Фнп правила безопасности химически опасных производственных объектов в 2022 году

Автор: | 12.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Фнп правила безопасности химически опасных производственных объектов в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов»

Новая нормативная база по промышленной безопасности с 2021 года

1. Настоящие Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов» (далее — Правила) устанавливают требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, случаев производственного травматизма на химически опасных производственных объектах (далее — ХОПО), на которых в соответствии с подпунктами «б», «д», «е», «ж» пункта 1 приложения 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3588; 2018, N 31, ст.4860) (далее — Федеральный закон N 116-ФЗ) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества (далее — химически опасные вещества).

2. Правила разработаны с целью выполнения положений пункта 3 статьи 4 Федерального закона N 116-ФЗ в части установления обязательных требований к:

деятельности в области промышленной безопасности, в том числе работникам опасных производственных объектов;

безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, в том числе порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

обоснованию безопасности опасного производственного объекта.

3. Правила предназначены для применения:

а) при разработке технологических процессов, разработке документации, эксплуатации, техническом перевооружении, капитальном ремонте, консервации и ликвидации ХОПО;

б) при изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании, диагностировании и ремонте технических устройств, применяемых на ХОПО;

в) при проведении экспертизы промышленной безопасности: документации на консервацию, ликвидацию ХОПО;

документации на техническое перевооружение ХОПО в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;

технических устройств, зданий и сооружений, деклараций промышленной безопасности, применяемых на ХОПО;

обоснования безопасности ХОПО, а также изменений, вносимых в обоснование безопасности ХОПО.

4. Правила устанавливают требования промышленной безопасности к организациям, осуществляющим свою деятельность в области промышленной безопасности.

5. В целях приведения ХОПО в соответствие с требованиями Правил организация, эксплуатирующая ХОПО, после вступления Правил в силу должна однократно провести комплексное обследование фактического состояния ХОПО, при выявлении отклонений разработать комплекс компенсационных мер по дальнейшей безопасной эксплуатации таких объектов, организовать внесение изменений в проектную документацию, документацию на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию ХОПО или ее разработку вновь.

6. Требования взрывопожаробезопасности для ХОПО применяют в соответствии с федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, устанавливающими общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных производств и объектов.

При производстве сварочных работ и резке металлов должны быть соблюдены требования Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст.3579; 2018, N 53 (часть I), ст.8464) (далее — Федеральный закон N 123-ФЗ), федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, устанавливающих требования к производству сварочных работ, правилам безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ на опасных производственных объектах.

7. Технологические процессы (производственные процессы, при осуществлении которых изменяют химический состав перерабатываемого продукта с целью получения вещества с другими свойствами, процессы хранения и слива-налива химически опасных веществ) следует разрабатывать на основании исходных данных на разработку документации ХОПО с учетом количества химически опасных веществ, предусмотренных пунктом 1 приложения 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ, которые одновременно находятся или могут находиться на ХОПО, в соответствии с таблицами 1 и 2 приложения 2 к Федеральному закону N 116-ФЗ, а также анализа опасностей, возникающих при ведении процесса, условий возникновения и развития возможных аварийных ситуаций.

8. В проектной документации, документации на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию ОПО (далее — проект) каждого технологического процесса ХОПО, включая процессы хранения и слива-налива химически опасных веществ, должны быть определены критические значения параметров или их совокупность для участвующих в процессе химически опасных веществ. Допустимый диапазон изменения параметров устанавливают с учетом характеристик технологического процесса. Технические характеристики системы управления и противоаварийной защиты (ПАЗ) должны соответствовать скорости изменения значений параметров процесса в требуемом диапазоне (класс точности средств измерений, инерционность систем измерения, диапазон измерения).

Регламентированные значения параметров по ведению технологического процесса устанавливают в исходных данных на разработку документации ХОПО и указывают в технологических регламентах как оптимальные нормы ведения технологического режима (далее — регламентированные параметры процесса).

9. Способы и средства, исключающие выход параметров за установленные пределы, устанавливают в исходных данных на разработку документации ХОПО и указывают в технологическом регламенте.

Исходные данные на разработку документации на ХОПО разрабатывают научно-исследовательские организации или организации, специализирующиеся в соответствующей области.

10. Условия химической безопасности проведения отдельного технологического процесса или его стадий обеспечивают:

рациональным подбором взаимодействующих компонентов исходя из условия максимального снижения или исключения образования химически опасных смесей или продуктов;

выбором рациональных режимов дозирования компонентов, предотвращением возможности отклонения их соотношений от регламентированных значений и образования химически опасных концентраций в системе;

введением в технологическую среду исходя из физико-химических условий процесса дополнительных веществ: инертных разбавителей-флегматизаторов, веществ, приводящих к образованию инертных разбавителей или препятствующих образованию химически опасных смесей;

рациональным выбором гидродинамических характеристик процесса (способов и режима перемещения среды и смешения компонентов, напора и скорости потока) и теплообменных характеристик (теплового напора, коэффициента теплопередачи, поверхности теплообмена), а также геометрических параметров аппаратов;

применением компонентов в фазовом состоянии, затрудняющем или исключающем образование химически опасной смеси;

выбором значений параметров состояния технологической среды (состава, давления, температуры), снижающих ее химическую опасность;

надежным энергообеспечением (устанавливают в исходных данных).

11. Химико-технологические системы (совокупность технических устройств и материальных, тепловых, энергетических потоков (связей) между ними, функционирующая как единое целое и предназначенная для переработки исходных веществ в продукты), включая оборудование стадий хранения и слива-налива исходных веществ и продуктов, необходимо оснащать средствами контроля за параметрами, определяющими химическую опасность процесса, с регистрацией показаний и предаварийной (а при необходимости предупредительной) сигнализацией их значений, а также средствами автоматического регулирования и ПАЗ.

Требования к системам контроля, управления, сигнализации и ПАЗ, обеспечивающие безопасность ведения технологических процессов ХОПО, определены главой VI Правил.

Новые правила промышленной безопасности в 2021 году: на что обратить внимание

  • Экспертиза промышленной безопасности технических устройств
  • Экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений
  • Экспертиза промышленной безопасности подъемных сооружений, механизмов и кранов
  • Экспертиза промышленной безопасности газопроводов
  • Экспертиза промышленной безопасности газоиспользующего оборудования и газораспределительных устройств
  • Экспертиза промышленной безопасности котельной
  • Разработка и экспертиза промышленной безопасности проектов технического перевооружения, консервации, ликвидации
  • Техническое диагностирование
  • Техническое освидетельствование сосудов, работающих под избыточным давлением
  • Техническое освидетельствование подъемных сооружений
  • Обследование строительных конструкций зданий и сооружений
  • Неразрушающий контроль

1. Настоящие Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов» (далее — Правила) устанавливают требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, случаев производственного травматизма на химически опасных производственных объектах (далее — ХОПО), на которых в соответствии с подпунктами «б», «д», «е», «ж» пункта 1 приложения 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3588; 2018, № 31, ст. 4860) (далее — Федеральный закон № 116-ФЗ) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества (далее — химически опасные вещества).

2. Правила разработаны с целью выполнения положений пункта 3 статьи 4 Федерального закона № 116-ФЗ в части установления обязательных требований к:

  • деятельности в области промышленной безопасности, в том числе работникам опасных производственных объектов;
  • безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, в том числе порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
  • обоснованию безопасности опасного производственного объекта.

