановление от 21.11.2013 № 1043). С 01.01.2018 итоговый объем денежных средств по каждому коду КБК (код бюджетной классификации) и по каждому соглашению о предоставлении субсидии необходимо указывать отдельными строками.
Любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки или документации о закупке. В течение трех рабочих дней с даты поступления запроса заказчик размещает разъяснение в ЕИС с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил данный запрос.
Статья 6. Контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона
Вносить свои правки бюджетные и автономные учреждения, а также МУПы и ГУПы не смогут. Еще одно нововведение связано с тем, что типовая форма положения по 223-ФЗ с новыми изменениями должна включать особенности закупок у малого и среднего бизнеса.
С 1 июля 2018 года вступает в силу пакет масштабных изменений в законодательство о закупках, касающихся поставщиков, заказчиков, операторов электронных площадок, надзорных ведомств и финансово-кредитных учреждений, обслуживающих сферу закупок.
Правительству России предоставлено право определять перечень закупок, которые реализуются в закрытом режиме. Для этих целей будут приобретаться отдельные торговые площадки. Перечень конкретных ЭТП еще окончательно не сформирован и в любой момент может быть скорректирован.
Своевременная актуализация знаний законодательства обеспечивает бесперебойность и эффективность закупочного процесса.
Правительству России предоставлено право определять перечень закупок, которые реализуются в закрытом режиме. Для этих целей будут приобретаться отдельные торговые площадки. Перечень конкретных ЭТП еще окончательно не сформирован и в любой момент может быть скорректирован.
Кроме этого, согласно закону в случае, если стоимость работ превышает 50 000 000 рублей стоимость обеспечения должна составлять от 30% до 50% от общей суммы.
Если в результате первого тендера в серии был определен подходящий поставщик, то последующие контракты разрешается заключать с ним напрямую в целях стандартизации или обеспечения совместимости. Например, заказчик приобрел стулья для главного офиса. Во всех его представительствах по городу должны стоять такие же стулья – они закупаются напрямую у того же поставщика.
Закон позволяет выполнять закупки при помощи: конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений.
Заказчик вправе сам определить способ закупки. Это может быть не только конкурс или аукцион, а, например, запрос котировок или предложений. Главное – не забыть прописать порядок в Положении (ч. 3 ст. 3 223-ФЗ).
В 2018 году произойдет ряд изменений в порядке осуществления закупок по Закону № 223-ФЗ. Часть вступит в силу с 1 июля 2018 года, а некоторые уже действуют с 1 января. Давайте рассмотрим некоторые из них.
Таким образом, с 31.12.2017 г. договоры энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключаемые заказчиками с гарантирующими поставщиками, не включаются в планы закупок и в отчетность, формируемую заказчиками в 2018 году.
Как указал суд, непредставление указанных документов не является основанием для отклонения заявки, а предоставление указанных документов оценивается только в рамках критерия «Наличие документально подтвержденных гарантий поставок».
Бюджетные учреждения в случаях, предусмотренных ст. 15 Закона о контрактной системе, вправе осуществлять закупку товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона № 223-ФЗ. 01.07.2018 вступают в силу многочисленные изменения данного закона, внесенные Федеральным законом № 505-ФЗ.
Заявке на участие в закупке, окончательному предложению, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер.
Порядок ведения реестра контрактов
Конкурентные закупки должны осуществляться в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.
Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.
Типовое положение по 223-ФЗ должно содержать дату, до которой организациям необходимо внести изменения в свои положения либо утвердить новые. Они не будут иметь права менять в утвержденном документе информацию о порядке, способах и условиях закупок, сроке, чтобы заключить договор.
Расширен и перечень компаний, на которые возложена обязанность закупать товары у СМП. Теперь в него входят дочерние компании, в уставном капитале которых более 50% принадлежит государственным организациям.
Статья 2. Правовая основа закупки товаров, работ, услуг
В 2019 году принято несколько законов и подзаконных актов, вносящих изменения в правила осуществления закупок по закону № 223-ФЗ.
Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.
Действие документа не распространяется на компании, доля участия государства в которых менее 50 процентов.
При этом такой срок не может составлять менее пятнадцати дней с даты размещения в единой информационной системе изменений, внесенных в типовое положение о закупке.
Законодательно будут закреплены общие правила проведения конкурентных закупок:
- Документация о закупке должна быть приложена к любому извещению, за исключением случаев проведения запросов котировок.
- При реализации конкурентной закупки заказчик обязан собирать комиссию.
- Исключается возможность подачи альтернативных предложений. Один участник может подать только одну заявку.
- Отмена процедуры допускается до момента окончания подачи предложений. Более поздний отказ от закупки возможен только при условии появления обстоятельств непреодолимой силы.
- Заказчик обязан размещать в ЕИС ответы на запросы разъяснений документации. При этом в ответе не допускается указывать автора запроса.
- Разрешено проводить многоэтапные конкурентные закупки.
Данный закон направлен на развитие тендерной системы, поддержку малых предприятий, искоренение коррупционных схем и вывод новых игроков на рынок госзакупок.
Данная норма распространяется только на договоры, заключенные с 1 января 2018 года.
В случае внесения изменений в типовое положение о закупке такие изменения обязательны для применения соответствующими бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, унитарными предприятиями, положения о закупке которых утверждены в соответствии с типовым положением о закупке. Статьей 3.5 закона № 223-ФЗ установлена обязанность заказчика в особых случаях провести закрытую конкурентную закупку.