Отчетность за 3 квартал 2021 года: что и когда сдают ИП и ООО
7,1 тыс. 0
Молоко и упакованная вода подлежат обязательной маркировке с 2021 года. Но в 2022 году для производителей и продавцов начинают действовать новые правила.
Молоко:
20 января 2022 года. Продавцы обязаны фиксировать на кассе выбытие маркированной продукции сроком годности 40 дней и менее. То есть сканировать коды маркировки такой продукции на кассе и передавать данные через ОФД в «Честный ЗНАК».
1 июня 2022 года. Продавцы обязаны фиксировать на кассе выбытие маркированной продукции сроком годности более 40 дней.
1 сентября 2022 года. Становится обязательным объемно-сортовой учет. При передаче продукции от поставщика к продавцу нужно пользоваться электронным документооборотом. Пока упрощенным — передавать полный код маркировки не нужно.
1 сентября 2022 года. Производители и продавцы обязаны передавать в «Честный ЗНАК» информацию о выбытии молочной продукции не через кассу. Например, если ее списывают из-за порчи.
1 декабря 2022 года. Колхозно-фермерские хозяйства, которые сами производят и продают молочную продукцию, обязаны ее маркировать.
Упакованная вода:
1 марта 2022 года. Маркировка становится обязательной для прочих категорий воды: с кодами ТН ВЭД 2201 и ОКПД2 11.07.11.120, 11.07.11.130, 11.07.11.140. Теперь производители такой воды обязаны ее маркировать, а оборот любой немаркированной упакованной воды запрещен.
1 сентября 2022 года. Продавцы обязаны фиксировать на кассе выбытие любой маркированной воды. То есть сканировать коды маркировки такой продукции на кассе и передавать данные через ОФД в «Честный ЗНАК».
1 ноября 2022 года. Становится обязательным объемно-сортовой учет. При передаче продукции от поставщика к продавцу нужно пользоваться электронным документооборотом. Пока упрощенным — передавать полный код маркировки не нужно.
Трансформация рынка автозапчастей и прогноз изменений на ближайшие 5 лет
Поставки комплектующих для производства автомобилей стали одной из первых жертв пандемии коронавируса – еще даже до того, как ее назвали пандемией. Китайские заводы и фабрики, закрывшиеся на карантин, перестали отгружать запчасти и компоненты, а чуть позже то же произошло и с европейскими производителями. Но потом проблема поставки комплектующих ушла на задний план – в России и мире были проблемы серьезнее.
Карантинные меры начали снимать только с июня, и уже тогда стало ясно, что автозапчасти в России подорожали на 10-15%, а по некоторым позициям оригинальных запчастей даже появился дефицит. Проблема была и в закрытых на карантин заводах, и в закрытых границах, а еще в России на время самоизоляции закрылись центральные склады поставщиков запчастей. А еще примерно тогда же дал о себе знать упавший рубль – и после отмены ограничений запчасти заметно подорожали. Как рассказал нам Игорь Серебряков из ГК «АвтоСпецЦентр», на поставки запчастей из Китая приходилось до 80% всего объема – соответственно, этот сегмент пострадал тогда сильнее других. Что касается собственно продаж, через интернет компании стали продавать треть всего объема – против 22% до пандемии.
Отсутствие в продаже оригинальных компонентов и завышенные цены на них стали причиной того, что некоторые водители стали отказываться от услуг официальных поставщиков в пользу аналогов. Как отмечают эксперты, зачастую цена на одну и ту же запчасть отличается на 40% – хотя разница лишь в названии. Так, часть продукции брендируется именем автопроизводителя, а другая часть – именем производителя запчастей.
А еще за 2020 год спрос на автозапчасти вырос на 25% – такие данные дает «Авито Авто», а в автосервисы владельцы транспорта начли обращаться на 73% чаще. Причин может быть несколько:
у автовладельцев появилось много свободного времени, и они предпочли заняться ремонтом. Например, водители начали чаще спрашивать прокладки и ремкомплекты для ремонта двигателей;
автомобиль в условиях отмены движения общественного транспорта был единственным средством передвижения;
многие подрабатывали курьерами в период самоизоляции, что означает усиленный износ автомобилей.
Что интересно, рост спроса на запчасти и ремонт был даже с учетом того, что автовладельцы полгода могли не проходить техосмотр перед покупкой полиса ОСАГО (хотя до вступления в силу реформы техосмотра диагностическую карту чаще просто «покупали»).
Это подтверждает и Максим Меженков из компании «Мой Автопрокат» – по его словам, россияне начали выбирать автомобиль как более безопасный вид транспорта и чаще путешествовать по стране в условиях закрытых границ. А из-за девальвации рубля и падения доходов автовладельцы вынуждены покупать более дешевые запчасти и обращаться в неофициальные сервисы.
Вообще же очередное подорожание запчастей лишь укрепило уже имеющийся тренд – как рассказали нам эксперты, за последние 2 года рост цен составил 30%, и это еще не предел.
Еще с лета поставщики автозапчастей пересчитали цены с учетом ослабевшего рубля – а учитывая его волатильность, в цену они могут закладывать и более высокие значения (чтобы не потерять деньги, если между поставкой и расчетами рубль снова потеряет пару позиций).
Но не только доллар влияет на стоимость – так, если запчасти производятся в России с относительно неплохим уровнем локализации, доллар может и не повлиять на стоимость запчастей. Другими словами, в запчасти поднимется в цене только та часть стоимости, которая приходится на импорт, все остальное дорожать не должно. С автозапчастями из Китая ситуация примерно такая же – к китайской валюте рубль ослаб примерно на те же 20%, но определенная часть стоимости приходится на рублевую составляющую.