3. Правила предназначены для применения:

а) при разработке технологических процессов, разработке документации, эксплуатации, техническом перевооружении, капитальном ремонте, консервации и ликвидации ХОПО;

б) при изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании, диагностировании и ремонте технических устройств, применяемых на ХОПО;

в) при проведении экспертизы промышленной безопасности: документации на консервацию, ликвидацию ХОПО;

документации на техническое перевооружение ХОПО в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;

технических устройств, зданий и сооружений, деклараций промышленной безопасности, применяемых на ХОПО;

обоснования безопасности ХОПО, а также изменений, вносимых в обоснование безопасности ХОПО.

4. Правила устанавливают требования промышленной безопасности к организациям, осуществляющим свою деятельность в области промышленной безопасности.

5. В целях приведения ХОПО в соответствие с требованиями Правил организация, эксплуатирующая ХОПО, после вступления Правил в силу должна однократно провести комплексное обследование фактического состояния ХОПО, при выявлении отклонений разработать комплекс компенсационных мер по дальнейшей безопасной эксплуатации таких объектов, организовать внесение изменений в проектную документацию, документацию на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию ХОПО или ее разработку вновь.

6. Требования взрывопожаробезопасности для ХОПО применяют в соответствии с федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, устанавливающими общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных производств и объектов.

При производстве сварочных работ и резке металлов должны быть соблюдены требования Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 30, ст.3579; 2018, № 53 (часть I), ст. 8464) (далее — Федеральный закон № 123-ФЗ), федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, устанавливающих требования к производству сварочных работ, правилам безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ на опасных производственных объектах.

7. Технологические процессы (производственные процессы, при осуществлении которых изменяют химический состав перерабатываемого продукта с целью получения вещества с другими свойствами, процессы хранения и слива-налива химически опасных веществ) следует разрабатывать на основании исходных данных на разработку документации ХОПО с учетом количества химически опасных веществ, предусмотренных пунктом 1 приложения 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ, которые одновременно находятся или могут находиться на ХОПО, в соответствии с таблицами 1 и 2 приложения 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ, а также анализа опасностей, возникающих при ведении процесса, условий возникновения и развития возможных аварийных ситуаций.

8. В проектной документации, документации на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию ОПО (далее — проект) каждого технологического процесса ХОПО, включая процессы хранения и слива- налива химически опасных веществ, должны быть определены критические значения параметров или их совокупность для участвующих в процессе химически опасных веществ. Допустимый диапазон изменения параметров устанавливают с учетом характеристик технологического процесса. Технические характеристики системы управления и противоаварийной защиты (ПАЗ) должны соответствовать скорости изменения значений параметров процесса в требуемом диапазоне (класс точности средств измерений, инерционность систем измерения, диапазон измерения).

Регламентированные значения параметров по ведению технологического процесса устанавливают в исходных данных на разработку документации ХОПО и указывают в технологических регламентах как оптимальные нормы ведения технологического режима (далее — регламентированные параметры процесса).

9. Способы и средства, исключающие выход параметров за установленные пределы, устанавливают в исходных данных на разработку документации ХОПО и указывают в технологическом регламенте.

Исходные данные на разработку документации на ХОПО разрабатывают научно-исследовательские организации или организации, специализирующиеся в соответствующей области.

10. Условия химической безопасности проведения отдельного технологического процесса или его стадий обеспечивают:

  • рациональным подбором взаимодействующих компонентов исходя из условия максимального снижения или исключения образования химически опасных смесей или продуктов;
  • выбором рациональных режимов дозирования компонентов, предотвращением возможности отклонения их соотношений от регламентированных значений и образования химически опасных концентраций в системе;
  • введением в технологическую среду исходя из физико-химических условий процесса дополнительных веществ: инертных разбавителей- флегматизаторов, веществ, приводящих к образованию инертных разбавителей или препятствующих образованию химически опасных смесей;
  • рациональным выбором гидродинамических характеристик процесса (способов и режима перемещения среды и смешения компонентов, напора и скорости потока) и теплообменных характеристик (теплового напора, коэффициента теплопередачи, поверхности теплообмена), а также геометрических параметров аппаратов;
  • применением компонентов в фазовом состоянии, затрудняющем или исключающем образование химически опасной смеси;
  • выбором значений параметров состояния технологической среды (состава, давления, температуры), снижающих ее химическую опасность;
  • надежным энергообеспечением (устанавливают в исходных данных).

11. Химико-технологические системы (совокупность технических устройств и материальных, тепловых, энергетических потоков (связей) между ними, функционирующая как единое целое и предназначенная для переработки исходных веществ в продукты), включая оборудование стадий хранения и слива-налива исходных веществ и продуктов, необходимо оснащать средствами контроля за параметрами, определяющими химическую опасность процесса, с регистрацией показаний и предаварийной (а при необходимости предупредительной) сигнализацией их значений, а также средствами автоматического регулирования и ПАЗ.

Требования к системам контроля, управления, сигнализации и ПАЗ, обеспечивающие безопасность ведения технологических процессов ХОПО, определены главой VI Правил.

12. Для химически опасных технологических процессов, включая процессы хранения и слива-налива химически опасных веществ, следует предусматривать системы ПАЗ, предупреждающие возникновение аварии при отклонении от предусмотренных технологическим регламентом предельно допустимых значений параметров процесса во всех режимах работы и обеспечивающие безопасную остановку или перевод процесса в безопасное состояние по заданной программе.

13. Системы ПАЗ включаются в общую автоматизированную систему управления технологическим процессом (далее — АСУТП). Формирование сигналов для ее срабатывания должно базироваться на регламентированных предельно допустимых значениях параметров, определяемых свойствами обращающихся веществ и характерными особенностями технологического процесса.

14. Энергетическая устойчивость химико-технологической системы ХОПО обеспечивается выбором рациональной схемы энергоснабжения, количеством источников электропитания (основных и резервных), их надежностью и должна обеспечивать безаварийный останов технологического процесса ХОПО при возникновении сбоев или аварий в системе энергоснабжения.

Параметры, характеризующие энергоустойчивость технологического процесса, средства и методы обеспечения этой устойчивости определяют при разработке документации на ХОПО и устанавливаются в технологическом регламенте.

Средства обеспечения энергоустойчивости химико-технологической системы должны обеспечить способность функционирования средств ПАЗ в течение времени, достаточного для исключения опасной ситуации.

Нормативные правовые и правовые акты

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В пункте 5 изменилась формулировка пункта: “В целях приведения ХОПО в соответствие с требованиями Правил организация, эксплуатирующая ХОПО, после вступления Правил в силу должна однократно провести комплексное обследование фактического состояния ХОПО”.

II. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

В пункте 6 добавился второй абзац к пункту, в части соблюдения требований ТР о пожарной безопасности и ФНиП по безопасному ведению газоопасных, огневых и ремонтных работ – при производстве сварочных работ и резке металлов.

В пункте 8 изменилась начальная формулировка пункта: “В проектной документации, документации на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию ОПО” каждого технологического процесса ХОПО…

В пункте 25 убрали второй абзац старых ФНиП: “Планы мероприятий разрабатывают в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 г. № 730…”

Пункт 26 – изменен в части аттестации в области промышленной безопасности в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2019 г. № 1365.

Пункт 28 изменен, убрали текст “В целях противодействия угрозам совершения террористических актов…” заменили на “В производствах, имеющих в своем составе ХОПО, в проекте разрабатываются меры по предотвращению проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц”.

(к наименованию раздела добавили слово “требования к”)

В пункте 29 изменен третий абзац пункта: “Внесение изменений в технологическую схему, аппаратурное оформление, в системе контроля, связи, оповещения и ПАЗ осуществляется после внесения изменений в проектную документацию, документацию на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию ХОПО”, убрали текст: “согласованных с разработчиком документации или с организацией, специализирующейся на разработке документации для аналогичных объектов…”.

В пункте 31 – добавили тип технологического регламента: лабораторные (пусковые записки, производственные методики). Второй абзац пункта, а также пункты 33, 34, 35 старых ФНиП убрали.

Пункт 32 дополнен текстом: “Организации при разработке технологических регламентов учитывают особенности и специфику ХОПО, предусмотренные проектной и (или) распорядительной документацией эксплуатирующей организации”.

(добавлен новый раздел)

В пункте 33 раздел содержит требования к разработке технологических регламентов, старые ФНиП “Требования к технологическим регламентам химико-технологических производств”, утратили силу с 01.01.2021 г.

V. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К АППАРАТУРНОМУ ОФОРМЛЕНИЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ

Требования пунктов 125-161 остались практически прежними, немного поменялась интерпретация.

Требования пунктов 162-194 остались прежними. Добавлено требование п. 194. Не допускается применение контрольно-измерительных приборов и средств автоматизации, не аттестованных в установленном порядке, а также с истекшим сроком поверки.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К ЭЛЕКТРООБЕСПЕЧЕНИЮ ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ

Требования пунктов 195-206 остались прежними. Слова “устройство электроустановок” заменены на “энергопринимающие установки”.

Требования пунктов 207-212 остались прежними.

IX. ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМАМ ВОДОПРОВОДА И КАНАЛИЗАЦИИ ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ

Требования пунктов 213-216 остались прежними.

Х. ЗАЩИТА ПЕРСОНАЛА ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ

Требования пунктов 217-222 остались прежними.

Ростехнадзора от 18.02.2020 N 09-00-06/1225

Требования пунктов 223-227 остались прежними.

XII. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОТДЕЛЬНЫМ ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫМ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ОБЪЕКТАМ

Химически опасные производственные объекты, связанные с получением, использованием, переработкой, образованием, хранением, транспортированием, уничтожением неорганических жидких кислот и щелочей

В пункте 233 первый абзац дополнен: “Места установки обосновываются при проектировании”. Второй абзац пункта старых ФНиП “Период срабатывания установленных по проекту запорных и (или) отсекающих устройств с дистанционным управлением должен быть не более 120 с” – удален.

Пункты 136; 137; 142; 145 старых ФНиП – удалены.

В пункте 251 убрали слово “со специальными”.

В пункте 254 второй абзац пункта старых ФНиП удален.

Пункт 258 дополнен словами “предусмотренными проектной и технологической документацией”.

1. Настоящие Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов» (далее — Правила) устанавливают требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, случаев производственного травматизма на химически опасных производственных объектах (ХОПО), на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются токсичные, высокотоксичные, окисляющие и представляющие опасность для окружающей среды химически опасные вещества (далее — химически опасные вещества), указанные в приложении 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

2. Правила разработаны в соответствии с Федеральным законом N 116-ФЗ с целью выполнения положений пункта 3 статьи 4 в части установления обязательных требований к:

  • деятельности в области промышленной безопасности, в том числе работникам опасных производственных объектов;
  • безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, в том числе порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
  • обоснованию безопасности опасного производственного объекта.

3. Правила предназначены для применения:

  • а) при разработке технологических процессов, разработке документации, эксплуатации, техническом перевооружении, капитальном ремонте, консервации и ликвидации ХОПО;
  • б) при изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании, диагностировании и ремонте технических устройств, применяемых на ХОПО;
  • в) при проведении экспертизы промышленной безопасности:
    • документации на консервацию, ликвидацию ХОПО;
    • документации на техническое перевооружение ХОПО в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;
    • технических устройств, зданий и сооружений, деклараций промышленной безопасности, применяемых на ХОПО;
    • обоснования безопасности ХОПО, а также изменений, вносимых в обоснование безопасности ХОПО.

4. Настоящие Правила устанавливают требования промышленной безопасности к организациям, осуществляющим свою деятельность в области промышленной безопасности, к которым относятся эксплуатация, техническое перевооружение (включая приведение действующих ХОПО в соответствие с настоящими Правилами и другими нормативно-правовыми актами), капитальный ремонт, консервация и ликвидация ХОПО.

Приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 № 534 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности».

Согласно пункту 2 приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 № 534 Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности вступают в силу с 1 января 2021 года и действуют до 1 января 2027 года.

  • Все новости
  • Анализ риска, обоснование и декларирование безопасности
  • СМИ Ростехнадзора
  • Новости одной строкой
  • Подготовка, обучение, повышение квалификации
  • Правовой дайджест
  • Мнения специалистов
  • Участие в форумах, конференциях и выставках
  • Обзор публикаций по промышленной безопасности
  • Тематические новости
  • Зарубежный опыт
  • Вопрос-ответ (3)
  • ГО, ЧС и пожарная безопасность (4)
  • Охрана труда (4)
  • Промышленная безопасность (5)
  • Экология (4)

Стандартные предписания ФНП ХОПО с подробной расшифровкой устанавливают:

  • единые условия безопасной реализации химико-технологических операций;
  • принципы безвредного выбора и обслуживания промышленных установок для протекания химических реакций;
  • требования к средствам, контролирующим, регистрирующим и управляющим автоматическими системами, сигнализирующими о сбое в системе, с включением в них ПАЗ;
  • условия эффективного использования надежного электроснабжения на заводе с указанием точных значений параметров;

В правилах безопасности для работников химически опасных производственных объектов в редакции 2018 года предусмотрены практически все требования, обеспечивающие защиту на предприятиях отрасли. Они выработаны на основе ФЗ № 116, регламентирующего производственную безопасность.

Приказ РТН № 559 вносит коррективы в основной документ в плане изменения терминологии: «химико-технологический процесс» заменяется на «технологический». Вносятся поправки в отдельные пункты технической документации с учетом обновлений нормативно-правовой базы. В них уточняется необходимость регулярной комплексной экспертизы ХОПО, а при обнаружении нарушений – разработки компенсационных мер защиты. Вероятность аварийной и взрывоопасной угрозы на заводе должна быть предусмотрена в производственной декларации безопасности, которую следует непременно иметь на объекте.

В ФНП ХОПО с изменениями регламентируются оптимальные критерии первоначальных данных для осуществления технологического режима. Их разработкой занимаются отраслевые научно-исследовательские учреждения. В документе указывают:

  • целесообразный отбор вступающих в реакцию ингредиентов с учетом образования конечных продуктов;
  • подбор подходящего объема и плотности взаимодействующих элементов, чтобы избежать превышения концентрации;
  • соблюдение правильных условий (тепловых, средовых, формы емкости) протекания реакции;
  • уровень безопасного энергообеспечения.

Полезная информация! К работам с вредными веществами и аппаратурой допускаются только специально обученные аттестованные работники.

Для ФНП 559 правилами определяется обязательное использование наряду с автоматическим отслеживанием, регулированием и сигнализацией системы ПАЗ (противоаварийной защиты), отключающей оборудование без риска при образовании предельной величины значений или переводящей его в безопасный режим.

1. Настоящие Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов» (далее — Правила) устанавливают требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, случаев производственного травматизма на химически опасных производственных объектах (ХОПО), на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются токсичные, высокотоксичные и представляющие опасность для окружающей среды химически опасные вещества (далее — химически опасные вещества). 2. Правила разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588; 2000, N 33, ст. 3348; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 52, ст. 5498; 2009, N 1, ст. 17, 21; N 52, ст. 6450; 2010, N 30, ст. 4002; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4590, 4591, 4596; N 49, ст. 7015, 7025; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 9, ст. 874, N 12, ст. 1343) (далее — Федеральный закон N 116-ФЗ) с целью выполнения положений пункта 3 статьи 4 в части установления обязательных требований к: деятельности в области промышленной безопасности, в том числе работникам опасных производственных объектов; безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, в том числе порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; обоснованию безопасности опасного производственного объекта. 3. Правила предназначены для применения: а) при разработке химико-технологических процессов, разработке документации, эксплуатации, техническом перевооружении, капитальном ремонте, консервации и ликвидации ХОПО; б) при изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании, диагностировании и ремонте технических устройств, применяемых на ХОПО; в) при проведении экспертизы промышленной безопасности: документации на консервацию, ликвидацию ХОПО; документации на техническое перевооружение ХОПО в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; технических устройств, зданий и сооружений, деклараций промышленной безопасности, применяемых на ХОПО; обоснования безопасности ХОПО, а также изменений, вносимых в обоснование безопасности ХОПО.

340. Системы отопления и вентиляции по назначению, устройству, техническим характеристикам, исполнению, обслуживанию и условиям эксплуатации должны соответствовать требованиям технических регламентов, нормативных правовых актов и настоящих Правил. 341. Устройство систем вентиляции, в том числе аварийной, кратность воздухообмена должны определяться необходимостью обеспечения надежного и эффективного воздухообмена. Для помещений ХОПО оценка возможности использования всех видов вентиляции при аварийных, залповых максимально возможных выбросах токсичных продуктов из технологического оборудования в помещение должна быть осуществлена при разработке документации на ХОПО и отражена в эксплуатационной документации. 342. Порядок эксплуатации, обслуживания, ремонта, наладки и проведения инструментальной проверки на эффективность работы систем вентиляции должен быть определен инструкцией по эксплуатации промышленной вентиляции и соответствовать требованиям Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 1, ст. 5; 2013, N 27, ст. 3477). 343. Воздухозабор для приточных систем вентиляции необходимо предусматривать из мест, исключающих попадание в систему вентиляции химически опасных паров и газов при всех режимах работы производства. 344. Системы аварийной вентиляции должны быть оснащены средствами их автоматического включения при срабатывании установленных в помещении газоанализаторов при превышении ПДК вредных веществ. Местные вентиляционные системы, удаляющие вещества I и II классов опасности, должны быть сблокированы с пусковым устройством технологического оборудования и включаться одновременно с включением оборудования и выключаться после выключения оборудования. 345. В помещениях управления и производственных помещениях должна быть предусмотрена сигнализация о неисправной работе вентиляционных систем.

346. Разработка документации и эксплуатация систем водопровода и канализации ХОПО следует выполнять в соответствии с требованиями технических регламентов, законодательства о градостроительной деятельности и настоящих Правил. Состав сбрасываемых с общезаводских очистных сооружений стоков устанавливают в технологических регламентах на производство продукции. 347. ХОПО должны иметь локальные очистные сооружения, необходимость которых обосновывают в документации на ХОПО. 348. Водоснабжение ХОПО в каждом конкретном случае следует осуществлять с учетом особенностей технологического процесса и исключения аварий и выбросов химически опасных (токсичных) веществ. 349. Системы оборотного водоснабжения ХОПО должны оснащаться средствами контроля и сигнализации за наличием химически опасных веществ в водооборотной системе на выходе из технологических аппаратов (на коллекторе). При этом должны быть приняты меры, исключающие попадание этих веществ в водооборотную систему.

  • Раздел Экология
    • Раздел 71 ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
      • Раздел 71.020 Производство в химической промышленности

А также в:

  • Раздел Ценообразование
    • Раздел Раздел I. Технологический, строительный, энергетический надзор и охрана окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия
      • Раздел IV. Нормативные правовые акты и нормативы
        • Раздел 2. Промышленная безопасность
          • Раздел 2.7. Химические, нефтехимические, нефтегазоперерабатывающие и другие взрывопожароопасные и вредные производства и объекты

А также в:

  • Раздел Строительство
    • Раздел Нормативные документы
      • Раздел Нормативные документы органов надзора
        • Раздел Нормативные документы Госгортехнадзора

1. Настоящие Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов» (далее — Правила) устанавливают требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, случаев производственного травматизма на химически опасных производственных объектах (ХОПО), на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются токсичные, высокотоксичные и представляющие опасность для окружающей среды химически опасные вещества (далее — химически опасные вещества).

С 2021 года отменяются почти все ФНП по промышленной безопасности

Наша программа обучения по курсу Б.1 предназначена для подготовки специалистов, которые проходят аттестацию на предприятиях или в ТАК Ростехнадзора.

По желанию заявителя, мы организуем очное тестирование соискателей в РТН.

Вы можете самостоятельно подавать заявку на аттестацию в Ростехнадзор, но привлечение учебного центра как представителя ваших интересов гарантирует, что вы не получите отказ из-за ошибок в документах или отсутствия какого-либо из них в комплекте.

Заполните заявку на сайте и укажите желательный формат обучения. Слушатели могут осваивать программу очно-заочно, дистанционно или с выездом преподавателей на предприятие. Продолжительность учебного курса Б.1 составляет 16 часов. Программа включает теоретическую подготовку, самостоятельное изучение нормативных документов, практическую подготовку к тестированию по билетам Ростехнадзора и экзамен.

Слушатель, успешно освоивший курс, получает удостоверение о повышении квалификации сроком действия пять лет.

Этот документ понадобится для допуска к работе и к аттестации в ТАК Ростехнадзора. Соискатель должен пройти очную проверку знаний в РТН. При получении положительной оценки, сведения о нем вносятся в Реестр аттестованных лиц Ростехнадзора, а организация — заявитель получает электронную выписку из протокола ТАК, подтверждающую прохождение аттестации.

Вы направляете нам:

  • подписанный с вашей стороны договор об обучении;

  • платежный документ;

  • паспорт РФ соискателя или заменяющий его документ;

  • копии документов об образовании соискателя;

  • должностную инструкцию или приказ о назначении работника;

  • доверенность на представление интересов в Ростехнадзоре, если желаете организовать аттестацию через учебный центр.

Б.1.1. Химически опасные производственные объекты (ХОПО)

Б.1.2. ОПО нефтегазоперерабатывающих и нефтехимических производств

Б.1.3. ОПО объектов сжиженного природного газа

Б.1.4. Хлорные объекты

Б.1.5. Производства минеральных удобрений

Б.1.6. Аммиачные холодильные установки

Б.1.7. ОПО объектов складов нефти и нефтепродуктов

Б.1.8. Проектирование ХОПО

Б.1.9. Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация ХОПО

Б.1.10. Проектирование, строительство, реконструкция, техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация ОПО нефтегазоперерабатывающих и нефтехимических производств

Б.1.11. Безопасное ведение газоопасных, огневых и ремонтных работ.

Б.1.12. Эксплуатация компрессорных установок с поршневыми компрессорами, работающими на взрывоопасных и вредных газах

Б.1.13. Эксплуатация стационарных компрессорных установок, воздухопроводов и газопроводов

Б.1.14. Производство водорода методом электролиза воды

Б.1.15. Эксплуатация ОПО с технологическими процессами нитрования

Б.1.16. ОПО маслоэкстракционных производств и производств гидрогенизации жиров

Б.1.17. Производство и потребление продуктов разделения воздуха

Б.1.18. Эксплуатация ОПО производства шин, резинотехнических и латексных изделий

Аттестация в областях Б.1.1 — Б.1.18 включает проверку знаний документов:

  • ФНП «Правила безопасности химически опасных производственных объектов» — приказ Ростехнадзора от 07.12.2020 г. № 500

  • ФНП «Требования к производству сварочных работ на опасных производственных объектах» — приказ Ростехнадзора от 11.12.2020 г. № 519, действует до 01.09.2022 г.

  • ФНП «Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ» — приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 г. № 528

  • ФНП «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств» — приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 г. № 533.

В таблице приведено описание сфер деятельности, которые регулируются ФНП. Если ваша организация имеет отношение к проектированию, строительству, эксплуатации, техперевооружению и реконструкции, ремонту и сервисному обслуживанию, производству АСУ и технических устройств, указанных ниже ОПО, она должна выполнять требования Закона № 116-ФЗ. То есть работники должны проходить повышение квалификации в учебных центрах и проверку знаний.

Профессиональная подготовка и аттестация работников — не прихоть законодателя, чтобы усложнить работу бизнеса и собрать больше штрафов. Аварии из-за действий необученного персонала на химически опасных и взрывоопасных объектах приводят к массовым отравлениям, пожарам, гибели людей и крупному ущербу для экологии.

Область действия приказа РТН № 500

Приказ № 500 не распространяется на:

Химически опасные производственные объекты (ХОПО) — объекты, где получаются, образуются, используются, перерабатываются, хранятся, транспортируются, уничтожаются:

— окисляющие вещества,

— токсичные и высокотоксичные вещества,

— вещества, опасные для окружающей среды.

Определения и перечень опасных химических соединений указаны в пп. б), д), е), ж) п. 1 Приложения 1 к Закону № 116-ФЗ «О промышленной безопасности…».

Область действия приказа РТН № 528

Приказ № 528 не распространяется на проведение работ:

ОПО, где получаются, образуются, используются, перерабатываются, хранятся, транспортируются, уничтожаются:

— воспламеняющиеся газы,

— окисляющие вещества,

— горючие жидкости и газы,

— взрывчатые вещества,

— токсичные и высокотоксичные вещества,

— вещества, опасные для окружающей среды.

Определения и перечень опасных химических соединений указаны в п. 1 Приложения 1 к Закону № 116-ФЗ «О промышленной безопасности…».

— СМР на площадках, защищенных ограждениями из огнестойких материалов высотой не менее 2,2 м и там, где поступление вредных газов исключено,

— на объектах электро- и теплоэнергетики,

— на ОПО горнорудной и металлургической промышленности,

— на объектах газораспределения и газопотребления, попадающих под действие приказа РТН № 531,

— на объектах со сжиженными углеродными газами,

— на стационарных АГЗС, АГНКС, КриоАЗС ГМ,

— на линейных объектах нефтяной и газовой промышленности.

Область действия приказа РТН № 533

Приказ № 533 не распространяется на:

1. ОПО химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, где получаются, образуются, используются, перерабатываются, хранятся, транспортируются, уничтожаются:

— воспламеняющиеся газы,

— окисляющие вещества,

— горючие жидкости и газы,

— взрывчатые вещества,

— токсичные и высокотоксичные вещества,

— вещества, опасные для окружающей среды.

Определения и перечень опасных химических соединений указаны в п. 1 Приложения 1 к Закону № 116-ФЗ «О промышленной безопасности…».

Правила безопасности химически опасных производственных объектов

Если отсутствие документов об обучении и аттестации по промышленной безопасности будет выявлено при надзорной проверке, организация понесет административную ответственность по ст. 9.1 КоАП РФ: штраф для ИП и ЮЛ до 1 млн. руб. или приостановка деятельности до 90 дней.

Авария на ОПО из-за действий необученных сотрудников, с пострадавшими и/или крупным ущербом, влечет санкции для эксплуатирующей организации по ст. 217 УК РФ и ст. 17.1 Закона № 116-ФЗ:

  • уголовное наказание;

  • выплаты семье погибшего при аварии — 2 млн. руб.;

  • выплаты пострадавшим — до 2 млн. руб.

Оцените размер ответственности за нарушение требований промышленной безопасности и не экономьте на подготовке персонала. Обучайте сотрудников вовремя и допускайте их к работе только после проверки знаний.

Опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых:

1) Получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ количествах опасные вещества следующих видов:

  1. воспламеняющиеся вещества – газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися, и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 ºС или ниже;
  2. окисляющие вещества – вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;
  3. горючие вещества – жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;
  4. взрывчатые вещества – вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;
  5. токсичные вещества – вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:
  • средняя смертельная доза при введении в желудок от 15 до 200 мг на кг включительно;
  • средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50 до 400 мг на кг включительно;
  • средняя смертельная концентрация в воздухе от 0,5 до 2 мг на л включительно;

е) высокотоксичные вещества – вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:

  • средняя смертельная доза при введении в желудок не более 15 мг на кг;
  • средняя смертельная доза при нанесении на кожу не более 50 мг на кг;
  • средняя смертельная концентрация в воздухе не более 0,5 мг на л;

ж) вещества, представляющие опасность для окружающей среды, – вещества, характеризующиеся в водной среде следующими показателями острой токсичности:

  • средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение 96 ч не более 10 мг на л;
  • средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в течение 48 ч, не более 10 мг на л;
  • средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 ч не более 10 мг на л.

2) Используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 МПа:

  1. пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);
  2. воды при температуре нагрева более 115 ºС;
  3. иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 МПа.

3) Используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры.

4) Получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 кг и более.

5) Ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.

6) Осуществляется хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществляется хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию.

К опасным производственным объектам не относятся:

  • объекты электросетевого хозяйства;
  • сети газораспределения и сети газопотребления, работающие под давлением природного газа или сжиженного углеводородного газа до 0,005 МПа включительно.

Понимание категорий ОПО лежит в основе их классификации. Согласно законодательству в области промышленной безопасности, все эксплуатирующиеся ОПО подлежат обязательной классификации, которая представлена далее.

ОПО подлежат регистрации в государственном реестре в соответствии с постановлением правительства РФ № 1371 (далее – Правила регистрации ОПО).

Правила регистрации ОПО устанавливают порядок регистрации ОПО в государственном реестре ОПО и порядок ведения государственного реестра.

Регистрацию объектов в государственном реестре ОПО осуществляют Ростехнадзор и некоторые органы исполнительной власти на подведомственных объектах:

  • Министерство обороны РФ,
  • Федеральная служба исполнения наказаний,
  • Федеральная служба безопасности РФ
  • и др.

Для регистрации объектов в государственном реестре ОПО организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие эти ОПО, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке сведения, характеризующие каждый объект (далее – сведения об ОПО).

Организации, эксплуатирующей ОПО, выдается свидетельство установленного образца о регистрации этих объектов в государственном реестре.

Эксплуатирующая ОПО организация обязана подать заявление об исключении ОПО из государственного реестра ОПО в случаях:

  • ликвидации объекта или вывода его из эксплуатации;
  • утраты объектом признаков опасности, указанных выше;
  • предусмотренного нормативными правовыми актами РФ изменения критериев отнесения объектов к категории ОПО или требований к идентификации ОПО.

Заявление со сведениями об ОПО подается организацией на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью.

Ведение государственного реестра осуществляют Ростехнадзор, а также федеральные органы исполнительной власти и Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом».

Федеральным законом № 184-ФЗ (п. 3 прил. 1) установлены обязательные требования к техническим устройствам (далее ТУ), применяемым на ОПО, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям.

Если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия ТУ, применяемого на ОПО, обязательным требованиям к такому ТУ, оно подлежит ЭПБ:

  • до начала применения на ОПО;
  • по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого ТУ, установленных его производителем;
  • при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого ТУ, если фактический срок его службы превышает 20 лет;
  • после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов ТУ либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на ОПО, в результате которых было повреждено ТУ.

(Наименование в редакции, введенной в действие с 10 апреля 2018 года приказом Ростехнадзора от 18 сентября 2017 года N 365.

340. Системы отопления и вентиляции по назначению, устройству, техническим характеристикам, исполнению, обслуживанию и условиям эксплуатации должны соответствовать требованиям технических регламентов, нормативных правовых актов и настоящих Правил.

341. Устройство систем вентиляции, в том числе аварийной, кратность воздухообмена должны определяться необходимостью обеспечения надежного и эффективного воздухообмена.

Для помещений ХОПО оценка возможности использования всех видов вентиляции при аварийных, залповых максимально возможных выбросах токсичных продуктов из технологического оборудования в помещение должна быть осуществлена при разработке документации на ХОПО и отражена в эксплуатационной документации.

342. Порядок эксплуатации, обслуживания, ремонта, наладки и проведения инструментальной проверки на эффективность работы систем вентиляции должен быть определен инструкцией по эксплуатации промышленной вентиляции и соответствовать требованиям Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 1, ст.5; 2013, N 27, ст.3477).

343. Воздухозабор для приточных систем вентиляции необходимо предусматривать из мест, исключающих попадание в систему вентиляции химически опасных паров и газов при всех режимах работы производства.

344. Системы аварийной вентиляции должны быть оснащены средствами их автоматического включения при срабатывании установленных в помещении газоанализаторов при превышении ПДК химически опасных веществ.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 апреля 2018 года приказом Ростехнадзора от 18 сентября 2017 года N 365.


Местные вентиляционные системы, удаляющие химически опасных веществ, должны быть сблокированы с пусковым устройством технологического оборудования и включаться одновременно с включением оборудования и выключаться после выключения оборудования.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 апреля 2018 года приказом Ростехнадзора от 18 сентября 2017 года N 365.

345. В помещениях управления и производственных помещениях должна быть предусмотрена сигнализация о неисправной работе вентиляционных систем.

  • 06.11.2020

    Как-то подзабыли опыт предыдущей отмены СНиПов и др.нормативных правил с заменой их Техническими Регламентами , отменили Инспекцию Госгортехнадзора в шахтах, в результате котавасия в работе , взрывы в шахтах и до конца регламенты так и не довели. Регулярные всплески борьбы с советским прошлым под патронажем высшего руководства страны.

    Анатолий

      1. Приказ Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружения».

      2. Приказ Ростехнадзора от 03.12.2020 № 486 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при производстве, хранении, транспортировании и применении хлора».

      3. Приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением».

      4. Приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 № 530 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива».

      5. Приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 № 531 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления».

      6. Приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 № 532 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы».

      7. Приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 № 533 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств».

      8. Приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 № 534 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности».

      9. Приказ Ростехнадзора от 03.09.2020 № 331 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья».

      10. Приказ Ростехнадзора от 20.10.2020 № 420 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности».

      11. Приказ Ростехнадзора от 26.11.2020 № 458 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Основные требования безопасности для объектов производств боеприпасов и спецхимии».

      12. Приказ Ростехнадзора от 27.11.2020 № 469 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Инструкция по предупреждению экзогенной и эндогенной пожароопасности на объектах ведения горных работ угольной промышленности».

      13. Приказ Ростехнадзора от 13.11.2020 № 438 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Инструкция по безопасной перевозке людей ленточными конвейерами в подземных выработках угольных (сланцевых) шахт».

        51. Работа автозаправочной станции при пожаре, грозовых явлениях, аварийных ситуациях, отключении от сетей водоснабжения, электроснабжения, в том числе резервных и аварийных источников, не допускается.

        52. Эксплуатация отдельных элементов автозаправочных станций при срабатывании автоматики безопасности не допускается до устранения причин ее срабатывания.

        53. Запорную арматуру на газопроводах следует открывать и закрывать медленно во избежание гидравлического удара.

        54. При разъединении фланцев в первую очередь должны быть освобождены нижние болты.

        55. Перед установкой заглушек составляется схема их установки, которая утверждается лицом, ответственным за подготовку технических устройств к ремонту.

        56. Газопроводы и арматуру должен ежесменно осматривать дежурный персонал в целях выявления и устранения утечек газа.

        Используемые приборы должны быть во взрывозащищенном исполнении, соответствующем категории и группе взрывоопасной смеси.

        57. При проведении технического обслуживания газопроводов и арматуры должны быть выполнены следующие работы:

        наружный осмотр газопроводов для выявления неплотностей в сварных стыках, фланцевых и резьбовых соединениях, сальниковых уплотнениях и определения состояния теплоизоляции и окраски;

        осмотр и ремонт арматуры, очистка арматуры и приводного устройства от загрязнения, наледи;

        проверка состояния опор трубопроводов, колодцев, а также пожарных гидрантов.

        58. Техническое обслуживание газопроводов и арматуры проводится в следующие сроки:

        проверка на герметичность при рабочем давлении резьбовых и фланцевых соединений газопроводов и арматуры, сальниковых уплотнений, находящихся в помещении — ежемесячно;

        проверка загазованности колодцев подземных коммуникаций в пределах территории автозаправочных станций — по графику, утвержденному техническим руководителем автозаправочных станций.

        Результаты проверок отражаются в эксплуатационном журнале.

        59. При техническом обслуживании арматуры следует определять наличие утечек газа, герметичность фланцевых соединений, целостность маховиков и надежность крепления.

        60. Кроме перечисленных в пункте 57 настоящих Правил работ следует проверять исправность действия привода к запорной арматуре (при наличии), наличие знаков и указателей направления открытия арматуры.

        61. Неисправная и негерметичная арматура подлежит замене.

        62. Действие и исправность предохранительных пружинных клапанов, установленных на газопроводах, резервуарах, должны проверяться не реже одного раза в месяц путем кратковременного их открытия (подрыва) или в соответствии с эксплуатационной документацией изготовителей, если подрыв клапана не предусмотрен.

        63. Давление настройки ПСК не должно превышать более чем на 15 % рабочее давление в резервуарах и газопроводах.

        64. Не допускается эксплуатация технических устройств при неисправных и неотрегулированных ПСК.

        65. Проверка параметров настройки клапанов, их регулировка должна проводиться на стенде или на месте их установки с помощью специального приспособления. Периодичность проверки:

        для ПСК резервуаров — не реже одного раза в 6 месяцев;

        для остальных сбросных клапанов — при проведении текущего ремонта, но не реже одного раза в 12 месяцев.

        Клапаны после испытания пломбируются, результаты проверки отражаются в эксплуатационном журнале.

        66. Вместо клапана, снимаемого для ремонта или проверки, должен быть установлен исправный клапан.

        67. Срок проведения текущего ремонта газопроводов определяется по результатам осмотра. В перечень работ по текущему ремонту газопроводов входят:

        устранение дефектов, выявленных при техническом обслуживании;

        устранение провеса надземных газопроводов, восстановление или замена креплений надземных газопроводов;

        окраска надземных газопроводов;

        ремонт запорной арматуры;

        проверка герметичности резьбовых и фланцевых соединений.

        68. Текущий ремонт запорной арматуры проводится не реже одного раза в 12 месяцев и включает следующее:

        очистка арматуры от грязи и ржавчины;

        окраска арматуры;

        устранение неисправностей приводного устройства арматуры;

        проверка герметичности сварных, резьбовых и фланцевых соединений, сальниковых уплотнений пенообразующим раствором или приборным методом;

        смена износившихся и поврежденных болтов и прокладок.

        Результаты проверки и ремонта арматуры заносятся в эксплуатационный журнал.

        Список грузоподъемных средств, которые нужно использовать в соответствие с ФНП по ПС, приведены в п. 3 настоящего документа, представленного в новой редакции. Таким образом, в список того, на какие ПС распространяются требования ФНП, входят:

        • краны-экскаваторы;
        • краны-манипуляторы;
        • краны-трубоукладчики;
        • тельферы (тали электроприводные);
        • подъемники (вышки);
        • кабины и люльки, подвешиваемые на краны с целью перемещения рабочих;
        • грузозахваты сменного типа, применяемые вместе с ПС;
        • рельсы для передвижения подъемных средств;
        • краны-штабелеры мостовые;
        • электроприводные тележки, применяемые для перевозки грузов по рельсовым путям над землей;
        • все типы грузоподъемных кранов;
        • строительные подъемники;
        • тара, используемая для перевозки грузов, кроме той, что применяют в портах и в металлургической промышленности.
        • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

        • Бюджетный кодекс РФ

        • Водный кодекс Российской Федерации РФ

        • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

        • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

        • ГК РФ

        • Гражданский кодекс часть 1

        • Гражданский кодекс часть 2

        • Гражданский кодекс часть 3

        • Гражданский кодекс часть 4

        • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

        • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

        • Земельный кодекс РФ

        • Кодекс административного судопроизводства РФ

        • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

        • Кодекс об административных правонарушениях РФ

        • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

        • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

        • НК РФ

        • Налоговый кодекс часть 1

        • Налоговый кодекс часть 2

        • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

        • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

        • Трудовой кодекс РФ

        • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

        • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

        • Уголовный кодекс РФ

        • ФЗ об исполнительном производстве

        • Закон о коллекторах

        • Закон о национальной гвардии

        • О правилах дорожного движения

        • О защите конкуренции

        • О лицензировании

        • О прокуратуре

        • Об ООО

        • О несостоятельности (банкротстве)

        • О персональных данных

        • О контрактной системе

        • О воинской обязанности и военной службе

        • О банках и банковской деятельности

        • О государственном оборонном заказе

        • Закон о полиции

        • Закон о страховых пенсиях

        • Закон о пожарной безопасности

        • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

        • Закон об образовании в Российской Федерации

        • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

        • Закон о защите прав потребителей

        • Закон о противодействии коррупции

        • Закон о рекламе

        • Закон об охране окружающей среды

        • Закон о бухгалтерском учете

          • Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 30.12.2020)

            «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)

          • Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 30.12.2020)

            «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)

          • Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 30.12.2020)

            «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)

          • Распоряжение Президента РФ от 27.01.2021 N 27-рп

            «О подписании Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о порядке исчисления выслуги лет для назначения ежемесячной надбавки за выслугу лет военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и для установления размера ежемесячной надбавки за выслугу лет при исчислении пенсии лицам, уволенным с военной службы»

          • Распоряжение Президента РФ от 26.01.2021 N 26-рп

            «О назначении официального представителя Президента Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации вопроса о ратификации Соглашения о продлении Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений»

          • Указ Президента РФ от 25.01.2021 N 46

            «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 23 декабря 2019 г. N 615 «О соотношении специальных званий сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции, классных чинов прокурорских работников»

          • Распоряжение Правительства РФ от 26.01.2021 N 140-р

            «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 16.03.2020 N 635-р»

          • Распоряжение Правительства РФ от 25.01.2021 N 136-р

            «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 16.03.2020 N 635-р»

          • Распоряжение Правительства РФ от 16.03.2020 N 635-р (ред. от 25.01.2021)

            «О временном ограничении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства и временном приостановлении оформления и выдачи виз и приглашений»

          • Ростехнадзор: С 1 января начался период подачи отчётов по производственному контролю на ОПО
          • Новые вопросы по аттестации экспертов в области промышленной безопасности
          • Новые Перечни областей аккредитации испытательных лабораторий (лабораторий разрушающих и других видов испытаний)
          • Участникам Системы неразрушающего контроля (НК)
          • С 1 января 2021г. выдача лицензии в бумажном виде отменяется.
          • Минстрой России: Требования для организаций, осуществляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту лифтов
          • Письмо НАКС об обязательных требованиях к производству сварочных работ на опасных производственных объектах
          • Закон о проверки готовности организаций к выполнению сварочных работ на ОПО. Проект.
          • Ростехнадзор разъясняет: продление действия протоколов об аттестации по промышленной безопасности, безопасности в сфере электроэнергетики.
          • Методические указания по техническому освидетельствованию оборудования подстанций, линий электропередачи

          Главные изменения в промышленной безопасности в 2020 году, которых с нетерпением ожидали как руководители предприятий, так и сотрудники контролирующих органов, были связаны с планами по пересмотру основного нормативного документа, который регулирует деятельность компаний относительно промбезопасности. Речь идет о федеральном законе от 21.07.1997 N 116-ФЗ.

          В начале года Ростехнадзор подготовил обстоятельный проект обновленной редакции этого закона. Он предполагал существенные изменения законодательства в области промышленной безопасности, включая:

          • обновление нормативной базы;
          • введение классификации технических, производственных устройств;
          • сужение сферы промышленной безопасности за счет исключения из ее состава непрофильных блоков, включая нормативный срок эксплуатации зданий, конструкций и другие вопросы;
          • внедрение оптимизированного алгоритма проведения плановых проверок с учетом принципов риск-ориентированного подхода и введения системы аудита промышленной безопасности;
          • внедрение системы дистанционного мониторинга работы производственных объектов;
          • дополнительные требования к безопасности выполнения отдельных видов работ и операций.

          Разработанный ведомством законопроект согласно установленному порядку был размещен на Федеральном портале проектов нормативных документов для прохождения обязательной процедуры многоступенчатого рассмотрения.

          Впрочем, проект регуляторной гильотины оказал свое воздействие не только на упомянутый законопроект. Он также повлек за собой серьезные изменения в экспертизе промышленной безопасности. Сейчас Ростехнадзор уже разработал новый порядок проведения этой процедуры, которые учитывают обязательные требования к нормативным документам. Он получит статус федеральных норм и правил, то есть будет обязателен к исполнению любыми субъектами Федерации. Сейчас документ уже размещен на портале проектов и успешно прошел процесс общественного обсуждения и антикоррупционной экспертизы.

          Кроме этого, по ходу реализации проекта по сокращению объема регулирующей и нормативной документации изменения в промышленной безопасности в 2021 году коснутся еще многих правовых актов Ростехнадзора. Всего предполагается, что свое действие прекратят около 180 разных постановлений и приказов. Это произойдет с 1 января 2021 года.

          Изменения в сфере промышленной безопасности, связанные с коронавирусом Вторым важнейшим фактором, который повлиял на ситуацию в российской экономике, включая сферу промбезопасности, стало распространение коронавирусной инфекции. Вспомним, что в первой половине года на большинстве предприятий был объявлен карантинный период, в рамках которого функционировать продолжала лишь небольшая часть наиболее важных производств. В мае 2020 года карантин был отменен, однако деятельность компаний была возобновлена с серьезными ограничениями, направленными на то, чтобы препятствовать распространению COVID-19.

          Эти ограничения были направлены в первую очередь на то, чтобы минимизировать взаимодействие людей друг с другом. Они коснулись и деятельности государственных органов – контролирующей, лицензионной и прочей. При этих обстоятельствах Правительство решило снизить административное давление на бизнес и производство и приняло ряд решений, направленных на упрощение работы предприятий в таких условиях.

          Для этого было принято особое постановление от 1 октября 2020 года № 1580, которое внесло корректировки в ранее опубликованное постановление от 3 апреля 2020 г. № 440.В результате этого решения начали действовать следующие нормы:

          • продлен срок, в течение которого предприятиям, осуществляющим эксплуатацию взрывоопасных и химически опасных производств, разрешается не переоформлять лицензию, если у них изменился адрес выполнения работ. Указанный срок пролонгирован до 1 января 2022 года. Впрочем, если руководство компании все же намеревается переоформить лицензию по этому основанию, оно может это сделать;
          • произошли изменения в аттестации в области промышленной безопасности, а также безопасности эксплуатации гидротехнических объектов и объектов электроэнергетики. Срок действия уже выданных свидетельств продляется до 1 июля 2021 года вне зависимости от даты, обозначенной документом. При этом предприятиям разрешается организовывать аттестацию и раньше;
          • срок действия удостоверений по охране труда также продлевается до 1 июля 2021 года с аналогичным порядком проведения подготовки и проверки знаний работников до указанного срока. Таким же образом останутся действительными свидетельства о прохождении обучения по безопасному выполнению работ на объектах электроэнергетики и теплоснабжения граждан и организаций.

          1. Настоящие Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (далее — ФНП), разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588; 2000, N 33, ст. 3348; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 52, ст. 5498; 2009, N 1, ст. 17, ст. 21; N 52, ст. 6450; 2010, N 30, ст. 4002; N 31, ст. 4196; 2011, N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; N 49, ст. 7015, ст. 7025; 2012; N 26, ст. 3446; 2013, N 9, ст. 874; N 27, ст. 3478) (далее — Федеральный закон N 116-ФЗ); Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2006, N 5, ст. 544; N 23, ст. 2527; N 52, ст. 5587; 2008, N 22, ст. 2581; N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; N 49, ст. 5976; 2010, N 9, ст. 960, N 26, ст. 3350; N 38, ст. 4835; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935: N 41, ст. 5750; N 50, ст. 7385; 2012; N 29, ст. 4123; N 42, ст. 5726; 2013, N 12, ст. 1343; N 45, ст. 5822; 2014, N 2, ст. 108). 2. Настоящие ФНП направлены на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, производственного травматизма на объектах при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля (МПа): а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии); б) воды при температуре более 115 градусов Цельсия (°С); в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 МПа. 3. Настоящие ФНП предназначены для применения при разработке технологических процессов, техническом перевооружении опасного производственного объекта (далее — ОПО), а также при размещении, монтаже, ремонте, реконструкции (модернизации), наладке и эксплуатации, техническом освидетельствовании, техническом диагностировании и экспертизе промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением (далее — оборудование под давлением), отвечающих одному или нескольким признакам, указанным в подпунктах «а», «б» и «в» пункта 2 настоящих ФНП: а) паровых котлов, в том числе котлов-бойлеров, а также автономных пароперегревателей и экономайзеров; б) водогрейных и пароводогрейных котлов; в) энерготехнологических котлов: паровых и водогрейных, в том числе содорегенерационных котлов; г) котлов-утилизаторов (паровых и водогрейных); д) котлов передвижных и транспортабельных установок; е) котлов паровых и жидкостных, работающих с высокотемпературными органическими и неорганическими теплоносителями; ж) электрокотлов; з) трубопроводов пара и горячей воды; и) трубопроводов технологических для транспортирования газообразных, парообразных и жидких сред; к) сосудов, работающих под избыточным давлением пара, газов, жидкостей; л) баллонов, предназначенных для сжатых, сжиженных и растворенных под давлением газов; м) цистерн и бочек для сжатых и сжиженных газов; н) цистерн и сосудов для сжатых, сжиженных газов, жидкостей и сыпучих тел, в которых избыточное давление создается периодически для их опорожнения; о) барокамер.

          • ФНП: правила промышленной безопасности опасных производственных объектов
          • Сферы применения ФНП

          Правила промышленной безопасности ФНП играют важнейшую роль в организации работы предприятия промышленного профиля. Они утверждают порядок обеспечения безопасности в ходе осуществления технологических процессов, а также правила выполнения действий в случае аварийной ситуации. Их соблюдение является обязательным для всех типов компаний вне зависимости от сферы их деятельности, размера или организационной формы. Такая документация разрабатывается и утверждается Ростехнадзором посредством принятия специального приказа. На сегодняшний день действующими являются несколько десятков ФНП в разных областях промышленного производства.

          Действие ФНП по промышленной безопасности опасных производственных объектов охватывает следующие основные сферы производства:

          • угольная промышленность;
          • производства, использующие в своей деятельности специальные механизмы, включая грузоподъемную технику, оборудование, работающее под высоким давлением, и проч.;
          • предприятия нефтегазового профиля;
          • металлургические предприятия;
          • предприятия, выпускающие коксохимическую продукцию;
          • прочие сферы промпроизводства.

          В дополнение к нормам и правилам Ростехнадзор может разрабатывать другие нормативные документы, повышающие эффективность внедрения безопасных методов работ. Этот могут быть руководства по безопасности, методические рекомендации, разъяснения по вопросам применения действующего законодательства и проч.

          • при разработке химико-технологических процессов, разработке документации, эксплуатации, техническом перевооружении, капитальном ремонте, консервации и ликвидации ХОПО;
          • при изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании, диагностировании и ремонте технических устройств, применяемых на ХОПО;

          при проведении экспертизы промышленной безопасности:

          • документации на консервацию, ликвидацию ХОПО;
          • документации на техническое перевооружение ХОПО в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;
          • технических устройств, зданий и сооружений, деклараций промышленной безопасности, применяемых на ХОПО;
          • обоснования безопасности ХОПО, а также изменений, вносимых в обоснование безопасности ХОПО.


          Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.