Полномочия совета федерации РФ по конституции в 2022 году

Автор: | 09.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Полномочия совета федерации РФ по конституции в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Написать комментарий

      Как создать хорошую Конституцию — 12: расширьте полномочия Совета Федерации

      Конституция Российской Федерации

      Мы, многонациональный народ Российской Федерации,

      соединенные общей судьбой на своей земле,

      утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,

      сохраняя исторически сложившееся государственное единство,

      исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,

      чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,

      возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,

      стремясь обеспечить благополучие и процветание России,

      исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,

      сознавая себя частью мирового сообщества,

      принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

      Раздел первый

      1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

      2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

      Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

      1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

      2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

      3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

      1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.

      2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

      3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

      4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

      1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

      2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

      3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

      1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

      2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

      1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

      2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

      1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

      2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

      Как выше было сказано, в СФ присутствует по два представителя от каждого региона: от его законодательного и исполнительного органов. Кроме этого, в Совет Федерации включаются лица, назначаемые президентом страны. Их количество составляет не более 10% от региональных представителей. Число членов СФ изменялось с 1993 г. ввиду образования новых и объединения существовавших субъектов.

      Формирование СФ осуществляется по непартийному принципу. Члены палаты не образуют фракций и объединений. Функции и полномочия Совета Федерации реализуются на заседаниях. Они созываются по мере необходимости, однако должны проводиться не реже 2 раз в течение месяца. Заседания – основная форма работы СФ. Прекращение полномочий Совета Федерации законодательством не предусмотрено. Члены палаты исполняют свои обязанности на постоянной основе. В отличие от Госдумы, СФ не может быть распущен президентом.

      ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Право. 6.7. Совет Федерации.

      В сфере законотворчества СФ по отношению в Госдуме занимает подчиненное положение. Любые проекты нормативных актов сначала вносятся в нижнюю палату, а затем, после одобрения, направляются в Совет Федерации. Весь СФ, равно как и отдельные его члены, обладают правом на законодательную инициативу. Но при этом законы, предусматривающие поправки в Конституции, могут вноситься всем Советом как коллегиальным органом либо группой его членов, численность которой не должна быть меньше 1/5 состава палаты.

      Каждый член СФ обязан присутствовать на собраниях палаты. Сенатор до начала заседания палаты, ее комитета, членом которого он выступает, информирует в письменной форме председателя (соответствующего органа) о невозможности быть по уважительной причине. Ею признается отправка в командировку, регистрация брака, болезнь, рождение ребенка, гибель близкого родственника/члена семьи, чрезвычайная ситуация в регионе. Допускается отсутствие сенатора по другой причине на основании письменного его обращения и с согласия председателя СФ или его комитета.

      Совет Федерации уполномочен решать важные государственные вопросы от назначения и снятия президента с должности до разрешения использовать Вооруженные силы за рубежом. Он является органом, представляющим интересы законодательной и исполнительной власти регионов на государственном уровне. На Совете Федерации лежит огромная ответственность при принятии решений. Орган является постояннодействующим.

      • Функции Совета Федерации Федерального Собрания РФ и Государственной Думы
      • Состав, структура, порядок формирования Совета Федерации РФ
      • Структура, роль, определение, характеристики и функции Госдумы
      • Полномочия Государственной думы Российской Федерации. Конституция Российской Федерации
      • Федеральное Собрание — это представительный и законодательный орган Российской Федерации. Структура, члены
      • Государственный совет РФ: состав, функции, полномочия
      • Представительный орган: определение, порядок формирования и полномочия

      Верхние палаты парламентов во многих странах образовались из круга ближайших к правителю советников. В Московском княжестве подобным органом была Боярская дума, которую Петр I преобразовал в Сенат.

      Попытка создать настоящий двухпалатный парламент была предпринята во время царствования Александра II. Однако убийство императора помешало этим планам.

      В 1906 году был учрежден первый российский двухпалатный парламент, верхняя палата которого – Государственный совет – частично формировалась по территориальному принципу.

      В СССР также существовал двухпалатный парламент, в его верхней палате заседали представители республик и автономий.

      Государственный совет Российской Федерации

      Двухпалатные парламенты – распространенное явление, их достаточно много в странах Европы, Азии и Америки. Разделение парламента на две палаты преследует две основные цели:

      • необходимость равного представительства территорий в федеративных государствах;
      • достижение большего консерватизма в принятии высших государственных решений.

      Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации, не позднее дня, следующего за днем вступления решения в силу, направляет его в Совет Федерации и размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

      1. Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации о наделении его полномочиями члена Совета Федерации.

      2. Член Совета Федерации в трехдневный срок со дня вступления в силу решения о наделении его полномочиями члена Совета Федерации направляет в Совет Федерации и орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший указанное решение, копии заявления об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом члена Совета Федерации.

      3. Полномочия члена Совета Федерации прекращаются со дня вступления в силу решения соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации о наделении полномочиями нового члена Совета Федерации — представителя от этого же органа государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

      1. Полномочия члена Совета Федерации прекращаются досрочно по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

      2. В случае досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации — представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации решение о наделении полномочиями нового члена Совета Федерации — представителя от этого органа государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято в порядке, установленном статьей 3 настоящего Федерального закона, не позднее чем через один месяц со дня досрочного прекращения полномочий предыдущего члена Совета Федерации.

      3. В случае досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации — представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в десятидневный срок наделяет полномочиями члена Совета Федерации одну из кандидатур, которые были представлены им в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 4 настоящего Федерального закона при проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). (в ред. Федерального закона от 02.04.2013 N 30-ФЗ)

      3.1. В случае принятия Советом Федерации постановления о досрочном прекращении полномочий члена Совета Федерации по основаниям, предусмотренным пунктами «в» — «г» части первой статьи 4 Федерального закона от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», по истечении предусмотренного законодательством Российской Федерации срока обращения в Верховный Суд Российской Федерации гражданина Российской Федерации, в отношении которого принято указанное постановление, с заявлением о его оспаривании, а в случае обращения в суд после вступления в законную силу решения суда о признании постановления Совета Федерации о досрочном прекращении полномочий члена Совета Федерации законным принимается решение о наделении полномочиями нового члена Совета Федерации в порядке и сроки, предусмотренные частями 2 и 3 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 147-ФЗ)

      4. В случае, если на день досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации — представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации будет установлено, что ни одна кандидатура из списка кандидатур, указанного в частях 1 и 1.1 статьи 4 настоящего Федерального закона, не может быть наделена полномочиями члена Совета Федерации, кандидатурой для наделения полномочиями члена Совета Федерации может быть: (в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 424-ФЗ)

      1) депутат законодательного (представительного) органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации. При этом в случае, если все депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации избраны по одномандатным избирательным округам, депутат этого органа, наделенный полномочиями члена Совета Федерации — представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, вправе совмещать осуществление полномочий члена Совета Федерации и депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 424-ФЗ)

      2) депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: (в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 424-ФЗ)

      а) избранный по одномандатному избирательному округу, образованному на территории данного субъекта Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 424-ФЗ)

      52. Полномочия Совета Федерации

      Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.

      Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента – это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя – Государственная Дума (ее члены называются депутатами).

      Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

      Государственная Дума избирается сроком на 5 (пять) лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми.

      Судьями в РФ могут быть граждане, достигшие 25 лет и имеющие стаж работы не менее 5 лет. Судьи независимы и подчиняются только Конституции. Судьи несменяемы и неприкосновенны. Разбирательство дел в судах открытое. Конституционный суд состоит из 19 судей. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и нормативных актов. Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

      Итак, начнём с законодательной ветви, а именно с Совета Федерации. Попытаемся понять, чем он занимается, с помощью рассуждений.

      В Совете Федерации сидят представители субъектов РФ. Значит, он будет заниматься вопросами, связанными с субъектами. Отсюда первое полномочие — он утверждает изменение границ между субъектами РФ.

      Кроме того, Совет Федерации больше, чем Государственная Дума связан с Президентом. Именно он одобряет многие его решения. Значит, утверждение чрезвычайного и военного положения, решение вопроса об использовании вооруженных сил за рубежом будут относиться к полномочиям Совета Федерации.

      К тому же, именно Совет Федерации назначает выборы президента и отрешает его от должности (при наличии серьезного основания). Наконец, Совет Федерации назначает на должность судей Верховного и Конституционного суда.

      У Президента РФ много полномочий. В Конституции РФ им посвящена целая глава. Можно просто выучить эту главу от корки до корки, но мы используем альтернативный подход, который позволит быстрее и эффективней запомнить полномочия Президента. Давайте структурируем все полномочия, разделив их на несколько областей:

      • полномочия в военной сфере;
      • в отношении законодательной власти и исполнительной власти;
      • полномочия, которые относятся к особым компетенциям.

      1. Статья 84 Конституции устанавливает полномочия Президента Российской Федерации, связанные с деятельностью Государственной Думы, назначением референдума, участия Президента в законодательном процессе, а также закрепляет порядок, согласно которому Президента Российской Федерации обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

      Согласно ст. 96 Конституции Государственная Дума избирается сроком на четыре года. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается Федеральным законом от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

      В соответствии с ч. 1 ст. 109 Конституции Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 (после трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой) и 117 Конституции (если Государственная Дума отказывает в доверии Правительству Российской Федерации).

      В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

      Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей

      117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.

      Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

      Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

      В соответствии с п. 1 Постановления Конституционного Суда РФ от 11.11.1999 № 15-П из положений статей 84 (пункт «б»), 109 (части 1 и 2), 111 (часть 4) и 117 (части 3 и 4) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 99 (части 1, 2 и 4), а также другими положениями Конституции Российской Федерации следует, что роспуск Государственной Думы Президентом Российской Федерации означает прекращение, начиная с момента назначения даты новых выборов, осуществления Государственной Думой предусмотренных Конституцией Российской Федерации полномочий по принятию законов, а также иных ее конституционных полномочий, которые реализуются путем принятия решений на заседаниях палаты. При этом исключается осуществление указанных полномочий Государственной Думы Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, другими органами государственной власти.

      2. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» инициатива проведения референдума не принадлежит Президенту РФ. Президент лишь назначает референдум. Согласно ст. 23 названного закона не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент Российской Федерации направляет их в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума. Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту Российской Федерации. Решение Конституционного Суда Российской Федерации подлежит незамедлительному опубликованию.

      Если Конституционный Суд Российской Федерации признал инициативу проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума соответствующей Конституции Российской Федерации, Президент Российской Федерации не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда Российской Федерации назначает референдум. В случае, если указанная инициатива признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, процедуры по ее реализации прекращаются с момента вступления в силу решения Конституционного Суда Российской Федерации.

      Не допускается совмещение дня голосования на референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, проводимых одновременно на всей территории Российской Федерации.

      3. В соответствии со ст. 104 Конституции Президенту Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Оно реализуется путем внесения законопроектов в Государственную Думу (п. «г» комментируемой статьи).

      На Президента РФ также возложена обязанность подписывать и обнародовать федеральные законы (п. «д» комментируемой статьи).

      В соответствии со ст. 107 Конституции (см. статью и комментарий к ней ) принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

      Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

      Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Госуд��рственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

      Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию (ч. 2 ст. 108 Конституции).

      Согласно поправкам, пожизненно в Совет Федерации смогут входить бывшие президенты РФ, в том числе ушедшие в досрочную отставку, сказано в сообщении пресс-службы комитета Госдумы по госстроительству и законодательству. При этом за ними сохраняется право отказаться от полномочий сенаторов. Важно, что закон после принятия будет иметь обратную силу. То есть теоретически на пожизненное сенаторство сможет претендовать не только Владимир Путин после истечения президентских полномочий в 2024 году, но и экс-премьер Дмитрий Медведев, который занимал высший государственный пост с 2008 по 2012 годы.

      Как заявил глава профильного комитета Госдумы и сопредседатель рабочей группы по конституционным поправкам Павел Крашенинников, предложение о пожизненных сенаторах основывается на «изучении опыта работы верхних палат парламентов в различных странах». Но вообще в мире не так много стран, где есть пожизненные сенаторы. И даже эти примеры по большей части не говорят о том, что пожизненное сенаторство — набирающий силу тренд. Скорее, все наоборот.

      Хрестоматийный случай — Великобритания, где верхняя палата парламента, Палата лордов, в настоящее время практически полностью состоит из пожизненных пэров. Но начало XXI века в Великобритании уже было отмечено попыткой сделать Палату лордов в основном выборной, но главное — на треть ротируемой каждые пять лет. С первого раза реформа не прошла (напоровшись на сопротивление как раз верхней палаты), но возможно, что такие попытки будут предприниматься снова.

      Во входящей в Британское содружество Канаде верхняя палата перестала быть пожизненной синекурой для своих членов с 1965 года. Тогда был принят конституционный закон, который обязывает члена палаты сложить с себя полномочия по достижении 75-летия. Тем сенаторам, которые обрели полномочия до реформы, разрешили остаться с ними до конца своих дней. Последний пожизненный сенатор покинул канадский сенат в 1999 году, подав в отставку.

      Во Франции 15 лет назад вспомнили опыт еще Третьей республики, во времена которой 75 из 300 членов Сената обладали несменяемым статусом. Это правило действовало с 1875 года. Но уже в 1884 году пожизненными сенаторами разрешили быть лишь тем, кто успел обрести этот статус ранее. Спустя почти 100 лет, в 2005 году, во Франции встал вопрос о статусе бывших президентов. Конституция Пятой республики уже пыталась ответить на этот вопрос: после сложения президентом полномочий ему автоматически предоставляется место в Конституционном совете — аналоге нашего Конституционного суда. Но в начале XXI века в этом назначении увидели признаки возможного конфликта интересов. Потому и возникло предложение учредить для экс-президентов пожизненное сенаторство.

      Однако в итоге инициатива не была даже оформлена в законопроект, так и оставшись на уровне идеи.

      Институт пожизненного сенаторства можно найти в бывших бельгийских колониях в Африке. В Демократической Республике Конго, существующей с 1960 года, практически сразу приняли норму о такой почетной должности для бывших глав государства. Пожизненное сенаторство для экс-президентов было подтверждено и в новой конституции, принятой в 2006 году. Сейчас в стране единственный пожизненный сенатор — Джозеф Кабила, который возглавлял Конго с 2001 по 2019 годы.

      Та же норма закреплена в конституции соседней республики Бурунди, получившей независимость в 1962 году. Трое из 47 членов Сената — бывшие президенты, с пожизненным статусом. Руанда, граничащая и с Конго, и с Бурунди, тоже предоставляет право экс-президентам становиться пожизненными сенаторами. Для этого им нужно подать соответствующий запрос в Верховный суд страны. В Сомали, которая получила в 1960 году независимость от других европейских колонизаторов, был свой вариант пожизненного членства в Национальном собрании для бывшего президента. Но норма была отменена через 9 лет.

      Государственная Дума — это нижняя палата Федерального Собрания, состоящая из 450 депутатов, которые избираются сроком на пять лет (начиная с 2011 г.; до этого депутаты избирались на четыре года).

      В отличие от Совета Федерации, Госдума формируется населением напрямую, по партийным спискам, поэтому она является более политизированным органом. Палата делится на партийные фракции, независимые депутаты отсутствуют. Кроме того, каждый депутат по профессиональному признаку входит в тот или иной комитет Думы. Можно выделить комитет по законодательству, по государственному строительству, по безопасности и обороне, по международным делам, по социальным вопросам, образованию, здравоохранению и др.

      На первом заседании в Государственной Думе избирается председатель и его заместители, которые, как правило, представляют все партийные фракции, входящие в палату.

      К ведению Государственной Думы относятся:

      • разработка и принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов;
      • дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
      • решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
      • назначение на должность и освобождение от нее Председателя Центрального банка Российской Федерации;
      • назначение на должность и освобождение от нее Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
      • назначение на должность и освобождение от нее Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
      • объявление амнистии;
      • выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
      • Законодательная инициатива (ст. 104). Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации, Конституционному Суду, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета,могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации;
      • предварительное рассмотрение законопроектов, которое производится в соответствующем комитете Госдумы;
      • рассмотрение законопроекта в ГД может осуществляться в 2–4 чтения. Чаще всего он проходит три чтения: сначала его принимают за основу, потом знакомятся с поправками и лишь затем утверждают в целом;
      • принятие законов. Федеральные законы, которых подавляющее большинство, принимаются большинством голосов от общего числа депутатов (простым большинством). Федеральные конституционные законы — если они одобрены большинством не менее двух третьих от общего числа депутатов (квалифицированным большинством). Затем документ в течение 5 дней передается на рассмотрение Совета Федерации;
      • рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации. Палата рассматривает законопроект, может проводить дебаты, но не вносит в него поправки. Она лишь одобряет или не одобряет его. В последнем случае законопроект опять возвращается в Госдуму для доработки. Если же он одобрен, то поступает к Президенту;
      • подписание и обнародование законов. Производится Президентом, после чего закон считается окончательно принятым и ему присваивается порядковый номер. Он регистрируется в Министерстве юстиции, затем поступает в официальное издание для публикации. Лишь после этого закон может вступить в силу и начать действовать.

      Президент РФ обладает правом вето, то есть может не подписать проект или не согласиться с его отдельными положениями. В этом случае он возвращает закон в Госдуму без подписи и поясняет, что конкретно его в нем не устроило. Госдума может прислушаться к доводам главы государства и внести изменения, после чего последует та же самая процедура, что была описана выше.

      Если же она будет настаивать на своей позиции, то преодолеет вето Президента, набрав две трети голосов от списочного состава депутатов. В этом случае все будет зависеть от позиции Совета Федерации. Он может встать на сторону Президента и не утвердить проект или же занять сторону Госдумы и тоже преодолеть президентское вето, собрав две трети голосов. В последнем случае глава государства будет вынужден подписать закон. Однако он может обратиться в Конституционный суд, чтобы тот выказал свое мнение о конституционности данного документа. Закон тем не менее уже будет введен в действие.

      Такой же порядок действует и при принятии федеральных конституционных законов, но в этом случае и в Государственной Думе, и в Совете Федерации для их принятия требуется собрать квалифицированное большинство в две трети от общего числа депутатов.

      Согласно ст. 95 Конституции РФ Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Ст. 96 Конституции РФ устанавливает срок полномочий депутатов Государственной Думы в 4 года. Такой период работы позволяет парламенту реализовать долгосрочные законодательные проекты, а обществу и самим депутатам – увидеть практические результаты своей деятельности. Вместе с тем данный срок обеспечивает регулярную обновляемость парламента, периодический «отчет» депутатов перед избирателями, без чего демократически организованная представительная власть также невозможна.

      Согласно Федеральному Закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

      225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ — один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах РФ, в которых число избирателей меньше единой нормы представительства. Единая норма представительства избирателей на одномандатный избирательный округ устанавливается путем деления общего числа избирателей, проживающих и зарегистрированных на территории РФ в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», на общее число (225) одномандатных избирательных округов.

      225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками. Причем к распределению мандатов допускаются только списки кандидатов, за которые было отдано не менее 5% голосов избирателей, участвовавших в выборах.

      Такая избирательная система называется смешанной, так как она соединяет два принципа избрания депутатов: принцип большинства (мажоритарности) для кандидатов, баллотирующихся по одномандатным избирательным округам, и принцип пропорциональности, применяющийся для кандидатов, входящих в федеральные списки кандидатов.

      Согласно Федеральному Закону «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания его депутатом Государственной Думы и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва.

      В соответствии с ч. 4 ст. 111, в случае, когда Государственная Дума трижды отклоняет представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ, Президент РФ назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Согласно ст. 117 Конституции РФ Государственная Дума может быть распущена также в случае, когда она отказывает в доверии Правительству РФ.

      В него входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от представительного и по одному от исполнительного органа (всего 178 человек).

      Исключительные полномочия Совета Федерации определены в ст. 102 Конституции. К ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами Федерации; утверждение указов Президента о введении военного, чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории России; назначение выборов Президента; отрешение его от должности; назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов, Генерального прокурора, а также Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Эти полномочия находятся в исключительном ведении Совета Федерации. Счетная палата образуется для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета из числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

      Другую группу полномочий Совета Федерации составляют законодательные полномочия. Проявляются они в следующем: в течение 14 дней палата может рассмотреть и одобрить или отклонить закон, принятый Государственной Думой. Согласно ст. 105 федеральный закон считается также одобренным Советом Федерации, если он в течение 14 дней не был рассмотрен Советом Федерации.

      Однако в ст. 106 Конституции дается перечень вопросов, законы по которым подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. К их числу относятся законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, валютного, финансового, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров России; войны и мира. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат также все федеральные конституционные законы.

      И наконец, третью группу полномочий Совета Федерации составляют полномочия по самоорганизации. Порядок работы и структура Совета Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами. Однако особое значение имеют постановления и регламент, принимаемые самим Советом Федерации, где организационные и процедурные вопросы регулируются весьма детально и конкретизировано, но, к сожалению, и в этих довольно объемных актах не удается все предусмотреть.

      Структура Совета Федерации, Простой ее не назовешь: выбираются Председатель Совета Федерации, три его заместителя, формируются комитеты, могут создаваться также и комиссии, деятельность которых носит временный и весьма конкретный характер, аппарат палаты. Председатель и его заместители избираются и освобождаются от занимаемых должностей решением Совета Федерации, принимаемым большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

      Порядок работы Совета Федерации. Деятельность Совета Федерации основывается на принципе коллективности. Обсуждение рассматриваемых вопросов и принятие по ним решений проходят свободно и открыто. В случаях, предусмотренных Регламентом, палата вправе проводить закрытое заседание. Решением палаты на ее заседания могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, независимые эксперты, ученые, специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым вопросам и законам. Могут присутствовать на заседаниях и представители средств массовой информации, де-путаты Государственной Думы. Президент, представитель Правительства, председатели Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, а также Генеральный прокурор вправе присутствовать на любом открытом или закрытом заседании палаты.

      Заседание палаты считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 от общего числа членов Совета Федерации.

      Заседаниями руководит Председатель Совета Федерации, который не вправе высказывать собственное мнение по существу обсуждаемых вопросов, комментировать выступления, давать характеристику выступающим.

      Работа в Совете Федерации ведется на русском языке. Используются следующие виды выступлений: доклад, содоклад, заключительное слово по обсуждаемому вопросу, выступление в прениях, а также справки, информации, заявления, обращения.

      Решения Совета Федерации принимаются открытым или тайным голосованием, которое производится с использованием электронной системы подсчета голосов, без использования электронной системы, бюллетенями и в порядке опроса. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа членов (исключение составляют федеральные конституционные законы, которые принимаются большинством не менее 3/4 голосов).

      Согласно Конституции РФ (ст. 94), Федеральное Собрание является парламентом Российской Федерации.

      В ст. 94 Конституции РФ указывается, что Федеральное Собрание — представительный орган Российской Федерации. Тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, т.е. опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической власти народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения.

      Согласно ст. 95 Конституции, Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации, часто именуемый верхней палатой, состо­ит из членов, представляющих все субъекты Российской Федерации.

      Федеральный закон от 08.12.2020 г. № 394-ФЗ

      Для начала посмотрим СФ как структурную единицу.

      · На настоящий момент Совет Федерации состоит из 178 представителей.

      · В него входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации (по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти), то есть численность Совета Федерации зависит от количества регионов в стране. А также СФ включает в себя представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом РФ, числом не более 10% общего числа представителей СФ.

      · Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

      · В Конституции определен количественный состав палат Совета Федерации, в ФЗ – порядок создания и ключевые аспекты деятельности.

      В 102 статье Конституции Российской Федерации устанавливаются вопросы, относящиеся к ведению Совета Федерации, а именно:

      · утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

      · утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного и чрезвычайного положений;

      · решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

      · назначение выборов Президента Российской Федерации и отрешение его от должности;

      · назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;

      · назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;

      · назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

      В функции Совета Федерации также входит принятие или отклонение нормативных актов, принятых нижней палатой парламента. На это Совету Федерации отводится 14 дней, по истечении этого срока Федеральный Закон будет считаться одобренным.

      В ст. 106 Конституции РФ приведен список вопросов, Федеральные Законы по которым подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации:

      · федерального бюджета;

      · федеральных налогов и сборов;

      · финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

      · ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

      · статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

      · войны и мира.



      Совет Федерации – одна из двух палат парламента РФ. Не смотря на то что, Совет Федерации и Государственная Дума работают раздельно, имеют в ведении разные вопросы и общих решений не принимают, палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

      Согласно ст. 95 Конституции РФ Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Ст. 96 Конституции РФ устанавливает срок полномочий депутатов Государственной Думы в 4 года. Такой период работы позволяет парламенту реализовать долгосрочные законодательные проекты, а обществу и самим депутатам – увидеть практические результаты своей деятельности. Вместе с тем данный срок обеспечивает регулярную обновляемость парламента, периодический «отчет» депутатов перед избирателями, без чего демократически организованная представительная власть также невозможна.

      Согласно Федеральному Закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации », депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

      225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ — один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах РФ, в которых число избирателей меньше единой нормы представительства. Единая норма представительства избирателей на одномандатный избирательный округ устанавливается путем деления общего числа избирателей, проживающих и зарегистрированных на территории РФ в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», на общее число (225) одномандатных избирательных округов.

      225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками. Причем к распределению мандатов допускаются только списки кандидатов, за которые было отдано не менее 5% голосов избирателей, участвовавших в выборах.

      Такая избирательная система называется смешанной, так как она соединяет два принципа избрания депутатов: принцип большинства (мажоритарности) для кандидатов, баллотирующихся по одномандатным избирательным округам, и принцип пропорциональности, применяющийся для кандидатов, входящих в федеральные списки кандидатов.

      Согласно Федеральному Закону «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации », срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания его депутатом Государственной Думы и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва.

      В соответствии с ч. 4 ст. 111 , в случае, когда Государственная Дума трижды отклоняет представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ, Президент РФ назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Согласно ст. 117 Конституции РФ Государственная Дума может быть распущена также в случае, когда она отказывает в доверии Правительству РФ.

      Понятие компетенции парламента. Компетенция парламента — это объем полномочий, через которые раскрываются основные функции данного органа государственной власти. Компетенция устанавливается Конституцией РФ исходя из принципа разделения властей. Полномочия парламента не дублируют полномочия исполнительной и судебной властей, они отражают его основное назначение как представительного и законодательного органа.

      Парламентам свойственны три классические основные функции, на которых, собственно, и выросла представительная система:

      1. принятие законов;

      2. утверждение государственного бюджета;

      3. в определенных формах контроль за исполнительной властью.

      Две первые функции практически нигде и никогда не подвергались сомнению, в то время как третья породила различные подходы. При парламентарных формах правления контроль за исполнительной властью носит многосторонний характер, а главное — включает право парламента принимать вотум недоверия правительству и тем самым отправлять его в отставку. В президентской республике такого права у парламента нет, но парламент в разных формах участвует в формировании исполнительных органов государственной власти и имеет определенные возможности влиять на исполнительную власть.

      В Российской Федерации предметная законодательная компетенция Федерального Собрания конституционно в полном объеме и системно не установлена. Главные ориентиры для определения этой компетенции содержатся в ст.71 и 72 Конституции РФ, в которых перечисляются вопросы ведения Российской Федерации и ее субъектов. Однако круг вопросов, составляющих понятия «ведение Российской Федерации» и «совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов», шире предметной компетенции Федерального Собрания, поскольку по предметам ведения и совместного ведения правовое регулирование осуществляют не только Федеральное Собрание, но и другие федеральные органы государственной власти (Президент РФ, Правительство РФ и т.д.). Федеральное Собрание не вправе принимать законы по вопросам, входящим, согласно Конституции РФ в компетенцию Президента РФ. Следовательно, Федеральное Собрание принимает законы по любым вопросам, входящим в ведение РФ и совместное ведение РФ и ее субъектов, если эти вопросы не входят в компетенцию других органов государственной власти и не вторгаются в сферу ведения субъектов Российской Федерации.

      Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов, входящих в единую систему публичной власти, определяет основы функционирования публичной власти, а также статус, организационно-правовые основы формирования и деятельности Государственного Совета Российской Федерации (далее — Государственный Совет).

      Федеральный закон от 03.12.2012 N 229-ФЗ

      1. Под единой системой публичной власти понимаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления в их совокупности, осуществляющие в конституционно установленных пределах на основе принципов согласованного функционирования и устанавливаемого на основании Конституции Российской Федерации и в соответствии с законодательством организационно-правового, функционального и финансово-бюджетного взаимодействия, в том числе по вопросам передачи полномочий между уровнями публичной власти, свою деятельность в целях соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создания условий для социально-экономического развития государства.

      2. Координация деятельности органов, входящих в единую систему публичной власти, представляет собой систему действий и решений, которые направлены на обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов, входящих в единую систему публичной власти, осуществляются и принимаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации, а также в пределах своей компетенции Правительством Российской Федерации, Государственным Советом, другими органами публичной власти.

      1. Государственный Совет является конституционным государственным органом, формируемым Президентом Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов, входящих в единую систему публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства.

      2. Государственный Совет в пределах своей компетенции участвует в разработке стратегических задач и целей внутренней и внешней политики Российской Федерации, в формировании государственной политики в области социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, способствует согласованному функционированию и взаимодействию органов, входящих в единую систему публичной власти, в целях соблюдения и защиты прав и свобод граждан Российской Федерации.

      Правовую основу деятельности Государственного Совета составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, акты Президента Российской Федерации.

      1. Основными задачами Государственного Совета являются:

      1) содействие Президенту Российской Федерации по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства;

      2) подготовка предложений Президенту Российской Федерации по вопросам, связанным с определением приоритетных направлений и целей социально-экономического развития государства, основных направлений регионального и муниципального развития, а также формирование механизмов эффективного осуществления такого развития и содействие их реализации, в том числе на созданных в соответствии с федеральным законом федеральных территориях;

      3) подготовка предложений Президенту Российской Федерации по важнейшим вопросам государственного строительства, укрепления основ федерализма и местного самоуправления, а также по вопросам, касающимся взаимоотношений Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

      4) подготовка предложений Президенту Российской Федерации по вопросам формирования механизмов согласованного функционирования и взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, повышения эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), глав муниципальных образований (глав местных администраций);

      5) содействие Президенту Российской Федерации при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

      6) рассмотрение по предложению Президента Российской Федерации проектов федеральных законов и указов Президента Российской Федерации, имеющих общегосударственное значение;

      7) обсуждение основных параметров проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, а также информации Правительства Российской Федерации о ходе исполнения федерального бюджета и о реализации национальных целей развития Российской Федерации;

      8) обсуждение основных вопросов кадровой политики в Российской Федерации.

      2. Президент Российской Федерации может возложить на Государственный Совет иные задачи, имеющие важное государственное значение.

      1. В состав Государственного Совета входят Председатель Государственного Совета и члены Государственного Совета.

      2. Председатель Государственного Совета и члены Государственного Совета участвуют в его деятельности на общественных началах.

      3. В состав Государственного Совета не могут входить лица, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Лицам, входящим в состав Государственного Совета, в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

      Реформа СФ была призвана сделать его политически более близким исполнительной власти. В декабре 1995 года был принят закон, по которому губернаторы (главы региональной исполнительной власти) и председатели законодательных собраний субъектов Федерации входили в СФ по должности. При этом члены СФ работали в нём на непостоянной основе, собираясь в Москве на регулярные сессии, или участвуя в заседаниях комитетов и комиссий. Этот состав СФ был сформирован 23 января 1996 и заседал по 26 декабря 2001.

      Председатель — Егор Семёнович Строев (избран 23 января 1996 года — постановление Совета Федерации № 9-СФ, освобождён от должности 5 декабря 2001 года — постановление № 358-СФ; избран почётным Председателем Совета Федерации 5 декабря 2001 года — постановление № 360-СФ), глава администрации Орловской области.

      Основная статья: Аппарат Совета Федерации

      Аппарат Совета Федерации осуществляет непосредственное обеспечение деятельности Совета Федерации по реализации его конституционных полномочий.

      Руководители Аппарата Совета Федерации:

      1. Никитов Владимир Аполлонович (1994—2001)
      2. Ткаченко Петр Федорович (2001—2008)
      3. Свинарев Владимир Валентинович (с 2008)
      • День российского парламентаризма
      • Члены Совета Федерации России
      • Председатель Совета Федерации России
      • Заместители Председателя Совета Федерации
      • Председатели комитетов и постоянных комиссий Совета Федерации
      • Государственный совет Российской империи


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован.