Аренда в бюджетном учете в 2022 году

Автор: | 24.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аренда в бюджетном учете в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Написать комментарий

      Учет операций аренды у арендодателя в 2022 году в соответствии с ФСБУ 25

      После того, как выполнены шаги 2 — 5, образуется перечень ОС, подлежащих учету по правилам нового стандарта.

      Соответственно, объекты, вошедшие в него, надо проанализировать на предмет определения для каждого из них ликвидационной стоимости, которая далее будет влиять на расчет амортизации.

      На этом шаге продолжаем работать со списком ОС, получившимся после выполнения шагов 2 — 5.

      Теперь по каждому объекту нужно принять решение о том, насколько способ начисления амортизации и срок полезного использования, установленные ранее, соответствуют требованиям нового ФСБУ.

      Шаг 8. Выделить объекты, по которым необходим пересчет амортизации

      На этом шаге у каждого ОС из списка появится условная отметка — пересчитываем или не пересчитываем.

      Те объекты, по которым:

      • не нужно пересматривать СПИ;
      • не нужно менять способ расчета амортизации;
      • ликвидационная стоимость признана равной нулю

      можно далее оставить, как есть. В отчетности за 2022 год по ним понадобится сделать соответствующее раскрытие (примечание).

      А с ОС, по которым нужны изменения для соответствия ФСБУ 6/2020, продолжаем работать дальше.

      По каждому объекту, попавшему в перечень корректируемых для перехода на ФСБУ 6/2020, пересчитываем накопленную амортизацию так, как если бы её сразу начисляли по правилам стандарта.

      Формулы расчета амортизации логических изменений не претерпели. Только за основу в них теперь нужно принимать выражение:

      БАЛАНСОВАЯ СТОИМОСТЬ — ЛИКВИДАЦИОННАЯ СТОИМОСТЬ = БС — ЛС

      Например, формула для ежемесячного расчета амортизации по убывающему остатку примет вид:

      СУММА АМОРТИЗАЦИИ ЗА МЕСЯЦ = (БС — ЛС) / СПИ В МЕСЯЦАХ

      При альтернативном переходе, имея первоначальную стоимость объекта ОС и пересчитанную по правилам ФСБУ 6/2020 накопленную амортизацию, можно привести балансовую стоимость в соответствие с требованиями ФСБУ.

      Первоначальная стоимость ОС (с учетом переоценок) при корректировке балансовой стоимости меняться не должна. Поэтому корректировать можно только сумму накопленной амортизации.

      Предлагаем воспользоваться таким алгоритмом:

      1. Вычисляем новую балансовую стоимость объекта (НБС):

      НБС = Первоначальная стоимость до перехода на ФСБУ 6/2020 — Накопленная амортизация по ФСБУ 6/2020

      2. НБС сравниваем со «старой» балансовой (остаточной) стоимостью.

      3. При наличии расхождения делаем корректировку через амортизацию:

      ДТ 02 (84) — КТ 84 (02)

      При ретроспективном переходе по сути нужно выполнить ровно такие же расчеты, только:

      • отразить результаты таким образом, как если бы ФСБУ 6/2020 применяли всегда (заметим, что проводки, в основном, затронут те же счета, что и при альтернативном переходе — 02 и 84);
      • пересчитать сравнительные показатели за годы, попадающие в отчетность (например, при подготовке баланса за 2022 год понадобятся обновленные данные на 31.12.2021 и 31.12.2020, а для финрезультатов за 2022 будут нужны скорректированные обороты за 2021 год).

      Если при внесении корректировок вы обнаружили, что балансовая стоимость объекта оказалась равна или меньше ликвидационной стоимости, по нормам ФСБУ 6/2020 начисление амортизации нужно приостановить.

      Если в дальнейшем снова появится положительная разница между балансовой стоимостью и ликвидационной, начисление амортизации на эту разницу возобновляют.

      Далее в 2022-м и последующих годах нужно вести учет и составлять отчетность, опираясь на требования ФСБУ 6/2020 и данные, получившиеся после переходных корректировок.

      Кардинальные изменения с 2022 года порядка учета аренды

      Новый федеральный стандарт бухгалтерской отчетности отменяет действие ПБУ 6/01 по учету основных средств с начала 2022 года. Желающие опробовать новый стандарт могут пользоваться им в своей работе уже сейчас.

      Документ имеет отсылки к МСФО (в частности IAS 36 «Обесценение активов», IFRS 13 «Оценка справедливой стоимости»), узаконенных в нашей стране приказом Минфина № 217н от 28/12/15 года, что говорит о сближении стандартов отчетности мировых и отечественных.

      На сегодня лимит стоимости ОС в бухгалтерском учете — 40 тыс. рублей. Это означает, что актив, имеющий все признаки ОС, но стоимостью меньше лимита, есть возможность сразу списать на издержки после начала использования – исходя из норм ПБУ 6/01 он признается материальными запасами.

      В ФСБУ 6/2020 такого ограничения уже нет. Лимит отнесения активов к основным средствам устанавливает сама фирма, исходя из особенностей своей деятельности и используемых ОС. Например, пороговое значение в 150 тыс. руб. или в 100 тыс. руб., закрепленное в учетной политике, будет законным основанием все активы ниже этой стоимости считать МПЗ и списывать их однократно на текущие расходы.

      Такое новшество снимает проблему разниц между НУ и БУ. Сейчас лимит отнесения к основным средствам в налоговом учете — 100 тыс. руб., а в бухгалтерском, как сказано, меньше. Образующиеся разницы приходится регулировать дополнительными проводками, что увеличивает вероятность ошибок. Организации, применяющие ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», теперь смогут установить единый лимит по двум видам учета 100 тыс. рублей и снять эту проблему.

      Новый документ устанавливает составляющие расчета амортизационных отчислений: способ, срок полезного использования (СПИ) и вводит термин ликвидационной стоимости (ЛС), которого раньше не было.

      Ликвидационная стоимость определена п. 30 документа. Для ее расчета нужно взять:

      • сумму, которую могла бы иметь фирма при выбытии ОС, не исключая ценности, образующиеся в результате выбытия;
      • расчетную сумму затрат на выбытие.

      ЛС является разницей этих двух значений. Важно заметить: в п. 30 указывается, что объект ОС рассматривается как уже достигший завершения СПИ «и находился в состоянии, характерном для конца срока полезного использования».

      ЛС может принимать нулевое значение, если:

      • к завершению СПИ не рассчитывают на поступления от выбытия ОС либо они незначительны;
      • сумму поступлений невозможно определить достоверно.

      Значения трех составляющих устанавливаются при постановке ОС на учет. Фирма обязана по окончании года и при изменениях, связанных с ОС, отслеживать, соответствуют ли они условиям пользования объектом в реальности; если это необходимо, их изменять (т.н. «изменения оценочных значений»). Обратим внимание, что в ПБУ 6/01 вопрос об изменении способа расчета амортизации был освещен расплывчато, а новый документ четко указывает на эту возможность (п. 37).

      Исчислять амортизацию теперь нужно с дня принятия объекта к учету в БУ, а не с начала следующего за этим событием месяца. Останавливают начисление по аналогичному принципу – от дня списания с бухгалтерского учета, а не с начала последующего месяца, как раньше.

      Прежний вариант возможен по решению руководства фирмы, но законодатель употребляет термин «допускается» (п. 33). Из сказанного ясно, что подобное допущение является исключением из правила и его нужно обосновать в ЛНА. Расчет амортизации приостанавливают в одном случае: если ликвидационная стоимость выше балансовой или с ней сравнялась. Если в дальнейшем ликвидационная стоимость окажется меньше, чем по балансу, амортизационные начисления надо возобновить.

      Важно! Амортизацию продолжают начислять даже в ситуации простоя или прекращения работы ОС временно (п. 30 ФСБУ 6/2020).

      Способ начисления амортизации связан законодателем с определением СПИ. Он может определяться двояко:

      1. По времени, периоду, когда ОС будет экономически выгодно.
      2. По объему продукции (или работ) в натуре, который планируется произвести при помощи конкретного ОС.

      Если СПИ определяется временем, когда ОС экономически эффективно, используют линейный способ либо способ уменьшаемого остатка. Линейный способ хорошо известен бухгалтерам, однако здесь придется учитывать фактор ликвидационной стоимости. Амортизацию отчетного периода определяют разницей балансовой и ликвидационной стоимости, разделенной на остаток СПИ.

      Говоря о методике уменьшаемого остатка, законодатель лишь обращает внимание: амортизационные расчеты должны быть такими, чтобы амортизация за равные периоды уменьшалась одновременно с уменьшением СПИ объекта. Фирма сама решает, какую формулу применить, чтобы исполнить этот принцип.

      Если СПИ определяется количеством продукции, пользуются способом пропорционально количеству продукции (объему работ). Алгоритм расчета в рамках отчетного периода такой:

      • вычисляют разницу между балансовой и ликвидационной стоимостью;
      • делят количество продукции на остаток СПИ;
      • умножают одно значение на другое.

      Запрещается исчислять амортизацию по выручке от реализованного того же объема продукции. Необходимо сделать расчет в целом так, чтобы распределить амортизируемую стоимость ОС на весь СПИ.

      Хочется заострить внимание еще на некоторых формулировках и новшествах ФСБУ 6/2020:

      1. В описании термина «основное средство» появилось дополнение. Теперь уточняется, что ОС обязательно имеет материально-вещественную форму. Не совсем ясно, какую цель преследовал при этом законодатель (п. 4 пп. «а») – основное средство по определению не может иметь иную форму.
      2. ОС могут считаться теперь и объекты, определенные на перспективу к перепродаже, ограничение из ПБУ 6/01 снимается.
      3. В то же время ФСБУ не работает по отношению к долгосрочным активам к продаже (п. 6 пп. б). Имеется в виду объект ОС, который больше не эксплуатируется в связи с решением руководства о его реализации, есть письменное подтверждение этого, соответствующий приказ или иной документ руководства (ПБУ 16/02 п. 10.1).
      4. Введено понятие «инвестиционная недвижимость», имеющее отношение к аренде ОС или извлечению дохода от прироста стоимости — учитывается по особым правилам, отдельно (п. 11 абз. 3, п. 7).
      5. Фирма обязана осуществлять контроль основных средств на предмет их обесценивания (п. 38).
      • Объекты учета операционной аренды
      • Учет по договору аренды у казенного учреждения
      • Учет по договору аренды у бюджетного (автономного) учреждения
      • Аренда на один день или несколько часов в неделю согласно расписанию

      С 1 января 2018 года учреждения всех типов при ведении бухгалтерского (бюджетного) учета и составлении отчетности применяют федеральный стандарт «Аренда», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н (далее – СГС «Аренда», Стандарт). Методические рекомендации по применению СГС «Аренда» доведены письмом Минфина России от 13.12.2017 № 02-07-07/83464 (далее – Методические рекомендации). Соответствующие изменения в связи с введением Стандарта внесены в инструкции по ведению бухгалтерского учета для учреждений госсектора.

      Положения СГС «Аренда» и федерального стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н, применяются одновременно.

      О сфере применения Стандарта, а также о признаках операционной и финансовой аренды читайте здесь.

      Отношения по договору аренды регулируются гл. 34 ГК РФ. Срок аренды определяется в договоре (п. 1 ст. 610 ГК РФ). Если срок в договоре не указан, он считается заключенным на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца (п. 2 ст 610 ГК РФ). Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.

      Договор аренды, заключенный на неопределенный срок, подразумевает возврат имущества арендодателю. Отсутствие конкретного срока говорит о том, что арендодатель не знает, когда именно ему может понадобиться предоставленное в пользование имущество. Таким образом, актив, полученный учреждением в аренду на неопределенный срок, можно квалифицировать как объект учета операционной аренды (письмо Минфина России от 09.08.2018 № 02-07-07/56267).

      Согласно указаниям, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, расходы по внесению арендной платы за пользование имуществом в соответствии с договорами аренды (субаренды, имущественного найма, проката) отражаются по подстатье 224 КОСГУ.

      Переход на ФСБУ 6/2020 с 2022 года: что нужно учесть

      1. Если вы планируете с 1 января 2022 года применять иной режим налогообложения, этот пункт обязательно нужно прописать в учетной политике по налоговому учету. Напомним! Правительство планирует ввести новый налоговый режим для малого бизнеса. Подробнее о новом режиме читайте здесь.
      2. В связи с введением нового ФСБУ по учету аренды с 2022 года в налоговый кодекс также были внесены изменения. Согласно нововведениям при расчете налога на имущество нужно определить в учетной политике, как будут учитываться следующие нововведения в отношении арендных площадей:
      • на чьем балансе будет отражен актив, т.к. его с 2022 года можно будет отразить как на балансе арендатора, так и на балансе арендодателя;
      • по какой стоимости учитывать стоимость актива, т.к. его стоимость может отличаться от исторической стоимости.

      О других нововведениях в части налога на имущество читайте в статье «Налог на имущество: изменили сроки уплаты, частично отменили декларацию».

      3. Налоговые регистры — обязательное приложение к учетной политике предприятия. Если вы вносите в них изменения, этот момент обязательно нужно зафиксировать в учетной политике.

      Налоговые регистры, как правило, разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно. Документ в обязательном порядке должен содержать следующие реквизиты (ст. 313 НК РФ):

      • наименование регистра;
      • период (дату) его составления;
      • измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
      • наименование хозяйственных операций;
      • подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление регистра.

      Изменять принятый в учетной политике порядок учета отдельных операций и /или объектов можно:

      • по собственной инициативе. Такие изменения применяются с начала очередного налогового периода (года);
      • при изменении законодательства. Такие изменения применяются не ранее, чем с момента вступления в силу поправок в налоговом законодательстве.
      • Изменения в ФСБУ 6/2020 и его отличия от ПБУ 6/01
        • Учет малоценных ОС
        • Срок полезного использования
        • Единица учета ОС
        • Первоначальная стоимость ОС
        • Оценочное обязательство по демонтажу, утилизации
        • Отсрочка платежа при осуществлении капвложений
        • Капвложения неденежными средствами
        • Имущество, полученное безвозмездно
        • Оценка ОС после признания в учете
        • Улучшение ОС (реконструкция, модернизация)
        • Ремонт ОС
        • Ликвидационная стоимость ОС
        • Порядок начисления амортизации ОС
        • Способ начисления амортизации ОС
        • Линейный способ начисления амортизации ОС
        • Приостановка начисления амортизации
        • Неамортизируемые объекты ОС
        • Обесценение ОС
        • Отражение в отчетности ОС

      По общему порядку организация применяет ФСБУ 25/2018 ретроспективно (п. 49 ФСБУ 25/2018). Для этого на дату начала применения ФСБУ балансовая стоимость всех соответствующих активов и обязательств корректируется (с учётом признания новых объектов и списания ранее признанных объектов) до той стоимости, которая должна была бы быть в бухгалтерском учёте на данную дату, если бы ФСБУ 25/2018 применялось и ранее. Итоговая разница относится на нераспределённую прибыль.

      При составлении бухгалтерской отчётности за год, в котором начали применять ФСБУ 25/2018, помимо вышеизложенного, тоже требуется корректировка соответствующим образом (без отражения бухгалтерских проводок) показателей баланса по состоянию на начало предшествующего года и показателей финансовых результатов за предшествующий год (Рекомендации Р-97/2018-КпР «Первое применение ФСБУ 25/2018»).

      Вместо ретроспективного пересчёта арендатор может по каждому договору аренды единовременно признать на конец года, предшествующего году, начиная с которого применяется ФСБУ 25/2018, право пользования активом и обязательство по аренде с отнесением разницы на нераспределённую прибыль. При этом ретроспективное влияние на какие-либо другие объекты бухгалтерского учёта не признаётся, сравнительные данные за год, предшествующий году, начиная с которого применяется ФСБУ 25/2018, не пересчитываются (п. 50 ФСБУ 25/2018).

      Аренда со сроком 12 месяцев или менее может учитываться, как и раньше, списанием арендной платы на расходы. Но такой порядок надо закрепить в учётной политике.

      При аренде на срок больше 12 месяцев надо отразить право пользования активом и обязательство по аренде (п. 10 ФСБУ 25/2018).

      В дебете активного счёта следует учесть право пользования активом (ППА), на которое будет начисляться амортизация. В кредите пассивного счёта отражается обязательство по аренде, подлежащее погашению. Учёт ППА должен быть аналогичен учёту похожих активов арендатора. Следовательно, ППА учитывают на счёте, соответствующем сущности предмета аренды: в общем случае это счёт 01 «Основные средства».

      Срок аренды для целей амортизации права на аренду определяется исходя из срока аренды, указанного в договоре с учётом права на продление срока, которое планируется использовать, то есть нужно исходить из планируемого руководством арендатора срока использования объекта аренды.

      Обязательство по аренде покажите на счёте 76 по приведённой стоимости будущих арендных платежей на дату оценки. Эта стоимость определяется путём дисконтирования номинальных величин будущих арендных платежей. При этом надо применять ставку дисконтирования, по которой арендатор привлекал или мог бы привлечь заёмные средства на сопоставимых с договором аренды условиях на дату начала применения ФСБУ 25/2018 в отношении конкретного ППА. Исключение сделано для арендаторов, которые применяют упрощённый учёт: они могут ориентироваться на номинальные цифры, указанные в договоре.

      После принятия к учёту величину обязательства по аренде арендатор увеличивает на начисляемые проценты и уменьшает на уплаченные арендные платежи.

      Проценты он отражает в расходах, за исключением тех, которые включает в стоимость актива.

      Ежемесячная сумма начисленной амортизации по ППА включается в состав расходов по обычным видам деятельности (п. п. 5, 16, 18 Положения по бухгалтерскому учёту «Расходы организации» ПБУ 10/99, утверждённого Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н).

      Согласно ПБУ 6/01, основные средства – это имущество, которое предназначено для использования фирмой более одного года в качестве средств труда (например, здания, станки и оборудование, вычислительная техника, транспорт), для управленческих нужд или для сдачи в аренду (лизинг) и способно приносить экономические выгоды (доход).

      Аналогичные признаки ОС для целей бухучета приведены в пункте 4 ФСБУ 6/2020 с дополнением того, что объектом основных средств считается актив, который имеет материально-вещественную форму.

      Пока объект отвечает этим признакам, он должен учитываться в составе ОС.

      Новый ФСБУ 6/2020: Глобальные изменения в учете основных средств с 2022 года

      А по остальным ОС, включая полностью самортизированные, на дату начала применения ФСБУ 6/2020 (это 1 января 2022 г.) нужно будет пересмотреть их балансовую стоимость.

      После пересмотра она должна быть больше нуля. Для таких ОС должен быть пересмотрен (увеличен) оставшийся срок полезного использования, а также определена ликвидационная стоимость.

      Ликвидационная стоимость — это расчетная величина, определяющая стоимость, которую фирма получила бы в случае выбытия ОС (включая стоимость материальных ценностей, остающихся от выбытия) после вычета предполагаемых затрат, которые могут возникнуть в связи с выбытием объекта. Для определения ликвидационной стоимости предполагается, что объект достиг окончания срока полезного использования и находится в состоянии, характерном для конца такого срока.

      Ликвидационная стоимость считается равной нулю, если:

      • фирма не ожидает поступления от выбытия объекта в конце срока полезного использования;
      • ожидаемая сумма не является существенной;
      • ожидаемая сумма не может быть определена.

      Разницу между амортизацией, определенной по новым правилам, и амортизацией, учтенной ранее, нужно списать на нераспределенную прибыль (п. 50 ФСБУ 6/2020).

      Нераспределенная прибыль увеличится на сумму амортизации, которая ранее начислялась (отражалась в расходах) быстрее. Ведь при вводе ОС в эксплуатацию срок полезного использования был установлен более короткий по сравнению с реальным (вновь установленным) сроком эксплуатации ОС. В течение оставшегося нового срока полезного использования будут признаны расходы, равные сумме амортизации, отраженной на счете 84 при переходе на ФСБУ 6/2020.

      Поясним на примере.

      На 1 января 2020 г. в учете фирмы числится ОС, у которого:

      • первоначальная стоимость – 100 000 рублей;
      • срок полезного использования – 5 лет;
      • истекший срок полезного использования – 5 лет;
      • способ амортизации – линейный;
      • начисленная амортизация: 100 000 руб.

      На 1 января 2022 в отношении этого ОС фирма установила:

      • ликвидационную стоимость — 20 000 рублей;
      • способ амортизации – линейный;
      • срок полезного использования — 6 лет;
      • оставшийся срок полезного использования — 1 год (6 — 5).

      Рассчитаем накопленную амортизацию по ОС по правилам ФСБУ 6/2020. Она окажется равной 80 000 руб. ((100 000 – 20 000) : 6 х 5). Разницу в сумме 20 000 (100 000 – 80 000) нужно отнести на увеличение нераспределенной прибыли:

      Дебет 02 Кредит 84

      — 20 000 руб. – скорректирована амортизация по ОС.

      Обратите внимание, этот способ корректировки амортизации относится к упрощенному порядку перехода на новый стандарт. Он предусмотрен пунктом 49 ФСБУ 6/2020 и разрешен пунктом 15 1/2008, когда фирма не может с достаточной надежностью пересчитать сравнительные показатели ретроспективным способом. Укажите на это в учетной политике.

      Итак, обобщим все сказанное.

      Если вы решили применять упрощенный способ перехода на ФСБУ 6/2020, то по состоянию на 1 января 2022 года вам нужно сделать следующее.

      1. Скорректируйте состав объектов ОС — спишите балансовую стоимость объектов, являющихся несущественными активами. Стоимостной лимит признания имущества в качестве ОС установите в учетной политике.
      2. Скорректируйте балансовую стоимость ОС. Для этого по каждому объекту установите ликвидационную стоимость.
      3. Проверьте применяемый срок полезного использования и способ начисления амортизации и измените их, если это необходимо.
      4. Рассчитайте по правилам ФСБУ 6/2020 сумму накопленной амортизации за истекший срок полезного использования исходя из:
        — первоначальной стоимости (с учетом переоценок, если они проводились), сформированной до начала применения стандарта;
        — установленной на дату перехода ликвидационной стоимости;
        — способа амортизации, установленного ранее;
        — срока полезного использования ОС, скорректированного на дату перехода;
        — истекшего срока полезного использования на дату перехода.
        5. Рассчитайте новую балансовую стоимость ОС путем вычитания из первоначальной стоимости с учетом переоценок суммы амортизации, накопленной за истекший срок полезного использования, рассчитанной по правилам ФСБУ 6/2020.
        6. Прежнюю балансовую стоимость скорректируйте на полученную разницу путем корректировки суммы накопленной амортизации через счет 84 (п. 50 ФСБУ 6/2020).

      Бератор нового поколения
      ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

      То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

      Поскольку код вида расходов — более крупная группировка, чем кодификатор операций сектора госуправления, для упрощения применения соответствующих кодов Минфином утверждена таблица соответствия.

      Вид расходов

      КОСГУ

      Примечания

      Код

      Наименование

      Код

      Наименование

      С 2022 года обязательными к применению будут такие ФСБУ:

      • 06/2020 — по основным средствам;
      • 26/2020 — по капитальным вложениям;
      • 27/2021 — по документообороту;
      • 25/2018 — по аренде.

      Если компания не перешла на их использование досрочно, то с 2022 года ей придется это сделать в обязательном порядке.

      Что нового в работе бюджетного бухгалтера: обзор за август

      С отчетности за 2021 год изменится форма декларации по налогу на прибыль. Кроме того, работодатели, оплачивающие отдых и санаторно-курортное лечение своим сотрудникам, смогут учитывать больше расходов.

      К тому же, уточнят порядок начисления амортизации при реконструкции, модернизации основных средств и т.д.:

      • первоначальная стоимость объекта будет изменяться вне зависимости от величины его остаточной стоимости;
      • если в процессе модернизации срок полезного использования объекта не изменяется, то надо использовать старую норму амортизации.

      Кроме того, вновь продлили действие ограничения в 50% по переносу убытков прошлых лет — теперь до окончания 2024 года.

      Льгота по налогу будет предоставлена общепиту — НДС можно будет не платить, но только при выполнении конкретных условий.

      Список товаров, которые облагаются НДС с межценовой разницы, будет расширен. На основании Постановления Правительства от 13.09.2021 г. № 1544 такой порядок к купленным у физлиц автомобилям будет действовать и в отношении операций по перепродаже электронной и бытовой техники.

      По УСН сдавать декларацию за 2021 год потребуется на новом бланке.

      Также планируется, что с июля 2022 года будет действовать новый налоговый режим — УСН.онлайн. Он будет предназначен для микропредприятий с численностью работников до 5 чел. и годовыми доходами до 60 млн. руб. ИФНС будет администрировать его в упрощенной форме аналогично НПД — без отчетной декларации и через удобный сервис.

      По данному налогу будут обновленные отчетные формы:

      • 6-НДФЛ для работодателей;
      • 3-НДФЛ для физлиц и ИП.

      Кроме того, работодатели будут по новым правилам предоставлять сотрудникам социальные вычеты по НДФЛ, а также уплачивать налог с путевок для сотрудников.

      К тому же, физлица смогут получать налоговый вычет на фитнес и не должны будут подавать декларацию при продаже недорогого имущества.

      Расчет по страховым взносам нужно будет сдавать по обновленной форме. Она будет использоваться с отчетности за 1 квартал 2022 года. За 2021 год сдать расчет нужно будет по старой форме.

      Про форму 4-ФСС на данный момент еще ничего не ясно. Если изменений не будет, то отчитываться нужно будет на прежнем бланке.

      Тарифы по страховым взносам в целом останутся прежними. Единственное изменение коснется общепита, который имеет право на освобождение от НДС. Он сможет платить взносы по сниженным ставкам — тем, которые предусмотрены для субъектов МСП.

      Новый ФСБУ 6/2020, обязательный с 2022 года

      Сроки уплаты налога на имущества станут едиными на всей территории РФ:

      • для годового платежа — не позже 1 марта следующего года;
      • для авансовых платежей — не позже последнего числа месяца, идущего за отчетным кварталом.

      По налогу на имущество декларацию за 2021 г. потребуется сдать по обновленной форме. С 2022 года не нужно будет отчитываться по имуществу с кадастровой стоимостью.

      Кроме того, с 2022 года будут применяться новые формы документов:

      • заявления на льготу по налогу на имущество;
      • заявления об уничтожении имущества — чтобы освободиться от налога по нему;
      • заявление о льготе по налогам на транспорт и землю;
      • сообщение о наличии у компании транспорта или земли, которые признаются объектами налогообложения.

      В заключение отметим, что необходимо предпринять бюджетному или автономному учреждению при сдаче имущества в аренду:

      1. Предусмотреть в уставе вид деятельности «сдача имущества в аренду» (п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ).
      2. Получить согласие собственника:
      • если бюджетное учреждение сдает особо ценное движимое имущество, которое закреплено за ним собственником либо на которое он выделил деньги, а также недвижимое имущество;
      • если автономное учреждение сдает недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за ним собственником либо приобретенное за счет средств собственника.

      Остальным имуществом, находящимся на праве оперативного управления, учреждение может распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

      1. Согласовать с учредителем сделку по сдаче имущества в аренду, если она относится к крупной сделке или сделке с заинтересованностью.

      Для бюджетных и автономных учреждений крупной сделкой аренда будет считаться, если стоимость имущества или сумма арендных платежей превысит 10 % активов (п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7‑ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 14 Федерального закона от 03.11.2006 № 174‑ФЗ «Об автономных учреждениях»).

      Сделкой с заинтересованностью договор аренды будет признаваться, если руководители арендодателя связаны с руководителями арендатора семейными, трудовыми или корпоративными отношениями (п. 1 ст. 27 Федерального закона № 7‑ФЗ, ст. 16 Федерального закона № 174‑ФЗ).

      1. Провести оценку арендной платы, если на аренду имущества нужно согласие собственника в силу ч. 1, 2 ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 № 135‑ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В договор на оценку включаются условия, указанные в ст. 10 этого закона. Как правило, оценку проводят с помощью закупочных процедур.

      При составлении договора аренды федеральным учреждением в него включаются типовые условия, утвержденные Приказом Минэкономразвития РФ от 11.01.2017 № 2. Типовые условия договоров аренды также могут быть разработаны органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Поэтому перед составлением договора аренды рекомендуется проверить наличие таких форм и условий. В остальном договор должен соответствовать общим правилам ГК РФ об аренде.

      1. Принять участие в торгах при сдаче имущества в аренду государственному (муниципальному) учреждению (за исключением случаев, предусмотренных ч. 3, 3.1, 3.2 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции»).

      6. Произвести государственную регистрацию договора аренды здания или сооружения, если он заключается сроком на один год и более (п. 2 ст. 651 ГК РФ).



      [1] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 258н.

      [2] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы», утв. Приказом Минфина РФ от 27.02.2018 № 32н.

      [3] Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. Приказом Минфина РФ от 08.06.2018 № 132н.

      [4] Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н.

      1. Обзор корректировок к стандартам для организаций государственного сектора и влияющих на учетную политику:
      • «Непроизведенные активы» – приказ от 28.02.2018 года № 34н

      • «Обесценение активов» – приказ от 31.12.2016 N 259н

      • Аренда – приказ от 31.12.2016 №258н
      • Совместная деятельность – приказ от 15.11.2019 №183н

      • Доходы – приказ от 31.12.2016 №259н

      • Учетная политика, оценочные значения и ошибки – приказ от 30.12.2017 №274н

      • Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора – приказ от 31.12.2016 №256н

      • «Государственная (муниципальная) казна» – приказ от 15.06.2021 №84н.

      2. Порядок дальнейшего вступления в силу федеральных стандартов новая программа разработки ФСБУ госфинансов на 2021 – 2024 годы.

      • Транснефть Финанс
      • Северсталь ЦЕС
      • РЖД-ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
      • Компания Braun
      • Мостотрест
      • Альфа-Банк
      • Мособлгаз
      • Газпромбанк
      • МКУ Управление Делами Администрации
      • ФКР Москвы
      • Аппарат Мэра и Правительства Москвы
      • ВТБ Лизинг
      • Гипромез
      • АНО Комплекс инжиниринговых технологий Курчатовского института
      • Русское море
      • Издательство Просвещение
      • ИЦЛС Биотехнология
      • ГУП Моссвет

      Основные нововведения касаются порядка применения классификации операций сектора госуправления (Приказы Минфина № 209н от 29.11.2017, № 133н от 24.09.2021). Собрали все изменения КОСГУ на 2022 в одной таблице для бюджетных заказчиков:

      КОСГУ Дата вступления в силу изменений Новые правила
      Статья 270, подстатья 273 Сразу же после регистрации Приказа № 133н в Минюсте По подстатье 273 учитывают выбытие денежных средств при недостаче, хищении, отзыве лицензии у кредитной организации. Проводку формируют в день признания требования о возмещении ущерба или в день поступления средств в счет погашения долга
      Статья 250, подстатьи 251, 252, 253 01.01.2022

      По этим КОСГУ проводят все операции текущего характера

      Статья 250, подстатья 254 Отражают операции капитального характера при перечислении средств в другие бюджеты
      Статья 250, подстатья 255 Отражают операции капитального характера при перечислении наднациональным организациям, правительствам иностранных государств
      Статья 250, подстатья 256 Отражают операции капитального характера при перечислении международным государствам

      Новое в учетной политике на 2022 год

      По особому учитывают виды расходов бюджетной классификации на 2022 год по КВР 247. Этот код ввели еще в 2021 году. Его включили в бюджетные статьи расходов с расшифровкой «Закупка энергетических ресурсов» (Приказ Минфина № 85н от 06.06.2019). Этот код используют независимо от того, когда заключили договор или приняли кредиторскую задолженность (письмо Минфина № 02-05-10/10752 от 17.02.2021).

      Исключение шифра из структуры КБК не означает, что коды в бюджете стали неактуальными. Кодификаторы все равно необходимо использовать. Например, казенные учреждения обязаны планировать и получать расходы исключительно в разрезе классификаторов сектора госуправления. Бюджетную роспись, смету и обоснование бюджетных ассигнований невозможно подготовить без кодификатора КОСГУ.

      Планирование расходов организации бюджетной сферы составляется в разрезе КВР и КОСГУ, доходов субсидии на иные цели, поступлений на капитальные вложения и других межбюджетных трансфертов. После составления плана затрат (ПФХД, бюджетной сметы) учреждение готовит план-график закупок на очередной финансовый период (ч. 6, 7 ст. 16 44-ФЗ). План-график тоже готовится на основании классификаторов кодов ОСГУ.

      До 2016 года расшифровка планов-графиков составлялась в разрезе КОСГУ. Но теперь старый кодификатор заменен новыми шифрами — кодом вида расходов по бюджетной классификации. Ошибочно полагать, что статьи КОСГУ не задействованы в закупочной деятельности. Чтобы спланировать любую закупку, учреждению необходимо правильно определить КВР и только потом отразить операцию в плановой документации. Но выбрать правильный КВР невозможно, не определив вначале КОСГУ. В этом и есть ключевой принцип использования кодификаторов и их прямая взаимосвязь.

      Минфином опубликована новая таблица соответствия на 2022 год. Ниже представлена только группа КВР 200, которая чаще всего используется в закупочной деятельности. Полную версию со всеми кодами приложили в файле.

      Вид КВР

      КОСГУ

      Примечание

      Код

      Наименование

      Код

      Наименование

      Учет аренды по новым правилам с 2022 г. по ФСБУ 25/2018 у арендодателя

      Проведение закупок в организациях бюджетного сектора невозможно без распределения затрат по действующим кодификаторам. При составлении плана-графика учреждения необходимо руководствоваться бюджетной сметой, которая включает КОСГУ и составляется по статьям затрат.

      К примеру, в Приказе № 209н приведена расшифровка, что входит в КОСГУ 346, — увеличение стоимости прочих материальных запасов:

      • запчасти для ремонта машин и оборудования;
      • спецоборудование для НИОКР;
      • семена, удобрения, посадочные материалы;
      • реактивы, химическая посуда, радиодетали;
      • материальные запасы специального назначения и др.

      Заказчик не вправе запланировать закупок больше, чем доведено до учреждения лимитов и ассигнований. Распределение средств в закупочной документации производится в строгом соответствии с ПФХД или сметой, то есть в разрезе кодов КОСГУ и КВР.

      Корректировка структуры КБК изменила принципы отражения кодов в закупочной документации. Теперь операции классифицируются только по КВР. Но не забывайте про КОСГУ: исключение кода из структуры КБК не отменило его значимости. Это связано с тем, что коды КВР и КОСГУ неразрывно связаны между собой.

      Невозможно определить правильный код вида расхода по операции, не установив правильный КОСГУ. Если допустить ошибку и неверно определить кодификаторы, то учреждение не сможет осуществить закупки необходимого оборудования, работ или услуг. За нарушение правил составления закупочной и плановой документации предусмотрена административная ответственность.

      С изменением структуры КБК порядок взаимодействия КВР и КОСГУ тоже скорректирован. Чтобы определить верный код бюджетной классификации, необходимо:

      1. Выбрать правильный КОСГУ для совершаемой операции.
      2. Определить КВР, который соответствует КОСГУ.
      3. Проверить данные увязки КВР и КОСГУ по актуальной таблице соответствий.
      4. Внести проверенный КВР в плановую и отчетную документацию.

      Таблица соответствия КВР и КОСГУ введена в действие еще в 2016 году, но позиции документа систематически обновляются. Чиновники утвердили новую таблицу соответствия для работы.

      Для справки: в таблицу включена только группировка по КВР 200, которая чаще всего используется в закупочной деятельности. Остальные виды расходов КОСГУ по 209н найдете в единой таблице.

      КВР

      КОСГУ

      Примечание

      Код

      Бюджетные статьи расходов с расшифровкой

      Код

      Наименование

      1. Новое в учете и отчетности государственных и муниципальных учреждений в 2022 году: экспертный обзор
      2. Последние изменения в Бюджетном кодексе РФ. Проект бюджета на 2022–2023 гг. Межбюджетные трансферты. Новое в финансовом обеспечении деятельности учреждений госсектора
        • Новый порядок финансирования учреждений, инвестиции и возврат субсидий
        • Новый порядок санкционирования расходов за счет целевых субсидий
        • Порядок принятия решений о наличии потребности в остатках целевых субсидий и средств дебиторской задолженности
        • Практика исполнения госзаданий в 2021 году, планирование и корректировки на 2022 год с учетом условий пандемии по COVID-19
        • Бюджетные и денежные обязательства: планирование лимитов, вопросы учета, санкционирование расходов
      3. Новое в применении классификации операций сектора государственного управления
        • Новый порядок формирования и применения КОСГУ, КВР и КВД
        • Последние изменения в Указаниях о порядке применения бюджетной классификации
        • Методические рекомендации Минфина России по формированию и применению КБК
      4. Бухгалтерский учет и бюджетная отчетность учреждений в 2021 году
        • Практика применения последних изменений, инструктивные и разъясняющие документы Минфина России
        • Бюджетная (бухгалтерская) отчетность – типичные ошибки и изменения в порядке составления отчетных форм в 2021 году. Новые правила в методологии бухгалтерского (бюджетного) учета учреждений государственного сектора
        • Подготовка годового отчета за 2021 год: перечень отчетных форм, особенности их заполнения, разъяснения требований Минфина России
        • Поправки к Федеральному закону «О бухгалтерском учете» в части, касающейся организаций госсектора (ОГС): что и как изменится
        • Взаимная увязка показателей форм отчетности
        • Анализ ошибок, допущенных при составлении отчетности
        • Порядок представления отчетности ОГС
        • Новое об ответственности ОГС за нарушения при составлении и сдаче бюджетной и бухгалтерской отчетности
      5. Новые электронные первичные учетные документы и регистры
        • Централизация бюджетного учета и переход к электронному документообороту
        • Перечни обязательных к применению унифицированных форм первичных документов и регистров бухучета
        • Новые унифицированные формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета и внесение изменений в действующие формы (Приказы Минфина России от 15.06.2020 № 103н, от 15.04.2021 № 61н)
      6. Новое в регулировании ФХД государственных и муниципальных учреждений
        • Новые правила составления планов ФХД на 2022 и плановый 2023 год для федеральных бюджетных и автономных учреждений (Приказ Минфина России от 17.08.2020 № 168н)
        • Порядок формирования госзаданий и их финансового обеспечения (Постановление Правительства РФ от 09.07.2019 № 873)
        • Требования к нормативным актам о предоставлении государственным (муниципальным) учреждениям субсидий на иные цели (проект постановления согласован с заинтересованными ФОИВами)
        • Новый перечень форм обоснований/расчетов плановых сметных показателей, применяемых при составлении и ведении бюджетных смет казенными учреждениями
      7. Практика исчисления и уплаты налогов государственными и муниципальными учреждениями
        • Особенности исчисления и уплаты учреждениями НДС, налога на прибыль, НДФЛ в 2022 году
        • Новое в администрировании НДС. Электронный документооборот
        • Отчетность по налогам
      8. Внутренний контроль и внутренний финансовый аудит (ВФА) у участников бюджетного процесса
        • Федеральные стандарты ВФА: определения, основные правила, планирование ВФА, методы проведения ВФА, оценка бюджетных рисков, права и обязанности должностных лиц при осуществлении ВФА
        • Методические рекомендации Минфина России по осуществлению ВФА: правовое значение, разъяснения, комментарии
        • Организация внутреннего контроля, объекты контроля, документирование
        • Практические аспекты проведения внутренних проверок
        • Практические вопросы финансового контроля: практика проверок, анализ нарушений, правовые регламенты

        Все слушатели образовательных мероприятий ИРСОТ дополнительно обеспечиваются учебно-методическими материалами в электронном виде.

        Материалы размещаются в электронном виде на учебном портале АНО ДПО ИРСОТ. Перечень материалов определяется экспертами ИРСОТ и лекторско-преподавательским составом и может включать в себя:

        • презентации к выступлениям;
        • нормативно-правовые документы;
        • материалы судебной практики;
        • статьи экспертов по теме;
        • дополнительные материалы базового уровня для самостоятельного изучения (для слушателей программ продолжительностью 72 часа и более).

        Для просмотра материалов вам необходимо указать пароль, выданный сразу после оплаты и подтверждения регистрации на мероприятии.

        Перейти на страницу материалов

        Переход на применение ФСБУ 6/2020: ответы на частые вопросы

        Рекомендации парламентских слушаний на тему

        «О параметрах проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»

        5 октября 2021 года город Москва

        Рассмотрев и обсудив параметры проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, участники парламентских слушаний отмечают следующее.

        Проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (далее – Законопроект) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года (далее – Послание).

        Участники парламентских слушаний отмечают, что Правительство Российской Федерации в 2021 году продолжает реализацию мер, направленных на борьбу с пандемией и ее последствиями, на повышение устойчивости всей социально-экономической системы и восстановление деловой активности. Поддерживаемая Правительством Российской Федерации макроэкономическая стабильность, сбалансированность бюджетной системы, а также проводимая Банком России контрциклическая денежно-кредитная политика обеспечили сохранение ценовой и финансовой стабильности, доступность кредитных ресурсов и поддержание деловой активности хозяйствующих субъектов на приемлемом для экономики уровне. Это позволило к текущему моменту времени сформировать условия для выхода экономики на траекторию роста.

        В 2021 году ожидается рост валового внутреннего продукта России (далее — ВВП) на 4,2%, а на период 2022–2024 годов прогнозируется его ежегодный рост на 3%. При этом восстановление российской экономики ожидается более низкими темпами по сравнению со среднемировым уровнем.

        Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее – Прогноз) основой экономического роста в среднесрочной перспективе станет расширение внутреннего потребительского и инвестиционного спроса за счет соответственно устойчивого роста реальных располагаемых доходов населения в среднем на 2,5% в 2022–2024 годах и роста инвестиций в основной капитал на уровне 4,8% в 2022 году и свыше 5% в 2023–2024 годах.

        Предполагается, что по итогам 2021 года уровень инфляции составит 5,8%, при этом в бюджетных проектировках в 2022–2024 годах учтены показатели инфляции на уровне 4% (с учетом заложенной в базовом варианте Прогноза предпосылки о стабилизации цен на мировых рынках неэнергетических товаров, а также перехода Банка России к смягчению денежно-кредитной политики).

        В 2022–2023 годах прогнозируется профицит федерального бюджета в объеме 1 327,7 млрд рублей (1,0% ВВП) и 299,1 млрд рублей (0,2% ВВП) соответственно, а в 2024 году — его дефицит в объеме 522,7 млрд рублей (0,3% ВВП).

        Предполагается рост объема государственного долга с 22 104,1 млрд рублей (по оценке 2021 года) до 25 925,7 млрд рублей в 2022 году, 28 765,1 млрд рублей в 2023 году и 31 939,7 млрд рублей в 2024 году, что составит в 2022–2024 годах соответственно 19,4%, 20,3% и 21,1% ВВП. Участники парламентских слушаний отмечают, что планируемый уровень государственного долга не несет рисков для устойчивости бюджетной системы.

        Законопроект, сформированный на основе «базового» варианта Прогноза, направлен на решение задач роста благополучия граждан и повышения потенциала развития экономики в условиях нормализации бюджетной политики и возврата к стандартным параметрам бюджетных правил.

        Возврат к проведению с 2022 года бюджетной политики в строгом соответствии с положениями бюджетных правил, устанавливающих предельный объем расходов федерального бюджета с учетом базовой цены на нефть, позволит повысить устойчивость бюджетной системы к внешней конъюнктуре.

        Кроме того, важным элементом сохранения макроэкономической и финансовой стабильности, а также страховкой от внешнеэкономического давления на российскую экономику, остается Фонд национального благосостояния (далее – ФНБ).

        В этой связи следует поддерживать на достаточном уровне высоколиквидную часть ФНБ, сохраняя при этом сдержанность в использовании его средств на инвестиционные проекты, исключая трансформации инвестиций в скрытые расходы федерального бюджета. Учитывая планируемое увеличение средств ФНБ к концу 2024 года до 23 267,4 млрд рублей (15,4% ВВП), особую актуальность приобретает осуществление парламентского контроля за их использованием.

        При инвестировании средств ФНБ безусловным приоритетом должно быть обеспечение их возвратности и достижение максимального экономического эффекта для развития территорий. При этом инвестиционные проекты должны быть привлекательны для частных инвесторов.

        На фоне продолжения восстановления экономической активности в 2022–2024 годах прогнозируется увеличение доходов федерального бюджета в номинальном выражении на 5,2% в 2022 году по отношению к оценке предыдущего года, на 2,1% — в 2023 году по отношению к 2022 году и на 1,1% — в 2024 году по сравнению с 2023 годом. При этом следует отметить, что на 2022 год доходы планируются с превышением ранее законодательно утвержденного показателя на 4 384,4 млрд рублей (на 21,2%).

        В соответствии с п. 7.1 ПБУ 1/2008 самый первый документ, в котором организации следует искать подсказку, точку опоры для самостоятельной разработки способа учета, не установленного ФСБУ 25/2018 и ПБУ, – это МСФО (IAS) 16 «Аренда». Однако согласно п. 9 данного МСФО договор в целом (или его отдельные компоненты) является договором аренды, если по этому договору передается право контролировать использование идентифицированного актива в течение определенного периода в обмен на возмещение. И как учитывать факты хозяйственной жизни, возникающие при передаче права контролировать использование идентифицированного актива не в обмен на возмещение, а без него, то есть на безвозмездной основе, в МСФО (IAS) 16 не установлено.

        Следовательно, необходимо обратиться ко второй группе документов, указанных в п. 7.1 ПБУ 1/2008 – федеральные и (или) отраслевые стандарты, стараясь найти в них положения по аналогичным и (или) связанным вопросам. Но не получается ли здесь замкнутый круг: необходимость в самостоятельной разработке способа учета возникла по причине отсутствия его в ФСБУ, а тут нас опять отправляют к ФСБУ?

        Не получается, поскольку круг федеральных стандартов бухгалтерского учета не ограничивается ФСБУ для «обычных» коммерческих и некоммерческих организаций, которыми согласно п. 1.1 ст. 30 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) до утверждения федеральных стандартов бухгалтерского учета, предусмотренных данным законом, признаются Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), утвержденные Минфином России в период с 1 октября 1998 года (таким образом, на сегодня для указанных организаций ФСБУ признаются 24 ПБУ (от ПБУ 1/2008 до ПБУ 24/2011) и доступные для досрочного применения четыре новых ФСБУ – 5/2019 «Запасы», 6/2020 «Основные средства», 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», 26/2020 «Капитальные вложения»). Существуют и применяются также принятые уже в соответствии с Законом № 402-ФЗ ФСБУ для организаций государственного сектора (организаций бюджетной сферы), именуемые в Законе № 402-ФЗ федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов (подп. 1 п. 1 ст. 21 Закона № 402-ФЗ). И один из них – ФСБУ для организаций государственного сектора «Аренда», утвержденный Приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н и применяемый с 2018 года (далее – СГС «Аренда»).

        Согласно п. 2 СГС «Аренда» настоящий стандарт применяется при отражении в бухгалтерском учете активов, обязательств, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих при получении (предоставлении) во временное владение и пользование или во временное пользование материальных ценностей по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования (далее – объекты учета аренды). А также при раскрытии в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации об указанных объектах бухгалтерского учета, если иное не установлено другими федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов, единой методологией.

        А в соответствии с п. 26 СГС «Аренда» объекты учета аренды, возникающие в рамках договоров безвозмездного пользования или в рамках договоров аренды (имущественного найма), предусматривающих предоставление имущества в возмездное пользование по цене значительно ниже рыночной стоимости (далее – объекты учета аренды на льготных условиях) отражаются в бухгалтерском учете по их справедливой стоимости, определяемой передающей стороной (арендодателем) на дату классификации объектов учета аренды методом рыночных цен – как если бы право пользования имуществом было предоставлено на коммерческих (рыночных) условиях (далее – справедливая стоимость арендных платежей). И далее идут два раздела, в которых подробно рассматриваются вопросы отражения операционной и неоперационной (финансовой) аренды на льготных условиях: «Отражение объектов учета аренды на льготных условиях в бухгалтерском учете пользователя (арендатора) имущества» и «Отражение объектов учета аренды на льготных условиях в бухгалтерском учете правообладателя (арендодателя) имущества».

        Таким же образом, то есть исходя из справедливой стоимости отсутствующих арендных платежей, должны в соответствии с п. 7.1 ПБУ 1/2008 отражать объекты бухгалтерского учета, возникающие при пользовании имуществом на безвозмездной основе и «обычные» коммерческие и некоммерческие организации (естественно, с поправкой на некоторую специфику учета в бюджетных организациях).

        Соответственно, в рассматриваемом случае нет необходимости проходить последующие указанные в ПБУ 7.1 ступени поиска «подсказок», «точек опоры» «ориентиров» для самостоятельной разработки способа учета договоров на безвозмездное пользование имуществом – обращаться к упоминаемым в этом пункте в качестве таких «ступеней» отраслевым стандартам бухгалтерского учета (далее – ОСБУ), под которыми в Законе № 402-ФЗ понимаются стандарты, принимаемые Банком России для кредитных и некредитных финансовых организаций (согласно п. 1 ст. 22 указанного закона никто более, кроме Минфина России и Банка России, не имеет права регулировать бухгалтерский учет со стороны государства) и ОСБУ государственных финансов, то есть ОСБУ для организаций государственного сектора (организаций бюджетного сектора) (подп. 2 п. 1 ст. 21 Закона № 402-ФЗ), которые на сегодня нам неизвестны; и рекомендациям в области бухгалтерского учета – документам, разрабатываемым и принимаемым негосударственным регулятором бухгалтерского учета с целью правильного применения федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, эти рекомендации относятся к документам, регулирующим бухгалтерский учет, но применяются на добровольной основе (п. 2 ст. 22, п. 5 ст. 24, подп. 4 п. 1, п. 7–10 ст. 21 Закона № 402-ФЗ).

        Согласно принятому в первом чтении проекту бюджета, доходы бюджета РФ в 2022 году составят 25,021 трлн рублей, в 2023 году — 25,540 трлн рублей, в 2024 году — 25,831 трлн рублей. Расходы запланированы в 2022 году на уровне 23,694 трлн рублей, в 2023 году — 25,241 трлн рублей, в 2024 году — 26,354 трлн рублей.

        В соответствии с проектом закона, в следующие два года бюджет будет профицитным.

        Из запланированных расходов на реализацию национальных проектов в 2022 году предусмотрено 2,74 трлн рублей, в 2023 году — 2,88 трлн рублей, в 2024 году — 2,98 трлн рублей.

        Согласно заключению Счетной палаты, в 2022 году расходы федерального бюджета по сравнению с 2019 годом, то есть с допандемийным периодом, увеличиваются на 5,479 трлн рублей (или на 30,1%).

      9. Основные сведения
      10. Структура и органы управления образовательной организацией
      11. Образовательные стандарты
      12. Вакантные места для приема (перевода)
      13. Стипендии и иные виды материальной поддержки
      14. Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
      15. Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
      16. Финансово-хозяйственная деятельность
      17. Образование
      18. Документы
      19. Платные образовательные услуги
      20. Библиотечный фонд
      21. Изменения в Бюджетном кодексе

      • Особенности исполнения бюджета в 2022 году.
      • Федеральный закон от 15 октября 2020 г. N 327-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году».
      • Приостановка действия норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, препятствующих оперативной реализации мер антикризисного характера, до 01.01.2021 года.

      Изменения КОСГУ в 2022 году

      • Новые КОСГУ,
      • Изменения КОСГУ в 2022 году.

      Изменения в едином плане счетов

      • Новые балансовые и забалансовые счета в едином плане счетов,
      • Изменения в 2022 году.

      Новое в бухгалтерском и бюджетном учете: масштабные изменения в Инструкции № 157н. Иные особенности для бюджетных учреждений

      • Невыполнение государственного задания в 2020 году в связи с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции. (Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 327-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году»).
      • Особенности внутреннего финансового контроля (Внутренний финансовый контроль в соответствии с федеральными стандартами).
      • Порядок составления распоряжений при осуществлении бюджетных переводов (Изменения информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ (приказ Минфина России от 14 сентября 2020 г. № 199н).
      • Новый порядок применения КОСГУ ( Изменения в порядок применения классификации операций сектора государственного управления (приказ Минфина России от 29 сентября 2020 г. № 222н).

      Докладчик: Шестакова Екатерина Владимировна, имеет опыт преподавательской деятельности по направлениям налоговые и финансовые риски, международные контракты и сделки. Проводила бизнес-семинары в РУДН, РАНХиГС, Moscow business school, РАГС, Газпром, Росатом.

      Кандидат юридических наук, имеет 3 высших образования. Автор более 50 книг и 400 статей.

      Степень PhD Великобритании, докторант РАНХиГС, эксперт-практик в области налогообложения, налогового планирования, международных контрактов.

      Опыт работы более 19 лет в области налогообложения, правовых вопросов.

      Осуществляет индивидуальную практику в области налогового консалтинга, оптимизации расходов, риск-менеджмента и финансовых рисков.

      Стоимость участия:

      Что входит в пакет участника:

      6 000 руб. за 1 слушателя. НДС не облагается.

      Сертификат участника, все презентации и методологические материалы докладчиков, видеозапись онлайн-семинара, возможность заранее прислать вопросы для докладчиков

      Сайт уважает ваше право и соблюдает конфиденциальность при заполнении, передачи и хранении ваших конфиденциальных сведений.

      Размещение заявки на сайте означает Ваше согласие на обработку данных.

      Под персональными данными подразумевается информация, относящаяся к субъекту персональных данных, в частности фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес, контактные реквизиты (телефон, адрес электронной почты), семейное, имущественное положение и иные данные, относимые Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – «Закон») к категории персональных данных.

      Целью обработки персональных данных является оказание сайтом услуг.

      В случае отзыва согласия на обработку своих персональных данных мы обязуемся удалить Ваши персональные данные в срок не позднее 3 рабочих дней. Отзыв согласия можно отправить в электронном виде на наш электронный адрес.

      Если на такие действия как:

      • проведение ремонта;
      • техобслуживание и техосмотры с частотой более 12 месяцев или более операционного цикла длиннее года

      приходятся существенные по объему затраты, то они признаются отдельными объектами ОС. Заметим, что такой вывод сделан не в самом ФСБУ, а в Информации Минфина от 03.11.2020 № ИС-учет-29.

      Способы отражения в бухучете результатов переоценки ОС обогатились новым вариантом.

      С 2022 года можно списать всю амортизацию проводкой ДТ 02 — КТ 01, а затем довести счет 01 до рыночной стоимости. Но обязательным именно такой способ не является. Если удобнее продолжать делать по ранее выбранному методу, то можно так и оставить (п. 17 ФСБУ 6/2020).

      При выбытии по любым причинам (не только при продаже) в отчете о финансовых результатах результат от выбытия показывается «свернуто»:

      • прибыль — в строке 2340;
      • убыток — в строке 2350.

      Недвижимость для сдачи в аренду или для получения дохода от ее удорожания может учитываться по рыночной стоимости без амортизаци.

      Дооценку или уценку инвестиционной недвижимости следует списывать через 91 счет. Счет 83 при учете инвестиционных ОС не используется. И это тоже из Информации Минфина, реквизиты которой мы приводили выше.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован.