Налог на имущество организаций в 2022 движимое имущество

Автор: | 23.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на имущество организаций в 2022 движимое имущество». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

С 1 января 2023 г. предприятия будут считать и платить налог по недвижимости с кадастровой стоимостью без сдачи налоговых деклараций. То есть за 2021 г. отчитываемся еще по-старому, а вот за 2022 год по «кадастру» сведения в отчет уже не включаем. Если вся недвижимость облагается только по кадастровой стоимости, налогоплательщик вообще не сдает декларацию.

В отношении недвижимости, налоговой базой которой является ее среднегодовая стоимость, обязанность организаций по представлению налоговых деклараций сохраняется. Такие декларации по-прежнему представляются не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом

Причем в такую декларацию, аналогично 2021 г., включаются сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, которые учтены на балансе организации в виде объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухучета (Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ).

Налоговые инспекции параллельно с компаниями будут исчислять налог с «кадастровой» недвижимости и направлять им сообщения с информацией о платеже. Аналогично тому, как это сейчас происходит по транспортному и земельному налогам. Порядок пропишут в новом пункте 6 статьи 386 НК РФ.

В сообщениях налогоплательщики увидят информацию по таким пунктам:

  • объект налогообложения,

  • облагаемая база,

  • налоговый период,

  • ставка и сумма налога.

Налоговая все нужные данные будет получать из ЕГРН, а также от Росреестра.

Если предприятие не согласно с данными из сообщения, в течение 10 дней с момента его получения можно представить возражения с подтверждающими документами. Такой срок прописан в НК. Правда, он не является пресекательным, то есть позже тоже можно защищать свою позицию – налоговая рассмотрит все возражения. На это указала ФНС, консультируя по транспортному и земельному налогам, в письме от 14.08.2019 № АС-4-21/16118. Повторимся, порядок взаимодействия с налоговой по всем «имущественным» налогам будем схож.

Чтобы при исчислении сумм налоговая учла льготы, плательщик подает заявление в любую налоговую (экстерриториально). В заявлении организация указывает объекты налогообложения, льготы со ссылками на конкретный нормативно-правовой акт и документы, подтверждающие право на льготу. Срок подачи заявления не ограничен – заявить о льготе можно в любое удобное время.

Налог на имущество организаций. Три свежих изменения

С 1 января 2022 г. заработают единые сроки уплаты налога на имущество и авансов по нему.

Налог будем платить не позднее 1 марта по итогам отчетного года. Авансовый платеж – не позднее последнего числа месяца по итогам отчетного периода (п. 1 ст. 383 НК РФ в новой редакции).

Таким образом, региональные власти больше не будут устанавливать сроки уплаты налогов в своих законах. А вот какие категории плательщиков вносят авансы, а какие –нет, по-прежнему определяют регионы (п. 6 ст. 382 НК РФ).

С 2022 г. в статье 382 НК появится новый пункт 4.1. Пропишут, что организации не платят налог с 1 числа месяца гибели или уничтожения имущества. Для этого нужно подать в налоговую заявление о гибели/уничтожении объекта. Форму заявления, порядок его заполнения и формат представления ФНС утвердила приказом от 16.07.2021 № ЕД-7-21/668.

Налоговая рассмотрит заявление в порядке, который предусмотрен сейчас для транспортного налога, в течение 30 дней со дня обращения (п. 3.1 ст. 362 НК). Результат – плательщик получит от ИФНС уведомление о прекращении исчисления налога.

  • Вводится заявительный порядок предоставления льгот по транспортному и земельному налогам для организаций (Подробнее…)
  • Реализуется возможность провести сверку с налоговым органом с учетом всех объектов, находящихся на учёте (Подробнее…)
  • Одна налоговая декларация по налогу на имущество организаций — по всем объектам в одну Инспекцию (Подробнее…)
  • Отменяются декларации по транспортному и земельному налогам для организаций (Подробнее…)
  • Устанавливаются единые сроки уплаты транспортного и земельного налогов для организаций — не позднее 1 марта (Подробнее…)
  • Вводится обязанность представлять сообщения о наличии у организации транспортных средств и (или) земельных участков, признаваемых объектами налогообложения (Подробнее…)

