Ставка налога на прибыль РФ 2022

Автор: | 30.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ставка налога на прибыль РФ 2022». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Наименования платежей Сроки уплаты
Налог, уплачиваемый по итогам налогового периода Не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом
Авансовые платежи по итогам отчетного периода:
  • уплачиваемые ежемесячно по фактически полученной прибыли
  • уплачиваемые ежеквартально
  • Не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, за который исчисляется сумма авансового платежа.
  • Не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Ежемесячные авансовые платежи Ежемесячно не позднее 28-го числа текущего месяца
Налог с доходов по государственным и муниципальным ценным бумагам, подлежащих налогообложению у получателя дохода В течение 10 дней по окончании месяца, в котором получен доход

Налогово-бухгалтерские изменения — 2022

Налог на прибыль 2019: изменения

Ставка налога на прибыль в федеральный бюджет

Ставка налога на прибыль – 2018

Налог на прибыль иностранной организации

Налог на прибыль организаций — ставка 2021

Налог на прибыль (ННП) – прямой налог, уплачиваемый предприятиями, применяющими ОСНО. Размер налога на прибыль организаций, получаемой от обычной деятельности большинства компаний, составляет 20%. Но, в зависимости от отраслевой и территориальной принадлежности, вида деятельности и норм регионального законодательства ставка налога может быть иной. Напомним о размерах актуальных ставок ННП в 2022 году.

IT-предприятия посчитают авансы за 1 квартал 2021 года, как обычно
Налог на прибыль / 13:14 7 декабря 2020

Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов разработаны в соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом итогов реализации бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на период до 2021-2023 годов. При подготовке Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики были учтены положения Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года, Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, перечня инициатив в сфере социально-экономического развития.

Целью Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики является определение условий, используемых при составлении проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2022-2024 годы.

В течение 2020 года экономическая политика, в первую очередь, была ориентирована на содействие борьбе с пандемией и ее последствиями посредством создания условий для быстрого восстановления экономики с минимальными потерями для потенциала развития. В части бюджетной политики это обеспечивалось за счет:

1. Сохранения предсказуемой и устойчивой экономической среды с низким уровнем восприимчивости внутренних экономических условий к состоянию внешней конъюнктуры.

Этому способствовало систематическое проведение бюджетной политики на основе «бюджетных правил» (наряду с инфляционным таргетироеанием и свободным курсообразованием). Так, несмотря на беспрецедентное падение цен на нефть в 1 полугодии 2020 года, национальная валюта и финансовые рынки сохраняли стабильность, инфляция и инфляционные ожидания оставались под контролем. В отсутствии ценовой и финансовой стабильности проведение эффективной контрциклической экономической политики — как бюджетной, так и денежно-кредитной — было бы невозможным.

2. Обеспечения контрциклической направленности бюджетной политики в целях минимизации влияния краткосрочного падения экономической активности на средне-долгосрочный потенциал экономики.

— Дополнительные расходы на финансирование антикризисных программ наряду со встроенными контрциклическими механизмами обеспечили соразмерность бюджетного импульса масштабам краткосрочного шока.

Совокупный фискальный импульс по бюджетной системе составил ~8% ВВП.

— Фокус антикризисных программ на укреплении системы здравоохранения, поддержке наиболее уязвимых граждан и пострадавших отраслей наряду с их своевременностью повысил действенность бюджетного импульса.

Это позволило не допустить неконтролируемого ухудшения эпидемиологической обстановки, избежать стрессового развития ситуации на рынке труда, а также содействовало быстрому восстановлению деловой активности уже во втором полугодии 2020 года.

По мере укрепления системы здравоохранения, восстановления деловой активности и в целом повышения устойчивости социально-экономической системы к эпидемиологическим шокам средне-долгосрочные задачи содействия достижению национальных целей развития страны посредством обеспечения устойчивых темпов роста экономики и расширения потенциала сбалансированного развития вновь вышли на первый план единой экономической политики (бюджетной, монетарной и структурной).

Достижению этой цели содействует постепенная нормализация бюджетной политики и реализуемые структурные изменения: как в структуре доходов — структурный маневр в налоговой системе по сбалансированному снижению прямых налогов на труд предприятий МСП; так и в структуре расходов — стратегическая концентрация финансовых ресурсов бюджетов публичной власти на достижении национальных целей развития — как в рамках национальных проектов и мер по реализации Посланий Президента Федеральному Собранию, так и других мероприятий госпрограмм.

Далее в разделе представлены основные итоги реализации бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики в 2020-2021 гг. по отдельным целям и направлениям.

Изменения законодательства на 2022 года: для бухгалтера и директора фирмы на УСН

В связи с глобальной пандемией в 2020 году отечественная экономика оказалась под одновременным воздействием двух мощнейших шоков:

— острое ухудшение внешнеторговых условий в связи с обвалом цен на нефть влияние нефтяной волатильности эффективно абсорбируется вследствие систематического следования «бюджетным правилам»

— вынужденное резкое и масштабное сокращение деловой активности вследствие ограничений, направленных на сдерживание распространения вируса,

это потребовало соразмерного контрциклического импульса.

Учитывая чрезвычайный масштаб вынужденного сокращения деловой активности, обеспечение соразмерной бюджетной поддержки потребовало выхода за рамки встроенных контр циклических механизмов (см. врезку «Встроенные контрциклические механизмы бюджетной политики»).

— В 2020 году был реализован беспрецедентный антикризисный пакет в стоимостном эквиваленте более 4,5% ВВП (вкл. налоговые меры: каникулы, отсрочки и др.). Финансирование принятых мер потребовало существенного расширения структурного (при базовой цене на нефть) первичного дефицита федерального бюджета: по итогам 2020 года он составил 2,8% ВВП (3,8% ВВП без учета поступления разовых доходов, связанных с поступлением части прибыли Банка России от продажи пакета акций ПАО «Сбербанк»)

— С учетом региональных и «забалансовых» мер поддержки, а также сокращения доходов бюджетов бюджетной системы совокупный размер фискального импульса достиг порядка 8,0% ВВП.

— 2021 год стал переходным периодом, когда бюджетная политика сохранила контрциклическую направленность в масштабах, соразмерных ожидаемой траектории восстановления деловой активности. В этих целях размер структурного первичного дефицита в переходный период 2021 года повышен до 1,3% ВВП (1,5% ВВП без учета поступления разовых доходов, связанных с поступлением части прибыли Банка России от продажи пакета акций ПАО «Сбербанк»), а его увеличение финансируется за счет дополнительных заимствований — в т.ч. осуществленных в 2020 году.

Основными задачами антикризисных программ с точки зрения смягчения экономических последствий борьбы с пандемией были:

— с одной стороны, повышение устойчивости системы здравоохранения и экономики в целом к эпидемиологическим шокам;

— с другой стороны, создание условий для быстрого восстановления деловой активности по мере смягчения «карантинных» ограничений.

Соответственно, антикризисные программы фокусировались на укреплении системы здравоохранения, поддержке уязвимых слоев населения и компаний пострадавших отраслей.

По мере повышения устойчивости к эпидемиологическим шокам и восстановления деловой активности акцент экономической политики смещается с «антиковидной» повестки к среднесрочным задачам достижения национальных целей развития.

Этому содействует реализуемая в текущем году постепенная нормализация бюджетной политики, а также предусмотренные в бюджете структурные изменения в доходах и расходах.

Предусмотренная в бюджете 2021-2023 гг. траектория нормализации бюджетной политики (сокращение структурного первичного дефицита до 1,3/1,45% ВВП в 2021 году) масштабирована соразмерно ожидавшейся осенью 2020 года траектории постепенного восстановления деловой активности.

Фактическое восстановление деловой активности оказалось более динамичным, чем ожидалось ранее, что по мере приближения ситуации на рынке труда к полной занятости привело к появлению признаков перегрева на потребительском рынке. Внутренний спрос в текущем году растет опережающими по отношению к производственным возможностям темпами, что наряду с внешними причинами -бюджетно-кредитная «накачка» в развитых странах, глобальный дефицит производственных мощностей в отдельных товарных группах и др. — формирует повышенный инфляционный фон.

Основные изменения налогового законодательства в 2022 году

  • Новые налоговые декларации и документы
    • О новой форме декларации по налогу на имущество
    • О новой форме РСВ
    • Об утверждении формы заявления для применения льгот по налогу на имущество
    • О порядке применения заявления о предоставлении льготы по налогу на имущество
    • Об утверждении формы заявления о гибели или уничтожении объекта
    • Об утверждении сообщения об исчисленных налоговым органом налогах
    • О подаче сообщений по транспорту и земельным участкам
    • О применении заявления о прекращении исчисления транспортного налога при изъятии транспорта
  • Новые федеральные стандарты и бухотчетность
    • О ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»
    • О новом ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете»
    • Об применении ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»
  • Налоговые изменения для бизнеса
    • Об освобождении от НДС общепита с выручкой до 2 млрд руб.
    • О НДС при перепродаже бытовой техники, купленной у граждан
    • О новых правилах начисления и уплаты транспортного налога
    • О едином сроке уплаты налога на имущество и отмене отчетности
    • Об изменении порядка налогового учета безвозмездной помощи НКО
    • О новом порядке признания расходов в НУ на санаторно-курортное лечение работников
    • О невозможности учета в НУ платежей в бюджет в счет возмещения ущерба
    • О новых правилах начисления амортизации при модернизации и реконструкции ОС
    • О продлении ограничения 50% на учет убытков прошлых лет
    • Об утверждении перечня КБК на 2022 год
  • Вычеты и пособия
    • О порядке получения физкультурного вычета
    • О новых правилах подсчета страхового стажа для расчета больничных
  • Новшества отчетности
    • Об уточнении сроков представления аудиторского заключения в ГИРБО
    • О новых правилах предоставления бухгалтерской отчетности
    • О новых поводах сдачи СЗВ-СТАЖ
  • Электронный документооборот и электронные подписи
    • О запуске ГИС ЭПД в постоянную работу
    • О новых правилах работы с электронными подписями
    • О новых требованиях к операторам ЭДО
  • Новое в маркировке товаров
    • Об ужесточении наказаний для продавцов маркированных товаров
    • Об обновлении правил маркировки обувных товаров
    • О переносе сроков обязательной маркировки велосипедов
  • Другие изменения
    • О продлении моратория на проверки малого бизнеса
    • Об электронной регистрации ККТ
    • О новой инструкции ЦБ РФ об открытии, ведении и закрытии банковских счетов
    • Об утверждении формы акта утилизации отходов для производителей и импортеров
    • О передаче сообщений в Роскомнадзор о рекламе в интернете
    • О новых обязанностях работодателей на портале «Работа в России»
    • О новом размере взносов, уплачиваемых ИП за себя

Формула расчёта налога стандартная: Налоговая база * Налоговая ставка.

А вот базу по налогу на прибыль определить непросто. Алгоритм такой:

  • рассчитывается прибыль либо убыток от реализации;
  • рассчитывается прибыль или убыток от внереализационных операций;
  • итоговая база по налогу: прибыль (убыток) от реализации + прибыль (убыток) от внереализационных операций — убытки прошлых лет, которые можно перенести на текущий период.

Если прошлые периоды закончены в минус, убытки можно полностью или частично вычесть из налоговой базы.

Основная задача при исчислении налога на прибыль заключается в правильном определении доходов и расходов.

Доходы для этой цели делятся на две группы: от реализации и внереализационные. Доходы от реализации организация получает следующим образом (статья 249 НК РФ):

  • от продажи своих товаров, работ, услуг, имущественных прав;
  • перепродавая ранее приобретенные товары.

Все прочие доходы считаются внереализационными. Это, например, доходы от долевого участия в других компаниях, от сдачи имущества в аренду, проценты по вкладам и другие.

Налогом облагается не вся прибыль — список исключений приводится в статье 251 НК РФ. Он исчерпывающий, то есть, если какого-то вида доходов в этой статье нет, значит, он облагается. Необлагаемых доходов довольно много, вот лишь некоторые:

  • предоплата;
  • имущество, которое получено в виде залога или задатка;
  • кредитные и заёмные средства;
  • всё, что передано в виде вклада в уставный или складочный капитал.

Важное значение для расчёта налога имеют даты, на которые признаются доходы и расходы. От этого зависит, может ли налогоплательщик учесть их в периоде, за который исчисляется налог на прибыль организаций. Существует два метода определения момента признания доходов и расходов:

  1. Метод начисления. Доходы / расходы принимаются в том периоде, в котором они имели место. При этом неважно, когда фактически средства за них поступили или были на них потрачены.
  2. Кассовый метод. Доходы / расходы признаются на день их фактического поступления или списания.

По умолчанию применяется метод начисления. В этом случае прямые и косвенные расходы учитываются при исчислении налога на прибыль по-разному:

  • прямые расходы делятся между стоимостью незавершённого производства и продукции, которая изготовлена. Уменьшать налоговую базу за счёт прямых расходов можно только по мере того, как готовая продукция будет реализована;
  • косвенные расходы текущего периода списываются полностью, без какого-либо распределения.

При кассовом методе такого деления нет. Но применять его можно лишь организациям, у которых в среднем за четыре предыдущих квартала сумма выручки от реализации не превысила 1 млн рублей за каждый квартал.

Налог на прибыль организаций — какой процент в 2022 году

Платить аванс по налогу на прибыль раз в квартал вправе налогоплательщики, у которых за предыдущие четыре отчётных периода доходы от реализации не превышали в среднем 15 млн рублей за квартал. Платежи производятся не позднее 28 числа месяца, следующего за окончанием квартала. Если этот день попадает на выходной, то срок переносится. Для юридических лиц, попадающих под условия поквартальной уплаты, расчёт производится так:

  • по окончании I квартала исчисляется и уплачивается авансовый платеж — до 28 апреля;
  • по окончании 6 месяцев исчисляется аванс за полугодие, из полученной суммы вычитается то, что было уплачено по итогам первого квартала — до 28 июля.

По окончании 9 месяцев расчёт производится аналогично.

Например, за I квартал компания заработала 100 000 рублей, а за II — 140 000 рублей. Рассчитаем авансовые платежи:

  • аванс за I квартал: 100 000 * 20% = 20 000 рублей;
  • база за полугодие: 100 000 + 140 000 = 240 000 рублей;
  • авансовый платёж за полугодие: 240 000 * 20% = 48 000 рублей;
  • налогоплательщик должен заплатить до 28 июля: 48 000 — 20 000 = 28 000 рублей.

Для юридических лиц, которые не имеют права на поквартальную уплату, доступны 2 варианта расчёта ежемесячных платежей:

  • исходя из прибыли за прошлый квартал с доплатой по итогам периода;
  • исходя из фактической прибыли.

По умолчанию будет применяться первый способ. Чтобы исчислять авансовые платежи, исходя из фактической прибыли, нужно не позднее конца года подать в ИФНС уведомление в свободной форме.

Суть первого способа в следующем. В текущем квартале нужно уплатить столько аванса, сколько было начислено за предыдущий. Эта сумма делится на три части и уплачивается в каждом месяце квартала. Когда он закончится, следует рассчитать сумму налога, исходя из того, сколько было получено прибыли, и произвести доплату.

Приведём пример. Пусть начисление налога за IV квартал прошлого года составило 30 000 рублей. В январе, феврале и марте текущего года компания должна была уплатить по 10 000 рублей. При этом за I квартал она заработала 160 000 рублей. Налог к уплате составляет 160 000 х 20% = 32 000 рублей. Однако 30 000 из них уже уплачено, поэтому нужно доплатить только 2 000 рублей.

При способе уплаты, исходя из фактической прибыли, сумма аванса рассчитывается по окончании каждого месяца нарастающим итогом с начала года. То есть в феврале считается и платится налог за январь, в марте — за январь + февраль с учётом уплаченного ранее и так далее.

Например, налогооблагаемый доход организации составил:

  • за январь — 90 000 рублей;
  • за февраль — 150 000 рублей;
  • за март — 120 000 рублей.

По итогам каждого месяца следует уплатить:

  • в феврале за январь: 90 000 * 20% = 18 000 рублей;
  • в марте за январь и февраль: (90 000 + 150 000) * 20% — 18 000 = 30 000 рублей;
  • в апреле — за январь, февраль и март: (90 000 + 150 000 + 120 000) * 20% — (18 000 + 30 000) = 24 000 рублей.

Все, кто платит налог на прибыль организаций, подают в ИФНС декларацию. Периодичность подачи внутри отчётного года зависит от того, как производятся авансовые платежи:

  • если ежемесячно, исходя из фактической прибыли, декларации нужно подавать до 28 числа следующего месяца (12 деклараций в год);
  • если поквартально либо раз в месяц, но по данным за прошлый период, декларации нужно подавать по итогам I квартала, полугодия, 9 месяцев. Последний день представления — 28 числа месяца, следующего за окончанием квартала.

Годовую декларацию все должны подать до 28 марта года, следующего за отчётным. Уплата налога на прибыль, исчисленного по итогам года, производится также до этой даты. То есть налог на прибыль 2021 года нужно будет уплатить не позднее 28 марта 2022 года.

Плательщики вправе уменьшить доход на расходы, которые понесли в том же периоде. В НК РФ приведены списки:

  • доходов, которые учитываются в налоговой базе — ст. 249, 250 НК РФ;
  • доходов, которые можно не учитывать (не облагать налогом на прибыль) — ст. 251 НК РФ ;
  • расходов, которые вычитаются из доходов — ст. 252 — 269 НК РФ;
  • расходов, которые нельзя вычитать — ст. 270 НК РФ.

С прибыли организации платят взнос в бюджет — налог на прибыль организаций: процент зависит от нескольких важных факторов.

Доход по вкладам составил больше ₽42500. Придется заплатить налог

Как уже упоминалось, 3% от общей суммы поступает в федеральный бюджет. Не важно, составляет региональная ставка 17% или она уменьшена решением властей — 3% идут плюсом.

Пример: Налоговая база = 1 000 000 рублей.

Н/П = 1 000 000 * 20% = 200 000 рублей.

Из них по основной:

В федеральный бюджет = 1 000 000 * 3% = 30 000 рублей

В бюджет региона = 1 000 000 * 17% = 170 000 рублей.

По пониженной:

В федеральный бюджет = 1 000 000 * 3% = 30 000 рублей

В бюджет региона = 1 000 000 * 13,5% = 135 000 рублей.

В федеральный бюджет не всегда попадают только три процента суммы. Это происходит только при использовании основной ставки. А процент в бюджет, который компании отчисляют по неосновным ставкам, поступает в федеральный бюджет полностью.

Региональные власти уменьшают ставки по УСН, сокращают потенциально возможный доход по патенту, вводят пониженные коэффициенты по ЕНВД. Из дополнительных мер: арендные каникулы, льготные кредиты, отмена транспортного налога для организаций и другие — в зависимости от субъекта Федерации.

В большинстве регионов пониженные ставки действуют на весь 2020 год. Это значит, что налог можно пересчитать с 1 января, но могут быть исключения.

Мы изменим ставки по УСН автоматически для тех регионов, где изменения касаются всех без исключения.

Если в вашем регионе налог снижен только для пострадавших, поменять ставку в сервисе нужно самостоятельно. Для этого перейдите в Реквизиты → Система налогообложения → УСН → Ставка налога.

Согласно поправкам в ст. 283 НК продлевается срок действия ограничения на учет убытков прошлых периодов.

С 2017 года налогооблагаемую базу по прибыли за текущий период не разрешается понижать на величину убытков, полученных в предшествующих периодах, больше чем на 50% (Закон от 30.11.2016 г. № 401-ФЗ).

Данное ограничение изначально устанавливалось на 5 лет и должно было завершиться по окончании 2021 года. Но теперь его действие продлевается до окончания 2024 года (п. 2.1 ст. 283 НК).

Однако правила перенесения убытков не изменяются. В частности, если у компании были убытки больше чем в одном календарном году, то их перенос на будущее осуществляется в той же очередности, в которой они были понесены.

При этом компания должна хранить документацию в подтверждение объема убытков весь срок, пока они уменьшают налогооблагаемую базу текущего периода (п. 4 ст. 283 НК).

С 2022 года для компаний будет расширен список затрат, которые можно будет причислить к расходам на НИОКР. С нового года к этим затратам будут относиться также затраты на приобретение прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы; селекционные достижения; программы для ЭВМ и базы данных; топологии интегральных микросхем (пп. 3.2 п. 2 ст. 262 НК).

Для учета в составе расходов приобретение таких прав может быть и по договору об отчуждении исключительных прав, и по лицензионному договору.

Однако в данном случае имеется обязательное условие для учета этих затрат как расходов на НИОКР — использование этих прав только в научных целях или опытно-конструкторских разработках.

Вместе с этим будет уточнен список затрат и убытков, которые нельзя будет включить в состав расходов (пп. 2 ст. 270 НК). В частности, к ним сейчас относятся пени и штрафы, перечисляемые в бюджет и не понижающие базу по прибыли. А с 2022 года к ним добавятся и платежи, связанные с возмещением ущерба и перечисляемые в бюджет.

Учреждения культуры смог воспользоваться возможностью перечислить налог на прибыль за 2020 и 2021 годы не позже 28 марта 2022 года (п. 6 ст. 287 НК). Такая отсрочка будет предоставлена организациям, осуществляющим (п. 3.1 ст. 286 НК):

  • творческую деятельность;
  • деятельность в сфере искусства и проведения развлечений;
  • деятельность библиотек, архивов, музеев и т.д.

Вместе с этой отсрочкой данные учреждения будут освобождены от обязанности рассчитывать и платить авансы за 2020 и 2021 годы, а также подавать декларации за эти же годы (п. 1 ст. 289 НК).

Для применения данных льгот виды экономической деятельности будут устанавливаться по основному коду ОКВЭД из ЕГРЮЛ по состоянию на 31 декабря 2020 года.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Текст комментария: «ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 25 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ» () Авторы: Ю.М. Лермонтов Издание: 2012 год

Ставки налога на прибыль организаций применительно к конкретному виду дохода установлены статьей 284 НК РФ.

Общая налоговая ставка составляет 20%, и сумма налога на прибыль, исчисленная по данной ставке, распределяется следующим образом:

— в федеральный бюджет — 2%;

— в бюджет субъектов РФ — 18%.

Минфин России в письме от 22.03.2010 N 03-03-06/1/167 разъяснил, что законом субъекта Российской Федерации может быть установлена только ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации (при этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента).

Иные элементы налогообложения по налогу на прибыль организаций, в том числе порядок его исчисления, законами субъектов Российской Федерации устанавливаться не могут.

Кроме того, в особой экономической зоне ставка налога на прибыль организаций не может быть выше 13,5 процентов.

Федеральным законом от 30.11.2011 N 365-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в статью 284 НК РФ, а именно введен пункт 1.2.

В соответствии с нормами пункта 1.2 статьи 284 НК РФ налогоплательщики — резиденты технико-внедренческой особой экономической зоны, а также налогоплательщики — резиденты туристско-рекреационных особых экономических зон с 1-го числа отчетного периода, следующего за периодом, в котором был приобретен статус резидента особой экономической зоны, имеют право применять налоговую ставку по налогам, подлежащим перечислению в федеральный бюджет, 0 процентов. Кроме того, налогоплательщик теряет право на применение обозначенной налоговой льготы с 1-го числа отчетного периода, в котором он лишился статуса резидента особой экономической зоны.

В статье 284 НК РФ предусмотрены также специальные налоговые ставки.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    Налог на прибыль: Минфин поделился планами на 6 лет

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)

    • Обзор практики разрешения судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017)

    • Обзор практики разрешения судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017)

    Все документы >>>

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 17

      «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции»

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021)

    • Федеральный закон от 29.09.2019 N 325-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 23.11.2020 N 374-ФЗ (ред. от 29.12.2020)

      «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 01.07.2011 N 170-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 28.09.2010 N 244-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «Об инновационном центре «Сколково»

    Все документы >>>

    Налог на доход физлиц по вкладам свыше 1 млн рублей будет удержан в 2022 году

    Согласно п. 3 ст. 284.1 НК РФ организации, осуществляющие медицинскую и (или) образовательную деятельность, вправе применять налоговую ставку 0 %, если выполняются следующие условия:

    – есть лицензии на осуществление указанной деятельности, выданные в соответствии с законодательством РФ (пп. 1);

    – доходы от ведения образовательной деятельности, присмотра и ухода за детьми и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения НИОКР составляют не менее 90 % доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ, либо организация за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы согласно гл. 25 (пп. 2);

    – в штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность, численность медперсонала, имеющего сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50 % (пп. 3);

    – в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников (пп. 4);

    – организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и производными финансовыми инструментами (пп. 5).

    Рассмотрим подробнее эти условия.

    Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, установлен в ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании[4], где среди прочих названы образовательная (п. 40) и медицинская деятельность (п. 46)[5].

    Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 данного закона Правительство РФ утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности и принимает нормативные правовые акты по вопросам лицензирования.

    Положение о лицензировании медицинской деятельности утверждено Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291, о лицензировании образовательной деятельности – Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 № 1490. Порядок лицензирования образовательной деятельности регламентирован также ст. 91 Закона об образовании[6].

    В соответствии с п. 19 ст. 2 указанного закона организацией, осуществляющей обучение, признается юридическое лицо, занимающееся на основании лицензии (наряду с основной деятельностью) образовательной деятельностью в качестве дополнительного вида деятельности (см. Письмо Минфина России от 26.12.2018 № 03‑03‑06/1/95038).

    Обратите внимание

    Организация должна иметь действующую лицензию на право осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности на конец налогового периода. В противном случае она не может применить нулевую ставку в декларации по налогу на прибыль за этот период.

    Аналогичные разъяснения приведены в Письме УФНС по г. Москве от 30.01.2012 № 16‑12/007416@. Например, если организация в течение 2021 года применяла ставку 0 %, а срок лицензии закончился в декабре этого года, то нельзя использовать нулевую ставку за весь налоговый период (2021 год). При этом в декларациях за отчетные периоды 2022 года до даты оформления новой лицензии налоговая ставка 0 % заявляться не должна.

    Вправе ли медицинская организация применять ставку 0 % по налогу на прибыль в период переоформления лицензии? Ответ на этот вопрос дан в Письме Минфина России от 05.10.2020 № 03‑03‑06/1/86676: если организация, осуществляющая медицинскую деятельность, включенную в Перечень, до переоформления лицензии по основаниям, установленным Законом о лицензировании, продолжала осуществлять лицензируемый вид деятельности, при выполнении условий, прописанных в п. 2 ст. 18 этого закона, факт переоформления лицензии в течение налогового периода не может служить основанием для признания утраты права на применение такой организацией налоговой ставки 0 %.

    В силу пп. 2 п. 3 ст. 284.1 НК РФ применение нулевой ставки возможно, если за налоговый период доходы от осуществления образовательной деятельности, присмотра и ухода за детьми и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения НИОКР, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ, составляют не менее 90 % ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы согласно гл. 25.

    При этом доходы от реализации при осуществлении деятельности, входящей в Перечень, учитываются за минусом сумм НДС, предъявленных приобретателю данных услуг (Письмо Минфина России от 21.09.2011 № 03‑03‑06/1/580).

    Доходы от образовательной

    и (или) медицинской деятельности,

    НИОКР, присмотра и ухода за детьми

    90 %

    Все доходы, учитываемые при определении налоговой базы

    в соответствии с гл. 25 НК РФ

    При определении структуры доходов необходимо учитывать следующее.

    Во-первых, в расчет должны включаться доходы, учитываемые для целей налогообложения. Напомним, что доходы, не учитываемые для этих целей, поименованы в ст. 251 НК РФ, а значит, при расчете не будут использоваться суммы доходов в виде:

    – имущества, полученного как целевое финансирование, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках такого финансирования (пп. 14 п. 1);

    – имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями на ведение основных видов деятельности, а также в виде имущества, безвозмездно полученного организациями, осуществляющими образовательную деятельность, являющимися некоммерческими организациями, на осуществление образовательной деятельности (пп. 22 п. 1).

    Во-вторых, при определении 90 %-го соотношения в числителе должны учитываться доходы, полученные от деятельности, включенной в Перечень.

    Например, исходя из разъяснений Минфина, будут отражены только в знаменателе дроби все доходы, а в числитель не попадут доходы в виде:

    – положительных курсовых разниц, образовавшихся в связи с переоценкой валютных займов, привлеченных для реконструкции здания (Письмо от 05.07.2017 № 03‑03‑06/1/42371);

    – штрафных санкций и возмещения судебных расходов за просрочку исполнения обязательств по контракту (Письмо от 25.04.2018 № 03‑03‑06/1/27941);

    – средств, полученных от аренды и возмещения стоимости потребленных коммунальных услуг (Письмо от 20.03.2019 № 03‑03‑07/18331);

    – средств, полученных образовательной организацией, от оказания услуг, связанных с обеспечением учащихся питанием (если организация питания не входит в комплекс мер по присмотру и уходу за детьми, указанных в Законе об образовании) (письма от 21.02.2019 № 03‑03‑06/1/11373, от 18.02.2016 № 03‑07‑11/9141).

    Что касается медорганизаций, в случае если оказание медуслуг осуществляется медицинской организацией с привлечением сторонней организации, показатель стоимости услуг, оказанных сторонней организацией, не включается в доходы, полученные самой медорганизацией (то есть в числитель не входит) (письма Минфина России от 08.04.2021 № 03‑03‑06/1/26139, от 12.03.2021 № 03‑03‑06/1/17519).

    Если составляющей медицинской услуги является использование специальных медицинских изделий, стоимость данных изделий должна формировать стоимость такой медицинской услуги (см. письма Минфина России от 06.03.2019 № 03‑03‑06/1/14571, от 07.02.2018 № 03‑03‑06/1/7248), то есть попасть в числитель вышеприведенной формулы.

    В-третьих, при определении 90 %-го соотношения следует учитывать, что речь идет о показателе, равном этой цифре или превышающем ее. Округления здесь недопустимы, подчеркнул Минфин в Письме от 23.05.2012 № 03‑03‑06/4/46, отвечая на вопрос о неприменении нулевой ставки, если процентная доля близка к 90 %, но все же менее ее (например, 89,8 %).

    В-четвертых, из разъяснений контролирующих органов (см. Письмо УФНС по г. Москве от 20.06.2012 № 16‑15/053964@) следует, что для применения нулевой ставки необходимо соблюсти процентное соотношение доходов только по итогам налогового периода. Иными словами, если организация не смогла соблюсти 90 %-ю долю по итогам отчетных периодов (I квартала, полугодия, девяти месяцев), однако по итогам года уложилась в норматив, то условие будет считаться выполненным.

    Обратите внимание

    Другие условия (наличие соответствующих лицензий, численность работников организаций, квалификационные требования к ним, отсутствие операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок) должны выполняться непрерывно в течение налогового периода.

    В-пятых, для организаций, имеющих обособленные подразделения, необходимо помнить, что расчет показателей в целях соблюдения условий применения нулевой ставки производится в целом по юридическому лицу, включая обособленные подразделения (Письмо Минфина России от 18.10.2018 № 03‑03‑06/1/75005).

    Соблюдение доли медперсонала в общей численности (для медицинских учреждений)

    Согласно пп. 3 п. 3 ст. 284.1 НК РФ одним из условий для применения ставки 0 % организацией, осуществляющей медицинскую деятельность, является соблюдение соотношения численности медперсонала, имеющего сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода. Это соотношение должно быть не менее 50 %.

    Согласно п. 5 ст. 284.1 НК РФ если организация отвечает ряду вышеперечисленных условий и изъявила желание применять налоговую ставку 0 % со следующего года, то не позднее чем за месяц до начала налогового периода (то есть не позднее 1 января) она должна подать в налоговый орган по месту своего нахождения:

    – заявление;

    – копии лицензии (лицензий) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданной (выданных) в соответствии с законодательством РФ.

    Если названные сведения необходимо уточнить, организация может представить соответствующие уточнения в налоговый орган вместе со сведениями, указанными в п. 6 ст. 284.1 НК РФ, по окончании первого налогового периода, в течение которого применялась нулевая ставка.

    Заявление о переходе на применение налоговой ставки 0 % подается однократно на весь период применения этой ставки (Письмо Минфина России от 27.12.2011 № 03‑03‑06/4/151). Поэтому если организация уже применяет нулевую ставку на основании ст. 284.1 НК РФ, то представлять заявления ежегодно не нужно.

    Отметим, что образовательные и медицинские организации, находящиеся на УСНО, переходящие со следующего налогового периода на ОСНО и изъявившие желание применять нулевую ставку, также вправе в текущем налоговом периоде подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление и копии лицензии (лицензий) в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 284.1 НК РФ (см. Письмо Минфина России от 20.07.2020 № 03‑03‑06/1/62966).

    Сведения, подтверждающие право на применение нулевой ставки

    Согласно п. 6 ст. 284.1 НК РФ организации, применяющие налоговую ставку 0 %, по окончании каждого налогового периода, в течение которого они использовали эту ставку, в сроки, установленные для подачи декларации по налогу на прибыль (не позднее 28 марта), представляют в налоговый орган по месту своего нахождения следующие сведения:

    – о доле доходов от образовательной деятельности, присмотра и ухода за детьми и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения НИОКР в общей сумме доходов организации, учитываемых при определении налоговой базы;

    – о численности работников в штате организации;

    – о численности медперсонала, имеющего сертификат специалиста, в штате (для организаций, осуществляющих медицинскую деятельность).

    Представить данную информацию организации должны по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 21.11.2011 № ММВ-7-3/892@. Указанная отчетность может быть направлена в ИФНС в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в соответствии с форматом, утвержденным Приказом ФНС России от 30.12.2011 № ЯК-7-6/1010@.

    По окончании каждого налогового периода, в течение которого организация применяла нулевую ставку, в налоговый орган она должна представить сведения о выполнении установленных НК РФ условий.

    Согласно п. 4 и 6 ст. 284.1 НК РФ при несоблюдении организацией хотя бы одного из условий п. 3 данной статьи или непредставлении указанных сведений с начала налогового периода, в котором имело место несоблюдение условий (или за который не представлены сведения), применяется общая налоговая ставка, предусмотренная п. 1 ст. 284 НК РФ (20 %). При этом сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой пеней, начисляемых со дня, следующего за определенным ст. 287 НК РФ днем уплаты налога (авансового платежа по налогу). Кроме того, организация должна представить в налоговый орган уточненные налоговые декларации за отчетные периоды и декларацию в целом за налоговый период, исчислив авансовые платежи и сумму налога по общеустановленным ставкам (см. письма Минфина России от 30.08.2017 № 03‑03‑06/1/55615, от 28.12.2012 № 01‑02‑03/03-482).

    Обратите внимание

    Организации, применяющие ставку 0 % в соответствии со ст. 284.1 НК РФ, должны тщательно следить за соблюдением срока представления сведений. Даже недельная задержка может привести к тому, что сумма налога на прибыль будет пересчитана по общей ставке за весь предшествующий налоговый период, как это произошло в ситуации, которую рассматривал АС ЗСО в Постановлении от 30.01.2018 № Ф04-6027/2017 по делу № А81-813/2017.

    Отметим, что указанное постановление было отменено Определением ВС РФ от 18.09.2018 № 304‑КГ18-5513. Высшие арбитры отметили, что в п. 6 ст. 284.1 НК РФ констатируется наличие обязанности по уплате налога в том случае, когда необходимые сведения к установленному сроку не были представлены налогоплательщиком, но не содержится запрет на использование налоговой ставки 0 %, если допущенное нарушение сводится только к несоблюдению срока представления сведений (документов) и указанное нарушение устранено на момент проведения налоговой проверки, рассмотрения ее материалов.

    Итак, если организация опоздает с подачей сведений, подтверждающих право на применение нулевой ставки, у нее могут возникнуть разногласия с налоговой инспекцией, которая захочет пересчитать налог на прибыль за прошедший налоговый период по общей ставке. Если дело дойдет до суда, то шансы отстоять льготную ставку велики, когда нарушение заключается только в несоблюдении срока и соответствующие сведения были представлены до начала налоговой проверки.

    Переход с нулевой ставки налога на прибыль на общую

    В силу п. 7 ст. 284.1 НК РФ организация, применяющая налоговую ставку 0 % согласно данной статье, вправе перейти на использование общей ставки в размере 20 %, установленной п. 1 ст. 284 НК РФ, направив в налоговый орган по месту своего нахождения заявление об этом.

    Если указанный переход начинается не с начала нового налогового периода, сумма налога за соответствующий налоговый период подлежит восстановлению и уплате в бюджет в предусмотренном законом порядке с уплатой пеней, начисляемых со дня, следующего за определенным в ст. 287 НК РФ днем уплаты налога (авансового платежа по налогу).

    Обратите внимание

    В пункте 8 ст. 284.1 НК РФ закреплено, что организации, перешедшие с нулевой на общую ставку (в том числе в связи с несоблюдением условий, прописанных в п. 3 указанной статьи), не вправе повторно перейти на применение налоговой ставки 0 % в течение пяти лет начиная с налогового периода, в котором они перешли на применение общей налоговой ставки.

    Например, организация применяла в 2017 году ставку 0 %, а по итогам года перешла на использование ставки 20 %. В этом случае она вправе повторно перейти на использование нулевой ставки только с 2022 года (письма Минфина России от 30.10.2018 № 03‑03‑06/1/77951, от 14.01.2016 № 03‑03‑06/1/615).

    И еще один момент, связанный с переходом с общей ставки налога на прибыль на нулевую ставку и обратно. Если организация в период применения ставки 0 % получила убыток, она не вправе осуществлять предусмотренный ст. 283 НК РФ перенос убытка на будущее.

    При этом указанной статьей не установлено запрета на перенос убытков, полученных до использования нулевой ставки, в последующие налоговые периоды после перехода с нулевой на общую ставку. Об этом говорится в Письме Минфина России от 14.02.2017 № 03‑03‑06/1/8073.

    Например, организация получила убыток: в 2019 году – 250 000 руб., в 2020 году – 300 000 руб. При этом в 2019 году налог на прибыль уплачивался по ставке 20 %, в 2020 году – по ставке 0 %. С 2021 года организация опять вернулась к общей ставке (20 %). В этом случае переносить убыток на будущее по правилам ст. 283 НК РФ она сможет лишь с 2021 года и только убыток, полученный в 2019 году, в размере 250 000 руб.


    [1] Не относится к медицинской деятельности для целей применения ст. 284.1 НК РФ деятельность, связанная с санаторно-курортным лечением.

    [2] Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 917.

    [3] За исключением налоговой базы, налоговые ставки по которой установлены п. 1.6, 3 и 4 ст. 284 НК РФ (по доходам в виде прибыли КИК, по доходам, полученным в виде дивидендов, а также по доходам в виде процентов по отдельным видам ценных бумаг).

    [4] Федеральный закон от 04.05.2011 № 99‑ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

    Налог на прибыль организаций: виды, размер и ставка

    Согласно п. 1 ст. 284 НК РФ общая ставка налога на прибыль установлена в размере 20%. При этом предусмотрены ставки, по которым налог распределяется между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта РФ.

    Пункт 1 ст. 284 НК РФ

    Положение

    Ставка налога до 2017 года

    Ставка налога в период 2017 – 2024 годов

    Абзац 2

    Ставка налога, зачисляемого в федеральный бюджет

    2%

    3%

    Абзац 3

    Ставка налога, зачисляемого в бюджет субъекта РФ

    18%

    17%

    В случаях, предусмотренных гл. 25 НК РФ, ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами этих субъектов может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков.

    Пониженные ставки по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов РФ, установленные законами этих субъектов, принятыми до 03.09.2018, подлежат применению налогоплательщиками до даты окончания срока их действия, но не позднее 01.01.2023. При этом указанные пониженные налоговые ставки могут быть повышены законами субъектов РФ на налоговые периоды 2019 – 2022 годов.

    В силу п. 1.1 ст. 284 НК РФ к налоговой базе, определяемой организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность, применяется ставка 0% с учетом особенностей, предусмотренных ст. 284.1 НК РФ.

    Названные выше нормы, согласно п. 6 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2010 № 395-ФЗ, действуют с 01.01.2011 по 01.01.2020. То есть указанным организациям осталось меньше года, чтобы воспользоваться обозначенной льготой (если законодатели не внесут соответствующие изменения и не продлят установленный срок).

    Отметим, что нулевая ставка не применяется в отношении налоговой базы, ставки по которой установлены п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ (то есть в отношении доходов в виде дивидендов и доходов от операций с отдельными видами долговых обязательств).

    Согласно п. 1.9 ст. 284 НК РФ к налоговой базе, определяемой организациями, осуществляющими социальное обслуживание граждан, применяется ставка 0% с учетом особенностей, предусмотренных ст. 284.5 НК РФ.

    Названные выше нормы, согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2014 № 464-ФЗ, действуют с 01.01.2015 по 01.01.2020 (если законодатели не внесут соответствующие изменения и не продлят установленный срок).

    Нулевая ставка не применяется в отношении налоговой базы, ставки по которой предусмотрены п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ (то есть в отношении доходов в виде дивидендов и доходов от операций с отдельными видами долговых обязательств).

    Производители сельскохозяйственной продукции и рыбохозяйственные организации, не перешедшие на уплату ЕСХН и использующие общую систему налогообложения, вправе применять нулевую ставку по налогу на прибыль. Для этого они должны соблюдать определенные условия.

    Согласно п. 1.3 ст. 284 НК РФ применять ставку налога на прибыль в размере 0% имеют право:

    • сельхозпроизводители, отвечающие критериям, предусмотренным п. 2 ст. 346.2 НК РФ;

    • рыбохозяйственные организации, отвечающие критериям, установленным пп. 1 или 1.1 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ.

    При этом нулевая ставка применяется по деятельности, связанной:

    • с реализацией произведенной ими сельхозпродукции;

    • с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельхозпродукции.

    На основании п. 1 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ резидентом промышленно-производственной ОЭЗ признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством РФ на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ, и заключившая с органами управления ОЭЗ соглашение об осуществлении промышленно-производственной деятельности или деятельности по логистике либо соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в промышленно-производственной ОЭЗ. В силу п. 4 ст. 10 этого закона резидент ОЭЗ не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории ОЭЗ.

    Для организаций – резидентов ОЭЗ ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 2% (п. 1.2-1 ст. 284 НК РФ).

    Обратите внимание: согласно абз. 6 п. 1 ст. 284 НК РФ для организаций – резидентов ОЭЗ законами субъектов РФ может устанавливаться пониженная ставка налога на прибыль (не выше 13,5%), подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ и за ее пределами.

    Доходы, полученные резидентом ОЭЗ от иной деятельности, не предусмотренной соответствующим соглашением, а также доходы, полученные за пределами территории ОЭЗ, подлежат учету в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке.

    В главе 25 НК РФ методика ведения раздельного учета доходов (расходов) для резидентов ОЭЗ не закреплена. Поэтому налогоплательщики могут вести раздельный учет в любом порядке, отразив его в учетной политике для целей налогообложения.

    Как рассчитать налог на прибыль организаций

    Для организаций – резидентов туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных решением Правительства РФ в кластер, ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0% (п. 1.2 ст. 284 НК РФ). Применять нулевую ставку они вправе до 01.01.2023 (основание – п. 5 ст. 10 Федерального закона от 30.11.2011 № 365-ФЗ).

    Указанная налоговая ставка применяется к прибыли от деятельности, осуществляемой в этих зонах, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в туристско-рекреационных ОЭЗ, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами таких ОЭЗ.

    Организации, указанные в п. 1.2 ст. 284 НК РФ, вправе применять ставку 0% налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, с 1-го числа отчетного периода, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором организация приобрела статус резидента. Право на применение названной налоговой ставки утрачивается с 1-го числа отчетного (налогового) периода, в котором организация утратила этот статус.

    Ставка по налогу на прибыль организаций в части зачисления в федеральный бюджет установлена в размере 3% на период 2017 – 2024 годов (абз. 2 п. 1 ст. 284 НК РФ).

    В соответствии с п. 1.2 ст. 284 НК РФ для организаций – резидентов технико-внедренческой ОЭЗ ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, была установлена в размере 0% (данное положение применялось до 01.01.2018 согласно п. 5 ст. 10 Федерального закона № 365-ФЗ).

    При этом п. 1.2-1 ст. 284 НК РФ предусмотрено, что ставка по налогу на прибыль для резидентов ОЭЗ (за исключением организаций, указанных в п. 1.2 названной статьи), подлежащему зачислению в федеральный бюджет, установлена в размере 2%.

    В связи с тем, что с 01.01.2018 положения п. 1.2 ст. 284 НК РФ не распространяются на резидентов технико-внедренческой ОЭЗ, для них ставка налога, зачисляемого в федеральный бюджет, действует в размере 2% (см. Письмо Минфина России от 02.04.2018 № 03-03-20/21391).

    С выплат, положенных сотруднику за трудовую деятельность, работодатель обязан отчислять страховые взносы (СВ) в государственный бюджет. Кроме зарплаты в расчет берется премия, отпускные, компенсация за неиспользованный отпуск, материальная помощь свыше 4 000 рублей в год.

    Уплата СВ производится из бюджета организации, из зарплаты их не вычитают. Плательщиком выступает юридическое (организация, ИП) и физическое лицо. Если гражданин является ИП, то взнос за себя тоже платит. Если наступает страховой случай, то из СВ производят необходимое возмещение.

    Согласно законопроекту, текущая ставка налога на добавленную стоимость сохраняется на уровне 15%. Для обеспечения непрерывности цепочки НДС и предотвращения уклонения от его исчисления и уплаты вне зависимости от размера выручки расширяется категория плательщиков НДС:

    • фермерские хозяйства с площадью орошаемой земли более 25 га;
    • налоговые консультанты и аудиторские организации;
    • некоммерческие организации, в том числе бюджетные.

    В Налоговом кодексе планируется отменить льготы по НДС на услуги в сфере физической культуры и спорта (кроме финансируемых из бюджета), а также на доходы от оказания услуг по проведению занятий физкультуры в спортивных сооружениях, культурно-массовых мероприятий и банковские услуги с фиксированными суммами.

    Ставка налога на прибыль сохраняется на уровне 15%, а ставка налога на прибыль в виде дивидендов — на уровне 5%.

    Согласно поправкам, предлагается повысить годовую предельную норму амортизации следующим образом:

    • здания — с 3% до 5%;
    • сооружения (нефтяные и газовые скважины, мосты, плотины и т. д.) — с 5% до 10%;
    • передаточные устройства (магистральные трубопроводы, устройства линии электропередачи и др.), силовые машины и оборудование (теплотехническое, турбинное оборудование и др.) — с 8% до 15%;
    • Рабочие машины и оборудование по видам деятельности (кроме мобильного транспорта) — с 15% до 20%;
    • Компьютерные, периферийные устройства, оборудование по обработке данных — с 20% до 40%.

    Предлагается увеличить размер инвестиционного вычета с 10% до 20% на сумму средств, выделяемых на новое технологическое оборудование, и с 5% до 10% на расширение производства в форме нового строительства.

    Кроме того, повышенная ставка налога на прибыль для ГП «Навоийский горно-металлургический комбинат» и ОАО «Алмалыкский горно-металлургический комбинат» более чем на 15% от выручки от реализации товаров (работ, услуг) будет снижена с 75% до 70%.

    Кроме того, повышенная ставка налога на прибыль по оставшейся части налогооблагаемой базы ГП «Навоийский горно-металлургический комбинат» и АО «Алмалыкский горно-металлургический комбинат» будет уменьшена с 75% до 70%.

    Налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток. При этом отменяется требование о том, чтобы совокупная сумма переносимого убытка не превышала 60% налоговой базы текущего налогового периода.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.