В реальности у роста цен на запчасти могут быть и другие причины. Например, расходы на доставку товаров из Китая выросли примерно вдвое – все дело в недоступности морских контейнеров для перевозки. Это связано и с пандемией, и с очередной торговой войной США и Китая: контейнеровозы доставили товары из Китая в США, но обратно не отправились – американская экономика остановлена на локдаун, да и до сих пор действуют некоторые ограничения на торговлю. Чуть позже контейнеровозы скопились и возле берегов Европы по той же причине.
Однако это касается скорее официальных дилеров, которые поставляют запчасти через другие страны. В Россию же китайские запчасти поставляются железной дорогой – но и там тарифы на контейнерные перевозки выросли, пусть и всего на 3,7%.
Тем не менее, такая ситуация отразится на ценах за тяжелые и объемные запчасти – например, на двигатели или КПП в сборе, лобовые стекла или кузовные детали. Более мелкие запчасти из-за доставки подорожают лишь на 1-3%, что в масштабах общего роста цен будет практически незаметно.
Кстати, более дорогие запчасти испортят жизнь водителям не только при ремонте – это повлияло и на стоимость полисов ОСАГО. Дело в том, что страховая премия (стоимость полиса) рассчитывается в зависимости от стоимости ремонта. А среднестатистическая «корзина запчастей» подорожала на 23% – причем официально, в справочнике стоимости запчастей. Поскольку страховые компании теперь вправе более гибко устанавливать тарифы, рост стоимости запчастей сделает ОСАГО для «рискованных» водителей еще дороже.
Самый жесткий дефицит комплектующих был зафиксирован весной прошлого года – тогда проблемы были такими, что завод «Волгабас» вообще остановил производство (еще до самоизоляции и нерабочих дней). Со временем поставки наладились, но отдельные запчасти все еще сложно достать.
Проблемы с поставками запчастей существуют, отмечают представители отрасли – виной тому снова нехватка места в контейнерах из Китая. Нехватка запчастей характерна для некоторых брендов вроде Hyundai, Jaguar, Land Rover. Так, по некоторым позициям Hyundai клиентам приходится ждать до трех месяцев. Что касается запчастей для европейских марок, проблем тут меньше – дефицит есть разве что на самые ходовые запчасти, и то связано это с проблемами при сертификации поставок. А, например, по Volkswagen проблем с поставками нет вообще – наличие запчастей обеспечивает центральный склад, а при необходимости можно заказать недостающие запчасти из Европы.
К настоящему времени дефицита запчастей практически нет, говорит Игорь Серебряков из ГК «АвтоСпецЦентр». По его словам, есть заметный рост цен на отдельные позиции (до 20%), также подорожали расходные материалы для импортных брендов премиум-класса. В свою очередь, Максим Меженков со ссылкой на экспертов отмечает, что 33% опрошенных сервисов подтвердили – проблемы с поставками все же есть.
О проблемах с поставками некоторых запчастей рассказал нам и Евгений Афанасьев из группы компаний SRG . По словам эксперта, дефицит связан с проблемами логистики, а также с сокращением производства.
Правда, можно найти некоторые истории от автовладельцев на форумах, где они жалуются на долгие сроки поставок. Например:
владелец Subaru из Нижнего Новгорода попал в ДТП в ноябре прошлого года, но заказанные в декабре запчасти придут только в марте этого года. При этом на другой японский автомобиль в семье, Mitsubishi ASX, запчасти приходят в течение недели;
владелец Skoda Rapid из Москвы попал в ДТП в октябре 2020 года и отдал авто официальному дилеру в ремонт. К ремонту до сих пор не приступили – дилер ждет поставки запчастей;
владелец Skoda Rapid из Архангельска попал в ДТП октябре прошлого года, но до декабря автосервис так и не дождался заказанной в Чехии детали для ремонта;
владелец Range Rover из Москвы по гарантии ждал поставки сломавшегося стартера из Великобритании вдвое дольше, чем нужно – 15 дней вместо одной недели.
Соответственно, тотального дефицита запчастей нет (все же в России есть склады у поставщиков, которые смягчают проблему), но по некоторым позициям придется ждать очень долго. Особенно если речь идет о поставке оригинальной запчасти от официального поставщика из-за границы.
Рынок автозапчастей в России достаточно неплохо развит – есть несколько крупных поставщиков и множество более мелких, которые сотрудничают с интернет-магазинами, представляющими, по сути, сайт и пункт выдачи заказов. Все организовано так, чтобы клиент получил то, что ему нужно и в сжатые сроки.
Работает это примерно так:
клиент заходит на сайт интернет-магазина и вводит в строке поиска артикул нужной ему запчасти;
система ищет запчасть по складам разных поставщиков и выдает весь список – с разными ценами (от наименьшей к наивысшей), разными сроками поставки и даже показывает вероятность поставки – сравнивая число доставленных заказов с общим их числом;
параллельно клиенту показывают аналоги этой же запчасти, но уже от других производителей – часто намного дешевле, при этом запчасть фактически будет той же самой;
есть системы скидок, а иногда клиент получает более низкую цену, если соглашается с тем, что вернуть запчасть не получится (если он заказал не то, и товар не подошел).
Тем не менее, так россияне покупают пока только треть заказов – тогда как 67% они покупают в сервисных центрах, где тут же производится замена. Какая-то часть приходится на гарантийный ремонт, какая-то – на ремонт по ОСАГО или каско.
Но в России все еще легко купить контрафактную деталь неизвестного происхождения и с неизвестным качеством. Таких запчастей в прошлом году россияне купили на 27 миллиардов рублей, это примерно 2,4% от всего рынка. Правда, стоит отличать контрафактную деталь от вполне нормального аналога.
Так, запчасти можно разделить на несколько групп:
то, что продает официальный дилер. Все запчасти будут брендированными (например, они будут идти с марками Lada, Ford, GM и т.д.);
аналоги оригинальных запчастей. Как правило, их производят те же компании, что и делают брендированные запчасти для официальных представительств. Примеров много – например, Valeo производит компоненты для BMW, Ford, GM и других производителей, но также выпускает запчасти и под своим брендом – гораздо дешевле. А Lemforder – официальный поставщик компонентов для VW, Audi, Volvo и других компаний, но под своим именем продает все то же, еще и дешевле;
запчасти с известным брендом, которые произведены без его согласия. Как правило, это банальная подделка, произведенная в кустарных условиях на подпольном заводе (а иногда – после окончания смены на официальном заводе).
Первые два варианта – абсолютно приемлемый вариант (а второй – еще и намного дешевле первого), тогда как контрафактные запчасти могут иметь абсолютно непредсказуемое качество, и в некоторых ситуациях могут стоить жизни водителю на дороге. В крупных интернет-магазинах такой продукции, скорее всего, не будет – а на рынке или в сомнительных магазинах запчасти лучше не покупать вообще.
Еще один вариант сэкономить – небольшие магазины автозапчастей, имеющие сертификацию на продажу продукции определенных брендов. За счет размера они могут оперативно «достать» ту или иную запчасть, не продадут контрафакт, а часто и цены у них ниже, чем в других магазинах.
Правда, покупая запчасти в интернет-магазинах, нельзя забывать о гарантии. Дело в том, что в большинстве случаев гарантия распространяется только на запчасти, которые устанавливает автосервис (необязательно фирменный, главное – официально оформленный). Поэтому, даже если установка запчасти очень простая, но стоит деталь дорого, лучше все же заехать на сервис, объяснить ситуацию и попросить установить запчасть и выдать документ об этом.
Так что у потребителей есть хорошие возможности сэкономить – покупать аналоги запчастей от тех же производителей, искать спецпредложения и акции. А еще – не забывать о гарантии.
В этой статье дадим описание такого фактора, как сезонность — в сфере торговли автозапчастями. На самом деле, это большая и сложная тема, которую многие не рассматривают всерьез или не берут во внимание. Однако если уделить этой теме достаточно внимания, то есть хорошие перспективы сделать заметную прибавку к объемам своих продаж.
Мы надеемся, что эта статья будет особенно полезна тем, кто делает первые шаги в этом бизнесе или уже имеет определенный опыт, но, хочет расти и совершенствоваться дальше.
Во многих сферах торговли существует такое понятие, как сезонность, т.е. зависимость спроса на те, или иные товары и услуги от времени года. Автозапчасти и другие автомобильные товары не являются исключением. Однако в каждой сфере торговли есть свои особенности, и в данной статье попытаемся раскрыть их для сферы торговли автозапчастями.
Автомобили эксплуатируются круглый год, и соответственно, круглый год требуется их техническое обслуживание и, в случае поломок – ремонт. Однако в разное время года спрос на одни автомобильные товары может снижаться, а на другие автомобильные товары наоборот – увеличиваться.
Топ-9 трендов ритейла: что поможет повысить продажи в 2021-2022 годах
Даже не смотря на сезонность, можно оптимизировать свои закупки, и, во все времена года делать упор на наиболее востребованные товары в каждом конкретном сезоне.
Спрос на узловые автозапчасти (двигатель, подвеска, электрика, трансмиссия) обычно не зависит от времени года, хотя есть мнение, что в холодное время года детали чаще выходят из строя из-за большего перепада температур, при которых им приходится работать.
А, есть такие автомобильные товары, у которых сезонность ярко выраженная. Это, прежде всего сезонные колесные шины, спрос на которые начинает повышаться за 1-2 месяца до начала соответствующего сезона. При этом если покупатель планировал обзавестись новыми колесными дисками, то, часто такую покупку совмещают с сезонной заменой шин – это следует иметь ввиду.
Стоит также обратить внимание на расходные материалы. К примеру, щетки стеклоочистителя рекомендуется менять не реже 1 раза в 6 месяцев, но некоторые водители пренебрегают этой рекомендацией и покупают новые дворники не чаще одного раза в год, как правило, весной. В свою очередь, к примеру, моторное масло многие меняют перед зимним периодом.
Еще один немаловажный момент – это популярные праздники (23 февраля, 8 марта и т.д.). В эти периоды может расти спрос на различные подарочные наборы, инструменты, компрессоры, видео-регистраторы, радар-детекторы и другие товары, которые могут рассматриваться покупателями в качестве подарков.
Разумеется, что зависимость спроса на определенные товары от сезона может показаться некоторым не такой ярко выраженной, и что не стоит обращаться внимания на такие «мелочи». Однако, как показывает практика, в том числе и наших коллег, если проявлять интеллектуальный подход к процессу торговли учитывать, в том числе и сезонный фактор, то, можно добиться заметного результата в объеме продаж.
В этом блоке поразмышляем о том, чем следует заниматься в период снижения покупательской активности.
Традиционно, в году есть два наиболее ярко выраженных периода снижения покупательской активности в магазинах автозапчастей – это первая половина января и это обычно август. В январе многие отдыхают на новогодних праздниках, а август – это период массовых отпусков. Поэтому в эти периоды, потенциальные покупатели заняты в основном приятными и долгожданными личными делами, а все текущие задачи и в том числе ремонт автомобиля откладывают на потом.
Поэтому Вам, как владельцу автобизнеса, следует использовать эти сезонные периоды снижения покупательской активности с максимальной пользой для своего дела.
Изменения и оптимизации всех бизнес-процессов, которые Вы давно планировали, лучше всего осуществлять именно в эти периоды, поскольку любые возможные негативные эффекты от нововведений (сбои, простои, временные отключения отдельных модулей и т.д.) в период низкой активности покупателей будут выражены в менее явном виде, и Вам будет легче предпринять действия по корректировке своих нововведений.
Это в том числе касается сайта, т.е. интернет-магазина. Дорабатывать и модернизировать сайт своего интернет-магазина необходимо постоянно, в течение всего года. Это связано с тем, что сфера интернет-торговли автозапчастями динамично развивается, и, чтобы Вы сохраняли занятые позиции и увеличивали объем продаж, Вам следует постоянно держать свой интернет-магазин на шаг впереди конкурентов, не забывая о том, что они в свою очередь заняты тем же.
Но, в периоды низкой активности покупателей, можно существенно больше уделять время развитию своего интернет-магазина и всем процессами, связанным с ним. Это время, когда можно не просто заниматься повседневным обновлением цен, наличия и каталога товаров, а, можно заняться существенно более значимыми задачами. К таким задачам можно отнести, к примеру, разработку нового функционала для сайта, подключение новых поставщиков автозапчастей, обновление дизайна, подключение различных сторонних сервисов (банки, онлайн-кассы, виджеты транспортных компаний). Особое внимание следует также уделить автоматизации своей программной части, интеграции сайта с учетной программой. Все это требует времени на постановку задачи, разработку и отладку. И, как раз заниматься решением подобных задач удобнее всего в период низкой активности покупателей.
Еще одной значимой задачей в период снижения активности покупателей, как ни странно, является отдых. Не лишним будет заметить, что продавцам, владельцам автобизнеса и сотрудникам маркетинговых отделов тоже следует отдыхать. Из своего опыта общения с клиентами (владельцами автобизнесов), время от времени, возникают такие разговоры, когда отдельные клиенты могут выражать недовольство тем, что, к примеру, наша компания принципиально не работает в выходные. Бывало, что нам даже приходилось слышать от некоторых клиентов фразу: «У меня же нет выходных». С нашей точки зрения, такой поход является в корне неправильным, и, в итоге может привести к выгоранию и накоплению усталости, что неизбежно отразится на успехе бизнеса. Особенно это актуально для небольших компаний, в которых многие процессы завязаны на конкретных сотрудниках. Нужно помнить, что отдых – это необходимая часть работы и от продуманного баланса труда и отдыха зависит ее эффективность. Поэтому, сезон снижения спроса – это отличное время, в том числе и для своего собственного отдыха.
Сезонность в торговле автозапчастями и другими автомобильными товарами имеет место, как и в других областях торговли. При этом популярность одних автомобильных товаров может снижаться в одно время года и повышаться в другое. Также имеет место изменение покупательской активности. В период высокой активности покупателей следует сосредоточиться на повышении объема продаж, а в традиционные периоды низкой активности покупателей, следует работать над развитием и модернизацией своих бизнес процессов, чтобы максимально подготовленными подходить к очередному сезону высокого спроса.
Эта статья, конечно же, является только началом в исследовании такой сложной и большой темы, как влияние сезонного фактора на торговлю автозапчастями. Но, мы надеемся, что она оказалась для Вас полезной и, Вам будет над, чем подумать, прочитав эту статью.
Рынок FMCG (Fast Moving Consumer Goods) — один из самых конкурентных по способам, и инструментам продвижения и продаж. На рынке FMCG представлены десятки тысяч товарных позиций.
К товарам широкого спроса относятся:
продукты питания и напитки;
декоративная и гигиеническая косметика;
предметы личной гигиены;
средства для стирки и уборки;
фармацевтические товары;
другие товары краткосрочного пользования (уход за обувью, некоторые товары для дома и др.)
Распространение COVID-19 оказало негативное влияние на рынок продуктового ритейла в 2020 г. Снижение реальных доходов населения привело к замедлению темпов роста рынка и в текущем, 2021 году.
Прогнозировалось, что при реализации базового сценария развития экономики оборот продуктовой розницы может вырасти на 6%, до 17,1 трлн руб. В случае пессимистичного сценария объем рынка вырастет на 4%, до 16,7 трлн руб. Подтвердился второй сценарий.
В 2021 году маржинальность ритейлеров продолжит находиться под давлением. На фоне сокращения реальных доходов населения ритейлерам придется уменьшать торговую наценку. Закупочные цены продолжают демонстрировать рост вследствие ухода с рынка ряда компаний, подорожания поставок, увеличения себестоимости производства из-за новых санитарных мер.
Режим самоизоляции ускорил рыночные тенденции. Развитие онлайн–торговли стало драйвером роста для отрасли: объем рынка вырос в разы. Ведущие офлайн-компании активно развивают электронную торговлю, открывают дарксторы (помещения, доступ к которым не предусмотрен для конечного потребителя), увеличивают собственную службу доставки и расширяют сотрудничество с логистическими операторами.
Доходность офлайн-магазинов продолжит сокращение. Снижение популярности офлайн-магазинов приведет к падению выручки на квадратный метр. Как следствие — усиление формата жестких дискаунтеров.
Рынок продолжает консолидироваться, ТОП 10 FMCG-сетей в 2019 г. обеспечили уже 18,1% суммарного оборота розничной торговли. Аналитики M.A. Research ожидают, что к 2024 г. доля ТОП 10 торговых сетей превысит 22% оборота розничной торговли, причем доля трех крупнейших компаний (X5 Retail Group, «Магнит» и «ДКБР Мега Ритейл») будет ежегодно расти. Для сравнения, на пять ведущих сетей в Германии приходится 74% оборота, во Франции – 56%, такие данные приводит ВШЭ.
Будущее рынка запчастей и автомобильного ретейла
В условиях карантина онлайн-канал вышел на первый план, а выручка онлайн-гипермаркетов, маркетплейсов и служб доставки выросла в разы. Хотя до начала пандемии COVID-19 российский рынок e-grocery не входил в число быстрорастущих, он стал одним из ключевых драйверов рынка продовольственной розницы, в среднесрочной перспективе его влияние на рынок и потребительскую модель заметно усилится.
В качестве основного фактора удобства онлайн-шопинга пользователи отмечают возможность совершать покупки из любого места и в любое время. Это говорит о важности развития и продвижения мобильных инструментов взаимодействия с потребителями.
Удобная доставка — наиболее важный фактор для всех категорий при выборе онлайн-магазина. Особенно для регионов, где бесконтактные, безопасные покупки всё ещё очень актуальны.
Для многих пользователей онлайн-шопинг — это ещё и вид досуга. В категории косметики это влияет на длительность пути до покупки. Самый короткий путь к покупке в категориях с высокой лояльностью к маркам, где пользователи заранее знают, что хотят приобрести, например, зоотовары.
FMCG-ритейлеры и производители говорят о намерении в 2021-2022 гг. наибольшее внимание уделять развитию онлайн-каналов, процессам цифровой трансформации и развитию IT-инфраструктуры. Кроме того, большинство компаний заявляют о намерении увеличить бюджет на рекламу в интернете и соцсетях.
Всю торговлю можно условно разделить на 2 вида:
1) Розничная торговля — любая деятельность, связанная с осуществлением купли-продажи товаров непосредственно потребителям.
2) Оптовая торговля — особая деятельность по реализации товаров/услуг тем, кто покупает их в целях либо дальнейшего использования (например, пошив, переработка), либо перепродажи. Поэтому в оптовой торговле наблюдаются крупные закупки в больших объемах.
Особенность сферы торговли в РФ заключается в том, что в большинстве развитых мировых экономик соотношение количества компаний розничной торговли с общей численностью населения существенно превышает уровень данного показателя в России. К примеру, в США в среднем одна компания розничной торговли на 122 граждан, в Японии этот показатель составляет 69, в Южной Корее — одно предприятие на 42 человека. Отечественная экономика предлагает один киоск или магазин на 400 человек. Схожая картина наблюдается и с «оснащенностью» торговыми площадями.
Instagram, YouTube, TikTok и Facebook уже давно перестали быть просто социальными сетями для общения с друзьями и коллегами и стали серьезными площадками для продвижения брендов и товаров. Именно поэтому ритейлу необходимо взаимодействовать с лидерами мнений, которые могут влиять на покупательские привычки.
Ценность работы с инфлюенсерами не всегда легко связать с привлечением трафика в обычные магазины и увеличением покупок там, однако, если у вас есть онлайн-магазин, аудитория лидеров мнений может превратиться в ваших клиентов: от рекламного поста до покупки на сайте — всего один клик.
Главное — найти “правильного” инфлюенсера для своего товара.
Еще один тренд, связанный с социальными сетями, — социальная коммерция, которая превратила Instagram, Facebook и другие площадки в торговые центры. За время пандемии такой вид коммерции стал особенно популярным — объем продаж в соцсетях за 2021 год составил $36 млрд, что на 35% больше, чем в 2020-м.
Такой бум легко объяснить: покупатели чувствуют себя в безопасности, совершая покупки онлайн. Прибавьте к этому постоянно увеличивающееся время, которые они проводят в соцсетях, новые функции, которые делают покупки через социальные сети удобными, и возможность привлекать новую аудиторию “не отходя от кассы” — и получите мощный инструмент по оптимизации процесса продаж.
Рынок автозапчастей в РФ вырос по итогам I полугодия 2021 года
Несмотря на то, что бесконтактные технологии существуют уже более 10 лет, пандемия Covid-19 ускорила их развитие и подтолкнула к тому, чтобы они стали неотъемлемой частью цифровой трансформации розничной торговли — покупатели сегодня хотят совершать покупки в безопасных для своего здоровья условиях.
Однако термин “бесконтактные покупки” является общим и включает в себя несколько подходов:
Подход, который также является новым трендом в ритейле и позволяет покупателям сразу забрать выбранный заранее товар на кассе, вместо того, чтобы тратить время на блуждание по магазину и выстаивание в очереди. Он также сводит к минимуму контакт клиентов между собой.
Окна выдачи товара
Клиенты размещают заказ онлайн либо по телефону, а затем встречаются с представителем компании, чтобы забрать заказ, то есть покупатель контактирует только с сотрудником.
Вариант для ритейлеров, которые торгуют сезонными товарами или хотят воспользоваться модной тенденцией, — спрос на продукцию стихийных магазинов обычно непродолжителен или связан с каким-либо событием или праздником. Они особенно популярны в сфере торговли одеждой и игрушками.
К основным преимуществам таких магазинов относятся:
низкие финансовые риски. Вы продаете то, что сейчас действительно пользуется спросом;
высокая окупаемость. За счет популярности товара и низкой арендной платы, так как вы арендуете помещение на короткий срок;
возможность увеличить число каналов взаимодействия с клиентами . Вариант для ритейлеров, которые не делают акценты на сезонности или популярности товаров, а работают круглый год. Преимущество в данном случае заключается в ощущении эксклюзивности товара, о чем сообщают покупатели сезонных магазинов.
На данный момент превалирующей тенденцией стал дефицит как комплектующих, так и самих автомобилей. В результате заказанные ранее машины люди ждут более полугода! Речь идет именно о тотальном дефиците – недостает как премиальных, так и бюджетных авто.
Тем временем дефицит микрочипов все еще сохраняется, а спрос на машины растет. В результате эксперты прогнозируют повышение цен на автомобили в следующем году. Такой точки зрения придерживается, в частности, автомобильный маркетолог Сергей Власов. В интервью, данном агентству «РИА Новости», он сообщил, что прошлогодний рост цен на машины был связан с эффектом отложенного спроса, тогда как в этом не хватает уже самих авто, что ведет к появлению длинных очередей. Из-за нехватки деталей электроники страдают все производства, так как она сейчас есть в любой машине.
Согласно отчету Adobe, общие онлайн-расходы в мае 2020 года составили 82,5 миллиарда долларов, что на 77% больше, чем в прошлом году. Мобильный Ecommerce вырос на 10%.
Все больше покупателей регулярно используют свои мобильные устройства для множества задач, включая проверку электронной почты и оплату счетов. Использование смартфона для совершения покупок становится все более комфортным, особенно с помощью специальных приложений и кнопок «купить сейчас» на платформах социальных сетей.
59% опрошенных Google покупателей заявили, что возможность делать покупки с мобильных устройств играет важную роль при принятии решения у какого именно бренда или розничного продавца делать покупки.
По данным Statista, в 2021 году мобильная коммерция будет опережать другие виды цифрового бизнеса.
Маркировка 2021-2022: ошибки, нарушения и штрафы, какие товары на очереди
Чат-бот — это программа, которая помогает обслуживать клиентов без помощи человека. Чат-боты могут вести текстовый чат на веб-сайте, отправлять уведомления и выделять специальные предложения. До 80% компаний используют или планируют использовать чат-ботов.
Чат-боты нравятся молодым покупателям, потому что они часто предпочитают текстовые сообщения общению по электронной почте и телефонным звонкам. Чат-бот предоставляет прямую информацию для онлайн-покупателей, которые в ней нуждаются. Они удобны для ответов на простые повторяющиеся вопросы.
Чат-боты также могут автоматизировать обслуживание клиентов и предоставлять его в режиме реального времени. Это программное обеспечение может помочь клиентам найти конкретные продукты или отправить персонализированные предложения в зависимости от их предпочтений.
Купи сейчас, заплати позже (BNPL) — это вариант оформления заказа, который позволяет покупателям получать желаемые товары и оплачивать их позже, аналогично тому, как работает кредитная карта. Для заключения соглашения BNPL клиент должен пройти одобрение, далее он будет платить частями в течение определенного периода. Часто к цене товара добавляется сервисный сбор (обычно от 2% до 8%).
Возможности финансирования BNPL будут продолжать расти. По данным Mastercard, рынок ежегодно увеличивается на 20%. В отчете IBISWorld прогнозируется, что отрасль BNPL к 2025 году достигнет 1,1 миллиарда долларов.
Опрос PYMNTS и PayPal показал, что 48% потребителей, предпочитающих опцию BNPL, не будут покупать в магазинах электронной коммерции, которые ее не предлагают.
Омниканальная розничная торговля — это бизнес-модель, в которой все существующие каналы продаж полностью интегрированы, чтобы предложить покупателям беспрепятственный покупательский опыт. Этот тип модели отправляет покупателей на «нетрадиционный путь» к покупке, который может начинаться с поисковой системы и проходить через интернет-магазин и платный контент перед совершением покупки.
Согласно исследованию UC Today, потребители проходят в среднем шесть точек соприкосновения, при этом почти 50% регулярно используют более четырех, прежде чем совершить покупку. Это исследование также показало, что 9 из 10 потребителей хотят пользоваться омниканальными услугами.
Автоматизация позволяет решать задачи без помощи человека. Это может включать в себя все, что угодно, от планирования электронных писем в решении для управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), предоставления аналитики данных или использования передовых технологий для помощи при приеме на работу.
Автоматизация часто обсуждается с точки зрения робототехники и машинного обучения.
Магазины электронной торговли, которые уделяют приоритетное внимание доступности для покупателей. Использование вспомогательных технологий будет способствовать развитию бизнеса. Такие технологические решения, как этикетки продуктов, которые могут работать с программами чтения с экрана и принимать мобильные платежи будут важны.
С 2017 года в России работает система маркировки «Честный ЗНАК». На все товары, подлежащие маркировке, должны быть нанесены специальные коды. За их нанесение отвечает производитель, импортер или владелец продукции. Для большинства категорий используется 2D штрихкод Data Matrix, также применяются радиочастотные RFID метки.
Маркировка товаров проводится через сайт «Честный ЗНАК». В личном кабинете участника рынка можно описать товар, оставить заявку на выпуск этикеток, ввести в оборот использованные коды.
Для сделок с маркированными товарами нужно подключиться к электронному документообороту. Чтобы оформить передачу права собственности, следует подписать универсальный передаточный документ (электронный аналог накладной).
У каждого покупателя есть возможность проверить подлинность маркированного товара. Для этого следует отсканировать 2D код в мобильном приложении «Честный ЗНАК». Если товар подлинный, то приложение покажет его маршрут. Если продукция поддельная, кодировка не будет распознана, или приложение покажет неверную информацию. В таком случае покупатель может пожаловаться на розничный магазин.
Наличие читаемого штрихкода подтверждает подлинность товара. Через некоторое время после начала маркировки для бизнесменов вводятся штрафы за продажу, транспортировку, хранение немаркированных изделий.
Продукция без штрихкодов расценивается как контрафакт. За это нарушение юридическое лицо может получить штраф в размере до 300 000 руб., а должностное лицо в размере до 15 000 руб. Кроме штрафа бизнесмена ждет конфискация немаркированной продукции.
Сроки начала маркировки каждой товарной категории устанавливает Правительство. Заявленные даты в будущем могут быть перенесены. Информация актуальна на ноябрь 2021 года.
С 1 марта 2022 года вводится маркировка велосипедов и рам. В список изделий, которые нужно будет маркировать, включены:
двухколесные и грузовые велосипеды без двигателя;
велосипеды с вспомогательным двигателем;
взрослые велосипеды с колясками или без колясок;
детские трехколесные велосипеды;
рамы для взрослых и детских велосипедов.
Прочие велотовары пока не нужно учитывать в «Честном ЗНАКе». Ставить на учет покрышки для велосипедов не требуется.
Маркировка молока и молочной продукции будет вводиться поэтапно до 2023 года. Производители и импортеры уже обязаны наносить штрихкоды Data Matrix на любые продукты, вне зависимости от срока хранения. Но выбытие продукции из оборота пока не отслеживается.
С 22 января магазины должны фиксировать выбытие продуктов, хранящихся до 40 суток.
С 1 июня аналогичное требование вводится для продуктов, хранящихся более 40 суток.
С 1 сентября для оптовых и розничных магазинов будет введен объемно-артикулярный учет. Все участники рынка обязаны передавать информацию о выбытии методом объемно-сортового учета. До 1 сентября следует подключиться к ЭДО и настроить работу с контрагентами.
С 1 декабря маркировка распространяется на фермеров. Сейчас владельцы подсобных хозяйств не обязаны получать штрихкоды, если они продают товар лично или через собственный магазин. С декабря следующего года это исключение перестанет действовать.
Доля e-commerce в российской рознице составит 14% в 2022 году
Единые стандарты, по которым проводится маркировка продукции, содержатся в Постановлении Правительства № 515 от 26 апреля 2019 г. Согласно Постановлению, все участники рынка должны заключать договоры на оказание платных услуг с ООО «Оператор-ЦРПТ». Заключение договора становится доступно в ходе регистрации на сайте ЦРПТ.
Пройти регистрацию на сайте должны все изготовители, импортеры и продавцы маркированной продукции. Для начала работы с товарами понадобится пройти 4 шага:
Оформить усиленную квалифицированную электронную подпись.
Установить ПО и настроить компьютер по инструкции, приложенной к УКЭП.
Используя УКЭП, зарегистрировать компанию или ИП на сайте «Честный ЗНАК».
Выбрать оператора электронного документооборота.
Если вы уже зарегистрированы на сайте, повторно проходить регистрацию не понадобится. Нужно будет только выбрать новую категорию товаров, с которой вы будете работать.
Оставить заявку на генерацию штрихкодов можно в личном кабинете «Честный ЗНАК». Стоимость одной этикетки 50 копеек без учета НДС. Цена действительна для любого товара. По заявлению ЦРПТ, стоимость генерации этикеток не будет увеличиваться в ближайшие 50 лет.
Файл с готовыми этикетками можно скачать на ПК и отправить на печать. Быстро промаркировать оптовые партии товара поможет принтер липких этикеток. Место наклейки этикеток на упаковку не регламентируется. Можно распечатать несколько копий одной этикетки и наклеить их, например, на упаковку и на сам товар.
Использованные штрихкоды следует ввести в оборот в личном кабинете. Если не выполнить этот шаг, через 60 дней после генерации они станут недействительными.
Чтобы продавать маркированную продукцию по правилам, нужно выполнить 5 условий:
Обновить прошивку онлайн-кассы до последней версии.
Заключить соглашение с ОФД о передаче данных в систему мониторинга.
Подключиться к оператору ЭДО или бесплатному ЭДО от ЦРПТ.
Купить 2D сканеры для каждой кассы и для склада.
Приобрести как минимум один принтер этикеток.
Для приемки товара и фиксации выбытия из оборота понадобятся 2D сканеры. Чтобы принимать оптовые партии, нужно будет считывать транспортные штрихкоды с упаковок и сравнивать с УПД. Кассиры должны будут сканировать этикетку с Data Matrix и этикетку с линейным штрихкодом. Для распознавания Data Matrix нужны 2D сканеры. Линейные сканеры не справятся с этой задачей.
Принтер этикеток поможет быстро заменить утраченные штрихкоды. Розничный магазин не имеет права продать товар, если этикетка с Data Matrix повреждена или утрачена. Подобное случается при долгом хранении, нарушении условий перевозки, возврате товара в магазин. У магазина есть возможность заказать новую этикетку и ввести новый штрихкод в оборот.
Январь. Выбытие молочной продукции со сроком годности 40 дней и менее должно фиксироваться через кассу.
Март. Все категории питьевой воды (упакованная вода вошла в список с 1 сентября 2021 года).
Июнь. Фиксируется через кассу выбытие молочной продукции, имеющей срок годности более 40 дней.
Сентябрь. Производится объемно-артикульный учет опта и розницы молочной продукции.
Декабрь. К обязательной маркировке подключаются фермеры, которые реализуют молоко и молочную продукцию через собственную торговую сеть и напрямую.
Алгоритм взаимодействия участников оборота маркированной продукции выглядит следующим образом:
Оператор маркировки предоставляет программно-аппаратный комплекс, который способен регистрировать выпуск кодов маркировки, для установки на производстве. Небольшие предприятия заказывают этикетки с кодами в специализированной организации.
Производитель должен нанести на товар и упаковку код DataMatrix, который служит его уникальным идентификатором.
Производитель отправляет поставщику УПД, который учитывает все коды маркировки. Для этого используется система ЭДО.
После сверки кодов с товарной накладной поставщик подтверждает производителю получение товара.
Передача поставщиком продукции в розницу происходит по той же схеме, что описана выше.
При реализации товара штрих-код сканируется на кассе и информация о продаже передается в ОФД, который в свою очередь отправляет данные в систему Честный Знак.
Для проверки легальности приобретения товара потребитель может использовать приложение Честный Знак.
Планы китайских компаний на рынке РФ в 2022 году
Заключить договор с оператором ЭДО. Ведение документооборота осуществляется в электронном виде, поэтому требуется установка системы ЭДО.
Выполнить обновление товароучетной программы и провести интеграцию ее с системой Честный Знак.
Зарегистрироваться в единой государственной системе и ассоциации ГС1 РУС для получения уникальных кодов.
После загрузки информации о продукции в систему получить уникальные идентификаторы на каждый из ее видов.
Нанести маркировку на товар и ввести его в оборот путем заведения в систему.
VIDEO
После регистрации в системе Честный Знак, вступления в ассоциацию ГС1 РУС и подключения к ЭДО им необходимо:
Ввести в систему маркировки информацию об импортируемых товарах и запросить уникальные идентификаторы.
После получения кодов импортер отправляет их производителю для нанесения на продукцию.
Выполнить настройку товароучетной системы для работы с маркировкой.
Для сверки идентификаторов с кодами, указанных поставщиком в сопроводительных документах, требуется сканер штрих-кодов.
Розничные точки должны быть зарегистрированы в системе Честный Знак. Для работы с маркированными товарами им потребуется:
Сканер штрих-кодов. Используются для считывания уникальных идентификаторов для проверки их соответствия с кодами, указанными в электронных документах.
Онлайн-касса, способная работать с маркированными товарами. Более ранние модели требуют перепрошивки, современная техника — обновления ПО. Касса передает информацию о проданных маркированных товарах ОФД, а оператор — в систему Честный Знак.
Участники ГИС МТ должны понимать, что нарушения правил обязательной маркировки в 2022 году, как и раньше, влекут за собой наказание со стороны контролирующих органов.
Избежать штрафов и неприятностей, можно, если учесть наработанный практический опыт и не повторять ошибок предшественников, например:
— Некачественное нанесение маркировки.
— Код не совпадает с информацией, содержащейся в УПД.
— Информация, содержащаяся в маркировке, не соответствует характеристикам товара.
— Маркировка не завершена.
— Некорректное оформление возврата.
Итак, мы рассмотрели основные аспекты работы с маркированными товарами в 2022 году. Однако законодательство в этой сфере постоянно трансформируется, поэтому будем следить за новшествами, чтобы оперативно рассказать про изменения в нашем блоге.
—
Статья подготовлена ритейл-экспертами ПОРТ. Информационная поддержка: Сергей Хорош.
Параллельно с независимым рынком послепродажного обслуживания продолжает функционировать и дилерский сегмент, который так же активно занимается сервисной деятельностью. О проблемах этой части автобизнеса на онлайн-выставке MIMS Automechanika рассказал председатель совета директоров ГК «БН-Моторс» Алексей Подщеколдин.
С помощью маркировки государство контролирует оборот товаров. Уже действует маркировка табака, одежды и текстиля, легкой промышленности, шин, парфюмерии, фототехники, обуви. К 2024 году планируют промаркировать все основные потребительские товары, которые производят в России или импортируют в страну.
Отсканировав код на упаковке товара, покупатель сможет удостовериться, что не купил подделку. Чтобы эта информация дошла до конечного потребителя, передавать ее друг другу и в Честный ЗНАК должны все участники оборота: производители, дистрибьюторы, торговые точки.
Вот как это работает.
С 1 января 2022 года отключат возможность передавать в Честный ЗНАК прямые сообщения о переходе права собственности между участниками оборота (производителями, импортерами, оптовиками, розницей). Это значит, что передавать УПД и УКД с кодами маркировки можно будет только через оператора ЭДО.
Передавать прямые сообщения можно будет, только если маркированный товар выводится из оборота. Покупатели маркированных товаров не обязаны работать с ЭДО и регистрироваться в Честном ЗНАКе. Поэтому при продаже конечному потребителю продавец сможет по-прежнему подавать прямое сообщение об отгрузке с выводом из оборота.
Отправитель товара должен сформировать УПД и наполнить его кодами маркировки, то есть вставить в специально отведенное место последовательность из чисел, букв и символов (формат по приказу ФНС 820@). Затем он подписывает его своей усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) и направляет получателю по ЭДО. Срок — три дня с даты отгрузки, но не позднее дня передачи конечному потребителю.
Получатель сканирует товар и сверяет коды. Если все в порядке, он подписывает УПД, чтобы оператор ЭДО сообщил в ГИС МТ о переходе права собственности. Если обнаружены ошибки, например неверные коды, суммы, количество товара, получатель направляет отправителю запрос на уточнение. В ответ может прийти УКД или дополнительный УПД.
Для перехода на ЭДО, нужно до 1 января 2022 года пройти следующие этапы:
Для работы понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись.
Договор можно заключить с любым оператором ЭДО, который участвует в системе Честный ЗНАК. Если вам достаточно обмениваться с контрагентами УПД и УКД по маркированным товарам, можно выбрать бесплатное решение «ЭДО.Лайт» от Честного ЗНАКа, но другие функции там не поддерживаются.
Похожие записи: