Новое положение об оплате труда работников образования и врачей с 1 января 2022 года

Автор: | 25.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новое положение об оплате труда работников образования и врачей с 1 января 2022 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В соответствии с пунктом 2(1) Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 33, ст. 3852; 2017, № 47, ст. 6985), приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Примерное положение об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Образование» (далее — Примерное положение).

2. Рекомендовать федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям сферы образования, подведомственным Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, привести в трехмесячный срок со дня государственной регистрации настоящего приказа Министерством юстиции Российской Федерации системы оплаты труда в соответствие с Примерным положением.

3. Признать не подлежащим применению приказ Федерального агентства научных организаций от 21 апреля 2015 г. № 10н «Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных учреждений сферы образования, подведомственных Федеральному агентству научных организаций» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 мая 2015 г., регистрационный № 37218).

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр В.Н. Фальков

Минпросвещения подготовило пилотный проект по оплате труда педагогов

1. Примерное положение об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Образование» (далее соответственно — Положение, учреждения) разработано в соответствии с пунктом 2(1) Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 33, ст. 3852; 2017, № 47, ст. 6985) (далее — постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583), с учетом Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2008 г. № 425н (признан Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 01/8393-АВ), в который были внесены изменения приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 февраля 2014 г. № 103н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 мая 2014 г., регистрационный № 32284), и устанавливает систему оплаты труда работников и руководителей учреждений.

2. Положение регулирует порядок оплаты труда работников учреждений за счет средств субсидий, поступающих из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), средств, поступающих от приносящей доход деятельности, и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников финансирования (далее — финансовое обеспечение).

3. Системы оплаты труда, включая размеры окладов (должностных окладов) (далее — оклады), ставок заработной платы, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При утверждении положения об оплате труда работников учреждения и иных локальных нормативных актов, касающихся системы оплаты труда, необходимо учитывать мнение представительного органа работников.

Система оплаты труда устанавливается с учетом фонда оплаты труда, сформированного на календарный год.

Фонд оплаты труда работников учреждения формируется из финансового обеспечения учреждения.

4. Экономия фонда оплаты труда может быть использована для осуществления выплат социального характера, включая оказание материальной помощи, в соответствии с локальными нормативными актами учреждений о выплатах социального характера или коллективным договором.

5. Определение размеров заработной платы осуществляется в соответствии с системой оплаты труда работников учреждений, в том числе замещаемым в порядке совместительства. Оплата труда работников учреждений, занятых по совместительству, а также на условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, производится пропорционально отработанному времени либо в зависимости от выполненного объема работ. Определение размеров заработной платы по основной должности, а также по должности, замещаемой в порядке совместительства по другому трудовому договору, производится раздельно по каждой из должностей.

6. Педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год, осуществляемая в соответствии с постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 июня 2003 г. № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 августа 2003 г., регистрационный № 4963), оплачивается пропорционально количеству отработанных часов в соответствии с размером оплаты за один час, установленным локальным нормативным актом учреждения в зависимости от реализуемых образовательных программ и (или) уровня квалификации педагогического работника.

7. Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации. Месячная заработная плата работника не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации, при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

8. Заработная плата работников (без учета выплат стимулирующего характера), устанавливаемая в соответствии с Положением, в случае изменения (совершенствования) системы оплаты труда работников не может быть меньше заработной платы (без учета выплат стимулирующего характера), выплачиваемой работникам до ее изменения (совершенствования), при условии сохранения объема трудовых (должностн��х) обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.

12. Системы оплаты труда работников учреждения устанавливаются с учетом:

единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;

единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов;

номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций;

продолжительности рабочего времени педагогических работников (норм часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю, в год);

государственных гарантий по оплате труда;

особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 822 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2008 г., регистрационный № 11081), с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 декабря 2008 г. № 738н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 января 2009 г., регистрационный № 13145), от 17 сентября 2010 г. № 810н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 октября 2010 г., регистрационный № 18714) и приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 февраля 2014 г. № 103н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 мая 2014 г., регистрационный № 32284) (далее — Перечень видов выплат компенсационного характера);

перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 818 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2008 г., регистрационный № 11080), с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 декабря 2008 г. № 739н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 января 2009 г., регистрационный № 13146) и от 17 сентября 2010 г. № 810н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 октября 2010 г., регистрационный № 18714) (далее — Перечень видов выплат стимулирующего характера);

Положения;

единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утвержденных Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2006, № 27, ст. 2878);

отраслевого соглашения;

мнения представительного органа работников;

систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором на основе типовых норм труда для однородных работ (межотраслевых, отраслевых и иных норм труда, включая нормы времени, нормы выработки, нормативы численности, рекомендуемые штатные нормативы, нормы обслуживания и другие типовые нормы).

13. Размеры окладов работников, размеры ставок заработной платы, установленные за норму часов педагогической работы в неделю (в год), представляют собой фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Размеры окладов, ставок заработной платы работников учреждений устанавливаются на основе отнесения их профессий (должностей) к квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп (далее — ПКГ).

Нормы часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников определяются в соответствии с приложением 1 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 февраля 2015 г., регистрационный № 36204) с изменениями, внесенными приказами Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 29 июня 2016 г. № 755 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 июля 2016 г., регистрационный № 42884) и Министерства просвещения Российской Федерации от 13 мая 2019 г. № 234 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 мая 2019 г., регистрационный № 54675).

В случае если профессии (должности) работников, включенные в ПКГ, не структурированы по квалификационным уровням, то размеры окладов, ставок заработной платы устанавливаются по ПКГ.

Минимальные размеры окладов, ставок заработной платы по ПКГ (уровням) приведены в приложении к Положению.

14. Оклады, ставки заработной платы пересматриваются учреждением в случае, если они установлены в меньшем размере, чем Положением. Принятие Положения не является основанием для снижения окладов, если они установлены в большем размере.

15. Оклады заместителей руководителей (начальников) структурных подразделений учреждения, за исключением окладов заместителей главного бухгалтера, рекомендуется устанавливать на 10-20 % ниже окладов руководителей (начальников) соответствующих структурных подразделений.

31. В целях поощрения работников учреждения за выполненную работу в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера работникам учреждения устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера:

выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

выплаты за качество выполняемых работ;

выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;

премиальные выплаты по итогам работы.

32. Финансирование выплат стимулирующего характера осуществляется за счет финансового обеспечения.

33. Выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются в учреждениях самостоятельно в пределах фонда оплаты труда.

34. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются в соответствии с Положением, коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, и конкретизируются в трудовом договоре работника.

Максимальным размером выплаты стимулирующего характера не ограничены.

35. Выплаты за качество выполняемых работ устанавливаются с целью мотивации работников учреждений к повышению уровня квалификации. Рекомендуется применять повышающие коэффициенты за наличие квалификационной категории, установленной по результатам аттестации, почетного звания с наименованием «заслуженный», ученого звания и ученой степени к окладу, а для педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, — к заработной плате, исчисленной с учетом фактического объема учебной (преподавательской, педагогической) работы.

Повышающие коэффициенты к окладу за квалификационную категорию, почетное звание, ученое звание и ученую степень суммируются по каждому из оснований.

36. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера за высокие результаты работы, за качество выполняемых работ, премиальные выплаты по итогам работы для всех категорий работников учреждений устанавливаются с учетом разрабатываемых в учреждении формализованных показателей и критериев оценки эффективности труда работников.

При этом рекомендуется учитывать:

36.1. Для педагогических работников учреждений:

реализацию программ по сохранению и укреплению здоровья детей в дошкольных и общеобразовательных организациях, участие в организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы;

участие педагогического работника в разработке и реализации основной общеобразовательной программы;

работу с детьми из социально неблагополучных семей;

использование в деятельности современных образовательных технологий;

долю направлений подготовки и специальностей высшего образования, образовательные программы по которым реализуются с использованием дистанционных образовательных технологий;

наличие разработанных и утвержденных основных образовательных программ (рабочих учебных планов) по всем специальностям и направлениям подготовки высшего образования, реализуемым учреждением;

наличие учебно-методических комплексов, в том числе на сайте учреждения;

работу по финансируемой теме научно-исследовательской, опытно-конструкторской, технологической работы, либо подготовку заявки на научный конкурс, принятой к рассмотрению;

публикационную активность в рецензируемых отечественных и ведущих зарубежных периодических изданиях, в журналах, индексируемых в наукометрических базах данных;

присуждение ученой степени и (или) ученого звания и (или) почетного звания;

издание учебников, учебных пособий, публикацию монографии либо проведение персональной творческой выставки;

участие в международных, всероссийских, региональных научных мероприятиях (конференциях, научных семинарах (форумах), конгрессах, симпозиумах) с докладом;

наличие подготовленных преподавателем (по дисциплинам кафедры, на факультете) студентов-победителей и призеров всероссийских (международных) олимпиад, конкурсов и соревнований;

руководство научно-исследовательской работой студента, представленной на международный, всероссийский, региональный научный конкурс, либо подготовка студента к выступлению с научным докладом;

публикацию научной статьи в сборнике научных трудов (материалов конференций) в соавторстве со студентом;

наличие и выполнение программы развития учреждения;

организацию, проведение или участие в профориентационных мероприятиях, организованных кафедрой (факультетом, учреждением);

количество долгосрочных (не менее 3 лет) договоров с юридическими и физическими лицами о практической подготовке студентов, обучающихся по очной форме обучения по всем реализуемым учреждением направлениям подготовки, специальностям высшего образования;

количество выпускных квалификационных работ, выполненных студентами очной формы обучения по официальным заявкам работодателей, под руководством педагогического работника;

наличие объектов интеллектуальной собственности, получение охранных документов, патентов на них;

участие в инновационной деятельности учреждения;

долю ставок, занятых научно-педагогическими работниками, имеющими ученую степень кандидата (доктора) наук;

использование новых эффективных технологий в процессе работы;

работу с лицами с ограниченными возможностями здоровья;

применение в работе иностранного языка;

другие показатели и условия.

36.2. Для работников учреждений, осуществляющи�� трудовую деятельность по профессиям рабочих:

особый режим работы (связанный с обеспечением безаварийной, безотказной и бесперебойной работы инженерных и хозяйственно-эксплуатационных систем жизнеобеспечения учреждения);

выполнение особо важных и срочных работ;

другие показатели и условия.

42. Условия оплаты труда руководителей учреждений определяются трудовым договором, заключаемым в соответствии с типовой формой трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 16, ст. 1958; 2018, № 47, ст. 7262).

43. Размер оклада руководителя учреждения определяется Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления, особенностей деятельности и значимости учреждения, и отражается в трудовом договоре либо в дополнительном соглашении к трудовому договору с руководителем учреждения.

44. Оклад президента учреждения определяется решением ученого совета учреждения, либо по представлению руководителя учреждения, в размере до 30% ниже должностного оклада руководителя учреждения и устанавливается Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в трудовом договоре либо в дополнительном соглашении к трудовому договору с президентом учреждения.

45. Оклады заместителей руководителей и главного бухгалтера учреждения устанавливаются на 10-30% ниже оклада руководителя учреждения приказами по учреждению.

46. Руководителю учреждения устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера:

за интенсивность и высокие результаты работы;

премиальные выплаты по итогам работы.

47. Выплата за интенсивность и высокие результаты работы руководителю учреждения осуществляется по решению Министерства науки и высшего образования Российской Федерации за достижение высоких результатов работы руководителя учреждения с указанием размера такой выплаты.

48. Премиальные выплаты по итогам работы осуществляются руководителю учреждения по решению Министерства науки и высшего образования Российской Федерации с учетом достижения показателей государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), а также иных показателей эффективности деятельности учреждений и их руководителей.

49. Руководителю учреждения устанавливаются выплаты компенсационного характера в соответствии с главой III Положения в зависимости от условий труда.

50. Заместители руководителя учреждения, президент учреждения и главный бухгалтер имеют право на получение выплат компенсационного и стимулирующего характера в соответствии с главами III и IV настоящего Положения в зависимости от условий труда.

51. Соотношение среднемесячной заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера учреждения и среднемесячной заработной платы работников учреждения (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя и главного бухгалтера) не может превышать предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера), установленный приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 20 ноября 2018 г. № 64н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 декабря 2018 г., регистрационный № 52945).

Горячая десятка вопросов об индексации заработной платы в 2022 году

52. Выплата материальной помощи руководителю учреждения производится на основании подтверждающих документов в следующих случаях:

а) вступление в брак руководителя учреждения (в размере оклада);

б) рождение ребенка у руководителя учреждения (в размере оклада);

в) смерть супруга, супруги, родителей, детей руководителя учреждения (в размере оклада);

г) утрата или повреждение имущества руководителя учреждения в связи с несчастным случаем, стихийным бедствием (в размере оклада);

д) 50-летие, 60-летие руководителя учреждения и далее каждые пять лет (в размере оклада);

е) болезнь руководителя учреждения свыше одного месяца подряд (в размере оклада).

