Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ФЗ-15 о запрете курения в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
«Антитабачное» законодательство и ответственность за его нарушение
Федеральный закон N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в обиходе именуется на различный лад: закон о табакокурении, закон о вреде курения, закон о защите от табачного дыма, о борьбе с курением, антитабачный закон и т.д.
ФЗ 15 был принят в Российской Федерации в феврале 2013 года. Это крайне актуальный и резонансный закон, вызвавший в свое время множество споров и обсуждений в обществе.
В соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака — договором, принятым в качестве ответной меры на глобализацию табачной эпидемии, — закон ФЗ 15 регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
Путем принятия настоящего закона, Правительство России решило основательно взяться за проблему курения в стране и решить, таким образом, сразу несколько задач:
- Разграничить курящих от некурящих, защитив интересы последних;
- Позаботиться о состоянии здоровья граждан, не приобщенных к курению.
Закон о запрете курения представлен 25 статьями. Главными аспектами, прописанными в акте, являются:
- Основные понятия, используемые в законе;
- Охрана здоровья населения от негативного воздействия табачного дыма;
- Полномочия государственных органов в данной сфере (федеральных, региональных и местного самоуправления);
- Взаимодействие государства с табачными компаниями;
- Права и обязанности физических и юридических лиц, а также предпринимателей в сфере охраны здоровья людей от влияния окружающего табачного дыма;
- Меры предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на граждан и организация мер по сокращению потребления сигарет и табака;
- Запрет курения в отдельных помещениях и на отдельных территориях;
- Меры по снижению спроса на табачную продукцию, осуществляемые через ценовую и налоговую политику;
- Регулирование состава сигарет и обязательство по его раскрытию. Требования к упаковке и маркировке табачных изделий;
- Информирование населения о вреде курения и об опасности его для окружающих;
- Запрет рекламирования и спонсорства табака, а также запрет на действия, стимулирующие продажу сигарет (показ в средствах массовой информации, кино, видеоклипах и пр.);
- Медицинская помощь, оказываемая в целях прекращения потребления табачной продукции. Лечение никотиновой зависимости, устранение последствий курения;
- Меры по предотвращению незаконной реализации табачной продукции;
- Ограничения торговли;
- Запрет продажи табачной продукции несовершеннолетним гражданам, а также вовлечение детей в процесс курения;
- Государственный надзор за соблюдением положений настоящего закона;
- Мониторинг и оценка эффективности мероприятий, реализуемых в рамках охраны здоровья населения от курения и окружающего табачного дыма;
- Ответственность за нарушение закона.
Закон о запрете курения — относительно «молодой» нормативный акт. Однако ввиду актуальности предмета регулирования, он подвергался множественным корректировкам и дополнениям. Последняя редакция антитабачного закона датируется декабрем 2016 года.
В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:
- Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш
SHIFT + ? - Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
- Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
- Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
- Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет
1. При взаимодействии с индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить подотчетность и прозрачность такого взаимодействия. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
2. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с табачными организациями по вопросам, являющимся предметом регулирования настоящего Федерального закона, должно осуществляться публично, и обращения табачных организаций, направляемые в письменной форме или в форме электронных документов, и ответы на эти обращения подлежат размещению на официальных сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
1. Предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями включает в себя:
1) обеспечение учета производства табачных изделий, перемещения через таможенную границу Союза или через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Союза табачной продукции и табачных изделий, осуществления оптовой и розничной торговли табачной продукцией и табачными изделиями; (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 272-ФЗ)
2) отслеживание оборота производственного оборудования, движения и распределения табачной продукции, табачных изделий или никотинсодержащей продукции; (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
3) пресечение случаев незаконной торговли табачной продукцией, табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией и привлечение к ответственности, в том числе конфискацию контрафактных, незаконно перемещенных табачной продукции, табачных изделий или никотинсодержащей продукции через таможенную границу Союза или через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Союза, оборудования, на котором были произведены контрафактные табачные изделия или никотинсодержащая продукция, их уничтожение в соответствии с законодательством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
2. Часть утратила силу. (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 272-ФЗ)
2.1. Учет производства табачных изделий, перемещения через таможенную границу Союза или через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Союза табачной продукции и табачных изделий, осуществления оптовой и розничной торговли табачной продукцией и табачными изделиями, отслеживание оборота производственного оборудования, движения и распределения табачной продукции и табачных изделий осуществляются на основании данных таможенного и налогового учета, систем, созданных в целях информационного обеспечения маркировки товаров средствами идентификации, и собственных систем учета производителей. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий анализ информации, указанной в настоящей статье, и порядок обмена информацией между контролирующими органами определяются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 272-ФЗ)
3. В целях предупреждения незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями каждая пачка и каждая упаковка табачных изделий подлежат в обязательном порядке маркировке средствами идентификации, а также маркировке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании. (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 272-ФЗ)
3.1. Запрещается перемещение по территории Российской Федерации физическими лицами табачной продукции и табачных изделий, не маркированных специальными (акцизными) марками в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе продукции, являющейся товаром Союза, за исключением перемещения по территории Российской Федерации физическими лицами, достигшими возраста восемнадцати лет, указанных табачной продукции и табачных изделий в количестве не более 200 сигарет, или 50 сигар (сигарилл), или 250 граммов табака, или указанных табачных изделий в ассортименте общим весом не более 250 граммов на одного человека. (в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 506-ФЗ)
4. Часть утратила силу. (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 272-ФЗ)
5. Проверка средств идентификации проводится организациями, осуществляющими оптовую и розничную торговлю табачной продукцией и табачными изделиями, уполномоченными органами с использованием систем, созданных в целях информационного обеспечения маркировки товаров средствами идентификации. (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 272-ФЗ)
1. Розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами осуществляется в магазинах и павильонах. В целях настоящей статьи под магазином понимается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
2. В случае отсутствия в населенном пункте магазинов и павильонов допускается торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами в других торговых объектах или развозная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
3. Запрещается розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами в торговых объектах, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
4. Запрещается розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией с выкладкой и демонстрацией табачной продукции или никотинсодержащей продукции в торговом объекте, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
5. Информация о табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянах, которые предлагаются для розничной торговли, доводится продавцом в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов с учетом требований статьи 20 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
6. Не допускаются розничная торговля сигаретами, содержащимися в количестве менее чем или более чем двадцать штук в единице потребительской упаковки (пачке), розничная торговля сигаретами и папиросами поштучно, табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией без потребительской тары, табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией, упакованными в одну потребительскую тару с товарами, не являющимися табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
7. Запрещается розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции в следующих местах: (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;
За нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
Федеральный закон о запрете курения
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2013 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
2. Статья 13 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2014 года.
3. Пункты 3, 5, 6 и 12 части 1 статьи 12, часть 3 статьи 16, части 1 — 5, пункт 3 части 7 статьи 19 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июня 2014 года.
4. Пункты 1 и 2 части 1 статьи 18 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2017 года. (в ред. Федеральных законов от 31.12.2014 N 530-ФЗ, от 28.12.2016 N 471-ФЗ)
5. Части 2 и 4 статьи 18 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2018 года. (в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 471-ФЗ)
Президент
Российской Федерации
В. ПУТИН
- Все
- Краевые порталы
Законодательный акт, направленный на запрет курения в общественных местах, вступил в законную силу в июне 2013 года, однако, в нем присутствуют положения, действие которых начинается в другое время:
- с 01.01.2014 года в силу вступали налоговые и ценовые меры, направленные на сокращения спроса на табачные изделия (статья 13 Закона);
- с 01.06.2014 года в силу вступили положения пп. 3-6, 12 ч. 1 ст. 12; ч. 3 ст. 16; ч. 1-5, п. 3 ч. 7 ст. 19 Закона;
- с 01.01.2017 года в силу вступают положения пп. 1-2 ч. 1 ст. 18 Закона.
Текст нормативно-правового акта перечисляет меры, которые способствуют охране здоровья граждан от потребления табака и воздействия табачного дыма, а также устанавливает:
- права и обязанности граждан в обсуждаемой области;
- общие понятия и принципы охраны здоровья в указанной сфере;
- полномочия органов государственной власти.
Федеральный закон определяет большое число ограничений, связанных с охраной здоровья граждан от потребления табака и воздействия его дыма, из них можно выделить два основных.
Ограничение мест для курения. Изначально закон устанавливает ограничение на курение на территориях, в том числе в помещениях, которые предназначены для оказания образовательных, медицинских, реабилитационных и санаторно-оздоровительных услуг, услуг учреждений культуры и спорта, органов по делам молодежи, на транспортных средствах, пригородного и городского сообщения, на территориях, прилагающих к помещениям, и в самих помещениях аэропортов, вокзалов, морских портов, метрополитена. Данная норма начала действовать с 01 июня 2013 года. Поэтапно запрет курения распространился на поезда дальнего следования, воздушные и морские суда, на помещения, которые предназначены для оказания жилищных услуг, на гостиницы и общежития, на места общественного питания и помещения/места, где оказываются услуги торговли. Таким образом, с 01.06.2014 года, согласно Закону, курение запрещено в ресторанах и барах, поездах дальнего следования, электричках и на платформах, а также в гостиницах и общежитиях.