Новый порядок налогообложения имущества организаций

  • Вводится заявительный порядок предоставления налоговых льгот по налогу на имущество для российских организаций в отношении объектов, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (Подробнее…)
  • Реализуется возможность сверки с налоговым органом сведений об объектах налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (Подробнее…)
  • Устанавливаются единые сроки уплаты всех имущественных налогов организаций (Подробнее…)
  • Отменяются декларации по налогу на имущество для российских организаций в отношении объектов, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (Подробнее…)
  • По всем имущественным налогам для российских организаций отменена налоговая отчётность, за исключением объектов, налоговая база по которым определяется исходя из среднегодовой стоимости (Подробнее…)

Законом от 02.07.2021 г. № 305-ФЗ отменена необходимость некоторых компаний сдавать в ИФНС отчетность по налогу на имущество. К таким субъектам относятся организации, имеющих в собственности недвижимость, облагаемую по кадастровой стоимости.

С 2022 года компании не будут включать в декларацию информацию о недвижимости, налоговая база по которой устанавливается как ее кадастровая стоимость (п. 6 ст. 386 НК).

Если у субъекта в прошедшем налоговом периоде были только эти объекты недвижимого имущества, то декларацию вообще сдавать не нужно будет. Это правило будет применяться к отчетности за 2022 год, а за 2021 год декларацию по недвижимости, облагаемой налогом на основании кадастровой стоимости, сдать придется.

Что касается недвижимости, налогооблагаемая база по которой определяется на основании среднегодовой стоимости, то обязанность компаний предоставлять налоговые декларации сохраняется. Отчетность также нужно будет сдавать не позже 30 марта года, идущего за прошедшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 НК).

При этом такая декларация, как и в 2021 году, должна включать информацию о среднегодовой стоимость объектов движимого имущества, которые учтены на балансе хозяйствующего субъекта как объекты ОС в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (Закон от 23.11.2020 г. № 374-ФЗ).

С 2022 года компании в отношении недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости, будут сами считать и платить налог на имущество без подачи деклараций. ИФНС будут направлять им сообщения об исчисленных суммах налога. Порядок направления этих сообщений и ответа на них такой же, как по транспортному и земельному налогам (абз. 3 п. 6 ст. 386 НК).

Сообщения передаются налоговиками в компании после окончания налогового периода и срока уплаты налога на имущество. Передача документа производится следующим образом:

  • в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика;
  • по Почте России заказным письмом;
  • лично руководителю или представителю компании под подпись о получении.

В сообщении обозначается объект налогообложения, налогооблагаемая база, налоговый период, ставка налога и величина рассчитанного налога. Информацию для исчисления ИФНС самостоятельно получает из ЕГРН и госорганов, регистрирующих права на недвижимость.

При получении этого сообщения из ИФНС компания при несогласии с расчетом налога может подать налоговикам возражения и документы, подтверждающие правильность расчета налога. Это можно сделать в течение 10-ти дней с момента получения данного сообщения.

Заявить о налоговых льготах можно будет в любую ИФНС по выбору самой компании. Но данный момент касается только тех объектов недвижимого имущества, налогооблагаемая база по которым устанавливается как кадастровая стоимость (п. 8 ст. 382 НК).

В заявлении на льготы нужно указать объекты налогообложения и информацию о самих льготах с отсылкой на соответствующие нормы законодательства и сведения о документах, подтверждающих право на льготы.

Срок направления заявлений на льготы не ограничивается. Их можно подавать в любое удобное для компании время. В то же время непредставление заявления не лишает ее права на льготу. Если у ИФНС будет информация о том, что организация вправе получить льготу, то налог на имущество будет рассчитываться с учетом ее применения.

Налог на имущество организаций с 2022 года: новые сроки и порядок уплаты

Отдельными поправками определится порядок прекращения налогообложения в отношении уничтоженного недвижимого имущества. В ст. 382 НК добавят новый п. 4.1, по которому организации не смогут уплачивать налог на имущество, прекратившее свое существование, уже с 1-го числа месяца его гибели или уничтожения.

Чтобы прекратить платить налог по этому имуществу, организация должна будет подать в налоговую инспекцию заявление о его гибели или уничтожении. Правила его заполнения и формат подачи в электронном виде будут позже разработаны на основании приказа ФНС.

Это заявление можно будет подать в любую ИФНС по выбору компании вне зависимости от места ее регистрации и нахождения имущества, подлежащего налогообложению.

Вместе с заявлением субъект сможет подать и документы, которые подтвердят факт гибели или уничтожения объекта налогообложения. Непредставление этой документации не лишит организацию права освободиться от налогообложения объекта с 1-го числа месяца его утраты.

В таком случае налоговики при получении заявления от компании сами будут направлять в уполномоченные госорганы запрос о представлении информации, подтверждающей факт гибели или уничтожения имущества.

Рассматривать заявление налоговики будут в порядке как и при транспортном налоге в течение 30-ти дней с момента его получения. После этого ИФНС направит в компанию уведомление о прекращении расчета налога на имущество (п. 3.1 ст. 362 НК).

Сервисы, помогающие в работе бухгалтера, вы можете приобрести здесь.

Хотите установить, настроить, доработать или обновить «1С»? Оставьте заявку!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

1. Единый срок платежа. Для всей страны установят единые сроки уплаты налога на имущество организаций и авансовых платежей по нему:

  • налог — не позднее 1 марта следующего года;
  • авансовые платежи — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом.

1. Льготы. Организации смогут получить льготу, даже если не подали соответствующее заявление в ИФНС. Как и в случае с налогом на имущество, инспекторы должны будут дать льготу на основании имеющихся у них сведений. В том числе и «задним числом». Эта поправка будет применяться к налогу и авансовым платежам за 2021 год.

2. Налог с весельных лодок и маломощных моторок. Устранили неясность по налогу с весельных лодок и моторных лодок с двигателем мощностью не свыше пяти лошадиных сил, которые были зарегистрированы в ГИМС по старым правилам. Отныне в НК РФ прямо говорится: зарегистрированные весельные и моторные лодки объектом обложения не признаются. Причем поправка действует с налогового периода 2020 года, так что уплаченный налог по таким объектам можно будет вернуть или зачесть.

3. Налог с водных и воздушных транспортных средств, находящихся в общей собственности. Если собственность долевая, налог предписывается платить пропорционально долям. А если совместная (к примеру, супружеская), то сумма налога делится между собственниками в равных долях. Эти поправки начнут применяться с января 2022 года.

1. Льготы. Как и по другим налогам, льготы могут применять на основании данных ИФНС без заявления от организации. Эти изменения уже вступили в силу и дают возможность получить льготы «задним числом», а значит, применимы и к текущим налоговым платежам.

2. Земельные участки, приобретенные организациями для жилищного строительства. Напомним, что по таким участкам налог уплачивается с повышающим коэффициентом — 2 или 4 в зависимости от срока строительства. Из формулировки в НК РФ не было понятно, с какого момента вести отсчет «срока строительства», из-за этого постоянно возникали судебные разбирательства. Теперь в НК РФ прямо указали: при применении повышающих коэффициентов все сроки считаются с даты государственной регистрации прав на земельные участки. Новый порядок расчета применяется, начиная с налога за 2022 год.

А.Е. Крайнев, налоговый юрист

Имущественные налоги — 2022: отмена деклараций и другие послабления

Начиная с 2022 года организации в отношении недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости, станут самостоятельно рассчитывать и уплачивать налог без представления налоговых деклараций. В свою очередь налоговые органы будут направлять в адрес организаций сообщения об исчисленных суммах налога. Порядок направления таких сообщений и реагирования на них – тот же, что и для транспортного и земельного налогов (абз. 3 п. 6 ст. 386 НК РФ).

Сообщения направляются по окончании налогового периода и после истечения установленного срока уплаты налога одним из следующих способов:

  • в электронном виде по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России;
  • по почте заказным письмом;
  • непосредственно руководителю или представителю организации лично под расписку.