53. В случае смерти руководителя учреждения материальная помощь выплачивается семье умершего (супруге (супругу), родителям, детям) на основании подтверждающих родство документов (в размере оклада).

54. Решение о выплате материальной помощи руководителю учреждения оформляется приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

55. Условия выплаты материальной помощи президенту учреждения, заместителям руководителя учреждения, главному бухгалтеру учреждения и работникам, ее конкретные размеры устанавливаются локальным актом с учетом мнения представительного органа работников.

56. Решение об оказании материальной помощи президенту учреждения, заместителям руководителя учреждения, главному бухгалтеру учреждения и работникам принимается руководителем учреждения после рассмотрения мотивированного письменного заявления работника, заместителя руководителя учреждения или главного бухгалтера учреждения и документов, подтверждающих наличие оснований для получения материальной помощи.

57. Работникам учреждения при наличии средств по фонду оплаты труда могут выплачиваться иные выплаты социального характера (в том числе в связи с выходом на пенсию, к юбилейным датам и праздникам, в связи с получением государственных наград Российской Федерации и ведомственных наград Министерства науки и высшего образования Российской Федерации).


Минобрнауки урегулировало вопросы оплаты труда работников подведомственных образовательных учреждений.

Установлены минимальные размеры окладов и ставок зарплаты, порядок назначения компенсационных и стимулирующих выплат, условия оплаты труда руководителя, его заместителя и главного бухгалтера учреждения. Экономия фонда оплаты труда может быть использована на соцвыплаты, включая оказание материальной помощи.

Положение об оплате труда работников образовательных учреждений упраздненного ФАНО утратило силу.

Правительство РФ постановлением от 11.09.2021 № 1540 утвердило новое положение об особенностях расчета пособий по нетрудоспособности и в связи с материнством (далее – Положение № 1540).

Оно вступает в силу 1 января 2022 года и будет действовать до 1 сентября 2027 года (п. 4 постановления № 1540). Положение, утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375, которым сейчас регулируется порядок исчисления пособий, утратит силу.

Действующее Положение № 375 и новое Положение № 1540 во многом схожи. Но основное отличие состоит в том, что в Положении № 1540 учтены главные изменения в порядке расчета и назначения пособий с 2020 года, а также изменения, предусмотренные Федеральным законом от 30.04.2021 № 126-ФЗ, которые вступят в силу с 01.01.2022 (см. об этом комментарий).

Так, в Положении № 1540:

  • отражены новшества в порядке выплаты пособий.

Указано, что выплачивает пособия орган фонда, а не работодатель (п. 19 Положения № 1540);

  • уточнен порядок определения среднего заработка для лиц, которые платят взносы на социальное страхование в добровольном порядке и работают местности, где оплата труда осуществляется с учетом районного коэффициента.

Пособия таким лицам платятся исходя из МРОТ. В п. 3 Положения № 1540 теперь закреплено, что в местностях с районным регулированием МРОТ корректируется на районный коэффициент. Аналогичная норма включена в ч. 2.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ ссылка на пп. «в» п. 15 ст. 3 Федерального закона от 30.04.2021 № 126-ФЗ (в редакции, вступающей в силу 01.01.2022);

  • внесены нормы о назначении пособия, если его фактический размер меньше размера пособия, исчисленного из МРОТ.

Напомним, что соответствующие положения содержатся в ч. 6.1 – 6.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ. Теперь они закреплены в п. 25, 26 Положения № 1540. Согласно этим правилам, если пособие по нетрудоспособности, исчисленное по нормам Закона № 255-ФЗ, окажется меньше пособия, исчисленного исходя из МРОТ (в расчете за полный календарный месяц), пособие назначается физлицу на основании МРОТ. При этом МРОТ учитывается на дату наступления страхового случая (п. 25, 26 Положения № 1540). Подробнее о расчете в 1С см. здесь.

Также заметим, что ч. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ ссылка на пп. «а» п. 15 ст. 3 Федерального закона от 30.04.2021 № 126-ФЗ (в редакции, вступающей в силу 01.01.2022) дополнена положением, согласно которому если заявление о замене лет расчетного периода работник подал после того, как ему назначено пособие (по беременности и родам или по уходу за ребенком), ФСС пересчитает выплаченное пособие за все прошлое время, но не более чем за три года. При этом в Положении № 1540 нет упоминания об этом.

В обиходе так называют всех тех, кто получает зарплату из бюджета: чиновники, силовики, работники госучреждений, врачи, учителя, ученые. Но объединять всех бюджетников в одну большую категорию не совсем верно. В соответствии с законодательством, они подразделяются на разные категории:

  • госслужащие (лица, работающие в государственных органах, в госучреждениях);
  • работники бюджетной сферы (учителя, ученые, врачи, воспитатели детских садов, сотрудники учреждений культуры и преподаватели вузов).

Разница кроется не только в названии, но и в подходе к материальному обеспечению, подчинению и социальному обслуживанию. Как водится, у госслужащих оно несколько лучше. Да и их оклады и надбавки регулирует отдельное законодательство. Поскольку зарплаты чиновников и военных подчиняются специфическим правилам, мы остановимся подробнее на том, какое увеличение окладов было предусмотрено для так называемых «других категорий» и каким бюджетникам повысят зарплату в 2021 году в России.

По приблизительным подсчетам, в России в бюджетной сфере трудятся около 33 млн человек. От всех граждан трудоспособного возраста (примерно 83 млн человек) доля бюджетников составляет более третьей части. Из них около половины составляют те, кого нельзя назвать госслужащими, в частности, сотрудники:

  • школ;
  • детских садов;
  • средних и высших учебных заведений;
  • медицинских учреждений;
  • библиотек, музеев и других культурных учреждений;
  • научных институтов.

Заработную плату все они получают из государственного бюджета РФ: федерального или местного. Условия их работы регулируют Трудовой кодекс РФ, нормативно-правовые акты, разработанные ведомством, которое руководит деятельностью учреждения. Например, для врачей это Минздрав, а для работников культуры — Минкульт.

