Законодательный уровень правового регулирования бухгалтерского учета

Автор: | 05.01.2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Законодательный уровень правового регулирования бухгалтерского учета». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Проблема стандартизации бухгалтерского учета и отчетности все больше приобретает международный характер.

Для того чтобы помочь экономике РФ занять должное место среди других стран, наше правительство ещё с середины 90-х годов учредило начало реформирования сферы бухгалтерского учёта.

1.4 Локальные нормативные акты, принятые на уровне конкретной организации

Другие органы, которые наделены правом нормативного регулирования бухгалтерского учета в пределах своей компетенции (отраслевые министерства и ведомства), не имеют права издавать нормативные акты, противоречащие нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ.

Следовательно, метод бухгалтерского учета есть взаимосвязанная совокупность способов познания сущности его предмета через процесс управления материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами с целью исчисления прибыли.

Кроме того, в учетной политике следует предусмотреть оптимальное сочетание системы бухгалтерского учета с аналитическими регистрами налогового учета, разрабатываемыми организацией самостоятельно.

Можно сказать, что документы этого уровня призваны более доступным способом разъяснять правовое основание федерального закона о бух. учёте в РФ, который принят на наивысшем уровне и не всегда может быть понятен новичкам в сфере бухгалтерии.

Система законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ

В процессе исторического развития общества возникли и постоянно совершенствовались национальные системы бухгалтерского учета. Национальная система бухгалтерского учета в Российской Федерации базируется на специфике экономических отношений и традиций государства.

Разумеется, это дело не одного дня и даже не года, но все шаги, которые были сделаны в этом направлении, говорят о готовности к плотному международному предпринимательскому и финансовому сотрудничеству, без которого в современном мире сложно представить себе процветающую страну.

Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации. Эти изменения вводятся с 1 января года, следующего за годом утверждения учетной политики, соответствующим организационно-распорядительным документом.

Они должны охватить требования, относящиеся к раскрытию информации в бухгалтерской отчетности, условно в разрезе трех групп: общие вопросы раскрытия информации, активы и обязательства организации, финансовые результаты ее деятельности.

Поскольку федеральным законом «О бухгалтерском учете» ответственность за формирование учетной методологии возложена на Правительство РФ, правовые акты, утверждаемые Приказами Минфина РФ, Центральным Банком РФ и иными уполномоченными государственными органами, следует относить ко второму уровню иерархии нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ.

В пояснительной записке организация должна раскрыть избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности.

Четвертый уровень составляют внутренние (рабочие) документы организации, формирующие ее учетную политику.

Составление первичных документов является важным этапом учетного процесса. Неправильное заполнение первичных документов может привести к ошибкам отражения информации, содержащейся в этих документах на счетах бухгалтерского учета, и к искажению сведений составляемой финансовой отчетности.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит из документов четырех уровней.

Таким образом, по предварительным результатам опроса, следующие области регулирования должны быть изменены в первую очередь – регулирование налогообложения, бухгалтерского учета, а также регулирование составление бухгалтерской отчетности.

Первый уровень составляют законы и иные законодательные акты, определяющие единые правовые и методологические основы бухгалтерского учета, его организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности. Особое место на этом уровне занимает Федеральный закон «О бухгалтерском учете», закрепляющий применяемые в учетной практике принципы и базовые правила.

В целях данного отчета Консультанты провели опрос представителей крупнейших российских компаний – эмитентов на предмет их оценки существующей системы регулирования.

Первый уровень составляют законы и иные законодательные акты, определяющие единые правовые и методологические основы бухгалтерского учета, его организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности. Особое место на этом уровне занимает Федеральный закон «О бухгалтерском учете», закрепляющий применяемые в учетной практике принципы и базовые правила.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Как построена система регулирования нормативного бухучета в Российской Федерации

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.

Примерами могут служить «Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации», утвержденной Приказом Минфина РФ № 94н от 31.10.2000 г.

Нормативные документы третьего уровня конкретизируют и рас­крывают порядок применения федеральных законов и положений (стандартов) Минфина России. Они не могут противоречить правовым актам более высокого уровня. Документы третьего уровня не имеют юридической силы, т. е. на них не следует ссылаться при судебных разбирательствах.

Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

Функции органов, регулирующих учет

В России ведется постоянная работа по совершенствованию системы правового и методологического регулирования бухгалтерского учета, базирующаяся на четырехуровневой системе нормативно- правовых актов.

Состав бухгалтерской отчетности установлен Законом (ст. 13) и не может изменяться подзаконными актами. Варьироваться могут только приложения к балансу и отчету о прибылях и убытках, так как они устанавливаются нормативными актами (пп «в», п. 2 ст. 13). Минфин РФ только для бюджетных организаций может определять состав отчетности.

К системе сбора, регистрации и обобщения информации, в частности, относится документальный учет всех хозяйственных операций, совершаемых организациями.

В первичных документах и регистрах бухгалтерского учета неоговоренные исправления не допускаются. Ошибки в первичных документах, созданных вручную, исправляются методом корректуры следующим образом: зачеркивается неправильный текст или сумма и надписывается над зачеркнутым исправленный текст или сумма.

По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации.

К первому уровню регулирования относится Конституция РФ, которая в п. «р» ст. 71 устанавливает, что «официальный бухгалтерский учет находится в ведении Российской Федерации».

В этом ключе принимаются законодательные акты, которые косвенно или напрямую касаются самого процесса организации и проведения бухгалтерского учёта на предприятиях РФ.

До перехода на рыночную экономику использовалась система бухгалтерского учета, которая отвечала требованиям плановой экономики, а основным пользователем бухгалтерской информации являлось государство.

Методички и внутренние нормативные акты

Отношения по установлению и ведению бухгалтерского учета регулируются Федеральным Законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», а деятельность на рынке ценных бумаг – Законом от 22.04.1996 № 39 «О рынке ценных бумаг». Все подзаконные акты должны соответствовать законам и не могут ни в чем им противоречить.

Согласно абзацу е) п. 1 Приказа Минфина России от 4 марта 1999 г. N 47 «О совершенствовании работы по подготовке и государственной регистрации нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации» акты Минфина России, признанные Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат опубликованию в «Финансовой газете».

Положения фиксируют минимальные требования государства к ведению бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, исходя из потребностей рыночной экономики и мировой практики. Документы данного уровня носят обязательный характер. Акты Минфина России приобретают значение нормативных правовых после их регистрации Минюстом России и опубликовании в «Российской газете», а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России

В то же время не стоит забывать о том, что ч. 1 ст. 15 Конституции РФ определяет: Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции РФ.

О первоочередном характере Конституции РФ свидетельствует и п. 2 ст. 34 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», который устанавливает, что не вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры, признанные Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ, не подлежат введению в действие и применению.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета законодательно устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.

В последние годы система нормативного регулирования и ведения бухгалтерского учета в России подверглась значительным изменениям, дополнениям и уточнениям.

Похожие главы из других работ:

Закон устанавливает единые правовые и методологические основы организации и внедрения бухгалтерского учета для предприятий, находящихся на территории Российской Федерации, а также для филиалов и представительств иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами.

В настоящей статье рассмотрены возможные способы преодоления проблем в нормативном регулировании бухгалтерского учета, которые призваны помочь сотрудникам бухгалтерской службы в решении поставленных перед ними задач.

Глава II – «Основные требования к ведению бухгалтерского учета. Бухгалтерская документация и регистрация» содержит требования к ведению бухгалтерского учета, требования к документированию бухгалтерского учета, ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку инвентаризации имущества и обязательств.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.