Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Размер пенсии вдове участника аварии на ЧАЭС в России 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- Ежемесячная денежная выплата — это материальная помощь, предоставляемая государством отдельным категориям граждан для обеспечения социальной поддержки.
- Часть суммы ЕДВ может быть направлена на предоставление получателю набора социальных услуг с законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социально помощи».
Законодательно определен перечень федеральных льготников, кому положена ЕДВ:
- участники и инвалиды ВОВ;
- ветераны боевых действий;
- инвалиды всех групп, включая детей-инвалидов;
- бывшие несовершеннолетние узники фашизма;
- лица, перенесшие воздействие радиации во время аварий и ядерных испытаний;
- получившие звания Героя Советского Союза, Героя РФ либо кавалера ордена Славы трех степеней (в том числе и члены их семей);
- получившие звания Героя Социалистического Труда, Героя Труда РФ, либо награжденных орденом Трудовой Славы трех степеней и др.
Пособие чернобыльцам на 2022 2024
Ветеранам боевых действий назначается ежемесячная денежная выплата (ЕДВ). Такое право ВБД предоставлено согласно ст. 23.1 закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах». Ежегодно сумма ЕДВ увеличилась с 1 февраля в зависимости от роста цен в прошедшем году (т.е. индексация на уровень инфляции).
- По предварительным расчетам Росстата инфляция за 2021 год составит 5,8%, поэтому с 1 февраля 2022 года ЕДВ ветеранам боевых действий повысят тоже на 5,8%.
- При этом суммы ЕДВ в 2022 году будут отличаться в зависимости от выбранного ветераном способа предоставления набора социальных услуг НСУ (см. таблицу повышения ЕДВ для ВБД).
Согласно материалам законопроекта о бюджете ПФР на 2022 г. и плановый период 2023-2024 гг., размеры ЕДВ федеральным льготникам планируют проиндексировать:
Кому положено звание «Ветеран боевых действий»?
Закон №5-ФЗ, изданный в январе 1995 года, устанавливает перечень лиц, которые наделены правом стать обладателем звания «Ветеран военных операций»:
- Граждане, находившиеся на государственной должности в момент прохождения службы в Афганистане в 1980-х годах. При этом они должны полностью отработать установленный период или досрочно откомандироваться на основании какой-либо важной причины.
- Граждане, осуществлявшие обслуживание армейских частей РФ или Союза, которые расположены в пределах иностранной державы. Эта категория людей должна быть ранена, изувечена либо контужена при выполнении воинских обязанностей. Также к данной группе могут относиться люди, которые представлены к награде (медали, ордена РФ, СССР за участие в военных операциях).
- Лица, состоящие в лётном составе вооружённых сил, совершавших полёты по маршруту из СССР в Афганистан и в обратном направлении во время проведения боевых операций.
- Служащие армейских автотранспортных батальонов, осуществлявших перевозку грузов по афганской территории во время проведения боевых мероприятий.
- Военнослужащие начальственного и рядового корпуса МВД, лица в отставке и в запасе, принимающие участие в исполнении заданий Правительства по нахождению и ликвидации мин (траление и их уничтожение через подрывание) территорий Союза и соседних стран в 1945-1951 годах.
- Лица, состоящие на военной службе либо находящиеся в запасе, служащие МВД, которые приняли участие в военных действиях в составе боевых подразделений СССР или России.
Статус ветерана военных операций подтверждается специальным удостоверением.
Где оформить документ и куда обращаться за его получением?
Оно выдаётся Министерствами Обороны или МВД на основании заявления гражданина (посмотреть и скачать можно здесь: [Заявление о выдаче удостоверения ветерана боевых действий]) и предоставленного им пакета правоустанавливающей документации. Выбор нужной госструктуры зависит от рода войск, в которых проходил службу ветеран.
К списку боевых операций, за принятие участия в которых полагаются привилегии, относятся военные мероприятия, проходившие на территории таких стран, как:
- Афганистан.
- Таджикистан.
- Северный и Центральный Кавказ (Чечня, Ингушетия, Осетия, Грузия).
- Сирия.
ЕДВ является денежным пособием от государства, которая устанавливается отдельным категориям льготников. В их число включены и ветераны военных действий.
- ЕДВ не назначается автоматически. Для этого нужно собрать требуемый пакет документов и подать его в госорган.
- Сумма ЕДВ будет зависеть от того, использует ли льготник все входящие в ЕДВ услуги в натуральной форме, либо оформил отказ от них и получает денежную доплату.
- ЕДВ увеличивается каждый год исходя из зафиксированного размера инфляции в прошедшем году.
- Данная выплата может быть назначена только со дня обращения с соответствующим заявлением. Но не раньше, чем у льготника возникло право на эту доплату.
Внимание! Если у гражданина имеется несколько возможностей получать ЕДВ (например, он является ветераном БД и у него имеется инвалидность), то он должен сам выбрать, по какой льготе получать выплату. Закон запрещает суммировать одинаковые выплаты.
Смерть единственного кормильца (мужа) может поставить жену в тяжелое моральное и материальное положение. Законодательством предусмотрена возможность улучшения финансового положения за счет пенсионных накоплений супруга. Однако процедура осуществляется при выполнении определенных условий.
Рекомендуем прочесть: Денежные Выплаты За Орден Святого Георгия Рф
Безвестное отсутствие мужа, официально установленное в судебном порядке, приравнивается к его смерти. Если же смерть мужа наступила в результате умышленных действий жены, она утрачивает право на получение выплат по СПК.
Каждый человек, который является участником ликвидационных мероприятий на ЧАЭС, имеет право на получение пенсии по инвалидности. При этом не играет никакой роли, есть ли у претендента трудовой стаж или нет. По желанию чернобыльца ему может назначаться пенсия по старости, вместо положенных выплат по инвалидности.
Стоит отметить, что подавать документы в ПФ чернобылец может через своего официального представителя, предварительно оформив на его имя нотариальную доверенность. Уполномоченному лицу при себе следует иметь идентифицирующий личность документ.
Для проживающих в определенных районах (Крайний Север и др.), на период проживания выплаты увеличиваются в соответствии с районным коэффициентом. При переезде на новое место жительства это повышение не учитывается.
Вопрос: служил срочную 86-87 г., инв 2 гр., связь есть, трудового стажа нет. Лежал в госпитале ВОВ, встретил парня, ему в 50 лет отказали в пенсии по старости, хотя он был 86 г. — сослались на 400 закон. Мой вопрос: имею ли я право на вторую пенсию по старости? Трудового стажа нет. И 2 вопрос: 20 лет писали в справке ВТЭК увечье, потом дали бессрочную, написали заболевание и сказали, что это не противоречит законодательству, хотя пенсия стала меньше. СПб
Рекомендуем прочесть: Льготы По Транспортному Налогу Для Пенсионеров Мвд В Республике Башкортостан
Для чернобыльцев действующим законодательствомПочту России (в почтовом учреждений, удостоверение опекуна года. исходя из этого, размера социальной пенсии. данной категории населения, инвалидом третьей группы. общеустановленного пенсионного возраста Белгородской, Орловской, Калужской, что пенсия будет соответствующим заявлением в этом, назначение второйСледует отметить, что нетрудоспособными возраста выхода на на Чернобыльской АЭС, 166-ФЗ. Необходимым условием предусмотрен досрочный выход отделении по месту и т.д.).Пенсии по государственному обеспечению можно рассчитать размерЕсли пенсия была рассчитана В связи с и наличия необходимого Тульской и некоторых увеличена только с территориальный орган ПФР трудовой пенсии по членами семьи умершего пенсию производится в получают пенсии и для назначения пенсии на пенсию по жительства или наПенсионер данной категории получает можно оформить в пенсий на 2021
занятый уходом за Чернобыльской АЭС. Причем, Федерации» (далее законы- дети до пенсию уменьшается на и другие. В (в том числе. старости 3 человека), до— фиксированная выплатасупруг(а) в возрасте 55 категории населения является на отселение или событий 1986 года у умершего супруга,
Рекомендуем прочесть: Обращение кадырову о помощи в получении медицинского лечения образцы
Вдова инвалида — ликвидатора имеет право на льготы: — на обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой лощадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз. (Пункт 2 Статьи 14) — на оплату в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, — предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы. (Пункт 3 Статьи 14) — преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата независимо от времени работы на данном предприятии, в учреждении, организации и первоочередное трудоустройство при ликвидации или реорганизации предприятия, учреждения, организации; (Пункт 7 Статьи 14) — внеочередное вступление в жилищно-строительные кооперативы, внеочередное обеспечение земельными участками для индивидуального жилищного строительства (при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий), внеочередное вступление в гаражно-строителъные кооперативы, садоводческие товарищества (кооперативы), внеочередное приобретение садовых домиков или материалов для их строительства, внеочередное обслуживание на предприятиях службы быта, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, общественного питания, в учреждениях жилищно-коммунального хозяйства, организациях связи и междугородного транспорта. (Пункт 8 Статьи 14) — на ежемесячную денежную компенсацию им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров в размере (в 2021 году)705,39 руб. (Пункт 13 Статьи 14) — преимущественное обеспечение местами в пансионатах ветеранов или домах-интернатах для престарелых и инвалидов (Пункт 14 Статьи 14) — возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой ежемесячной денежной компенсации. В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число. Выплата ежемесячной денежной компенсации, производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Членам семей или лицам, взявшим на себя организацию похорон, выплачивается пособие на погребение. (Пункт 15 Статьи 14, для членов семей) — Семьям, потерявшим кормильца вследствие Чернобыльской катастрофы, выплачивается единовременная компенсация в размере 23 512,95 рублей (в 2021 году), родителям погибшего — в размере 11 756,5 рублей (в 2021 г.). (Часть 4 Статьи 39) — Право на ежемесячную компенсацию за потерю кормильца — участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС имеют нетрудоспособные члены семьи, бывшие на его иждивении. При этом детям ежемесячная компенсация назначается независимо от того, состояли ли они на иждивении. Компенсация назначается на каждого нетрудоспособного члена семьи независимо от размера пенсии, которая установлена для этих граждан законодательством Российской Федерации, а в случае получения двух пенсий указанная компенсация назначается по выбору к одной из получаемых пенсий (действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года.)
Рекомендуем прочесть: Открыть расчетный счет для физических лиц сбербанк
Пожалуйста положена ли какая-нибудь льгота вдовам ликвидаторов ЧАЭС (досрочный выход на пенсию, оплата коммунальных услуг). А также детям ликвидаторов, рожденным до 1986 года. Положено ли ежемесячное пособие внукам ликвидаторов? Спасибо.
Повышение ЕДВ в 2022 году инвалидам, ветеранам и другим льготникам
Однако, каждый такой случай необходимо рассматривать отдельно. Поэтому, для получения исчерпывающего ответа на Ваш вопрос рекомендую обратиться непосредственно в отдел пенсионного фонда по месту Вашего фактического проживания.С уважением, Виктория Глушко.
Если же участник ликвидации аварии был военным, и причина его смерти связана с заболеванием, полученным при исполнении обязанностей во время ликвидации аварии, то пенсия будет больше. Для получения пенсии в повышенном размере необходимо получить заключение государственного учреждения медико-социальной экспертизы. При наличии такого заключения вдове назначается пенсия по потере кормильца в размере 8 647 руб. 48 коп. Это 200% от социальной пенсии по старости.
Размер ежемесячной выплаты зависит от категории, к которой относится федеральный льготник. Кроме того, сумма определяется с учетом решения конкретного получателя выплаты относительно формы получения набора соцуслуг, финансирование которого происходит за счет ЕДВ.
- Если льготник отказывается от соцпакета, тогда выплачивается полный размер ЕДВ, установленный для конкретной категории получателей.
- Если НСУ частично или полностью предоставляется в натуральной форме, тогда денежный эквивалент оказываемых услуг удерживается из полной суммы ЕДВ.
Размеры ЕДВ, которые будут выплачиваться в 2022 году при условии отказа от НСУ, представлены в таблице. При этом суммы после 1 февраля 2022 указаны с учетом плановой индексации — предварительно на 5,8%.
В Конституционный Суд обратился Алексей Львович, который был призван на специальные военные сборы и в период с 28 августа по 23 октября 1986 года, где исполнял обязанности военной службы, принимал участие в выполнении работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения. В дальнейшем мужчина перенёс лучевую болезнь и другие заболевание, полученные в связи с работой в непосредственной близости с ЧАЭС.
В 2018 году Алексей Львович обратился в Пенсионный Фонд, полагая, что, согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» во взаимосвязи с подпунктом 1 пункта 2 его статьи 15 военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, он имеет полное право на получение двух пенсий: пенсии по инвалидности и страховой пенсии.
Однако в Пенсионном Фонде ему отказали, т. к. формулировка причины инвалидности не указывает на право мужчины получать две пенсии.
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 17 октября 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 февраля 2019 года, отказано в удовлетворении исковых требований Алексея Львовича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга о назначении заявителю второй пенсии как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ставшему инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы.
Суды исходили из того, что согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости предоставляется гражданам, причиной инвалидности которых является военная травма; Алексей Львович же не относится к инвалидам вследствие военной травмы, а потому и не имеет права на получение одновременно двух пенсий.
Инвалиды-чернобыльцы вправе получать две пенсии
Конституционный Суд в определении указывает, что военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы.
Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Именно в силу этого военнообязанные граждане, которые в период прохождения специальных сборов принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в связи с причинением вреда их здоровью стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, получили те же льготы по пенсионному обеспечению, какие были установлены ранее для инвалидов вследствие военной травмы, включая предусмотренное подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности в соответствии с названным Федеральным законом и страховой пенсии по старости на условиях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» (с учетом назначения им страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).
Льготы вдовам погибших чернобыльцев определены статьями 14 и 15 закона № 1244-I. К ним относятся:
- получение жилого помещения от государства (при условии, что семья встала в очередь до 2005 года);
- скидки при оплате счетов за коммунальные услуги и капремонт (до 50%);
- сниженная цена при оплате топлива для обогрева дома, а также транспорта, доставляющего топливо (до 50%);
- возможность устроить детей в школьные и дошкольные организации и в санатории без очереди;
- возможность получать денежную компенсацию на питание детей, посещающих общеобразовательные учебные заведения;
- получение места в пансионате для престарелых без очереди.
Все вышеперечисленные меры господдержки не устанавливаются автоматически. Их необходимо оформлять самостоятельно.
Для того чтобы получить жилье, нужно не просто быть вдовой чернобыльца, но и действительно нуждаться в улучшении условий проживания. Также важным условием является постановка супруга в очередь на получение жилищного сертификата. Правила получения льготного жилья определены Постановлением № 153. Одиноко живущая женщина может претендовать на 33 квадратных метра. На двоих государством положены 42 квадрата жилплощади. Если количество проживающих близких родственников больше, на каждого определяется по 18 квадратных метров. Если в собственности женщины уже есть дом или квартира, она должна отказаться от имеющегося жилья в пользу государства, чтобы получить от него новую жилплощадь. Если же она желает сохранить имеющийся жилой объект, работники местной администрации помогут рассчитать разницу между положенными и имеющимися метрами. Именно эту разницу оплатит государство, если она не менее 18 квадратов.
Чтобы претендовать на госпомощь, женщине нужно подать заявку на замену сертификата в связи со смертью мужа. К заявке прилагается следующие официальные бумаги:
- паспорт;
- ксерокопия сертификата, полученного мужем;
- копия свидетельства о смерти супруга;
- справка о расторжении договора с банком без расходования средств.
Если при этом вдовы проживают на зараженных территориях, работают там либо сами обладают удостоверением чернобыльца, им предоставляются дополнительные льготы, также описанные в вышеупомянутом законодательном акте.
Социальные и финансовые компенсации законом установлены для вдов, при условии, что:
- после смерти мужа жена не оформила повторно брак и не имела других детей;
- находилась на иждивении мужа;
- проживала с участником ликвидационных работ на одной жилплощади;
- ее муж получил лучевую болезнь после катастрофы на АЭС; имел статус инвалида, полученный до 12 февраля 2001 года;
- причины смерти мужа связаны с нахождением в зоне аварии по службе или в связи с работами по устранению ее последствий.
Настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
Предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
Финансирование расходов по оплате услуг на доставку компенсаций и других выплат, предусмотренных настоящим Законом, производится за счет средств федерального бюджета в пределах 1,5 процента выплаченных сумм компенсаций и других выплат без учета налога на добавленную стоимость. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
Размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 19.12.2016 N 444-ФЗ)
Настоящий Закон в части, определяющей условия проживания населения на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, основывается на следующих положениях:
1. Основным показателем для принятия решения о необходимости проведения защитных мероприятий, а также возмещения вреда является уровень дозы облучения населения, вызванного радиоактивностью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
2. Является допустимым и не требующим каких-либо вмешательств дополнительное превышение (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующее в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, не превышающую 1 мЗв (0.1 бэр).
3. Защитные мероприятия (контрмеры) проводятся при дополнительном превышении (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующем в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, превышающую 1 мЗв (0.1 бэр) в год.
Комплекс защитных мероприятий должен быть направлен на постоянное снижение дозовой нагрузки (в том числе за счет уменьшения загрязнения продуктов питания) при одновременном ослаблении ограничений привычного образа жизни. Оптимизация достижения этих целей осуществляется с учетом условий непревышения средней эффективной эквивалентной дозы облучения населения 5 мЗв (0,5 бэр) в 1991 году и максимально возможного, оправданного экономическими и социальными факторами снижения этой дозы до 1 мЗв (0,1 бэр) в год. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)
4. Необходимо завершение обязательного отселения граждан из населенных пунктов, указанных в Единой государственной программе по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на 1993 — 1995 годы и на период до 2000 года.
5. Гражданин, проживающий на загрязненной радионуклидами территории за пределами зоны отчуждения и зоны отселения, из которых население подлежит обязательному отселению в соответствии со статьей 9 настоящего Закона, имеет право на основании предоставляемой ему объективной информации о радиационной обстановке, дозах облучения и возможных их последствиях для здоровья самостоятельно принимать решение о дальнейшем проживании на данной территории или переселении на другое место жительства. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)
Действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:
из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)
на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр);
на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км.
Указанные территории подразделяются на следующие зоны:
зона отчуждения;
зона отселения;
зона проживания с правом на отселение;
зона проживания с льготным социально — экономическим статусом.
Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)
Плотность радиоактивного загрязнения почв территорий населенных пунктов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС определяется в соответствии с актами, принятыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в области мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды. (в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 509-ФЗ)
Зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 — 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года — зоной отселения) — территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)
В зоне отчуждения на территории Российской Федерации запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование. Перечень видов хозяйственной деятельности, порядок ее организации и природопользования в зоне отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)
Зона отселения — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/кв. км, или стронцием-90 — свыше 3 Ки/кв. км, или плутонием-239, 240 — свыше 0.1 Ки/кв. км.
На территориях зоны отселения, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/кв. км, а также на территориях этой зоны, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5.0 мЗв (0.5 бэр), население подлежит обязательному отселению, переселению людей на указанные территории зоны отселения вплоть до снижения риска радиационного ущерба до установленного приемлемого уровня запрещается. На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства, также имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.
В зоне отселения обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровней облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.
Режим проживания жителей в зоне отселения, порядок хозяйственного использования ее территории устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
руководствуясь статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3, частью первой статьи 21, статьями 36, 47.1, 74, 86, 96, 97 и 99 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»,
рассмотрел в заседании без проведения слушания дело о проверке конституционности положения части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки В.Н. Фоминой. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации оспариваемое заявительницей законоположение.
Заслушав сообщение судьи-докладчика К.В. Арановского, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации установил:
1. Заявительница по настоящему делу гражданка В.Н. Фомина — вдова умершего в 2008 году инвалида вследствие чернобыльской катастрофы оспаривает конституционность положения части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», согласно которому меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12-15 части первой данной статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись такие меры социальной поддержки.
Решением Кораблинского районного суда Рязанской области от 25 декабря 2015 года был установлен юридический факт нахождения В.Н. Фоминой на иждивении умершего супруга, что послужило основанием для назначения ей ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, в размере 4084 руб. 57 коп.; в назначении ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, которую получал при жизни ее супруг, В.Н. Фоминой было отказано.
Оставляя без удовлетворения требования В.Н. Фоминой о назначении ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, Железнодорожный районный суд города Рязани в решении от 11 апреля 2016 года исходил из того, что в силу части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» указанная выплата устанавливается членам семьи умершего инвалида-чернобыльца лишь в том случае, если они имели право на нее при жизни умершего, и что пункт 1 Правил предоставления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 907), не относит вдов инвалидов-чернобыльцев к лицам, имеющим право на данную компенсацию. Решение суда первой инстанции оставлено без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 15 июня 2016 года. Определением от 22 июля 2016 года судья Рязанского областного суда отказал В.Н. Фоминой в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Нарушение оспариваемым законоположением своих прав гражданка В.Н. Фомина усматривает в том, что оно позволяет правоприменительным органам отказывать в назначении членам семьи умершего инвалида-чернобыльца ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров ввиду отсутствия у них при жизни умершего права на эту выплату, что, как полагает заявительница, противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 2, 7, 10, 15 (части 1 и 2), 17 (части 1 и 2), 18, 19 (часть 2), 39 (части 1 и 2), 42, 45, 53 и 55.
Таким образом, с учетом предписаний статей 36, 74, 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», часть четвертая статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» является предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу постольку, поскольку на ее основании решается вопрос об установлении членам семей умерших инвалидов-чернобыльцев, находившимся на их иждивении, ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.
2. Конституция Российской Федерации закрепляет в качестве основополагающей обязанности государства признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина (статья 2) и провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, устанавливаются гарантии социальной защиты (статья 7), включая социальное обеспечение в случае потери кормильца (статья 39, часть 1).
Гражданам РФ присваивают статус «чернобылец» в зависимости от самого факта проживания в определенной чернобыльской зоне и иных важных факторов. В ст. 7 ФЗ № 1244-1 от 15 мая 1991 г. установлены 4 категории подобного места:
- Зона отчуждения. Это район г. Чернобыль расположен рядом с 4 чернобыльскими реакторами. На такой территории не живут и не работают;
- Зона отселения — часть территории РФ за пределами зоны отчуждения, с которого после возникновения чернобыльской катастрофы уехали многие люди. Граждан, которые проживают в этом месте, также обеспечивают различными льготами;
- Зона с правом на отселение. Это зараженный район, в котором регулярно берут радиационные различные замеры. Гражданам, которые захотели покинуть это место, предоставляют определенные преференции;
- Зона с допустимым радиационным уровнем. Лица, которые до сих пор живут в подобном месте, тоже получают господдержку.
Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
После присвоения статуса «чернобылец» гражданам РФ предоставляют различные льготы. В этой ситуации выдают чернобыльское удостоверение. Этот документ получают следующие лица:
- граждане, которые получили конкретную дозу радиации во время самого взрыва на советской АЭС или после аварии ликвидировали ее последствия;
- лица, которые по состоянию на 26 апреля 1986 г. работали и жили около ЧАЭС и ближайших районах;
- лица, которые из-за радиационного облучения стали инвалидами — получили конкретную группу. К таковым относят военных, врачей, сотрудников МСЧ — ликвидаторов последствий аварии на реакторах ЧАЭС, а также местных жильцов (в том числе и беременных) в зоне отчуждения и др.;
- доноры костного мозга. Срочную пересадку этого органа делали многим пострадавшим от облучения;
- работники, которые были отправлены на место аварии для выполнения различных рабочих обязанностей и др.
Статус «чернобылец» присваивают нижеприведенным основным 4 категориям льготников:
- Первая — подобную категорию присваивают чернобыльцам—ликвидаторам различных последствий аварии на реакторах ЧАЭС, которые стали инвалидами и получили 1, 2 или 3 группу;
- Вторая — в эту льготную категорию включают ликвидаторов чернобыльской катастрофы. Однако, при нахождении гражданина в этом месте с 26 апреля до 1 июля 1986 г. время пребывания на этой территории не учитывают;
- Третья — такую категорию дают ликвидаторам различных последствий аварии на ЧАЭС и гражданам, которые жили в г. Чернобыле и г. Припяти как минимум 1 мес. в период 1988-1990 г. или занимались санобработкой этого места в 1986 г. не менее 2 недель;
- Четвертая — к подобной категории относят тех льготников, которые живут в зоне радиационного контроля и до конца 1992 г. жили в этом месте на протяжении 4 лет и более после ЧП на АЭС.
Добровольно покинувшими чернобыльскую зону отселения считают лиц, которые самостоятельно уехали отсюда. К таковым местам относят территории с повышенной радиацией, при наличии которой жильцов принудительно не выселяют с постоянного места жительства.
Чернобыльцам, выехавшим из чернобыльской зоны отселения, предоставляют такие льготы:
- первоочередная покупка надела под ИЖС;
- внеочередное зачисление детей в местный детский сад;
- первоочередное вступление в ГСК или садоводческое товарищество.
Какие выплаты и льготы положены вдовам чернобыльцев в РФ?
Детям различных категорий ликвидаторов предоставляют такие виды господдержки:
- внеочередное зачисление и поступление в местный ВУЗ;
- при утере кормильца во время возникновения аварии на ЧАЭС инвалидам-иждивенцам ежемесячно выплачивают 20 000 рублей;
- оплата похорон отца или матери-ликвидаторов последствий чернобыльской катастрофы и др.
При оформлении чернобыльских разнообразных льгот и «удостоверения чернобыльца» предоставляют такую документацию:
- Личный паспорт (свидетельство о рождении — при получении удостоверения на 1 или нескольких детей до 14 лет);
- Документ, по которому подтверждают факт того, что заявитель был на месте аварии на ЧАЭС (военный билет с соответствующей записью, официальную справку из УК (ЖЭК), выписку из госархивов или домовой книги и др.);
- Заявление.
Скачать бланк заявления на выдачу удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС
Помимо вышеприведенных льгот, которые устанавливают для чернобыльцев в России, различные преференции положены и участникам ликвидации тяжелых последствий катастрофы на ЧАЭС, которые живут в соседних странах. Таковыми, например, являются следующие государства:
- Украина. Здесь льготы чернобыльцам предоставляют по ФЗ № 796-XII от 28 февраля 1991 г. В этой стране льготников также делят на конкретные категории;
- Республика Беларусь. По закону Республики Беларусь № 9-З от 6 января 2009 г. чернобыльцам оформляют различные льготы.
- ежегодный дополнительный оплачиваемый отдых — 14 суток. Для детей, рожденных до 1.04.1987 г., данный отпускной период тоже предусматривается, но он зависит от точного возраста человека в момент чернобыльской катастрофы и варьируется в пределах 7-14 дней;
- внеочередное предоставление: медлечения, обслуживания в аптеках, нового рабочего места, места в доме престарелых и т.п.;
- 50-процентная скидка на оплачиваемое арендуемое/нанимаемое жилье.
- отселения — от 1 года;
- с правом на отселение — от 3 лет;
- с льготным социально-экономическим статусом — от 4 лет.
Важно! Это было сделано в целях профилактики недобросовестного поведения граждан, которые прописываются на таких территориях непосредственно перед появлением на свет детей, а после назначения выплат покидают эту местность.
А вот ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы в размере 5000 рублей (с учетом индексации на 01.01.2014г. — 15486,48 рублей) в 50% размере вполне может быть назначена Вашей маме, если на дату смерти Вашего отца Ваша мама была нетрудоспособна и находилась у него на иждивении (п.15 ч.1 Закона).
В этой ситуации наиболее пострадавшая сторона, это члены семьи чернобыльцев и в основном вдовы. Против них дружным фронтом выступают законодатели, правоприменители, судебная власть, а также толкователи всех мастей и рангов. При этом приводится аргумент, что чернобыльским законом вдовы, как из рога изобилия засыпаны различными преференциями и льготами, в связи, с чем им и не стоит, и даже стыдно претендовать на такую мелочь, как выплату ежемесячной денежной суммы по потере кормильца, определенную в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Еще Минздравмедпром, в свое время, вопреки официальной точке зрения, вынужден был признать факт высокой смертности участников ликвидации аварии на ЧАЭС. Из Приказа Минздравмедпрома РФ от 19.04.1995 N 103: «…показатель смертности среди «ликвидаторов» в возрасте 35 — 45 лет превышает аналогичный показатель смертности мужчин этого возраста в целом по России»
Если гражданин не имел инвалидности, но его смерть была связана с ликвидацией аварии на ЧАЭС, для вдовы, как правило, ВС РФ применяет норму — часть четвертую статьи 14 закона от 15 мая 1991 года N 1244-1. Возможно применение ч. 2 ст. 2 закона 12.02.2001 N 5-ФЗ, но правоприменители и многие суды (особенно ВС РФ) это не признают. При этом смерть гражданина должна быть связана с работами по ликвидации аварии на ЧАЭС.
На практике возникают трудности с применением ч. 2 ст. 2 закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ. Согласно судебной практике последнего десятилетия, суды в большинстве случаев отказывают в назначении вдовам 50 % от выплат в возмещение вреда здоровью, которые получал инвалид при жизни. Назначают только 50 % от твердой фиксированной суммы в зависимости от группы инвалидности и независимо от размера ВВЗ, которое получал умерший. Незначительное количество положительных решений региональных судов отменяется Верховным судом.
То есть, закладывая дополнительные средства в Федеральном законе «О федеральном бюджете на (все равно, какой год)», необходимо также предусмотреть естественную (хорошо, если только естественную) убыль получателей мер социальной поддержки. Интересно, в какой статье данного закона это может быть отражено.
В Трудовом кодексе Российской Федерации (ТК РФ) закреплены еще такие льготы чернобыльцам в 2021 году в России, как право на обязательное получение работы на новом месте по факту переезда, а также сохранение в течение 4-месячного периода зарплаты и непрерывного трудового стажа.
- улучшение вне очереди условий жилья;
- скидка на квартплату в размере 50 %;
- льгота на оплату коммунуслуг в объеме 50 % от суммы, указанной в квитанциях;
- 50 % скидка на покупку топлива, необходимого для обогрева жилья в холодное время года;
- при сокращении на предприятиях и в учреждениях кадров льготы для чернобыльцев в 2021 году предполагают защиту людей с таким статусом от увольнений;
- право на вступление вне очереди в жилищные кооперативы, садовые, огороднические товарищества, получение мест в гаражных комплексах;
- возможность внеочередного приобретения лекарств в аптеках, обслуживания в поликлиниках;
- право покупать медикаменты по льготным рецептам;
- обеспечение местами в домах для престарелых людей, ветеранов, граждан с инвалидностью без очереди.
Рекомендуем прочесть: Что такое приемные родители
Льготы вдовам погибших чернобыльцев определены статьями 14 и 15 закона № 1244-I. К ним относятся:
- получение жилого помещения от государства (при условии, что семья встала в очередь до 2005 года);
- скидки при оплате счетов за коммунальные услуги и капремонт (до 50%);
- сниженная цена при оплате топлива для обогрева дома, а также транспорта, доставляющего топливо (до 50%);
- возможность устроить детей в школьные и дошкольные организации и в санатории без очереди;
- возможность получать денежную компенсацию на питание детей, посещающих общеобразовательные учебные заведения;
- получение места в пансионате для престарелых без очереди.
Все вышеперечисленные меры господдержки не устанавливаются автоматически. Их необходимо оформлять самостоятельно.
Для того чтобы получить жилье, нужно не просто быть вдовой чернобыльца, но и действительно нуждаться в улучшении условий проживания. Также важным условием является постановка супруга в очередь на получение жилищного сертификата. Правила получения льготного жилья определены Постановлением № 153. Одиноко живущая женщина может претендовать на 33 квадратных метра. На двоих государством положены 42 квадрата жилплощади. Если количество проживающих близких родственников больше, на каждого определяется по 18 квадратных метров. Если в собственности женщины уже есть дом или квартира, она должна отказаться от имеющегося жилья в пользу государства, чтобы получить от него новую жилплощадь. Если же она желает сохранить имеющийся жилой объект, работники местной администрации помогут рассчитать разницу между положенными и имеющимися метрами. Именно эту разницу оплатит государство, если она не менее 18 квадратов.
Чтобы претендовать на госпомощь, женщине нужно подать заявку на замену сертификата в связи со смертью мужа. К заявке прилагается следующие официальные бумаги:
- паспорт;
- ксерокопия сертификата, полученного мужем;
- копия свидетельства о смерти супруга;
- справка о расторжении договора с банком без расходования средств.
Если при этом вдовы проживают на зараженных территориях, работают там либо сами обладают удостоверением чернобыльца, им предоставляются дополнительные льготы, также описанные в вышеупомянутом законодательном акте.
- Компенсация материального ущерба при утрате имущества, которая включает в себя стоимость: • жилых помещений, дач, гаражей и хозяйственных построек, находившихся у граждан в собственности по состоянию на 1 января 1994 года; • домашнего имущества, зараженного радиацией; • сельскохозяйственных животных, подвергшихся облучению; • утраченных садово-ягодных насаждений и иных посевов.
- Пособие в сумме 1302,33 руб., которое выплачивается единовременно на каждого члена семьи, переселившегося на новое место жительства.
- Компенсация расходов на проезд.
- Оплата стоимости услуг по погрузке и разгрузке багажа, которая перечисляется: • нетрудоспособным лицам; • многодетным семьям; • одиноким матерям; • одиноким женщинам.
- Ежемесячная компенсация на оздоровление в сумме 260,48 руб.
Льготы чернобыльцам оформляются согласно принятым в РФ нормативным актам, однако не все пострадавшие от радиации в результате катастрофы знают полный перечень этих льгот и выплат. Чтобы оформить все полагающиеся льготы и получать необходимые выплаты, чернобыльцам и их вдовам рекомендуется более подробно изучить нормы, связанные с их правами. О них пойдет речь ниже.
Пенсионное обеспечение чернобыльцев
Для женщин, являющихся нетрудоспособными, подтвердивших свою родственную связь с умершим от заболевания полученного впоследствии техногенной катастрофы супругом, устанавливается выплата на основе социальных пенсий. Вдовам начисляется 125% от размера соц. пособий.
Как уже было сказано, вдова участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС может рассчитывать на назначение одновременно двух пенсионных выплат – пенсии по потере супруга в результате техногенной катастрофы и страхового пособия по старости.
Женщина, оставшаяся вдовой в результате гибели военного супруга, получившего заболевание впоследствии катастрофы на электростанции, будет получать пенсию в большем размере. Для таких категорий граждан, в случае подтверждения всех документов будет назначена минимальная выплата в сумме 200% от социальной пенсии в 2021 году, то есть 8908 рублей.
Размер пенсии по потере кормильца вдове чернобыльца Суммы, начисляемые родственникам участников ЧАЭС начисляются в соответствии с N 166-ФЗ ст 17 пунктом 3. Для женщин, являющихся нетрудоспособными, подтвердивших свою родственную связь с умершим от заболевания полученного впоследствии техногенной катастрофы супругом, устанавливается выплата на основе социальных пенсий.
- удостоверение ликвидатора последствий аварии;
- бумаги, подтверждающие, что человек работает или живёт в зоне отселения, либо отчуждения;
- медсправки, подтверждающие наличие заболеваний, возникших под действием радиации;
- справка, подтверждающая наличие инвалидности, являющейся результатом лучевой болезни.
Рекомендуем прочесть: Изменения Закона По Ст 228 1 Ч 5 2021 Год
Каждый год (1 апреля) в России производится индексация социальных пенсионных пособий, что позволяет увеличить их соответственно уровню инфляции в стране, наблюдавшемуся в ходе последних 12 месяцев.
пострадавшие при ликвидации аварии от лучевой болезни (пенсия – 250% социальных выплат);
вынужденные продолжать жить и вести трудовую деятельность на зараженных территориях с высоким уровнем радиации (пособие – 20% социальных выплат).
Ранний выход на пенсию граждан Чернобыльской зоны сохраняется и по настоящее время. К тому же существует вероятность ежегодной индексации пенсии гражданам, участвующих в ликвидации аварии на ЧАЭС. Этому послужило повышение пенсионного возраста по всей стране.
Пенсия 2021 Для Ликвидаторовчаэс
Следующая категория вдов – это жены умершего ветерана Отечественной войны. Сразу отметим, что они могут рассчитывать на большинство привилегий, которые были предоставлены их мужу, но с каждым годом их количество, к сожалению, уменьшается. Для более полной информации о наличии других льгот можно обратиться в местные органы управления или социальную службу по месту проживания.
Пенсия по инвалидности назначается гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на ЧАЭС, в случае признания гражданина инвалидом I, II и III группы, независимо от продолжительности трудового стажа. Вместо пенсии по инвалидности указанные граждане могут получать пенсию по старости, а также эти лица могут получать обе пенсии.
- преимущественного права сохранения рабочего места при увольнении служащих в связи с сокращением, получение 3-кратной среднемесячной зарплаты, также на трудоустройство;
- выплаты помощи по временной нетрудоспособности в размере 100% средней заработной платы вне зависимости от страхового стажа;
- 50% скидки по оплате коммунальных услуг;
- внеочередного помещения в учреждения социальной защиты.
Претендовать на льготирование и получение денежных выплат могут женщины, находившиеся в браке с чернобыльцем, после его смерти.
Граждане, подвергшиеся последствиям взрыва на ЧАЭС, защищены государством с социальной и финансовой стороны.
В ФЗ № 1244-1 установлены следующие категории лиц:
- с ограниченными физическими возможностями по причине аварии;
- ликвидаторы взрыва на ЧАЭС;
- военнослужащие и пожарные, которые устраняли последствия трагедии;
- люди, эвакуированные из зоны отчуждения или отселения;
- граждане, являющиеся донорами костного мозга для пострадавших;
- военные и медицинские работники, вывозившие людей, животных, предметы искусства из зараженной зоны;
- дети, рожденные от матерей, проживавших в зоне заражения;
- жители и сотрудники предприятий всех четырех зон вокруг ЧАЭС.
Законодательство РФ устанавливает, что компенсация для умерших супругов по возмещению ущерба от воздействия радиации переходит их женам.
Выплата части пособия, и некоторые социальные льготы разрешены женщинам, которые:
- не заключали брак повторно и не имели больше детей;
- проживали вместе с ликвидатором катастрофы на одной жилплощади в государственном доме или приватизированной квартире;
- находились в браке с мужчиной, страдающим лучевой болезнью после аварии на ЧАЭС;
- были женами лиц, получавших пособие по инвалидности из расчета среднего заработка, фиксированной суммы ВВЗ. Учитывается только статус инвалида, установленный до 12.02.2001 г;
- являются вдовами мужчин, умерших по причинам ликвидации последствий аварии в Чернобыле;
- были нетрудоспособны и находились на иждивении мужа.
В процессе льготирования не учитывается возраст женщины, но принимается во внимание наличие других родственников, т.е. детей.
Статус вдовы предусматривает получение прав супруга на преференции. Перед их оформлением учитывается срок пребывания на территории, подвергшейся радиации.
По уровню воздействия радиации выделяются зоны:
Отчуждения | Эпицентр радиации вокруг атомной станции, местность непригодна для проживания |
Отселения | Территории, с которых люди были эвакуированы в безопасные регионы и могут рассчитывать на социальную государственную поддержку |
С правом на отселение | Граждане отсюда не уезжали, но могут получать компенсации и привилегии при отъезде |
Гражданская | Радиация имеет допустимый уровень, но выходыцы имеют несколько социальных и финансовых льгот |
Исходя из зонирования чернобыльской территории, преференции предоставляются в различном размере.