Применение международного права государственными органами рф

Автор: | 02.01.2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Применение международного права государственными органами рф». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Хотя в постановлении делается акцент на необходимость применения положений договора в случае, если он устанавливает иные правила, чем предусмотренные российским законодательством, логическое толкование постановления приводит к выводу, что было бы неправильно утверждать, что в таких случаях применимы только закрепленные в международных договорах общепризнанные принципы и нормы международного права.

Кроме того, в российские законы, посвященные самым различным сферам регулирования, могут включаться положения относительно реализации норм международного права на территории РФ (Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ГК РФ, ГПК РФ, УПК РФ и др.).
Принятие Федеральным Собранием РФ законов может быть претворением в жизнь той обязанности государства принять законодательные меры, которая предусматривается договорами в целях их исполнения.

С какой целью проводились разработки

Сложнейший вопрос, который при этом возникает, заключается в установлении иерархии юридической силы в процессе применения и исполнения этих норм в системе внутригосударственного права» [2, с. 11].

Объективные границы международного права и соотношение международного и внутригосударственного права // Советский ежегодник международного права. 1984. С. 83.

В современных условиях многие вопросы регулирования прав и свобод человека по-прежнему остаются в сфере внутригосударственной компетенции: государство само выбирает время, способ и последовательность выполнения международно-правовых обязательств. Однако очевидной является интернационализация отношений по защите прав человека.
Поэтому именно от действий государств и соответствующего механизма зависит взаимоотношения в международном сообществе»[2: с.181].

Итак, акты международного права (общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры) являются, на наш взгляд, источниками как международного права, так и внутреннего права (в том числе предпринимательского).

Президент РФ может принимать решения о прекращении международных договоров в соответствии с нормами международного права и Законом о международных договорах РФ.

Установление закрытого перечня субъектов в данном случае не совсем оправданно, поскольку он неполон. Так, например, в данном перечне отсутствуют иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории России. А они также обязаны соблюдать Конституцию и законы России.

Чтобы правильно проводить экспертизу международных договоров, следует учитывать что договоры различают на договоры «сделки», которые не вносят изменений в правовую систему государства и договоры «законы» вносящие эти изменения.

Международная практика свидетельствует о том, что Россия и многие другие государства непосредственно применяют заключенные ими международные договоры во внутригосударственной сфере. Нормы международного права становятся частью правовой системы России в силу Конституции РФ 1993 г. (ч. 4 ст. 15) и других нормативно-правовых актов отраслевого законодательства.

В Федеральном законе «О международных договорах РФ» 1995 г. подтверждается приверженность основополагающему принципу МП — принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

В случае возникновения коллизии между конституционными положениями и Указанными общими нормами международного права, суд согласно Конституции РФ должен отдать приоритет в применении правилам, закрепленным в Конституции.

Данная статья закрепляет концепцию «естественных прав» человека и гражданина, в соответствии с которой свобода — это естественное состояние человека. Государство не дарует человеку права, а признает и гарантирует их согласно общепризнанным принципам и нормам МП.

Взаимодействие характерных признаков в общей системе

Реализация норм международного права государственными органами РФ регулируется национальным правом, в соответствии с которым должно происходить осуществление международных норм во внутригосударственной сфере.

Механизмом в правовом регулировании играет роль:

  • регулятивная;
  • охранительная.

Отличаются поведенческими правилами:

  • материальными;
  • процессуальными.

Представляет интерес следующее дело. Приказом начальника депо Т., работавший помощником машиниста в депо Ленинград – Финляндского отделения Октябрьской железной дороги был переведен на другую нижеоплачиваемую работу в качестве дисциплинарного взыскания (п.15 «б» и п.17 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации)[14].

Механизмом в правовом регулировании играет роль:

  • регулятивная;
  • охранительная.

Отличаются поведенческими правилами:

  • материальными;
  • процессуальными.

Судами применяются международно-правовые обычаи, кодифицированные в конвенциях универсальных межправительственных организаций[23]. Глава 3.

Гасанов К.К. Международное право [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / К.К. Гасанов и др.; под ред. К.К. Гасанова, Д.Д. Шалягина. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. 543 с.

Нормы международного права в Конституции РФ

Соотношение и взаимодействие международного и национального права и российская Конституция // Московский журнал международного права. 1995. № 2. С. 18.

Соотношение международного и внутригосударственного права и Конституция РФ // Московский журнал международного права. 1994. № 4. С. 4.

Следует отметить, что в последнее время значи тельное распространение получила практика регулирования международными договорами внутригосударственных отношений в сфере защиты прав человека.

Анализ статей 15 и 17 Конституции Российской Федерации не содержит указаний на приоритет прав человека перед Конституцией, которая является внутригосударственным актом высшей юридической силы. Однако это не означает недооценки роли прав и свобод человека в российском праве.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Иначе говоря, в соотношении между международным договором и внутригосударственным законом приоритет отдается договору.

В данном случае надо руководствоваться, на наш взгляд, правилом п. 4 ст. 15 Конституции РФ, обладающей высшей юридической силой.

В гражданском законодательстве определена негласная иерархия для правовых источников. Первое место на этой условной лестнице принадлежит международному праву и договорам, заключенным на этом уровне. Подобный приоритет закреплен в Конституции РФ.

Конституция РФ относит ВП и МО к предметам ведения РФ, и лишь вопросы координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ отнесены к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. Никаких иных уточнений нет.

Международно-правовые нормы, действующие во время вооруженного конфликта. Источники и принципы гуманитарного права.

Принцип территориальной целостности государств, принципы нерушимости и неприкосновенности государственных границ.

В настоящее время Российская Федерация является участницей примерно двадцати тысяч действующих международных договоров. Расширение договорных связей России с другими странами обусловило необходимость совершенствования внутригосударственного законодательства, регламентирующего заключение ею международных договоров.

Оно осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений России (п. 1 Положения о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 865).

Согласно Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Нормативы по правомочиям дают субъектам возможность обращения для восстановления своих попранных интересов в Комитет, выполняющий функции защиты прав человека.

Нормы международного права на территории РФ регламентируют субъективные обязанности с должным поведением в правоотношениях. Международный Пакт в статье № 2 отразил экономические, социальные и культурные права человека.

Государство дало гарантию на их сохранение, исключая дискриминацию:

  • расовую;
  • половую;
  • языковую;
  • религиозную;
  • политическую;
  • по убеждениям;
  • происхождению национальному или социальному;
  • имущественному положению.

Международное право: Учебное пособие / Е.В. Гулин. М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 168 с. [Высшее образование: Бакалавриат].

Роль законодательной власти в реализации норм международного права повышается, в частности, повышением значимости национального права в осуществлении норм международного права, а также благодаря законодательному органу обеспечивается вхождение норм и принципов международного права в национальную правовую систему. Международное право: учебник / Российская ассоциация международного права; Отв. ред. В.И. Кузнецов, Б.Р. Тузмухамедов. 3-e изд., перераб. М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2010. 720 с.

Какими договорами скрепляют хозяйственные связи

Во вторую категорию международных договоров России входят договоры, заключаемые на уровне Российского Правительства. В преамбуле таких договоров упоминается Правительство РФ, и от его имени подписываются договоры.
Договоры третьей категории заключаются федеральными органами исполнительной власти — министерствами, государственными комитетами и другими подведомственными Российскому Правительству органами с аналогичными органами других государств по вопросам, входящим в их компетенцию.

Весьма актуальным в юридической науке является вопрос о механизме действия норм международных договоров Российской Федерации в российском праве, их согласованности с другими внутригосударственными нормативно-правовыми актами.

Если международные договоры есть источник только международного права, то акты гражданского законодательства выступают и как регуляторы внутригосударственных отношений, и как источники внутреннего права. Такова логика рассуждений.

Формы и способы реализации в РФ международно-правовых норм

Следует отметить, что Конституционный Суд разрешает дела только по запросу о конституционности международного дого­вора, а не о его соответствии или несоответствии международ­ному праву, хотя такой вопрос и может встать при оценке Су­дом договора.

Международное право. Общая часть: учебник / Г.Я. Бакирова, П.Н. Бирюков, Р.М. Валеев и др.; отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. М.: Статут, 2011. 543 с.

Многие государства участвуют в соблюдении универсальных норм. В Уставе ООН зафиксированы особо значащие для мира положения. К примеру, нераспространение ядерного оружия.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.