В сообщениях указывается объект налогообложения, облагаемая база, налоговый период, ставка налога и сама сумма исчисленного налога. Всю необходимую для расчета налогов информацию налоговики самостоятельно получат из ЕГРН и от органов, осуществляющих регистрацию прав на недвижимость.

В настоящее время налог и авансовые платежи по нему уплачиваются согласно порядку и срокам, которые установлены законами субъектов РФ. Соответственно, сроки уплаты могут в значительной степени различаться в зависимости от региона.

С 1 января 2022 года на территории РФ вводятся единые сроки уплаты налога на имущество организаций и авансовых платежей по данному налогу.

Согласно новой редакции п. 1 ст. 383 НК РФ, налог подлежит уплате в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. В свою очередь авансовые платежи по налогу необходимо будет уплачивать не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Одновременно региональные власти утрачивают право на определение соответствующих сроков в своих законах. Вместе с тем они все же могут повлиять на сроки уплаты в части авансовых платежей по налогу.

Так, законодательные органы регионов по-прежнему смогут предусматривать для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода (п. 6 ст. 382 НК РФ).

Отдельно поправки устанавливают порядок прекращения налогообложения уничтоженного недвижимого имущества. В этих целях 382 НК РФ дополняется новым пунктом 4.1. По новым правилам компании смогут не платить налог на прекратившую свое существование недвижимость уже с 1 числа месяца ее гибели или уничтожения.

Для прекращения налогообложения уничтоженного имущества компания должна представить в ИФНС письменное заявление о гибели/уничтожении объекта недвижимого имущества. Форма заявления о гибели/уничтожении имущества, порядок ее заполнения и формат представления такого заявления в электронной форме будут позже утверждены в соответствии с приказом ФНС России.

Данное заявление можно представить в любой налоговый орган по выбору организации независимо от места ее регистрации и нахождения налогооблагаемого имущества.

С указанным заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения. При этом непредставление таких документов не лишает компанию права на освобождение от налогообложения имущества с 1 числа месяца его уничтожения.

В этих случаях ИФНС, получив от компании заявление, самостоятельно направит в уполномоченные органы запрос о представлении сведений, подтверждающих факт гибели или уничтожения объекта налогообложения.

Рассмотрение заявления о гибели или уничтожении недвижимости производится в порядке, аналогичном тому, который установлен и для транспортного налога. Заявление рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. После этого ИФНС направит организации уведомление о прекращении исчисления налога (п. 3.1 ст. 362 НК РФ).

\n\n

\n\t \n\t\t \n\t\t\t

\n\t\t\t

\n\t\t\t

\n\t\t

\n\t\t

\n\t\t\t
\n\t\t\t

Суть поправки

\n\t\t\t

\n\t\t\t

Соответствующая норма Кодекса

\n\t\t\t

\n\t\t\t

Дата вступления в силу

\n\t\t\t

\n\t\t\t

Установлено, что, если организация не подаст заявление о льготе по транспортному или земельному налогу, льготу все равно предоставят на основании данных, которыми располагает ИФНС (раньше это правило действовало только для налогоплательщиков-физлиц).

Суть поправки

Соответствующая норма Кодекса

Дата вступления в силу

Установлено, что, если организация не подаст заявление о льготе по транспортному или земельному налогу, льготу все равно предоставят на основании данных, которыми располагает ИФНС (раньше это правило действовало только для налогоплательщиков-физлиц).

Какие изменения по «имущественным» налогам ожидают бухгалтеров

В письме от 21.05.2021 № БС-4-21/7027 «О критериях разграничения видов имущества (движимое или недвижимое) в целях применения гл. 30 НК РФ» ФНС России фактически согласилась с Верховным Судом: разделять движимое и недвижимое имущество при расчете налога на имущество организаций нужно по ОКОФ.

Согласно позиции ВС РФ 2021 года, поддержанной налоговиками, связь с землей и госрегистрация в ЕГРН не могут быть безусловными критериями отнесения объекта к недвижимости. Нужно исходить из правил бухучета: если имущество по ОКОФ — оборудование, а не здание или сооружение, то оно движимое.


ФНС приводит позицию ВС о незаконности доначисления налога на имущество организаций и штрафа в отношении установки для производства СO2, линии по производству и розливу безалкогольных напитков, системы обратного осмоса.

До 2019 г. не признавалось объектом налогообложения движимое имущество, принятое на учет с 2013 г. в качестве основных средств.

Сам по себе факт монтажа оборудования в зданиях и помещениях (цехах), предназначенных для обеспечения производственной деятельности, не может служить основанием для отказа в применении освобождения.

Отражение затрат на приобретение имущества на счетах бухучета, предназначенных для учета оборудования к установке и вложений во внеоборотные активы, вместо счета учета основных средств не лишает права на применение льготы.

В числе существенных нововведений – отмена налоговых деклараций по земельному налогу и изменение сроков его уплаты.

1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

Статья 398 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по земельному налогу. Соответственно, декларации за 2020 г. представлять не потребуется. С 1 января 2021 г. налоговые органы будут принимать декларации, в том числе уточненные, только за налоговые периоды, предшествующие 2020 г., а также уточненные декларации, если первоначально налоговые декларации были представлены в этом году в случае реорганизации организации1.

С нового года налоговые органы будут направлять организациям-налогоплательщикам сообщения об исчисленных суммах земельного налога. В случае неполучения такого сообщения налогоплательщик будет обязан передать в налоговый орган информацию о наличии каждого из принадлежащих ему земельных участков до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).

2. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

  • Изменены сроки уплаты земельного налога. Законодательные органы муниципальных образований больше не будут устанавливать эти сроки (п. 2 ст. 387 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по земельному налогу нужно будет уплачивать не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 397 НК РФ).
  • Изменен порядок рассмотрения уведомления о выбранном для получения налогового вычета земельном участке (п. 6.1 ст. 391 НК РФ). Теперь такое уведомление рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления этого срока еще на 30 дней).
  • Внесены изменения в п. 1.1 ст. 391 НК РФ относительно учета сведений об изменяемой кадастровой стоимости участков. Изменение кадастровой стоимости, произошедшее в течение налогового периода, более не будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах, за исключением случаев, при которых учет подобных изменений будет предусмотрен п. 1.1 ст. 391 НК РФ и законодательством РФ.
  • В случае когда кадастровая стоимость земельного участка будет изменена вследствие установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 1.1 ст. 391 НК РФ).

Из важного – отменены налоговые декларации по транспортному налогу и изменены сроки его уплаты. Также предусмотрены особенности прекращения уплаты налога в связи с уничтожением транспортного средства.

1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

  • Статья 363.1 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по транспортному налогу. Налог они будут уплачивать на основании собственных расчетов.
  • Налоговые органы начнут направлять налогоплательщикам-организациям сообщения об исчисленных суммах налога. В случае несогласия с расчетом налога налогоплательщик вправе в течение 10 дней со дня получения сообщения представить в налоговый орган пояснения или документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога. Срок рассмотрения таких пояснений составляет 1 месяц (с правом его продления еще на 1 месяц). По его истечении налогоплательщику направляется уточненное сообщение об исчисленной сумме налога (в течение 10 дней после составления такого сообщения) либо требование об уплате налога, если по результатам рассмотрения пояснений выявлена недоимка (п. 4–6 ст. 363 НК РФ).

2. Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ.

Законодательные органы субъектов РФ больше не станут определять сроки уплаты транспортного налога (абз. 2 ст. 356 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по транспортному налогу нужно будет вносить не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).

3. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

В случае уничтожения транспортного средства исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца, в котором ТС было утрачено. Только для этого налогоплательщику нужно будет подать соответствующее заявление. К нему можно приложить документы, подтверждающие факт уничтожения ТС. Заявление должно быть рассмотрено в течение 30 дней. Затем налогоплательщику будет направлено уведомление о прекращении исчисления налога или сообщение об отсутствии основания для этого.

Законодатель обновил условия налогообложения при изменении кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода и уточнил особенности заполнения налоговой декларации.

1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

  • Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах только в случае, если это будет прямо предусмотрено п. 15 ст. 378.2 НК РФ и законодательством РФ, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки.
  • Если кадастровая стоимость объекта налогообложения будет изменена по причине установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 15 ст. 378.2 НК РФ).
  • В налоговой декларации должны быть отражены сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 386 НК РФ).
  • Согласно п. 1.1 ст. 386 НК РФ налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта РФ, вправе представлять налоговую декларацию в отношении таких объектов в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ. Это уведомление подлежит рассмотрению в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления данного срока еще на 30 дней). При наличии оснований, препятствующих применению предусмотренного п. 1.1 ст. 386 НК РФ порядка представления налоговой декларации, налоговый орган должен будет сообщить об этом налогоплательщику.

На фоне нововведений, коснувшихся земельного и транспортного налогов, изменения в части налога на имущество организаций выглядят скромно. В то же время тенденции в судебной практике показывают, что именно этот налог чаще становится причиной споров.

Подавляющее большинство споров по налогу на имущество организаций по-прежнему сконцентрировано вокруг утративших силу еще 1 января 2019 г. положений п. 25 ст. 381 НК РФ. Они предусматривали освобождение от налога для движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве объектов основных средств. После упразднения этой нормы движимое имущество и вовсе было исключено из перечня облагаемых налогом объектов, однако это не поспособствовало решению вопроса о том, как отграничить для целей налогообложения движимое имущество от недвижимого.

Теоретически серьезных проблем при таком разграничении возникать не должно. Разумному налогоплательщику следовало бы напрямую обратиться к ст. 130 ГК РФ, руководствуясь положениями п. 1 ст. 11 НК РФ о том, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства, используемые в НК РФ, должны применяться в том значении, в каком они используются в этих отраслях. В ст. 130 ГК РФ установлено следующее: к недвижимым вещам относится все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, «вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств… либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей»2. Учитывая это, можно заключить, что при квалификации вещи в качестве движимой или недвижимой ключевыми будут следующие факторы: 1) недвижимая вещь имеет прочную связь с землей; 2) наличие у недвижимой вещи прочной связи с землей исключает возможность ее перемещения без причинения несоразмерного ущерба ее назначению. В остальных случаях (за исключением тех, когда вещь в силу прямого указания закона является недвижимой) вещь является движимой.

Налогоплательщикам остается посоветовать лишь одно: внимательно отнеситесь ко всем объектам организации, принятым на учет в качестве движимого имущества. Необходимо учитывать, что анкерное крепление или возможность сборки/разборки вещи не являются гарантией ее движимого характера. Оцените, насколько автономным является каждый принятый на учет объект, насколько сильно он задействован в глобальных технологических процессах предприятия, в каких местах и как он крепится к другому оборудованию или объекту, какие объекты он соединяет – движимые или недвижимые.

Во избежание ошибок при квалификации имущества в качестве движимого/недвижимого производственным компаниям может быть рекомендовано на основе полномасштабного анализа судебной практики разработать для своих сотрудников методические рекомендации по такой квалификации. Нужно будет подробно описать правила и руководящие принципы, которые следует использовать персоналу при квалификации вновь приобретаемого объекта основных средств и постановке его на бухгалтерский учет. Такие меры помогут нивелировать часть претензий налоговых органов в отношении объектов основных средств, по которым налог на имущество исчислять и уплачивать не планируется.


1 Письмо ФНС России от 31 октября 2019 г. № БС-4-21/22311@ «Об отмене с 01.01.2021 обязанности представления налоговых деклараций по транспортному налогу и земельному налогу».

2 Пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ».

Остановимся на некоторых разъяснениях Минфина.

В отношении движимого имущества, принятого на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года по договору комиссии, заключенному со взаимозависимым лицом – комиссионером, заказчик вправе применить льготу по пункту 25 статьи 381 НК РФ. Льгота не действует, если третье лицо (поставщик) является взаимозависимым по отношению к комиссионеру и (или) к заказчику (Письмо Минфина России от 3 ноября 2016 г. № 03-05-05-01/64423).

В рамках договора строительного подряда подрядчик самостоятельно приобретает оборудование, требующее монтажа, и производит работы по его монтажу. Затем готовый объект движимого имущества передает заказчику, который является взаимозависимым лицом с подрядчиком. Как указала ФНС России в письме от 8 июля 2016 года № БС-4-11/12245, освобождение от обложения налогом на имущество, установленное пунктом 25 статьи 381 НК РФ, на такое движимое имущество не распространяется.

Организации уплачивают налог на имущество в соответствии с правилами, установленными главой 32 НК РФ. Организации уплачивают налоговый сбор и с недвижимого и с движимого имущества.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать предельные тарифы, указанные в статье 380 НК РФ:

Ставка, % Объект налогообложения
2 База определяется исходя из кадастровой оценки
1,9 Магистральные трубопроводы линии электропередач
1,3 Железнодорожные пути общего пользования
1,1 Движимое имущество
2,2 Остальные объекты налогообложения

Региональные законодатели могут устанавливать дифференцированные ставки в зависимости от категории плательщика или объекта налогообложения.

Льготы могут устанавливаться на федеральном и региональном уровнях. Федеральные преференции перечислены в статье 381 НК РФ. Региональные устанавливаются законами субъекта Федерации.

От уплаты налога на имущество освобождены организации:

  • уголовно-исполнительной системы;
  • религиозные;
  • общероссийские общественные организации инвалидов;
  • производители фармацевтической продукции;
  • протезно-ортопедические спецпредприятия;
  • государственные научные центры;
  • резиденты особой экономической зоны;
  • участники проекта «Сколково».

А также от налогообложения освобождены следующие виды основных средств:

  • земельные участки;
  • объекты, используемые для нужд обороны и охраны правопорядка;
  • объекты культурного наследия;
  • ядерные установки, космические объекты, ледоколы, суда, зарегистрированные в Российском международном реестре;
  • федеральные автомобильные дороги;
  • высокоэнергоэффективные объекты, в соответствии с перечнем Правительства РФ;
  • движимые основные средства, принятые на учет с 01.01.2013, если такое решение принято субъектом Федерации;
  • основные средства, отнесенные к первой и второй амортизационным группам.

Плательщики налога на имущество обязаны в соответствии со ст. 386 НК РФ предоставлять в ИФНС по месту уплаты фискального платежа:

  • ежегодно налоговую декларацию — не позднее 30 марта следующего года;
  • ежеквартально авансовый расчет — не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала.

Формы отчетности утверждены Приказом ФНС от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@. Факт применения налогового льготирования необходимо отразить при заполнении отчета. Для этого предназначены:

  • строки 130, 160 и 190 раздела 2 в авансовом расчете;
  • строки 160, 200 и 240 раздела 2 в годовой декларации.

Коды налоговых льгот приведены в Приложении 6 к Порядку заполнения отчетных форм.

До 2018 года в декларации указывался код 2010257: льгота по налогу на имущество движимое, принятое на учет с 01.01.2013. До 01.01.2018 такие основные средства освобождались от налогообложения. Их нужно было отражать в отдельном листе раздела 2 декларации (или авансового расчета), указывая код 2010257. В последний раз этому правилу необходимо было следовать при заполнении отчета за 2017 год.

С 01.01.2018 освобождение от налогообложения для таких движимых основных средств применяется, только если такое решение примет субъект РФ. В этом случае в разделе 2 отчета указывайте 2012000 код налоговой льготы.

В ином случае такие основные средства облагаются по пониженной ставке 1,1 %. При заполнении отчета следует указать код налоговой льготы 2012400.

Начиная с 2020 года, все движимые основные средства будут освобождены от налогообложения. Такие изменения в НК РФ внесены Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ. Объектом обложения будет признаваться только недвижимость.

Если компания не является собственником зданий, сооружений, помещений, то она с 01.01.2019 не будет являться налогоплательщиком. Следовательно, организация будет освобождена от необходимости исчислять налог и сдавать соответствующую отчетность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.