Ограничения торговли изделиями для курения:
— запрет реализации табачных изделий в местах, располагающихся на расстоянии 100 метров от границы территорий образовательных учреждений, начал действовать уже с июня 2013 года. Тогда же появился полный запрет на продажу табака и табачных изделий несовершеннолетним;
— запрет на реализацию табачных изделий в нестационарных объектах торговли (киоски, ларьки) начал действовать с июня 2014 года.
Помимо указанных ограничений, закон о запрете курения вводит полный запрет на рекламу табачных изделий, в том числе, на демонстрацию таких изделий, процесса курения и стимулирования их продажи. Кроме того, закон устанавливает такие меры, направленные на охрану здоровья граждан, как:
- информирование населения о вреде потребления табака, которое осуществляется путем использования средств массовой информации, в виде образовательных программ и информационных компаний;
- оказание медицинской помощи населению, которая направлена на лечение табачной зависимости;
- строгий учет производства, импорта/экспорта, а также реализации табачных изделий;
- ценовые и организационные меры, направленные на сокращение спроса на табачные изделия;
- меры государственного контроля в обсуждаемой области и ответственность за нарушение требований Закона.
Статья 23 ФЗ о запрете курения закрепляет следующую ответственность за нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от последствий употребления табака и от воздействия табачного дыма: дисциплинарную, гражданско-правовую и административную. Остановимся подробней на последней. Например, за вовлечение несовершеннолетнего в процесс употребления табака предусмотрен штраф на граждан в размере от 1000 до 2000 рублей. В случае нарушения запрета на курение в определенных местах назначается штраф в размере от 500 до 1500 рублей.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Ярославской области
В процессе исполнения законодательного документа становится понятно, что мест для курения гражданам фактически не остается – курить можно либо в специально отведенных для этого местах, дома или в автомобиле и избегать мест, где курение строго запрещено, например детские площадки, территории школ и т.д. Поэтому, чтобы избежать административных санкций мы рекомендуем:
- тщательно изучить перечень мест, где курить запрещено, и исключить для себя возможность нарушения запрета;
- если Вас все-таки уличили в содеянном, помните, что бремя доказывания вины полностью лежит на стороне обвинения. Бесспорным доказательством вины может быть только то обстоятельство, когда нарушителя «поймали за руку», для этого момент нарушения должен видеть непосредственно представитель органов исполнительной власти, который и имеет право привлечь к административной ответственности;
- согласно действующему законодательству, если Вы не согласны с протоколом об административном правонарушении, Вы можете оспорить его в судебном порядке (ч. 2 ст. 1 КАС РФ);
- даже если вас засняли на видео, Вы можете ссылаться на ст. 23 Конституции РФ, как на нарушение неприкосновенности частной жизни граждан и потребовать признать доказательства недействительными, согласно ч. 3 ст. 59 КАС РФ, как полученные с нарушением закона.
Как уже указывалось выше, общественное мнение относительно закона о запрете курения разделилось, одни пытаются понять, что им теперь делать – бросать курить или искать компромиссные решения в данном вопросе, другие, напротив, измученные пагубными привычками соседей и сослуживцев, ищут способы правового воздействия на них. Итак, куда обращаться, если курильщик намеренно игнорирует Закон, тем самым нарушая права других граждан:
- нужно уведомить нарушителя лично о том, что в данном месте курить нельзя, например, показать ему выдержку текста Закона, также можно разместить объявления о запрете курения;
- при отказе курильщика идти на компромиссы, сторона, чьи права нарушены, имеет право обратиться с заявлением к сотруднику полиции, если последний отказывается принять должные меры реагирования, можно обратиться с жалобой в прокуратуру.
Важно! Несмотря на то, что закон действует уже несколько лет, до сих пор вопрос о том, как будет выполняться контроль за его соблюдением органами исполнительной власти, остается не решенным.
Основными принципами охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака являются:
1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;
2) предупреждение заболеваемости, инвалидности, преждевременной смертности населения, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака;
3) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;
4) системный подход при реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, непрерывность и последовательность их реализации;
5) приоритет охраны здоровья граждан перед интересами табачных организаций;
6) обеспечение международного сотрудничества Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;
7) взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, не связанных с табачными организациями;
8) открытость и независимость оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;
9) информирование населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма;
10) возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, имуществу гражданина, в том числе имуществу индивидуального предпринимателя, или юридического лица вследствие нарушения законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ
К полномочиям органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака относятся:
1) участие в реализации мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях муниципальных образований;
2) обеспечение организации оказания гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения в случае передачи соответствующих полномочий в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья;
3) информирование населения о масштабах потребления табака на территории соответствующего муниципального образования, о реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению его потребления, в том числе на основании мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака.
1. При взаимодействии с индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить подотчетность и прозрачность такого взаимодействия.
2. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с табачными организациями по вопросам, являющимся предметом регулирования настоящего Федерального закона, должно осуществляться публично, и обращения табачных организаций, направляемые в письменной форме или в форме электронных документов, и ответы на эти обращения подлежат размещению на официальных сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
1. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака граждане имеют право на:
1) благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;
2) медицинскую помощь, направленную на прекращение потребления табака и лечение табачной зависимости;
3) получение в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, у индивидуальных предпринимателей, юридических лиц информации о мероприятиях, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;
4) осуществление общественного контроля за реализацией мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;
5) внесение в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложений об обеспечении охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;
6) возмещение вреда, причиненного их жизни или здоровью, имуществу вследствие нарушения другими гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и (или) юридическими лицами законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
2. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака граждане обязаны:
1) соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;
2) заботиться о формировании у детей отрицательного отношения к потреблению табака, а также о недопустимости их вовлечения в процесс потребления табака;
3) не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
- 26 Марта 2012, 13:03 78 Тверь собирает подписи в поддержку архимандрита Ефрема. Настоятель Ватопедского монастыря обвиняется в махинациях с недвижимостью
- 12 Марта 2012, 16:03 11 Где можно ознакомиться со списками «домов-счастливчиков», попавших в программу по капремонту в 2012 году
- 16 Февраля 2012, 16:02 17 В Тверской области многодетные семьи будут получать региональный материнский капитал
Практически все ограничительные меры борьбы с курением, применяемые в мире, уже реализуются в России. Действующее законодательство предусматривает следующие антитабачные запреты:
- На продажу табака несовершеннолетним и вовлечение детей в число курильщиков.
- На курение в общественных местах и помещениях, включая подъезды, детские площадки, вокзалы, лифты и подъезды, офисные здания, поезда и самолеты, больницы и пр.
- На рекламу и демонстрацию табака в фильмах, передачах и спектаклях. При демонстрации сигарет в произведениях для детей и взрослых дополнительно нужно сообщить о вреде курения.
- На стимулирование потребления табака. В России запрещены лотереи, акции, бесплатная раздача сигарет и систем нагревания табака.
Одним из самых действенных мероприятий выступает планомерное повышение акцизов на табачные изделия и увеличение стоимости сигарет. Так, с января 2021 года цены на сигареты резко возросли — на 20% (примерно на 20 рублей за пачку). Также с июля в России действуют минимальные розничные цены – пачка сигарет не может продаваться дешевле 108 рублей, а средняя цена составила 120-140 руб. Как ожидается, именно финансовые методы борьбы с курильщиками станут приоритетными.
С 2021 года электронные сигареты, вейпы и айкосы в России хотя и не запретили (как в 32 странах мира), но приравняли к обычным сигаретам. Теперь на никотинсодержащую продукцию распространяются все ограничения и запреты, действующие в отношении сигарет. К никотинсодержащей приравняли продукцию:
- с нагреваемым табаком;
- растворы;
- жидкости;
- гели;
- жидкостьи;
- порошки;
- смеси для сосания, нюханья, жевания, не предназначенные для употребления в пищу.
В январе введен запрет на интернет-продажи кальянов, стиков и жидкостей для электронных сигарет. Теперь их можно купить только в розничных магазинах. Сигареты перестали продавать онлайн еще раньше. Это позволяет предотвратить продажу табачных изделий детям.
При продаже сигарет и вейпов запрещена их выкладка на витрине, а торговые точки нельзя размещать рядом с образовательными и медицинскими учреждениями.
Федеральный закон №15-ФЗ от 23 февраля 2013 г.
Нацпроект «Демография» поставил цель по снижению числа курильщиков в России до 10% к 2024 году. Этот показатель пока не достигнут. Но статистика говорит о том, что число курильщиков в нашей стране планомерно сокращается.
По данным Роспотребнадзора в 2020 году курили 21,6% россиян. Для сравнения, еще в 2013 году эта цифра равнялась 41%.
Среди причин, которые побудили людей бросить курить, называли рост стоимости сигарет, введение запретов на курение в общественных местах, увеличение популярности здорового образа жизни. Из-за существенного увеличения стоимости сигарет курить стали реже, а курильщики ограничиваются меньшим количеством сигарет.
Также опросы показывают, что общественное мнение заняло антитабачную сторону – более 80% россиян поддерживают действующие запреты курения.
Но, несмотря на позитивные изменения, пока Россия остается одной из самых курящих стран в мире.
Ноябрь
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
Написать комментарий
Если вам понравилось пользоваться сайтом ?site_name?, или если у вас есть проблемы с какой-либо частью его, пожалуйста свяжитесь с нами. Мы хотели бы услышать это от Вас:
- напишите нам по адресу: ?your_mail?
- позвоните нам по телефону: ?your_phone?
Закрыть
К 2022 году от курения откажутся ещё 5% россиян
Чтобы сделать заказ в нашем магазине, свяжитесь с нами по многоканальному телефону
+7 (495) 150-52-00
Вы также можете:
Заказать звонок
Написать нам
Многих заядлых курильщиков не останавливает федеральный закон, запрещающий употребление табака в общественных местах. В соответствии с ним курить в подъезде нельзя. Однако люди в нашей стране не всегда следуют букве закона. Если ваши соседи наглым образом игнорируют положения 15 ФЗ, можно написать заявление в полицию. Но сначала лучше попытаться решить проблему миром. Предъявите соседям выписку из антитабачного закона, развешайте на стенах объявления с ссылкой на ФЗ о том, что курить запрещено. Если данные действия не имеют никакого толка, можно написать участковому заявление и/или жалобу. Она составляется в свободной форме. Указываете свои и данные ответчика, кратко излагаете суть возникшей ситуации.
За курение в подъезде можно получить штраф до полторы тысячи рублей.
Для того, чтобы курить на лестничной площадке безнаказанно необходимо наличие вентиляционной системы. По согласованию со всеми владельцами квартир в многоэтажном доме можно оборудовать «курилку». Это должно быть изолированное помещение, оборудованное вентиляцией. В нем должны стоять пепельницы. К подобным комнатам предъявляются требования противопожарной безопасности и соответствие санитарным нормам. Чтобы оборудовать эти помещения необходимо получить согласие от каждого собственника жилья. Конечно, на все это необходимо время и денежные затраты, но зато курить можно будет на законных основаниях.
С 1 января в России вступят в силу новые правила для курильщиков
К административной ответственности привлекаются граждане, которые решат нарушить требования, которые установил Федеральный закон 15-ФЗ о запрете курения в общественных местах. В 2021 году штраф для нарушителей, согласно статье 6.24 КоАП РФ, составляет от пятисот рублей до полутора тысяч. Таким будет штраф за курение в подъезде жилого дома или в лифте. Как правило, чаще всего именно в указанных местах и пресекаются правонарушения, так как соседи легко вычисляют курильщика и сообщают о нём.
Курильщика на детской площадке оштрафовать уже сложнее. Хотя и размер штрафа за такое правонарушение выше: от 2 000 рублей до 3 000 рублей. Однако, если человек единожды пришёл покурить на детскую площадку и ушёл ещё до прихода сотрудников полиции, то, конечно, такое правонарушение останется безнаказанным.
Балкон многоквартирного дома не относится к местам, запрещённым для курения, согласно 15-ФЗ. Таким образом, если соседи будут жаловаться на дым, то курильщика можно попробовать привлечь по статье 20.4 КоАП РФ, т.е. за нарушение правил противопожарной безопасности. В этом случае, можно отделаться просто предупреждением. В противном случае, придётся заплатить штраф, как и за курение на детской площадке, от 2 000 рублей до 3 000 рублей. Курильщики могут попробовать оспорить штраф, так как законодательство о запрете курения точно не отвечает на вопрос, можно ли курить на балконе своей квартиры по новому закону.
Федеральный закон N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в обиходе именуется на различный лад: закон о табакокурении, закон о вреде курения, закон о защите от табачного дыма, о борьбе с курением, антитабачный закон и т.д.
Вам будет интересно: ФЗ о торговле по ссылке:
ФЗ 15 был принят в Российской Федерации в феврале 2013 года. Это крайне актуальный и резонансный закон, вызвавший в свое время множество споров и обсуждений в обществе.
В соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака — договором, принятым в качестве ответной меры на глобализацию табачной эпидемии, — закон ФЗ 15 регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
ФЗ 173 в новой редакции смотрите тут:
Путем принятия настоящего закона, Правительство России решило основательно взяться за проблему курения в стране и решить таким образом сразу несколько задач:
- Разграничить курящих от некурящих, защитив интересы последних;
- Позаботиться о состоянии здоровья граждан, не приобщенных к курению.
- Основные положения ФЗ 59 читайте тут:
В 2017 году, согласно отдельным положениям ФЗ N 471 «О внесении изменений…», вступили в силу поправки, коснувшиеся статьи о предотвращении незаконной торговли табачной продукцией. А точнее — вступили в силу 1 и 2 пункты части первой статьи 18 закона. Теперь во избежание незаконной реализации сигарет и табака, полномочными структурами должны обеспечиваться учет производства изделий, перемещения их через таможенную границу Российской Федерации и Таможенного союза, а также осуществления оптовой и розничной продажи. Кроме того, должно проводиться отслеживание оборота оборудования, задействованного в производстве данной продукции.
В июле 2018 года в силу вступит часть вторая и четвертая 18 статьи ФЗ 15. Часть первая гласит, что учет производства табачной продукции, ее перемещения через границу Таможенного союза и России, реализации оптовой и розничной продажи сигарет, отслеживание оборота производственного оборудования, а также движения и распределения продукции производится на основании данных налогового и таможенного учета, систем маркировки изделий марками и собственных систем учета производителей. Полномочный в данной сфере государственный орган, а также порядок обмена информацией между профильными контролирующими структурами определяются Правительством РФ.
Часть четвертая статьи 18 регулирует вопрос о проверке подлинности специальных и акцизных марок. Проводиться контроль должен организациями, осуществляющими оптовую и розничную торговлю и уполномоченными органами. Проверка производится визуально либо с применением соответствующих приборов с использованием доступа к ресурсу информации, предоставляемой органом исполнительной власти.
1. Для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака (за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи):
1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;
2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;
3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;
4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;
5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;
6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;
7) в помещениях социальных служб;
8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;
9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;
10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;
11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;
12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;
13) на автозаправочных станциях.
2. На основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака:
1) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;
2) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.
15 ноября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 21 октября 2013 г. № 274-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О рекламе» в связи с принятием Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», который дополняет Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) статьями, предусматривающими ответственность за нарушение требований, запретов и ограничений, установленных Федеральным законом от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
Понятие «общественное место» законодательством не закреплено. Однако правоприменительная практика полиции и судебная практика свидетельствуют о том, что при определении критериев общественного места необходимо оперировать такими категориями как пространство или территория (в том числе транспорт), выделенная для общественного пользования; места, открытые для свободного доступа неограниченного круга лиц; места предполагающие возможность нахождения в них неопределенного круга лиц.
Статьей 12 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», определены территории, помещения и объекты, где запрещено курения табака:
1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;
2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;
3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;
4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения, в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;
5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;
6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;
7) в помещениях социальных служб;
8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;
9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;
10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;
11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;
12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для
посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в
пригородном сообщении;
13) на автозаправочных станциях.
Кроме того, частью 6 данной статьи предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения курения табака в отдельных общественных местах.
За нарушение указанных запретов наступает административная ответственность в соответствии со ст. 6.24 КоАП РФ «Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах», которая по ч. 1 влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей, а по ч. 2 – наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей. Протоколы по данным административным правонарушениям вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции).
Вопросы здравоохранения, сбережения здоровья в связи с вредным воздействием табачного дыма регулируется федеральным законом №15.
В нем определяется, что курение – это использование табака и изделий на его основе для получения дыма на основе тления этих продуктов. Таким образом, речь идет только о «горячем» курении, а не о вдыхании табака или использование электронных сигарет и т.п.
Также на федеральном уровне регулируется и вопрос о способе обозначений территорий и помещений, в которых курение запрещается (из указанного списка либо из дополнительных перечней, установленных местными органами власти).
Определение происходит с помощью специального знака, который можно выполнить в черно-белом или цветном изображении. Описание знака и его изображение можно найти в Приказе Министерства здравоохранения №14Н от 12 мая 2014 года.
В этом же документе указано, что знак можно дополнительно сопроводить соответствующей надписью – например, «Не курить», хотя делать это необязательно. Изображение должно размещаться при входе на любую территорию, где курить сигареты запрещается. Также по желанию собственника дополнительные знаки могут быть размещены и в других местах, например:
- на дверях гостиничного номера;
- в банкетном зале, у барной стойки;
- в кабинетах общественных организаций;
- в тамбурах и салонах и т.п.
Важно понимать, что отсутствие знака не означает, что человек может начать курение, потому что он «не знал» о том, что этот процесс запрещен, например, в автобусе. В таком случае к нему применят меры ответственности на общих основаниях. Однако гражданин может обратиться в контролирующие органы (например, Роспотребнадзор), чтобы указать на это нарушение. Тогда ведомство должно оштрафовать и собственника помещения (ИП или юрлицо).
Правительство, принимая ФЗ №15, преследовало сразу несколько целей:
- защитить права тех, кто не курит, ограничив их от курящих;
- проявить заботу в отношении здоровья тех, кто не курит.
В ФЗ №15 прописаны следующие положения:
- понятия, которые применяются в законе;
- защита людей от дыма табака;
- права госорганов в данной проблеме;
- взаимоотношения государства и фабрик, производящих табачные изделия;
- права и обязанности частных лиц и организаций в проблеме защиты здоровья от табачного дыма;
- меры, которые приняты, чтобы предотвратить воздействие табака на людей;
- меры по ограничению употребления табачных изделий;
- определение мест, у которых курить запрещается;
- политика цен и налогов, направленная на снижение спроса на табак;
- обязательство раскрытия информации, что входит в сигареты;
- предъявление требований к упаковке;
- предоставление информации людям о том, как вреден табак для здоровья;
- установление запретов на рекламу табачных изделий;
- оказание медицинской помощи в целях лечения зависимости от табака;
- наложение ограничительных условий на торговлю;
- наложение запретов на реализацию табачных изделий несовершеннолетним лицам;
- надзор со стороны государства за соблюдением правил закона;
- установление штрафов за нарушение.
В ФЗ № 15 были внесены следующие поправки:
- В 2017 году вступили в силу поправки, которые связаны с реализацией табачной продукции. На основании этих поправок уполномоченными органами должен происходить учет производства табачных изделий, их перевоз через границу РФ, осуществление оптовой и розничной торговли. Также необходим контроль за оборотом оборудования, которое участвует в производстве табачной продукции.
- В июле 2018 года вступила в силу часть 4 статьи 18 ФЗ №15. Данная часть регулирует проблему контроля подлинности специальных акцизных марок. Данный контроль производят уполномоченные органы. Проверка должна проходить визуально или с помощью специального оборудования с использованием доступа к ресурсу сведений, которые предоставляются органами исполнительной власти.
На основании статьи 12 ФЗ №15 курить запрещается:
- в местах, где скапливается много людей;
- в любых зданиях общественного назначения, в особенности в государственных учреждениях;
- в магазинах, залах для торговли, а также в местах, где оказываются услуги быта;
- в гостиницах, общежитиях и многоквартиных домах;
- на территории общественных пляжей;
- на территории автозаправок, так как данное место считается пожароопасным;
- во время вождения автомобиля;
- в общественных заведениях: рестораны, кафе, бары;
- в мастерских, ателье и ремонтных конторах.
С 2021 года в России ужесточается закон о запрете курения
Для мест общественного питания, в том числе в кафе и ресторанах, курение табака запрещено. Однако законом не запрещается организовывать места для курения. Необходимо учитывать, чтобы данные зоны не находились в помещении, где оказываются услуги общественного питания.
Место для курения может быть организовано на открытой площадке, а также в отдельном помещении, которое является смежным с рестораном. Это помещение должно иметь свой вход и систему вентиляции.
В стране в настоящее время действует разрешение на использование электронных сигарет в общественных местах. Единственное условие, чтобы используемый электронный гаджет не копировал дизайн обычной сигареты.
Однако на рассмотрение в Госдуму уже направлен законопроект «О государственном регулировании ограничения потребления испарительных смесей, используемых в устройствах, имитирующих курение табака», который приравняет не только электронные сигареты, но и кальяны к обычным табачным изделиям и к ним, следовательно, будут применены похожие запретительные меры.
На данный момент в Российской Федерации действует только один антитабачный Федеральный закон №15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Он вступил в законную силу 23 февраля 2013 года. Закон регламентирует места, где разрешено и запрещено курить и какое наказание ждет нерадивых курильщиков, нарушивших положения настоящего ФЗ-15.
Закон состоит из 25 статей:
- ст. 1 — объект регулирования закона;
- ст. 2 — ключевые, используемые в законе, термины;
- ст. 3 — закон в области защиты здоровья граждан от дыма табака и результата курения;
- ст. 4 — ключевые принципы;
- ст. 5, 6, 7 — обязанности федеральной службы государственной власти, субъектов РФ и органов местного самоуправления;
- ст. 8 — осуществление общих действий органов государственной власти и местного самоуправления с организациями, занимающимися табачными изделиями;
- ст. 9 — права и полномочия граждан в данном ФЗ;
- ст. 10 — права и полномочия ИП и юрлиц в действующем ФЗ;
- ст. 11 — организация, которая принимает меры для устранения отрицательного воздействия от табачного дыма и снижения его потребления;
- ст. 12 — запрещение курения в общественных местах;
- ст. 13 — повышение стоимости на табачные изделия;
- ст. 14 — осуществление надзора за составом сигарет, раскрытие информации о составе и требования к упаковке;
- ст. 15 — информирование граждан о вреде курения;
- ст. 16 — запрещение рекламирования курения;
- ст. 17 — предоставление медпомощи гражданам с данной пагубной привычкой;
- ст. 18 — предупреждение нелегальной торговли табачными изделиями;
- ст. 19 — ограничение купли продажи;
- ст. 20 — осуществление запрета продажи сигарет лицам, не достигшим 18-летия;
- ст. 21 — госконтроль в данной области;
- ст. 22 — наблюдение и анализ эффективности предпринятых мер по сокращению потребления;
- ст. 23 — наказание за нарушение действующего ФЗ;
- ст. 24 — признание некоторых положений закона утратившими свою правовую силу;
- ст. 25 — вступление в правовую силу настоящего ФЗ.
Последняя редакция датируется 28 декабрем 2016 годом, изменения и дополнения вступили в силу 1-го января 2017 года.
В Федеральном законе «О запрете курения в общественных местах» описаны следующие меры по:
- определению сути понимания, что необходима охрана здоровья населения страны от влияния табачной продукции;
- определению обязательств, граждан Российской Федерации как субъекта, оказывающего воздействие на окружающих людей продуктами горения табака;
- определению прав и полномочий контролирующих органов правопорядка в целях обеспечения безопасности граждан.
ФЗ 15 полностью не ограничивается возможность курения для жителей РФ. Для этого нужно множество действий по снижению популярности курения в стране и ограничение возможности остальных граждан, которые не курят, вдыхать табачный дым в местах массового скопления людей.
Также в законе говорится об ограничениях, которые накладываются на способность распространения сигарет. Теперь любую табачную продукцию нельзя распространять среди несовершеннолетних, при этом места продажи, находящиеся рядом с учебными заведениями утрачивают возможность их распространения. Ко всему прочему, строго запрещается рекламирование табачной продукции и популяризация ее посредством средств массовой информации. Ведется строгий учет всех операций (экспорт, импорт), сопутствующих производству табачных изделий. Контролем занимаются специальные федеральные органы.
Федеральным законом запрета курения табака ограничиваются территории, где употребление табака не запрещено.
В следующих общественных местах курильщики должны соблюдать правила и не курить, а так же не склонять к табакокурению несовершеннолетних граждан:
- Нельзя курить на территории образовательных заведений, культурных, молодежных и спортивных заведений, а так же на тех территориях, которые получили статус государственных учреждений;
- медицинские учреждения, в которых люди проходят курсы лечения и реабилитации;
- общественный транспорт, а так же территории в радиусе 15 метров от вокзалов, аэропортов, портов, железнодорожных вокзалов;
- в контролируемых местными или государственными органами власти, учреждениях;
- в рабочей местности предприятий;
- в лифтах общего пользования;
- на пляжах, имеющих общую доступность;
- на территории детских площадок;
- на автозаправках;
- в воздушных судах;
- в поездах;
- в местах временного проживания туристов или граждан РФ;
- на территории общепитов и рынков;
- в местах ожидания пассажирами пригородных поездов.
Согласно перечню запрещенных для курения мест, в статье 12 ФЗ 15 о запрете курения, за каждое нарушение несется административная ответственность. Обычно, такое правонарушение наказывается штрафом. Его размер зависит от самого нарушения и его особенностей.
Наиболее высокое значение принимают штрафы для частных предпринимателей и юридических лиц:
- При составлении протокола представителем власти за правонарушение назначается штрафной санкцией до 1500 рублей. Точная сумма определяется исходя из обстоятельств.
- Штраф за курение на детских площадках и других местах пребывания детей составляет до 3000 рублей.
- Штраф за призыв несовершеннолетних к употреблению табака составляет от 1000 рублей до 2000.
- При прививании привычки курения детям собственными родителями налагается штраф до 3000 рублей.
- Должностные лица, не позаботившиеся о наличии специальных знаков о запрете курения будут наказаны штрафной санкцией до 20 тысяч рублей. При подобном нарушении со стороны юридических лиц будет выписан штраф до 60 тысяч рублей.
- При отсутствии на территории специально оборудованных для курения, мест, юридические лица так же несут ответственность. Штраф может достигать 80 тысяч рублей. При подобном нарушении со стороны должностного лица будет взыскание от 20 до 30 тысяч рублей.
- Индивидуальные предприниматели, которые не контролируют процесс курения своих сотрудников могут быть наказаны денежной компенсацией в размере от 30 до 40 тысяч рублей. При нарушении со стороны юридического лица штраф имеет размер от 60 до 90 тысяч рублей.