Когда утрачивается право на применение УСН в 2022 году

Автор: | 27.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда утрачивается право на применение УСН в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Если организация планирует перейти на УСН с очередного года, ей необходимо учитывать, что ее выручка за 9 месяцев текущего года тоже регламентирована. Лимит по УСН, превышение которого не позволяет перейти на спецрежим, составляет 112,5 млн руб.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Установленный для перехода на упрощенку лимит УСН 2021-2022 действует только для организаций. Если перейти на УСН решит индивидуальный предприниматель, ограничение по размеру выручки за 9 месяцев года, предшествующего переходу на УСН, для него не установлено.

С 2021 года эта сумма подлежит индексации в зависимости от величины коэффициента-дефлятора.

Коэффициент-дефлятор на 2021 год равен 1,032. Поэтому в 2021 году для перехода на УСН с 2022 года нужно соблюсти лимит доходов в 116,1 млн руб.

Индексация предусмотрена ст. 346.12 и 346.13 НК РФ, но на период до 2021 года она фактически была заморожена (закон «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 243-ФЗ).

Лимиты для УСН на 2022 год: доход, численность работников

Планируя переход на УСН, организации должны учитывать лимит по УСН, установленный по отношению к доходам за 9 месяцев года, предшествующего переходу на этот спецрежим. Такой лимит УСН на 2021 год для ООО составляет 116,1 млн руб.

Действующие плательщики УСН (как организации, так и ИП) должны контролировать предельную величину годовой выручки, превышение которой влечет запрет на применение этого спецрежима. Доходный лимит УСН 2021 года равен 200 млн руб.

Доходы для определения лимитов УСН на 2021-2022 годы определяются кассовым методом.

Источники:

  • Налоговый кодекс РФ
  • Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»

Большинство компаний не желает расставаться с УСН, стремясь обойти установленные лимиты тем или иным способом. Основной проблемой является превышение лимита выручки за период, после чего компания автоматически лишается права на упрощенный режим НО.

Обычно применяют ряд «хитростей» с высокой степенью риска налоговых санкций для компании:

  1. Заключение двух договоров (купли-продажи и займа), причем по первому идет отгрузка, а по второму — фактическая оплата. По договору займа денежные средства затем возвращаются, а оплата за отгруженный товар производится уже в новом периоде и не входит в расчет лимита доходов. Указанный способ содержит немалый риск, поскольку ФНС в судебном порядке может доказать факт манипуляции, анализируя банковские данные.
  2. Некоторые компании, чтобы снизить лимит, производят разного рода возвраты денежных средств покупателям в текущем периоде, чтобы вновь получить их в следующем периоде, по договоренности с контрагентами.
  3. По договоренности с контрагентом принимают деньги после истечения предельных дат, за которые считается лимит, например, оплату за товар предыдущего года получают в новом году.

Однако указанные способы сокрытия фактической выручки подлежат тщательному рассмотрению фискальными органами, а нередко и в судебных инстанциях. Судебная практика для компаний не утешительна: значительная часть решений принимается в пользу ФНС, со всеми вытекающими санкциями. Примером может служить решение по делу A26-7732/2014 от 03.09.15, рассмотренное в арбитраже СЗО. Суд признает такие манипуляции сокрытием выручки.

Компания, не желающая лишиться УСН по причине того, что у нее появился филиал, может оформить новую структурную единицу как представительство. Из всех способов сохранить упрощенный режим, этот – один из наиболее безопасных, поскольку признан судебными инстанциями законным (см. Пост ФАС СЗО №А05-9537/2010 от от 11-04-11 г., ФАС СКО №А32-4638/2010 от 11-08-10 г. и др.).

Как изменится упрощенная система налогообложения в 2022 году?

По многим параметрам он действительно напоминает упрощенку, но в то же время имеет существенные отличия. Мы составили сравнительную таблицу:

Показатель

Стандартный УСН

Новый налог

Ставка

6% с доходов и 15% с доходов за вычетом расходов (повышенные ставки 8% и 20% соответственно при превышении лимитов на доходы или численность сотрудников)

8% с доходов и 20% с доходов за вычетом расходов

Минимальный налог

1%

3%

  1. Не нужно вести КУДИР и налоговый учет. По мнению представителя ФНС, сэкономленные средства бизнесмен направит на развитие производства.
  2. Упразднена отчетность, в т.ч. по НДФЛ, по страховым взносам, в социальный фонд, в Росстат.
  3. Уведомление о сумме налога к уплате будет высылаться автоматически, аналогично тому, как это происходит в приложении «Мой налог» для самозанятых.
  4. Не нужно проводить спецоценку условий труда.
  5. Работодателя освободили от предоставления имущественных и социальных вычетов.
  6. Камеральные и выездные налоговые проверки теряют свою актуальность. Следить за налогоплательщиками будут средствами оперативного контроля.
  7. Банкиры тоже окажутся в прямом смысле в плюсе после введения новой налоговой системы, потому что по расчетным счетам станут проводиться практически все денежные средства предпринимателей. Объем оборотов приведет к увеличению транзакций, как следствие — к росту прибыли.

Алексей Гидирим, сооснователь онлайн-сервиса услуг YouDo:

«Такой режим будет востребован среди зарождающихся, молодых бизнесов или компаний с небольшим числом сотрудников. Предлагаемая инициатива сильно упростит жизнь, ведь предприниматель будет совершать меньше процессов, а значит и нагрузка на штат станет значительно меньше — некоторые операции возьмет на себя ФНС. Такое упрощение и транзакционность будет воспринято текущим рынком позитивно».

Напомним, что налоговую реформу для малого и среднего бизнеса летом предложили омбудсмены бизнеса Борис Титов и Анастасия Татулова. О преобразованиях говорится в спецдокладе «МСП/Постковид. Время для системных решений», который подготовлен для президента.

Свою оценку проекта еще должны дать в Минфине и в министерстве экономического развития, после прогнозирования полученных и недополученных бюджетных доходов.

Окончательно узаконить нововведение может только Госдума и Правительство РФ после проведения всестороннего обсуждения со всеми заинтересованными участниками и изучения общественного мнения со стороны бизнес-сообщества.

Как уже стало доброй и верной традицией — обкатать новый налог с июля 2022 года решили на столице и в тройке передовых областей (Московская и Калужская области, республика Татарстан).

  • Как бизнесу правильно сотрудничать с самозанятыми: бесплатный вебинар, на котором ответим на ваши вопросы

    802 0

    Ограничения по выручке при УСН в 2021 — 2022 годах

    В статье 346.13 НК РФ указано, что налогоплательщик теряет право на УСН, если с начала года его доходы превысили 200 млн рублей. Дополнительно к этой сумме применяется коэффициент-дефлятор, поэтому предельный размер дохода будет выше.

    В проекте приказа Минэкономразвития установлено, что коэффициент-дефлятор на 2022 год равен 1,096. Это означает, что лимит доходов для упрощённой системы составит 219,2 млн рублей.

    Но сумма в 200 млн рублей, которая указана в статье 346.13 НК РФ, это так называемый повышенный лимит. Кроме того, есть обычный лимит доходов в 150 млн рублей, он приводится в статье 346.20 НК РФ. Его тоже надо умножить на коэффициент-дефлятор, поэтому на 2022 год обычный лимит равен 164,4 млн рублей.

    Ещё один лимит для УСН предложил Минфин в «Основных положения налоговой политики на 2022 год». Речь идёт о давно ожидаемом специальном режиме УСН-онлайн, который предполагает отмену деклараций. Если этот режим примут в предложенном виде, то доходы упрощенца не должны превышать 60 млн рублей в год.

    Большинство организаций и ИП переходят на УСН сразу после регистрации, когда у них ещё нет никаких доходов.

    Но если на упрощёнку планирует перейти уже работающая компания, то надо убедиться, что её доход с января по сентябрь не превышает лимита, указанного в п. 2 ст. 346.12 НК РФ. Он составляет 112,5 млн. рублей, и к этой сумме тоже применяют коэффициент-дефлятор. На 2021 год он установлен приказом Минэкономразвития от 30.10.2020 N 720 в размере 1,032.

    Это означает, что если организация планирует перейти на УСН с 1 января 2022 года, то её доход за первые девять месяцев 2021 года не должен превышать 116,1 млн рублей (из расчёта 112,5 млн рублей *1,032).

    А применив коэффициент-дефлятор на 2022 год из проекта приказа Минэкономразвития в размере 1,096, получим 123,3 млн рублей. Такой лимит будет действовать для компаний, которые планируют перейти на УСН с 2023 года.

    На индивидуальных предпринимателей лимит доходов для перехода на УСН не распространяется. Но лимиты, которые позволяют применять упрощёнку (то есть 200 млн рублей и 150 млн рублей в год с учетом коэффициента-дефлятора), действуют не только для организаций, но и для ИП.

    Этот лимит при переходе на УСН тоже установлен только для организаций. Он указан в пункте 3 статьи 346.12 НК РФ и составляет 150 млн рублей. Коэффициент-дефлятор к нему не применяется.

    Что касается соблюдения лимита по ОС для индивидуальных предпринимателей уже в рамках работы на УСН, то тут сложилась спорная ситуация. Дело в том, что пункт 3 статьи 346.12 НК РФ совершенно чётко указывает, что этот лимит распространяется только на организации! ИП в этой норме не упоминаются.

    Однако Минфин и ФНС неоднократно в своих письмах разъясняли, что соблюдать лимит остаточной стоимости основных средств обязаны не только организации, но и индивидуальные предприниматели.

    Вот что сказано в одном из последних писем Минфина (от 02.06.2021 № 03-11-11/43679) по этому вопросу: «Налогоплательщик, в том числе индивидуальный предприниматель, у которого остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учёте, в отчётном (налоговом) периоде превысила 150 млн рублей, утрачивает право на применение упрощённой системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущено такое превышение».

    Причём такую позицию ведомства поддержал и Верховный суд РФ в обзоре судебной практики от 04.07.2018: «Индивидуальные предприниматели наравне с организациями утрачивают право на применение упрощённой системы налогообложения в случае превышения предельного размера остаточной стоимости основных средств».

    Таким образом, хотя в пункте 3 статьи 346.12 НК РФ указано, что ограничения по остаточной стоимости ОС распространяются на организации, индивидуальным предпринимателям по факту тоже приходится их соблюдать.

    Основное преимущество упрощённой системы налогообложения – это пониженные ставки. Так вот, право платить налоги по минимуму зависит, в первую очередь, от соблюдения лимитов.

    Стандартные ставки для УСН составляют:

    • 6% на объекте «Доходы»;
    • 15% на объекте «Доходы минус расходы».

    Эти ставки применяются, только если полученные доходы (выручка и некоторые внереализационные доходы) не превышают обычных лимитов по годовому доходу и численности работников. Причём по регионам РФ ставки могут быть ещё ниже: до 1% на УСН Доходы и до 5% на Доходы минус расходы.

    Если же доход или количество работников больше, но при этом соблюдаются пределы для применения УСН, то налог платят по повышенным ставкам:

    • 8% на объекте «Доходы»;
    • 20% на объекте «Доходы минус расходы».

    Для удобства соберём все лимиты в таблицу.

    Таблица: лимиты доходов для применения УСН в 2022 году

    Условия работы на УСН Годовой доход Численность Стоимость ОС
    Стандартные и пониженные региональные ставки Не более 164,4 млн рублей Не более 100 человек Не более 150 млн рублей
    Повышенные ставки От 164,4 до 219,2 млн рублей От 101 до 130 человек Не более 150 млн рублей
    Утрата права на УСН Свыше 219,2 млн рублей Свыше 130 человек Свыше 150 млн рублей

    Обратите внимание: лимит УСН на новый 2022 год рассчитан с учётом предполагаемого коэффициента-дефлятора, указанного в проекте приказа Минэкономразвития.

    Порядок начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения

    Если плательщик УСН превысил лимиты по доходам, остаточной стоимости ОС, численности работников или нарушил другие условия применения упрощённой системы, то он обязан сообщить об этом.

    Для этого в свою ИФНС подают заявление по форме № 26.2-2 из приказа ФНС от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@. Срок подачи – не позднее 15 календарных дней по окончании квартала, в котором были нарушены условия применения упрощёнки. А не позже 25-го числа месяца этого квартала надо сдать последнюю декларацию по УСН.

    Причём утрата права на упрощёнку определяется с начала того квартала, когда были допущены нарушения (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Соответственно, налоги будут начисляться уже по правилам общей системы налогообложения.

    До тех пор, пока доходы налогоплательщика не превысят 150 млн рублей и средняя численность сотрудников не окажется больше 100, действуют стандартные ставки по упрощённому налогу:

    • 1–6 % — для объекта налогообложения «доходы»;
    • 5–15 % — для объекта налогообложения «доходы минус расходы».

    После того, как налогоплательщик заработает больше 150 млн рублей или наймёт 101-го сотрудника, — начинается переходный период. Он стартует с самого начала того квартала, в котором были превышены базовые лимиты. В этом случае ставки по налогу возрастают:

    • 8 % — для объекта налогообложения «доходы»;
    • 20 % — для объекта налогообложения «доходы минус расходы».

    Если до конца налогового периода доходы упрощенца не превысят 200 млн рублей, а средняя численность сотрудников не превысит 130 человек, в следующем году он сможет продолжить применять УСН.

    С начала того квартала, в котором выручка превысила 200 млн рублей или средняя численность сотрудников превысила 130 человек, налогоплательщик потеряет право на применение УСН. Тогда придётся платить все налоги, предусмотренные ОСНО: налог на прибыль, НДС, налог на имущество.

    Компания сможет снова вернуться на упрощёнку не ранее, чем через год после утраты права на применение УСН. Важное условие: лимиты для перехода на упрощённый режим снова должны соблюдаться.

    Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней

    Кроме новых лимитов и налоговых ставок, есть и другие важные изменения:

    1. Налоговые каникулы для ИП на УСН продлили до 2024 года. Они доступны новым ИП, которые заняты в производственной, социальной, научной сферах или в сфере бытовых услуг населению. Во время каникул упрощенцы применяют нулевую ставку по налогу, и даже на УСН 15 % налог можно будет совсем не платить. Подробнее — в статье «Налоговые каникулы ИП в 2021 году».
    2. Декларацию по УСН поменяли. За 2021 год нужно будет отчитываться по новой декларации, форма которой утверждена приказом от 25.12.2020 № ЕД-7-3/958@. В неё добавили строки и коды для повышенных ставок по УСН. Чтобы упрощенцы не путались, налоговая разрешила отчитываться по новой форме уже за 2020 год, но можно использовать и старую.
    3. При расчёте 1 % взносов в ПФР можно учитывать расходы. Раньше налоговая и Минфин говорили, что предпринимателям на УСН «доходы минус расходы» учитывать расходы при расчёте переменной части страховых взносов в ПФР нельзя. Предприниматели должны были платить 1 % со всех доходов, которые превысили 300 000 рублей. Теперь это делать разрешили, поэтому огромных переплат больше не будет. О том, как вернуть переплату, рассказала Елена Кулакова в статье «Переплата по 1 % взносам ИП за себя: возврат и зачёт».

    Федеральный закон от 31.07.2020 № 266-ФЗ начал действовать 31 июля 2020 года. Он принципиально обновил «упрощенку». Но основные изменения вступят в силу только с 1 января 2021 года – с нового налогового периода по УСНО.

    Как сказано в пояснительной записке к соответствующему законопроекту, рассматриваемые новшества разработаны на основании п. 1.4 разд. 4.1 Паспорта федерального проекта «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности», являющегося частью национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», которым предусмотрено мероприятие по законодательному закреплению переходного налогового режима для субъектов малого и среднего предпринимательства, утративших право на применение УСНО в случае превышения максимального уровня выручки и (или) среднесписочной численности работников.

    В 2020 году предельный размер доходов, при превышении которого организация (индивидуальный предприниматель) утрачивает право на применение УСНО, равен 150 млн руб.

    С 2021 года к утрате права на применение «упрощенки» приведет доход, превысивший 200 млн руб. Но это не означает, что, как в действующей редакции гл. 26.2 НК РФ, можно получить доход в 200 млн руб. и облагать его, например, по ставке 6 % (объект «доходы»). Одновременно законодатель ввел отдельный порядок налогообложения доходов, превышающих 150 млн руб. (об этом далее).

    Корректировки внесены в ст. 346.13 НК РФ.

    Теперь п. 4 ст. 346.13 НК РФ гласит, что если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и с пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 200 млн руб., и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пп. 1 – 11, 13, 14 и 16 – 21 п. 3, п. 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 НК РФ, и (или) средняя численность работников налогоплательщика превысила ограничение, установленное пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, более чем на 30 человек, то такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСНО с начала того квартала, в котором допущены указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников и (или) несоответствие указанным требованиям.

    Это означает, что если «упрощенец» получит доходы более 200 млн руб. или средняя численность работников превысит 130 человек, то он больше не вправе применять данный спецрежим.

    Уточнено, что все размеры доходов, обозначенные в гл. 26.2 НК РФ, в том числе указанные в п. 4, 4.1 ст. 346.13, п. 1.1 и 2.1 ст. 346.20, абз. 2 п. 1, абз. 2 п. 3 и абз. 2 п. 4 ст. 346.21 НК РФ величины доходов налогоплательщика, будут индексироваться в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 346.12 НК РФ. Напомним, что на сегодняшний день индексация приостановлена (см. Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ[2]).

    Но если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и с пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, не превысили 200 млн руб., в течение отчетного (налогового) периода не было допущено несоответствие требованиям, установленным пп. 1 – 11, 13, 14 и 16 – 21 п. 3, п. 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 НК РФ, и средняя численность работников налогоплательщика не превысила ограничение, установленное пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, более чем на 30 человек, то такой налогоплательщик вправе продолжать применять УСНО в следующем налоговом периоде.

    Изначально основными налоговыми ставками при УСНО были:

    • 6 % – при применении объекта налогообложения «доходы»;

    • 15 % – при выборе объекта налогообложения «доходы минус расходы».

    Затем субъектам РФ дали право снижать приведенные ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков:

    • до 1 % – при применении объекта налогообложения «доходы»;

    • до 5 % – при выборе объекта налогообложения «доходы минус расходы».

    С 2021 года при применении УСНО будут действовать дополнительные налоговые ставки 8 % (объект «доходы») и 20 % (объект «доходы минус расходы»). Соответствующие поправки внесены в ст. 346.20 НК РФ.

    Но сразу скажем: это не означает, что действующие сегодня ставки 6 и 15 % больше не будут применяться. Они остаются.

    Одновременно внесены поправки в ст. 346.21 НК РФ – в порядок исчисления и уплаты налога.

    По общему правилу налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

    В отношении налогоплательщиков, у которых доходы превысили 150 млн руб., но не превысили 200 млн руб. и (или) в течение указанного периода средняя численность работников которых превысила 100 человек, но не превысила 130 человек, налог исчисляется путем суммирования следующих двух величин:

    • величина, равная произведению соответствующей налоговой ставки, установленной в соответствии с п. 1 или 2 ст. 346.20 НК РФ, и налоговой базы, определенной для отчетного периода, предшествующего кварталу, в котором произошли указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников;

    • величина, равная произведению соответствующей налоговой ставки, установленной п. 1.1 или 2.1 ст. 346.20 НК РФ, и части налоговой базы, рассчитанной как разница между налоговой базой налогового периода и налоговой базой, определенной для отчетного периода, предшествующего кварталу, в котором произошли указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников.

    В этом же порядке исчисляются авансовые платежи по налогу, уплачиваемому при УСНО.

    Когда возникает потеря права на УСН

    Налоговая ставка устанавливается в размере 6 % в случае, если объектом налогообложения являются доходы.

    Законами субъектов РФ, как и сегодня, могут быть установлены пониженные налоговые ставки в пределах от 1 до 6 % в зависимости от категорий налогоплательщиков.

    При этом если «упрощенец» получил доходы более 150 млн руб., но не более 200 млн руб. и (или) средняя численность работников налогоплательщика превысила 100 человек, но не превысила 130 человек, то применяется налоговая ставка в размере 8 % в отношении части налоговой базы, рассчитанной как разница между налоговой базой, определенной за отчетный (налоговый) период, и налоговой базой, определенной за отчетный период, предшествующий кварталу, в котором допущены указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников.

    Если указанные превышения допущены налогоплательщиком в I квартале календарного года, то для такого налогоплательщика налоговая ставка устанавливается в размере 8 % для этого налогового периода.

    Поясним сказанное на примере (страховые взносы не учитываем).

    Пример 1.

    Организация, применяющая УСНО с объектом налогообложения «доходы», за девять месяцев 2021 года получила доход 120 млн руб. По итогам 2021 года доход составил 180 млн руб. Как рассчитать сумму налога, уплачиваемого при УСНО, за 2021 год?

    За девять месяцев 2021 года сумма налога, уплачиваемого при УСНО, составит 7,2 млн руб. (120 млн руб. х 6 %).

    За налоговый период 2021 год сумма налога, уплачиваемого при УСНО, составит 12 млн руб. (7,2 млн руб. + (180 — 120) млн руб. х 8 %).

    Налоговая ставка устанавливается в размере 15 % в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

    Законами субъектов РФ также могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 5 до 15 % в зависимости от категорий налогоплательщиков.

    При этом налогоплательщики, применяющие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, начиная с квартала, по итогам которого доходы налогоплательщика, определяемые нарастающим итогом с начала налогового периода в соответствии со ст. 346.15 и с пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 150 млн руб., но не превысили 200 млн руб. и (или) в течение которого средняя численность работников превысила 100 человек, но не превысила 130 человек, при исчислении налога применяют налоговую ставку в размере 20 % в отношении части налоговый базы, рассчитанной как разница между налоговой базой, определенной за отчетный (налоговый) период, и налоговой базой, определенной за отчетный период, предшествующий кварталу, в котором допущены указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников.

    Если указанные превышения допущены налогоплательщиком в I квартале календарного года, то для такого налогоплательщика налоговая ставка устанавливается в размере 20 % для данного налогового периода.

    Пример 2.

    Организация, применяющая объект налогообложения «доходы минус расходы», за девять месяцев 2021 года получила:

    • доходы – 120 млн руб.;

    • расходы – 50 млн руб.

    По итогам 2021 года были получены следующие результаты:

    • доходы – 180 млн руб.;

    • расходы – 60 млн руб.

    Как рассчитать сумму налога, уплачиваемого при УСНО, за 2021 год?

    За девять месяцев 2021 года сумма налога, уплачиваемого при УСНО, составит 10,5 млн руб. ((120 — 50) млн руб. х 15 %).

    За налоговый период 2021 года сумма налога, уплачиваемого при УСНО, составит 20,5 млн руб. (10,5 млн руб. + ((180 — 60) — (120 — 50)) млн руб. х 20 %).

    Пункт 2 ст. 346.18 НК РФ дополнен нормой, которой установлено, что если по итогам отчетного (налогового) периода сумма расходов превышает сумму доходов, то применительно к этому отчетному (налоговому) периоду налоговая база принимается равной нулю. Данная поправка касается только «упрощенцев», выбравших объект налогообложения «доходы минус расходы».

    Кардинально нового в этом случае ничего нет: если расходы, учитываемые по правилам, установленным гл. 26.2 НК РФ, превышают полученные доходы, то уплачивается только минимальный налог в порядке, установленном п. 6 ст. 346.18 НК РФ.

    УСН и ОСНО — два самостоятельных налоговых режима. Налоговое законодательство не предусматривает их совмещение, поэтому одновременно платить меньше налогов и комфортно работать с плательщиками НДС не получится. Если вы расширяете бизнес или хотите увеличить количество возможных контрагентов, то придется переходить на ОСНО или регистрировать новое предприятие (письма Минфина России от 21.11.2014 № 03-11-09/59138, от 21.03.2014 № 03-11-11/12344).

    Переход на общую систему налогообложения с УСН бывает добровольным и обязательным. От основания перехода зависит порядок действий и период, в который можно перейти с УСН на ОСНО.

    Новый налоговый режим для малого бизнеса. Обзор основных изменений

    В ОННП предлагают пересмотреть правила определения места реализации для целей НДС. В соответствии с предложением Минфина услуги иностранных поставщиков или работы зарубежных подрядчиков должны облагаться НДС, причем оплачивать налог будет покупатель по месту ведения своей деятельности. При этом сами зарубежные компании не обязаны регистрироваться на территории РФ, однако могут это сделать в добровольном порядке.

    Пока не ясно, относится ли эта инициатива к электронным услугам – в документе по этому поводу Минфин не высказался. Услуги, реализуемые иностранным покупателям, под НДС не попадают.

    Еще одно предложение касается льготы по НДС при передаче товаров, услуг или работ в целях рекламы. Сейчас предприниматели не платят НДС, если расходы на создание или приобретение такого товара не превышают 100 р. В будущем планируется увеличить лимит до 300 р.

    Перейти на УСН онлайн смогут микропредприятия, если:

    • общая численность штата не превышает 5 человек;
    • годовой доход организации составляет не более 60 млн руб.

    Микробизнесу на новой УСН не нужно будет заполнять декларации: ФНС самостоятельно рассчитает все налоги на основании данных ККТ и банковских счетов.

    Минфин отметил, что с начала налоговой проверки до вынесения решения проходит много времени, а значит, недобросовестные налогоплательщики могут скрыть имущество и, соответственно, уклониться от налоговых обязательств.

    Чтобы этого не произошло, планируется обеспечивать залогом разницу между суммой налогов, рассчитанных на основании среднеотраслевых показателей, и суммой уже выплаченных налогов за период, в рамках которого проводится проверка.

    Пока что этот вопрос законодателями не прорабатывался: эксперты уверены, что обсуждение подобных изменений должно проходить в тесном контакте с бизнесом.

    В документе раскрываются планы и на последующие годы. В частности, планируется:

    • расширить имеющиеся и добавить новые преференции для IT-компаний;
    • сохранить освобождение от налога на движимое имущество;
    • рассмотреть возможность введения акциза на калорийные безалкогольные напитки с газом – пока что есть сомнения в целесообразности этой идеи.

    Эксперты предупреждают — в ближайшее время бизнес ждет ужесточение налогового режима. В ОННП не указаны многие направления, по которым уже ведется работа. Поэтому предсказуемости в отношении налогового законодательства ждать не стоит.

    С 1 января 2021 года для «нарушителей» стандартных условий действует переходный налоговый режим. Лимиты повысят:

    • годовой доход — не больше 200 млн рублей;

    • среднесписочную численность — не больше 130 сотрудников.

    Если предприниматели примут на работу 101-го сотрудника или заработают больше 150 млн рублей, то останутся на упрощёнке. Но будут платить больше: 8% с доходов или 20% с разницы между доходами и расходами.

    Ставки единые для всех регионов. Они применяются начиная с квартала, в котором доходы или штат превысили стандартные лимиты. Если предприниматель не нарушит лимиты переходного режима, то с 1 января нового года автоматически вернётся на стандартные условия. Если нарушит — перейдёт на ОСНО.

    1. Если предприниматели превысил стандартные лимиты по доходу в 150 млн рублей или штату в 100 человек, они платят налоги по переходному режиму. Для УСН «доходы» — по ставке 8%, «доходы минус расходы» — по ставке 20%.

    2. Переходный режим действует начиная с квартала, в котором был превышен один из лимитов. Если бизнес не превысит лимиты в 200 млн рублей по доходу и 130 человек по штату, он вернётся на стандартные условия с нового года.

    3. Обычно перейти на УСН можно только с нового года. Но если в четвёртом квартале 2020 года бизнес работал на ЕНВД, подать уведомление можно до 31 марта 2021 года.

    4. Предприниматели будут сдавать новую декларацию за 2021 год. В неё добавили строки и коды для переходного режима.

    5. Если ИП впервые зарегистрировался и начал работать в социальной, научной или производственной сфере, он получит налоговые каникулы до конца 2023 года. Виды деятельности и условия зависят от региона.

    Если у вас нет филиалов, и вы не относитесь к тем, кому работать на УСН запрещено (ст. 346.12 НК РФ), то для того, чтобы работать на упрощенке, нужно соответствовать таким критериям:

    • численность работающих – не больше 100 человек;
    • остаточная стоимость ОС — не выше 150 млн. руб.;
    • доля участия других юрлиц – не более 25%;
    • лимит доходам, полученным за год – не выше 150 млн. руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

    С 2021 года разрешено в определённых пределах превышать лимиты по численности персонала и доходу и не переходить при этом на ОСН, а платить УСН-налог по более высоким ставкам.

    Чтобы в 2021 году работать на УСН и платить налог по обычным ставкам 6% для объекта «доходы» и 15% для объекта «доходы минус расходы», нужно, чтобы доход не превысил 154,8 млн. руб. (150 млн. руб. х 1,032).

    Чтобы не потерять право на УСН, нужно, чтобы доход не превысил 206,4 млн. руб. (200 млн. руб. х 1,032). При уровне дохода от 154,8 млн. руб. до 206,4 млн. руб. ставки УСН-налога повышаются: 8% для объекта «доходы» и 20% для объекта «доходы минус расходы».

    Такие же повышенные ставки УСН-налога нужно будет применять и в том случае, когда численность работников будет больше 100, но меньше 130 человек.

    Понятно, что если налогоплательщик уже использует преимущества «упрощенки», то изначально им были соблюдены все условия, гарантирующие возникновение этого права. А значит, следует сосредоточиться на п. 4 ст. 346.13 НК РФ, содержащем основания его прекращения.

    Итак, хозяйствующий субъект обязан перейти на общий режим налогообложения, если в каком-либо квартале произойдет:

    • превышение суммы доходов, равной 68 820 000 руб. (60 000 000 руб. x 1,147, где 1,147 – коэффициент-дефлятор, установленный на 2015 год[1]);
    • превышение средней численности работников (100 человек);
    • превышение остаточной стоимости основных средств, которые используются для получения дохода (100 млн руб.);
    • попадание в запрещающий список из ст. 346.12 НК РФ.

    Чуть подробнее о каждом пункте приведенного перечня.

    Прежде всего необходимо помнить, что утрата права на применение УСН не освобождает налогоплательщика от обязанностей, возникших в период ее использования. Помимо того, что о начале применения ОСНО бывшему «упрощенцу» необходимо сообщить в свою налоговую инспекцию в течение 15 календарных дней после окончания квартала, в котором утрачено право на УСНО (п. 5 ст. 346.13 НК РФ), воспользовавшись для этого формой 26.2-2[5], он обязан уплатить исчисленную за время применения спецрежима сумму единого налога (разумеется, за вычетом авансовых платежей) и представить в налоговый орган декларацию по УСНО – это нужно сделать в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом перехода на ОСНО (п. 7 ст. 346.21, п. 3 ст. 346.23 НК РФ).

    Невыполнение указанных обязанностей является налоговым правонарушением и влечет за собой ответственность[6] на основании:

    • ст. 126 НК РФ (200 руб.) – за непредставление (несвоевременное представление) уведомления об утрате права на применение УСНО;
    • ст. 119 НК РФ (5% неуплаченной суммы налога за каждый месяц со дня, установленного для представления декларации) – за непредставление (несвоевременное представление) декларации. Если налог уплачен, но декларация не представлена – 1 000 руб.

    Обратите внимание

    Непосредственно за неуплату (неперечисление в бюджет) суммы налога, указанной в декларации, налогоплательщика не накажут, поскольку подобное его бездействие не образует состав правонарушения, установленного ст. 122 НК РФ. Тогда с налогоплательщика подлежат взысканию пени (п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57[7], Письмо ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692).

    Ну и, разумеется, после утраты права на применение «упрощенки» нужно восстановить (или организовать) налоговый учет в рамках ОСНО.

    Вообще-то есть теоретическая возможность перейти с УСНО на ЕНВД (если, конечно, налогоплательщик осуществляет только те виды деятельности, которые подпадают под действие такого спецрежима) – подать заявление о постановке на учет в качестве плательщика данного налога. Но сделать это необходимо в течение пяти дней с момента начала применения указанной системы налогообложения (п. 3 ст. 346.28 НК РФ), то есть в нашем случае – с момента утраты права на УСНО, который, как мы помним, наступает с 1-го числа квартала, в котором зафиксированы нарушения соответствующих ограничений. Так что практически подобный переход малореален…

    Напомним, какие налоги придется платить бывшим «упрощенцам» после возврата к общему режиму:

    Организациям

    Индивидуальным предпринимателям

    – налог на прибыль;

    – НДС;

    – налог на имущество организаций

    – НДФЛ;

    – НДС;

    – налог на имущество физических лиц

    Переход на УСН с 2022 года: главное за 5 минут

    «Упрощенцам», утратившим право на применение спецрежима, необходимо выбрать метод учета доходов и расходов в целях расчета налога на прибыль: кассовый или начисления. Отметим, что данный выбор осуществляют не только организации, но и предприниматели, поскольку свои доходы и расходы в целях обложения НДФЛ они учитывают с использованием тех же методов (см. Решение ВАС РФ от 08.10.2010 № ВАС-9939/10).

    Если для работы на общем режиме налогоплательщик выберет кассовый метод, то особых сложностей у него не возникнет, ведь на УСНО он применял его же. Но этот метод доступен только тем, у кого средний размер выручки (без НДС) за последние четыре квартала не превысил 1 млн руб. (п. 1 ст. 273 НК РФ), что вряд ли подойдет хозяйствующему субъекту, «слетевшему» с «упрощенки» из-за превышения лимита выручки.

    Альтернатива кассовому методу – метод начисления. В дальнейшем речь пойдет только о нем.

    Если налогоплательщик намерен использовать этот метод, при уходе с «упрощенки» у него могут возникнуть проблемы. Например, по сделкам, в счет которых:

    • получена неотработанная предоплата;
    • выдан аванс поставщикам и подрядчикам под будущие поставки товаров (работ, услуг);
    • товары отгружены (работы выполнены, услуги оказаны) покупателям, но еще не оплачены ими;
    • товары (работы, услуги) от поставщиков получены, но не оплачены налогоплательщиком.

    Понятно, что корень названных проблем – в моменте признания в целях налогового учета доходов и расходов при использовании разных методов. В общем-то механизм перехода с одного метода на другой описан в п. 2 ст. 346.25 НК РФ, но достаточно скупо, что и рождает некоторые вопросы.

    В первом месяце квартала, в котором было утрачено право на применение «упрощенки», налогоплательщик должен признать в составе своих доходов суммы выручки от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг в период применения им УСНО, оплата (частичная оплата) которых не произведена покупателем до даты перехода на ОСНО (пп. 1 п. 2 ст. 346.25 НК РФ). Это понятно: то, что не признавалось доходом по кассовому методу, является таковым по методу начисления. То есть часть дебиторской задолженности, связанная с фактически поставленными, но не оплаченными товарами (работами, услугами), следует включать в состав налогооблагаемых доходов независимо от даты погашения долга. Эти суммы квалифицируются как доходы прошлых лет, выявленные в отчетном (налоговом) периоде (п. 10 ст. 250 НК РФ). Возникает вопрос: а как быть с еще одной составляющей «дебиторки» – авансами, уплаченными поставщикам? Ну, доходом они не могут быть признаны по определению и по этой причине в состав «переходных» доходов не включаются. Расходами же при использовании метода начисления суммы предоплаты не признаются на основании п. 14 ст. 270 НК РФ[8], так что и при определении «переходных» расходов не учитываются.

    Что касается авансов, полученных в период применения УСНО в оплату услуг, оказываемых уже после перехода на ОСНО, такие суммы уже были учтены в составе налогооблагаемых доходов на «упрощенке» и с них был уплачен налог. Поэтому вполне логично, что после перехода на ОСНО налогоплательщик не должен включать в состав доходов стоимость реализованных товаров (работ, услуг) в счет полученного ранее аванса[9].

    В силу пп. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ в месяце перехода с УСНО на ОСНО налогоплательщик признает расходы на приобретение в период применения «упрощенки» товаров, работ, услуг, которые не были оплачены (в том числе частично) до даты перехода, если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ. Данные расходы квалифицируются как внереализационные (пп. 1 п. 2 ст. 265 НК РФ).

    Минфин неоднократно разъяснял, что в приведенной норме имеются в виду только расходы, которые «упрощенец» мог учесть при налогообложении, то есть названные в ст. 346.16, с учетом положений п. 2 ст. 346.17 НК РФ о моменте их признания[10]. По этой причине, к примеру, нет никакой возможности учесть при исчислении налогооблагаемой прибыли суммы безнадежных долгов, возникших в период применения УСНО (Письмо Минфина России от 23.06.2014 № 03‑03‑06/1/29799).

    Возникает резонный вопрос: а вправе ли применить переходные положения пп. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ налогоплательщик, у которого объектом налогообложения были доходы? Ранее финансисты высказывались категорично: расходы, относящиеся к налоговым периодам, в которых применялся объект налогообложения в виде доходов, при переходе налогоплательщика с УСНО на общий режим налогообложения не учитываются[11]. Однако подобный подход далеко не всегда находил понимание у арбитров, встававших на сторону бывших «упрощенцев»-«доходников». Ведь законодатель, формулируя положения п. 2 ст. 346.25 НК РФ, обошелся без упоминания объекта налогообложения. Самым ярким примером подобного решения судей явилось Постановление АС ПО от 24.10.2014 по делу № А72-339/2014, оставленное в силе Определением ВС РФ от 06.03.2015 № 306-КГ15-289. И вот названный судебный акт ФНС включила в обзор судебных решений ВС РФ, направляемых для использования в работе нижестоящими налоговыми органами (Письмо от 17.07.2015 № СА-4-7/12693@). Впрочем, Минфин тоже признал, что применение пп. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ не ставится в зависимость от объекта налогообложения при УСНО (Письмо от 22.12.2014 № 03‑11‑06/2/66188).

    Таким образом, при переходе на ОСНО налогоплательщик вправе включить в состав расходов кредиторскую задолженность перед поставщиками и подрядчиками, образовавшуюся при применении УСНО, независимо от объекта налогообложения, выбранного во время использовании этого спецрежима, правда, при условии, что соответствующие расходы в принципе предусмотрены в гл. 26.2 НК РФ.

    Еще один момент: в пп. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ говорится о расходах на приобретение товаров, работ, услуг, имущественных прав, но в реальности налогоплательщик вправе учесть расходы и в виде начисленной заработной платы, страховых взносов, налогов и т. д. – финансисты не возражают (см., например, письма от 01.06.2007 № 03‑11‑04/2/154, от 06.10.2006 № 03‑11‑02/711).

    Следует обратить внимание и на то, что «переходные» расходы признаются, если иное не предусмотрено нормами гл. 25 НК РФ. Значит, затраты должны быть, во-первых, подтверждены документами, во-вторых, фактически осуществлены. Если по правилам гл. 25 НК РФ момент признания расходов еще не наступил, то в первом месяце после перехода на ОСНО такой расход не признается, момент его учета откладывается до даты, определяемой в соответствии с гл. 25 НК РФ. Для наглядности приведем таблицу.

    Затраты (в стоимостном выражении)

    Момент признания в составе расходов на ОСНО

    Сырье, материалы, инвентарь и оборудование стоимостью 40 000 руб. и меньше (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ)

    – не оплаченные и не списанные в производство (не переданные в эксплуатацию) до перехода на ОСНО

    На дату списания в производство (отпуска в эксплуатацию) (п. 2 ст. 272 НК РФ)

    – не оплаченные, но списанные в производство (переданные в эксплуатацию) до перехода на ОСНО

    На 1-е число первого месяца квартала, с которого утрачено право на применение УСНО

    Работы и услуги, не оплаченные, но принятые к учету до перехода на ОСНО

    Товары

    Налогоплательщик, применяющий ОСНО, учитывает в целях исчисления налога на прибыль расходы на приобретение или создание объектов основных средств и нематериальных активов в размере начисленных амортизационных отчислений (п. 3 ст. 272 НК РФ), для расчета которых немаловажен такой показатель, как остаточная стоимость имущества. Налогоплательщик, применяющий УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы», все подобные расходы списывает после ввода ОС в эксплуатацию (принятию НМА к бухгалтерскому учету) в конце каждого отчетного периода в течение налогового периода равными долями в размере уплаченных сумм (п. 3, 4 ст. 346.16, пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ)[12]. Поэтому при «слете» с «упрощенки» вполне реальна ситуация, когда стоимость ОС или НМА не будет учтена при расчете единого налога в полном размере. А «упрощенец»-«доходник» вообще не отражает названные расходы в своем налоговом учете, но правила исчисления амортизации имущества в целях бухгалтерского учета едины для всех категорий налогоплательщиков…

    К чему это? Да к тому, что «упрощенцам» (вне зависимости от выбранного ими объекта налогообложения), имеющим ОС и НМА, расходы на приобретение или создание которых были осуществлены в период применения УСНО, но не были в полном объеме перенесены на расходы, п. 3 ст. 346.25 НК РФ предписывает при переходе на ОСНО (вне зависимости от причин такого перехода) определять остаточную стоимость этих ОС и НМА путем уменьшения их остаточной стоимости, определенной на дату перехода на «упрощенку», на сумму расходов, определяемую за период применения этого спецрежима.

    Контролирующие органы трактуют данную норму однозначно: речь в ней ведется только о тех объектах ОС и НМА, которые были введены налогоплательщиком в эксплуатацию до начала применения им УСНО; объекты, приобретенные (созданные) и введенные в эксплуатацию во время применения «доходной» «упрощенки» остаточной стоимости не имеют, а значит, амортизировать это имущество для целей исчисления налога на прибыль бывшие «упрощенцы»-«доходники» не вправе[13]. «Расходники» же определяют остаточную стоимость такого имущества по формуле[14]:

    Остаточная стоимость объекта на дату перехода

    с УСНО на ОСНО

    =

    Первоначальная стоимость

    Стоимость, учтенная в расходах на УСНО

    Однако АС ЦО в Постановлении от 10.11.2014 по делу № А23-223/2014 отметил, что НК РФ не содержит норм, препятствующих определению остаточной стоимости ОС при переходе на ОСНО с «доходной» УСНО. При этом суд сослался на п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Арбитры решили, что организация правомерно определила остаточную стоимость ОС, приобретенных в период применения ею УСНО с объектом налогообложения «доходы», исходя из остаточной стоимости по данным бухгалтерского учета – первоначальной стоимости ОС, уменьшенной на сумму амортизации, начисленной за период применения спецрежима.

    Хозяйствующий субъект, утративший право на применение УСНО, автоматически становится плательщиком НДС по всем основаниям, установленным гл. 21 НК РФ.

    Согласно п. 6 ст. 346.25 НК РФ такой налогоплательщик получает право принять к вычету суммы НДС, указанные в счетах-фактурах поставщиков при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении «упрощенки». Обратите внимание: о выбранном объекте налогообложения в данной норме не сказано ни слова. По сути, речь в ней идет о части той самой кредиторской задолженности, которая учитывается в прибыльных расходах. Итак, если толковать упомянутую норму буквально, то любой «упрощенец» при переходе на ОСНО может заявить в первом квартале работы на этом режиме к вычету предъявленные ему суммы НДС:

    • по сырью, материалам и инструментам, приобретенным, но не отпущенным в производство (эксплуатацию) и не оплаченным в период применения УСНО;
    • по товарам, приобретенным и проданным, но не оплаченным поставщикам в период применения УСНО;
    • по товарам, приобретенным, но не проданным в период применения УСНО;
    • по строительным работам, принятым в период применения УСНО, и товарам, приобретенным в этот период для строительства ОС, если построенный объект введен в эксплуатацию после перехода на ОСНО.

    По товарам (работам, услугам), оплаченным в период применения УСНО, но полученным после перехода на общий режим, налогоплательщик может заявить НДС к вычету после принятия их к бухгалтерскому учету.

    Но, увы, воспользоваться правом на вычет, предоставленным п. 6 ст. 346.25 НК РФ, без риска получить претензию со стороны контролеров могут только субъекты, применявшие ранее «упрощенку» с объектом «доходы минус расходы». Дело в том, что КС РФ принял решение, согласно которому «упрощенцы»-«доходники» такого права лишены, поскольку они и без того пользовались налоговой выгодой в виде более низкой налоговой ставки по УСНО (Определение от 22.01.2014 № 62-О). Высший суд страны указал, что, переходя в добровольном порядке на УСНО, налогоплательщики сами выбирают объект налогообложения, то есть самостоятельно решают, когда и каким образом им выгоднее распорядиться принадлежащим им правом, в том числе с учетом налоговых последствий своих действий (размера налоговой ставки, особенностей ведения налогового учета и пр.).

    ФНС данную правовую позицию рекомендовала для использования в работе нижестоящим налоговым органам (Письмо от 17.07.2015 № СА-4-7/12690@). И хотя автор статьи с этой позицией не согласен, оспаривать ее в судебном порядке нет смысла: слишком многие арбитры при разрешении налоговых споров по схожим обстоятельствам используют именно ее[15].

    Написать комментарий

        АУСН протестируют сначала в Москве, Московской и Калужской областях, а также в Татарстане. В этих регионах опробовать новый спецрежим планируют на протяжении 1,5 лет с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2023 года. Потом АУСН распространят на всю Россию.

        Новый спецрежим рассчитан на организации и ИП с доходом не более 60 млн руб. с начала года и численностью работников не более 5 человек. Однако есть ряд ограничений, когда АУСН применять нельзя (об этом мы расскажем в другой статье).

        На АУСН можно выбрать объект налогообложения:

        • «доходы» (ставка налога – 8%)
        • «доходы минус расходы» (ставка налога – 20 %).

        Регионы не вправе уменьшать ставки. Но пока списка таких регионов нет.

        При объекте «доходы минус расходы» можно будет учесть расходы некоторые расходы. При этом минимальный налог при объекте «доходы минус расходы» будут считать по ставке 3 процента. То есть, полностью списать все в расходы и избежать уплаты налога не получится.

        Перечислять НДФЛ за работников (если они есть у ИП) будет банк. Исчислять и уплачивать НДФЛ банк будет на основании зарплатных реестров.

        Организации и ИП на новом спецрежиме не будут платить страховые взносы за работников на пенсионное, медицинское страхование, а также взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Взносы «на травматизм» будут фиксированными – 2040 руб. за всех работников независимо от численности. Взносы за ИП на пенсионное, социальное и медстрахование платить не придется. В нашем случае – это важно.


        Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован.