Нужны ли справка и извещение о ДТП в 2022 году

Автор: | 29.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужны ли справка и извещение о ДТП в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Прежде чем переходить непосредственно к заполнению бланка извещения, нужно устно обговорить со вторым участником ДТП все детали и выяснить, нет ли разногласий.

Если разногласия есть, то следует выяснить, есть ли у кого-то приложение союза автостраховщиков или оборудование ГЛОНАСС.

Если ни того, ни другого нет, то заполнять извещение бесполезно — нужно звонить в ГИБДД. То же самое касается случаев, где нанесен вред здоровью или в ДТП участвуют более 2-х автомобилей.

ДТП: когда и как водителю нужно уведомить страховую компанию

С 1 ноября 2020 года обновлен пункт 3.6 Правил страхования:

Электронное извещение составляется в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:

  • у участников дорожно-транспортного происшествия отсутствуют разногласия относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств;
  • владельцами транспортных средств, участвующих в дорожно-транспортном происшествии, являются физические лица;

Электронное извещение составляется в случае отсутствия оснований, указанных в абзацах четырнадцатом — шестнадцатом настоящего пункта, и при наличии одновременно следующих обстоятельств:

Итак, в первую очередь из правил страхования исключены 2 условия, при которых ранее оформление извещения о дорожно-транспортном происшествии в электронном виде запрещалось:

1. Наличие разногласий водителей по обстоятельствам ДТП и повреждениям транспортных средств.

2. Если владельцем хотя бы одного автомобиля было юридическое, а не физическое лицо.

То есть, начиная с 1 ноября 2020 года станет возможным заполнение электронных извещений о ДТП для транспортных средств, владельцами которых являются юридические лица.

1 ноября вступает в силу постановление правительства, в соответствии с которым бумажные паспорта транспортных средств (ПТС) будут выдаваться только взамен утраченных, пришедших в негодность, а также при невозможности их дальнейшего использования из-за заполнения всех граф. Все остальные автовладельцы, купившие произведенные у нас или ввезенные к нам автомобили, на руки получать ПТС не будут. Он станет электронным и будет существовать только в сети Интернет. Единственное, что выдадут при покупке такого автомобиля, — выписку из электронного ПТС.

Примечательно, что Единая экономическая комиссия Евразийского экономического союза (ЕАЭС) снова оставила обязательное оформление электронных паспортов в качестве эксперимента для всех стран союза, кроме России. У России заднего хода уже нет, все готово к выдаче электронных паспортов. С момента начала работы системы оформлено уже более 1,3 млн электронных паспортов. Все машины благополучно поставлены на учет в ГИБДД.

Извещение о дорожно-транспортном происшествии – это официальный документ, который заполняется на месте аварии. Он содержит подробную информацию об участниках происшествия, их транспортных средствах, о характере столкновения, полученных повреждениях и письменные разъяснения сторон по обстоятельствам произошедшего события. Бланк состоит из самокопирующейся лицевой части и оборотной стороны.

Самая неприятная ситуация складывается, когда инспектор по неопытности или рассеянности не внес все необходимые данные в протокол и постановление об административном правонарушении, а водители не оформили извещение для страховщика. Протокол сотрудник ГИБДД обычно заполняет в присутствии участников аварии, поэтому у них есть возможность напомнить инспектору о необходимости внесения тех или иных сведений. После завершения оформления никакие дописки не допускаются.

При благоприятном исходе дела сотрудники СК могут попросить заполнить бланк извещения перед подачей заявления. Но для этого ещё нужно найти виновника, чтобы он внёс в документ свои данные и разъяснения. Если такой сценарий осуществить не получится, возрастает вероятность получить отказ в страховом возмещении ущерба.

В процессуальных документах инспектор должен указать данные участников аварии, их автомобилей, перечень допущенных ими нарушений ПДД и видимые повреждения. Однако он не является техническим экспертом, поэтому не может оценить ущерб в полном объёме, указав все скрытые деформации автомобилей. Оценкой полученного материального ущерба должны заниматься специальные эксперты, когда потерпевший обратится в страховую компанию за выплатами и предоставит повреждённую машину для осмотра. Страховая компания не имеет права отказывать в выплате компенсации, аргументируя это тем, что инспектор не перечислил все полученные повреждения, включая скрытые.

Как правильно заполнить извещение о ДТП для страховой компании, следует знать каждому водителю, поскольку оформление этого документа является обязательной процедурой в случае аварии. Для правильного оформления необходимо придерживаться следующих правил:

  • бланк документа должен быть чистым, целым и без пятен;
  • сведения вносятся только шариковой ручкой синего цвета;
  • все данные следует писать печатными буквами разборчивым почерком;
  • все оставшиеся пустыми графы должны быть зачёркнуты.

Когда второй участник ДТП отказывается заполнить бланк извещения или ставить в нём свою подпись, к оформлению аварии нужно привлечь сотрудников ГИБДД, даже если причинён незначительный ущерб. Данные второго участника можно внести самостоятельно, отметив его отказ в пункте 15 «Замечания». При наличии свидетелей следует указать в извещении их Ф.И.О. и контактные данные. Для получения компенсации по ОСАГО необходимо получить от инспекторов ГИБДД копии протокола и постановления об административном правонарушении, а затем предоставить их вместе с извещением своему страховщику.

При оформлении дорожно-транспортного происшествия не имеет значения, кому из участников аварии принадлежит форма извещения о ДТП. Если необходимый бланк отсутствует у обоих водителей, его можно попросить у других водителей, проезжающих мимо места происшествия.

Водитель, ставший виновником ДТП, обязан в течение 5 рабочих дней с момента происшествия сдать свой экземпляр извещения в свою страховую компанию, если авария была оформлена по европротоколу (без участия сотрудников ГИБДД). В противном случае согласно статье 14 ФЗ об ОСАГО страховая компания в регрессном порядке имеет право взыскать с него сумму выплаченной пострадавшей стороне компенсации. Кроме того, в течение 15 рабочих дней виновник не должен ремонтировать или утилизировать свой повреждённый автомобиль. За этот период машину должны осмотреть представители страховой компании.

Утверждены правила составления электронного извещения о ДТП

Если в результате столкновения один из водителей погиб, в извещении о ДТП не нужно указывать его данные. Уцелевший водитель заполняет извещение, отметив в пункте 4 лицевой стороны документа факт гибели людей в результате аварии.

Когда именно произойдёт ДТП, никто не может предвидеть. Поэтому чистые бланки извещений должны обязательно находиться в салоне каждой машины, как аптечка, огнетушитель или знак аварийной остановки. Заполнять этот документ следует всегда, когда происходит авария с участием двух автомобилей. При столкновении с неподвижными объектами, животными, пешеходами или велосипедистами заполнение бланка не требуется, поскольку в такой ситуации страховка по ОСАГО собственнику транспортного средства не выплачивается.

О своем желании избавиться от лишних хлопот по оформлению ДТП полицейское ведомство предупреждало еще два года назад, ссылаясь на то, что извещение о ДТП, которое водители заполняют самостоятельно, и так дает страховщикам сведения обо всех обстоятельствах аварии. При этом Госавтоинспекцию явно не заботила необходимость внести поправки в закон об ОСАГО: МВД ожидало, что Центробанк (а на него в России возложено регулирование страхового рынка) и Российский союз страховщиков решат эту проблему сами, разработав новые правила ОСАГО. Но при этом никто, включая рядовых сотрудников ГИБДД, не верил, что справки все-таки отменят. Так что 20 октября гром грянул почти для всех.

С этой даты в МВД действует новый внутренний регламент* работы инспекторов ГИБДД, и в нем появилось немало новшеств — например, теперь разрешается размещать камеры фотовидеофиксации в местах действия временных дорожных знаков, а инспекторы получили право останавливать водителей вне стационарных постов без объяснения оснований. Но отмена «справки по форме 154» (так ее называли, потому что образец утверждался приказом МВД России от 01.04.2011 №154) — самое резонансное новшество.

При этом ГИБДД формально не снимала с инспекторов обязанности собрать информацию об участниках ДТП и повреждениях автомобилей, и 18 октября в региональные подразделения Госавтоинспекции было направлено внутреннее разъяснение, в котором говорится, что после 20 октября инспекторы должны вместо оформления «справки по форме 154» вносить дополнительные сведения в протокол или постановление об административном правонарушении, либо в определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Этих документов по замыслу МВД будет достаточно для обращения в страховую компанию. Но на практике, как обычно, все работает по-другому.

Если прежде справку о ДТП получал каждый участник происшествия и в ней были сведения обо всех других участниках, включая прямое указание на тех, кто именно нарушил Правила дорожного движения, то протокол об административном правонарушении (так же как и постановление), по сути, адресован только водителю-виновнику. Все остальные «действующие лица» ДТП тоже имеют право получить копии документов, но для этого сами должны обратиться к инспектору.

В Москве и в регионах ГИБДД уже выдает протоколы и постановления об административном правонарушении, заполненные по новым правилам. На них в графе «Обстоятельства» или в приложенной специальной форме указаны дополнительные сведения, которые условно можно разделить на четыре группы:

а) имена и даты рождения всех участников ДТП;

б) данные обо всех транспортных средствах;

в) номера полисов ОСАГО и названия страховых компаний;

г) описание повреждений.

Однако спектр информации в упраздненной справке о ДТП был несравнимо шире: там в отдельных графах указывались данные о VIN-кодах автомобилей, координаты места аварии, телефоны участников и результаты медицинского освидетельствования. При этом в РСА нам ответили, что в случае оформления процессуальных документов сотрудниками полиции необходимо настаивать на том, что эти документы должны содержать сведения о:

— дате ДТП;

— транспортных средствах всех участников ДТП (марки, модели, государственные регистрационные знаки, VIN-коды);

— ФИО водителей — участников ДТП с указанием места жительства и даты рождения;

— ФИО собственников транспортных средств участников ДТП;

— страховых полисах ОСАГО участников ДТП (серия, номер, наименование страховщика);

— нарушениях Правил дорожного движения со стороны участников ДТП;

— направлении участников ДТП на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Представители РСА и служб аварийных комиссаров пояснили нам, что в новых условиях «участникам ДТП необходимо во всех случаях происшествий в обязательном порядке заполнять все поля извещения о ДТП».

Главное — проверить записанные в извещение данные и помнить, что на каждом из заполненных бланков должны стоять подписи всех участников ДТП! А если транспортных средств больше двух, то нужно заполнить несколько комплектов извещений — по одному на «контакт» между машинами, но при этом в каждом извещении на обороте в описании происшествия должны быть указаны все участники.

«На месте происшествия стоит собрать как можно больше информации об аварии, сделать фотографии с использованием геотегов, снять видео, записать данные о других водителях и автомобилях, а если нет уверенности в своих навыках, то лучше вызвать аварийного комиссара», — советует Глеб Виленский, заместитель руководителя Всероссийской оперативной службы экстренной помощи пострадавшим в ДТП.

Еще один случай, когда роль извещения о ДТП выходит на первый план. Дело в том, что по российским законам формально возможен такой нонсенс, как «ДТП без виновника». Точнее, ДТП всегда происходит из-за того, что кто-то нарушил Правила дорожного движения, но не всегда за это нарушение предусмотрена административная ответственность — примером может быть пункт 10.1 ПДД, когда водитель не справился с управлением без превышения скорости. А если нет административного наказания, то не возникает и гражданской ответственности, а вместе с ней — и формального повода для выплаты по ОСАГО. Иными словами, у ДТП может быть и виновник-нарушитель, и пострадавший с полным набором документов от ГИБДД, но, если в них отсутствует факт административного наказания, страховая получит повод отказать в выплате по ОСАГО, и тогда возмещать ущерб придется через суд.

Однако если происшествие оформлено в рамках европротокола без участия ГИБДД, то выплата возможна и без наступления административной ответственности — главное, чтобы в извещении все участники удостоверили отсутствие разногласий между собой.

Ну а в случае, если по представленным в страховую компанию документам невозможно установить распределение ответственности за причинение вреда между участниками ДТП, то страховщик осуществляет выплату в размере доли ущерба, определенной как отношение размера ущерба к числу участников ДТП.

Рекомендации по оформлению ДТП без участия сотрудников ГИБДД

В этом вопросе тоже почти ничего не меняется по сути: вместо справки о ДТП водитель поврежденного автомобиля должен получить от ГИБДД копию определения о возбуждении дела об административном правонарушении с описанием обстоятельств происшествия, а дальше все будет зависеть от результатов расследования. Если полиция найдет скрывшегося участника и у того будет полис ОСАГО, то ущерб, скорее всего, возместят, а если виновник не обнаружится — не будет и выплаты.

Так как Каско — добровольный вид страхования, его правила определяет каждый страховщик самостоятельно, и в новых условиях оформления документов от ГИБДД эти правила могут измениться. Но скорее всего, как и в случае с ОСАГО, роль отмененной «справки по форме 154» должны сыграть протокол об административном правонарушении или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. А если авария оформляется по европротоколу, то требования к обращению за выплатой будут такими же, как и в случае с ОСАГО, иными словами — нужно оформлять извещение и собирать максимум документов от ГИБДД.

Допустим, инспектор, будучи в курсе нововведений, справку о ДТП по старой форме выдавать отказался, но при этом описание происшествия ни в какие другие документы не внес — то ли намеренно, то ли по рассеянности. Сами водители тоже ничего не заполняли. Что дальше? Это, возможно, самый неприятный случай. При наиболее благоприятном исходе страховщик попросит дооформить извещение вместе с другими участниками ДТП, ну а если сделать это невозможно и нет шансов получить от полиции документ, в котором содержалось бы указание на виновника аварии и на ее последствия, то дело пахнет отказом в выплате и необходимостью добиваться возмещения через суд.

* Официально он называется «Административный регламент исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения»

Если водители решили не прибегать к страховой выплате и разобраться с компенсацией ущерба на месте ДТП, одних устных договоренностей будет мало. Для того чтобы обезопасить себя, стороны должны зафиксировать уговор на бумаге, оформив расписку при ДТП. Документ оформляется в форме расписки о получении и передачи денег. Бумагу необходимо написать в двух экземплярах для каждого участника ДТП.

Расписка о добровольной компенсации ущерба от ДТП должна содержать такие сведения, как:

  1. день, время, место аварии;
  2. сведения об участниках происшествия (фамилия, имя и отчество виновника и пострадавшего и адреса их проживания);
  3. информация о разбитых автомобилях (марка, модель, государственный номер, цвет);
  4. перечень поврежденных деталей;
  5. сумма компенсации;
  6. подписи сторон.

Оформление расписки при аварии, подтверждает, что участники пришли к единому мнению о сумме и способе оплаты ущерба. Такая бумага обезопасит виновника от дальнейших претензий, на случай, если потерпевший передумает и заявит о ДТП в полицию. Предъявив сотрудникам ГИБДД соглашение, нарушитель легко сможет доказать, что он не сбежал с места происшествия, а исполнил свою обязанность по компенсации урона пострадавшей стороне в полном объеме.

Нужны ли справка и извещение о ДТП в 2021 году

Срок исковой давности по ДТП – это промежуток времени, в который виновника могут привлечь к ответственности за совершенное нарушение. Для потерпевшего в аварии этот срок важен, потому что по его истечении невозможно будет истребовать страховую выплату или компенсацию ущерба лично с причинителя вреда.

Период исковой давности закреплен в Гражданском кодексе РФ. Согласно документу, время оформления и подачи претензии всем видам ответственности, включая автогражданскую, составляет 3 года.

Если машина застрахована не по ОСАГО, а по КАСКО, период сокращается до 2 лет. Это связано с тем, что КАСКО — имущественный вид страхования, а не страхование ответственности.

Срок обращения в страхую компанию для получения выплаты закреплен п. 3.11 Правил ОСАГО и составляет 5 рабочих дней с даты оформления ДТП. Это значит, что в течение указанного время потерпевший должен предоставить страховщику заявление о произошедшем событии и документы, необходимые для компенсации ущерба.

Однако, несмотря на то что страховое законодательство устанавливает конкретное время для подачи заявления, нарушение срока не дает страховщику оснований для невыплаты возмещения. Таким образом, документы могут быть переданы компании в течение всего срока исковой давности. Хотя конечно, лучше это сделать как можно быстрее, чтобы избежать лишних проверок и проволочек.

Если машина застрахована не только по ОСАГО, но и по КАСКО, владельцу следует уточнить период подачи заявления в правилах страхования конкретного страховщика. Обычно этот срок растянут на 10-15 рабочих дней.

Отказ в выплате на основании нарушения времени подачи обращения о выплате может быть легко обжалован в суде, при условии, что истцом соблюден срок исковой давности.

Для того чтобы рассчитать размер выплаты в случае ДТП, причитающийся потерпевшему, страховая компания обязана организовать экспертизу повреждений автомобиля. Для этого страховщику Законом выделятся 5 рабочих дней со дня поступления требования о возмещении и всех необходимых документов. В течение этого времени компания выдает заявителю направление на осмотр попавшей в дорожно-транспортное происшествие машины независимым экспертом. В направлении будет указано день, время и адрес проведения оценки.

Если в указанный день машина к осмотру не предоставлена, согласовывается новая дата. Таким образом, период проведения осмотра может быть увеличен до 20 рабочих дней. В случае неисполнения потерпевшим своей обязанности по показу машины, страховая компания возвращает ему заявление о страховой выплате обратно.

Если страховщик намеренно не осматривает машину пострадавшего, можно самостоятельно организовать экспертизу, которую компания обязана будет принять к сведению при страховой выплате. Расходы на оценку при этом тоже компенсируются страховщиком.

Согласно Закону об ОСАГО срок выплаты страхового возмещения потерпевшему не может превышать 20 календарных дней со дня подачи всех предусмотренных правилами документов и осмотра транспортного средства, участвующего в ДТП. Нужно знать, что в этот период не входят официальные праздничные дни. Это значит, что на момент, к примеру, новогодних каникул, течение срока рассмотрения заявления приостанавливается.

Если в течение указанного времени страховщик не произвел выплату компенсации, потерпевший имеет право настаивать на оплате неустойки. Сумма штрафных санкция составляет 1% от размера выплаты за каждый день просрочки. Для того чтобы оформить пени, необходимо отправить в страховую компанию письменное обращение с указанием размера неустойки.

Данные сроки не касаются выплат, производящихся по полисам КАСКО. По такому виду страхования компании сами назначают период рассмотрения дела. Такие условия оговорены в правилах страхования любого страховщика. Как правило, время принятия решения не занимает дольше 14 дней.

Водителей ставят в бессправочное положение

  • Что делать после аварии
  • Что такое европротокол
  • Когда можно оформлять ДТП без ГИБДД
  • Что нужно заполнить на бумаге
  • Как заполнить бланк европротокола
  • Как оформить европротокол через приложение
  • Куда подавать документы на выплату
  • Размер выплат по европротоколу

Да, чтобы оформить аварию, вызывать наряд ГИБДД необязательно. Но только если столкнулись две машины, у обоих водителей есть полисы ОСАГО и не пострадали люди.

Что такое Европротокол. Это процедура, которая позволяет оформить ДТП без привлечения полиции. Участники аварии заполняют извещение о происшествии, фотографируют повреждения, после этого страховая виновника ДТП выплачивает пострадавшему до 400 тыс. рублей на ремонт. Не нужно несколько часов ждать полицию и перегораживать движение.

Когда лучше вызывать ГИБДД. Если в ДТП попало больше двух машин, у кого-то из собственников нет полиса автогражданки или на ремонт потребуется больше денег, вызывайте полицию. Инспектор нарисует схему ДТП, зафиксирует информацию об участниках аварии и составит протокол.

Чтобы оформить ДТП без полицейских, оно должно отвечать следующим требованиям.

Наличие полиса ОСАГО у водителей. Все, кто находились за рулем при ДТП, должны быть вписаны в полисы ОСАГО или иметь открытую страховку. Другой вариант — международный полис «Зеленая карта», который покупают при ввозе машины из-за рубежа, с ним тоже можно оформлять извещение по Европротоколу.

В ДТП нет потерпевших. В результате аварии не должно быть травмированных, раненных или погибших. Если они есть, вызывайте скорую и полицию.

В ДТП участвуют только два ТС. Европротокол доступен, только если столкнулось две машины. Если повреждено другое имущество, надо звонить в ГИБДД.

Ущерб ТС не превышает максимальную сумму страховой выплаты. Если у водителей нет разногласий о картине ДТП и они оформляют аварию через приложения «ДТП. Европротокол» или «Помощник ОСАГО», максимальная сумма компенсации — 400 тыс. рублей.

Взаимное согласие водителей. Это необязательно, но влияет на сумму страховой выплаты. Если водители не сошлись во мнении о том, кто из них виноват, лимит будет меньше — до 100 тыс. рублей.

Если авария не подходит под любое из этих требований, безопаснее вызвать ГИБДД.

Стандартный лимит. Пострадавшему автовладельцу страховая виновника ДТП возместит ущерб не больше 100 тыс. рублей, если:

  • у участников ДТП есть разногласия о том, кто виноват в аварии. Это зафиксировано в извещении;
  • у участников нет разногласий, но они не зафиксировали аварию через приложение.

Максимальный лимит. Возмещение до 400 тыс. рублей возможно, если:

  • хотя бы один водитель зафиксировал ДТП через приложение;
  • у участников нет разногласий.

Что делать, если ущерб от ДТП больше 100 тыс. рублей. Если пострадавший видит, что ремонт машины будет дороже, есть два варианта действий:

  1. зафиксировать аварию через приложение — так максимальный лимит будет уже 400 тыс. рублей;
  2. вызвать ГИБДД.

Если правильно оформить извещение и договориться с другим участником ДТП, в будущем пострадавший сможет получить от страховой до 400 тыс. рублей.

Извещение о дорожно-транспортном происшествии — бумага формата А4, она состоит из двух листов:

  • основной лист. На его лицевой стороне две колонки, которые водители заполняют вместе, с оборотной стороны — обстоятельства, которые заполняют по отдельности;
  • дополнительный — это копия, на которой отпечатается все то же, что водители написали на основном листе. Дополнительный лист тоже имеет юридическую силу, поэтому неважно, кому он достанется. У копии также есть поля для обстоятельств с оборотной стороны.

ГИБДД отказывается давать справку об аварии. Как же ее получить?

Особенности заполнения бланка. Пишите:

  • обычной шариковой ручкой. Не используйте гелевую или карандаш — записи могут стереться или смазаться;
  • разборчивым почерком или печатными буквами;
  • желательно без помарок. Если они будут, оба водителя должны утвердить их фразой «Исправленному верить» и своими подписями;
  • во всех полях. Если одно из них осталось пустым, поставьте прочерк.

Лицевая сторона. На ней укажите:

  • место происшествия. Например, перекресток улиц Степана Разина и Горького рядом с домом № 7. Если ДТП на трассе, укажите название трассы и километр;
  • дату. Время — с точностью до минуты;
  • данные свидетелей, если они есть;
  • данные ТС, собственников и водителей;
  • описание повреждений.

Составьте схему ДТП в нижней части листа. Для этого изобразите участок, соседние улицы с номерами домов, светофоры, знаки, разметку. Нанесите машины на схему прямоугольниками с пометками A и B. Направление движения укажите стрелкой, место удара — знаком ×. Под схемой расшифруйте обозначения.

Подпишите документ в пунктах 15 и 18.

Оборотная сторона. Здесь вы можете написать свое видение ситуации и разногласия, если они есть. В примечании отметьте приложение, если есть фотографии или запись с видеорегистратора.

По правилам дорожного движения (пункт 2.5 ПДД) участник ДТП обязан:

  1. Немедленно остановиться, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки.
  2. Не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию. Это поможет сотрудникам ГИБДД и участникам ДТП восстановить картину событий.

То, как действовать дальше, зависит от того, чему нанесен вред — только имуществу или здоровью и жизни людей.

Если в ДТП погибли или ранены люди, водитель обязан оказать первую помощь пострадавшим и вызвать скорую помощь и полицию.

В экстренных случаях нужно:

  • если это возможно — доставить пострадавших на своем автомобиле в ближайшую больницу, сообщить в медучреждении свою фамилию, госномер автомобиля и вернуться на место происшествия;
  • если невозможно доставить пострадавших на своем автомобиле — отправить их в больницу на попутном транспорте.

Если автомобиль блокирует движение, по возможности нужно организовать объезд. Если объезд организовать невозможно, нужно освободить проезжую часть. Предварительно зафиксируйте на телефон или камеру:

  • положение автомобилей по отношению друг к другу;
  • положение автомобилей по отношению к объектам дорожной инфраструктуры (границы проезжей части, знаки и т. д.);
  • следы и предметы, относящиеся к происшествию (осколки, тормозной путь и т. д.), повреждения транспортных средств.

Также запишите фамилии и адреса очевидцев и ждите прибытия сотрудников полиции.

Если телефонной связи нет, попросите проезжающих мимо водителей передать информацию о ДТП на ближайший пост ГИБДД и ожидайте прибытия сотрудников полиции.

Инспектор ДПС оформляет:

  • Протокол осмотра места происшествия — если пострадали люди. К протоколу приобщаются схема места совершения административного правонарушения.
  • Объяснения всех участников и свидетелей ДТП об обстоятельствах происшествия.
  • Сведения о ДТП (справку о ДТП), которые выдаются всем участникам ДТП.
  • Протокол об административном правонарушении, если водитель оспаривает состав правонарушения.
  • Постановление по делу об административном правонарушении, если обстоятельства дела установлены на месте, без административного расследования.

Важно проследить, чтобы все документы были оформлены правильно. Иногда полиция проводит административное расследование, чтобы установить обстоятельства ДТП. От документов будет зависеть, кого признают виновником ДТП.

  • Схема дорожно-транспортного происшествия должна соответствовать действительности. Если Вы полагаете, что она составлена неверно, укажите это на это в самой схеме — ее дадут на подпись участникам ДТП.
  • Если вы считаете, что кто-то из участников ДТП находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, заявите об этом сотруднику полиции и потребуйте освидетельствования на состояние опьянения.

Если в ДТП пострадали люди, то участники ДТП подлежат освидетельствованию на состояние опьянения в обязательном порядке.

  • Ваши объяснения должны быть указаны вами самостоятельно либо точно записаны с ваших слов;
  • В сведениях о ДТП должны быть корректно записаны данные всех участников ДТП, а также повреждения автомобилей.

Если в действиях водителей нет правонарушения, инспектор выносит определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. В ином случае водитель привлекается к административной или уголовной ответственности (в случае гибели людей или причинения тяжкого вреда здоровью).

Сведения о ДТП и постановление по делу об административном правонарушении (либо определение об отказе) нужно предоставить в страховую компанию для возмещения ущерба.

Оформление дорожно-транспортного происшествия

Водителям, попавшим в ДТП, запрещается после происшествия употреблять алкогольные напитки.

За нарушение этого правила предусмотрен штраф 30 тысяч рублей с лишением прав на срок от полутора до двух лет. Более того, страховая компания сможет предъявить регрессное требование к нарушителю. С него взыщут сумму ущерба даже при наличии у него полиса ОСАГО.

Исключение — если водитель прошел медицинское освидетельствование, а сотрудник полиции занес его результаты в протокол. После освидетельствования выпить можно.

После получения от ГИБДД документов о ДТП потерпевший должен не позднее 5 рабочих дней направить заявление на возмещение ущерба в страховую компанию виновника.

В свою страховую можно обратиться при соблюдении следующих требований:

  1. В результате ДТП вред причинен только транспортным средствам;
  2. В ДТП пострадало 2 или более транспортных средств, ответственность всех водителей застрахована по ОСАГО.

Говоря простым языком: если у водителя будет найдено заболевание (при его обращении к врачу) несовместимое с вождением – действие его водительской справки и, следовательно, удостоверения будет “приостановлено”. Да, даже если срок действия водительских прав еще не подошел к концу.

Это будет осуществляться следующим образом: При обнаружении заболевания, являющегося противопоказанием к управлению автомобилем, водителя-пациента направят на соответствующие обследования и осуществят лечение (как для любого человека, обратившегося за медицинской помощью). Для водителя разница будет лишь в том, что лечащий врач оформит соответствующее медицинское заключение и направит его в электронном виде в специально созданный реестр медицинских заключений. К этому реестру доступ будет открыт для ГИБДД, а эта служба, в свою очередь, предпримет меры в рамках их полномочий, а именно – приостановят действие водительской справки приболевшего водителя.

Если просто и коротко: на внеплановом медицинском осмотре “больной” водитель должен доказать, что излечился и состояние его здоровья позволяет ему вновь сесть за руль.

Если поподробнее: после того, как до ГИБДД дошла информация о нездоровье водителя, автоинспекция приостанавливает действие удостоверения и направляет его владельца на внеочередной медицинский осмотр. Если освидетельствование покажет, что на самом деле противопоказаний для вождения нет – права тут же восстановят. Если же будет доказано обратное – удостоверение будет признано недействительным. Водителя уведомят о результатах обследования и что он должен сдать документ.

Как оформить европротокол при ДТП

Участие в аварии нескольких автомобилей, серьезное нанесение вреда имуществу или здоровью – основания для вызова инспектора ГАИ. Порядок оформления:

  1. Осмотр места столкновения.
  2. Огораживание аварийного участка с сохранением следов.
  3. Сбор сведений об участниках ДТП, свидетельских показаний.
  4. Описание повреждений автотранспортных средств.
  5. Проведение медицинской экспертизы на предмет алкогольного, наркотического опьянения водителей.
  6. Составление протокола осмотра, схемы места происшествия в присутствии двух понятых или участников ДТП.
  7. Фото и видеофиксация аварии.
  8. Сбор пояснительных записок от участников ДТП.
  9. Освобождение дороги от поврежденных автомобилей.
  10. Вынесение постановления о мере наказания.

Участие в аварии нескольких автомобилей, серьезное нанесение вреда имуществу или здоровью – основания для вызова инспектора ГАИ. Порядок оформления ДТП с сотрудниками ГИБДД:

  1. Осмотр места столкновения.
  2. Огораживание аварийного участка с сохранением следов.
  3. Сбор сведений об участниках ДТП, свидетельских показаний.
  4. Описание повреждений автотранспортных средств.
  5. Проведение медицинской экспертизы на предмет алкогольного, наркотического опьянения водителей.
  6. Составление протокола осмотра, схемы места происшествия в присутствии двух понятых или участников ДТП.
  7. Фото и видеофиксация аварии.
  8. Сбор пояснительных записок от участников ДТП.
  9. Освобождение дороги от поврежденных автомобилей.
  10. Вынесение постановления о мере наказания.

Первый этап оформления ДТП – осмотр места происшествия. После исследования территории инспектор обязан допросить участников и свидетелей аварийной ситуации, зафиксировав их показания. Основной этап работы сотрудника ГАИ после общения с водителями, посторонними гражданами, осмотра поврежденных транспортных средств – оформление документов, в которых отражены сведения и объяснения участников аварийной ситуации, схема ДТП. Для дальнейшего расследования происшествия инспектор может снять на фото- или видеокамеру место инцидента. Во время бюрократических процедур сотрудник ГИБДД обязан регулировать движение автомобилей на аварийном участке. После беседы и осмотра, инспектор ГАИ составляет протокол ДТП, просит написать объяснительные участников и выносит заключение о наказании.

Присутствие раненых требует слаженных действий со стороны участников происшествия и прибывших инспекторов ГАИ. Порядок оформления ДТП при наличии пострадавших:

  1. Приезд оперативно-следственной группы, состоящей из дознавателя, оперативного сотрудника, эксперта.
  2. Вызов медицинских работников.
  3. Оказание первой помощи или экстренный перевоз пострадавшего в больницу при критическом состоянии здоровья.
  4. Осмотр места столкновения.
  5. Первичный опрос участников и свидетелей.
  6. Осмотр поврежденных автомобилей.
  7. Составление протокола, схемы ДТП при двух понятых или самих водителях.
  8. Фото и видеофиксация аварии.
  9. Сбор пояснительных записок от участников ДТП.
  10. Освобождение дороги от поврежденных автотранспортных средств.
  11. Передача оформленных документов в суд для дальнейшего разбирательства.

Если пострадавшее лицо отправлено в больницу, первичный опрос и написание объяснительной при оформлении ДТП откладывается до момента выздоровления. При плохом самочувствии участник ДТП обязан указать в протоколе о состоянии здоровья.

Схема аварийной ситуации обязательна при составлении документа, фиксирующего столкновение. На лицевой стороне европротокола участники самостоятельно делают подробную зарисовку произошедшего. Этапы оформления схемы ДТП:

  1. Указать место аварии: название улицы, дом или трассу с номером километра от ближайшего населенного пункта.
  2. Нарисовать траекторию движения автомобилей.
  3. Схематически показать расположение автотранспортных средств в момент столкновения.
  4. Указать светофоры, дорожные знаки, разметку, ограждения, обочину.
  5. Отметить расположение вещественных доказательств, которые имеют отношение к ДТП, осколков, поврежденных частей автомобилей.

При составлении схемы во время оформления ДТП нужно указать максимальное количество деталей, имеющих отношение к аварийной ситуации.

Как правильно оформить Европротокол при ДТП

Виновник аварийной ситуации может нести административную, гражданскую или уголовную ответственность. Мера наказания зависит от причин возникновения дорожного происшествия и возникших последствий.

Виды административной ответственности после оформления ДТП, регламентированные КоАП РФ:

  • штраф от 500 до 30 тыс. рублей;
  • лишение водительского удостоверения от 1 месяца до 3 лет;
  • арест на 15 суток;
  • 200 часов исправительных работ.
  • Все вклады
  • Накопительные счета
  • Вклады онлайн
  • Дебетовые карты
  • Страхование вкладов
  • Полезные статьи
  • Кредиты наличными
  • Кредитные карты
  • Ипотека
  • Автокредиты
  • Микрозаймы
  • Полезные статьи

Начнём с пункта 3.10 Правил ОСАГО, обязывающего претендующего на выплату потерпевшего приложить к заявлению Извещение о ДТП. Не важно, оформлен ли инцидент в ГИБДД или нет. Никаких исключений позиция Правил не содержит.

Откуда взять Извещение, например, собственнику повреждённого в ДТП забора?

У водителя, только что совершившего аварию, точно есть бланк, как и в любом офисе страховой компании (мол, все замрите, я за бланком и обратно). Но далее закономерен вопрос, должен ли владелец повреждённого имущества (не авто) заполнять форму. Пункт 3.5 Правил ОСАГО чётко указывает, что делать это обязаны водители транспорта. Владелец забора таким в рассматриваемой ситуации не является, как и забор – транспортным средством. Получается, заполнять бланк Извещения ему не нужно. А в страховую компанию предъявлять – нужно.

Если следовать формальной логике, решением выглядит оформление единственным имеющимся водителем своего бланка (только со своей стороны) и передача «заборовладельцу» одного из двух его экземпляров. Что делать последнему, если виновник ничего не заполнил, ничего не отдал или просто уехал – остаётся загадкой. Справедливости ради отметим, что страховщики редко проявляют въедливый формализм в отношении такого рода случаев. Однако фактически выгодоприобретатель оказывается зависим от политики конкретной организации.

Именно так можно понять формулировку в инструкции на сайте РСА, касающуюся юридических лиц. Впрочем, будем откровенны – это не единственная её возможная трактовка. Документ гласит:

«Если на обратной стороне извещения вам не хватает места, … сделайте необходимые дополнения на чистом листе бумаги, приложив его к основному бланку. При этом на основном бланке извещения следует сделать отметку «с приложением», а также не забыть указать, к чему это приложение и кем оно составлено, поставить свою подпись (для юридических лиц – заверить печатью)».

Возникает целый перечень вопросов:

  1. Что нужно заверить печатью – само Извещение или Приложение? Или и то, и то?
  2. Чья должна быть печать – собственника или, например, арендатора транспорта?
  3. Откуда у обычного водителя взяться печати предприятия? Или оформление Извещения должно происходить в бухгалтерии организации, где она хранится?
  4. И кстати – мелочь, но заодно – почему страховщики не выдают эти самые «чистые листы бумаги», которые нужно прикладывать «к основному бланку»?

В стремлении к истине вопросы были заданы оператору контакт-центра РСА. Девушка несколько раз просила подождать на линии – видимо, поиск ответов потребовал коллегиальных обсуждений. В итоге, не найдя каких-либо пояснений в текущих нормативных установках, представитель Союза «дал уклончивый ответ» – наверное, последовав примеру персонажа одного известного анекдота. А при возникновении спорных моментов было рекомендовано направлять сканированную копию извещения специалистам РСА.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.