Закон об ограничении курения табака в 2022 году

Автор: | 08.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон об ограничении курения табака в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Табак вне закона: как Минздрав планирует бороться с курением до 2022 года

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Новая концепция противодействия потреблению табака ужесточит эти меры. Предполагается полный запрет курения в коммунальных квартирах, на всех видах автомобильного общественного транспорта, на остановках, у зданий торговых центров, и на расстоянии ближе 3 м от них. Запрет распространится на курение в любом помещении в присутствии детей и лиц, возражающих против курения табака.

Главным изменением может стать запрет на продажу табака лицам, родившимся в 2015 году и позже, даже после достижения ими совершеннолетия.

Основная цель концепции — снижение к 2025 году распространенности потребления табака среди населения до 25%. Разработчики предполагают, что невозможность приобрести табачные изделия для людей, которые на данный момент являются детьми, сохранит их независимость от табака на всю жизнь.

Таким образом планируется достичь минимального уровня потребления, полного запрета продажи табачных изделий, и отсутствия табака на рынке в целом.

Если концепцию одобрят, будет также введен запрет на производство, ввоз и обращение некурительных табачных изделий.

За нарушение установленных в России запретов существуют различные административные штрафы. Для юридических и должностных лиц они более существенны.

Кроме того, у продавца конфискуют табачную продукцию в случае ее продажи несовершеннолетнему. А за рекламу и другое стимулирование курения инициатор расплатится еще и приостановлением деятельности на срок до 90 дней.

  1. Удивительно, но иногда самой действенной оказывается вежливая просьба. Можно сослаться на на здоровье, присутствие детей и непереносимость дыма.
  2. Если это не помогло, можно разместить объявление о запрете курения с указанием нормы закона, запрещающего курить на лестничной площадке.
  3. В ответ на злостное нарушение можно вызывать участкового или полицию и написать соответствующее заявление.

Тем не менее, во многих случаях вопрос о контроле за соблюдением закона пока остается открытым.

Подготовила Ирина Якушева

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим потребление табачной продукции в общественных местах на территории Российской федерации, является Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Курение запрещено во всех общественных местах, в том числе на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных, медицинских услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, во всех видах общественного транспорта, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов.

Подробный перечень общественных мест, в которых действует запрет на курение, указан в ст. 12 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ.

На основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.

Также курение разрешено в специально выделенных изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы в аэропортах в зонах, предназначенных для нахождения зарегистрированных на рейс пассажиров после проведения предполетного досмотра, и зонах, предназначенных для пассажиров, следующих транзитом, таким образом, чтобы была исключена возможность наблюдения за курением табака из других помещений.

Согласно ст. 23 Федерального закона № 15-ФЗ за нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность.

Дисциплинарная ответственность применяется к работникам в рамках нарушения ими трудовой дисциплины в случае несоблюдения норм о запрете курения табака на рабочих местах. Выбор мер дисциплинарной ответственности за нарушение норм указанного Федерального закона в данном случае является компетенцией конкретного работодателя.

Гражданско-правовая ответственность связана с возмещением вреда жизни или здоровью человека, и порядок ее применения нормативно регламентирован в статьях 1084 — 1094 Гражданского кодекса РФ.

Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1500 рублей (ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ). Более жесткое наказание – от 2000 до 3000 рублей предусмотрено для тех, кто курит на детских площадках (ч. 2 ст. 6.24 КоАП РФ).

Принят Государственной Думой 12 февраля 2013 года

Одобрен Советом Федерации 20 февраля 2013 года

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) курение табака — использование табачных изделий в целях вдыхания дыма, возникающего от их тления;

2) окружающий табачный дым — табачный дым, содержащийся в атмосферном воздухе места, в котором осуществляется или осуществлялось ранее курение табака, в том числе табачный дым, выдыхаемый лицом, осуществляющим курение табака;

3) последствия потребления табака — причинение вреда жизни или здоровью человека, вреда среде его обитания вследствие потребления табака и воздействия окружающего табачного дыма, а также связанные с этим медицинские, демографические, социально-экономические последствия;

4) потребление табака — курение табака, сосание, жевание, нюханье табачных изделий;

5) спонсорство табака — любой вид вклада в любые событие, мероприятие или отдельное лицо, целью, результатом или вероятным результатом которого является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака прямо или косвенно;

6) табачные организации — юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие производство, перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции, либо организации, признаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации аффилированными лицами этих юридических лиц, дочерние и зависимые организации, объединения таких лиц, а также организации, созданные такими лицами. В целях настоящего Федерального закона к табачным организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции.

2. Иные понятия используются в настоящем Федеральном законе в значениях, определенных Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, Федеральным законом от 22 декабря 2008 года № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию», Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Статья 3. Законодательство в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

1. Законодательство в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те правила, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.


Закон направлен на защиту здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Постепенно запретят курение на рабочих местах в помещениях и большинстве общественных мест. С 1 июня 2013 г. такой запрет вводится на территориях и в помещениях спортивных, образовательных, культурных, медицинских и оздоровительных организаций; на детских площадках, пляжах; в пассажирских самолетах; в городском и пригородном транспорте; на вокзалах, в портах, на станциях метро и рядом со входом в них. Также нельзя будет курить в помещениях органов власти и местного самоуправления, на автозаправках, в лифтах, на лестничных клетках и в иных местах общего пользования в многоквартирных домах. С 1 июня 2014 г. запретят курить в поездах дальнего следования, на судах дальнего плавания, в общежитиях, гостиницах, магазинах, кафе, ресторанах, на крытых рынках, пассажирских платформах у электричек. Исключение составят специально выделенные открытые места или изолированные помещения, оборудованные системами вентиляции. Причем организовать их разрешено далеко не везде.

Предусмотрены ценовые и налоговые меры по снижению спроса на табачные изделия (увеличение акцизов на данную продукцию; установление минимальных розничных цен на нее).

Запрещаются реклама и стимулирование продажи табачных изделий (например, проведение лотерей, конкурсов и иных мероприятий, где призом являются сигареты). Также табачным компаниям нельзя будет выступать спонсорами любых акций и мероприятий в сфере образования, физкультуры, спорта, здравоохранения и культуры.

Вводится запрет на потребление табака несовершеннолетними. При этом граждане обязаны заботиться о формировании у детей отрицательного отношения к курению, а также о недопустимости их вовлечения в этот процесс.

Ограничивается демонстрация курения с телеэкрана. Запрещается показывать табачные изделия и процесс их потребления во всех новых аудиовизуальных произведениях: как детских, так и взрослых (в отношении последних предусмотрено лишь 1 исключение, когда такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла).

Закон содержит меры по ограничению торговли табачными изделиями. В частности, с 1 июня 2014 г. продавать их в розницу можно будет только в магазинах и павильонах, имеющих торговый зал. При отсутствии таковых в населенном пункте будет разрешена продажа в других объектах или развозная торговля. При этом выкладывать табачные изделия на витрину запретят. В торговом зале можно будет разместить лишь перечень продаваемой табачной продукции. Если у продавца возникнут сомнения в совершеннолетии покупателя, он сможет потребовать у него удостоверение личности.

Расширяется перечень мест, где торговать табаком запрещено. В него, в частности, включаются вокзалы (кроме магазинов «дьюти фри»), станции метро.

Для пресечения незаконной торговли табачной продукцией будут учитывать ее производство, импорт, экспорт, оптовую и розничную продажу, а также отслеживать производственное оборудование, движение и распределение табачных изделий.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2013 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие.

«Антитабачное» законодательство и ответственность за его нарушение

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

1. При взаимодействии с индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить подотчетность и прозрачность такого взаимодействия. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

2. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с табачными организациями по вопросам, являющимся предметом регулирования настоящего Федерального закона, должно осуществляться публично, и обращения табачных организаций, направляемые в письменной форме или в форме электронных документов, и ответы на эти обращения подлежат размещению на официальных сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

1. Предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями включает в себя:

1) обеспечение учета производства табачных изделий, перемещения через таможенную границу Союза или через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Союза табачной продукции и табачных изделий, осуществления оптовой и розничной торговли табачной продукцией и табачными изделиями; (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 272-ФЗ)

2) отслеживание оборота производственного оборудования, движения и распределения табачной продукции, табачных изделий или никотинсодержащей продукции; (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

3) пресечение случаев незаконной торговли табачной продукцией, табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией и привлечение к ответственности, в том числе конфискацию контрафактных, незаконно перемещенных табачной продукции, табачных изделий или никотинсодержащей продукции через таможенную границу Союза или через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Союза, оборудования, на котором были произведены контрафактные табачные изделия или никотинсодержащая продукция, их уничтожение в соответствии с законодательством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

2. Часть утратила силу. (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 272-ФЗ)

2.1. Учет производства табачных изделий, перемещения через таможенную границу Союза или через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Союза табачной продукции и табачных изделий, осуществления оптовой и розничной торговли табачной продукцией и табачными изделиями, отслеживание оборота производственного оборудования, движения и распределения табачной продукции и табачных изделий осуществляются на основании данных таможенного и налогового учета, систем, созданных в целях информационного обеспечения маркировки товаров средствами идентификации, и собственных систем учета производителей. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий анализ информации, указанной в настоящей статье, и порядок обмена информацией между контролирующими органами определяются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 272-ФЗ)

3. В целях предупреждения незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями каждая пачка и каждая упаковка табачных изделий подлежат в обязательном порядке маркировке средствами идентификации, а также маркировке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании. (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 272-ФЗ)

3.1. Запрещается перемещение по территории Российской Федерации физическими лицами табачной продукции и табачных изделий, не маркированных специальными (акцизными) марками в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе продукции, являющейся товаром Союза, за исключением перемещения по территории Российской Федерации физическими лицами, достигшими возраста восемнадцати лет, указанных табачной продукции и табачных изделий в количестве не более 200 сигарет, или 50 сигар (сигарилл), или 250 граммов табака, или указанных табачных изделий в ассортименте общим весом не более 250 граммов на одного человека. (в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 506-ФЗ)

4. Часть утратила силу. (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 272-ФЗ)

5. Проверка средств идентификации проводится организациями, осуществляющими оптовую и розничную торговлю табачной продукцией и табачными изделиями, уполномоченными органами с использованием систем, созданных в целях информационного обеспечения маркировки товаров средствами идентификации. (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 272-ФЗ)

1. Розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами осуществляется в магазинах и павильонах. В целях настоящей статьи под магазином понимается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

2. В случае отсутствия в населенном пункте магазинов и павильонов допускается торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами в других торговых объектах или развозная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

3. Запрещается розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами в торговых объектах, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

4. Запрещается розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией с выкладкой и демонстрацией табачной продукции или никотинсодержащей продукции в торговом объекте, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

5. Информация о табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянах, которые предлагаются для розничной торговли, доводится продавцом в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов с учетом требований статьи 20 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

6. Не допускаются розничная торговля сигаретами, содержащимися в количестве менее чем или более чем двадцать штук в единице потребительской упаковки (пачке), розничная торговля сигаретами и папиросами поштучно, табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией без потребительской тары, табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией, упакованными в одну потребительскую тару с товарами, не являющимися табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

7. Запрещается розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции в следующих местах: (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

Курение: какие ограничения коснутся граждан?

Признать утратившими силу:

1) Федеральный закон от 10 июля 2001 года N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 29, ст. 2942);

2) Федеральный закон от 31 декабря 2002 года N 189-ФЗ «О внесении дополнения в статью 10 Федерального закона «Об ограничении курения табака» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 1, ст. 4);

3) статью 50 Федерального закона от 10 января 2003 года N 15-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 167);

4) Федеральный закон от 1 декабря 2004 года N 148-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3 и 6 Федерального закона «Об ограничении курения табака» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 49, ст. 4847);

5) статью 2 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 134-ФЗ «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3433).

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2013 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

2. Статья 13 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2014 года.

3. Пункты 3, 5, 6 и 12 части 1 статьи 12, часть 3 статьи 16, части 1 — 5, пункт 3 части 7 статьи 19 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июня 2014 года.

4. Пункты 1 и 2 части 1 статьи 18 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2017 года. (в ред. Федеральных законов от 31.12.2014 N 530-ФЗ, от 28.12.2016 N 471-ФЗ)

5. Части 2 и 4 статьи 18 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2018 года. (в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 471-ФЗ)

Президент
Российской Федерации
В. ПУТИН

Практически все ограничительные меры борьбы с курением, применяемые в мире, уже реализуются в России. Действующее законодательство предусматривает следующие антитабачные запреты:

  1. На продажу табака несовершеннолетним и вовлечение детей в число курильщиков.
  2. На курение в общественных местах и помещениях, включая подъезды, детские площадки, вокзалы, лифты и подъезды, офисные здания, поезда и самолеты, больницы и пр.
  3. На рекламу и демонстрацию табака в фильмах, передачах и спектаклях. При демонстрации сигарет в произведениях для детей и взрослых дополнительно нужно сообщить о вреде курения.
  4. На стимулирование потребления табака. В России запрещены лотереи, акции, бесплатная раздача сигарет и систем нагревания табака.

Одним из самых действенных мероприятий выступает планомерное повышение акцизов на табачные изделия и увеличение стоимости сигарет. Так, с января 2021 года цены на сигареты резко возросли — на 20% (примерно на 20 рублей за пачку). Также с июля в России действуют минимальные розничные цены – пачка сигарет не может продаваться дешевле 108 рублей, а средняя цена составила 120-140 руб. Как ожидается, именно финансовые методы борьбы с курильщиками станут приоритетными.

С 2021 года электронные сигареты, вейпы и айкосы в России хотя и не запретили (как в 32 странах мира), но приравняли к обычным сигаретам. Теперь на никотинсодержащую продукцию распространяются все ограничения и запреты, действующие в отношении сигарет. К никотинсодержащей приравняли продукцию:

  • с нагреваемым табаком;
  • растворы;
  • жидкости;
  • гели;
  • жидкостьи;
  • порошки;
  • смеси для сосания, нюханья, жевания, не предназначенные для употребления в пищу.

В январе введен запрет на интернет-продажи кальянов, стиков и жидкостей для электронных сигарет. Теперь их можно купить только в розничных магазинах. Сигареты перестали продавать онлайн еще раньше. Это позволяет предотвратить продажу табачных изделий детям.

При продаже сигарет и вейпов запрещена их выкладка на витрине, а торговые точки нельзя размещать рядом с образовательными и медицинскими учреждениями.

Нацпроект «Демография» поставил цель по снижению числа курильщиков в России до 10% к 2024 году. Этот показатель пока не достигнут. Но статистика говорит о том, что число курильщиков в нашей стране планомерно сокращается.

По данным Роспотребнадзора в 2020 году курили 21,6% россиян. Для сравнения, еще в 2013 году эта цифра равнялась 41%.

Среди причин, которые побудили людей бросить курить, называли рост стоимости сигарет, введение запретов на курение в общественных местах, увеличение популярности здорового образа жизни. Из-за существенного увеличения стоимости сигарет курить стали реже, а курильщики ограничиваются меньшим количеством сигарет.

Также опросы показывают, что общественное мнение заняло антитабачную сторону – более 80% россиян поддерживают действующие запреты курения.

Но, несмотря на позитивные изменения, пока Россия остается одной из самых курящих стран в мире.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Ярославской области

1. На территории Российской Федерации не допускается розничная продажа табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет.*4.1)

2. Нарушение положения пункта 1 настоящей статьи влечет за собой привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством.

(наименование статьи в редакции, введенной в действие с 9 июня 2005 года

Федеральным законом от 1 декабря 2004 года N 148-ФЗ, — см. предыдущую редакцию)

1. В целях снижения вредного воздействия табачного дыма запрещается курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, организациях культуры, на территориях и в помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведенных местах для курения табака (пункт в редакции, введенной в действие с 9 июня 2005 года Федеральным законом от 1 декабря 2004 года N 148-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

2. На работодателя возлагается обязанность по оснащению специально отведенных мест для курения табака.*6.2)

3. Нарушение положений данной статьи влечет за собой привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством.

1. Федеральные органы исполнительной власти по здравоохранению, федеральные органы исполнительной власти по образованию и федеральные органы исполнительной власти по культуре обязаны через средства массовой информации регулярно осуществлять пропаганду знаний о вреде курения табака.

2. В целях реализации положений настоящего Федерального закона общеобразовательные программы и профессиональные образовательные программы должны содержать разделы, касающиеся изучения воздействия на организм человека курения табака. Не допускаются демонстрация курения табака во вновь создаваемых телевизионных фильмах, в кинофильмах и спектаклях, если такое действие не является неотъемлемой частью художественного замысла, и демонстрация курения табака общественными и политическими деятелями в средствах массовой информации.

Правительство Российской Федерации разрабатывает меры по ограничению курения табака и обеспечивает их реализацию.

Статья 9. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

14.12.2010 09:39 — гость —

Давно пора прижучить гадов, портящих воздух своими вонючими сигаретами!

Законодательные изменения, о которых мы расскажем на этом сайте, направлены на установление регулирования никотинсодержащей продукции и устройств для ее потребления — нагреваемый табак, вейпы, никотиновые пэки и так далее.

Это серьезные изменения для общества, табачной индустрии, и в частности, для компании «БАТ Россия» и наших партнеров.

Мы создали данный сайт, чтобы помочь нашим партнерам своевременно перестроиться на новые правила и продолжить строить успешный бизнес в соответствии с нормами законодательства.

Если по ходу изучения материалов сайта у вас возникнут вопросы, пожалуйста, воспользуйтесь разделом «Вопросы и ответы».

Спасибо за то, что вы с нами!

  • Запрет оптовой и розничной торговли пищевой никотинсодержащей продукцией, а также никотинсодержащей продукцией, предназначенной для жевания, сосания, нюханья.

    Часть 8 статьи 19 →

  • Запрет продажи никотинсодержащей продукции, кальянов и устройств для потребления никотинсодержащей продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, а также вовлечения детей в процесс потребления никотинсодержащей продукции.

    Часть 1 статьи 20 →

  • Запрет потребления никотинсодержащей продукции в определенных общественных местах, где установлен запрет курения, за исключением специально выделенных мест, оборудованных помещений в случаях, установленных ст. 12 Закона.

    Часть 1 статьи 12 →

  • Обращаем внимание, что предусмотрены отдельные сроки вступления в силу запрета на потребление никотинсодержащей продукции в помещениях предприятий общественного питания, в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах.

  • По-прежнему можно курить и потреблять никотинсодержащую продукцию на улице, в кафе на открытом воздухе и террасах, в квартирах жилых домов (за исключением помещений общего пользования в коммунальных квартирах).

  • Запрет потребления никотинсодержащей продукцией в помещениях предприятий общественного питания.

    Пункт 14 части 1 статьи 12 →

  • Запрет потребления никотинсодержащей продукцией в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах.

    Пункт 6 части 1 статьи 12 →

  • Запрет рекламы и стимулирования продажи никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов, а также спонсорства никотинсодержащей продукции.

    Пункт 1 части 1 статьи 16 →

  • Розничная торговля никотинсодержащей продукцией, кальянами должна осуществляться в магазинах и павильонах.

    Часть 1 статьи 19 →

  • Запрет продажи никотинсодержащей продукцией, кальянами на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов.

    Часть 3 статьи 19 →

  • Обращаем внимание, что устройства для потребления никотинсодержащей продукции можно будет продавать дистанционно, с помощью разносной и развозной торговли. Все существующие каналы продажи устройств сохранятся без рекламы. Нагреваемые стики можно будет купить в магазинах и павильонах, включая фирменные магазины в торговых центрах.

  • Запрещается розничная торговля никотинсодержащей продукцией с выкладкой и демонстрацией никотинсодержащей продукции в торговом объекте, за исключением случая: доведение информации продавцом до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой никотинсодержащей продукции, кальянов, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов.

    Части 4, 5 статьи 19 →

  • Обращаем внимание, что в отношении устройств для потребления никотинсодержащей продукции не установлено ограничений в отношении выкладки и демонстрации. После 28 января 2021 г. устройства продолжат продаваться в открытой выкладке, но с демонстрацией без рекламы. Стики будут продаваться в закрытой выкладке.

    Федеральный закон от 10.07.2001 г. № 87-ФЗ

    • Новые категории
    • Техническое
      регулирование
    • Реклама
      и стимулирование
    • Выкладка
      и демонстрация
    • Места
      для потребления
    • Вопросы и ответы
    • Продажа
    • Сроки вступления
      в силу закона

    Настоящий Федеральный закон в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

    Настоящий Федеральный закон в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции.

    В статье 6.24 КоАП РФ установили административную ответственность за нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов на отдельных территориях, в помещениях и на объектах. Размер штрафа не изменился и составляет от 500 до 1500 рублей для граждан.

    Частью 2 статьи 6.24 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов на детских площадках. Размер штрафа на граждан — от 2000 до 3000 рублей.

    В статье 6.25 КоАП РФ изменили название на «Несоблюдение требований к знаку о запрете курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов либо неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции».

    Установлена административная ответственность за несоблюдение законодательных требований:

    • к знаку о запрете потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов;
    • к выделению и оснащению специальных мест потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов;
    • к исполнению обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от последствий потребления никотинсодержащей продукции.

    Размер штрафа составляет:

    • для должностных лиц — от 10 000 до 20 000 рублей;
    • для юридических лиц — от 30 000 до 60 000 рублей.

    В новой редакции части 3 статьи 6.25 КоАП РФ указано, что неисполнение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции на территориях и в помещениях, используемых для осуществления хозяйственной деятельности, наказывается наложением административного штрафа в размере:

    • от 30 000 до 40 000 рублей для индивидуальных предпринимателей;
    • от 60 000 до 90 000 рублей для юридических лиц.

    Статья 14.3.1 КоАП РФ теперь называется «Спонсорство табака или никотинсодержащей продукции, реклама и стимулирование продажи табака, табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов, стимулирование потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции». Ее нормами предусмотрено за спонсорство никотинсодержащей продукции, рекламу и стимулирование продажи никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов, стимулирование потребления никотинсодержащей продукции наложение административного штрафа:

    • на граждан — от 2000 до 3000 рублей;
    • на должностных лиц — от 5000 до 15 000 рублей;
    • на юридических лиц — от 80 000 до 150 000 рублей.

    Вводится запрет на демонстрацию процессов потребления никотинсодержащей продукции в рекламе, а также на рекламу никотинсодержащей продукции и устройств для потребления никотинсодержащей продукции. Частью 3 статьи 14.3.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за демонстрацию табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов либо процесса потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции:

    • в созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы;
    • в театрально-зрелищных представлениях;
    • в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах;
    • в эфире, по кабелю;
    • другими способами указанных произведений, представлений, программ.

    Исключение составляют ситуации, когда демонстрация курения является неотъемлемой частью художественного замысла. За такие действия размер штрафов составляет:

    • для должностных лиц — от 20 000 до 40 000 рублей;
    • для юридических лиц — от 100 000 до 170 000 рублей.

    Аналогичная демонстрация никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов либо процесса потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции в произведениях, предназначенных для детей, наказывается штрафом:

    • для должностных лиц — от 20 000 до 50 000 рублей;
    • для юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей.

    За нарушение демонстрации табачных изделий в рекламе нарушителя ожидает штраф в следующем размере:

    • для граждан — от 3000 до 4000 рублей;
    • для должностных лиц — от 10 000 до 25 000 рублей;
    • для юридических лиц — от 150 000 до 600 000 рублей.

    Статьей 14.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т. п.) на никотинсодержащую продукцию.

    Статьей 14.53 КоАП РФ в новой редакции за несоблюдение ограничений в сфере торговли никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции предусмотрено наложение штрафа:

    • на граждан — от 2000 до 3000 рублей;
    • на должностных лиц — от 5000 до 10 000 рублей;
    • на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.

    Запрещается розничная торговля никотином (в том числе полученным путем синтеза) или его производными, включая соли никотина, а также никотинсодержащей жидкостью и раствором никотина (в том числе жидкостями для электронных средств доставки никотина), если концентрация никотина в никотинсодержащей жидкости или растворе никотина превышает 20 мг/мл.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.