План работы уполномоченного по охране труда на 2022 год

Автор: | 28.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «План работы уполномоченного по охране труда на 2022 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Законом № 311-ФЗ изменена структура разд. Х ТК РФ «Охрана труда». В частности, заново переписаны положения нескольких глав, которые регламентируют сферу ОТ. Суть внесенных поправок, обусловленных в том числе правоприменительной практикой, заключается в следующем:

1. Уточнены права и обязанности субъектов трудовых отношений (работодателя и работников), а также структурированы основные процедуры управления охраной труда у работодателя (в частности, определен порядок осуществления деятельности созданных у работодателя служб по ОТ).

2. Установлен запрет на работу в опасных условиях труда. Данный запрет может быть введен по результатам СОУТ (если условия труда на рабочих местах будут отнесены к опасному классу). Возобновить деятельность на таких рабочих местах работодатель сможет только по результатам внеплановой СОУТ, которая подтвердит снижение класса условий труда. Процедура установления и снятия запрета на работу в опасных условиях труда определена положениями новой ст. 214.1 ТК РФ.

3. Регламентирован механизм управления профессиональными рисками. Этому вопросу посвящена новая ст. 218 ТК РФ.

4. Модернизирован подход к реализации мер безопасности посредством перехода от предоставления СИЗ в зависимости от наименования профессии (должности) работника, занятого на конкретном рабочем месте (так называемого списочного подхода к обеспечению СИЗ), к обеспечению СИЗ в зависимости от имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов. Эти правила прописаны в новой редакции ст. 221 ТК РФ.

5. Усовершенствована процедура расследования и учета несчастных случаев на производстве, в том числе с целью предотвращения сокрытия микроповреждений (микротравм) (новая редакция ст. 227 ТК РФ).

При этом базовые принципы в области ОТ, которые заложены в действующей редакции Трудового кодекса, остались неизменными.

Требования по охране труда: что изменится с 2022 года?

Изменено название гл. 34 ТК РФ на «Государственное управление охраной труда и требования охраны труда».

В ней раскрыто понятие «государственное управление охраной труда» (см. ст. 211 ТК РФ), а также разграничены полномочия в этой области между Правительством РФ, федеральными и региональными исполнительными органами власти в сфере охраны труда (см. новые ст. 211.1 – 211.3 ТК РФ).

Кроме того, Законом № 311-ФЗ скорректированы общие принципы установления национальных стандартов безопасности труда, а также государственных нормативных требований охраны труда, утверждаемых уполномоченными органами власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (новая ст. 212 ТК РФ). Также определен порядок проведения государственной экспертизы условий труда (новая ст. 213 ТК РФ).

Заметим: некоторые из перечисленных вопросов частично уже были урегулированы положениями действующих сейчас ст. 211, 216 и 216.1 ТК РФ. Внесенными поправками существующие правила уточнены и дополнены.

Два основных принципа обеспечения безопасности труда сформулированы в новой ст. 209.1 ТК РФ:

1) предупреждение и профилактика опасностей . Работодатель должен систематически осуществлять мероприятия по улучшению условий труда, включая ликвидацию или снижение уровней профессиональных рисков или недопущение повышения их уровней, с соблюдением приоритетности реализации таких мероприятий. Полный перечень данных мероприятий приведен в новой редакции ч. 3 ст. 225 ТК РФ;

2) минимизация повреждения здоровья работников . Работодатель должен принять меры, обеспечивающие постоянную готовность к локализации (минимизации) и ликвидации последствий профессиональных рисков.

На основании ст. 209 ТК РФ рабочим признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Законом № 311-ФЗ внесены уточнения, что общие требования к организации безопасного рабочего места устанавливаются Минтрудом с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Законом № 311-ФЗ введен новый термин «опасность» – это потенциальный источник нанесения вреда, представляющий угрозу жизни и (или) здоровью работника в процессе трудовой деятельности.

Кроме того, Законом № 311-ФЗ конкретизированы следующие понятия:

  • «профессиональный риск» – это вероятность причинения вреда не только здоровью работника, но и его жизни;

  • «управление профессиональными рисками» – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления ОТ и включающих в себя меры не только по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков (что было раньше), а в перспективе – по недопущению повышения их уровней (в связи с этим на работодателя налагается обязанность проводить мониторинг и пересматривать выявленные ранее риски);

  • «требования охраны труда» – это совокупность требований, установленных государством и локальными нормативными актами работодателя (в том числе правилами (стандартами) организации и инструкциями по охране труда) (прежде работодатель был ограничен в части установления правил по ОТ).

Права работодателей в области ОТ установлены положениями новой ст. 214.2 ТК РФ. В ней, в частности, сказано, что работодатели вправе:

  • контролировать безопасность работ с помощью оборудования для дистанционной видео-, аудиозаписи производственных процессов (и обеспечивать хранение полученной при помощи такого оборудования информации);

  • вести электронный документооборот в области ОТ;

  • предоставлять дистанционный доступ к наблюдению за безопасным производством работ (а также к базам электронных документов) надзорным органам, которые наделены полномочиями на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства (то есть инспекциям по труду).

План мероприятий по улучшению условий охраны труда 2022

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, как и прежде, возлагаются на работодателя. Теперь они будут прописаны в новой ст. 214 ТК РФ (в действующей редакции – ст. 212 ТК РФ). В этой статьей также указано, что работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.

Перечень обязанностей работодателя в области охраны труда довольно обширный. Как и раньше, он должен обеспечить :

  • создание и функционирование системы управления ОТ (примерное положение о системе управления ОТ будет утверждено дополнительно, что следует из новой редакции ст. 217 ТК РФ);

  • соответствие каждого рабочего места государственным нормативным требованиям ОТ;

  • систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку;

  • реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

  • разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков вновь организованных рабочих мест;

  • режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

  • приобретение за счет собственных средств и выдачу СИЗ и смывающих средств (отвечающих требованиям законодательства) работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

  • оснащение средствами коллективной защиты;

  • обучение охране труда, в том числе безопасным методам и приемам выполнения работ;

  • организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, за соблюдением работниками требований ОТ, а также за правильностью применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты;

  • проведение СОУТ.

Перечень прав работника в области ОТ приведен в ст. 216 ТК РФ. В частности, работнику предоставляется право:

  • получать информацию об условиях и ОТ от работодателя и соответствующих государственных органов (новая ст. 216.2 ТК РФ);

  • отказываться от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований ОТ до устранения такой опасности либо от выполнения не предусмотренных трудовым договором работ с вредными и (или) опасными условиями труда. В новой ст. 216.1 ТК РФ сказано, что такой отказ не влечет за собой дисциплинарную ответственность для работника.

Также в ст. 216 ТК РФ закреплены гарантии обеспечения права работника на санитарно-бытовое обслуживание (как должны обеспечиваться эти гарантии, установлено новой ст. 216.3 ТК РФ), права на внеочередной медосмотр в соответствии с нормативными правовыми актами и (или) медицинскими рекомендациями с сохранением за работником места работы (должности) и средней заработной платы (среднего заработка) на время прохождения медосмотра.

Заметим: сами положения ст. 220 ТК РФ, посвященной медосмотрам (сейчас это ст. 213 ТК РФ), существенно изменились. Основная новация заключается в том, что вредные и (или) опасные производственные факторы и виды работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медосмотры работников, будут определяться совместно Минтрудом, Минздравом и Роспотребнадзором.

Обратите внимание: новой ст. 216.1 ТК РФ определено, что государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

В новой редакции Х раздела Трудового кодекса профессиональные риски подразделяют на риски травмирования и риски получения профессиональных заболеваний. Специалисты по охране труда должны помнить, что труд не может быть абсолютно безопасным. Это предопределено применением орудий труда и влиянием человеческого фактора. На каждом рабочем месте, будь то офис или производство, существует угроза жизни или здоровью.

Мы не можем отказаться от технологий, достижений научно-технического прогресса, перейти с компьютеров на арифмометры, но можем предотвратить ущерб здоровью работников, применяя наиболее щадящие технологии, заменяя ручной труд на механический или роботизированный, повышая квалификацию исполнителей. Все это – мероприятия по предотвращению вреда. Но для того, чтобы выяснить, что это за мероприятия, и какое из них нужно провести в первую очередь, нужно качественно организовать оценку профессиональных рисков.

Справка

Опасность — это потенциальный источник вреда, представляющий угрозу для жизни и здоровья работника.

Профессиональный риск — количественная мера угрозы, это произведение возможности получения вреда на тяжесть последствий. Опасностью является электрический ток, агрессивные покупатели, конструкции и транспорт, химические вещества.

Оценка рисков — идентификация опасностей, расчет возможности их реализации и тяжести последствий от этого, а также разработка плана мероприятий по ликвидации или снижению уровней риска.

Воздействие опасного производственного фактора может привести к острому профессиональному заболеванию (отравлению), немедленной гибели или травме, а негативное воздействие в течение периода экспозиции (накопления дозы) — к хроническому профессиональному заболеванию.

Чтобы избежать профрисков, нужно их качественно просчитать и принять меры, чтобы вероятность получения травмы или гибели, профзаболевания стремилась к нулю, если это возможно. Если это невозможно, придется проводить мероприятия по исключению травмирующего фактора — закрытию опасного рабочего места. Таким образом мы переходим к следующему изменению в Х разделе ТК РФ.

Опасные условия труда 4 класса — не редкость на сегодняшних предприятиях. С 1 марта 2022 года рабочие места с этим классом должны быть ликвидированы. Как только СОУТ покажет, что рабочее место отнесено к опасным условиям труда, работа на данном рабочем месте должна приостановлена, работник под подпись ознакомлен с тем, что работает в таких условиях и отстранен от работы на период до устранения оснований, послуживших установлению опасного класса условий труда (статья 214.1 ТК РФ).

Обратите внимание! Работника нужно с его согласия перевести на другое рабочее место, с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе. Если работник не согласен, он вправе уволиться.

Приступить к работе на своем прежнем месте можно только в том случае, если СОУТ подтвердит, что в результате реализации плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда, разработанного совместно с представительным органом работников, условия труда были признаны с улучшением (например, ранее был 4 класс, а стал 3.1-3.4). При этом план мероприятий должен быть направлен в территориальную ГИТ по месту нахождения рабочего места. Если головной офис находится в Москве, а шахта — в Ярославле, то копия плана должна быть направлена в Ярославскую ГИТ.

Запрет на работу в опасных условиях труда не касается МЧС, Росатома, Роскосмоса, отдельных силовых структур. Работа в опасных условиях на предприятиях промышленности, добывающей отрасли, транспорта, гражданской авиации не будет запрещена с 1 марта 2022 года.

Федеральный закон от 02.07.2021 № 311-ФЗ с изменениями в Трудовой кодекс РФ (далее — Закон № 311-ФЗ) с 1 марта 2022 года ввёл новую редакцию раздела X ТК РФ, посвящённого правилам охраны труда.

Согласно поправкам, акцент теперь должен быть на предупреждение опасностей на производстве и минимизацию повреждения здоровья работников, а не их предотвращение по факту. Это т. н. превентивно-профилактическая модель обеспечения безопасности работников на производстве и осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны труда. То есть, приоритетное внедрение и развитие системы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников.

Рассматриваемые поправки внедрили в охрану труда систему управления профессиональными рисками на рабочих местах. Рекомендации по выбору методов оценки уровней этих рисков и по их снижению утверждает Минтруд.

Профессиональный риск — это вероятность причинения вреда жизни и/или здоровью работника в результате воздействия на него вредного и/или опасного производственного фактора при исполнении им своей трудовой функции с учетом возможной тяжести повреждения здоровья (новая ред. ст. 209 ТК РФ).

Также Закон № 311-ФЗ структурировал основные процедуры управления работодателем охраной труда с уточнением прав и обязанностей участников отношений.

Одна из целей Закона № 311-ФЗ — снижение избыточных затрат работодателей в сфере охраны труда.

Закон № 311-ФЗ структурировал порядок создания и деятельности у работодателя службы и комитета (комиссии) по охране труда (новая ред. ст. 223 и 224 ТК РФ).

Создание комитетов (комиссий) по охране труда для работодателя не обязательно. Они создаются по инициативе работодателя и/или работников.

Структуру и численность работников службы охраны труда устанавливает работодатель с учетом рекомендаций Минтруда.

Если в организации нет службы охраны труда или соответствующего специалиста, их функции выполняет сам работодатель либо уполномоченный на это сотрудник.

Работодатель вправе пригласить стороннюю фирму, которая оказывает услуги в области охраны труда и имеет аккредитацию на это.

С 2022 года работодатели обязаны:

  • регистрировать микротравмы — ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей и другие повреждения при выполнении работ;
  • выяснять их обстоятельства и причины.

Поводом для этого — обращение пострадавшего работника к руководству.

Это новая редакция ст. 226 — 231 ТК РФ. По ним процедуры расследования, оформления (рассмотрения) и учета несчастных случаев на производстве усовершенствованы с целью предотвращения сокрытия микротравм.

Рекомендации по учету микротравм утверждает Минтруд.

По ТК РФ микроповреждения (микротравмы) — это ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения, полученные работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (ч. 2 ст. 227 ТК РФ):

  • при исполнении ими трудовых обязанностей;
  • выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя);
  • при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.

Микротравмы не влекут расстройства здоровья или наступление временной нетрудоспособности.

С 01.03.2022 запрещено допускать к работе тех, кто по факту не применяет выданные обязательные средства индивидуальной защиты (СИЗ). Это новый абзац ст. 76 ТК РФ. Это касается работы:

  • во вредных и/или опасных условиях труда;
  • в особых температурных условиях.

Причём в случае отстранения по этому основанию сохранять за работником среднюю зарплату работодатель не обязан.

Отметим, что до 01.03.2022 законное отстранение от работы без СИЗ возможно только для тех, кто трудится под землей (ст. 330.4 ТК РФ).

Вообще, Закон № 311-ФЗ модернизировал подход к безопасности труда путём перехода от предоставления СИЗ в зависимости от наименования профессии (должности) занятого на конкретном рабочем месте работника (списочный подход) к обеспечению ими в зависимости от имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов.

Для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также смывающими средствами работодатели вправе использовать типовые нормы, изданные в установленном порядке до 1 марта 2022 года, но не позднее 31.12.2024.

Если по результатам спецоценки условия труда отнесли к опасным (4-й класс), необходимо приостановить выполняемые работы. Об этом говорит новая ст. 214.1 ТК РФ.

Затем основания отнесения к опасному классу нужно устранить по разработанному плану мероприятий. При его составлении нужно:

  • учесть мнение первичной профсоюзной ячейки (при наличии на предприятии);
  • копию плана направить в трудовую инспекцию.

А до снижения с опасного класса условий труда у работодателя есть два варианта действий:

  1. Предоставить сотрудникам другую работу.
  2. Сохранить на время простоя должности и среднюю зарплату.

Однако данный запрет не действует, например, в отношении работ по устранению последствий чрезвычайных ситуаций, а также на отдельные виды работ, перечень которых утверждает Правительство РФ.

Возобновить работы можно только после получения результатов повторной спецоценки, которая подтвердит снижение уровня опасности.

В перечень основных понятий Закон № 311-ФЗ добавил термин «опасность» — это потенциальный источник нанесения вреда, представляющий угрозу жизни и/или здоровью работника в процессе трудовой деятельности (новая ред. ст. 209 ТК РФ).

Доказано, что один из ключевых и эффективных способов предотвращения последствий от правонарушений — внедрение системы внутреннего контроля или режима самоинспектирования (применяется при контроле финансовой деятельности работодателя). Поэтому Закон № 311-ФЗ предусмотрел внедрение института самостоятельной оценки работодателем соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права — самообследование.

Его основной инструмент — проверочные листы на соответствие требованиям трудового законодательства.

Проведение работодателем самообследования носит добровольный характер, т. к. это его новое право по ст. 22 ТК РФ.

С 01.03.2022 организации получили право, в частности (новая ст. 214.2 НК РФ):

  • вести электронный документооборот в части охраны труда;
  • следить за безопасностью работ с помощью видео- и/или аудиофиксации;
  • давать трудовой инспекции удаленный доступ к наблюдению за выполнением работ и базам электронных документов по охране труда;

Отметим, что дистанционная фиксация рабочих процессов и электронный документооборот по охране труда с 2021 года предусмотрен для ряда видов деятельности. Среди них:

  • работы на автотранспорте;
  • новое строительство, расширение, реконструкция, техническое перевооружение, ремонт зданий и сооружений;
  • размещение, монтаж, техобслуживание и ремонт технологического оборудования;
  • работа с инструментом и приспособлениями;
  • эксплуатация промышленного транспорта;
  • погрузочно-разгрузочные работы, транспортировка, размещение и хранение грузов;
  • работы в легкой промышленности;
  • сельскохозяйственные работы;
  • дорожные работы;
  • труд в ЖКХ;
  • охрана объектов и имущества;
  • основные работы в медицинских организациях.

Начать статью нужно с определения, кто такой уполномоченный по охране труда? Это лицо, которое на общественных началах следит за охраной труда, еще его называют доверенным.

Специалист по охране труда и уполномоченный – это совершенно разные люди, и один не может заменять другого. И даже если СОТ не предусмотрен в организации, уполномоченного избрать можно.

Разница в том, что специалиста по охране труда принимают на работу, а уполномоченного выбирает трудовой коллектив. Он является представителем профсоюзной организации.

  • Поиск по библиотеке
  • Аппликация, лепка
  • Воспитательная работа
  • Здоровый образ жизни
  • Информатика
  • Конструирование, ручной труд
  • Коррекционная педагогика
  • Логопедия
  • Математика
  • Материалы для родителей
  • Музыкально-ритмическое занятие
  • Обучение грамоте
  • Окружающий мир
  • Развитие речи
  • Региональный компонент
  • Рисование
  • Сценарии праздников
  • Управление ДОУ
  • Физкультура
  • Разное
  • Аудиозаписи
  • Видеозаписи

В перечень основных понятий в ст. 209 ТК РФ добавлен термин «опасность». Это потенциальный источник возникновения ущерба для жизни или здоровья работника. Им могут быть производственное или офисное оборудование, технологические операции, применяемые сырье и материалы, которые сотрудник использует во время работ.

Рабочее место в новой трактовке ст. 209 ТК РФ – это не просто локация для выполнения трудовых функций, оно должно отвечать установленным государством требованиям. Их установит Минтруд России.

Введена новая статья – 209.1, в которой сформулированы основные принципы обеспечения безопасных условий труда: предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников. Акцент теперь должен быть сделан на предупреждение опасностей на производстве и минимизацию повреждения здоровья работников, а не их предотвращение по факту.

Это превентивно-профилактическая модель обеспечения безопасности работников на производстве и осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны труда. То есть приоритетное внедрение и развитие системы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников.

В статье 214.1 ТК РФ установлен прямой запрет на работу в опасных условиях.

Если по результатам спецоценки работу сотрудников признают опасной (4-й класс), то работодателю необходимо приостановить ее выполнение. Затем основания отнесения к опасному классу нужно устранить по разработанному плану мероприятий. При его составлении нужно учесть мнение первичной профсоюзной ячейки (при наличии на предприятии), копию плана следует направить в ГИТ.

Возобновить работы можно только после получения результатов повторной спецоценки, которая подтвердит снижение уровня опасности. До снижения с опасного класса условий труда у работодателя есть два варианта действий – предоставить сотрудникам другую работу или сохранить на время простоя должности и среднюю зарплату (ст. 216.1 ТК РФ).

Однако данный запрет не действует, например, в отношении работ по устранению последствий чрезвычайных ситуаций, а также на отдельные виды работ, перечень которых утверждает Правительство РФ.

С 1 марта 2022 года запрещено допускать к работе тех, кто по факту не применяет выданные обязательные средства индивидуальной защиты (СИЗ). Это новый абзац ст. 76 ТК РФ. Это касается работы во вредных и (или) опасных условиях труда, в особых температурных условиях. Причем в случае отстранения по этому основанию сохранять за работником среднюю зарплату работодатель не обязан. Сейчас отстранение от работы за неприменение СИЗ предусмотрено только для тех, кто трудится под землей (ст. 330.4 ТК РФ).

В соответствии с последней редакцией ст. 185 ТК РФ место работы (должность) и средний заработок по месту работы сохраняются за работником только на время прохождения обязательных медосмотров. С 1 марта 2022 года норма распространится еще и на время прохождения обязательного психиатрического освидетельствования. В случаях отстранения от работы сотрудника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой. То есть выплатить надо не менее 2/3 средней заработной платы (ч. 1 ст. 157 ТК РФ).

Принципиально меняется подход в предоставлении СИЗ. Сейчас для каждой должности (профессии) свои СИЗ. Поправками предусмотрено, что обеспечение СИЗ будет осуществляться с учетом имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов. На смену отраслевым нормам выдачи СИЗ и смывающих средств, составленным с учетом должностей, занимаемых работниками, и работ, которые они выполняют, приходят единые типовые нормы (ст. 221 ТК РФ).

Новые типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ актуальны для всех отраслей производства и зависят непосредственно от наличия на рабочем месте вредных и опасных факторов. Работодатели должны будут опираться на результаты СОУТ и оценки профессиональных рисков, а также учитывать мнение профсоюза. При этом прежние отраслевые нормы какое-то время будут действовать параллельно с новыми, но только в рамках переходного периода – до 31 декабря 2024 года.

Обратите внимание! У работодателей появится новая обязанность – обучать сотрудников правилам применения СИЗ (ст. 214 ТК РФ). Обучение персонала правилам применения СИЗ – одна из пяти базовых процедур, включенных в курс обучения по охране труда согласно новой редакции ТК РФ. Не прошедшего обучение работника нельзя будет допускать к работе, а за отказ от применения обязательных СИЗ его можно будет отстранить от выполнения должностных обязанностей без сохранения зарплаты. Обеспечивать персонал средствами защиты следует бесплатно и в полном объеме в соответствии с нормами. Если у работодателя нет такой возможности, придется оформить простой с оплатой в размере средней заработной платы (ст. 216.1 ТК Ф).

Структурированы основные процедуры управления работодателем охраной труда с уточнением прав и обязанностей участников отношений. Одна из целей – снижение избыточных затрат работодателей в сфере охраны труда.

Работодатели смогут вести документооборот по охране труда в электронном виде. При проверке ГИТ придется предоставлять инспектору доступ к базам электронных документов по охране труда (ст. 214.2 ТК РФ). Поправки делают абсолютно законными видеонаблюдение, аудиоконтроль и другие виды дистанционного контроля за выполнением работ в целях производственной безопасности, а также последующее хранение полученных записей. Однако об установке на рабочих местах видеокамер, микрофонов и другого записывающего оборудования необходимо проинформировать сотрудников. Отметим, что дистанционная фиксация рабочих процессов и электронный документооборот по охране труда сейчас предусмотрены для ряда видов деятельности отдельными правилами.

Право работника знать, в каких условиях он работает, с какими профессиональными рисками сталкивается, положены ли ему средства защиты и какие-либо компенсации, а также установлены ли на его рабочем месте видеокамеры и прочие устройства дистанционного контроля, закреплено ст. 216.2 ТК РФ.

В дополнение к имеющемуся списку обязанностей работодателя в сфере охраны труда вводятся такие:

  • регулярное улучшение условий труда, постоянная готовность к локализации (минимизации) и ликвидации возможных последствий профессиональных рисков;
  • систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценка;
  • разработка мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценка уровня профрисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
  • при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом – создание для него условий, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
  • согласование мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников при производстве работ на чужой территории;
  • кроме навыков обращения с СИЗ, работникам необходимо организовывать: инструктажи по охране труда; обучение по оказанию первой помощи пострадавшим; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ; стажировки на рабочем месте для определенных категорий персонала (ст. 219 ТК РФ). Актуальные правила обучения по ОТ и требования к учебным программам закреплены новым порядком. Важное нововведение – системный мониторинг в рамках СОУТ и оценки профрисков, который должен осуществляться работодателем в случае выявления вредного производственного фактора либо любой опасности, угрожающей жизни или здоровью работников предприятия.

Также закон устанавливает массу новых обязанностей для работников: соблюдать требования охраны труда, правильно использовать СИЗ; проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда; немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления); проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медосмотры, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных законами, лично участвовать в обеспечении безопасных условий труда на своем рабочем месте в пределах выполнения своей трудовой функции, следить за исправностью используемых оборудования и инструментов и так далее (ст. 214 ТК РФ).

Расширяется право работника на получение информации об условиях и охране труда на его рабочем месте, о профриске и его уровне, мерах защиты, гарантиях и так далее. Если спецоценка выявила опасные условия, работодатель сразу же должен сообщить об этом работнику.

Минтруд России подготовил проект нового примерного перечня по предотвращению случаев повреждения здоровья работников. Он вступает в силу с 1 марта 2022 года и будет действовать до 1 марта 2028 года. Приложение к этому документу содержит рекомендации Минтруда по его применению. Сам примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников включает 4 блока мер:

  • организационные;
  • технические;
  • по обеспечению СИЗ;
  • лечебно-профилактические и санитарно-бытовые.

Новый перечень должен будет заменить действующий перечень мероприятий, который утвержден Приказом Минтруда от 01.03.2012 № 181н.

Многие надзорные ведомства переходят к риск-ориентированному контролю и надзору, смысл которого полноценно раскрывается, когда снижается излишняя нагрузка на «законопослушный» бизнес и, наоборот, начинается более детальный анализ деятельности организаций, которые экономят силы и средства на выполнении требований законодательства. Модернизация и автоматизация систем управления охраны труда прочно входят в повседневную жизнь многих организаций, а огромное количество программных продуктов и сервисов позволяет реализовать различные методы оценки профессиональных рисков и снизить нагрузку на рядовых специалистов.

Основной задачей изменений станет переход к риск-ориентированному направлению в сфере охраны труда. Это направление подразумевает под собой максимально индивидуальный подход, максимальную персонализацию политики в области охраны труда. Работодатель будет обязан учитывать риски на каждом конкретном рабочем месте и создавать безопасные условия для работников с учетом этих особенностей.

Каждый работодатель должен обеспечивать безопасность труда работников, руководствуясь двумя принципами: предупреждение и профилактика опасностей; минимизация урона, угрожающего здоровью персонала (ст. 209.1 ТК РФ). Это значит, что, помимо профилактических мер, направленных на устранение вредных производственных факторов, следует разработать комплекс мер, направленных на локализацию и ликвидацию возможных последствий их воздействия.

Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для уже действующих производственных процессов, но и перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест (ст. 214 ТК РФ). Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению будут утверждены Минтрудом РФ (ст. 218 ТК РФ).

Также работодателей обязывают систематически проводить мероприятия по выявлению опасностей. Для этого нужно будет обнаруживать, распознавать и описывать опасности, в том числе их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками. Существующие опасности будут обнаруживаться, распознаваться и описываться в рамках четырех типов процедур: контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах; расследование несчастных случаев на производстве; расследование профзаболеваний; расследование производственных микроповреждений (микротравм). Методы оценки рисков следует выбирать с учетом актуальных рекомендаций Минтруда.

Он уже разработал проект «Рекомендаций по выбору метода оценки уровня профессионального риска и по снижению уровня такого риска» в целях «оказания методической и практической помощи руководителям и специалистам по охране труда организаций, представителям профсоюзов и другим лицам, заинтересованным в создании системы управления профессиональными рисками как обязательного элемента системы управления охраной труда у работодателя, в соблюдении обязательных требований». Рекомендации содержат критерии, которыми работодатель может руководствоваться при выборе методов оценки уровня профессиональных рисков, процесс и этапы этого выбора, а также примеры оценочных средств.

Что изменится в охране труда с 1 марта 2022 года

Работодатели станут более самостоятельными в решении вопросов охраны труда.

Структуру и численность работников службы охраны труда определяет работодатель с учетом рекомендаций Роструда (ст. 223 ТК Ф). Необходимое количество специалистов по охране труда рассчитывается согласно Постановлению Минтруда России от 22 января 2001 года № 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях». При отсутствии в организации службы охраны труда или специалиста по охране труда их функции выполняет сам работодатель либо уполномоченный на это сотрудник. Также работодатель вправе пригласить стороннюю организацию, которая оказывает услуги в области охраны труда и имеет соответствующую аккредитацию.

Изменениями предусмотрена деятельность комитетов по охране труда (ст. 224 ТК РФ). Они создаются по решению работодателя или персонала. Их работа направлена на взаимодействие руководителя и сотрудников по соблюдению требований охраны труда, предупреждение травматизма и профзаболеваний, а также осуществление проверок и информирование штата о результатах.

С 1 сентября 2021 года для всех специалистов по охране труда изменятся квалификационные требования к уровню образования и опыту работы. Новый профстандарт введен Приказом Минтруда России от 22.04.2021 № 274н.

Минтруд уже разработал рекомендации по организации работы службы охраны труда, структуре и численности службы, которые предлагают использовать с 1 марта 2022 года вместо действующих рекомендаций и нормативов численности (Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 года № 14). Даны советы по основным направлениям деятельности этой службы: по проведению спецоценки, выявлению опасностей, управлению профессиональными рисками и т. д. По каждому направлению закрепят нормативы численности сотрудников. Документ проходит публичное обсуждение.

В статье 209 ТК РФ появится новый термин «опасность». Это потенциальный источник нанесения вреда, представляющий угрозу жизни и (или) здоровью работника в процессе трудовой деятельности.

Кроме того, законодатель разделил понятие «средства индивидуальной и коллективной защиты работников» на две отдельные подгруппы, расширил трактовку термина «рабочее место». Также дополнил Трудовой кодекс статьей 209.1., в которой отражены основные принципы обеспечения безопасности труда, а именно: предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников»

В статье 214.1 ТК РФ устанавливается прямой запрет на работу в опасных условиях.

Если по результатам СОУТ работу сотрудников отнесут к опасным, то работодатель обязан ее приостановить. Основания отнесения к такому классу необходимо устранить по разработанному плану мероприятий. При его составлении нужно учесть мнение первичного профсоюза (при наличии), а копию плана — направить в ГИТ.

На время приостановки работ сотрудникам, занятым на такого рода рабочих местах, предоставляется другая работа либо за ними сохраняется должность и зарплата на время простоя.

Возобновление деятельности работодателя на таких рабочих местах допускается только по результатам внеплановой специальной оценки условий труда, которая подтверждает снижение класса условий труда.

При этом данный запрет не распространяется на работы, которые связаны с предотвращением или устранением последствий чрезвычайных ситуаций.

Работодатель, в целях предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний, самостоятельно осуществляет учет и рассмотрение обстоятельств и причин, которые привели к возникновению микроповреждений (микротравм) работников.

Под микроповреждениями (микротравмами) понимаются ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения, полученные работниками и другими лицами, которые участвуют в производственной деятельности работодателя.

Такое нововведение появится в Трудовом кодексе в виде главы 36.1 «Расследование, оформление, (рассмотрение), учет микроповреждений (микротравм), несчастных случаев».

Поводом послужит обращение пострадавшего к своему непосредственному или вышестоящему руководителю, работодателю (его представителю).

Уполномоченный по охране труда: формы и планирование работы

Этот отчет предоставляют юридические лица (кроме микропредприятий), осуществляющие все виды экономической деятельности, кроме:

  • финансовой и страховой деятельности
  • деятельности по операциям с недвижимым имуществом
  • государственного управления и обеспечения военной безопасности
  • социального обеспечения
  • образования
  • деятельности домашних хозяйств как работодателей
  • недифференцированной деятельности частных домашних хозяйств по производству товаров и оказанию услуг для собственного потребления
  • деятельности экстерриториальных организаций и органов

Отчет о травматизме на производстве передают в территориальный орган Росстата до 25 января ежегодно, вне зависимости от наличия или отсутствия несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

В 2022 году сведения за 2021 год подавайте по форме, утвержденной Приказом Росстата от 22.06.2020 № 326 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за травматизмом на производстве и профессиональными заболеваниями» (в ред. Приказа Росстата от 18.12.2020 815).

Внимание! Форму могут изменить, поэтому следите за информацией на сайте Росстата. Сведения в данной статье представлены на 5 октября 2021 года.

Если в 2021 году произошел НС или профзаболевание, и акт уже утвержден также в 2021 году, сведения об этом должны найти отражение в отчете, подаваемом до 25 января 2022 года.

Если же расследование на 1 января 2022 года продолжается, подавать об этом сведения за 2021 год нельзя – произойдет задвоение показателей, что приведет к двум внеплановым проверкам инспекции Роструда.

Среднесписочная численность работников (работники списочного состава и внешние совместители) за отчетный год – показатель переменный, эту цифру вам должен дать отдел кадров или главный бухгалтер, потому что эта численность указывается в статотчетах № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации» и т.д.

В январе 2022 года этот отчет не сдают! Ближайшая дата – январь 2023 года!

Приложение к форме № 7-травматизм сдается только при наличии наблюдаемого события. Поэтому, когда будете сдавать отчет в 2023 году за 2022 отчетный год, в пустых строках ничего не указывайте, ни нули, ни прочерки.

Сведения по Приложению к форме № 7-травматизм «Сведения о распределении числа пострадавших при несчастных случаях на производстве по основным видам происшествий и причинам несчастных случаев», утвержденному приказом Росстата от 10.08.2018 № 493 предоставляются с периодичностью 1 раз в 3 года (за 2007 г., 2010 г., 2013 г., 2016 г., 2019 г., 2022 г., 2025 г. и т.д.).

Приложение к форме № 7-травматизм сдают юридические лица, кроме микропредприятий, всех форм собственности, осуществляющие все виды экономической деятельности, кроме: финансовой и страховой деятельности, государственного управления и обеспечения военной безопасности, социального обеспечения, образования, деятельности домашних хозяйств как работодателей, недифференцированной деятельности частных домашних хозяйств по производству товаров; деятельности экстерриториальных организаций.

Отчет по Приложению к форме № 7-травматизм должен быть предоставлен организациями в территориальные органы государственной статистики Росстата до 25 января 2023 года.

Нарушение порядка предоставления отчетов по охране труда, или передача недостоверных сведений влечет ответственность, установленную статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ в виде наложения административного штрафа:

  • на должностных лиц — в размере от 10000 до 20000 рублей;
  • на юридических лиц — от 20000 до 70000 рублей.

Повторное совершение административного правонарушения влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — в размере от 30000 до 50000 рублей;
  • на юридических лиц — от 100000 до 150000 рублей.

В целях выполнения подпрограммы «Безопасный труд» государственной программы Кабардино-Балкарской Республики «Содействие занятости населения Кабардино-Балкарской Республики» на 2021 — 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 30 сентября 2019 г. N 176-ПП (в редакции постановления Правительства КБР от 09.11.2020 N 260-ПП), приказываю:

1. Утвердить отраслевой План мероприятий по улучшению условий и охраны труда на 2021 — 2025 годы (далее — План).

2. Руководителям подведомственных Министерству труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики учреждений:

2.1. Обеспечить выполнение Плана.

2.2. Информацию о выполнении Плана представлять в Министерство труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики в отдел «Охраны и государственной экспертизы условий труда», ежеквартально в срок до 2 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и не позднее 25 декабря текущего года.

3. Начальнику отдела автоматизации и информационных технологий министерства (Солодовников С.В.) настоящий приказ с утвержденным Планом разместить на официальном интернет-сайте Министерства труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики.

4. Настоящий приказ вступает в силу с момента его подписания.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра Ацканова Р.Р.

Министр
А.АСАНОВ

Документ: Федеральный закон от 02.07.2021 № 311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»

Вступает в силу: 1 марта 2022 года!!!

Новая редакция ТК изменила принципиальный подход в области охраны труда. Приоритет теперь за профилактикой. Работодатели станут более самостоятельными в решении вопросов охраны труда, изменения дадут новые стимулы к обеспечению безопасности на рабочих местах.

Документ расширяет обязанности работодателя в части профилактических мер, которые предусматривают выявление опасностей и профессиональных рисков на рабочем месте, анализ и оценку условий труда, учет микротравм и расследование причин их появления.​

В перечень основных понятий добавлен термин “опасность” и в ТК введена новая статья, в которой сформулированы​ основные принципы обеспечения безопасных условий труда -​ предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников.​

Вводится запрет на работу в опасных условиях труда.

​Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для действующих производств, но и перед вводом в эксплуатацию новых производственных объектов. Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению убудут утверждены Минтрудом РФ.​

Обеспечение СИЗ будет осуществляться с учетом имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов, а не в зависимости от профессии занятого на конкретном рабочем месте работника, как это было ранее.

Изменения также предполагают ведение электронного документооборота в области охраны труда, дистанционный контроль за безопасностью работ с помощью видеофиксации.​

В ТК вводится статья «Микроповреждения (микротравмы)». Это ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения, полученные работниками и не повлекшие расстройства здоровья или наступление временной нетрудоспособности.

Основанием для регистрации микротравмы является обращение пострадавшего работника к своему непосредственному или вышестоящему руководителю.

Также поменяется система обеспечения средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Сейчас для каждой должности свои СИЗ. Поправками предусмотрено, что СИЗ будут выдавать в зависимости от вредных факторов на рабочем месте.

Закон вступит в силу с 1 марта 2022 года. При этом до 31 декабря 2024 года разрешается использовать старые типовые нормы по СИЗ.

Это только небольшая часть внесенных изменений, рекомендуем всем постепенно знакомиться в новой редакцией 10 раздела ТК РФ.

Документ: Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 357-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, вносящий поправки в Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

Вступает в силу: 31 октября 2021 года

Документ устанавливает создание федеральной государственной информационной системы (далее – ФГИС) со сведениями санитарного характера. Поправки вступят в силу с 31 октября 2021 года. Ожидается, что с этого момента система начнет функционировать.

Так, в базу будут вноситься:

— данные о прохождении всех обязательных медицинских осмотров (предварительных и периодических) работниками соответствующих профессий, производств и организаций.

Напомним, что существует перечень вредных и опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся такие обязательные медосмотры (утв. совместным приказом Минтруда России и Минздрава России № 988н/1420н). Регионы и органы ОМСУ могут вводить дополнительные показания к проведению медосмотров для отдельных организаций, если подобная рекомендация поступит от санитарного врача.

— данные о прохождении мигрантами медосвидетельствования на наличие ВИЧ и других опасных инфекций. Отмечается, что медосвидетельствование мигрант обязан пройти в той медорганизации, в которой назначено регионом.

ФГИС с санитарными сведениями призвана обеспечивать взаимодействие с ЕГИСЗ, региональными ГИСЗ, а также иными системами иных органов здравоохранения и даже частных организаций, которые обладающих информацией, характеризующей санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

В ближайшем будущем планируется принять очередной нормативный акт в сфере труда: Рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей.

Документ вводят ввиду новой редакции раздела ТК РФ об охране труда. Рекомендации по выявлению рисков, с которыми персонал может столкнуться в ходе трудовой деятельности, призваны помочь с высоким процентом достоверности персонифицировано выявлять возможные опасности на рабочих местах в ходе управления охраной труда.

На государственном правовом портале уже размещен проект этого объемного документа (49 страниц). Общественное обсуждение было запланировано до 3.08.2021 г. Однако согласно информации по этапу, 5.07.2021 г. первым заместителем министра труда Вовченко А.В. было принято решение об отказе от размещения уведомления. Это означает, что общественного обсуждения данного проекта нормативного акта, скорее всего, не будет и по факту в его разработке будет участвовать только профильное ведомство — Минтруд. Следовательно, по факту документ перешел сразу к этапу независимой антикоррупционной экспертизы, которая должна была закончиться 14.07.2021.

Напомним, что именно Минтруд предложил классифицировать «производственные опасности» и в этих целях разработал соответствующий проект Рекомендаций. Он, как и обещал, продолжает совершенствовать систему охраны труда. Классификация опасностей нужна для максимальной достоверности их выявления (идентификации) на рабочих местах в ходе менеджмента профессиональными рисками в системе управления охраной труда. Классификация опасностей и расчет рисков позволят определить негативные обстоятельства на производстве и при необходимости выработать мероприятия по их профилактике. В настоящее время опасные производственные факторы определяются посредством методов, регламентированных ГОСТом анализа рисков технологических систем Р 51901–2002. Использование такого стандарта по анализу риска технологических систем допустимо для многих производств и категорий технических систем. Но он носит лишь обобщенный характер, не учитывая специфику разных отраслей труда, сфер деятельности.

Судя по проекту Минтруда, опасности станут дифференцировать по трем ключевым группам:

  • по источникам возникновения,
  • по видам ущерба для здоровья персонала (профессиональные заболевания, производственные травмы),
  • по разновидностям профессиональной деятельности.

Каждая из представленных групп содержит собственные риски. Например, в третью подгруппу включены риски, относящиеся к работам на высоте, с опасным инструментарием, высоковольтным электричеством, пожаро-, взрывоопасными веществами, деятельность в аварийно-спасательных, противопожарных секторах.

Отдельно классифицированы риски, не связанные с производственной деятельностью (неблагоприятный климат, подземная работа, а также профессиональная и личностная компетенция работника). Список достаточно обширный и детализированный, но работодатели смогут сами его дополнить категориями опасностей, предусмотренными спецификацией их деятельности. Также им рекомендовано формировать корпоративный классификатор рисков путем их группировки по разным признакам, к примеру, по значимости.

Отдельные части документа посвящены рекомендациям по:

  1. распознаванию и выявлению рисков;
  2. сбору исходных данных, необходимых для распознавания и выявления рисков на рабочих местах;
  3. распознаванию и выявлению рисков с помощью анализа законодательных требований охраны труда;
  4. распознаванию и выявлению рисков на базе обследования рабочих мест посредством их обхода и осмотра;
  5. описанию возможных рисков.

В рекомендациях содержатся методы, с помощью которых можно выявить и распознать опасность. Среди них – осмотр рабочих мест и анализ законодательных требований.

Регламентировано также, что работников должны в обязательном порядке ознакомить со списком выявленных рисков на их рабочих местах.

Если рекомендации примут, то они вступят в силу с 1.03.2022 года.

Ведомство предложило для выявления на рабочих местах опасностей классифицировать их тремя способами:

  • по видам профдеятельности персонала;
  • по источникам возникновения;
  • по видам причиняемого ущерба здоровью (профзаболевания, травмы).

Например, к первой группе могут отнести работы на высоте и с легковоспламеняющимися веществами. Работодателю желательно будет сформировать свой классификатор. В него разрешат включать как перечисленные в рекомендациях опасности, так и те, что характерны для сферы деятельности организации. Кроме того, дадут советы по нахождению и распознаванию опасностей и их описанию (с приложением образцов документов).

Минтруд также разработал рекомендации по учету микроповреждений (микротравм). Среди прочего могут предложить утвердить в организации порядок учета микротравм, а также завести журнал их регистрации в бумажном либо электронном виде. Планируют, что все положения начнут действовать с 1 марта 2022 года. Сейчас проекты проходят общественное обсуждение.

План работы уполномоченного по охране труда на 2021 год

Источник: Письмо Минтруда России N 15-2/10/В-8809, Минздрава России N 28-5/И/2-10974 от 16.07.2021

Минтруд и Минздрав напомнили, что с 1 апреля действует новый перечень вредных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медосмотры, а также порядок проведения таких медосмотров. Министерства уточнили, что работодатель обязан направлять персонал к врачу в следующих случаях:

  • по результатам спецоценки на рабочем месте определены вредные условия труда или выявлены некоторые химические вещества, в том числе аллергены, канцерогены;
  • независимо от класса условий при работах из раздела VI перечня, например подземных.

Также медосмотры должны проходить те, кто занят на работах, указанных в пунктах 23 – 27 приложения к порядку. Речь идет в том числе о сотрудниках общепита, воспитателях.

Текст письма:

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации в связи с вступлением в силу с 1 апреля 2021 г. совместного приказа Минтруда России N 988н, Минздрава России N 1420н от 31 декабря 2020 г. «Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры» (далее — Приказ N 988н/1420н) и приказа Минздрава России от 28 января 2021 г. N 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры» (далее — Приказ N 29н), разъясняет следующее.

Приказы N 988н/1420н и N 29н разработаны в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» взамен приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

Статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации определены категории работников, которые проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры за счет собственных средств работодателя. Медицинские осмотры проводятся для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний, а также в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

К таким категориям относятся работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей.

Основаниями включения работников в список работодателя для прохождения обязательных медицинских осмотров являются:

1) вредные условия труда (3 класс), то есть условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе: подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени), подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени), подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени), подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени), которые определяются по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»;

2) наличие на рабочем месте отдельных химических веществ, а именно аллергенов, химических веществ, опасных для репродуктивного здоровья человека и химических веществ, обладающих остронаправленным действием, а также канцерогенов любой природы, аэрозолей преимущественно фиброгенного действия, которые обладают специфическими эффектами и не могут быть описаны в пределах стандартных процедур нормирования и защита от которых не может быть в полной мере реализована через установление уровней предельно-допустимых концентраций (наличие указанных веществ определяется в рамках проведения специальной оценки условий труда по результатам идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов или в рамках производственного контроля);

Опираясь на нормы статьи 217 Трудового кодекса, работодатель обязан выделить службу охраны труда или назначить ответственное за охрану труда лицо. Все они должны иметь соответствующую подготовку, а также опыт работы в этой сфере. Такая обязанность существует у тех организаций, численность работников в которой превышает 50 человек.

Если в штате фирмы менее 50 сотрудников, то такая служба или должность должны создаваться с учетом специфики деятельности организации. Поэтому обязанности специалиста по ОТ может исполнять руководитель или стороннее лицо, привлекаемое работодателем в рамках договора. Это должен быть специалист аккредитованной организации, имеющей право оказывать услуги в области охраны труда.

Формирование группы или назначение специалиста происходит на основании приказа по организации. Эти же люди обязаны разработать план мероприятий по улучшению условий и охране труда, включив туда мероприятия, перечисленные в приказе Министерства здравоохранения и социального развития от 01.03.2012 № 181н. При этом учитывается специфика трудовой деятельности и техническая возможность фирмы все эти мероприятия реализовать.

План составляется на календарный год и утверждается руководителем организации. Это может быть отдельный документ или приложение к коллективному договору.

Полный перечень организационных и технических мер в области охраны труда содержится в приказе 181н. К основным мероприятиям можно отнести:

  • введение и использование автоматических и дистанционных систем управления процессами производства и промышленным оборудованием;
  • анализ профессиональных рисков путем проведения спецоценки условий труда;
  • реализация мер, направленных на улучшение условий труда, основываясь на заключении СОУТ;
  • использование систем сигнализации и аварийной остановки, а также контроля уровней негативного воздействия факторов производственных процессов на человека в автоматическом режиме;
  • внедрение усовершенствованных, современных или модернизация имеющихся средств коллективной защиты, применяемых на производстве;
  • улучшение, а также замена оборудования с целью минимизации опасных и вредных факторов на рабочих местах;
  • устройство ограждений движущихся частей производственного оборудования, электроустановок, нанесение сигнальных цветов и знаков на элементы конструкций, представляющих опасность для человека;
  • механизация процессов хранения, транспортировки опасных грузов, уборки производственных помещений;
  • создание комфортного производственного микроклимата: вентиляция, отопление, кондиционирование воздуха, чистота рабочей среды и т.п.;
  • обустройство рабочего места достаточным уровнем освещения;
  • обеспечение работников, занятых на опасных и вредных производствах, соответствующей рабочей одеждой и средствами индивидуальной защиты;
  • периодическое проведение инструктажей по охране труда, методам оказания первой помощи, а также обучение сотрудников безопасным приемам работы с использованием литературы, стендов и наглядных материалов, организация их путем планирования;
  • устройство помещений организованного отдыха, оборудование постов медицинской помощи, укомплектование их аптечками с необходимым набором медикаментов;
  • проведение периодических медицинских осмотров, а также реализация мер по привлечению работников к занятиям физкультурой.

План составляется на определенный период, как правило, это календарный год, например 2019. При его формировании учитываются не только мероприятия, которые должны быть проведены, но и уровень финансирования, достаточный для их выполнения в течение текущего года. Заверяется документ приказом по организации.

В ходе составления плана по охране труда проводится анализ случаев на производстве, опираясь на статистику предыдущих периодов, а также берутся во внимание проведенные исследования условий труда в организации, финансовые возможности реализации мероприятий.

При разработке плана следует придерживаться структуры, установленной в ст. 226 ТК и руководствоваться системой планирования, принятой в организации.

План работы уполномоченного по охране труда на 2020-2021 учебный год

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ЮСТИНСКОГО РАЙОННОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

от «08» июля 2019 г. № 229 п. Цаган Аман

Об утверждении Плана мероприятий (дорожная карта) по повышению
эффективности работы в сфере охраны труда на 2019 – 2022 годы

Руководствуясь статьями 33 и 38 Устава Юстинского районного муниципального образования Республики Калмыкия, Администрация Юстинского районного муниципального образования Республики Калмыкия постановляет:
1. Утвердить прилагаемый План мероприятий (дорожная карта) по повышению эффективности работы в сфере охраны труда на 2019 — 2022 годы (далее дорожная карта).
2. Признать утратившим силу постановление Главы Администрации Юстинского районного муниципального образования Республики Калмыкия от 18 января 2019 №28.
3. Отдел экономики, прогнозирования и права Администрации Юстинского районного муниципального образования Республики Калмыкия (Катаеву М.Л.) ежеквартально, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, предоставлять в Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия информацию о ходе реализации Дорожной карты.
4. Опубликовать настоящее постановление в газете «Муниципальный вестник» и разместить на официальном сайте Администрации Юстинского районного муниципального образования Республики Калмыкия.

Глава Администрации Юстинского
районного муниципального образования
Республики Калмыкия Ю.С. Очиров

Утвержден постановлением Главы Администрации Юстинского РМО РК

От 08 июля 2019 г. №229

План мероприятий (дорожная карта) по повышению эффективности работы в сфере охраны труда на 2019 — 2022 годы

N

Наименование мероприятия

Срок исполнения

Ответственные исполнители

Планируемые результаты влияния мероприятия

1

Предоставление информации о работе межведомственной комиссии по охране труда Юстинского районного муниципального образования Республики Калмыкия

ежеквартально

отдел экономики, прогнозирования и права АЮРМО РК

взаимодействие и организация системной работы в трудоохранной деятельности

2

Осуществлять планирования финансирования на мероприятия по охране труда из бюджета Юстинского районного муниципального образования Республики Калмыкия на реализацию мероприятий муниципальной программы улучшения условий и охраны труда

ежегодно

Заместитель Главы АЮРМО РК Бадмаева Ю.У., отдел экономики, прогнозирования и права АЮРМО РК

решение проблем охраны труда

3

Предоставление информации о выполнении плана по повышению эффективности работы в сфере охраны труда, мероприятий муниципальной программы улучшения условий и охраны труда и выделение финансовых средств на данные мероприятия из бюджета Юстинского РМО РК

ежеквартально

Администрация Юстинского РМО РК

взаимодействие и организация системной работы в трудоохранной деятельности, оказание методической помощи

4

Проведение проверок муниципальных организаций по вопросам состояния условий и охраны труда в соответствии с порядком осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

ежеквартально

МВК по охране труда, отдел образования и финансовое управление АЮРМО РК

выполнение требований безопасности и охраны труда

5

Представление информации о проведении мероприятий по ведомственному контролю с указанием количества проведенных мероприятий по ведомственному контролю, наименований проверенных подведомственных организаций, допущенных нарушений, а также сведений о лицах, привлеченных к ответственности в результате проведения мероприятий по ведомственному контролю

ежегодно

отдел образования Администрации Юстинского РМО РК, эксперт консультант Мучкаева К.И.

План работы специалиста по охране труда – это заранее намеченный порядок с заложенной в нем последовательностью действий по охране труда на предприятии. Он нужен для того, чтобы обеспечить своевременное соблюдение законодательных требований, сохранить жизни и здоровье работников и непрерывно совершенствовать систему управления охраной труда на предприятии.

Планирование работ по охране труда позволит:

  1. Сосредоточиться на желаемом результате. Даже очень большой проект можно разбить на части, что упростит его реализацию. Таким образом, работа по плану приближает к достижению поставленной цели.
  2. Рассчитать время достижения поставленной цели с учетом имеющихся ресурсов и сроков. Составив план, можно распределить время и эффективно им распоряжаться. Это очень важно при выполнении срочных поручений.
  3. Увидеть картину работ, которые нужно выполнить.
  4. Сосредоточиться на главном. Зная, что время на выполнение задания ограничено , не будет отвлечений на посторонние вещи.
  5. Ничего не упустить, и все сделать правильно. План – это дополнительная возможность учесть все нюансы и избежать ошибок.

Любое планирование состоит из следующих этапов:
Этап 1. Постановка целей и задач. Цель имеет общую формулировку, а задачи проясняют, какие действия нужно совершить для ее достижения.
Этап 2. Обозначение программы действий. Оптимальными являются подробные программы, делающие предстоящую работу максимально прозрачной.
Этап 3. Составление перечня необходимых ресурсов для реализации плана.
Этап 4. Определение исполнителей.
План работы специалиста по охране труда рекомендуется составлять на основе анализа условий труда, состояния производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в подразделениях и на предприятии в целом. Не менее 75 процентов рабочего времени должно быть отведено на обследование производственных объектов. При этом особое внимание уделяют участкам с высоким уровнем производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, с вредными, опасными и тяжелыми условиями труда, а также объектам повышенной опасности.

План работы должен содержать предупредительные и контрольные меры, реализуемые в следующем порядке:

Специалист по охране труда может составить:

  • перспективный план работы – на год;
  • текущий план – на квартал;
  • график обследования подразделений предприятия – на месяц.

Планы работы специалиста по охране труда утверждает руководитель предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом. Годовой план лучше утвердить за один месяц до планируемого периода, квартальный план – за 10 дней до начала квартала, а месячный график – за одну неделю до начала месяца.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.