Примечательно, что, хотя все эти НПА (в отличие от силовых ведомств) являются открытыми и общедоступными, уровень зарплат работников этих структур официально понять сложно. Система оплаты труда предполагает не только оклад, но и целый пласт различных премий, дотаций и бонусов. Поэтому, например, оклад ведущего бухгалтера в бюджетной организации установлен единый, а вот на руки разные сотрудники в разных отраслях получат совершенно разные суммы.

Однако когда речь идет о средних зарплатах, то при их подсчете обычно учитываются все доплаты. Так, из документов Росстата следует, что средняя зарплата по стране составила 47 257 рублей (данные за февраль 2020). Поскольку выборку статистики делали по всем регионам и городам, для небольших городов этот показатель оказался завышен: на практике врачи и учителя в небольших муниципальных образованиях получают всего по 12 000–15 000 рублей в месяц. В целом картина средних зарплат по отраслям работников бюджетной сферы и регионам представлена в таблице, сформированной на основе данных Росстата по средним зарплатам бюджетников.

Ежегодно в июле Росстат публикует данные по средним заработным платам отдельных категорий работников социальной сферы и науки в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам Российской Федерации за прошлый год: таблица окладов бюджетников составлена в разрезе видов деятельности и регионов.

Как изменится оплата труда медработников в декабре 2021 года

Индексация окладов была объявлена Владимиром Путиным в 2012 году, майские указы президента о повышении зарплаты медработникам и другим бюджетникам — это всего один основной документ — (указ президента № 597). Тогда, в мае, сразу после вступления в должность глава государства издал 11 указов, которые касались повышения зарплат госслужащих и других работников бюджетной сферы. Тогда президент обещал повысить оклады к 2020 году сначала учителям и врачам.

Повышают оклады сначала тем бюджетникам, на которых распространяется действие указов президента:

  • от 07.05.2012 № 597;
  • от 01.06.2012 № 761;
  • от 28.12.2012 № 1688.

Повышение является поэтапным. В конце концов:

  • у преподавателей вузов и врачей (медработников с высшим образованием) уровень зарплаты составит не менее 200% от средних зарплат в регионе;
  • у среднего и младшего медперсонала и социальных работников уровень зарплаты — не ниже средней зарплаты по региону.

К сожалению, не все категории бюджетников попали под действие «майских указов». Очевидно, что тех, кому оклады не повысили, достаточно много. В связи с этим чиновники пообещали не обойти их стороной и провести индексацию и их зарплат. Так, в соответствии с законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», запланировано повышение окладов бюджетников (размеры индексации смотрите в таблице ниже).

Категории работников, которым индексируют оклады в соответствии с «майскими указами» Категории сотрудников бюджетных организаций, которые не попали под действие «майских указов»

Педагоги детских садов и общего образования

Педагоги дополнительного образования

Преподаватели и мастера среднего и начального профессионального образования

Преподаватели вузов

Врачи

Средний и младший медицинский персонал

Социальные работники

Работники культуры

Научные сотрудники

Педагоги образовательных, медицинских организаций и организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей

Специалисты по кадрам

Специалисты по комплексной реабилитации

Инженерно-технические и вспомогательные работники, обслуживающие здания и оборудование: техники, электромонтеры, слесари, сантехники, уборщики служебных помещений

Социальные психологи

Юристы

Бухгалтеры и экономисты

Инженеры

Программисты

Повышение: в 2020 году — на 5,4%, в 2021 году — на 6,1% Повышение: с 1 октября 2020 года — на 3,8%, с 1 октября 2021 года — на 3,7%

С 1 ноября в России запустят пилотный проект по внедрению новой системы оплаты труда в здравоохранении. Постановление об этом подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин. Новый подход позволит выровнять ситуацию с зарплатами медицинских работников – врачей, среднего и младшего медицинского персонала, а также избежать дефицита кадров в одном регионе и переизбытка в другом.

Пилотный проект пройдёт в семи регионах. Это Белгородская, Курганская, Омская, Оренбургская и Тамбовская области, Севастополь и Якутия.

Сейчас региональные больницы и поликлиники самостоятельно определяют размеры окладов сотрудников, а во всей отрасли отсутствуют единые требования к назначению стимулирующих и компенсационных выплат. В результате в зависимости от медицинского учреждения зарплаты медицинских работников одного профиля и квалификации могут отличаться.

Пилотный проект нацелен на решение этой проблемы. Во время эксперимента оклады медицинских работников будут рассчитываться по новым правилам – с учётом коэффициента дифференциации в зависимости от сложности труда, а также коэффициента экономического развития региона. Размер региональных коэффициентов и методику расчёта установит Правительство по предложению Минтруда и Минздрава. Они же подготовят и внесут в Правительство проекты единых перечней выплат компенсационного и стимулирующего характера, размер и условия назначения.

Документом предусмотрено, что заработная плата медработников во время проведения пилотного проекта не должна быть ниже зарплаты по действующей системе оплаты труда.

Пилотный проект продлится до марта 2022 года. По его результатам будут определены единые требования к системе оплаты труда для медработников по всей стране.

Разработать новые подходы к формированию зарплат в сфере здравоохранения Правительству поручил Президент России Владимир Путин.

Работа Правительства:

  • Организация системы здравоохранения. Медицинское страхование

Поручения:

  • О ходе выполнения поручений Президента Правительству

Министерства и ведомства, органы при правительстве:

  • Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России)

Регионы:

  • Белгородская область
  • Курганская область
  • Омская область
  • Оренбургская область
  • Республика Саха (Якутия)
  • Севастополь
  • Тамбовская область

Ноябрь

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Участниками пилотного проекта являются осуществляющие медицинскую деятельность на основании соответствующей лицензии и расположенные на территориях субъектов РФ, указанных выше, следующие учреждения:

1) федеральные государственные учреждения здравоохранения по специальному перечню (за исключением учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, а также учреждений, на которые не распространяется Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений»);

2) государственные учреждения здравоохранения субъектов РФ;

3) муниципальные учреждения здравоохранения.

Системы оплаты труда работников будут устанавливаться:

  • для федеральных государственных учреждений здравоохранения – федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия их учредителя;

  • для государственных учреждений здравоохранения субъектов РФ и муниципальных учреждений здравоохранения – органом государственной власти субъекта РФ для государственных учреждений здравоохранения субъектов РФ и муниципальных учреждений здравоохранения.

В систему оплаты труда будут включены:

  • должностные оклады по группам должностей работников;

  • выплаты компенсационного характера в соответствии с единым перечнем выплат компенсационного характера, размерами и условиями их осуществления, а также иные выплаты компенсационного характера, предусмотренные законодательством субъекта РФ;

  • выплаты стимулирующего характера в соответствии с единым перечнем выплат стимулирующего характера, размерами и условиями их осуществления, а также иные выплаты стимулирующего характера, предусмотренные законодательством субъекта РФ.

Размеры должностных окладов будут определяться по группам должностей работников по следующей формуле:

Размер
должностного оклада

=

Расчетная величина,
утвержденная Правительством РФ

х

Коэффициент
сложности труда

х

Региональный
коэффициент

Региональные коэффициенты будут пересматриваться не реже одного раза в 5 лет.

Комментируемым постановлением определено, что сумма выплат работнику по должностному окладу, доплат и надбавок, установленных в процентном отношении к должностному окладу, фиксированных ежемесячных выплат, установленных в абсолютном размере, в рамках реализации пилотного проекта не может быть в абсолютном выражении меньше суммы выплат по должностному окладу, доплат и надбавок, установленных в процентном отношении к должностному окладу, фиксированных ежемесячных выплат, установленных в абсолютном размере, в действующих системах оплаты труда. Иными словами, как отмечают его разработчики, зарплата при новой системе не станет меньше.

Кроме того, в учреждениях смогут устанавливаться дополнительные выплаты стимулирующего характера, осуществляемые за счет средств от приносящей доход деятельности и вводимые федеральными государственными учреждениями здравоохранения по согласованию с учредителем.

О новых требованиях к системам оплаты труда медработников

Написать комментарий

      Правительство РФ 05 августа 2008 года приняло Постановление, согласно которому с 1 декабря 2008 года работники бюджетной сферы, относящиеся к определенным отраслям, и прежде всего, к образовательной, переходят с ЕТС на НСОТ. В этом документе освещены общие вопросы, касающиеся нового подхода к системе трудового вознаграждения в бюджетных отраслях.

      В ст. 144 ТК РФ освещен порядок документального регламентирования системы оплаты и других условий труда на каждом уровне распределения бюджетных средств:

      • учреждения федерального уровня должны отражать этот порядок в колдоговорах, допсоглашениях к трудовым договорам или других локальных нормативных актах, предусмотренных федеральным законодательством;
      • в региональных госучреждениях – в тех же документах, но с учетом особенностей, принятых на законодательном уровне субъектов РФ;
      • на муниципальном уровне нужно будет учитывать тонкости местного самоуправления.

      Этот закон фактически отдает приоритет в установлении системы оплаты труда непосредственно работодателю, то есть начальству бюджетного учреждения.

      Для того, чтобы ввести новую систему оплаты, каждое бюджетное учреждение обязано внести изменения или принять новые нормативные акты, которые, по сути, регламентируют перемены в существенных условиях труда, а посему, требуют согласия самих сотрудников.

      К СВЕДЕНИЮ! Если трактовать переход на НСОТ как изменение технологических условий или организации труда, тогда согласие работников получать не обязательно.

      Для этого работодатель должен совершить ряд предусмотренных законом шагов.

      1. Письменно уведомить сотрудников об изменениях в двухмесячный срок.
      2. Если работник согласен работать в новых условиях, он должен выразить это письменно.
      3. Если бюджетнику условия не подходят, ему нужно письменно предложить вакансии, если таковые имеются в наличии, в том числе и из оплачиваемых ниже текущих, а также в других региональных подразделениях.
      4. При отсутствии вакансий или несогласия работника занять одну из них его увольняют по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
      5. С согласившимися сотрудниками заключается допсоглашения с прописанными в нем новыми условиями оплаты труда (они не должны быть хуже, чем старые): суммами выплат по окладу, компенсациям, надбавкам, стимулирующей части зарплаты.

      Весьма эффективная в теории, в процессе применения НСОТ обнаружила несколько крайне неприятных «подводных камней».

      Задумывалось, что все средства, выделенные из бюджета, расходуются внутри самого учреждения, а те, что оказались сэкономленными, переходят в фонд оплаты труда, из которого и распределяются руководством в качестве стимулирующей части зарплаты.

      На практике оказалось, что у руководства вместе с обязанностью распределения средств появляется почти неконтролируемая возможность увеличивать собственный размер зарплаты.

      Это несложно сделать, уменьшая объем услуг, оказываемый учреждением, что естественно, негативно отражается на качестве работы. Можно манипулировать и базовой частью, установив «директорский» оклад значительно больше среднего по заведению, мотивируя тем, что многие сотрудники работают на 1,5 ставки.

      НСОТ невольно поставила руководство учреждений и его персонал в позиции бизнес-партнеров с противоборствующими интересами, что не может не создавать определенной социальной напряженности.

      Вводить новую систему оплаты планируется поэтапно в 2021-2025 годах, а конкретные сроки перехода на новую систему укажет Правительство для каждой отрасли. Как пояснила «Парламентской газете» зампред Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Валентина Кабанова, новая схема начисления зарплат включает базовую ставку и тарифную сетку из 18 разрядов.

      Согласно закону, кабмин будет регулировать дифференциацию окладов и ставок бюджетников, а также определять компенсационные и стимулирующие выплаты и условия их назначения.

      «Это позволит гармонизировать условия оплаты труда работников одной сферы в разных регионах», — пояснял ранее суть поправок замглавы Минтруда Андрей Пудов.

      Для каждой отрасли должны быть разработаны свои требования. Ожидается, что в подзаконных актах укажут и долю гарантированных выплат по окладам. В Минтруда считают, что оклад должен составлять 50-70 процентов зарплаты. В то же время первый замглавы фракции «Единая Россия» в Госдуме Андрей Исаев заявлял ранее, что фракция считает, что не менее 70 процентов зарплаты бюджетников должен составлять оклад.

      Валентина Кабанова в интервью «Парламентской газете» подчеркнула, что предстоящее выравнивание зарплат не приведёт к тому, что «где-то бюджетники станут получать меньше, чем сейчас». Депутат добавила, что новые зарплаты должны учитывать размер прожиточного минимума в регионах и прочие местные особенности.

      Из чего складываются зарплаты бюджетников: основной оклад; премия, которая назначается индивидуально, но не меньше 5%; доплаты за вредность, за работу в выходные и праздники, за сверхурочные; надбавка за учёную степень и звание; за длительный стаж — от 10% до 30%; и другие дополнительные платежи.

      Общая доплата может достигать 60% от оклада, в отдельных случаях — 120%. Кроме этого, бюджетники могут получать материальную помощь в размере 30% от оклада и помощь на оздоровление — 50% от оклада.

      С 1992 по 2008 год в РФ работникам бюджетной сферы, включая учителей, платили с учетом единой тарифной сетки — системы разрядов, которая позволяла посчитать зарплату учителя с учетом уровня его квалификации. С 01.12.2008 от такого метода начали отказываться, но реформа и внедрение новой системы оплаты труда (НСОТ) длится до сих пор.

      Те, кто уже перешел на новый метод, в заработную плату работников сферы образования включает:

      • оклад;
      • стимулирующие выплаты;
      • компенсационные надбавки.

      Начисляет дополнительные суммы работодатель, исходя из установленного положения об оплате труда. Но некоторые руководители, имея доступ к финансам, не только не выплачивают надбавки, но и занижают оклады. Чтобы не допустить ситуации, когда оклад ниже МРОТ, чиновники предлагают в законе прописать необходимость соблюдать пропорцию «70/30», где 70% приходится на оклад, а остальные — на надбавки.

      Руководство образовательных организаций обязано знакомить сотрудников со штатным расписанием и тарификационным списком (абз. 4 п. 3.1 постановления Минтруда от 10.10.2003 №69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек»).

      Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений совместно с Минобрнауки в 2020 году разработала новые единые рекомендации на 2020 год (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2019, протокол №11). Они предписывают вносить в трудовой договор следующие компоненты оплаты:

      • должностной оклад в фиксированном размере;
      • ставку заработной платы;
      • предусмотренные компенсационные выплаты и их размер;
      • условия получения стимулирующих надбавок.

      Ставка устанавливается за календарный месяц или за норму труда. Имеется в виду количество академических часов, которые следует отработать в определенный период за ставку заработной платы. Обычно норма устанавливается из расчета 18 часов в неделю.

      К выплатам стимулирующего характера, согласно письму Минобрнауки от 29.12.2017 №ВП-1992/02, относятся:

      • за интенсивность (например, работу на 2 ставки);
      • за высокие результаты (достижения учеников, правительственные награды);
      • за стаж непрерывной работы;
      • за качество работы (например, применение инновационных педагогических технологий);
      • премии по итогам отчетного периода.

      Компенсационные выплаты предусмотрены за работу в экстремальных климатических условиях, сверхурочные часы, совмещение должностей, выход в выходные или праздники.

      В качестве примера рассмотрим, какая зарплата получится у учителя русского языка и литературы высшей категории со стажем 16 лет при следующих начальных данных:

      • должностной оклад — 5 000 руб.;
      • работает в неделю 20 часов;
      • надбавка за стаж — 500 руб.;
      • повышающий коэффициент за высшую квалификационную категорию — 0,2;
      • доплата за проверку письменных работ — 0,1.

      Получаем за нагрузку: 5 000 руб. / 18 × 20 = 5 555,56 руб.

      За категорию доплата составит: 5 555,56 х 0,2 = 1 111,11 руб.

      За проверку работ: 5 555,56 х 0,1 = 555,56 руб.

      Добавляем еще 500 рублей за непрерывный стаж.

      В итоге получим:

      5 555,56 + 1 111,11 + 555,56 + 500 = 7 722,23 (руб.)

      Отработанное время учитывается в клас­сных журналах, журналах учета теоретического обучения и журналах учета практического обучения. А также время фиксируется в Табеле учета рабочего времени (ф. 0301008) или Табеле учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. 0504421) в зависимости от того, какой табель применяется в образовательном учреждении. Табели ведут лица, назначенные приказом по учреждению.

      Почасовая оплата производится в месяце, следующем за отработанным, без авансовых выплат, при условии, что у него есть составляющие заработной платы, установленные в фиксированном размере (должностной оклад, доплаты, надбавки и вознаграждения).

      Минздрав представил параметры новой системы оплаты труда

      Еще один важный вопрос — из чего состоит зарплата учителя-предметника. В письме Минобрнауки от 26.11.2006 №ИК-244/03 заявлено, что за сложность и приоритетность предмета тоже применяют повышающие коэффициенты. На такую привилегию вправе рассчитывать преподаватели:

      • русского языка;
      • математики;
      • иностранных языков;
      • предметов, по которым большинство учеников сдает ЕГЭ.

      Возможно увеличение доходов и тем, кто ведет предметы, которым сопутствуют вредные условия труда (физика, химия).

      Если гражданин планирует работать учителем, то он должен выполнить следующие условия:

      1. Получить образование, высшее или среднее.
      2. Отвечать требованиям по квалификации, которые указаны в специальных справочниках либо профессиональных стандартах.

      Но иногда образовательный ценз имеется, а до работы сотрудника всё равно запрещено допускать. Обычно это связано с такими ситуациями:

      1. Есть заболевания, мешающие вести нормальный образ жизни.
      2. Получение статуса недееспособного лица в порядке, установленном на федеральном уровне.
      3. Тяжкие, особо тяжкие преступления с неснятой, непогашенной судимостью.
      4. С судимостью в прошлом либо те, кого подвергали уголовному преследованию. Особенно – за преступления против личности и её свободы, половой неприкосновенности, семьи и семейных ценностей.
      5. Когда есть решение суда, которое лишает права заниматься именно педагогической работой.

      Существует отдельное Правительственное Постановление, где перечислены социально значимые заболевания, которые могут создать дополнительные препятствия.

      Они введены постановлением Правительства РФ №1762 от 30.10.2020 г. В соответствии с этим нормативным документом доплаты врачам и медицинским работникам, осуществляющим диагностику и лечение коронавируса, производится доплата:

      • за каждую отработанную смену;
      • в размере, зависящем важности функций и сложности работы (от 600 до 3 880 рублей);
      • смена определяется равной 1/5 установленной нормы недельного рабочего времени для данной категории работников.

      Выплаты продлеваются до 31 декабря 2021 года и заменяют собой стимулирующие надбавки, введенные изначально. Также существуют страховые выплаты, которые производятся медикам, заболевшим коронавирусом на рабочем месте.

      Уже анонсировано, что выплаты медикам за коронавирус после 1 января 2022 года также будут производиться. Но будет ли изменена их система, пока не ясно.

      Такое заявление сделал министр финансов Антон Силуанов на пленарном заседании Государственной Думы еще в октябре. Глава Минфина подтвердил, что государство считает такие выплаты своим безусловным обязательством, средства на выполнение которого уже заложены в бюджете на 2022 года в составе резервного фонда.

      Таким образом, продление выплат медикам за коронавирус в 2022 году подтверждается официальными представителями власти. Каким образом будет реализовано на законодательном уровне продление ковидных выплат врачам и медикам на 2022 год (будет ли сохранена действующая система и продлено ее действие или будет разработана новая), пока неизвестно.

      Речь идет о проекте, разработанном Минздравом в целях усовершенствования оплаты труда врачей и медицинского персонала. Пока проект предполагается начать реализовывать в некоторых областях, если он покажет свою эффективность, новая система будет распространена на всю Российскую Федерацию.

      Подход к формированию оплаты существенно изменится, за основу будет взята расчетная величина в размере 13 617 рублей, который будет увеличен в соответствии с коэффициентом сложности работы (от 3,13) и региональным коэффициентом.

      К тому же медикам будут производиться доплаты за особенности труда (в детских домах, за наставничество, за работу в бригадах скорой помощи, за категории и т.д.), доплаты из премиальных фондов (от 10 до 40%), компенсации за работу в особенных условиях (за работу в условиях Крайнего Севера, за совместительство и т.д.).

      Определены регионы, где медработников переведут на новые правила оплаты труда

      Врач – востребованная профессия в России. Специалисты медицинской отрасли ценятся во всем мире и получают достойную заработную плату. Этого нельзя сказать о Российской Федерации. По статистике, около 20% процентов врачей обладают высоким окладом.

      Зарплата зависит от региона, в котором работает человек. Например, в таких развитых городах, как Москва или Санкт-Петербург специалист заработает больше, чем служители медицинской отрасли из провинциальных областей.

      Выше представлено изображение, отражающее средний заработок медиков по регионам РФ и по округам. Вся информация взята с проверенных источников, а именно с сайта Федеральной службы государственной статистики.

      На данный момент муниципалитеты и региональные власти контролируют зарплату врачей. Из-за того, что в частых случаях функция составления заработной платы возлагается на руководителя организации, наблюдается разрыв размеров зарплат. Подобное происходит не только в разных регионах Российской Федерации, но и в соседних медучреждениях одного города.

      Медперсоналу во многих организациях приходится трудиться за полторы или две ставки. Главным критерием оценивания труда является отсутствие жалоб от пациентов. Порой человек, заслуживший поощрение, не получает его.

      Некоторые врачи, имеющие узкую специальность, жалеют о потерянном времени, которое ушло на обучение. Ведь зарплаты в некоторых регионах низкие и не соответствуют тяжелым условиям работы. Например, средняя зарплата врача во Владимирской области составляет 35 тысяч рублей. Но вакансия врача-онколога должна оплачиваться достойно (45-50 тысяч рублей), ведь труд специалиста тяжел не только морально, но и физически.

      В заработную плату врачей входит следующее:

      1. Оклад – до 55%.
      2. Стимулирующие выплаты за повышение квалификации. Устанавливается в соответствии с решением руководителя организации.
      3. Надбавка за работу в тяжелых условиях – от 5%.

      Интересный факт! Правительство выплачивает определенное количество средств тем специалистам, которые обсуживают больных короновирусом. Специалист получает дополнительные выплаты при раннем выявлении онкологических заболеваний и других факторов.

      Стоит знать о том, что законом были установлены ограничения по размеру дохода руководителя организации. Его заработная плата может превышать сумму, которую ежемесячно получает медик, не более чем в 6 раз. Но многое зависит от сложности выполняемой работой и количества подчиненных.

      Для каждой сферы создаются условия, которые позже будут прописаны в подзаконных актах. В дальнейшем оклады должны соответствовать квалификационному уровню специалиста. Одним словом, будет разработана иерархия должностей, построенная на сложности выполняемой человеком работы.

      Существуют 4 квалификационных группы, заложенных в специальность «медик». В их число входят:

      1. Младший персонал.
      2. Средний медицинский персонал.
      3. Рядовые врачи.
      4. Должностные лица, имеющие высшее образование.

      Для каждого региона установлен единый размер оклада. Его величина не будет отличаться у специалистов, работающих в одном регионе, но в разных учреждениях. В основную ставку был заложен прожиточный минимум определенного региона. Также в заработную плату медиков включили территориальные доплаты.

      Как и обычно, основная часть зарплаты приходится на оклад, а другая – на дополнительные выплаты. В их число входят:

      1. Премия.
      2. Надбавки за труд в тяжелых условиях.
      3. Вознаграждение за многолетний стаж.
      4. Поощрение за наличие ученой степени.
      5. Доплата за дополнительные часы, за работу в праздники или в выходные дни, за совмещение должностей и др.

      На данный момент правительство может устанавливать единые требования к системе оплаты труда региональных, государственных и муниципальных учреждений. А именно определять размер окладов и дополнительных надбавок.

      Кроме этого, Правительство наделено правом выбирать сферу деятельности, в которую нужно внести изменения, и срок, в течении которого учреждению необходимо привести в соответствие требования исполнительного органа государства с оплатой труда.

      Первая сфера, в которую будет введена унифицированная система зарплат – здравоохранение. Введение новых условий произойдет с 1 января 2022 года. За это время учреждениям необходимо согласовать план проведения предстоящих мероприятий с соответствующими органами.

      Данный законопроект был внесен в Государственную Думу в июне 2020 года. За некоторое время похожее поручение давал президент Российской Федерации –Владимир Путин. Как говорилось ранее, в России отсутствует отраслевое регулирование системы оплаты труда работников, чья зарплата начисляется из бюджета.

      Таким образом, каждый регион был наделен возможностью составления собственных правил в установлении зарплат. Подобное привело к существенной дифференциации дохода медицинских работников.

      В системе, которую Правительство РФ планирует ввести в 2022 году, установление окладов будет зависеть от квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп специалистов.

      Положение об оплате труда с изменениями (17.03.2020)

      Большинство специалистов, имеющих медицинское образование, задаются вопросом, а будет ли повышение зарплаты медикам в 2022 году. Информация, находящаяся в статье, позволит человеку разобраться в этом.

      Закон о перерасчете зарплат принимают депутаты, а его реализацией занимают министерства. Окончательное решение стоит за президентом Российской Федерации.

      Согласно статистике, средняя заработная плата работников медицинских учреждений составляет:

      1. Медперсонала младшего звена – 29 000 рублей.
      2. Медперсонала среднего звена – 31 000 рублей.
      3. Врачи – 60 000 рублей.

      Доходы тех, кто занимает руководящие должности, варьируется от 40 000 – 150 000 рублей. Во многом расхождения заработной платы зависит от региона. Так уральские специалисты получают около 55 000 в месяц, а заработок медиков из Сибири не превышает 41 000 рублей.

      Уже в 2021 году Правительством планируется выделение 19 млрд. рублей на увлечение уровня зарплат работникам медицинской отрасли. За счет этого повысится фонд зарплат не только у специалистов высшего звена, но и всего персонала.

      Также будут введены премии тем врачам, которым удалось выявить онкологическое заболевание у пациента.

      На данный момент муниципалитеты и региональные власти контролируют зарплату врачей. Из-за того, что в частых случаях функция составления заработной платы возлагается на руководителя организации, наблюдается разрыв размеров зарплат. Подобное происходит не только в разных регионах Российской Федерации, но и в соседних медучреждениях одного города.

      Медперсоналу во многих организациях приходится трудиться за полторы или две ставки. Главным критерием оценивания труда является отсутствие жалоб от пациентов. Порой человек, заслуживший поощрение, не получает его.

      В заработную плату врачей входит следующее:

      1. Оклад – до 55%.
      2. Стимулирующие выплаты за повышение квалификации. Устанавливается в соответствии с решением руководителя организации.
      3. Надбавка за работу в тяжелых условиях – от 5%.

      Интересный факт! Правительство выплачивает определенное количество средств тем специалистам, которые обсуживают больных короновирусом. Специалист получает дополнительные выплаты при раннем выявлении онкологических заболеваний и других факторов.

      Стоит знать о том, что законом были установлены ограничения по размеру дохода руководителя организации. Его заработная плата может превышать сумму, которую ежемесячно получает медик, не более чем в 6 раз. Но многое зависит от сложности выполняемой работой и количества подчиненных.

      Для каждой сферы создаются условия, которые позже будут прописаны в подзаконных актах. В дальнейшем оклады должны соответствовать квалификационному уровню специалиста. Одним словом, будет разработана иерархия должностей, построенная на сложности выполняемой человеком работы.

      Существуют 4 квалификационных группы, заложенных в специальность «медик». В их число входят:

      1. Младший персонал.
      2. Средний медицинский персонал.
      3. Рядовые врачи.
      4. Должностные лица, имеющие высшее образование.

      Для каждого региона установлен единый размер оклада. Его величина не будет отличаться у специалистов, работающих в одном регионе, но в разных учреждениях. В основную ставку был заложен прожиточный минимум определенного региона. Также в заработную плату медиков включили территориальные доплаты.

      Как и обычно, основная часть зарплаты приходится на оклад, а другая – на дополнительные выплаты. В их число входят:

      1. Премия.
      2. Надбавки за труд в тяжелых условиях.
      3. Вознаграждение за многолетний стаж.
      4. Поощрение за наличие ученой степени.
      5. Доплата за дополнительные часы, за работу в праздники или в выходные дни, за совмещение должностей и др.

      Размер оклада должен составлять 50%-70% от суммы общего начисления, а дополнительные выплаты – 50%-120% от суммы. В министерстве с этими величинами не определились. Различие в получении определенного количества средств в зависимости от квалификации еще предстоит ввести.

      Рекомендации от 24 декабря 2019 г.

      На данный момент правительство может устанавливать единые требования к системе оплаты труда региональных, государственных и муниципальных учреждений. А именно определять размер окладов и дополнительных надбавок.

      Кроме этого, Правительство наделено правом выбирать сферу деятельности, в которую нужно внести изменения, и срок, в течении которого учреждению необходимо привести в соответствие требования исполнительного органа государства с оплатой труда.

      Первая сфера, в которую будет введена унифицированная система зарплат – здравоохранение. Введение новых условий произойдет с 1 января 2022 года. За это время учреждениям необходимо согласовать план проведения предстоящих мероприятий с соответствующими органами.

      Данный законопроект был внесен в Государственную Думу в июне 2020 года. За некоторое время похожее поручение давал президент Российской Федерации –Владимир Путин. Как говорилось ранее, в России отсутствует отраслевое регулирование системы оплаты труда работников, чья зарплата начисляется из бюджета.

      Таким образом, каждый регион был наделен возможностью составления собственных правил в установлении зарплат. Подобное привело к существенной дифференциации дохода медицинских работников.

      В системе, которую Правительство РФ планирует ввести в 2022 году, установление окладов будет зависеть от квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп специалистов.

      Большинство специалистов, имеющих медицинское образование, задаются вопросом, а будет ли повышение зарплаты медикам в 2022 году. Информация, находящаяся в статье, позволит человеку разобраться в этом.

      Закон о перерасчете зарплат принимают депутаты, а его реализацией занимают министерства. Окончательное решение стоит за президентом Российской Федерации.

      Новые положения и законодательные акты уже разработаны и рассмотрены на верхних уровнях. Но некоторые моменты остались нерешенными. Сотрудники министерств и профсоюзы не могут договориться об основном проценте оклада. Одни настаивают на 80% от суммы, а другие – на 50%. Это затягивает время на вступление закона в силу.

      Ориентированно, повышение зарплаты медикам придется на начало 2022 года. Ведь Государственная Дума уже приняла поправки в госбюджет по установлению отраслевой системы оплаты труда.

      — В последнее время значительные «потери» понес младший медицинский персонал, который, в частности, массово даже переводили в работники общепита, чтобы не платить соответствующие зарплаты, — констатирует руководитель программы «Менеджмент в здравоохранении» Санкт-Петербургского государственного университета Андрей Иванов. — В результате если число врачебного и среднего персонала в государственных медицинских организациях стабилизировалось, то младший медицинский персонал существенно сократился.

      Итак, очевидно, что система оплаты труда работников системы здравоохранения требует пересмотра и изменений. Повышение уровня оплаты труда должно происходить не за счет увеличения нагрузки на работника и совместительства.

      — Для этого пилотный проект в семи регионах страны должен быть запущен уже в ближайшее время, — говорит Татьяна Кусайко. — У работников здравоохранения вырастет как доля оклада в заработке, так и сам размер заработка. Самое важное при этом, что заработная плата не будет меньше нынешнего уровня, то есть увеличиться может, а стать меньше — нет.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован.